Юридические признаки (свойства) Конституции Российской Федерации. Признаки конституция рф


Понятие и признаки конституции. Признаки конституции РФ :: BusinessMan.ru

Теория правового государства подразумевает создание страны, существующей на основе общепризнанного права, которое будет защищать основные свободы гражданина и человека. Правовое государство существует только в том случае, если надлежащий климат законности и правопорядка в нём поддерживается. На протяжении многих веков люди пытались найти подобный регулятор с целью воплощения теории правового государства в жизнь. На разных этапах эволюции подобное учение понималось по-разному, однако все сводилось к тому, чтобы объединить субъективный и государственный интерес в одной правовой категории. В итоге люди поняли, что для создания правового государства должна быть правовая основа, которая берет своё начало в учении о конституции. Данный термин несёт множество смыслов и существует со времён Древнего Рима. Но на сегодняшний день конституция – это неотъемлемая часть любой правовой державы. Российская Федерация также имеет свою конституцию, для которой характерны особые признаки и функции, о чём пойдёт речь далее.

История понятия

Развитие термина «конституция» начинается задолго до изобретения теории правового государства. Абсолютно все признаки конституции, известные нам на сегодняшний день, выделялись юристами и философами на протяжении нескольких сотен лет. В научной среде первыми конституциями принято выделять массив законов древних государств. Поистине переломными нормативными актами Древнего мира были законы Солона и Клисфена в Греции, Сервия Тулия в Риме, Ликурга в Спартанской державе. Все эти сборники правовых норм являются своего рода первыми, зачаточными видами конституций. В Средние века на примере Сан-Марино можно увидеть перерождение режима конституционализма, получившего современные черты. Закон этого небольшого государства был принят ещё в 1600 году. В новом времени следует выделить конституции США, Франции и Речи Посполитой. Основной закон в каждой из этих трёх стран имеет все признаки конституции, которые являются основой современного режима конституционализма.

Конституция: общие ведомости

Конституция в теории современного конституционного права - это основной, устойчивый закон державы. Он обладает наивысшей юридической силой. Также в конституции закреплены основы политической, экономической и правовой системы общества. Таким образом, данный нормативный акт является не только основой всего правового климата государства, но ещё и главным регулятором общественных отношений в каждом государстве. Нужно отметить тот факт, что представленное понимание является общим. Признаки конституции можно дифференцировать на общие и специальные. К последним относятся особенности основного акта державы, которые возникают вследствие определённых различительных чёрт, каждого государства. Учёные также различают фактическую конституцию (существующие отношения внутри общества) и юридическую (закреплённая система правовых норм).

Виды конституций

Основные признаки конституции и их различие в каждом государстве дают возможность произвести классификацию этого нормативного акта. Разделение на виды производится путём выделения какого-либо отличительного фактора. На сегодняшний день в конституционном праве существуют следующие виды классификации:

  1. В зависимости от формы выделяют писаные и неписаные конституции.
  2. Писаные конституции подразделяются на кодифицированные (в виде единого нормативного акта), некодифицированные (совокупность законов, судебных прецедентов, доктрин и правовых обычаев).
  3. Конституции подразделяются относительно субъекта, который её издал: принятые парламентом, чрезвычайным созывом, съездом депутатов, временным правительством, референдумом и т.п.
  4. Отличие в порядке внесения изменений позволяет выделить гибкие (изменения вносятся так же, как и в другие нормативные акты), жёсткие (особый порядок внесения изменений).

Таким образом, невзирая на единый статус конституции практически во всех странах, существует множество видов этого специфического нормативного акта.

Отличительные черты

В данной статье мы рассмотрим особенности конституции на примере основного закона Российской Федерации. Признаки Конституции РФ дают возможность выделить её из общей иерархии нормативно-правовых актов государства. Основной закон Российской Федерации и других стран имеет следующие отличительные черты:

  • закрепляет структуру государственного строя, права, свободы человека и гражданина, систему высших органов;
  • конституция наделена высшей юридической силой;
  • конституция стабильна и практически неизменна;
  • база для всего остального законодательства страны;
  • порядок принятия, изменения особый;
  • верховенство конституции РФ распространено абсолютно на всю территорию государства.

Как уже указывалось ранее, представленные особенности характерны практически для любого основного закона. Что касается Российской Федерации, то существуют исключительные признаки Конституции РФ.

Особенности Конституции России

Прежде всего, нужно отметить сферу действия Конституции РФ и её юридическую суть. Основной закон России является правовой базой абсолютно для всех нормативных актов державы. Более того, субъекты Федерации в процессе издания территориальных актов должны основываться на конституционных нормах. Отсюда следует, что конституция распространяет своё действие не только на территорию всей РФ, но и на каждый субъект Федерации отдельно. Источником основного закона является народ. Эта особенность осуществляется через представительные выборные органы, которые, по сути, создаются народом. Юридические признаки Конституции РФ дают возможность понять саму суть основного закона как нормативного акта. Одним из важнейших признаков является прямое действие конституционных норм. Это значит, что нормы основного закона могут применяться без какого-либо санкционирования со стороны государства. Если существует противоречие нормы конституции и нормы существующего законодательства, то приоритет будет иметь конституционная сторона.

Структура Конституции РФ

Действующий основной закон Российской Федерации является писаным, кодифицированным, структурированным нормативным актом государства. В нём закреплены основные демократические, культурные, политические ценности, а также обусловлена экономическая система страны. Структура основного закона достаточно проста и эффективна, учитывая юридические признаки Конституции России. Они показывают её серьёзную роль в правовой системе государства. Конституция разделена на два раздела. В первом разделе девять глав, в которых закрепляются политические, экономические и другие особенности Российской Федерации. Сюда вошли нормы, показывающие наличие демократизма и разделения власти на три основные ветки. Второй раздел – это заключительные и переходные положения. Он по сути является гарантом и регулятором стабильности действующих конституционно-правовых норм.

Функции Конституции РФ

Учитывая понятие и признаки Конституции России, представленные выше, можно сделать вывод, что основной закон не просто существует, а ещё и выполняет ряд важных государственных функций. Можно выделить следующие функции:

  1. Учредительная. Конституция создаёт своеобразный плацдарм для создания новых и регламента существующих отношений в обществе. Также эта функция направлена на систематизацию политической системы страны.
  2. Организаторская функция позволяет не останавливаться на достигнутом, а ставить перед государством новые, перспективные задачи. Благодаря организаторской функции можно существенно повысить политическую активность общества и государственных органов. Организаторская функция даёт возможность действовать в рамках и духе закона.
  3. Конституция закрепляет нормы, позволяющие взаимодействовать государствам на мировой арене. Данная функция носит название внешнеполитической.
  4. Юридическая функция заключается в ключевой роли основного закона в правовой системе государства. Признаки конституции во многом обусловливают эту функцию. Благодаря юридической функции все нормативные акты государства создаются и существуют в одной правовой среде.

Идеологическая функция

Многие учёные очень часто выделяют идеологическую функцию основного закона. Сразу следует оговориться, что признаки Конституции Российской Федерации свидетельствуют об отсутствии какой-либо идеологии в государстве. Идеологическая функция появилась во времена СССР. В конституции этого государства было определено господствующее учение, согласно которому общество существует. Современная Россия давно отреклась от идеи тоталитаризма. Органы государственной власти регулируются правом, а не идеологией.

Заключение

Итак, в статье представлены признаки конституции и их суть, а также расшифровано понятие с учётом существующих теоретических подходов. В заключение нужно отметить, что Конституция РФ – это источник демократии и народовластия, который постоянно развивается.

businessman.ru

12. Признаки Конституции рф как основного нормативного акта.

Юридические свойства Конституции позволяют раскрыть ее природу, особенности ее статуса в правовой системе. К числу юридических свойств Конституции относятся следующие.

1. Верховенство Конституции. Это означает, что Конституция занимает первое место или верхнюю ступень в иерархии норма­тивных актов России. Почему? Во-первых, такой статус Консти­туции связан с тем, что она является первичным актом народного волеизъявления или актом народного суверенитета. Во-вторых, Конституция — это не только источник права", но и правовая база существования всех ветвей власти. Она конституирует ветви вла­сти, регулирует основные параметры их деятельности. С норма­ми, установленными ею, должны соотносить свою работу все го­сударственные, политические и общественные структуры.

2. Высшая юридическая сила Конституции. Юридическая сила нормативного акта — это степень его обязательности, которая за­висит от местоположения государственного органа, принявшего нормативный акт, в иерархии органов государства. Конституция обязательна для всех граждан, организаций и государственных органов, потому что она есть акт народного волеизъявления в от­личие, допустим, от инструкции министерства или законода­тельного акта субъекта Федерации. Все другие нормативные акты не должны противоречить Конституции, в противном случае они должны считаться недействительными. Деятельность всех право­охранительных органов должна соответствовать Конституции.

3. Прямое действие Конституции. В принципе, многие кон­ституционные положения находят дальнейшую конкретизацию в других нормативных актах, так как ими регулируются многие и многие стороны жизни людей, не урегулированные в Консти­туции. И тогда, когда для упорядочения какой-либо ситуации не находится конкретной нормы права либо когда имеется кол­лизия между нормами закона и Конституции, нормы Консти­туции могут применяться прямо и непосредственно.

4. Конституция— ядро правовой системы. Принципы и поло­жения Конституции играют определяющую роль для всей систе­мы текущего законодательства. Принятие новой Конституции обычно стимулирует значительное изменение и обновление всего законодательства. Помимо этого Конституция как бы координи­рует текущее законодательство, т. е. обеспечивает его единство.

118 Глава 3. Конституционное право

5. Учредительный характер Конституции. Конституция есть результат осуществления учредительной власти народа, кото­рый сам вправе выбирать для себя оптимальную форму правле­ния, государственного устройства, голосуя на референдуме за тот или иной вариант Конституции. Учредительная природа Конституции проявляется и в том, что ее предписания высту­пают в качестве первоосновы, т. е. являются первичными. Это означает, что для установления тех или иных положений Кон­ституции не существует никаких правовых ограничений. Ни одно из ее положений не может быть признано недействитель­ным по причине несоответствия какому-либо правовому акту данного государства. Однако у любой конституции имеется со­циальный «потолок»: она должна соответствовать историче­ским, социальным, международным условиям, учитывать суще­ствующие традиции, преемственность конституционного раз­вития страны и др.

6. Стабильность Конституции. В принципе стабильность Конституции напрямую связана и зависит от стабильности ре­гулируемых ею общественных отношений. Однако, с другой стороны, она и сама может противостоять дестабилизации страны. Для этой цели устанавливается особо сложный порядок ее принятия и изменения. Отдельные же, наиболее важные ее главы (гл. 1, 2) объявляются неприкосновенными, их измене­ние равносильно принятию новой Конституции.

studfiles.net

Лекция № 3 Конституционное право России План

  1. Конституция: понятие, функции, признаки.

  2. Основы конституционного строя РФ.

  3. Права и свободы человека и гражданина.

1. Конституция: понятие, признаки

Конституционное право ведущая отрасль российского права. Оно охватывает особо значимые общественные отношения. Это обуславливает его ведущее положение среди других отраслей права. Это фундаментальная отрасль. Ее нормы юридически первичны, содержат исходный материал, используемый при формировании других отраслей права.

Конституционное праворегулирует общественные отношения, возникающие по поводу охраны прав и свобод человека (отношения между человеком и государством) и по поводу устройства государства и государственной власти.

Конституция (от латинскогоconstitution– установление) – основной закон государства, представляющий собой единый, обладающий особыми свойствами юридический акт, посредством которого

- народ учреждает основные принципы устройства общества и государства,

- определяет субъекты государственной власти и

- механизм осуществления государственной власти,

- закрепляет охраняемые государством права гражданского общества, человека и гражданина.

Во времена Римской империи этим термином назывались императорские указы, в средневековье – акты о феодальных вольностях. В современном понимании конституции как единого нормативного акта, определяющего структуру государства, появились в результате буржуазных революций 17-18 вв. (Великобритания, США, Франция). Именно тогда человечество осознало высшую ценность личной свободы и в связи с этим необходимость обуздать государство, заставив его подчиняться каким-то заданным правилам.

Первая конституция – американская (1787 г.)

Конституция РФ была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. и вступила в действие со дня ее опубликования 25 декабря того же года.

Функции конституции

1. В конституциях почти всегда подчеркивается, что они принимаются народом или от имени народа. В Конституции США, например, используется формула «Мы, народ Соединенных Штатов Америки…», ФРГ – «немецкий народ … принял в силу своей учредительной власти настоящий Основной закон», Франции – «французский народ одобрил … Конституционный закон», в России – «Мы, многонациональный народ с Федерации, … принимаем Конституцию Российской федерации».

Тем самым подчеркивается главный источник власти – народ, а Конституция как бы юридически связывает народ и государство, выражает правомерность власти над людьми.

Конституции обычно закрепляют народный суверенитет(народовластие), тем самым признавая, что никто, в том числе и государственная власть, не вправе отнять у народа верховного права самому решать свою судьбу.

Так, в ч.1 ст. 3 Конституции РФ: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».

2. Следующая функция Конституции – препятствовать территориальному распаду государства, обеспечивать его единство и неделимость.

В мировой конституционно-правовой теории нет единого взгляда на содержание Конституции. Конституции разных стран отличаются друг от друга, что отражает различие исторических условий их принятия и уровня конституционного правосознания.

В Великобритании, например, вообще нет писанного основного закона, поэтому трудно определить, имеют те или иные акты конституционное значение. В США Конституция действует более двухсот лет и адаптируется к меняющимся условиям с помощью поправок и судебных толкований. В СССР Конституция была подчинена идеологическим целям правящей компартии.

В демократическом обществе создаваемый конституционный механизм власти – это всегда компромисс, т.к. в общественной жизни участвуют или ведут борьбу за власть различные политические силы. Этот компромисс выражает общую заинтересованность решать проблему власти и свободы на основе закона, а не применения силы. Конституция поэтому не может действовать в интересах только одно класса.

Юридические свойства Конституции РФ– это совокупность ее признаков как Основного закона государства.

Конституции РФ свойственны признаки, отличающие ее от других законов:

1. Юридическое верховенство в системе законодательных актов (ст. 15), т.е. ей присуща высшая юридическая сила по отношению ко всем иным нормативным правовым актам; все они должны соответствовать Конституции.

2. Прямое действие. Многие конституционные положения находят дальнейшую конкретизацию в других нормативных правовых актах. Но когда для упорядочения какой-либо ситуации не находится конкретной нормы права либо когда имеется коллизия между нормами закона и Конституции, нормы Конституции могут применяться прямо и непосредственно.

3. Конституция является базой текущего законодательства, служит источником его норм. Текущее законодательство не наполняет конституционные нормы новым содержанием, а лишь конкретизирует основополагающие положения Конституции.

4. Изменение Конституции влечет изменение законодательства.

5. Особый порядок ее принятия и изменения (глава 9 – знать).

6. Особая правовая охрана Конституции, обеспечивается с помощью конституционного контроля (ст. 125 – Конституционный суд), особое место в правовой охране Конституции занимает – Президент (гарант – ч. 2 ст. 80).

Конституция РФ имеет определенную структуру. Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливаются определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения.

По своей структуре Конституция РФ 1993 г. состоит из преамбулы, двух разделов, 9 глав.

studfiles.net

2.2 Юридические свойства Конституции рф

Юридические свойства конституции - это правовые признаки ее как основного закона государства.

К юридическим свойствам Конституции относятся:

-     учредительный характер,

-     легитимность,

-     верховенство,

-     стабильность,

-     прямое действие,

-     база текущего законодательства,

-     реальность,

-     программность.

Учредительный характер Конституции проявляется в том, что ее нормы закрепляют основы государственного и общественного устройства, учреждают важнейшие государственные институты, через которые реализуется государственная власть, принципы их создания и деятельности. Кроме того, конституционные нормы устанавливают порядок создания всех действующих в государстве правовых норм их иерархию в правовой системе.

Легитимность Конституции состоит в том, что она принимается народом (путем референдума) или от имени народа (представительным органом государства - парламентом или же органом, специально созданным для принятия конституции, - учредительным собранием), которому принадлежит вся полнота государственной власти.

Конституцию РФ, принятую всенародным голосование 12 декабря 1993 г. можно назвать легитимной «с определенной долей условности». Ее одобрили 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании, что составляет 31% всех зарегистрированных избирателей[7].

В Конституции Российской Федерации 1993 года впервые в истории страны получил закрепление принцип верховенства[8]. Юридическое верховенство конституции означает ее высшую юридическую силу по отношению ко всем иным нормативным актам, включая и федеральные законы, и упомянутые выше федеральные конституционные законы. Все они должны соответствовать конституции и не могут ей противоречить.

Верховенство Конституции РФ приобретает дополнительное значение в условиях федеративного государственного устройства России, когда субъекты Федерации имеют свою конституцию и свое законодательство. Республиканские конституции и принимаемые субъектами другие нормативно-правовые акты не должны противоречить федеральной Конституции (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ).

Юридическое верховенство конституций обычно подчеркивается в них самих. Так, согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ 1993 г., "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации". Строгое и точное соблюдение Конституции — это наивысшая норма поведения для всех граждан, всех общественных объединений, всех государственных органов.

Таким образом, высшая юридическая сила Конституции характеризует ее место в иерархии нормативных правовых актов, действующих в российской Федерации.

Стабильность Конституции - важнейшее условие режима законности, устойчивости всей правовой системы и организации государственной власти, определенности отношений между личностью и государством. * Стабильность Конституции зависит от многих факторов (например, от расклада социально-политических сил, действующих на политической арене страны, от уровня политической и правовой культуры граждан, от совершенства положений самой Конституции и др.). Гарантией стабильности Конституции РФ служит жесткий порядок ее пересмотра и внесения конституционных поправок.

Конституция РФ имеет прямое действие (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ)[9]. Это означает, что нормы Конституции РФ являются непосредственно действующими, то есть для их осуществления не требуется в качестве обязательного условия принятия дополнительных, конкретизирующих отраслевых правовых норм. Вместе с тем многие нормы Конституции РФ, в силу высокого уровня обобщенности правового регулирования, нуждаются в дополнительной регламентации путем принятия актов текущего законодательства.

Реальность Конституции означает соответствие конституционных предписаний складывающимся в действительности общественным отношениям. Другими словами, конституция должна отражать достигнутую ступень развития общественных отношений в политической, экономической, социальной сферах[10].

О реальности конституции свидетельствует исполнимость и гарантированность ее предписаний. Например, возможность граждан, руководствуясь Конституцией, ссылаясь на нее, обращаться за судебной защитой своих прав и свобод является показателем реальности конституционных норм, посвященных правовому статусу личности.

Конституция как ядро правовой системы своими положениями способствует согласованности всего правового развития и систематизации права. Она — основной источник права, содержащий исходные начала всей системы права.

К числу юридических свойств конституции относится и то, что она является базой текущего законодательства, определяет его характер. Текущее законодательство развивает предписания Конституции, исходит из ее духа при детальном регулировании различных общественных отношений.

"Выступая в качестве юридической базы для развития всех отраслей российского права, конституция регулирует и закрепляет процесс создания правовых норм и актов, которыми обеспечивается проведение политических, культурных и социально-экономических преобразований в обществе. Насколько стабильным и эволюционным будет развитие самой конституции, настолько реформирование государственной и общественной сфер жизнедеятельности приобретет завершенный характер"[11].

Также Конституция во многих случаях говорит о том, что права и интересы граждан гарантируются либо охраняются законом, а соответствующие действия органов и должностных лиц регулируются законом; при этом подразумевается не акт в форме закона, а вся гамма правовых норм, необходимых для соответствующего случая. Например, ч. 1 ст. 35 гласит: "Право частной собственности охраняется законом"[12]. Здесь имеется в виду не просто отдельный акт в виде закона, а любые правовые средства, лишь бы они служили защите данного права.

Программность Конституции проявляется в том, что сформулированные в ней нормы-принципы, нормы-цели определяют основные направления, цели и задачи дальнейшего развития общества и государства. Так, характеристика Российского государства в качестве правового, содержащаяся в ч. 1 ст. 1 Конституции РФ, не может служить основанием для признания его таковым, но это идеал, к которому Российская Федерация должна стремиться.

К юридическим свойствам Конституции Российской Федерации относится ее особая охрана, в которой задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах.

Статья 80 Конституции закрепляет, что Президент Российской Федерации является ее гарантом. В своей присяге он обязуется соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации (ст. 82)[13].

Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия их федеральной Конституции. Президент, Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания могут инициировать процедуру разрешения дел в Конституционном Суде России о соответствии Конституции нормативных актов, указанных в ст. 125 Конституции.

Конституционный суд играет важную роль в охране Конституции. Он рассматривает дела о соответствии Конституции законов и иных нормативных актов как федеральных органов власти, так и субъектов Федерации. Акты, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующий Конституции российской Федерации международный договор не подлежит введению в действие и применению.

Анализируя порядок изменения Конституции Российской Федерации, следует подчеркнуть крайнюю сложность конституционного пересмотра. "Создатели действующей Конституции Российской Федерации пошли по пути намеренно усложненного варианта ее реформирования"[14]. Для принятия поправок к гл. 3 - 8 действующей Конституции требуется согласие большинства депутатов Федерального Собрания и более 2/3 субъектов РФ. Достичь такого согласия даже в условиях гражданского мира очень трудно, особенно когда речь идет о принципиальных изменениях. Еще более сложна реализация поправок к главам, закрепляющим основы конституционного строя, права и свободы гражданина. Она возможна только путем разработки проекта новой Конституции, который принимается большинством специально созываемого Конституционного Собрания либо всенародным голосованием.

studfiles.net

Юридические признаки (свойства) Конституции Российской Федерации

Конституция РФ как особый закон, определяющий основы правовой действительности России, обладает следующими признаками (свойствами):

1) высшая юридическая сила. Все нормативные правовые акты на территории России не должны противоречить Конституции РФ. При этом действие Конституции РФ распространяется на всю территорию Федерации, безотносительно к тому, сколько избирателей проголосовало «за» и «против» нее на территории того или иного ее субъекта;

2) особый порядок принятия и изменения. Конституция РФ принимается либо посредством референдума, либо Конституционным Собранием, специально образуемым для решения вопроса о принятии новой Конституции РФ. При этом в гл. 1, 2 и 9 изменения вообще не вносятся, а для внесения изменений в гл. 3–8 необходимо, чтобы предложения о поправках внес хотя бы один из субъектов права законодательной инициативы, предусмотренных ст. 134 Конституции РФ; поправка считается принятой, если она одобрена большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, но вступает в силу лишь после подписания Президентом РФ, а затем – одобрения ее органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации. В отличие от гибких конституций, предусматривающих упрощенный порядок внесения поправок, Конституция РФ – жесткая, т. е. внесение в нее поправок чрезвычайно затруднено;

3) нормотворческая база текущего законодательства. С принятием конституции все действующие акты должны быть приведены в соответствие с ней (либо отменены те, которые полностью ей противоречат). В то же время конституция требует издания большого числа новых нормативных правовых актов;

4) прямое действие норм. Многие нормы конституции не нуждаются в опосредовании актами текущего законодательства, а если и нуждаются, то до издания таковых действуют непосредственно. Если же акт текущего законодательства противоречит конституции, то до его отмены также действует соответствующая норма конституции.

По своей форме и сущности Конституция РФ – это писаная конституция демократического, федеративного, правового, социального, светского государства с республиканской формой правления. В то же время это и конституция общества, поскольку она регулирует и такие общественные отношения, в которых государство не принимает непосредственного участия.

Правовая охрана конституции – это совокупность юридических средств, обеспечивающих соблюдение режима конституционной законности.

Согласно ст. 71 Конституции РФ контроль за ее соблюдением относится к ведению РФ, а обеспечение соответствия конституций республик Федеральной конституции входит в предмет совместного ведения Федерации и ее субъектов.

Особое место в защите Конституции РФ и конституционного строя принадлежит Президенту РФ, который как глава государства является гарантом конституции; обязанность соблюдать и защищать конституцию входит в содержание его присяги.

В целях защиты Конституции РФ формируется Конституционный Суд РФ. Его судьи назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, Конституционный Суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой их членов, Правительства РФ, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации разрешает вопрос о соответствии Конституции РФ законодательных и других правовых актов, перечень которых дан в ст. 125 Конституции РФ.

Акты или отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; международные договоры, не соответствующие Конституции РФ, не подлежат введению в действие и применению.

В решении задач конституционного контроля участвуют и другие органы законодательной власти, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Прокуратура РФ.

investobserver.info

Общая характеристика Конституции РФ. Конституция Российской Федерации: понятие, принципы

Конституция РФ 1993 г. – основной закон, принятый на всеобщем референдуме. Он выражает волю народа и закрепляет ключевые положения государственного строя. Конституция РФ 1993 г. – современная и актуальная редакция основного закона страны. Рассмотрим далее специфику этого документа. общая характеристика конституции рф

Основные сведения

При рассмотрении правового устройства государства в первую очередь дается общая характеристика Конституции РФ. Этот юридический документ выступает в качестве основы порядка и законности в стране. Именно в этом виде данный нормативный акт рассматривается наукой. Вместе с этим толкование Конституции РФ позволяет сделать вывод, что она является политическим документом. Это связано с тем, что данный акт обладает регулирующим влиянием на публично-властные отношения в обществе. Ключевыми функциями основного закона являются:

  1. Организационная.
  2. Воспитательная.
  3. Юридическая.
  4. Стабилизирующая.
  5. Учредительная.
  6. Политическая.

Общая характеристика Конституции РФ

Основной закон обладает рядом признаков, по которым он отличается от прочих нормативных документов. В первую очередь следует отметить порядок его принятия. Как выше было сказано, по проекту Конституции в 1993 г. было проведено всенародное голосование. Решение об организации референдума было принято Указом президента. Голосование проводилось согласно Положению, в котором определен его порядок, методика подсчета голосов и формулирования результатов.

В итоге 12 декабря была принята Конституция РФ. 2016-й стал 23-м годом ее существования. В СФ накануне празднования дня принятия основного закона отметили, что документ является адекватным существующим условиям и не нуждается в корректировках и дополнении.

Форма правления

Общая характеристика Конституции РФ позволяет получить четкое представление о типе государственного устройства страны. В основном законе дано лаконичное и вместе с тем емкое определение. В частности, в акте указано, что Российская Федерация представляет собой демократическое правовое федеративное государство с республиканской формой правления. толкование конституции рф

Президент

Тот факт, что Россия не является парламентской республикой, вполне очевиден. Вместе с тем эксперты не спешат называть ее президентской в классическом виде. Обуславливается такая позиция тем, что глава страны наделяется достаточно широкими полномочиями.

Особый статус президента закрепляет Конституция РФ. 2016 год показал, как глава государства реализует полномочия, которыми он наделен законом. Здесь следует обратиться к ст. 80. В ней сказано, что президентом определяются внешне- и внутриполитические направления государственной политики. События за рубежом показали способность главы страны брать на себя ответственность за происходящее, грамотно координировать действия представителей государства на международной арене.

Аналогичные выводы можно сделать, если обратиться к внутренней политике. Президент ведет постоянный мониторинг ситуации в стране, принимая оперативные решения, указы, давая распоряжения.

Территориальные особенности

Общая характеристика Конституции РФ позволяет понять специфику географического устройства страны. В основном законе совмещены исключительно территориальный и национальный принципы федеративной организации. Вместе с тем гарантируется равноправие административных единиц и политических образований. В ст. 5 говорится, что Россия состоит из краев и областей, автономных в том числе, городов федерального значения и республик. Все они выступают как равноправные субъекты страны. права человека в конституции рф

Сущность основного закона

Суть Конституции РФ заключается в формировании нормативной базы для принятия законов и прочих юридических документов, направленных на защиту государственного строя, интересов общества, суверенитета и целостности страны. Именно эти акты конкретизируют положения основного закона. В задачи Конституции РФ входит обеспечение гарантий населению в реализации всех их юридических возможностей на равных условиях.

Юридическая роль

Толкование Конституции РФ имеет особое практическое значение. Оно необходимо для понимания в первую очередь населением их возможностей и обязанностей, полномочий органов власти всех уровней. Конституционные положения выступают в качестве высшего материального критерия существующего в стране права. Все, что присутствует и возникает в нем, должно соответствовать нормам основного закона.

В тексте Конституции присутствуют указания на ключевые принципы права. К ним в частности относят демократию, гуманизм, равенство субъектов перед законом, взаимная ответственность личности и государства. Конституционные положения обладают непосредственным действием. Они подлежат применению всеми судами и прочими юрисдикционными структурами.

На статьи основного закона можно ссылаться при вынесении постановлений, при мотивировании тех или иных юридических актов. Конституционные положения действуют непосредственно, если те или иные отношения регулируются ими и их достаточно для разрешения той или иной ситуации. Основной закон, таким образом, выступает в качестве ядра нормативной системы. конституция рф защита граждан

Учредительная функция

Возникновение Конституции обусловлено коренными изменениями в общественной жизни. С течением времени основной закон стал политической и нормативной основой социального развития. В Конституции 1918 г. были закреплены достижения социалистической революции. В законе 1937 г. были закреплены основы построения государственной системы. В документе, принятом в 1978 г., были отражены особенности построения уже развитого социализма.

Действующая сегодня Конституция не содержит указания на характер социального строя. Она закрепляет основы государственного устройства в целом. Принцип разделения власти за всю историю существования государства закрепила именно современная Конституция РФ. Защита граждан при этом стоит далеко не на последнем месте. Охрана интересов населения является приоритетным направлением государственной политики.

Организационная роль

Ее суть заключается в регулировании деятельности государственных институтов разного уровня. Основной закон призван обеспечивать работу сбалансированной системы власти, разграничивать круг полномочий, решать вопрос, касающийся отрешения главы страны от должности, отставки правительства, роспуска Госдумы и так далее. Соответственно, Конституция регулирует и упорядочивает процессы, регламентирует функционирование публично-властных институтов, определяет модели поведения субъектов права.  задачи конституции рф

Политическая функция

Она выражает роль основного закона в социальной структуре. Конституция вводит политическую деятельность и борьбу за власть в правовые рамки. Данная функция состоит и в признании, и в закреплении идеологического разнообразия, многопартийности в обществе. Предоставляя политическим течениям равные возможности в процессе борьбы за власть, основной закон запрещает действия, связанные с насильственным изменением основ государственного строя, подрывом безопасности страны, созданием незаконных формирований, разжиганием социальных, национальных, расовых, религиозных конфликтов.

Стабилизирующая роль

Конституция страны обеспечивает устойчивость правовых институтов. Стабильность в государственной системе является гарантией спокойствия общества. Конституционные положения должны обладать для этого определенной консервативностью. Как показывает практика, излишне частое изменение норм основного закона указывает на неблагополучие в государстве и обществе. Между тем стабильность Конституции не свидетельствует об остановке правового процесса. Некоторые авторы указывают на то, что основной закон был принят несколько поспешно и имеет множество дефектов. Безусловно, в Конституции есть определенные изъяны, однако в целом она является гарантией стабильности. суть конституции рф

Воспитательная функция

Эта роль считается одной из ключевых. От степени правосознания населения зависит эффективность реализации конституционных положений. В этом случае нормотворцы решают достаточно сложную проблему. Важно не просто сформулировать положения. Необходимо в них заложить традицию уважения к Конституции, власти, суду, гражданину, обществу и государству в целом. В этом смысле действующий сегодня основной закон наиболее полно выполняет воспитательную функцию.

Структура

Рассмотрим перечень положений, которые содержит конституция РФ. Права и свободы субъектов определяются 48 статьями. Все они формируют Главу 2 основного закона. Права человека в Конституции РФ представляются как высшая ценность государства. Личности гарантируются сохранение и реализация ее юридических возможностей наравне с другими.

Права человека в Конституции РФ называются неотчуждаемыми благами. При этом они существуют во взаимной связи с обязанностями. В Главе 3 дается описание федеративного устройства. В ней присутствует 15 статей. Они закрепляют ключевые положения Главы 1 (основ конституционного строя). В Главах 4-8 зафиксированы принципы организации местного самоуправления и государственной власти. В разделе, посвященному президенту страны, присутствует 14 статей. Они закрепляют статус главы государства, порядок вступления его в должность, полномочия, правила их досрочного прекращения и пр.

В Главе 5 раскрыты основы организации и функционирования парламента. В ней содержится 11 статей. Положения устанавливают статус ФС, его структуру, правила формирования, компетенцию палат. В Главе 6 присутствуют положения, касающиеся правительства. В них описан порядок создания, структура, компетенция этого органа и прочие моменты, связанные с его функционированием. Глава 7 посвящена судебной власти. В ней содержится 12 статей. Положения раскрывают понятие судебной системы, принципы отправления правосудия, правила формирования и полномочия КС, ВС, ВАС, прокуратуры. конституция рф права и свободы В Главе 8 конкретизируется 12 статья Конституции. В этом разделе закрепляются положения, касающиеся системы территориального управления, функции местных органов. В Главе 9 определен порядок дополнения и изменения основного закона, правила его пересмотра (то есть принятия нового документа). В заключительных и переходных положениях присутствуют нормы, указывающие на временное изъятие из действий некоторых норм первой части. В них также установлена дата принятия и вступления основного закона в силу.

В заключительных и переходных положениях установлено, что конституционные нормы обладают приоритетным действием перед Федеративным соглашением от 31 марта 1992 г. Здесь же определяется порядок применения законодательных и иных нормативных актов, которые были приняты до даты вступления документа в действие.

fb.ru

Особенности конституции РФ. Конституция Российской Федерации :: BusinessMan.ru

Конституция Российской Федерации обладает принципиальными отличиями от предыдущих Законов. В настоящее время в ней отражены новые ориентиры и ценности социально-экономического и политического развития. В их центре находятся свободы и права человека. Конституция РФ сформулирована с учетом принципов гуманизма, свободы и независимости, представительной формы правления, разделения власти. Далее рассмотрим подробнее, что собой представляет Основной Закон.

Общие сведения

Действующая Конституция Российской Федерации используется всеми судами страны. На базе основного закона выстроена существующая система формирования публичной власти, действуют механизмы, предотвращающие возрождение тоталитарного режима в государстве и обществе, способствующие защите гражданской позиции от посягательств государства.

Конституция выступает в качестве подлинного источника права. Сегодня Основной Закон представляет собой один из наиболее значимых инструментов, используемых при осуществлении экономических и политических реформ, образовании рыночной отношений, гражданского общества.

Предпосылки к созданию нового проекта

Известно, что существовавшая до 1993 года Конституция принадлежала к другому времени. Ее утвердили еще в 1978-м. Фактически она явилась "слепком" Основного Закона 77-го года. В прежнем документе была закреплена руководящая роль КПСС, недопустимость создания частной собственности и абсолютное огосударствление экономической сферы. При этом федерализм был провозглашен как принцип, однако своего дальнейшего развития он не получил. Управление государственными делами выполнялось посредством командно-административного аппарата. Имела место подмена закона "телефонным правом", инструкцией, приказом.

Декларация о суверенитете

Она была утверждена на Первом съезде народных депутатов. В Декларации заявлялось, что суверенитет РСФСР провозглашается во имя реализации высших целей. Ими считалось обеспечение каждому гражданину неотъемлемого права на свободное развитие, достойную жизнь, пользование родным для него языком. При этом народ в целом получал возможность самоопределяться в выбранных им национально-государственных и культурных формах.

Принятие этой Декларации считается отправной точкой в работе по подготовке проекта новой Конституции. На Первом съезде народных депутатов была сформирована соответствующая Комиссия. Главой ее стал тогда Б. Ельцин. На Пятом съезде новый проект был принят к сведению. Комиссии при этом было поручено доработать его, учитывая замечания и предложения народных депутатов, и вынести на рассмотрение очередного Съезда. При этом страна продолжала свою жизнь по старой Конституции, положения которой все больше расходились с преобразованиями, которые проводились в государстве.

Для устранения прямых противоречий и возникающих несоответствий в Основной Закон вносились постепенно дополнения и изменения. Они существенным образом влияли на содержание Конституции. В итоге общее количество поправок перевалило за 300. Однако становилось ясно, что решить задачи конституционных преобразований таким путем не представляется возможным. Сложности возникали главным образом в связи со спешным и массовым внесением поправок. Это порождало в самом тексте документа противоречивость идей и несогласованность многих статей. Зачастую неясности приобретали критический характер.

Современные реалии

Сегодня, когда страна переходит к новому строю, появляется достаточно много острых конфликтов и кризисных ситуаций. Повышенную актуальность приобретает исследование и анализ социальных противоречий, проявляющихся в юридических формах в том числе. Эти явления в полной мере затрагивают и современный российский конституционализм.

Становится весьма очевидным тот факт, что степень реальности демократических принципов, провозглашаемых Основным Законом, эффективность регулирования определяются во многом глубиной его проникновения в природу конфликтов и социальных противоречий современного государства и общества.

Конституция РФ: последняя редакция

Проект действующего Закона являет собой результат совместной продолжительной работы депутатов, представителей государственных органов власти разного уровня. В подготовке его участвовали и члены некоторых общественных объединений, предпринимательских кругов, а также видные юристы. Проект очень широко освещался в СМИ и подвергался всестороннему рассмотрению на Конституционном совещании. Такая масштабность обсуждения была связана с тем, что он затрагивал все слои общества в стране. Только после завершения всей предварительной работы, проект был вынесен на всенародное обсуждение. Обнародовал его Президент РФ. Конституция после голосования была одобрена гражданами.

Характеристика Основного Закона

Конституция, выполняя регулятивную функцию, призвана обеспечивать внутреннюю целостность норм внутригосударственной правовой системы. Вместе с этим она должна способствовать установлению эффективного взаимодействия с иностранными законодательными структурами. Конституция исчерпывающим образом определяет перечень основных нормативных актов. В него, в частности, входят законы о судебной системе, порядке функционирования Правительства страны при чрезвычайном положении и так далее. Всего их 14.

Конституция РФ (последняя редакция), фиксируя основные законы, круг отношений, которые они регулируют, закрепляет их центральную позицию в действующем законодательстве. Вместе с этим они приобретают особую юридическую силу. Принятие Конституции РФ осуществляется по усложненному порядку. Для одобрения Основного Закона необходимо не меньше 3/4 голосов всех членов СФ.

Усилению позиции Конституции в правовой системе страны весьма способствует и тот факт, что на нее не может наложить вето Президент. По своей структуре Основной Закон представляет собой "кодекс". Однако это не означает, что его регулирование существующих государственно-правовых отношений можно считать исчерпывающим. В связи с этим некоторые авторы используют несколько иную формулировку, характеризующую Основной Закон, - "кодексообразный документ".

Монозаконность

Суть Конституции РФ связана с характером формирующейся в стране государственной системы. До недавнего времени, аналогично советскому и постсоветскому периодам, развитие осуществлялось в рамках "монозаконности". Это значит, что Конституция представляет собой единую, целостную структуру. Любые дополнения и корректировки, вносимые законом, непременно инкорпорировались и в ее текст.

Здесь стоит привести наглядный пример. В частности, можно сказать о принятии законов о дополнении и изменении Конституции 1989-93 гг. Существенные поправки были внесены в 1992 году в ходе VI Съезда народных депутатов. Такой порядок существовал вплоть до конца сентября 1993 года. Съездом народных депутатов могли вноситься дополнения и изменения посредством закона, при согласии не менее 2/3 от всего числа депутатов. Этот же порядок соблюдался при принятии решений о приостановлении действий отдельных частей Конституции, делегировании полномочий Верховному совету от СНД.

Во всей системе монозаконности, существовавшей до определенного периода в стране, имели место два исключения. В данном случае конституционным значением были наделены Декларации о суверенитете РФ (от 12-го июля 1990 года) и свободе и независимости граждан (от 22-го ноября 1991 года). Многие предписания указанных источников имели особое значение при становлении демократической государственности в стране. Свободы и права человека и гражданина, таким образом, были возведены в категорию высших ценностей общества и власти. В связи с этим они были инкорпорированы в текст Главного Закона.

Новая система

Содержание Конституции РФ регламентирует установление режима, предполагающего существование как, собственно, самого Основного Закона, так и комплекса предписаний федерального значения. Последние формулируются в соответствии с вопросами, предусмотренными в проекте, дополняют и развивают его.

Закон считается принятым при наличии одобрения большинства от не менее 3/4 голосов общего количества членов СФ и не менее 2/3 от всего количества депутатов Госдумы. После утверждения в течение 14 суток он подлежит подписанию представителем верховной власти. Им является Президент. После этого закон обнародуется. Содержание Конституции РФ предусматривает утверждение таких законов, как, например:

  • О порядке, согласно которому осуществляется изменение статуса субъекта страны.
  • О государственном гимне, гербе и флаге и правилах их использования.
  • О судебной системе и прочих.

Положения Конституции РФ в гл. 1, 2 и 9 могут корректироваться не ФС. Для внесения изменений существует вновь сформированный орган. Им является Конституционное Собрание. При этом корректировки утверждаются при наличии одобрения решения 3/5 голосов от общего числа членов ФС и депутатов Госдумы. Принятие поправок к гл. 3-8 осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным для введения конституционного федерального закона. В свою силу они вступают после того, как будут одобрены представителями органов законодательной власти не менее чем от 2/3 субъектов страны.

Утверждение Основного Закона

Принятие Конституции РФ было реализовано, как выше было указано, посредством проведения всенародного голосования. До этого момента в стране действовал Основной Закон 78-го года. Новый проект был утвержден в 1993 году, 12-го декабря. Новый проект имеет свои характерные черты, существенно отличающие его от предыдущих.

Особенности Конституции РФ 1993 года в первую очередь заключены в том, что она выступает в качестве Основного Закона действительно суверенного, самостоятельного государства, а ее утверждение связано с возрождением независимости и незыблемости демократической основы. Безусловно, данный проект не обладает учредительным характером. Главы Конституции РФ не формируют нового государства – оно существовало и ранее в разных границах при различных формах правления в течение многих столетий. В Основном Законе подчеркивается идея о сохранения единства, сложившегося исторически. Вместе с этим, статьи Конституции РФ выделяют ее среди предписаний аналогичного ранга. Они отражают ее связь с новой эпохой в истории страны.

Особенности Конституции РФ

По своей структуре Основной Закон близок к аналогичного рода документам, традиционно присутствующим в демократических странах. В большинстве из них отражено стремление скоординировать деятельность всех уровней власти в государстве. При этом преследуется одновременно цель установить реальные приоритеты каждой ветви с учетом специфики сформированных политических отношений в определенный исторический этап становления и развития страны.

Оценивая позицию Президента, Правительства, ФС, многие политологи и юристы обнаруживают аналоги в иностранных законодательствах. Достаточно явно сходство с французской Конституцией, которая была принята в 1958 году на референдуме. Следует отметить, что ее концепция была определена в то время Ш. де Голлем. Он являлся, как известно, президентом Франции. Влияние де Голля на формирование Конституции было связано, главным образом, с необходимостью обладать значительной личной властью, которая смогла бы обеспечить выход страны из кризисного состояния, сложившегося в те годы. Тем не менее при внешнем сходстве формул власти, просматриваются достаточно явные отличия в практике их применения.

Основные черты Закона

В первую очередь стоит отметить, что в своем современном значении Конституция выступает как акт, утверждаемый народом и от его имени. Примечательно, что сам факт возникновения в 17-м столетии идеи о необходимости такого документа, был связан именно с указанной чертой. Она и сегодня признается как доминирующая в теории и практике законотворчества.

Неслучайным, таким образом, является начало Основных Законов большинства демократических стран: "Мы, народ, провозглашаем (учреждаем и т. п.) настоящую Конституцию". Еще одна достаточно значимая черта документа – его учредительный характер. Он обусловлен особенностью субъекта, принимающего Конституцию. В связи с тем, что носителем суверенитета в стране выступает народ, и он же считается источником власти, то только он имеет и высшее ее проявление. Это означает, что он имеет право принимать Конституцию, утверждать посредством ее новые основы государственности, которые выбирает он сам. Только имея учредительную власть, можно изменить, даже самым радикальным образом, существующие основы политического и общественного режима. Проявление этой черты также просматривается в том, что главы Конституции РФ выступают как первоосновы. Они считаются исходными.

Предмет регулирования

В данном случае речь идет о специфике того уровня общественных взаимодействий, которыми управляет Конституция РФ. Нормативные акты затрагивают все сферы социальной жизнедеятельности. Это в первую очередь область экономических, политических, духовных, социальных отношений. В этих сферах нормы Конституции РФ регулируют фундаментальные, базовые основы взаимодействия между субъектами.

Юридические свойства

Они считаются производными от приведенных выше черт. Юридические свойства, которые имеют статьи Конституции РФ, выражены в:

  • Верховенстве Основного Закона.
  • Роли Конституции как центра государственной правовой системы.
  • Особой охране Основного Закона.
  • Специфическом порядке пересмотра и утверждения документа, внесения поправок в него.

Конституция страны представляет собой нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий базу конституционного строя, фундамент правового статуса гражданина и человека, устройство страны, принципы организации и функционирования, а также всю структуру органов местной и государственной власти.

Соответствие современной ситуации

Говоря о том, каковы особенности Конституции РФ, нельзя не упомянуть и о ее адекватном характере. В Основном Законе отражены переходные процессы, происходящие в обществе, противоречивость его существования в целом. Статьи Конституции РФ воплощают все то, что достиг и отстаивает многонациональный народ. Это, в частности, разнообразие форм собственности, свобода экономических отношений, идеологический и политический плюрализм, конкуренция. К этому списку стоит, безусловно, отнести и признание свобод и прав гражданина и человека, самостоятельный статус системы местного самоуправления, федеративное устройство, которое основывается на равноправии и самоопределении народа. Присутствующие в Основном Законе предписания носят абстрактный характер. Это связано с тем, что их цель состоит в закреплении самого главного момента в тех или других общественных отношениях.

Специфика

Особенности Конституции РФ отражают ее место в юридической системе. Посредством их выражена специфика механизма регулирования отношений в обществе. Основные особенности Конституции РФ состоят в ее преемственности, перспективности, легитимности, стабильности, верховенстве. Как выше было сказано, отдельное значение имеет и специфика порядка утверждения документа и внесения в него поправок.

Легитимный характер, которым обладает 1 Конституция РФ, заключается в том, что утверждена она была на всенародном референдуме. Он проводился впервые за всю отечественную историю. Гражданам страны бы предоставлен проект, предложенный Главой государства и одобренный на Конституционном совещании. В новом Основном Законе более последовательно, чем в предыдущих, указано на наличие субъекта – народа. Документ выступает в качестве своего рода модели регулирования современных отношений. Именно в этой связи ему присущ и прогностический характер, отражающийся в такой черте, как перспективность. Поэтому вместе с закреплением достигнутых итогов в Основном Законе фиксируются цели и стремления, выступающие задачами на будущее.

Преемственность Конституции обуславливается непрерывностью исторического становления государственного строя. Ядром в данном случае снова выступает народ, а также единство и власть. В преамбуле содержится идея преемственности. В ней выражено стремление народа сохранять исторически сложившееся государственное единство, незыблемость демократического строя. Немаловажной чертой, которой обладает Основой Закон, является его реальность. В качестве главного критерия оценки этой особенности выступает соответствие документа действительности. Если существующая ситуация и Основной Закон находятся в единстве, обеспечивая при этом соответствия предписаний экономическим и социальным условиям формирования общества, то можно без сомнения говорить о реальности документа. В отличие от предыдущих проектов, новое издание наиболее приближено к действительности.

В заключение

В отличие от существующих обычных законов, Конституционные положения отличаются долговечностью и стабильностью. Данные характерные черты предписаний, содержащихся в документе, обусловлены рядом обстоятельств. В первую очередь стоит отметить, что, вследствие абстрактного содержания положений Конституции, они не подвержены постоянным изменениям. Кроме этого, в качестве гаранта жизнеспособности и долговечности выступает упомянутый уже не раз порядок утверждения и внесения поправок в Основной Закон.

businessman.ru