Проект " Из песочницы - в аграрий". Профориентационная работа сельскохозяйственной направленности в детском саду. Проект профессии сельскохозяйственные


Проект " Из песочницы - в аграрий". Профориентационная работа сельскохозяйственной направленности в детском саду.

ПРОЕКТ Из песочницы - в аграрий. Профориентационная работа сельскохозяйственной направленности в детском саду.

Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость, любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.

                                                                       

В.А.Сухомлинский

Тип проекта: информационный, исследовательский, фронтальный, долгосрочный (рассчитан на 4 года).

Участники проекта: дети со 2 младшей группы с переходом до подготовительной группы включительно), родителей и педагогов.

Актуальность: Детский сад является первой важной ступенью подготовки будущих специалистов в различных областях экономики, несмотря на то, что многим кажется странным такое раннее решение проблемы профориентации.

Наш детский сад находится в сельской местности, поэтому родители воспитанников работают на сельхозпредприятиях. У детей младшего возраста естественен интерес к работам родителей, желание стать такими, как папа и мама. Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к сельским профессиям. Возможность  работы по ранней профориентации обусловлена следующими факторами:

  • дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к различным профессиям.

  • родители воспитанников работают на разных предприятиях родного села. У детей этого возраста естественен интерес к работе родителей, желание стать такими, как папы и мамы.

Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней  профессиональной ориентации и успешной адаптации в социуме.

Профориентация дошкольников - это новое, малоизученное направление в дошкольном воспитании.   Профориентация на сельскохозяйственные профессии  требует планомерной, систематизированной и углубленной работы.

Цель:

обеспечить целостность образовательного процесса через систему работы с дошкольниками по организации ранней профессиональной ориентации на сельскохозяйственные профессии; обогащение знаниями и представлениями детей о многообразии профессиональной деятельности на селе, её ролью в жизни нашего поселка.

Задачи:

1.Развивать у ребенка интерес к сельскохозяйственным профессиям в дошкольном возрасте. 2.Приобщение детей к профессиональной деятельности на селе, через игровую, театрализованную деятельность и экскурсии.3. Способствовать воспитанию гордости за своих родителей, работающих на сельскохозяйственных предприятиях. 4. Воспитание положительного отношения и уважения к профессии сельского хозяйства. 5. Формирование у детей знаний об общественной значимости труда работников сельского хозяйства, о взаимосвязи и взаимозависимости различных видов труда сельскохозяйственной направленности с другими профессиями. 

Ожидаемый результат: предполагается, что используемые в ходе работы, максимально разнообразные формы образовательной деятельности с детьми, варьирование приёмов и средств воспитательно-образовательной работы способствует развитию интереса к труду родителей, постепенно расширяясь до интересов к жизни общества и своей будущей профессии.

План действий:

1. Постановка проблемы: Что мы знаем о сельском хозяйстве? Что хотим узнать? 2. Определение предстоящей деятельности: Как нам найти ответы на вопросы? 3. Планирование деятельности детьми совместно с взрослыми, определение средств и способов реализации проекта. 4. Выполнение проекта детьми и взрослыми. 5. Обсуждение результатов. 6. Определение перспектив проектирования. Методы и приемы:

Практические (игровые)

Консультации и родительские собрания

Конструирование

Сюжетно-ролевая игра

Игра-драматизация

Экскурсии

Дидактические средства:

Наглядный материал (книги, панно)

Демонстрационный материал (макеты фермерского хозяйства, животных, техники и т.д.)

Основные средства: Создание обогащенной развивающей среды в группе.

Проведение бесед, экскурсий.

Создание игровых ситуаций.

Проведение сюжетно-ролевых игр.

Проведение праздников, развлечений, театрализованных представлений.

Этапы реализации проекта:

1 этап. Организационный.

Составление плана работы.

Подбор методической литературы, пособий по выбранной тематики проекта.

2 этап. Планирование реализации проекта.

Определение задач воспитательно-образовательной работы.

Планирование деятельности.

Разработка конспектов деятельности.

3 этап. Реализация проекта.

Привлечь родителей к сотрудничеству с воспитателем. Развить у ребенка интерес к сельскохозяйственным профессиям.

Приобщить детей к профессиональной деятельности на селе, через игровую, театрализованную деятельность и экскурсии.Формировать у детей знания об общественной значимости труда работников сельского хозяйства, о взаимосвязи и взаимозависимости различных видов труда сельскохозяйственной направленности с другими профессиями. Способствовать воспитанию гордости за своих родителей, работающих на сельскохозяйственных предприятиях. Воспитать положительное отношение и уважения к профессии сельского хозяйства.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по профориентационной работе сельскохозяйственного направления

в МАУДО Новоселезневский детский сад «Колокольчик»

2-ая младшая группа (3-4 года)

Сроки

прове-дения

Тема

Цели и задачи

Форма проведения

Октябрь

«Продукты питания на нашем столе»

«Собираем урожай»

- познакомить детей с культурными растениями, используемыми для питания человека и животных;

- формировать представления об бережном отношении к продуктам питания;

- воспитывать бережное и заботливое отношение к природе родного края.

- формировать представления детей об овощах и фруктах, их дифференциации по родовому признаку;

- воспитывать бережное отношение к продуктам питания.

Целевая прогулка на поля и в окрестности села Казанское, поселка Новоселезнево

Познавательное интерактивное занятие,

аппликация, разучивание стихов, дидактические игры.

Ноябрь

«В гостях у домашних животных»

«Экскурсия в «Фермерский уголок» детского сада»

- продолжить знакомить детей с домашними животными;

- учить бережно обращаться с домашними животными;

- расширять кругозор и словарный запас;

- учить находить и называть домашних животных и их детенышей;

- формировать заботливое отношение к домашним животным.

Занятие познавательного характера, беседы о животных, чтение художественных произведений и сказок о домашних животных, дидактические игры.

Декабрь

«Кошка и собака в доме»

- закрепить характерные признаки внешнего вида кошки, собаки и др. домашних животных;

- воспитывать доброе отношение к животным.

Дидактические, развивающие и подвижные игры, занятие познавательного характера.

Январь

«Петушок и его семья»

- познакомить детей с игрушками, изображающими петуха, курицу и цыпленка;

- воспитывать любовь к животным, желание заботиться о них;

- активизация словаря по теме «Животные и их детеныши»

Интегрированное занятие, дидактические, подвижные и спортивные игры.

Февраль

«Кто что любит?»

- формировать навыки действенной готовности помочь домашнему животному;

- закрепить знания об особенностях питания домашних животных.

Беседа, дидактическая игра, лепка.

Март

«Весеннее путешествие к бабушке»

- закрепить знания о домашних животных;

- познакомить с новым понятием «домашние птицы»;

- развивать внимание, память, мышление;

- воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к природе.

Познавательное занятие, дидактические игры, разучивание стихов, поговорок о домашних птицах.

Апрель

«Растения на огороде и в поле»

- учить различать по внешнему виду и вкусу разные овощи, зерно злаков, фрукты.

Игровые обучающие ситуации, дидактические игры, спортивные игры. Разучивание стихов, пословиц, поговорок об овощах, хлебе.

Май

«Цветы в нашем детском саду»

- формировать представления о культуре выращивания цветов;

- воспитывать чувство любви к прекрасному;

- воспитывать заботливое отношение к культурным растениям.

Целевые прогулки по территории детского сада.

Средняя группа (4-5 лет)

Тема

Цели и задачи

Форма проведения

Сентябрь

«Во саду ли, в огороде…».

- закрепить понятия «фрукты», «овощи», «злаки», травы для корма животных;

- познакомить с некоторыми видами овощей, злаков и растений лугов: форма, цвет, вкус, значение;

- воспитывать интерес к растениям и их роли в жизни человека и животных.

Целевые экскурсии. Занятия познавательного характера, дидактические и развивающие игры, беседы, чтение художественных произведений о растениях и животных.

Октябрь

«На пастбище»

«Как на нашем на дворе…»

- закрепление знаний о домашних животных, их повадках;

- воспитание заботливого отношения к домашним животным.

Беседа о домашних животных, дидактические игры, рисование, коллективная аппликация, экскурсии.

Ноябрь

«Сравнение домашних и диких животных»

«Значение и роль домашних животных в жизни человека»

- уточнить с детьми признаки домашних животных;

- показать, чем домашние животные отличаются от диких животных;

- упражнять умственные умения детей: объяснять, сравнивать, доказывать, делать выводы, применять знания в новых ситуациях;

- закрепить знания о домашних животных;

- формировать гуманное отношение к ним.

Познавательное интерактивное занятие, развивающие, дидактические и подвижные игры.

Дидактические и подвижные игры, пальчиковая гимнастика.

Чтение художественных произведений о роли домашних животных в жизни человека.

Инсценировки народных сказок о домашних животных с использованием кукольного театра

Декабрь

«Собери колосок»

- закреплять знания детей о строении растения, его частях, и их значении для жизни человека.

Дидактическая игра, беседы.

Январь

«Посылка из деревни»

- формировать представления детей о деревне: чем занимаются сельские труженики, взаимосвязь города и деревни;

-воспитывать уважение к людям труда.

Комплексное занятие, чтение художественной литературы, познавательно-исследовательская деятельность, беседа по картине, дидактическая игра, аппликация.

Февраль

«Сам копай, сам сажай – сладок будет урожай»

- закреплять знания детей о фруктах и овощах;

- воспитывать бережное отношение к продуктам питания.

Инсценированная игра, дидактические игры.

Март

«Есть у нас огород, там зеленый лук растет…»

- закрепить понятие «овощи»;

- уточнить знания о луке;

- обучение посеву лука.

Познавательное интерактивное занятие, развивающие, дидактические и подвижные игры.

Апрель

«Кто где живет?»

«Построй домик для поросенка»

«Современная ферма глазами детей»

- познакомить детей с условиями жизни домашних животных;

- развитие логического и абстрактного мышления;

- воспитание заботливого отношения к животным.

Конструирование, развивающие, дидактические игры, рисование, лепка.

Май

«Карлсон выращивает овес»

- познакомить детей с условиями выращивания злаков;

- обучить приемам посева семян на опытном участке ДОУ.

Познавательная игра, экспериментальная работа на участке детского сада, сюжетно-ролевые игры

Старшая группа (5-6 лет)

Сроки проведения

Тема

Цели и задачи

Форма проведения

Сентябрь

«Экскурсия на зерноток»

- познакомить детей с понятием «зернохранилище»;

- закрепить знания о хранении зерна;

- воспитание уважения к труду работников зернотока.

Ознакомительная экскурсия на зернохранилище

Октябрь

«От зернышка до булочки»

«Растения полей»

- уточнить и закрепить представления детей о выращивании хлеба;

- формирование знаний о производстве хлеба;

- знакомство с понятием «профессия» - вызвать интерес к профессиям людей, которые выращивают хлеб;

- воспитание бережного отношения к хлебу;

- воспитание уважения к мастерам своего дела;

- развитие связной речи детей;

- уточнить и закрепить знания о поле, что выращивают на полях;

- развитие связной речи детей;

- воспитание бережного отношения к растениям.

Проектирование, конструирование, дидактические игры, рисование, лепка, разучивание стихов, песен.

Совместные с родителями посиделки с чаепитием, конкурс на лучший семейный рецепт каравая.

Чтение стихов, беседа о поле, рисование, дидактические игры.

Ноябрь

«Растения огорода»

«Овощехранилище»

- расширять и система-тизировать знания детей об огороде;

- закреплять умение различать фрукты и овощи;

- развивать мышление, память, связную речь детей;

- систематизировать знания детей о труде людей осенью;

-познакомить с понятием «овощехранилище»;

-учить детей отбирать и группировать овощи и фрукты для хранения;

- воспитывать уважение к труду людей, стремление помогать им.

Комплексное занятие познавательного характера с использованием ИКТ, рисование «Растения огорода».

Дидактическая игра, беседы, чтение художественной литературы

Декабрь

«Мои домашние питомцы»

«На птичьем дворе»

- закрепление знаний о домашних животных и их роли в жизни человека;

- воспитание любви и заботливого отношения к животным.

- формирование представления о домашней птице, их пользе для человека;

- знакомство с понятием «птицеферма»;

- воспитание уважения к труду птицевода;

- воспитание заботливого отношения к домашней птице.

Интерактивная игра, подвижные и спортивные игры.

Моделирование и составление сказок о домашних животных, экскурсии.

Познавательное интерактивное занятие, беседа о домашних птицах, дидактические и развивающие игры, экскурсии.

Январь

«Пейте дети молоко – будете здоровы!»

- знакомство детей с понятием «животноводство»;

- знакомство детей с профессиями животноводов;

- воспитывать у детей уважение к труду животноводов;

- воспитывать потребность заботливого отношения к домашним животным.

Беседы, чтение сказок и художественных произведений о труде. Сюжетно-ролевые игры с использованием кукольного театра, экскурсии.

Февраль

«Отгадай, что мы покажем?»

- закреплять знания детей о трудовых процессах на животноводческих фермах, - воспитывать уважение к их труду;

- упражнять ребят в умении имитировать разные трудовые действия по уходу за животными.

Дидактическая игра, беседы.

Март

«Построй домик для животного»

- закреплять знания детей об особенностях жизни различных домашних животных, их жилье; - формировать умение правиль-но подбирать материал для постройки дома любому из животных.

Беседы, дидактическая игра, конструирование.

Апрель

«Сельскохозяйственная техника»

«В гостях у механизатора»

- виртуальное и визуальное знакомство с сельскохозяйст-венной техникой фермерских хозяйств;

- формирование интереса к технике;

- знакомство с профессией механизатора;

- воспитание уважения к труду механизаторов;

- закрепить знания детей о сельскохозяйственной технике.

Конструирование тракторов и других сельхозмашин из деталей конструктора. Виртуальное конструирование на компьютере.

Рисование и лепка.

Просмотр видеоматериалов.

Экскурсия в гараж ООО «Авангард»

Май

«Мы в профессии играем!»

- закрепление полученных знаний о профессиях на селе;

- воспитание уважительного отношения к людям разных профессий;

- развитие познавательного интереса к своей будущей профессии;

- воспитание любви к своей малой родине.

Театрализованное представление.

Подготовительная группа (6-7 лет)

Тема

Цели и задачи

Форма проведения

Сентябрь

«Путешествие в страну знаний»

- закрепление знаний о тружениках села, их профессиональной деятель-ности;

- закрепление знаний о различии злаковых культур;

- воспитание уважительного отношения к людям разных профессий.

Интерактивное занятие, дидактические и развивающие игры.

Октябрь

«Фермер и его друзья»

«Современное содержание домашних животных на фермах»

«Кинопутешествие»

- расширение и систематизация знаний о жизни домашних животных;

- уточнение и расширение тезауруса по темам «Домашние животные», «Фермерское хозяйство»;

- закрепление знаний о профессиях людей, которые выращивают хлеб, овощи, заботятся и выращивают домашних животных.

- знакомство с понятием «сельскохозяйственный комплекс»;

- знакомство с современными животноводческими комплек-сами;

- воспитание уважительного отношения к труду на селе;

- формирование интереса к сельскохозяйственным профес-сиям.

- закреплять, систематизировать знания детей о труде животноводов, активизировать речь детей, пробуждать желание быть похожими на рабочих- животноводов, создавать их образы в творческих играх.

Занятие познавательного характера с использованием различных современных методических приемов

Экскурсия в ООО «Авангард».

Беседы, чтение художественных произведений.

Дидактическая игра, беседы с использо-ванием ИКТ

Ноябрь

«День урожая»

- формирование уважения к труду колхозника;

- обобщить и систематизировать знания о труде сельского труженика.

Развлечения, сюжетные игры, чтение стихов, беседы.

Декабрь

«Капитаны полей»

«Труд доярки так непрост…»

- формировать знания детей о профессии комбайнер;

- воспитание уважения к труду комбайнера;

- формировать знания детей о труде доярки;

- воспитание в детях чувства уважения к труду доярки.

Беседы, сюжетные игры, дидактические игры, конструирование, рисование. Экскурсия.

Январь

«Составляем карту профессий сельских тружеников»

- продолжать знакомство детей с профессиями сельских тружеников;

- расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье и обществе;

- воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых.

Проектирование. Оформление альбома и выставки творческих работ детей по теме «Профессии на селе».

Февраль

«Кто хлеб печет?»

- углубить представления детей о профессии пекаря;

- развивать познавательный интерес к труду взрослых, умение составлять рассказ с помощью схемы трудового процесса;

- воспитывать уважение к труду пекаря и бережное отношение к хлебу.

Комплексное занятие, рассматривание и описание картин «В пекарне», лепка.

Март

«Кто составляет коровье меню?»

«Добрый доктор Айболит!»

- знакомство с понятиями «зоотехник», «ветеринар»;

- формирование интереса к профессиям зоотехника и ветеринара;

- воспитание уважения к труду людей, которые заботятся о животных.

Развлечения, сюжетно-ролевые игры, кукольный театр. Чтение художественных произведений. Экскурсия на ветстанцию.

Апрель

«Экскурсия к колхозному полю»

- знакомство с трудом механизатора;

- формирование интереса к профессии механизатора;

- уважение к труду взрослых.

Наблюдение за трудом механизаторов-хлеборобов, беседа, сюжетные игры отражающие труд механизатора.

Май

«Мы в профессии играем!

- обобщить и систематизировать знания о домашних животных, их пользе для человека, профессиях сельских тружеников;

- воспитывать уважительное отношение к сельскому труду и людей, которые занимаются этим;

- воспитывать бережное и заботливое отношение к растительному и животному миру родного края.

Театрализованное представление, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, чтение стихов.

infourok.ru

Конспект "Сельскохозяйственные профессии" / Открытый урок

Задачи:

Образовательные: 

закрепить с детьми названия сельскохозяйственных профессий

расширять знания о труде в деревне;

Развивающие: 

формировать нравственные качества личности ребенка: самостоятельность, уважение к труду, патриотизм;

развивать речь, обогащать словарь детей

продолжать развивать память, внимание, мышление

развивать познавательный интерес

Воспитательные:

воспитывать любовь к природе

воспитывать уважение к людям труда

воспитывать интерес к рабочим профессиям

воспитывать интерес к коллективной работе.

Оборудование и материалы: цветные карандаши, клей, картинки с работниками сельского хозяйства, коробочки с семенами, лопаточки, «поле» - большой плоский короб с землей.

Предварительная работа: Беседы и чтение художественной литературы про сельскохозяйственные профессии, рассматривание альбомов о профессиях,

 

-Ребята, почти каждый из вас отдыхал летом в деревне. Дышали свежим воздухом, купались в речке, собирали ягоды, грибы. По утрам пили свежее парное молоко, ели домашнюю сметану, сыр, творог. Но никогда мы с вами не задумывались, откуда же берутся эти продукты?

Давным-давно люди научились не просто охотиться на животных, а специально разводить их. Называется такое занятие сельским хозяйством. Работникам сельского хозяйства нужно много знать о растениях и животных, уметь правильно их выращивать и ухаживать за ними. Но главное ребята то, что больше всего на свете нужно любить землю. Без этого не добиться хороших результатов.

Очень много труда вкладывают работники сельского хозяйства, в то, чтобы вырастить хороший урожай, чтобы домашние животные давали больше молока, мяса, яиц;  их труд  нелегок, отнимает много сил и времени.

В наши дни работникам сельского хозяйства  труд облегчает техника, в которой они должен хорошо разбираться. Ведь чтобы вспахать зем​лю для посева зерна, чтобы скосить сено на корм коровам, овцам и лошадям, нужно уметь обращаться со специальной техникой: тракторами, сенокосилками, комбайнами, поливочными машинами. Поэтому без специальных профессий в сельском хозяйстве не обойтись. Сегодня мы познакомимся с разными профессиями на селе.

Недавно на селе появилась новая профессия – фермер. Кто же такой фермер? Правильно, это человек, который владеет землей или арендует её, и занимается на ней сельским хозяйством. Фермер-это человек, который ведет хозяйство, снабжает людей овощами и фруктами, мясом и молоком. У фермера большое хозяйство: есть коровы, козы, овцы, свиньи, лошади, есть и домашняя птица. Фермеру нелегко управляться с большим количеством животных и птиц. Все члены его семьи трудятся с раннего утра и до позднего вечера. (Показывает иллюстрации с изображением колхозного двора). Работают в деревне люди, которые труда не боятся.

У фермера есть еще много земли. Эту землю пашет тракторист.

Тракторист-это рабочий управляющий трактором.

Одна из  главных профессий на селе - агроном.

Не застать весною дома

Днём и ночью агронома.

Дом его весной — поля,

Сева ждущая земля!

(Е. Санин)

Агроном-специалист сельского хозяйства, который знает все о растениях, как и когда, высаживать, поливать, удобрять. Агроном создаёт условия для жизни растений, регулирует водный, светотепловой и питательный режимы.

 

-Ребята, давайте отправимся в путешествие в село и сами станем трактористами, агрономами и фермерами.

Опыт «Посадка семян».

Так, как у нас нет тракторов, мы сами превратимся в тракторы. Давайте возьмем лопаточки и вспашем землю на нашем «поле».

А сейчас мы станем агрономами. Перед вами - коробочки с семенами. Давайте разберем их по сортам, а затем засеем наше «поле».

-Мы сейчас превратимся в фермеров, и я прошу вас помочь мне.

Как закончить эти предложения? Помогите, пожалуйста!

Д/и «Закончи предложение»: 

Хлеб пекут из (муки).

Пшеница растёт на….

Яйца несут…

Сметану делают из…

Сахар делают из…

-Кроме этих профессий есть и другие разные сельскохозяйственные профессии, такие как: свинарка,пастух,зоотехник и другие. О них мы поговорим в другой раз.

-Ребята, давайте с вами нарисуем  то, что больше всего вам запомнилось в путешествии.

Коллективная работа.

Какие вы сегодня молодцы потрудились на славу. Ребята, а как вы считаете, нужен ли труд фермера? Почему? Важен ли труд агронома? Нужен труд тракториста на селе? Почему?

Вот так, дети, и живут люди в деревне: кто-то ухаживает за животными. Кто-то работает на земле. Потом нужно убирать урожай и те продукты, которые получают от животных: мясо, яйца, молоко. Отвезти на молочные, консервные заводы, в город, чтобы мы с вами могли эти продукты купить в магазине. Работают в деревне люди, которые труда не боятся.

 

 

open-lesson.net

Увлекательное путешествие по сельскохозяйственным станциям -методическая разработка по профориентационной работе

Увлекательное путешествие  по сельскохозяйственным станциям

                                                     

Выполнила:  учитель биологии                                                                                                                                                                        

                                             Ермолаева Л. Н.

                                                          МБОУ «Питеркинская СОШ»

                                                          Красночетайского района ЧР

                                                         

Питеркино – 2012

Содержание

1.Введение

2.Цель

3.Задачи

      4.Основная часть

1 этап. Подготовка снаряжения.

            2 этап. Старт.

  1. этап. «Поехали».

5.  Станции:

                        «Агрономическая»

                        «Зоотехническая»

                        «Ветеринарная»

                        «Агроинженерия»

     6.  Прогнозируемые результаты.

     7.  Заключение

         Список литературы

         Приложения

       Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все

более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям  человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

В связи с этим огромное внимание необходимо уделить проведению целенаправленной профориентационной работы среди школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.

Цель:

- Оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора ими профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;

- Выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное

самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи:

- Формирование у школьников устойчивых интересов к профессиональной  деятельности;

- Получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;

- Оказание дополнительной поддержки учащимся, испытывающим затруднения при выборе профессии.

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\Введение

       Сегодняшняя ситуация в России, те проблемы, которые испытывают выпускники

общеобразовательной школы в профессиональном самоопределении, заставляют по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе. В феврале 2010 года, излагая содержание национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», президент РФ Д.А. Медведев отметил, что в 21 веке «…важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.

         Основой профессиональной ориентации сельских школьников является общеобразовательная подготовка в объеме средней общеобразовательной школы, политехническое и профессиональное обучение, в процессе которых учащиеся получают необходимые знания и умения, у них формируются понятия о едином народнохозяйственном комплексе страны, о роли сельскохозяйственного производства в жизни общества, о характере труда и основных профессиях сельскохозяйственного производства. Процесс обучения и воспитания сельских школьников должен быть органически связан с жизнью села, практикой земледельцев и животноводов. В старших классах сельской средней школы осуществляется профессиональное обучение по сельскохозяйственным профессиям, Это позволяет учащимся с раннего возраста познавать красоту сельскохозяйственного труда, полюбить землю и людей, работающих на ней.

        Большими возможностями для проведения профориентационной работы располагают уроки ознакомления с окружающим миром, трудового обучения, природоведения, чтения. Первоначальные знания, трудовые умения и навыки учащиеся углубляют и развивают в дальнейшем при обучении в последующих классах. Программы обучения в средних и старших классах предусматривают ознакомление школьников с техникой, технологией, экономикой и организацией сельскохозяйственного производства и его основными профессиями.

       Для успешного решения задач профессионального просвещения учащихся сельских школ необходимы: глубокое изучение природоведения, ботаники, зоологии, биологии; качественное выполнение работ, предусмотренных программой по сельскохозяйственному труду на школьном учебно-опытном участке, полях и фермах сельскохозяйственных предприятий; участие в общественно полезном, производительном труде, в работе кружков, в экскурсиях на сельскохозяйственные производственные предприятия, в научно-исследовательские институты, на опытные станции, во встречах с передовиками и новаторами сельскохозяйственного производства.

          Наряду с общими сведениями о состоянии и путях развития сельского хозяйства, получаемыми школьниками во время политинформаций, бесед, встреч, значительное место должно занять ознакомление с различными профессиями, особенно с теми, которые необходимы для данного экономического района. При этом важно разъяснить учащимся следующее: содержание труда, требования профессии к человеку и возможности творческого проявления личных качеств; условия труда, его организация и оплата.

           Школа является критически важным элементом в этом процессе.

Задача учителя – помочь учащимся найти себя в будущем, стать самостоятельными,

творческими и уверенными в себе людьми.

Каждый учащийся должен знать, зачем он учится. Результат образования – это не

только знания по определенным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной

жизни, использовать в дальнейшем обучении... Общеизвестно, что первая ступень подготовки будущего работника начинается со школьной скамьи. Именно здесь формируются взгляды на жизнь, осуществляется психологическая подготовка к труду.

          Для сельской школы вопросы профориентации имеют особую значимость.

Именно сельская школа долгое время была главным, если не единственным источником пополнения совхозов и колхозов квалифицированной  рабочей силой, при этом значительную часть своих выпускников она передавала в другие отрасли народного хозяйства. Значимость профориентации сельских школьников усилилась в период технического перевооружения сельского хозяйства.

          Часто, выбирая будущую профессию, молодые люди не задумываются о последующем трудоустройстве. И совершенно напрасно. Мало получить престижную профессию, главное, получить работу, соответствующую этой профессии. Таким образом, страна перенасыщена юристами, стоматологами и специалистами банковского дела. Зато, совершенно не хватает людей с рабочими профессиями. Никто не хочет работать столяром или каменщиком, сварщиком или слесарем. Все хотят управлять персоналом, а персонала не хватает. Ещё острее ситуация с кадрами обстоит в деревне. Совершенно никто не хочет быть агрономом или зоотехником. Фермерские хозяйства буквально на коленях просят молодёжь учиться необходимым профессиям.

 Сегодня, фермерские хозяйства совершенно по-новому работают, чем 20 лет назад. Если фермер занимается выращиванием овощей, то огромный участок работы, как правило, автоматизирован. Специалист лишь контролирует автоматику, делая необходимые замеры и записи. Естественно, работа в фермерском хозяйстве предполагает и ручной труд, но такая работа облагораживает человека. Современные хозяйства устанавливают теплицы из поликарбоната, в которых работать и приятно, и безопасно. Урожай в них растёт быстро и эффективно, что дополнительно радует человека, который в них работает.

        Да и тракторист сегодня уже не тот, что был прежде. Современный тракторист не ходит в грязной спецовке, а трактор не рычит на всю деревню. Фермерские хозяйства закупают современные импортные и отечественные трактора, на которых приятно работать – обслуживать поля, скот или теплицы. Новая техника редко ремонтируется и оснащена всеми необходимыми аксессуарами для нормальной работы. Это и кондиционер, и функциональная панель управления, и многое, многое другое.

       Даже доярки в современном хозяйстве не доят коров уставшими руками. Это делают специальные машины, а доярки лишь контролируют процесс, да следят за Бурёнками.

 Рабочие руки в деревнях, пока, есть. Но молодёжь уходит из деревни на учёбу и не хочет сюда возвращаться. Деревня скоро умрёт, если в ней не будет высококлассных специалистов. Получив аграрное образование, можно заниматься, практически, любой деятельностью, связанной с агропромышленным комплексом. Можно выращивать скот, птицу или ставить теплицы из сотового поликарбоната. Главное, не дать умереть деревне, которая кормит всю страну.

          Самое главное, что получив профессию, можно быть уверенным, что с трудоустройством не возникнет никаких проблем. Более того, если вы не возвращаетесь в родную деревню, а едите поднимать чужое хозяйство, вам обязательно предложат хорошие условия для жизни. Бесплатно получите дом и всё необходимое для ведения собственного приусадебного хозяйства.

            Такие же условия предлагаются и врачам, и учителям, которых тоже не хватает в сельской местности.

        Какую бы профессию вы ни выбрали, которая предполагает проживание и работу в деревне, что бы вы ни делали – разводили бы поросят, птицу или коров, вы будете чувствовать себя нужным человеком в нужном месте. А не получив диплом юриста, носить цемент и подавать кирпичи на стройке, потому что устроиться можно только подсобником.

Выбирая будущую профессию, всегда нужно обращать внимание на потребности рынка труда. Нет смысла получать профессию для галочки или потому, что престижно. Профессия должна быть интересной и приносить материальные блага, то есть, обеспечивать нормальную жизнь вам и вашей семье.

 «Тот, кто с детства знает, что труд есть закон жизни, кто смолоду

понял, что хлеб добывается только в поте лица, тот способен к подвигу,

потому что в нужный день и час у него найдётся воля его выполнить и силы

для этого» (Жюль Верн)

До начала мероприятия звучит песня «Деревенька моя» ( музыка Николая Кудрина, слова Владимира Гундарева)  (Приложение1)

Учитель:

-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие по сельскохозяйственным станциям. Вам было дано задание придумать название своей команды, у каждой команды должен быть девиз и эмблема. Но перед этим вы разделитесь на 2 команды. Команды должны придумать название своей команды, эмблему, девиз, приготовить сценку, связанную с сельским хозяйством. Первая команда: - «Аграномы», вторая – «Ветеринары». Наше путешествие будет проходить через различные станции.. На каждой станции вас ожидает масса интересных заданий. Нам предстоит стартовать с одной станции на другую станцию, но переход совершает та команда, которая успешнее справиться с заданием.

1 этап. Подготовка снаряжения.

Для того чтобы отправиться в увлекательное путешествие, вы должны запасаться знанием , умением , терпением.

Работа со словарем:

  1. Кто такой агроном? (Агроном (греч. agronómos, от agrós — поле и nómos — закон), специалист сельского хозяйства с высшим образованием, обладающий всесторонними знаниями преимущественно в области земледелия.
  2. Что такое зоотехния? (Зоотехния (от зоо… и греч. téchnē — искусство, мастерство), наука о разведении, кормлении, содержании и правильном использовании с.-х. животных для получения от них возможно большего количества высококачественной продукции при наименьших затратах…)
  3. Дать определение ветеринария? (Ветеринария (от лат. veterinarius — ухаживающий за скотом, лечащий скот).
  4.  Дети разучивают стихи,  подбирают пословицы и поговорки о труде.
  5.  Учащиеся пишут сочинение о профессии родителей, придумывают вопросы для гостей
  6.  Проводятся экскурсии на предприятия и учреждения, на которых трудятся родители учеников.
  7. Учитель готовит презентацию.
  8.  Подбирается музыкальное оформление.

2 этап. Старт. 

1 задание. Вам известно о существовании  разных видов сельскохозяйственных машин. И сейчас, вам предстоит сконструировать из бумаги сельскохозяйственную машину.  Для выполнения этого задания приглашаются по одному человеку из каждой команды.

(ведущий показывает рисунок с изображением  машины, а участникам этого конкурса вручаются бумаги).

3 этап. «Поехали».

-А теперь наши команды  могут стартовать.  И первая станция, на которой мы совершим  посадку -называется «АГРОНОМИЧЕСКАЯ». 

Как вы думаете, о какой профессии пойдет речь на этой станции? Правильно. Профессия – агроном. Кто такой агроном? Чем он занимается?  (Агроном – это человек, который работает в сельском хозяйстве. Он руководит людьми, которые занимаются выращиванием растений (зерновые, овощные культуры, планирует севооборот, подбирает сорта, руководит процессом ухода за растениями, следит за сроками обработки растений против вредителей).

           Профессия агронома очень древняя. Уже несколько тысяч лет назад люди Древнего Египта, Китая, Греции, Рима и Индии знали, как правильно нужно обрабатывать и облагораживать землю и выращивать различные сельскохозяйственные растения. Первыми агрономами являлись люди, которые занимались выращиванием дикорастущих растений с последующим их окультуриванием. За время развития сельского хозяйства специфика профессии агронома претерпела много изменений, но по сей день остаётся значимой частью науки выращивания культурных сельскохозяйственных растений.… Первым известным русским агрономом был Андрей Тимофеевич  Болотов (1738— 1833). Он разрабатывал новые приемы выращивания зерновых и овощных культур, картофеля, льна, и применял их на практике. (Приложение2)

Прежде чем мы отправимся дальше, на этой станции ы должны ответить на вопросы викторины.

1 задание:

1. Что влияет на количество и качество урожая? (Погодные условия, сорт растений, состав почвы, внесение удобрений, обработка от болезней и вредителей)

2. Назовите:

-  3 растения, которые выращивают для получения зерна (например: пшеница, овес, ячмень, рожь).

-  5 овощных культур например: (капуста, морковь, свекла, репа, редька)

3. Какой овощ называют вторым хлебом? (Картофель)

4. Где у картофеля находятся семена? (В зеленых шариках, которые находятся на верхушках побегов)

5. Назвать  на каждую букву слова «АГРОНОМ» слово, которое обозначает название фруктов или овощей (например: на букву А слово ананас, на букву Г – слово гречка, на букву Р – рис, на букву О – огурец, на букву Н – нут, нуга, на букву О – оливки, на букву М – морковь)

6. Что обозначает выражение «озимые посевы»? (Сеют осенью, под зиму)

7. Как вы считаете, агроному нужен транспорт? Почему? (Нужен. Он регулярно выезжает в поле, для проверки посевов).

2 задание:  из команды выбираются двое желающих.  Один человек должен изобразить любой вид транспорта при помощи движений, без слов. Задача второго человека угадать, что он показал.

Спасибо, ребята! Вы хорошо потрудились.

Все команды успешно справились с заданием, и мы можем продолжать путешествие.

2 станция - «ЗООТЕХНИЧЕСКАЯ»

 Как вы думаете, о какой профессии пойдет речь на этой станции? Правильно. Профессия – зоотехник. Кто такой зоотехник? Чем он занимается?  

Зоотехник - высококвалифицированный животновод. Обязанность специалиста зоотехнической службы - организовать, направить и проконтролировать работу трудового коллектива молочно-товарной фермы таким путем, чтобы обеспечить высокую продуктивность крупного рогатого скота.

Зоотехния  — наука о разведении, кормлении, содержании и правильном использовании сельскохозяйственных животных для получения от них возможно большего количества высококачественной продукции при наименьших затратах труда и средств.

1 задание.

До отправления на другую станцию, вы должны разгадать кроссворд.

        Ошибка! Ошибка связи.

1. Ценное органическое удобрение.

2. Дикий предок домашней коровы.

3. Дикий родственник домашней свиньи.

4. Животные, предназначенные для перевозки тяжестей.

5. Отрасль животноводства.

6. Отрасль животноводства.

7. Одна из основных отраслей сельского хозяйства, которая занимается разведением сельскохозяйственных животных.

8. Предки домашних кур.

2 задание Тест “Дикие и домашние животные” (ответы – устно)

Какое слово лишнее?

1. Курица, свинья, верблюд, таракан, утёнок.

 2. Курица, утка, гусь, воробей, индюк.

 3. Лошадь Пржевальского, гиракотерий, динозавр, человек.

 4. Топинамбур, волк, овца, слон, страус.

Ребята, продолжаем наше путешествие. Вас ждут на других станциях и другие задания.

3 станция - «ВЕТЕРИНАРНАЯ» 

История ветеринарии

Ветеринария – ветеринарная медицина (от лат.veterinaris – ухаживающий за скотом, лечащий скот) – область научных знаний и практической деятельности, направленных на борьбу с болезнями животных, охрану людей от зооантропонозов (инфекций общих для животных и человека), выпуск доброкачественной в санитарном отношении продукции и решение ветеринарно-санитарных проблем защиты окружающей среды.

          Ветеринарная помощь с элементами врачевания животных появилась в период их одомашнивания. Древнейшие сведения относятся к 4 в. до н.э. (Египет, Индия). Осуществлением ветеринарной помощи занимались пастухи, жрецы и скотоводы. В древней Греции животных лечили гиппиатры (от hippos – лошадь и iatros – врач), а иногда и медики. Ветеринария развивалась в Греции, Риме, арабских и других странах. В середине века ветеринарную помощь осуществляли владельцы животных, используя случайные, обычно народные средства. Во 2-ой половине 18 в. открываются ветеринарные школы во Франции, Германии, Австрии и др. странах. Ветеринарной помощью занимались специально обученные люди. В конце 18- начале 19 вв. появились первые издания по ветеринарии.

             Во главе советской школы стояли такие ученые, как К.И.Скрябин (гельментология), С.Н.Вышелесский (эпизоотология), А.Ф.Климов (анатомия животных), К.Г.Боль и Н.Д.Балл (паталогическая анатомия), Н.А.Сошественский (фармакология), Л.С.Сапожников и Б.М.Оливков (хирургия) и многие другие.

          Современная ветеринария объединяет три условно выделенные группы дисциплин. Ветеринарно-биологические – изучающие строение и жизнедеятельность здорового и больного организма, возбудителей болезней, влияние на организм лекарственных средств.

Продолжаем конкурс и проведем экзамен-загадку  для капитанов команды.

Кто ни в жару, ни в стужу

 Не снимает шубу?

 (Баран)

Работящие зверьки

Строят дом среди реки.

Если в гости кто придет,

Знайте, что из речки вход!

(Бобры)

 Маленький рост, длинный хвост,

 Серая шубка, острые зубки.

 (Мышка)

Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

(Медведь)

 Хвост пушистый, мех золотистый,

 В лесу живёт, кур в деревне крадёт.

 (Лиса)

Заворчал живой замок,

 Лёг у двери поперёк.

 Две медали на груди.

 Лучше в дом не заходи!

(Собака)

2 задание для всей команды:

На этой станции много деревень. Первая деревня «Почемучек?». В этой деревне все задают друг другу  очень много вопросов: «Почему?», «Кто и что?», «Куда и как?».

У нас есть ребята, которые  помогут  ответить на многие  вопросы. ( каждой команде по три вопроса).

Веселые шутливые вопросы о животных

1. Почему корова ложится?

Ответ: Потому что не умеет садиться.

2. Один глаз, один рог, но не носорог.

Ответ: Корова из-за угла выглядывает.

3. Ворона летит, а собака на хвосте сидит. Может ли такое быть?

Ответ: да, собака сидит на своем хвосте.

1. Чем лошадь отличается от иголки?

Ответ: на иголку сначала сядешь, потом подпрыгнешь, а на лошадь сначала подпрыгнешь, потом сядешь.

2. Почему петух, когда поет, закрывает глаза?

Ответ: Хочет показать, что знает наизусть.

3. Может ли страус назвать себя птицей?

Ответ: Нет, он не умеет говорить.

Учитель: ребята, вы прекрасно справились с заданиями, а теперь в путь и остановимся на станции

«Агроинженерия»

Ещё в далёком прошлом человек, чтобы сорвать с высокого дерева фрукт, взял в руки палку. С этого момента получило своё развитие изобретение человеком орудий труда. Так, для возделывания земли человек придумал плуг, соху и косулю. Развитие экономики потребовало создание новых технологий для сельскохозяйственного производства. Поэтому появилась необходимость в агроинженерах, которые разрабатывали и внедряли в практику новые технологии производства, технику или аппаратуру.

Ребята, смотрите внимательно,  сколько здесь невиданных животных !  Мы, наверное, попали  в страну незнаек. Чья команда быстрее и правильнее определит этих животных.

1 задание. Определить животных:

               

           

2 задание.Перед нами страна незнаек, но город «СЛОВОГРАД». В этом городе живут любители и знатоки русского языка. Из слова «Агроинженерия» составить как можно  больше слов.

Подведение итогов. Ребята, в какой стране вы сегодня побывали? (В стране профессий). С какими профессиями познакомились? (Ответы детей) Вы думали над вопросом «Кем станете в будущем?» Опрос детей, кем они хотят стать?.. Подведение итогов игры-путешествия.  

В конце мероприятия можно посмотреть инсценировку о растениях. (Приложение 3)

Прогнозируемые результаты.

-учащиеся будут:

-знать о существующих профессиях

-расширять общий кругозор

-проявлять интересы и склонности к определённым профессиям

учащиеся будут воспитывать в себе:

-трудолюбие, целеустремлённость

-уважение к людям трудовых специальностей

-ответственное отношение к порученному делу

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         В настоящее время в нашей стране, в условиях бурного научно-технического и социального прогресса на одно из первых мест выдвигается проблема подготовки и воспитания всесторонне развитого человека, труженика, способного в условиях возрастающего материально-технического уровня производства работать с максимальной пользой для общества.

       В решении этой задачи важное место принадлежит профессиональной ориентации молодежи -- системе государственных, психолого-педагогических и медицинских мероприятий, помогающих человеку, вступающему в жизнь, научно обоснованно и осознанно выбрать профессию в соответствии со своими личными интересами и способностями и с учетом потребностей общества. Осознанный выбор профессии -- одно из важнейших условий развития самой личности молодого человека, возможности проявления им в полной мере своих способностей. Правильно выбранная молодым человеком профессия позволяет ему занять именно свое место в профессиональной структуре общества, с наибольшей эффективностью (материальной и моральной) применять свои знания, умения и навыки.

      Работа по профессиональной ориентации в школе проводится начиная с младших классов. Школа обеспечивает высокий уровень общего образования учащихся, воспитывает у них моральную готовность трудиться, формирует начальные трудовые и профессионально важные навыки, т. е. создает основу для сознательного выбора профессии. В профориентационной работе активное участие принимают родители, работники различных отраслей народного хозяйства, средства массовой информации.

      Наибольшими возможностями подготовки учащихся к выбору профессии располагает трудовое обучение. Именно на уроках трудового обучения у школьников формируются первоначальные трудовые и некоторые профессиональные умения и навыки, проверяется практическая пригодность к тому или иному виду трудовой деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Батышев С.Я. Подготовка рабочих кадров. М.: Экономика, 2004.

2. Йовайша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. М.: Педагогика, 2003.

3. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 2004.

4. Профессиональная ориентация учащихся / А.Д. Сазонов, В.Д. Симоненко, В.С. Аванесов, Б.И. Бухалов; Под ред. А.Д. Сазонова. М.: Просвещение, 2001.

Приложение1  

Деревенька моя

Деревня моя, деревянная, дальняя,

 Смотрю на тебя я, прикрывшись рукой.

 Ты в лёгком платочке июльского облака,

 В веснушках черемух стоишь над рекой.

 Родная моя деревенька-колхозница

 Смущённой улыбкой меня обожгла,

 К тебе моё сердце по-прежнему просится,

&nb

nsportal.ru

Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с трудом фермера «Сельскохозяйственные профессии»

Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с трудом фермера «Сельскохозяйственные профессии»

Автор:Соловьева Екатерина Дмитриевна

Продолжительностьпроекта: Краткосрочный

12 мат 2018 года – 16 март 2018 г.

Видпроекта: познавательный, информационный, групповой.

Участникипроекта: Дети старшей группы «Лягушата», воспитатели, родители.

Возраст детей: 5-6 лет

Проблема, значимая для детей:

Так как дети проживают в городе, они не имеют возможности понаблюдать засельскохозяйственными работами, а также не имеют представления о сельских профессиях, поэтому было принято решение расширить знания детей о сельском хозяйстве.

Цели и задачи:

Цель – расширять и систематизировать знания детей о сельскохозяйственных профессиях. Закрепить знание детей о домашних животных.

Задачи:

1. Формирование у детей старшего дошкольного возраста позитивных установок к сельскохозяйственному труду,

2. Воспитание интереса и уважения к профессиям -доярки, пасечника, тракториста, агронома специфике их работы, выполняемым ими трудовыми навыками.

3. Развитие у детей трудовой деятельности.

Деятельность педагогов:

1. Составление конспектов занятий по ознакомлению детей с сельскохозяйственными профессиями.

2. Изготовление наглядного пособия для детей

3. Подборка мультфильмов по заданной теме: Веселый огород, приключение огуречка, ослик огородник, фунтик и огурцы, вершки и корешки.

4. Подбор стихотворений, поговорок, пословиц о труде взрослых.

5. Подбор художественной литературы для чтения детям

Деятельностьдетей:

Беседы, занятия, конкурсы, сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы, конструирование, просмотр видеофильмов по теме.

Деятельность родителей:

Консультации для родителей: «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей: «Какой труд доступен детям»

Совместная деятельность родителей и детей: выставка рисунков «Землю красит солнце, а человека — труд».

3. Участие в викторине: «Труд – основа жизни».

Прогнозируемые результаты работы:

• сформированность у детей знания о профессиональной деятельности взрослых, умение использовать данные знания в самостоятельной игровой деятельности: умение комбинировать свои непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, картин, фильмов о жизни фермеров;

• сформированность предпосылок ранних профориентационных склонностей;

• у детей сформировались позитивные установки к сельскохозяйственному труду.

Проведенная работа позволит подвести детей к важному выводу: правильный выбор профессии определяет жизненный успех. Хорошая работа, интересная профессия – великое благо, им следует дорожить.

www.prodlenka.org

Конспект занятия «Сельскохозяйственные профессии» средняя группа

Конспект занятия «Сельскохозяйственные профессии» средняя группа

закрепить с детьми названия сельскохозяйственных профессий

расширять знания о труде в деревне;формировать нравственные качества личности ребенка: самостоятельность, уважение к труду, патриотизм;

развивать речь, обогащать словарь детей

продолжать развивать память, внимание, мышление

развивать познавательный интерес воспитывать любовь к природе

воспитывать уважение к людям труда

воспитывать интерес к рабочим профессиям

воспитывать интерес к коллективной работе..

Предварительная работа: Беседы и чтение художественной литературы про сельскохозяйственные профессии, рассматривание альбомов о профессиях,

-Ребята, почти каждый из вас отдыхал летом в деревне. Дышали свежим воздухом, купались в речке, собирали ягоды, грибы. По утрам пили свежее парное молоко, ели домашнюю сметану, сыр, творог. Но никогда мы с вами не задумывались, откуда же берутся эти продукты?

Давным-давно люди научились не просто охотиться на животных, а специально разводить их. Называется такое занятие сельским хозяйством. Работникам сельского хозяйства нужно много знать о растениях и животных, уметь правильно их выращивать и ухаживать за ними. Но главное ребята то, что больше всего на свете нужно любить землю. Без этого не добиться хороших результатов.

Очень много труда вкладывают работники сельского хозяйства, в то, чтобы вырастить хороший урожай, чтобы домашние животные давали больше молока, мяса, яиц; их труд нелегок, отнимает много сил и времени.

В наши дни работникам сельского хозяйства труд облегчает техника, в которой они должен хорошо разбираться. Ведь чтобы вспахать землю для посева зерна, чтобы скосить сено на корм коровам, овцам и лошадям, нужно уметь обращаться со специальной техникой: тракторами, сенокосилками, комбайнами, поливочными машинами. Поэтому без специальных профессий в сельском хозяйстве не обойтись. Сегодня мы познакомимся с разными профессиями на селе.

Недавно на селе появилась новая профессия – фермер. Кто же такой фермер? Правильно, это человек, который владеет землей или арендует её, и занимается на ней сельским хозяйством. Фермер-это человек, который ведет хозяйство, снабжает людей овощами и фруктами, мясом и молоком. У фермера большое хозяйство: есть коровы, козы, овцы, свиньи, лошади, есть и домашняя птица. Фермеру нелегко управляться с большим количеством животных и птиц. Все члены его семьи трудятся с раннего утра и до позднего вечера. (Показывает иллюстрации с изображением колхозного двора). Работают в деревне люди, которые труда не боятся.

У фермера есть еще много земли. Эту землю пашет тракторист.

Тракторист-это рабочий управляющий трактором.

Одна из главных профессий на селе - агроном.

Не застать весною дома

Днём и ночью агронома.

Дом его весной — поля,

Сева ждущая земля!

(Е. Санин)

Агроном-специалист сельского хозяйства, который знает все о растениях, как и когда, высаживать, поливать, удобрять. Агроном создаёт условия для жизни растений, регулирует водный, светотепловой и питательный режимы.

infourok.ru

Профориентационное занятие на тему "Профессии сельскохозяйственного направления"

Разделы: Школьная психологическая служба

Цели:

  • расширить представления учащихся о профессиях сельскохозяйственного направления; 
  • коррегировать логическое мышление на основе анализа и синтеза посредством упражнения «Реклама профессий»;
  • воспитывать положительную мотивацию к профессиям сельскохозяйственного направления.

Оборудование: презентация, мультимедийное оборудование, овощи, шишки, корзиночки, фотографии детей на пришкольном участке, деформированные тексты, ватман, ножницы, фломастеры.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Вводная часть

Организационный момент

– Здравствуйте, уважаемые телезрители! – В эфире начинает работу «Профессиональный канал». И я его ведущая – Мария Викторовна. – Я приветствую участников и гостей. – Уважаемые гости, участниками нашей передачи «Профессиональный канал» являются учащиеся 9 классов «Илирской школы-интернат», которым предстоит сделать трудный, но правильный выбор, выбор профессии, который определит их дальнейшую судьбу.

Тема и цель занятия

– Как не ошибиться с выбором профессии? – Как найти достойную работу? – Где я могу реализовать свои профессиональные качества? – Расскажем о профессиях сельскохозяйственного направления. – Это и многое другое. – Но не менее полезное вы узнаете на нашем... – «Профессиональном канале».

Знакомство с темой и целью занятия

– А сейчас послушайте, пожалуйста, содержание нашего разговора на сегодняшней встречи. – Через несколько минут на нашем канале для вас рубрика «Новости». – Затем вашему вниманию рубрика «Профессия». В этой рубрике я расскажу о профессиях сельскохозяйственного направления. – Далее для вас в эфире развлекательная рубрика «Музыкальная пауза». – Интересную и полезную информацию вы получите, просмотрев рубрику «Реклама профессии» – По окончании передачи рубрика «Куда пойти учиться». Итак, начнём.

II. Основная часть

1) «Новости»

– Итак, на нашей передачи рубрика «Новости». Я совместно с классными руководителями школы изучили профессиональные интересы  ребят разных классов школы. И что же у нас получилось? – Учащиеся с пятого по седьмой класс хотят быть воспитателями, милиционерами, чтобы навести порядок, учителями; чтобы всех учить, фотомоделями, певицами и бизнесменами. По результатам анкетирования восьмиклассники хотят стать каменщиками, плотниками, малярами, рабочими по уходу за животными. У учащихся 9 классов на первое место по престижности выходят такие специальности, как, каменщик, штукатур-маляр, слесарь, плотник, столяр. Рубрика «Новости» подошла к завершению, и мы переходим к следующей рубрики «Профессия»

2)  Рубрика «Профессия»

В вашей жизни наступил ответственный этап выбора будущей профессии. Все мы знаем, что профессий очень много и определиться вам в своем выборе задача очень трудная. И поэтому нам, сегодня хотелось поговорить о профессиях сельскохозяйственного направления. Какие профессии сельскохозяйственного направления вы уже знаете? Посмотрите, какое множество профессий! Все ли профессии знаем? Мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий и специальностей. – А сегодня нам хотелось бы рассказать о профессиях овощевода и цветовода. – Что эта за профессия? – Какую работу выполняет овощевод и цветовод? Давайте, внимательно посмотрим.

Рассказ о профессиях овощевода и цветовода

Слово овощевод – состоит из двух слов: овоще и вод. Овоще понятно. Какое слово можно подобрать к слову «вод»? – (К слову «вод» можно подобрать слова – водить, разводить). Значит овощевод – это человек, который разводит, выращивает разнообразные овощные культуры. А теперь на примере овощевода давайте разберем слово цветовод. Слово цветовод из скольких слов состоит? (слово цветовод состоит из двух слов) Из каких слов? (слово цветовод состоит из слов «цвето» и «вод»). Какие слова можно подобрать к слову «вод» – разводить. Тогда цветовод, это кто? (цветовод – это человек, который разводит цветы). Чем же занимается овощевод? Надо рыхлить почву, пропалывать посадки, подсыпать грунт, работать с удобрениями, подготавливать семена овощных культур к посеву и высеивать их овощными сеялками или вручную, собирать урожай, подвозить овощи к месту укладки и укладывать, подготавливать их для первичной обработки и хранения. В профессии овощевода выделяют две специальности:

– овощевод открытого грунта – овощевод закрытого грунта

Овощевод открытого грунта это человек, который работает под открытом небом: в поле, и на грядках. А овощевод закрытого грунта – это человек, который работает в теплицах, в парниках. Чтобы стать настоящим профессионалом, овощеводу  нужно иметь много качеств, начиная от физической выносливости и ловкости до ответственности и терпения.

Вы узнаете: особенности сортов овощных культур; виды удобрений и способы их внесения в почву; условия и способы хранения овощных культур.

Вы научитесь: хорошо разбираться в свойствах семян, подготавливать семена к посеву; выращивать рассаду; бороться с сорняками и вредителями овощных культур.

Свои знания вы можете применить: работая в теплицах, на фермерских хозяйствах; будучи хозяйкой своего дома – вырастить овощные культуры по всем правилам науки.

Я предлагаю вам посмотреть небольшой фильм о профессии овощевода.

3) Фильм о профессии овощевода

Вы посмотрели фильм. Ребята, про овощевода, какого грунта открытого или закрытого говорилось в фильме?

Творческим натурам подойдет работа цветовода, которая состоит в выращивание цветов. Они участвуют в планировке зеленых насаждений, делают гряды, рыхлят почву, вносят удобрения. Когда посеяны семена или высажена рассада, почву снова рыхлят, уничтожают сорняки, поливают, удобряют. Чтобы придать растению определенную форму, его прищипывают и пасынкуют. Для сохранения четкого рисунка клумб и газонов их подстригают, прореживают, срезают отцветшие соцветия, подвязывают к колышкам хрупкие растения.

4) Основными качествами, которыми должен обладать цветовод:

  • Цветовод должен обладать хорошо развитой зрительной памятью и воображением, ведь ему нужно помнить сотни образов и оттенков цветов и запахов.
  • Чтобы создать ансамбль из растений, он должен различать их тончайшие цветовые оттенки.
  • Хороший глазомер помогает планировке посадок, устройстве клумб.
  • Выбирать эту профессию можно людям, любящим природу и обладающим хорошим эстетическим вкусом.

Вы узнаете: особенности цветочных растений; условия произрастания и правила оформления территорий; сроки проведения и технику выполнения работ по выращиванию цветочных растений.

Вы научитесь: выполнять основные работы по подготовке почвы для посева и посадки цветочных растений; подготавливать к посеву семена цветочных культур; озеленять усадьбу, двор, комнату, квартиру.

Цветоводы работают в теплицах, питомниках и на опытных участках, в парках, скверах. Профессия цветовода связана еще с одной профессией. А какой вы знаете. Еще в 8 классе вы изучали элективный курс, который вам помог в оформлении ваших пришкольных участков. Что это за курс? (Это курс называется «Основы ландшафтного дизайна»), а профессия ландшафтный дизайнер. – В нашей школе проходит каждый год конкурс «Как прекрасен мир», где все мы становимся с вами цветоводами. – Где вы высаживаете свои цветы? – Вы красиво оформляете свои участки, ухаживаете за ними в течении всего лета. – Посмотрите, немножко на экран. Мне хочется вам напомнить какими прекрасными цветоводами мы с вами являемся. – Давайте, немного вспомним. – О каких профессиях мы сейчас говорили? – Итак, поговорим о профессии овощевод.– Какую работу выполняет овощевод? – Какие специальности входят в профессию овощевода? – Какими профессиональными качествами он должен обладать? – Зачем нужна физическая выносливость? – А какую работу выполняет цветовод? – Какими профессиональными качествами цветовод должен обладать? – Заинтересовали ли Вас профессии овощевода и цветовода? Почему?

Вывод:  Хорошо, молодцы, правильно ответили на вопросы, определили какую работу, выполняет овощевод и цветовод, определили их профессиональные качества.

– Но нам необходимо продолжить дальше. – На этом наша рубрика «Профессия»  заканчивается.

5) Развлекательная рубрика «Музыкальная пауза» (дети исполняют частушки о профессиях)

– После нашей содержательной беседы мы вам предлагаем немного отдохнуть. Сейчас, дорогие ребята. Объявляется музыкальная пауза. Наши девушки из 9 классов приготовили частушки.

Мы, Илирские девчата, Очень весело живем. И сейчас мы вам со сцены Про профессии споем…

Профессий много есть на свете, Но мы выбрали лишь ту, Что всех старше на планете, Посвятив себя труду!

Во саду  и в огороде Поработать я люблю! То цветочки сажаю То картошечку рыхлю!

Мы пололи сорняки, Не боясь колючек, Среди нас, поверьте нет Нежных белоручек.

Я люблю сажать картошку, И другие овощи. Посажу горох, капусту И не надо помощи.

Украшаем  школу мы, Садим мы одни цветы. Стала школа, как невеста, Несказанной  красоты.

Мы пропели вам частушки, Как мы здорово живём. Любим мы друзья трудиться, О профессиях поём.

III. Заключительная часть

– А сейчас на нашем канале рубрика «Реклама профессий». – Конечно, выбрать свое место в мире профессий – непросто. Это сложная проблема для многих молодых людей. Не все ребята знают о профессиях овощевода и цветовода, им необходимо помочь в этом. Для этого необходимо прорекламировать данные профессии. В помощь вам даются конверты. В них деформированные тексты о профессиях, необходимо составить связный рассказ о профессии. Учащиеся 9 «а» класса расскажут о профессии цветовода. Учащиеся 9 «б»  расскажут о профессии овощевода. Все профессии представлены. Спасибо участникам!  Молодцы!

Рубрика «Куда пойти учиться»

– А сейчас на нашем канале  рубрика «Куда пойти учиться». – Получить профессию овощевода вы можете в профессиональных училищах Иркутской области. Таких училищ – 4:

  • Профессиональное училище  №51 п.Кильметей Зиминский район
  • Профессиональное училище №  п.Центральный Хазан Зиминский район
  • Профессиональное училище №с.Кутулик Аларский район
  • Профессиональное училище №55 п.Железнодорожный Усольский район.

На базе этих училищ созданы все условия для получения теоретических и практических знаний. К большему сожалению эти училища не готовят на профессию цветовода. Но приобретенные знания в стенах школы вам пригодятся  в оформлении своего участка и уюта в вашем доме. После окончания обучения студентам предоставляется возможность пойти работать, устроиться на работу.

По последним данным Иркутской области существует много фермерских хозяйств, которые нуждаются в работниках сельскохозяйственного направления. На территории Иркутской области находятся 2 крупных фирмы. Это ЗАО «фирма Ангара» г.Усть-Илимск, и ООО «фирма Пурсей» г. Братск. А также более мелкие, такие как индивидуальный предприниматель Поташов С.А. с. Александровка, индивидуальный предприниматель Яковеня В.В. с. Гуран. Главной деятельностью фирм является овощеводство и растеневодство (выращивание овощей разных культур и цветов как комнатных так и для открытого грунта). На этом рубрика «Куда пойти учиться» закончилась.

Подведение итогов

– Дорогие друзья! Наша передача заканчивает свою работу. – О каких, профессиях мы говорили? – Как вы считаете, пригодятся ли вам полученные знания?

Рефлексия «Урожай собирай»

– Для каждого овощевода и цветовода важен, какой он урожай соберет. Вот мы сейчас будем собирать наш урожай вот эти корзиночки. – Если у вас появилось желание получить профессии сельского хозяйства, выбираем любой овощ и складываем вот эту корзиночку. – Если  нет, то шишку.

Подсчет результатов.

– Скоро дорогие ребята вы закончите школу и перед вами станет сложный выбор профессии. Я хочу, чтобы вы выбрали  именно ту, которая приносила бы вам удовольствие. Думаю, что выбирая профессии сельскохозяйственные не пожелаете. Вам,  безусловно, пригодятся знания, полученные на наших занятиях в вашей самостоятельной жизни.

– Поблагодарим наших гостей. – До новых встреч!

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Проект по теме Сельскохозяйственные профессии

Образовательный туристический маршрут в СПК «Гридино» Красносельского муниципального района«Труд людей в сельском хозяйстве».Цель: Познакомить учащихся с трудом людей на сельскохозяйственном предприятии. Задачи: 1. Воспитывать уважительное отношение к людям труда.2. Формировать у младших школьников ценностное отношения к труду, понимать его роль в жизни человека и в обществе.3. Развивать и обогащать словарный запас учащихся.4. Повторить Правила дорожного движения.5. Соблюдать правила безопасного поведения во время экскурсии на сельскохозяйственное предприятие.6.Способствовать освоению простых туристических умений и навыков: двигаться группой и парами.

2. Предварительная работа.1. Беседа о туристах, правилах поведения на экскурсии.2. Работа со словарём: агроном, зоотехник, сельское хозяйство, животноводческий комплекс.3. Просмотр презентации «Как хлеб на стол приходит».

Схематическая карта маршрута: Гридинская ООШ, весовая, силосные ямы, ферма, помещение для телят, Гридинская ООШ

Программа маршрута: встреча с агрономом Смирновой К.С., встреча с зоотехником Буриковой Е.Л.

Анкета участника конкурса на лучший образовательный туристический маршрут в Красносельском муниципальном районе.

Наименование маршрута «Труд людей в сельском хозяйстве».НовизнаПротяженность маршрута – 2 км, начало и конец маршрута – Гридинская ООШ.Способ передвижения – пешеходный.Номинация – профориентационный.Сезонность функционирования маршрута – круглогодичный.Целевая аудитория – учащиеся общеобразовательных школ.Условия проведения – специальная экипировка и снаряжение не требуется.Количество туристов в группе – до 12 человек.Наличие пунктов питания – нет.Описание объектов и мероприятийЦена – бесплатно.Условия на маршруте для разных социальных группКартосхема«Портфель экскурсовода»: рассказ агронома, рассказ зоотехника, фотографии.Паспорт маршрутаАпробированность маршрута – учащиеся 3 класса Гридинской ООШ

Рассказ агронома Смирнов

univerfiles.com