Профилактическая работа с подростками с девиантным поведением (стр. 2 из 8). Профилактическая работа с подростками


§2 Профилактическая работа психолога с подростками.

Как уже говорилось, профилактику наркомании принято разделять на первичную, вторичную и третичную. Первичная направлена на предупреждение болезни, вторичная подразумевает способы сдерживания их развития и предупреждение осложнений, а третичная представляет собой комплекс реабилитационных воздействий на больных. В применении к подростковой наркологии эта классификация может быть расшифрована следующим образом. Первичная профилактика – предотвращение аддитивного поведения подростков, вторичная – предотвращение рецидивов после лечения ранних форм алкоголизма и наркомании, третичная – реабилитация в тяжких случаях неоднократных рецидивов и безуспешного лечения.

Мы остановимся на первичной профилактике. Под первичной профилактикой (далее - профилактика) мы понимаем систему мер, направленную на развитие психологических характеристик личности, обеспечивающих общую устойчивость личности к наркотической контаминации. Психологическая профилактика может осуществляться как в индивидуальной, так и в групповой форме, причем наиболее эффективным вариантом является сочетание индивидуальных и групповых занятий. Важным в профилактике является социальное, правовое и медицинское содействие, в этом и заключается работа СР, СП, юриста и врача.

При разработке программ следует помнить, что особенности профилактики наркомании у подростков заключены в самом ее предмете – в особенностях подросткового возраста.

В процессе профилактики необходимо решать следующие задачи:

1. Развитие рефлексивного компонента личности.

2. Эмоциональное развитие подростка (причем необходимо развивать у подростка эмоции не по отношению к музыке, природе, литературе и т.д., а по поводу самого себя).

3. Преобразование деструктивной тревожности, свойственной исследуемому возрасту, в конструктивную путем нахождения способов разрешения подростковых проблем.

Одной из неотъемлемых частей программы комплексной профилактики наркомании является участие подростков в психокоррекционных группах. При организации групп необходимо руководствоваться следующими положениями.

1. Каждый подросток изначально имеет отношение к наркотикам (он о них знает, он видит их последствия, он их боится или бросает им вызов и т.д.). С другой стороны, каждый подросток имеет право не употреблять наркотики и имеет право реализовать себя в этом мире независимо от того, принимал ли он раньше наркотические вещества или нет. Проблема реализации себя особенно актуальна в старшем подростковом возрасте, т.к. именно в данный период перед субъектом встает задача самоопределения и выбора пути дальнейшего развития.

2. Каждый подросток является личностью, и как личность он имеет потребность в росте и развитии. Как известно, развитие в старшем подростковом возрасте происходит посредством установления межличностных контактов. Подростки группы риска обладают зачастую большим творческим и психологическим потенциалом, но фактически они находятся в окружении, где отсутствуют межличностные отношения, близость, любовь, принятие одного человека другим. Возникает диссонанс между потенциальными возможностями и потребностями. Этот диссонанс приносит подростку глубокое страдание и, по нашим наблюдениям, зачастую является причиной, по которой он обращается к наркотикам и попадает в общество наркоманов.

3. При реализации программы профилактики следует обращаться именно к тому здоровому началу, что есть в подростке. Кроме того, проблему необходимо решать на том уровне, на котором она возникает.

Существуют много сходных моментов в личностях клиентов. Коррекционный эффект зависит от умения специалиста увидеть различия, особенности каждого подростка и суметь эти особенности поддержать. Сходство потенциальных наркоманов заключается в одинаковом пути побега от мира, но способы выживания и самовыражения у каждого глубоко индивидуальны. Подростки, участвующие в программах, еще не выработали другого способа существования в мире, кроме «ухода» от него посредством наркотиков. Мы считаем, что каждый подросток таким образом прямо или косвенно обращается к взрослым с вопросом: «Как существовать и реализовать себя в мире без наркотиков?». Цель психокоррекции - предоставить клиенту возможность получить полноценный многоуровневый ответ на этот вопрос. Требуется взаимодействие, в которое клиент будет вовлечен полностью. В соответствии с этим программа профилактики должна предполагать работу с личностью на всех ее уровнях – физическом, эмоциональном и когнитивном.

4. Большая часть того, что называется психической зависимостью, состоит из нерешенных психологических проблем, которые в старшем подростковом возрасте приходится решать очень быстро. Однако подростки часто пытаются всеми способами уйти от их решения. Когда они это делают с помощью наркотика, то психологически застревают на подростковой стадии развития. Они употребляют наркотики, чтобы быть взрослыми, однако взрослыми (в психологическом смысле) так и не становятся. В том случае, если клиент в процессе участия в программе профилактики сможет активизировать механизмы разрешения собственных проблем, а в подростковом возрасте – это задачи взросления, он может превратиться из подростка группы риска в нормально развивающегося человека.

Именно для реализации этих положений целесообразно создавать психокоррекционные группы, являющиеся мощнейшим инструментом изменения человеческого поведения.

У каждого человека, особенно в период решения задач своего взросления, существует устойчивая тенденция строить на основе собственных представлений о себе не только поведение, но и интерпретацию индивидуального опыта. Поэтому если Я- концепция сформировалась и выступает как активное начало, изменить ее бывает чрезвычайно сложно. Иногда этот процесс является болезненным для самого подростка и вызывает множество психологических и физиологических защит. Несомненно, полностью изменить сущность подростка и его представление о себе практически невозможно, да и не имеет смысла, однако одним из направлений может быть работа по облегчению самопознания, т.е. минимизация деструктивной тревоги самораскрытия, свойственной данному возрастному периоду. Тревога в нашем понимании появляется параллельно с риском самораскрытия, однако деструктивная тревога направлена именно на то, чтобы никаким образом не рисковать в собственном развитии [74]. Иногда источником тревоги становятся родительские установки и социальные стереотипы, а средством избавления от нее - наркотик. Поэтому задачей групповой работы со старшеклассниками является создание условий для нейтрализации негативной тревоги и увеличения возможностей безопасного в данной ситуации риска самораскрытия. Наличие в группе атмосферы, где познание себя становится возможностью, побуждает подростка находить в себе новые ресурсы и овладевать ими, преодолевая, таким образом, различные препятствия на пути взросления.

Как известно, специфика групповой психокоррекционной работы заключается в целенаправленном использовании в терапевтических целях групповой динамики, т.е. всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы. Группа является моделью реальной жизни, а внутригрупповые отношения - моделью тех отношений, которые каждый из участников группы строит с реальными людьми, составляющими его окружение. Возможность изменений личности подростка заключена в процессе самораскрытия на групповых занятиях. Тренинг – это место, где каждый может попробовать себя в новом качестве, не только не опасаясь за собственную жизнь и благополучие, но также и получив насыщенную и адекватную обратную связь.

Группа сверстников является источником многих, значимых для подростка обратных связей, она дает возможность увидеть реакцию других людей на собственные проявления, и, возможно, изменить свое представление о себе, пусть не в лучшую сторону, но по направлению большей социальной адаптации. Обратная связь, таким образом, является главным источником знаний подростка о самом себе, а кроме того, побуждает подростка к процессу самопознания.

Часто одним из способов решения задач развития в подростковом возрасте становится рефлексия. Это не значит, что стоит только предложить подростку на досуге подумать о себе, как все проблемы решатся. Более того, для подростка - наркомана «думать о себе» становится почти невозможным из-за постоянного отвержения себя. Задача психолога здесь состоит именно в том, чтобы развить у подростка способность думать о себе так, чтобы проблемы обозначались как задачи, то есть создавать такие ситуации, которые требуют и имеют решение. Этому способствуют любые процессы, происходящие в группе, а также введение групповых правил, внутренних законов функционирования группы. Они помогают самораскрытию подростка, в процессе которого происходит коррекция его поведения: раскрываясь перед другими, рассказывая о своих глубоких и значимых переживаниях, откровенно говоря о тех чувствах, которые они друг у друга вызывают, участники групповой работы начинают лучше видеть, понимать и чувствовать самих себя, освобождаются от неадекватных личностных защит и барьеров самовосприятия, искажающих их образ «Я» и обусловливающих саморазрущающее поведение.

Подросток, даже частично освободившийся от неприятия себя, легче вступает в неформальные, то есть эмоционально открытые отношения, так как принимая себя таким, каким он есть на данный момент времени, он перестает подозревать свое окружение в неприятии его персоны как несостоятельной или несовершенной, то есть не имеющей право на достойное существование среди людей. Если личности уже не нужно постоянно открыто или исподволь защищаться от людей, значит, она свободна от психологической агрессии, явной или скрытой.

Освобождение внутренних резервов раскрепощает ее творческий потенциал и делает подростка открытым для сотрудничества -расширяются каналы коммуникаций для сотворчества в процессе общения. Общение наполняется положительными эмоциями взамен потенциальной подозрительности, агрессии, подавленности.

Развитие рефлексии и общее эмоциональное развитие возможно посредством установления эмоционально насыщенных отношений. Теоретической основой психокоррекции является концепция психологии отношений, рассматривающая личность как систему отношений индивида с окружающей средой, как целостную, организованную систему активных, избирательных, сознательных социальных связей с реальной действительностью, а невроз, развивающийся у подростков, как личностное расстройство, обусловленное нарушением особо значимых для личности отношений. В соответствии с этим, основные психокоррекционные задачи при работе с подростками заключаются в реконструкции и восстановлении нарушенной системы отношений личности, коррекции неадекватных форм поведения и эмоционального реагирования, иными словами - в психологической коррекции личности подростка посредством обучения его установлению отношений. Целью такого обучения является восстановление полного функционирования личности.

Групповая личностно-ориентированная психокоррекция достигает эффекта, с одной стороны, посредством осознания и понимания роли собственных личностных особенностей в возникновении межличностных конфликтов, а с другой - реальной коррекции неадекватных реакций и форм поведения. Постепенно опыт переживаний становится конгруэнтным со структурой «Я», подросток начинает осознавать, что трудности его отношений с людьми кроятся в нем самом, в его негибкой Я - концепции. В процессе межгруппового общения у подростка возрастает позитивное отношение к себе и другим, что служит залогом личностного роста. Он начинает объективно оценивать свои мысли, чувства, конфликты; в своем поведении он отказывается от того, что разъединяет его с людьми, начинает развивать те стороны его личности, которые являются притягательными для других, трезво оценивать свои возможности, отказываться от необоснованных претензий.

Терапевтический характер групповой работы со старшеклассниками широко отражен в отечественной и зарубежной литературе.

Так, М. Sugar выделяет следующие возможности групп:

—взаимодействие и конфронтация с ровесниками;

—создание миниатюрной реальной жизненной ситуации для изучения и изменения поведения;

—стимуляция новых путей взаимодействия с ситуацией и получения нового опыта в человеческих отношениях;

—стимуляция новых «концепций Я» и новых моделей идентификации;

—снижение чувства изолированности в окружающем мире;

—обретение чувства защищенности, адекватная помощь;

—уменьшение сопротивления или подчинения, усиление независимости и идентификация с лидером;

—открытие проблем, связанных с взаимоотношениями с другими людьми.

В результате групповой работы подросток:

—расширяет область знания о себе как за счет того, что скрываемое делается открытым, так и за счет обратной связи;

—открывает с помощью других то, что сам о себе не знал;

—начинает видеть то, о чем ни он, ни другие и не подозревали, его «Я» начинает проявляться свободнее, и скрытая область его личности также начинает осознаваться.

Возможность выяснения сути межличностных отношений и практической проверки собственных частных жизненных гипотез относительно личности другого человека (других людей) без разрушительного столкновения с ними оказывается способной переструктурировать личностные ценности и пристрастия, дать начало интенсивному "развертыванию" процесса личностного роста и освоению коммуникативных навыков (коммуникативности) как существенных личностных ценностей.

Самораскрытие, открытие себя другим людям помогает подростку открыть себя самому себе. Открытие «Я» есть признание авторства собственной личности, подготовленное, во - первых, принятием социальных ожиданий ответственности, а во - вторых, развитием рефлексии, обеспечивающей выход за границы данности, что так необходимо личности подростка, стоящей перед угрозой употребления наркотиков.

studfiles.net

Профилактическая работа с подростками с девиантным поведением

К группе непатологических форм поведения относят микросоциальную запущенность и характерологические ситуационные реакции отказа, протеста, имитации, реакция группирования со сверстниками, побеги из дома, дромомания, реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением, малолетняя проституция.

Реакция протеста (оппозиции) - одна из наиболее частых реакций в подростковом возрасте. Это непостоянная и преходящая реакция, характеризующаяся избирательностью и направленностью. Реакции протеста бывают пассивными и активными. Пассивные реакции протеста - это замаскированная враждебность, недовольство, обида на взрослого, который вызвал такую реакцию подростка, утрата с ним прежнего эмоционального контакта, стремление избегать общения с ним.

Реакции активного протеста могут проявляться в виде непослушания, грубости, вызывающего и даже агрессивного поведения в ответ на конфликт, наказания, упреки, оскорбления. Протестная реакция направлена против тех лиц, которые явились источником его переживаний. Такие реакции сравнительно непродолжительны и свойственны подросткам с возбудимым типом акцентуации характера.

Но у подростков с психопатией или с органическими заболеваниями головного мозга реакции активного протеста могут быть интенсивными, сопровождаться двигательным возбуждением по типу "двигательной бури".

Активные реакции протеста выражаются и в стремлении делать назло, причинить вред человеку, который обидел подростка, с помощью оговоров, лжи, кражи, вплоть до жестоких поступков и даже убийств. Таким образом подросток мстит обидчику.

Как реакцию протеста можно рассматривать и побеги из дома. В таком поведении подростков может быть нарочитость, демонстративность, стремление шокировать всех своим поведением.

Подростки могут начать употреблять спиртное, с родителями ведут себя вызывающе, совершают прогулы в школе, нелепым образом изменяют свою внешность – "назло всем стану панком", выбривают себе часть волос на голове и т.п.

Реакция имитации. Имитация – это стремление подражать во всем кому-либо. В детстве ребенок подражает своим родителям, старшим братьям или сестрам и вообще многим взрослым.

В подростковом возрасте зачастую объектом подражания является "отрицательный" герой (особенно лица с криминальным прошлым), когда со свойственным этому возрасту максимализмом подросток постарается не только копировать такого героя, но и "переплюнуть" его во всех отрицательных поступках.

Собственной нравственной позиции у подростков еще нет. Их этические понятия формируются под влиянием родителей, а если родители этого не делают, - то под влиянием любого человека, которого подросток "уважает". Они не осознают, что такое преступление, закон, тюрьма и все, что с этим связано. Подростки не знают и не бояться социальных последствий правонарушений. Не зная, что такое криминал и как общество за это наказывает, подростки в группе с асоциальным или криминальным лидером могут совершить любой поступок, если прикажет лидер и за ним последует вся группа.

Реакция группирования со сверстниками по своим проявлениям при крайних выражениях близка к вышеописанной реакции, за исключением того, что здесь нет взрослого отрицательного лидера. Таким лидером становится кто-то из членов самой группы, особенно если он старше других, имеет опыт употребления спиртного и физически сильнее остальных. Стремление к группированию со сверстниками вообще присуще подростковому возрасту, даже если это не достигает степени крайних асоциальных проявлений. Но если "лидер" имеет криминальные наклонности или опыт, то такая подростковая группа может превратиться в "банду", тщательно охраняющую свою территорию от подростков из других домов или таких же групп, в "борьбе" с которыми проходит вся их жизнь. Подростки могут проводить время в пьянках, картежных играх, сексуальных оргиях – для этого в группу вовлекаются и девочки, хотя вначале группа обычно бывает однополой, могут совершать и криминальные действия.

Побеги из дома. В современных психологических теориях побег из дома рассматривается как один из способов защитного поведения. Побег — это поведенческая реакция на фактор или группу факторов, рассматриваемых субъективно как катастрофические, побег — это событие, изменяющее жизнь. Обычно первый побег бывает после какой-то ссоры или психической травмы, а затем эта форма реагирования закрепляется, и в дальнейшем подросток уже на любую неприятность отвечает побегом из дома. Побеги можно рассматривать как реакцию протеста на недостаточное внимание родителей или на их чрезмерные требования и деспотизм, протест против навязываемого им образа жизни, который они возненавидели. Многие подростки, воспитывавшиеся во внешне благополучных семьях с достаточным материальным положением, сбежав из дома, свою новую жизнь расценивают как "свободу от семьи и школы".

Дромомания - это склонность к бродяжничеству. Она рассматривается психиатрами как один из вариантов расстройства контроля над импульсивными побуждениями – обычно это неудержимое влечение к дальним странствиям. Истинная дромомания встречается сравнительно редко, в основном при психических заболеваниях – шизофрении, эпилепсии. Побеги таких больных обычно возникают без какой-либо внешней причины или мотива, им предшествует беспричинно изменившееся настроение, и сами подростки потом не могут объяснить, что их толкнуло на побег. Нередко они сами возвращаются домой измученными и голодными. Дромомания – это импульсивное влечение и обусловлено самим психическим заболеванием.

Аддиктивные формы отклоняющегося поведения также подверглись резкому омоложения за последние десятилетия.

Суть аддиктивного (аддикция — пагубная склонность к чему-либо) поведения заключается в стремлении изменить свое психическое состояние посредством приема некоторых веществ или фиксацией внимания на определенных предметах или видах деятельности. Процесс употребления такого вещества, привязанность к предмету или действию сопровождается развитием интенсивных эмоций и принимает такие размеры, что начинает управлять жизнью подростка, лишает его воли к противодействию аддикции. Такая форма поведения характерна для подростков с низкой переносимостью психологических затруднений, плохо адаптирующихся к быстрой смене жизненных обстоятельств, стремящихся в связи с этим быстрее и проще достичь психофизиологического комфорта. Аддикция для них становится универсальным средством бегства от реальной жизни. Алкоголь или наркотик выступает в роли эффективного психологического щита. Для самозащиты подростки с аддиктивным типом поведения используют механизм, называемый в психологии "мышлением по желанию": вопреки логике причинно-следственных связей они считают реальным лишь то, что соответствует их желаниям. В итоге нарушаются межличностные отношения, человек отчуждается от общества.

Следующие вещества, предметы или действия могут быть средством для людей с аддиктивной формой поведения: наркотики, алкоголь, табак, азартные игры (включая компьютерные), длительное прослушивание ритмической музыки, а также полное погружение в какой-либо вид деятельности с отказом от жизненно важных обязанностей человека.

Аддиктивное поведение формируется постепенно. Начало отклонения связано с переживанием интенсивного острого изменения психического состояния человеком в связи с принятием определенных веществ или определенными действиями, возникновением понимания того, что существует определенный способ изменить свое психологическое состояние, испытать чувство подъема, радости, экстаза.

Подростки полагают, будто наркотики и алкоголь благотворно влияют на настроение, поднимают самооценку, отпускают тормоза, ослабляют беспокойство. Но факты говорят о том, что здесь срабатывает эффект внушения.

В подростковой среде широкую популярность получил "балдеж" от вдыхания паров лаков или растворителей. Однако "профессиональные токсикоманы" маляры и лакировщики не испытывают ничего подобного от этих запахов. На этом примере очень ярко виден эффект ожидания: если человек заранее уверен, что ему будет хорошо, ждет кайфа, то он в конце концов получает его. Рабочие кайфа не ждут и потому воспринимают свои ощущения как неприятные издержки производства.

Состояние, которое принято именовать кайфом, предполагает определенные переживания и поведение. Роль кайфующего - это роль с большими привилегиями (можно позволить себе лишнее) и с меньшими обязанностями (разрешено не делать необходимого).

При первом использовании алкоголя, наркотиков все испытывают крайне неприятные ощущения: тошноту, головную боль, головокружение. При повторном, а затем и систематическом применении тех же веществ, глядя на более опытных потребителей дурмана, новичок учится положительно истолковывать объективные эффекты наркотизации.

Далее формируется устойчивая последовательность прибегания к средствам аддикции. Сложные жизненные ситуации, состояния психологического диском форта провоцируют аддиктивную реакцию. Постепенно такое поведение становится привычным типом реагирования на требования реальной жизни. Происходит формирование аддиктивного поведения как интегральной части личности, т.е. возникает другая личность, вытесняющая и разрушающая прежнюю. Этот процесс сопровождается борьбой, возникает чувство тревоги. Одновременно включаются защитные механизмы, способствующие сохранению иллюзорного чувства психологического комфорта. Защитные формулы таковы: "я не нуждаюсь в людях", "я поступаю так, как мне нравится", "если я захочу, то все изменится" и т.п.

В итоге аддиктивная часть личности полностью определяет поведение человека. Он отчуждается от общества, затрудняются контакты с людьми не только на психологическом, но и на социальном уровне, нарастает одиночество. Вместе с этим появляется страх перед одиночеством, поэтому аддикт предпочитает стимулировать себя поверхностным общением, находиться в кругу большого числа людей. Но к полноценному общению, к глубоким и долговременным межличностным контактам такой человек не способен, даже если окружающие и стремятся к этому. Главное для него - те предметы и действия, которые являются для него средствами аддикции.

mirznanii.com

Профилактическая работа с подростками

Ученик, не имеющий собственного мнения, не способен аргументированно защищать свою позицию, не способен мыслить и генерировать новые идеи.

Такая личность не способна принимать правильные решения и создавать инновации. Такой ученик школы будет опираться на чужие суждения вместо того, чтобы понять истину самостоятельно…»

Мы все стремимся к тому, чтобы наши дети росли добропорядочными, законопослушными гражданами с твердыми убеждениями, способными отвечать за свои поступки. И родители, и школа едины в этом стремлении. Откуда же тогда берутся дети, совершающие правонарушения, жестокие, циничные в своем отношении к сверстникам, способные поднять руку на слабого, снять на камеру «сотки» драку, нецензурную брань, выяснение отношений друг с другом? Этот вопрос волнует всех.

Ребенок формируется, развивается как личность не только под воздействием школы, семьи, но и под влиянием множества других социальных факторов. На него существенное воздействие оказывают средства массовой информации, литература, искусство, Интернет, общение с людьми. Практически невоз­можно точно установить, чье воспитательное воздействие на личность сильнее: реальных школьных коллекти­вов или всех других, в том числе неформальных групп.  Происходит процесс социализации личности ребенка, то есть процесс усвоения и активного воспроизводства социального опыта. Социализация в школьные годы – внутренний процесс овладения личностью моральными нормами, знаниями, навыками, умениями, а в настоящее время – компетенциями.

Подросток продолжает оставаться школьником, он понимает необходимость  учиться, но учеба отступает на второй план. Для него важнее быть признанным как взрослыми, так и сверстниками. Именно поэтому он  находится в поиске  друзей, выяснении отношений, конфликтах, ищет пути их разрешения. Подросток стремится быть «значимым» в компании сверстников. Если он не может реализовать себя в  своем  понимании, то вступает в конфликт с окружением, обществом, способен на правонарушение.

Различают два отклоняющихся от нормы вида поведения:

Аддиктивное – характеризуется злоупотреблением одним или несколькими психоактивными веществами без признаков индивидуальной психической или физической зависимости в сочетании с другими нарушениями поведения. Это –  удовлетворение потребностей через психоактивные вещества.

Девиантное – отклоняющееся от установленных норм поведение (deviato –  уклонение).       

Преступность рассматривается как крайний негативный вариант отклонения. 

Среди подростков с отклоняющимся поведением выделяются две группы:

- в поведении преобладают отказ от учебы, бродяжничество, употребление опьяняющих средств, мелкое воровство. Такое поведение противоречит общепринятым нормам, но не представляет опасности для общества. Именно таких подростков ставят на профилактический учет;

- преобладают хулиганство, грабеж, вандализм, нанесение жертве тяжких телесных повреждений, убийства, угон транспорта и создание опасности на дорогах, употребление алкоголя и других средств, изменяющих психическое состояние подростка, как правило, совершение противоправных действий именно в таком состоянии. Такое поведение опасно для общества. В этом случае наступает юридическая ответственность.

Причин возникновения отклонений в поведении подростков достаточно: низкий  педагогический и культурный уровень родителей, неблагополучие в семье,  безнадзорность ребенка в быту, неправильное к  нему отношение (подавление личности,  угрозы, физическое наказание или, наоборот, чрезмерная опека и заласкивание), слабое знание педагогами ребенка, условий его воспитания в семье, отставание ребенка в общем развитии, нравственная невоспитанность, болезненность, пробелы в знаниях, умениях и навыках поведения и общения. Организуя профилактическую и коррекционную работу с таким подростком, необходимо знать причины, вызвавшие отклонения в его поведении, хорошо изучить его условия жизни, контакты, наклонности, увлечения.

Вся система воспитания школы  вращается вокруг правового просвещения детей. Если ребенок знает свои права, осознает ответственность за свои действия, выполняет требования, предъявляемые ему обществом, его поведение является правомерным. Говорят: предупрежден, значит, вооружен. Это означает, что, зная основы действующего законодательства, подросток не совершит противоправного поступка. Известно, что сильный, способный на поступок человек, то есть человек-лидер, никогда не попадет под чужое влияние. Поэтому формированию лидерских качеств, твердой жизненной позиции надо уделять особое внимание. Диагностикой личностных качеств подростка, составлением рекомендаций для педагогов, родителей, самих детей занимаются школьные психологи. С их появлением в соответствии со штатным расписанием в школе  воспитательный процесс очень сильно выиграл, приобрел более практическую направленность.

Мы постоянно слышим о таких поведенческих действиях личности, как поступок, проступок, правонарушение, преступление. В профилактической работе важно  различать эти понятия.  Давайте определимся, что они означают.

Поступок – это правомерное действие человека.

Проступок – противоправное  действие, не являющееся общественно опасным. За его совершение применяется не наказание, а порицание или взыскание.

Правонарушение представляет собой поведение, причиняющее вред обществу, государству, отдельной личности, и всегда влечет за собой юридическую ответственность.

Преступление –  умышленное действие, представляющее собой повышенную общественную опасность, влекущее уголовную ответственность. Задача школы, семьи и всех заинтересованных в воспитании детей лиц так организовать воспитательный процесс, чтобы быть уверенными – наши дети готовы на поступки, присущие сильным, смелым, честным людям.

В систему профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних входят органы внутренних дел, образования, здравоохранения, юстиции, государственный орган, координирующий реализацию государственной поли­тики в сфере занятости населения, местные представительные и исполнительные орга­ны, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и другие государственные органы в пределах своей компетенции. Педагог, участвующий в профилактической работе, должен знать компетенции организации образования по данному  направлению работы.

В Законе РК «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности» статья 12 констатирует, что «органы образования в пределах своей компетенции участвуют в организации летнего отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних, выявляют и ведут учет несовершеннолетних, не посещающих по неуважительным причинам общеобразовательные учебные заведения, проводят с ними и их родителями или законными представителями индивидуальную профилактическую работу, разрабатывают и внедряют в практику программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершен­нолетних, привитие им основ нравственности и здорового образа жизни, участвуют в выявлении несовершеннолетних с девиантным поведением, неблагопо­лучных семей, постановке их на учет в органы внутренних дел и проведении с ними индивидуальной профилактической работы, обеспечивают организацию в общеобразовательных учебных заведениях доступ­ных спортивных секций, кружков, клубов и вовлекают в них несовер­шеннолетних». Главное, понимать, что все перечисленные обязанности за педагогическими работниками закреплены указанным выше законом.

Изучение и выполнение действующего законодательства РК в области соблюдения прав и свобод ребенка должно начинаться, на мой взгляд, с изучения ответственности взрослых (родителей и педагогов) за воспитание детей.  

Начнем с того, что статья 27, п. 2 Конституции РК констатирует: «Забота о детях и их воспитании является естественным правом и обязанностью родителей». Невыполнение конституционных норм влечет юридическую ответственность. Родители, ненадлежащим образом относящиеся к своим конституционным обязанностям по воспитанию детей, могут привлекаться к административной и уголовной ответственности.

Кодекс РК «Об административных правонарушениях» закрепляет следующее:

- Статья 120, п.1: «Неисполнение без уважительных причин или ненадлежащее исполнение родителями или другими законными представителями обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей, а равно педагогом или социальным работником учебного, воспитательного, лечебного учреждения, если действие (бездействие) не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, –

влечет предупреждение или штраф в размере до 5 месячных расчетных показателей».

- Статья 122, п. 1: «Доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения родителями или иными лицами –

влечет штраф в размере от 20 до 50 месячных расчетных показателей».

Большинство родителей считают, что лучше, если ребенок дома, в компании родственников, впервые попробует легкие спиртные напитки, чем на улице  со сверстниками. О существовании данной статьи родители, как правило, не знают, а  ознакомившись с ней при помощи педагогов, считают, что их проблемы личной  алкогольной зависимости детей не коснутся, и уж тем более им не грозит  административная ответственность за приобщение детей к алкоголю. Такая правовая неграмотность родителей порой граничит с правовым нигилизмом.

Уголовный кодекс РК ужесточает ответственность не только родителей и лиц, их заменяющих, но и педагогов:

- Статья 137: «Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по  воспитанию несовершеннолетнего родителем, а равно педагогом или другим  работником  учебного, воспитательного, лечебного или иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за  несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, –

наказывается штрафом в размере от 50 до 100 месячных расчетных показателей или в размере заработной  платы  или  иного  дохода осужденного за период до 1 месяца или привлечением к общественным работам на срок от 100 до 200 часов, либо исправительными работами на срок до 2-х лет, либо ограничением свободы  на срок до 2-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».

- Статья 138: «1. Ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению безопасности жизни и здоровья малолетнего лицом, на которое такие обязанности возложены по службе, либо лицом, выполняющим  эти обязанности по специальному поручению или добровольно принявшим на себя такие обязанности, если это повлекло по неосторожности причинение малолетнему тяжкого или средней тяжести вреда здоровью,      –    наказывается штрафом в размере до 5000 месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 7 до 10 месяцев, либо исправительными работами на срок до 2-х лет, либо лишением свободы на тот же срок с  лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть малолетнего, –

наказывается лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового».

Уравняв родителей и педагогов в ответственности за ненадлежащее выполнение обязанностей по воспитанию детей, закон идет дальше – предусматривает ограничение педагога в профессиональной педагогической деятельности.

Много написано об ответственности взрослых (родителей и педагогов) перед законом, но считаю, что главной ответственностью является ответственность перед детьми, теми, кто по какой-то причине остался в стороне от внимания взрослых, кто недополучил тепла, заботы, помощи, кто за ошибки взрослых платит самой большой ценой –  исковерканной судьбой, озлобленностью. Заставить такого ребенка снова поверить в людей очень сложно. Мы в ответе за них, за их доверие.

В большинстве школ сложился оптимальный алгоритм оказания профессиональной помощи детям с девиантным поведением: выявление девиаций – определение причин, побудивших появление отклонений в поведении подростка – постановка на профилактический учет – обеспечение занятости во внеурочное время –  организация индивидуальной профилактической и коррекционной работы «учителей + социального педагога + психолога + школьного инспектора полиции» – работа с родителями подростка.

Распределение функций и обязанностей между указанными выше специалистами выглядит следующим образом:

Психолог и классный руководитель:

  • Изучают социальное окружение ребенка и проводят профилактическую работу с родителями, другими членами семьи, друзьями.
  • Корректируют те ценности, поведение, черты характера, эмоции, которые нарушают социальную адаптацию ребенка.
  • Создают оптимальную модель отношений и поведения подростка.
  • Информируют родителей о любых предполагаемых психологических обследованиях их детей и получают согласие на их проведение.
  • Психолог занимается  психологическим просвещением родителей, их  социально-психологическим консультированием и обучением, что позволяет сориентировать родителей на анализ своих отношений с детьми, показывает им возможные перспективы развития этих взаимоотношений, дает представления о реальных способах изменения внутрисемейного общения.

Социальный педагог:

  • Создает атмосферу доверительности отношений с ребенком, подключает к процессу реабилитации все заинтересованные службы (органы социальной защиты населения, образования, охраны общественного порядка, здравоохранения, общественные организации).
  • Тесно взаимодействует с семьей ребенка.
  • Поддерживает постоянную связь с классным руководителем и психологом.

Родители должны:

  • Выполнять конституционные обязанности по воспитанию своих детей.
  • Осознать и принять свою ответственность по отношению к школьным проблемам ребенка.
  • Своевременно сообщать классному руководителю причины отсутствия ребенка на учебных занятиях, ухода из дома.

Школьный инспектор полиции:

  • Проводит индивидуальную профилактическую работу с подростком.
  • Поддерживает тесную связь с учителями, социальным педагогом, психологом.
  • Работает с родителями.
  • Оформляет профилактические учеты.

Одна из наиболее успешных форм коррекционной работы по развитию личности ребенка и ликвидации девиаций (кроме индивидуально-ориентированной беседы) –   проведение групповых тренингов, поскольку работу с детьми лучше всего вести в форме активного обучения, практических занятий. Во-первых, это вызывает у ребенка интерес к поступающей информации, а во-вторых, он становится активным участником процесса получения знаний.

Психологу целесообразно использовать такую форму общеразвивающей и профилактической работы с детьми, как тренинг личностного роста. Этот тренинг  помогает формировать у ребенка лучшие качества личности. Отношения психолога с детьми в нем строятся по принципу «равный – равному», что позволяет участвовать в процессе обучения всем без исключения.

В профилактической работе очень важна личность самого педагога, его способность к общению, пониманию ребенка. Предлагаю некоторые советы, способствующие успеху:

- проявлять истинный интерес к ребенку, его судьбе, проблемам, трудностям, заслужить его доверие;

- не спешить вешать на подростка ярлык «трудного», ведь за внешней дерзостью, грубостью может скрываться ранимая душа, нуждающаяся в  тепле, заботе, внимании;

- правовое просвещение не должно быть направлено на запреты. Еще древние римляне говорили: «Закон – это большое благо, ведь все, что не запрещено законом, – разрешено!» Разговаривая с подростком, поясните, что закон запрещает очень немногое, а только то, что может причинить ущерб личности или государству;

- беседа должна быть не «сухой» и поучительной, а доверительной, чтобы подросток  понял: ущерб личности, о котором говорится в законе, может быть направлен кем-то против близкого ему человека и что перед законом все равны!

- не делать замечания родителям в присутствии ребенка. Даже если эти замечания заслуженные и своевременные, высказать их следует наедине;

- не угрожать подростку, перечисляя меры воздействия на него, его родителей, лучше преподнести эти меры как безвыходность, предлагая альтернативу – правомерные действия с его стороны, которые должны поправить положение;

- в беседе с подростком, совершившим противоправный поступок, не комментировать  его действий, а предложить ему самому прокомментировать их и оценить;

- проявлять компетентность в том вопросе, по которому беседуете с подростком, его родителями, если это закон –  покажите глубокое его понимание;

- в беседе с родителями об их ребенке начинать разговор надо с перечисления его положительных качеств, пусть даже небольших достижений и успехов, постепенно переходя к вопросу, по которому родители приглашены вами;

- выслушать, не перебивая, родителей, стремящихся объяснить проступок своего ребенка, оправдать его. И только после этого прокомментировать его действия так, чтобы родители стали вашими союзниками и потребовали от ребенка исправления;

- наказание ребенка за проступок должно быть адекватно его вине.

Невольно на память приходят слова назидания великого казахского мыслителя Абая: «Человек – дитя своего времени. Если он плох, в том виноваты и его современники».  

Мы в ответе за наших детей, и чтобы они не оступались, надо идти на шаг впереди происходящих событий. Задача педагога – предусмотреть проступки своих воспитанников, организовать работу так, чтобы у ребенка не было и шанса на ошибку.

Источник: журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения» № 4-2010 г.

edu.mcfr.kz

Презентация "Профилактическая работа с подростками 12-14 лет склонных к аддиктивным и девиантным формам поведения"

Описание слайда:

Советы классному руководителю Трудный подросток постоянно нуждается в помощи, нужно помочь ему в учебе, выполнении общественного поручения, в выборе любимого занятия, в использовании свободного времени. Помогать и систематически контролировать, опираясь на актив класса. Всесторонне изучать личность подростка, знать его дарования, интересы, увлечения и использовать их в воспитательных целях. Быть объективным по отношению к трудному подростку, никогда не обвинять его в том, в чем его вина не доказана. Критика подростка должна быть конкретной, по существу. Критиковать не вообще, а за совершенный поступок, ничего к нему не прибавляя. Осуждая подростка за поступок, неблаговидное действие, нужно проявлять при этом уважение к личности школьника. Можно сказать: «Ты плохо поступил, ты совершил хулиганский поступок», но не надо говорить: «Ты плохой мальчик, ты хулиган». Нельзя учителю в пылу нервного возбуждения дать волю чувствам, изливая их в оскорбительных эпитетах типа: бездельник, лодырь, хам, негодяй. Это отталкивает подростка, озлобляет его и еще более затрудняет процесс общения с ним. Классный руководитель должен всегда быть оптимистом и открыто выражать надежду не исправление трудного подростка, не закрывая перед ним перспективы положительных изменений. Трудный школьник, давно привыкший к критическим замечаниям в свой адрес, особенно чувствителен к похвале, поощрению своих действий. Поэтому нам всегда надо видеть и отмечать в проведении подростка даже незначительные попытки сделать что-то хорошее, не оставляя без внимания малейшие сдвиги в лучшую сторону. Быть доброжелательным и строгим, уступчивым и принципиальным: не делать поблажек трудному подростку, не заигрывать с ним и в то же время уметь кое-что прощать, «не заметить».

infourok.ru

ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ к психол н

ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ к. психол. н. Мельникова Ю. А.

ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА Подростки не способны полностью понимать сложные понятия или связи между поведением и его последствиями или то, в какой мере они контролируют или могут контролировать процесс принятия решений в отношении здоровья. Многие подростки практикуют такие формы поведения, которые подвергают опасности их здоровье не только в данный момент, но зачастую и в дальнейшие годы.

ФАКТОРЫ РИСКА. 1. Уровень информированности 2. Личностно-психологические факторы 3. Семейные факторы 4. Социокультурные факторы

ПРОФИЛАКТИКА ПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ. крепкие семейные узы, вовлеченность подростка в жизнь семьи, внимание к жизни и интересам подростка со стороны родителей; успешный опыт учебы и общения в школе; успешная социализация среди сверстников; хорошо развитые жизненные навыки; информированность о последствиях потребления психоактивных веществ.

умению разрешать жизненные проблемы, искать и находить поддержку, эффективно общаться, мыслить, решать повседневные жизненные задачи и действовать в экстремальных ситуациях

РЕСУРСЫ умение понимать социальную ситуацию, прогнозировать собственное поведение и поведение окружающих в ней, нести ответственность за свое поведение и жизнь в целом, сформированная в соответствие с возрастом позитивная самооценка, умение понимать и эмоционально сопереживать ближнему при сохранении четкого понимания, что у каждого – свой путь и свой выбор и каждый человек индивидуален и не похож на других.

ПРИМЕРЫ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ «Марионетка» (30 мин. ) «Сюрприз» (25 мин. ) Эмоции (20 мин. ) Ролевая игра «Предотвращение употребления наркотиков» (45 мин. ) «Семья» (45 мин. ) «Зависимость от наркотиков» «Высказывания» (60 мин. ) «Мифы» (30 мин. ) «Провокационные тезисы»

«Ассоциации» (вариант 1) (15 мин. ) «Что такое зависимость» (20 мин. ) «Отказ» (40 мин. ) История про Машу 1 (к теме «Наркозависимость» ) «Социум» (20 мин. ). Молодой человек (девушка) приходит в компанию, где ему(ей) друзья предлагают попробовать наркотик. Ролевая игра «Предотвращение употребления наркотиков» (45 мин)

Обсуждение историй (45 мин. ) «Шприц» (30 мин. )

«Как психоактивные вещества влияют на отношения в паре? » Продолжительность: 30 минут Цель сессии: Мотивировать участников на осознанный отказ от экспериментов с наркотиками Результаты: К концу сессии участники: получат информацию о механизмах формирования зависимости и влиянии зависимости на жизнь человека, отношения в паре. актуализируют негативные последствия экспериментов с наркотиками. Методы проведения сессии: групповая

УПРАЖНЕНИЕ «ГОРА ЖИЗНИ» Ведущему обязательно нужно знать концепцию аддиктивного поведения – это поможет ему отвечать на вопросы участников группы.

ТЕМЫ ДЛЯ «МОЗГОВОГО ШТУРМА» «Почему люди употребляют наркотики» Причины употребления и последствия употребления наркотиков (20 мин. ) «Плюсы» и «минусы» отказа от предложения попробовать наркотики (20 мин. ) «Что можно сделать, для того чтобы человек изменил свое поведение на более безопасное? » (40 мин. ) «Чем подросток отличается от ребенка и взрослого? » (25 мин. ) «Роль семьи в формировании зависимости» (40 мин. )

present5.com