Налоговые системы и критерии их оценки. Виды налогов. Прогрессивное, пропорциональное и регрессивное налогообложение. Пропорциональное прогрессивное и регрессивное налогообложение


Пропорциональное, прогрессивное и регрессивное налогообложение

Определение общественного сектора

Общественный сектор экономики - это сфера деятельности, ориентированная на ликвидацию провалов рынка, создание общих и социально значимых благ. Общественный сектор является достаточно сложным образованием и значительной мере пересекается с государством. В его состав входят бюджетные учреждения, государственные внебюджетные фонды и государственные предприятия, и другие объекты госсобственности.

Однако, не все предприятия, находящиеся в собственности государства, ориентированы на производство общественных благ. Не вполне корректно относить к общественному сектору государственные коммерческие предприятия, продукция которых является рыночным товаром, обладает свойствами конкурентности и исключаемости.

Помимо названных институтов, к общественному сектору в широком смысле слова относятся негосударственные некоммерческие организации. Сектор некоммерческих организаций, получивший большое развитие в ведущих зарубежных странах, является важным элементом гражданского общества. Эти структуры осуществляют свою деятельность в сфере провалов рынка и не ориентированы на получение прибыли. Цели и задачи их деятельности закрепляются в уставе. Некоммерческие организации могут получать прибыль, но она направляется исключительно на достижение уставных целей. Важным отличием некоммерческих организаций от государственных является то, что они создаются на добровольных началах и функционируют независимо. Они отличаются большей открытостью и ответственностью перед потребителями их услуг. В ряде случаев некоммерческим организациям может передаваться часть регулирующих функций, традиционно выполняемых государством.

Экономическая роль общественного сектора

Общественный сектор- это не только совокупность государственных предприятий и организаций, находящихся в собственности государства, но и денежные средства. В связи с этим ключевую роль среди компонентов общественного сектора играют государственные финансы: государственный бюджет, его доходы и расходы.

Общественный сектор представляет собой такую область экономики или часть экономического пространства, где в совокупности определяются следующие специфические условия:

- рынок не действует или частично действует, следовательно, преобладает нерыночный способ координации экономической деятельности, нерыночный тип организации обмена деятельностью;

- производятся, распределяются и потребляются не частные, а общественные блага;

- экономическое равновесия между спросом и предложением общественного блага осуществляется государством, органами местного самоуправления и добровольно-общественными организациями с помощью соответствующих социальных институтов и бюджетно-финансовой политики.

В отличие от рыночного, общественный сектор имеет дело с общественными благами, которые в большинстве своем не являются предметом купли-продажи. В тех случаях, когда происходит коммерческая сделка по поводу общественного блага, она не рассматривается как главный побудительный мотив деятельности общественных организаций. В связи с этим организации общественного сектора называют некоммерческими. Поскольку в общественном секторе доминирующее место занимает деятельность государства, то часто его называют государственным сектором экономики.

Источники доходов общественного сектора

Говоря о доходах общественного сектора, необходимо выделить их основные виды.

Доходы общественного сектора складываются из:

§ налоговых поступлений,

§ доходов принадлежащих государству предприятий и организаций.

Налогив данном случае понимаются широко.Они включают все виды доходов, аккумулируемых государством на регулярной основе с помощью принадлежащего ему права принуждения. Изучение специфики налоговых поступлений, их видов и способов формирования, влияния налогов на хозяйство и путей оптимизации налоговой системы относится к числу важнейших задач экономики общественного сектора.

Доходы государственных предприятий образуются в общем и целом на основе тех же закономерностей, что и доходы предприятий частного сектора. Если доля национализированных предприятий велика, их доходы во многом определяют финансовое состояние общественного сектора. Однако не все доходы государственных предприятий находятся в непосредственном распоряжении государственных органов. Ведь если предприятие функционирует по законам рыночной системы, его финансы обособлены от финансов государства. Оно самостоятельно выплачивает заработную плату, возмещает другие издержки и, как правило, инвестирует часть прибыли в собственное развитие.

Если речь идет о неконкурентоспособных предприятиях, субсидируемых государством, и о бюджетных учреждениях, то их расходы приходится полностью или частично финансировать либо за счет прибыльных предприятий общественного сектора, либо, чаще всего, за счет налогов. Как бы то ни было, нерыночные поступления этих предприятий и организаций представляют собой не чистые доходы общественного сектора, а трансферты, также сопряженные с издержками (потерями).

Предмет изучения экономики общественного сектора

Как уже было сказано ранее, экономика общественного сектора отдельно выделяет налоги, как базовую основу доходов общественного сектора.

Коренной признак налогов - их принудительный характер. С этой точки зрения к ним относятся не только те платежи, в названии которых присутствует слово «налог», например налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц и т.д. Налогами являются также таможенные пошлины, обязательные отчисления в государственные внебюджетные фонды, например в пенсионный фонд, и т.д. Все эти платежи в совокупности образуют налоговую систему.

Широкое понимание налогов помогает уяснить единую природу и взаимозаменяемость многих из них. Так, общественное финансирование здравоохранения может осуществляться из бюджета за счет разнообразных налоговых поступлений либо из специально созданного государственного фонда за счет целевых платежей в этот фонд. Каждый из вариантов имеет свои преимущества и недостатки. Однако выбор между ними удается сделать именно потому, что к обоим допустимы общие критерии как к альтернативным инструментам решения одной и той же задачи. В обоих случаях вводится обязательный платеж, в конечном счете покрываемый за счет населения, однако варианты различаются по конкретному кругу плательщиков, размеру издержек и целому ряду других характеристик, что и создает проблему выбора. В большинстве стран наряду с налогами, поступающими в бюджет и внебюджетные фонды, которыми располагает центральное правительство, имеются налоги, поступающие в распоряжение региональных и местных властей. Обычно региональные и местные представительные органы участвуют в установлении перечня или хотя бы размера таких налогов. Особенно это характерно для федеративных государств. Так, в России наряду с федеральными налогами существуют налоги республик в составе Российской Федерации, налоги краев, областей, автономной области, автономных округов, а также местные налоги.

Пример: В целом ряде стран важнейшим источником средств для общественного сектора выступает прямое налогообложение личных доходов граждан и прибыли предприятий. Это относится, в частности, к Новой Зеландии, Дании, Австралии, Финляндии, Канаде, Японии, Швеции, США, Швейцарии и др. Целевые платежи по социальному страхованию особенно весомы во Франции, Нидерландах, Германии, Италии, Бельгии, тогда как в некоторых других странах социальные нужды в большей степени удовлетворяются за счет бюджетных ассигнований, финансируемых на основе прямых и косвенных налогов, непосредственно не имеющих целевого характера.

В России наибольшее место в совокупных доходах общественного сектора занимают налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы и платежи в различные внебюджетные фонды. Для федерального бюджета роль важнейшего источника поступлений играет налог на добавленную стоимость. В условиях становления новой налоговой системы доли поступлений из различных источников из года в год существенно менялись.

 

Виды налогов

Налоговые платежи подразделяются на прямые и косвенные. Прямыми налогами облагаются непосредственно физические и юридические лица, а также их доходы, косвенными - ресурсы, виды деятельности, товары и услуги. Иными словами, примой налог увязывается непосредственно с характеристиками плательщика, а косвенный - с той деятельностью, которой он занимается.

Типичными примерами прямых налогов являются уже упоминавшийся подоходный налог с физических лиц и налог на прибыль с предприятий. К числу косвенных налогов относятся, в частности, налог на добавленную стоимость, акцизы, регистрационные, лицензионные и иные сборы, налог на рекламу и т.п.

 

Пример: Простейший тип прямого налога - недифференцированная подушная подать, известная в истории многих народов. Однако издавна предпринимались попытки учесть различия в платежеспособности тех, кто вносит прямые налоги. Так, размер подушной подати мог различаться в зависимости от положения плательщика. Кроме того, могла взиматься десятина и иные подобные ей платежи.

 

Косвенные налоги разнообразнее прямых, поскольку спектр несхожих между собой объектов обложения очень широк. В России и многих зарубежных странах наибольшую роль среди косвенных налогов играет более или менее унифицированный налог на добавленную стоимость (кое-где, например, в США, вместо него применяется налог с продаж), а также акцизы, которыми дифференцированно облагаются отдельные товары и услуги. Высокие акцизы устанавливаются обычно на алкогольные напитки, табачные изделия и предметы роскоши.

Пропорциональное, прогрессивное и регрессивное налогообложение

Налогообложение разделяется на пропорциональное, прогрессивное и регрессивное. Налог называется пропорциональным, если он возрастает в той же пропорции, как доход плательщика. Наряду с пропорциональным широко распространено также прогрессивноеналогообложение, при котором доля налога в доходе растет по мере его увеличения. В то же время некоторые налоги (как правило, косвенные) фактически имеют регрессивныйхарактер; иными словами, в доходах менее обеспеченных групп населения доля этих налогов выше, чем у более обеспеченных.

Это происходит в тех случаях, когда, например, акциз устанавливается в виде фиксированной суммы на единицу товара (скажем, на 1 пачку сигарет независимо от сорта и стоимости). Тогда для тех, кто покупает товар более низкого качества (а это характерно для лиц с низкими доходами), доля акциза в расходах оказывается, при прочих равных условиях, выше. Более того, если даже акциз пропорционален цене, но при этом товар, на который он установлен, в большей степени потребляется малообеспеченными, то данный акциз фактически может относиться к числу регрессивных налогов. Во многих странах Запада ныне именно так обстоит дело с налогообложением табачных изделий.

Приведенные примеры помогают понять, что, когда речь идет о пропорциональном, прогрессивном или регрессивном характере косвенного налога, как правило, имеется в виду не формула, с помощью которой налог начисляетсяпо отношению к цене, объему продаж, добавленной стоимости и т.п.,тогда какего фактическое соотношение с доходами плательщиков. Так, мы видели, что акциз, начисляемый пропорционально цене товара, способен выступать в качестве регрессивного налога по отношению к доходам. Акциз может быть также прогрессивным налогом, если он устанавливается, например, на ювелирные изделия.

Пример: в целом ряде стран важнейшим источником средств для общественного сектора выступает прямое налогообложение личных доходов граждан и прибыли предприятий. Это относится, в частности, к Новой Зеландии, Дании, Австралии, Финляндии, Канаде, Японии, Швеции, США, Швейцарии и др. Целевые платежи по социальному страхованию особенно весомы во Франции, Нидерландах, Германии, Италии, Бельгии, тогда как в некоторых других странах социальные нужды в большей степени удовлетворяются за счет бюджетных ассигнований, финансируемых на основе прямых и косвенных налогов, непосредственно не имеющих целевого характера.

В России наибольшее место в совокупных доходах общественного сектора занимают налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы и платежи в различные внебюджетные фонды. Для федерального бюджета роль важнейшего источника поступлений играет налог на добавленную стоимость. В условиях становления новой налоговой системы доли поступлений из различных источников из года в год существенно менялись. В дальнейшем предполагается стабилизация этих долей, которая, по-видимому, будет сопровождаться некоторым повышением удельного веса налогообложения граждан и соответствующим снижением доли платежей предприятий.

Норма налогообложения

Различия между пропорциональными, прогрессивными и регрессивными налогами связаны с неодинаковыми соотношениямипредельных и средних норм налогообложения. Норма налогообложения характеризует ту часть дохода, которая изымается в виде налога. При пропорциональном налогообложении предельная норма постоянна и равна средней при любой величине дохода. При прогрессивном налогообложении средняя норма растет, при регрессивном - снижается. Очевидно, это возможно и в том случае, когда предельная норма остается постоянной в некотором интервале.

Постоянство предельной нормы, разумеется, не относится к числу обязательных свойств ни прогрессивного, ни регрессивного налогообложения. Например, с увеличением дохода не только средняя, но и предельная норма может возрастать. Средняя норма - это отношение величины налога к доходу, предельная норма - производная налога по доходу. Очевидно, росту предельной нормы соответствует такое увеличение доли налоговых отчислений в доходах, которое все более ускоряется по мере их повышения.

 

Размеры и структура налогообложения должны соответствовать потребностям в общественных благах и справедливом перераспределении. Достижению соответствия могло бы благоприятствовать строгое целевое назначение каждого налога. Целевой характер имеют, например, взносы в пенсионные фонды, фонды медицинского и социального страхования.

stydopedia.ru

Open Library - открытая библиотека учебной информации

Производство Налоговые системы и критерии их оценки. Виды налогов. Прогрессивное, пропорциональное и регрессивное налогообложение

просмотров - 54

Налоговая система, то есть вся совокупность налогов, взимаемых в экономике, как правило, достаточно сложна. В случае если попытаться ограничиться одним налогом, то могут возникнуть серьезные проблемы с соответствием такой налоговой системы тем критериям, по которым принято оценивать налоговые системы. Вообще говоря, единых и применимых во всœех случаях критериев не существует. В случае если мы предположим, что известна функция общественного благосостояния, то налоговую систему следовало бы оценивать с точки зрения возможности при таком налогообложении и заданной системе общественных расходов, достичь максимума этой функции. При этом обычно делаются некоторые предположения о целях, которых желают достичь при разработке системы налогообложения и о правилах, позволяющих достичь этих целœей.

Обычно задачей, которую стараются разрешить при разработке налоговой системы (и государственной политики в целом), является задача достижения справедливости (равенства).

Выделяют горизонтальную и вертикальную справедливость.

Горизонтальная справедливость достигается, когда лица, находящиеся в одинаковом положении, платят одинаковые по величинœе налоги.

Вертикальная справедливость предполагает уплату более высоких налогов лицами, имеющими более высокий уровень благосостояния (точнее, поскольку налоги взимаются за некоторый период, больший прирост благосостояния за указанный период).

Основной принцип, лежащий в основе оценки принято называть принципом платежеспособности или способности к уплате (ability to pay). Способность платить предполагает неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ гипотетическое благосостояние, которого индивидуум мог бы достичь. Обычно в качестве оценки способности платить принимают доход. Это не вполне точная оценка, поскольку человек, больше ценящий досуг, может тратить меньше усилий на получение дохода и иметь при этом благосостояние достаточно высокое, но невысокий доход.

Тесно связан с ним принцип равной жертвы, или равных потерь, которые возникают при уплате налогов. При этом предполагается, что лица с более высоким богатством ценят единицу дополнительного дохода меньше, чем менее обеспеченные.

Применяется также принцип получаемых выгод, в соответствии с которым налог должен взиматься более высокий налог с тех лиц, которые получат большую выгоду от расходования государством полученных доходов.

Эти принципы в большей степени соответствуют перераспределительной функции государства. Хотя принцип способности платить может способствовать и выполнению стабилизационной функции.

Аллокационной функции государства отвечает принцип нейтральности, в соответствии с которым конкретные налоги и налоговая система в целом должны по возможности в наименьшей степени искажать решения налогоплательщиков.

При этом иногда введение искажающего налога приводит к коррекции провалов рынка, к примеру, в случае налога Пигу.

Принцип организационной простоты позволяет снижать издержки администрирования и уплаты налогов. При прочих равных простота налоговой системы способствует достижению более высокого благосостояния граждан.

Гибкость налоговой системы позволяет ей адекватно реагировать на происходящие изменения.

Налоги классифицируются в зависимости от тех или иных их характеристик.

Принято подразделять налоги на следующие виды:

Прямые и косвенные, в зависимости от того, что является объектом налогообложения. В случае прямых налогов облагаются непосредственно физические и юридические лица, их доходы или имущество. Косвенными налогами облагаются ресурсы, деятельность, товары и услуги.

Целœевые (маркированные) и нецелœевые (немаркированные налоги). В случае целых налогов всœе поступления от них расходуются на финансирование заранее определœенных общественных программ. Направление расходования нецелœевых налогов определяется исходя из общей суммы полученных доходов.

Специфические и адвалорные. Обычно эта классификация применяется к косвенным налогам. Специфический налог (другое название потоварный) взимается в размере фиксированной суммы от каждой единицы товара, ресурса и т.д. Эта сумма выражена в денежных единицах и является ставкой специфического налога. Адвалорный налог (стоимостной) взимается в размере некоторой доли от базы налогообложения (денежной оценки объекта налогообложения). В случае адвалорного налога ставкой является доля в процентах.

Прогрессивные, пропорциональные и регрессивные налоги.

Экономическое и юридическое понятия прогрессивности различаются. В юридической практике налоги подразделяются в соответствии со ставкой налога. В случае если ставка налога фиксирована и не меняется в зависимости от базы налога, то налог является пропорциональным. В случае если прирост базы по мере ее увеличения облагается по всœе более высоким ставкам, то налог является прогрессивным. В случае если ставка, применяемая к приросту базы налогообложения, снижается по мере роста налоговой базы, то налог регрессивен.

Экономическое понятие прогрессивности относится обычно к налоговой системе в целом или к влиянию отдельного налога на посленалоговый доход налогоплательщика при заданном доналоговом доходе. Прогрессивность определяется исходя из поведения средней эффективной ставки налогообложения при изменении дохода налогоплательщика.

Средней эффективной ставкой налогообложения принято называть отношение суммы подлежащего уплате налога (налогов в целом, если речь идет о налоговой системе), к доходу налогоплательщика.

При анализе налогов часто при определœении средней эффективной ставки рассматривают отношение налоговых обязательств к доходу от конкретного источника. Так, к примеру, при определœении эффективной ставки налогообложения доходов от труда относят сумму подоходного налога и всœех налогов, взимаемых от заработной платы (в России в настоящее время это социальный налог), к сумме расходов на оплату труда, осуществленных предприятием.

Возможен также расчет эффективной ставки посредством отнесения налоговых обязательств к посленалоговому доходу. Обычно при осуществлении расчетов оговаривается, включает ли база сумму налога. Но иногда, когда такая информация не указывается, возникают серьезные расхождения в оценках эффективных налоговых ставок, полученных разными исследователями. Следует понимать, что при этом речь идет о разных эффективных налоговых ставках и их нельзя сравнивать непосредственно, требуется пересчет.

В случае прогрессивных налогов средняя эффективная ставка налогообложения возрастает с ростом дохода, при пропорциональных остается неизменной, при регрессивных снижается.

Определяют еще и предельную эффективную ставку. Она равна отношению прироста налоговых обязательств к приросту дохода.

При налогообложении доходов налог будет прогрессивным, если предельная ставка налога выше, чем средняя ставка (в этом случае средняя ставка возрастает).

К примеру, подоходный налог с фиксированной юридически установленной ставкой (она равна предельной ставке) t и необлагаемой фиксированной величиной дохода I0 является прогрессивным.

Сумма налоговых обязательств равна нулю, если доход меньше, чем I0, а если доход больше, чем I0, налоговые обязательства составят T= t(I-I0). Средняя эффективная ставка равна

.

Нетрудно видеть, что средняя ставка растет с ростом дохода.

То есть не обязательно наличие многих различных предельных ставок для разных видов доходов, чтобы налог был прогрессивным.

TI0 не зависит от дохода. Эту величину можно рассматривать как паушальную субсидию. Значит, прогрессивный налог можно задать как комбинацию пропорционального налога и паушального трансферта.

Другие примеры возможного задания прогрессивных и регрессивных налогов можно посмотреть в [1].

oplib.ru

Open Library - открытая библиотека учебной информации

Производство Налоговые системы и критерии их оценки. Виды налогов. Прогрессивное, пропорциональное и регрессивное налогообложение.

просмотров - 74

Налоговая система, то есть вся совокупность налогов, взимаемых в экономике, как правило достаточно сложна. В случае если попытаться ограничиться одним налогом, то могут возникнуть серьезные проблемы с соответствием такой налоговой системы тем критериям, по которым принято оценивать налоговые системы. Вообще говоря, единых и применимых во всœех случаях критериев не существует. В случае если мы предположим, что известна функция общественного благосостояния, то налоговую систему следовало бы оценивать с точки зрения возможности при таком налогообложении и заданной системе общественных расходов, достичь максимума этой функции. При этом обычно делаются некоторые предположения о целях, которых желают достичь при разработке системы налогообложения и о правилах, позволяющих достичь этих целœей.

Обычно задачей, которую стараются разрешить при разработке налоговой системы (и государственной политики в целом), является задача достижения справедливости (равенства).

Выделяют горизонтальную и вертикальную справедливость.

Горизонтальная справедливость достигается, когда лица, находящиеся в одинаковом положении, платят одинаковые по величинœе налоги.

Вертикальная справедливость предполагает уплату более высоких налогов лицами, имеющими более высокий уровень благосостояния (точнее, поскольку налоги взимаются за некоторый период, больший прирост благосостояния за указанный период).

Основной принцип, лежащий в основе оценки принято называть принципом платежеспособности или способности к уплате (ability to pay). Способность платить предполагает неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ гипотетическое благосостояние, которого индивидуум мог бы достичь. Обычно в качестве оценки способности платить принимают доход. Это не вполне точная оценка, поскольку человек, больше ценящий досуг, может тратить меньше усилий на получение дохода и иметь при этом благосостояние достаточно высокое, но невысокий доход.

Тесно связан с ним принцип равной жертвы, или равных потерь, которые возникают при уплате налогов. При этом предполагается, что лица с более высоким богатством ценят единицу дополнительного дохода меньше, чем менее обеспеченные.

Применяется также принцип получаемых выгод, в соответствии с которым налог должен взиматься более высокий налог с тех лиц, которые получат большую выгоду от расходования государством полученных доходов.

Эти принципы в большей степени соответствуют перераспределительной функции государства. Хотя принцип способности платить может способствовать и выполнению стабилизационной функции.

Аллокационной функции государства отвечает принцип нейтральности, в соответствии с которым конкретные налоги и налоговая система в целом должны по возможности в наименьшей степени искажать решения налогоплательщиков.

При этом иногда введение искажающего налога приводит к коррекции провалов рынка, к примеру, в случае налога Пигу.

Принцип организационной простоты позволяет снижать издержки администрирования и уплаты налогов. При прочих равных простота налоговой системы способствует достижению более высокого благосостояния граждан.

Гибкость налоговой системы позволяет ей адекватно реагировать на происходящие изменения.

Налоги классифицируются в зависимости от тех или иных их характеристик.

Принято подразделять налоги на следующие виды:

Прямые и косвенные, в зависимости от того, что является объектом налогообложения. В случае прямых налогов облагаются непосредственно физические и юридические лица, их доходы или имущество. Косвенными налогами облагаются ресурсы, деятельность, товары и услуги.

Целœевые (маркированные) и нецелœевые (немаркированные налоги). В случае целых налогов всœе поступления от них расходуются на финансирование заранее определœенных общественных программ. Направление расходования нецелœевых налогов определяется исходя из общей суммы полученных доходов.

Специфические и адвалорные. Обычно эта классификация применяется к косвенным налогам. Специфический налог (другое название потоварный) взимается в размере фиксированной суммы от каждой единицы товара, ресурса и т.д. Эта сумма выражена в денежных единицах и является ставкой специфического налога . Адвалорный налог (стоимостной) взимается в размере некоторой доли от базы налогообложения (денежной оценки объекта налогообложения). В случае адвалорного налога ставкой является доля в процентах.

Прогрессивные, пропорциональные и регрессивные налоги.

Экономическое и юридическое понятия прогрессивности различаются. В юридической практике налоги подразделяются в соответствии со ставкой налога. В случае если ставка налога фиксирована и не меняется в зависимости от базы налога, то налог является пропорциональным. В случае если прирост базы по мере ее увеличения облагается по всœе более высоким ставкам, то налог явялется прогрессивным. В случае если ставка, применяемая к приросту базы налогообложения, снижается по мере роста налогвой базы, то налог регрессивен.

Экономическое понятие прогрессивности относится обычно к налоговой системе в целом или к влиянию отдельного налога на посленалоговый доход налогоплательщика при заданном доналоговом доходе. Прогрессивность определяется исходя из поведения средней эффективной ставки налогообложения при изменении дохода налогоплательщика.

Средней эффективной ставкой налогообложения принято называть отношение суммы подлежащего уплате налога (налогов в целом, если речь идет о налоговой системе), к доходу налогоплательщика.

При анализе налогов часто при определœении средней эффективной ставки рассматривают отношение налоговых обязательств к доходу от конкретного источника. Так, к примеру, при определœении эффективной ставки налогообложения доходов от труда относят сумму подоходного налога и всœех налогов, взимаемых от заработной платы (в России в настоящее время это социальный налог), к сумме расходов на оплату труда, осуществленных предприятием.

Возможен также расчет эффективной ставки посредством отнесения налоговых обязательств к посленалоговому доходу. Обычно при осуществлении расчетов оговаривается, включает ли база сумму налога. Но иногда, когда такая информация не указывается, возникают серьезные расхождения в оценках эффективных налоговых ставок, полученных разными исследователями. Следует понимать, что при этом речь идет о разных эффективных налоговых ставках и их нельзя сравнивать непосредственно, требуется пересчет.

В случае прогрессивных налогов средняя эффективная ставка налогообложения возрастает с ростом дохода, при пропорциональных остается неизменной, при регрессивных снижается.

Определяют еще и предельную эффективную ставку. Она равна отношению прироста налоговых обязательств к приросту дохода.

При налогообложении доходов налог будет прогрессивным, если предельная ставка налога выше, чем средняя ставка (в этом случае средняя ставка возрастает).

К примеру, подоходный налог с фиксированной юридически установленной ставкой (она равна предельной ставке) t и необлагаемой фиксированной величиной дохода I0 является прогрессивным.

Сумма налоговых обязательств равна нулю, если доход меньше, чем I0, а если доход больше, чем I0, налоговые обязательства составят T= t(I-I0). Средняя эффективная ставка равна

.

Нетрудно видеть, что средняя ставка растет с ростом дохода.

То есть не обязательно наличие многих различных предельных ставок для разных видов доходов, чтобы налог был прогрессивным.

TI0 не зависит от дохода. Эту величину можно рассматривать как паушальную субсидию. Значит прогрессивный налог можно задать как комбинацию пропорционального налога и паушального трансферта.

Другие примеры возможного задания прогрессивных и регрессивных налогов можно посмотреть в [1].

oplib.ru

Налоговые системы и критерии их оценки. Виды налогов. Прогрессивное, пропорциональное и регрессивное налогообложение

Налоговая система, то есть вся совокупность налогов, взимаемых в экономике, как правило, достаточно сложна. Если попытаться ограничиться одним налогом, то могут возникнуть серьезные проблемы с соответствием такой налоговой системы тем критериям, по которым принято оценивать налоговые системы. Вообще говоря, единых и применимых во всех случаях критериев не существует. Если мы предположим, что известна функция общественного благосостояния, то налоговую систему следовало бы оценивать с точки зрения возможности при таком налогообложении и заданной системе общественных расходов, достичь максимума этой функции. Однако обычно делаются некоторые предположения о целях, которых желают достичь при разработке системы налогообложения и о правилах, позволяющих достичь этих целей.

Обычно задачей, которую стараются разрешить при разработке налоговой системы (и государственной политики в целом), является задача достижения справедливости (равенства).

Выделяют горизонтальную и вертикальную справедливость.

Горизонтальная справедливость достигается, когда лица, находящиеся в одинаковом положении, платят одинаковые по величине налоги.

Вертикальная справедливость предполагает уплату более высоких налогов лицами, имеющими более высокий уровень благосостояния (точнее, поскольку налоги взимаются за некоторый период, больший прирост благосостояния за указанный период).

Основной принцип, лежащий в основе оценки называется принципом платежеспособности или способности к уплате (ability to pay). Способность платить предполагает некоторое гипотетическое благосостояние, которого индивидуум мог бы достичь. Обычно в качестве оценки способности платить принимают доход. Это не вполне точная оценка, поскольку человек, больше ценящий досуг, может тратить меньше усилий на получение дохода и иметь при этом благосостояние достаточно высокое, но невысокий доход.

Тесно связан с ним принцип равной жертвы, или равных потерь, которые возникают при уплате налогов. При этом предполагается, что лица с более высоким богатством ценят единицу дополнительного дохода меньше, чем менее обеспеченные.

Применяется также принцип получаемых выгод, в соответствии с которым налог должен взиматься более высокий налог с тех лиц, которые получат большую выгоду от расходования государством полученных доходов.

Эти принципы в большей степени соответствуют перераспределительной функции государства. Хотя принцип способности платить может способствовать и выполнению стабилизационной функции.

Аллокационной функции государства отвечает принцип нейтральности, в соответствии с которым конкретные налоги и налоговая система в целом должны по возможности в наименьшей степени искажать решения налогоплательщиков.

Однако иногда введение искажающего налога приводит к коррекции провалов рынка, например, в случае налога Пигу.

Принцип организационной простоты позволяет снижать издержки администрирования и уплаты налогов. При прочих равных простота налоговой системы способствует достижению более высокого благосостояния граждан.

Гибкость налоговой системы позволяет ей адекватно реагировать на происходящие изменения.

Налоги классифицируются в зависимости от тех или иных их характеристик.

Принято подразделять налоги на следующие виды:

Прямые и косвенные, в зависимости от того, что является объектом налогообложения. В случае прямых налогов облагаются непосредственно физические и юридические лица, их доходы или имущество. Косвенными налогами облагаются ресурсы, деятельность, товары и услуги.

Целевые (маркированные) и нецелевые (немаркированные налоги). В случае целых налогов все поступления от них расходуются на финансирование заранее определенных общественных программ. Направление расходования нецелевых налогов определяется исходя из общей суммы полученных доходов.

Специфические и адвалорные. Обычно эта классификация применяется к косвенным налогам. Специфический налог (другое название потоварный) взимается в размере фиксированной суммы от каждой единицы товара, ресурса и т.д. Эта сумма выражена в денежных единицах и является ставкой специфического налога. Адвалорный налог (стоимостной) взимается в размере некоторой доли от базы налогообложения (денежной оценки объекта налогообложения). В случае адвалорного налога ставкой является доля в процентах.

Прогрессивные, пропорциональные и регрессивные налоги.

Экономическое и юридическое понятия прогрессивности различаются. В юридической практике налоги подразделяются в соответствии со ставкой налога. Если ставка налога фиксирована и не меняется в зависимости от базы налога, то налог является пропорциональным. Если прирост базы по мере ее увеличения облагается по все более высоким ставкам, то налог является прогрессивным. Если ставка, применяемая к приросту базы налогообложения, снижается по мере роста налоговой базы, то налог регрессивен.

Экономическое понятие прогрессивности относится обычно к налоговой системе в целом или к влиянию отдельного налога на посленалоговый доход налогоплательщика при заданном доналоговом доходе. Прогрессивность определяется исходя из поведения средней эффективной ставки налогообложения при изменении дохода налогоплательщика.

Средней эффективной ставкой налогообложения называется отношение суммы подлежащего уплате налога (налогов в целом, если речь идет о налоговой системе), к доходу налогоплательщика.

При анализе налогов часто при определении средней эффективной ставки рассматривают отношение налоговых обязательств к доходу от конкретного источника. Так, например, при определении эффективной ставки налогообложения доходов от труда относят сумму подоходного налога и всех налогов, взимаемых от заработной платы (в России в настоящее время это социальный налог), к сумме расходов на оплату труда, осуществленных предприятием.

Возможен также расчет эффективной ставки посредством отнесения налоговых обязательств к посленалоговому доходу. Обычно при осуществлении расчетов оговаривается, включает ли база сумму налога. Но иногда, когда такая информация не указывается, возникают серьезные расхождения в оценках эффективных налоговых ставок, полученных разными исследователями. Следует понимать, что при этом речь идет о разных эффективных налоговых ставках и их нельзя сравнивать непосредственно, требуется пересчет.

В случае прогрессивных налогов средняя эффективная ставка налогообложения возрастает с ростом дохода, при пропорциональных остается неизменной, при регрессивных снижается.

Определяют еще и предельную эффективную ставку. Она равна отношению прироста налоговых обязательств к приросту дохода.

При налогообложении доходов налог будет прогрессивным, если предельная ставка налога выше, чем средняя ставка (в этом случае средняя ставка возрастает).

Например, подоходный налог с фиксированной юридически установленной ставкой (она равна предельной ставке) t и необлагаемой фиксированной величиной дохода I0 является прогрессивным.

Сумма налоговых обязательств равна нулю, если доход меньше, чем I0, а если доход больше, чем I0, налоговые обязательства составят T= t(I-I0). Средняя эффективная ставка равна

.

Нетрудно видеть, что средняя ставка растет с ростом дохода.

То есть не обязательно наличие многих различных предельных ставок для разных видов доходов, чтобы налог был прогрессивным.

TI0 не зависит от дохода. Эту величину можно рассматривать как паушальную субсидию. Значит, прогрессивный налог можно задать как комбинацию пропорционального налога и паушального трансферта.

Другие примеры возможного задания прогрессивных и регрессивных налогов можно посмотреть в [1].

studlib.info

Налоговые системы и критерии их оценки. Виды налогов. Прогрессивное, пропорциональное и регрессивное налогообложение

Налоговая система, то есть вся совокупность налогов, взимаемых в экономике, как правило, достаточно сложна. Если попытаться ограничиться одним налогом, то могут возникнуть серьезные проблемы с соответствием такой налоговой системы тем критериям, по которым принято оценивать налоговые системы. Вообще говоря, единых и применимых во всех случаях критериев не существует. Если мы предположим, что известна функция общественного благосостояния, то налоговую систему следовало бы оценивать с точки зрения возможности при таком налогообложении и заданной системе общественных расходов, достичь максимума этой функции. Однако обычно делаются некоторые предположения о целях, которых желают достичь при разработке системы налогообложения и о правилах, позволяющих достичь этих целей.

Обычно задачей, которую стараются разрешить при разработке налоговой системы (и государственной политики в целом), является задача достижения справедливости (равенства).

Выделяют горизонтальную и вертикальную справедливость.

Горизонтальная справедливость достигается, когда лица, находящиеся в одинаковом положении, платят одинаковые по величине налоги.

Вертикальная справедливость предполагает уплату более высоких налогов лицами, имеющими более высокий уровень благосостояния (точнее, поскольку налоги взимаются за некоторый период, больший прирост благосостояния за указанный период).

Основной принцип, лежащий в основе оценки называется принципом платежеспособности или способности к уплате (ability to pay). Способность платить предполагает некоторое гипотетическое благосостояние, которого индивидуум мог бы достичь. Обычно в качестве оценки способности платить принимают доход. Это не вполне точная оценка, поскольку человек, больше ценящий досуг, может тратить меньше усилий на получение дохода и иметь при этом благосостояние достаточно высокое, но невысокий доход.

Тесно связан с ним принцип равной жертвы, или равных потерь, которые возникают при уплате налогов. При этом предполагается, что лица с более высоким богатством ценят единицу дополнительного дохода меньше, чем менее обеспеченные.

Применяется также принцип получаемых выгод, в соответствии с которым налог должен взиматься более высокий налог с тех лиц, которые получат большую выгоду от расходования государством полученных доходов.

Эти принципы в большей степени соответствуют перераспределительной функции государства. Хотя принцип способности платить может способствовать и выполнению стабилизационной функции.

Аллокационной функции государства отвечает принцип нейтральности, в соответствии с которым конкретные налоги и налоговая система в целом должны по возможности в наименьшей степени искажать решения налогоплательщиков.

Однако иногда введение искажающего налога приводит к коррекции провалов рынка, например, в случае налога Пигу.

Принцип организационной простоты позволяет снижать издержки администрирования и уплаты налогов. При прочих равных простота налоговой системы способствует достижению более высокого благосостояния граждан.

Гибкость налоговой системы позволяет ей адекватно реагировать на происходящие изменения.

Налоги классифицируются в зависимости от тех или иных их характеристик.

Принято подразделять налоги на следующие виды:

Прямые и косвенные, в зависимости от того, что является объектом налогообложения. В случае прямых налогов облагаются непосредственно физические и юридические лица, их доходы или имущество. Косвенными налогами облагаются ресурсы, деятельность, товары и услуги.

Целевые (маркированные) и нецелевые (немаркированные налоги). В случае целых налогов все поступления от них расходуются на финансирование заранее определенных общественных программ. Направление расходования нецелевых налогов определяется исходя из общей суммы полученных доходов.

Специфические и адвалорные. Обычно эта классификация применяется к косвенным налогам. Специфический налог (другое название потоварный) взимается в размере фиксированной суммы от каждой единицы товара, ресурса и т.д. Эта сумма выражена в денежных единицах и является ставкой специфического налога. Адвалорный налог (стоимостной) взимается в размере некоторой доли от базы налогообложения (денежной оценки объекта налогообложения). В случае адвалорного налога ставкой является доля в процентах.

Прогрессивные, пропорциональные и регрессивные налоги.

Экономическое и юридическое понятия прогрессивности различаются. В юридической практике налоги подразделяются в соответствии со ставкой налога. Если ставка налога фиксирована и не меняется в зависимости от базы налога, то налог является пропорциональным. Если прирост базы по мере ее увеличения облагается по все более высоким ставкам, то налог является прогрессивным. Если ставка, применяемая к приросту базы налогообложения, снижается по мере роста налоговой базы, то налог регрессивен.

Экономическое понятие прогрессивности относится обычно к налоговой системе в целом или к влиянию отдельного налога на посленалоговый доход налогоплательщика при заданном доналоговом доходе. Прогрессивность определяется исходя из поведения средней эффективной ставки налогообложения при изменении дохода налогоплательщика.

Средней эффективной ставкой налогообложения называется отношение суммы подлежащего уплате налога (налогов в целом, если речь идет о налоговой системе), к доходу налогоплательщика.

При анализе налогов часто при определении средней эффективной ставки рассматривают отношение налоговых обязательств к доходу от конкретного источника. Так, например, при определении эффективной ставки налогообложения доходов от труда относят сумму подоходного налога и всех налогов, взимаемых от заработной платы (в России в настоящее время это социальный налог), к сумме расходов на оплату труда, осуществленных предприятием.

Возможен также расчет эффективной ставки посредством отнесения налоговых обязательств к посленалоговому доходу. Обычно при осуществлении расчетов оговаривается, включает ли база сумму налога. Но иногда, когда такая информация не указывается, возникают серьезные расхождения в оценках эффективных налоговых ставок, полученных разными исследователями. Следует понимать, что при этом речь идет о разных эффективных налоговых ставках и их нельзя сравнивать непосредственно, требуется пересчет.

В случае прогрессивных налогов средняя эффективная ставка налогообложения возрастает с ростом дохода, при пропорциональных остается неизменной, при регрессивных снижается.

Определяют еще и предельную эффективную ставку. Она равна отношению прироста налоговых обязательств к приросту дохода.

При налогообложении доходов налог будет прогрессивным, если предельная ставка налога выше, чем средняя ставка (в этом случае средняя ставка возрастает).

Например, подоходный налог с фиксированной юридически установленной ставкой (она равна предельной ставке) t и необлагаемой фиксированной величиной дохода I0 является прогрессивным.

Сумма налоговых обязательств равна нулю, если доход меньше, чем I0, а если доход больше, чем I0, налоговые обязательства составят T= t(I-I0). Средняя эффективная ставка равна

.

Нетрудно видеть, что средняя ставка растет с ростом дохода.

То есть не обязательно наличие многих различных предельных ставок для разных видов доходов, чтобы налог был прогрессивным.

TI0 не зависит от дохода. Эту величину можно рассматривать как паушальную субсидию. Значит, прогрессивный налог можно задать как комбинацию пропорционального налога и паушального трансферта.

Другие примеры возможного задания прогрессивных и регрессивных налогов можно посмотреть в [1].

studlib.info

Налоговые системы и критерии их оценки. Виды налогов. Прогрессивное, пропорциональное и регрессивное налогообложение

Налоговая система, то есть вся совокупность налогов, взимаемых в экономике, как правило достаточно сложна. Если попытаться ограничиться одним налогом, то могут возникнуть серьезные проблемы с соответствием такой налоговой системы тем критериям, по которым принято оценивать налоговые системы. Вообще говоря, единых и применимых во всех случаях критериев не существует. Если мы предположим, что известна функция общественного благосостояния, то налоговую систему следовало бы оценивать с точки зрения возможности при таком налогообложении и заданной системе общественных расходов, достичь максимума этой функции. Однако обычно делаются некоторые предположения о целях, которых желают достичь при разработке системы налогообложения и о правилах, позволяющих достичь этих целей.

Обычно задачей, которую стараются разрешить при разработке налоговой системы (и государственной политики в целом), является задача достижения справедливости (равенства).

Выделяют горизонтальную и вертикальную справедливость.

Горизонтальная справедливость достигается, когда лица, находящиеся в одинаковом положении, платят одинаковые по величине налоги.

Вертикальная справедливость предполагает уплату более высоких налогов лицами, имеющими более высокий уровень благосостояния (точнее, поскольку налоги взимаются за некоторый период, больший прирост благосостояния за указанный период).

Основной принцип, лежащий в основе оценки называется принципом платежеспособности или способности к уплате (ability to pay). Способность платить предполагает некоторое гипотетическое благосостояние, которого индивидуум мог бы достичь. Обычно в качестве оценки способности платить принимают доход. Это не вполне точная оценка, поскольку человек, больше ценящий досуг, может тратить меньше усилий на получение дохода и иметь при этом благосостояние достаточно высокое, но невысокий доход.

Тесно связан с ним принцип равной жертвы, или равных потерь, которые возникают при уплате налогов. При этом предполагается, что лица с более высоким богатством ценят единицу дополнительного дохода меньше, чем менее обеспеченные.

Применяется также принцип получаемых выгод, в соответствии с которым налог должен взиматься более высокий налог с тех лиц, которые получат большую выгоду от расходования государством полученных доходов.

Эти принципы в большей степени соответствуют перераспределительной функции государства. Хотя принцип способности платить может способствовать и выполнению стабилизационной функции.

Аллокационной функции государства отвечает принцип нейтральности, в соответствии с которым конкретные налоги и налоговая система в целом должны по возможности в наименьшей степени искажать решения налогоплательщиков.

Однако иногда введение искажающего налога приводит к коррекции провалов рынка, например, в случае налога Пигу.

Принцип организационной простоты позволяет снижать издержки администрирования и уплаты налогов. При прочих равных простота налоговой системы способствует достижению более высокого благосостояния граждан.

Гибкость налоговой системы позволяет ей адекватно реагировать на происходящие изменения.

Налоги классифицируются в зависимости от тех или иных их характеристик.

Принято подразделять налоги на следующие виды:

Прямые и косвенные, в зависимости от того, что является объектом налогообложения. В случае прямых налогов облагаются непосредственно физические и юридические лица, их доходы или имущество. Косвенными налогами облагаются ресурсы, деятельность, товары и услуги.

Целевые (маркированные) и нецелевые (немаркированные налоги). В случае целых налогов все поступления от них расходуются на финансирование заранее определенных общественных программ. Направление расходования нецелевых налогов определяется исходя из общей суммы полученных доходов.

Специфические и адвалорные. Обычно эта классификация применяется к косвенным налогам. Специфический налог (другое название потоварный) взимается в размере фиксированной суммы от каждой единицы товара, ресурса и т.д. Эта сумма выражена в денежных единицах и является ставкой специфического налога . Адвалорный налог (стоимостной) взимается в размере некоторой доли от базы налогообложения (денежной оценки объекта налогообложения). В случае адвалорного налога ставкой является доля в процентах.

Прогрессивные, пропорциональные и регрессивные налоги.

Экономическое и юридическое понятия прогрессивности различаются. В юридической практике налоги подразделяются в соответствии со ставкой налога. Если ставка налога фиксирована и не меняется в зависимости от базы налога, то налог является пропорциональным. Если прирост базы по мере ее увеличения облагается по все более высоким ставкам, то налог явялется прогрессивным. Если ставка, применяемая к приросту базы налогообложения, снижается по мере роста налогвой базы, то налог регрессивен.

Экономическое понятие прогрессивности относится обычно к налоговой системе в целом или к влиянию отдельного налога на посленалоговый доход налогоплательщика при заданном доналоговом доходе. Прогрессивность определяется исходя из поведения средней эффективной ставки налогообложения при изменении дохода налогоплательщика.

Средней эффективной ставкой налогообложения называется отношение суммы подлежащего уплате налога (налогов в целом, если речь идет о налоговой системе), к доходу налогоплательщика.

При анализе налогов часто при определении средней эффективной ставки рассматривают отношение налоговых обязательств к доходу от конкретного источника. Так, например, при определении эффективной ставки налогообложения доходов от труда относят сумму подоходного налога и всех налогов, взимаемых от заработной платы (в России в настоящее время это социальный налог), к сумме расходов на оплату труда, осуществленных предприятием.

Возможен также расчет эффективной ставки посредством отнесения налоговых обязательств к посленалоговому доходу. Обычно при осуществлении расчетов оговаривается, включает ли база сумму налога. Но иногда, когда такая информация не указывается, возникают серьезные расхождения в оценках эффективных налоговых ставок, полученных разными исследователями. Следует понимать, что при этом речь идет о разных эффективных налоговых ставках и их нельзя сравнивать непосредственно, требуется пересчет.

В случае прогрессивных налогов средняя эффективная ставка налогообложения возрастает с ростом дохода, при пропорциональных остается неизменной, при регрессивных снижается.

Определяют еще и предельную эффективную ставку. Она равна отношению прироста налоговых обязательств к приросту дохода.

При налогообложении доходов налог будет прогрессивным, если предельная ставка налога выше, чем средняя ставка (в этом случае средняя ставка возрастает).

Например, подоходный налог с фиксированной юридически установленной ставкой (она равна предельной ставке) t и необлагаемой фиксированной величиной дохода I0 является прогрессивным.

Сумма налоговых обязательств равна нулю, если доход меньше, чем I0, а если доход больше, чем I0, налоговые обязательства составят T= t(I-I0). Средняя эффективная ставка равна

.

Нетрудно видеть, что средняя ставка растет с ростом дохода.

То есть не обязательно наличие многих различных предельных ставок для разных видов доходов, чтобы налог был прогрессивным.

TI0 не зависит от дохода. Эту величину можно рассматривать как паушальную субсидию. Значит прогрессивный налог можно задать как комбинацию пропорционального налога и паушального трансферта.

Другие примеры возможного задания прогрессивных и регрессивных налогов можно посмотреть в [1].

studlib.info