Природное богатство России: определение, особенности и виды. Природное богатство


Природные богатства нашей родины. "Планета – наш общий дом". Охрана богатств природы

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (18 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • Познакомить с природными богатствами нашей Родины, дать представление о богатствах природы области.
  • Развивать умение использовать в работе полученные знания; развивать коммуникативные способности, творческую активность, наблюдательность, познавательную активность; умение сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать умение выражать свои мысли.
  • Воспитывать у учащихся любовь и бережное отношение к природным богатствам родины, доброжелательность и взаимовыручку при работе в парах, уважение к труду.

Ход урока

1. Актуализация знаний и определение темы урока.

Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Каждый день – всегда, везде, Смело, четко говорим И тихонечко сидим. - Повторяйте за мной! Я желаю тебе добра! Если тебе будет трудно, я тебе помогу!

- Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы совершим путешествие по просторам нашей необъятной Земли и заглянем в самые её недра. Нам сегодня пригодится умение наблюдать и знания, которые мы получили на прошлом уроке.

- Хозяйка богатств (слайд 1. Богатства)

В своё царство приглашает нас.

- Что это за хозяйка? (слайд 1. ..природы)

- Чему будет посвящен наш урок?

- При работе главное наше правило – ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ И ВЗАИМОВЫРУЧКА.

- А как люди разных профессий помогают друг другу. (Ведут сообща общее хозяйство)

Слайд 2. Что вы видите? (показ - подсолнечник / куры, поле, пчелы)

Что объединяет их? (Сельское хозяйство)

Слайд 3. Это что? (показ - фабрики и заводы) Назовите хозяйство. (Промышленные предприятия)

Слайд 4. Какой вид транспорта вы видите? (показ - водный, наземный, воздушный). Назовите вид хозяйства (показ Транспорт).

Слайд 5. Назовите профессии, которые видите? (показ – парикмахер, официант, учитель). В какой вид хозяйства вы их объедините? (Сфера обслуживания)

- Люди многих профессий помогают нам получить из зёрнышка ХЛЕБ. Назовите некоторые из них. (Слайд 6). Тракторист / комбайнер / рабочие мукомольного завода / пекари / продавец.

2. Подготовка к восприятию новой темы.

- Только ли люди помогли зёрнышку вырасти? Не упустили ли мы что-то важное, что помогло появиться колоску? Могло бы оно вырасти без помощи природы?

Слайд 7. Сделайте вывод, какие богатства природы помогли вырасти зернышку? показ: почва, вода, воздух, солнце.

Вывод (слайд + учебник стр. 30) показ вывода “Почва, вода, воздух, солнце помогли вырасти из зёрнышка большому растению”

- Нас окружает много разных предметов и вещей. Давайте подумаем, вспомним, посовещаемся в парах, как некоторые предметы пришли к нам.

Слайд 8. Чем были и откуда пришли к нам ... (показ - лист бумаги, карандаши, стул)? (Деревом, лес. Лесные богатства)

- Что помогло вырасти дереву?

Слайд 9. Железные предметы – какое природное подземное богатство (полезное ископаемое) помогло создать металлические предметы? (Руда) Кто из руды сделал гвоздь?

Слайд 10. Бензин для машин был раньше... (нефтью), которую люди добыли из-под земли, из нефтяного месторождения.

Слайд 11. Прозрачное оконное стекло было речным (песком).

- Чем были увиденные предметы, и которые нас окружают? Чьи эти богатства? Кто их взял у природы? Сделаем вывод.

Слайд 12. Вывод (с. 30) Все предметы, которые нас окружают, были когда-то частью природы и взяты у неё человеком. Природа - наш щедрый друг: она отдаёт нам свои богатства.

3. Физминутка для глаз (слайд 13).

- А наше главное богатство, познающее окружающий мир, которое надо беречь ... глаза. Сделаем зарядку для глаз. Слушаем музыку и следим за движением объектов, при мигании моргаем глазками.

4. Совместное открытие нового. Постановка проблемных ситуаций.

Слайд 14.

Природа - наш щедрый друг: она отдаёт нам свои богатства

(показ) 1. Какие природные богатства мы с вами уже назвали?

(показ) 2. Какие вы еще знаете?

Природа создаёт все условия, чтобы человек мог жить. Благодаря своему уму люди научились использовать силы и богатства природы. Давайте отгадаем загадки и выясним, что нужно для жизни человеку.

Слайд 15.

Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы, Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук? Без чего не может мама ни готовить, ни стирать? Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать? Чтобы не было беды, жить нельзя нам без ...(ВОДЫ)

- Так как же человек использует воду? (готовит еду, стирает, умывается, поливает растения, по рекам передвигается водный транспорт).

- Как человек использует течение реки? (показ электростанции)

-(показ) Силу воды люди научились превращать в электричество и пускать его по проводам на заводы и в дома.

Слайд 16.

- О какой силе природы сказано: “...ты гоняешь, стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду веешь на просторе...”? (о ВЕТРЕ)

- Как человек использует силу ветра? (показ - парусный спорт, корабли)

Вывод: Силу ветра используют мореплаватели.

- Люди стали задумываться о бережном отношении к природе и придумали использовать силу ветра не во вред природе, получения... (электричества)

Вывод: Силу ветра используют для получения электричества от ветряных мельниц – ветряная энергия, ветряные электростанции. Потому что ГЭС и ТЭЦ загрязняют окружающий мир, вредят рекам.

Слайд 17.

Ты весь мир обогреваешь, и усталости не знаешь, Улыбаешься в оконце, и зовут тебя все...(солнце) - показ

- Что солнце даёт человеку? (свет и тепло).

- показ - Как человек стал использовать солнечный свет?

Человек стал искать другие источники энергии для получения электричества – ветер и солнечный свет, и построил не только ветряные мельницы, но и солнечные батареи, которые меньше всего загрязняют природу.

- Все ли богатства мы перечислили?

Слайд. 18. Отгадайте.

Бегают в лесу и в поле, Плавают в реке и море, Могут прыгать и летать, И друзьями могут стать. Ну а в городе большом Ну а в городе большом Зоопарк – их главный дом.

Показ слайдов (белка, лиса, воробей, ворона, собака).

Назовите группу. Животные.

Слайд. 19. А теперь расскажу о другой группе:

Дышат, растут, А ходить не могут, Зимой замирают, Весной оживают, Зелёными бывают

Показ слайдов (одуванчик, бессмертник, дуб, ель, береза).

Назовите группу. Растения.

- Можно ли животных и растения назвать богатствами природы? Какими?

5. Физминутка ( двигательная).

6. Первичное закрепление. Обучение способам практического применения.

Слайд 20 + стр. 31 . - Назовите природные богатства на рисунке

Живые, неживые, силы природы. Сравниваем учебник (с. 31) - показ.

Слайд 21 - Природные богатства очень разнообразны. Чтобы лучше их запомнить, разделим их на группы. Сколько групп вы предлагаете сделать и почему?

Три: живые, неживые, силы природы.

?! Какие природные богатства мы отнесём к живым? к неживым? к силам природы?

Слайд 22. Живые природные богатства: растения, животные.

Слайд 23. Неживые природные богатства: воздух, почва, вода, подземные богатства.

Слайд 24. Силы природы: ветер, солнечный свет, течение рек.

- Почему так поделили?

7. Обучение способам практического применения полученных знаний.

а) Работа в парах. Работа в учебнике.

- А теперь выполним задания в учебнике. Работать будем в парах. Помните о взаимовыручке и доброжелательности.

Слайд 25. + стр. 32

- Прочтите задание. Какие живые природные богатства люди используют, чтобы получить эти полезные вещи? Соедините линией.

Слайд 26. + стр. 33

- Недра земли также отдают людям свои богатства. Попробуй разобраться, какие вещи сделаны из нефти, а какие из железа? Распутайте клубок ниток.

Слайд 27. + стр. 33

- Рассмотрите рисунок. (Показ вопроса) - Какие природные богатства помогли Вам стать сильными и здоровыми за время летних каникул? (вода, воздух, солнце, растения, ветер)

- Какой самый главный вывод мы с вами можем сделать? Человек не может жить без природы и её богатств. Помни об этом и бережно относись к ним.

- Может ли человек жить отдельно от природы, без ее богатств

б) Работа в парах. Работа в рабочей тетради.

- Откройте рабочую тетрадь на странице 48. задание 1.

- Поработайте в парах. К каким природным богатствам относятся эти слова? Соедини стрелками. Проверка слайд 28.

!? Почему слово кормить я определила два раза? Как вы понимаете кормить?

(Кормить животных, животные кормят)

Слайд 29 + задание 3, стр. 49. Соедините предметы с природными богатствами, из которых они получены. Какие природные богатства?

Слайд 30 + стр. 48, задание 2. Ни одно из живых существ не научилось так использовать богатства природы, как человек. Подчеркните, синим цветом, те природные богатства, которые смог подчинить для собственной пользы, и использует только человек? (подземные богатства, солнечный свет, ветер, течение рек)

- Как вы думаете, как используют животные солнечный свет, течение рек, ветер?

- Кто использует остальные перечисленные богатства?

Вывод: Только человек, являясь разумным существом, применив знания и опыт, смог подчинить силы природы для своей пользы.

- Прочтите вопрос. Всегда ли разумно использует человек природные богатства?

(Ответы детей).

Вывод: “Человек – разумное существо, он отвечает за все живое и неживое на Земле”.

8. Обобщение. Экологическая минутка.

- Итак, все природные богатства мы с Вами открыли.

- Что такое природные богатства?

- Что случится, если природные богатства исчезнут?

- Что надо делать, чтобы этого не произошло?

Слайд 31.

- Назовите имя нашей красавицы реки? (Дон) показ. Но всегда ли вода в реках так чиста и прозрачна?

- Как люди загрязняют реки? показ загрязнения рек

Пусть на Земле не умирают реки, Пусть стороной обходит их беда. Пусть чистой остается в них навеки Студеная и чистая вода.

?! – Что надо делать, чтобы не загрязнять воду в реке, и не только...?

Слайд 32. Красивы цветочные поляны, прекрасны палисадники и цветники у наших домов, живописны берега рек. Но приходит человек, и красота исчезает... показ загрязнения мусором. Что происходит? Как должен поступить человек?

Слайд 33. Чудотворен, целебен воздух, напоенный травами, запахами цветов, деревьев. Назовите, какие травы можно увидеть на Донских лугах, в степях, на полянках и даже возле дома. – Календула, шалфей, лопух, тысячелистник.

- В чем ценность этих растений? (лекарственные).

- Как ведут себя взрослые и дети, когда приходят на красивую цветочную поляну? показ поляны

- Что сразу начинают делать девочки?

Если я сорву цветок, Если ты сорвешь цветок, Если вы и я, и ты, Если мы сорвем цветы – Опустеют все поляны И не будет красоты.

Вывод: не рвите цветы!

Слайд 34.

- По берегам Дона растут лесные насаждения. Сколько драгоценного и чистого кислорода они нам дают. Как прекрасны они в своей осенней красоте. Но приходит человек и ... (показ вырубок и пожара).

Слайд 35. Что это?

Через нос проходит в грудь И обратный держит путь. Он невидимый, и всё же Без него мы жить не можем (Воздух, показ)

Показ - Дым из труб завода, из выхлопной трубы машины, от сжигаемого мусора и листьев, от сигарет, от пожара.

- Можем ли мы прожить без воздуха? Каким воздухом мы дышим?

Слайд 36.

- Назовите животных обитающих у нас на Дону (Кабан, суслик, еж, бобр, собака).

Многие животные нашей области занесены в Красную книгу, находятся на грани исчезновения, как и растения. Чтобы их сохранить люди создают заповедники.

Слайд 37.

Почему животных надо беречь? показ

Ребята! Помните! Природа беззащитна перед человеком. Береги её. Вы – часть природы!

9. Итог. Релаксация “Улыбка”. Самооценка.

- Какие правила поведения в природе вы можете сами уже сейчас соблюдать?

Слайд 38.

1. Бережно относиться к растениям.

2. Старайтесь ходить в лесу по тропинкам.

3. В лесу соблюдайте тишину.

4. Не ломайте, не рубите деревья и кустарники.

5. Берегите ягоды и грибы.

6. Не разжигайте костер.

7. Не оставляйте мусор.

8. Не рвите цветы, не ловите насекомых.

9. Не трогайте лесных зверей.

10. Не разоряйте птичьи гнезда и муравейники.

Релаксация “Улыбка” - Дети, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Закройте глаза и послушайте меня: другой человек есть радость для тебя. Окружающий тебя мир есть радость для тебя. Откройте глаза и посмотрите вокруг. Ты всегда радость для другого... Береги себя и другого береги... Уважай, люби всё, что есть на Земле – это чудо!

Самооценка

Слайд 39.

- Мы сегодня узнали много нового, много интересного. Посмотрите на сорванный цветок, на его слезы. Оценив урок и свою работу на уроке, мы постараемся “оживить” его. На столах у вас лежат .... Давайте заселим ими полянку. Если считаете, что, поработали отлично, и вам все понравилось – возьмите. Приклеиваем ... на полянку. Потрудились вы не зря, вам спасибо от меня! Посмотрите на наш цветок.

Слайд 40. Спасибо всем за работу, за то, что вы есть.

Экологическую минутку в этот же день после окружающего мира можно перенести на занятии кружка “Жизнетворчество” по теме: “Планета – наш общий дом. Охрана богатств природы”.

Продолжение работы по теме в курсе “Мое жизнетворчество”

“Планета – наш общий дом. Охрана богатств природы”

Цель: формирование экологической культуры учащихся

1. Побуждение детей к бережному отношению ко всему живому.

Прослушивание и анализ сказки “Мой друг – дерево” (страница 80, методических рекомендаций)

2. Работа в тетради, задание 1, страница 18

- Кто живет на нашей планете?

- Как вы думаете, есть ли хозяин в этом доме?

- Кто он?

- Как чувствуют себя крошечные обитатели планеты Земля?

Слайд 41. Раскрась картинку и расскажи, кто ещё населяет нашу планету.

3. Творческая разминка. Игра “Волшебные слова”.

Дети говорят волшебные слова, с помощью которых они могут превратиться в крошечных существ.

- Чтобы вы чувствовали, став крошечными?

- О чём бы думали?

- Чего боялись?

4. Зарядка для глаз

Слайд 42. “Цветик - семицветик”.

Слайд 44. “Аквариум”.

Слайд 46. “Облака”.

5. Работа в тетради, задание 1, страница 18

а) - Какие взаимоотношения должны быть между членами одной семьи?

- Можно ли эти принципы взаимоотношений применять по отношению к жителям Земли?

- Можем ли мы доверять растениям, животным, Земле?

- А они нам?

- Могут ли деревья разговаривать?

- Почему деревья болеют?

- Всегда ли люди справедливы по отношению к своим домашним питомцам? Почему?

б) Дети размышляют и выполняют задания № 2 – 3.

Задание № 2. Слайд 43.

Рассмотри на картинке самое ценное, что есть на Земле: человек, воздух, вода, растения, животные, полезные ископаемые. Что забыли перечислить. Раскрась.

Задание № 3. Слайд 45.

- Нарисуй и расскажи, как ты будешь беречь эти ценности.

В задании № 3 следует обратить внимание на доступность предложенных детьми способов сохранения природы.

Итог. Слайд. 47

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

ПРИРОДНЫЕ БОГАТСТВА - это... Что такое ПРИРОДНЫЕ БОГАТСТВА?

 ПРИРОДНЫЕ БОГАТСТВА В широком смысле — все блага природы, служащие интересам человека: в узком— совокупность природных ресурсов как источников материального производства

Словарь бизнес-терминов. Академик.ру. 2001.

  • ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ
  • ПОДЗЕМНЫЕ ПОЛОСТИ

Смотреть что такое "ПРИРОДНЫЕ БОГАТСТВА" в других словарях:

  • природные богатства — полезные ископаемые, естественные богатства Словарь русских синонимов …   Словарь синонимов

  • природные богатства — Syn: полезные ископаемые, естественные богатства …   Тезаурус русской деловой лексики

  • природные богатства страны — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN natural capital …   Справочник технического переводчика

  • природные ресурсы — Природные богатства, пригодные для использования человеком, т.е. компоненты окружающей среды, такие как ископаемое топливо, минеральное сырье, леса, воды, плодородие почв, климат, которые могут удовлетворить различные потребности людей (природные …   Словарь по географии

  • Природные ресурсы — (Natural Resources) История использования природных ресурсов, мировые природные ресурсы Классификация природных ресурсов, природные ресурсы России, проблема исчерпаемости природных ресурсов, рациональное использование природных ресурсов… …   Энциклопедия инвестора

  • Природные ресурсы —         естественные ресурсы, часть всей совокупности природных условий существования человечества и важнейшие компоненты окружающей его естественной среды, используемые в процессе общественного производства для целей удовлетворения материальных… …   Большая советская энциклопедия

  • естественные богатства — полезные ископаемые, природные богатства Словарь русских синонимов …   Словарь синонимов

  • естественные богатства — Syn: полезные ископаемые, природные богатства …   Тезаурус русской деловой лексики

  • МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ — совокупность универсальных общечеловеческих естественных богатств, включающих живые и неживые ресурсы открытого моря (за пределами 200 мильной экономической зоны), естественные богатства Антарктиды, земель и островов в районе действия… …   Экологический словарь

  • Естественные богатства — – 1). Термин, используемый в международно правовых источниках, в частности в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН о неотъемлемом суверенитете над природными ресурсами для обозначения любых созданных природой объектов независимо от того,… …   Правовой глоссарий по комплексному управлению прибрежными зонами

dic.academic.ru

Природные ресурсы - это дары нашей планеты

Наша планета – это кладезь различных природных ресурсов. Именно благодаря их огромному количеству, человек может в полной мере наслаждаться красотой и разнообразием лесов и полей, лазурными водами морей и океанов, теплом ласкового солнышка и дуновениями соленых бризов.

природные ресурсы это

Природные ресурсы – это основа жизни человека, а также всего общества в целом. Только эти богатства позволяют нормально расти и развиваться, удовлетворяя все важные потребности и не отказывая в запросах. Разнообразные представители флоры и фауны, жители морских и речных глубин, бактерии и микроорганизмы – все это неотъемлемая часть стабильного и привычного окружающего мира. Природные ресурсы – это то разнообразие богатства, которое образовалось без вмешательства человека. Сюда относят растения и животных, Мировой океан, почвенный покров Земли, полезные ископаемые, спрятанные в недрах планеты, а также энергию солнца, ветра и воды.

Природные ресурсы – это то, без чего невозможна жизнь человека. Именно они позволяют удовлетворять всевозможные материальные и культурные потребности общества.

виды ресурсов в экономике

Все природные компоненты, так или иначе участвующие в процессе жизнедеятельности человека, классифицируют по многим признакам.

Классификация природных ресурсов

Признак классификации

Характеристика

Генный (природный)

Здесь происходит разделение всех богатств природы на группы:

а) все минеральные;

б) всевозможные водные;

в) земельные;

г) растительные;

д) животные;

е) энергетические ресурсы.

При этом растения и животных часто объединяют одной категорией – биологические ресурсы.

К минеральным богатствам относятся все полезные ископаемые. Водные ресурсы – это Мировой океан и подземные воды планеты. Земельные включают всю поверхность и почвенный покров Земли. Энергетические природные ресурсы – это энергия солнца, ветра, воды, недр планеты и т.д.

Экологический

Все ресурсы подразделяются на возобновляемые и исчерпаемые. 

Характер использования

По данному признаку все природные компоненты относятся к одной из двух групп. Первой являются средства труда, а второй – предметы потребления.

Замена одних компонентов другими

Данный признак лежит в основе классификации ресурсов на те, которые могу быть заменены другими (заменяемые) и те, свойства которых уникальны (незаменимые).

Технические возможности эксплуатации

Здесь различают реальные компоненты, использование которых ведется широко, и потенциальные – те ресурсы, которые можно будет применять в будущем.

Разведанность

По данному признаку выделяют 4 группы природных богатств:

А – изученные и готовые к добыче ресурсы;

В и С1 – те, которые разведаны не до конца;

С2 – запасы данных ресурсов известны лишь приблизительно.

водные ресурсы это

Кроме этого, в современном мире существуют совокупности богатств, которые характеризуют состояние экономики страны и всей планеты в целом.

При этом они включают также и природные дары.

Принято дифференцировать следующие виды ресурсов в экономике:

1. Природные ресурсы.

2. Трудовые ресурсы.

3. Капитал также является ресурсом в экономической системе;

4. Элемент рыночных отношений – предпринимательская способность.

fb.ru

Природное богатство России: определение, особенности и виды

Россия – по-настоящему необъятная страна. Чтобы хорошо узнать ее, необходимо многие годы посвятить путешествиям в различные места. Ее необыкновенная природа не перестанет удивлять никогда. Это действительно так, поскольку Россия объединяет множество разных природных и климатических зон. Множество регионов очень сильно отличаются друг от друга. Природное богатство нашей страны также велико и достаточно разнообразно. В статье пойдет речь о том, какими же ресурсами обладает Россия, будет рассказано об их видах и особенностях.

Природное богатство России: определение, особенности и виды

Для начала стоит разобраться непосредственно с этим термином. В широком смысле природное богатство – это те ресурсы, которые можно получить в определенном месте. Таким образом, можно сказать, что это все вещи и блага, которые человек может получить от природы. Все они являются составляющими частями окружающей среды, откуда их и получает человек. Эти ресурсы уже на протяжении многих лет используются человеком в различных целях, без них невозможно было бы развитие общества и появление новых технологий во всех отраслях.

Наверное, многие заинтересуются, что же включают природные богатства России. Ответ на этот вопрос может быть очень обширен. Среди таких ресурсов можно отдельно выделить лесные, водные, биологические, рекреационные, полезные ископаемые, плодородные почвы и многое другое. Все эти компоненты люди активно используют для различных целей. Таким образом, становится понятно, что богатство природных ресурсов в нашей стране по-настоящему велико. Оно активно осваивается уже на протяжении многих веков.

Конечно же, первое, о чем стоит рассказать, – это сырьевые и топливно-энергетические запасы нашей страны. Природные богатства России включают большое количество месторождений таких важных ресурсов, как нефть, каменный уголь, природный газ. Также активно добывается олово, алюминий, золото, никель, платина, слюда и множество других материалов.

Интересно, что в нашей стране уже известно более 20 тыс. различных месторождений. Если сравнивать Россию с другими государствами по запасам полезных ископаемых, то можно увидеть по-настоящему интересные данные. Наша страна находится на 1 месте в мире по количеству природного газа и на 6 месте по количеству нефтяных запасов. В основном их месторождения находятся в северной части России.

Нужно рассказать и о таком важном ресурсе, как уголь. Россия находится на 3 месте в мире по количеству его запасов. Существует несколько районов, где ведется активная добыча угля. Основные – это Кузнецкий, Южно-Якутский и Печорский угольные бассейны.

Природное богатство России: определение, особенности и виды

Важно отметить и другие запасы различного сырья в нашей стране. Россия богата не только нефтью и газом, но также и торфом, сланцами, железными рудами.

Торф в России добывается во многих регионах, как в европейской части, так и в азиатской. Самые крупные месторождения этого материала находятся на Северном Урале и в Западной Сибири.

Источники сланца также активно разрабатываются. В основном они расположены на территории европейской части страны. Наиболее крупный из них находится в районе Санкт-Петербурга. Помимо него, в России существует еще 3 крупных сланцевых бассейна.

Еще одно природное богатство нашей страны – это железная руда. На территории России имеется множество источников, по большей части они залегают глубоко. Крупные месторождения расположены в европейской части, самое известное из них носит название Курской магнитной аномалии.

Природное богатство России: определение, особенности и виды

Мы познакомились с полезными ископаемыми России. Теперь стоит поговорить и о лесных ресурсах, которые также составляют природное богатство нашей страны.

Если говорить о крупных зеленых массивах, то они составляют более 40% территорий Российской Федерации. Более распространены хвойные леса. Их встречается около 80%. Остальные леса – широколиственные. Чаще всего они располагаются в европейской части России. Хвойные леса в основном представлены елями, пихтами, кедрами, соснами. Многие породы дерева имеют большое значение для промышленности и производства. Имеется и одна особенность – это неравномерность распределения лесов на территории страны. Большая часть зеленых насаждений приходится на Дальний Восток и Сибирь.

Конечно же, промышленное значение лесных ресурсов довольно большое. Однако они используются и для других целей. Некоторые леса играют важную роль в охране природы. Они являются водоохранными и санитарными зонами. Некоторые из них имеют статус национальных парков или заповедников.

Другая группа лесов – это средообразующие и защитные. Они позволяют поддерживать нужный экологический баланс в местах, где это особенно необходимо, например в крупных городах и других местах с большим числом населения, плотной застройкой и развитыми транспортными сетями.

Природное богатство России: определение, особенности и виды

Итак, мы обсудили полезные ископаемые и лесные ресурсы России. Конечно же, на этом их список не заканчивается. Основные природные богатства включают и водные ресурсы, которых в нашей стране также очень много. К ним относятся все водоемы, которые используются в народном хозяйстве. Сюда можно отнести озера, реки, водохранилища, каналы, моря, подземные воды и некоторые другие источники. Наиболее важными издавна считались реки, поскольку они выполняли функции торговых путей. Основные поселения располагались вдоль рек, около них и начали возникать крупные города.

Сейчас по большей части водные ресурсы используются для получения электроэнергии. Множество гидроэлектростанций функционирует на территории России. Они обеспечивают электричеством большую долю страны. Помимо этих целей, водные ресурсы также используются для водоснабжения, перевозки грузов, судоходства, отдыха и другого.

Природное богатство России: определение, особенности и виды

Конечно, необходимо обратить внимание и на такую важную составляющую, как биологические ресурсы. Это еще один элемент, который составляет природные богатства. Человека издавна интересовал животный и растительный мир. Затем биологические ресурсы начали использоваться на благо общества. К ним относятся различные виды растений и животных, которые участвуют в хозяйственной деятельности человека. Можно сказать, что они равномерно рассредоточены по всей территории страны. В эту же группу включаются угодья. Самыми эффективными из них являются луга, поскольку они используются в животноводстве в качестве пастбищ и занимают большую долю территории нашей страны.

psn-travel.ru

Богатства нашей природы

17.11.2011 Ярослав Борщов

Богатства нашей природыМы с вами часто не замечаем того что находимся на пожалуй самой прекраснейшей по своей красоте части земли, которая находится на территории Российской Федерации, а попросту России.

Сколько раз мы по дороге на работу, дачу, или ещё по каким-то делам проходим мимо каково-то места и не замечаем его красоту и неповторимость . А стоит порой остановится и в глядеться в богатства нашей матушки природы. А ведь поглядеть и восхититься есть чем.

Россия — простирается на одиннадцать часовых поясов, и располагается на территории двух континентов, от Тихого океана до центра Европы. Богатства нашей природы, которые в своей необыкновенной красоте таят необъятные и девственные просторы поражают и порой захватывают дух. Дикие и удивительные места, которые раскинулись в дали от шумных и тесных мегаполисов. В нашей природе во всём её многообразии и красоте месть и горы, и пустыни, и вулканы, а чистейшие озера, антарктические льды и непроходимые места – моментально влюбляют и завораживают любого путешественника.

Пожалуй, в каждом регионе имеются уникальнейшие природные объекты и комплексы, которые имеют экологическую, научную, эстетическую и культурную ценность. А ещё большее количество живописных мест, которые не уступают этим памятникам ни в красоте, ни в уникальности. Имеются у нас: и реки полные рыбы, которая сама с жадностью бросается на крючок в независимости что за приманку вы ей предложили; и ягодные поляны которые изменяют свой цвет от количества ягод и кажется что идешь по волшебному ковру созданному самой природой; и грибные места, на которых грибы растут в таком видовом и количественном изобилии что не знаешь какие грибы брать, а потом не знаешь куда их складывать. Это тоже является богатством нашей природы.

По богатству природных ископаемых мы одни из первых в мире, и нам есть чем гордится, и о чем заботится ведь некоторые природные ресурсы, не возобновляемые и стоит подумать о правильности и необходимости их разработки и добычи, ведь эти богатства нашей природы являются средством дохода и экономического благосостояния нашей страны, и следовательно и народа.

Мы – люди, также являемся частью природы и звеном этой цепи, и так как мы наделены умом и способностью распоряжаться этим богатством. Мы не должны забывать о возложенной на нас природой ответственности, и обязаны следить за тем, чтоб богатства нашей природы никогда не исчезли и всячески приумножать их. Ведь мы с природой это одно целое и неделимое, и давайте не будем забывать об этом.

Эти статьи блога Вам должны быть интересны:

berichnow.ru

природные богатства - это... Что такое природные богатства?

 природные богатства природные богатства

полезные ископаемые, естественные богатства

Словарь русских синонимов.

.

  • пририсовать
  • приручаться

Смотреть что такое "природные богатства" в других словарях:

  • ПРИРОДНЫЕ БОГАТСТВА — В широком смысле все блага природы, служащие интересам человека: в узком совокупность природных ресурсов как источников материального производства Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • природные богатства — Syn: полезные ископаемые, естественные богатства …   Тезаурус русской деловой лексики

  • природные богатства страны — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN natural capital …   Справочник технического переводчика

  • природные ресурсы — Природные богатства, пригодные для использования человеком, т.е. компоненты окружающей среды, такие как ископаемое топливо, минеральное сырье, леса, воды, плодородие почв, климат, которые могут удовлетворить различные потребности людей (природные …   Словарь по географии

  • Природные ресурсы — (Natural Resources) История использования природных ресурсов, мировые природные ресурсы Классификация природных ресурсов, природные ресурсы России, проблема исчерпаемости природных ресурсов, рациональное использование природных ресурсов… …   Энциклопедия инвестора

  • Природные ресурсы —         естественные ресурсы, часть всей совокупности природных условий существования человечества и важнейшие компоненты окружающей его естественной среды, используемые в процессе общественного производства для целей удовлетворения материальных… …   Большая советская энциклопедия

  • естественные богатства — полезные ископаемые, природные богатства Словарь русских синонимов …   Словарь синонимов

  • естественные богатства — Syn: полезные ископаемые, природные богатства …   Тезаурус русской деловой лексики

  • МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ — совокупность универсальных общечеловеческих естественных богатств, включающих живые и неживые ресурсы открытого моря (за пределами 200 мильной экономической зоны), естественные богатства Антарктиды, земель и островов в районе действия… …   Экологический словарь

  • Естественные богатства — – 1). Термин, используемый в международно правовых источниках, в частности в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН о неотъемлемом суверенитете над природными ресурсами для обозначения любых созданных природой объектов независимо от того,… …   Правовой глоссарий по комплексному управлению прибрежными зонами

dic.academic.ru

Вода – природное богатство Земли

Мы те, кому предстоит жить и трудиться в третьем тысячелетии на планете Земля. Уже сегодня нас тревожат сведения о том, что мы дышим грязным воздухом, едим загрязненную посторонними примесями пищу и пьем такую же плохую воду.

Более 70% поверхности Земли покрыто водой. Около 95% ее приходится на моря и океаны, 4%- на льды Арктики и Антарктики, и лишь 1% составляет пресная вода рек и озер.

Согласно Всеобщей Декларации прав человека, каждый имеет право на чистую воду и на информацию о ее качестве. Пресной воды ничтожно мало. Ее запасы распределены неравномерно: 3,5 млрд. человек на Земле испытывают ее недостаток. На некоторых территориях стран Азии и Африки за источники воды ведут войны. Из-за заболеваемости, связанной с потреблением некачественной воды и с ее недостатком, каждый год погибает более 3 млн. человек.

В начале 21 века проблема рационального использования и охраны водных ресурсов становится одной из самых острых как во всем мире, так и в Российской Федерации. Актуальна эта проблема и в нашем округе и городе. Конечно, эта проблема не нова. По решению Генеральной Ассамблеи ООН во всем мире ежегодно с 1994г. отмечается день воды, в России – с 1995г.

В 2005 году было объявлено о десятилетии воды (2005-2015г), а 2003 год был объявлен годом пресной воды.

Эта проблема рассматривалась такими авторами, как А. Д. Сахаров «Мир через полвека», Н. К. Рерих «К природе», К. Б. Асланиди и А. Н. Грешневиковым – написавшими для детей и подростков «Экологическую азбуку» и «Экологический букварь». Несмотря на то, что эту проблему изучали и изучают, проблема остается. В школе проблема бережного отношения к питьевой воде является также актуальной.

2. Новизна: Наша работа обладает некоторым аспектом новизны, поскольку мы впервые в школе начали издавать детскую экологическую газету «Капитошка».

1. 3. Объект исследования: Вода.

1. 4. Предмет исследования: Бережное отношение к воде.

1. 5. Гипотеза исследования: Если не беречь воду, то:

- запасы пресной воды могут быть исчерпаны.

1. 7. Задачи нашей работы:

• Изучить по литературным и прочим источникам водные ресурсы планеты Земля, сведения о свойствах, экологическом значении воды, воды – как фактора, влияющего на здоровье человека.

• Познакомиться с круговоротом воды в природе, его значением.

• Провести простейшие физико-химические исследования воды.

• Провести анкетирование младших школьников по водно- экологическим проблемам, качеству используемой воды, исследования по расходованию воды.

• Выработать собственные рекомендации по проблеме бережного использования потребляемой воды.

• Побывать на Лангепасском водозаборе, узнать о работе данного предприятия, познакомиться с технологией производства, с качеством питьевой воды в г. Лангепасе.

• Начать работу кружка дополнительного экологического образования «Росинка»:

- организовать выпуск детской экологической газеты «Капитошка».

- Оформить плакат-призыв с просьбой экономить воду.

- Выпустить стенгазету о воде.

- Выпустить буклет «Стихи, пословицы, поговорки о воде».

- Организовать работу со средствами массовой информации по ходу и результату исследований.

• Определиться с перспективами на будущий год.

3. 1. 1. Характеристика водных ресурсов планеты Земля, значение воды.

Еще древние шумеры понимали важность воды. Шесть тысячелетий назад они писали: «Не было вверху неба, а внизу земли, а уже царствовали боги океана!». Тысячелетием позже древние египтяне утверждали то же самое: вначале не было ни неба, ни земли – окруженную мраком Вселенную наполняла первичная вода. Древнегреческий философ Фалес Милетский утверждал: «Нельзя войти дважды в одну и ту же реку, потому что тебя будут омывать все новые и новые воды!». Философ был не совсем прав: чтобы одно и то же место всегда омывала новая вода, она должна где-то возникать заново. Это не так. На Земле существует круговорот воды. Вот скажем, снег, который сейчас за окном, уже ложился когда-то на шляпы современников Петра Первого Потом он растаял, просочился в землю, вода поднялась снова на поверхность, испарилась, пропутешествовала в атмосфере и вот: те же молекулы снова падают с неба, теперь ужу на наши головы. А вообще-то, все равно это будет не та же самая вода: путешествуя между подземными глубинами и заоблачными высями, она обретает новые и удивительные свойства. Вода может стать «талой» и «омагниченной», растворить в себе какие-нибудь минералы. Все это настолько меняет свойство воды. Что она поистине может стать либо «живой», либо «мертвой»!

Для ученых-специалистов многие свойства воды до сих пор загадка, даже такие свойства, которыми умеют пользоваться «неученые» живые существа. Например, эвкалипт без всяких двигателей поднимает воду от корней до вершины: а это все-таки 152 метра! Какая-нибудь травка под снегом умеет не обмерзать, потому - что владеет какой то хитростью, благодаря которой ее внутренняя вода не превращается в кристаллики льда. Люди мечтают познать эту тайну, чтобы сохранять редкие виды животных до лучших времен в холодильнике и многое другое. Но, увы! – пока нам за травкой не угнаться!

Вода играет огромную роль в формировании климата. Ученые утверждают, что Земля давно бы остыла и превратилась в безжизненный кусок камня, если бы не вода. Нагреваясь, она поглощает тепло, остывая, отдает его. Земная вода и поглощает, и возвращает очень много тепла, и тем самым «выравнивает» климат.

Вода – это важный источник энергоресурсов. Все гидроэлектрические станции мира превращают механическую энергию водного потока в электрическую только с помощью водяных турбин и электрогенераторов.

Вода является эталоном для измерения массы, количества тепла, высоты местности. Мы пьем воду, согреваемся с ее помощью и охлаждаемся, поддерживаем чистоту.

А еще вода – самая широкая, самая удобная дорога. Суда везут по ней тяжелые грузы и пассажиров.

Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать бумагу для книжек и тетрадей, ни ткань для одежды, ни резину, ни металл, ни пластмассу, ни лекарства, ни конфеты – ничего не сделаешь без воды.

Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нем влагу. Вспомните, как много сока в плодах – арбузе, апельсине, лимоне. Этот сок – вода с растворенными в нем веществами. Даже в сухих семенах растений есть вода, хотя не в таком большом количестве.

В теле животных вода составляет больше половины массы. Тело медузы на 90-95% состоит из воды. Распространение и численность многих животных зависит от доступности и близости воды. Растения, которые не могут передвигаться в поисках воды, вынуждены ее сберегать множеством способов. Большую часть воды растения получают из почвы. Однако относительная влажность воздуха тоже важна.

И, наконец, самое важное значение на Земле в том, что вода – главный источник атмосферного кислорода. Зеленые растения в процессе фотосинтеза разлагают гигантские массы воды. Конечно, все это происходит постепенно, но все же примерно каждые три тысячи лет весь атмосферный кислород полностью обновляется. И все за счет воды.

Вода – главное звено, соединяющее живую и неживую природу. Вода пронизывает не только все вокруг нас, но и нас самих, наше тело: ведь мы на 70% состоим из воды!

Много ли воды в нашем теле, вы можете сосчитать: массу вашего тела нужно разделить на 3 и полученное число умножить на 2.

При этом наша Земля – уникальное по обводнению место во вселенной: мы купаемся в воде, пьем и льем ее и даже не представляем, какой это дефицит во всей Вселенной! Вернее раньше не представляли. Теперь это доказано точно благодаря межпланетным космическим аппаратам. На поверхности и в атмосфере остальных планет Солнечной системы обнаружены (например, на Венере и Марсе) только следы воды!

Вода подземная – одна из самых важных ресурсов для человека, накопленных за прошлые века. Воды пустынных районов – ресурс невозобновляемый. В США, например, 25% всей используемой человеком воды дают подземные воды. Специалисты предсказывают, что в некоторых районах водоносные слои могут быть исчерпаны раньше ископаемого топлива. Еще больше опасность загрязнения подземных вод, которые просачиваются в водоносные слои там, где эти слои близко подходят к поверхности и где легко могут быть загрязнены ядовитыми химическими веществами.

Мы живем в Ханты - Мансийском округе. В среднем 45% площади округа, а на севере до 80% занято болотами. По территории округа рассыпаны десятки тысяч мелководных озер.

Исключительную роль в природном комплексе играют реки, а среди них одна из величайших рек земного шара – красавица Обь с притоком Иртыш. У нас воды, кажется, чрезмерно много и Азия, глядя на Западную Сибирь, наверное, лопается от зависти. Однако, ученые оценивают ситуацию с экологическим состоянием и качеством поверхностных вод как неблагополучную.

Все поверхностные воды на территории округа загрязнены веществами промышленного происхождения. В водах Обь – Иртышского бассейна постоянно присутствует высокое содержание металлов, таких как железо, медь, цинк, марганец.

Особенно критическая ситуация складывается по загрязнению водоемов нефтепродуктами. Все это ведет к разрушению водных экосистем, проявляющемуся в зарастании водоемов, к ухудшению качества воды, к снижению водных биологических ресурсов, угнетению процесса самоочищения водоемов. Безусловно, общее снижение качества воды ведет к ухудшению здоровья человека.

Необходимо помнить, что нефть и ее производные токсичны для водных организмов. Залитые же нефтью озера являются ловушками для водоплавающих птиц (уток, гусей, чаек). Страдает и потомство, так как пленочное нефтяное загрязнение, попадая на скорлупу яиц, губит зародышей птиц.

Общее неблагоприятное состояние водных объектов, безусловно, снижает качество питьевой воды. Подземные воды, используемые для централизованного водоснабжения, имеют очень высокий уровень общей минерализации, а также содержат избыток железа и марганца. Исследования ученых говорят о том, что уровень заболеваемости населения ХМАО, обусловленный водным фактором, составляет до 45% от общей заболеваемости.

3. 1. 2. Круговорот воды, его экологическое значение в природе.

Когда наши дедушки и бабушки были детьми, все было иначе

Они купались в чистых реках, озерах, прудах и морях. Собирали экологически чистые грибы и ягоды. В то время еще не падали радиоактивные осадки и кислотные дожди, а пища не содержала ядохимикатов и нитратов. Сегодня у нас стало больше дорогих вещей, красивых игрушек, но отравлена вода, разрушены почвы, обеднены леса и загрязнен воздух.

Не зная еще слова «экология», уже в первом классе мы столкнулись с экологическими проблемами. Зимой наши сверстники, разгоряченные игрой, сосут сосульки и жуют снежки. Это приятно, но, оказывается, как узнали мы на уроке «Мир вокруг нас» очень вредно. Что же мы узнали о снежках? Сначала мы услышали сказку « Путешествие капельки воды»

Жила когда–то в большом океане маленькая капелька по имени Капитошка. Жил он не один, вместе с ним жили его сестры и братья, их было очень много. Жили весело, играли в разные игры. Однажды в жаркий день они так разыгрались, что Капитошка оторвался от своих братьев и сестер, стал невесомым, легким и полетел вверх.

Летел он, летел вверх, так интересно было рассматривать землю сверху, но было скучно одному, а ветер относил его все дальше, и на своем пути он все чаще стал встречать своих братьев и сестер. Их было уже целое облако. Подул холодный ветер. Они начали мерзнуть и стали прижиматься друг к другу, чтобы хоть как-то согреться.

Рядом кто-то сильно начал чихать и кашлять.

- А это еще кто? – спросил Капитошка.

- Я, молодой ветерок.

- Если ты молодой, что же так сильно чихаешь и кашляешь, как старый дед?

- Вон там, на горизонте видишь трубы. Это трубы завода, из которых в воздух попадает какое-то вещество, вредное для дыхания. Когда я пролетал мимо, то чуть не задохнулся. Это грязный воздух попал мне в легкие. Поэтому я кашляю и чихаю.

- Ой, смотрите, мы тоже стали серыми вместо голубых - воскликнул Капитошка. Почему стали грязными? Ты не знаешь?- спросил Капитошка у ветерка.

- Так ведь вы тоже попали в поток грязного воздуха. Поэтому стали такими.

- Что же мы теперь будем всегда такими?

-Ну, если в воздух будут постоянно выбрасываться вредные для всего живого вещества, то не только небо, но и реки, озера станут грязными. Земля будет впитывать с дождем, водой все вредное и на ней перестанут расти цветы, деревья, зеленая трава. А если не будет всего этого, то и человек, который виноват в этом, тоже исчезнет.

Прижимаясь, все сильнее друг к другу от холода, капельки превратились в большую тяжелую каплю и уже не могли удержаться высоко над землей и начали падать вниз.

Судьбы, выпавших из облака капелек различны, одни из них попали в ручьи или реки, озера или сразу в море. А некоторые капельки в виде снежинок попали в наш снежок. И первое, что мы сделали, провели следующий опыт: набрали снега в миску и принесли в класс. В классе тепло, снег растаял. Сразу бросилось в глаза то, что вода, получившаяся из снега, выглядела далеко не чистой. Это подтвердил и цвет ватно-марлевого фильтра, через который мы профильтровали талую воду.

А вот о чем рассказал нам сугроб. Когда мы лопатой разрезали его пополам, то увидели, что он весь полосатый: слой серый, потом белый, белый да серый, а кое-где – веточки лежали, сухие листья. Мы подумали, что веточки с сухими листьями говорят о сильном ветре, а ледяная корочка поперек сугроба говорит об оттепели. Тот же эксперимент мы провели в лесу: серый слой сугроба оказался тоньше и светлее в лесу.

Вывод: удивительное путешествие совершает вода в природе. Этот процесс называется круговоротом воды. Благодаря своему круговороту вода может переносить различные вещества из одного места в другое. Очень полезна для человека талая вода, но в последнее время из-за различных загрязнений она тоже стала грязной и содержит много ядовитых веществ.

Значит, взрослые правы: жевать снежки не просто вредно, даже опасно.

После того, как мы изучили свойства воды, мы ещё раз более подробно остановились на круговороте воды. Что такое круговорот?

Непрерывное движение воды, происходящее благодаря свойствам её находиться в трёх состояниях. Первоначально мы думали, что круговорот очень прост. Вода испаряется с поверхности океана и суши, пополняя запас влаги в атмосфере. Из атмосферы в виде дождя и снега она возвращается в океан и на сушу, питает реки и подземные воды. Небольшие реки, сливаясь вместе, образуют мощные водные потоки, которые несут свои воды опять в моря океаны.

На самом деле этот путь весьма сложен. Например, атмосферные осадки, выпавшие в западной части Восточно - Европейской равнины, в какой-то своей части испаряются, и поступая в атмосферу, снова выпадают в центральной части Восточно - Европейской равнины, снова испаряются, выпадают в восточной части и т. д. Точно так же вода, испарившаяся с поверхности Каспия, попадает в горы Тань - Шаня, потом через Амударью в Уральское море, снова испаряется. В результате получается не один, а много круговоротов. Таким образом, круговорот воды между сушей и морем составляется из ряда мелких круговоротов внутри суши, при наличии подобных мелких круговоротов 30. 000 км³ воды, ежегодно приносимой ветрами с океанов на сушу, в течение того же года успевают несколько раз испариться и снова пролиться дождем над сушей. Новый фильм ВВС «Приключение капели воды», помог нам совершить самое удивительное кругосветное путешествие вместе с каплей воды.

Человек, организм которого, как известно, состоит на 2/3 воды, также является частью этой замкнутой цепи. Капля наша, выступившая на коже в знойный день, пропадает бесследно. Она совершает головокружительное путешествие к облакам, оттуда проливным дождем обрушивается в моря и океаны, достигнув невиданных глубин. И так все дальше и дальше, в места слишком опасные и невероятно далекие, чтобы спустя какое – то время вернуться в человеческое тело. Шаг за шагом мы смогли пройти весь этот путь, узнав много нового и интересного о том, как удивительно устроена жизнь на нашей планете.

Изучая литературу, мы выяснили, что были времена, когда вода рек, морей и океанов очищалась естественным путем. Стоило небольшому сельскохозяйственному или иному небольшому предприятию сбросить часть отходов, как через некоторое расстояние ниже по течению вода вновь становилась чистой. Главные «санитары» - водные микроорганизмы - усваивали все отходы.

Самоочищение водоемов - это процесс разрушения компонентов загрязнения и возвращения их затем в общий круговорот веществ. У каждой реки достаточно собственных сил, чтобы перерабатывать углероды и другие виды загрязнения. Но стоило человеку пренебречь законами природы, как реки перестали освобождаться от загрязнений. Человек увлекся научно- техническим прогрессом, увеличил количество выбросов и разнообразил их ядохимикатами и радиоактивными отходами. Бактерии не только не могут усвоить химические вещества, но и сами гибнут в отравленной воде.

И вот такая вода испаряется и ливнем уходит в землю. Благодаря круговороту вода смешивается, преобразовывается и попадает в организм человека. Хорошо, что круговорот длится не один десяток лет и на планете еще есть чистая вода.

Представьте себе, если бы испарялась вода только из нашей протоки, и она же возвращалась к нам дождем и бежала из кранов.

К процессу круговорота люди настолько привыкли, что даже не всегда задумываются над его ролью в природе и хозяйстве. Для того, чтобы точно оценить значение этого замечательного явления природы, представим, что он вдруг перестал существовать. И невольно рисуется мрачная картина. Прекратились дожди, пересохли реки, иссякли подземные воды, почва перестала увлажняться, исчезли растения, воздух стал беднее кислородом.

За последние годы с ростом промышленного производства, развитием сельского хозяйства, бытовыми потребностями вовлекается большой объем воды. Он превышает объем воды участвующий в круговороте, и вода, как уже говорилось выше, не успевает самоочищаться. Поэтому проблема охраны и рационального использования воды, наряду с другими природными ресурсами названа глобальной проблемой человечества, проблемой № 2 (глобальная проблема № 1 – сохранение мира на Земле).

3. 1. 3. Свойства воды.

Из источников мы узнали о ряде практически уникальных свойств, которые эффективно используются живыми организмами.

Во-первых, все вещества, когда их нагреваю, расширяются, а при охлаждении сжимаются. Вода тоже сжимается от холода. Сжимается, пока температура падает, но при +4°С наступает предел – с этого момента она снова начинает расширятся, хотя температура продолжает понижаться. Поэтому самой плотной и тяжелой вода бывает при +4°С. Зимой, охладившись до +4°С, она опускается на дно и здесь сохраняется в течение всей зимы. Вот почему зимой на дне пруда, озера, реки сравнительно тепло.

Лед, всплывая вверх, играет роль хорошего теплоизолятора. Под такой «шубой» даже зимой в Арктике морским животным не очень холодно.

Во-вторых, у воды высокая теплоемкость, она в 10 раз больше, чем у железа. Но, в тоже время вода нагревается очень медленно. Чтобы нагреть на 1°С литр воды, тепла требуется в 3300 раз больше, чем для нагрева литра воздуха. Но когда вода остывает, она отдает столько же тепла, сколько забрала при нагревании. Из-за исключительной способности воды поглощать тепло ее температура при нагревании и охлаждении изменяется незначительно, поэтому морским обитателям никогда не угрожает ни сильный перегрев, ни чрезмерное охлаждение.

В-третьих, даже в жару она испаряется медленно. Многие озера и реки летом быстро бы высохли до дна, и вся жизнь тогда в них погибла, не будь у воды этого свойства.

В-четвертых, замерзая, вода тоже отдает много тепла. Один литр воды, превращаясь в лед, может подогреть на 1°С 250 тыс. литров воздуха. Вот почему в холодные ночи в теплицы ставят бочки с водой: остывая, она выделяет тепло и согревает воздух.

В-пятых, из всех жидкостей, кроме ртути, только у воды капля стремиться затянуть себя в узелок. Она как бы упакована в свою поверхностную пленку, которая очень плотна.

Итак, поверхность воды всегда затянута тончайшей пленкой из молекул воды. По этой пленке, как по паркету, бегают разные насекомые – водомерки и др. Могучие силы сцепления между молекулами поднимают воду вверх по тонким трубам и щелям. Чем тоньше трубка, тем выше поднимается вода. Поверхностная энергия тянет воду вверх из глубины почвы, питая растения солями и влагой.

Из наших опытов мы узнали, что вода – универсальный растворитель. Растворяет почти всё, даже металлы, например, серебро. С давних пор известно народное средство, которым залечивали наружные раны и лечили желудочно-кишечные заболевания. Эту воду можно получить, если в стакан с водой опустить серебряную ложку. Человек это свойство воды очень часто использует в быту, в жизни.

Кстати, когда мы умываемся, тоже используем свойства воды – растворять. Она растворяет многие вещества, но сама остается прежней, не изменяясь от растворенных в ней веществ. Благодаря этому качеству вода смогла стать носителем жизни. Все растворы, циркулирующие в теле человека, животных, в растениях, основаны на воде.

3. 2. Практическая часть.

3. 2. 1. Изучение физико-химических свойств воды.

Вода в природе существует в трёх состояниях: твёрдом (лёд на реках, лужах, сосульки, снег, айсберги), жидком (моря, океаны, озёра, ручьи и др. ), газообразном (туман, пар).

Жидкость становиться твёрдым веществом

Жидкость становиться газом

Ещё раз мы доказали, что вода – действительно путешественница, проделав следующий опыт:

Нагрели воду, над которой была закреплена тарелка со льдом. Вскоре нижняя сторона тарелки стала влажной, потом мы увидели на ней капли, которые спустя некоторое время начали падать вниз.

Что же мы наблюдали?

Вода при нагревании быстро испаряется. Невидимый пар поднимается вверх. Соприкасаясь с холодным предметом, он снова превращается в воду. Капельки воды увеличиваются, отрываются и падают. Так у нас в классе получился свой круговорот воды.

Но всё это нам стало ещё более понятным только после того, как мы изучили свойства воды в ходе практических работ.

Опыт № 1: Определение прозрачности воды.

Оборудование: 1. Цилиндр плоскодонный.

2. Ложка.

Вещества: 1. Вода

Ход опыта: В стакан с водой мы опускаем ложку. Ложка видна.

Вывод: Вода прозрачна.

Опыт № 2: Определение цветности воды.

Оборудование: 1. Цилиндр

2. Цветная бумага

3. Ножницы

Вещества: 1. Вода

Ход опыта: На столе цветные полоски бумаги. С их помощью мы определим цвет воды. Приложили и сравнили цвет воды и цвет каждой полоски. Цвет воды не совпал ни с одной из полосок.

Вывод: вода бесцветна.

Опыт № 3: Определение интенсивности запаха воды.

Оборудование: 1. Колба.

2. Флакон с духами.

Вещества: 1. Вода

2. Духи

Ход опыта: Сравнили запах духов и чистой воды.

Вывод: вода не имеет интенсивного запаха.

Опыт № 4: Приготовление растворов.

Оборудование: 1. 3 стакана

2. стеклянная палочка.

Вещества: 1. Медный купорос

2. Перманганат калия

3. Чай в гранулах

4. Вода

Ход опыта: В три стакана налили воды, затем в 1-ый стакан добавили медный купорос, помешивая стеклянной палочкой. Во 2-ой стакан – перманганат калия, в 3-ий стакан – чай в гранулах.

Вывод: Вода растворила кристаллы, и мы получили вещества, нужные человеку для опрыскивания кустов от вредителей (раствор медного купороса) для дезинфекции ран (раствор марганцовки) и для употребления в пищу – напиток.

Вода – лучший в мире растворитель веществ.

Опыт № 5: Очистка воды

Оборудование: 1. Колба

2. Фильтр

3. Воронка

4. Стакан

Вещества: Вода с примесями глины.

Ход опыта:Мы мутную воду с примесями глины пропустили через фильтр.

Вывод: Не растворившиеся вещества остались на фильтре, а вода проходит через него.

Опыт № 6:

Оборудование: 1. Колба

2. Пипетка

3. Тарелка

Вещества: 1. Вода

2. Снег

Ход опыта:Колбу с трубкой, заполненную подкрашенной водой, опустили в горячую воду. Мы увидели, что вода в трубке поднимается. По

Ту же колбу поставили в тарелку со снегом. Вода в трубке опускается.

Вывод: вода при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.

Опыт № 7: Определение текучести воды.

Оборудование: 1. Колба

2. Гладкая доска

3. Стакан

Вещества: 1. Вода

Ход опыта: Выливаем воду на доску, затем наклоняем ее. Переливаем воду из колбы в стакан.

Вывод: вода течёт (свойство - текучесть).

3. 2. 2. Исследование расхода воды.

Мы продолжили исследование: бережем ли мы воду?

В наших благоустроенных домах вода в кранах есть круглые сутки. Зачастую мы задумываемся о ценности этого блага только тогда, когда лишаемся его, например, в период ремонта водопровода. Чем больше мы потребляем воды, тем больше забираем у природы. Каждый житель города в России в среднем использует 250л. воды в день! Сюда входит та вода, которая используется в пищу, для мытья посуды, уборки, стирки, душа и т. д.

Мы решили проверить, насколько рационально используется вода в домах нашего города, на примере семьи Кочегарова Владислава и Кудлаева Владислава.

1. Семья из 4-ех человек, проживающей в квартире без водосчетчиков воды за один день расходует:

- на приготовление пищи- 6-8л

- на гигиенические процедуры- 200л

- принятие душа- 400-500л

- уборка квартиры- 10л

- мытье посуды- 80-100л

- полив цветов- 7л

- стирка- 70-80л

_ Итого: 900-920л

2. Семья из 4-ех человек, проживающей в квартире с водосчетчиками воды за один день расходует:

- на приготовление пищи- 6-8л

- на гигиенические процедуры- 150л

- принятие душа- 300-400л

- уборка квартиры- 10л

- мытье посуды- 40-50л

- полив цветов- 7л

- стирка- 50-60л

_ Итого: 690-720л

Мы увидели, что разница в потреблении воды значительна (примерно 200л).

Также нами было проведено исследование по нерациональному расходованию воды.

1. Сколько воды мы теряем за один день, если ваш кухонный кран капает?

В семье Кочегарова Влада кран капал со скоростью 15 мл за одну минуту, за 5 минут – 75 мл, за 1 час – 900 мл, за 1 день – 21л 600 мл.

А за один месяц – 648литров.

2. Если чистить зубы, не пользуясь кружкой, то расходуется 10литров воды за 2 минуты. Пользуясь кружкой – 300 мл.

Экономия воды – это не жадность. Это бережливость, рациональность, забота о поколениях людей, которые будут жить на Земле после нас.

3. 2. 3. Результаты анкетирования: «Как ты относишься к водным ресурсам?»

Мы решили выяснить, а что знают об этой проблеме наши сверстники, какого их отношение к ней?

Из результатов анкетирования мы установили, что:

- дома экономят воду 89% опрошенных

- водосчетчики воды есть у 56%

-качество питьевой воды устраивает 84%

- о проблеме чистой воды слышали 82%

- главным источником загрязнения природных вод являются: заводы, фабрики, люди, мусор, нефть.

3. 2. 4 Итоги экскурсии на Лангепасский водозабор

Мы всем классом побывали на Лангепасском водозаборе, чтобы узнать все о качестве воды, которую мы пьем.

Водоочистные сооружения ЛГ МУП «ТВК» предназначены для забора, очистки и подачи населению города Лангепаса питьевой воды. Мы выяснили, что наш город снабжается только подземной водой, которая поднимается с глубины 270-300 метров с помощью 19 скважин. Подземная вода характеризуется большим содержанием железа и углекислоты. Специалисты «Тепловодоканала» провели с нами экскурсию по водозабору, рассказали, как вода проходит путь от скважины до кранов в наших домах. Вода добывается из скважин, после чего она идет в воздуходувку, где обогащается кислородом. Дальше вода поступает в песочные фильтра, где она, просачиваясь через песок, оставляет примеси, содержащиеся в ней. Затем вода поступает в угольные фильтра. После такой очистки воду уже можно пить. В фильтровальном зале нам давали пить эту воду, она холодная и вкусная. Больше всего нам понравилось посещение лаборатории, где ежедневно производится контроль качества воды по разным показателям. Там мы проводили опыты: определяли наличие в воде кислорода, содержания щелочности и жесткости воды. Теперь мы точно знаем, что воду можно пить из крана, не кипятя ее. Этими выводами мы поделились с горожанами на страницах газеты «Звезда Лангепаса».

3. 2. 5 Работа кружка дополнительного экологического образования «Росинка»

Кружок дополнительного экологического образования «Росинка» создан в сентябре 2007 года. Вся наша работа в кружке была посвящена «водной» теме, и проводилась под девизом «бережное отношение к воде – залог благополучия». На занятиях кружка мы знакомились с различной литературой о воде и ее значении. Просматривали и обсуждали фильм ВВС «Путешествие капельки воды». Читали стихи, загадки, пословицы и поговорки о воде. Так, в результате поиска, было собрано много интересного материала. Здесь же был начат выпуск детской экологической газеты «Капитошка», где мы делимся интересной информацией о воде, с какими трудностями сталкивались, начав свою исследовательскую деятельность. Особенно ребятам нравится рубрика «А знаете ли вы, что?», шарады, кроссворды о воде. Так же была выпущена стенгазета «Царица – водица», оформлен плакат – призыв о бережном отношении к воде. Именно занятия в кружке «Росинка» подтолкнули нас к углубленному изучению водного мира

4. Основные выводы работы

В ходе исследовательской работы мы расширили наши экологические знания об окружающем мире, человеке и их взаимодействии. Нам стало ясно, что от нас зависит жизнь капли воды, реки, океана.

Можно сделать вывод: экономия воды – это не жадность. Это бережливость, рациональность, забота о поколениях людей, которые будут жить на Земле после нас.

Наши рекомендации:

• Не давайте воде течь зря. Если ваш кран течет со скоростью всего лишь 15 мл за минуту, то потеря за сутки составляет 22 литра

• На чистку зубов с открытым краном уходит за 2 мин – 10л, а используя стакан для воды – 250-300мл.

• Установите разбрызгиватели на краны – они экономят 50 % воды.

• Если вы заметили неисправность крана, прими меры.

5. Перспективы работы

В будущем году мы планируем продолжить работу кружка дополнительного экологического образования «Росинка». Нами планируется провести классные часы «почему нужно беречь воду?» на параллелях, оформить и распространить листовки с правилами экономии воды среди сверстников, провести дальнейшее исследование по рациональному использованию воды. Продолжить выпуск детской экологической газеты «Капитошка». Принять активное участие в Дне воды – 22 марта (викторина, диспут, урок).

www.hintfox.com