Что такое промежуточная аттестация учащихся. Промежуточная аттестация это


Что такое промежуточная аттестация в школе? :: BusinessMan.ru

Итоговая промежуточная аттестация направлена на оценку усвоения школьниками полного объема содержания определенного предмета за прошедший учебный год. Поговорим о ней подробнее.

О целях промежуточной аттестации

Проводят такие испытания для ребят, которые переходят из одного класса в другой, не являются выпускниками начальной, основной, средней ступени обучения.

Говоря о том, что такое промежуточная аттестация, нужно выделить ее основные цели:

  • определение реального уровня теоретических навыков и знаний обучающихся по предметам, входящим в обязательный компонент учебного плана, проверка практических умений школьников;
  • оценка соответствия выявленного уровня требованиям, выдвигаемым новыми образовательными федеральными стандартами в 2-8, 10 классах;
  • контроль выполнения календарно-тематического планирования по проверяемым дисциплинам, выполнения учебных программ.

О задачах проведения промежуточной аттестации

При проведении контрольных работ выявляют:

  • успешность выполнения школьниками учебного плана для рассмотрения вопроса о продолжении обучения данной дисциплине в следующем классе;
  • уровень подготовки к итоговой аттестации по материалу, изученному в учебном году.

О нормативно-правовой базе организации промежуточной аттестации школьников

Итоговая промежуточная аттестация проводится с учетом ряда документов. Это ст. 58 закона «Об образовании в РФ». А также Положения о периодичности, формах, порядке проведения текущего контроля обучающихся ОУ.

Формы проведения промежуточной аттестации

Промежуточная аттестация по математике во 2-4 классах возможна в следующих формах:

  • комплексная контрольная работа;
  • тестовая работа межпредметного характера.

На ступени основного образования (5-8 классы) допускаются:

  • промежуточная аттестация по русскому языку в тестовой форме;
  • сжатое изложение;
  • тестирование в форме ОГЭ по математике, английскому языку, географии, истории, биологии, физике, химии.

На старшей ступени обучения (10 класс) предполагается проверка знаний по географии, истории, физике, математике, химии, обществознанию, иностранному языку в форме ЕГЭ.

Отвечая на вопрос о том, что такое промежуточная аттестация, отметим, что существуют определенные правила подготовки материала для ее проведения. Предполагается использование программного материала, изученного за текущий учебный год. Сначала педагог самостоятельно составляет к промежуточной аттестации контрольные материалы, затем они утверждаются на заседании научно-методического объединения школы (города, района).

Для того чтобы в полной мере осознать, что такое промежуточная аттестация, какова ее значимость, отметим, что оценивание работ осуществляется по обычной пятибалльной системе. Те оценки, которые получат школьники в ходе тестовых либо контрольных работ, оформляются в виде протокола, вписываются в электронный журнал. Именно по отметкам, полученным в ходе аттестации, педагог выставляет итоговые за учебный год. Утверждают отметки на заседании педагогического совета школы, и именно здесь принимают решение о переводе в следующий класс или повторном обучении.

Кого освобождают от прохождения промежуточной аттестации?

Согласно установленному в каждой школе «Положению о промежуточной аттестации», от нее освобождают:

  • по состоянию здоровья на основании заключения врача;
  • ребят, которые осваивали общеобразовательные основные учебные программы в условиях домашнего обучения, и имеют по всем предметам положительные годовые оценки;
  • победителей и призеров олимпиад регионального и федерального уровня.

Заключение

Рассматривая ответ на вопрос о том, что такое промежуточная аттестация, отметим, что есть несколько форматов ее осуществления. Самым распространённым считается привлечение к проверке других педагогов, назначенных по приказу директора школы. Учитель-предметник может не принимать непосредственного участия в проверке аттестационных работ, при этом создается специальная комиссия независимых экспертов из других образовательных учреждений.

Сроки проведения промежуточных аттестационных работ обязательно согласуются с учителями, завучами, директором образовательного учреждения, заранее объявляются ученикам, их родителям. В основном такие проверочные работы проводят в период с 18 по 31 мая в рамках обычных уроков (без прекращения образовательного процесса).

Промежуточная аттестация по физике, химии, географии допускает применение определенных материалов и приборов: непрограммируемого калькулятора, периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, географического атласа. По результатам проведенных промежуточных работ учитель, родители, администрация школы получают полную информацию о качестве обучения и имеющихся пробелах в знаниях ребят.

businessman.ru

Положение о проведении промежуточной аттестации учащихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости

Модель локального нормативного акта

Утверждено приказом директора(наименование образовательной организации)от ________ № ____

ПОЛОЖЕНИЕО ПРОВЕДЕНИИ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ ИХ УСПЕВАЕМОСТИ

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,  Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» и Уставом образовательной организации.

1.2. Настоящее Положение о проведении промежуточной аттестации учащихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости (далее - Положение) является локальным нормативным актом образовательной организации (далее - Организации), регулирующим периодичность, порядок,  систему оценок и формы проведения промежуточной аттестации учащихся и текущего контроля их успеваемости. 

1.3. Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией учащихся.

1.4. Текущий контроль успеваемости учащихся – это систематическая проверка учебных достижений учащихся, проводимая педагогом в ходе осуществления образовательной деятельности в соответствии с образовательной программой .

Проведение текущего контроля успеваемости направлено на обеспечение выстраивания образовательного процесса максимально эффективным образом для достижения  результатов освоения основных общеобразовательных программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее – ФГОС).

1.5. Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных  образовательной программой.

Промежуточная аттестация проводится начиная со второго класса.

Вариант 1

Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине, модулю по итогам учебного года.

Сроки проведения промежуточной аттестации определяются образовательной программой.

Вариант 2

Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине, модулю по итогам четверти (триместра).

Сроки проведения промежуточной аттестации определяются образовательной программой.

Вариант 3

Промежуточная аттестация подразделяется на четвертную (триместровую) промежуточную аттестацию, которая проводится по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине, модулю по итогам четверти (триместра), а также готовую промежуточную аттестацию, которая проводится по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине, модулю по итогам учебного года.

Сроки проведения промежуточной аттестации определяются образовательной программой.

Вариант 3а)   Годовая промежуточная аттестация проводится в качестве отдельной процедуры, независимо от результатов четвертной (триместровой) аттестации.

Вариант 3б) Годовая промежуточная аттестация проводится на основе результатов четвертных (триместровых) промежуточных аттестаций, и представляет собой результат четвертной (триместровой) аттестации в случае, если учебный предмет, курс, дисциплина, модуль осваивался обучающимся в срок одной четверти (триместра), либо среднее арифметическое результатов четвертных (триместровых) аттестаций в случае, если учебный предмет, курс, дисциплина, модуль осваивался обучающимся в срок более одной четверти (триместра). Округление результата проводится в пользу обучающегося \ округление результата проводится в сторону результатов промежуточной аттестации за последнюю четверть (триместр) \ округление результата проводится с учетом _____________________ (указать иные значимые обстоятельства).

Вариант 4.

Промежуточная аттестация проводится по учебным предметам, курсам, дисциплинам, модулям, по которым образовательной программой предусмотрено проведение промежуточной аттестации, в сроки, предусмотренные образовательной программой (по итогам года, полугодия, триместра, четверти).

2. Содержание и порядок проведения текущего контроля успеваемости учащихся

 2.1. Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в течение учебного периода в целях:

- контроля уровня достижения учащимися результатов, предусмотренных образовательной программой;

-  оценки соответствия результатов освоения образовательных программ  требованиям ФГОС;

- проведения учащимся самооценки, оценки его работы педагогическим работником с целью возможного совершенствования  образовательного процесса;

2.2. Текущий контроль осуществляется педагогическим работником, реализующим соответствующую часть образовательной программы.

2.3. Порядок, формы, периодичность, количество обязательных мероприятий при проведении текущего контроля успеваемости учащихся определяются педагогическим работником с учетом образовательной программы.

2.4. Фиксация результатов текущего контроля осуществляется, как правило, по пятибалльной системе. Образовательной программой может быть предусмотрена иная шкала фиксации результатов освоения образовательных программ (например, десятибалльная), а также может быть предусмотрена фиксация удовлетворительной  либо неудовлетворительной оценки результатов освоения образовательных программ без разделения на уровни освоения.

Текущий контроль успеваемости учащихся первого класса в течение учебного года осуществляется без фиксации достижений учащихся  в виде отметок по пятибалльной системе, допустимо использовать только положительную и не различаемую по уровням фиксацию.

2.5. Последствия получения неудовлетворительного результата текущего контроля успеваемости определяются педагогическим работником в соответствии с образовательной программой, и могут включать в себя проведение дополнительной работы с учащимся, индивидуализацию содержания образовательной деятельности учащегося, иную корректировку образовательной деятельности в отношении учащегося.  

2.6 Результаты текущего контроля фиксируются в документах (классных журналах и иных установленных документах).

2.7. Успеваемость учащихся, занимающихся по индивидуальному учебному плану, подлежит текущему контролю с учетом особенностей освоения образовательной программы, предусмотренных индивидуальным учебным планом.

2.8. Педагогические работники доводят до сведения родителей (законных представителей)  сведения о результатах текущего контроля успеваемости учащихся как посредством заполнения предусмотренных документов, в том числе в электронной форме (дневник учащегося, электронный дневник), так и по запросу родителей (законных представителей) учащихся. Педагогические работники в рамках работы в родителями (законными представителями) учащихся обязаны прокомментировать результаты текущего контроля успеваемости учащихся в устной форме. Родители (законные представители) имеют право на получение информации об итогах текущего контроля успеваемости учащегося в письменной форме в виде выписки из соответствующих документов, для чего должны обратиться к _____________________ (варианты: классному руководителю, секретарю образовательной организации).

3. Содержание, и порядок проведения промежуточной аттестации

3.1. Целями проведения промежуточной аттестации являются:

- объективное установление фактического уровня освоения образовательной программы и достижения результатов освоения образовательной программы;

- соотнесение этого уровня с требованиями ФГОС;

- оценка достижений конкретного учащегося, позволяющая выявить пробелы в освоении им образовательной программы и учитывать индивидуальные потребности учащегося в осуществлении образовательной деятельности,

- оценка динамики индивидуальных образовательных достижений, продвижения в достижении планируемых результатов освоения образовательной программы

3.2. Промежуточная аттестация в Организации  проводится на основе принципов объективности, беспристрастности. Оценка результатов освоения учащимися образовательных программ осуществляется в зависимости от достигнутых учащимся результатов и не может быть поставлена в зависимость от формы получения образования, формы обучения, факта пользования платными дополнительными образовательными услугами и иных подобных обстоятельств.

3.3. Формами промежуточной аттестации являются:

- письменная проверка – письменный ответ учащегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: домашние, проверочные, лабораторные, практические, контрольные, творческие работы; письменные отчёты  о наблюдениях; письменные ответы на вопросы теста; сочинения, изложения, диктанты, рефераты и другое;

- устная проверка – устный ответ учащегося на один или систему вопросов в форме ответа на билеты,  беседы, собеседования и другое;

- комбинированная проверка - сочетание письменных и устных форм проверок.

Иные формы промежуточной аттестации могут предусматриваться образовательной программой.

В случаях, предусмотренных образовательной программой, в качестве результатов промежуточной аттестации могут быть зачтены выполнение тех иных заданий, проектов в ходе образовательной деятельности, результаты участия в олимпиадах, конкурсах, конференциях, иных подобных мероприятиях. Образовательной программой может быть предусмотрена накопительная балльная система зачета результатов деятельности обучающегося.

3.4. Фиксация результатов промежуточной аттестации осуществляется, как правило, по пятибалльной системе. Образовательной программой может быть предусмотрена иная шкала фиксации результатов промежуточной аттестации (например, десятибалльная), а также может быть предусмотрена фиксация удовлетворительного  либо неудовлетворительного результата промежуточной аттестации без разделения на уровни.

3.5. При пропуске учащимся по уважительной причине более половины учебного времени, отводимого на изучение учебного предмета, курса, дисциплины, модуля учащийся имеет право на перенос срока проведения промежуточной аттестации. Новый срок проведения промежуточной аттестации определяется Организацией с учетом учебного плана, индивидуального учебного плана на основании заявления учащегося (его родителей, законных представителей).

3.6. Педагогические работники доводят до сведения родителей (законных представителей)  сведения о результатах промежуточной аттестации учащихся как посредством заполнения предусмотренных документов, в том числе в электронной форме (дневник учащегося, электронный дневник), так и по запросу родителей (законных представителей) учащихся. Педагогические работники в рамках работы в родителями (законными представителями) учащихся обязаны прокомментировать результаты промежуточной аттестации учащихся в устной форме. Родители (законные представители) имеют право на получение информации об итогах промежуточной аттестации учащегося в письменной форме в виде выписки из соответствующих документов, для чего должны обратиться к _____________________ (варианты: классному руководителю, секретарю образовательной организации).

 3.7 Особенности сроков и порядка проведения промежуточной аттестации могут быть установлены Организацией для следующих категорий учащихся по заявлению учащихся (их законных представителей):

-       выезжающих на учебно-тренировочные сборы, на олимпиады школьников, на российские или международные спортивные соревнования, конкурсы, смотры, олимпиады и тренировочные сборы и иные подобные мероприятия;

        -       отъезжающих на постоянное место жительства за рубеж;

– для иных учащихся по решению …. (педагогического совета или иного органа).

3.8. Для учащихся, обучающихся по индивидуальному учебному плану, сроки и порядок проведения промежуточной аттестации определяются индивидуальным учебным планом.

3.9 Итоги промежуточной аттестации обсуждаются на заседаниях методических объединений и педагогического совета Организации.

4. Порядок перевода учащихся в следующий класс

 4.1. Учащиеся, освоившие в полном объёме соответствующую часть образовательной программы, переводятся в следующий класс.

4.2. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью. 

4.3. Учащиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность.

4.4. Организация создает  условия учащемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечивает контроль за своевременностью ее ликвидации.

4.5. Учащиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующему учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые Организацией,   в установленный данным пунктом срок с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни учащегося, нахождение его в отпуске по беременности и родам.

Вариант 1

Учащиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность в течение ___ (указать конкретный срок (не более года), например, месяц) момента ее возникновения. В указанный срок не включается время каникул.

Вариант 2

Учащиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность не позднее ____________________ (указать конкретную дату).

4.6. Для проведения промежуточной аттестации при ликвидации академической задолженности во второй раз Организацией создается комиссия.

4.7. Не допускается взимание платы с учащихся за прохождение промежуточной аттестации.

4.8. Учащиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс  условно. 

4.9. Учащиеся в Организации по образовательным программам начального общего, основного общего образования, среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.

Организация информирует родителей учащегося о необходимости принятия решения об организации дальнейшего обучения учащегося в письменной форме.

5. Особенности проведения промежуточной аттестации экстернов

 5.1. Промежуточная аттестация экстернов проводится в соответствии с настоящим положением в сроки и в формах, предусмотренных образовательной программой, в порядке, установленном настоящим положением.  

5.2. По заявлению экстерна образовательная организация вправе установить индивидуальный срок проведения промежуточной аттестации.

5.3. Гражданин, желающий пройти промежуточную аттестацию в образовательной организации, (его законные представители) имеет право на получение информации о сроках, формах и порядке проведения промежуточной аттестации, а также о порядке зачисления экстерном в образовательную организацию.

5.4. Гражданин, желающий пройти промежуточную аттестацию (его законные представители) должен подать заявление о зачислении его экстерном в образовательную организацию не позднее, чем за __________ (варианты: за две недели, за пять рабочих дней, за месяц) до начала проведения соответствующей промежуточной аттестации. В ином случае гражданин к проведению промежуточной аттестации в указанный срок не допускается, за исключением случая, предусмотренного пунктом 5.2 настоящего положения. 

xn--273--84d1f.xn--p1ai

Как происходит промежуточная аттестация в школе по новому закону об образовании

Все школы РФ функционируют в соответствии с главными документами – Законом №273-ФЗ «Об образовании» и федеральными образовательными стандартами. В данных документах содержатся требования ко всем видам школьной деятельности, в том числе, к проведению промежуточной аттестации.

Согласно статье 30 Закона №273 «Об образовании», формы, сроки и правила проведения промежуточной аттестации самостоятельно определяются администрацией образовательного учреждения. Разработанное положение о промежуточной аттестации утверждается руководителем учебного заведения.

Промежуточная аттестация проводится для оценки усвоения школьниками объема пройденных предметов за учебный год.

Проводятся такие испытания для учащихся, переходящих из одного класса в другой, которые не являются выпускниками начальной, основной или средней степеней обучения.

К задачам проведения промежуточной аттестации можно отнести:

  • определение истинного уровня знаний учащихся по дисциплинам, которые входят в обязательный учебный план;
  • оценка практических навыков школьников;
  • проверка соответствия результатов, полученных во время аттестации, требованиям федеральных образовательных стандартов;
  • контроль соблюдения календарного планирования и выполнения учебных программ.

Промежуточная аттестация позволяет выявить успешность выполнения школьниками учебного плана, от которой зависит их переход в последующие классы.

Формы промежуточной аттестации

Промежуточная аттестация может проводиться в разных формах.

Во 2-4 классах она может быть следующих видов:

  • комплексная контрольная работа;
  • тестовая работа межпредметного плана.

В 5-8 классах промежуточная аттестация может видоизменяться.

В 5-8-х классах она может выражаться в таких формах:

  • промежуточная аттестация в виде тестов по пройденным предметам;
  • сжатое изложение текстов;
  • прохождение тестирования в форме ЕГЭ по математике, иностранному языку, географии, истории, биологии, физике или химии.

В 10-х классах проверка знаний проводится в форме ЕГЭ.

На этой ступени знания школьников проверяются по таким предметам, как география, физика, история, математика, химия, обществознание, иностранный язык.

Во время проверки знаний используется учебный материал, пройденный за текущий учебный год. Вопросы для аттестации формируются педагогами по профильным предметам, после этого они утверждаются на заседании научно-методического объединения учебного заведения.

Оценивание результатов аттестации происходит по пятибалльной шкале. Итоги оценивания напрямую влияют на итоговые отметки учащихся, выставленные за весь учебный год. Неудовлетворительные результаты оценивания признаются академической задолженностью (что это такое, можно прочитать в этой нашей статье). Исключение составляют только те случаи, при которых промежуточная аттестация не была пройдена по уважительной причине.

Особенности проведения промежуточного оценивания знаний

Согласно установленным правилам, от участия в аттестации могут быть освобождены:

  • школьники, имеющие проблемы со здоровьем, подтвержденные заключениями медицинских специалистов;
  • учащиеся, которые проходили обучение в домашнем режиме, и имеют положительные отметки по итогам года по всем предметам;
  • школьники, одержавшие победы на региональных и федеральных олимпиадах.

Педагоги, которые преподавали в течение года школьные дисциплины учащимся, могут не принимать участие в проведении аттестации. Для более объективного оценивания в аттестации могут быть задействованы другие учителя.

Сроки проведения оценивания знаний согласовываются заранее и сообщаются учащимся и их родителям. Как правило, контрольные работы проводятся в период с 18 по 28 мая в рамках обычных уроков, без прерывания учебного процесса.

Во время проведения промежуточной аттестации по химии, физике, географии школьниками могут использоваться вспомогательные предметы: атласы, таблица Д. Менделеева и прочее.

Оценки, полученные во время аттестации, позволяют получить полную информацию родителям и учителям о качестве обучения школьников и пробелах, имеющихся в их знаниях.

Что еще нужно знать

Проведение промежуточной аттестации – важный вопрос, к которому необходимо подходить серьезно.

Следует обращать внимание на следующие моменты:

  • академическая задолженность, которая появилась по итогам промежуточной аттестации, обязательно должна быть ликвидирована учащимися;
  • учителя и родители должны максимально содействовать ликвидации школьниками академической задолженности;
  • период, в течение которого нужно ликвидировать академическую задолженность, составляет один год;
  • если промежуточная аттестация не была пересдана дважды, последующая пересдача проходит в присутствии специальной комиссии;
  • промежуточная аттестация проводится бесплатно, взимание платы с учащихся не допускается;
  • по некоторым предметам аттестация может проводиться в форме собеседования, контрольной работы, диктанта, зачета, проверки навыков чтения, защиты проектных работ и т. д.;
  • промежуточная аттестация по физической культуре проводится в виде сдачи нормативов.

После завершения промежуточной аттестации ее итоги обсуждаются на заседаниях методических объединений. В ходе обсуждений формы и содержание аттестаций могут быть изменены.

semeynoepravo.com

Что такое промежуточная аттестация учащихся

Прежде всего, следует определить суть понятия «промежуточная аттестация». Согласно статье 58 закона «Об образовании в РФ» это форма проверки знаний, в случае непрохождения которой ученик считается имеющим академическую задолженность с последствиями, вытекающими из положения о промежуточной аттестации учащихся, определенного документацией данного образовательного учреждения:

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

  • разработка ООП общеобразовательной организации

  • разработка адаптированной основной образовательной программы

  • организация ВСОКО ОО

Эти и другие важные темы на курсе повышения квалификации

Промежуточная аттестация учащихся и текущий контроль успеваемости

Должностные лица (директор образовательной организации либо заместители, занимающиеся качеством образования и учебно-воспитательной работой) должны следить за тем, чтобы форма промежуточной и итоговой аттестации учащихся соотносилась с документацией учреждения. Планирование учебного процесса и формы оценки уровня знаний учащихся в разных школах (лицеях, гимназиях) отличается.

КУРС ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ. Дистанционно. Просто.

Удостоверение!

Организация и контроль качества образовательной деятельности в ОО

быстрая подписка: 8 (800) 511-08-33

Учебный год может делиться на четверти, триместры и полугодия, формой оценки знаний могут служить среднегодовые баллы, итоговые (переводные, годовые) самостоятельные и контрольные работы, сочинения, защита проекта, реферат, либо текущие отметки за четверти, триместры и семестры. 

Поэтому следует четко разграничить такие понятия, как текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация учащегося и отразить это в рабочих документах, чтобы при проверке руководство образовательного учреждения могло дать представителям органов надзора четкий и исчерпывающий ответ на вопрос: «В какой форме осуществляется аттестация?».

Возможные нарушения при проведении промежуточной аттестации учащегося

Наиболее распространенный вид нарушения законодательства – не прошедшим промежуточной аттестации учащимся не предоставляется право условного перевода в следующий класс. В статье 58 закона «Об образовании в РФ» указано, что условный перевод обучающихся в общеобразовательном учреждении является обязательным и педсовет не обладает полномочиями принимать решение о переводе или не переводе.

В положении о промежуточной аттестации учащегося говорится, что в случае наличия задолженности по одному или нескольким предметам администрация школы обязана издать приказ с формулировкой «переведен условно в N класс». Затем, согласно приказу, инструкции или иному документу, предусмотренному порядком, уставом или делопроизводством данной организации, решается вопрос о формировании комиссии и установлении сроков пересдачи, чтобы дать ребенку возможность ликвидировать задолженность.

Необходимость соответствия документации о промежуточной аттестации учащихся нормативным актам РФ

При разработке документации и положения о промежуточной аттестации учащихся руководству образовательной организации необходимо брать за основу типовые для субъектов РФ и муниципалитета нормативные акты, в частности 58 статью закона «Об образовании в РФ».

Самая частая ошибка, с которой сталкиваются органы надзора, проводящие плановые или внеплановые проверки – неправильное с технической точки зрения оформление школьной документации, в том числе отражающей формы промежуточной аттестации учащихся. Если за основу берется опыт коллег из соседних муниципальных регионов, сайты других образовательных учреждений и т.д., сотрудники, ответственные за составление документа, забывают привести его в соответствие с формой, принятой в своей организации. Нередко бывают случаи, когда в тексте документа встречаются наименования других учреждений или субъектов РФ.

Также следует отметить, что положение о промежуточной аттестации учащихся должно дублировать формы аттестации, закрепленные в учебном плане учреждения. Вопрос – в какой именно статье учебного плана – решается в соответствии с региональным законодательством. Например, в Москве требуется формирование плана в рамках МРКО и внесение правок не предусматривается. В этом случае форма промежуточной аттестации обучающихся в школе указывается в приложении к учебному плану или пояснительной записке. При самостоятельном формировании схемы учебного плана и в случае отсутствия технических ограничений возможно создание графы или колонки, куда она будет внесена.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод: от администрации образовательных организаций требуется четкое понимание сути термина организации промежуточной аттестации школьников и соблюдение правил ее проведения в соответствии с документацией, разработанной согласно требованиям законодательства РФ и 58 статьей закона «Об образовании в РФ» в частности.

www.menobr.ru

Промежуточная аттестация

Промежуточная (годовая) аттестация - это оценка качества усвоения учащимися всего объёма содержания учебного предмета за  учебный год.

     Целями промежуточной аттестации являются:

       - установление фактического уровня теоретических знаний учащихся по предметам обязательного компонента учебного плана, их практических умений и навыков;

      - соотнесение этого уровня с требованиями государственного образовательного стандарта и федерального государственного образовательного стандарта в 2-8, 10 классах;

      - контроль выполнения учебных программ и календарно-тематического графика изучения учебных предметов.

Задачи промежуточной аттестации:

      - определение успешности выполнения учащимися учебного плана и решение вопроса о продолжении обучения в рамках программ данного уровня в следующем классе.

      - подготовка учащихся к успешной сдаче экзаменов, предусмотренных государственной  итоговой аттестацией через обретение ими опыта участия в промежуточных формах аттестации.

  Нормативно-правовая база по организации промежуточной аттестации учащихся:

     - Закон «Об образовании  в РФ» ст. 58;  

      - Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МОУ «СОШ № 66 им.Н.И.Вавилова». 

Формы проведения  промежуточной аттестации:  2-4 классы:

      - комплексная контрольная работа по русскому языку, математике

      - проверка техники чтения по литературному чтению

                                         5-8 классы:

       - тестирование по русскому языку, математике  – 5,6,7  классы

       - сжатое изложение (аудиозапись), тест по русскому языку – 8 классы

      -  в форме ОГЭ по математике, обществознанию, истории, географии, английскому языку, физике, биологии – 8 классы

                                         10 классы:

      - в форме ЕГЭ по русскому языку, математике, обществознанию, истории, географии, английскому языку, физике, биологии – 10 классы.

Подготовка материала к промежуточной аттестации:

       - используя программный материал, изученный за учебный год, учитель составляет материалы к промежуточной аттестации, согласовывает их на заседании МК.

 Итоги аттестации учащихся оцениваются по 5-ти балльной системе. Оценки, полученные учащимися в ходе промежуточной аттестации, записываются в протокол и классный журнал и учитываются при выставлении итоговой оценки за год и принятии решения педагогического совета о переводе учащихся в следующий класс.

  От промежуточной аттестации в переводных классах могут быть освобождены учащиеся:

          - по состоянию здоровья на основании заключения медицинской организации;

         - освоившие основные общеобразовательные программы соответствующего уровня общего образования индивидуально на дому, при условии, что по всем учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) учебного плана они имеют положительные отметки;

       - достигшие выдающихся успехов в изучении учебных предметов учебного плана (победители предметных олимпиад регионального и федерального уровня).

  Формат проведения промежуточной аттестации:

      - отсутствие учителя-предметника, проверка другими учителями, включение в состав комиссий независимых экспертов.

  Срок проведения промежуточного контроля:

       - с 18 по 31 мая текущего года без прекращения учебного процесса, с учетом расписания проведения государственной итоговой аттестации за курсы основного (ОГЭ) и  среднего  общего образования (ЕГЭ).

      - дополнительные сроки прохождения промежуточной аттестации предоставляются для учащихся, пропустивших экзамены в основные сроки по уважительным причинам, не позднее 07 июня текущего года.

      - к досрочному прохождению промежуточной аттестации допускаются учащиеся, принимающие участие в соревнованиях, конкурсах муниципального, регионального и всероссийского уровня в основные сроки проведения переводных экзаменов.

    При проведении промежуточной аттестации разрешается использование следующих технических средств, материалов и приборов:

      - непрограммируемые калькуляторы – при проведении экзамена по физике;

      - чертежные инструменты на экзаменах по математике;

      - атлас, транспортир на экзаменах по географии.

xn--66-6kc3bfr2e.xn--p1ai

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ И ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ



Промежуточная и итоговая аттестация

Аттестация – это установление факта и степени усвоения учащимися программного материала путем сравнения уровня их знаний и способов действий с требованиями программы и образовательного стандарта. Завершается эта процедура оцениванием.

Итоговая и промежуточная

Закон «Об образовании» указывает на необходимость проведения промежуточной и итоговой аттестации. Первая (четвертная, полугодовая, годовая) обеспечивает контроль за эффективностью учебной деятельности(а следовательно, и образовательного процесса в целом) и является (в случае успешного прохождения) основанием для перевода школьника в следующий класс. Вторая, как правило, проводится среди выпускников основной и полной (средней) школы и носит характер государственной, ее успешное прохождение дает право на получение документа об образовании. И та и другая формы аттестации различаются своими целями, функциями и методами. Итоговая проводится для определения факта и степени освоения (неосвоения) обучающимися образовательных профамм основного общего, среднего (полного) общего и всех видов профессионального образования в соответствии с п. 4 ст. 15 Закона «Об образовании». В качестве же показателя освоения выступает соответствие освоенного школьниками содержания учебного материала утвержденным стандартам.

В определении целей промежуточной аттестации школы более самостоятельны. У них есть возможность значительно глубже учитывать специфику образовательных программ и особенности своего учебного заведения, поскольку выбор цели обусловливается в первую очередь поиском путей совершенствования образовательного процесса в условиях данной школы. Так, например, целями такой аттестации могут быть оценка эффективности изучения того или иного предмета (области знаний), соответствия уровня сложности содержания учебного материала учебно-познавательным возможностям учащихся, определение оправданности тех или иных нововведений. Все это позволяет диагностировать уровень образовательного процесса, выявлять причины усвоения (неусвоения) учебного материала, особенности психофизиологического развития учащихся, находить «резервы». Различие целей промежуточной и итоговой аттестации находит свое отражение и в различной приоритетности их функций. Так, промежуточная аттестация традиционно реализует следующие функции:

проверочную (оценка уровня эффективности учебной деятельности учащихся на основании принятых в образовательном учреждении критериев), диагностическую (выявление причин того или иного отклонения достигнутых результатов от запланированных ранее), организационную (выяснение эффективности тех или иных педагогических нововведений) и отчасти – воспитательно-мотивационную (подкрепление (неподкрепление) самооценки обучающегося результатами аттестации). Определение периодичности промежуточной аттестации в соответствии с п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» относится к компетенции учебного заведения. Для итоговой аттестации как элемента итогового контроля характерны такие функции: проверочная (оценка освоения обучающимися образовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов), учетная (регистрирующая возможность получения обучающимися документов о соответствующем образовании).

Устные и письменные экзамены

Итоговая аттестация проводится в виде устных и письменных экзаменов. Понятно, что количество дисциплин, по которым проводятся экзамены, не охватывает всех изучаемых предметов. Означает ли это, что по ним не проводится аттестация? Во-первых, Положение, утвержденное Министерством образования, определяет минимальное количество экзаменов, и, следовательно, школа вправе увеличить его. Во-вторых, установление факта и степени усвоения учащимися всех образовательных программ (что в сущности является задачей итоговой аттестации), на наш взгляд, обязательно и для тех предметов, по которым экзамены не предусмотрены. Таким образом, становится очевидной необходимость поиска других методов и форм, позволяющих учесть специфику отдельных учебных дисциплин, возрастные характеристики учащихся, конкретные цели проведения аттестации. Так, устный экзамен может быть реализован в различных формах: по билетам, собеседование, защита реферата. Выпускнику предоставляется право выбора. В первом случае он отвечает на вопросы, сформулированные в билетах, выполняет предложенные практические задания (решение задачи, разбор предложения, лабораторная работа, демонстрация опытов).

Учащиеся, выбравшие собеседование, по предложению аттестационной предметной комиссии дают без подготовки развернутый ответ по одной из ключевых тем курса или отвечают на вопросы обобщающего характера по всем темам, изученным в соответствии с учебной программой. Собеседование целесообразно проводить с выпускниками, имеющими отличные знания по предмету, проявившими интерес к научным исследованиям и обладающими аналитическими способностями. Тематика (группы вопросов) собеседования, как и вопросы, содержащиеся в экзаменационных билетах, должны быть предварительно сообщены выпускникам для повторения и подготовки. Собеседование может применяться при проведении как промежуточной, так и итоговой аттестации.

В последнее время в педагогическом лексиконе появилось и понятие «зачет». Зачастую учителя отождествляют его с экзаменом. А ведь в структуре вузовского образования, откуда его и позаимствовали школы, зачет предваряет экзамен, являясь своего рода «допуском» к нему, и проводится по окончании семинарских и практических занятий по определенному разделу учебного курса, после практики или выполнения цикла лабораторных или практических работ. В школе же зачет трансформировался в одну из форм промежуточной аттестации, когда на него выносятся крупные темы учебной программы, разделы учебного курса. К тому же оценка уровня учебных достижений студентов вузов при проведении зачета (как обоснование решения о допуске к экзамену) осуществляется по двухбалльной шкале: зачтено – не зачтено. По школьным же традициям более распространенной является четырех балльная система оценивания, поэтому учителя пользуются привычными отметками. Многие учителя принимают за одну из форм проведения зачета (в целях промежуточной аттестации) итоговый обобщающий урок. Такой подход представляется весьма сомнительным и спорным. Если мы понимаем под уроком лишь его временные рамки, то они в принципе допускают осуществление объективного контроля, конечно, при условии письменных форм его проведения. Но задачей итогового обобщающего урока являются не столько контроль, сколько систематизация и закрепление знаний учащихся по определенной теме, разделу. Задача эта настолько масштабна сама по себе, что попытки совместить ее решение с одновременной оценкой соответствия наличных знаний и умений с требованиями государственного образовательного стандарта (а именно это является целью аттестации) вряд ли могут быть успешными. Итоговые обобщающие уроки проводятся чаще всего либо в форме урока-конференции, либо путем фронтального опроса учащихся. Понятно, что ни та, ни другая форма не позволяет обеспечить полный охват учащихся, равно как объективность оценивания, глубину проверки. В связи с этим использование итоговых обобщающих уроков не может быть рекомендовано для аттестации учащихся. На практике нередки случаи отождествления аттестации с выставлением итоговых отметок (за четверть, полугодие, год). Насколько верным можно считать такой подход? Как правило, итоговая оценка приближается к среднему арифметическому текущих отметок учащегося. Эти отметки могли быть получены за усвоение отдельных, не связанных между собой фрагментов учебного материала, за выполнение однотипных или равной сложности заданий, за работу на том или ином этапе урока и т. д. Поэтому итоговая отметка, выводимая из текущих, далеко не всегда может свидетельствовать о наличии системы предметных знаний, о сформированности предметных и общеучебных умений и в силу этого не является аттестационной отметкой.

Контрольные работы

Наиболее широкое распространены письменные формы проведения аттестации. Это объясняется рядом их очевидных достоинств: возможностью за сравнительно короткое время одновременно оценить знания учащихся, большей (по сравнению с устными методами) объективностью оценки. Еще одно преимущество: обоснованный подход к разрешению возможных конфликтных ситуаций, так как ошибки и недочеты, приведшие к снижению оценки, зафиксированы в самой работе учащегося. Основными видами являются экзаменационные контрольные работы, сочинения и рефераты. Контрольные работы проводятся с целью определения конечного результата в обучении умению применять знания для решения аналитических, графических, экспериментальных задач по данной теме, разделу, курсу Включение теоретических вопросов нецелесообразно, так как обстоятельный и полный письменный ответ требует больших временных затрат. Традиционно контрольные работы используются учителями естественнонаучных и физико-математических дисциплин в силу их специфики (нацеленность теоретических знаний на решение практических задач), а вот такие работы для гуманитарных предметов менее предпочтительны.

В ходе контрольной работы классу обычно предлагается два варианта примерно одинаковой сложности, а это лишает учеников возможности выбора. Разрешить эту проблему в некоторой степени помогает проведение наряду с обычными «уровневых» контрольных работ, когда учащимся одновременно предлагаются три текста различной сложности. Использование «уровневых» работ будет успешным, если повседневно при решении задач на уроках учитель ставит учащихся перед выбором задания и, наблюдая за их работой, может учесть уровень, достигнутый каждым из них, дать обоснованные домашние задания. При составлении заданий контрольной работы необходимо учитывать определенные требования. Во-первых, количество задач зависит от требований программы, от цели, которую ставит учитель, уровня подготовленности класса. Во-вторых, важно определить цель работы, при итоговой аттестации – это проверка усвоения основных тем учебного курса. В-третьих, работа должна быть посильной для школьников. В-четвертых, для проверки того, насколько осознанно решают учащиеся задачи, и обучения их умению анализировать полученные результаты, в задания целесообразно включить вопросы, которые требуют объяснения полученного ответа, поиска направлении его возможного изменения при изменении какого-то условия в задаче.

Защита рефератов

«Прижилась» в школе и такая вузовская форма контроля, как защита рефератов. Рассмотрим подробнее возможности ее использования для аттестации. Защита реферата предполагает предварительный выбор выпускником интересующей темы работы с учетом рекомендаций учителя-предметника, последующее глубокое изучение избранной проблемы, изложение выводов. Не позднее, чем за неделю до экзамена, реферат сдается на рецензию учителю-предметнику. Аттестационная комиссия знакомится с этой рецензией и после защиты реферата выставляет выпускнику отметку.

По форме проведения защита реферата относится к разновидностям устного экзамена, хотя сам реферат - это особый вид письменной работы. К ее выполнению предъявляются определенные требования. Назовем наиболее важные из них: развернутый план, из которого видны структура реферата и его основное содержание; сформулированность и обоснованность целей и задач. Каждая часть реферата завершается логическим выводом, подведением итога, собственной оценкой материала, а текст должен содержать правильно выполненные цитирования и ссылки, а завершаться оформленным в соответствии с стандартом библиографического описания перечнем использовавшейся литературы. Таким образом, реферат позволяет проверить не только понимание учащимся материала, но и его умение самостоятельно «добывать» и интерпретировать знания, в том числе и работать с литературой.

Домашние работы и сочинения

Незаслуженно малым вниманием пользуется, на наш взгляд, такая форма проведения промежуточной аттестации, как домашние контрольные работы. Их содержание могут составлять аналитические, графические и экспериментальные задачи, задания тестового характера и по составлению задач. Разумеется, задания должны быть посильными, возбуждать интерес учащихся, заставлять работать мысль, искать нестандартные решения. Важно, чтобы у задачи имелось несколько возможных решений (графическое, аналитическое и др.) Такие работы могут быть дифференцированными по сложности для учащихся с разной успеваемостью. Несомненное достоинство этих работ то, что при их выполнении учащиеся не ограничены временем, могут использовать любые учебные пособия, проконсультироваться у товарищей, учителей, родителей.

Как письменная форма итогового контроля могут использоваться и сочинения, позволяющие выявить умения применять знания в жизни, их осознанность не только в рамках образовательной области «Словесность», но и практически в любых предметах. Подготовка к такому сочинению должна начинаться с накопления и осознания фактов, различных явлений, которые можно наблюдать в окружающей действительности и использовать в своей жизни. Все это должно происходить из урока в урок.

К сожалению, сочинения по различным учебным предметам как форма итоговой аттестации не получили широкого распространения (за исключением, конечно, «Словесности»), так как работа над ними занимает у учителя много времени, требует тщательного подхода к разработке критериев оценки. Тем не менее следует отметить, что это очень полезная форма контроля за знаниями учащихся и сформированностью способов учебной деятельности, так как при подготовке к сочинению учащиеся знакомятся с учебной, научной и научно-популярной литературой (в том числе и по смежным дисциплинам), отбирают необходимый материал, излагают его в определенной последовательности, демонстрируя навыки самостоятельной работы. В плане образовательных возможностей и предъявляемых требований к оформлению «предметные» сочинения приближены к рефератам, поэтому их использование оправданно при проведении промежуточной аттестации.

С помощью рейтинга

Важно, чтобы ученикам были заранее известны типы задач, включаемых в контрольную работу, и нормы оценивания. Это психологически подготавливает школьников, повышает их ответственность за результаты работы, приучает планировать свою деятельность. Благоприятные возможности для этого создают нетрадиционные способы оценивания результатов учебной деятельности. Один из них рейтинг – количественное определение (ранжирование) значимости каких-либо объектов, выраженности качеств, свойств в соответствии с произвольно выбранной шкалой. Для педагогов результатом рейтинга является индивидуальный числовой показатель достижений учащегося или «удельный вес» того или иного задания в контрольной работе, а итоговая отметка возникает как сумма баллов (долей баллов), «заработанных» за правильное выполнение того или иного действия, операции, задания.

В последнее время в системе аттестации используются рейтинговые контрольные работы. При подготовке к проведению такой работы выстраивается система заданий и вычленяются отдельные операции и действия, необходимые для их выполнения. Отдельному заданию в целом (как это делается при проведении олимпиад), либо его частям присваивается определенный балльный вес. Каждый учащийся набирает определенное количество баллов, которые переводятся в традиционную оценочную шкалу (отметку) чаще всего путем «наложения» полученных баллов на заранее выбранную интервальную шкалу (выраженную в баллах, процентах или коэффициенте усвоения), где каждому интервалу соответствует та или иная отметка. Такой подход позволяет очень точно и объективно (если, конечно, работа правильно составлена и «разделена») определить допущенные ошибки, неправильно выполненные операции, и учитель может получить исчерпывающую информацию о том, какими знаниями и умениями обладает ученик, в каком соотношении с требованиями стандарта они находятся. Удобен этот способ и для ученика, поскольку позволяет достаточно наглядно показать процесс «нарастания» отметки, подтверждая тем самым ее объективность.

Педагогическое тестирование

Оценка знаний учащихся в ходе как итоговой, так и промежуточной аттестации может осуществляться и с помощью педагогического тестирования. Тест означает проверку, испытание, в основе которого лежит специально подготовленный набор заданий, позволяющих с использованием статистических методов объективно и надежно оценить исследуемые качества, свойства личности(психофизиологические и личностные характеристики, типы поведения, уровень овладения каким-либо видом деятельности, индивидуально-психологические особенности). Специфика педагогических тестов заключается в том, что с их помощью измеряют степень усвоения учебного материала, овладения необходимыми знаниями, умениями и навыками, уровень учебных достижений. Несомненно, тесты обладают значительными преимуществами перед традиционными методами контроля и оценки знаний учащихся. Назовем лишь некоторые из них. Во-первых, исключается влияние субъективных факторов на определение отметки (строгость или либеральность преподавателя, характер взаимоотношений учителя и учащегося и др.). Во-вторых, оценка, получаемая с помощью теста, более дифференцирована. Высокая точность измерения обеспечивается большей градацией оценки. В традиционных методах контроля пользуются только четырех балльной шкалой («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»), причем ширина интервалов данной балльной шкалы неравномерна (кто не знает, сколько «оттенков» имеет, например, тройка). В-третьих, тестирование обладает более высокой эффективностью, поскольку можно одновременно проводить тесты на больших группах учащихся, а обработка результатов проводится легче и быстрее, чем, к примеру, проверка контрольных работ. Возможна значительная экономия времени. Если экзамены проводятся в форме тестирования, то их результаты позволяют объективно сравнивать эффективность образовательного процесса в различных классах, школах, регионах. В-четвертых, тестовые задания дают учащимся возможность обнаружить пробелы в своих знаниях и принимать меры для их ликвидации, поэтому содержание теста может быть использовано не только для контроля и оценки знаний, но и для обучения. И, наконец, тестирование является одним из наиболее технологичных методов проведения автоматизированного контроля с заложенными в него параметрами качества. Однако все названные достоинства обеспечиваются только при грамотном конструировании и правильном применении тестов в соответствии с поставленными целями. Одно из требований – однозначное определение сферы применения теста – измерение подготовленности учащихся по какому-либо одному учебному предмету Другое необходимое требование – конструирование тестов не как обычных наборов заданий, а в виде более богатой по содержанию системы задании, которую образует не всякая совокупность, а только та, которая обусловливает возникновение нового интегративного качества, отличающего тестирование от других средств педагогического контроля.

Тест не является аналогией экзаменационным вопросам, анкетам и имеет значительные отличия от контрольных работ. Наиболее важным и принципиальным является то, что показатели тестов ориентированы на измерение степени, уровня усвоения ключевых понятий, тем и разделов учебной программы, умений, навыков и пр., а не на констатацию наличия у учащихся определенной совокупности формально усвоенных знаний. Руководителям школ и тем педагогам, кто начинает работу по тестированию учащихся с целью их аттестации, следует учитывать трудности внедрения тестовых методик по учебным предметам. К сожалению, учителя слабо информированы о том, что такое педагогические тесты и тестирование, часто под этим понимают лишь тестовые задания или просто вопросы множественного выбора. К тому же педагогам присущи некоторые психологические особенности оценивания. Чаще всего они оценивают учащихся без дифференциации на составляющие оценок, иногда дают обобщенную, а порой и немотивированную оценку Поскольку применение тестов дифференцирует оценивание, то может иметь место не совпадение оценок педагогов и результатов тестирования. Директору школы трудно оценить те или иные содержательные аспекты тестовых заданий по всем предметам, однако именно он должен позаботиться о достаточной осведомленности учителей по этим вопросам. А для этого ему самому необходимо знать общие подходы к тестированию и постоянно держать в поле зрения регулярность его проведения и правильность процедур, не допускать перегрузки учащихся.

zelenogradskaya2008.narod.ru

Промежуточная аттестация

Всероссийские проверочные работы (ВПР) в 4 классах: советы для родителей и учеников.

Психологически период завершения обучения в начальной школе представляет особую трудность для учеников еще и потому, что это время первого взрослого испытания: оно показывает, насколько выпускники начальной школы готовы к обучению в среднем звене. Поэтому результаты ВПР имеют для детей особую значимость.

Советы для родителей по психологической подготовке к ВПР.

- Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

- Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".

- Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.

- Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.

- Наблюдайте за самочувствием ребенка. Никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.

- Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.

- Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.

- Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.

- Помогите детям распределить темы подготовки по дням.

- Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию.

- Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность.

- Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

Советы выпускникам 4 классов для более успешной тактики выполнения ВПР.

-Сосредоточься! Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.

-Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.

-Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Затем можно будет к ним вернуться.

-Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания "по первым словам" и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.

-Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект - забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам).

-Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном - двух вариантах, а не на всех.

-Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям ("первый круг"), а потом спокойно вернись и подумай над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить ("второй круг").

-Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

-Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.

-Не огорчайся! Стремись выполнить все задания. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.

scool17sv.edusev.ru