Эволюция понятия гражданства. Признаки гражданства. Принципы гражданства РФ. Признаки гражданства рф


Понятие и основные признаки гражданства :: BusinessMan.ru

Государство создано для гражданина, гражданин – для государства. Эта аксиома касается всех принятых в стране гарантий и прав, обязанностей и обязательств. Это комплекс, который определяет почти незаметную, но очень прочную связь каждого гражданина со своим Отечеством или государством – кому как нравится. Система, включающая основные признаки гражданства, является чертой и фактором этих отношений. Какие признаки у российского гражданства? Как они оформляются и чем подкреплены?

Понятие и признаки гражданства РФ

В странах с монархическим устроем граждане - подданные. Конечно, прав в подданстве ничуть не меньше, чем в гражданстве, основное отличие этих форм правления в признаках.

Понятие гражданства емкое и однозначное. Это правовая связь человека и государства, в котором он проживает, имеющая систему обоюдных прав и обязательств. Она базируется на их исполнении и обеспечивает гражданину ответный набор преимуществ и свобод.

В российском государствоведении население определили как «граждан» в 1917 г. В ноябре того года был издан специальный декрет, который провозглашал ликвидацию сословий и штатских чинов. В тексте декрета появилось определение «гражданин Российской республики». Углубляться в историю не станем, рассмотрим понятие и признаки гражданства в современной России.

Правоотношение после 90-х было описано в Законе «О гражданстве» в 1991 г. Документ постоянно дополнялся и трансформировался в формулировках, пока в 2002 г. не был заменен полностью. Впрочем, и после он подвергался редакции, однако они касались лишь статей о мигрантах.

Гражданство – это связь государства и отдельно взятого лица в юридическом обосновании их отношений. То есть это прежде всего не ментальная принадлежность человека к Отечеству, а правовые взаимоотношения. Именно в этой области, и с учетом юридических норм, и формируются основные признаки гражданства.

Некоторые путают признаки и принципы гражданства. Есть разница:

  • признаки гражданства – это его характеристики;
  • принципы гражданства – это его идеи.

Не только факт

Связь гражданина и государства оформлена юридически, что гарантирует постоянство этих отношений и соблюдение обоюдных обязанностей. Первый документ, который мы получаем как граждане – свидетельство о рождении. После 14-летнего возраста юным россиянам выдают паспорт. Его привыкли воспринимать только как основной документ, удостоверяющий личность. Это, безусловно, важно внутри страны и за ее пределами, но, вообще, паспорт говорит о нашей принадлежности к РФ. Именно поэтому без паспорта гражданина России нельзя оформить ни один другой документ для организации международных связей: визу, загранпаспорт и т. д.

Федеративный характер гражданства

Россия – многосубъектное государство. И некоторые республики указывают республиканское гражданство. Однако российская Конституция не делает различий, говоря только об общероссийском гражданстве. И этот признак единства действует за пределами РФ. То есть калмык, житель Тувы или Волгоградской области за границей - россиянин и только.

Однако посмотрим, как принадлежность к определенной республике вписывается в общероссийское гражданство:

  1. Конституции республик Башкортостан и Карелия отождествляют статусы гражданина республики и России.
  2. Бурятия, Дагестан, Коми, Северная Осетия и Тува общероссийское гражданство и республиканское в своих Конституциях закрепляют формулой «одновременно».
  3. В Конституциях Ингушетии и Якутии граждане республики являются россиянами.

Безграничное и навсегда

Признаки гражданства РФ закрепляют статус гражданства на территории страны и за ее пределами. И у этого статуса нет срока действия и ограничений. Что это значит? Человек может заключить брак с иностранцем или не проживать постоянно в России, но это не станет предлогом для лишения его гражданства. Например, много людей, которые живут и работают за границей, создают там семьи и не планируют возвращаться в Россию, при этом не отказываются от российского паспорта. В этом есть особенность: отношения гражданства не определяются в пространстве. Также в России проживают иностранцы, лица без гражданства, но само по себе их нахождение на территории РФ не делает их россиянами, сколько бы они здесь ни были. Это понятие относится к определению категории населения, и не имеет плоскость правовую, а характеризует демократический строй государства.

На основании этого не лишаются российского гражданства и переселенцы в другие страны.

Гражданство может быть приобретенным или данным при рождении, прекратиться произвольно оно не может. К тому же выход из этой связи с государством, то есть отказ от гражданства, возможен только по Указу Президента РФ.

Политическая связь

Признаки гражданства Российской Федерации являются признаками суверенного государства. Статус не зависит от оснований приобретения российского паспорта. В этом есть отличия с другими странами, которое формирует мнение о нечестной риторике их правителей о ценностях демократии. Например, есть ограничения в США, где разграничивают права «коренных» граждан и «приобретенных». В Латвии введена категория «неграждане», закрепленная законодательными актами и обязывающая получить специальный паспорт негражданина. Эти люди ограничены в демократических правах. «Балтийский апартеид» работает и в Эстонии.

В России один из принципов гражданства – не делать различий в статусе. То есть с одинаковыми гражданскими правами оказываются люди, родившиеся в современной России, граждане бывшего СССР и принявшие или восстановившие российское гражданство.

Еще один фактор демократизации

Гражданин России может быть одновременно гражданином и другой страны, сохраняя при этом свои права россиянина. Его отношения с государством будут так же контролироваться и гарантироваться российским законодательством. Или международными соглашениями. Если ситуация потребует вмешательства России для защиты интересов своего гражданина и его покровительства за границами страны, государство это сделает. Это одна из сторон связи человека и государства – организация защиты на основе законодательно оформленных прав и обязанностей.

Закон о гражданстве по «праву почвы»

Этот законопроект внесли в Госдуму в марте. Авторы: депутаты Константин Затулин и Наталья Поклонская. Предложение пока обсуждается. В чем суть данного законопроекта и зачем он нужен, когда и так упрощена процедура оформления гражданства для рожденных в Советском Союзе и желающих стать россиянами?

По мнению Поклонской и Затулина, нужно расширить это упрощение для всех людей, которые проживают на территории, входящей в границы бывшей Российской империи. По законопроекту, стать россиянином по «праву почвы» может любой иностранец, родившийся на территории Советского Союза или Российской империи. Кроме территориальной принадлежности, кандидат должен быть носителем русского языка.

Рассмотрение законопроекта затянулось, да и Кремль не определил свою позицию по отношению к такой идее депутатов.

Реакция общества

Интересно мнение общественности: позиции разделились. Одни считают, что, если закон будет принят, россиянами станут миллионы советских граждан. Другие не желают упрощения, тем более что процедура и без того не «драконовская», материально не затратная, а то, что подождать придется – такая система действует во всех странах. Кто действительно и обдуманно хочет стать гражданином России, терпеливо выполнит все условия и получит российский паспорт. Есть и другое мнение: депутаты «лоббируют» украинцев, а потому в случае введения закона в силу необходимо тщательно проверять каждое лицо на связь с националистическими и террористическими организациями. По мнению населения, Госдума должна больше заниматься полезными делами и чаще советоваться с людьми.

Вообще, в законопроекте есть непонятное лукавство, касающееся части преимуществ, которые получат жители республик бывшего СССР. Президентские поправки в закон «О гражданстве» ранее депутаты уже приняли и внесли. Касались поправки именно упрощения процедуры получения российского гражданства гражданами бывшего Советского Союза. Зачем авторам законопроекта по «праву почвы» потребовалось дублировать уже одобренные Госдумой положения? Константин Затулин входит в Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками, и он не мог не знать об упрощении. Мотивы Поклонской обществу более очевидны: ее монархические взгляды шире президентских поправок о гражданстве. Только ожидания депутата того, что поляки и финны кинутся за российским паспортом, люди считают напрасными, как и необходимость в таких гражданах для общества РФ.

businessman.ru

18. Эволюция понятия гражданства. Признаки гражданства. Принципы гражданства рф.

Для прежнего законодательства о гражданстве были характерны следующие черты:

1) сосредоточение полномочий по законодательной регламентации отношений гражданства у союзных органов. Такие отношения регулировались лишь на уровне Союза ССР. Хотя Закон СССР 1978 года и упоминал о законодательстве союзных республик, касающемся советского гражданства, но неопределенно. Закон же СССР 1990 года прямо указал на «законы о гражданстве» союзных республик. Однако республиканское законодательство состояло лишь из указов Президиумов Верховных Советов о порядке принятия в республиканское гражданство;

2) отсутствие юридического оформления республиканского гражданства. Все граждане имели единый паспорт гражданина СССР без указания на принадлежность к гражданству союзной республики. В законах не были указаны основания, по которым определялась эта принадлежность;

3) постепенное сужение полномочий союзных республик по решению конкретных вопросов гражданства. До 1938 года республики обладали правом решать вопросы о выходе из гражданства Союза ССР лиц, проживающих на территории республики, о восстановлении в гражданстве, о лишении гражданства. Но Закону о гражданстве СССР 1938 года республики утратили эти права и решение указанных вопросов было отнесено к исключительным полномочиям Союза ССР.

Процессы обновления союзной Федерации, принятие Декларации о государственном суверенитете России предопределили необходимость принятия Закона о гражданстве Российской Федерации (1991 г.). Он впервые обстоятельно урегулировал все отношения, связанные с российским гражданством.

В действующей Конституции Российской Федерации наиболее важные нормы, регулирующие гражданство, отнесены к основам конституционного строя (ст. 6).

Понятие гражданства сформулировано в преамбуле Закона «О гражданстве Российской Федерации». Оно определяется как устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

В этой дефиниции выделены главные, сущностные черты, характеризующие гражданство.

Правовой характер связи лица с государством, образующий отношение гражданства, выражается в юридическом оформлении этой связи, Гражданство – правовое, а не просто фактическое состояние.

Отношения гражданства не зависят напрямую от факта проживания человека в стране. Немало граждан России постоянно проживает за границей, а население России включает не только граждан, но и постоянно проживающих на ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства. Все эти категории лиц составляют население страны, понятие которого характеризуется не как правовое, а как демографическое.

Гражданином государства лицо является не в силу проживания на его территории, а вследствие существующих между лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства. Они основаны на юридическом оформлении отношений гражданства.

Государство в законе устанавливает основания, по которым то или иное лицо признается его гражданином, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решения этих вопросов.

Гражданство каждого человека юридически оформляется документами, подтверждающими это гражданство. Ими являются паспорт гражданина Российской Федерации, свидетельство о рождении, иной документ, содержащий указание на гражданство.

Устойчивость отношений гражданства заключается в их постоянном характере: они длятся обычно от рождения до смерти гражданина, для них установлен особый порядок прекращения, не допускающий расторжения их гражданином в одностороннем порядке. Прекращение отношений гражданства по ходатайству гражданина требует согласия государства, оформляемого в соответствующем индивидуальном акте уполномоченного на то органа. По инициативе государства в настоящее время они вообще не могут быть расторгнуты.

Определение в Законе гражданства как связи человека с государством, выражающейся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека, знаменовало собой утверждение новой концепции взаимоотношений личности и государства.

Конституция Российской Федерации и Закон о гражданстве устанавливают прежде всего те общие основы, которые определяют сущностные черты отношений гражданства. Среди них надо выделить следующие.

1.Гражданство Российской Федерации является единым. В силу федеративного устройства России этот принцип – один из важнейших и закрепляется в Конституции (ст. 6). Конституция не определяет понятие единого гражданства Российской Федерации. В ст. 2 Закона о гражданстве оно раскрывается следующим образом: граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории республики в составе Федерации, являются одновременно гражданами этой республики.

2. Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований приобретения. Законодательство не устанавливает никаких особенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами российской Федерации по различным основаниям: по рождению, в связи с принятием в гражданство, восстановлением в гражданстве, усыновлением и др. Не имеет правового значения и время приобретения гражданства.

3.Гражданство Российской Федерации имеет открытый и свободный характер. Во-первых, это выражается в том, что, согласно ст. 1, в Российской Федерации каждый человек имеет право на гражданство; в наличии такой формы приобретения гражданства, как прием, осуществляемый к тому же на доступных для человека основаниях.

В ст. 17 Закона установлено, что ребенок, родившийся на территории России от лиц без гражданства, является ее гражданином.

Во-вторых, свободный характер гражданства Российской Федерации выражается, в том, что Конституция и Закон закрепляют право гражданина изменить гражданство. Этого права никто не может быть лишен. Присущая гражданству устойчивость связей лица и государства не означает насильственного, принудительного удержания человека в гражданстве. Это ущемляло бы его свободу.

4. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства. Этот принцип новый в законодательстве о гражданстве.

5. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство). Такая возможность предоставляется в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ст. 62 Конституции Российской Федерации).

Граждане Российской Федерации, имеющие также иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Российской Федерации.

6. Российское законодательство исходит из принципа сохранения гражданства Российской Федерации лицами, проживающими за ее пределами. Такого рода принцип вытекает из естественного права человека избирать место своего жительства, свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться, что закреплено в ст. 27 Конституции. Отрицание этой свободы в прошлом являлось грубым ущемлением прав и свобод человека.

7. Гражданство Российской Федерации основано на отрицании автоматического его изменения при заключении или расторжении брака гражданином Российской Федерации с лицом, не принадлежащим к ее гражданству, а также при изменении гражданства другим супругом. Этот принцип отражает сущность гражданства как индивидуальной, персональной связи лица с государством, недопустимость автоматического прекращения гражданства, без волеизъявления лица и соблюдения установленного порядка.

8. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. Этот принцип закреплен в Конституции Российской Федерации (ст. 61) и в Законе о гражданстве (ст. 5).

9. Законом о гражданстве впервые вводится такой институт, как почетное гражданство. Почетное гражданство может быть предоставлено лицу, не являющемуся гражданином Российской Федерации, имеющему выдающиеся заслуги перед Россией или мировым сообществом, с его согласия. Почетное гражданство предоставляется Президентом Российской Федерации.

studfiles.net

Признаки гражданства - РФ, Украины, Армении, Швейцарии, каковы причины, юридические

Многие люди во время процедуры оформления гражданства какой-либо страны думают о том, что гражданство по факту выражается в получении паспорта и признании законов страны. На самом деле, это является далеко не совсем правильным.

Большинство иностранных лиц и апатридов не задумываются о том, что есть определенные признаки гражданства, которые обязательно необходимо знать, особенно перед тем, как начать процедур оформления паспорта.

Что это такое

Признаками гражданства в общем смысле являются характеристики резидентства. Эти характеристики направлены на закрепление гражданского статуса в пределах страны, а также за ее границами.

И стоит также иметь в виду, что у данного статуса нет никаких ограничений, а также срока действительности. Иными словами, к примеру, человек имеет право на заключение с иностранцем брака и при этом не жить в стране постоянно.

Но данное явление не будет выступать в качестве предлога для того, чтобы лишить лица статуса резидента.

Большинство лиц при переезде в другую страну не имеют планов по возвращению на родную землю. И в этом имеется определенная особенность – гражданские отношения не могут быть определенными в пространстве.

В России могут жить репатрианты или апатриды, но это не значит, что они будут являться российскими резидентами.

Конституционное право

В юридической сфере правоотношения между личностью и государством объединяется в некоторые группы. Из данных групп могут выделяться виды гражданства.

Каждая классификация может формироваться только по какому-либо критерию. Здесь же разделение на виды основывается на правовой связи государства и субъекта.

Иными словами, стоит разделять следующие виды гражданства:

  1. Правовая связь единого характера между страной и индивидом.
  2. Подданство или сторонняя правовая связь – гражданство другой страны.
  3. Безгражданство. Так называется особенный режим, который характеризуется отсутствием гражданства вообще.
  4. Двойное гражданство, характеризующееся правовой привязанности к другой стране индивида, который уже является гражданином одного государства.

Соответственно, законодательством может быть допущено наличие различных видов данного института. И особенности каждого вида могут позволить изучить целостно институт более подробно.

Признаки гражданства

В целом, признаки гражданства характеризуются наличием таких особенностей, которые характеризуются указанием на правовой статус человека.

Иными словами, это характеристики, которые указывают на то, что человек имеет правовой статус гражданина, и он наделен определенными обязанностями и правами, которые закреплены в действительном законодательстве государства.

Стоит рассмотреть более подробно признаки статуса резидента в различных мировых государствах.

Российской Федерации

В нашей стране принято считать, что гражданство имеет следующие отличительные признаки:

  1. Личный характер резидентства. Отличается от связи территориального характера репатрианта со страной проживания. Подобный правовой статус репатрианта может быть близок к гражданскому статусу.
  2. Связь правового характера индивида и государства. Она основывается на определенных правовых нормах, но никак не на чувстве исторической родины или этнической принадлежности.
  3. Возникновение взаимных обязанностей и прав государства и индивида.

В юридической литературе и законодательстве вместе с термином гражданства можно встретить понятие «подданство». Дословно подданный означает человека, который находится под данью.

Применимым данное понятие является в малом количестве стран, которые имеют монархическую форму правления, в качестве синонима гражданства, несмотря на то, что в монархиях преимущественно используется именно понятие гражданства.

Украины

На Украине гражданства могут лишать только тех лиц, которые самовольно имеют намерение отказаться от статуса резидента в пользу выбора гражданства иного государства.

Эта мера применяется не только в данном государстве, но также и во многих других, где запрещается наличие двойного гражданства. Очень редки случаи в Украине, когда резидентства лишают человека, который родился в стране.

Для этого ему нужно совершить очень тяжкое преступление политического характера, которое предусматривает не только лишение статуса резидента, но также и принудительную высылку за пределы государства.

В целом же, в большинстве ситуаций могут потерять резидентство те граждане, которые приобрели украинский паспорт через натурализацию.

Правда, чаще всего такое случается по изъявлению личной инициативе, однако государство может лишить человека паспорта и за определенные проступки. На практике в Украине сейчас редко лишают граждан за какие-либо проступки.

Миграционная политика страны и вовсе располагает к тому, чтобы пополнять армию граждан, а не терять определенных личностей.

Армении

Данное государство является одним из немногих, которые очень лояльно относятся к миграционной политике не только в вопросе выдачи гражданства, но также и при рассмотрении ситуаций с потенциальным решением о его утрате.

Признаки гражданства Армении заключаются в полном единении человека с законодательством страны.

Но, несмотря на такую мягкость, граждане Армении также имеют все шансы на то, чтобы потерять свое гражданство. Армянские власти не приемлют совершения политических преступлений, и здесь их миграционная политика очень схожа с российской.

Так же, как и в нашей стране, человек будет лишен паспорта и обязательно выдворен за пределы страны. При этом стоит обязательно отметить, что такие случаи в Армении в последнее время вообще не происходят.

Стоит также отметить один интересный нюанс. Армянская миграционная политика очень жестко относится к тем лицам, которые состоят в террористических и экстремистских группировках.

Если гражданин совершил преступление подобного характера, то в этой ситуации он сначала обязательно отсидит положенный срок в тюрьме на территории страны, после чего его паспорт будет изъят и сам индивид будет депортирован из страны.

В дальнейшем восстановить свое гражданство такой человек не сможет ни при каких обстоятельствах.

Швейцарии

Швейцарская политика миграционного типа тоже не является жесткой. Случаи лишения гражданства в этой стране почти вообще не фиксируются – потерять гражданство можно только по собственной воле.

При этом человек в обязательном порядке должен досконально объяснить сотрудникам миграционной службы причину, по которой он намеревается потерять резидентство данной страны, и заявка будет рассмотрена не сразу, а по истечении 3-4 недель.

Признаки швейцарского гражданства в целом заключаются в том, что человек полностью свободен в своих решениях, за исключением ситуаций, которые не влекут за собой нарушение законов. Это самая главная отличительная причина швейцарского гражданства от других стран.

Юридические

Что касается юридических признаков гражданства, то здесь стоит выделить следующие характеристики:

  1. Связь правового характера между индивидом и страной.
  2. Устойчивость данной правовой связи.

Первый признак характеризуется тем, что отношения между государством и человеком обязательно должны оформляться юридически, не быть просто признанными по факту.

Если же рассматривать второй признак, то важно выделить, что он предполагает постоянство обязанностей и прав страны и индивида. Иными словами, резидентство будет сохранено за человеком вне зависимости от прочих обстоятельств.

Видео: Способы получения

Причины утраты

В настоящее время можно встретить в любом государстве только две причины, по которым можно утратить гражданство. К ним относятся лишение гражданства и выход из резидентства.

Последнее может быть осуществлено строго по личной инициативе индивида. При этом гражданин обязательно должен подавать заявление по данному факту в соответствующие инстанции.

Несмотря на то, что заявление подается в большинстве случаев в местное подразделение МВД, решение об утрате будет приниматься только главой страны.

Что касается лишения гражданства, то оно должно быть осуществлено уполномоченными инстанциями без инициативы самого гражданина. Во многих странах лишение производится исключительно для натурализованных граждан за некоторые совершенные преступления.

Правда, в некоторых государствах такое может происходить по принципу испытательного срока. То есть, если за определенное количество лет преступлений не будет, но после этого гражданин его совершит, лишение не будет актуальным.

Также в определенных государствах предусматривается лишение и тех граждан, которые получили статус резидента по факту рождения. Однако оно может быть предусмотрено только за те действия, которые производились в пользу другой страны при причинении ущербы родного государства.

В целом, новейшие конституции в большинстве государств запрещают лишение гражданства.

литовское гражданствоЧитайте, как получить литовское гражданство.

Что нового в законе о гражданстве Российской Федерации? Ответ здесь.

Доступно ли гражданство Южной Кореи для россиян? Узнайте далее.

Признаки российского гражданства в целом мало чем отличаются от признаков в других государствах. Это говорит о том, что миграционные политики в большинстве стран являются схожими и основаны едва ли не на одних и тех же принципах.

101zakon.ru

понятие, признаки и общие принципы.

 

Гражданство РФ – устойчивая пр. связь лица с РФ, выражающаяся в совокупности их прав и обязанностей (ФЗ от 31 мая 2002 г. "О гражданстве РФ").

Вопрос о х-ре этой связи в науке остается одним из наиболее дискуссионных. Споры возникают в результате того, что принадлежность лица к гражданству значительно отражается на объеме его конст.-пр. статуса: он приобретает пол., а иногда и некоторые др. (например, тр. или иные соц.-эк.) права. В связи со спецификой конст. прав не возникает оснований считать, что инд. пр. статус лица изменяется (принадлежность к гражданству не влечет автоматически приобретение прав и обязанностей, связанных, например, со статусом гос. служащего, но предусматривает само право стать гос. служащим). На указанных обстоятельствах заостряется внимание в литературе, и в результате гражданство рассматривается как правоотношение, предпосылка возможности иметь опр. права и обязанности (предпосылка правосубъектности) и как сама правосубъектность.

Исторически гражданство пришло на смену институту подданства. Последнее появилось вместе с возникновением государства, но в зависимости от типа государства носило различный характер. В Др. Риме, где гражданство означало принадлежность к опр. соц. общности, было установлено лич. наследование гражданства. Граждане наделялись правами «пол.» (правом участия в нар. собрании, правом занимать гос. должности) и «гр.» (правом на заключение брака, правом собственности). С развитием государства в Ср. века и затем в Нов. время с определением гос. территории (сферы юрисдикции государства), подданство возникало в силу проживания на опр. территории. Терр. верховенство одновременно означало господство над проживающими на этой территории людьми, а поскольку носителем гос. власти считался монарх, подданство выражало связь не с абстр. государством, а с личностью правителя.

В современном государстве сочетаются терр. и соц. признаки: гражданство означает принадлежность лица к народу и в то же время очерчивает пр. границы народа как носителя гос. суверенитета – верховной власти, распространяющейся на опр. территорию. В большинстве случаев гражданство возникает в результате филиации независимо от воли государства – в силу рождения на территории государства или в силу принадлежности родителей к гражданству этого государства. Поскольку государство возникает в первую очередь для защиты и обеспечения безопасности своих граждан, количество обязанностей государства больше, чем перед любым человеком, находящимся на его территории, и включает защиту и покровительство за границей самого государства.

 

Принципы.

Пр. регулирование росс. гражданства основывается на принципах единого и равного гражданства, запрета лишения гражданства или создание препятствий для его изменения, а тж высылки гражданина за пределы территории государства, допустимости двойного гражданства. Необходимо упомянуть принципы сокращения безгражданства (закреплен в межд. актах о гражданстве) и следования гражданства детей и недееспособных гражданству родителей или опекунов при изменении последнего (м.б. обнаружен как особенность законодательства о гражданства при его анализе). Принципы гражданства не м. содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам соц., рас., нац., яз. или религ. принадлежности.

Гражданство является единым и равным независимо от оснований его приобретения.

Единое гражданство– особенность гражданства в фед. государствах. В регулировании гражданства в федерации возможен приоритет гражданства субъектов (швейцарская модель: приобретая гражданство субъекта по его решению, лицо получает также и фед. гражданство) и приоритет фед. гражданства (модель США: гражданин федерации признается одновременно гражданином того субъекта, где он проживает). В РФ приоритет имеет фед. гражданство. Гражданин России пользуется на всей её территории равным объемом прав. При этом факт проживания на территории какого-то субъекта влечет, напр., право избирать рег. органы власти. Однако эти права предоставляются фед. законодательством и лишь механизм их реализации связан с местом жительства. В то же время возможность предоставления доп. прав законодательством субъекта не допускается (в том числе не должна допускаться и при предоставлении, напр., прав на условиях «почетного» гражданства). Это отличает гражданство субъектов от фед. в способе его формального закрепления (с помощью регистрации по месту жительства) и в приобретении независимо от воли самого субъекта. Особенности столь существенны, что возникают сомнения о возможности вообще говорить о гражданстве субъектов РФ.

Принцип равного гражданства заключается в том, что равный статус предоставляется всем гражданам, независимо от того, когда и по каким основаниям они приобрели гражданство. Не м.б. установлена возможность, напр., занимать пост през-та страны тк для граждан России по рождению (как это установлено в законодательстве США).

Проживание гражданина за пределами РФ не прекращает его гражданства. Гражданин не м.б. лишен гражданства.

Недопустимо лишение гражданства, гражданство сохраняется независимо от места проживания. Принцип предусматривает, что выход из гражданства возможен только при условии волеизъявления самого гражданина.

Гражданин не м.б. лишен права на изменение гражданства.

Право на изменение гражданства представляет собой гарантию от препятствий со стороны государства для выхода из гражданства. Если решающей для получения гражданства является воля государства, то решающей для выхода из гражданства – воля самого гражданина.

Гражданин не м.б. выслан за пределы РФ или выдан ин. государству.

Принадлежность лица к гражданству какого-то государства влечет, помимо пол. прав, право проживать на территории государства и право на защиту и покровительство своего государства перед др. государствами. Распространение юрисдикции государства на его граждан в самом существенном аспекте сводится к ответственности лишь за те деяния, которые именно в этом государстве считаются преступлениями.

Сокращение безгражданства (поощрение приобретения гражданства РФ ЛБГ).

Как и другие государства, РФ поощряет сокращение количества апатридов в силу норм межд. права. Эти нормы исходят в первую очередь из необходимости обеспечить гарантии прав человека: реализации многих прав связана с деятельностью государства. Для обеспечения полного объема прав гражданину необходимо быть связанным гражданством с каким-нибудь государством. Принцип сокращения безгражданства столь важен, что при изменении гражданства он имеет приоритет перед принципом следования гражданства детей и недееспособных гражданству родителей и опекунов.

Возможность двойного гражданства.

Провозглашение этой возможности в Конституции тем не менее оговаривается условиями наличия ФЗ и межд. договора (есть с Туркменистаном и Таджикистаном). В то же время пр. регулирование порядка получения гражданства и выхода из гражданства РФ стремится сократить количество бипатридов. Об. условием обращения с ходатайством о получении гражданства РФ является подача заявления об отказе от имеющегося гражданства. Вместе с тем закон допускает приобретения гражданами РФ др. гражданства, хотя это не влияет на объем его прав и обязанностей по отношению к РФ, если само государство не установит иного в межд. договоре.

Следование гражданства детей и недееспособных гражданству родителей или опекунов при изменении последнего.

Имеет целью обеспечение прав, поскольку изменение гражданства в первую очередь связано с изменением места жительства.

 

Решение вопросов гражданства традиционно составляет компетенцию главы государства, т.к. требуется принятие решения от имени государства в целом. През-т принимает решение в том случае, когда необходимо выражение воли со стороны государства – при натурализации. Реализацию полномочий главы государства обеспечивает входящая в состав президентской адм-ции комиссия по вопросам гражданства.

В иных случаях, когда отсутствует возможность гос. усмотрения и гражданство предоставляется или прекращается по основаниям, нормативно установленным в законе, все необходимые действия по оформлению изменения гражданства осуществляют органы исп. власти. Как правило, это органы в/н и органы ин. дел – в зависимости от того, где находится лицо, в отношении которого принимается решения (в России или за рубежом).

 

 



infopedia.su

Понятие гражданства, принципы гражданства РФ, правовое регулирование :: SYL.ru

Первыми гражданами были римляне. Гражданство являлось вершиной социального статуса и позволяло использовать все существовавшие юридические права без ограничений. Когда началась волна буржуазных революций, напротив монархии с подданными встали республики с гражданами. Рассмотрим понятие гражданства и принципы гражданства РФ, которые приняты в нашей стране как гарантирующие права каждого человека с российским паспортом, а также – отличаются ли «коренные» россияне от россиян, которых таковыми сделало приобретение гражданства РФ. Попробуем разобраться в деталях.

Понятие гражданства и принципы гражданства РФ

Что такое гражданство? Понятие гражданства может быть представлено в нескольких вариантах формулировки. Трактовок множество. Но все они будут сводиться к содержанию: гражданство – это взаимосвязь человека и государства, подразумевающая соблюдение и сохранение правовых норм и обязательств. Понятие и принципы гражданства РФ закрепляются на конституционном уровне.

Если говорить кратко, понятие и принципы гражданства РФ – это правила и основы, которые регулируют институт гражданства, создают условия стабильности и функционирования государства. Эти критерии не должны формироваться вразрез с понятиями прерогатив и ограничивать волю граждан. Они должны отвечать нормам демократического законодательства и объединяют всех обладателей гражданства.

Понятие, принципы и значение гражданства РФ

Что значит "гражданство России"? Что нужно знать про гражданство РФ? Понятие, принципы, основания приобретения - все эти вопросы волнуют не только тех, кто по тем или иным причинам решил стать гражданином России, но и граждан по рождению, "коренных" россиян. Выделяют две группы принципов:

  • общие;
  • специальные.

Исходя из основополагающих критериев, определяются понятие гражданства РФ и общие принципы. Другое их название – конституционные. Эти основы гарантируются Конституцией России. Они представляют собой правовую систему принципов. Она определяется принадлежностью власти народу, демократическим нормам, признанием паритета, балансом прав и обязательств. Базовые основы гражданства РФ (понятие, законодательное регулирование и принципы) приравнены к нормам, закрепленным в международных документах.

Особые принципы включают способы контроля и соблюдения основ. Здесь значимы тождество права обладателей гражданства, вольность в его определении, государственные рычаги защиты своего гражданина за границами России. РФ не может допустить его выдачи по иностранному запросу и лишать паспорта без установленных причин.

Законодательное регулирование гражданства России

Основной документ, характеризующий понятие гражданства и принципы гражданства РФ, – это ФЗ «О гражданстве РФ». Статья №4 дает перечисление основ, а также залог – все, что обеспечивает правовую опору россиян как граждан. При составлении документа строго учитывалось, чтобы в нем не содержалось пунктов, которые бы санкционировали притеснение людей и ущемление их свобод с опорой на социальные предрассудки, расовую неприязнь, исходили бы из разницы в языке, вере или национальности. Понятие и принципы гражданства РФ кратко рассмотрим далее.

Понятие и основные принципы гражданства РФ предусматривают:

  1. Почитание единения и равноправия всех граждан России.
  2. Стремление сохранить российское гражданство при нахождении россиянина за пределами РФ.
  3. Недопущение прекращения гражданства.
  4. Недопущение препятствий при желании сменить гражданство.
  5. Запрещение выдачи россиянина по требованию иностранных государств.
  6. Запрещение высылки россиянина с территории страны.
  7. Способствование желанию иностранца принять российское гражданство.

Кроме этих конкретно сформулированных основ в статье №4, к основам гражданства можно отнести статьи №№6, 7, 8, 9, которые прописывают условия многогражданства, определяют критерии отстаивания интересов россиян за границей, гражданских изменениях при браке и рождении детей.

Понятие, признаки и принципы гражданства РФ кратко можно представить через основные характеристики, подразумевающие тот или иной критерий.

Основы понятия «гражданство Российской Федерации» и история

Россия - многонациональная страна, в которую входят субъекты: регионы, области, края и автономные округа.

Исходя их этого, единение для нашей страны является главной основой и гарантией гражданства. Этот принцип регламентирован в Конституции России. Однако он претерпел изменения.

До 1993 года существовало и применялось понятие республиканского гражданства. При этом иметь его можно вкупе с общероссийским или обходиться без него, являясь только гражданином республики в составе РФ.

Чтобы приобрести региональное гражданство, достаточно было факта постоянного проживания в республике. Регионы могли лишать гражданства.

Абсурдное положение, при котором можно было получить региональное гражданство, не иметь при этом федерального, проживать в регионе на птичьих правах, раз действовало право на выселение, – удалось разрешить в новой Конституции 1993 года, а также в законе «О гражданстве».

Принцип единства гражданства исходит из общероссийского определения, в Калмыкии ли или в Челябинской области проживает человек. В любой точке России и мира он гражданин России.

Это законодательно внесено с 2002 года. Гражданство республик было отменено окончательно.

Принцип равного гражданства

Понятие гражданства РФ, принципы и содержание этих основ интересны при рассмотрении системном. Критерий тождества также утверждается конституционно и гражданским законом.

Этим принципом государство гарантирует каждому представителю многонационального населения страны равенство в статусе. Несмотря на образование, национальность, происхождение, политические или религиозные убеждения – все граждане уравнены в правах перед законом, и нет ни в чем в них различия.

Причем в России не делят население на граждан и людей с приобретенным статусом. То есть принявшим гражданство запрещено указывать на этот факт, согласно тому же принципу.

Интересно, что этот критерий действует далеко не во многих странах, ранее входящих в СССР. В наиболее приближенной к российскому определению этот критерий утвержден в Узбекистане. В Таджикистане и Молдове введена лишь широкая формулировка равенства граждан. Так же в грузинских и армянских законах. Украинская конституция определяет равенство в общем направлении, включая гражданские права.

Более корректно основа равенства гражданства находит отражение, например, в гражданском законе Беларуси, который уравнивает всех белорусов, не учитывая причины получения гражданства Республики. Подобные формулировки закреплены азербайджанскими, кыргызстанскими, молдавскими, таджикскими законами. Грузия, Казахстан и Украина решили заменить критерий равенства гражданства на тождество перед законом.

Прибалтийские «неграждане»

В Прибалтике же вообще захотели разделить население на коренных и некоренных, тех, кто родился на территории страны и переселился позже. Причем мигрантов решено «сортировать», исходя из прав, которыми они обладают с ПМЖ.

Такого подхода на гражданство придерживаются в Латвии и Эстонии. Здесь нет как такового понятия о равном гражданстве, как в России. В Латвии, например, совершенно спокойно, без либеральных истерик существует понятие «неграждане». В латвийском народе эту категорию прозвали «белые негры». Так стали называть почти 30 % населения Латвии после 1991 года. Гражданами признавались только рожденные в Латвии до 17 июня 1940 года и их потомки. Это дата утраты латвийской независимости.

«Неграждане» получили паспорт с таким же наименованием, а европейское сообщество и не подумало осудить очевидное нарушение демократических стандартов. Кто из «негражданина» решил перейти в статус «гражданина», должен был пройти через унизительную процедуру, доказывающую лояльность новой власти, и то, если квоты будут.

У «неграждан» есть лимиты в правах. Впрочем, так и в США. «Приобретенные» зачастую ущемлены по закону. Где-то они не могут голосовать, где-то баллотироваться и занимать государственные должности. Так не только в Прибалтике, но и в США и Франции.

В Испании ненатурализованных граждан могут лишить гражданства, а испанца по происхождению – никогда. В Австрии «приобретенный» под вероятностью лишения гражданства первые шесть лет после получения австрийского паспорта.

Российские законы с набором гарантий гражданских прав – пример демократических и последовательных решений, гарантирующих равенство граждан в наибольшей степени, чем мы не видим в законах «прогрессивной» Европы.

Принцип свободы и добровольности выбора граждан

Этим пунктом закон закрепляет возможность менять гражданство и запрещает лишать российского паспорта. Человек может инициировать процедуру восстановления утраченного гражданства или получения российского, а также может отказаться от него – беспрепятственно.

Ни на каком уровне чинить препятствия в этих решениях запрещено. Хотя любой иностранец легко стать россиянином не может. Есть порядок, есть ограничения и запреты для крайне нежелательных представителей.

О чем говорит принцип? Государство не будет принудительно действовать, пытаясь повлиять на желание россиянина сменить паспорт.

Принцип недопустимости лишения гражданства

Быть россиянином человек может только по своему желанию. Однако есть одна важная поправка, касается она тех, у кого гражданство приобретенное. Разрешено отменить решение, но лишь если на то есть причины, прописанные в российской Конституции, Всеобщей декларации прав и свобод человека или содержащиеся в международных соглашениях. Произвольный подход в РФ запрещен.

Приближены по сходству и законодательные акты Азербайджана, Республики Беларусь, Грузии, Казахстана и Кыргызстана.

Конституцию Эстонии в этом вопросе правоведы находят дискриминационной, потому что она содержит пункт о невозможности лишения гражданства коренных эстонцев. И только.

Молдова исключит совершивших преступление против государства, служивших в вооруженных силах другой страны или поступивших туда на общественную работу, не предупредив Молдову. Отнимут паспорт, если его получили обманом. Причем прекращение гражданства Молдавии не распространяется на семью «лишенного».

Принцип недопустимости выдачи россиянина другому государству

Раньше существовала нестыковка в тексте Конституции и гражданском законе редакции 1995 года: собственных граждан могли выдать на суд иностранцам. Однако в 2002 году привели документы к единым позициям. Теперь россиянин не может быть выслан в другое государство по каким-либо причинам и требованиям.

Однако в международных соглашениях утверждено правило – или выдай, или суди. Этот принцип подразумевает, что запрет не отменяет уголовной ответственности. Если россиянин совершит преступление в какой-то стране и успеет скрыться на родине, наказание ему все равно придется понести. Дело будут вести российские следователи, приговор вынесет российский суд и согласно УК России. Сторону, требовавшую выдачи россиянина, о ходе расследования и итогах РФ должна будет проинформировать.

Ситуация, когда о передаче в Конституции говорится одно, а в других законах – противоположное, остается в Республике Беларусь, Казахстане, Грузии и Таджикистане. В запрете выдачи есть исключения, закрепленные в международных соглашениях. На них, как исключения, ссылаются Литва и Эстония.

Принцип допустимости двойного гражданства

Гражданин России может иметь второе гражданство. Это разрешение особенно значимо этническим соотечественникам.

Если у человека два паспорта, он будет считаться россиянином, не иностранцем-бипатристом.

Приобретение гражданства РФ определено четким порядком.

В некоторых странах двойное гражданство запрещено категорически, для принятия гражданства России тоже нужно отказаться от прежнего. Исключения делаются только исходя из сложившейся постсоветской гражданской коллизии.

Безгражданство - основание приобретения гражданства РФ

Это основание касается апатридов, то есть тех, у кого нет никакого гражданства, людей без гражданства. Государства на межднародном уровне договорились, что будут всячески способствовать получению гражданства апатридами. Например, если человек живет в какой-либо стране не меньше пяти лет, ранее не был судим и является абсолютным апатридом, государство вводит для человека упрощенный порядок выдачи гражданского паспорта.

Россия, как и другие страны, идут по этому пути. Апатрид – основание приобретения гражданства РФ. Человек без гражданства в правовом поле приравнивается к иностранцу со всеми предусмотренными ограничениями на получение гражданства какой-либо страны.

Принцип сохранения российского гражданства за пределами России

Это тоже отголосок распавшегося Советского Союза. В России можно не проживать постоянно, но удержать гражданство. Беспрепятственно покидать Российскую Федерацию и возвращаться в страну имеет право любой человек, обладающий российским паспортом.

Этот залог работает также для азербайджанских, белорусских, грузинских граждан, в странах Молдова, Латвия, Литва, Казахстан и Кыргызстан.

Принцип защиты и покровительства граждан за пределами России

Это основание напрямую связано с суверенитетом страны и подразумевает полное участие государства в судьбе соотечественников, находящихся вне границ России. Когда права россиянина нарушаются за пределами России, на его защиту должны встать российские консульства, дипломаты и представители различных учреждений. Посрадавшему оказывается финансовая помощь, проводятся необходимые консультации, снимаются вопросы при обеспечении лечения и так далее.

Также Россия гарантирует исполнение принципов по сохранению гражданства при заключении брака с иностранцем, при рождении ребенка в браке, РФ предоставляет почетное гражданство - его условия и критерии также законно закреплены, государство соглашается с общемировой основой, подразумевающей главенство международного права над национальными законодательными актами.

Гражданство - это не патриотизм. Понятия похожи, но не одинаковы по своей сути. Гражданство - это определение в правой сфере, понятие существует в четкой системе конституционных норм и определяет неразрывность со страной, гражданином которой человек является от рождения или гражданство которой приобрел в процессе жизни. Гражданство гарантирует опеку государства на своей территории и за пределами страны. Но граждане тоже могут быть призваны на защиту интересов соотечественников (к примеру, призваны в армию при нападении внешнего врага на страну) - это полностью законно.

www.syl.ru

Эволюция понятия гражданства. Признаки гражданства. Принципы гражданства РФ.

Поиск Лекций

Для прежнего законодательства о гражданстве были характерны следующие черты:

1) сосредоточение полномочий по законодательной регламентации отношений гражданства у союзных органов. Такие отношения регулировались лишь на уровне Союза ССР. Хотя Закон СССР 1978 года и упоминал о законодательстве союзных республик, касающемся советского гражданства, но неопределенно. Закон же СССР 1990 года прямо указал на «законы о гражданстве» союзных республик. Однако республиканское законодательство состояло лишь из указов Президиумов Верховных Советов о порядке принятия в республиканское гражданство;

2) отсутствие юридического оформления республиканского гражданства. Все граждане имели единый паспорт гражданина СССР без указания на принадлежность к гражданству союзной республики. В законах не были указаны основания, по которым определялась эта принадлежность;

3) постепенное сужение полномочий союзных республик по решению конкретных вопросов гражданства. До 1938 года республики обладали правом решать вопросы о выходе из гражданства Союза ССР лиц, проживающих на территории республики, о восстановлении в гражданстве, о лишении гражданства. Но Закону о гражданстве СССР 1938 года республики утратили эти права и решение указанных вопросов было отнесено к исключительным полномочиям Союза ССР.

Процессы обновления союзной Федерации, принятие Декларации о государственном суверенитете России предопределили необходимость принятия Закона о гражданстве Российской Федерации (1991 г.). Он впервые обстоятельно урегулировал все отношения, связанные с российским гражданством.

В действующей Конституции Российской Федерации наиболее важные нормы, регулирующие гражданство, отнесены к основам конституционного строя (ст. 6).

Понятие гражданства сформулировано в преамбуле Закона «О гражданстве Российской Федерации». Оно определяется как устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

 

В этой дефиниции выделены главные, сущностные черты, характеризующие гражданство.

 

Правовой характер связи лица с государством, образующий отношение гражданства, выражается в юридическом оформлении этой связи, Гражданство – правовое, а не просто фактическое состояние.

 

Отношения гражданства не зависят напрямую от факта проживания человека в стране. Немало граждан России постоянно проживает за границей, а население России включает не только граждан, но и постоянно проживающих на ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства. Все эти категории лиц составляют население страны, понятие которого характеризуется не как правовое, а как демографическое.

 

Гражданином государства лицо является не в силу проживания на его территории, а вследствие существующих между лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства. Они основаны на юридическом оформлении отношений гражданства.

 

Государство в законе устанавливает основания, по которым то или иное лицо признается его гражданином, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решения этих вопросов.

 

Гражданство каждого человека юридически оформляется документами, подтверждающими это гражданство. Ими являются паспорт гражданина Российской Федерации, свидетельство о рождении, иной документ, содержащий указание на гражданство.

Устойчивость отношений гражданства заключается в их постоянном характере: они длятся обычно от рождения до смерти гражданина, для них установлен особый порядок прекращения, не допускающий расторжения их гражданином в одностороннем порядке. Прекращение отношений гражданства по ходатайству гражданина требует согласия государства, оформляемого в соответствующем индивидуальном акте уполномоченного на то органа. По инициативе государства в настоящее время они вообще не могут быть расторгнуты.

Определение в Законе гражданства как связи человека с государством, выражающейся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека, знаменовало собой утверждение новой концепции взаимоотношений личности и государства.

Конституция Российской Федерации и Закон о гражданстве устанавливают прежде всего те общие основы, которые определяют сущностные черты отношений гражданства. Среди них надо выделить следующие.

1.Гражданство Российской Федерации является единым. В силу федеративного устройства России этот принцип – один из важнейших и закрепляется в Конституции (ст. 6). Конституция не определяет понятие единого гражданства Российской Федерации. В ст. 2 Закона о гражданстве оно раскрывается следующим образом: граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории республики в составе Федерации, являются одновременно гражданами этой республики.

2. Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований приобретения. Законодательство не устанавливает никаких особенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами российской Федерации по различным основаниям: по рождению, в связи с принятием в гражданство, восстановлением в гражданстве, усыновлением и др. Не имеет правового значения и время приобретения гражданства.

3.Гражданство Российской Федерации имеет открытый и свободный характер. Во-первых, это выражается в том, что, согласно ст. 1, в Российской Федерации каждый человек имеет право на гражданство; в наличии такой формы приобретения гражданства, как прием, осуществляемый к тому же на доступных для человека основаниях.

В ст. 17 Закона установлено, что ребенок, родившийся на территории России от лиц без гражданства, является ее гражданином.

 

Во-вторых, свободный характер гражданства Российской Федерации выражается, в том, что Конституция и Закон закрепляют право гражданина изменить гражданство. Этого права никто не может быть лишен. Присущая гражданству устойчивость связей лица и государства не означает насильственного, принудительного удержания человека в гражданстве. Это ущемляло бы его свободу.

4. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства. Этот принцип новый в законодательстве о гражданстве.

5. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство). Такая возможность предоставляется в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ст. 62 Конституции Российской Федерации).

Граждане Российской Федерации, имеющие также иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Российской Федерации.

6. Российское законодательство исходит из принципа сохранения гражданства Российской Федерации лицами, проживающими за ее пределами. Такого рода принцип вытекает из естественного права человека избирать место своего жительства, свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться, что закреплено в ст. 27 Конституции. Отрицание этой свободы в прошлом являлось грубым ущемлением прав и свобод человека.

7. Гражданство Российской Федерации основано на отрицании автоматического его изменения при заключении или расторжении брака гражданином Российской Федерации с лицом, не принадлежащим к ее гражданству, а также при изменении гражданства другим супругом. Этот принцип отражает сущность гражданства как индивидуальной, персональной связи лица с государством, недопустимость автоматического прекращения гражданства, без волеизъявления лица и соблюдения установленного порядка.

8. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. Этот принцип закреплен в Конституции Российской Федерации (ст. 61) и в Законе о гражданстве (ст. 5).

9. Законом о гражданстве впервые вводится такой институт, как почетное гражданство. Почетное гражданство может быть предоставлено лицу, не являющемуся гражданином Российской Федерации, имеющему выдающиеся заслуги перед Россией или мировым сообществом, с его согласия. Почетное гражданство предоставляется Президентом Российской Федерации.

 

poisk-ru.ru

понятие, признаки и общие принципы. — КиберПедия

 

Гражданство РФ – устойчивая пр. связь лица с РФ, выражающаяся в совокупности их прав и обязанностей (ФЗ от 31 мая 2002 г. "О гражданстве РФ").

Вопрос о х-ре этой связи в науке остается одним из наиболее дискуссионных. Споры возникают в результате того, что принадлежность лица к гражданству значительно отражается на объеме его конст.-пр. статуса: он приобретает пол., а иногда и некоторые др. (например, тр. или иные соц.-эк.) права. В связи со спецификой конст. прав не возникает оснований считать, что инд. пр. статус лица изменяется (принадлежность к гражданству не влечет автоматически приобретение прав и обязанностей, связанных, например, со статусом гос. служащего, но предусматривает само право стать гос. служащим). На указанных обстоятельствах заостряется внимание в литературе, и в результате гражданство рассматривается как правоотношение, предпосылка возможности иметь опр. права и обязанности (предпосылка правосубъектности) и как сама правосубъектность.

Исторически гражданство пришло на смену институту подданства. Последнее появилось вместе с возникновением государства, но в зависимости от типа государства носило различный характер. В Др. Риме, где гражданство означало принадлежность к опр. соц. общности, было установлено лич. наследование гражданства. Граждане наделялись правами «пол.» (правом участия в нар. собрании, правом занимать гос. должности) и «гр.» (правом на заключение брака, правом собственности). С развитием государства в Ср. века и затем в Нов. время с определением гос. территории (сферы юрисдикции государства), подданство возникало в силу проживания на опр. территории. Терр. верховенство одновременно означало господство над проживающими на этой территории людьми, а поскольку носителем гос. власти считался монарх, подданство выражало связь не с абстр. государством, а с личностью правителя.

В современном государстве сочетаются терр. и соц. признаки: гражданство означает принадлежность лица к народу и в то же время очерчивает пр. границы народа как носителя гос. суверенитета – верховной власти, распространяющейся на опр. территорию. В большинстве случаев гражданство возникает в результате филиации независимо от воли государства – в силу рождения на территории государства или в силу принадлежности родителей к гражданству этого государства. Поскольку государство возникает в первую очередь для защиты и обеспечения безопасности своих граждан, количество обязанностей государства больше, чем перед любым человеком, находящимся на его территории, и включает защиту и покровительство за границей самого государства.

 

Принципы.

Пр. регулирование росс. гражданства основывается на принципах единого и равного гражданства, запрета лишения гражданства или создание препятствий для его изменения, а тж высылки гражданина за пределы территории государства, допустимости двойного гражданства. Необходимо упомянуть принципы сокращения безгражданства (закреплен в межд. актах о гражданстве) и следования гражданства детей и недееспособных гражданству родителей или опекунов при изменении последнего (м.б. обнаружен как особенность законодательства о гражданства при его анализе). Принципы гражданства не м. содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам соц., рас., нац., яз. или религ. принадлежности.

Гражданство является единым и равным независимо от оснований его приобретения.

Единое гражданство– особенность гражданства в фед. государствах. В регулировании гражданства в федерации возможен приоритет гражданства субъектов (швейцарская модель: приобретая гражданство субъекта по его решению, лицо получает также и фед. гражданство) и приоритет фед. гражданства (модель США: гражданин федерации признается одновременно гражданином того субъекта, где он проживает). В РФ приоритет имеет фед. гражданство. Гражданин России пользуется на всей её территории равным объемом прав. При этом факт проживания на территории какого-то субъекта влечет, напр., право избирать рег. органы власти. Однако эти права предоставляются фед. законодательством и лишь механизм их реализации связан с местом жительства. В то же время возможность предоставления доп. прав законодательством субъекта не допускается (в том числе не должна допускаться и при предоставлении, напр., прав на условиях «почетного» гражданства). Это отличает гражданство субъектов от фед. в способе его формального закрепления (с помощью регистрации по месту жительства) и в приобретении независимо от воли самого субъекта. Особенности столь существенны, что возникают сомнения о возможности вообще говорить о гражданстве субъектов РФ.

Принцип равного гражданства заключается в том, что равный статус предоставляется всем гражданам, независимо от того, когда и по каким основаниям они приобрели гражданство. Не м.б. установлена возможность, напр., занимать пост през-та страны тк для граждан России по рождению (как это установлено в законодательстве США).

Проживание гражданина за пределами РФ не прекращает его гражданства. Гражданин не м.б. лишен гражданства.

Недопустимо лишение гражданства, гражданство сохраняется независимо от места проживания. Принцип предусматривает, что выход из гражданства возможен только при условии волеизъявления самого гражданина.

Гражданин не м.б. лишен права на изменение гражданства.

Право на изменение гражданства представляет собой гарантию от препятствий со стороны государства для выхода из гражданства. Если решающей для получения гражданства является воля государства, то решающей для выхода из гражданства – воля самого гражданина.

Гражданин не м.б. выслан за пределы РФ или выдан ин. государству.

Принадлежность лица к гражданству какого-то государства влечет, помимо пол. прав, право проживать на территории государства и право на защиту и покровительство своего государства перед др. государствами. Распространение юрисдикции государства на его граждан в самом существенном аспекте сводится к ответственности лишь за те деяния, которые именно в этом государстве считаются преступлениями.

Сокращение безгражданства (поощрение приобретения гражданства РФ ЛБГ).

Как и другие государства, РФ поощряет сокращение количества апатридов в силу норм межд. права. Эти нормы исходят в первую очередь из необходимости обеспечить гарантии прав человека: реализации многих прав связана с деятельностью государства. Для обеспечения полного объема прав гражданину необходимо быть связанным гражданством с каким-нибудь государством. Принцип сокращения безгражданства столь важен, что при изменении гражданства он имеет приоритет перед принципом следования гражданства детей и недееспособных гражданству родителей и опекунов.

Возможность двойного гражданства.

Провозглашение этой возможности в Конституции тем не менее оговаривается условиями наличия ФЗ и межд. договора (есть с Туркменистаном и Таджикистаном). В то же время пр. регулирование порядка получения гражданства и выхода из гражданства РФ стремится сократить количество бипатридов. Об. условием обращения с ходатайством о получении гражданства РФ является подача заявления об отказе от имеющегося гражданства. Вместе с тем закон допускает приобретения гражданами РФ др. гражданства, хотя это не влияет на объем его прав и обязанностей по отношению к РФ, если само государство не установит иного в межд. договоре.

Следование гражданства детей и недееспособных гражданству родителей или опекунов при изменении последнего.

Имеет целью обеспечение прав, поскольку изменение гражданства в первую очередь связано с изменением места жительства.

 

Решение вопросов гражданства традиционно составляет компетенцию главы государства, т.к. требуется принятие решения от имени государства в целом. През-т принимает решение в том случае, когда необходимо выражение воли со стороны государства – при натурализации. Реализацию полномочий главы государства обеспечивает входящая в состав президентской адм-ции комиссия по вопросам гражданства.

В иных случаях, когда отсутствует возможность гос. усмотрения и гражданство предоставляется или прекращается по основаниям, нормативно установленным в законе, все необходимые действия по оформлению изменения гражданства осуществляют органы исп. власти. Как правило, это органы в/н и органы ин. дел – в зависимости от того, где находится лицо, в отношении которого принимается решения (в России или за рубежом).

 

 

cyberpedia.su