Конспект по технологии "Профессия и специальность : происхождение и сущность ." ( 9 класс). Профессия и специальность происхождение и сущность


происхождение и сущность ." ( 9 класс)

Тема : Профессия и специальность : происхождение и сущность (Технология , 9 класс )

Цель : Изучить происхождение профессии . Познакомиться с современными формами труда . Понять в чем сущность понятий «профессия», «специальность», «квалификация», «должность» .

Задачи урока: Познакомить обучающихся с основными понятиями по теме .

Развивать способность к анализу, синтезу, классификации и обобщению.

Формировать устойчивый интерес к получению знаний, необходимых для успешного профессионального самоопределения.

Оборудование : Презентация , ММУ , иллюстрации .

Ход урока

“Начало – более чем половина всего”. Аристотель.

“Время и случай ничего не могут сделать для тех,

кто ничего не делает для себя самого”. Дж. Каннинг.

1.Организационный момент .

2.Целенполагание и мотивация .

Чем ближе окончание школьного обучения, тем чаще вам придется задумываться над тем, кем быть, какую профессию выбрать. “Кем вы работаете?” - это чуть ли не первый вопрос, возникающий у людей при знакомстве. Даже маленькие дети интересуются: “А кто твои папа и мама?”. Ведь профессиональная принадлежность - одна из значимых характеристик любого человека. Работа и все, что с ней связано, занимают половину нашей жизни.

Выбор профессии - твой первый шаг к самостоятельной жизни, от которого зависит, как сложится твоя дальнейшая судьба. Сделать этот выбор очень нелегко, необходимо быть внутренне готовым и уверенным в том, что шаг делается в нужном направлении. А поэтому к профессиональному выбору нужно относиться серьезно и ответственно. Для того, чтобы не совершить ошибку в предстоящем вам выборе, необходимо научиться разбираться в особенностях профессиональной деятельности и специфике профессий.

9Формулировка темы, цели и задач урока осуществляется педагогом совместно с обучающимися.)

3.Изучение нового материала.

- Чем объяснить, что в обществе имеются десятки тысяч профессий? Откуда они взялись?

В глубокой древности никаких профессий не существовало и не возникало проблемы выбора. Первобытному человеку, чтобы выжить, нужно было самому все делать: добывать пищу, огонь, изготовлять одежду, строить жилище, защищаться от опасностей. По мере развития общества и человека происходило постепенное разделение труда.

Одни люди стали заниматься преимущественно земледелием, другие – скотоводством. Скотоводы и земледельцы не могли обойтись друг без друга, ведь у них было в избытке продукты скотоводства, но не было продуктов земледелия, у других наоборот. В результате возник обмен продуктами труда. Дальнейшее разделение труда привело к появлению различных ремесел, на основе которых возникла в дальнейшем промышленность.

Постоянно обмен разнообразными продуктами становился более сложным. Объем его увеличился настолько, что произошло дальнейшее общественное разделение труда – качественная дифференциация трудовой деятельности, приводящая к выделению различных её видов ; выделились специалисты по обмену (торговцы, купцы, коробейники).

История происхождения профессий

Этапы развития общества и производства Способы разделения труда

infourok.ru

происхождение и сущность ." ( 9 класс) страница 3

Например: врач – хирург, терапевт, офтальмолог, отоларинголог и др.

Это необходимая для общества ограниченная область приложения физических и духовных сил человека.

Специализация - это узко дифференцированная область трудовых функций, определяющая форму разделения труда и ее рациональную организацию.

Например: профессия - врач, специальность - хирург, специализация - нейрохирург, кардиохирург, хирург-стоматолог и т.д.;профессия - машинист, специальность - машинист-крановщик, специализация - машинист мостовых кранов, машинист автомобильных кранов, машинист кранов- трубоукладчиков и т.д.

Квалификация – это уровень профессионального мастерства работника, позволяющий ему выполнять трудовые функции определенной степени сложности в определенном профессиональном труде ; выраженный в официально зафиксированных разрядах, классах, званиях,категориях.

Должность- служебное положение работника, определяющее его права и обязанности ; фиксирует принадлежность к той или иной управленческой цепочке.

Например: должность “главный врач” имеет смысл лишь в цепочке, где наряду с ней есть участковый врач, палатный врач; наличие подчиненных задает дополнительные права и ответственность, определяет границы власти и компетентности.

Физкультминутка

4.Закрепления нового материала

Задание № 1.

Из приведенных слов выберите те, которые обозначают профессии:

Водитель автобуса, врач, заведующая магазином, детский стоматолог, начальник строительного участка шахты, бригадир, продавец, секретарь, редактор, экономист.

Практическое задание №2: Соотнесение понятий и категорий.

1). Обучающимся предлагается самостоятельно определить профессии, специальности, специализации, должности из предложенного преподавателем списка.

Учитель диктует слова вразбивку, обучающиеся самостоятельно их классифицируют и записывают в 4 столбика. После выполнения задания может проводиться анализ правильности выполнения работы. Спорные моменты выносятся на обсуждение.

Специальности

Специализации

Должности

врач

преподаватель

медсестра

агроном

бухгалтер

педиатр

учитель начальных классов

автослесарь

продавец непродовольственных товаров

инженер-конструктор

семейный доктор

слесарь по ремонту радиоаппаратуры

продавец бакалейного отдела

главврач

вахтер

директор фирмы

сторож

завуч

дворник

2). Распределите приведенные в предыдущей таблице слова по отношению к преобладанию в них умственного или физического труда.

Преобладает физический труд

Работы сдаются педагогу, оценки объявляются на следующем уроке.

5. Подведения итогов .Выставление оценок .

Что нового узнали на сегодняшнем уроке?

Что понравилось, какую пользу извлекли из полученных знаний?

Что вызвало затруднения и над чем еще нужно поработать?

6. Домашнее задание

infourok.ru

2.3. Возникновение инженерии как профессии и основные исторические этапы развития инженерной деятельности

Проблема возникновения и становления инженерии как профессии является довольно сложной, существуют несколько точек зрения на время появления профессии «инженер». Одни исследователи говорят уже об инженерах Древнего мира и называют в качестве первого из них Архимеда, другие – считают, что правомерно говорить об инженерной профессии лишь с эпохи Возрождения (ХIV – ХVI вв.), третьи – полагают, что об этом можно говорить только с ХVII или ХVIII вв.

Заметим, что современный человек склонен реконструировать и модернизировать явления прошлого, оценивая их мерками сегодняшнего дня.

Для того чтобы разобраться в данной сложной проблеме, необходимо сказать о том, что понимается под профессией вообще и, следовательно, какие признаки следует отыскать в истории, чтобы уверенно заявить – с этого времени конкретное занятие получило статус профессии.

В Большой Советской Энциклопедии читаем: «Профессия (лат. professio - официально указанное занятие, специальность, от profiteer – объявляю своим делом), род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом спец. теоретич. знаний и практич. навыков, приобретенных в результате спец. подготовки, опыта работы. Профессиональная деятельность обычно является источником дохода» [13,с.155].

Как видим, здесь у профессии выделяются такие признаки, как определенный род трудовой деятельности (занятий) человека, необходимые для этого знания, навыки и опыт работы, источник дохода от этого рода занятий.

О.В.Крыштановская, специально изучающая проблемы становления и развития профессиональной группы инженеров, справедливо пишет о том, что становление и развитие профессии можно было бы представить в виде следующих сменяющих друг друга этапов: а) выделение определённой совокупности трудовых функций и её закрепление за группой людей; б) обособление, включение в товарные отношения; в) социализация группы, приобретение ею особых черт социального облика и специфических общественных интересов; социально-классовая идентификация [42,с. 16-17].

Для возникновения той или иной профессии требуются ещё её институциализация, общественное признание и особая организация. Институциализация профессии заключается в организации совместной деятельности совокупности лиц, учреждений, материальных средств, обеспечивающей определенную общественную потребность посредством функционирования системы взаимосогласованных норм, ценностей и стандартов поведения.

Таким образом, говорить о возникновении профессии можно лишь в том случае, когда она становится общественной потребностью, результатом общественного разделения труда, функцией инженерных кадров, деятельность которых институционально закреплена и обеспечивается соответствующей образовательной подготовкой и воспроизводством этих кадров.

В.Г.Горохов резонно замечает: «Инженерная деятельность возникает, когда изготовление орудий уже не может основываться только на традиции, ловкости рук, смекалке. А требует ориентации на науку, целенаправленное использование для этого научных знаний и методов» [22,с.8].

По-видимому, инженерная профессия начала формироваться всё же в эпоху Возрождения. Первые инженеры формировались из среды учёных, обратившихся к технике, или ремесленников – самоучек, приобщившихся к науке. Первые инженеры – это одновременно художники, архитекторы, консультанты, инженеры по фортификационным системам, артиллерии и гражданскому строительству, алхимики и врачи, математики и изобретатели.

В эпоху Возрождения появляется и первая техническая литература нового типа: энциклопедии технического знания, трактаты и инженерно-художественные размышления. Кроме того, меняется отношение к изобретательству, повышается социальный статус технического специалиста, архитектора.

Завершающий этап становления инженерной профессии связан с эпохой машинного производства и постоянного использования в нём научных знаний.

ХVII, ХVIII века характеризуются «цепной реакцией» технических и инженерных изобретений. Д.Папен изобрёл паровой котёл, предложил конструкцию центробежного насоса, изобрёл несколько машин для подъёма воды, сконструировал печь для плавки стекла и т.д. Р.А.Реомюр изобрёл спиртовой термометр, А.Г.Белл создал телеграф и телефон, Р.Дизель изобрёл двигатель внутреннего сгорания, Н.И.Кибальчич впервые предложил создать совершенно новый ракетодинамический аппарат, прообраз современных пилотируемых ракет, предложил управлять ракетой путём изменения наклона двигателя, разработал систему устойчивости аппарата, И.П.Кулибин разработал несколько проектов 300-метрового арочного моста через Неву с деревянными решётчатыми фермами, построил и испытал большую модель такого моста, впервые в практике мостостроения показав возможность моделирования мостовых конструкций, изобрёл фонарь-прожектор, речное «машинное» судно с вододействующим двигателем и др., И.И.Ползунов изобрёл паровой котёл и др. Этот перечень можно продолжать и продолжать.

Большое значение для инженерного дела имело образование в 1660 г. в Лондоне Королевского научного общества, а в 1666 г. Французской академии наук, а также возникновение школ прикладных наук, получивших наибольшее распространение во Франции. В этих условиях появились инженеры-профессионалы, имеющие формальные удостоверения своей компетентности и стремящиеся защищать свои профессиональные права и привилегии.

В 1771 году в Англии возникла профессиональная инженерная ассоциация, где инженеры получили возможность обмениваться научно-технической информацией. В 1818 году молодые специалисты образовали свой институт гражданских инженеров, где они могли уже не только обмениваться информацией, но и получать необходимую помощь в приобретении инженерных знаний, что способствовало повышению их профессионального уровня.

В ХVIII – ХIХ вв. в Европе и Америке возникают инженерные сообщества, ассоциации со своей иерархической структурой, в которую входят студенты (те, кто намеревается добиваться знания и полного членства в обществе), бакалавры (те, кто сдал экзамен данного института, но не имеет ещё достаточного практического опыта), член ассоциации с правом полного голоса (отработавший положенное число лет), полноправный член ассоциации (обладающий большим опытом, авторитетом и установившейся репутацией).

Профессиональные сообщества инженеров выполняют следующие основные функции:

1) исследовательскую – поощряют научно-технические исследования и инженерные разработки;

2) образовательную – стимулируют исследования интересующей их проблематики в школах и вузах, составляют программы курсов, имеют представительство в руководстве университетов или институтов и т.п.;

3) квалификационную – присваивают звание инженера практикам, выдают «квалификационные листы» прошедшим курс обучения и сдавшим экзамены данной ассоциации [42, с.51-52].

В ХVIII в. были созданы первые учебные заведения для подготовки инженеров в Дании, Франции, Германии, Австрии и др. В России при Петре I были основаны: Пушкарская школа (1699 г.), школа математико-навигационных наук (1701 г.).

Инженеры имели высокий социальный статус, обладали развитым профессиональным самосознанием, хорошо понимали свое место и роль в обществе, в развитии материально производства и обеспечении научно-технического прогресса, привлекательными выглядели и характер их труда, и высокий заработок.

Таким образом, строго говоря, инженерная профессия окончательно сформировалась в ХVIII – ХIХ веках. А поэтому предшествующий этому времени период правомерно и точнее характеризовать как предынженерный, эмпирический и доинституциональный период в становлении инженерного дела.

С развитием инженерной профессии связано возникновение концепций техницизма и технократизма, а также механистической картины мира.

Большинство исследователей инженерии полагают, что в развитии инженерной деятельности и проектировании существуют три основных этапа:

1) классическая инженерная деятельность;

2) системотехническая деятельность;

3) социотехническое, гуманитарное проектирование.

Классическая инженерная деятельность включает в себя изобретательство, конструирование и организацию изготовления (производство) технических средств, а также инженерное исследование и проектирование.

Считается, что проектирование как особый вид инженерной деятельности сформировался в начале ХХ столетия, оно было связано первоначально с деятельностью чертежников, необходимостью точного графического изображения замысла инженера для его передачи исполнителям на производство. Однако постепенно эта деятельность связывается с научно-техническими расчётами, чертежами основных параметров будущего технического устройства, его предварительным исследованием.

В инженерном проектировании следует различать «внутреннее» и «внешнее» проектирование. Первое связано с созданием рабочих чертежей (технического и рабочего проектов), которые служат основными документами для изготовления технической системы на производстве; второе – направлено на разработку общей идеи системы, её исследование с помощью теоретических средств, разработанных в соответствующей технической науке.

Проектирование следует отличать от конструирования. Для проектировочной деятельности исходным является социальный заказ, т.е. потребность в создании определенных объектов, вызванная либо «разрывами» в практике их изготовления, либо конкуренцией, либо потребностями развивающейся социальной практики (например, необходимостью упорядоточения движения транспорта в связи с ростом городов) и т.п. Продукт проектировочной деятельности в отличие от конструкторской выражается в особой знаковой форме – в виде текстов, таблиц, чертежей, графиков, расчётов, моделей в памяти ЭВМ и т.д. Результат конструкторской деятельности должен быть обязательно материализован в виде опытного образца, с помощью которого уточняются расчёты, приводимые в проекте, и конструктивно-технические характеристики проектируемой технической системы.

Системотехническая деятельность. Во второй половине ХХ века изменяется не только объект инженерной деятельности (вместо отдельного технического устройства, механизма, машины и т.п. объектом исследования и проектирования становится сложная человеко-машинная система), но изменяется и сама инженерная деятельность, которая стала весьма сложной, требующей организации и управления. Другими словами, наряду с прогрессирующей дифференциацией инженерной деятельности по различным её отраслям и видам, нарастает процесс её интеграции. А для осуществления такой интеграции требуются особые специалисты – инженеры – системотехники.

Системное проектирование включает в себя три основных этапа:

1) этап разработки системы;

2) описание последовательности фаз и операций системотехнической деятельности;

3) этап разработки системы.

В системотехнической деятельности можно выделить такие фазы, как изучение осуществимости, предварительное проектирование, детальное проектирование, а также такие операции, как подготовка технического задания, изготовление, внедрение, эксплуатация и оценка технического устройства.

Социотехническое проектирование. Его цель и задача – не просто создание технического устройства, механизма, машин и т.п., а обеспечение их нормального функционирования в обществе. Здесь главное внимание должно уделяться не машинам, компьютерам, а человеку и его деятельности, её социальным и психологическим аспектам, новой технике и технологии, что предполагает определенную гуманитарную диагностику и экспертизу. Так, например, дизайн, будучи комплексной междисциплинарной проектно-художественной деятельностью, интегрирует в себе элементы естественно-научных, технических и социально-гуманитарных знаний, инженерного проектирования, конструирования и художественно-эстетического мышления. Главная цель дизайна – создание предметного мира, гуманистически и эстетически оцениваемого как «человеческий», «соразмерный», «гармоничный» и «целостный»; здесь дизайнер выполняет сразу несколько профессиональных функций:

1) выступает как исследователь, действует в соответствии с нормами научно-технической деятельности;

2) выполняет функцию инженера-проектировщика и методиста, рассматривает продукт своей деятельности как проект;

3) является художником, который наследует и эстетически преобразует достижения предшествующей художественной культуры с целью создания нового произведения искусства.

Эта многоликость ролей дизайнера фактически стирает грани между исследованием и проектированием, получением знаний и их использованием.

Из приведённого примера видно, что социотехническое проектирование существенно отличается не только от традиционной инженерной, но и системотехнической деятельности.

Социотехническая установка социального проектирования оказывает заметное влияние на все виды инженерной деятельности, ведет к признанию необходимости социальной, гуманистической, эстетической оценки техники, что существенно повышает меру социальной ответственности инженера за результаты своего труда и их последствия.

studfiles.net

333-2010(2-е).PM6

%PDF-1.4 % 1489 0 obj > endobj 1488 0 obj >stream application/pdf

  • Владислав
  • <li xml:lang="x-default">333-2010(2-е).PM6</li> 2010-08-12T10:45:54+04:00PageMaker 6.02010-08-12T10:45:54+04:00Acrobat Distiller 9.0.0 (Windows)uuid:43436749-5e6c-48ed-b6f5-bb6ad1929590uuid:60c05a1a-29b6-41f3-8643-980cc09cbda1 endstream endobj 1486 0 obj > endobj 334 0 obj > endobj 54 0 obj > endobj 366 0 obj > endobj 678 0 obj > endobj 990 0 obj > endobj 1302 0 obj > endobj 1271 0 obj > endobj 1303 0 obj > endobj 1334 0 obj > endobj 1365 0 obj > endobj 1396 0 obj > endobj 1393 0 obj > endobj 1397 0 obj > endobj 1400 0 obj > endobj 1403 0 obj > endobj 1406 0 obj > endobj 1407 0 obj >stream [email protected]}ED8ʇ(8wfwcE7oh#x4\p

    jigschool1.ru

    Сущность и специфика научной профессии.

    Учеными люди не рождаются, а становятся. Безусловно, для этого важно обладать определенными способностями и задатками. Как говорит современная генетика, многие из них являются врожденными. Тем не менее, помимо способностей любому одаренному человек необходимо изучить ту область знания, в которой он намерен делать открытия. А это значит, приобщиться к тому, что было сделано его предшественниками. В свое время Ньютон говорил, что все его научные результаты были получены благодаря тому, что он стоял на плечах гигантов - своих предшественников. В этих словах не только констатируется то обстоятельство, что достижения предшественников являются той основой, вне которой невозможно получение нового знания; Ньютон вместе с тем высказывает и определенное моральное суждение, говоря о долге уважения по отношению к ним.

    В то же время и научный результат, к получению которого стремится исследователь, всегда так или иначе адресован другим людям. В первую очередь это – его коллеги, которые  будут знакомиться с научной статьей, излагающей этот результат – сначала в качестве рецензентов научного журнала, т.е. тех, кто оценивает статью как достойную быть опубликованной, затем читатели журнала, которые будут подвергать ее критическим проверкам и использовать как одно из оснований для дальнейших исследований.

    Если же полученный результат обладает особой значимостью, круг его пользователей будет намного шире. Это могут быть те студенты, которые будут его осваивать, готовясь к самостоятельной научной деятельности. Это могут быть инженеры, которые будут искать его технологические приложения. Это, наконец, может быть широкая публика, коль скоро новое знание касается вещей, важных  для понимания человеком самого себя и для ориентации в окружающем мире.

    Итак, получаемый в ходе исследования научный результат всегда должен быть выражен, изложен, сформулирован таким образом, чтобы он мог быть воспринят, понят, усвоен другими. Собственно говоря, каждый такой результат оформляется в виде некоторого утверждения, высказывания, которое строится при помощи языка – специализированного, профессионального языка, характерного для данной области знания, либо иногда – обыденного, общеупотребительного языка. Но это как раз и свидетельствует о его адресованности другому – слушателю либо читателю.

    Ориентированность научного результата на то, чтобы он смог быть воспринят другими, выступает в качестве  необходимой предпосылки той деятельности, которой занимается ученый. Поэтому, нисколько не ставя под сомнение тот факт, что научные достижения всегда имеют вполне конкретных авторов, мы можем сказать, что в них аккумулируются усилия многих предшественников и современников и что со всей полнотой их смысл раскрывается в том, что впоследствии, опираясь на них, делают другие.

    Научная деятельность – в том числе и в тех ее формах, которые связаны с получением фундаментальных знаний – с неизбежностью включает в себя то, что касается социальных взаимодействий и взаимоотношений. И это обстоятельство позволяет сделать принципиальный вывод  - научная деятельность вполне может быть объектом моральных суждений и оценок.

    Можно, впрочем, не ограничиваться этим утверждением, а пойти дальше и говорить о том, что этическая составляющая не только допустима и возможна, - она, более того, представляет необходимое условие научной деятельности. Для того, чтобы обосновать это положение, необходимо отметить, то обстоятельство, что взаимоотношения в научном сообществе во многом строятся на доверии между его членами.

    Доверие – а это понятие, подчеркнем, принадлежит словарю этики – играет ключевую роль в научной деятельности, в организации и жизни научного сообщества, а следовательно, наук, будучи не только познавательной деятельностью, но и системой упорядоченных взаимоотношений и взаимодействий между людьми, т.е. социальным институтом, опирается, помимо всего прочего, и на некоторые моральные основания. Каждый член научного сообщества несет ответственность – перед своими коллегами, пред своей областью научного знания, наконец, перед наукой в целом прежде всего за достоверность, за качество тех результатов, которые он предлагает на суд научного сообщества. Эту ответственность принято называть профессиональной ответственностью (иногда говорят о когнитивной ответственности) ученого; изучением ее занимается внутренняя этика науки.  Наряду с ней существует и внешняя этика науки. Областью ее интересов являются взаимоотношения между наукой и обществом, а ключевой проблемой – проблема социальной ответственности как отдельного ученного, так и науки в целом.

    Помимо участия в проведении исследований современному ученому приходится выполнять много других ролей, каждая из которых требует соблюдения специфических этических норм. Предполагается, что при их осуществлении ученый должен опираться на ценности науки и руководствоваться интересами научного сообщества.

    Так, после того как исследование (или его отдельный этап) завершено, результат должен быть  представлен – в качестве статьи или доклада – коллегам, специализирующимся в той же области  знаний. Изложение результатов проведенного исследования – одна из ролей, в которых приходится выступать ученому; при этом исследователь становится автором.

    Непреложное требование к научной публикации – то, что в ней обязательно должны быть ссылки на те работы предшественников, в которых была поставлена решаемая в данном исследовании проблема, предложены используемые в нем методы т.п. Публикация результатов исследования представляет собой своего рода заявку, утверждающую приоритет авторов на открытие, излагаемое в статье или докладе. Вместе с тем исследователь, публикуя полученные им результаты, делает их достоянием научного сообщества научного сообщества. Тем самым он, помимо всего прочего, в буквальном смысле выносит их на суд критики, открывая своим коллегам возможности для опровержения того, что ему удалось достичь.

    Экспертиза (рецензирование) того, что делается коллегами – еще одна роль, выполняемая ученым и имеющая особое значение для самоорганизации научного сообщества. Такие экспертные оценки – один из основных механизмов, посредством которых сообщество определяет приоритеты развития  соответствующей отрасли научного познания. Очевидно, на плечи тех, кто выступает в качестве рецензентов-экспертов, ложится бремя морально ответственности за будущее своей области знания.

    Следующая роль, в которой приходится выступать ученому – это роль преподавателя. С точки зрения интересов и потребностей науки преподавательская деятельность есть не что иное, как участие в подготовке нового пополнения тех, кто впоследствии сам будет профессионально заниматься научной деятельностью.

    Необходимо особо подчеркнуть, что процесс преподавания отнюдь не сводится к передаче студенту или аспиранту какого-то объема знаний и умений. Наряду с этим в ходе длительных непосредственных контактов студенты (аспиранты) усваивают и то, что принято обозначить такими не поддающимися строгому определению терминами, как дух науки, традиции науки и т. п .Прежде всего сюда относятся те специфические ценности и моральные нормы, которые характерны как для науки в целом, так и для данной области знания. И если знания учащийся может, вообще говоря, почерпнуть из учебной и справочной литературы, то в этой роли носителя и выразителя традиций и ценностей науки никто и ничто не может заменить ученого-преподавателя (здесь вполне уместным будет и звучащее сегодня несколько старомодно слово «учитель»). Именно на нем лежит моральная ответственность за их сохранение и воспроизводство в последующих поколениях.

    Еще одна роль, в которой все чаще приходится выступать ученому - это роль консультанта, к которому обращаются при подготовке ответственных решений, когда требуется дать прогноз и оценку возможных последствий того или иного курса действий. Такого рода деятельность принято называть экспертизой, например, экологической, гуманитарной и т.п. Отметим, что ее появление и широкое распространение – свидетельство очень высокого общественного авторитета науки в современном мире.

     Роль популяризатора научных знаний и достижений. Подобно предыдущей, эта роль связана  с активностью ученого за пределами научного сообщества. Деятельность ученого  на этом поприще сопряжена с множеством проблем морального характера. То, что он может восприниматься аудиторией, состоящей из неспециалистов, как оракул, который призван изрекать неопровержимые истины, -лишь одна из них. И поскольку таковы ожидания аудитории, от него могут потребоваться специальные усилия для их нейтрализации. Эффект этих усилий, однако, может оказаться чрезмерным, так что аудитория будет попросту разочарована недостаточной определенностью информации, которая излагается от лица науки.

    Ученые нередко с чрезвычайной неохотой относятся к выполнению этой функции. Действительно, она требует специфических способностей, развитием которых, заметим, не занимается существующая система подготовки научных кадров. Отметим также, что ученому,  выступающему в роли  популяризатора науки, приходится взаимодействовать не только с аудиторией, но и с посредниками-журналистами, которые далеко не всегда бывают настроены доброжелательно. В целом взаимодействие ученых с представителями СМИ-это отдельная и притом весьма болезненная тема. Один из главных камней преткновения во взаимоотношениях между ними - это то, что ученый обычно стремится, как можно точнее выразить свою мысль, сопровождая каждый тезис уточнениями и оговорками, тогда как с точки зрения журналиста главное – доходчивость и, более того, сенсационность и даже скандальность сообщаемой информации. И для достижения такого эффекта журналист зачастую легко жертвует точностью и достоверностью. В результате же бывает так, что ученого охватывает ужас, когда он видит то, в каком виде изложил его соображения журналист.

    И все же деятельность ученых, направленная на ознакомление широкой общественности с тем, чем они занимаются в лабораториях, становятся сегодня все более и более важной и необходимой. Дело в том, что возможность получения ресурсов, необходимых для развития науки во многом определяется уровнем доверия общества к науке. В свою очередь, и та информация о результатах и перспективах исследований, которую сообщают ученые, привлекает все более широкое внимание, особенно в тех случаях, когда исследования касаются  вопросов здоровья и безопасности людей.

    ifilosofia.ru

    Возникновение и развитие педагогической профессии.(1 Вопрос)

    1. возникновение пед. профессии.

    2. соц. функции образования и школы.

    3. основные виды пед деятельности. Своеобразие пед деят-ти.

    4. гуманистическая природа пед деят-ти.

    1.(Вопрос 1)

    Профессия педагога считается вечной, т.к. с момента своего возникновения чел-к испытывал потребность учить и учиться, т.е. передавать социально значимые знания и умения от старшего поколения к младшему. Пед деят-ть возникает приблизительно 35 – 40 тыс. лет назад параллельно с выделением семьи как ячейки общества. Первыми «воспитателями» были наиболее дряхлые старые, раненные члены племени, которые не могли участвовать в процессе добывания пищи. В последствие передачей трудовых навыков начинают заниматься люди наиболее умелые рассказывать, показывать, объяснять. Педагогика как наука говорит о выделении воспитания как вида деят-ти с момента, когда образованием молодежи начинают занимать спец. люди, наиболее умелые в процессах рассказа, объяснения и т.д., которые не участвуют в других видах деят-ти, т.е. воспитание становится их основной обязанностью. Воспитание у древних людей связано с передачей трудовых навыков, оно носит общественный характер. С возникновением классового разделения появляются различия в воспитании бедных и богатых. Традиционно различается воспитание мальчиков и девочек. Само слово «воспитание» происходит от слова «питать, подпитывать», т.е. формировать личность постепенно. Само слово «педагогика» происходит: «пайд» - дитя, «логос» - веду, т.е. детоводство или детяводство. Самое раннее название человека, который занимался воспитанием в Спарте – педаномы. В Др. Риме педагогами называли рабов, которые сопровождали детей на занятия, в гимнастические залы и др. современное понятие педагогики формируется на рубеже XVII-XVIIIв.в.

    Русское слово «учитель» первоначально связано с ремеслом. Учитель учил подмастерьев. Самые первые школы как учреждения для обучения возникли в Междуречье (р. Евфрат и р. Тигра) в шумерском гос-ве. Эти школы назывались эддубы или «дома табличек». Эти школы имели строго иерархическое строение. Во главе школы стоял отец школы, чуть ниже его – держатель хлыста (поддержание дисциплины). В такой школе могли обучаться до 3-х групп учеников. Обучение ведут 3-5 учителей и до 10 помощников учителя. В шумерском гос-ве существовала клинопись. Помощники учителя делали глиняные таблички для обучения. В школах учились не только читать и писать, но и изучали ботанику, астрономию, геометрию, а также сборники математических задач с ответами, делали книги, связывая несколько глиняных табличек. В начале дня – устный урок, затем письменный урок, потом перерыв и еще раз устный и письменный уроки. Если опоздал, то держатель хлыста долго и больно бил.

    Еще один пример раннего обучения – древнеиндийская модель индивидуального обучения у мудреца гуру. Такую форму обучения позволяли себе достаточно обеспеченные люди. На 7 году ребенка отдавали гуру, которые жили в монастыре или отшельниками. Ребенок отдавался на 12, 24, 36, 48 лет или до смерти гуру. Основная задача ребенка - повторить собою учителя. У гуру могло быть до 12 учеников. Когда ученик считал возможным высказать свое мнение и гуру давал ему слово, то его обучение считалось законченным. Иная система образования в Китае. Индивидуальная система обучения. Учитель, передавая знания ребенку, старается сформировать у ребенка личную позицию, а не учителя. Китайский ученик не имеет авторитета, у него безграничный простор самосовершенствования. Главное – создание возможности для максимального саморазвития личности. Древнекит. и древнеинд. обучение объединяет то, что процесс обучения основывается на логическом мышлении (рассуждении). Часто информация предоставляется в словесной форме и требуется просто повторить ее (это свойственно для всех ранних школ).

    На Руси основной задачей воспитания является передача проф. умений до XVIIIв. – учеба ради того, чтобы качественно делать, хотя идеал образованности привлекателен, и в произведениях устного народного творчества образованный человек считается хорошим. Ранние формы обучения дает нам прообраз и современного экзамена. Своими корнями он уходит в древний обряд инициации – посвящение во взрослых. В Др. Китае перед выпуском – спор с мудрецом, в Спарте – поймать 7 рабов, у древних людей - убить косулю.

    В конце XVIвека впервые в общеевропейской капитулярии наук (1548г.) появляется слово «педагогика». Теоретическое обоснование педагогики как науки связано с жизнью и деятельностью Яна Амоса Коменского. Он написал первый пед. труд «Великая дидактика», в которой и характеризует новую науку – педагогику, ее цели, принципы и содержание. Коменский пишет: «профессия педагога почетна как никакая другая под солнцем…»

    2.

    Социальными функциями называются те функции школы и образования, которые характеризуют их общегосударственную значимость. Выделяются следующие соц. функции образования:

    1. профессионально-экономическая – школа готовит выпускника с набором свойств и качеств, характерных для уровня развития данного общества;

    2. социально-политическая– характеризует отношение выпускника к политическим процессам данного общества, возможности его вливания в политич. систему гос-ва;

    3. культурная– школа формирует основы культуры конкретной личности. Человек определяется не умением выполнять определенные проф. функции, а его отношением, чувствами, качествами.

    Отличительные особенности педагогической деятельности:

      • гуманистическая направленность деят-ти учителя

      • коллективный характер деят-ти учителя

      • человековедческий характер профессии

      • творческий характер пед. профессии

      Пед. профессия реализует следующие задачи:

          • учитель – посредник между обществом и конкретной личностью

          • учительская профессия – это профессия, устремленная в будущее (работает на завтра). Результат деят-ти учителя отодвинут во времени.

          • Учитель руководит развитием личности. Огромная ответственность за слово или дело.

        studfiles.net

        1. Возникновение и становление педагогической профессии

        Алмазу нужна шлифовка, человеку – образование (япон.).

        Основные вопросы:

        1. Возникновение и становление педагогической профессии.

        2. Понятие «педагогическая профессия»: сущность и содержание.

        В глубокой древности, когда еще не было разделения труда, все члены общины или племени — взрослые и дети — участвовали на равных в добывании пищи, что составляло главный смысл существования в те далекие времена. Передача накопленного предшествующими поколениями опыта детям в дородовой общине была "вплетена" в трудовую деятельность. Дети, с ранних лет включаясь в нее, усваивали знания о способах деятельности (охота, собирательство и др.) и овладевали различными умениями и навыками. И лишь по мере совершенствования орудий труда, что позволяло добывать пищи больше, появилась возможность не привлекать к этому больных и старых членов общины. Им вменялось в обязанность быть хранителями огня и осуществлять присмотр за детьми. Позже, по мере усложнения процессов сознательного изготовления орудий труда, повлекших за собой необходимость специальной передачи трудовых умений и навыков, старейшины рода — самые уважаемые и умудренные опытом —образовали в современном понимании первую социальную группу людей — воспитателей, прямой и единственной обязанностью которых стала передача опыта, забота о духовном росте подрастающего поколения, его нравственности, подготовка к жизни. Так воспитание стало сферой деятельности и сознания человека . Возникновение педагогической профессии поэтому имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, которое оно получило в наследство. Интересна этимология русского слова "воспитатель". Оно происходит от основы слова "питать". Слова "воспитывать" и "вскармливать" не без основания сейчас нередко рассматриваются как синонимы. В современных словарях воспитатель определяется как человек, занимающийся воспитанием кого-либо, принимающий на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека. Слово "учитель", видимо, появилось позже, когда человечество осознало, что знания есть ценность сама по себе и что нужна специальная организация деятельности детей, направленная на приобретение знаний и умений. Такая деятельность получила название обучения. В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в Древней Греции — наиболее умные, талантливые вольнонаемные граждане: педономы, педотрибы, дидаскалы, педагоги. В Древнем Риме от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное, много путешествовавшие и, следовательно, много видевшие, знавшие языки, культуру и обычаи разных народов. В древних китайских хрониках, дошедших до наших дней, упоминается, что еще в XX в. до н. э. в стране существовало министерство, ведавшее делами просвещения народа, назначавшее на должность учителя мудрейших представителей общества. В средние века педагогами обычно были монахи, священники, а в городских школах и университетах ими становились люди, получившие специальное образование.

        В Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя и государя (князя). В "Поучении" Мономаха раскрывается основной свод правил жизни, которым следовал сам государь и которым советовал следовать своим детям: любить свою Родину, заботиться о народе, творить добро близким, не грешить, уклоняться от злых дел, быть милостивым. Он писал: "Что умеете хорошо, то не забывайте, а чего не умеете, этому учитесь... Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а что не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленись ни на что хорошее..."'

        Известно, что в Древней Руси существовали разные институты воспитания:

        - «кормильство»: в возрасте 5-7 лет княжич передавался кормильцу, которого назначали из числа воевод, знатных бояр. Кормилец не только распоряжался от имени малолетнего княжича делами в порученной ему отдельной волости, но и выполнял обязанности наставника-воспитателя. Он осуществлял умственное, нравственное, военное, физическое воспитание княжича, а также привлекал его к государственным делам;

        - «дядьки»: дети воспитывались у брата матери, то есть у родного дяди. В свою очередь отец ребенка принимал на воспитание детей родной сестры. Таким образом, «дядьки» были наставниками племянников;

        - «кумовство»: постепенно «дядьки» как воспитатели племянников в своей семье трансформировались в духовно-нравственных наставников детей, находившихся в семье родителей.

        В Древней Руси учителей называли мастерами, подчеркивая этим уважение к личности наставника подрастающего поколения. Но и мастеров-ремесленников, передававших свой опыт, называли и сейчас, как известно, называют уважительно — Учитель. Позже появились «мастера грамоты» и школы «мастеров грамоты». Мастера грамоты обучали писать и читать детей в семьях, у себя дома, а также при монастырях и церквах. Профессия педагога становится массовой в XVIII-XIX вв. Учителя занимают штатные должности в школах и училищах разных типов. Получает распространение гувернерство как начальное образование с помощью домашних наставников и учителей.

        studfiles.net