Профстандарт бухгалтера бюджетного учреждения на 2016 год. Профстандарт экономиста бюджетного учреждения


Профстандарт экономиста бюджетного учреждения | Потребитель

Согласно постановлению, принятие в какой-либо организации профстандарта осуществляется, если это регламентируется законом или в том случае, если данная организация собственным локальным актом включает в функционирование профстандарт в виде обязательного норматива. Разрабатывает профстандарты Минтруда. Для экономистов документ пока, как уже говорилось, не разработан, так что приходится довольствоваться Квалификационным справочником должностей и должностной инструкцией. Есть ли различие профстандарта от требований, установленных Квалификационным справочником? Квалификационный справочник должностей, ратифицированный решением Минтруда России от 21.08.1998 N 37, включает в себя и такую должность как экономист. Данная профессия в документе представлена в ряде характеристик.

Профстандарт для экономиста

Профстандарт экономиста-финансиста Специальность финансового экономиста позволяет занимать должности, где требуется осуществлять микрофинансовые операции. Соответствующий профессиональный стандарт «Специалист по финансовому консультированию» принят Приказом Минтруда России № 167н 19 марта 2015 года.Такой профессионал уполномочен на следующие базовые функции:

  • планирование и выдача микрозаймов, а также сопутствующие операции по ним;
  • привлечение финансового обеспечения микрофинансовых процедур.

Должности, которые предлагает профстандарт в этой сфере – «специалист» либо «ведущий специалист по микрофинансам». Квалификационные требования к ним приведены в таблице 1. Табл. 1 № Специалист по микрофинансам Ведущий специалист по микрофинансам 1 Уровень по шкале квалификации 5 6 2 Образование Среднее специальное («Финансы») Высшее профильное (достаточно бакалаврата).

Должностная инструкция экономиста — образец за 2016 год

Профстандарта пока нет, но он обязателен? Трудовой кодекс сделал обязательным применение профессиональных стандартов с 01.06.2016 г., и это новшество часто настолько изумляет работодателей, что они не сразу обращают внимание на разъяснения закона. А они гласят, что профстандарты обязаны буквально применяться только к тем должностям, для которых установлены ограничения, предусмотрены компенсации или возможны льготы.

Профстандарт экономиста

Вниманиеattention К ним относятся следующие:
  1. При трудоустройстве у работодателя будут законные основания для отказа кандидату, если данные из резюме экономиста не соответствуют требованиям, обозначенным в профстандарте.
  2. В случае вынужденного сокращения штата, профстандарт также может оказать помощь владельцу организации.
  3. Профстандарт упростит смещение с должности работника, который не выполняет возложенные на него обязанности.

Правда, составление профстандарта для небольшой фирмы не всегда может быть обосновано, например, если в штате лишь один экономист. Все рекламации к нему в некоторых случаях лучше определить в должностной инструкции.

Основой разработки такого документа может стать квалификационный справочник должностей и схожий по направлению деятельности уже ратифицированный профстандарт.

Профстандарт: 17.035

Содержание страницы

  1. Профстандарта пока нет, но он обязателен?
  2. Экономист – кто он?
  3. Стандарт экономиста
  4. Поможет старый добрый ЕКС

Реестр профстандартов, принятых Министерством труда России и прошедших согласование в Министерстве юстиции, неуклонно пополняется. На конец августа 2016 года в нем содержится более 8 сотен стандартов, однако, среди них пока нет единого документа для экономистов. Как в таком случае поступить работодателю при определении трудового функционала сотрудника, формулировке положений должностной инструкции, решении вопросов начисления заработной платы и других случаях, которые так удобно регламентируются в профессиональных стандартах? Разберемся вместе.

Для чего нужен профстандарт экономиста и его основные положения

Сотрудник в этом случае также должен соответствовать нормативу и иметь высшее образование, проходя программы повышения квалификации и переподготовки. Опыт работы — около года. Уровень квалификации — 7. Любая из обязанностей, которые выполняет специалист по финансовым расследованиям, требует различных условий найма.

Инфоinfo

Например, нельзя принимать на такую должность лиц с уголовным прошлым за правонарушения в сфере экономики, произведенные из корыстолюбивых побуждений и по найму. Профстандарт специалиста по управлению персоналом Сфер деятельности, где может быть задействован экономист, много, еще одной из них является управление персоналом.

Тут тоже желательно ознакомиться с профстандартом. Экономисты по труду и заработной плате вполне могут исполнять обязанности, характерные для экспертов по управлению персоналом.

Профстандарт бухгалтера бюджетного учреждения

Важноimportant

Профстандарт же регламентирует уровень образования и опыт будущего экономиста не так абстрактно. К примеру, на место руководителя подразделения по противодействию узаконения доходов, полученных уголовным путем, может быть трудоустроен как человек, получивший специальное высшее образование, так и человек, обладающий стажем работы не менее 3 лет.

Квалификация определяется опытом и образованием специалиста. Установлены следующие тарифные разряды:

  • 10 — ведущий специалист;
  • 9 — специалист второй категории;
  • 8 — специалист первой категории;
  • 7 — работник без квалификационной категории.

Для бухгалтеров еще существует 6 разряд — без квалификации, а 10 и 9 — упразднены.

Резюме экономиста, как правило, не содержит данных о категории.

potrebitel161.ru

Полный профстандарт № 451 Специалист планово-экономического сопровождения деятельности организации водоснабжения и водоотведения

СКАЧАТЬ Полный профстандарт № 451 Специалист планово-экономического сопровождения деятельности организации водоснабжения и водоотведения

УТВЕРЖДЕН

приказомМинистерства

трудаи социальной защиты Российской Федерации

от«19» марта 2015 г. №166н

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙСТАНДАРТ

Специалистпланово-экономического сопровождениядеятельности организации водоснабженияи водоотведения

451

Регистрационныйномер

Содержание

I.Общие сведения 1

II.Описание трудовых функций, входящих впрофессиональный стандарт (функциональнаякарта вида профессиональной деятельности) 2

III.Характеристика обобщенных трудовыхфункций 3

3.1.Обобщенная трудовая функция «Организациякомплексного экономического анализаи планирования экономической деятельностиорганизации водоснабжения иводоотведения» 3

3.2.Обобщенная трудовая функция «Руководствоструктурным подразделением специалистов,осуществляющих планово-экономическоесопровождение деятельности организацииводоснабжения и водоотведения» 10

IV.Сведения об организациях – разработчикахпрофессионального стандарта 13

Планирование,координация и контроль экономическойдеятельности организаций водоснабженияи водоотведения

16.057

(наименованиевида профессиональной деятельности)

Код

Основнаяцель вида профессиональной деятельности:

Обеспечениеэффективной работы по экономическомупланированию, направленному наорганизацию рациональной хозяйственнойдеятельности организаций водоснабженияи водоотведения

Группазанятий:

1231

Руководителифинансово-экономических и административныхподразделений (служб)

2441

Экономисты

(кодОКЗ1)

(наименование)

(кодОКЗ)

(наименование)

Отнесениек видам экономической деятельности:

69.20

Деятельностьпо оказанию услуг в области бухгалтерскогоучета, по проведению финансовогоаудита, по налоговому консультированию

70.10.1

Деятельностьпо управлению финансово-промышленнымигруппами

(кодОКВЭД2)

(наименованиевида экономической деятельности)

Обобщенныетрудовые функции

Трудовыефункции

код

наименование

уровеньквалификации

наименование

код

уровень(подуровень) квалификации

A

Организациякомплексного экономического анализаи планирования экономическойдеятельности организации водоснабженияи водоотведения

5

Комплексныйэкономический анализпроизводственно-хозяйственнойдеятельности организации водоснабженияи водоотведения

A/01.5

5

Организациястатистического учета и отчетностиорганизации

A/02.5

5

Анализи систематизация нормативных затратна выполнение работ (услуг) организацииводоснабжения и водоотведения

А/03.5

5

Анализцен, разработка и представление наутверждение проектов цен (тарифов)

А/04.5

5

Разработкасистем оплаты труда, премирования иконтроль соблюдения штатной дисциплиныв организации водоснабжения иводоотведения

А/05.5

5

Формированиепланов хозяйственно-финансовойдеятельности организации водоснабженияи водоотведения

А/06.5

5

В

Руководствоструктурным подразделением специалистов,осуществляющих планово-экономическоесопровождение деятельности организацииводоснабжения и водоотведения

6

Координацияработы по сопровождению реализацииинвестиционно-производственныхпрограмм деятельности организацииводоснабжения и водоотведения

В/01.6

6

Разработкаметодических рекомендаций иунифицированной плановой документацииорганизации водоснабжения иводоотведения

В/02.6

6

3.1.Обобщенная трудовая функция

Наименование

Организациякомплексного экономического анализаи планирования экономическойдеятельности организации водоснабженияи водоотведения

Код

A

Уровеньквалификации

5

Происхождениеобобщенной трудовой функции

Оригинал

X

Заимствованоиз оригинала

Кодоригинала

Регистрационныйномер профессионального стандарта

Возможныенаименования должностей, профессий

Специалистпланово-экономического сопровождениядеятельности организации

Экономист

Требованияк образованию и обучению

Образовательныепрограммы среднего профессиональногообразования – программы подготовкиспециалистов среднего звена

Основныепрограммы профессионального обучения– программы профессиональнойподготовки по должностям служащих,программы переподготовки служащих,программы повышения квалификациислужащих

Требованияк опыту практической работы

Опытработы не менее одного года в сферепланово-экономической деятельностидля специалистов, имеющих среднеепрофессиональное образование

Особыеусловия допуска к работе

Другиехарактеристики

Дополнительныехарактеристики

Наименованиедокумента

Код

Наименованиебазовой группы, должности (профессии)или специальности

ОКЗ

2441

Экономист

ЕКС3

Экономист

ОКПДТР4

27728

Экономист

27740

Экономистпо бухгалтерскому учету и анализухозяйственной деятельности

27745

Экономистпо планированию

27755

Экономистпо труду

27759

Экономистпо финансовой работе

ОКСО5

080104

Экономикатруда

080502

Экономикаи управление на предприятии (поотраслям)

3.1.1.Трудовая функция

Наименование

Комплексныйэкономический анализпроизводственно-хозяйственнойдеятельности организации водоснабженияи водоотведения

Код

A/01.5

Уровень(подуровень) квалификации

5

Происхождениетрудовой функции

Оригинал

X

Заимствованоиз оригинала

Кодоригинала

Регистрационныйномер профессионального стандарта

Трудовыедействия

Анализвыполнения подразделениями организациигодовых, квартальных, месячных идругих заданий

Сбори обобщение данных для анализапроизводственно-хозяйственнойдеятельности организации водоснабженияи водоотведения

Составлениепояснительной записки к годовомуотчету по результатампроизводственно-хозяйственнойдеятельности организации водоснабженияи водоотведения

Подготовкааналитической отчетности к балансовойкомиссии по итогам деятельностиорганизации водоснабжения иводоотведения

Организацияконтрольно-ревизионной работы попроверке результатов хозяйственнойдеятельности подразделений организацииводоснабжения и водоотведения

Необходимыеумения

Анализироватьпоказатели выполнения плановыхзаданий подразделениями организацииводоснабжения и водоотведения

Обобщатьполученные данные и расчетныепоказатели

Готовитьотчетную документацию по результатампроизводственно-хозяйственнойдеятельности организации водоснабженияи водоотведения

Необходимыезнания

ЗаконодательствоРоссийской Федерации в областиводоснабжения и водоотведения

Порядокведения учета затрат по видамдеятельности организаций, осуществляющихгорячее водоснабжение, холодноеводоснабжение и (или) водоотведение,и единой системы таких затрат

Методическиематериалы по анализу и учету деятельностиорганизации водоснабжения иводоотведения

Порядоки сроки составления установленнойотчетности

Методыэкономического анализа и учетапоказателей деятельности организациии ее подразделений

Другиехарактеристики

3.1.2.Трудовая функция

Наименование

Организациястатистического учета и отчетностиорганизации

Код

A/02.5

Уровень(подуровень) квалификации

5

Происхождениетрудовой функции

Оригинал

X

Заимствованоиз оригинала

Кодоригинала

Регистрационныйномер профессионального стандарта

Трудовыедействия

Сбор,обработка и обобщение необходимыхматериалов по анализу иоперативно-стратегическому учетурезультатов деятельности организацииводоснабжения и водоотведения

Выполнениезадач статистического наблюдения наоснове данных первичных учетныхдокументов

Подготовкастатистических показателей трудовыхи материальных ресурсов

Подготовкаи представление статистическойотчетности в установленные сроки, поутвержденным формам

Систематизациястатистических материалов пооперативному учету деятельностиорганизации водоснабжения иводоотведения

Организацияхранения и защиты поступающей отподразделений статистическойинформации по результатам деятельностиорганизации водоснабжения иводоотведения

Необходимыеумения

Выполнятьработы по сбору, обработке и обобщениюинформации по результатампланово-экономической деятельностиорганизации водоснабжения иводоотведения

Составлятьсправки по статистической отчетности

Формироватьсистему статистических показателейдеятельности

Формироватьстатистическую отчетность поустановленным формам и в установленныесроки

Необходимыезнания

Унифицированныеформы статистической отчетности

Нормативныедокументы, регулирующие статистическийучет и отчетность организацийводоснабжения и водоотведения

Формыгосударственной и отраслевойстатистической отчетности

Регламентирующийдокумент, определяющий формустатистической отчетности

Другиехарактеристики

3.1.3.Трудовая функция

Наименование

Анализи систематизация нормативных затратна выполнение работ (услуг) организацииводоснабжения и водоотведения

Код

А/03.5

Уровень(подуровень) квалификации

5

Происхождениетрудовой функции

Оригинал

X

Заимствованоиз оригинала

Кодоригинала

Регистрационныйномер профессионального стандарта

Трудовыедействия

Систематизацияинформации о нормах и нормативахзатрат на выполнение работ (услуг),поступающих от соответствующихподразделений организации водоснабженияи водоотведения

Созданиефондов нормативной информацииорганизации

Составлениенормативных калькуляций и обеспечениеими подразделений организацииводоснабжения и водоотведения

Учетизменений норм и их внесение внормативные калькуляции

Контрольсвоевременности внесения измененийнорм в нормативные калькуляции

Составлениеотчетов по изменениям норм в организацииводоснабжения и водоотведения

Анализи расчет отклонений от норм затратна выполнение работ (услуг) организацииводоснабжения и водоотведения

Составлениесводного учета затрат организации

Необходимыеумения

Составлятьнормативные, плановые и отчетныекалькуляции

Использоватьединую номенклатуру статей расходов

Учитыватьпотери и отклонения в прибылиорганизации

Составлятьи заполнять ведомости сводного учетазатрат на выполнение работ организациейводоснабжения и водоотведения

Необходимыезнания

Положенияпо планированию, учету и калькулированиюсебестоимости работ (услуг) ворганизациях

Правилаучета и систематизации отклоненийот норм и нормативов деятельностиорганизации водоснабжения иводоотведения

Типовыеуказания по применению нормативногометода учета затрат на производствои по калькулированию нормативной ифактической себестоимости работ(услуг)

Другиехарактеристики

3.1.4.Трудовая функция

Наименование

Анализцен, разработка и представление наутверждение проектов цен (тарифов)

Код

А/04.5

Уровень(подуровень) квалификации

5

Происхождениетрудовой функции

Оригинал

X

Заимствованоиз оригинала

Кодоригинала

Регистрационныйномер профессионального стандарта

Трудовыедействия

Анализобъемов производства и реализацииуслуг организацией водоснабжения иводоотведения

Анализэкономической обоснованности тарифов

Анализцен на выполнение работ (услуг)организацией водоснабжения иводоотведения

Расчетсебестоимости услуги организацииводоснабжения и водоотведения

Расчетвеличины необходимой валовой прибылиорганизации водоснабжения иводоотведения

Разработкамероприятий по ликвидации убыточностидеятельности организации водоснабженияи водоотведения

Доработкаи изменение тарифов с целью устранениязамечаний и разногласий с органамирегулирования

Выполнениеработ по подготовке и представлениюнеобходимых материалов для утвержденияновых цен на продукцию, работы, услугиорганизации водоснабжения иводоотведения

Формированиетарифного дела организации водоснабженияи водоотведения

Необходимыеумения

Рассчитыватьсебестоимость услуг организации

Рассчитыватьвеличину валовой прибыли организации

Проверятьдоступность для потребителей тарифовна работы и услуги организацииводоснабжения и водоотведения

Проверятьсоответствие тарифов предельныминдексам

Необходимыезнания

Отечественныйи зарубежный опыт рациональнойорганизации экономической деятельностиорганизации в условиях рыночнойэкономики

Распорядительныеи учетные документы

Методикирасчета тарифов

Другиехарактеристики

3.1.5.Трудовая функция

Наименование

Разработкасистем оплаты труда, премирования иконтроль соблюдения штатной дисциплиныв организации водоснабжения иводоотведения

Код

А/05.5

Уровень(подуровень) квалификации

5

Происхождениетрудовой функции

Оригинал

X

Заимствованоиз оригинала

Кодоригинала

Регистрационныйномер профессионального стандарта

Трудовыедействия

Анализэффективности применения действующейсистемы оплаты труда сотрудников ворганизации водоснабжения иводоотведения

Разработкамероприятий по совершенствованиюорганизации заработной платы всехкатегорий работников организации

Разработкаприменительно к конкретным условияморганизации положений о премированииработников и контроль правильностиих применения

Контрольи анализ расходования фонда оплатытруда в организации водоснабжения иводоотведения

Обеспечениеправильности применения тарифныхставок, окладов, надбавок, доплат икоэффициентов к заработной плате

Контрольправильности тарификации работ иустановления разрядов рабочим исоблюдения штатной дисциплины

Анализорганизации и структуры заработнойплаты по подразделениям организации,отдельным категориям и профессиямработников

Организацияи осуществление совместно с бухгалтериейучета и отчетности по труду и заработнойплате организации водоснабжения иводоотведения

Подготовкадля утверждения перечня работ ипрофессий рабочих, оплачиваемых поповышенным тарифным ставкам в связис тяжелыми и вредными условиями труда

Анализотчетности по формированию системыоплаты труда в организации водоснабженияи водоотведения

Необходимыеумения

Разрабатыватьпредложения по совершенствованиюпланирования трудовых показателей,рациональному использованию рабочеговремени, правильному использованиюфонда заработной платы и снижениютрудовых затрат в организацииводоснабжения и водоотведения

Осуществлятьконтроль расходования фонда заработнойплаты организации водоснабжения иводоотведения

Осуществлятьконтроль соблюдения постановлений,приказов по вопросам доплат за тяжелыеи вредные условия труда

Необходимыезнания

Виды,формы и системы оплаты труда, порядокначисления заработной платы

Бухгалтерскийучет

Составфонда заработной платы и выплатсоциального характера

Распорядительныеи учетные документы

Особенностипорядка исчисления средней заработнойплаты

Другиехарактеристики

3.1.6.Трудовая функция

Наименование

Формированиепланов хозяйственно-финансовойдеятельности организации водоснабженияи водоотведения

Код

А/06.5

Уровень(подуровень) квалификации

5

Происхождениетрудовой функции

Оригинал

X

Заимствованоиз оригинала

Кодоригинала

Регистрационныйномер профессионального стандарта

Трудовыедействия

Подготовкаданных для формирования задачхозяйственно-финансового планированиядеятельности организации водоснабженияи водоотведения

Подготовкапредложений о порядке, сроках иучастниках разработки плановхозяйственно-финансовой деятельностиорганизации водоснабжения иводоотведения

Распределениепроизводственной программы междуподразделениями организацииводоснабжения и водоотведения

Анализи обобщение обоснований и расчетовпроектов хозяйственно-финансовыхпланов подразделений организацииводоснабжения и водоотведения

Формированиепланов хозяйственно-финансовойдеятельности подразделений на основеутвержденного плана деятельностиорганизации водоснабжения иводоотведения

Доведениезаданий хозяйственно-финансовойдеятельности подразделениям поустановленному перечню показателей

Необходимыеумения

Контролироватьработу по экономическому планированию,направленному на организациюрациональной хозяйственной деятельностиорганизации водоснабжения иводоотведения

Разрабатыватьпроекты перспективных и текущихпланов развития деятельностиорганизации водоснабжения иводоотведения

Контролироватьвнесение соответствующих корректировокв планы хозяйственно-финансовойдеятельности организации, подразделенийв случае изменения производственно-хозяйственнойситуации

Нормативно-правовыеакты, регламентирующие вопросыпланирования хозяйственно-финансовойдеятельности организаций системыводоснабжения и водоотведения

Необходимыезнания

Методическиедокументы по планированиюхозяйственно-финансовой деятельностиорганизаций

Методикиразработки перспективных, годовых итекущих планов деятельности организации

Ведомственныенормативные документы

Порядокподготовки данных для формированиязадач хозяйственно-финансовогопланирования деятельности организацииводоснабжения и водоотведения

Методикаподготовки предложений о порядке,сроках и участниках разработки плановхозяйственно-финансовой деятельностиорганизации водоснабжения иводоотведения

Другиехарактеристики

3.2.Обобщенная трудовая функция

Наименование

Руководствоструктурным подразделением специалистов,осуществляющих планово-экономическоесопровождение деятельности организацииводоснабжения и водоотведения

Код

В

Уровеньквалификации

6

Происхождениеобобщенной трудовой функции

Оригинал

X

Заимствованоиз оригинала

Кодоригинала

Регистрационныйномер профессионального стандарта

Возможныенаименования должностей, профессий

Ведущийспециалист планово-экономическогосопровождения деятельности организации

Старшийэкономист

Требованияк образованию и обучению

Высшееобразование – бакалавриат

Дополнительныепрофессиональные программы

Требованияк опыту практической работы

Опытработы в сфере планово-экономическойдеятельности не менее трех лет

Особыеусловия допуска к работе

Другиехарактеристики

Дополнительныехарактеристики

Наименованиедокумента

Код

Наименованиебазовой группы, должности (профессии)или специальности

ОКЗ

1231

Руководителифинансово-экономических и административныхподразделений (служб)

2441

Экономист

ЕКС

Экономист

ОКПДТР

27745

Экономистпо планированию

27755

Экономистпо труду

27759

Экономистпо финансовой работе

ОКСО

080104

Экономикатруда

080502

Экономикаи управление на предприятии (поотраслям)

3.2.1.Трудовая функция

Наименование

Координацияработы по сопровождению реализацииинвестиционно-производственныхпрограмм деятельности организацииводоснабжения и водоотведения

Код

В/01.6

Уровень(подуровень) квалификации

6

Происхождениетрудовой функции

Оригинал

X

Заимствованоиз оригинала

Кодоригинала

Регистрационныйномер профессионального стандарта

Трудовыедействия

Обеспечениевзаимодействий структурногоподразделения для координациипланово-экономической деятельностиорганизации

Планированиеи контроль деятельности сотрудниковподразделения организации водоснабженияи водоотведения

Координацияработы структурного подразделенияпо формированию инвестиционно-производственнойпрограммы в части разработки тарифови надбавок

Организациясбора и обобщения показателейвыполнения инвестиционно-производственнойдеятельности организации

Руководствомониторингом этапов реализацииинвестиционно-производственнойпрограммы деятельности организацииводоснабжения и водоотведения

Контрольвыявления отклонений фактическихэкономических показателей реализацииинвестиционно-производственнойпрограммы от плановых показателей

Планированиемероприятий, направленных на выполнениеинвестиционно-производственнойпрограммы деятельности организацииводоснабжения и водоотведения

Руководствоподготовкой отчетности по результатамреализации инвестиционно-производственнойпрограммы деятельности организацииводоснабжения и водоотведения

Необходимыеумения

Применятьалгоритм расчета затрат на привлечениекредита и лизинга

Использоватьметодики сбора исходной информациии расчета целевых показателейинвестиционно-производственнойпрограммы

Вноситьпредложения по разработке экономическойполитики производственной деятельностиорганизации водоснабжения иводоотведения

Необходимыезнания

Перспективыразвития отрасли

Нормативно-правовыедокументы, регламентирующие порядокразработки инвестиционно-производственныхпрограмм

Возможностиприменения вычислительной техникидля технико-экономических расчетови анализа производственной иэкономической деятельности организации

Схемыконтроля выполнения работ по реализацииинвестиционно- производственнойпрограммы деятельности организации

Прогнозсоциально-экономического развитияРоссийской Федерации на предстоящийплановый период

Другиехарактеристики

3.2.2.Трудовая функция

Наименование

Разработкаметодических рекомендаций иунифицированной плановой документацииорганизации водоснабжения иводоотведения

Код

В/02.6

Уровень(подуровень) квалификации

6

Происхождениетрудовой функции

Оригинал

X

Заимствованоиз оригинала

Кодоригинала

Регистрационныйномер профессионального стандарта

Трудовыедействия

xn--80ajjnidcejma7a3k.xn--p1ai

Профстандарты в госкомпаниях и бюджетных организациях

С введением профстандартов у государственных компаний и бюджетных организаций появилось много вопросов по поводу применения профстандартов. Рассмотрим наиболее частые вопросы.

Госкомпании и профстандарты

Профстандарты не являются полностью обязательными для госкомпаний, хотя изначально предполагался именно такой порядок (когда закон только внесли в Госдуму, там было положение о том, что профстандарты обязательны для органов госвласти, а также для всех остальных организаций с госучастием и муниципальных учреждений, но затем текст переработали). Применение госкомпаниями профстандартов происходит так же, как применение профстандартов коммерческими организациями. Минтруд подтвердил, что обязательность применения требований профессиональных стандартов не зависит от формы собственности организации и статуса работодателя (письмо Минтруда России от 04.04.2016 № 14–0/10/В-2253, ответ на вопрос № 7).

Также см. о профстандартах

Обязательные профстандарты

Однако это не означает, что применение стандартов осуществляется на добровольной основе. Особенности применения профстандартов для таких компаний определит Правительство РФ. Сейчас идет разработка документа. Скорее всего, работодателей из госсектора обяжут отчитываться о том, сколько они внедрили профстандартов, для каких профессий нужно разработать новые, и сколько работников отправили на обучение.

Госкомпаниям нужно внимательно относиться к профстандартам, но в то же время их нужно применять с учетом особенностей деятельности организации и квалификации работников. При этом обязательными они все равно будут лишь в части квалификации и наименования должности и только в случаях, предусмотренных законом.

Соответствие должностной инструкции профстандарту

Что касается должностных инструкций в госкомпаниях, эти инструкции лучше привести в соответствие профстандарту. Ведь придется отчитываться о внедрении профстандартов. Но надо принимать во внимание все аспекты специфики госкомпании. Например, не обязательно все функции из профстандарта поручать одному специалисту. Их можно распределить между несколькими сотрудниками, которые занимают разные должности. То есть можно быть гибкими в этом вопросе.

Профстандарты в бюджетных организациях

Порядок применения профстандартов един для всех организаций, в том числе и бюджетных. Поскольку работники бюджетной сферы также относятся к государственным учреждениям (п. 1 ст. 123.22  ГК РФ), то применять профстандарты нужно в таком же порядке, как и госкомпаниям.

Эффективный контракт

Несмотря на то, что бюджетным организациям нужно перейти на эффективный контракт, это не обязывает применять профстандарты. Такое мнение возникло в связи с тем, что эффективный контракт – это трудовой договор, в котором, помимо прочего, конкретизированы должностные обязанности работника (разд. IV Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы, утв. распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р). В то же время нигде не сказано, что обязанности работника нужно брать из профстандартов.

Если обратиться к рекомендациям Минтруда России по оформлению трудовых отношений при введении эффективного контракта, там профстандарты упоминаются всего два раза (приказ Минтруда России от 26.04.2013 № 167н; далее — Рекомендации). Сначала говорится о том, что трудовая функция указывается в договоре в соответствии с тем, как это сделано в справочнике или профстандарте, при условии, что это связано с предоставлением определенных льгот. Затем ведомство разъясняет: если трудовые обязанности полностью или частично совпадают с тем, что прописано в справочниках или профстандартах, то лучше использовать то наименование, которое содержится в этих документах (п. 10 Рекомендаций).

Профстандарт и должностные обязанности

Закон прямо не требует списывать должностные обязанности с профстандатра.  Но в то же время вся концепция эффективного контракта завязана на применении профстандарта. В частности, системы оплаты труда также разрабатываются с учетом профстандартов (ч. 5 ст. 144 ТК РФ). Работникам выплачиваются вознаграждения, в том числе и стимулирующие выплаты, за выполнение своих обязанностей. Ориентиром служит профстандарт, где трудовые действия образуют определенные трудовые функции.

Поэтому для тех должностей, для которых профстандарт обязателен в силу закона, при разработке должностных обязанностей ориентируйтесь на содержание профстандарта. В остальных случаях можно использовать квалификационные справочники и свои наработки.

Обязательные профстандарты для бюджетной сферы

Некоторые профстандарты для бюджетных организаций уже приняты, например, профстандарт педагога (приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н). Правда, применять его начнут только с 2017 года. Он является обязательным, поскольку в Трудовом кодексе РФ сказано, что к педагогической деятельности допускаются лица, которые имеют определенный образовательный ценз (ст. 331). Для этого кандидатам нужно иметь среднее профессиональное или высшее образование и отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах (ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Согласно профстандарту, в зависимости от того, где будет работать педагог (в детском саду или школе), нужен пятый или шестой уровень квалификации. Это среднее профессиональное и высшее образование соответственно.

Читайте об этом

Читайте также

Смотрите видеолекцию

Профстандарты. Для кого они станут обязательными этим летом

www.tspor.ru

Профстандарты (профессиональные стандарты) с 1 июля 2018 года

Согласно тексту Федерального закона от 02.05.2015 № 122-ФЗ, если Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации будут установлены требования к квалификации, которая необходима работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты по этим специальностям становятся обязательными для применения всеми работодателями.

Звучит очень сурово и, несмотря на тот факт, что уже более 800 профессиональных стандартов были разработаны и прошли регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, остается очень много вопросов.

1. Для кого профстандарты обязательны

Для работников, должности или трудовые функции которых связаны с предоставлением компенсаций, льгот либо с наличием каких-либо ограничений (врачи, государственные гражданские служащие, полицейские, специалисты по охране труда, работники, занятые на подземных работах, педагогические работники и т. д.).

Согласно статье 57 ТК РФ, наименование этих должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и условиям, указанным в квалификационных справочниках или соответствующих положениях профессиональных стандартов.

Для работников, труд которых, кроме Трудового кодекса, регламентирован иным федеральным законом, например «О государственной гражданской службе».

Так, приказом Минтруда от 22.12.2014 № 1061н утвержден профессиональный стандарт «Бухгалтер». Практически в любой организации, вне зависимости от формы собственности, есть бухгалтер, значит ли это, что всем бухгалтерам теперь надо соответствовать профстандарту?

Надо, но не всем.

Трудовой кодекс, в принципе, не содержит условий и пожеланий к квалификации бухгалтера, а вот в статье 12 Федерального закона «О государственной гражданской службе» есть квалификационные требования к должностям гражданской службы, в связи с чем бухгалтер, замещающий должность государственной гражданской службы, будет обязан соответствовать указанному выше стандарту. Аналогично для бухгалтеров страховых организаций, главных бухгалтеров.

А для обычного бухгалтера общества с ограниченной ответственностью соответствие профстандарту не потребуется, во всяком случае, на ближайшее время.

Тем не менее работодателям следует обратить внимание на положения соответствующих профстандартов с целью актуализации имеющейся кадровой документации.

2. Что такое профессиональный стандарт

Содержание профстандарта раскрыто в статье 195.1 ТК РФ.

Это качественная характеристика уровня знаний, умений, навыков и профессионального опыта работника, которая необходима для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. К указанному необходимо также добавить наличие законченного основного образования и дополнительного обучения.

Простыми словами, профстандарт — это возможности и умения, используемые в профессиональной деятельности, мастерство работника, а не функциональное описание его формальной должности.

Так, профессиональный стандарт «Специалист по управлению персоналом», утвержденный приказом Минтруда от 06.10.2015 № 691н, содержит описание трудовых функций, например, ведение организационной и распорядительной документации по персоналу.

Для выполнения конкретно этой трудовой функции работник должен иметь среднее профессиональное образование, в его обязанность будет входить обработка и анализ поступающей ему документации по персоналу, для чего, согласно профстандарту, ему необходимо уметь вести учет и регистрацию документов в информационных системах и на материальных носителях, что, в свою очередь, потребует от него знаний технологии, методов и методик проведения анализа и систематизации документов и информации.

Т. е. профстандарт фактически представляет собой взаимосвязанную описательную структуру знаний, умений и навыков работников для выполнения вполне конкретных трудовых функций.

Ольга Косец

президент МОО поддержки и защиты малого и среднего бизнеса «Деловые люди», владелица швейного производства «Софиано»

— После вступления Российской Федерации во Всемирную Торговую Организацию мы проходим определенные этапы стандартизации и приведения к единому знаменателю в соответствии с международными требованиями. Не исключение и добровольная сертификация классификаций. Но, по существу, как профстандарты, так и сертификация необходимы нам для развития промышленных секторов экономики, для ее стабилизации в результате ухода от углеродной политики. Последние 25 лет среди молодежи были непопулярны и немодны рабочие специальности. У нас выросло целое поколение сплошных юристов, бухгалтеров и финансистов сомнительной квалификации и низкого профессионального уровня. При этом среди предпринимателей, занятых в сфере легкой промышленности, наблюдается высокая конкуренция за технологов производственных процессов, конструкторов или обычных швей. Требуется перераспределение кадровых ресурсов для создания национальной системы сертифицированных специалистов.

3. Где можно найти утвержденные профессиональные стандарты

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23, Министерство труда и социальной защиты РФ разрабатывает и утверждает соответствующие профессиональные стандарты (с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений).

Соответственно, на официальном сайте Минтруда содержится исчерпывающий перечень разработанных и утвержденных профстандартов на данный момент.

4. Что делать, если действующий работник подпадает под действие профстандарта, но сам не соответствует его требованиям, скажем, по образованию?

В случае с образованием варианта два: либо у сотрудника есть необходимое образование, либо его нет.

Если требования профстандарта предусматривают наличие высшего образования и соответствующую программу обучения, то при наличии диплома сотрудника необходимо будет направить в порядке, предусмотренном статьей 196 ТК РФ, на переподготовку или курсы повышения квалификации, которые оплачивает работодатель.

При отсутствии диплома придется объяснить сотруднику, что требования к его должности изменились, и либо предложить ему перевод на другую должность, где профстандарт не действует или работник соответствует его требованиям, либо организовывать аттестационную комиссию, признавать работника не соответствующим занимаемой должности и увольнять его по основаниям, предусмотренным пунктом 3 статьи 81 ТК РФ.

5. Какая ответственность предусмотрена за несоблюдение профстандартов

Если Трудовым кодексом или иным нормативным актом устанавливаются определенные требования к квалификации, которая необходима для выполнения определенной трудовой функции, работодатель обязан принять на работу лицо, которое соответствует этим требованиям.

В случае нарушения данного требования работодатель может быть привлечен к материальной ответственности по основаниям и в порядке, предусмотренном статьей 5.27 КоАП РФ.

По делам о несоблюдении работодателями профессиональных стандартов с действующими сотрудниками практики пока еще не сложилось, но она обязательно будет.

6. Если Трудовым кодексом или иным законом не установлены требования к квалификации

В этом случае положения профессиональных стандартов становятся рекомендательными. Работодатели могут их использовать в своей работе для приведения штатного расписания в соответствии с положениями профстандартов, дополнить содержание должностных инструкций своих сотрудников, определиться с необходимостью дополнительного обучения персонала в соответствии с современными требованиями и тенденциями.

clubtk.ru

Профстандарт бухгалтера бюджетного учреждения на 2016 год

Профстандарт бухгалтера бюджетного учреждения 2016 пока вызывает только вопросы и настороженность со стороны бухгалтеров. Постараемся разобраться, так ли страшен профстандарт бухгалтера, ставший с июля 2016 года обязательным для всех бюджетных учреждений, как его представляют.

 

Когда начнется проверка на соответствие профстандарту бухгалтеров бюджетных учреждений?

Зачем бюджетным учреждениям нужно проверять бухгалтеров на соответствие профстандарту?

Как будет проводиться проверка бухгалтера бюджетного учреждения?

Может ли бюджетное учреждение уволить бухгалтера за несоответствие профстандарту?

Итоги

 

Когда начнется проверка на соответствие профстандарту бухгалтеров бюджетных учреждений?

С 01.07.2016 начали действовать следующие законодательные акты:

  • закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ, добавивший в ТК РФ ст. 195.2 «Порядок разработки и утверждения профстандартов» и ст. 195.3 «Порядок применения профстандартов»;
  • постановление Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов государственными учреждениями».

Именно с этой даты государственные предприятия и организации с долей государства, превышающей 50%, начали подготовку к проверке квалификации своих работников на соответствие профстандартам. Подготовительный этап должен быть завершен до 01.01.2020 (п. 2 постановление Правительства РФ от 27.06.2016 № 584). Подготовка может быть закончена и раньше на усмотрение госучреждения. После окончания подготовки начнется проверка квалификации госслужащих на соответствие действующим профстандартам. С 01.01.2020 эта проверка станет обязательной для работников всех бюджетных учреждений без исключения. А так как в реестре действующих профстандартов имеется и профстандарт «Бухгалтер», утвержденный приказом Минтруда РФ от 22.12.2014 № 1061н, то обязательной проверке подвергнутся все действующие и будущие работники бухгалтерии бюджетных организаций.

Как видим, процесс подготовки к проверке по профстандарту может быть достаточно долгим. Не исключено, что самое интересное — проверка квалификации по профстандарту — начнется именно тогда, когда бухгалтера госучреждений и думать забудут про столь волнующие сейчас нововведения.

Зачем бюджетным учреждениям нужно проверять бухгалтеров на соответствие профстандарту?

В глобальном отношении введение профстандартов связано с необходимостью максимального приближения результатов профессионального образования к требованиям реального рынка труда.

Если же смотреть с более приземленной точки зрения, то проверка на соответствие профстандарту поможет лучше организовать работу бухгалтерии. Так, для бюджетных учреждений, как и для других организаций, проверка бухгалтеров на соответствие новым профстандартам позволит выявить работников, которые не успевают приспособиться к ускоряющейся автоматизации учета и постоянно меняющимся требованиям законодательства. Вынесение объективной оценки даст бухгалтерам возможность переобучиться, доучиться либо перевестись на другую более подходящую для них должность. Итогом должны стать оптимизация рабочего процесса и распределение нагрузки между работниками бухгалтерии. Чтобы не было ситуаций, когда работают два бухгалтера, один из которых отлично знает компьютерные программы по бухучету, но плохо ориентируется в тонкостях бухгалтерских операций, а второй — наоборот. При работе в тандеме они практически выполняют работу одного бухгалтера. Обучив одного бухгалтера пользованию компьютерными программами и отправив второго на получение дополнительного образования по бухучету, можно получить двух полноценно работающих бухгалтеров. Соответственно, обязанности бухгалтерии будут выполняться более быстро и качественно.

Именно такие выводы напрашиваются при сравнительном анализе положений нового профстандарта бухгалтера и описаний бухгалтерской профессии в квалификационном справочнике, утвержденном постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 № 37. Также стоит отметить, что новые стандарты стали более структурированными и приближенными к действительности.

С подробными описаниями базовых положений профстандарта «Бухгалтер» вы можете ознакомиться в наших статьях:

Как будет проводиться проверка бухгалтера бюджетного учреждения?

Многочисленные объявления, предлагающие быстро и недорого (или дорого) пройти проверку на соответствие профстандарту бухгалтера и получить соответствующий сертификат, — это не что иное, как предложение купить красивую бумажку, которая никакой ценности для бухгалтеров не представляет. Особенно для бухгалтеров бюджетных учреждений.

Поясним, почему. Во-первых, проверять на соответствие профстандарту смогут только специализированные центры оценки квалификаций, зарегистрированные в реестре национального агентства развития квалификаций, и только после 01.01.2017, когда в силу вступят:

  • закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации»;
  • закон от 03.07.2016 № 239-ФЗ, вносящий изменения в ст. 187 и ст. 196 ТК РФ.

Во-вторых, в постановлении Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 указано, что мероприятия по проверке квалификации работников по профстандартам должна проводиться силами бюджетных организаций и за счет средств соответствующих бюджетов (п. 6). После 01.01.2017 это положение будет подтверждено п. 4 ст. 1 закона от 03.07.2016 № 238-ФЗ, который указывает на то, что независимая, т. е. сторонняя, оценка в отношении работающих госслужащих и претендентов на государственные должности не производится. Следовательно, для бюджетных работников обязательная проверка на профстандарт должна проводиться бесплатно самим государственным предприятием, на котором они работают или куда устраиваются на работу.

Поэтому никаких проверок на соответствие профстандартам, предлагаемых различными фирмами, бухгалтерам бюджетных организаций проходить не надо.

Каждое бюджетное учреждение будет устанавливать свой порядок проверки бухгалтеров на соответствие профстандартам. Разрабатываться этот порядок может и в течение нескольких дней, и на протяжении нескольких лет. В любом случае у госучреждений есть льготный период — до 01.01.2020. До этой даты они должны подготовить и реализовать действенную систему по проверке квалификации своих работников на соответствие единым профстандартам. И уже только после утверждения этой системы начнется непосредственно сама квалификационная проверка.

Может ли бюджетное учреждение уволить бухгалтера за несоответствие профстандарту?

Допустим, что бухгалтер госучреждения получил неудовлетворительный результат по итогам проведенной проверки на соответствие профстандартам. В таком случае возможны следующие варианты развития событий:

  • Если бухгалтер не соответствует профстандарту из-за небольшой продолжительности стажа или уровня образования, то он может не бояться своего перевода на менее оплачиваемую должность или увольнения. Согласно ТК РФ несоответствие стажа или образования не является причиной для подобных действий. В этой ситуации сотруднику могут только предложить пойти на дополнительное обучение для получения необходимого уровня образования.

С особенностями получения работником дополнительного профессионального образования с помощью фирмы ознакомьтесь в нашей статье «Ст. 196 ТК РФ: официальный текст».

  • Если уже имеющий профессиональный опыт бухгалтер не пройдет проверку на уровень профессиональных знаний и умений, то работодатель вправе предложить ему 3 пути:
    • прохождение курсов повышения квалификации и повторную проверку полученных знаний;
    • перевод на другую, более подходящую должность;
    • увольнение на основании п. 3 ст. 81 ТК РФ по причине несоответствия занимаемой должности, которое возможно в том случае, если бухгалтер отказывается от вышеперечисленных предложений или на предприятии нет подходящих вакансий.

Для бухгалтеров-новичков локальными актами организаций может быть предусмотрено освобождение от прохождения проверки на квалификацию на определенный промежуток времени, например на период испытательного срока.

Как видим, предстоящая проверка на соответствие профстандартам вполне может стать причиной для увольнения. Поэтому, если вы работаете бухгалтером или планируете устроиться на эту должность в бюджетном учреждении, но при этом не совсем уверены в своих знаниях, рекомендуем вам уже сейчас подготавливаться к обязательной проверке на соответствие профстандарту.

Итоги

С 01.07.2016 профстандарт бухгалтера перешел в категорию обязательных для применения бюджетными учреждениями, перечисленными в постановлении Правительства РФ от 27.06.2016 № 584. Но это не означает, что нужно срочно покупать сертификаты соответствия профстандартам, получать второе высшее образование при имеющемся внушительном стаже бухгалтерской работы и готовиться к массовому увольнению. Сейчас бюджетные учреждения проводят подготовку базы для проведения обязательной проверки соответствия профстандартам. Сама проверка для бюджетных работников будет бесплатной. Пока идет эта подготовка, бухгалтерам нужно просто начать обновлять свои знания и продолжать практиковаться в своей работе.

nalog-nalog.ru

Профессиональные стандарты - ФИНАНСЫ И ЭКОНОМИКА

Код ПС Наименование стандарта Нормативный правовой акт, утвердивший стандарт
08.001Специалист по платежным системам

Зарегистрировано в Минюсте России 23 апреля 2015 г. N 37025

08.002Бухгалтер

Зарегистрировано в Минюсте России 23 января 2015 г. N 35697

08.003Специалист по микрофинансовым операциям

Зарегистрировано в Минюсте России 07 мая 2015 г. N 37176

08.004Специалист рынка ценных бумаг

Зарегистрировано в Минюсте России 03 апреля 2015 г. N 36712

08.005Страховой брокер

Зарегистрировано в Минюсте России 01 апреля 2015 г. N 36686

08.006Специалист по внутреннему контролю (внутренний контролер)

Зарегистрировано в Минюсте России 13 мая 2015 г. N 37271

08.007Специалист казначейства банка

Зарегистрировано в Минюсте России 26 июля 2018 г. N 51705

08.008Специалист по финансовому консультированию

Зарегистрировано в Минюсте России 09 апреля 2015 г. N 36805

08.009Специалист по факторинговым операциям

Зарегистрировано в Минюсте России 10 апреля 2015 г. N 36831

08.010Внутренний аудитор

Зарегистрировано в Минюсте России 29 июля 2015 г. N 38251

08.011Специалист по ипотечному кредитованию

Зарегистрировано в Минюсте России 31 марта 2015 г. N 36640

08.012Специалист по страхованию

Зарегистрировано в Минюсте России 08 апреля 2015 г. N 36775

08.013Специалист по операциям на межбанковском рынке

Зарегистрировано в Минюсте России 24 ноября 2016 г. N 44421

08.014Специалист по работе с просроченной задолженностью

Зарегистрировано в Минюсте России 29 сентября 2015 г. N 39053

08.015Специалист по корпоративному кредитованию

Зарегистрировано в Минюсте России 08 апреля 2015 г. N 36770

08.016Специалист по кредитному брокериджу

Зарегистрировано в Минюсте России 09 апреля 2015 г. N 36806

08.017Специалист по операциям с драгоценными металлами

Зарегистрировано в Минюсте России 24 ноября 2016 г. N 44420

08.018Специалист по управлению рисками

Зарегистрировано в Минюсте России 08 октября 2015 г. N 39228

08.019Специалист по потребительскому кредитованию

Зарегистрировано в Минюсте России 24 ноября 2016 г. N 44422

08.020Специалист по работе с залогами

Зарегистрировано в Минюсте России 09 апреля 2015 г. N 36798

08.021Специалист по финансовому мониторингу (в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма)

Зарегистрировано в Минюсте России 17 августа 2015 г. N 38561

08.022Статистик

Зарегистрировано в Минюсте России 02 октября 2015 г. N 39121

08.023Аудитор

Зарегистрировано в Минюсте России 23 ноября 2015 г. N 39802

08.024Эксперт в сфере закупок

Зарегистрировано в Минюсте России 09 октября 2015 г. N 39275

08.025Специалист в оценочной деятельности

Зарегистрировано в Минюсте России 27 августа 2015 г. N 38720

08.026Специалист в сфере закупок

Зарегистрировано в Минюсте России 07 октября 2015 г. N 39210

08.027Специалист по платежным услугам

Зарегистрировано в Минюсте России 24 ноября 2016 г. N 44419

08.028Актуарий

Зарегистрировано в Минюсте России 01 декабря 2016 г. N 44529

08.029Специалист по организации персонифицированного учета пенсионных прав застрахованных лиц

Зарегистрировано в Минюсте России 16 ноября 2016 г. N 39717

08.030Специалист по организации администрирования страховых взносов

Зарегистрировано в Минюсте РФ  16 ноября 2015 г. N 39715

08.031Специалист по организации назначения и выплаты пенсии

 Зарегистрировано в Минюсте РФ  10 ноября 2015 г. N 39652

08.032Специалист по организации и установлению выплат социального характера

Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 ноября 2015 г. N 39650

08.033Специалист по дистанционному банковскому обслуживанию

Зарегистрировано в Минюсте России 11 мая 2017 г. N 46685

08.034Специалист по лизинговой деятельности

Зарегистрировано в Минюсте России 29 августа 2017 г. N 47998

08.035Маркетолог

Зарегистрировано в Минюсте России 21 июня 2018 г. N 51397

08.036Специалист по работе с инвестиционными проектами

Зарегистрировано в Минюсте России 08 мая 2018 г. N 51016

fgosvo.ru

Полный профстандарт № 267 Специалист в области планово-экономического обеспечения строительного производства

СКАЧАТЬ Полный профстандарт № 267 Специалист в области планово-экономического обеспечения строительного производства

УТВЕРЖДЕН

приказомМинистерства

трудаи социальной защиты Российской Федерации

от«8» декабря 2014 г. №983н

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙСТАНДАРТ

Специалиств области планово-экономическогообеспечения строительного производства

267

Регистрационныйномер

I.Общие сведения

Планово-экономическоеобеспечение строительного производства

16.033

(наименованиевида профессиональной деятельности)

Код

Основнаяцель вида профессиональной деятельности:

Планированиеи учет распределения трудовых,материально-технических и финансовыхресурсов при производстве строительныхработ

Группазанятий:

1231

Руководителифинансово-экономических и административныхподразделений (служб)

2141

Экономисты

(кодОКЗ)1

(наименование)

(кодОКЗ)

(наименование)

Отнесениек видам экономической деятельности:

41.00

Строительствовозданий

42.00

Строительствоинженерных сооружений

71.12

Деятельностьв области инженерных изысканий,инженерно-технического проектирования,управления проектами строительства,выполнения строительного контроляи авторского надзора, предоставлениетехнических консультаций в этихобластях

(кодОКВЭД2)

(наименованиевида экономической деятельности)

II.Описание трудовых функций, входящих впрофессиональный стандарт (функциональнаякарта вида трудовой деятельности)

Обобщенныетрудовые функции

Трудовыефункции

код

наименование

уровеньквалификации

наименование

код

уровень(подуровень) квалификации

A

Ведениепланово-экономической работыв подразделениистроительной организации

4

Планированиепотребности в ресурсах, используемыхв процессе производства работ вподразделении строительной организации

A/01.4

4

Определениестоимости материально-техническихресурсов, используемых при производстверабот в подразделении строительнойорганизации

A/02.4

4

Расчетсебестоимости производства работ вподразделении строительной организации

A/03.4

4

Формированиепервичной учетной документации повыполненным работам в подразделениистроительной организации

A/04.4

4

Контрольрасходования сметных и плановыхлимитов материально-технических ифинансовых ресурсов при производстверабот в подразделении строительнойорганизации

A/05.4

4

Анализфактического выполнения плановыхпоказателей выполнения работ вподразделении строительной организации

A/06.4

4

B

Ведениепланово-экономической работыв строительнойорганизации

5

Экономическоепланирование производства работ встроительной организации

B/01.5

5

Определениевеличины затрат строительнойорганизации в процессе строительногопроизводства

B/02.5

5

Расчети анализ технико-экономическихпоказателей деятельности строительнойорганизации

B/03.5

5

Контрольрасходования сметных и плановыхлимитов материально-технических ифинансовых ресурсов при производстверабот в строительной организации

B/04.5

5

Обеспечениеведения первичной учетной, отчетнойи аналитической документации встроительной организации

B/05.5

5

Сравнительныйанализ экономической деятельностистроительной организации

B/06.5

5

Повышениеэффективности планово-экономическойработы деятельности строительнойорганизации

B/07.5

5

Руководствоработниками, осуществляющимипланово-экономические работы встроительной организации

B/08.5

5

III.Характеристика обобщенных трудовыхфункций

3.1.Обобщенная трудовая функция

Наименование

Ведениепланово-экономической работы вподразделении строительной организации

Код

A

Уровеньквалификации

4

Происхождениеобобщенной трудовой функции

Оригинал

X

Заимствованоиз оригинала

Кодоригинала

Регистрационныйномер профессионального стандарта

Возможныенаименования должностей

Экономистпланово-экономического отделастроительной организации

Специалистпо планово-экономическому обеспечению

Требованияк образованию и обучению

Высшееобразование бакалавриат

Высшееобразование бакалавриат непрофильное и дополнительноепрофессиональное образование программы профессиональнойпереподготовки

Среднеепрофессиональное образование

Среднеепрофессиональное образованиенепрофильное и дополнительноепрофессиональное образование программы профессиональнойпереподготовки

Дополнительноепрофессиональное образование –программа повышения квалификации нереже одного раза в пять лет

Требованияк опыту практической работы

Дляработников с высшим образованиемтребования к опыту работы непредъявляются.

Дляработников со средним профессиональнымобразованием − не менее трех лет вданной области строительства

Особыеусловия допуска к работе

Дополнительныехарактеристики

Наименованиедокумента

Код

Наименованиебазовой группы, должности (профессии)или специальности

ОКЗ

2141

Экономисты

ЕКС3

Экономист

Экономистпо планированию

Инженер-сметчик

Техникпо планированию

ОКСО4

080502

Экономикаи управление на предприятии (поотраслям)

270103

Строительствои эксплуатация зданий и сооружений

3.1.1.Трудовая функция

Наименование

Планированиепотребности в ресурсах, используемыхв процессе производства работ вподразделении строительной организации

Код

A/01.4

Уровень(подуровень) квалификации

4

Происхождениетрудовой функции

Оригинал

X

Заимствованоиз оригинала

Кодоригинала

Регистрационныйномер профессионального стандарта

Трудовыедействия

Планированиеобъемов строительных работ, производимыхв подразделении строительнойорганизации

Определениеперечня ресурсов для производствастроительных работ в подразделениистроительной организации

Подготовкаплановых показателей потребностипроизводства работ в подразделениистроительной организации в ресурсах

Сбори обработка уточненных данных опотребности подразделения строительнойорганизации в трудовых иматериально-технических ресурсах

Планированиепоступления материально-техническихресурсов в подразделение строительнойорганизации

Необходимыеумения

Осуществлятьподготовку исходных данных длясоставления проектов планов объемовстроительных работ

Осуществлятьподготовку проектов планов объемовстроительных работ на основанииутвержденной проектной и нормативнойдокументации

Определятьсостав показателей использованиятрудовых и материально-техническихресурсов

Распределятьпоказатели использования трудовыхи материально-технических ресурсовпо этапам производства строительныхработ

Заполнятьунифицированные формы плановойдокументации распределения ресурсовпри производстве строительных работ

Выполнятьрасчет показателей использованиятрудовых и материально-техническихресурсов в строительстве

Применятьспециализированное программноеобеспечение для планирования и учетараспределения ресурсов при производствестроительных работ

Необходимыезнания

Нормативныеметодические документы по планированиюобеспечения ресурсами производствастроительных работ

Организациястроительного производства и основныетехнологии производства строительныхработ

Инструментыуправления ресурсами в строительстве,включая классификации и кодификацииресурсов

Типыресурсов, включая трудовые,материально-технические и финансовые

Основныегруппы показателей для сборастатистической и аналитическойинформации

Методырасчета показателей использованияресурсов в строительстве

Порядокразработки планов производства работв строительной организации

Составразделов проектной документации итребования к их содержанию

Другиехарактеристики

3.1.2.Трудовая функция

Наименование

Определениестоимости материально-техническихресурсов, используемых при производстверабот в подразделении строительнойорганизации

Код

A/02.4

Уровень(подуровень) квалификации

4

Происхождениетрудовой функции

Оригинал

X

Заимствованоиз оригинала

Кодоригинала

Регистрационныйномер профессионального стандарта

Трудовыедействия

Анализуточненных данных о технических иценовых характеристиках используемыхматериально-технических ресурсов иразработка рекомендаций по их заменеимеющимися аналогами

Анализпредложений на рынке строительныхматериалов, конструкций, изделий идругих видов материально-техническихресурсов

Обоснованиевыбора поставщиков материально-техническихресурсов

Составлениезаявок на закупку материально-техническихресурсов, включая соответствующиеспецификации

Составлениекалькуляций сметных затрат наиспользуемые материально-техническиересурсы

Необходимыеумения

Распределятьразличные виды материально-техническихресурсов в соответствии с установленнымиклассификационными признаками

Выполнятьрасчет затрат на материально-техническиересурсы производства строительныхработ

Выполнятьрасчет затрат на эксплуатациюстроительных машин и механизмов

Структурироватьинформацию и составлять аналитическиематериалы по предложениям на рынкестроительных материалов, конструкций,изделий и других видов материально-техническихресурсов

Формулироватьрекомендации по выбору поставщикаресурсов на основе созданной системыпоказателей с учетом спецификидеятельности организации

Заполнятьформы сметной документации дляобоснования и подтверждения величиныпредстоящих затрат на материально-техническиересурсы

Применятьспециализированное программноеобеспечение для расчета затрат наматериально-технические ресурсы

Необходимыезнания

Требованиязаконодательства Российской Федерациии нормативных правовых актов,регулирующих порядок веденияхозяйственной и финансово-экономическойдеятельности строительных организаций

Классификационныегруппы материально-техническихресурсов, включая строительныематериалы, конструкции, изделия,строительные машины, механизмы иоборудование

Методымаркетинговых исследований встроительстве

Основныевиды материально-технических ресурсови их экономические и техническиепараметры

Методикирасчета сметных затрат и особенностиценообразования в строительстве

Основныесметно-программные комплексы

Другиехарактеристики

3.1.3.Трудовая функция

Наименование

Расчетсебестоимости производства работ вподразделении строительной организации

Код

A/03.4

Уровень(подуровень) квалификации

4

Происхождениетрудовой функции

Оригинал

X

Заимствованоиз оригинала

Кодоригинала

Регистрационныйномер профессионального стандарта

Трудовыедействия

Расчетсметной и плановой себестоимостипроизводства строительных работ ивеличин основных статей затрат

Расчетфактической себестоимости производствастроительных работ

Определениевеличины прямых и косвенных затратв составе фактической себестоимостистроительных работ

Необходимыеумения

Калькулироватьсметную себестоимость строительныхработ на основе утвержденной проектнойдокументации

Определятьвеличину прямых и косвенных затратв составе сметной себестоимостистроительных работ на основеутвержденной проектной документации

Калькулироватьплановую себестоимость строительныхработ на основе утвержденногофинансового плана

Определятьвеличину прямых и косвенных затратв составе плановой себестоимостистроительных работ на основеутвержденного финансового плана

Калькулироватьфактическую себестоимость работ встроительстве на основе первичныхучетных документов

Определятьвеличину прямых и косвенных затратв составе фактической себестоимостистроительных работ на основе первичныхучетных документов

Применятьспециализированное программноеобеспечение для расчета себестоимостистроительных работ

Необходимыезнания

Основыпланирования и учета себестоимостиработ в строительстве

Основысметного дела и ценообразования встроительстве

Требованиязаконодательства Российской Федерациии нормативных правовых актов,методических документов к классификациизатрат, включаемых в себестоимостьстроительных работ

Требованиязаконодательства Российской Федерациии нормативных правовых актов,методических документов к расчету ианализу себестоимости строительныхработ

Методикирасчета себестоимости строительныхработ

Основныесметно-программные комплексы

Другиехарактеристики

3.1.4.Трудовая функция

Наименование

Формированиепервичной учетной документации повыполненным работам в подразделениистроительной организации

Код

A/04.4

Уровень(подуровень) квалификации

4

Происхождениетрудовой функции

Оригинал

X

Заимствованоиз оригинала

Кодоригинала

Регистрационныйномер профессионального стандарта

Трудовыедействия

Составлениепервичной учетной документации повыполненным строительным работам вподразделении строительной организации

Представлениедля проверки и сопровождение припроверке и согласовании первичнойучетной документации по выполненнымстроительным работам

Составлениезаявок на финансирование по провереннойи согласованной первичной учетнойдокументации

Необходимыеумения

Составлятьакты о приемке выполненных строительныхработ

Составлятьсправки о стоимости выполненныхстроительных работ и затрат

Составлятьзаявки на финансирование на основепроверенной и согласованной первичнойучетной документации

Применятьданные первичной учетной документациидля расчета затрат по отдельнымстатьям расходов

Применятьспециализированное программноеобеспечение для формирования первичнойучетной документации

Необходимыезнания

Требованиянормативных и методических документовк составлению, оформлению и сдачеучетной документации по выполненнымстроительным работам

Основныегруппы и виды строительных работ

Основныесметно-программные комплексы

Другиехарактеристики

3.1.5.Трудовая функция

Наименование

Контрольрасходования сметных и плановыхлимитов материально-технических ифинансовых ресурсов при производстверабот в подразделении строительнойорганизации

Код

A/05.4

Уровень(подуровень) квалификации

4

Происхождениетрудовой функции

Оригинал

X

Заимствованоиз оригинала

Кодоригинала

Регистрационныйномер профессионального стандарта

Трудовыедействия

Контрольобеспечения подразделения строительнойорганизации материально-техническимии финансовыми ресурсами

Подготовкаэкономических статей договоровподряда на выполнение отдельных видови комплексов строительных работ

Подготовкаэкономических статей договоровпоставки материально-техническихресурсов и оказания услуг по ихиспользованию

Контрользакупочных цен на материально-техническиересурсы и стоимости услуг по производствуотдельных видов и комплексовстроительных работ

Периодическийконтроль экономии или перерасходаматериально-технических и финансовыхресурсов в подразделении строительнойорганизации

Контрольсоответствия освоенного объемаматериально-технических и финансовыхресурсов установленным плановымпоказателям

Контрольсоответствия освоенного объемаматериально-технических и финансовыхресурсов утвержденным сметным лимитам

Необходимыеумения

Разрабатыватьи вести реестры договоров подряда навыполнение отдельных видов и комплексовстроительных работ

Разрабатыватьи вести реестры договоров поставкиматериально-технических ресурсов иоказания услуг по их использованию

Устанавливатьсоответствие фактически выполненныхвидов и комплексов работ работам,заявленным в договоре подряда исметной документации

Устанавливатьсоответствие фактически поставляемыхматериально-технических и финансовыхресурсов ресурсам, заявленным вдоговоре подряда и сметной документации

Применятьгруппы плановых показателей для учетаи контроля использованияматериально-технических и финансовыхресурсов

Обосновыватьпретензии к подрядчику или поставщикув случае необходимости

Оформлятьпериодическую отчетную документациюпо контролю использования сметныхлимитов

Необходимыезнания

Требованиянормативных и методических документовк контролю расходованияматериально-технических и финансовыхресурсов при производстве строительныхработ

Средстваи методы управления ресурсами встроительстве

Основыдоговорного права, включая средстваи методы ведения претензионной работыв строительстве

Основныефакторы, определяющие необходимостьвыставления претензии к подрядчикуи поставщику

Требованиянормативных и методических документовк составлению, оформлению и сдачеучетной документации

Методикипервичного учета расходованияматериально-технических ресурсов встроительстве

Другиехарактеристики

3.1.6.Трудовая функция

Наименование

Анализфактического выполнения плановыхпоказателей выполнения работ вподразделении строительной организации

Код

A/06.4

Уровень(подуровень) квалификации

4

Происхождениетрудовой функции

Оригинал

X

Заимствованоиз оригинала

Кодоригинала

Регистрационныйномер профессионального стандарта

Трудовыедействия

Актуализацияи оценка фактического выполненияплановых показателей выполнениястроительных работ в подразделениистроительной организации

Сопоставительныйанализ фактической себестоимостивидов и комплексов строительных работи отдельных статей расходов сустановленными плановыми показателями

Определениефакторов, влияющих на отклонениефактической себестоимости видов икомплексов строительных работ иотдельных статей расходов отустановленных плановых показателейи нормативных сметных расходов

Необходимыеумения

Составлятьотдельные разделы проекта операционногобюджета, включая бюджет прямых затратна материалы, бюджет прямых затратна оплату труда, бюджет производственныхнакладных расходов

Сопоставлятьполученные величины фактическойсебестоимости видов и комплексовстроительных работ и отдельных статейрасходов с установленными плановымипоказателями и нормативными сметнымирасходами

Выявлятьпричины отклонений фактическойсебестоимости видов и комплексовработ и отдельных статей расходов отустановленных плановых показателейи нормативных сметных расходов

Формулироватьрекомендации по устранению отклоненийфактической себестоимости видов икомплексов работ и отдельных статейрасходов от установленных плановыхпоказателей и нормативных сметныхрасходов

Применятьспециализированное программноеобеспечение для ведения учетафактических затрат по отдельнымстатьям расходов

Необходимыезнания

Основыфинансового планирования ипрогнозирования

Методыэкономического анализа и учетапоказателей деятельности организациии ее подразделений

Основысметного нормирования и ценообразованияв строительстве

Основыбухгалтерского учета

Другиехарактеристики

3.2.Обобщенная трудовая функция

Наименование

Ведениепланово-экономической работы встроительной организации

Код

B

Уровеньквалификации

5

Происхождениеобобщенной трудовой функции

Оригинал

X

Заимствованоиз оригинала

Кодоригинала

Регистрационныйномер профессионального стандарта

Возможныенаименования должностей

Начальникпланово-экономического отдела

Руководительпланово-экономического отдела

Требованияк образованию и обучению

Высшееобразование специалитет, магистратура

Высшееобразование специалитет,магистратура – непрофильноеи дополнительное профессиональноеобразование программы профессиональнойпереподготовки

Дополнительноепрофессиональное образование –программа повышения квалификации нереже одного раза в пять лет

Требованияк опыту практической работы

Неменее пяти лет в области строительства

Особыеусловия допуска к работе

Дополнительныехарактеристики

Наименованиедокумента

Код

Наименованиебазовой группы, должности (профессии)или специальности

ОКЗ

1231

Руководителифинансово-экономических и административныхподразделений(служб)

ЕКС

Начальникпланово-экономического отдела

Начальникотдела ценообразования и сметногонормирования

ОКСО

080502

Экономикаи управление на предприятии (поотраслям)

270103

Строительствои эксплуатация зданий и сооружений

3.2.1.Трудовая функция

Наименование

Экономическоепланирование производства работ встроительной организации

Код

B/01.5

Уровень(подуровень) квалификации

5

Происхождениетрудовой функции

Оригинал

X

Заимствованоиз оригинала

Кодоригинала

Регистрационныйномер профессионального стандарта

Трудовыедействия

Организацияи контроль разработки экономическихпланов различного назначения встроительной организации

Разработкасводных оперативных планов производствастроительных работ и поставкиматериально-технических ресурсов

Подготовкаплановых показателей потребностипроизводства строительных работ втрудовых и материально-техническихресурсах по отдельным договорам,объектам, подразделениям и построительной организации в целом

Определениесостава контролируемых показателейи их детализация в зависимости отконкретных условий строительства поотдельным договорам, объектами по строительной организации в целом

Разработкаунифицированных форм плановойдокументации строительной организации

Разработкаэкономических статей договоровподряда и поставки, планированиесроков выполнения договорныхобязательств

Подготовкаисходных данных для составленияпроектов бизнес-планов хозяйственной,финансовой, производственной икоммерческой деятельности строительнойорганизации

Необходимыеумения

Осуществлятьсбор, обработку и анализ информациио внешних и внутренних факторах,определяющих экономическую ситуациюстроительной организации

xn--80ajjnidcejma7a3k.xn--p1ai