Как принцип верховенства права соотносится с принципом законности? Принцип верховенства права предполагает


22. Принцип верховенства закона в правовом государстве.

Высшей формой выражения и защиты прав и свобод людей в системе правовых ценностей является закон. Если вдуматься в словосочетание "правовое государство", то можно понять, что на первом месте в таком государстве - право. Это и означает верховенство права в обществе, во всех его сферах.

Нерушимость его закрепляется в Конституции(основном законе) страны и распространяется на прочие законы и нормативные акты. На страже неукоснительного соблюдения конституционных предписаний стоит Конституционный Суд и вся система судов правового государства. поэтому правовое государство это и конституционное государство.

Верховенство права(закона) в обществе как главный принцип правового государства предопределяет и прочие его принципы, в частности подчинение закону и самого государства, и его органов, и должностных лиц.

Верховенство закона как один из признаков правового государства означает, что главные общественные отношения в экономике, политике, социально-культурной сфере регулируются законом не вообще юридически, а именно высшими юридическими документами страны, принятыми высшими органами.

Далее, верховенство закона означает его всеобщность (т.е. распространение требований закона на всех субъектов правоотношений в равной степени), и полный объем действия закона в пространстве (на территории всей страны), во времени и по кругу лиц.

Отступление от конституции, пренебрежение к закону создают удобную атмосферу для различного рода злоупотреблений, произвола и преступлений. Растет организованная преступность. Целые районы выходят из-под контроля законов. Правоохранительные органы не могут противостоять этим явлениям, и сами оказываются пораженными деформационными процессами. Вот почему формирование правового государства связано, прежде всего, с верховенством закона и режимом законности, а для этого необходимо, чтобы закон, в первую очередь конституция, имел значение непосредственно действующего права. Но при всей важности закона и законности для правового государства, оно не может быть сведено, как говорилось выше к институционно-правовому уровню. В форму закона может быть, фактически, облечен государственный произвол и тогда, как результат, правонарушающее законодательство.

Вообще, для правового государства необходимо, чтобы в самом законе были закреплены и конкретизированы юридические принципы и основные права человека и гражданина. Здесь особая роль принадлежит конституции. В основном законе как раз и должны быть зафиксированы принципы господства права и механизма его осуществления для того, чтобы избежать произвола и сохранить правопорядок.

Господство права должно быть не только в правотворчестве, но и в реализации права, т.е. в правоприменительной деятельности.

В системе правовых ценностей высшей формой выражения, организации и защиты свободы людей является закон. В законах государство устанавливает общеобязательные правила поведения, которые должны максимально учитывать объективные потребности общественного развития на началах равенства и справедливости. Именно поэтому закон обладает высшей юридической силой. Все другие правовые акты долж-

ны соответствовать закону. Законы регулируют наиболее важные, стержневые стороны общественной жизни. Подзаконные акты, тем более ведомственные, при необходимости могут лишь конкретизировать некоторые положения законов. Но они не совершенствуют и не изменяют законов.

Основной закон государства - это Конституция. В ней сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни. Конституция представляет собой общую правовую модель общества, которой должно соответствовать все текущее законодательство. Никакой другой правовой акт государства не может противоречить Конституции.

Верховенство закона, и прежде всего Конституции, создает прочный режим правовой законности, стабильность справедливого правового порядка в обществе.

studfiles.net

его законность, принципы и признаки

Добавлено в закладки: 0

Что такое верховенство права? Описание и определение термина.

Верховенство права – является одним из основных элементов правового государства, обозначающий подчиненность всех актов правоприменения и подзаконных актов закону. Верховенство закона обозначает иерархичность законодательства.  Все подзаконные нормативно-правовые акты соответствуют нормам закона, которые имеют высшую юридическую силу, а также  требованиям нормативно-правовых актов соответствуют все правоприменительные акты. Верховенство закона гарантирует защиту, которая обеспечена основным законом страны, включая все права и свободы человека если в стране присутствует Верховенство закона это подтверждает присутствие в стране  соответствующих ценностей и приоритета в развитии правoвого государства.

Современная философия права подразумевает, что верховенство права противопоставлено идее, что некоторые должностные лица или органы власти поднимаются выше закона либо обладают чрезмерно широкими полномочиями и таким образом осуществляют произвол. Методика верховенства права подразумевает, что нормы должны быть опубликованы, стабильны и предсказуемы в своём применении. Важным требованием является доступность системы правосудия и её независимость от исполнительной и законодательной ветвей власти. Таким образом судья выносит решение основываясь только на  фактах и законах. Доктрина в современном варианте говорит, что у членов общества должна быть возможность создавать и изменять законы, регулирующие их поведение.

Концепция верховенства права

Обратим внимание на две основные концепции верховенства закона: формальную и содержательную. По английской традиции их называют «тонкой» и «толстой», в их основе лежат теории правового позитивизма и естественного права, соответственно. Если посмотреть рационально, то верховенство закона не дает оценки справедливости самих норм, а скорее устанавливает процедурные атрибуты, которыми должна обладать правовая система. Этот подход ставит во главу угла эффективность и предсказуемость работы системы, а не отвечает на этические вопросы об её ответственности за результат. Более расширенные с дополнениями трактовки верховенства права могут выдвигать требования к содержанию законов. Они подразумевают фундаментальные права человека, которые, по утверждениям этих концепций, происходят из высших неписаных принципов законности, морали и справедливости. Данные трактовки особенно получили распространение после Нюрнбергского процесса, который вынес приговор руководству нацистской Германии, признав их преступниками, хотя формально они действовали согласно своим законам, а также после правозащитной деятельности Махатмы Ганди и Мартина Лютера Кинга. Поэтому термины «верховенство закона» и «верховенство права» – разные, так как Парламентская ассамблея Совета Европы рекомендует применять первое понятие к формальной трактовке, а второе – к содержательной.

7897875453Таким образом, понятия «правовое государство» и «верховенство права»  на законном основании заняли место не только в теории, но и в правовой системе России. Однако эти понятия и, те которые вытекают из них правовые стандарты производства правосудия и правила поведения судей вызывают много вопросов.Самым главным представляется вопрос: «правовое государство», «верховенство» права — останутся лишь красивыми словами, мечтами многих поколений, которые оторваны от жизни, не имеющие никаких реальных возможностей, либо — основание, на котором будет создаваться конституционный строй государства и его правовая система, определяться статус личности в государстве, а также будут действовать все ветви государственной власти? Если сказать коротко: эти понятия останутся в мечтах, написанными на бумаге или должны воплощаться в жизнь?На эту тему имеется немало серьезных научных исследований.

Признаки верховенства права

Обратим снимание на опыт зарубежных государств, обьявивших себя правовыми и посмотрим, как у них реализована Концепция правового государства.Признаков правового государства очень много и они очень широки. В качестве самых важных, определяющих все остальные, следoвало бы выделить три:

  • приoритетность прав и интересов личности над правами и интересами государства;
  • связь государства и права;
  • приоритетность права над закoном.

78929034Первый признак четко выражается в Конституции РФ, рассматривая положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.Посмотрев на содержание этих конституционных положений, можно прийти к выводу, что в Конституции РФ приоритет отдается человеку, его правам и свободам перед государством, государство обязывается служить интересам человека.Это значит, что Конституция РФ, обязывает законодателя издавать, а суды — применять только правовые законы. Закон может признаваться правовым, только при условии, что он отвечает целям и задачам, которые определены Конституцией РФ. Правовым может называться закон, который  возведен в степень нравственности, разумности и справедливости. Законы и  другие нормативные акты,кото не отвечающие целям и задачам Конституции РФ, не могут признаваться источниками права.Конечно, то что в  Конституции РФ указано, что Россия — это правовое государство, это скорее — цель, к которой нужно стремиться, чем действительный факт. Правовое государство не может быть создано одним лишь голосованием по поводу принятия Конституции РФ, поскольку для этого недостаточно самых хороших и справедливых законов, а необходимо обеспечить соответствующий уровень правопорядка, жизни людей и реальное соблюдение их прав и свобод. Однако это обстоятельство вовсе не лишает указанное положение практического значения и необходимости основывать на нем, соизмерять с ним законодательные и правоприменительные акты.

Принцип верховенства права

Конституционное положение «Россия — правовое государство» при всей его декларативности не только может, но и должно реально действовать, как должны действовать и применяться все другие положения Конституции РФ. Его практическое значение должно проявляться в том, чтобы:

  • деятельность всех органов государственной власти и их должностных лиц была подчинена праву;
  • принимаемые в Российской Федерации законы, указы и другие нормативные акты не противоречили праву;
  • правоприменительная практика судов обеспечивала защиту нарушенных прав, пресечение неправомерных действий и решений государственных органов и должностных лиц, юридических и физических лиц, а также исключала возможность применения противоречащих праву законов, указов и других нормативных актов.

45678908Принципы и критерии, основываясь на которых суды в требуемых случаях разграничивают право и закон, обеспечивают действие права и его верховенство над законом, создают правовую основу для разрешения тех или иных дел, содержатся в ст. ст. 1, 2, 7, 17, 18, 55 и некоторых других статьях Конституции РФ.

Это означает,что то, что в Конституции РФ сказано, будто Россия — правовое государство, не стоит рассматривать только как цель; это, занимается определением границ поля, в котором могут действовать органы государственной власти,  должностными лицами и которые они не  имеют права переходить, это — границы правового поля, кроме того, создаются критерии, в которых должны оцениваться деятельность органов государственной власти, качество и содержание законов, правоприменительная практика.

Законность верховенства права

Таким же образом, обращая внимание на указанные постановления Пленума Верховного Суда РФ, судам общей юрисдикции должно  быть разрешены коллизии между федеральными законами, с одной стороны, и общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Рoссийской Федерации — с другой.

667976Судебная практика знает немало примеров разрешения судами дел основываясь на прямом применении положений Конституции РФ, принципы, которые общепризнаны,  и нормы международного права, международные договора Российской Федерации, то есть позитивного подхода судов к реализации принципа верховенства права, осуществляя правосудие.

Таким образом, в Российской Федерации на кoнституционном уровне существуют юридические основы, на которых могут действовать суды, основываясь на принципе верховенства права. Согласно ч. 1 ст. 120 Конституции РФ суд является независимым и подчиняется только Конституции и федеральному закону. Это положение, учитывая изложенное выше, требует утoчнения: судья подчиняется не любому федеральному закону, а лишь тому, который не противоречит Конституции РФ, oбщепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации. В суде нельзя слепо, бездумно и бездушно применять любой закон; его важнейшая задача, которая вытекает из Конституции РФ, защищать человека от произвола, от ошибок, глупостей, злонамерений законодателя.Учитывая это, необходимо произвести серьезную корректировку в понимании принципа законности в судопроизводстве,  ведь законность может быть очень разная.

Проблемы верховенства права

Жизнь показала, что только одних, пусть и самых совершенных юридических основ будет мало для того, чтобы суды и вправду стали носителями судебной власти, которые способны осуществить настоящее правосудие, а не были второстепенными государственными органами, как это было раньше; чтобы судьи на самом деле были независимыми и подчиненялись только Конституции РФ и законам, то есть чтобы суды и судьи везде и на самом деле могли основать свою деятельность, руководствуясь принципом Верховенства права.

334_big_1Основной проблемой в реализации принципа верхoвенства права является для подавляющего большинства граждан невозможность выплатить. Понятно, что любое наказание, и самое строгое в  том числе, должно быть разумным  и исполнимым. В РФ же получается, что отбыть самое строгое уголовное наказание (пожизненное заключение) — возможно, а самое мягкое (штраф) — нет.

Выводы

Такое явление вызывает сложно обьяснить. Уголовная ответственность за клевету была установлена, но в то же время считалась  мертворожденной (практически не применялась) по следующей причине.Так как клевета – это распространение заведомо ложных сведений, которые порочат честь и достоинство другого лица или его репутацию, то загвоздка в этом определении. Получается, лицо, которое распространяет сведения, которые порочат честь, достоинство или деловую репутацию другого лица, может понести уголовную ответственность за клевету только в тoм случае, когда будет доказано, что оно знало или сознательно допускало, будто сведения, которые он распространяет, являются ложными. Однако вся сложность в том, что доказать это практически невозможно, точно так же, как и опровергнуть утверждение обвиняемого в том, что он был убежден в достоверности указанных сведений либо добросовестно заблуждался в этом.

Мы коротко рассмотрели понятие верхoвенства права, его принципы, законность, проблемы верховенства права. Оставляйте свои комментарии или дoпoлнения к материалу.

biznes-prost.ru

2.2 Принцип верховенства закона. Законность и ее принципы

Похожие главы из других работ:

Верховенство закона в правовом государстве

2.1 Сущность верховенства закона в правовом государстве

Верховенство закона является первым, и возможно основным признаком правового государства. Подчиняясь юридическим законам, государство становится субъектом права, и это качество даёт равные права с остальными субъектами...

Верховенство правового закона в правовом государстве

2.1 Сущность верховенства закона в правовом государстве

Первым, и одним из основных признаком правового государства является верховенство закона. Подчинившись правовым законам, государство превращается в одного из субъектов права, и в этом качестве оно равноправно с другими субъектами...

Дослідження принципу верховенства права та верховенства закону

РОЗДІЛ 2. ПРИНЦИПИ ВЕРХОВЕНСТВА ПРАВА ТА ВЕРХОВЕНСТВА ЗАКОНУ: ТЕОРЕТИЧНИЙ АСПЕКТ

...

Дослідження принципу верховенства права та верховенства закону

2.1 Поняття принципу верховенства права

Принцип верховенства права вперше витлумачено в праці відомого англійського вченого-конституціоналіста Альберта Венна Дайсі «Вступ до науки конституційного права» Dicey A.V. Introduction to the Study of the Law of the Constitution. -- Indianapolis: Liberty Classics, 1982. -- P. 102, 114.. Він...

Дослідження принципу верховенства права та верховенства закону

2.3 Співвідношення принципів верховенства права та верховенства закону

Згідно із рішенням Конституційного Суду України у справі за конституційним поданням Верховного Суду України щодо відповідності Конституції України (конституційності) положень ст...

Дослідження принципу верховенства права та верховенства закону

РОЗДІЛ 3. ВТІЛЕННЯ ПРИНЦИПІВ ВЕРХОВЕНСТВА ПРАВА ТА ВЕРХОВЕНСТВА ЗАКОНУ В УКРАЇНІ

...

Дослідження принципу верховенства права та верховенства закону

3.1 Засади верховенства права в українському законодавстві

В Україні верховенство права закріплено в Основному Законі держави (ст. 8), а її засади конкретизовані у правових позиціях Конституційного Суду України, в чинному законодавстві тощо...

Законность и ее принципы

2.2 Принцип верховенства закона

Принцип верховенства закона - важнейшее свойство законности, связанное с исключительностью закона, означающее иерархию нормативно-правовых актов, которое закрепляется в Конституции РФ. Последняя имеет высшую юридическую силу...

Законность и правопорядок

1.3.4 Принцип верховенства закона

Важнейшей чертой любого демократического правового государства является безусловный приоритет закона над всеми иными нормативно-правовыми актами, носящими подзаконный, т.е. подчиненный по отношению к закону, характер...

Конституция Российской Федерации

2.2 Охрана конституции и принцип верховенства конституции

Прочность конституционного строя в решающей степени зависит от соблюдения конституции и прямо пропорциональна законопослушности граждан. Однако в любом обществе есть люди и организации...

Право и закон: проблемы соотношения

3. Проблемы соотношения права и закона. Понятие правового закона, его основные компоненты

Говоря о соотношении права и закона, прежде всего, необходимо решить проблему: что представляет собой сам правовой закон. Многие теоретики государства и права полагают, что правовыми следует считать законы, соответствующие правовым критериям...

Пределы действия уголовной ответственности в пространстве и времени (Украина)

2.1 Территориальный принцип действия уголовного закона.

Ч. 1 ст. 6 содержит общее правило, согласно которому все лица, независимо от гражданства, совершившие преступления на территории Украины, подлежат ответственности по настоящему Кодексу (принцип территориальности. При этом в ч. ч...

Пределы действия уголовной ответственности в пространстве и времени (Украина)

2.2 Принцип гражданства и универсальный принцип действия уголовного закона

Уголовная ответственность в отношении преступлений, совершенных гражданами Украины или лицами без гражданства за пределами Украины В ч. 1 ст. 7 и в ст. 8 определено такой принцип действия уголовного закона в пространстве...

Реальный и универсальный принципы действия уголовного законодательства Российской Федерации

2.1 Универсальный принцип действия уголовного закона в пространстве

Согласно комментариям к статье 12 УК РФ: универсальный принцип состоит в том, что иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в РФ, совершившие преступление вне пределов РФ...

Система уголовного законодательства России

Задание 1. Уголовное законодательство Российской Федерации и его система (действующее уголовное законодательство; система и структура норм уголовного закона; действие уголовного закона во времени; обратная сила закона; действие уголовного закона в пространстве)

В период существования СССР наряду с УК РСФСР, ещё до включения в него, применялись общесоюзные уголовные законы. В настоящее время на территории РФ действует только УК РФ. В соответствии со ст...

pravo.bobrodobro.ru

Право і закон. Принцип верховенства права

В контексте данной проблемы под «законом» следует понимать не закон в строгом, специальном смысле (как акт верховной власти и источник высшей юридической силы), а все официальные источники юридических норм (зако­ны, указы, постановления, юридические прецеденты, санкционированные обычаи и др.).

Концепций, связанных с различением права и закона, существует множество. Однако можно обозначить два принципиальных подхода:

а) право есть творение государственной власти и правом следует считать все официальные источники норм независимо от их содержания;

б) закон, даже принятый надлежащим субъектом и в надлежащей проце­дурной форме, может не иметь правового содержания, быть неправовым за­коном и выражать политический произвол.

Приверженцем первого подхода у нас в России был, в частности, извест­ный правовед и теоретик права Габриель Феликсович Шершеневич, который считал государственную власть источником всех норм права.

Современный исследователь этой проблемы проф. B.C. Нерсесянц ут­верждает, что правом можно считать только правовой закон. «Нормы действу­ющего законодательства («позитивного права»), - пишет он, - являются соб­ственно правовыми (по своей сути и понятию) лишь в той мере и постольку, поскольку в них присутствует, нормативно выражен и действует принцип формального равенства и формальной свободы индивидов». В разрешении этой сложной проблемы нужно исходить, с одной стороны, из общего соот­ношения и взаимодействия общества, права и государства, а с другой - из об­щефилософских закономерностей связи формы и содержания.

Итак, право и закон — не одно и то же. Однако было бы неправильным их противопоставлять друг другу, считать, что юридические нормы могут существовать без выражения их и законе и иных санкционируемых государством формах, гово­рить об их несовместимости или о том, что право вообще неза­висимо от государства. Право всегда имеет форму выражения: основной из этих форм является закон.

В Украине признается и действует принцип верховенства права. В конституции Украины этому посвящены ст. 8 и 19. Конституция Украины имеет высшую юридическую силу. Законы и иные нормативно-правовые акты принимаются на основе Конституции Украины и должны соответствовать ей. В случае, если нормативный акт полностью или частично противоречит конституции – он признаётся неконституционным и подлежит отмене.

Нормы Конституции Украины являются нормами прямого действия. Это означает, что если лицо считается нарушенными свои конституционные права, оно может обращаться за судебной защитой данных прав ссылаясь при этом на нормы конституции непосредственно, минуя иные нормативно-правовые акты. Обращение в суд для защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина непосредственно на основании Конституции Украины гарантируется.

Правовой порядок в Украине основывается на принципах, в соответствии с которыми никто не может быть принужден делать то, что не предусмотрено законодательством. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины.

По своему характеру этот принцип является многоаспектным и включает ряд компонентов, образующих его содержание. Сущность верховенства права раскрыта в докладе «О верховенстве права», принятой на 86му пленарном заседании Венецианской комиссии 2526 Март 2011. Согласно подходов Венецианской комиссии выделяют такие составляющие верховенства права: 1) доступ закону (положения закона должны быть понятными, ясными и предсказуемыми ) 2) решение вопросов о юридические права должно, как правило, осуществляться на основании закона, а не по усмотрению, 3) равенство перед законом; 4) власть должна реализовываться согласно закону, справедливо и разумно, 5) права человека должны быть защищены , 6) должны присутствовать средства для урегулирования споров без неоправданных расходов и отсрочек; 7) наличие справедливого суда; 8) государство должно соблюдать свои обязательства в рамках как международного права, так и национального.

Исходя из такого подхода и международно-правовых документов следует выделить обязательные элементы верховенства права: 1) законность, в том числе прозрачный, подотчетен и демократический процесс принятия законодательства, 2) правовая определенность, 3) запрет на произвол; 4) доступ к правосудию, обеспечен независимыми и не предвзятыми судами; 5) соблюдение прав человека; 6) недискриминация и равенство перед законом.

Исходя из указанного принципа и обеспечения Конституцией судебной защиты конституционных прав и свобод, судебная деятельность должна быть направлена на защиту этих прав и свобод от любых посягательств путем обеспечения своевременного и качественного рассмотрения конкретных дел. При этом следует иметь в виду, что согласно ст. 22 Конституции закреплены в ней права и свободы человека и гражданина не являются исчерпывающими ».

Верховенство права означает, что суд не должен применять положения правового акта, в том числе закона, если его применение противоречит конституционным принципам права или нарушать права и свободы человека и гражданина. Суд не должен также допускать толкования закона, которое бы несправедливо ограничивало эти права и свободы.

Співвідношення і взаємозв’язок права і держави.

Соотношение права и государства проявляется:

1) в единстве права и государства. Оно проявляется в том, что и право, и государство являются инструментами социальной регуляции, в результате имеют общую типологию, происхождение, одинаково связаны с экономическими, духовными, культурными и иными сторонами жизни общества, дополняя друг друга при выполнении своего социального назначения;

2) различии государства и права, которое осуществляется в различных социальных предназначениях, структуре и содержании, форме государства и права. Это происходит по той причине, что роль государства в обществе – устанавливать и обеспечивать определенный порядок, а роль права – создавать для реализации данного порядка юридический механизм;

3) взаимодействии государства и права. Взаимодействие государства и права проявляется в наличии разнообразных форм влияния государства и права друг на друга. Право формируется, обеспечивается государством, но в то же время государство с помощью права закрепляется. В результате через право формируется государство, а именно его внутренняя организация, форма, структура, устанавливаются главные виды и направления государственной деятельности, реализуются задачи и функции государства;

4) противоречии государства и права, которое возникает в случаях выхода государственной власти из-под контроля общества, стремлении права ограничить власть государства, предотвращая произвол государства.

Выделяют модели взаимоотношений права и государства:

1. тоталитарная;

2. либеральная;

3. прагматическая.

Тоталитарный подход

Тоталитарная модель предполагает, что право — продукт государственной деятельности, следствие государства. В отечественной юридической литературе еще недавно считалось, что право находится в подчиненном отношении к государству. Фактическим условием для данного этатистского подхода служила наша политическая практика видеть в праве некий придаток государства. Теоретической предпосылкой этому являлось формально-догматическое отношение к понятию права как совокупности норм, издаваемых государством. Однако для современной России данный подход уже не подходит.

Либеральный подход

Либеральный подход к соотношению государства и права утвердился в русле представлений, выводивших понятие государства из общественного договора, ограничения государства правом, что, как считалось, вытекало из нерушимости естественного закона и неотчуждаемости основанных на нем субъективных публичных прав индивида. С позиций данного подхода праву принадлежит безусловный приоритет в сравнении с государством. Такой либеральный подход имеет определенные преимущества. Он является философской платформой для утверждения в политической практике идеи господства права. Но данная идея выражает скорее желаемое, чем действительное.

Прагматический подход

Прагматический подход к рассматриваемой проблеме позволяет в определенной мере интегрировать этатистские и либеральные взгляды и в то же время избежать крайностей в оценке связи права и государства. Согласно этому подходу связь между правом и государством не имеет столь однозначного причинно-следственного характера (государство порождает право, или наоборот). Связь видится более сложной, имеющей характер двусторонней зависимости: право и государство друг без друга не могут существовать, а значит, между ними имеется функциональная связь.

Рассматриваемый подход позволяет выявить глубинные связи между нравом и государством, избежать односторонности, понять, ч то дает право государству, выяснить истинную роль государства в обеспечении права. Он в настоящее время преобладает в нашей юридической науке. Кроме того, анализ такого рода зависимостей имеет принципиально важное значение для всей российской общественной практики.

 

Единство выражается в их одновременном происхождении в силу одних и тех же причин; сходной типологии; одинаковой в определенной степени обусловленности экономическими, культурными и иными условиями; общей исторической судьбе; наконец, в том, что они выступают средством социальной регуляции и упорядочения, аккумулируют и балансируют общие и индивидуальные интересы, гарантируют права личности и т. д. Сказанное не означает, что все свойственное государству свойственно и праву, и наоборот. Они остаются достаточно автономными и самобытными образованиями. По образному выражению одного автора, государство и право ни на минуту не остаются наедине, с глазу на глаз. У каждого из них своя жизнь, свои цели, задачи, методы.

Различия вытекают уже из определений этих понятий. Государство есть особая политико-территориальная организация публичной власти, которая является формой существования общества. Право может быть охарактеризовано как совокупность правил поведения, определяющих границы свободы и равенства людей в осуществлении и защите их интересов, которые закреплены государством в официальных источниках и исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.

Государство осуществляет силу, а право — волю. Они не совпадают по форме, структуре, элементному составу, содержанию; они относятся к разным сферам общественной жизни. Они (каждое по-своему) отражают реальность, назревшие потребности, по-разному воспринимаются и оцениваются общественным сознанием. При известных обстоятельствах государство и право могут действовать в противоположных направлениях. Взаимодействие государства и права выражается в их многообразном влиянии друг на друга.



infopedia.su

22. Принципы верховенства и прямого действия права ес

Принцип верховенствапочти безогово­рочно признается всеми государствами — членами ЕС. Он состоит в том, что в случае коллизии нормы на­ционального права и права ЕС преимущественную силу имеет последняя. Этот принцип приобрел универсальное значение, т. е. правопорядок, действующий в рамках ЕС в пре­делах его ведения и в рамках переданных ему суверенных пол­номочий, обладает верховенством по отношению к националь­ному правопорядку.

Национальные судебные органы в случае коллизии нормы национального и европейского права не просто обязаны применять норму евро­пейского права, но и независимо от внутринационального регу­лирования принять меры к тому, чтобы противоречащий праву ЕС национальный правовой акт не подлежал применению.

Принцип верховенства норм европейского права основывают на том факте, что к числу ос­новных его источников относятся международные договоры. Соответственно, примат международно-правовой нормы по от­ношению к национальной норме государства — стороны по до­говору выводится из теории международных договоров и общих принципов международного права. Таким образом, Суд определил, что верховенст­во права Сообществ является жизненно важным условием су­ществования Сообществ и развития европейской интеграции.

  • Принцип прямого действия

  • Непосредственное действие и обязательная применимость норм права ЕС на всей территории Европейского Союза и относительно всех субъектов европейского права.

  • Нормы права ЕС обязательны для всех государств-членов, институтов ЕС, а равно физических и юридических лиц, находящихся под юрисдикцией государств-членов ЕС.

  • 2 Аспекта:

    • обязывает государства-члены, национальную администрацию и судебные учреждения непосредственно при­менять нормы права ЕС независимо от того, каково отноше­ние национальной администрации к регулированию конкрет­ных проблем, осуществляемому на уровне ЕС. Неприменение или неполное или ошибочноеприменение квалифицируется как нарушение действующего права и влечет за собой ответственность.

    • предполагает, что нормы права ЕС наделя­ют непосредственно напрямую правами и налагают обязанно­сти на частных физических и юридических лиц.

Любое физическое или юридическое лицо, полагаю­щее, что его права и интересы нарушены в результате непри­менения или недолжного применения нормы права ЕС, может обращаться за защитой в компетентные национальные судеб­ные органы

23. Принцип юрисдикционной защищенности в праве ес что

    • Судебная защита прав и интересов, основан­ных на нормах европейского права осу­ществляется тремя различными видами судебных органов.

      • Национальные суды государств-членов ЕС

      • Судебные органы ЕС

      • Европейский Суд по пра­вам человека.

    • Прямое действие права ЕС и интегрированность его постановлений в национальные системы права обязывает суды государств-членов предоставлять судебную защиту всем заинтересованным лицам.

      • Принципы обязательности такой за­щитысформулированы в Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.Статья 6 Конвенции:

        • Каждый при воз­никновении спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения име­ет право на справедливое и открытое разбирательство его дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, соз­данным на основании закона.

      • ЕСПЧ оказывает помощь государству-участнику Конвен­ции в отыскании справедливого решения. Главное назначение ЕСПЧ – защита прав и свобод, гарантированных Конвенци­ей.

      • Суд ЕС и СПИв соответствии с учредительными актами призваны обеспечить единообразное понимание и примене­ние европейского права.

    • В 1988 г. в соответствии с решением Совета ЕС в качестве вспомогатель­ного судебного учреждения был образован Суд первой инстан­ции. Это должно было способствовать повышению эффективности судопроизводства и раз­грузить Суд Сообществ.

    • В последующем структура судебных инстанций ЕС претерпела дальнейшие изменения.

    • Ниццский договор и новый Устав Суда (утвержден участниками Договора в форме протокола):

      • Су­дебная система ЕС приобрела трехзвенный характер.

        • Суд ЕСосуществляет функции Верховного суда.

        • СПИ– суд общей юрисдикции, рассматривающий все виды исков, кроме отнесенных к юрисдикции Суда ЕС или специализированных судебных палат.

        • Расширилась его юрисдикция. При СПИ созда­ются специализированные судебные палаты.

      • Нацио­нальные судебные органы государств-членовне вправе давать толкование актам права ЕС или оценивать их действительность и законность.

      • Во всех тех случаях, когда в национальном суде встает вопрос о применении акта ЕС и у национального суда возникают сомнения относительно его правильного понимания и истолкования либо сомнения относительно действительности подлежащего применению в деле акта ЕС,

    • Национальный суд приос­танавливает производство по основному иску и обращается с пре­юдициальным запросом в Суд ЕС. Национальный суд обязан применить норму права ЕС, даже если ей противостоит национальный источник права.

studfiles.net

Верховенство права как основополагающий правовой принцип в уголовно-процессуальном аспекте

В статье проведен анализ  национального  украинского  законодательства,  практики его  толкования,  а также  отдельных  научных  позиций  о  сущности  и  содержании  принципа  верховенства  права в уголовном производстве. Сделан вывод о целесообразности дальнейшего нормативного закрепления указанного принципа в уголовном процессуальном законодательстве. Отмечена необходимость достижения единого понимания данного принципа в научной среде. Сделан акцент на основополагающее значение принципа верховенства права как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Подчеркнута   важность   приведения    норм   украинского   уголовного   процессуального   законодательства  в соответствие  с  современной  европейской  доктриной  понимания  принципа  верховенства  права   и практики Европейского суда по правам человека. 

Европейская интеграция Украины выступила своеобразным катализатором реализации реформ    в сферах обновления национального законодательного массива и практики функционирования органов публичной администрации. Соответствующие новации вызвали реальное внедрение новых стандартов обеспечения прав и свобод человека со стороны государства и его органов. Одним из наиболее весомых шагов в направлении системного совершенствования национального  законодательства  и практики его реализации стало принятие в 2012 г. Уголовного процессуального кодекса (далее – УПК) Украины. Не затрагивая значительного количества преимуществ и недостатков указанного выше кодифицированного правового источника, мы хотели бы подробно остановиться на отдельной части его содержания — основах (принципах) уголовного производства. Соответствующие принципы являются первоосновой,  фундаментом,  на  котором  основывается  вся  последующая  деятельность, и многие из них по своей природе являются общеправовыми, будучи применимыми в каждой правовой отрасли. Отметим, что среди общих принципов уголовного производства первое и наиболее важное место занимает «Верховенство права», положение о котором закреплено ст. 8 УПК Украины. Вместе с тем данная основа (принцип) выступает своеобразным стандартом надлежащего обеспечения прав и свобод человека в различных составляющих общественной жизни со стороны государства и является применимой не только в уголовно-процессуальной сфере. Напомним, что задачами уголовного производства являются защита личности, общества и государства от уголовных правонарушений, охрана прав, свобод и законных интересов участников уголовного производства, а также обеспечение быстрого, полного и беспристрастного расследования и судебного рассмотрения с тем, чтобы каждый, кто совершил уголовное преступление, был привлечен к  ответственности  в меру своей вины, ни один невиновный не был обвинен или осужден, ни одно лицо не было подвержено необоснованному процессуальному принуждению и  чтобы к каждому участнику  уголовного  производства была применена надлежащая правовая процедура [1]. Отмечая исключительную важность уголовного производства, которая, в первую очередь, связана со степенью общественной опасности преступлений, а также предусмотренных за их совершение санкций, мы рассматриваем принцип верховенства права именно в уголовно-процессуальном аспекте.

Исследование принципа верховенства права с различных позиций привлекает значительное внимание  украинских  специалистов  в  разных  отраслях  права.  Среди  них  такие  ученые,  как:  В.Б. Аверьянов, Ю.П. Аленин, С.П. Головатый, Ю.М. Грошевой, Т.Н. Добровольская, Н.И. Козюбра, В.В. Лемак, Н.М. Онищенко,  А.Н. Пасенюк,  П.Н. Рабинович,  В.М. Савицкий,  А.А. Селиванов,  А.Ф. Скакун,  О.В. Скрипнюк,  А.А. Стрижак,  М.С. Строгович,  И.М. Тиричев,  В.Л. Федоренко,   С.В. Шевчук, О.Г. Янковская и многие другие. В то же время исследования ключевого значения принципа верховенства права в уголовно-правовом аспекте не теряют своей актуальности, учитывая продолжающиеся трансформационные процессы адаптации украинского законодательства к правовой концепции «Acquis communautaire», а также необходимость всецело обеспечить соблюдение гарантированных Конституцией Украины прав и свобод граждан.

Целью представленного исследования является освещение принципа верховенства права как основополагающей правовой основы в уголовно-процессуальном аспекте. Переходя к основному материалу исследования, отметим, что частью 1 ст. 7 УПК Украины определены общие основы уголовного производства. Так, содержание и форма уголовного производства должны соответствовать общим принципам уголовного судопроизводства, где среди 22 основ, в соответствии с которыми осуществляется уголовное производство, первоочередно закреплен принцип верховенства права [1].

В свою очередь, ст. 8 «Верховенство права» УПК Украины разъясняет суть данного принципа, определяя, что уголовное производство осуществляется с соблюдением принципа верховенства права, согласно которому человек, его права и свободы признаются наивысшими ценностями и определяют содержание и направленность деятельности государства. Принцип верховенства права в уголовном производстве применяется с учетом практики Европейского суда по правам человека [1].

Здесь следует отметить сделанный законодателем акцент на правах и свободах человека как наивысшей социальной ценности. Также прослеживается четкая взаимосвязь как с конституционными нормами, так и с практикой деятельности Европейского суда по правам человека (далее – ЕСПЧ), что говорит о следовании международным стандартам.

Комментируя УПК Украины, ученые часто отмечают те или иные особенности принципа верховенства права применительно к уголовному производству. Так, соавторы научно-практического комментария под общей редакцией В.Я. Тация, В.П. Пшонки, А.В. Портнова обращают внимание на то, что по своему характеру этот принцип является многоаспектным и включает ряд компонентов, образующих его содержание. Учеными отмечается, что в сфере уголовного производства особое значение приобретает такой аспект принципа верховенства права, как приоритетность прав человека, поскольку именно в этой сфере правовых отношений они могут быть существенно ограничены [2; 16]. Соглашаясь с данным комментарием относительно особенностей принципа верховенства права, мы предлагаем называть акцент на приоритетности прав и свобод человека «защитной составляющей» принципа. В то же время иные стороны рассматриваемого принципа в комментарии не раскрываются должным образом, что отражает недостаточную полноту анализа.

На уровне  украинского законодательства принцип верховенства  права впервые был закреплен   в п. 1 ст. 8 Конституции Украины. В свою очередь, понимание сущности данного принципа нашло свое  отражение  в  толковании,  которое  было  представлено  Пленумом  Верховного  Суда  Украины в п. 1 Постановления от 1 ноября 1996 г. № 9 «О применении Конституции Украины при осуществлении правосудия»: «В соответствии со статьей 8 Конституции в Украине признается и действует принцип верховенства права. Конституционные права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют цели и содержание законов и других нормативноправовых    актов,    содержание    и    направленность    деятельности    органов    законодательной     и исполнительной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются защитой правосудия. Исходя из указанного принципа и обеспечения Конституцией судебной защиты конституционных прав и свобод, судебная деятельность должна быть направлена на защиту этих прав и свобод от любых посягательств путем обеспечения своевременного и качественного рассмотрения конкретных дел. При этом следует иметь в виду, что согласно статье 22 Конституции  закрепленные в ней права   и свободы человека и гражданина не являются исчерпывающими». Верховенство права означает, что суд не должен применять положения правового акта, в том числе закона, если его применение противоречит конституционным принципам права или нарушает права и свободы человека и гражданина. Суд не должен также допускать толкования закона, которое бы несправедливо ограничивало эти права и свободы. Гарантией реализации принципа верховенства права является закрепление в нормативных актах четких правил и процедур осуществления уголовного производства. Несоблюдение процессуальной формы деятельности в уголовном процессе влечет за собой негативные последствия для должностных лиц — представителей государства и обусловливает применение санкций восстановительного характера [2; 16, 17].

Мы считаем, что в данном толковании возможным остается лишь одно замечание, которое исходит из того, что если права человека и гражданина могут быть определенным образом дифференцированы, то реализация принципа верховенства права одинаково применима и к гражданам Украины,  и к иностранцам, и к апатридам. Если же мы говорим об уголовном производстве, то без принципа верховенства права оно превращается в регламентированный законодательными нормами порядок процессуальных действий.

Сле

articlekz.com

Как принцип верховенства права соотносится с принципом законности?

Основополагающий принцип верховенства права признается одним из фундаментальных и незыблемых идеалов современных демократий, которого должны придерживаться все без исключения институты гражданского общества.

В действующем ГПК Украины, к сожалению, принцип верховенства права не нашел прямого закрепления, хотя в судебной практике судами гражданской юрисдикции он учитывался и применялся. При этом в ст. 8 КАС Украины, который вступил в силу одновременно с ГПК Украины, с 1 сентября 2005 года, отмечается, что суд при решении дела руководствуется принципом верховенства права, согласно которому, в частности, человек, его права и свободы признаются наивысшими ценностями и определяют содержание и направленность деятельности государства. Суд применяет принцип верховенства права с учетом судебной практики Европейского Суда по правам человека.

Однако в Проекте изменений в ГПК Украины, согласно проекту Закона Украины «О внесении изменений в Хозяйственный процессуальный кодекс Украины, Гражданский процессуальный кодекс Украины, Кодекс административного судопроизводства Украины и другие законодательные акты», зарегистрированный под №6232, в ч. 3 ст. 2 одной из основ (принципом) гражданского судопроизводства является верховенство права (наряду с законностью), а ч. 1 ст. 10 изложена в следующей редакции: «Суд при рассмотрении дела руководствуется принципом верховенства права».

    

Читайте статью: Новый Кодекс административного судопроизводства: какие изменения нам приготовили

В связи с этим, прежде всего, следует обратить внимание на то, что в ст. 129 Конституции Украины, среди основных принципов судопроизводства, ранее указывался принцип законности, однако в ст. 129 Конституции Украины с соответствующими изменениями, внесенными Законом Украины от 02.06.2016 года №1401-VIII «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия)», отмечается, что судья, осуществляя правосудие, является независимым и руководствуется верховенством права. При этом принцип законности не указан среди основных принципов судопроизводства, но указано, что законом могут быть определены также другие принципы судопроизводства. Кажется, положительным является отнесение к основным принципам судопроизводства законности в проектах всех процессуальных кодексов, хотя некоторые народные депутаты и ученые это положение законопроекта критикуют (например, Д. Гудыма.

Правильность указанного подхода в указанном выше законопроекте объясняется в следующем.

Принцип верховенства права нашел свое закрепление и в международных документах. В частности, важность верховенства права отмечается в Преамбуле Всеобщей декларации прав человека, где отмечается, что целью принятия этого документа является необходимость того, чтобы права человека охранялись верховенством права в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения. Кроме этого, верховенство права признается одним из основополагающих принципов европейского сообщества, который закреплен в ряде региональных актов. Так, в Преамбуле Устава Совета Европы отмечается преданность правительств государств духовным и нравственным ценностям, которые являются общим достоянием их народов и подлинным источником свободы личности, политической свободы и верховенства права, принципам, которые являются основой каждой настоящей демократии.

В Преамбуле ЕКПЧ отмечается, что правительства государств-членов Совета Европы, подписавшие данную Конвенцию, полны решимости, как правительства европейских государств, движимые единым стремлением и имеющие общее наследие политических традиций, идеалов, свободы и верховенства права, сделать первые шаги для обеспечения коллективного осуществления определенных прав, провозглашенных во Всеобщей декларации прав человека.

В дальнейшем содержательное наполнение принципа верховенства права предоставил ЕСПЧ, который при толковании отдельных конвенционных прав неоднократно обращался к верховенству права как основополагающему принципу, закрепленному в преамбуле ЕКПЧ. Наконец, значительную роль в утверждении верховенства права в европейском регионе сыграло закрепление принципа верховенства права в Преамбуле и ст. 2 Договора о Европейском Союзе как универсальной ценности наряду с человеческим достоинством, свободой, демократией, равенством и уважением к правам человека. Следует заметить, что большую роль в формировании и толковании концепта верховенства права играет его интерпретация двумя международными судебными учреждениями: ЕСПЧ и Европейским судом справедливости.

В своем решении №15-рп/2004 от 02.11.2004 года Конституционный Суд Украины отметил, что верховенство права — это господство права в обществе. Верховенство права требует от государства его воплощения в правотворческую и правоприменительную деятельность, в частности, в законы, которые по своему содержанию должны быть проникнуты, прежде всего, идеями социальной справедливости, свободы, равенства и т.д.

Читайте статью: Процесс по-новому: как будут судить после принятия нового ХПК

Не вдаваясь в проблематику концепций верховенства права, природы, содержания и отдельных его составляющих, которым посвящен ряд работ как зарубежных, так и отечественных авторов, лишь отмечу, что сейчас общепринятым в литературе является подход к распределению концепций верховенства права на формальные и субстантивные (материальные), хотя в литературе иногда отмечается необходимость выделения третьего подхода — функционального или интегрированного.

Многие авторы, раскрывая содержание верховенства права, называют в качестве его элементов как отдельные принципы (принцип законности, принцип правовой определенности, принцип пропорциональности), так и феномены, которые не являются правовыми принципами (четкая регламентация дискреционных полномочий, доступ в суд и т.д.).

Не вызывает сомнений толкование верховенства права именно как принципа, что обусловлено как историческими традициями развития указанного концепта, так и современным уровнем регламентации данного принципа в международных и национальных актах, а также уровнем правоприменительной практики национальных и наднациональных органов.

Особое внимание должно быть обращено на место и роль судебной власти в обеспечении верховенства права, ведь для достижения социально значимого результата в системе правового регулирования становятся важными не только нормы права как образцы поведения, но и соответствующие процедуры и процесс осуществления предписаний правовых норм, который не должен отрываться от них, а также их содержания, поскольку, согласно одному из классических постулатов юриспруденции, правом может считаться только то, что может быть защищено в суде.

Итак, верховенство права должно стать стандартом судебного правотолкования и судебного правоприменения, элементами которого при рассмотрении дел в порядке гражданского судопроизводства должны быть такие формальные элементы, как законность (в смысле правовости законов), правовая определенность, пропорциональность и право на справедливое судебное разбирательство, а субстантивным элементом должно стать признание приоритетности прав человека.

Составляющие стандарта судебного правотолкования и правоприменения должны прямо выводиться из положений ЕКПЧ и практики ЕСПЧ, что позволит сделать определенные выводы относительно особенностей действия принципа верховенства права в гражданском судопроизводстве.

Анализ практики ЕСПЧ по вопросам толкования ЕКПЧ позволяет выделить следующие составляющие принципа верховенства права: признание приоритетности прав человека в деятельности государства; наличие средств правовой защиты от произвольного вмешательства публичной власти в осуществление гарантированных прав; судебный контроль за исполнительной ветвью власти; определенность законом объема любого правового усмотрения и способа его осуществления; запрет произвольного лишения свободы; сбалансированность интересов отдельного индивида с интересами других членов общества; судебный контроль за законностью задержания или содержания под стражей; секулярность (светский характер) государства; доступ к суду; обязательность выполнения решений суда; субъективная беспристрастность суда; исключение вмешательства законодателя в процесс отправления правосудия; принцип правовой определенности; непротиворечие верховенству права как требование к закону и качеству закона, в частности, его содержательному соответствию правам человека, фактической доступности и ясности; неизменность, неоспоримость окончательного решения, вступившего в законную силу; наличие общественного доверия к судам и т.д. (Golder v. The United Kingdom, 21 February 1975; The former King of Greece et al. v. Greece, no.25701/94, 23 November 2000).

 

Читайте статтю: Уніфікація процесуальних документів: рішення – ухвала – постанова

Исходным тезисом связанности действия такого элемента верховенства права в практике ЕСПЧ, как принцип законности, по моему мнению, должно быть утверждение о том, что верховенство права предполагает определенность законом объема правового усмотрения и способа его совершения, а также наличие средств правовой защиты от произвольного вмешательства публичной власти в осуществление гарантированных прав, т.е. предполагает наличие судебного контроля за исполнительной ветвью власти.

Исходя из таких позиций, некоторые отечественные ученые (в частности, Н. Козюбра), подчеркивая определенные качественные требования, которым должен соответствовать закон, вводят в оборот такие понятия, как «правозаконность», «правовой закон», «правовость закона».

Венецианская комиссия также выделяет законность («legality») в значении верховенства или превосходства закона («supremacy of law») в качестве составного верховенства права, отмечая, что этот принцип означает, что предписание закона следует неукоснительно соблюдать; это требование распространяется не только на физических лиц, но и на властные структуры, субъектов публичного и частного характера. Так, необходимое требование законности выдвигается к деятельности должностных лиц; оно также требует, чтобы должностные лица имели полномочия на свои действия и действовали в пределах предоставленных им полномочий. Законность также предусматривает, что никто не может подвергаться наказанию, если он не нарушил ранее принятых предписаний права, которые уже вступили в силу, и что за нарушение закона должна наступать ответственность. Осуществление предписаний закона должно быть, в рамках возможного, обеспечено практикой (Верховенство права (доклад, одобренный Венецианской комиссией на 86-м пленарном заседании 25-26 марта 2011 года) [Текст] // Право Украины. — 2011 — №10 — С. 168-184).

Итак, понимание законности в контексте европейского подхода к верховенству права и практики ЕСПЧ значительно отличается от господствующего в отечественной литературе принципа законности, поэтому, рассматривая законность и принцип законности (legality), следует исходить не из отечественного понимания этого принципа, а из понимания этого понятия ЕСПЧ, к которому он пришел, применяя автономное толкование таких понятий, как «закон» и «в соответствии с законом», «установленный законом».

В практике ЕСПЧ вопрос о законности, прежде всего, возникает тогда, когда речь идет об ограничении тех или иных конвенционных прав, которое должно проходить, по словам ЕКПЧ, «в соответствии с законом», что и обусловило необходимость автономного толкования этого понятия в практике ЕСПЧ. В соответствии с практикой ЕСПЧ, слово «закон» должно толковаться не только как писаное право, но и как неписаное право.

Принцип законности как составляющая верховенства права связан, по крайней мере, с несколькими аспектами, первый из которых можно назвать формальным, а второй — сущностным. Формальный аспект законности состоит в том, что органы государственной власти должны иметь правовую основу для своей деятельности, иначе говоря, каждый орган государственной власти должен быть наделен полномочиями и должен использовать такие полномочия в соответствии с законом. Итак, выдвигается требование наличия законодательной базы регулирования полномочий органов государственной власти, особенно — дискреционных, и необходимость последних действовать в строгом соответствии с указанными предписаниями. Так, ЕСПЧ отмечает, что закон, который определяет дискреции, должен определять также и границы дискреции, предоставленной соответствующим органам, государственной власти и способы ее осуществления с достаточной ясностью, с учетом легитимной цели мероприятий, которые применяются с целью предоставления индивидуальной адекватной защиты против произвольного вмешательства. Учитывая указанное, любое вмешательство в права человека или их ограничение должно быть оценено с точки зрения их законности.

Згадайте новину: Нові кодекси не за горами? - Олексій Філатов

Таким образом, в контексте верховенства права законность не может сводиться к простому соответствию нормам материального и процессуального права, а рассматривается несколько шире. В решении по делу «Kruslin v. France» ЕСПЧ отметил, что словосочетание «предусмотрено законом» в контексте п. 2 ст. 6 ЕКПЧ предусматривает, чтобы, во-первых, действия власти имели основания во внутреннем законодательстве, что отражает формальную составляющую законности. Одновременно указанное положение предусматривает и качество конкретного закона, требуя, чтобы конкретный закон был доступен для заинтересованного лица, которое имело бы возможность предвидеть последствия его применения по отношению к себе, а также, чтобы закон не противоречил принципу верховенства права.

ЕСПЧ определяет законность не только как соблюдение всех норм материального и процессуального права (формальный аспект), но и выдвигает качественные требования, которым должен соответствовать определенный «закон», чтобы он мог считаться законом в контексте верховенства права (содержательный аспект). При этом содержательный элемент законности является тем отличием, которое позволяет констатировать различные подходы к принципу законности как составляющей верховенства права в практике ЕСПЧ и принципа законности в отечественной правовой доктрине. Считаю, что именно такая субстантивная характеристика закона должна стать ориентиром для пересмотра понимания национального принципа законности с точки зрения естественно-правового правопонимания.

По анализу практики ЕСПЧ следует важное наблюдение, которое заключается в том, что требование доступности и предсказуемости закона является составной не только концепта законности в практике ЕСПЧ, но и элементом принципа правовой определенности. В деле «Brumarescu v. Romania» ЕСПЧ прямо указывает, что одним из фундаментальных аспектов верховенства права является принцип правовой определенности.

Стоит отметить, что правовая определенность является сложным и многоаспектным понятием, объединяющим большое количество элементов, на что суды при рассмотрении дел должны обращать внимание.

В основе анализа практики ЕСПЧ, с точки зрения возможности применения при осуществлении правосудия по гражданским делам, можно выделить следующие элементы правовой определенности:

1) доступность и предсказуемость законодательства;

2) концепция правомерных ожиданий;

3) принцип res judicata;

4) требование исполнения судебных решений;

5) обеспечение единства судебной практики.

Вспомните новость: ЕСПЧ констатирует неисполнение решения судов в Украине

Еще одним элементом, который прямо выводится из основополагающего принципа верховенства права, является принцип пропорциональности, который также впервые отмечен в проектах процессуальных кодексов как основной принцип судопроизводства (п. 7 ч. 1 ст. 2, ст. 11 проекта ГПК Украины). По этому поводу в деле «Ocalan v. Turkey» ЕСПЧ отметил, что всей ЕКПЧ присущ поиск справедливого баланса между требованиями общего интереса общества и требованием защиты личных фундаментальных прав. Пропорциональность предполагает достижение в правотворчестве и правоприменении баланса интересов человека и общества. Органы публичной власти не могут накладывать на граждан обязательства, выходящие за пределы общественной необходимости.

В практике ЕСПЧ указанный принцип, как и принцип законности, рассматривается обычно с позиций правомерности ограничений конвенционных прав человека.

Составной верховенства права в контексте практики ЕСПЧ также является право на справедливое судебное разбирательство как система процессуальных гарантий, предоставляемых лицу во время рассмотрения дела в суде.

В целом, соглашаясь с целесообразностью подхода к толкованию процессуальных гарантий в составе верховенства права, следует сделать несколько замечаний по реализации принципа верховенства права в гражданском судопроизводстве. Действительно, первостепенное значение для выяснения сущности принципа верховенства права в гражданском судопроизводстве имеет его интерпретация ЕСПЧ, однако сосредоточение внимания на чисто процедурных аспектах верховенства права, как гарантиях п. 1 ст. 6 ЕКПЧ, не исчерпывает проблематику применения верховенства права в гражданском судопроизводстве, ведь, кроме обеспечения чисто процессуальных гарантий, судья также учитывать и материально-правовые аспекты верховенства права, а потому судами должен быть применен более широкий подход к исследованию верховенства права в гражданском судопроизводстве, что позволит сосредоточить внимание не только на чисто процессуальных гарантиях, предусмотренных п. 1 ст. 6 ЕКПЧ, однако и на содержательных составляющих верховенства права в гражданском судопроизводстве, что имеет особое значение с точки зрения проблематики судебного правотолкования и судебного правоприменения.

Автор: Наталья Мамченко

Источник: Судебно-юридическая газета

Оцініть матеріал:

protocol.ua