Проблемы трудоустройства молодых специалистов после окончания ВУЗа. Проблемы трудоустройства молодых специалистов в россии


Проблема трудоустройства молодых специалистов | Статья в журнале «Молодой ученый»



В фокусе статьи анализ проблемы трудоустройства на рынкетруда выпускников вузов России и эффективностьпрофессиональной ориентации молодежи на рынке труда.

Ключевые слова: выпускники вузов, профессия, трудоустройство, занятость, профессиональная ориентация.

The focus of this article analysis of problems of employment on the labour Rinke graduates of Russian universities and the effectiveness of professional orientation of youth in the labour market.

Keywords: graduates, profession, employment, employment, vocational guidance.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что в нынешних современных условиях ориентации молодежи на российском рынке труда направлены на приоритетное инновационное формирование и развитие конкурентоспособности не лишь отдельных социальных групп, но, в первую очередь, каждой личности, карьерные стратегии молодежи непосредственно оказывают влияние на последующее трудоустройство.

В условиях формирования рыночных взаимоотношений в России все более важное место занимает карьера, которая позволяет на уровне организации более полно раскрывать и использовать профессиональный потенциал работников, а специалисту дает возможность удовлетворить профессиональные и социальные потребности. В настоящее время в социально-экономической деятельности индивида на первый план выходит его конкурентоспособность на рынке труда, продвижение по ступеням профессиональной, должностной, статусной иерархии. Основным фактором успешности жизни становится достижение индивидом высокого положения в обществе и профессиональное карьерное становление. Карьера в настоящее время, является показателем профессионального успеха и стабильного социального статуса в современном обществе. Карьера рассматривается как процесс самореализации человека в профессиональной деятельности, процесс развития его знаний, навыков и личностных качеств, приводящих к переходу к новому социальному и профессиональному статусу. Изучение методологических и организационных основ планирования карьеры позволяет разработать этапы планирования карьерного становления работника с учетом мотивации и возрастных особенностей личности. Самоуправление карьерного развития выпускника вуза рассматривается как постоянный процесс самореализации и самообразования. Самопланирование как функция управления карьерой дает возможность увеличить эффективность применения личностных источников, ставит задачу подъема профессионализма в процессе беспрерывного профессионального обучения. Алгоритмы успешного самоуправления карьерой способствуют достижению жизненной и профессиональной цели молодого специалиста. Характеристика потенциального работника, обладающего потенциалом профессионального карьерного роста, представлена с точки зрения профессиональных ресурсных возможностей, психофизиологических способностей и вероятности развития личностных качеств. Мы убеждены, что раскрытие и развитие карьерного потенциала профессионального роста и дальнейшее целенаправленное и последовательное самоуправление карьерного развития гарантирует успешный карьерный рост. Решающее значение придаем системообразующим условиям успешности карьерного развития специалиста любой сферы. На основе изученных организационных основ планирования карьеры у молодежи в различных сферах раскрываются этапы карьерного становления их как работников, алгоритмы самопланирования карьеры специалиста, характеристика работника, обладающего потенциалом профессионального карьерного роста, гарантирующее успешное карьерное продвижение.

На основании вышесказанного, следует отметить то, что молодое поколение в достаточной степени не владеет, или не желает иметь знания о нынешнем рынке труда, о правилах поведения на рынке труда, слагаемых построения эффективной профессиональной карьеры о собственных обязанностях и правах в области трудовых взаимоотношений. Потому она не способна быть субъектом на рынке труда и конкурировать.

Поэтому стратегически важной задачей современной социальной политики нашего государства является поддержка и социальная защита студенческой молодёжи. Особенно это касается вопроса обеспечения трудоустройства и занятости выпускников разноуровневых учебных заведений, который особенно остро встаёт в последнее время ввиду того, что в общей структуре всех российских безработных по данным Роструда в 2015 году было зарегистрировано 30,5 % молодых людей в возрасте от 15 до 29 лет. [1] В указанной категории граждан именно выпускники максимально подвержены риску нетрудоутройства. И это лишь официальная статистика выпускников обратившихся в социальные службы и ставших на учёт.

http://cdn.vedomosti.ru/image/2015/8c/1bv2b2/fullscreen-1q13.png

Рис. 1. Уровень безработицы по возрастным группам, в % от общего числа экономически активного населения [2]

За истекший 2015 год у выпускников только добавилось проблем с получением первого опыта профессиональной деятельности и трудоустройством. До 1 января 2015 года в нашей стране было чуть более 300 тысяч безработных в возрасте от 15 до 29 лет. Однако за первое полугодие на трудовых биржах зарегистрировано ещё около 1 млн представителей данного поколения. При этом из числа всех выпускников вузов и колледжей, обратившихся за помощью в соответствующие службы, работу смогли получить только лишь 30 %. Настолько удручающая ситуация требует комплексного и системного подхода к решению данной проблемы.

Проблемы трудоустройства выпускников ВУЗов в России актуальна из-за трудностей молодого специалиста получить должность по различным причинам: отсутствия опыта работы по специальности, недостаточной активность самого выпускника, ошибочный выбор профессии, в итоге приобретение не востребованной или слишком востребованной специальности, которые в свою очередь характеризуются низким или высоким уровнем спроса на рынке труда на соответствующую профессию.

Рассмотрим проблемы трудоустройства выпускников, существующие сегодня и оказывающие максимальное влияние на трудовую деятельность молодёжи с точки зрения анализа системы «ВУЗ-Выпускник-Работодатель-Государство». На наш взгляд в обозначенной системе нами представлены 4 базовые взаимодействующие стороны, которые должны быть заинтересованы в реализации выпускниками полученных профессиональных знаний и навыков.

Рассмотрим обозначенную систему подробнее во взаимодействии её компонентов.

Итак, в свете современных аспектов развития образования карьерные стратегии молодежи проявляются в учебном (приоритете самостоятельного написания диплома, повышение своих знаний, отсутствия списывания, отсутствия прогулов занятий), научно-исследовательском (авторских работах, добросовестности в проведении экспериментальных исследований), профессиональном (отсутствии инертности в трудоустройстве), общественном (наличии отчетливой гражданской позиции), индивидуальном, семейно-бытовом плане и т. д. А так же обуславливается активным формированием и трансформацией рынка труда. На особом счету пребывает в этом отношении молодое поколение, выступая особенной группой населения. Данная группа выделяется специфической способностью относительно быстро адаптироваться к переменам во внешних условиях. Это умение дает возможность молодежи не только заимствовать опыт старших поколений, но и лично активно воздействовать на модернизацию сообщества.

Следовательно, на основании актуальности данного вопроса и возникает необходимость в исследовании основных факторов оказывающих влияние при выборе последующей профессии, тенденций рынка труда молодежи и на их основании выявлять проблемы. Анализировать именно карьерные стратегии молодежи и рынок труда России целесообразно потому, что он располагает огромным потенциалом для расширения рыночных взаимоотношений, соответственно, открывает большие перспективы для исследования и изучения разнообразных секторов занятости молодого поколения.

Завершив обучение молодые люди, сталкиваются с многообразием профессиональных ориентиров. Незанятость оказывает негативное воздействие на социально-психологическое состояние и становление молодежи и зачастую является основанием к трансформации суждения о труде как возможность собственной самореализации, а сам процесс обычной социализации фактически нарушен [4].

Большая часть молодых специалистов не наблюдают собственных перспектив воздействия на социальные процессы, воздерживаются от участия в разрешении социальных трудностей. Тем не менее, общее направление социальной интеграции молодежи обусловливается степенью ее включенности в социальные структуры и критерием внутренней самоидентификации через освоения ценностей и норм сообщества.

На наш взгляд, способствование формированию молодежных инициатив, использование результативных способов работы приводит к интересным последствиям.

Предположим, в определенной деятельности, учитывая добровольное участие молодежи, получается, разрешать колоссальные задачи: осмысление целостности мира человека и природы; развитие установки воспринимать самого себя через восприятие другими; уважительное взаимоотношения к другой культуре; формирование разумных нужд, реализация себя, как личности.

Необходимо подчеркнуть, что квалификационный и образовательный уровни как стратообразующие факторы обладают значением только при установленных условиях, которые способствуют обретению высоких статусных позиций и восходящей социальной мобильности. Это сопряжено, как отмечают социологи [3], с понижением престижности и «доходности» ряда специальностей. Данное обстоятельство, тем не менее, не обозначает понижения престижности и «доходности» квалифицированного труда в целом, а подтверждает только о замене приоритетов касательно профессий.

Тем не менее, присутствует проблема, сопряженная с риском, его характером и источниками. Начальный риск присутствует еще при выборе профессии. На первый взгляд, такого типа риск обладает индивидуальным характером, но в действительности сопряжен с динамикой всей финансовой системы. Подобный тип риска обоснован незанятостью населения, а не понижением активности субъекта рынка труда из-за неверного избрания профессии (типа занятия), не отвечающей в дальнейшем его индивидуальным психологическим особенностям. Вид риска, формированный безработицей, считается самой специфической характерной чертой всей действующей хозяйственной инфраструктуры и имеющейся системы профессионального образования, которые образуют зону московского молодежного рынка труда. Проблема заключается в том, что уменьшается активность субъектов системы профессионального образования в связи с утратой социального заказа на их выпускников.

Поскольку проблема эта как самого выпускника, так и Вуза, который обучает не конкурентоспособным профессиям, предприятия

Необходимо отметить, что в критериях глубокой отраслевой модификации и изменений в экономике достаточно сильно увеличивается необходимость в профессиональной переориентации и переквалификации, вследствие которой нетрудоустроенными смогут стать и сотрудники с высоким уровнем квалификации. В рыночной экономике всегда присутствует особенная группа нетрудоустроенных, которые потеряли квалификацию из-за долговременного отсутствия работы, или так называемой «девальвацией профессии», предопределенной НТР. Для этой категории трудоустроиться без заблаговременной переквалификации практически нереально даже при наличии свободных мест. Тем не менее, основную долю (по численности) контингента нетрудоустроенных составляют те, кто сохранил собственный профессионализм и квалификацию по причине недолговременного периода безработицы в условиях минимальной конкуренции. В состав данной группы входит немалое количество специалистов с высшим образованием, а также квалифицированных рабочих. В обстановках увеличения объема производства они снова вовлекаются в область занятости. Они являются резервом рабочей силы.

На наш взгляд качественно решить обозначенную проблему необходимо можно только при условии применения системного подхода.

Каждый год в зависимости от состояния экономики, рынку труда требуются специалисты в тех или иных областях. ВУЗы же зачастую предлагают специальности и профессии, которые не соответствуют запросам рынка труда, как результат очевидной является тенденция несоответствия рынка образовательных услуг и рынка труда.

На современном рынке труда состояние молодежи обусловливается и работой образовательных учреждений городов. Какие посредством процесса воспитания и подготовки дают профессионально-квалификационный уровень собственных выпускников, развивают ценностные ориентации на модель поведения на рынке труда, труд и в области трудовых взаимоотношений.

Результаты многоаспектной оценки расположения молодежи на рынке труда смогут быть применены на практике, а особенно при исследованье и осуществлении органами власти федеральных программ в области профессионального образования, всевозможных стратегий и стандартов в области образования и молодежной политики. Кроме того результаты исследования и выработанные на их основе заключения и определенные рекомендации по профилактике и нивелированию карьерных стратегий смогут быть применены в воспитательной и образовательной работе учреждения высшего или среднего профессионального образования.

И нужно помнить, что доля молодежи на рынке труда довольно-таки не малая. Чем лучше будет обучение высших учебных заведениях и в школах, тем более реальную картину сумеет получить молодое поколение и четко понимать, к чему дальше стремится в жизни.

Существует большое количество способов разрешения этих вопросов, но самое главное все, же это желание и вера в собственные силы. Каким станет наше будущее, находится в зависимости только от нас самих, и от того, что мы входим в подрастающее поколение.

Таким образом, обобщая результаты и анализируя разносторонние источники можно сделать следующие выводы:

 при выборе той или иного профессии молодежь на рынке труда встречает значительная конкуренция, которая будет оказывать непосредственное влияние при трудоустройстве;

 что бы соответствовать требованию рынка трудоустройства молодой специалист должен быть конкурентоспособным, а его знания по полученной специальности должны быть на уровне современных тенденций;

 не исключено, что положительным моментом при согласовании всех нюансов между работодателем и нанимаемым лицом станет наличие местного гражданства или вида на жительство, что будет своеобразным бонусом при трудоустройстве.

Исходя из выше перечисленного, следует отметить, что данная тема является не только актуальной и насущно острой на данный момент, поскольку формирование карьерной стратегии в самом начале карьеры — представляется не только одним из существенных факторов, последующей трудовой деятельности, но и основой всей последующей жизни.

Литература:
  1. Безработных среди молодежи в России в 5 раз больше, чем среди 30–40-летних Ведомости № 3948 от 28.10.2015
  2. Источник данные РОССТАТА. http://www.gks.ru
  3. Волков А. Е. Модернизация российского образования: вызовы нового десятилетия / А.Е Волков, Д.С Зуева, В. В. Галкин. М.: Издательский дом Дело РАНХиГС, 2015. 104с.
  4. Проблемы адаптации молодёжи на рынке труда (на примере города Москвы) / Локтюхина Н. В., Рожков В. Д. // Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. 2014. № 5 (71). 12,71,39

Основные термины (генерируются автоматически): рынок труда, молодое поколение, профессиональное образование, молодой специалист, карьерная стратегия молодежи, системный подход, самый выпускник, профессиональный карьерный рост, профессиональная деятельность, организационная основа планирования карьеры.

moluch.ru

Рыбакова А.А., Лясковская Е.А. Проблемы трудоустройства молодых специалистов в России

Рыбакова Анастасия Алексеевна1, Лясковская Елена Александровна21Южно-Уральский государственный университет, магистрант кафедры «Экономика, управление и инвестиции»2Южно-Уральский государственный университет, д.э.н., профессор кафедры «Экономика, управление и инвестиции»

Rybakova Anastasiya Alekseevna1, Lyaskovskaya Elena Aleksandrovna21South Ural State University, Graduate student of chair «Economics, Management and Investment»2South Ural State University, Doctor of Science, Economics, Professor of chair «Economics, Management and Investment»

Библиографическая ссылка на статью:Рыбакова А.А., Лясковская Е.А. Проблемы трудоустройства молодых специалистов в России // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/05/67342 (дата обращения: 08.06.2018).

В современных условиях существует проблемы трудоустройства молодых специалистов, реализация их личностного и профессионального потенциала. Молодыми специалистами можно считать студентов, недавно окончивших учебные заведения. В данной статье акцент будет сделан на выпускников экономических специальностей.

Основной проблемой выпускников при поиске работы является поиск работы по специальности. Зачастую профессии выпускников не соответствуют потребностям рынка труда, и тогда возникает разрыв в количестве специалистов и количестве рабочих мест. Данные противоречия между потребностями работодателей и ожиданиями молодых специалистов могут привести к трудностям при трудоустройстве и вынужденной смене специальности. В настоящее время трудовая деятельность студентов, не связанная с полученной квалификацией, приобретает массовый характер.

Также важное место занимает проблема завышенных требований работодателей к молодым специалистам. Сейчас важным условием принятия даже на самую маленькую должность является опыт работы. Соискатели с опытом работы меньше года или совсем не имеющие таковой, не рассматриваются как кандидаты на вакансию. На последних курсах студенты начинают подрабатывать, но чаще всего это негативно влияет на уровень полученного образования, поэтому выпускники очного отделения не имеют опыта работы.

Производственные практики не дают должного опыта студентам, так как работодатели не могут доверить серьезной работы самим студентам, и не имеют желания и возможности прикрепить к студенту сотрудника, который поможет студенту приобрести нужный навык. Такая работа в основном не соответствует получаемой специальности, поэтому прохождение практики не особо сказывается на получение профессионального опыта. Недостаток опыта работы создает негативное воздействие на их трудоустройство. Большинство профессий предполагает скорее наличие практических навыков, чем теоретических знаний [7].

В зависимости от специальности выпускнику проще или сложнее найти работу по специальности впервые. Работодатели предъявляют достаточно высокие требования к молодым специалистам. Опыт показывает, что сотрудники с опытом работы, имеют зарплату в разы выше, чем молодые специалисты.

В таблице 1 можно увидеть структуру безработных по группам занятий. В таблице видно, что наибольший процент безработных составляет категория населения, не имеющая опыта работы [5].

Таблица 1 – Численность безработных и уровень безработицы по группам занятий (в процентах) [5].

Численность безработных

В процентах к итогу
Безработные – всего

100

Руководители (представители) органов власти и управления всех уровней, включая руководителей учреждений, организаций

3,1

Специалисты высшего уровня квалификации

5,4

Специалисты среднего уровня квалификации

7,2

Работники, занятые подготовкой информации, оформлением документации, учетом и обслуживанием

2,0

Работники сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и родственных видов деятельности

12,8

Квалифицированные работники сельского, лесного, охотничьего хозяйства, рыбоводства и рыболовства

2,4

Квалифицированные рабочие промышленных предприятий, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр

11,8

Операторы, аппаратчики, машинисты установок имашин

10,1

Неквалифицированные рабочие

16,0

Не имеют опыта работы

29,3

По данным Росстата численность безработных 29,3% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 16,7% составляет молодежь в возрасте от 15 до 19 лет, 47,5% – от 20 до 24 лет, 17,6% – от 25 до 29 лет. По данным на категорию 15-19 лет приходится большой процент безработицы, но это объясняется тем, что в ней присутствуют в основном учащиеся, не имеющие возможность работать. Следующая категория по высокому уровню безработицы приходится на 20-24 года, к которой можно отнести молодых специалистов. Эти данные говорят от необходимости получения опыта студентами во время обучения в ВУЗах. [5]

Препятствием трудоустройства являются ожидания специалистов относительно будущей заработной платы. Выпускники ВУЗов, имеющие диплом о высшем образовании предъявляют к ней высокие требования. Имея диплом, они ожидают занять хорошую должность с достойной заработной платой, поэтому, когда они выходят на рынок труда, их ожидания обманываются. Для получения опыта работы по специальности выпускникам приходится работать на низкооплачиваемой должности. Поэтому молодым специалистам следует выбирать организацию, где возможен профессиональный рост [6].

Переход российского образования со специалитета на бакалавриат несомненного имеет свои преимущества. Продолжительность обучения сократилась, и сейчас студенты получают образование в соответствии с западными стандартами. Выпускники российских вузов получили возможность продолжить обучение или трудоустроиться за границей. Но в то же время, этот переход создал препятствие трудоустройства выпускников на наших предприятиях.

Так как действующая система образования находится на стадии реформирования, работодатели и сами студенты не имеют представление о ценности нынешней системы с ранее имеющимся специалитетом. Для того, чтобы повысить себя в глазах работодателя, выпускники, имеющие на руках диплом о высшем образовании продолжают учиться дальше. По данным государственной статистики челябинской области из числа безработных граждан, приступивших к профессиональному обучению, получению дополнительного профессионального образования, 16,5 % – граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) [4]. Повышение квалификации оттягивает момент прихода молодых специалистов на рынок труда, так как в это время они не имеют возможность приобретать опыт работы.

По данным, которые можно найти на сайте Росстата самый большой процент безработных по возрастной группе приходится на граждан, не достигших 24 лет. Из них немалую часть занимает молодежь 20-24 года. Следует отметить, что на эту возрастную категорию приходятся молодые люди, закончившие ВУЗ. Средний возраст в 2015г. Составил 35,5 лет. Большая часть безработицы по территориальному различию приходится на сельское население. Коэффициент уровня безработицы возрастной группы 15-24 года превышает в 3,9 разу коэффициент безработицы группы 30-49лет. По этим данным можно сделать вывод, что основная часть безработного населения приходится именно на выпускников ВУЗов и молодых специалистов.

 

Рисунок 1 – Уровень безработицы по возрастным группам и виду поселения в июне 2015 года (в % от экономически активного населения; без корректировки сезонных колебаний) [5].

Если судить по Челябинской области, то количество молодых безработных специалистов, получивших высшее образования составляет 16,4% от общего количества безработных. Остальные данные можно увидеть в таблице 2 [4].

Таблица 2 – Численность безработных по уровню образования в Челябинской области (в процентах) [4].

Всего

В том числе имеют образование

Высшее профес. Среднее профессиональное Начальное профессиональное Среднее (полное) общее Основное общее Не имеют основного общего
РФ

100

16,4

19,3

20,3

32,8

10,1

1,1

Челябинская область

100

10,2

30,1

20,9

29,0

8,6

1,2

Для решения проблем трудоустройства существует несколько путей решения, которыми имеют возможность воспользоваться выпускники.

После окончания университета перед выпускниками встает вопрос о способе нахождения работы. В основном молодые люди ищут работу самостоятельно, при этом источником вакансий в основном является Интернет и редко газеты. Существуют и другие способы, которыми они могут воспользоваться – это обратиться в службу занятости.

Хорошо составленное резюме также поможет обратить внимание работодателей на кандидатов.

На рынке труда все же имеются работодатели, которые желают принять на работу молодых специалистов, не имеющих опыта. Таких работодателей привлекает в выпускниках отсутствие стереотипов, которым подвержены работники со стажем. Также плюсами устройства выпускников в организации является социальная и профессиональная мобильность, невысокие траты на выплату заработной платы, высокая лояльность выпускников «воспитанных» внутри компании к работодателем и компании в целом, желание достигать более высокие результаты по сравнению с работниками со стажем, которым зачастую присущ синдром профессионального выгорания [1].

Для решения проблем с опытом работы, в учебных заведениях следует повышать качество проведенных мероприятий для повышения уровня практических навыков. Молодым людям, начиная с первых годов обучения, следует делать акцент на повышении активности в получении опыта работы. После окончания ВУЗов выпускники будут иметь необходимый опыт работы, что упростит и ускорит процесс поиска рабочего места, на которое рассчитывает выпускник.

Перед поступлением в университет, абитуриентам следует анализировать рынок труда и затем обучаться действительно нужной и востребованной профессии. Среди молодых специалистов с высшим профессиональным образованием наиболее востребованные направления подготовки это информатика и вычислительная техника; энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника; транспортные средства; физико-математические специальности; здравоохранение, специалисты в сфере обслуживания и сервиса.

Наиболее востребованы специалисты в сфере здравоохранения, инженеры. Переполнен рынок специалистами в таких сферах, как экономика и управление, юридическая сфера, гуманитарные  науки, технология продовольственных продуктов и потребительских товаров, строительство и архитектура.  Таким образом, можно сказать, что выпускники экономических специальностей в настоящее время мало востребованы.

Существует также государственная молодежная политика в Российской Федерации. Она предназначена, чтобы остановить дискриминацию молодых граждан по возрасту, в отношении граждан Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет. Данная политика занимается многими направлениями, одним из самых важных является содействие предпринимательской деятельности молодежи, также обеспечение гарантий в сфере труда

Для этого государство создает условия для занятости молодежи с помощью разработки и квотированию для них рабочих мест, поддерживает организации, которые содействуют их занятости, профессиональной ориентации и подготовке, проводит программы, которые содействуют социальной адаптации и повышению конкурентоспособности молодежи на рынке труда, обеспечивает финансовую поддержку мероприятий, направленных на создание рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в защите; предпринимает меры для материально-технической и финансовой поддержке молодежных учебных предприятий, более 75 % численности которых составляют молодые граждане; формируют государственную поддержку молодежного предпринимательства [3].

Для реализации данных программ государство учитывает специфику  молодежной рабочей силы, использует экономические стимулы, налоговые льготы, квоты для предприятий. При невыполнении обязательств по выделению рабочих мест в соответствии установленных квот работодателей ждет ответственность. Создаются специализированные службы занятости, организации общественных работ по специальным программам, создаются программы профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки молодых специалистов. Данные меры направлены на облегчение процесса перехода молодежи от учебы к трудовой деятельности и понижения уровня безработицы среди молодых специалистов, но пока существенных результатов не приносят. Безработица среди молодых специалистов остается на достаточно высоких позициях [2].

Таким образом, в работе были рассмотрены основные проблемы трудоустройства молодых специалистов, в частности выпускников экономических специальностей в Российской Федерации. Предложенные методы для решения данных проблем помогут выпускникам быть подготовленными при окончании учебных заведений. Также в статье описаны программы государственной поддержки трудоустройства молодежи, которые пока только на стадии формирования и не приносят существенных результатов.

Библиографический список
  1. Екомасов В.В., Проблемы трудоустройства молодых специалистов / В.В. Екомасов // Кадры предприятия. – 2003. – №3.
  2. Концепция государственной молодежной политики в Российской Федерации № 4, одобрена протоколом заседания Правительственной комиссии по делам молодежи. – ред. от 5.12.2001.
  3. Постановление верховного совета Российской Федерации., Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации. – ред. от 3.06.1993.
  4. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области. – http://chelstat.gks.ru/.
  5. Федеральная служба государственной статистики. – http://www.gks.ru/.
  6. Чернышева Н. И. Проблема трудоустройства выпускников учебных заведений и поиск путей ее решения//Наука и экономика. 2011. № 1-5. С. 62-63.
  7. Maria Caprile, Youth employment: an unsolved problem (European Foundation for the Improvement of Living and Working Conditions, Spain, 2007), pp. 1-3.
Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Рыбакова Анастасия Алексеевна»

web.snauka.ru

2.1 Государственная поддержка трудоустройства и занятости молодых специалистов. Трудоустройство и занятость молодых специалистов в России

Похожие главы из других работ:

Исследование проблем политики занятости в России и путей их решения

1.3 Понятие трудоустройства. Правовая организация трудоустройства в Российской Федерации

Трудоустройство выступает в качестве важнейшего способа содействия занятости и относится к мероприятиям по активной политике занятости. Одним из признаков трудоустройства является участие в нем посреднических органов (как государственных...

Механизмы регулирования занятости населения на уровне государства

Глава 1. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА, ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА

1.1 Понятие рынка труда Одним из четырех основных факторов производства является труд, под которым в экономической теории понимают вклад в процесс производства, делаемый людьми в виде расходования физической и умственной энергии...

Основные направления государственной политики РФ в области занятости

Основные направления политики РФ в сфере содействия занятости и трудоустройства

Отношения в сфере занятости определяются международными и национальными нормативными правовыми актами. Законодательство РФ о занятости населения состоит из Конституции РФ, Трудового кодекса РФ...

Основные промышленно–территориальные комплексы. Занятость населения и достаточность трудовых ресурсов

2. ПОНЯТИЕ ЗАНЯТОСТИ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

...

Предпринимательство как сфера деятельности в рыночной экономике

2.1 Государственная поддержка предпринимательства

В республике гарантируется: · право граждан и юридических лиц заниматься предпринимательской деятельностью...

Предпринимательство, его возрождение и специфика в России

3.2. Государственная поддержка предпринимательства

Государственная поддержка предпринимательства предусматривает следующие направления...

Проблема трудоустройства выпускников ВУЗов

1. Проблема трудоустройства молодых специалистов

...

Проблема трудоустройства выпускников ВУЗов

2.1 Профессиональное самоопределение молодых специалистов

В современном мире очень часто у молодежи возникают проблемы с самоопределением. Как в плане будущей профессии, так и в жизненных целях в целом. Что касается профессионального самоопределения, то этот процесс происходит длительное время...

Роль государства в рыночной экономике

2.4 Государственная поддержка экономики

По мнению большинства экспертов, в ближайшие годы российской экономике не грозит коллапс, значительные доходы от продажи энергосырья за рубеж позволили государству несколько лет подряд копить значительные денежные резервы...

Состояние малого бизнеса в РФ

3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МСБ ЗА РУБЕЖОМ

Общей чертой развития МСБ в зарубежных странах можно, пожалуй, назвать значимость сектора МСБ в экономике государства. Она ежегодно возрастает благодаря, в основном, оптимальным условиям ведения МСБ и серьезной поддержкой...

Статистические показатели трудовых ресурсов

1.2 Показатели трудоустройства и занятости населения

Начало становлению рынка труда в России формально было положено принятым в апреле 1991 г. Законом о занятости населения, провозгласившим...

Трудоустройство и занятость молодых специалистов в России

2. Проблема трудоустройства и занятости молодых специалистов в России

...

Трудоустройство и занятость молодых специалистов в России

2.3 Конкурентоспособность молодых специалистов на рынке труда

Перед каждым молодым жителем России сегодня остро встает проблема его конкурентоспособности в совершенно новой экономической и социокультурной ситуации, а по существу...

Формирование, оценка и накопление человеческого капитала

3. Состояние и перспективы повышения конкурентоспособности молодых специалистов

Конкурентная среда в системе трудовых отношений предполагает состязательность между субъектами. Это в свою очередь потребует от выпускников учебных заведений овладение методами и технологиями «самомаркетинга»...

Экономическая основа предпринимательства

2.1 Государственная поддержка предпринимательства

Государственная поддержка предпринимательства представляет собой сознательное создание экономических и правовых условий, стимулов для развития бизнеса, а также вложение в него материальных и финансовых ресурсов на льготных условиях...

econ.bobrodobro.ru

Проблемы трудоустройства молодых специалистов в России

Смолянская О.В.

Московский Государственный Университет Приборостроения и  Информатики, г. Ставрополь, Россия

Безработица среди молодежи является одной из актуальных социально-экономических проблем современности. Основанием  этого является то, что  молодые люди составляют более 45% всего трудоспособного населения. Средний возраст безработных в марте 2013г. составил 35,8 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 24,8%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 4,3%, 20-24 лет - 20,5%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (29,3%) и 20-24 лет (12,8%). По сравнению с мартом 2012г. уровень безработицы в возрасте 15-19 лет снизился на 0,6 процентного пункта, в возрасте 20-24 лет - на 2 процентных пункта. В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в марте 2013г. составил 14,2%, в том числе среди городского населения - 13,5%, среди сельского населения - 16,2%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы населения в возрасте 30-49 лет составляет 3,1 раза, в том числе среди городского населения - 3,8 раза, сельского населения - 2 раза [1].

Массовая безработица среди молодежи имеет ряд причин:

1. Неустойчивость спроса и предложения. Характеризуется это изменчивостью ориентацией молодежи, ее социально-профессиональной неопределенностью.

2. Низкая конкурентоспособность по сравнению с другими возрастными группами.Для молодежной безработицы характерно отсутствие у молодых людей, впервые желающих приступить к работе, производственного опыта при достаточно высоких требованиях к уровню оплаты своего труда. Предприятия, как правило, хотят иметь опытных, знающих свое дело работников. Поэтому среди безработных удельный вес молодежи достаточно высок.

3. Дискриминации женщин при приеме на работу.Традиционно среди выпускников учебных заведений, особенно вузов, женщины составляют значительную долю, при этом работодатели отдают явное предпочтение при приеме на работу мужчинам.  Наименее желательным кандидатом при приеме на работу оказывается молодая замужняя женщина, не имеющая детей. Работодатель в данном случае предполагает возможную скорую беременность такой женщины и, не желая нести лишние расходы на оплату декретного отпуска, однозначно делает выбор в пользу других кандидатов.

4. Отсутствие гибкой нормативной базы. В настоящее время в Российской Федерации государством не создано необходимых условий, обеспечивающих реализацию права молодых граждан на труд. Прежде всего, это касается, федерального закона о государственной молодежной политике, а также бюджетно-финансовых механизмов взаимодействия центра и регионов в рамках программно-целевого подхода к молодежной политике.

В условиях социально-экономической нестабильности важной сферой государственного регулирования является занятость населения, относящаяся к одной из ключевых его жизненных потребностей и являющаяся основным направлением развития его социальной защиты. Сегодня, когда полноценный российский рынок труда только формируется, требуется незамедлительно разработка и реализация политики занятости, в которой сокращение безработицы среди молодежи является одной из приоритетных целей развития российского общества.

Список литературы

1.http://law.edu.ru/centers/labourlaw/message.asp?mID=969838313

be5.biz

Проблемы трудоустройства молодых специалистов после окончания ВУЗа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемы трудоустройства молодых специалистов после окончания ВУЗа

 

Оглавление

 

Введение

Глава 1. Молодые специалисты и проблема их занятости

1.1 Безработица и занятость в России

1.2 Молодежь и особенности ее трудоустройства

1.3 Молодежный рынок труда и его специфика

1.4 Проблемы устройства на работу после окончания вуза

Глава 2. Решение проблемы трудоустройства молодых специалистов после окончания высшего учебного заведения

2.1 Профессиональное самоопределение молодежи

2.2 Возможности снижения уровня безработицы среди молодежи

2.3 Программы поддержки трудоустройства молодых специалистов

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

 

Введение

 

В настоящее время российское общество находится в непростой социально-политической и экономической ситуации. Интенсивное реформирование кадровой политики, на данный момент, имеет несовершенную форму. В связи с произошедшими изменениями у современной молодежи, с одной стороны, появилось больше возможностей и путей интеграции в общество, но, с другой стороны, сложившаяся в стране ситуация привела к возведению барьеров, существенно ограничивающих усвоение и выполнение молодым поколением определенных социальных ролей. Таким образом, можно говорить о том, что процесс социализации современной молодежи стал сложным и противоречивым.

Молодых людей, впервые приходящих на рынок труда и не имеющих профессии или достаточного уровня профессиональных навыков, во всех странах мира принято относить к социально уязвимой группе населения. В то же время, учитывая, что молодежь есть величайший стратегический и инновационный ресурс страны, необходимо признать сферу ее занятости приоритетной частью социально-экономической политики государства. А это значит, что подготовка высококвалифицированных кадров, адаптированных к условиям рыночной экономики и владеющих новейшими технологиями, является задачей стратегической важности, от решения которой в немалой степени зависят темпы роста экономики, ее конкурентоспособность, будущее России.

Серьезной проблемой молодежной занятости является несоответствие объемов и профилей подготовки специалистов потребностям рынка труда, что создает предпосылки роста безработицы среди выпускников учреждений профессионального образования. Это приводит к тому, что наиболее активная и образованная часть молодежи, оканчивая учебное заведения, вынуждена получать статус безработного. Сегодня среди безработных, зарегистрированных в органах занятости, каждый третий - с высшим и средним профессиональным образованием.

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. В современных условиях экономического хаоса потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня, часто вплоть до полной нищеты, и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом многочисленных дискуссий и исследований.

Среди критериев успешного трудоустройства молодежи на данном этапе развития общества можно выделить следующие:

короткий период времени и ограниченные усилия в поисках работы, короткие интервалы между окончанием вуза и трудоустройством;

низкие показатели безработицы;

низкие показатели временного трудоустройства;

высокий статус выпускников с высшим образованием, высокий процент адекватного трудоустройства выпускников;

тесная связь между вузом и сферами профессиональной деятельности, наличие опыта работы, высокая степень практичности знаний по полученной специальности.

Актуальность данной работы обусловлена необходимостью теоретического и практического осмысления новых подходов к проблемам трудоустройства молодых специалистов после окончания вуза.

Степень научной разработанности проблемы.

Исследование проблемы трудоустройства молодых специалистов по окончании вуза было проведено различными проблемами. Так, российские исследователи В.Н. Шубкин, А.Г. Чередниченко, М.Х. Титма и др. исследовали профессиональные ориентации и жизненные планы молодежи. Анализом функций современного социального института профессионального образования занимались И.С.Болотин, В.И. Добреньков, В.Я Нечаев и др. В ряде работ анализируются изменения социальных функций профессионального образования в связи с трансформацией социально-экономических отношений в России (Г.Е. Зборовский, Н.Д. Сорокина, Е.А. Шуклина).

Последнее десятилетие характеризуется новым этапом молодежной политики в сфере занятости. При учете практического опыта прошлых лет и использовании научной базы начинает формироваться новая политика занятости высококвалифицированных специалистов - выпускников вузов. При этом основное внимание уделяется взаимодействию служб занятости и системы профессионального образования, которое происходит под влиянием ряда политических, экономических и социальных факторов.

Долгое время проблеме занятости молодых специалистов в условиях рыночной экономики не уделялось должного внимания. Проблеме занятости молодых специалистов посвящены исследования Ю.Р. Вишневского, П.И. Бабочкина, И.А. Пашиняном.

Цель нашего и

www.studsell.com