И особенности профессиональной деятельности психолога. Признаки профессиональной деятельности


Основные типы и виды профессиональной деятельности :: SYL.ru

Мир профессий весьма многообразен, а кроме того, динамичен. Согласно отечественным и зарубежным справочникам, насчитывается до тридцати пяти тысяч видов профессиональной деятельности и их наименований. В области психологии в целях решения научно-практических задач, таких как, например, профориентация, требуется систематизация человеческой деятельности, ее распределение, а также сравнение по каким-либо признакам: сложности, опасности, величине нагрузки, напряженности и так далее.

Отсутствие единой классификации

Считается, что для теории труда требуется психологическая классификация. Также она необходима и для практических исследований. Многие анализы и исследования могли бы осуществляться намного быстрее в том случае, если бы уже существовала определенная типология профессий. Но на сегодняшний день нет единого подхода к классификации человеческой деятельности.

Главный недостаток многих из них заключался в том, что они исходили из преобладания определенного психического процесса в конкретном виде деятельности. Кроме того, были предложены классификации по таким критериям, как внимание и интеллектуальная деятельность, но это всего лишь односторонний подход.

Предпринимались попытки создать классификацию областей и видов профессиональной деятельности по видам машиностроения, промышленности, металлургии и сельскому хозяйству. Но такое подразделение не может быть психологическим, так как в каждой отрасли существует довольно большое разнообразие типов труда, которые кардинально отличаются друг от друга.

Виды профессиональной деятельности по Татищеву и Струмилину

В восемнадцатом веке известный историк и государственный деятель Татищев занимался изучением этого вопроса. Им была предложена своя классификация основных видов профессиональной деятельности:

  • Нужные науки в виде образования, здравоохранения, экономики и права.
  • Полезные науки, такие как физика, сельское хозяйство, математика и биология.
  • Щегольские, или, по-другому, увеселяющие науки, например искусство и литература.
  • Тщетные науки в виде алхимии и астрологии.
  • Вредительские науки, к которым Татищев приравнял колдовство.

Весьма интересный подход был предложен в двадцатых годах прошлого века крупным советским экономистом Струмилиным, который положил в основу классификации уровень самостоятельности человека в труде. В свое время подход считался довольно прогрессивным, но на сегодняшний день многое устарело. Итак, Струмилин разделил все профессии на нижеприведенный перечень видов профессиональной деятельности, состоящий из пяти типов труда:

  • Первый тип - это автоматический строго регламентированный труд. К нему были отнесены конвейерные работы, характеризуемые исполнением однотипных операций в течение всего рабочего дня.
  • Второй тип – это полуавтоматический труд. К работникам этого типа были отнесены телефонисты и машинисты, в рамках труда которых действия не всегда строго регламентированы.
  • Третий тип представляет собой шаблонно-исполнительный труд. Эта категория, пожалуй, наиболее уязвимая во всей классификации Струмилина, в которую он включил почти все типы машинно-ручного труда. Таким образом, сюда относились машиностроители, швеи и так далее.

Следующие два типа, относятся не к рабочим профессиям. Один из них называется «самостоятельный труд». К данной категории относится работа конструкторов и инженеров. Последний тип профессий - это категория свободного творческого труда, в которой имеются в виду работники различных видов искусства.

В целом считается, что в данной классификации присутствует рациональное звено, особенно если рассматривать два первых раздела. Но, разумеется, для современного этапа истории эта классификация сильно устарела.

Современная классификация профессий

В настоящее время активно используется классификация профессий по Климову, которая обладает большим значением в решении вопросов, связанных с профориентацией молодежи. Этот метод построен на основе многофакторного принципа. Согласно этой классификации выделяются следующие виды профессиональной деятельности:

  • "Человек – Природа".
  • "Человек – Человек".
  • "Человек – Техника".
  • "Человек – Знаковые системы".
  • "Человек – Художественный образ".

Рассмотрим подробнее каждую из этих категорий.

К профессиям категории "Человек – Природа" относят семеноводство, животноводство, а также таких специалистов, как зоотехники, агрономы, кинологи, лаборанты химико-бактериологического анализа и прочие виды. Цели профессиональной деятельности этой категории связаны с растительными и животными организмами.

Сюда относятся профессии, которые связаны с сельским хозяйством, а кроме того, с пищевой промышленностью, научными исследованиями и медициной. Некоторый интерес к природе, но не основной должны преследовать психологи и менеджеры по туризму, а также сотрудники из сферы гостиничного бизнеса.

Представленное разделение вовсе не означает, что труд человека направляется исключительно на упомянутые выше профессии. Растениеводы, к примеру, работая в коллективе, пользуются разнообразной техникой и помимо всего прочего занимаются вопросами экономического анализа труда. Но при этом главным предметом внимания и забот растениеводов выступают культуры и среда их существования.

В рамках выбора деятельности этого типа важно разобраться, как именно человек относится к природе: как к площадке для отдыха либо он воспринимает ее в роли мастерской, в которой намерен отдавать все силы на производство.

Особенность биологических объектов трудовой деятельности заключается в том, что они трудны и изменчивы, а кроме того, нестандартны по своим законам. Растения, животные, а также микроорганизмы живут и растут, болеют и погибают. Тому, кто относится к этому виду профессиональной деятельности, необходимо не просто много знать об организмах, а уметь предвидеть вероятные изменения в них, которые подчас способны оказаться необратимыми. От человека также требуется инициатива наряду с самостоятельностью в решении тех или иных трудовых задач, он должен проявлять заботливость и дальновидность.

В категории "Человек - Техника" главным и ведущим предметом труда выступают технические объекты в виде машин, механизмов, материалов и видов энергии. Специальности, которые приравниваются к данной группе, следующие: проходчики, столяры, техники-металлурги, инженеры-механики и другие виды. Сфера профессиональной деятельности категории «Человек – Техника» включает и электромонтажников, радиомехаников, строителей, сборщиков компьютеров, специалистов по телекоммуникациям и так далее. Среди рассматриваемых профессий существует следующее разделение:

  • Специальности по добыче и обработке грунтов, а также горных пород.
  • Профессии по обработке и применению неметаллических промышленных материалов наряду с изделиями и полуфабрикатами.
  • Специальности по производству и обработке металлов, монтажу машин и приборов, а также механической сборке.
  • Профессии, связанные с ремонтом и наладкой технологических машин, а также установок и транспортных средств.
  • Специальности по ремонту и монтажу зданий, сооружений и всевозможных конструкций.
  • Профессии, связанные со сборкой, а также монтажом электрооборудования, приборов и аппаратов.
  • Специальности по наладке, ремонту и обслуживанию электрооборудования, аппаратов и приборов.
  • Профессии, связанные с использованием подъемных и транспортных средств, а также с управлением ими.
  • Специальности, связанные с переработкой продукции сельского хозяйства.

В рамках обработки, преобразования, перемещения либо анализа технических объектов от сотрудника требуется точность действий. Учитывая то, что технические объекты почти всегда создаются непосредственно человеком, в этой отрасли существуют особенно широкие возможности для различных выдумок, новаторства и творчества. Помимо творческого подхода к делу в сфере техники от того, кто относит себя к данному виду профессиональной деятельности, требуется высокий уровень исполнительской дисциплины.

В случае категории "Человек - Человек" главным и ведущим предметом труда выступают люди. Сюда относятся виды профессиональной педагогической деятельности, а также врачи, психологи, парикмахеры, экскурсоводы, менеджеры, руководители художественных коллективов и так далее. Среди этой группы выделяют следующие профессии:

  • Специальности, которые связаны с человеческим обучением, а также организацией детских коллективов.
  • Профессии, направленные на управление производством и руководство людьми, а также всевозможными коллективами.
  • Специальности, которые связаны с торговым и бытовым обслуживанием.
  • Профессии, направленные на информационное обслуживание.
  • Специальности, которые предполагают информационно-художественное обслуживание людей и руководство коллективами.
  • Профессии, которые связаны с медицинскими услугами.

Для успешной трудовой деятельности по профессиям представленной категории необходимо научиться не только устанавливать, но также поддерживать связь с людьми, понимая их и разбираясь в особенностях каждого индивида, а кроме того, овладеть знаниями в сфере производства, искусства либо науки. Приведем небольшой перечень качеств, которыми обладают люди, имеющие отношение к классификации «Человек - Человек»:

  • Стабильное позитивное настроение в рамках работы с людьми.
  • Большая потребность в общении.
  • Умение понимать намерения, а также помыслы и настроения остальных людей.
  • Умение мгновенно разбираться в чьих-либо взаимоотношениях.
  • Способность понимать и находить общий язык с самыми разными индивидами.

Ведущий предмет труда классификации "Человек - Знаковые системы" – это условные знаки наряду с цифрами, кодами, естественными или искусственными языками. Профессии в данном случае следующие: переводчики, чертежники, инженеры, топографы, секретари-машинистки, программисты и другие.

Среди профессий этого вида профессиональной информационной деятельности человека выделяют следующие группы:

  • Специальности, которые связаны с оформлением документации, делопроизводством, а также анализом текстов либо их частичным или полным преобразованием и перекодированием.
  • Специальности, предметом труда которых выступают числа, а также и количественные соотношения.
  • Специальности, которые связаны с обработкой сведений в форме системы условных знаков наряду со схематическими изображениями объектов.

Этот вид профессиональной информационной деятельности человека с использованием сухих обозначений характерен для людей, которые, отвлекаясь от свойств окружающего мира, могут сосредоточиться на информации, которую несут в себе различные знаки. При обработке сведений в виде условных знаков формируются задачи контроля наряду с проверкой, учетом, обработкой данных, а также созданием новых систем.

Ведущим предметом труда относящих себя к виду профессиональной деятельности "Человек - Художественный образ" является художественный образ, а также способы его построения. К работникам этой классификации относятся артисты, художники, музыканты, дизайнеры, резчики по камню, литературные работники. Профессии группы «Человек - Художественный образ» следующие:

  • Специальности, которые связаны с изобразительной деятельностью.
  • Профессии, направленные на музыкальную деятельность.
  • Специалисты, работающие в сфере литературно-художественной деятельности.
  • Профессии актерско-сценической направленности.

Одной из особенностей деятельности «Человек - Художественный образ» служит большая доля трудовых затрат, которая остается скрытой от сторонних наблюдателей. Кроме того, зачастую необходимо прилагать специальные усилия, чтобы добиться эффекта легкости, а также непринужденности финального результата.

Классификация по признаку трудовых целей и орудий труда

В рамках каждого типа профессий из вышеприведённой современной классификации выделяют три группы по признаку целей труда:

  • Гностические виды профессиональной информационной деятельности, т. е. профессии, к которым относят дегустаторов, контролеров, социологов, корректоров, искусствоведов и так далее.
  • Преобразующие профессии в лице мастеров-животноводов, токарей, учителей, бухгалтеров, цветоводов-декораторов и тому подобное.
  • Изыскательские профессии, к которым относят летчиков-наблюдателей, инженеров-конструкторов, воспитателей, программистов, и также тех, кто предпочитает виды профессиональной деятельности человека с использованием технических средств.

Каждый из предыдущих классов профессиональной деятельности разделяют на четыре типа по виду профессиональной информационной деятельности человека с использованием основных инструментов труда:

  • Специальности ручного труда, к которым относят контролеров слесарных работ, лаборантов химического анализа, ветеринаров, слесарей и так далее.
  • Профессии, имеющие отношение к машинно-ручному труду, например токари, водители автомобилей, машинисты экскаваторов и тому подобное.
  • Профессии, которые связаны с использованием автоматизированных систем. К ним относятся операторы станков с программным управлением, авиадиспетчеры и так далее.
  • Специальности, которые связаны с преобладанием функциональных средств деятельности, например актеры, акробаты и тому подобное.

Классификация по признаку условий деятельности

В каждой из четырех вышеприведенных групп профессий выделяют следующие категории деятельности по признаку условий труда:

  • Деятельность в условиях нормального микроклимата, например тех, кто относится к видам экономической профессиональной деятельности.
  • Трудовая деятельность на открытом воздухе. В данном случае речь идет об агрономах, монтажниках, инспекторах полиции и так далее.
  • Работа в нестандартных условиях, например водолазы, высотники, шахтеры, пожарные и тому подобное.
  • Труд в условиях чрезмерной ответственности: воспитатели детских садов, учителя, следователи и так далее.

Виды познавательной деятельности

Учение наряду с познавательной деятельностью относят к духовным сферам общества. Выделяют четыре вида профессиональной деятельности с использованием информационных ресурсов, черпаемых из духовной жизни:

  • Обыденная деятельность. Эта категория подразумевает обмен опытом и образами, которые люди несут в себе и делятся с окружающими.
  • Научная деятельность. Данная группа предполагает изучение и использование различных законов, а также закономерностей. Главной целью научной деятельности является создание идеальной системы материального мира.
  • Художественная деятельность базируется на попытках творцов и художников анализировать окружающую действительность и находить в ней как оттенки прекрасного, так и чего-то абсолютно безобразного.
  • Религиозная деятельность. Предметом вида профессиональной деятельности человека данной категории служит сам человек. Сюда же относят нормы морали, а также нравственные стороны поступков, из которых состоит вся жизнь человека, поэтому большую роль в их формировании играет именно духовная деятельность.

Классификация духовной деятельности

К духовной жизни человека относится религиозная, научная, а также творческая деятельность. Имея представление о научной и религиозной деятельности, следует подробнее рассмотреть творческое направление жизни человека. Сюда относят художественные либо музыкальные направления, а также литературу и архитектуру, режиссуру и актерское мастерство. Творческие задатки присущи каждому человеку, правда, для того, чтобы их раскрыть, требуется долго и упорно трудиться.

Виды хозяйственной деятельности общества

Хозяйственная деятельность в последнее время оспаривается защитниками природы, так как она базируется на природных запасах, которые в ближайшем будущем могут исчерпать себя. К видам профессиональной деятельности с использованием технических средств хозяйственной деятельности человека относят добычу полезных ископаемых в виде нефти, металлов, камней и всего, что может принести выгоду, но, к сожалению, наносит ущерб не только природе, но и планете.

Классификация информационной деятельности

Важной частью взаимодействия человека с миром выступает информация. К типам данной деятельности относят получение, применение и хранение информации, а также ее распространение. Информационная деятельность часто становится угрозой жизни, так как всегда находятся люди, которые не желают, чтобы третьи лица узнали и разгласили какие-либо сведения. Помимо этого данный вид деятельности способен иметь провокационный характер и служит средством манипуляции общественным сознанием.

Виды психической деятельности

Психическая деятельность оказывает влияние на состояние личности, а также и на продуктивность ее жизни. Наиболее простым типом психической деятельности служит обычный рефлекс. Это привычки и навыки, которые установились посредством постоянного повторения. Они практически незаметны в сравнении со столь сложным типом психической деятельности, как творчество. Данная категория отличается разнообразием, а также неповторимостью, несет в себе оригинальность и уникальность.

Таким образом, приведенные категории признаков частично совпадают с масштабным списком профессий. Предложенная классификация основных видов профессиональной деятельности дает возможность обозначить обзорную схему общей карты мира профессиональной деятельности и составить приблизительную формулу определенного типа труда. Подобная классификация не подходит для того, чтобы разложить все профессии по полочкам, это представляется невозможным и ненужным. Надо осознавать, что большинство профессий определяется большим количеством разнотипных признаков. Но в рамках любого сложного множества полезно находить некоторые хотя бы приблизительные различия.

www.syl.ru

2.1 Содержание профессиональной деятельности и личностно-профессиональные особенности специалиста социальной сферы. Особенности проявления профессиональных деформаций личности у работников социальной сферы

Похожие главы из других работ:

Акцентуация характера в профессиональной деятельности менеджера

3.2 Мероприятия по совершенствованию профессиональной деятельности менеджера и его социальной эффективности

Рассмотрев выявленные проблемы, связанные с акцентуацией характеров, мы можем перейти к формированию мероприятий по их совершенствования. Таблица 3.1- "Сопоставление классификаций К. Леонгарда и А.Е. Личко"...

Аналитическая профессиограмма деятельности психолога в процессе профотбора кандидатов на вакантные места

1.2 Психологическое содержание профессиональной деятельности

Знания психологических закономерностей профессиональной деятельности, возможностей и ограничений человека в реализации трудовых задач...

Аналитическая профессиограмма деятельности психолога в процессе профотбора кандидатов на вакантные места

1.5 Модель специалиста, основанная на изучении профессиональной деятельности

Человек в труде по мере совершенствования из простого исполнителя, работника превращается в субъекта труда, ставящего и реализующего свои цели в труде, далее в специалиста, квалифицированно выполняющего труд на основе специальной подготовки...

Барьеры коммуникации

2.1 Особенности профессиональной деятельности специалиста по PR

межличностный коммуникация барьер взаимопонимание Public Relations- весьма богатое понятие. Оно включает в себя: · Все что может улучшить взаимопонимание между организацией и теми с кем эта организация вступает в контакт...

Коммуникативный аспект социальной работы с детьми с инвалидностью в процессе социальной реабилитации

Глава 1. Коммуникативная функция специалиста по социальной работе

...

Личностные особенности выпускника колледжа в контексте профессиональной адаптации к работе по специальности

Глава 1. Обзор литературы вопросов профессиональной адаптации молодого специалиста

1.1 Общие представления о профессиональной адаптации Профессиональная адаптация - это сложный многосторонний процесс, содержащий в себе такие аспекты, как психологический, социальный, физиологический, биологический...

Личностные особенности выпускника колледжа в контексте профессиональной адаптации к работе по специальности зубной техник

Глава 1. Обзор литературы вопросов профессиональной адаптации молодого специалиста

...

Особенности проявления профессиональных деформаций личности у работников социальной сферы

2. Специфика деятельности работников социальной сферы

...

Психодиагностическое поле потребителя и компетентность в общении с клиентами специалиста в сфере сервиса и туризма

2. Коммуникативные умения специалиста сферы сервиса и туризма

Сложившиеся в обществе политический строй, социально- экономические отношения, национальные традиции во многом определили требования к профессиональному уровню специалиста в области туризма и сервиса...

Психосоциальная работа в специализированных учреждениях

1.2 Содержание и методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы

Среди ученых, и в первую очередь психологов, существуют различные, порой альтернативные точки зрения на специфику оказания психосоциальной помощи и на необходимость разграничения профессиональной ответственности специалистов...

Самовоспитание и самообразование как пути становления профессионального мастерства социального работника

2.4 Творческий характер деятельности специалиста по социальной работе

Что входит в понятие «творчество»? Словари так отвечают на этот вопрос: “Творчество - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей”...

Синдром "эмоционального выгорания"

1.1 Содержание профессиональной деятельности социальных работников и личностно-профессиональные особенности специалиста социальной сферы

эмоциональное выгорание социальный психологический Профессия - род деятельности, занятий человека, владеющего комплексом специальных знаний и практических навыков...

Социально-психологические особенности личности в становлении профессиональной идентичности военнослужащего-контрактника

2.1 ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИИ КОНТРАКТНИКА

Рассмотрим содержание выявленных в ходе исследования личностно-профессиональных особенностей. Группа особенностей «Индивидуально - психологические особенности воина контрактника»...

Социолого-психологическое обоснование самоактуализации специалиста по социальной работе

Специфика социальной работы как профессиональной деятельности

В основе содержания социальной деятельности лежат взаимодействия ее субъекта и объекта. [5 с.56] Социальная работа как практическая деятельность направлена на поддержку, развитие личности, т.е. объекта...

Формирование профессиональной направленности в процессе обучения

Глава 1. Роль профессиональной направленности в становлении специалиста

...

psy.bobrodobro.ru

Характеристика профессиональной деятельности

Поиск Лекций

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

(ГАПОУ ВПТК им. Ю.А.Гагарина)

ПОРТФОЛИО

Ф.И.О. студента ________________________________________

Специальность 23.02.03 Тех. обслуживание и ремонт автотранспорта Группа Т-116

 

 

Волгоград

2017 г.

СОДЕРЖАНИЕ ПОРТФОЛИО

Ø Визитная карточка

Ø Характеристика профессиональной деятельности

Ø Сводная таблица проверяемых ОК, ПК

Ø Достижения в освоении образовательной программы

Раздел 1. Учебная деятельность (аудиторная, внеаудиторная)

Раздел 2. Результаты прохождения практики

Раздел 3. Участие в УИРС, НИРС

Раздел 4. Дополнительные личные достижения (участие в общественной жизни)

Раздел 5. Военная подготовка (для юношей)

Ø Оценка достижений

Перечень документов и материалов «Достигнутые результаты освоения образовательной программы»

Оценка портфолио (ОК, ПК)

Самооценка развития профессионально-личностных качеств

Ø Иные материалы

Памятка, др.

 

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

 

 

Общие данные:

Дата и место рождения: __________________________

Образование: Основное общее, не законченное среднее образование

Контактная информация:

адрес: город Волгоград, _____________________

телефон: ______________________

E-mail: _____________________

Сведения о родителях:

Мать: __________________________________

Отец: ____________________________________

Дополнительные сведения:

Увлечения, хобби: ______________________________

Имеющиеся благодарности, награды и др.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Личная подпись ___________________________

Характеристика профессиональной деятельности

(образец заполнения для специальности

40.02.01 Право и организация социального обеспечения, углубленная подготовка)

 

Область профессиональной деятельности Область профессиональной деятельности выпускников: организация и проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта, организация деятельности первичных трудовых коллективов.
Объекты профессиональной деятельности Объектами профессиональной деятельности выпускников являются: автотранспортные средства; техническая документация; технологическое оборудование для технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств;
Виды профессиональной деятельности Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств (автотранспорта). Организация деятельности коллектива исполнителей. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к настоящему ФГОС СПО). Старший техник готовится к следующим видам деятельности: Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта. Организация деятельности коллектива исполнителей. Разработка технологической документации для технического обслуживания, ремонта и модернизации модификаций автотранспорта. Подбор технологического оборудования для производственных целей. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к настоящему ФГОС СПО).

 

Сводная таблица проверяемых ОК, ПК

(образец заполнения для специальности

40.02.01 Право и организация социального обеспечения, углубленная подготовка)

 

Наименование компетенций Оценивается
КОС Портфолио
ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. + +
ОК 2.Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.   +
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. +  
ОК 4.Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. + +
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ++ +  
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.   +
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. +  
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. +  
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы. + +
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).   +
ОК 11. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.   +
ОК 12. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения. +  
ОК 13. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.   +
ПМ 01. Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты
ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты. +  
ПК 1.2. Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты. +  
ПК 1.3. Рассматривать пакет документов для назначения пенсий, пособий, компенсаций, других выплат, а также мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите. +  
ПК 1.4. Осуществлять установление (назначение, перерасчет, перевод), индексацию и корректировку пенсий, назначение пособий, компенсаций и других социальных выплат, используя информационно-компьютерные технологии. +  
ПК 1.5. Осуществлять формирование и хранение дел получателей пенсий, пособий и других социальных выплат. + +
ПК 1.6. Консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты. + +
ПМ 02. Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации
ПК 2.1. Поддерживать базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также услуг и льгот в актуальном состоянии. +  
ПК 2.2. Выявлять лиц, нуждающихся в социальной защите и осуществлять их учет, используя информационно-компьютерные технологии. +  
ПК 2.3. Организовывать и координировать социальную работу с отдельными лицами, категориями граждан и семьями, нуждающимися в социальной поддержке и защите. + +
ПМ 03. Судебно-правовая защита граждан в сфере социальной защиты и пенсионного обеспечения    
ПК 3.1. Анализировать практические ситуации, устанавливать признаки правонарушений и правильно их квалифицировать, давать им юридическую оценку, используя периодические и специальные издания, справочную литературу, информационные справочно-правовые системы. +  
ПК 3.2. Предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан. +  
ПК 3.3. Составлять заявления, запросы, проекты ответов на них, процессуальные документы с использованием информационных справочно-правовых систем. + +
ПК 3.4. Формировать с использованием информационных справочно-правовых систем пакет документов, необходимых для принятия решения правомочным органом, должностным лицом. + +
ПК 3.5. Проводить мониторинг судебной практики Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов в сфере социальной защиты и пенсионного обеспечения в целях единообразного применения законодательства, с использованием информационных справочно-правовых систем. +  
ПМ 04. Социально-правовая защита граждан    
ПК 4.1. Планировать работу по социальной защите населения, определять ее содержание, формы и методы. +  
ПК 4.2. Оказывать правовую, социальную помощь и предоставлять услуги отдельным лицам, категориям граждан и семьям, нуждающимся в социальной защите. + +
ПК 4.3. Проводить мониторинг и анализ социальных процессов (условия, причины, мотивы проявления) в муниципальном образовании. +  
ПК 4.4. Исследовать и анализировать деятельность по состоянию социально-правовой защиты отдельных категорий граждан. + +
ПК 4.5. Содействовать интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений с целью обеспечения социальной защищенности населения. + +

 

 

 



poisk-ru.ru

И особенности профессиональной деятельности психолога

Тема: Содержание и особенности профессиональной деятельности психолога

Содержание и особенности

профессиональной деятельности психолога

Под профессиональной деятельностью психолога понимается система взаимосвязанных методов, способов и средств, применяемых им для изучения психологических особенностей персонала, рабочих коллективов, психологических факто­ров профессиональной среды и их совершенствования в целях повышения эффек­тивности профессиональной деятельности и сохранения психического здоровья работников.

Особенности профес­сиональной деятельности психолога.
  1. Опора на положения современной психологической науки и практики, пред­ставляющие теоретическую основу, а также необходимый эмпирический матери­ал для решения практических проблем.
  2. Неукоснительное следование психолога этическим нормам, выраженная ори­ентация на ценность другого человека, предполагающая адекватное восприятие и оценку психологом своих возможностей как меры воздействия на другого чело­века.
  3. Достаточная регламентация деятельности нормативны­ми актами. Это подразумевает ориентацию психолога как на интересы клиента, учет его личностных ценностей, интересов и сохранение психическо­го здоровья, так и на необходимость качественного решения профессиональных и организационных задач, обеспечения эффективного функционирования психики работника в процессе их выполнения.
  4. Ограниченность возможностей психолога для профессионального общения и самосовершенствования.
  5. Необходимость выполнения (помимо осуществления непосредственной про­фессиональной деятельности) и других организационных обязанностей, во многом противоречащих стилю и духу профессионального взаимодействия психолога с клиентом (контроль за соблюдением распорядка рабочего времени, участие в проведении служебных расследований, аттестациях, оценке персонала и т. д.).
  6. Коллективный характер организации и проведения психологической рабо­ты, необходимость тесного взаимодействия ее субъектов, предполагающие обмен между ними психологической информацией, полученной в ходе работы с работниками, и использование этой информации в практической деятельности, что предопределяет особенность ориентации на требование конфиденциальнос­ти такой информации.
  7. Зависимость окончательного результата от согласованности совместных дей­ствий психолога и других субъектов психологической работы — руководителей, ОК, СУП.
  8. Отсутствие достаточно четких критериев эффективности деятельности пси­холога, а в ряде случаев — надежных и апробированных методик, позволяющих эффективно осуществлять профессиональные задачи, корректно применять их по отношению к определенным категориям работников, отсутствие профессиограмм многих специальностей.
Основные цели профессиональной деятельности психолога профессиональной организации — психологическое изучение и описание объекта исследования, а также психологи­ческое управление объектом.

Предметом изучения и управления при этом (т.е. предметом профессиональ­ной деятельности психолога) является психическая реальность работников организации. Характер взаимодействия выделенных целей, образующих два уровня работы психолога — уровень понимания явления и уровень управления им, — определяется, прежде всего, особым характером предметной сферы его практической деятельно­сти. Дело в том, что психологические явления не лежат на поверхности. В боль­шинстве случаев задачей психолога является не только различение психологиче­ского явления в обыденной жизни, но и определение соответствия его состояния известным нормам по основным критериям, поиск и применение адекватных спо­собов и средств психологического воздействия на него. Все это предполагает соче­тание в деятельности психолога исследовательских и управляющих процедур. I. Уровень понимания.

На этом уровне решаются следующие задачи теорети­ко-исследовательского содержания.

  1. Фиксация существования социально-психологического явления. Содержа­ние деятельности психолога: увидеть явление, заметить его, различить в психоло­гически нерасчлененной для непрофессионала обыденной жизни. Если явление выступило как очевидная проблема, то содержанием деятельности психолога-практика становится принятие данной проблемы в качестве задачи его психологической работы со всеми вытекающими профессиональными, в том числе и этическими, последствиями.
  2. Описание явления. Содержание — дать развернутую характеристику как на языке обыденного общения, понятного непрофессионалу, так и с помощью категорий психологического языка, выделяющего тонкие детали, особенности и уже известные закономерности.
  1. Исследование — т. е. целенаправленное наблюдение явления, его анализ, экс­пертиза, обобщение полученной достоверной социально-психологической инфор­мации.
  2. Объяснение — интерпретация исследовательских данных, построение концеп­туальных моделей, позволяющих объяснить механизмы явления: его структуру, факторы возникновения и динамики, зависимости между различными парамет­рами-характеристиками, показатели и критерии оптимального или нормативно­го состояния социально-психологических характеристик. Объяснение фактиче­ски представляет собой обоснованное описание.
  3. Прогнозирование — это построение психологом динамических моделей перс­пективного состояния коллектива или работника, его деятельности и взаимоотношений при тех или иных условиях управления.
  4. Практико-методические рекомендации, т.е. система обоснованных предло­жений организационно-управленческого характера для специалистов-профессио­налов, имеющих отношение к организационной системе в связи с решаемой проблемой, для руководителей, специалистов ОК и СУП, юристов, медиков и др.

II. Уровень управления.

Этот уровень психологической работы предполагает практическое воздействие на параметры коллектива и характеристики (свойства, состояния) отдельного работника. Реализуются следующие за­дачи.

  1. Учет результатов понимания в управляющем воздействии — в процессе об­щения с руководителями и членами коллективов, в построении коррекционно-формирующих программ, в процессе психологического консультирова­ния.
  2. Коррекция развития, т.е. система компетентных профессиональных дей­ствий организационно-управленческого, психолого-педагогического, психотера­певтического плана, осуществляемых как самим психологом, так и другими специалистами по его рекомендациям в отношении к отклонениям в поведении отдельных работников и коллектива в целом. Корректирующее воздействие предполагает обоснованное знание соответствующей нормы.
  3. Направленное формирование. Содержание данного аспекта деятельности — ус­транение отклонения от нормы, понимаемого как известный дефицит значимых знаний, умений, навыков, мотивации и личностно-групповых свойств, необходи­мых для успешного выполнения профессиональных задач. Формами рабо­ты могут быть, например, организация мероприятий психологической подготовки к деятельности, социально-психологический тренинг общения и пр.
  4. Содействие саморазвитию. Жизнь коллектива предполагает его саморазвитие, самостоятельное преодоление возникающих проблем. Роль психо­лога состоит, прежде всего, в квалифицированном психологическом консульти­ровании руководителя и отдельных работников в случаях их обращения за советом, помощью, а также в текущем психологическом просвещении и образова­нии членов коллектива.

Функции психолога как субъекта психологической работы: В данном случае функции понимаются как объективные, наиболее характерные совокупности профессиональных задач, од­нородные по содержанию, осуществление которых характеризуется устойчивы­ми способами и средствами использования психологического знания для достижения определенной цели.

  • диагностическая — психологическое изучение и регистрация по наиболее существенным параметрам особенностей личности, коллектива, деятельно­сти, диагностика отклонений от нормы, выявление и оценка факторов, влия­ющих на успешность деятельности и психологическое состояние людей;
  • исследовательская — изучение новейших достижений в области психологи­ческой науки и практики, пополнение научно-методических знаний, регу­лярный анализ процессов и состояния собственной работы, опыта коллег, участие в НИР, адаптация новых методик, уточнение критериев, показате­лей применительно к конкретной выборке и т. д.;
  • прогностическая — прогноз тенденций развития и перспективного состоя­ния психологических характеристик объекта изучения при тех или иных вариантах управления им;
  • информационная — сообщение клиентам и руководителям систе­мы психологических знаний, повышение уровня их социально-психологи­ческой компетентности, сообщение сведений о психологическом состоянии объекта и тенденциях его развития;
  • конструктивно-проектировочная — отбор и структурирование материала, участие в комплектовании коллективов, групп, проектирование оптимального состояния объекта, содержания и условий деятельности, средств и режимов труда и т. п.;
  • учебно-методическая — обучение использованию в практике знаний психо­логии, умений и навыков психической саморегуляции и психологического воздействия, разработка методических документов;
  • экспертная — оценка возможных или альтернативных вариантов решения психологических и иных (с использованием возможностей психологии) ва­риантов решения проблем, квалифицированное заключение о психологиче­ских параметрах состояния объекта оценивания;
  • консультативная — оказание помощи работникам, руководителям и дача им рекомендаций по нахождению наиболее оптимального варианта действий в разрешении сложных психологических ситуаций;
  • коррекционно-развивающая — оказание помощи в изменении и/или рекон­струкции психологических образований, компенсация дефектов образова­ния и воспитания, изменение режимов и условий деятельности в связи с определенным состоянием людей, формирование качеств, способ­ствующих личностному самовыражению и развитию, а также успешному ре­шению профессиональных задач;
• коммуникативная — установление контакта с партнером, прием и передача сообщения, эмоциональных состояний, понимание внутреннего мира и невер­бальных реакций собеседника, взаимовлияние на поведение и мысли парт­нера по общению. Профессиональная деятельность психолога разнопланова и полифункциональ­на по своему характеру и содержанию. Выполняя функциональные обязанности, психолог использует разнообразные методы, техники и технологии, объединен­ные по их характеру в отдельные виды деятельности. Основных виды и методы деятельности психолога.
  1. Организационно-методическая работа.
В рамках данного вида деятельнос­ти решаются задачи планирования и подготовки различного рода мероприятий, ведения документации, обработки получаемой в ходе исследований информации, подготовки и совершенствования необходимой для проведения мероприятий психологической работы материально-технической базы, подготовки формализованных документов (справки, обзоры, служебные записки и т.п.) для представления их должностным лицам, инструктирования и обучения других субъектов психоло­гической работы практике использования психологических знаний, а также непосредственным действиям при проведении мероприятий пси­хологической работы.
  1. Совершенствование профессиональной компетентности.
Данный вид дея­тельности предполагает как самостоятельное, так и специально организованное в различных формах изучение новейших сведений из различных сфер психологи­ческой науки и практики, пополнение и освоение необходимых для выполнения профессиональных обязанностей и дальнейшего профессионального роста зна­ний, навыков и умений.
  1. Психодиагностика представляет собой комплекс мероприятий, проводимых психологом, по выявлению, измерению и оценке индивидуально-психологиче­ских особенностей личности, социально-психологических ха­рактеристик деятельности коллективов в соответствии с имеющимися нормами и критериями, а также факторов, снижающих эффективность служебной деятельности. Все мероприятия осуществляются в целях:
  • прогноза дальнейшего развития объекта обследования;
  • поиска наиболее эффективных способов работы с ним;
  • разработки конкретных рекомендаций для обследуемого, а также для долж­ностных лиц по дальнейшей оптимизации существующих форм, методов и средств профессиональной деятельности, режима жизнедеятельности.
  1. Психологическая помощь.
Под психологической помощью понимается сис­тема мероприятий, проводимых психологом средствами практи­ческой психологии и направленных на предупреждение, смягчение или преодо­ление различного рода психологических затруднений у работников, на решение психологических проблем, возникающих у отдельного че­ловека или группы людей. В зависимости от объекта психологического воздей­ствия выделяются следующие формы оказания психологической помощи: инди­видуальная и групповая.

Основными видами и методами психологической помощи являются:

  • психопро­филактика и психогигиена,
  • психологическое консультирование,
  • психологическое обу­чение и просвещение,
  • психотерапия,
  • психокоррекция
  • психореабилитация.
Каталог: book -> social psychology -> psych occupations -> %D0%97%D0%B5%D0%B5%D1%80%20%D0%AD.%D0%A4.,%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9.%20%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%B5%D0%97%D0%B5%D0%B5%D1%80%20%D0%AD.%D0%A4.,%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9.%20%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%B5 -> Профессиональные деформации менеджеров%D0%97%D0%B5%D0%B5%D1%80%20%D0%AD.%D0%A4.,%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9.%20%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%B5 -> Методы исследования профпсихологии%D0%97%D0%B5%D0%B5%D1%80%20%D0%AD.%D0%A4.,%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9.%20%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%B5 -> Конфликты профессионального самоопределения%D0%97%D0%B5%D0%B5%D1%80%20%D0%AD.%D0%A4.,%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9.%20%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%B5 -> Кризис — это сложное переходное состояние, возникающее в условиях невозможности (или затрудненности) жить, как прежде, и незнания, как жить дальше, связанное с мучительным переживанием своего нового%D0%97%D0%B5%D0%B5%D1%80%20%D0%AD.%D0%A4.,%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9.%20%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%B5 -> Факторы, детерминирующие кризисы профессионального развития%D0%97%D0%B5%D0%B5%D1%80%20%D0%AD.%D0%A4.,%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9.%20%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%B5 -> Основы профессионального становления%D0%97%D0%B5%D0%B5%D1%80%20%D0%AD.%D0%A4.,%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9.%20%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%B5 -> Профессиографическое описание профессиональной деятельности%D0%97%D0%B5%D0%B5%D1%80%20%D0%AD.%D0%A4.,%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9.%20%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%B5 -> Профессиональные деформации психологов%D0%97%D0%B5%D0%B5%D1%80%20%D0%AD.%D0%A4.,%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9.%20%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%B5 -> Профессиональные деформации%D0%97%D0%B5%D0%B5%D1%80%20%D0%AD.%D0%A4.,%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9.%20%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%B5 -> Психологические детерминанты профессиональных деструкций

Поделитесь с Вашими друзьями:

dogmon.org