1.2. Факторы выбора профессии по е.А. Климову. Профессии по климову


Типология Е.А.Климова

Классификация профессий (по Е.А. Климову)

Профессия – это определённый вид трудовой деятельности. Каждый вид труда человека имеет компоненты: предмет труда, цель труда, средства труда и условия деятельности. Действительно, когда человек работает, его внимание направлено на предмет труда. С этим предметом надо что-то сделать (цель труда). Реализуется эта цель с помощью средств труда. И конечно, для человека важно знать условия, в которых протекает работа. В соответствии с этими четырьмя признаками и строится классификация профессий, удобная для профессионального самоопределения. Ниже речь пойдёт о классификации профессий по предмету труда, предложенной известным психологом, академиком Е.А. Климовым. Итак, согласно этой точке зрения по предмету труда все профессии можно разделить на пять типов.   Типы профессий  1. Предмет труда – природа (животный и растительный мир). К этому типу относятся профессии, связанные с сельским хозяйством, лесной отраслью, природоохранной деятельностью, биотехнологиями, метеорологией, геодезией и т.д. Этот тип профессий называется «человек–природа». Пример: эколог, микробиолог, егерь и др.

2. Предмет труда – техника. К этому типу относятся все профессии, связанные с обслуживанием техники (ремонт, наладка, установка, управление). Сюда же входят и профессии по производству и обработке металлов, их механической сборке и монтажу, а также по сборке и монтажу электрооборудования. В этот же тип включают профессии по обработке и использованию неметаллических изделий, полуфабрикатов, промышленных товаров, а также по переработке продуктов сельского хозяйства. Этот тип профессий называется «человек–техника». Пример: водитель, слесарь, инженер-электрик, строитель, тракторист и др.

3. Предмет труда – человек. К этому типу относятся профессии, направленные на воспитание, обучение, информирование, обслуживание (бытовое, торговое, медицинское) людей. В этих видах деятельности в процессе труда люди взаимодействуют между собой. Этот тип профессий называется «человек–человек». Пример: экскурсовод, учитель, продавец и др.

4. Предмет труда – схемы, знаки, устная и письменная речь, цифры, ноты, формулы, карты, рисунки, дорожные знаки. К этому типу профессий относятся умственные виды деятельности. Например: экономист, корректор, физик, кассир и др. Этот тип профессий называется «человек–знаковая система».

5. Предмет труда – изобразительная, музыкальная, литературно-художественная, актёрская деятельность. Такой тип профессий называется «человек -художественный образ». Пример: дизайнер, декоратор, журналист, вокалист и др.

  

Профессионально важные качества   Профессионально важные качества  – это индивидуальные особенности человека, являющиеся условием успешности овладения профессией. Профессионально важные качества могут быть неспецифическими и специфическими. Неспецифические профессионально важные качества – это качества человека, необходимые для овладения любой профессией. Например, трудолюбие, работоспособность, активность, добросовестное отношение к работе, ответственность. Специфические профессионально важные качества – это такие психологические качества человека, которыми он должен обладать для овладения определённой профессией или типом профессий и которые обеспечат ему успех в этой профессии.   Специфические профессионально важные качества профессий типа «человек–техника»

В работе представителей профессий «человек–техника» бывает необходимо удерживать в уме сложнейшие процессы, происходящие в технических системах, будь то компьютер, современный автомобиль, «начинённый» электроникой, или автоматизированная линия на производстве. Необходимо не только разбираться в том, как работает техническая система, но и представлять себе всё, что в ней происходит, то есть иметь техническое и пространственное мышление. Показателями хорошего уровня развития пространственного мышления могут служить успехи в таких школьных предметах, как геометрия и черчение. Особенность технических объектов, которыми оперируют профессионалы в этой области, в том, что, как правило, они могут быть точно измерены, точно определены по многим признакам. Также они имеют огромную разницу в размерах – от колоссальной паровой турбины до видимого только под микроскопом транзистора. В профессиях этого типа используются разнообразные средства труда – от гигантского экскаватора до тончайшего микро-скальпеля. Значит, профессии типа  «человек–техника» требуют от человека умения концентрировать и переключать внимание, хорошей зрительно-моторной координации, ловкости движений, а в некоторых случаях – физической силы и выносливости.    Специфические профессионально важные качества профессий типа «человек–природа» Представители этого типа профессий смотрят на мир как на систему живой природы, биологических явлений. Они могут удерживать в уме большие объёмы информации относительно обстоятельств, влияющих на жизнь биологических и экологических систем – лесов, водоёмов, парков и т. д. Например, необходимо предсказать, что произойдёт в какой-либо биологической системе, если изменится то или иное условие жизни: сельскохозяйственные животные перейдут на новый вид кормов или через лес со сложившимся в нём подвижным равновесием сил пройдёт новая железнодорожная линия или автотрасса и т. д. Профессионалам, работающим с живой природой, нужно иметь особый вид мышления –естественнонаучное мышление. Развитое естественнонаучное мышление включает в себя, прежде всего, способность учитывать воздействия на биологическую систему сразу нескольких обстоятельств, каждое из которых приводит к различным изменениям и с разной скоростью. Для этого надо уметь видеть в каком-либо ряду явлений закономерность и на основании её продолжать этот ряд.  Кроме того, нужно иметь в виду, что почти всегда достижения в работе приходят медленно, конечный результат далёк, а промежуточные цели отсрочены. Например, биологу-селекционеру необходимы десятилетия, чтобы вывести новый сорт плодовых деревьев. Поэтому профессионально важным качеством является терпение, а также наблюдательность – умение замечать малейшие изменения в живых системах. Наблюдательность тесно связана с внимательностью, сосредоточенностью, созерцательностью, направленной на внешний мир. Кроме того, для профессий, связанных с путешествиями, экспедициями (геолог, инспектор рыбоохраны, океанолог и т. д.), необходимы физическая выносливость, сила, ловкость. И конечно, важно любить всё живое и бережно к нему относиться.    Специфические профессионально важные качества профессий типа «человек–художественный образ» Представители профессий этого типа воспринимают мир, прежде всего, как то, в чём можно найти красоту, как ту область, в которую можно привнести что-то прекрасное. Одни профессионалы этого типа создают художественные ценности, художественные образы, другие их воспроизводят, третьи анализируют, описывают. Очевидно, что для создания художественных образов необходимо развитое творческое мышление. Оно отличается оригинальностью – способностью человека придумать что-то нестандартное, а потому и интересное; гибкостью – умением придумывать разнообразные творческие решения; точностью – способностью предложить то решение, которое сообразно условиям творческой задачи. Для того чтобы замечать прекрасное, видеть гармонию, нужно быть тонко чувствующим человеком, но при этом необходимо иметь и душевную устойчивость, невозмутимость, которая даёт силы не расстраиваться по любому поводу. В профессиях типа «человек–художественный образ» можно выделить творческие (художник, музыкант, архитектор, модельер, писатель и т. д.) и рабочие профессии (маляр, косметолог, портной, фотограф, вышивальщица и т. д.). Содержание деятельности рабочих профессий заключается в воспроизводстве художественного образа с помощью различных средств, орудий труда, поэтому к профессионально важным качествам наряду с образной памятью можно отнести и такие, как координация движений, пространственные представления, ловкость движений. Для профессионалов этого типа сформулированы требования к специальным способностям:

  • для хореографа – к танцевально-музыкальным;

  • для музыканта – к музыкальным;

  • для художника, скульптора, архитектора – к художественным и т. д.

Любому творческому человеку хочется быть «самым-самым» в своём искусстве. При этом легко зазнаться и начать считать себя таковым. В связи с этим важно быть самокритичным, уметь посмотреть со стороны на результаты своего труда.  

Специфические профессионально важные качества профессий типа «человек–знаковая система» Людям, занятым в профессиях «человек–знаковая система», мир, прежде всего, видится со стороны того, насколько он упорядочен и всё в нём изучено, учтено, подсчитано. Представители профессий этого типа хорошо умеют ориентироваться в знаковых системах, условных обозначениях. Поэтому для них важно, например, чувство языка, то есть способность находить общий смысл в тексте и улавливать всё, что не соответствует ему. Очень высоки требования к развитию внимания. Например, необходима хорошая избирательность внимания, чтобы замечать ошибки в тексте. Переключаемость внимания важна, например, для того, чтобы легко переходить от клавиатуры компьютера или наборной машины к дисплею. Представителям профессий этого типа нужна также способность быстро приводить в систему различные данные, которые на первый взгляд кажутся неупорядоченными. Их деятельность определена множеством норм: законами грамматики, правилами языка программирования, нормативными документами (постановлениями, указами и т. д.). Важнейшими качествами для профессий типа «человек–знаковая система» являются усидчивость, аккуратность, точность, пунктуальность.   Специфические профессионально важные качества профессий типа «человек–человек»  Люди, занятые в профессиях типа «человек–человек», видят мир, прежде всего, как систему человеческих отношений. Системы человеческих отношений, с которыми имеют дело профессионалы, очень сложны. Это, например, отношения между школьниками в классе, отношения сторон в судебном разбирательстве, отношения в трудовом коллективе. Представителям таких профессий важно понимать, что каждый человек воспринимает мир по-своему, а многие трудности в отношениях между людьми вызваны неумением людей принять точку зрения другого. Для того чтобы научиться строить отношения между людьми, полезны некоторые навыки. Например, коммуникативные. Они позволяют профессионалам легко вступать в контакт с новыми и очень разными людьми. Необходимо понимать переживания другого человека, уметь откликаться на его чувства. Эта способность называется эмпатией. Представителю любой профессии типа «человек–человек» очень важно быть тактичным. От всех этих способностей, умений и навыков зависит не только успех в профессиональной работе, но и жизни и судьбы людей, с которыми работает профессионал. Поэтому необходимы выдержка, самообладание, организационные умения. Если коммуникативные навыки проявляются в стремлении к общению, сопереживанию, интересе к другим людям, то организаторские умения – в самостоятельном принятии решений, в инициативности, в планировании деятельности. Организованность заключается в способности целенаправленно управлять своей активностью, что проявляется в умении контролировать, рассчитывать свои действия, строго планировать время и средства, доводя начатое дело до завершения. Некоторые профессии трудно отнести к какому-то одному типу. Например, врач-стоматолог. Эту специальность можно отнести и к профессиям типа «человек–человек» и «человек–техника». Значит, чтобы овладеть этой специальностью, у человека должны быть специфические профессионально важные качества, которые важны для двух типов профессий.  Личностные черты людей, говорящие о склонности к тому или иному типу профессий   Для людей, которым подходят профессии типа «человек–природа», характерны следующие черты: - Интерес к познанию мира природы: живым организмам, растениям, животным, птицам, насекомым, микроорганизмам, а также к биологическим, атмосферным, геологическим и космическим процессам и явлениям. - Охотное участие в опытах и наблюдениях на уроках биологии, экологии, астрономии, химии. - Готовность ежедневно выполнять работу по уходу за животными, растениями, терпеть дискомфорт (холод, грязь, неудобства, запахи). - Интерес к исследовательской и аналитической работе, связанной с наблюдениями за животными и растениями, окружающей средой (проведение проб, замеров, экспертизы качества воды, почвы и т. п.). - Умение лучше других выполнять практические и лабораторные работы по биологии, экологии, географии, астрономии, участие в природоохранной деятельности (акциях «зелёных» и др.).    Для людей, склонных к профессиям типа «человек–техника», характерны следующие черты: - Способность к овладению различной техникой (умение разбираться в устройствах механизмов, машин, приборов) и успешное усвоение точных наук (физики, химии, математики). - Интерес к технике, умение охотно и подолгу что-нибудь мастерить, разбирать или чинить (например, ремонт электропроводки, бытовых приборов, радиоаппаратуры). - Способность легко разбираться в технических чертежах и схемах, ориентироваться в объектах по планам. - Умение по чертежам, схемам своими руками создавать реальную модель (например, собрать приёмник, велосипед или авиамодель). - Интерес к технической литературе, стремление к чтению литературы об устройстве и работе машин, механизмов, приборов.

   Для людей, которым подходят профессии типа «человек–человек»,  характерны следующие черты: - Потребность в общении. - Умение устанавливать взаимоотношения с одноклассниками и окружающими людьми, замечать даже небольшие нюансы в настроении собеседников. - Способность свободно выражать свои мысли, без внутренней скованности вступать в общение с новыми людьми. - Способность вызывать интерес и симпатию окружающих людей. - Способность понимать человека, его чувства, мысли, сопереживать ему. - Способность помогать другим людям, выручать их в трудной ситуации, отзывчивость. - Умение владеть собой, не обижать собеседника во время общения. - Умение улаживать разногласия между людьми, находить компромиссные решения, устраивающие ту и другую сторону. - Умение убедить в чём-то важном сверстников и организовать их для выполнения какого-либо дела.  Для людей, склонных к профессиям типа «человек–знаковая система», характерны следующие черты: - Умение работать с числами. - Умение подолгу и охотно что-нибудь подсчитывать, вычислять, чертить, анализировать информацию. - Соблюдение точности при составлении таблиц, чертежей, графиков, схем, карт. - Занятие исследовательской работой (анализ информации и оформление результатов в письменном виде). - Быстрое усвоение иностранных слов, знаков, символов, умение делать переводы с одного языка на другой. - Чтение научно-популярной и другой литературы. - Разгадывание головоломок или решение сложных задач и схем. - Умение точно выполнять мелкие операции, подсчёты, составлять схемы и программы. - Умение упорядоченно накапливать и хранить информацию. - Умение логически мыслить, анализировать и обобщать различную информацию в виде цифр, знаков, текстов. - Умение подробно и ясно излагать свои мысли в письменной форме (написание сочинений, длинных писем, ведение дневника и ежедневника).       Для людей, которым подходят профессии типа «человек–художественный образ», характерны следующие черты: - Осознание своей неповторимости, оригинальности в оценке окружающего мира, людей, событий, вещей. - Способность увидеть, заметить в обычном необычное, представлять, воображать ситуации, картины, новые модели чего-либо (машины, одежды и т. д.). - Готовность с удовольствием и подолгу заниматься любимой работой (рисованием, музыкой, пением, игрой на музыкальном инструменте). - Умение нестандартно мыслить, подход к решению проблемы под неожиданным углом зрения. - Способность лучше других справляться с заданиями на уроках рисования, музыки, литературы, мировой художественной культуры. - Участие в различных кружках творческой самодеятельности (ИЗО, музыки, актёрского мастерства, лепки и т. п.). 

Источник: Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 304 с

studfiles.net

4.ПСИХОЛОГИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ ПО КЛИМОВУ

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Санкт-Петербургский Государственный институт культуры»

Реферат

по предмету «Психология высшей школы»

на тему:

Психология выбора профессии по Е.А. Климову

Выполнила:

студентка группы ФИС/МО221-1/1 (23 162)

Головкина Ю. Ю.

Преподаватель:

профессор, доктор философских наук

Протанская Е.С.

Санкт-Петербург

2015

Ни один выбор в нашей жизни не совершается абсолютно самостоятельно, независимо ни от кого. Мы живем в обществе, а не  в изолированном пространстве. Принимая любое решение, мы советуемся с кем-то, вспоминаем опыт наших близких, знакомых, их поведение в похожей ситуации, анализируем наши возможности, обстоятельства, складывающиеся в нашей жизни. Выбор профессии – не исключение. На него также влияет множество факторов. Главная задача выбирающего при этом – тщательно проанализировать все эти факторы и принять грамотное, самостоятельное решение. Уже упоминаемый нами российский академик Е. А. Климов описал следующие восемь факторов выбора профессии («восьмиугольник Климова»):

Наличие склонностей (интересов). Человек более успешен в той деятельности, которая ему интересна. Поэтому, выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем нравится заниматься, что доставляет удовольствие. Например, если человеку нравится организовывать других людей, занимать лидирующие позиции, скорее всего, ему подойдут профессии, предполагающие умение работать с коллективом (менеджер, педагог, тренер).

Наличие способностей. Одного интереса к какому-либо делу мало, нужно ещё, чтобы оно получалось. А для этого нужны определённые способности. Так, чтобы играть на скрипке, мало любить музыку, нужны ещё и музыкальные способности.

Притязания (предпочтения). На выбор во многом влияют актуальные установки и ценности человека, т.е. то, что для него имеет первостепенное значение в данный период жизни или важно в качестве основной жизненной цели.  В  одном  случае  человек выбирает профессию, в другом – место работы, в третьих – решающее значение имеет место жительства, в четвертых – климатические и погодные условия и т. д. Все эти виды выбора взаимодействуют, вступают в различные, порой конфликтные, отношения. Ситуация любого жизненного выбора предполагает влияние не только нашего мнения, но и различных внешних факторов.

Мнение родителей, семьи. Зачастую близкие люди стремятся принять активное участие в выборе профессии старшеклассником. Например, в семье, где несколько поколений посвятили свою жизнь медицине, естественно желание родителей видеть своего сына или дочь в белом халате. Мнением людей старшего поколения и их опытом не стоит пренебрегать, но, в то же время, это не единственный фактор выбора.

Мнение сверстников. Например, юноша выбрал для себя очень важную и «вечную» профессию – решил стать портным, но стесняется говорить об этом в классе: «немодная» профессия. Вполне возможно, что окружающие не знают об этой профессии всего того, что знает тот, кто выбирает Мнение одноклассников, друзей, товарищей, конечно важно, так как оно отражает степень популярности в современном обществе тех или иных профессий. Но профессиональный выбор – это свободный и личный выбор. Чтобы открыть и развить в себе призвание, важно смело и непредвзято «примеривать» к себе самые разные профессии.

Личный профессиональный план –  это основная карта лабиринта под названием «Профессиональный выбор». Для его успешного прохождения должна быть главная цель, т. е. то, что человек предполагает делать в будущем, каким хочет быть, кем быть, с кем быть, что хочет достигнуть, каковы его идеалы жизни и деятельности на данный момент развития. Для того, чтобы ее достигнуть, необходимо иметь представление о цепочке ближайших действий – «жизненную перспективу» – первая область профессиональной деятельности, которая может мыслиться, впрочем, и как единственная; специальность, работа, возможные профессиональные учебные заведения, желаемые трудовые посты после окончания учебы – как видится в мечтах «рабочий день»; перспективы повышения профессионального мастерства, «роста», построения «карьеры». Изучение справочной литературы, беседы со знающими людьми, самообразование, поступление в определенное профессиональное учебное заведение или – для начала – в специальный кружок и пр. позволят составить представления о путях и средствах достижения ближайших жизненных целей. Не менее важны и представления о внешних условиях достижения намеченных целей, т.е. трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей. Запасные на случай возникновения непреодолимых трудностей в реализации основных вариантов позволят предотвратить неприятные ситуации и избавит от лишних переживаний. Очень важно помнить, что мы живем в вероятностном мире, и надо планировать жизнь с учетом вероятности непредвиденных обстоятельств.

Знания о профессии. Прежде чем сделать выбор типа профессий, надо основательно познакомиться со многими из них. К сожалению, незнание современных профессий чаще всего становится камнем преткновения в проблеме профессионального самоопределения. Лучший путь обзорного ознакомления с профессиями – изучение их специальных описаний – профессиограмм. Профессиограммы знакомят не только с тем, что делает, как, с помощью каких орудий и средств трудится тот или иной рабочий, но и с тем, какие личные качества от него требуются.

Потребности общества имеют обыкновение постоянно изменяться. Поэтому для того, чтобы не выбрать профессию, которая окажется потом неприменимой, необходимо регулярно обновлять свои познания о ситуации на рынке труда, востребованности тех или иных профессий.

Любое важное дело начинается с постановки цели. Грамотно поставленная цель – половина успеха. Грамотно – значит, с учетом своих желаний, предпочтений, а главное – реальных возможностей. Важно установить этапы (шаги, ступени) достижения цели, сроки для каждого этапа, определить те моменты, где вы можете рассчитывать только на себя, и те, где вам может понадобиться помощь и поддержка со стороны других людей.

Алгоритм постановки целей и планирование их достижения в профессиональном самоопределении носит название личный профессиональный план. Он имеет три составные части, которые иногда еще называют тремя «китами выбора профессии». Называются они «ХОЧУ», «МОГУ» и «НАДО».

«ХОЧУ» – это наши интересы и склонности, профессиональные и карьерные предпочтения. С одной стороны, это те профессиональные области, сферы производства, конкретные профессии, занятия, которые нам интересны. С другой – это наши жизненные и профессиональные ценности, то, чего мы хотим получать от своей деятельности. Для кого-то из нас главное, чтобы результаты труда были полезны для окружающих, кому-то важен заработок, кому-то – возможность постоянного карьерного роста.

Для профессионального просвещения молодежи, информационного обеспечения профессионального самоопределения на начальных его этапах Е.А. Климов предлагает более простую классификацию, учитывающую только два ряда признаков: типы профессий и основные уровни необходимого образования. Последнее обстоятельство, быть может, более существенно в ситуации выбора профессии, чем знание о тонкостях познавательной активности профессионалов, соотношениях знаний и практики в их работе, внутренних и внешних средств труда.

Все профессии могут быть отнесены к тем или иным типам в зависимости от предмета труда (с чем имеет дело работник), средств труда (использует ли он машины, или ручные инструменты) и т.п. Учитывая предлагаемую типологию, каждой профессии можно привести в соответствие некий код, или профиль - то есть, к какому типу и по какому критерию она относится. А потом составить для себя "идеальную формулу профессии" предпочитаемые предмет труда, средства. И таким образом понять, какая профессия Вам подходит, а какая нет.

Базовая классификация профессий

Любая профессия по КАЖДОМУ из оснований (строки) может быть отнесена к одному из типов или к нескольким. В строках указаны основания для классификации - и соответствующие им типы профессий.

Предмет труда

Природа

Техника

Человек

Знак

Худо- жественный образ

Условия труда

Бытовые

На Открытом воздухе...

Необычные

C повышенной Моральной ответст- венностью

 

Средства труда

Ручные

Машины

Автоматизи- рованные

Функци- ональные

 

Цели труда

Гностичес- кие

Преобразую- щие

Изыскатель- ские

 

 

1. В зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на пять типов.

В действительности, это - очень грубое деление. Имеет смысл не просто относить профессию к одному из пяти типов (такой способ подходит только для некоторых профессий, четко соответствующих одному из пяти предметов труда. Для каждой профессии психологи определяют, какой предмет труда ближе, с чем преимущественно приходится иметь дело - таких предметов, характеризующих профессию может быть и три. Такая дифференцированная оценка позволяет нам различать и профессии внутри одной группы: по тому, какой из предметов труда назван вторичным для данной профессии.

"Ч Е Л О В Е К - П Р И Р О Д А"

Профессии: семеновод, мастер-животновод, зоотехник, агроном, кинолог, лаборант химико-бактериологического анализа и др.

Среди профессий типа "человек -природа" можно выделить профессии, предмет труда которых: растительные организмы, животные организмы, микроорганизмы.

Это профессии, связанные с сельским хозяйством, пищевой промышленностью, медициной и научными исследованиями (биология, география). Как ни странно, определенный интерес к природе (хотя, конечно, не основной) должны иметь психолог, менеджер по туризму и гостиничному бизнесу...

Указанное деление не означает, конечно, что труд человека направлен только на упомянутые выше предметы. Растениеводы, например, работают в коллективе, используют разнообразную технику, занимаются вопросами экономической оценки своего труда. Но все же главный предмет внимания и забот растениеводов - растения и их среда существования.

C другой стороны, При выборе профессии этого типа очень важно разобраться, как именно Вы относитесь к природе: как к месту для отдыха или как к мастерской, в которой Вы собираетесь отдавать все силы производству.

И еще один момент, который надо учитывать при выборе профессии. Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы (по своим внутренним законам), нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются, а также болеют, гибнут. Работнику нужно не просто очень много знать о живых организмах, но предвидеть возможные изменения в них, которые подчас необратимы. От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач, заботливость, дальновидность.

"Ч Е Л О B Е К - Т Е Х Н И К А"

Здесь главный, ведущий предмет труда -технические объекты (машины, механизмы), материалы, виды энергии.

Профессии: проходчик, столяр, техник-металлург, инженер-механик, архитектор, электромонтажник, радиомеханик, строитель, сборщик компьютеров, специалист по телекоммуникациям и др.

Конечно, труд работников здесь направлен не только на технику, но все же ведущий предмет профессионального внимания - область технических объектов и их свойств.

Среди профессий типа "человек-техника" можно выделить:

  • профессии по добыче, обработке грунтов, горных пород;

  • профессии по обработке и использованию неметаллических промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов.

  • профессии по производству и обработки металла, механической сборки, монтажу машин, приборов;

  • профессии по ремонту, наладке, обслуживанию технологических машин, установок, транспортных средств;

  • профессии по монтажу, ремонту зданий, сооружений, конструкций;

  • профессии по сборке, монтажу электрооборудования, приборов, аппаратов;

  • профессии по ремонту, наладке, обслуживанию электрооборудования, приборов, аппаратов;

  • профессии, связанные с применением подъемных, транспортных средств, управление ими;

  • профессии по переработке продуктов сельского хозяйства.

При обработке, преобразовании, перемещении или оценки технических объектов от работника требуются точность, определенность действий. Поскольку технические объекты практически всегда создаются самим человеком, в мире техники имеются особенно широкие возможности для новаторства, выдумки, технического творчества. Наряду с творческим подходом к делу в области техники от человека требуется высокая исполнительская дисциплина.

"Ч Е Л О В Е К - Ч Е Л О В Е К"

Здесь главный, ведущий предмет труда - люди.

Профессии: врач, учитель, психолог, парикмахер, экскурсовод, менеджер, руководитель художественного коллектива и др.

Среди этого типа профессий можно выделить:

  • профессии, связанные с обучением и воспитанием людей, организацией детских коллективов;

  • профессии, связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами;

  • профессии, связанные с бытовым, торговым обслуживанием;

  • профессии, связанные с информационным обслуживанием;

  • профессии, связанные с информационно-художественным обслуживанием людей и руководством художественными коллективами;

  • профессии, связанные с медицинским обслуживанием.

Для успешного труда по профессиям этого типа нужно научиться устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях, а также овладеть знаниями в соответствующей области производства, науки, искусства.

Краткий перечень качеств, которые очень важны в работе:

  • устойчивое хорошее настроение в процессе работы с людьми,

  • потребность в общении,

  • способность понимать намерения, помыслы, настроения людей,

  • умение быстро разбираться во взаимоотношениях людей,

  • умение находить общий язык с разными людьми.

"Ч Е Л О В Е К - З Н А К О В Ы Е С И С Т Е М Ы"

Здесь главный, ведущий предмет труда -условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.

Профессии: переводчик, чертежник, инженер, топограф, секретарь-машинистка, программист и др.

Профессии типа "человек - знаковые системы" включают:

  • профессии, связанные с оформлением документов, делопроизводством, анализом текстов или их преобразованием, перекодированием,

  • профессии, предметом труда в которых являются числа, количественные соотношения,

  • профессии, связанные с обработкой информации в виде системы условных знаков, схематических изображений объектов.

Чтобы успешно работать по профессии, нужны особые способности мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки. При обработке информации в виде условных знаков возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем.

"Ч Е Л О В Е К - Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й О Б Р А З"

Здесь главный, ведущий предмет труда -художественный образ, способы его построения.

Профессии: артист, художник, музыкант, дизайнер, резчик по камню, литературный работник.

Профессии типа "человек -художественный образ" включают:

  • профессии, связанные с изобразительной деятельностью,

  • профессии, связанные с музыкальной деятельностью,

  • профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью,

  • профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью.

Одна из особенностей профессий типа "человек -художественный образ" состоит в том, что значительная доля трудовых затрат остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного результата труда.

2. По условиям труда выделяют четыре группы профессий

  • Труд в условиях обычного (бытового) микроклимата (бухгалтер, инженер, программист, секретарь-референт).

  • Труд с пребыванием на открытом воздухе с резкими перепадами температуры, влажности (строитель, пожарник, полевод, агроном).

  • Труд в необычных условиях: под землей, под водой, на высоте, в воздухе, в горячих цехах, в цехах с неизбежными производственными вредностями (летчик, шахтер, водолаз, аппаратчик).

  • Труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь людей, за большие общественные, материальные ценности (учитель, врач, инженер по технике безопасности, аудитор ).

3. В зависимости от средств труда профессии подразделяют на 4 отдела

  • Профессии, связанные с использованием ручного труда (столяр, монтажник радиоаппаратуры, ювелир, музыкант, хирург).

  • Профессии, связанные с использованием машин c ручным управлением (токарь, водитель, машинист, оператор связи).

  • Профессии, связанные с использованием полуавтоматов, автоматов, автоматических линий, робототехнических комплексов (сталевар, печатник, аппаратчик, диспетчер энергосистемы).

  • Профессии, связанные с использованием функциональных средств, орудий труда (преподаватель, актер, дирижер, режиссер, спортсмен).

4. В зависимости от цели труда можно выделить три класса профессий

  • Гностические: распознать, различить , оценить, проверить (санитарный врач, литературный критик, контролер, товаровед, эксперт, следователь).

  • Преобразующие:обработать, переместить, организовать, преобразовать (водитель, живописец, преподаватель, паркетчик, слесарь, портной,).

  • Изыскательские:изобрести, придумать, найти новый вариант, сконструировать (закройщик, разметчик, селекционер, художник оформитель)

Конечно, Ваша идеальная формула может быть составлена психологами с помощью тестов - Вам задаются вопросы, а в результате выявляются предпочтения Вами тех или иных средств труда, предмета - в будущей профессиональной деятельности. Формулы профессий составляются психологами труда на основе профессиограмм (описаний профессий - задач, возникающих в трудовой деятельности, требований к профпригодности). Существуют даже компьютерные системы сопоставления Вашей идеальной формулы профессии и формул типичных профессионалов. Подобные услуги Вам окажут в центрах профориентации и психологической поддержки, центрах компьютерного психологического тестирования. Но всегда лучше уметь самому анализировать профессию, раскладывая ее по полочкам: ведь тогда Ваш выбор профессии будет действительно осознанным - Вы ведь будете понимать, ПОЧЕМУ Вам нравится та или иная профессия (например, профессия каскадера - за необычные условия, а физика-теоретика - за изыскательские цели).

Список использованной литературы.

1).Буланова-Топоркова, М. В. Педагогика и психология высшей школы / М. В. Буланова-Топоркова. – Ростов н/Д : Феникс, 2002.

2). Климов Е.А., Развивающийся человек в мире профессий, Обнинск, 1993 г.

3).Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 304 с.

studfiles.net

26. Многоярусная многопризнаковая классификация профессий е. А. Климова. «Формулы» профессий.

Первый ярус классификации (типы профессий)

В соответствии с объектом труда выделяются пять типов:

  1. Человек – живая природа (П). Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Примеры: мастер-плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог.

  2. Человек – техника (и неживая природа) (Т). Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Примеры: слесарь-сборщик, техник-механик, инженер-механик, электрослесарь, инженер-электрик, техник-технолог общественного питания.

  3. Человек – человек (Ч). Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Примеры: продавец продовольственных товаров, парикмахер, инженер-организатор производства, врач, учитель.

  4. Человек – знаковая система (3). Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы - вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа. Примеры: оператор фотонаборного автомата, программист, чертежник-картограф, математик, редактор издательства, языковед.

  5. Человек – художественный образ (X). Явления, факты художественного отображения действительности - вот что занимает представителей этого типа профессий. Примеры: художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, артист балета, актер драматического театра.

Классификация по первому ярусу используется в опросниках "Определение профессиональной готовности (ОПГ)" и "Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)".

Второй ярус классификации (классы профессий)

В пределах каждого типа профессий выделяются следующие три класса по признаку целей, определяемых операционально (т.е. в ответ на вопрос "что делать?" распознавать в принципе известное, преобразовать нечто или изыскать неизвестное, решать нестандартные задачи):

1. Гностические профессии (Г) (от древнегреч. «гнозис» – знание). Примеры:

    • в типе «человек – природа» – контролер-приемщик фруктов, дегустатор чая;

    • в типе «человек – техника» – пирометрист, контролер готовой продукции в машиностроении, мастер-диагност сельскохозяйственной техники;

    • в типе «человек – человек» – судебно-медицинский эксперт, врачебно-трудовой эксперт, социолог;

    • в типе «человек – знаковая система» – корректор типографии, контролер полуфабрикатов и готовой продукции в полиграфии, бухгалтер-ревизор;

    • в типе «человек – художественный образ» – искусствовед, музыковед, театровед.

    2. Преобразующие профессии (П). Примеры:

    • в типе "человек - природа" – мастер-плодоовощевод, мастер-животновод, аппаратчик по выращиванию дрожжей, агроном по защите растений, зооинженер;

    • в типе "человек - техника" – слесарь-ремонтник, токарь, оператор прокатного стана;

    • в типе "человек - человек" – учитель, педагог-тренер, мастер производственного обучения, инженер-педагог, экскурсовод;

    • в типе "человек - знаковая система" – чертежник-картограф, машинистка-стенографистка, бухгалтер;

    • в типе "человек - художественный образ" – цветовод-декоратор, живописец по фарфору, лепщик архитектурных деталей.

    3. Изыскательские профессии (И). Примеры:

    • в типе "человек - природа" – летчик-наблюдатель рыбного хозяйства, летчик-наблюдатель лесного хозяйства, биолог-исследователь;

    • в типе "человек - техника" – раскройщик верха обуви, раскладчик лекал, инженер-конструктор;

    • в типе "человек - человек" – воспитатель, организатор производства, организатор торговли;

    • в типе "человек - знаковая система" – программист, математик;

    • в типе "человек - художественный образ" – художник по проектированию интерьера, композитор.

    Третий ярус классификации (отделы профессий)

    По признаку основных средств труда в рамках каждого класса могут (но не всегда) выделяться четыре отдела:

    1. Профессии ручного труда (Р).Примеры:

    в классе гностических профессий – лаборант химико-бактериологического анализа, контролер слесарных и станочных работ, фельдшер-лаборант;

    в классе преобразующих профессий – ветеринарный фельдшер, слесарь, картограф, художник-живописец.

    В классе изыскательских профессий ручные средства могут быть, по-видимому, только вспомогательными, как, например, карандаш и бумага в руках конструктора.

    1. Профессии машинно-ручного труда (М). Машины с ручным управлением создаются для обработки, преобразования, перемещения предметов труда, поэтому типичными профессиями для этого подразделения классификации являются машинист экскаватора, токарь, водитель автомобиля.

    2. Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем (А): оператор инкубационных цехов, оператор станков с программным управлением, оператор магнитной записи.

    3. Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф). Здесь имеются в виду психологические средства труда - разного рода мысленные эталоны (например, у акробата - мысленный образец последовательности действий, у дирижера - образные эталоны и т.д.).

    Четвертый ярус классификации (группы профессий)

    По условиям труда (разумеется очень грубо) профессии можно разделить на четыре группы. Выделенные группы являются не взаимоисключающими, но частично совпадающими. Они приведены просто как возможное средство различения профессий по тем признакам, которые человек сочтет для себя важными.

    1. Работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, "комнатным" (б): лаборанты, бухгалтеры, операторы ПК.

    2. Работа, связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду (о): агроном, монтажник стальных и железобетонных конструкций, инспектор госавтоинспекции.

    3. Работа в необычных условиях на высоте, под водой, под землей, при повышенных и пониженных температурах и т.п. (н): антенщик-мачтовик, водолаз, машинист горного комбайна, пожарный.

    4. Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей (взрослых или детей), большие материальные ценности (м): воспитатель детского сада, учитель, следователь.

    «Формула профессий» (по Е.А.Климову).

    Сама "Формула профессий" рассматривается как основа построения "Схемы анализа профессий". В традиционной "Формуле профессии" выделяются следующие обобщенные характеристики профессий, позволяющие в закодированном виде представлять разные профессии и специальности:

    типы профессийвыделяются по предмету труда: природа - П; техника - Т; человек - Ч; знаковые системы - З; художественный образ - Х;

    классы профессий- по целям труда:гностические - Г; преобразовательные - П; изыскательные - И;

    отделы профессий- по средствам труда:ручные - Р; механические - М; автоматические - А; функциональные, т.е. возможности и функции организма, а также - теоретические средства - Ф;

    группы профессий- по условиям труда:бытовой микроклимат - Б; открытый воздух - О; необычные - Н; моральная ответственность - М; экстремальные условия - Э.

    Например, с помощью "Формулы профессий" можно было бы так "закодировать" профессию "повар": предмет труда - природа (П) и художественный образ (Х), цели труда - преобразовательные (П) и изыскательные (И), средства труда - ручные (Р) и функциональные (Ф), условия труда - необычные (Н).          

    studfiles.net

    32. Классификация профессий по Климову.

    В соответствии с предметом труда выделяются пять типов профессий: Человек — живая природа. Человек — техника (и неживая природа. Человек — человек. Человек — знаковая система. .Человек — художественный образ.

    Эти пять типов профессий разделяют по признаку целей на три класса: 1. Гностические профессии. 2. Преобразующие профессии. 3. Изыскательские профессии.

    По признаку основных средств труда в рамках каждого класса могут (но не всегда) выделяться четыре отдела: 1. Профессии ручного труда. 2. Профессии машинно-ручного труда. 3. Профессии, связанные с применением автомати­зированных и автоматических систем. 4. Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда.

    По условиям труда: 1. Работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, «комнатным». 2. Работа, связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду. 3. Работа в необычных условиях на высоте, под водой, под землей, при повышенных и пониженных температурах и т. п.. 4. Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей (взрослых или детей), большие материальные ценности.

    Каждой группе профессий присущи свои профессионально важные качества, которые определяют успешность выполнения деятельности и профессиональную пригодность специалиста.

    33. По признаку целей:

    1. Гностические профессии (Г) (от древнегреч. «гнозис» — знание). Примеры в типе «человек— природа»: контролер-приемщик фруктов, дегустатор чая; в типе «человек — техника»: пирометрист, контролер готовой продукции в машиностроении, мастердиагност сельскохозяйственной техники; в типе «человек— человек»: судебно-медицинский эксперт, врачебно-трудовой эксперт, социолог; в типе «человек— знаковая система»: корректор типографии, контролер полуфабрикатов и готовой продукции в полиграфии, бухгалтер-ревизор; в типе «человек — художественный образ»: искусствовед, музыковед, театровед.

    2. Преобразующие профессии (П). Примеры в типе «человек — природа»: мастер-плодоовощевод, мастер-животновод, аппаратчик по выращиванию дрожжей, агроном по защите растений, зооинженер; в типе «человек — техника»: слесарь-ремонтник, токарь, оператор прокатного стана; в типе «человек — человек»: учитель, педагог-тренер, мастер производственного обучения, инженер-педа­гог, экскурсовод; в типе «человек — знаковая система»: чертежник-картограф, бухгалтер; в типе «человек — художественный образ»: цветовод-де­коратор, живописец по фарфору, лепщик архитектурных деталей.

    3. Изыскательские профессии (И). Примеры в типе «человек — природа»: летчик-наблюдатель рыбного хозяйства, летчик-наблюдатель лесного хозяйства, биолог-исследователь; в типе «человек — техника»: раскройщик верха обуви, раскладчик лекал, инженер-конструктор; в типе «человек — человек»: воспитатель, организатор производства, организатор торговли; в типе «человек — знаковая система»: программист, математик; в типе «человек — художественный образ»: художник по проектированию интерьера, композитор.

    34. В СООТВЕТСТВИИ С ПРЕДМЕТОМ ТРУДА выделяются пять типов профессий:

    1. Человек — живая природа. (растения, животные).

    2. Человек — техника (и неживая природа. (машины, материалы).

    3. Человек — человек. Предметом интереса, рас­познавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста.

    4. Человек — знаковая система. (книги, языки, коды, модели).

    5.Человек — художественный образ. Явления, факты художественного отображения действительности, исскуство.

    studfiles.net

    Четырехъярусная классификация профессий по Е.А. Климову

    Первый ярус классификации (типы профессий)

    В соответствии с объектом труда выделяются пять типов:

    1.     Человек – живая природа (П). Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Примеры: мастер-плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог. 2.     Человек – техника (и неживая природа) (Т). Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Примеры: слесарь-сборщик, техник-механик, инженер-механик, электрослесарь, инженер-электрик, техник-технолог общественного питания. 3.     Человек – человек (Ч). Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Примеры: продавец продовольственных товаров, парикмахер, инженер-организатор производства, врач, учитель. 4.     Человек – знаковая система (3). Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы - вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа. Примеры: оператор фотонаборного автомата, программист, чертежник-картограф, математик, редактор издательства, языковед. 5.     Человек – художественный образ (X). Явления, факты художественного отображения действительности - вот что занимает представителей этого типа профессий. Примеры: художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, артист балета, актер драматического театра.

    Второй ярус классификации (классы профессий)

    В пределах каждого типа профессий выделяются следующие три класса по признаку целей, определяемых операционально (т.е. в ответ на вопрос "что делать?" распознавать в принципе известное, преобразовать нечто или изыскать неизвестное, решать нестандартные задачи): 1.     Гностические профессии (Г) (от древнегреч. "гнозис" - знание). Примеры: ·         в типе "человек - природа" – контролер-приемщик фруктов, дегустатор чая;  ·         в типе "человек – техника" – пирометрист, контролер готовой продукции в машиностроении, мастер-диагност сельскохозяйственной техники;  ·         в типе "человек – человек" – судебно-медицинский эксперт, врачебно-трудовой эксперт, социолог;  ·         в типе "человек – знаковая система" – корректор типографии, контролер полуфабрикатов и готовой продукции в полиграфии, бухгалтер-ревизор;  ·         в типе "человек – художественный образ" – искусствовед, музыковед, театровед. 2.     Преобразующие профессии (П). Примеры: ·         в типе "человек - природа" – мастер-плодоовощевод, мастер-животновод, аппаратчик по выращиванию дрожжей, агроном по защите растений, зооинженер;  ·         в типе "человек - техника" – слесарь-ремонтник, токарь, оператор прокатного стана;  ·         в типе "человек - человек" – учитель, педагог-тренер, мастер производственного обучения, инженер-педагог, экскурсовод; ·         в типе "человек - знаковая система" – чертежник-картограф, машинистка-стенографистка, бухгалтер;  ·         в типе "человек - художественный образ" – цветовод-декоратор, живописец по фарфору, лепщик архитектурных деталей. 3.     Изыскательские профессии (И). Примеры: ·         в типе "человек - природа" – летчик-наблюдатель рыбного хозяйства, летчик-наблюдатель лесного хозяйства, биолог-исследователь;  ·         в типе "человек - техника" – раскройщик верха обуви, раскладчик лекал, инженер-конструктор;  ·         в типе "человек - человек" – воспитатель, организатор производства, организатор торговли;  ·         в типе "человек - знаковая система" – программист, математик;  ·         в типе "человек - художественный образ" – художник по проектированию интерьера, композитор.

    Третий ярус классификации (отделы профессий)

    По признаку основных средств труда в рамках каждого класса могут (но не всегда) выделяться четыре отдела: 1.     Профессии ручного труда (Р). Примеры: ·         в классе гностических профессий – лаборант химико-бактериологического анализа, контролер слесарных и станочных работ, фельдшер-лаборант;  ·         в классе преобразующих профессий – ветеринарный фельдшер, слесарь, картограф, художник-живописец.  ·         В классе изыскательских профессий ручные средства могут быть, по-видимому, только вспомогательными, как, например, карандаш и бумага в руках конструктора. 2.     Профессии машинно-ручного труда (М). Машины с ручным управлением создаются для обработки, преобразования, перемещения предметов труда, поэтому типичными профессиями для этого подразделения классификации являются машинист экскаватора, токарь, водитель автомобиля. 3.     Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем (А): оператор инкубационных цехов, оператор станков с программным управлением, оператор магнитной записи. 4.     Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф). Здесь имеются в виду психологические средства труда - разного рода мысленные эталоны (например, у акробата - мысленный образец последовательности действий, у дирижера - образные эталоны и т.д.).

    Четвертый ярус классификации (группы профессий)

    По условиям труда (разумеется очень грубо) профессии можно разделить на четыре группы. Выделенные группы являются не взаимоисключающими, но частично совпадающими. Они приведены просто как возможное средство различения профессий по тем признакам, которые человек сочтет для себя важными. 1.     Работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, "комнатным" (б): лаборанты, бухгалтеры, операторы ПК. 2.     Работа, связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду (о): агроном, монтажник стальных и железобетонных конструкций, инспектор госавтоинспекции. 3.     Работа в необычных условиях на высоте, под водой, под землей, при повышенных и пониженных температурах и т.п. (н): антенщик-мачтовик, водолаз, машинист горного комбайна, пожарный. Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей (взрослых или детей), большие материальные ценности (м): воспитатель детского сада, учитель, следователь

    psi-i.blogspot.com

    1.2. Факторы выбора профессии по е.А. Климову

    Центральная идея работы и последующего цикла научных исследований Климова состояла в обосновании (в традициях У. Тейлора) способов работы, создания высокоэффективных надежных индивидуально-своебразных приемов работы. Ученым опубликовано свыше 150 работ.

    Уже упомянутый выше российский академик Е. А. Климов описал следующие восемь факторов выбора профессии «восьмиугольник Климова» (рис.7):

    Рис. 7. Факторы выбора профессий по Климову

    • наличие склонностей (интересов): человек более успешен в той деятельности, которая ему интересна. Поэтому, выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем нравится заниматься, что доставляет удовольствие (рис.8):

    Рис. 8. Наличие склонностей

    Например, если человеку нравится организовывать других людей, занимать лидирующие позиции, скорее всего, ему подойдут профессии, предполагающие умение работать с коллективом (менеджер, педагог, тренер).

    • наличие способностей: одного интереса к какому-либо делу мало, нужно ещё, чтобы оно получалось. А для этого нужны определённые способности (рис.9):

    Рис. 9. Наличие склонностей

    Так, чтобы играть на скрипке, мало любить музыку, нужны ещё и музыкальные способности.

    • притязания (предпочтения): на выбор во многом влияют актуальные установки и ценности человека, т.е. то, что для него имеет первостепенное значение в данный период жизни или важно в качестве основной жизненной цели. В одном случае человек выбирает профессию, в другом – место работы, в третьих – решающее значение имеет место жительства, в четвертых – климатические и погодные условия и т. д. Все эти виды выбора взаимодействуют, вступают в различные, порой конфликтные, отношения. Ситуация любого жизненного выбора предполагает влияние не только нашего мнения, но и различных внешних факторов (рис.10).

    Рис. 10. Наличие предпочтений

    • мнение родителей, семьи: зачастую близкие люди стремятся принять активное участие в выборе профессии старшеклассником (рис.11):

    Рис. 11. Одобрение близкими

    Например, в семье, где несколько поколений посвятили свою жизнь медицине, естественно желание родителей видеть своего сына или дочь в белом халате. Мнением людей старшего поколения и их опытом не стоит пренебрегать, но, в то же время, это не единственный фактор выбора.

    • мнение сверстников: например, юноша выбрал для себя очень важную и «вечную» профессию – решил стать портным, но стесняется говорить об этом в классе: «немодная» профессия. Вполне возможно, что окружающие не знают об этой профессии всего того, что знает тот, кто выбирает мнение одноклассников, друзей, товарищей, конечно важно, так как оно отражает степень популярности в современном обществе тех или иных профессий. Но профессиональный выбор – это свободный и личный выбор. Чтобы открыть и развить в себе призвание, важно смело и непредвзято «примеривать» к себе самые разные профессии (рис.12).

    Рис. 12. Одобрение сверстниками

    • личный профессиональный план: основная карта лабиринта под названием «Профессиональный выбор». Для его успешного прохождения должна быть главная цель, т. е. то, что человек предполагает делать в будущем, каким хочет быть, кем быть, с кем быть, что хочет достигнуть, каковы его идеалы жизни и деятельности на данный момент развития. Для того, чтобы ее достигнуть, необходимо иметь представление о цепочке ближайших действий – «жизненную перспективу» – первая область профессиональной деятельности, которая может мыслиться, впрочем, и как единственная; специальность, работа, возможные профессиональные учебные заведения, желаемые трудовые посты после окончания учебы – как видится в мечтах «рабочий день»; перспективы повышения профессионального мастерства, «роста», построения «карьеры». Изучение справочной литературы, беседы со знающими людьми, самообразование, поступление в определенное профессиональное учебное заведение или – для начала – в специальный кружок и пр. позволят составить представления о путях и средствах достижения ближайших жизненных целей. Не менее важны и представления о внешних условиях достижения намеченных целей, т.е. трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей. Запасные на случай возникновения непреодолимых трудностей в реализации основных вариантов позволят предотвратить неприятные ситуации и избавит от лишних переживаний. Очень важно помнить, что мы живем в вероятностном мире, и надо планировать жизнь с учетом вероятности непредвиденных обстоятельств (рис.13).

    Рис. 13. Личный профессиональный план

    • знания о профессии: прежде чем сделать выбор типа профессий, надо основательно познакомиться со многими из них (рис.14):

    Рис. 14. Знания о профессии

    К сожалению, незнание современных профессий чаще всего становится камнем преткновения в проблеме профессионального самоопределения. Лучший путь обзорного ознакомления с профессиями – изучение их специальных описаний – профессиограмм. Профессиограммы знакомят не только с тем, что делает, как, с помощью каких орудий и средств трудится тот или иной рабочий, но и с тем, какие личные качества от него требуются.

    • потребности общества имеют обыкновение постоянно изменяться. Поэтому для того, чтобы не выбрать профессию, которая окажется потом неприменимой, необходимо регулярно обновлять свои познания о ситуации на рынке труда, востребованности тех или иных профессий (рис.15).

    Рис. 15. Потребности общества

    studfiles.net

    Классификатор профессий по Климову | Я есть Проект ©

     

    Это чистейшей воды — психология

     

    Климов Е.А. предложил свою классификацию профессий, выделив классы типовых решаемых задач:

    • «человек — живая природа»,
    • «человек — техника»,
    • «человек — человек»,
    • «человек — знаковая система»,
    • «человек — художественный образ».

    Далее, в соответствии с особенностями основных целей профессиональной деятельности, профессии и специальности подразделяются на классы: гностические (распознать, определить), преобразующие (обработать, обслужить) и изыскательские (изобрести, придумать). Зная место профессий в приведенной классификации и основные требования к представителям определенного вида профессиональной деятельности, можно правильно и своевременно выявлять свои профессиональные интересы и склонности:

    Тип профессии по предмету труда. Гностические (распознать, определить). Преобразующие (обработать, обслужить). Изыскательские (изобрести, придумать).
    Человек — природа. Ботаник Ветеринар. Биоинженер.
    Человек — техника. Наладчик станков с ЧПУ. Водитель, слесарь. Изобретатель, Инженер.
    Человек — знаковая система. Графолог. Архивариус, библиотекарь. Программист.
    Человек -художественный образ. Литературный критик. Актёр. Художник, дизайнер.
    Человек — человек. Психолог. Учитель, врач. Режиссёр.

    Все эти задачи предъявляют свои требования к профессионализму. Об уровне профессионализма можно судить по степени соответствия индивидуальных особенностей личности, требованиям, предъявляемым ему профессией.

    Климов Е.А., Развивающийся человек в мире профессий, Обнинск, 1993 г.

    Психологические типы профессий /По Е.А. Климову/

    Все профессии могут быть отнесены к тем или иным типам в зависимости от предмета труда (с чем имеет дело работник), средств труда (использует ли он машины, или ручные инструменты) и т.п. Учитывая предлагаемую типологию, каждой профессии можно привести в соответствие некий код, или профиль — то есть, к какомутипу и по какому критерию она отностися. А потом составить для себя «идеальную формулу профессии» предпочитаемые предмет труда, средства. И таким образом понять, какая профессия Вам подходит, а какая нет.

     

    Базовая классификация профессий

    Любая профессия по КАЖДОМУ из оснований (строки) может быть отнесена к одному из типов или к нескольким. В строках указаны основания для классификации — и соответствующие им типы профессий.
    Предмет труда Природа Техника Человек Знак Худо- жественный образ
    Условия труда Бытовые НаОткрытом воздухе… Необычные C повышенной Моральной ответст- венностью
    Средства труда Ручные Машины Автоматизи- рованные Функци- ональные
    Цели труда Гностичес- кие Преобразую- щие Изыскатель- ские

     

    1. В зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на пять типов.

    В действительности, это — очень грубое деление. Имеет смысл не просто относить профессию к одному из пяти типов (такой способ подходит только для некоторых профессий, четко соответствующих одному из пяти предметов труда. Для каждой профессии психологи определяют, какой предмет труда ближе, с чем преимущественно приходится иметь дело — таких предметов, характеризующих профессию может быть и три. Такая дифференцированная оценка позволяет нам различать и профессии внутри одной группы: по тому, какой из предметов труда назван вторичным для данной профессии.

    «Ч Е Л О В Е К — П Р И Р О Д А»

    Профессии: семеновод, мастер-животновод, зоотехник, агроном, кинолог, лаборант химико-бактериологического анализа и др.

    Среди профессий типа «человек -природа» можно выделить профессии, предмет труда которых: растительные организмы, животные организмы, микроорганизмы.

    Это профессии, связанные с сельсkим хозяйством, пищевой промышленностью, медициной и научными исследованиями (биология, география). Как ни странно, определeнный интерес к природе (хотя, конечно, не основной) должны иметь психолог, менеджер по туризму и гостиничному бизнесу…

    Указанное деление не означает, конечно, что труд человека направлен только на упомянутые выше предметы. Растениеводы, например, работают в коллективе, используют разнообразную технику, занимаются вопросами экономической оценки своего труда. Но все же главный предмет внимания и забот растениеводов — растения и их среда существования.

    C другой стороны, При выборе профессии этого типа очень важно разобраться, как именно Вы относитесь к природе: как к месту для отдыха или как к мастерской, в которой Вы собираетесь отдавать все силы производству.

    И еще один момент, который надо учитывать при выборе профессии. Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы (по своим внутренним законам), нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются, а также болеют, гибнут. Работнику нужно не просто очень много знать о живых организмах, но предвидеть возможные изменения в них, которые подчас необратимы. От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач, заботливость, дальновидность.

    «Ч Е Л О B Е К — Т Е Х Н И К А»

    Здесь главный, ведущий предмет труда -технические объекты (машины, механизмы), материалы, виды энергии.

    Профессии: проходчик, столяр, техник-металлург, инженер-механик, архитектор, электромонтажник, радиомеханик, строитель, сборщик компьютеров, специалист по телекоммуникациям и др.

    Конечно, труд работников здесь направлен не только на технику, но все же ведущий предмет профессионального внимания — область технических объектов и их свойств.

    Среди профессий типа «человек-техника» можно выделить:

    • профессии по добыче, обработке грунтов, горных пород;
    • профессии по обработке и использованию неметаллических промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов.
    • профессии по производству и обработки металла, механической сборки, монтажу машин, приборов;
    • профессии по ремонту, наладке, обслуживанию технологических машин, установок, транспортных средств;
    • профессии по монтажу, ремонту зданий, сооружений, конструкций;
    • профессии по сборке, монтажу электрооборудования, приборов, аппаратов;
    • профессии по ремонту, наладке, обслуживанию электрооборудования, приборов, аппаратов;
    • профессии, связанные с применением подъемных, транспортных средств, управление ими;
    • профессии по переработке продуктов сельского хозяйства.

    При обработке, преобразовании, перемещении или оценки технических объектов от работника требуются точность, определенность действий. Поскольку технические объекты практически всегда создаются самим человеком, в мире техники имеются особенно широкие возможности для новаторства, выдумки, технического творчества. Наряду с творческим подходом к делу в области техники от человека требуется высокая исполнительская дисциплина.

    «Ч Е Л О В Е К — Ч Е Л О В Е К»

    Здесь главный, ведущий предмет труда — люди.

    Профессии: врач, учитель, психолог, парикмахер, экскурсовод, менеджер, руководитель художественного коллектива и др.

    Среди этого типа профессий можно выделить:

    • профессии, связанные с обучением и воспитанием людей, организацией детских коллективов;
    • профессии, связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами;
    • профессии, связанные с бытовым, торговым обслуживанием;
    • профессии, связанные с информационным обслуживанием;
    • профессии, связанные с информационно-художественным обслуживанием людей и руководством художественными коллективами;
    • профессии, связанные с медицинским обслуживанием.

    Для успешного труда по профессиям этого типа нужно научиться устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях, а также овладеть знаниями в соответствующей области производства, науки, искусства.

    Краткий перечень качеств, которые очень важны в работе:

    • устойчивое хорошее настроение в процессе работы с людьми,
    • потребность в общении,
    • способность понимать намерения, помыслы, настроения людей,
    • умение быстро разбираться во взаимоотношениях людей,
    • умение находить общий язык с разными людьми.

    «Ч Е Л О В Е К — З Н А К О В Ы Е  С И С Т Е М Ы»

    Здесь главный, ведущий предмет труда -условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.

    Профессии: переводчик, чертежник, инженер, топограф, секретарь-машинистка, программист и др.

    Профессии типа «человек — знаковые системы» включают:

    • профессии, связанные с оформлением документов, делопроизводством, анализом текстов или их преобразованием, перекодированием,
    • профессии, предметом труда в которых являются числа, количественные соотношения,
    • профессии, связанные с обработкой информации в виде системы условных знаков, схематических изображений объектов.

    Чтобы успешно работать по профессии, нужны особые способности мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки. При обработке информации в виде условных знаков возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем.

    «Ч Е Л О В Е К — Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й О Б Р А З»

    Здесь главный, ведущий предмет труда -художественный образ, способы его построения.

    Профессии: артист, художник, музыкант, дизайнер, резчик по камню, литературный работник.

    Профессии типа «человек -художественный образ» включают:

    • профессии, связанные с изобразительной деятельностью,
    • профессии, связанные с музыкальной деятельностью,
    • профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью,
    • профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью.

    Одна из особенностей профессий типа «человек -художественный образ» состоит в том, что значительная доля трудовых затрат остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного результата труда.

     

    2. По условиям труда выделяют четыре группы профессий

    • Труд в условиях обычного (бытового) микроклимата (бухгалтер, инженер, программист, секретарь-референт).
    • Труд с пребыванием на открытом воздухе с резкими перепадами температуры, влажности (строитель, пожарник, полевод, агроном).
    • Труд в необычных условиях: под землей, под водой, на высоте, в воздухе, в горячих цехах, в цехах с неизбежными производственными вредностями (летчик, шахтер, водолаз, аппаратчик).
    • Труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь людей, за большие общественные, материальные ценности (учитель, врач, инженер по технике безопасности, аудитор ).

     

    3. В зависимости от средств труда профессии подразделяют на 4 отдела

    • Профессии, связанные с использованием ручного труда (столяр, монтажник радиоаппаратуры, ювелир, музыкант, хирург).
    • Профессии, связанные с использованием машин c ручным управлением (токарь, водитель, машинист, оператор связи).
    • Профессии, связанные с использованием полуавтоматов, автоматов, автоматических линий, робототехнических комплексов (сталевар, печатник, аппаратчик, диспетчер энергосистемы).
    • Профессии, связанные с использованием функциональных средств, орудий труда (преподаватель, актер, дирижер, режиссер, спортсмен).

    4. В зависимости от цели труда можно выделить три класса профессий

    • Гностические: распознать, различить , оценить, проверить (санитарный врач, литературный критик, контролер, товаровед, эксперт, следователь).
    • Преобразующие: обработать, переместить, организовать, преобразовать (водитель, живописец, преподаватель, паркетчик, слесарь, портной,).
    • Изыскательские: изобрести, придумать, найти новый вариант, сконструировать (закройщик, разметчик, селекционер, художник оформитель)

     

     

    Вот честно — не наше! Автор: Кемеровский областной центр профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения Источник: Ориентир. Путь к успеху

    iamproject.ru