Кафедра экономики и финансов Реферат. Природная рента это


Природная рента - это... Что такое Природная рента?

Природная рента — добавочный доход, получаемый сверх определенной прибыли на затраченные труд и капитал; образование ренты обусловлено более благоприятными условиями, в которых один природопользователь находится перед другим, например, за счет выявления, разведки и добычи природных ископаемых с лучшими горно-геологическими характеристиками, более высокой продуктивности пластов, местоположения природных ресурсов, лучших климатических условий, более высокого естественного плодородия земли, обладает привилегией и т. д.

Основы теории рентных отношений закладывались трудами В.Петти, А.Смита, Д.Рикардо и К.Маркса. Однако эти труды были написаны, прежде всего, применительно к земле.

В трудах ряда авторов, например, Астахова Л. С., Ахатова А. Г., Кантора Е. Л., Миловидова К. Н., Назарова В. И. и др., дифференциальная природная рента безоговорочно признается обязательным элементом экономической оценки природных ресурсов.

По мнению Ахатова А. Г.[1] природная рента может быть рентой дифференциальной I, II, а также абсолютной рентой. Этот же автор классифицирует природную ренту по видам на горно-геологическую, горную, водную, земельную, лесную и т. д. и доказывает, что дифференциальная рента II возможна только для возобновляемых природных ископаемых.

Литература

  • Миловидов К. Н. Критерии и методы оценки эффективности воспроизводства запасов нефти и газа. — М.: Недра, 1989.
  • Назаров В. И. Экономические проблемы освоения ресурсов нефти и газа. — М.: Недра, 1989.
  • Ахатов А. Г., Ильинский А. А. Ресурсы нефти и газа России на рубеже веков (экономические и эколого-экономические аспекты). — М.: Недра, 1998. — 432 с., ISBN 5-247-03805-3.
  • Ахатов А. Г., Ильинский А. А., Муслимов Р. Х. Планирование бизнеса на горно-геологических предприятиях. — М.: Недра, 1977.- 240 с., ISBN 5-247-03755-3.
  • Ахатов А. Г., Кантор Е. Л., Назаров В. И. Рентные отношения и рентные платежи в системе стоимостной оценки минеральных ресурсов.- Казань: Таткнигоиздат, Экополис, 1995.
  • Разовский Ю. В. Горная рента (экономика и законодательство).- М.: Экономика, 2000, ISBN 5-282-01991-4.

Примечания

  1. ↑ Ахатов А. Г. Дифференциальная рента и экономическая оценка минеральных ресурсов.-М.: АСТ-ПРЕСС, 1996.-240 с., ISBN 5-214-00223-8, тираж 5000 экз.

dic.academic.ru

Кафедра экономики и финансов Реферат

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

Природная рента

Выполнили: студентка гр. ИЗ-09-2______________ /Ковина Д. О.

Луковникова А.Г./

(подпись) (Ф.И.О.)

Проверил: ассистент /Корченков.Р.В./

(должность) (подпись) (Ф.И.О.)

Санкт-Петербург

2012 Содержание

Введение

Необратимые изменения в биосфере уже начались, и сейчас задача наиболее прогрессивной части общества - максимально снизить силу воздействия человека на природу. И самый эффективный метод достижения этой цели - создание новой, экологической экономики, в основе которой будут лежать меры экономического характера, мотивирующие природоохранную деятельность и побуждающие к сохранению окружающей среды.

В большинстве стран с развитой рыночной экономикой природных ресурсов (особенно полезных ископаемых) потребляется больше, чем они их имеют. Недостающие ресурсы ввозятся преимущественно из развивающихся стран. В силу этого огромные сырьевые потоки движутся в три основных центра их переработки: Северную Америку, Западную Европу, Восточную и Юго-Восточную Азию. Такое положение дел порождает две проблемы: зависимость развитых стран от поставок сырья и сырьевую ориентацию экспорта многих развивающихся государств.

Неравномерность обеспечения стран природными ресурсами, а также потребления их выдвигает ряд закономерностей в экономическом развитии разных стран. Первая из них связана с необходимостью поиска путей более рационального использования природных ресурсов в условиях их нехватки. Особенно остро эта проблема стоит для развитых стран. Собственно говоря, их вариант промышленного развития в последние десятилетия (экономия ресурсов) и есть ресурсосберегающий путь экономического развития.

Особенно бережно следует относиться к невозобновляемым ресурсам. Необходимо также принимать действенные меры в отношении возобновляемых ресурсов (пресная вода, лес, почва), восстанавливать их первоначальное состояние, Многие страны мира активно используют вторичное сырье и отходы производства, сберегая таким образом «кладовые»

природы. Наконец, следует всемерно стремиться к созданию максимального количества малоотходных и безотходных предприятий и технологий.

Понятие природной ренты

Рента является ключевым понятием в оценке стоимости земли и любых природных ресурсов. Слово «рента» происходит от позднелатинского «rendita», означающего «отданная назад, возвращенная». В разных языках это слово имеет различное значение. Так в немецком языке словом «Rente» обозначается пенсия, в английском (rent) — арендная или квартирная плата, во французском (rente) — ежегодный доход, получаемый владельцем по облигациям государственных займов.

Общим смыслом для всех перечисленных значений является получение дохода, не связанного непосредственно с трудом. Словом «рента» обычно обозначается регулярно получаемый доход с капитала, имущества или земли, не требующий предпринимательской деятельности.

Представление о природной ренте, как дополнительном доходе, возникающем при использовании земли в виде избытка между рыночной стоимостью произведенного товара и затратами на его производство, было впервые введено Томасом Мальтусом и Давидом Рикардо и развито Йоханом Генрихом фон Тюненом.

Источник ренты Риккардо видел в плодородии почвы. Генри Джордж объяснял ренту как разницу между плодородием конкретного участка и участка с наименьшей продуктивностью.

Например, на одном участке земли можно вырастить 12 центнеров пшеницы, а на другом участке при прочих равных условиях и затратах труда и техники — 60 центнеров. После вычета из суммы от продажи пшеницы всех затрат и прибыли, считающейся нормальной для существующих условий производства, в первом случае образуется остаток, равный 100 рублям. Во втором случае образуется остаток равный 300 рублям. Разница между этими остатками и будет рентой, созданной собственно землей за счет лучших природных свойств второго земельного участка — климата, почвы и др.

Тюнен расширил и усовершенствовал понятие ренты Риккардо. Он установил зависимость получаемого избыточного дохода от доступности или местоположения земельного участка по отношению к местам сбыта продукции.

Согласно Тюнену, рента возникает на земельных участках, лучших по своему местоположению, в результате уменьшения транспортных издержек. Например, урожайность первого и второго участка одинакова, одинаковы и затраты на обработку этих участков. Но первый участок расположен ближе к рынкам сбыта, чем второй. Поэтому первый участок создает более высокую ренту, чем второй из-за меньших транспортных издержек по доставке продукции.

Применительно к земле и природным ресурсам, считается, что природная рента — эта та часть дохода, который образуется не собственным трудом предпринимателя, а благодаря природным свойствам самой земли или природного объекта. То есть, под рентой понимают сверхприбыль, возникающую при использовании лучших по качеству и местоположению любых природных объектов, неважно, будь то земля, лес или месторождение полезных ископаемых. Худшим считается объект при использовании которого сверхприбыль не возникает.

Природная рента — эта та часть дохода, которая не заработана трудом людей, а предоставлена Природой. Поэтому рента — это некий элемент общего достояния общества и не может включаться в прибыль. Она должна изыматься и использоваться по тем или иным узаконенным правилам для нужд общества в целом. Налогом может облагаться только прибыль.

В некоторых простейших ситуациях выделение ренты может быть осуществлено через механизм торгов, например, аренды с соответствующим тендером, то есть механизмом «рыночного» типа.

Предположим, например, что открыто некое месторождение полезных ископаемых. Тогда государство объявляет торги. Плата, которая установится в результате этих торгов, и будет природной рентой. В этом случае понятие ренты совпадет с обычным «бытовым» значением этого слова, понимаемого как плата за чужую собственность.

Согласно общепринятому определению, природная (природно-ресурсная) рента – часть прибыли, обусловленная использованием природного ресурса в процессе производства (вместо обусловленная использованием говорят возникающая в результате использования, а также порождаемая использованием и т.д.)

Для различных видов природных ресурсов применительно к рассматриваемой задаче ситуации весьма несходны. Наиболее благоприятно положение в случае земельных ресурсов - недаром именно с них началось изучение проблемы природной ренты в экономической науке. Прежде всего, очень велико количество земельных участков, для которых ставится вопрос о ренте.

Россия, одна из немногих стран, в которой нет закона: "О природной ренте". В российском законодательстве отсутствует, даже, определение: "Природная рента"! Почему это произошло?

Ответ даёт Меньшиков Станислав Михайлович, доктор экономических наук, профессор.

studfiles.net

Природная рента в России — Экономика в примерах и интересных фактах

Присвоение ренты является одним из наиболее характерных феноменов для «петрогосдуарств». Как явление оно присутствует не только в этих государствах, однако оно оказывает наибольшее влияние на их экономику в следствие их сырьевой направленности. Проявляется данный процесс, например, в институциональном кризисе и деградации институтов. Присвоение ренты – это не только коррупция в форме взяточничества. Последнее, скорее, является один из многих составляющих явления, именно поэтому выделяют законные и незаконные способы присвоения ренты. Присвоение ренты является большой проблемой развития стран с ресурсно-ориентированной экономикой. К таким странам относится и Россия.

Если судить по доле природной ренты в доходах российского государства, то приходится признать, что Россия является страной с ярко выраженной топливно-сырьевой специализацией в международном разделении труда.

Опасность высокой доли нефтегазовых поступлений в консолидированный бюджет связана прежде всего с прогрессирующим отставанием в технологическом и экономическом развитии, а также с растущей зависимостью российской экономики от мировых финансово-промышленных и политических доминант, в частности от мировых цен на топливно-сырьевые ресурсы, которые подвержены сильному давлению со стороны этих доминирующих центров.

Однако ситуация, сложившаяся в последние годы, позволяет говорить о том, что постепенно структура бюджета Российской Федерации меняется. По оценке Минфина доля доходов бюджета от нефтегазового комплекса в первых месяцах 2016 г. составила около 37,4%. Данная цифра является самым низким показателем доли нефтегазовых доходов с середины 2009 г.

Трансформация структуры бюджета связана в основном не со сменой политики государства или административными реформами, это произошло в связи с существенным падением цен на нефть.

Даже не смотря на столь значительное снижение нефтегазовых поступлений, их долю по-прежнему можно считать достаточно высокой. Сохранение тенденции развития нефтегазовой отрасли и открытие новых проектов для увлечения экспорта продуктов, говорит о том что российская экономика сохраняет природно-ресурсную направленность.

Важнейшей внутренней причиной, порождающей необходимость скорейшего выхода из существующей ситуации, является следующее: несоизмеримо преобладающая рентабельность ориентированных на экспорт ресурсо-добывающих отраслей по сравнению с обрабатывающей промышленностью, в основном реализующих продукцию внутри страны, оказывает сдерживающий эффект на развитие наиболее динамичных производств обрабатывающего сектора.

Одним их основных факторов, способствующих становлению неравномерной структуры бюджета и преобладанию доли нефтегазовых доходов, является большая разница между ценами на топливно-энергетические ресурсы при экспортной реализации и реализации внутри страны.

Так как существенную долю бюджета страны все еще составляют доходы от пользования природными ресурсами, государственный аппарат, в случае низких результатов своей деятельности, может направлять природную ренту на решение вопросов, которые необходимо решать путем использования средств, заработанных от развития перерабатывающего производства, внедрения новых технологий и модернизации оборудования, оказания услуг населению. Отсутствие определенности и точности в учёте рентных поступлений от торговли энергетическими ресурсами является причиной нецелевого расходования бюджетных средств и растрат большей его части в ходе непрозрачных и усложненных схем перераспределения в условиях слияния системы управления и бизнеса.

По причине того, что энергетические ресурсы являются фактором производства, обладающим определенной спецификой и характеризующимся, прежде всего, значительной неопределенностью в производительности, монопольным владением со стороны государства и исчерпаемостью, формирование цен на ресурсы существенно отличается от формирования цены труда или капитала. Большую долю денежных средств от реализации продукции, произведенной результате использования природных ресурсов страны, цена на которые устанавливается в результате значительного колебания цен на внешнем рынке, в мировой практике обычно отождествляют с факторной ценой использования специфического фактора производства - национальных недр, а не с рентной ценой других факторов производства или с прибылью производителя. Следовательно, существенная часть такой «сверхприбыли», полученной исключительно в результате колебаний конъюнктуры рынка, должна направляться собственнику данного фактора, то есть в данном случае – государству. Независимо от названия или причисления такого платежа к налогам или сборам, по сути своей он является факторным платежом.

Применяемый в России механизм изъятия и распределения ресурсной ренты не учитывает необходимости наличия системы стимулов к увеличению наукоемоксти производства, совершенствованию технологий, увеличению эффективности использования энергии и охране экологических систем и природной среды. Данный факт связан с тем, что в первую очередь ресурсная рента с экспорта извлекается таким методом как экспортные пошлины, а также с тем, что ресурсная рента на внутреннем рынке перераспределяется между производителями и потребителями нефти, газа и продуктов переработки через низкие цены на энергоносители напрямую (без поступления в бюджет). Еще одним фактором является разница экспортных пошлин на светлые нефтепродукты и темные, что создавало ситуацию нежелания модернизировать технологии нефтепереработки [2].

В российской экономике факторный платеж за использование российских недр при добыче нефти представлен двумя составляющими: налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортной пошлиной на нефть и нефтепродукты. При этом если НДПИ в целом соответствует смыслу факторного платежа, используемого для изъятия ресурсной ренты, то экспортная пошлина, несмотря на аналогичную НДПИ привязку к колебаниям мировых цен на нефть, не может в полной мере рассматриваться как механизм изъятия ресурсной ренты, поскольку представляет собой выборочное налогообложение иностранных потребителей. В результате использования экспортной пошлины внутренние и внешние цены различаются на ее величину (за вычетом издержек транспортировки на зарубежный рынок), что обеспечивает равновыгодность для производителя поставки тонны нефти на внутренний и внешний рынок.

popecon.ru

Агрополис - Статьи: Природная рента

2. В Арабских эмиратах новорожденному детство обеспечено суммой в 150 тыс. $ отчислений от продажи нефти.

3. В Кувейте каждому новорожденному государство открывает банковский счет в размере 3 тыс. $, представляет гражданам беспроцентный кредит на сумму 220 тыс. $ для строительства жилья. Кроме того, правительство выдает ежемесячное пособие в размере 170 $ каждому несовершеннолетнему, и 300 $ выплачивается каждой домохозяйке. Образование в этой стране бесплатное!

4. В Саудовской Аравии правительство перечисляет 10 тыс. $ на счет каждого новорожденного, безвозмездно выдает 80 тыс. $ на приобретение жилья, 13 тыс. $ – каждому выпускнику ВУЗа. Медицина и образование в этой стране являются бесплатными за счет нефтяных доходов!

В тоже самое время, в России все доходы от продажи природных богатств проходят мимо кошельков российских граждан. И даже те жалкие копейки, которые выделяются на некоторые социальные нужны, постоянно не доходят до «пункта назначения», разворовываются высокопоставленными чиновниками и силовиками подчистую! Так, объём средств получаемых от продажи нефти, газа и прочих недр земли и вывезенных за рубеж за 20 лет, составил около 10 трлн. $, где-то около 70 000 $ на каждого гражданина России, а это около 200 тыс. $ на однодетную семью, 140 тыс. $ на семью из 2 пенсионеров!

Помимо этого по 250 000 $ на человека приходится за многочисленные рудники, нефте -и газопромыслы и другие природные богатства России.

 

По гражданскому закону они принадлежат нам, гражданам России (ГК РФ, гл.16 и др.).

Однако, на деле, всеми благами пользуются «избранные», которые позволяют себе всё, о чём можно только мечтать, в то время, как законные собственники этих благ, живут в «конурах» и экономят каждую копейку! Не слишком-то справедливо, не правда ли?

 

Но, уважаемые граждане, ведь и вы можете стать получателями природной ренты! Для этого необходимо объединиться в высокодоходном проекте, что мы Вам и предлагаем!

 

Друзья, что мешает вам начать действовать? Косность мышления, лень, невежество, страх? Но ведь это Ваш проект, в котором Вы хозяин, хоть и коллективный. Не пора ли избавится от рабской психологии?

 

Станьте пайщиком нашего Общества!  Добро пожаловать в нашу семью!

agro-polis.ru

Власть, бюджет и природная рента: исторический шанс

Одной из коррумпированных составляющих государства является не целевое расходование и прямое хищение бюджетных средств на разных уровнях его формирования. РФ значительную долю бюджета образует за счёт природной ренты, которая по Конституции, по существу, должна принадлежать народу. При условии политической воли властной элиты эта доля из бюджета должна быть изъята и передана гражданам РФ и на развитие минерально-сырьевой базы. Это позволит сократить коррумпированную составляющую в процессе сложной процедуры перераспределении бюджетов всех уровней и будет способствовать улучшению социальной защиты населения.

Постановка проблемы. Правительство РФ, в рамках своих полномочий, установленных ст. 114 Конституции РФ 1, обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет политику в области рационального использования природных ресурсов, отвечает за регулирование природопользования и развитие минерально-сырьевой базы и др. полномочий. При этом политика Правительства должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь своему народу (ст.7), а на основе ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы должны использоваться в качестве основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Как известно, основным источником коррумпированной составляющей в государстве является бюджет, а точнее — сложная система его перераспределения и учёта расходов. Поскольку значительную часть бюджета страны составляют доходы от использования недр (энергоресурсы, широкий спектр минеральных полезных ископаемых и др.), Правительство, в случае своей малоэффективной деятельности, имеет возможности использовать часть природной ренты на решение проблем, которые надо было бы решать за счёт заработанных средств, полученных от развития перерабатывающего производства, его технологизации и наукоёмкости, оказания услуг населению. Неопределённость учёта рентных доходов и расходов от торговли природными ресурсами создают условия не целевого расходования средств бюджета или хищения значительной его части в процессе сложных схем его перераспределения в условиях сращивания системы управления и бизнеса. Вычленение доли рентной составляющей из бюджета и передача дохода, не связанного с производством и оказанием услуг населению, позволило бы уменьшить коррумпированную составляющую в процессе перераспределения бюджетных средств.

Возможные пути решения проблемы.

  1. Принятие политического решения властной (законодательной и исполнительной) элитой РФ об изъятии из бюджета доли природной ренты.

  2. Передача напрямую средств, получаемых от продажи природных ресурсов: своим гражданам, на развитие минерально-сырьевой базы государства, научные исследования в области внедрения новейших технологий в энерго- и ресурсосбережение, на разработку и внедрение альтернативных источников использования энергии, в первую очередь, в инфраструктурной области.

  3. Правительство формирует и управляет только той частью бюджета, которая создаётся за счёт производства (в том числе наукоёмкого, модернизации устаревшей его части, сферы услуг, развития рекреационного хозяйства и т. д.). В этом смысле Правительство будет заинтересовано не только в развитии производства, но и в управлении долей заработанных доходов в рамках функционирования народного хозяйства.

Природная рента. Немало копий сломано относительно представления о природной ренте 2 , 3. Некоторые специалисты также утверждают, что нефтяная рента — миф. Правда, в таком случае резонно задать вопрос, если это действительно миф, то почему существует гигантское расслоение в обществе на богатых и бедных, когда бизнес, ориентированный на добычу, транспортировку, продажу природных ресурсов, способен рождать как на дрожжах супербогатых людей в купе с инвестиционными компаниями и банками? Почему с такой скоростью дорожает земля в мегаполисах, где сосредоточены огромные финансы (Москва, С-Петербург и др.). Почему растут цены на минеральные удобрения, строительные материалы, лес, рыбу и другую продукцию, тесно связанную либо с горно-промышленным комплексом, либо с землёй или с эксплуатацией биоресурсов? Также говорят о том, что, мол, трудно выделить долю природной ренты 4 и даже Министерство природных ресурсов и экологии не знает как считать природную ренту, хотя такой опыт есть 5. Ещё бы! Как они могут её посчитать, если именно они, являясь ключевым министерством в правительстве, одновременно распоряжаются и контролируют процесс эксплуатации недр (на основе лицензирования), лесных, водных ресурсов, определяют экологическую политику государства, затраты на которую чрезвычайно трудно не только учесть, но и проконтролировать расходы на воспроизводство её качества?

И всё-таки, куда же девается природная рента? 6. Оказывается рента сверху не видна 7 и её упорно не хотят замечать те, кто стоит у истоков самого формирования бюджета страны.

Резонен и другой вопрос, например, если нефтяной и газовой ренты нет, или она очень мала, тогда почему наша экономика так сильно зависит о мировых цен на нефть и газ, а формирование бюджета напрямую связано с ценами на нефть? Одна только реклам на телевидении бесхитростно декларирует, что «Газпром» — национальное достояние России, а «Роснефть» — один из основных налогоплательщиков? Почему основная часть производства в России убыточна, а нефтянка, газовая отрасль — сверх прибыльные не для тех, кто добывает полезные ископаемые, а продаёт их?

Ответ на эти вопросы на поверхности — прибыльны, потому как в экономической эффективности этих производств заложена не заработанная часть прибыли неучтённой цены недр 8 — дара природы (геологических обстоятельств, которые случайно разыгрались на территории отдельных субъектов РФ миллионы лет назад). Для сравнения можем показать, что крестьянин, для того, чтобы вырастить хлеб, должен обработать землю, посадить зерно и вырастить его, чтобы потом продать на рынке. Горнопромышленники — не сеют и не жнут — но добывают то, что создала сама природа. Стало быть, природа создала стоимость исходного продукта экономики (минеральных ресурсов, востребованных хозяйственной деятельностью человека) в случае его востребованности хозяйственной деятельностью человека. Часть стоимости создают геологи, которую концентрирует государство, формируя фонд недр, из которого формируется национальное богатство недр РФ. Горнопромышленники, образуя часть своей стоимости по добыче полезных ископаемых, делятся с государством, продавцами природных ресурсов, а народу остаётся только та часть стоимости, которая вернётся к нему в форме перераспределения доходной части бюджета на решение его социальных нужд (кстати самая уязвимая часть бюджета в случае любого кризиса в любой стране). Но именно в недрах многоступенчатого, не прозрачного перераспределения бюджета и теряется значительная часть природной ренты. Именно она зачастую и является одним из основных источников коррумпированности власти чиновников и бизнеса путём не целевого расходования или просто хищения денежных средств. Народу достаются крохи в рамках «гарантированного доступа к бесплатному образованию, медицине и т.д.». Именно поэтому крестьянский труд дотационный, а нефтяная, газовая (добывающие) отрасли — прибыльные! Потому как у крестьянина рентный доход может формироваться только как часть ценовой ренты, которая им может быть получена только за счёт разницы между среднегодовой ценой продукции по району, области и т. д. и ценой стоимости его товарной продукции с учётом издержек на её производство или между внутренней и мировой ценой на сельхозпродукцию, если крестьянин сам будет торговать ею на мировом рынке. На самом деле его продукцией торгуют другие, в т.ч. государство. Горнопромышленники также получают только часть ценовой ренты, а вот торговцы ресурсами получают основную её долю, как разность между внутренней и мировой ценой с учётом издержек на продажу природных ресурсов. Государство же получает абсолютную ренту (не участвует в создании цены продукции недр), а распоряжается ею Правительство по сложной цепи её перераспределения в бюджете. При этом, чем больше доля природной ренты формируется в бюджете, тем больше свободы у Правительства «затыкать» бюджетные дыры, а не искать способы развития наукоёмкого и эффективного производства».

Так что те экономисты, которые утверждают, что природная рента это блеф — лукавят или просто защищают интересы тех природопользователей, кто проплачивает их умозаключения. А ренту посчитать нетрудно, было бы желание это сделать и понять сущность её формирования хотя бы на примере национального богатства недр 9. Именно в этом фундаментальном труде подчёркивается, что минерально-сырьевые ресурсы России представляют собой важнейший бюджетообразующий и капиталоемкий актив национального богатства России. Добыча, переработка, использование и экспорт сырьевых ресурсов это не только первооснова сегодняшнего благополучия страны, но и тот шанс, подаренный нам природой, благодаря которому Россия может за исторически короткий срок не только существенно повысить благосостояние своих граждан, но и создать условия для поступательного развития страны в будущем. Это: 100% резервного фонда и фонда национального благосостояния России; более 70% экспорта и валютной выручки страны; более 50% доходной части федерального бюджета; около 60% промышленной продукции, выпускаемой предприятиями минерально-сырьевого комплекса; основа внутреннего регионального продукта зауральских регионов и бюджетов всех регионов-доноров; основа социальной стабильности в Сибири и на Дальнем Востоке России; возможность реализации крупных национальных мегапроектов, таких как нефтепровод Восточная Сибирь – Тихий Океан (ВСТО), Балтийская трубопроводная система, транспортный коридор вдоль северного и полярного Урала; наконец, это ощутимая часть мировой экономики минеральных ресурсов 10.

И здесь уместно сделать ещё одно сравнение. Есть страны, которые случайно оказались без богатых ресурсов недр, располагающие только землёй, ограниченными лесными, водными и биотическими ресурсами. Но они не бедны, поскольку их богатство заработано ими путем технологизации, производства, его большой наукоёмкости, финансово-экономической деятельностью. Примером могут служить, часть развитых в экономическом отношении небольших западных европейских стран.

Так что же такое рента вообще и природная в частности? Рента — это, во первых, не заработанная прибыль, которая может выступать как дифференцированная (за счёт лучшего качества земель, расположенных вблизи потребителя производимой продукции и т.д.; за счёт эксплуатации богатых месторождений, расположенных вблизи перерабатывающих производств в отличие от бедных, какие находятся вдали от них и др.), абсолютная или монопольная (в случае, когда собственником ресурсов является государство или частный владелец ресурсов). Во-вторых, это доход, который возникает вне предпринимательской деятельности (например, при благоприятной сложившейся конъюнктуре в условиях конкуренции). В-третьих, она может выступать в различных категориях её источников: ценовой (разность между мировой и внутренней ценой произведенного товара и др.), ассимиляционной (когда воспроизводством ресурсов или среды обитания управляет естественная ассимиляционная функция природы 11), экологической ренты 12.

Вся природная рента, таким образом состоит из не заработанной прибыли, получаемой за счёт использования недр (горная рента), земельных ресурсов (земельная рента), водных ресурсов (водная рента), лесных ресурсов (лесная рента), биотических ресурсов (биотическая рента), ассимиляционная и экологическая ренты. Последние две составляющих природной ренты — возникают, по большей части, в условиях использования рекреационных ресурсов и могут в совокупности рассматриваться как рекреационная рента. Она, как правило, является источником дохода государств, использующих выгодное климатическое, географическое положение и не стремящиеся развивать производство, негативно влияющее на состояние окружающей среды, понижающее способность ассимиляционной функции природы восстанавливать своё качество и ресурсы. Для России рекреационные ресурсы — это один из будущих важных компонентов поступательного развития общества.

Наиболее доходными являются: горная, земельная, лесная и биотическая 13 ренты. А ввиду того, что РФ богата земельными и лесными ресурсами, то цена земли и цена лесных ресурсов не полностью задействована в силу незначительного количества, например, фермеров, желающих брать землю сельскохозяйственного назначения в аренду и обрабатывать её, брать лесные ресурсы пользователями в аренду по причине отсутствия дорог и инфраструктуры, достаточной ёмкости производств по обработке древесины и т.д. В этом смысле, по сравнению с горной рентой, земельная и лесная ренты ещё недооценены в России в силу, например, низкой цены на земли сельхозназначения, отсутствия цивилизованного рынка сельскохозяйственных земель и т.д. Некоторые экономисты в погоне за эпитетами и метафорами вопиют к воздуху, мол, тогда с каждого надо брать налог на дыхание им. Воздух, как известно, не является ресурсом, как и климат, океан, воздушная влага и т. д.

Резюмируя представления о природной ренте, можно в общем говорить о том, что природная рента это часть дохода, которая формируется природопользователем вне зависимости от его предпринимательской деятельности — это сверхприбыль, которая образуется за счёт уникальных свойств месторождений полезных ископаемых, земельных, водных, биотических, рекреационных ресурсов, способных формировать дифференцированную часть ренты.

Иногда твердят о том, что не надо говорить о природной ренте, надо говорить о налоговой нагрузке на каждую конкретную отрасль в целом 14. Очередное заблуждение, поскольку налоговый прессинг отбирает заработанную часть прибыли без учета доходов от природной ренты 15. Да и какая разница, в какой форме изымается часть дохода природопользователей? Само государство (и властная элита в нём) — ничего не производит, а только аккумулирует доход и распределяет его в обществе. А вот здесь-то и кроется основной источник коррупции в государстве. Там, где возможно распределение (перераспределение) доходов (бюджета, например) — там большая заинтересованность лиц обладать их частью. Именно на этом мы и концентрируем внимание настоящей статьи.

В конце концов, не так важна сама доля природной ренты в бюджете страны. Важно то, что по представлением С. Глазьева, Д.Львова и других — это не только мощнейший рычаг (резерв) государства в своём развитии 16, 17, 18 , не только и не столько источник улучшения социального благосостояния его граждан, но и важный аспект выражения доверия народа власти, которая печётся о его благополучии, давая ему шанс распоряжаться хотя бы частью природной ренты. Но именно природная рента находится под пристальным вниманием власти, чиновников, бизнеса. Именно рента формирует одну из основных коррумпированных сетей, возникших в государстве. Отлучить правительство от этой доли не заработанного дохода и есть то возможное историческое состояние, которое приведёт к уменьшению коррупции в государственной машине управления природоресурсным потенциалом, стало быть, заставить правительство зарабатывать деньги за счёт организации производства и, наконец, это позволит снять с него ответственность за возможное не целевое и малоэффективное расходование рентных доходов. Однако на это нужна политическая воля всей государственной управленческой элиты.

Предлагаемая модель выделения из бюджета части природной ренты, и её перераспределение учитывает следующее.

  1. Создаётся независимая комиссия из независимых экспертов, способная вычленить долю природной ренты из бюджета на основе разработанной методики расчёта.

  2. Комиссия докладывает Государственной Думе о результатах своей работы только в части формирования источников природной ренты, её доли от продажи природных ресурсов, совокупной доли в бюджете страны в зависимости от эксплуатации и продажи природных ресурсов.

  3. Дума принимает поправки к закону о бюджете, и принимает закон о выделении доли природной ренты из бюджета страны в процессе принятия самого бюджета.

  4. Дума определяет статьи расходов вычлененной природной ренты и контролируется комитетом по бюджету. Остальные статьи доходов и расходов, связанные с непосредственным производством и оказанием услуг, формирует и контролирует Правительство.

  5. По окончании каждого финансового года Дума отчитывается перед депутатами и избирателями о расходах рентных доходов. Правительство отчитывается за доходную и расходную части бюджета перед Думой в рамках своей новой компетенции.

Таким образом, Правительство не должно управлять рентными (не заработанными) доходами, полученными, например, хотя бы от продажи природных ресурсов. Это компетенция Думы. Правительство в предложенной модели может управлять доходами и расходами только в рамках развития производства и оказания услуг населению.

Возможные направления перераспределения природной ренты.

  1. Часть природной ренты, в рамках закона сбалансированного природопользования 19 , должна быть направлена на воспроизводство природных ресурсов страны и качества среды. Например, в условиях достижения темпов экономического роста в 5% на воспроизводство природных ресурсов направляется 5% от доли годового прироста ВВП и столько же на воспроизводство качества окружающей среды для поддержания ассимиляционного потенциала природы РФ.

  2. Основная часть всей совокупности природной ренты (50%) должна быть напрямую возвращена населению с переводом средств на личные счета граждан от рождённых до старцев. Это решит часть проблем в достижении социально-экономической защищенности граждан государства (примеров такой государственной политики по перераспределению природной ренты гражданам государств известно много), а с Правительства будет снято часть проблем по социальной защищенности граждан (или отдельных категорий граждан) РФ, которое в основном будет концентрировать своё внимание на зарабатывание денег за счёт роста производства, его модернизации, оказания услуг населению. Именно из этих средств Правительство должно формировать и оборонный бюджет.

  3. Остальная часть природной ренты должна быть направлена на развитие науки, технологий и производства целевым путём.

  4. Дети, достигшие 16 летнего возраста имеют право получить ренту и расходовать её по своему усмотрению. В случае смерти детей до достижения 16 лет родители получают право на ренту детей.

  5. В случае, если дети, достигшие 16 летнего возраста не снимают рентные доходы со счетов, на них насчитывается доход, как процент по вкладу, но не выше инфляционного коэффициента.

  6. Взрослое население распоряжается рентным доходом по своему усмотрению и может получать доход по вкладу, определенный Думой на уровне, также не превышающем инфляционный коэффициент.

Решит ли природная рента вопрос о благосостоянии общества? Нет, конечно. Общество должно зарабатывать себе на жизнь. Но природная рента, новый механизм её перераспределения поможет:

** честно смотреть в глаза своему народу Правительству, уполномоченному им зарабатывать деньги в условиях поступательного развития производства и оказания сферы услуг; ** направить деятельность Правительства в русле развития экономики не только за счёт использования природных ресурсов; ** постепенно сокращать долю импорта природных ресурсов и увеличивать переработку сырья у себя в стране; ** наконец, политической и управленческой элите РФ во всех её сферах представляется исторический шанс показать своему народу, что она защищает его интересы. ** Возможные модели постепенного перехода к вычленению из бюджета части природной ренты и её перераспределению народу и на развитие минерально-сырьевой базы РФ (МСБ РФ).

Модель первая

  1. Принятие политической воли государства о возврате части природной ренты своему народу и её доли на развитие МСБ РФ.

  2. В течение первых пяти лет решается вопрос о передаче вычлененной 50% доли природной ренты за счёт продажи природных ресурсов на счета населению (по 10% в год нарастающим итогом).

  3. В течение первого года в условиях принятия модели целиком (с последующим ежегодным пересчётом этой доли в зависимости от темпов экономического роста) вычленяется доля природной ренты на воспроизводство природных ресурсов и качество окружающей среды в рамках закона сбалансированного природопользования.

  4. Остальная часть природной ренты Правительством используется для решения проблем развития науки и технологий по воспроизводству МСБ РФ, фундаментальной науки, модернизации производства.

  5. По истечению пятилетнего переходного периода 50% вычленяемой природной ренты передаётся на счета населения.

  6. Доля экспорта природных ресурсов в рамках существующих газотранспортных и нефтетранспортных систем в этот пятилетний срок не наращивается и остаётся постоянной.

  7. Правительство отказывается от реализации новых проектов по увеличению экспорта природных ресурсов.

  8. Правительство за счёт модернизации перерабатывающих сырьевых производств увеличивает выпуск товарной продукции переработки и пропорционально увеличивает экспорт не сырья, а продукции, полученного из него.

  9. По истечении пятилетнего переходного периода принимается вторая модель.

Вторая модель

  1. Вычленяется 50% доля природной ренты целиком за счёт экспорта природных ресурсов и переводится ежегодно на счета граждан РФ.

  2. В течение последующих пяти лет вычленяется 10% доля рентных доходов от торговли продукцией горнопромышленного комплекса и переводится на счета граждан РФ нарастающим итогом по 10% в год в условиях стабильного экономического роста. К концу пятилетнего срока на счета граждан переводится 50% доли рентных доходов от экспортируемой продукции горнопромышленного комплекса. В условиях кризисных ситуаций в экономике доля рентных доходов населению может быть сокращены на уровень падения производства.

  3. В течение пяти лет сокращается по 10% в год экспорт природных ресурсов и и такими же темпами расширяется их переработка в РФ. В конце этого срока (через 10 лет принятия политической воли государства о перераспределении природной ренты и рентных доходов) доля экспорта природных ресурсов должна быть сокращена на 50%. Основные доходы населения составляют: 50% доля природной и 50% доля рентных доходов от производства горнопромышленного комплекса, рекреационной деятельности, эксплуатации биоресурсов, лесных, земельных и водных ресурсов.

Реализуется после 10-летнего периода. Её сущность заключается в том, что вычленяется вся доля природной ренты (земельной, водной, лесной, горной, биотической, ассимиляционной, экологической) и в размере 50% суммы её составляющих передаётся на счета граждан РФ. В рамках реализации модели государственные органы власти принимают решение о непрерывном возрастании цены (стоимости) земельных, водных, лесных, биотических ресурсов, стоимости платежей на нерациональное использование природных ресурсов, стоимости платежей за негативное воздействие на окружающую среду в рамках пропорционального снижения цены новейших доступных ресурсо- и энергосберегающих технологий. Чтобы бизнесу стало выгоднее вкладывать деньги в новейшие существующие (доступные) технологии по переработки отходов производства, а не платить за нерациональное природопользование и негативное воздействие на окружающую среду.

Четвёртая модель

Некоторым господам покажется, что смысл написанной статьи заключается в известном принципе: отнять и поделить. Конечно это далеко не так, поскольку рента является достоянием всех граждан РФ и отнимать её никто не имеет права. В этом смысле четвёртая модель может быть использована только в том варианте, когда вычлененная доля природной ренты хотя бы от продажи природных ресурсов должна быть направлена на поддержку исключительно социально не защищенных людей в РФ, которые в силу своих ограниченных возможностей не могут содержать себя.

В рамках реализации предлагаемого перехода на рентную модель поддержки благосостояния собственного народа, субъекты РФ в свои бюджеты, должны получать долю природной ренты и рентных доходов от развития производства пропорционально доли формируемой ими ренты (земельной, водной, лесной, биотической, ассимиляционной, экологической). То есть субъекты РФ, богатые природными ресурсами, должны получать больший доход. Субъекты РФ, располагающие меньшим количеством природных ресурсов, развивают свою экономику за счёт концентрации на их территории перерабатывающих производств из сырья, расположенного в других субъектах РФ.

Казалось бы, что в период резкого падения цен на нефть и не окончившегося ещё экономического кризиса, в условиях нарастания политической нестабильности в России не время говорить о таких переменах в обществе. Тем не менее политическая и властная элита должна именно в этот период продемонстрировать своему народу волю к защите его социально-экономических интересов и дать знак всему обществу к масштабным социально-экономическим преобразованиям путём вовлечения малого и среднего бизнеса в производство, свободное от излишней государственной опеки и пресса чиновничества, ограничивающую свободу предпринимательства. Дать посыл крупному бизнесу задействовать внутреннее перерабатывающее производство, форсировать строительство дорог, инфраструктуры на основе использования сырьевого локомотива субъектов РФ.

www.avkokin.ru

ПРИРОДНО-РЕСУРСНАЯ РЕНТА –ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БАЗА РАЦИОНАЛЬГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Природно-ресурснаярента – экономическая база рационального природопользования

самых высоких в мире. Приоритеты в расходовании этих средств – образование, медицина, другие социальные нужды, оставшаяся часть инвестируется в экономику.

ВАнглии применяется сочетание высоких налоговых ставок

свысокими налоговыми списаниями [10; 11]: снижение бухгалтерской прибыли за счет высоких налоговых ставок и отсрочки налоговых ставок и отсрочки налоговых выплат.

ВСША налогообложение в нефтедобыче состоит из обычного роялти и стандартного налога на прибыль, взимание рентных налогов – прерогатива штата. Весьма четко социальный характер изъ-

ятия природно-ресурснойренты в пользу населения проявился в штате Аляска, где по настоянию бывшего губернатора Д. Хаммонда каждый житель (600 тыс. жителей) получил около 2 тыс. дол. из специально сформированного фонда Alaska Permanent Fond, куда поступают 25% ренты. Характерно то, что этот фонд подотчетен не правительству, не министру финансов, а населению штата.

В Канаде режим налогообложения нефте- и газодобычи определяет сама провинция, и доля государства в уставном капитале добывающих компаний – около 25%.

Аукционы, лицензии. Такая форма практикуется в Дании, Нигерии, Малайзии, где компания арендует участки добычи на основе авансовых платежей и в последующем используют добытое сверх без дополнительных платежей.

Исключительная собственность монархов в странах Ближ-

него Востока: Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Йемен, Кувейт, Бахрейн обусловливает изъятие природноресурсной ренты у компаний и распределение, частично – для населения. Причем, это частично, на практике означает, например, для Кувейта формирование специального счета в банке для граждан при рождении в размере 3 тыс. дол., беспроцентную ссуду на строительство квартир (около 220 тыс. дол.), пособие в размере 170 дол. в месяц на несовершеннолетнего ребенка и 300 дол. – на неработающую жену, бесплатную медицинскую помощь, государственное обеспечение лечения за рубежом и учеба. В Йемене – бесплатное жилье, общественный транспорт, очень низкие налоги на физических лиц [10; 11].

Природно-ресурснаярента в ряде стран изымается с целью инвестиций в саму добывающую отрасль (Англия, Венесуэла, Мексика) и в разработке ресурсов главенствующую роль играют госу-

studfiles.net

ПРИРОДНАЯ РЕНТА

Опубликовано Сентябрь 16th, 2012. Автор adminn

ПРИРОДНАЯ РЕНТА

По определению природной рентой является определенная часть прибыли, которая обусловлена использованием некоторых природных ресурсов в производстве.

По экономическому определению величину природной ренты можно определить как разницу между фактической оплатой определенного фактора производства и минимальным уровнем оплаты данного фактора. 

Самую главную роль в образовании природной ренты играет природный фактор. Совершенно одинаковые по площади земельные участки с разной почвой могут различаться по своему плодородию и своей урожайной способности. Чем плодороднее будет земельный участок, тем больше будет приносить он излишек, которые не зависят при этом от технологий и труда. Кроме этого можно различать подобным образом и месторождения металлов, нефти по качеству ископаемых и затратам на их добычу. Таким образом, совершенно понятно, что при равных физических и человеческих затратах более качественный природный ресурс будет давать большую материальную отдачу.

Для процесса образования ренты особое значение имеет ограниченность природного ресурса. Если бы земельные участки с плодородной почвой, месторождения полезных ископаемых или другие природные ресурсы не были полностью ограниченны, тогда природной ренты бы вообще не возникало. В данной ситуации единственным действенным фактором является спрос, который и определяет ренту при пассивном ее предложении.

Еще одним не менее важным условием для образования ренты является ограничение доступа к природным ресурсам, которые могут быть источником ренты. Пользоваться одним природным ресурсом может только один пользователь, иными словами, присутствует монополия на данный природный ресурс.

В настоящее время в теории достаточно хорошо изучены величина и происхождение природной ренты. Однако рентный подход на практике сопровождается многочисленными трудностями, например, индивидуальные издержки производителя включают и прибыль производителя. 

Именно поэтому на сегодняшний день основной проблемой в данном вопросе является отделение ренты от прибыли. Частный собственник земельного участка или государство должны провести определенный, достаточно сложный, анализ для того, чтобы не дать возможности пользователю ресурса приватизировать природную ренту или оставить пользователю определенное количество прибыли для развития его производства. Это достаточно сложная задача даже для тех стран, которые имеют уже многолетний опыт в вопросах изъятия ренты.

Если вы ищете новую работу или вам нужна более престижная вакансия, то посетите сайт vakansia.net. Данный портал поможет вам найти работу в соответствии с вашим образованием, высокооплачиваемую и самое главное, любимую.

со своего сайта.

unelibert.ru