Понятие и правовые признаки Конституции РФ, ее структура. Признаки конституции рф


Признаки Конституции

Признаки Конституции РФ

Юридические свойства Конституции помогают раскрывать ее природу, ее статусные особенности в системе права. Рассмотрим юридические признаки Конституции.

Верховенство. Это значит, что Конституция находится на первом месте или на верхней ступени иерархии нормативно-правовых актов России. Во-первых, данный статус Конституции связывается с тем, что она - первичный акт волеизъявления народа или акт народного суверенитета. Во-вторых, Конституция является не только правовым источником, но и правовой базой существования всех властных ветвей. Она конституирует властные ветви, контролирует, устанавливает главные параметры деятельности этих ветвей. С нормами, которые установлены ей, должны сопоставлять собственную работу все политические, государственные и общественные структуры.

Высшая юридическая сила. Юридическая сила нормативно-правового акта представлена степенью его обязательности, которая находится в зависимости от местоположения органа государства, его принявшего, в иерархии государственных органов. Конституция является обязательной для всех организаций, граждан, государственных органов, потому как она является актом волеизъявления народа, отличаясь, допустим, от министерской инструкции или акта законодательства субъекта Федерации. Все иные нормативно-правовые акты не должны иметь противоречий Конституции, в обратном случае они не будут считаться действительными. Деятельность любого правоохранительного органа должна полностью соответствовать Конституции.

Прямое действие. В принципе, множество конституционных положений получают последующую конкретизацию в иных нормативно-правовых актах, так как ими урегулированы множественные аспекты людской жизни, не отрегулированные Конституцией. И тогда, когда для разрешения какой-то ситуации невозможно найти конкретную правовую норму либо когда образуется коллизия меж законодательными нормами и Конституцией, нормы Конституции могут быть применены прямым и непосредственным образом.

Конституция является ядром системы права. Положения и принципы Конституции обладают определяющей ролью для целой системы существующего законодательства. Принятие новой Конституции дает стимул значительному изменению и обновлению всей законодательной базы. Помимо прочего Конституция занимается координацией текущего законодательства, то есть обеспечивает его единство.

Учредительный характер. Конституция является результатом реализации учредительной народной власти, который обладает правом самостоятельно выбирать для себя оптимальный вариант формы правления, устройства государства, отдавая голос на референдуме за какой-либо вариант Конституции. Учредительная сущность Конституции проявлена и в том, что ее предписания выступают в образе первоначальной основы, то есть первичны. Это значит, что для установки тех каких-либо положений Конституции не может существовать каких-либо ограничений правового характера. Какое-либо ее положение не может признаваться недействительным, потому как не соответствует какому-то правовому акту этого государства. Однако любая конституция обладает социальным «потолком»: она должна иметь соответствие социальным, историческим, международным условиям, учитывая традиционную составляющую, преемственность конституционного государственного развития и пр.

Стабильность. Стабильность Конституции имеет прямую связьи зависимость от стабильности регулируемых ей отношений в обществе. Но, с иной стороны, она и самостоятельно может выражать противостояние дестабилизации государства. Для такой цели установлен особенный усложненный порядок ее принятия и внесения изменений. Отдельные же, важнейшие ее главы 1 и 2, объявлены неприкосновенными, внесение в них изменений равносильно принятию новой Конституции.

Структура и содержание Конституции РФ

Конституция состоит из преамбулы, разделов в количестве двух, при этом первый из них разделен на 9 глав.

Содержание Конституции РФ включило в себя:

  1. последовательное и полное утверждение общепризнанных главных свобод и прав гражданина и человека при соответствии международным стандартам защиты человеческих прав;
  2. характеристику механизмов и институтов по обеспечению взаимного действия свобод и прав гражданина и человека со всеми другими конституционными институтами в области экономического и политического устройства государственности;
  3. правила по обеспечению реализации конституционных свобод и прав личности.

Множество глав Конституции РФ посвящаются компетенции и структуре властных органов государства: Президенту РФ, Федеральному Собранию РФ, Правительству РФ. Кроме этого, Конституция закрепила структуру и принципы судебной ветви власти.

Конституция РФ закрепила все основные принципы демократии, которые выражены в выборности верховных органов государства, праве граждан на местное самоуправление и т. п.

Конституция РФ собственным содержанием закрепила еще один из главнейших принципов государства демократичного типа – принцип разделения властей, по соответствию с которым в России одновременным образом осуществляют свое действие три властные ветви: законодательная, исполнительная, судебная.

Благодаря данному принципу установлена система «сдержек и противовесов» во властной структуре, что гарантирует правильное функционирование и взаимное действие разнообразных властных органов. Данный принцип обеспечен еще и за счет разграничений в нормотворческой деятельности Президента РФ, Правительства и Федерального Собрания РФ, сферы раздельной и совместной компетенции РФ, ее субъектов и органов МСУ.

Замечание 1

Принятие конституций обуславливается факторами социального, экономического и политического характера. Конституции выражают, какие формы собственности и организации деятельности экономического характера присутствуют в этом обществе, каким отношением к ним обладают граждане.

spravochnick.ru

26. Конституция рф: понятия сущность юр признаки

Конституция – это основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий и регулирующий базовые общественные отношения в сфере правового статуса личности, институтов гражданского общества, организации государства и функционирования публичной власти. Именно с понятием конституции связана ее сущность – основной закон государства призван служить главным ограничителем для власти в отношениях с человеком и обществом. Сущность конституции, в свою очередь, проявляется через ее основные юридические свойства (то есть характерные признаки, определяющие качественное своеобразие этого документа), к которым относятся: 1.выступление в качестве основного закона государства; 2.юридическое верховенство; 3.выполнение роли основы всей правовой системы страны; 4.стабильность.

Конституция РФ обладает высшей юридической силой по отношению ко всем остальным правовым актам, ни один правовой акт, принимаемый в стране (федеральный закон, акт Президента РФ, Правительства РФ, акт регионального, муниципального или ведомственного правотворчества, договор, судебное решение и т. д.), не может противоречить Основному закону, а в случае противоречия (юридических коллизий) приоритет имеют нормы Конституции.

27.Полномочия президента рф

Президент Российской Федерации:

а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;

б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

г) вносит законопроекты в Государственную Думу;

д) подписывает и обнародует федеральные законы;

е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

28.Полномочияя федерального собрания

К ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

studfiles.net

Понятие и правовые признаки Конституции РФ, ее структура — Мегаобучалка

это основной закон, обладающий высшей юр силой и закрепляющий основы о/о-ий во всех сферах жизни общества и гос-ва.

Юр признаки Конституции РФ:

1. Высшая юр сила: все НПА на территории РФ не должны противоречить К! РФ. При этом действие К! распространяется на всю территорию Федерации, безотносительно к тому, сколько избирателей проголосовало "за" и "против" К! РФ на территории того или иного ее S.

2. Особый порядок принятия и изменения. К! РФ принимается либо посредством референдума, либо Конституционным собранием, специально образуемым для решения вопроса о принятии новой К! РФ.

При этом в главы 1, 2 и 9 изменения вообще не вносятся, а для того, чтобы внести изменения в главы 3-8, необходимо, чтобы предложения о поправках внес хотя бы один из субъектов права законодательной инициативы, предусмотренных ст. 134 К! РФ; поправка считается принятой, если она одобрена большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа СФ и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов ГД, но вступает в силу лишь поле подписания Президентом РФ, а затем - одобрения ее органами законодательной власти не менее чем двух третей SS РФ. В отличие от гибких конституций, предусматривающих упрощенный порядок внесения поправок, К! РФ - жесткая, т.е. внесение в нее поправок чрезвычайно затруднено.

3. К! является нормотворческой базой текущего законодательства. Это значит, что с принятием К! все действующие акты должны быть приведены в соответствие с ней (либо отменены те из них, которые полностью ей противоречат). В то же время К! требует издания большого числа новых нпа.

4. Прямое действие норм К!. Многие ее нормы не нуждаются в опосредовании актами текущего законодательства, а если и нуждаются, то, тем не менее, до издания таковых действуют непосредственно. Если же акт текущего законодательства противоречит Конституции, то до его отмены также действует соответствующая норма Конституции.

По своей форме и сущности К! РФ - это писаная К! демократического, федеративного, правового, социального, светского государства с республиканской формой правления. В то же время это и К! общества, поскольку она регулирует и такие общественные отношения, в которых государство не принимает непосредственного участия.

Правовая охрана К-ции - это совокупность юридических средств, обеспечивающих соблюдение режима конституционной законности.

Согласно ст. 71 К! РФ, контроль за ее соблюдением относится к ведению РФ, а обеспечение соответствия конституций республик Федеральной Конституции входит в предмет совместного ведения Федерации и ее субъектов.

Особое место в защите Конституции и конституционного строя принадлежит Президенту РФ, который как глава государства является гарантом К!; обязанность соблюдать и защищать К! входит в содержание его присяги.

В целях защиты К! РФ формируется Конст Суд РФ. Его судьи назначаются Советом Федерации по представлению През-та РФ, Конституционный Суд по запросам През-та, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой их членов, Прав-ва, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, органов законодательной и исполнительной власти SS Федерации разрешает ? о соответствии К! РФ законодательных и других правовых актов, перечень которых дан в ст. 125 К! РФ.

Первая глава К! РФ сост из 16 статей, кот закрепляют исходные принципы конст-го регулир-я важнейших сторон жизни рос общества, определяют сущность гос-ва, правовое положение ч-ка и гр-на, принципы социальных и экон отношений, основы полит системы общества, взаимоотношений гос-ва и религии. Нормы, закрепляющие основы конституционного строя РФ, обладают наивысшей юр силой по отношению к иным ее положениям. Этим нормам должны соответствовать все иные положения К!.

Гл. 2 К! содержит 48 статей, в которых закрепляются принципы прав положения ч-ка и гр-на в России; принципы гражданства в России; система гражданских (личных), политических, экон-х, соц-х и культурных прав и свобод ч-ка и гр-на; гарантии прав и свобод; основные (конституционные) обязанности человека и гражданина. Помещение главы 3 о федеративном устройстве — свидетельство особой значимости для России конст урегулирования федеративных отношений, определения взаимоотношений Ф и ее SS, разграничения предметов и сфер их ведения и полномочий, закрепления конституционных механизмов разрешения споров о компетенции. Глава 3 сод 15 статей. Нормы данной главы дают полный, исчерпывающий перечень наименований SS РФ; характеризируют конституционный статус РФ и ее SS, взаимоотношения между федеральной властью и властью SS Федерации.

Главы 4—8 закрепляют основы организации гос власти и мест/самоупр в РФ. Глава 4 состоит из 14 статей, которые закрепляют статус Президента как главы государства; порядок вступления в должность Президента РФ; полномочия Президента РФ, основания их досрочного прекращения; порядок отрешения Президента РФ от должности. Глава 5 раскрывает основы организации и деят-ти парламента РФ и включ 16 статей, которые закрепляют статус ФС — парламента как представительного и законодательного органа РФ; порядок формирования ФС и его структуру; компетенцию СФ — верхней палаты парламента и ГД — нижней палаты парламента; нормы о законодат процессе в РФ. Глава 6 сост из 8 статей, регулирующих деятельность Прав-ва, возглавляющего исполнит власть в РФ.

В главе 7 сод 12 статей, характер-щих понятие суд власти в РФ. определены судебная система в России; статус судей, принципы судопроизводства; порядок формирования и компетенция Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ, Прокуратуры РФ. Глава 8 конкретизирует положения ст. 12 Конституции РФ и закрепляет систему м/самоупр в РФ, ф-ции м/самоупр, гарантии м/самоупр. Глава 9 содержит нормы, определяющие порядок изменения и дополнения действующей К! и ее пересмотра, т.е. принятия новой К! РФ.

 

megaobuchalka.ru

9. Основные черты и юридические свойства Конституции

Черты Конституции показывают связь Конституции как документа с обществом, их взаимовлияние.

Основные черты Конституции:

• основополагающий характер;

• народность;

• реальность;

• стабильность.

Основополагающий характер Конституции в том, что она регулирует не все общественные отношения, а наиболее важные, существенные и потому носит обобщающий характер.

В рамках минимального объема и количества норм Конституция должна закрепить самое главное в устройстве общества и государства. Детальная регламентация общественных отношений осуществляется другими нормативно-правовыми актами, которые должны следовать букве и духу Конституции.

Народность Конституции в том, что она должна выражать интересы народа; закреплять общественные отношения - результат деятельности человека, общества; а также создаваться и приниматься народом через своих представителей либо непосредственно,

Реальность Конституции означает, что документ должен отражать фактическую ситуацию в обществе. Иначе Конституция станет фиктивным документом, не будет иметь авторитета в народе и не будет соблюдаться.

Стабильность - важнейшая черта Конституции, документа длительного действия, который не должен быть подвержен сиюминутным изменениям и определенное время должен обеспечивать незыблемость существующего порядка. Нельзя допускать и иной крайности - воспринимать Конституцию как «вечный» документ, который дан раз и навсегда и не будет изменяться. На практике это невозможно: общество меняется, и если соответствующие изменения не будут вноситься, то Конституция утратит реальность.

Нужен баланс между стабильностью Конституции и необходимостью ее периодического обновления, приведения в соответствие с современной жизнью.

Юридические свойства Конституции - ее признаки как Основного закона государства.

Основные юридические свойства Конституции:

• Конституция - основной закон государства;

• юридическое верховенство;

• база текущего, законодательства;

• особый порядок принятия и изменения.

Любая Конституция - закон и имеет все признаки закона. Конституция - общеобязательный нормативно-правовой акт (закон), принимаемый высшим представительным органом власти или народом на референдуме. Закрепляет важнейшие начала жизни общества и государства; рассчитан на постоянное, многократное применение и опирается на авторитет и принудительную силу государства.

Как правило, Конституция - это один нормативно-правовой акт. По своему значению - Основной закон государства. Остальное законодательство не должно противоречить нормам, закрепленным в Основном законе.

Конституция - база текущего законодательства. Законодательство страны развивает положения Конституции, произрастает из них и не может им

10. Основы конституционного строя рф

Конституционный строй - это определенная форма и способ организации государства, закрепленные в его Конституции.

Основы конституционного строя - главные устои государства, его основные принципы, обеспечивающие конституционный характер данного государства.

Основы конституционного строя российского государства согласно Конституции РФ:

• признание человека, его прав и свобод высшей ценностью;

• демократический характер государства;

• правовой характер государства;

• социальный характер государства;

• федеративная форма государственного устройства;

• республиканская форма правления;

• суверенитет;

• единое экономическое пространство.

Ключевое положение основ конституционного строя и новелла Конституции - признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. Из государства-самоцели, во имя которого ранее обязан был жить человек (порой безвозмездно отдавая этому свои силы), государство становится средством обеспечения достойной жизни человека, его слугой. Государство признает и защищает права и свободы человека. Регулированию прав и свобод человека посвящено около 1/3 объема Конституции (49 статей) - в 1,5 раза больше по сравнению с Конституцией РСФСР 1978 г. Установлен строгий перечень оснований ограничения прав и свобод. Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» - на первом месте в тексте Конституции после гл. 1 «Основы конституционного строя». Приоритет в гл. 2 составляют личные права. Никакие нормы Конституции, законы не должны умалять и отменять права и свободы человека. Положения главы о правах и свободах человека не могут быть изменены, кроме случая принятия новой Конституции.

Демократический характер государства подразумевает наличие:

• разделения власти;

• идеологического и политического многообразия;

• местного самоуправления.

Конституция закрепляет принцип народного суверенитета: власть принадлежит народу и исходит от народа. Народ осуществляет свою власть непосредственно и через органы госвласти, которые формируются путем выборов либо производны от выборных органов.

Власть в РФ осуществляется на основе разделения:

• на законодательную;

• исполнительную;

• судебную.

На Общегосударственном уровне это соответственно:

Федеральное Собрание (парламент) РФ; IV Президент РФ и Правительство РФ; IV суды.

Свои органы госвласти имеются в субъектах федерации.

От государственной власти в России отделено местное самоуправление — самостоятельное и под свою ответственность решение гражданами вопросов местного значения (как непосредственно, так и через органы местного (Самоуправления). Местное самоуправление в РФ гарантируется государством.

В Российской Федерации существует политическое и идеологическое многообразие. В стране функционирует многопартийная система, запрещается объявление определенной идеологии единственной и общеобязательной.

Российская Федерация - суверенное государство. Осуществляет всю полноту своей власти внутри страны и свободно и независимо в международно-правовом отношении.

Россия - правовое государство. Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство над всеми иными нормативно-правовыми актами, «действуют на территории всей страны, обязательны для исполнения. Деятельность государства, его органов; жизнь общества должны быть основаны на праве.

Российское государство имеет федеративную форму государственного устройства и республиканскую форму правления. Россия, будучи единой, состоит из 89 субъектов федерации - образований, обладающих всей полнотой государственной власти на своей территории, кроме полномочий, переданных в исключительное ведение федерации и сферу совместного ведения. Субъекты федерации, не обладая международно-правовым суверенитетом, имеют признаки государства - конституции (уставы), символику, собственное наряду с федеральным законодательство, органы госвласти и т. д. В то же время экономическое пространство России едино. В стране существует единая валюта - рубль, единая финансовая система; запрещается препятствовать свободному передвижению товаров, капитала и услуг внутри страны, создавать региональные таможни и т. д.

Республиканская форма правления подразумевает выборность органов госвласти, отсутствие монархической (ограниченной или неограниченной, бессрочной, наследственной) власти.

Россия - социальное государство:

• деятельность государства должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

• устанавливается минимальный размер оплаты труда;

• обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

• устанавливаются государственные пенсии и пособия;

• работает система социальных служб;

• существуют иные формы социальной защиты.

Российская Федерация - светское государство: религия отделена от государства.

Вследствие этого:

• граждане имеют право верить в бога, быть атеистами;

• запрещается введение общеобязательной единой религии;

• все конфессии равноправны;

• принадлежность к религии, определенной конфессии не может служить основанием для дискриминации граждан;

• религиозные организации не вмешиваются в деятельность госорганов, госорганы - в деятельность религиозных организаций;

• образование (кроме профессионального духовного и частного) свободно от религии.

studfiles.net

7 Вопрос Понятие, юридические свойства, виды, формы конституций. Особенности Конституции рф

Конституция - единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативный правовой акт, принимаемый народом или от имени народа, учреждающий основные принципы устройства общества и государства, правовой статус человека, принадлежность и механизм осуществления власти.

Черты:

1.Особый субъект правотворчества - конституция принимается народом или от имени народа. Конституции различных государств принимаются непосредственно народом на референдуме, учредительным органом (собранием) или парламентом от имени народа (конституционной практике известны также октроированные, "дарованные сверху" конституции).

2.Учредительный (основополагающий, первичный) характер конституционных положений. Конституция устанавливает основные принципы общественного и государственного устройства, правовой статус человека и гражданина, принадлежность власти и механизм её осуществления.

3.Всеохватывающий характер конституционной регламентации. Действие конституции распространяется на все сферы жизни общества, конституционные нормы затрагивают все общественные отношения.

4.Особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, особый порядок принятия, изменения и пересмотра, особая охрана.

Конституция РФ по своей сущности является Конституцией демократического правового государства, воплощением воли многонационального народа РФ, она направлена на учреждение основ общества и государства, утверждает общедемократические принципы, признаёт человека, его права и свободы.

Юридические свойства Конституции.

1.Верховенство Конституции означает, что государство, государственная власть в лице государственных органов, а также организации, объединения, граждане подчиняется Конституции. Согласно статье 4 Конституция имеет верховенство на всей территории РФ. Согласно статье 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

2.Высшая юридическая сила Конституции. Согласно статье 15 Конституции РФ Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Высшая юридическая сила Конституции означает, что все законы и иные нормативные правовые акты должны соответствовать Конституции, в противном случае действуют нормы Конституции.

3.Центральное место во всей правовой системе. Конституция является "ядром" правовой системы, основным законом государства. Она координирует законодательство и направляет правотворческий процесс, устанавливает порядок принятия законов, основные виды подзаконных актов.

4.Особая охрана Конституции. В охране Конституции задействована практически вся система органов государственной власти. Президент РФ является гарантом Конституции. Конституционный Суд РФ проверяет конституционность ряда нормативных правовых актов, причём акты, признанные неконституционными, утрачивают силу.

5.Особый порядок принятия, изменения и пересмотра Конституции. Особый, усложнённый порядок изменения и пересмотра Конституции характеризует её как "жёсткую" (в отличие от "гибких" конституций, изменяемых в том же порядке, что и другие законы), обеспечивает её стабильность.

Виды Конституции.

По форме государственного устройства: унитарные; федеративные;

По степени отражения реально складывающихся общественных отношений: юридические; фактические;

По месту в правовой системе государства (РФ, республик РФ).

Особенности Конституции РФ 1993г.

Конституция РФ – основной нормативный акт России, обладающий высшей юридической силой на всей территории РФ и прямым действием.

Исходя из определения Конституция РФ базируется на 2 основных принципах: 1) верховенства Основного Закона; 2) прямого действия конституционных норм.

Верховенство конституционных норм означает, что Конституция РФ 1993 г. действует на всей территории РФ. Этот принцип отражается и в федеративном устройстве РФ. Несмотря на то что субъекты РФ наделены правом принимать собственные конституции (уставы), все же действие этих нормативных актов ограничивается территорией субъектов, тогда как Конституция РФ распространяет свое действие на все субъекты одновременно.

Верховенство Конституции РФ означает ее высшую юридическую силу, т. е. все принимаемые на территории РФ нормативные акты (независимо от того, являются ли они федеральными или приняты только в отдельных субъектах РФ) должны соответствовать конституционным нормам. Поэтому Конституцию РФ можно назвать первоосновой всей правовой системы России.

Принцип прямого действия означает, что конституционно-правовые нормы действуют на территории РФ не опосредованно, а напрямую, непосредственно, т. е. соблюдение конституционных норм не должно ставиться в зависимость от каких-либо обстоятельств.

Действующая Конституция РФ была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Она является писаной, постоянной конституцией второго поколения.

Структура Конституции РФ состоит из краткой преамбулы, двух разделов, причем первый из них разбит на 9 глав.

Содержание Конституции РФ включает в себя: 1) полное и последовательное закрепление общепризнанных основных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с международными стандартами защиты прав человека; 2) характеристику институтов и механизмов обеспечения взаимодействия прав и свобод человека и гражданина со всеми остальными конституционными институтами в сфере политического, экономического устройства государства; 3) правила обеспечения реализации конституционных прав и свобод личности.

Многие из глав Конституции РФ посвящены структуре и компетенции органов государственной власти: Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ. Кроме того, Конституция закрепляет принципы и структуру судебной власти.

Конституция РФ закрепляет все основные демократические принципы: выборность высших государственных органов, право граждан на местное самоуправление и т. д.

Конституция РФ в своем содержании закрепляет еще один из главных принципов демократического государства – принцип разделения властей, в соответствии с которым в России одновременно действуют три ветви власти: 1) законодательная; 2) исполнительная; 3) судебная.

Благодаря этому принципу устанавливается система «сдержек и противовесов» в структуре власти, что обеспечивает нормальное функционирование и взаимодействие различных органов власти. Этот принцип обеспечивается также за счет разграничения нормотворческой деятельности Президента РФ, Федерального Собрания и Правительства РФ, сферы совместной и раздельной компетенции РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления.

Принятие конституций обусловлено факторами социально-экономического и политического характера. Конституции прежде всего отражают, какие формы собственности и организации экономической деятельности существуют в данном обществе и какое отношение к ним имеют граждане. Конституции закрепляют основные правила жизни людей в обществе и государстве, их важнейшие права, свободы и обязанности. Они фиксируют возможную систему власти в данной стране, назначение государства, его функции и компетенцию, внутреннюю структуру, систему государственных органов, основы местного самоуправления населения.

При характеристике сущности конституций и причин их появления возможно доминирование двух подходов, которые можно назвать классово-политическим и рационалистическим (при очевидной условности этих терминов).

Принятие новой Конституции в 1993 году было необходимо, поскольку правовые нормы Конституции 1977 года уже перестали соответствовать новым реалиям. Впоследствии, во-первых, на основе Конституции 1993 г. принято много новых законов, в том числе конституционных, конкретизирующих и развивающих закрепленные в ней принципы и нормы. Во-вторых, создалась сложная и разветвленная система управления делами Российского государства, функционирование которой предопределяется действующей Конституцией. В-третьих, стал активно работать Конституционный Суд, которому отведена важная роль в конституционном процессе. В-четвертых, исходные идеи и принципы Конституции постепенно входят в общественное сознание в качестве одного из его важнейших компонентов.

Можно сказать, что теперь происходит в известном смысле саморазвития Конституции 1993 г., раскрытие заложенного в ней потенциалы. Складывается российский конституционализм как социальный феномен, отражающий суть современного этапа развития страны. Этот процесс идет не всегда и не во всем так, как того требуют идеалы конституционного строя. Жесткая реальность наших дней нередко расходится с социальными ожиданиями народа, но именно обращение к конституционному тексту во многих случаях помогает оценить ситуацию и найти выход из затруднений.

studfiles.net

32. Конституционно-правовые признаки рф.

КПС РФ характеризуется прежде всего тем, что она является суверенным государством, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией РФ находятся в ведении органов власти ее субъектов.

РФ имеет свою Конституцию.

Неотъемлемым элементом КПС РФ является ее территориальное единство. На эту территорию распространяется суверенитет РФ.

РФ обладает высшей властьюв отношении своей территории. Ее Конституция, федеральные законы имеют верховенство на всей ее территории.

Важным элементом КПС РФ является ее единое гражданство.

КПС РФ означает наличие общих для всей Федерации органов государственной власти(Президент, Федеральное Собрание, Правительство, Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, Генеральный прокурор РФ).

КПС РФ характеризуется наличием единой федеральной системы права, которая включает федеральные нормативные правовые акты; нормативные правовые акты государственных органов субъектов Федерации, а также нормативные правовые акты местных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

КПС РФ характеризуется наличием собственности РФ.

КПС РФ характеризуется наличием единой денежной и кредитной системы.

К числу наиболее важных элементов КПС РФ относится наличие единых Вооруженных Сил, которые осуществляют защиту суверенитета и территориальной целостности РФ.

Существенным элементом КПС РФ является государственный язык.

К числу основных элементов КПС РФ относится ее право внешних сношений с иностранными государствами.

Важным компонентом КПС РФ являются ее государственные символы – Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн.

37. Конституционно-правовой статус республики в составе рф.

В составе РФ в настояшее время находится 21 республика. Статус республики определ. К. РФ и К. самой республики. В отличие от прежней К., где статус АССР был довольно подробно расписан, нынешняя К. РФ закрепляет лишь самые общие положения, предоставляя возможность республике в своей К. сделать это исчерпывающим и детальным образом. Республика - это госуд., образованное по национ.-территориальному принципу. Ей присущи те признаки и черты, которые хар-ны для гос. 1) каждая республика имеет свою К., ~ она самост. разрабатывает и принимает. 2) каждая республика имеет свое законодат. 3) каждая республика имеет свои законодат., исполнит. и суд. органы, ~ она самост. формирует. 4) каждая республика облад. правом тер-ого верховенства, без ее согласия тер-рия республики не м.б. 5) республики вправе устанавливать свои гос. языки. 6) республика вправе устанавливать свое гражд-во. 7) республика вправе участвовать во внешнеэкон. и иных м/н отношен., 8) каждая республика имеет свои символы: герб, флаг, столицу. Эти и др. признаки свидет. о том, что республ. как гос. обладает гос. суверенитетом. Это положение прямо не закреплено в новой К., однако Федерат. договор, К. республик прямо указывают на это. Кроме того, республики приняли Декларации о гос. суверенитете своих республик. Каждая республика в составе РФ - это национ. гос.

studfiles.net

I. Конституция РФ.

1. Понятие Конституции.

Конституция - это нормативный правой акт высшей юридической силы каждого государства, который закрепляет основные положения и принципы организации и функционирования государства.

2. Виды конституций.

Виды конституций:

В соответствие с формой: писаные, неписанные и смешанные.

В соответствие с порядком принятия: дарованные, договорные, народные.

В соответствие со способом принятий: принятые законом, договором, на референдуме, ратифицированные.

В соответствие со способом изменения: жесткие, гибкие и комбинированные.

3.Понятие Конституции РФ.

Конституция РФ - это основной закон РФ, обладающий высшей юридической силой, принятый в особом порядке и закрепляющий основы конституционного строя, основы правового статуса личности, основные принципы организации и деятельности механизма российского государства.

4. Юридические свойства Конституции РФ.

Юридические свойства Конституции РФ - это совокупность признаков, отличающих Конституцию РФ от иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ.

Юридические свойства Конституции РФ:

- Обладание высшей юридической силой.

- Особый порядок принятия.

- Закрепленность основополагающих для государства норм права.

- Обладание повышенным механизмом охраны.

- Особое юридическое содержание норм права.

5. Функции Конституции РФ.

Функции Конституции РФ - это направления деятельности Конституции РФ, их проявление и значение для общественно-правовой действительности РФ.

Виды  функций Конституции РФ:

- Учредительная функция, как гарант утвержденного в обществе общественно порядка.

- Духовно-мировоззренческая.

- Идеологическая.

- Организаторская функция закрепляется конкретные общественные императивы принятые в общества.

- Информационная.

- Воспитательная.

- Политическая функция закрепляет основные направления внешней и внутренней политики, утверждает «вектор» политического развития общества.

- другие функции.

6. Форма Конституции РФ.

Форма Конституции РФ - это объективное выражение Конституции РФ в общественно-правовой действительности.

Виды форм Конституции РФ:

- Юридическая (писанный нормативный правовой акт высшей юридической силы, принятый в особом порядке и действующий на территории Российской Федерации).

- Внутренняя (преамбула, 2 раздела, 9 глав, 137 статей).

- Внешняя (особое название, деловой стиль изложения).

7. Понятие механизма защиты Конституции РФ.

Механизмы защиты Конституции РФ - это совокупность правовых средств, с помощью которых нормы права, закрепленные в Конституции РФ, обеспечиваются механизмом должного исполнения.

8. Элементы механизма защиты Конституции РФ.

Элементы механизма защиты Конституции РФ:

- Субъекты механизма защиты (Президент РФ, Федеральное собрание, Конституционный суд РФ).

- Объекты механизма защиты (Конституционно-правовые нормы, ФКЗ, ФЗ, иные нормативные правовые акты, отнесенные к отрасли конституционного права).

- Содержание механизма защиты, т.е. действия в материальной или формальной форме по защите ее правовых норм.

9. Формы защиты Конституции РФ.

Виды форм защиты Конституции РФ:

- Гарантия защиты Конституции РФ со стороны Президента РФ (часть 2 статьи 80 Конституции РФ).

- Прямой конституционный надзор (часть 2 статьи 85 Конституции РФ).

- Косвенный конституционный надзор (часть 4 статьи 125 Конституции РФ).

- Конституционный контроль (часть 2 статьи 125 Конституции РФ).

- Особый порядок пересмотра и внесения поправок (статья 134,135,136,137 Конституции РФ).

- Толкование конституционно-правовых норм (часть 5 статьи 125 Конституции РФ).

10. Понятие реализации Конституции РФ.

Реализация Конституции РФ - это деятельность по осуществлению конституционно-правовых  норм и обеспечению действия конституционно-правовых институтов.

11. Элементы реализации Конституции РФ.

Элементы реализации Конституции РФ:

- Субъекты реализации (Граждане, субъекты РФ, административно-территориальные образования, органы государственной власти РФ, элементы политической системы общества, лица находящиеся на территории РФ).

- Объект реализации (Гражданское общество, государственные органы РФ, граждане, общественные объединения, общественные институты).

- Содержание реализации, т.е. деятельность по осуществлению конституционно-правовых норм и обеспечению действия конституционно-правовых институтов.

12. Формы и способы реализации Конституции РФ.

Формы реализации Конституции РФ - это способы действия субъектов реализации права, в рамках установленных конституционно-правовыми нормами.

Виды форм реализации Конституции РФ:

- Соблюдение.

- Исполнение.

- Использование.

- Применение.

 

Способы реализации Конституции РФ - это специфические методы деятельности по осуществлению конституционно-правовых норм и обеспечению действия конституционно-правовых институтов.

Виды способов реализации Конституции РФ:

Организационные:

- Организация деятельности субъектов реализации.

- Контроль  над деятельностью субъектов реализации.

-Координация деятельности субъектов реализации

Юридические:

- Обязывание.

- Дозволение.

- Запрещение.

 

13. Порядок внесение поправок и пересмотр Конституции РФ.

В соответствие со статьей 134 выделяются следующие субъекты обладающие правом вносить предложения  о поправках и пересмотре положений Конституции РФ:

- Президент Российской Федерации.

- Совет Федерации Федерального Собрания.

- Государственная дума РФ.

- Правительство РФ.

- Законодательные органы субъектов РФ.

- Группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации Федерального Собрания.

- Группа численностью не менее 1/5 депутатов Государственной думы РФ.

 

 

В соответствие со статьей 135 Конституции РФ изменения глав 1,2 и 9 Конституции РФ не допускается. В случае попытки пересмотра пересматривается вся Конституция. Если предложение по пересмотру глав 1,2 и 9 Конституции РФ поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы РФ, то созывается Конституционное собрание. Конституционное собрание может либо подтвердить неизменность Конституции РФ, либо разработать проект новой Конституции. Проект новой Конституции может быть принят либо 2/3 голосов от общего числа членов Конституционного собрания, либо 1/2 избирателей, при явке  1/2  от общего числа возможных избирателей на всенародном референдуме.

 

В соответствие со статьей 136 Конституции РФ изменение глав с 3-8 Конституции РФ принимаются не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной думы РФ. Далее изменения должны быть одобрены 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и в течение 14 дней изменения подлежат подписанию и обнародованию Президентов РФ.  Однако изменения вступают в силу только тогда, когда будут одобрены 2/3  законодательных органов субъектов РФ.

7. Конституционное развитие российского государства:

- Конституционализм в дореволюционной России.

Зарождение реального конституционного строя в российском государстве относится к началу XX века. Именно тогда был принят важнейший документ, давший предпосылки  переходу Российской Империи к такой форме правления, как конституционная монархия. Документом этим стал изданный 17 октября 1905 императором Российской Империи Николаем II манифест «Об усовершенствовании государственного порядка».  Также были изданы Манифест «Об учреждении Государственной Думы», Закон «Об учреждении Государственной Демы»

Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» провозгласил некоторые гражданские свободы, такие как:

- Неприкосновенность личности.

- Свобода совести.

- Свобода собраний.

- Свобода слова.

- Свобода союзов и объединений.

В соответствие с принятым законодательством в качестве высшего законодательного органа учреждался парламент, который состоял из двух палат:

- Государственного Совета

- Государственной Думы

 

- Конституция РСФСР 1918 года.

Первая конституция советской России была принята 10 июля 1918 года V Всероссийским Съездом Советов. В соответствие со статьей 10 она провозглашала «принадлежность всей власти рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах».

Важнейшие принципы государственного устройства советской России в соответствие с Конституцией РСФСР 1918 года:

- Провозглашение РСФСР республикой советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. (Часть 1 статьи 1 Конституции РФСФР 1918 года).

- Установление светского характера власти (статья 13 Конституции РСФСР 1918).

- Декларирование социалистической направленности государства (статья 10 Конституции РСФСР 1918 года).

- Закрепление диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства (статья 9 Конституции РСФСР 1918 года).

- Установление системы советов на всех уровнях (Раздел 3 Конституции РСФСР 1918 года).

- Провозглашение советской России федеративным государством (часть 2 статьи 1 Конституции РСФСР 1918 года).

- Ограничение прав некоторых категорий граждан («эксплуататорских классов»). (статья 7 Конституции РСФСР 1918 года).

- Провозглашение широких гражданских прав и свобод граждан (14, 15 и другие статьи Конституции РСФСР 1918 года).

 

Структура Конституции РСФСР 1918 года:

I раздел - Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

II раздел - Общие положения Конституции РСФСР.

III раздел - Конструкция Советской власти.

IV раздел - Избирательное право.

V раздел - Бюджетное право.

VI раздел - О гербе и флаге РСФСР.

 

Структура высших органов власти Советской России по Конституции РСФСР 1918 года:

Всероссийской съезд Советов - высший орган власти в РСФСР.

Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов  (ВЦИК Советов) - является  высшим законодательным, распорядительным и контролирующим   органом власти в период между Всероссийскими съездами Советов.

Совет Народных Комиссаров - являлся высшим органом управления общей компетенции.

Советы депутатов различного уровня были высшими органами власти не местах.

- Конституция СССР 1922 года.

Первая Конституция СССР была принята 31 января 1924 года II Всесоюзным Съездом Советов. Основной и важнейшей предпосылкой принятия Конституции СССР 1922 года было образование 30 декабря 1922 года Союза Советских Социалистических Республик. Главной целью принятия Конституции СССР 1922 года было отразить изменения произошедшие после образования нового государства - СССР.

Важнейшие принципы государственного устройства СССР в соответствие с Конституцией СССР 1924 года:

- Конституция закрепила образование СССР и незыблемость основ Советской власти.

- Разграничила предметы введенья между СССР и союзными республиками (Глава 1 и 2 Конституции СССР 1924 года).

- Установила новый порядок организации верховной власти и власти на местах (Глава 3, 4, 5  и другие Конституции СССР 1924 года).

Структура Конституции СССР 1924 года:

I раздел - Декларация об образовании Союза Советских Социалистических Республик.

II раздел - Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик.

Глава 1 -  О   предметах  ведения   верховных  органов  власти   Союза

Советских Социалистических Республик

Глава 2 -  О  суверенных правах   союзных   республик   и   о  союзном

гражданстве

Глава 3 -  О съезде Советов Союза Советских Социалистических Республик

Глава 4 -  О Центральном  Исполнительном   Комитете   Союза  Советских

Социалистических Республик

Глава 5 -  О Президиуме  Центрального Исполнительного  Комитета  Союза

Советских Социалистических Республик

Глава 6 -  О   Совете    Народных   Комиссаров     Союза     Советских

Социалистических Республик

Глава 7 -  О Верховном Суде Союза Советских Социалистических Республик

Глава 8 -  О народных  комиссариатах  Союза Советских Социалистических

Республик

Глава 9 -  Об Объединенном Государственном Политическом Управлении

Глава 10 - О союзных республиках

Глава 11 - О гербе, флаге  и  столице Союза Советских Социалистических

Республик

 

Структура высших органов власти по Конституции СССР 1924 года:

Съезд Советов СССР - высший орган власти в СССР.

Центральный исполнительный комитет СССР (в составе Союзного Совета и Совета Национальностей) - являлся высшим органов власти в СССР в период между Съездами Советов.  При ЦИК СССР образовывался Верховный Суд СССР и Прокурор Верховного Суда СССР.

Президиум ЦИК СССР - являлся высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти в период между сессиями ЦИК СССР.

Совет Народных Комисаров СССР - являлся исполнительным и распорядительным органов ЦИК СССР.

Советы депутатов различного уровня - высшие органы власти на местах.

 

- Конституция РСФСР 1925 года.

Конституция РСФСР 1925 года известна в двух редакциях, от 11 мая 1925 года и 18 ноября 1926 года, это связанно с тем, что Постановлением ЦИК СССР от 18 ноября 1926 года изменялись некоторые статьи Конституции РСФСР от 11 мая 1925 года. Принятие Конституцией 1925 года была связанно с необходимость закрепления правового статуса РСФСР как субъекта СССР.

Структура Конституции РСФСР 1925 года:

I раздел - Общие положения Конституции РСФСР.

II раздел - Предметы ведения Всероссийского Съезда Советов и ВЦИК.

III раздел - Устройство советской власти.

IV раздел - О выборах в Советы.

V раздел - О бюджетном праве.

VI раздел - О гербе, флаге и столице РСФСР.

 

- Конституция СССР 1936 года.

«Сталинская» Конституция была принята VIII Чрезвычайным Всесоюзным Съездом Советов  5 декабря 1936 года. Важнейшей причиной принятия Конституции СССР 1936 стало становление и укрепление социалистического строя в СССР, а также, победа И.Ф. Сталина во внутрипартийной борьбе.

Важнейшие принципы государственного устройства и изменения, которые закрепила Конституция СССР 1936 года:

- Закрепление СССР как социалистического государства рабочих и крестьян (статья 1 Конституции СССР 1936 года).

- Закрепление плановой экономики  как основной системы хозяйства (статья 4 Конституции СССР 1936 года).

- Увеличилось число союзных республик до 11 (статья 13 Конституции СССР 1936 года).

- Провозглашение верховным органом власти Верховного  Совета СССР (статья 30 Конституции СССР 1936 года).

- Увеличение количества провозглашенных прав граждан (Глава X Конституции СССР 1936 года).

- Установление всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании (статья 134 Конституции СССР 1936 года).

- Фактическое закрепление однопартийной политической системы.

 

Структура Конституции СССР 1936 года:

Глава 1 -   общественное устройство

Глава 2 -  государственное устройство

Глава 3 -  высшие органы  государственной власти  союза советских

социалистических республик

Глава 4 -  высшие органы государственной власти союзных республик

Глава 5 - органы  государственного  управления  союза  советских

социалистических республик

Глава 6 - органы государственного управления союзных республик

Глава 7 - высшие  органы   государственной   власти   автономных

советских социалистических республик

Глава 8 - местные органы государственной власти

Глава 9 - суд и прокуратура

Глава 10 - основные права и обязанности граждан

Глава 11 - избирательная система

Глава 12 - герб, флаг, столица

Глава 13 - порядок изменения конституции

 

Структура высших органов власти по Конституции СССР 1936 года:

- Высший орган власти СССР - Верховный Совет, в составе Совета Союза и Совета Национальностей  (полномочия указанны в статье 14 Конституции СССР 1936 года).

- Президиум Верховного Совета СССР (полномочия указанны в статье 49 Конституции СССР 1936 года).

- Совет Министров СССР.

- Конституция РСФСР 1937 года.

Конституция РСФСР 1937 года была принята XVII Всероссийским Съездом Советов 21 января 1937 года. Принятие было обусловлено изменениями конституционного законодательства, вследствие принятия Конституции СССР 1936 года.  Конституция РСФСР 1937 года состояла из 14 глав и 151 статьи.

 

Структура Конституции РСФСР 1937 года:

Глава 1 - Общественное устройство.

Глава 2 - Государственное устройство.

Глава 3 - Высшие органы государственной власти Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.

Глава 4 - Органы государственного управления Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.

Глава 5 - Высшие органы государственной власти Автономных Советских Социалистических Республик.

Глава 6 - Органы государственного управления Автономных Советских Социалистических Республик.

Глава 7 - Органы государственной власти автономных областей.

Глава 8 - Местные органы государственной власти.

Глава 9 - Бюджет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.

Глава 10 - Суд и прокуратура.

Глава 11 - Основные права и обязанности граждан.

Глава 12 - Избирательная система.

Глава 13 - Герб, флаг, столица.

Глава 14 - Порядок изменения Конституции.

 

- Конституция СССР 1977 года.

Конституция СССР 1977 года была принята Верховным Советом СССР 7 октября 1977 года. Важнейшей причиной принятия Конституции стала победа «развитого социализма». Конституция закрепляла однопартийную политическую систему, получило историческое наименование - «Конституция развитого социализма». Конституция СССР 1977 года действовала до декабря 1993.  Конституция СССР 1977 года состояла из 21 главы и 174 статей.

 

Конституции СССР 1977 года присущи следующие особенности:

- Отход от принципа диктатуры пролетариата и провозглашение СССР общенародным государством (статья 1 Конституции СССР 1977 года).

- Закрепление принципа демократического централизма (статья 3 Конституции СССР 1977 года).

- Закрепление однопартийной политической системы (статья 6 Конституции СССР 1977 года).

Структура Конституции СССР 1977 года:

ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ И ПОЛИТИКИ СССР

Глава 1 - Политическая система

Глава 2 - Экономическая система

Глава 3 - Социальное развитие и культура

Глава 4 - Внешняя политика

Глава 5 - Защита социалистического Отечества

Глава 6 - Гражданство СССР. Равноправие граждан

Глава 7 - Основные права, свободы и обязанности граждан СССР

Глава 8 - СССР - союзное государство

Глава 9 - Союзная Советская Социалистическая Республика

Глава 10 - Автономная Советская Социалистическая Республика

Глава 11 - Автономная область и автономный округ

Глава 12 - Система и принципы деятельности Советов народных депутатов

Глава 13 - Избирательная система

Глава 14 - Народный депутат

Глава 15 - Верховный Совет СССР

Глава 16 - Совет Министров СССР

Глава 17 - Высшие органы  государственной власти и управления союзной

республики

Глава 18 - Высшие  органы   государственной   власти   и   управления

автономной республики

Глава 19 - Местные органы государственной власти и управления

ПРАВОСУДИЕ, АРБИТРАЖ И ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР

Глава 20 - Суд и арбитраж

Глава 21 - Прокуратура

ГЕРБ, ФЛАГ, ГИМН И СТОЛИЦА СССР

ДЕЙСТВИЕ КОНСТИТУЦИИ СССР И ПОРЯДОК ЕЕ ИЗМЕНЕНИЯ

- Конституция РСФСР 1978 года.

Конституция РСФСР 1978 года была принята Верховным Советом СССР 12 апреля 1978 года. Конституция была принята в связи с принятием Конституции СССР 1977 года. Конституция РСФСР 1978 года содержала 11 разделов, 22 главы и 185 статей.

 

Структура Конституции РСФСР 1978 года:

I. Основы общественного строя и политики РСФСР

Глава 1. Политическая система

Глава 2. Экономическая система

Глава 3. Социальное развитие и культура

Глава 4. Внешнеполитическая деятельность и защита социалистического Отечества

II. Государство и личность

Глава 5. Гражданство РСФСР. Равноправие граждан

Глава 6. Основные права, свободы и обязанности граждан РСФСР

III. Национально-государственное и административно-территориальное устройство РСФСР

Глава 7. РСФСР - союзная республика в составе СССР

Глава 8. Автономная Советская Социалистическая Республика

Глава 9. Автономная область и автономный округ

IV. Советы Народных Депутатов РСФСР и порядок их избрания

Глава 10. Система и принципы деятельности Советов народных депутатов

Глава 11. Избирательная система

Глава 12. Народный депутат

V. Высшие органы государственной власти и управления РСФСР

Глава 13. Верховный Совет РСФСР

Глава 14. Совет Министров РСФСР

VI. Высшие органы государственной власти и управления автономной республики

Глава 15. Верховный Совет автономной республики

Глава 16. Совет Министров автономной республики

VII. Местные органы государственной власти и управления в РСФСР

Глава 17. Местные Советы народных депутатов

Глава 18. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов

VIII. Государственный план экономического и социального развития РСФСР. Государственный бюджет РСФСР

Глава 19. Государственный план экономического и социального развития РСФСР

Глава 20. Государственный бюджет РСФСР

IX. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор

Глава 21. Суд и арбитраж

Глава 22. Прокуратура

X. Герб, флаг, гимн и столица РСФСР

XI. Действие конституции РСФСР и порядок ее изменения

 

 

- Конституция Российской Федерации 1993 года.

Конституция РФ была принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 и вступила в силу 25 декабря 1993 года.

 

Структура  Конституции РФ 1993 года:

Преамбула

Раздел первый

Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1-16)

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17-64)

Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65-79)

Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80-93)

Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94-109)

Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110-117)

Глава 7. Судебная власть (статьи 118-129)

Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130-133)

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр конституции (статьи 134-137)

Раздел второй. Заключительные и переходные положения

 

Предыдущие статьи:

allstatepravo.ru