77. Понятие и конституционные принципы организации местного самоуправления в России. Принципы организации местного самоуправления


1.3. Организация местного самоуправления

Местное самоуправление осуществляется населением в пределах муниципального образования. Муниципальное образование - это городское, сельское поселение, в пределах которого осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. 

Территории муниципальных образований устанавливаются с учетом исторических и иных местных традиций. Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения. Изменение и установление границ муниципального образования осуществляются с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации. При изменении границ муниципального образования обязателен учет мнения населения соответствующих территорий. 

Важным условием для осуществления местного самоуправления в муниципальном образовании является наличие устава муниципального образования. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает круг вопросов, которые должны обязательно содержаться в уставе муниципального образования: 

1) границы и состав территории муниципального образования; 

2) вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования; 

3) формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения; 

4) положения, касающиеся органов местного самоуправления и их должностных лиц: структура и порядок формирования, наименование, срок полномочий, основания и виды ответственности, порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения; статус, социальные гарантии должностных лиц; условия и порядок организации муниципальной службы; 

5) экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; 

6) другие положения об организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с законами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации. 

Устав разрабатывается муниципальным образованием и принимается представительным органом местного самоуправления или самим населением непосредственно. Он подлежит государственной регистрации и вступает в силу с момента его официального опубликования (обнародования).

Глава 2. Принципы организации и деятельности органов местного самоуправления в России

2.1. Конституционно - правовое регулирование местного самоуправления

В Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление» (Конституция РФ, ст. 12)4. В данной статье также говорится, что местное самоуправление не является частью системы государственной власти и «в пределах своих полномочий» самостоятельно. Таким образом, видно, что местное самоуправление в Российской Федерации довольно интересно в качестве объекта изучения ввиду того, что является вполне самостоятельной сферой.

Местное самоуправление - одна из основ конституционного строя, основополагающий принцип организации власти, который наряду с принципом разделения властей определяет систему управления. Одна из основных целей местного самоуправления - объединение людей, превращение их в общность с близкими каждому целями. Во всем мире вопросам местного самоуправления отводится значительная роль; оно рассматривается как нижний уровень управления, неотъемлемый признак демократического государства, школа политических лидеров. В нашей стране местному самоуправлению уделяют все большее внимание как одному из атрибутов российской государственности, необходимому элементу демократической организации государственной и общественной жизни каждого государства. Несмотря на немалый срок действия Конституции Российской Федерации тема становления местного самоуправления не утратила своей актуальности.

Местное самоуправление - самостоятельное решение населением вопросов местного значения как непосредственным путем (референдумы, собрания жителей), так и через создаваемые им органы. Местное самоуправление, таким образом, - одна из форм осуществления народовластия, своеобразная альтернатива управлению местными делами "сверху".

Местное самоуправление - это право и действительная способность местных сообществ самостоятельно и под свою ответственность через формируемые (создаваемые) ими органы осуществлять контроль и управление переданной в их ведение государством частью общественных дел на благо населения при частом и широком участии этого населения. К данному определению следует добавить, что только часть дел передается государством, другая же часть это вообще негосударственная категория.

Местное самоуправление можно рассматривать в качестве основополагающего принципа осуществления власти в обществе и государстве, который, наряду с принципом разделения властей определяет систему управления демократического правового государства.

Признание местного самоуправления в качестве одного из принципов организации и осуществления власти в обществе и государстве предполагает установление децентрализованной системы управления, закрепление иных (нежели в условиях централизации и концентрации власти) основ взаимоотношений центра и мест, центральных и местных органов.

Действительно, роль правовых обычаев и традиций в муниципальном праве имеет важное значение. Это объясняется тем, что местное, в частности и городское самоуправление должно развиваться, исходя из "исторических и иных местных традиций". Поэтому при разработке уставов городов необходимо учитывать традиции населения данной территории. Это предполагается и рядом законов субъектов РФ о местном самоуправлении.

Следует отметить, что существует несколько точек зрения на природу муниципальных органов. В частности, некоторыми учеными местное самоуправление рассматривается как государственное управление. Так, например, известный германский ученый Г. Еллинек дал следующее определение: "Самоуправление - это есть государственное управление через посредство лиц, не являющихся профессиональными государственными должностными лицами. Точнее, оно представляет, в противоположность государственно - бюрократическому управлению, управление через посредство самих заинтересованных лиц". В дореволюционной России Н.И. Лазаревский считал, что "самоуправление есть децентрализованное государственное управление, где самостоятельность местных органов обеспечена системой такого рода юридических гарантий, которые, создавая действительность децентрализации, вместе с тем обеспечивают и тесную связь органов местного государственного управления с данною местностью и ее населением" .

Е.В. Мирошниченко полагает, что теоретически более строгим было бы отношение к местному самоуправлению как к децентрализованной форме государственного управление противостоящего центру в качестве некоторого противовеса в вертикали государственного механизма.

По мнению Г.В. Атаманчука, местное самоуправление представляет собой пограничное явление между государством и обществом, соединяющее их между собой; в нем имеет место сочленение общественных форм и властных полномочий.

Некоторые ученые полагают, что сегодня местное самоуправление как негосударственная структура - это, скорее, некая идеальная сущность. Г.В. Барабашев характеризовал концепцию негосударственной природы самоуправления как миф, который создан на основе взятия устаревшей западной концепции местного самоуправления. По его мнению, местное самоуправление - это государственная власть особого рода. А.В. Петров считает, что формула "органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти" родилась от нашей российской безысходности, от нашей извечной тоски по децентрализации и, что вернее всего, от нашего неумения цивилизованно решать вопросы организации власти.

С ними можно согласиться, ведь нельзя переходить из крайности в крайность. Раньше советские ученые склонялись к государственной теории самоуправления: "органы внутригосударственной территориальной единицы есть органы государственности, а отнюдь не органы особого юридического лица - территориальной корпорации", сегодня мы наблюдаем стремление отделить органы местного самоуправления от государства, показать их общественную природу, это видно из статей Конституции.

Итак, мнения ученых разделились: одни утверждают, что местное самоуправление - это государственная власть особого рода; другие говорят о негосударственной природе местного самоуправления.

Мы полагаем, что в местном самоуправлении сочетаются два начала - как государственное, так и общественное; иными словами, общественное самоуправление выполняет определенные государственные полномочия. При этом государство, в соответствии со ст. 8 Европейской Хартии местного самоуправления, может устанавливать любой административный надзор за местными властями, если это предусмотрено конституцией или законом. Он должен быть направлен на обеспечение соответствия праву и конституционным принципам и осуществляться при целесообразности, властями высшего уровня в отношении задач, выполнение которых делегировано местным властям. Вмешательство контролирующих властей проводится соответственно важности интересов, которые они намерены защитить.

Как писал Г.В. Барабашев: "Местное самоуправление должно быть проводником общего интереса, должно действовать в единой связке с Центром и быть вписанным в структуру федеральной власти. Неоднозначность местного самоуправления, которое одновременно является и местным управлением, порождает двойственность его идеалов. Оно призвано и защищать права (и свободы населения от диктата Центра, и доводить до населения упорядочивающую волю этого Центра. Говоря коротко, идеалами местного самоуправления являются свобода проживающих на одной территории граждан и общественный порядок".

Таким образом, местное самоуправление не отделено от государства, несмотря на наличие нормы, в соответствии с которой органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Данная норма означает гарантию самостоятельности местного самоуправления в пределах своих полномочий.

Это подтверждается и тем, что данный институт предусматривается конституцией (государственно - правовым актом). Его модель закреплена в Конституции РФ, в которой ему посвящена специальная глава.

Она закрепляет местное самоуправление как одну из основ конституционного строя, как самостоятельную форму осуществления народом принадлежащей ему власти. При этом в ней есть норма, в соответствии с которой органы местного самоуправления обязаны соблюдать законы. А принятие законов - это прерогатива именно государства, т.е. речь идет о самостоятельности местного самоуправления в пределах закона и предоставленных прав.

Наделение органов местного самоуправления властными полномочиями проявляется в том, что их решения носят обязательный характер. Носителем власти является народ, а представительные органы и государственной власти, и местного самоуправления формируются на одних и тех же принципах. Государство олицетворяет государственную власть, местное самоуправление - общественную, несмотря на то, что в основном регулируется нормами права, т.е. государством.

Государство гарантирует местное самоуправление. И отсюда вполне логично вытекает, что решения органов местного самоуправления могут быть защищены в судебном порядке. Граждане также вправе обращаться в судебные органы с жалобами на действия или бездействие органов местного самоуправления. Таким образом, в этом отношении местное самоуправление является элементом государственной организации.

Итак, мы приходим к выводу, что местное самоуправление - это особый элемент государственного устройства, закрепленный Конституцией.

Конституция РФ урегулировала основные вопросы организации местного самоуправления, его соотношение с государственной властью, роль населения в осуществлении функций и полномочий местного самоуправления и определении структуры его органов, наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями и гарантиями. Положения

Конституции, действуя непосредственно, в то же время развиваются в других правовых актах. Основополагающим среди них является Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 г. (далее - Закон о местном самоуправлении). В нем заложены правовые нормы, позволяющие на базе основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, принципов федеративного устройства Российского государства обеспечить самостоятельное решение гражданами России вопросов местного значения.

studfiles.net

77. Понятие и конституционные принципы организации местного самоуправления в России.

М. с. – это признаваемая и гарантируемая КРФ самостоятельное под свою ответственность д-ть населения по решению непосредственного или через органы м.с. вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Принципы М. С.:

1. Соблюдение прав и свобод человека

2. Самостоятельность м. с. в пределах собств. полномочий

3. Формирование органов м. с. на основе всеобщего равного и прямого избир. права при тайном голосовании

4. Ответств. органов и должн. лиц м. с. перед местным сообществом

5. Эконом и фин. самостоятельность органов м. с.

6. Гос гарантия м. с.

78. Система органов местного самоуправления, их полномочия.

М. с. осуществляется населением через свои представит. органы, органы террит. образования, через местные референдумы, сходы и т.д.

В систему органов м. с. входят:

1. Городские представительные органы

2. районные представительные органы

3. сельские, поселковые выборные органы

4. органы территор. обществ. самоуправления

В соотв. с Уставом г. Воронежа местн. самоупр. осущ. населением через выборный представ. орган местн. самоупр. города – Муницип. Совет г. Воронежа, через выборное должностное лицо, ллаву местного самоуправления города, через исполнительные органы м. с. города, городскую администр. и образуемые его органы. В составе Вор. Муницип. Совета 17 депутатов, избир. на 2 года. В соотв. со ст. 12 КРФ органы М. с. не входят в систему органов гос. власти.

Решение по вопросам местн. значения, принимаем. орган. м. с. или населения, непоср. в пределах на комп. не нуждаются в утверждении органами гос. власти и долж. лицами этих органов. Данные решения не могут быть отменены по мотивам нецелесообразности и несвоевременности.

Муницип. образования разраб. свои уставы, кот. принимаются представ. органами м. с. или населением. Устав подлежит обязательной регистрации. Основанием для отказа в регистрации может быть противоречие ФЗ, КРФ и иным н.а.: з-нам республик в составе РФ и субъектов РФ. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд. Органы м. с. и должностные лица по вопросам своего ведения принимают н.а. Н. а. органов м. с., затрагивающие права, свободы и обязанности ч. и г. вступают в силу с момента их опубликования. Гр-не имеют право на индивид. и коллективн. обращения в органы м. с., на кот. последние обязаны дать ответ в течение 1 месяца. Органы м. с. вправе создавать предприятия, учр.ю, организ. для осущ. хоз. д-ти и решать вопросы по их ликвидации и реорганизации.

Полномочия:

1. принятие, изменение уставов муницип. образований

2. владение, пользование и распоряжение муницип. собственность

3. распоряжение местными финансами

4. формирование, утвержд. и исполнение местного б-та

5. установление местных налогов

6. содержание и использование муницип. жилищного фонда, нежилых помещений

7. организация содержания и развития муницип. учрежд. дошкольного, основного, общего-профес. образования

8. организация содержания и развития муницип. учреждений здравоохранения

9. регулирование планировки и застройки тер-рии муницип. образований

10. создание условий для жилищного строительства

11. контроль за использованием земель на тер-рии муницип. образования

12. регулирование использования водных объектов местного значения

13. муниципальное дорожное строительство

14. организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения

15. организация и содержание муницип. архивов

16. организация транспортного обслуживания населения

17. создание условий для обеспечения населения услугами торговли, бытового обслуживания, общественного питания

18 . сохранение памятников культуры и истории, находящ. в муницип. собственности

19. создание условий для д-ти СМИ

20. создание условий для развития физкультуры и спорта

21. обеспечение соц. поддержки населения, занятости населения

22. участие в охране окр. среды на тер-рии муницип. образования

23. осуществление охраны общ. порядка – согласно з-ну "О милиции" от 18 апр. 1991 г. в городских и сельских поселениях может быть создана милиция общ. безопасности – местная, а также в составе органов м. с. есть спец. комиссии (админ., по делам несовершеннолетних) и т.д.

studfiles.net

29.Принципы организации и деятельности представительных органов местного самоуправления.

Фактически вся организация и деятельность МСУ базируется на определенных правовых принципах. В науке муниципального права РФ обычно под определением понятия принциповпринято подразумевать совокупность различных идейно-политических и нормативно-правовых начал, которые определяют порядок формирования, структуру, компетенцию органов МСУ, форму их работы и взаимодействие между собой а также взаимоотношение с органами гос власти и населением муниципального образования .

Таким образом, принципы местного самоуправления можно рассматривать в 2 аспектах:

1) Принципы – это некие идеи, взгляды, представления, юридические конструкции на организацию и деятельность МСУ;

2) Принципы – это нормы МП, получающие свое прямое закрепление в Конституции РФ, актах федерального и регионального законодательства и муниципально-правовых актах.

Юр значение принципов МСУ заключается в том что они раскрывают общие и частные закономерности и тенденции организации и функционирования местного самоуправления в нашей стране, а также на их основе осуществляется всё дальнейшее законодательное регулирование вопросов МСУ. И они служат своего рода юр ориентирами для самого законодателя именно в сфере регулирования муниципально-правовых отношений

Обычно все принципы МСУ принято подразделять на 2 группы, в зависимости от степени регулирования воздействия на общественные отношения:

1) Общие (конституционные) местного самоуправления, которые носят сквозной характер

2) Специальные или частные принципы местного самоуправления, регулирующие отдельные институты МСУ

К числу общих принципов местного самоуправления, которые прямо закреплены в К РФ, 131 ФЗ и иных актах федерального и регионального законодательства, муниципально-правовых актах, можно отнести такие:

1. Принцип законности

Содержание принципа законности применительно к деятельности органов местного самоуправления имеет 2 формы реализации:

1) Внутренняя форма

Данная форма предполагает то, что сами органы местного самоуправления в своей деятельности обязаны соблюдать все требования действующего законодательства о местном самоуправлении, в том числе осуществления ими своих полномочий по разработки, принятию и введению в действие муниципально-правовых актов. В частности, согласно 131 ФЗ, необходимым условием для вступления в юр силу принятых актов представительного органа муницип образования является специальная юр процедура их подписания и обнародования главой муницип образования в течение 10 дней со дня передачи ему этих актов на подпись.

2) Внешняя форма

Данная форма предполагает участия органов местного самоуправления по осуществлению контроля за соблюдением актов действующего законодательства на территории муниципального образования по специальному кругу вопросов всеми физическими и юридическими лицами (контроль за охраной и целевым использованием земель, вопросы, касающиеся соблюдения правил и норм стандартов архитектуры и строительства, благоустройства территории, охраны окружающей природной среды и вопросов контроля за деятельностью управляющих компаний в сфере ЖКХ) В частности в соответствии с актами федерального, регионального законодательства органы МСУ вправе контролировать деятельность других субъектов на своей территории по таким вопросам как:

а) Защита прав потребителей

б) Выполнение благоустроительных работ

в) Земельный контроль

г) Целевое использование земель

д) Архитектура и строительство

е) Транспортные перевозки

ж) Охрана окружающей природной среды

Кроме того, по действующему законодательству органы местного самоуправления могут наделяться специальными регистрационно-разрешительными полномочиями по регулированию таких вопросов:

1) Опека, попечительство

2) Регистрация актов гражданского состояния

3) Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности и т.д.

Согласно статье 131 К РФ, также №131 ФЗ в полномочия органов МСУ входят обеспечение и поддержание охраны общественного порядка на территории муницип. В ФЗ № 131 предусматривалась возможность создания муниципальных органов охраны общественного порядка, которые должны были быть полностью выведены из системы министерств внутренних дел РФ и подчинены в своей деятельности только органам МСУ.

К сожалению в принятом новом ФЗ «о полиции» фактически вся полиция находится в федеральном подчинении и должна финансироваться только из средств федерального бюджета.

Следует иметь ввиду то что в структуре местной администрации могут создаваться и действовать специальные исполнительные органы власти наделённые административной юрисдикцией по рассмотрению и разрешению отдельных видов административных правонарушений. У нас 2 таких комиссии: административная комиссия и комиссия по делам несовершеннолетних местной администрацию

2. Принцип широкого привлечения населения к деятельности органов местного самоуправления

Содержание этого принципа на практике означает, то что в деятельности самих органов МСУ должны использоваться различные формы коллективного и индивидуального вовлечения граждан в работу органов МСУ. Среди наиболее распространённых коллективных форм привлечения граждан к работе органов МСУ можно отнести такие как:

а) Организация проведения муниципальных выборов

б) Организация проведения публичных слушаний

в) Территориальное общественное самоуправление

г) Опросы среди граждан по наиболее важным вопросам местного значения

д) Проведение сходов, собраний, конференций по месту жительства самих граждан в городских и сельских поселениях с численностью проживающего населения до 100 человек

Наиболее апробированными формами индивидуального вовлечения граждан в деятельность органов МСУ можно назвать такие как:

а) Внесение обращений в органы местного самоуправления

б) Участие граждан в осуществлении полномочий органов местного самоуправления в качестве помощников депутатов представительного органа местного самоуправления либо советников главы муниципального образования или местной администрации

в) Прием граждан на муниципальную службу и их деятельность в органах местного самоуправления на профессиональной основе

3. Принцип сочетания коллегиальных и единоначальных начал в работе органов местного самоуправления

Фактически только на коллегиальных началах выполняет свои полномочия представительный орган муниципального образования, так как решение на заседаниях выборного органа власти принимается депутатами в коллегиальном порядке

Напротив, на единоначальных началах обычно осуществляет свои должностные полномочия глава муниципального образования местной администрации и исполнительно-распорядительные органы муниципального образования.

Тем не менее, как показывает парктика, для предварительного обсуждения наиболее важных вопросов местного значения входящего в компетенцию главы муницип обрзования ируководителей исполнительно-распорядительных органов местной администрации могут также создаваться и действовать специальные коллегиальносовещательные органы. 

4. Принцип гласности. Применительно к муниципальному праву этот принцип можно трактовать в нескольких аспектах:

а) Подразумевает данный принцип в первую очередь то, что вся деятельность органов местного самоуправления и информация о работе их должностных лиц должна быть открытой, доступной для населения муниципального образования.

б) Кроме того, любые нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, затрагивающие права и свободы человека и гражданина должны быть официально опубликованы в местных СМИ или иным способом доведены до сведения всех граждан муницип образования.

В структуре различных органов МСУ могут формироваться и действовать специальные органы управления отвечающие за осуществление информационной политике и взаимодействия со средствами СМИ, полит партиями и общественными объединениями граждан. Например: комитет по информационной политике, администрации г. Томска в котором на штатной основе работают проф журналисты имеющие опыт работы в СМИ

5. Принцип признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина

Данный принцип конституционный и его реализация на практике органами МСУ означает следующее: что вся деятельность органов местного самоуправления должна быть подчинена целям признания и защиты прав, свобод и законных интересов граждан. Любые муниципально-правовые акты которые затрагивают права, свободы и законные интересы граждан по общему правилу вступают в свою юр силу только с момента их официального опубликования.

Дополнительно:

В соответствии с общим значением термина «принцип» в муниципальном праве под общими принципами организации местного самоуправления (МСУ) можно понимать основополагающие требования, с учетом которых строится его система и деятельность. В целом законодательство и практика позволяют выделить следующие общие принципы организации МСУ:

1) организация МСУ в интересах населения;

2) самостоятельность МСУ и его взаимодействие с государственной властью;

3) многообразие организационных форм МСУ;

4) гласность МСУ;

5) соблюдение прав и свобод человека и гражданина, законность в осуществлении МСУ;

6) государственная гарантированность МСУ.

studfiles.net