Регрессивная система налогообложения. Прогрессивное и регрессивное налогообложение: примеры. Прогрессивная регрессивная и пропорциональная налоговые системы


Пропорциональная, прогрессивная и регрессивная налоговые системы. Кривая Лаффера.

Поскольку наибольшая часть налогов прямо или косвенно уплачивается из доходов домашних хозяйств, мы в дальнейшем для простоты анализа будем считать, что доходы государственного бюджета формируются в основном за счет подоходного налога.

В настоящее время существуют несколько систем подоходного налогообложения: пропорциональная, прогрессивная и регрессивная.

· При пропорциональной системе налогообложения имеется единая налоговая ставка (t) и общая сумма налоговых поступлений (T) определяется по формуле:

Т = t × Y

· При прогрессивной (регрессивной) системе имеется как минимум две ставки: базовая и предельная. Базовая ставка применяется только к начальному диапазону налогооблагаемого дохода.

Если чей-либо доход превышает рамки этого диапазона, то к этому превышению применяется предельная ставка налогообложения, которая больше базовой при прогрессивной и меньше базовой при регрессивной системах.

Средняя ставка налогообложения (t) рассчитывается как отношение общей суммы выплаченных налогов к совокупному доходу: t = Соответственно, если известна средняя ставка налогообложения t, то общая сумма налоговых поступлений рассчитывается по приведенной выше формуле

T = t×Y

Из этой формулы следует вывод:

при данной ставке налогообложения t общая сумма доходов (полученных государством налоговых поступлений) государственного бюджета больше во времена подъёмов и меньше во времена спадов.

Рис. 13.5

t

 

100%

Кривая Лаффера.

 

 

t0

 

 

0 T

Tmax

Что касается ставки налогообложения (t), то ее связь с общей суммой собираемых налогов (T) не так однозначна, как может показаться. Эту связь показывает кривая Лаффера (рисунок 13.5):

при росте ставки налогообложения от 0 до t0 общая сумма налогов растет, если рост ставки продолжится, то сумма налогов начнет уменьшаться, пока не достигнет нулевого значения при ставке 100%.

Это явление объясняется очень просто:

по достижении ставкиt0 люди начинают терять интерес к зарабатыванию дохода, или укрывают доходы от налогообложения.

Кривая Лаффера является эмпирической моделью и не дает возможности определить уровень ставки t0, однако она указывает, что существует предел для увеличения налоговой ставки, по достижению которого собираемость налогов падает. Модель, разработанная представителем теории экономики предложения и названная его именем, послужила обоснованием для проведения налоговой реформы в США и Великобританией в 80-е гг., в результате которой были снижены налоги на богатые слои населения. Эта реформа, наряду с другими мероприятиями, означала отход от кейнсианской политики в этих странах (рейганомика и тэтчеризм).

Похожие статьи:

poznayka.org

Регрессивная система налогообложения. Прогрессивное и регрессивное налогообложение: примеры :: BusinessMan.ru

Главным источником формирования бюджета всегда были налоги, поэтому от того, насколько правильно будет построена налоговая система, будет зависеть благополучие страны. Все граждане и компании, получающие доход, обязаны уплачивать в казну государства налоги, рассчитанные по установленной модели налогообложения.

В экономике существует несколько методов регулирования поступающих начислений. Каждый из них несёт различный экономический смысл и имеет характерные особенности.

В связи с тем, что основной задачей налоговой системы является эффективное пополнение государственной казны, законодатели постоянно придумывают различные модели, которые отвечают условиям того или иного экономического периода страны. Среди принятых вариантов существует три наиболее удачные системы налогообложения, которые в своё время применялись, а некоторые применяются в настоящее время для начисления сборов:

  • Плоское налогообложение используется на территории нашей страны в настоящее время. Такой метод предполагает начисление и уплату равных налогов для всех слоёв населения. В такой системе не учитываются социальные интересы граждан и коммерческих структур, но она на сегодняшний момент является наиболее простой и оптимальной.
  • Прогрессивная система предполагает увеличение налоговой ставки по мере роста дохода. Причём при переходе от одной ступени к другой налогом облагается только та часть прибыли, которая превысила установленные показатели. Такой налог применялся в России по отношению НДФЛ. В основе метода лежит перераспределение налогового бремени с бедных слоёв населения на более богатые.
  • Регрессивное налогообложение является полной противоположностью прогрессивному, так как в связи с ростом дохода налоговые ставки системы снижаются. Такая модель проявила себя как наиболее эффективный метод взимания налоговых платежей.

Почему пониженная ставка способна приносить высокий доход

Рассмотрим более подробно регрессивную модель построения налоговых отчислений. Для того чтобы налогоплательщик был уверен в справедливости применения той или иной системы, а также для снижения сокрытия части доходов, законодатели разработали регрессивное налогообложение.

Такая система стала мощным стимулом к тому, чтобы в стране началась массовая легализация получаемых доходов, в связи с этим явлением государство стало получать дополнительный доход, несмотря на то, что ставки налогов были снижены.

Чем опасна регрессивная шкала

Регрессивная система налогообложения имеет довольно тонкую грань между плюсами и минусами. Длительное применение модели может нарушить социальное равновесие и привести к некоторому недовольству различных слоёв общества. Такие настроения общества неблаготворно влияют на пополнение бюджета страны.

Кроме того, если правительство пытается залатать бюджетные дыры, то регрессивная модель будет это делать довольно медленно, а в условиях кризисной экономики такие темпы неприемлемы.

Для кого система регрессии налоговых платежей наиболее выгодна

Если рассматривать в виде примера сферу малого бизнеса, то для ее представителей регрессивное налогообложение означает систему, которая обязывает платить равный налог с дохода независимо от обеспеченности компании. Иными словами, чем состоятельнее предприятие, тем меньше оно начисляет платежи. С точки зрения равноправия это выглядит довольно несправедливо. Но, с другой стороны, такая модель мотивирует руководство фирмы к увеличению доходной части и легализации заработной платы сотрудников.

В отношении каких налогов может применяться регрессивное налогообложение: примеры

Несмотря на то что регрессивная модель является довольно выгодной системой начисления платежей, она не считается особо популярной. В России регрессивное налогообложение применялось в начале двухтысячных годов по отношению к единому социальному налогу. Также в виде примера можно привести косвенные налоги, которые уплачивают в конечном счёте потребители.

НДС и акцизы по отношению к определённым видам товаров имеют пониженные номинальные ставки. Благодаря этому население имеет возможность приобретать товары первой необходимости, сезонную продукцию и вещи, попадающие под льготный акцизный режим, по наиболее приемлемой цене. В этом случае регрессивная система налогообложения имеет очевидные плюсы.

Государственная пошлина тоже носит регрессивный характер, так как имеет определённую шкалу ставок. При подаче исковых заявлений по имущественным делам сумма пошлины уменьшается в зависимости от размера иска.

Какая система налогообложения наиболее приемлема для современных условий экономики

В настоящее время наше государство испытывает некоторый дефицит бюджета, который можно частично закрыть налоговыми платежами. В связи с этим экономисты тщательно продумывают новую модель налогового режима, которая будет идеально подходить к условиям современного бизнеса.

Регрессивная шкала налогообложения в такие времена не совсем приемлема, так как она не способна восстановить довольно большой недобор. В связи с этим законодатели разработали законопроект, имеющий прогрессивный многоступенчатый характер начисления сборов. В его основе заложены строго определённые нормативы, по которым будут определяться налоговые ставки. Затрагивать такое налогообложение будет подоходный налог граждан. Если углубиться в реальные числа модели, то можно увидеть, что предлагаемая система имеет довольно низкую стартовую ставку налога (5%). В какой-то мере это даже напоминает регрессию по сравнению с действующим режимом.

Разрабатываемая система пока не находит общего согласия законодателей, и поэтому отложена до лучших времён. Возможно, в связи с изменением экономической ситуации в стране такой законопроект получит свою путёвку в жизнь.

Налоговые системы служат для официального изъятия части дохода в пользу государственного бюджета. От того, насколько действующая модель вызывает доверие населения, зависит размер поступающих взносов. Регрессивное налогообложение зарекомендовало себя как стимулирующая модель легализации дохода, но тем не менее система создана для определённого экономического курса и не может применяться в условиях выхода из кризиса.

businessman.ru

Пропорциональная прогрессивная и регрессивная налоговые системы. кривая Лаффера

Кривая Лаффера (Laffer curve) показывает зависимость между доходами государственного бюджета и динамикой налоговых ставок.

Была разработана американским экономистом Артуром Лаффером.

 

Точки касания кривой Лаффера показывают, что если, например, уровень налогообложения равен нулю, то государство лишается доходов. Если же оно намерено отобрать все доходы (t = 100%), то экономический процесс останавливается и государственный бюджет останется без доходов. При ставке tmax общая сумма доходов государства достигнет максимума Тmax. Попытки повысить налоговую ставку, например до величины t1, приведут к снижению доходов государства. Автор показывает, что повышение налоговых ставок до определенного уровня приводит к росту бюджетных доходов. Такое положительное воздействие возможно только до определенного предела, а за ним начинается так называемая "запретная зона" шкалы налогообложения. Налоги, взимаемые на основании высоких ставок, приводят к значительному сокращению бюджетных доходов. Это объясняется тем, что высокие налоги подавляют частную инициативу, подрывают стремление к новым инвестициям. А. Лаффер сделал вывод, что налоговые ставки достигли уровня, который сдерживает темпы экономического развития и предлагает снизить налоговые ставки, и прежде всего на прибыль. Найти оптимальную величину налоговой ставки теоретически невозможно, и многие экономисты пытаются вычислить ее эмпирическим путем. Но здесь существуют значительные различия: одни, в том числе и Лаффер, считают, что США уже в конце 70-х годов перешли рубеж tmax, другие не согласны и доказывают возможность повышения ставки налога. Безусловно, что реальный мир является очень несовершенной площадкой для проверки результатов столь гигантского эксперимента. Налоговая реформа вместе с другими мерами позволили США увеличить деловую активность, повысить темпы экономического роста (5,5% в 1999 году): "удлинить" деловой цикл и добиться бездефицитного бюджета.

Прогрессивные, регрессивные или пропорциональные

Подоходные налоги сами делятся на три типа:

· Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растёт и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает.

· Регрессивные налоги — налоги, чья средняя ставка налога снижается при увеличении уровня дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растёт, если доход уменьшается.

· Пропорциональные налоги — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода

Инструменты дискреционной бюджетно налоговой политики. Краткосрочне цели бюджетно налогой политики . Встроенные стабилизаторы.

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: государственные закупки; налоги; трансферты

Кратко срочные- Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение государственных расходов (G), снижение налогов (Т) или комбинирование этих мер .В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства.

Встроенные стабализаторы.

Встроенные стабилизаторы, где:

G — государственные расходы;

Т— налоговые поступления

Критика Кейсианской бюджетно-налоговой политики.эффект вытеснения. Долгосрочные цели бюджетно налогой политики

Эффект вытеснения — побочный эффект стимулирующей фискальной политики государства.

Увеличивая размеры государственных расходов (это может быть вызвано, к примеру, экономическим спадом), правительство выходит на денежный рынок, чтобы профинансировать бюджетный дефицит. Рост спроса на деньги на финансовом рынке приводит к росту цены этих денег — то есть к росту процентной ставки, что неизбежно снизит спрос на инвестиции в реальный сектор экономики.

Таким образом, увеличение государственных расходов, в том числе государственных инвестиций, значительно снижает возможности частного инвестирования.

 

Критика

Они утверждают, что использование на фазе спада бюджетно-налоговых инструментов, ведущее к увеличению бюджетного дефицита, вызывает эффект вытеснения частных инвестиций государственными расходами.

· Это происходит, по мнению монетаристов, в том случае, если возросший бюджетный дефицит покрывается за счет государственных займов. В этом случае государство увеличивает эмиссию ценных бумаг (государственных облигаций), которые в силу своей большей надежности по сравнению с корпоративными бумагами более привлекательны для населения. Рост покупок государственных облигаций означает сокращение покупок корпоративных бумаг. В результате частные инвесторы (реальные) лишаются возможности привлекать средства для осуществления дополнительных инвестиций, что в долгосрочной перспективе приведет к изменению структуры совокупного спроса:

увеличится доля госрасходов (G) за счет снижения доли частных инвестиций (I) при неизменном объеме совокупного спроса.

· Эффект вытеснения можно объяснить и по-другому. Известно, что цена облигаций связана с их доходностью (= процентная ставка) обратной зависимостью. Следовательно, дополнительная эмиссия облигаций, увеличивая их предложение, ведет к снижению их цены и к росту процентной ставки. Рост процентной ставки вызывает сокращение частных инвестиций.

· Самое же большое опасение связано с тем, что растущий дефицит госбюджета ведет к увеличению государственного долга. Это может заставить государство включить печатный станок, что повлечет за собой увеличение денежной массы и в соответствии с количественной теорией денег

Цели

В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала.

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение государственных расходов (G), увеличение налогов (Т) или комбинирование этих мер. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции (одновременный рост инфляции и безработицы на фоне спада производства), особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов по всем статьям бюджета осуществляется пропорционально и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда. Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создает предпосылки для разрушения экономического потенциала, что нередко встречается в экономиках переходного периода.

stydopedia.ru

Пропорциональная, прогрессивная и регрессивная налоговые системы. Кривая Лаффера.

ЛЕКЦИЯ 13

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И ЕГО ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ РОЛЬ В РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ.

Кейнсианская теория равновесия на товарном рынке, представленная моделью «кейнсианский крест»и моделью «утечек иинъекций»,доказывает, что равновесие в экономике может достигаться при любом уровне ВВП (=при любом уровне занятости), в том числе и при неполной занятости, т.е. в условиях циклического спада экономики.

Напомним, что, согласно теории Кейнса, причиной спадов (= роста безработицы) является недостаточный эффективный спрос(= значение планируемых совокупных расходов AEв точке равновесия). Самым нестабильным компонентом AEявляется инвестиционный спрос(= планируемые инвестиционные расходы)I.

Теория Кейнса доказывает, что использование инструментов дискреционной бюджетно-налоговой политики может, увеличивая совокупный спросAE, вывести экономику из спада, т.е. преодолеть циклическую безработицу.

Так Кейнс решает конечную задачу, поставленную им в «Общейтеории…», которая состоит в выборе

«тех переменных, которые могут находиться под сознательным контролем или управлением центральной власти в той реальной системе, в которой мы живем».

Такими переменнымивыступаютпрежде всего

расходы государственного бюджета и налоги,

прямо или косвенно влияющие на совокупный спрос.

Задача лекции состоит в том, чтобы

Выяснить, как эти переменные влияют на совокупный спрос и доход (выпуск) и, следовательно, занятость.

Государственный бюджет: его доходы и расходы.

Мультипликативные эффекты, порождаемые государством.

· Мультипликатор государственных расходов.

· Налоговый мультипликатор.

· Мультипликатор сбалансированного бюджета.

Пропорциональная, прогрессивная и регрессивная налоговые системы. Кривая Лаффера.

Бюджет полной занятости.

Государственный бюджет, его доходы и расходы.

Государственный бюджет– это смета государственных доходови расходов на год. На рисунке 13.1 представлена схема государственного бюджета.

Рис. 13.1

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ ТОВАРОВ И УСЛУГ
НАЛОГИ - ТРАНСФЕРТЫ
ЧИСТЫЕ НАЛОГИ - T
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ -G
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

 

 

 

                                    

 

Главным источником доходов бюджета являются налоги.

Налоги представляют собой сборы, налагаемые государством на доход, имущество и увеличение рыночной стоимости активов отдельных людей и предприятий. Это – прямые налоги.

Основные формы прямых налогов: подоходный налог, налог на корпорации, налог на имущество.

Наряду с прямыми налогами государство, как известно, взимает косвенные налоги. В отличие от прямых налогов, косвенные налоги представляют собой налоги на расходы. Это налоги, которыми государство облагает товары и услуги. Они, следовательно, представляют собой часть цены товаров и выплачиваются теми, кто покупает эти товары. Основными видами косвенных налогов являются: налог на добавленную стоимость (или налог с продаж), акцизы и таможенные пошлины.

Расходы государственного бюджета состоят (в основном) из двух частей:

1. Государственные закупки товаров и услуг (G в системе национальных счетов)

2. Государственные трансфертные платежи (TR), которые представляют собой безвозмездные социальные выплаты домашним хозяйствам.

Для целей дальнейшего анализа сгруппируем все составляющие бюджета таким образом, чтобы выделить G (государственные закупки товаров и услуг), которые являются частью совокупного спроса AE. Для этого объединим налоги и государственные трансфертные платежи в категорию чистых налогов, которую обозначим буквой T. Тогда:

T = налоги – трансферты

(T = Tx – TR)

Государственные закупки товаров и услуг (G) будем называть государственными расходами.

В зависимости от количественного соотношения доходов и расходов, бюджет может быть:

· сбалансированным(если доходы равны расходамG = T)

· дефицитным(если расходы превышают доходыG>T)

· профицитным(если доходы превышают расходыG<T).

Мультипликативные эффекты, порождаемые государством. Мультипликатор государственных расходов. Налоговый мультипликатор. Мультипликатор сбалансированного бюджета.

На первом этапе анализа бюджетно-налоговой политики нам предстоит выяснить, как наш отказ от одного из допущений кейнсианской модели (относительно роли государства), повлияет на результаты, полученные при анализе этой модели.

Рис. 13.2

G

 

 

G

 

         0                                                           Y

(а)Рассмотрим воздействие изменения Gна уровень национального доходаY

 (T = 0).

o Введем в уравнение планируемых совокупных расходов (следовательно, и равновесия) G (государственные расходы):

Y= AE= Ca + MPC×Y+ I + G

Поскольку государственные расходы Gне зависят от уровня доходаY, а определяются политикой государства, они являются автономными расходами. График Gпредставлен на рисунке 13.2

o Так как G – это часть автономных расходовA, то воздействие изменений G идентично воздействию изменению инвестиций I(рисунок 13.3):

Рис. 13.3

AEY = AE

AE2 = MPC×Y + A1 +DG

A1 = Ca + I + G

AE1 = MPC×Y + A1

 

e2

 

e1

DG

DY

A

 

0Y1Y2                                      Y

 =

DY= DG

K =  = (1)

o K в данном случае – мультипликатор государственных расходов:

G↑ÞY↑

G↓ÞY↓

(б)Рассмотрим воздействие изменения Tна уровень национального доходаY(рисунок 13.4).

Введем в уравнение планируемых совокупных расходов (следовательно, ив уравнение равновесия) чистые налоги T, предположив (временно), что все чистые налоги автономны, т.е. не зависят от дохода Y (T = Ta):

Y= AE

Y= Ca +MPC×(Y–T) + I+ G

Y= MPC×Y+ A

A = Ca - MPC×T + I + G

o Увеличение налогов уменьшает располагаемый доход на величину DT и, следовательно, уменьшает потребительские расходы по каждому уровню дохода, т.е. сдвигает кривую AEвниз на величинуMPC×DT:

o В результате доход (выпуск) сокращается на величину DY:

DY =  (– MPC×DT)

Рис. 13.4

                   AE                                                 Y = AE

 

A1 = Ca - MPC× T + I +GAE1 = MPC×Y + A1

 

AE2 = MPC(Y–DT) + A1

e1

 

e2

-MPC×DT

ADY

 

                    0             Y2Y1                                    Y  

 

DY= DT

(2)

o Выражение - называется мультипликатором налогообложения или налоговым мультипликатором. Знак «минус» означает,

что доход изменяется в направлении, противоположном изменению налогов:

T↑ÞY↓

T↓ÞY↑

(Подчеркнем, что рост трансфертов увеличивает уровень дохода, так как сокращает величину чистых налогов Т).

Как показывают уравнения (1) и (2) мультипликатор государственных расходов по абсолютной величине больше налогового мультипликатора, так как MPCв числителе налогового мультипликатора, как нам известно, меньше 1 в числителе мультипликатора государственных расходов.

Мультипликатор сбалансированного бюджета (Теорема Хаавельмо)

Итак:

· Рост государственных расходов вызывает мультипликативный рост дохода (выпуска).

· Рост налогов вызывает мультипликативное уменьшение дохода (выпуска).

Возникает вопрос:

Как изменится доход (выпуск) при сбалансированном бюджете(DG = DT)?

Условие равновесия на товарном рынке:

Y = Ca + MPC(Y – T) + I + G

ЕслиCa = const., I = const., MPC = const., то

DY = MPC(DY - DT) + DG.

Так как в условиях сбалансированного бюджета DG=DT, заменим DT на DG:

DY = MPC(DY - DG) + DG, или

DY - MPC×DY = – DG×MPC + DG, или

DY(1 - MPC) = DG(1 - MPC)Þ

 =  = 1(3)Þ

∆Y = ∆G

Таким образом, мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1.

Суть теоремы Хаавельмо:

Увеличение госрасходов при условии их финансирования за счет повышения налогов (автономных) на такую же величину (∆T =∆G) приведет к росту национального дохода (Y) на ту же величину:∆Y =∆G.

Это объясняется тем, что мультипликатор государственных расходовК по абсолютному значению больше налогового мультипликатора.

(в)Поскольку подоходный налог составляет большую часть доходов государственного бюджета, введемставку налогообложения t(Ta – автономные налоги):

Y = Ca +MPC×(Y–tY– Ta) + I + G

Y = MPC(1 - t)Y - MPC×Ta + Ca + I + G

· если Ta, Ca, I, = const., то:

DY - MPC(1- t)DY = DG

DY[1 – MPC(1 – t)] = DG

 = = K

· еслиCa, I, G = const., то:

DY - MPC(1- t)DY = -MPC×DTa

DY[1 – MPC(1 – t)] = -MPC×DTa

 = -  = н.м.

Т.о., введение ставки подоходного налога:

· уменьшает значение мультипликатора автономных расходовK:

K = (1a)

· уменьшает абсолютную величину значения налогового мультипликатора:

налоговый мультипликатор =- (2a)

Это объясняется тем, что величина мультипликативного изменения AEзависит непосредственно не от национального дохода Y, а от располагаемого личного дохода Y(1 - t).

Еще раз сравниммультипликатор государственных расходовK и налоговый мультипликатор.

Очевидно, что Kпо-прежнемуимеет большее значение по абсолютной величине:

>-

Из этого соотношения следуют два важных вывода.

ВЫВОД:

 

РОСТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ НА ВЕЛИЧИНУ XВЫЗОВЕТБОЛЬШИЙПРИРОСТ НАЦИОНАЛЬНОГО ДОХОДА, ЧЕМ СНИЖЕНИЕ РАЗМЕРА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА ТУ ЖЕ ВЕЛИЧИНУX:

G + XÞY↑↑

T–XÞY↑

Если |∆G| = | - ∆T|, то |∆Y(G)| > |∆Y(-T)|

С этой точки зрения на спаде предпочтительнее использовать ↑G, при инфляции спроса - ↑T, так как при сокращении госрасходов национальный доход сократится больше, чем при увеличении налогов на ту же величину.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЫБОРА ИНСТРУМЕНТОВ

БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ:

· НА ФАЗЕ СПАДА (ДЛЯ БОРЬБЫ С БЕЗРАБОТИЦЕЙ)предпочтительнее увеличивать госрасходы.

· НА ФАЗЕ БУМА (ДЛЯ БОРЬБЫ С ИНФЛЯЦИЕЙ)предпочтительнее увеличивать налоги.

(При этом надо иметь в виду, что бюджетно-налоговая политика как средство борьбы с инфляцией чревата опасными последствиями: проведение сдерживающей политики может привести к сокращению национального дохода(Y), т.е. борьба с инфляцией может привести к спадуи, следовательно,к росту безработицы.)

Пропорциональная, прогрессивная и регрессивная налоговые системы. Кривая Лаффера.

Поскольку наибольшая часть налогов прямо или косвенно уплачивается из доходов домашних хозяйств, мы в дальнейшем для простоты анализа будем считать, что доходы государственного бюджета формируются в основном за счет подоходного налога.

В настоящее время существуют несколько систем подоходного налогообложения: пропорциональная, прогрессивная и регрессивная.

· При пропорциональной системе налогообложения имеется единая налоговая ставка (t) и общая сумма налоговых поступлений (T) определяется по формуле:

Т = t×Y

· При прогрессивной (регрессивной) системе имеется как минимум две ставки: базовая и предельная.Базовая ставка применяется только к начальному диапазону налогооблагаемого дохода.

Если чей-либо доход превышает рамки этого диапазона, то к этому превышению применяется предельная ставка налогообложения, которая больше базовой при прогрессивной и меньше базовой при регрессивной системах.

Средняя ставка налогообложения (t) рассчитывается как отношение общей суммы выплаченных налогов к совокупному доходу: t =  Соответственно, если известна средняя ставка налогообложения t, то общая сумма налоговых поступлений рассчитывается по приведенной выше формуле

T = t×Y

Из этой формулы следует вывод:

при данной ставке налогообложения t общая сумма доходов (полученных государством налоговых поступлений) государственного бюджета больше во времена подъёмов и меньше во времена спадов.

Рис. 13.5

t

 

100%

Кривая Лаффера.

 

 

t0

 

 

0                        T

Tmax

Что касается ставки налогообложения (t), то ее связь с общей суммой собираемых налогов (T) не так однозначна, как может показаться. Эту связь показывает кривая Лаффера (рисунок 13.5):

при росте ставки налогообложения от 0 до t0 общая сумма налогов растет, если рост ставки продолжится, то сумма налогов начнет уменьшаться, пока не достигнет нулевого значения при ставке 100%.

Это явление объясняется очень просто:

по достижении ставкиt0люди начинают терять интерес к зарабатыванию дохода, или укрывают доходы от налогообложения.

Кривая Лаффера является эмпирической моделью и не дает возможности определить уровень ставки t0, однако она указывает, что существует предел для увеличения налоговой ставки, по достижению которого собираемость налогов падает. Модель, разработанная представителемтеорииэкономики предложения и названная его именем, послужила обоснованием для проведения налоговой реформы в США и Великобританией в 80-е гг., в результате которой были снижены налоги на богатые слои населения. Эта реформа, наряду с другими мероприятиями, означала отход от кейнсианской политики в этих странах (рейганомика и тэтчеризм).

Бюджет полной занятости.

Рисунок 13.6 показывает различные состояния государственного бюджета в зависимости от соотношения между его расходами (G) и доходами (T).

Рис.13.6

T,G                                G=T         T = tY

 

G > T      T> GÞ G – T< 0

G – T> 0                          профицитгос.бюджета

G

дефицит

гос.бюджета

                  

  t

0Y

Y1

· В точке пересечения кривых государственных расходов (G) и налогов (T) бюджет сбалансирован, так как при Y = Y1G = T.

· Левее точки сбалансированного бюджета (при 0<Y<Y1) лежит область бюджетного дефицита, так как G>T. Формула дефицита государственного бюджета: G – T> 0.

· Правее точки сбалансированного бюджета (при Y>Y1) лежит область бюджетного профицита (бюджетного избытка). Формула профицита государственного бюджета: G – T < 0.

Итак, при данной ставке налогообложения (t) и данных государственных расходах (G) чем выше уровень реального выпуска (Y), тем больше уровень T и тем больше шансов попасть в область бюджетного профицита (или хотя бы в точку сбалансированного бюджета). Однако увеличитьY можно, только увеличивая государственные расходы (G). Возникает вопрос: можно ли увеличить G таким образом, чтобы сократился бюджетный дефицит? Воспользуемся методом «утечек - инъекций».

Мы знаем, что в состоянии равновесиясумма утечек равна сумме инъекций.Мы имеем:

· S + T – сумма утечек.

·  I + G – сумма инъекций.

В состоянии равновесия

S + T = I + GÞG – T = S - I.

Тогда,если

G↑Þ Y↑Þ S↑ ,посколькуI = const.,то (S - I) ↑Þ (G - T) ↑

ВЫВОД:

Увеличение государственных расходов увеличивает бюджетный дефицит, даже если при этом растут налоговые поступления Т (так как растет Y).Следовательно, вывести экономику из спада, увеличивая государственные расходы, можно только ценойувеличения дефицита государственного бюджета.

Возникает вопрос, свидетельствует ли увеличение дефицита государственного бюджета о том, что проводится фискальная экспансия? Ведь известно (см. рисунок 13.6), что бюджетный дефицит может быть вызван сокращением уровня выпуска (Y). Такой дефицит называется циклическим дефицитом.

Для того чтобы отделить факторы, связанные с проведением активной бюджетно-налоговой политики, от других факторов, влияющих на дефицит государственного бюджета, используют концепцию бюджета полной занятости.

Предположим, что фактический уровень выпуска (доходов) находится на уровне Y1, при котором государственный бюджет сводится с дефицитом (рисунок 13.7). Чтобы выяснить, чем вызван этот дефицит, рассчитаем уровень выпуска при полной занятости (потенциальный уровень выпуска Y*).

Рис.13.7

T,G 

T = t×Y

 

G

 

                                              

 Y1Y*2Y*1Y

Если в результате расчетов мы получим Y*1, уровень которого значительно выше фактического Y1 и соответствует области бюджетного профицита, значит можно сделать вывод, что дефицит государственного бюджета обусловлен низким уровнем Y, вызванного спадом, т.е. имеет место циклический дефицит.Бюджетно-налоговая политика должна быть пересмотрена в сторону усиления фискальной экспансии с целью выведения экономики из спада.

Если же при расчете мы получим, что потенциальный уровень выпуска близок к фактическому (Y*2 на рисунке 13.7) и соответствует области бюджетного дефицита, значит этот дефицит обусловлен тем, что проводится политика фискальной экспансии. Такой дефицит называется структурным дефицитом.

Таким образом,

бюджет полной занятостиопределяется уровнем бюджетного профицита или дефицита, который мог быиметь место, если бы в экономике в исследуемый период существовала полная занятость.

Проведенный анализ роли государственного бюджета в регулировании экономики подводит нас вплотную к проблемам бюджетно-налоговой политики, которой посвящена следующая лекция.

Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 29; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

studopedia.net

Налоговая ставка. Прогрессивное, пропорциональное и регрессивное налогообложение. Кривая Лаффера

Налоговая ставка. Прогрессивное, пропорциональное и регрессивное налогообложение. Кривая Лаффера.

Налоги- обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц.

Объект налогообложения (ОН) – имущество, на стоимость которого начисляется налог.

Налоговая ставка – размер налога на единицу налогообложения.

Способы изъятия налогов:

  1.  Прямые налоги: взимаются с непосредственного владельца ОН. Это подоходный налог, налог на прибыль, наследство и дарение, на имущество, Н на сделки с капиталом.
  2.  косвенные: уплачиваются конечным потребителем облагаемого налогом товара и услуги, а продавцы играют роль агентов по переводу полученных ими в счет уплаты налога средств государству. (Налог на добавленную стоимость НДС, Н с продаж, акцизы (дополнительно начисляемый на определенные виды товаров – алкоголь, табак, роскошь), таможенные пошлины. Косв налоги наиболее весомая часть налоговых поступлений в федеральный бюджет РФ).

Налоговые системы:

А. Прогрессивное налогообложение: ставка Н увеличивается по мере роста объекта налога (владелец большего дохода платит не только большую сумму в абсолютном выражении, о и в относительном по сравнению с владельцем меньшего дохода). Пример: подоходный налог с физ лиц. Для прогрессивных Н большое значение представляют средняя налоговая ставка (отношение суммы Н к величине облагаемого им налога) и предельная НС (ставка обложения налогом дополнительной единицы дохода).

Б. Регрессивный налог – Н, который в денежном выражении равен для всех плательщиков, т.е. составляет большую часть низкого дохода и меньшую часть высокого дохода. Как правило, это косвенные Н.

В. Пропорциональный налог – это налог, при котором налоговая ставка остается неизменной, независимо от стоимости ОН. (налоги на имущество предприятий и физ лиц)

Кривая Лаффера.

КЛ описывает связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями в госбюджет. Согласно Лафферу, стремление правительства пополнить казну, увеличивая налоговый пресс, может привести к противоположным результатам.

По мере роста ставок налога от 0 до 100%, доходы госбюджета будут вначале расти от 0 до некоего максимального уровня (т.М, допустим, 50% СН), а затем снижаться опять до 0. Более низкие НС могут повысить стимулы к труду, сбережениям и инвестициям и в целом приведут в расширению налоговой базы. Снижение налоговых ставок, вызывая стимулы к расширению производства и занятости, уменьшит необходимость трансфертных выплат, например, пособий по безработице, уменьшится социальная нагрузка на бюджет. Повышение налоговых ставок целесообразно лишь в той области, которая находится ниже точки М, например, в точке L. Но снижение налогового бремени не дает краткосрочного эффекта (в смысле быстрого наполнения доходов гос. бюджета), а проявляется в полной мере (при прочих равных условиях) лишь в долгосрочном аспекте.

Гос доходы могут быть максимальны только при некотором оптимальном уровне ставки налога. Не обязательно макс налоговая ставка ведет к максимизации доходов государства. Главная трудность - оптимальный уровень налоговой ставки.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

3236. Доклад Процент как равновесная цена на рынке заемных средств. Ставка процента (номинальная и реальная) 3.53 KB
  Основные действующие лица на рынке заемных средств – домашние хозяйства олицетворяют предложение ссудного капитала и предприниматели. Сберегаемые деньги которые домашние хозяйства готовы предоставить в кредит и являются предложением заемных средств спрос на которые предъявляют предприниматели или бизнес. Равновесная цена заемных средств выражается равновесной ставкой процента rE Выступая в роли равновесной цены на рынке заемных средств ставка процента приводит в соответствие планы домашних хозяйств на размеры текущего потребления.
2977. Доклад Инфляция и безработица: краткосрочная кривая Филлипса 10.2 KB
  Для понижения БРБ проводятся бюджетные и денежнокредитные мероприятия которые стимулируют спрос. Норма БРБ снижается но возрастают темпы инфляции до U2. Стремление прва ценой инфл купить более низкий уровень БРБ можно считать успешным когда у хозяцств агентов удается создать тн ложные ожидания.
2996. Доклад Измерение неравенства в распределении доходов: кривая Лоренца и коэффициент Джини 23.81 KB
  Речь идет о персональном распределении доходов. по 20 и совокупные доходы общества тоже по 20 то можем увидеть что линия исходящая из начала осей координат биссектриса дает нам представление о равном распределении доходов. Нр первые 20 населения получают 5 доходов 40 населения – 15 60 населения – 35 80 60 доходов и наконец 100 100 всех доходов.
4922. Курсовая Налоговая система РФ 63.6 KB
  В современном обществе налоги являются основным источником доходов государства. Именно налоги лежат в основе доходной части бюджета любой развитой системы. Кроме фискальной функции налоги используются в качестве инструмента экономического воздействия государства на структуру и динамику общественного воспроизводства, на направления социально-экономического развития.
9293. Лекция Налоговая система государства 24.3 KB
  Налоговая система государства План: Основные понятия налоговой системы Принципы построения системы Классификация налогов Основные понятия и определения системы Элементы налога Налоговая система страны – совокупность норм правил законодательных актов на основе которых происходит: взимание налогов пошлин на территории данного государства; регулирование взаимоотношений и определение полномочий сторон участвующих в процессе налогообложения. Принципы налогообложения были разработаны и...
5800. Реферат Банковская и налоговая системы США 37.26 KB
  Основы финансовой системы США. Постепенно складывавшаяся на протяжении несколько веков финансовая система США последние несколько десятилетий остается самой мощной в мире. Но несмотря на все высказывания именно американский доллар продолжает оставаться свободно обращающейся во всех странах резервной валютой а самые дорогие мировые компании все еще находятся в США. Финансовая система США сложна и многообразна состоит из множества государственных федеральных и иных органов власти и управления финансовых и административных ведомств...
16086. Контрольная Бюджетно-налоговая (фискальная) политика 412.39 KB
  Государство устанавливая налоги стремится прежде всего обеспечить себе необходимую материальную базу для осуществления возложенных на него задач которые реализуются посредством налогово-бюджетной политики. Задачи налоговой политики сводятся к: обеспечению государства финансовыми ресурсами; созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом; сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения. Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика Инструменты фискальной политики...
762. Курсовая Налоговая система РФ. Государственные доходы 42.05 KB
  Баланс интересов государства и предпринимательства актуален сегодня еще и потому, что в настоящее время наиболее остро встает проблема уклонения от налогов, распространение различных схем ухода от налогов. Необходимо отметить, что механизм взимания налогов также играет существенную роль при расчете налоговой нагрузки
5282. Курсовая Налоговая система РФ и пути ее совершенствования 30.26 KB
  В рыночной экономике каждое государство широко использует налоги как регулятор некоторых отрицательных факторов рынка. В условиях перехода к экономическим способам управления быстро растет роль налогов как регулятора экономики поощрения и развития ведущих отраслей народного хозяйства через налоги государство может осуществлять качественную политику в развитии наукоемких производств и уничтожении убыточных предприятий. Эти законопроекты установили идущие в бюджетную систему налоги сборы пошлины и другие платежи определяют плательщиков...
9247. Лекция Налоги и налогообложение 20.3 KB
  Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

refleader.ru

Пропорциональная, прогрессивная и регрессивная налоговые системы. Кривая Лаффера

Поскольку наибольшая часть налогов прямо или косвенно уплачивается из доходов домашних хозяйств, мы в дальнейшем для простоты анализа будем считать, что доходы государственного бюджета формируются в основном за счет подоходного налога.

В настоящее время существуют несколько систем подоходного налогообложения: пропорциональная, прогрессивная и регрессивная .

При пропорциональной системе налогообложения имеется единая налоговая ставка (t ) и общая сумма налоговых поступлений (T ) определяется по формуле:

Т = t × Y

При прогрессивной (регрессивной) системе имеется как минимум две ставки: базовая и предельная. Базовая ставка применяется только к начальному диапазону налогооблагаемого дохода.

Если чей-либо доход превышает рамки этого диапазона, то к этому превышению применяется предельная ставка налогообложения, которая больше базовой при прогрессивной и меньше базовой при регрессивной системах.

Средняя ставка налогообложения (t ) рассчитывается как отношение общей суммы выплаченных налогов к совокупному доходу: t =Пропорциональная, прогрессивная и регрессивная налоговые системы. Кривая Лаффера - Инвестирование - 1 Соответственно, если известна средняя ставка налогообложения t , то общая сумма налоговых поступлений рассчитывается по приведенной выше формуле

T = t×Y

Из этой формулы следует вывод:

при данной ставке налогообложения t общая сумма доходов (полученных государством налоговых поступлений) государственного бюджета больше во времена подъёмов и меньше во времена спадов.

Что касается ставки налогообложения (t ), то ее связь с общей суммой собираемых налогов (T ) не так однозначна, как может показаться. Эту связь показывает кривая Лаффера(рисунок 13.5):

при росте ставки налогообложения от 0 до t0 общая сумма налогов растет, если рост ставки продолжится, то сумма налогов начнет уменьшаться, пока не достигнет нулевого значения при ставке 100%.

Рис. 13.5

t

100%

Кривая Лаффера .

t0

0 T

Tmax

Это явление объясняется очень просто:

по достижении ставкиt0 люди начинают терять интерес к зарабатыванию дохода, или укрывают доходы от налогообложения.

Кривая Лаффера является эмпирической моделью и не дает возможности определить уровень ставки t0 , однако она указывает, что существует предел для увеличения налоговой ставки, по достижению которого собираемость налогов падает. Модель, разработанная представителем теории экономики предложения и названная его именем, послужила обоснованием для проведения налоговой реформы в США и Великобританией в 80-е гг., в результате которой были снижены налоги на богатые слои населения. Эта реформа, наряду с другими мероприятиями, означала отход от кейнсианской политики в этих странах (рейганомика и тэтчеризм).

Рисунок 13.6 показывает различные состояния государственного бюджета в зависимости от соотношения между его расходами (G ) и доходами (T ).

· В точке пересечения кривых государственных расходов (G ) и налогов (T ) бюджет сбалансирован , так как при Y = Y1 G = T.

· Левее точки сбалансированного бюджета (при 0 < Y < Y1 ) лежит область бюджетного дефицита , так как G > T . Формула дефицита государственного бюджета: G – T > 0 .

· Правее точки сбалансированного бюджета (при Y > Y1 ) лежит область бюджетного профицита(бюджетного избытка). Формула профицита государственного бюджета: G – T < 0 .

Рис.13.6

T,G G = T T = tY

G > TT > G Þ G – T< 0

G – T> 0 профицит гос.бюджета

G

дефицит

гос.бюджета

t

0 Y

Y1

Итак, при данной ставке налогообложения (t ) и данных государственных расходах (G ) чем выше уровень реального выпуска (Y ), тем больше уровень Tи тем больше шансов попасть в область бюджетного профицита (или хотя бы в точку сбалансированного бюджета). Однако увеличить Yможно, только увеличивая государственные расходы (G ). Возникает вопрос: можно ли увеличить G таким образом, чтобы сократился бюджетный дефицит? Воспользуемся методом «утечек - инъекций».

Мы знаем, что в состоянии равновесия сумма утечек равна сумме инъекций. Мы имеем:

· S + T– сумма утечек.

· I + G– сумма инъекций.

studlib.info

Прогрессивная система налогообложения наиболее предпочтительна в современных условиях :: BusinessMan.ru

Государственная налоговая система является экономическим рычагом, с помощью которого происходит формирование бюджета страны. В условиях нестабильности рыночных отношений различные модели налогообложения способны отрегулировать негативные явления и своевременно перекрыть дефицит бюджета. В связи с высокой значимостью налоговые реформы являются постоянным предметом дискуссий законодателей. На повестке дня снова прогрессивная система налогообложения как наиболее приемлемая в современных экономических условиях.

Применение прогрессии в начислении налогов

Главные принципы прогрессивной системы реализуются через особый механизм взимания налоговых платежей. В зависимости от метода начисления их можно разделить на несколько видов: простой, линейный и многоступенчатый.

Простая прогрессивная система налогообложения отличается довольно высокой налоговой ставкой. Также модель предусматривает наличие необлагаемой суммы дохода, которая исключается из налогооблагаемой базы.

Линейный метод начисления платежей основывается на постепенном увеличении процентной ставки в соответствии с ростом дохода, который высчитывается в виде коэффициента. Такая модель приносит бюджету видимые результаты, но для её применения требуется длительное внедрение.

Многоступенчатая прогрессивная система налогообложения является на сегодняшний день наиболее эффективной, так как её принцип основан на разграничении доходности. В рамках определённого лимита действует своя ставка налога. Причём при переходе на следующую ступень повышенным налогом облагается только та часть, которая не участвовала в предыдущей категории.

Все вышеперечисленные методы имеют право на существование в определённые периоды экономического развития страны. В зависимости от того, какие цели преследует государство, та или иная система дорабатывается на законодательном уровне и вводится для практической оценки эффективности.

Сущность пропорциональной, прогрессивной и регрессивной системы налогообложения

Для того чтобы провести сравнительный анализ эффективности основных систем налогообложения, необходимо в первую очередь разобраться в механизмах работы таких методов.

Пропорциональное налогообложение применяется в нашей стране по отношению ко многим видам налоговых платежей. Суть метода состоит в уравнивании всех социальных слоёв налогоплательщиков путём установления одинаковой для всех ставки.

Прогрессивная система налогообложения может быть охарактеризована так: большой доход – большой налог. Такая система достаточно хорошо иллюстрирует социальное неравенство налогоплательщиков и перераспределяет налоговое бремя с бедных слоёв на богатые.

Применение регрессивной шкалы на первый взгляд может показаться не совсем рациональным, но на практике такая система зарекомендовала себя как наиболее предпочтительная. Снижение налоговой ставки в зависимости от роста дохода стимулирует граждан и предпринимателей к легализации доходов. В связи с чем увеличиваются поступления в бюджет.

Системы налогообложения: пропорциональная, прогрессивная, регрессивная – что эффективнее?

Любая налоговая система является важным элементом рыночной экономики. Доверие налогоплательщика зависит от того, насколько справедливо и правильно разработан тот или иной метод.

Системы налогообложения (прогрессивная, регрессивная) имеют абсолютно разный принцип начисления. Нетрудно догадаться, что экономический результат использования таких моделей будет также различным. Прогрессивная система является перераспределителем налоговой нагрузки, при которой налоговое бремя в большей степени ложится на богатых. Регрессивная модель, наоборот, переносит центр тяжести на малообеспеченных граждан. Такие полярные характеристики приводят к выводу о том, что каждая система хороша в своё время.

Сравнение плоского и прогрессивного метода

Пропорциональная и прогрессивная системы налогообложения также трудно сравнимы, так как тоже основаны на социальном неравенстве. В условиях кризиса экономисты не рекомендуют вводить единую ставку налога на доходы, объясняя это тем, что прогрессивная модель наиболее эффективно поможет пополнить бюджет. В то же время они опасаются, что растущие налоги снова загонят бизнес на «теневую сторону». В результате будет потеряна определённая часть прибыли, и создадутся благоприятные условия для появления коррупции.

Как должна выглядеть новая модель налогообложения

Чтобы не допустить несправедливого отношения к гражданам и в то же время пополнить государственную казну, законодателям нужно придумать абсолютно новую модель налогообложения. Возможно, за основу следует взять косвенный налог, который осуществит поступление налогов через затраты граждан.

Такой законопроект совсем недавно был предложен депутатами Государственной Думы, но был отложен для более детальной доработки с учётом современных условий экономики.

Чем интересна действующая модель

Действующая налоговая система уже имеет некоторые отличия от предыдущих моделей. В ней чётко определены права и ответственность федерального и территориального управления. Благодаря введению местных налогов были решены различные территориальные финансовые проблемы.

И всё же действующая модель не является идеальной, так как излишне запутана и практически закрыта для внешних инвесторов. Постоянный пересмотр налоговых ставок, количества определённых льгот являются не лучшими фактами в условиях рыночных отношений.

businessman.ru