Принцип объективности: определение, особенности, функции и роль. Принцип объективности понятие


Принцип объективности

Принцип объективности – научный принцип, который ориентирует исследователя на понимание определенной субъективности той информации, с которой ему приходится работать, умение оценить степень этой субъективности, умение и стремление минимизировать всякую субъективность, искажающую реальное положение дел. Это один из важнейших принципов научного анализа конфликтов. Он требует от конфликтолога минимизировать влияние личных и групповых интересов, установок, др. субъективных факторов на процесс и результаты исследования конфликтов. Изучая конфликты, необходимо видеть их такими, каковы они на самом деле, не приукрашивать сложившуюся ситуацию, не выдавать желаемое за действительное, не забегать вперед, трезво оценивать обстановку, учитывать как позитивные, так и негативные моменты в развитии событий. Только на основе знания реального положения дел можно принять верное решение, реально, не на словах, управлять людьми, конфликтами, организациями. Быть высоко профессионально подготовленным, чтобы понять суть вещей, увидеть и узнать правду, быть мужественным и честным конфликтологом, чтобы не отвернуться и не «закрыть глаза» на нее тогда, когда она горька и нелицеприятна, – в этом сегодня одно из главных требований объективного подхода к анализу конфликтов. Чем выше уровень конфликта, тем сложнее при его исследовании выполнять требования.

Объективность является одним из основных принципов научного познания.

Каковы же основные принципы научного познания? Многие авторы называют в качестве таковых: I) объективность, 2) детерминизм, 3) системность, 4) доказательность и обоснованность получаемых в исследованиях результатов, 5) постоянную рефлексию используемых методов и др. Однако в последнее время объективность как универсальный принцип научного познания начинает подвергаться сомнению.

Проблема объективности научного познания в психологической науке всегда относилась к наиболее трудным и до сих пор неоднозначно решаемым проблемам. Ведь психология казалась многим особой наукой, потому что в ней познавательная активность субъекта направлена не на внешнюю реальность, а на самого себя, на свой внутренний мир. Многие психологи на этом основании изначально отказывались от признания психологии объективной наукой. «Разве можно объективно изучать субъективное?» — вопрошали они, подразумевая под субъективным внутренний мир субъекта, открытый для познания якобы только ему самому и никому другому. В рамках этой точки зрения главным (а иногда даже единственным) методом познания психических явлений провозглашался метод интроспекции, т.е. «всматривание внутрь себя». Сомнительность этого метода давно уже подчеркивалась многими исследователями, например И.М.Сеченовым, который сказал однажды, что, если бы психология действительно обладала таким особым «орудием» для «непосредственного» познания психики, она давно обогнала бы в своем развитии иные науки.

Другие авторы, как, например, представители возникшего в начале XX в. в США бихевиоризма, настаивали на том, что психология все-таки должна быть объективной наукой. Но, поскольку, как считали бихевиористы, сознание (как внутренне наблюдаемое) нельзя изучать объективно, они предлагали иной выход: нужно изучать объективно то, что действительно объективно (это означает, по их мнению, внешне) наблюдаемо. Бихевиористы увидели такую реальность в поведении субъекта и поэтому провозгласили предметом психологии не сознание (которое понимали принципиально так же, как и в предшествующей им психологии), а поведение.

В отечественной психологии возникла иная точка зрения на решение этой проблемы: можно и должно изучать объективно именно сознание, психику, но тогда следует изменить взгляд на их субъективность. В рамках этой точки зрения возникло представление о том, что термин субъективное может иметь (и имел в истории психологии) 3 различных значения:

1. В первом смысле субъективное трактуется как полная противоположность объективной реальности, как мир «непосредственного» опыта, который должен изучаться совершенно другими методами, чем объективная реальность.

2. Во втором смысле субъективное означает искаженное, пристрастное, неполное и т.п. В этом отношении оно противопоставляется объективному как истинному, беспристрастному, полному и т.п. Пристрастность может быть изучена и объективно, как это показал, например, Л.С.Выготский, который однажды сказал о психике: «Назначение психики вовсе не в том, чтобы отражать действительность зеркально, а в том, чтобы искажать действительность в пользу организма» [17, 347]. Так понимаемая субъективность психики означает, следовательно, обусловленность психики прежде всего потребностями (мотивами) ее субъекта и адекватность психического отражения в той именно мере, в какой оно помогает субъекту сориентироваться в мире и действовать в нем. Современная психология мотивации доказывает возможность научно-объективного изучения специфики субъективного искажения действительности субъектом в зависимости от конкретных мотивов его деятельности.

3. В третьем смысле «субъективный» — это то, что принадлежит субъекту, выполняет конкретные функции в его жизнедеятельности, имеет вполне объективные формы существования и поэтому может быть изучено различными объективными методами (для выражения этого смысла больше подходит термин «субъектный»). Как было показано сторонниками деятельностного подхода в психологии (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, А. Р.Лурия, П.Я.Гальперин, Д. Б.Элько-нин и др.), существование психических процессов в различных субъективных (в первом смысле) формах представляет собой вторичное явление, тогда как исходным и основным способом их бытия является их объективное существование в различных формах предметно-практической деятельности субъекта.

Развитие современной психологии можно обозначить как движение к объективному познанию психического как субъектного, выполняющего свои конкретные функции в жизни человека .

Известный отечественный философ М. М. Бахтин писал о том, что познание человека может быть только диалогическим. Вслед за ним М.К. Мамардашвили говорил о том, что в науках, имеющих дело с субъектом, нельзя говорить о вечных и неизменных законах существования субъектной реальности до взаимодействия с другим субъектом: эти законы должны рассматриваться «как функция некоторого более широкого целого, как функция самой деятельности, в континууме которой становится возможной связь, которую потом мы называем законами» [80, 63].

Таким образом, процесс психологического познания другого человека неизбежно включает познающего в конструктивный диалог с ним, однако все же нельзя говорить о том, что в психологии объективное исследование вообще невозможно. Сам этот диалог разворачивается не по произволу исследующего и не согласно свободе воли исследуемого — в самом диалоге есть какие-то относительно независимые от желаний участвующих в нем лиц правила, некие объективные его контуры (обусловленные множеством не контролируемых субъектами обстоятельств).

studfiles.net

определение, особенности, функции и роль :: SYL.ru

Принцип объективности может быть использован в различных смыслах. Он в равной степени имеет значение для оценки отношения учителя к ученику, для проверки исторических фактов, анализа социальной теории, изучения природного физического явления или философского положения.

Сомнительно, что есть вообще что-то, на что не распространяется объективность. Это понятие присутствует в сознании каждого субъекта как фундаментальное основание, на котором строится всё сущее.

Реальность и объективность

Возможно, существуют другие миры, в которые можно проникнуть неким фантастическим образом, но пока наше сознание не способно это понять и осуществить. Всё остальное абсолютно реально и объективно.

Совершенно нет необходимости ссылаться на принцип научной объективности, изучать философию, физику, законы жизни общества; совсем нет необходимости верить в существование объективных законов мироздания. Объективное не нуждается ни в вере, ни в том, чтобы субъективное правильно расставляло приоритеты.

Всё окружающее реально существует и развивается вне нашего сознания. Реальность объективна во всех своих проявлениях. Реальности абсолютно безразличны любые субъективные мнения о нём, равно как и отношение к ней любого общественного сознания.

Мысль субъекта - материальна. Здесь можно спорить и сомневаться. Врожденный принцип объективности каждого другого субъекта может противиться этому объективному обстоятельству. Но частное мнение здесь мало играет объективной роли, равно как и общественное сознание может в какой-то своей части отрицать сам факт своего реального и объективного существования.

Виртуальная реальность и объективность

Высший свет передового края науки и техники - информационные технологии, совсем недавно решили, что стали сердцем научно-технического прогресса, потому что:

  • создали огромные базы данных, но в старом добром стиле реляционных идей 80-х гг. прошлого века;
  • понастроили железных конструкций из компьютеров, линий связи и прочей аппаратуры, что дало «жизнь» облачным технологиям того же стиля и уровня.

Дорога прогресса никогда не бывает узкой, всё всегда идет сразу по нескольким направлениям. Частное здесь ничтожно. Оно не может что-либо запретить, а чему-то дать зеленый свет.

Естественно, к началу 1990-х были сформулированы не только реляционные идеи, ещё тогда были разработаны реально воздушные облака, совершенно не связанные ни с какими громоздкими «наземными» железными конструкциями.

ИТ-сфера уже лет пять как торжествует - она создала виртуальную реальность! Это её ошибка. Нельзя безнаказанно попирать объективные законы. Здесь субъективное ничтожно перед объективным. Банально, как в гражданском праве: самый первый пункт о ничтожности сделки: «... не соответствует законодательству».

Принцип исторической объективности требует рассмотрения в развитии: как что-то возникло, какие этапы прошло, что с ним стало. Важно истинное содержание, объективное отношение и понимание, а не субъективные идеи и подгонка под выгодные кому-то или понимаемые кем-то схемы.

Можно красиво и долго говорить о том, какие теперь есть:

  • мощные реляционные базы данных;
  • комфортные компьютерные облака.

Действительно, говорить можно. Но был нарушен принцип объективности, а это непростительная ошибка. Нет сегодня ни одной нормальной базы данных, вся их мощь зиждется на ежедневном труде массы специалистов, а облака построены на таком большом количестве железных конструкций, что их виртуальность - миф, который не придумал бы самый прогрессивный фантаст.

Объективное исследование и объективность в развитии

Принцип объективности четко сформулирован философией. Есть свои варианты у психологии и социологии, общее энциклопедическое мнение. Характерно, что практически все источники определяют двуличность познания объективного.

  1. Принцип объективности рассматривает существование объективной реальности, предметов и явлений независимо от наших чувственных восприятий и субъективных отношений.
  2. Это научный принцип, который ориентирует исследователя на понимание определенной субъективности той информации, с которой ему приходится работать, умение оценить степень этой субъективности, умение и стремление минимизировать всякую субъективность, искажающую реальное положение дел.

Сказать можно по-разному, но смысл объективности всегда один - она никогда ни от чего не зависит, но дает возможность субъективному познанию:

  • объективно познать самое себя и объективное.

Объективно исследование или нет - не всегда можно определить в самом начале, но стремиться к этому всё же следует. Принципы объективности исследования - это прежде всего:

  • никакого предпочтения объективному на фоне, действующего сознательно, субъективного;
  • отдавая должное пути, избранному субъективным, не следует забывать об обратном влиянии, которое гарантированно обеспечит объективное в ответ на всякое сознательное действие.

Нельзя не уделять должное субъективному. Оно имеет не меньшее значение в познании объективного. Пример с двумя позициями из сферы ИТ-технологий - объективная закономерность:

  • ситуация предельно объективна именно тем, что неверное субъективное дало быстрый старт развитию через примитивные технологии - это гораздо быстрее, чем если бы в конце прошлого века одержали верх объективные реальности виртуального мира и ИТ-технологий вообще.

Объективное - это фундамент, но субъективное - это строитель, который делает фундамент мощнее и крепче. Ошибки субъективного объективное не прощает, но существовать, особенно развиваться, объективное без субъективного не может.

Да и потом, если человека не будет ... объективного тоже не станет - ведь оно отражается в субъективном. Если человека не будет, останется только звездочка во Вселенной, а такого добра в ней и так достаточно.

Субъективная составляющая

Принцип объективности познания именно в том и состоит, чтобы дать волю субъективному. Это объективный закон совместного участия объективного и субъективного в общем процессе развития.

Характерная черта человека, которая к реальной науке не имеет никакого отношения: человек будет настаивать на своём до тех пор, пока не упрется лбом в стенку, но и в этом случае он предпримет все доступные ему меры, чтобы разбить себе лоб.

Только когда вариантов не останется, а «лечиться» как-то нужно будет. Человек положит в фундамент объективного ещё один кирпичик и пойдет дальше.

Общественное сознание: принципы состязательности и динамика приоритетов

Немногого стоит восхвалять личность, практичнее высказать благодарность обществу. Это более благородно, но ещё объективно и заслуженно.

Общественное сознание, как хороший родитель, дает индивидуальности все возможности для раскрытия её потенциала и всячески укрепляет её выбор множеством препятствий. Знания, которые обретает каждый человек, бережно хранит и развивает общественное сознание.

Философия в чем-то права, когда говорит о законе отрицания отрицания и спирали развития. Возможно, именно так это следует формулировать, но с позиции объективности практичнее согласиться: не суть важно, как назвать процесс. Важно, чтобы процесс шёл в том направлении, которое он избрал, состязаясь с другими процессами.

Общественное сознание может выбирать приоритеты, создавать возможности для одних направлений развития и препятствовать другим. Это его законная, объективно обусловленная роль.

У всех составляющих объективной реальности, общественного сознания, индивидуальности своя собственная роль и вполне конкретные функции в общем процессе. Вмешательство в дела друг друга - вполне нормальное явление. Это как в быту: в споре равных рождается истина, а не равная борьба порождает насилие.

Особенности формирования субъективного момента

Не каждый человек будет участвовать в познании объективного, ставить перед собой перспективные цели, изучать общество, творить. Особого смысла нет выяснять, откуда у человека появился дар или желание чего-то достигнуть: от рождения или от усидчивости и упорного труда.

Подавляющее большинство людей устраивает мирная семейная жизнь. Только единицам свойственно «морочить» себе и окружающим голову. А из этих единиц лишь избранным дозволено что-то изменить. Это так действует объективность. Но фактор избранности - это не божественное или общественное решение, это достижение личностью такого результата, который нельзя не заметить и не признать.

Объективное и общественное сознание

Трудно выбрать, какой методологический принцип объективности самый важный:

  • историзма;
  • детерминизма;
  • системности;
  • социальной направленности.

В теории при описании методологических принципов понятие «объективность», как правило, участвует на общих основаниях. Насколько это разумно? Тому, кто так считает - виднее. Однако однозначно можно сказать про остальные принципы - всё объективное требуется для анализа информации, синтеза решения и направления движения. Что касается общества, оно всегда успевает научить личность всему, что знает и объяснить свою позицию. Оно все время будет занимать свою позицию, через свои законы, свое устройство и всех людей, которые окружают личность.

Объективное субъективное взаимодействие

Не суть важно, откуда появилась планета Земля и как образовалась Вселенная - это отдельная наука и её представителям еще долгое время будет чем заниматься.

Не вдаваясь в особенности божественного происхождения, ее самостийного эволюционирования жизни вообще, проще остаться в контексте реально осязаемого и возможного. Это значительно дешевле по времени и объективнее по сути.

Человек видит, слышит, понимает и принимает решения. По собственной воле или под влиянием непреодолимых обстоятельств, общества или реальной действительности. При любом положении вещей - это фундамент, на котором строится всё взаимодействие.

Важно следовать поставленной цели, объективно воспринимать все обстоятельства и адекватно к ним относиться. Если есть желание иметь успех, есть приличная цель - её можно будет достичь или понять, что именно хотелось бы достичь. Последнее не менее важно, чем сама цель.

www.syl.ru

определение, особенности, функции и роль :: BusinessMan.ru

Не секрет, что весь окружающий мир мы познаем благодаря нашему сознанию, которое воспринимает предметы окружающей действительности и любезно связывает их с концептами и конкретными образами. Это было доказано давным-давно и, пожалуй, не требует каких-либо дополнительных пояснений.

Тем не менее открытым остается вопрос, насколько образы, возникающие в нашем сознании, адекватны тому, чем они являются в реальности? Насколько совпадает цвет, форма, температура и даже суть того или иного предмета с тем, как его воспринимает наш мозг? И это - только верхушка айсберга. На самом деле все еще сложнее.

Существует ли объективность

В этом контексте вопрос, озаглавивший данный подраздел, становится особенно актуальным. В самом деле - можно ли говорить о том, что принцип объективности действительно имеет место быть, если абсолютно все в нашем мире преломляется сквозь призму нашего сознания, которое, к слову сказать, глубоко индивидуально, несмотря на наличие архетипов и прочих проявлений коллективного представления.

С одной стороны, - проблема определенно есть. А с другой - остается открытым вопрос, насколько она серьезна и достойна внимания.

В какой сфере нужен принцип объективности

Исходя даже из базовой семантики данного словосочетания несложно предположить, что оно определенно относится к научному понятийному аппарату и это совершенно не станет ошибкой. Данное явление действительно имеет место преимущественно в мире точных данных, конкретных значений и фундаментальных открытий. Более того - именно оно ложится в основу любого исследования, а соответственно, всегда определяет направление движения той или иной научной мысли.

По сути, все знания современного человечества так или иначе опираются на принцип объективности и именно это можно считать ключевым моментом в достижении по-настоящему фантастических результатов и совершении совершенно невероятных открытий.

Суть понятия

Если говорить о конкретном значении данного словосочетания, стоит отметить, что в каждой области научного знания оно будет иметь свой собственный оттенок в зависимости от специфики предмета исследования. На базовом уровне принцип объективности можно трактовать как отказ от любой субъективности во время проведения исследования. Иными словами, во время работы с тем или иным явлением или понятием ученый может оперировать исключительно фактами, не прибегая к каким-либо домыслам и проявлениям личностного отношения.

Подобная система научной работы необходима для получения максимально точных данных на выходе, а соответственно, более качественного результата.

Существует ли это на самом деле

Конечно, если само понятие существует, принципы научной объективности ничуть не менее реальны. По крайней мере, именно к этому стремится любое исследование или аналитический процесс.

Тем не менее влияние сознания как создающего, так и познающего исключать не приходится. Помимо этого, для соблюдения данного условия необходим целый ряд самых разных факторов, среди которых уровень подготовки исследователя, объем его понятийного аппарата, специфика предмета и объекта исследования (ведь одно дело, когда изучению подвергается какой-нибудь новый вид бактерий и совсем другое - когда ведется исследование ментальных процессов).

По сути, принцип объективности - методологический принцип, соблюдение которого крайне важно для адекватности исследования. Тем не менее он зависит от огромного количества факторов и соблюдается не всегда.

Кое-что об особенностях

В общих чертах этому пункту уже было посвящено в данной статье несколько предложений. Теперь разберемся более подробно, чем же на самом деле является принцип объективности, научности и адекватности того или иного исследования.

С сугубо методологической точки зрения суть данного явления заключается в том, чтобы знание о том или предмете реального мира было максимально ему адекватно. Иными словами, предмет должен восприниматься исследователем именно таким, каким он является на самом деле.

Именно с этим и связана основная сложность и загвоздка в данном вопросе. Поскольку сам процесс познания того или иного предмета напрямую связан с мозговой деятельностью и особенностями мировоззрения исследователя, можно ли считать, что его видение предмета или явления может быть в самом деле эквивалентным познаваемому предмету?

Самая большая загвоздка

Еще большую сложность составляет изучение явлений, не находящих материального представления в реальном мире. В качестве примера можно привести любое филологическое исследование. Принцип объективности и историзма определенно имеет место в этом случае (в особенности когда это касается языковых норм или синтаксиса, имеющих хоть какое-то представление).

Но как быть с изучением литературы (исключая, разве что, формалистические и структуралистические искания)? По сути, художественный мир того или иного произведения никак не представлен в объективной реальности. Соответственно, абсолютно все в данном случае зависит от видения исследователя. Так можно ли говорить о том, что понимание предмета будет ему эквивалентно? И существует ли вообще этот предмет?

Есть ли выход?

Что же делать, если принцип объективности предполагает то, что порой кажется и вовсе невозможным? Ответ на этот вопрос крайне прост - в данном случае проблема может быть решена наличием богатого понятийного аппарата и достаточно объемного багажа знаний о предмете и объекте исследования.

Наконец, нельзя забывать и об информации, уже имеющейся на данный момент и представляющей большую или меньшую научную ценность. По сути, абсолютно любой предмет или явление имеет ценность исключительно в сравнении с другими, поскольку только в этом случае может быть оценена его значимость и ценность. Конечно, в данном случае может быть приведен аргумент о существовании вещей решительно уникальных, однако, не вдаваясь в терминологию, отметим, что ценность подобных вещей определяется сравнением с их отсутствием.

Таким образом, можно говорить, что наиболее значимой, базовой составляющей адекватности того или иного исследования является именно анализ и сопоставление. Только таким образом субъективная оценка может быть сведена к допустимому минимуму.

Не менее важно для исследователя и просто отказаться от личностной оценки, субъективного восприятия ситуации. В особенности это касается, конечно, наук, связанных с историей, где личное отношение к тому или иному явлению может лишить информацию статуса адекватных данных.

businessman.ru

Принцип объективности - стр.4

Принцип объективности

Главная функция этого принципа – профилактическая. Данный принцип был фиксирован В. И. Лениным в «Философских тетрадях» при перечислении элементов диалектики: «объективность рассмотрения (не примеры, не отступления, а вещь сама по себе)» [Ленин, Т.29, С.202]. Принцип объективности предполагает исследование предмета самого по себе, без субъективных привнесений, без включения оценок, пристрастий, субъективности в сам объект. Оцениваться может и должен предмет, оценка вне его, а не в нем.

Принцип объективности не исключает принцип партийности, субъективности. В.И. Ленин поэтому, утверждая принцип объективности, выступал против принципа объективизма, критикуя Струве. Объективизм – это отказ от оценки, от субъективного, классового отношения к объекту. Объективность – это принятие вещей такими, каковы они есть. Как известно, в марксистской философии принцип объективности и принцип партийности (субъективности) совпадают: субъективная позиция марксиста соответствует объективному положению дел.

Принцип объективности может быть развернут в ряде конкретных положений.

А. Принцип объективности выражает тождество знания и объекта, знания об объекте и самого объекта. Если объект исследования находится вне субъекта, своей логикой задает движение мысли и т.д., то знание – это отраженный объект, это объект в его субъективной форме бытия, объект в мышлении. Разумеется, знание как субъективность может относиться к объекту в принципе двояко: как адекватное объекту, истинное, и как неадекватное объекту, неистинное, ложное. Принцип объективности утверждает тождество объекта и истинного знания, объекта и истины. Объективная истина, по В. И. Ленину, – это истина, содержание которой не зависит от сознания человека и человечества. В этом также выражается данный гносеологический аспект принципа объективности.

Б. Принцип объективности многоаспектен. Можно говорить об онтологическом аспекте: «вне нас существуют вещи...», т. е. признавать объективное бытие реального мира, объекта, предмета исследования. Можно говорить о гносеологическом аспекте: исследуй предмет таким, каков он есть на самом деле, т.е. утверждать объективное движение мышления. Вероятно, есть аксиологический и прагматический аспекты: утверждение ценности объективности и побуждение деятельности на согласование с движением объекта.

В. Принцип объективности предполагает способность отрешиться от традиционных подходов, знаний, теорий, от имеющегося исторического взгляда на предмет. Это способность как бы вновь, по-новому посмотреть на объект, элиминироваться от существующего и принять объект как нечто новое, неисследованное, чистое.

Г. Принцип объективности предполагает способность абстрагироваться от личных установок, личных целей, личных пристрастий, симпатий и т. д., а не только от симпатий, подходов, оценок других. Это сложнее, ибо своя точка зрения, своя установка и дороже, и представляется объективнее, и менее заметна, ибо она своя.

Д. Принцип объективности находится в диалектическом единстве с принципом субъективности (партийности). Об этом говорит не только закон единства и борьбы противоположностей (а значит, высший принцип – принцип поляризации), но и невозможность в принципе отрешиться от субъективного, человеческого, от субъекта в субъекте.

Е. Принцип объективности многопланово рассмотрен В.И. Лениным: а) как элемент диалектики; б) как антитеза объективизму; в) как гносеологическое бытие истины, объективной по содержанию; г) как онтологическое бытие объекта вне и независимо от субъекта.

Нарушение принципа объективности при исследовании человека проявляется многопланово, в соответствии с выделенными аспектами. Иногда сегодняшние рассуждения о человеке проходят под искажающим давлением традиционного мыслительного материала: все так считают, великие так думали, Гегель учил. Надо обладать, конечно же, научной смелостью, чтобы преодолеть это давление и по-новому посмотреть на человека.

Иногда собственную установку включают в сам объект рассмотрения и исследуют не объект, а «объект + установка», хотя полагают, что полученные знания имеют отношение только к объекту и являются отраженным объектом: скажем, традиционное деление людей на способных и неспособных. Здесь не объект задает движение мышления, а установка исследователя, который себя, безусловно, считает способным, а других нет, или, «будучи, конечно, способным», причисляет себя к клану способных, но отсекает от него огромные массы населения как неспособных.

Иногда временное бытие объекта, или какую-то его характеристику принимают за постоянное и универсальное, и делают ложные выводы: если существует профессионализация, узкая специализация, значит, всестороннего развития не будет, профессии останутся всегда. Приходится напоминать сторонникам данной позиции банальные положения: разделение труда умрет с такой же закономерностью, с какой оно возникло: профессий не было и не будет; на смену разделению труда придет распределение труда и т.д.

Иногда (прагматический аспект) неудачи своей собственной деятельности субъект переносит на качества объекта и объясняет сами неудачи не собственными недостатками, а качествами объекта. Так рождается субъективизм, довольно распространенный среди педагогов: «я ему русским языком объясняю, а он ничего не понимает», или классическое: «пять раз ему объяснял задачу, наконец, сам понял, а он не понимает». Редкий педагог отнесет недостатки своей работы на свой счет: виноват не объект, а субъект.

Иногда нарушение принципа объективности осуществляется в аксиологическом аспекте, при оценке объектов при помощи неэффективных, ограниченных, неверных, неполных и т.д. критериев. Скажем, оценка качества продукции осуществляется неполноценным критерием «надежности и долговечности» (КАНАРСПИ), или чем-то подобным. Выводы переносятся на объект: или с завышением оценки, или с занижением (и то, и другое – субъективизм, обусловленный ложностью критерия).

В онтологическом аспекте принцип объективности нарушается при утверждении бытия различных загадочных, смутных, таинственных явлений, доказательства бытия которых нет, но уж так хочется, чтобы они были. Мы привносим своё в объективность. Здесь нужна осторожность и научная неторопливость.

В гносеологическом аспекте принцип объективности нарушается чаще всего (мы говорим уже о включении установки в объект).

Таким образом, представляется перспективным исследование уже самой проблемы типологии нарушений принципа объективности в исследовании человека: онтологические, гносеологические, аксиологические и прагматические ошибки.

Принцип всестороннести

Этот принцип в основном выполняет профилактическую функцию, что отметил В.И. Ленин при самом формулировании этого принципа в работе «Еще раз о профсоюзах…». Подчеркивая, что диалектический подход к любому предмету предполагает его всестороннее рассмотрение (все свойства, все связи, все отношения), В.И. Ленин писал, что мы этого никогда не достигнем, но это предостережет нас от абсолютизации, от одностороннести. На этот же принцип исследования ориентировал и К. Маркс, когда он писал о конкретном, как о совокупности многообразных определений.

Постижение конкретного (в исследовании это движение от абстрактного к конкретному) есть постепенное, последовательное вскрытие всех свойств, отношений, сторон, аспектов, граней предмета. Вполне понятно, что любой предмет бесконечен в своих качественно-количественных характеристиках, что и определяет бесконечность процесса познания. Это не дурная бесконечность скептицизма – это гносеологическая бесконечность диалектики, для которой истина – это процесс (Гегель, Ленин). Именно бесконечность объекта определяет бесконечность процесса его познания, именно всестороннесть объекта определяет принцип всестороннести его познания. Мы можем в данном плане не дифференцировать бесконечность и всестороннесть, потому что термины «все», «всякий» и пр. – это не что иное, как «бесконечное», ибо никто не может гарантировать непоявления новых свойств, отношений у предмета после того, как дан конечный перечень их. И все же: бесконечное и всестороннее – различны.

Бесконечное, бесконечность – это нечто размытое, неопределенное, неперечислимое, неохватное. Исследование свойств бесконечного объекта всегда будет завершаться оборотом «и так далее», ведь нельзя же в бесконечном ряду поставить точку. Но есть одна диалектическая тонкость: бесконечное слагается из бесконечного числа конечных объектов, конечных классов, типов, групп, таксонов. Скажем, бесконечность материи слагается из бесконечного числа конечных материальных образований (звезды, планеты, вещи, тела и пр.), то же о пространстве и времени. Конечно, каждое пространство отдельно (комната, город, страна, планета…), но их число бесконечно. Это, так сказать, онтологический план проблемы в ее предметно-субстанциальном отношении: количество вещей, тел, предметов, объектов.

Но есть и релятивно-атрибутивный аспект онтологического плана проблемы: количество свойств, отношений, качеств, признаков. Число объектов может быть ограничено, конечно (например, число планет Солнечной системы, число деревьев в данном лесу, число человек в данном подразделении и пр.), но число свойств, отношений у них – бесконечно. Таким образом, можно говорить о бесконечности предметной (вещи), атрибутивной (свойства), релятивной (отношения) и соответственно о такой же конечности. Это существенно и для понимания всестороннести.

И все же всестороннесть не тождественна бесконечности, потому что допускает ограниченность перечня. Понятие «все» имеет не бесконечный, безграничный, неохватный смысл, а смысл охвата некоторого множества, которое должно учесть все (все планеты, все кинозрители, все товары, все студенты, все роды деятельности, все профессии, все потребности и пр.). Когда мы ставим задачу всестороннего исследования предмета, то мы должны отдавать себе отчет в том, что это не устремление в дурную бесконечность, а цель исследовать все наличные, все известные, все открытые, все данные, все имеющиеся стороны, свойства, отношения, объекты, грани и пр. Здесь всестороннесть смыкается с комплексностью, как охватом всех разделов, сторон, сфер, граней и пр.

Рассмотрим основные аспекты принципа всестороннести.

А. Принцип всестороннести, прежде всего, ориентирует на исследование всех известных и неизвестных, открытых и неоткрытых, заданных и незаданных объектов, свойств, отношений у предмета исследования. Здесь этот принцип как бы выступает в форме принципа бесконечности, здесь все, т.е. и явные, и неявные. Этой своей стороной принцип всестороннести выполняет функцию профилактики в научном исследовании, поскольку нацеливает ученого на изучение неизученного, на ожидание открытия новых свойств, отношений, объектов.

Б. Принцип всестороннести задает методологическую установку на изучение всех открытых, всех известных, всех описанных в науке объектов, свойств, отношений. Здесь «все» – это уже конечное число элементов. Этой гранью принцип всестороннести обнаруживает себя в исследовании (гносеологический аспект), как принцип комплексного анализа, изучения. Вероятно, все согласятся, что комплекс, комплексный подход, комплексный метод, комплексное изучение и пр. – это установка на исследование конечного, описанного, известного или конечно задаваемого.

В. Принцип всестороннести в онтологическом аспекте имеет несколько смыслов: а) всестороннесть вещей, предметов; б) всестороннесть отношений; в) всестороннесть свойств, т.е. субстанциальные, релятивные и атрибутивные значения. Это в исследовании должно быть оговорено: что исследуется всесторонне – все вещи данного класса, все отношения у данного предмета, или все свойства у вещи. Конечно, со времен Гегеля, Маркса и А. И. Уемова, а сейчас и А. Я. Райбекаса, известно, что вещи, свойства и отношения диалектически связаны. Но не ясно: все ли это, или, кроме трех, есть еще другие планы, например, процессы. Или здесь нечто иное?

Г. Принцип всестороннести является предваряющим реализацию принципа системности, ибо всестороннесть означает исследование и всего Состава, и всей Структуры, а система – это структурированный состав. При этом в состав объекта входят уже названные образования: вещи, свойства, отношения. Общее понятие для них – компоненты системы. Применительно к проблеме человека принцип всестороннести означает:

  • необходимость исследования как биологических, так и социальных характеристик человека и их взаимосвязи;

  • анализ человека на уровне сущности, специфики, нормы и меры;

  • изучение сущности и существования человека, меры человека и ее модификации в историческом, расовом, национальном, классовом, групповом, индивидуальном отношении;

  • изучение родовых сил человека как его потребностей, способностей;

  • исследование количественной и качественной характеристик человека;

  • исследование всех терминологических обозначений человека: индивид, индивидуальность, личность, субъект, человек, кандидат в человека, гомо сапиенс, гомо фабер, гомо пульхер и т.д.;

  • исследование всех функций человека, деятельностей его;

  • исследование всех социальных отношений человека;

  • исследование всех социальных институтов, агентом которых человек реально или потенциально является;

  • исследование всех наук, изучающих человека;

  • исследование всех частных теорий о человеке…

Здесь принцип всестороннести трансформируется в принцип бесконечности, ибо мы пока не знаем, сколько существует аспектов анализа всех проблем, связанных с человеком.

Принцип детерминизма

В общем виде этот принцип хорошо известен и противостоит всем концепциям индетерминизма. Принцип детерминизма является профилактическим (уход от субъективизма, волюнтаризма) и установочным (ищи причины всех явлений). Он означает установку исследователя на изучение причинных оснований всех явлений, свойств, отношений, процессов, изменений и пр. Все в мире причинно обусловлено, беспричинных явлений нет. Конкретно развернем этот принцип в ряде положений.

А. Необходимо исследовать причинные основания всех явлений человека: потребности и способности, деятельности и отношения, возникновение социальных институтов, разделения труда, «загадочные» явления человеческой психики, увлечение модой, престижное потребление и т.д. Все это существует не спонтанно, не беспричинно, не просто так, а в силу определенных социальных, исторических оснований.

Б. Принцип причинности в онтологическом аспекте нацеливает на признание объективного бытия причинно-следственных связей. Они есть, если даже не даны мне гносеологически, если даже я их еще не знаю. Ф. Бэкон предупреждал: «Не превращайте недостатки своего ума в клевету против природы». Он проявляется в гносеологическом аспекте, нацеливая нас на исследование причин всех явлений, на объяснение всех явлений их причинными основаниями. Этот принцип в аксиологическом аспекте «работает» как ориентир оценки явлений с точки зрения их необходимых причинных оснований, хотя сама оценка не однозначна, ибо одно и то же явление и его причины (алкоголизм, преступность, мода, ССО, наставничество, реформа школы и пр.) могут оцениваться положительно и отрицательно. В прагматическом аспекте принцип детерминизма нацеливает нас на деятельное отношение к причинам, ибо если есть причины бытия данного явления, то мы своей деятельностью можем устранять, создавать, нейтрализовать, тормозить и ускорять действие тех или иных причин, причинно-следственных цепочек. При этом, разумеется, принцип детерминизма в его прагматическом явлении должен корректироваться принципом объективности, ибо воля наша, сознание, хотения и сама деятельность ограничены объективными закономерностями (введением сухого закона алкоголизм не устранить, разрушением церквей религиозность не ликвидировать, изоляцией преступников не уничтожить преступность и т. д.).

В. Принцип детерминизма, в соответствии с принципом поляризации, нацеливает на борьбу с противоположным принципом индетерминизма, отрицающим существование причинно-следственных отношений вообще и заменяющим их отношениями сосуществования, рядоположенности, хронологичности и пр. и пр. В своей тенденции принцип индетерминизма уводит ученых и науку в целом от задач объяснения явлений и ограничивает науку функциями описания. Конечно, мы далеки от мысли, что существуют только жесткие, однозначные, динамические закономерности и причинно-следственные отношения. Есть и статистические, вероятностные, многозначные, поливариантные закономерности и причинные связи. Поэтому диалектика воюет как против концепций индетерминизма (релятивизм), так и против концепций механистического детерминизма Лапласа (догматизм).

Г. Принцип детерминизма должен приниматься не только в его абстрактной форме, но и в его конкретных проявлениях (об одном мы уже сказали: статистические и динамические причинные связи). В частности, существуют причинно-следственные связи в Естественных, природных объектах и в Искусственных, социальных объектах. Они не тождественны, так как причинно-следственные отношения в социальных системах опосредованы волей, сознанием, деятельностью человека. Отсюда критика В. И. Лениным концепции «автоматического краха» империализма Р. Люксембург. О различии законов природы и общества писал Ф. Энгельс в «Анти-Дюринге». Этот анализ до логического конца доводит В.И. Ленин в «Материализме и эмпириокритицизме», когда говорит о сознательной организации коммунистического производства, когда люди поставят под свой контроль объективные закономерности экономической и иной деятельности. Причинно-следственные отношения в человеке, в человеческом обществе – это особая форма детерминации (тут бытие автоматически и однозначно не срабатывает: хорошее бытие – хороший человек, прогресс в экономике – прогресс в морали, науке, искусстве и т. д. и т. д.). Напомним здесь и о концепции относительной самостоятельности общественного сознания по отношению к общественному бытию, которую основательно развил Ф. Энгельс в письмах 90-х годов. Это корректировка детерминизма – бытие определяет сознание (применительно к обществу, к социальным системам). Мы пока еще в практике и теории эту особенность социальной детерминации не учитываем, иначе бы мы не связывали однозначно рост материально-технической базы и рост сознательности, культуры, духовности людей.

Д. Для практического и теоретического функционирования принципа детерминизма имеет принципиальное значение понимание временного соотношения причины и следствия. Почти всеобщим, самым распространенным пониманием связи причины и следствия во времени является концепция разновременности, диахронности: сначала причина, а потом следствие (Пt1 → Ct2). Это заблуждение. В советской философской литературе об этой проблеме впервые основательно заговорил А. И. Уемов – «О временном соотношении причины и действия» [Уемов, 1960], затем Поликаров (Болгария), Селиванов, Зеленов, Хьют и др.

Выстроим аргументы в пользу одновременности причины и следствия.

  1. Причина и следствие – противоположности, а противоположности существуют только вместе, одновременно, синхронно: смерть и жизнь, пролетарии и буржуазия, положительный и отрицательный заряды, левое и правое, отец и сын и т. д.

  2. Причина и следствие существуют в системе «причинно-следственная связь», «причинно-следственное взаимодействие», «причинно-следственное отношение», а связь, отношение и взаимодействие могут быть только тогда, когда заданы, существуют обе относящиеся стороны. Сравни: отношение буржуазии и пролетариата, международные отношения, национальные отношения, торговые отношения и пр.

  3. Причина и следствие не тождественны, ибо причина – это то, что порождает (генерирует, производит, вызывает) следствие, а следствие – это то, что генерируется, вызвано, порождено, действием причины. Говорить о причине чего-то можно лишь тогда, когда это что-то, т. е. следствие, есть. Значит, причина (как порождающее) и следствие (как порождаемое) существуют одновременно. Это следует из самого сущностного понимания причины: причина – это явление, необходимое и достаточное для порождения следствия. Нет причины – нет следствия. Нет следствия – нет причины.

  4. Причина и следствие одновременны, так как часто за причину (которая существует «до») выдают условия, поводы и все прочее, что не является причиной. Классический пример: «туча – причина дождя, но ведь туча существует и до дождя». Здесь ошибка в отнесении тучи к причине дождя. Туча – не причина дождя, иначе бы с появлением тучи появлялся дождь. Причина дождя – определенная концентрация паров в туче. Появилась эта концентрация – появился дождь (туча созрела до причины дождя). Существует эта концентрация – дождь идет. Кончилась концентрация – кончился дождь. Причина и следствие существуют одновременно. Так всегда: надо прежде всего при встрече со смущающим обстоятельством (удар ножом сначала, а смерть потом) спросить себя: является ли данное явление действительно причиной?

  5. Фактическое доказательство из всех областей знания: медицина, физика, механика, биология и пр. Море примеров и самое главное: нельзя привести ни одного случая, когда бы причина была до следствия, а следствие после причины. А у фактов, как известно, не столько утверждающая, сколько ниспровергающая сила и функция. Так вот: таких негативных фактов нет.

  6. Если причина не существует до следствия, то следствие не существует после причины. Как может существовать порождаемое, если нет порождающего? Это мистика. Следствие, будучи вызвано на свет причиной, с прекращением бытия причины продолжает существовать уже не как следствие, а как некое явление (вещь, процесс, состояние, свойство и т. д.).

  7. У Гегеля причина и следствие рассматривались одновременно существующими. У Энгельса («Диалектика природы» и «Анти-Дюринг») говорится: а) «Причина, которая не действует, не есть причина», т.е. причина не существует до следствия, и б) «С прекращением причины прекращается и следствие», т.е. следствие не существует после причины.

  8. Попытка представить концепцию одновременности причины и следствия как приводящую к сжатию времени в один момент (все происходит сейчас) несостоятельна, так как она не учитывает одновременного бытия (дления) «причины-следствия». Время длится и до причины, когда она существует в форме Явления, и во время бытия причины, когда она вызывает следствие, и после действия причины, когда она становится просто явлением или снята в следствии, которое тоже существует теперь просто как явление.

  9. Попытка обвинить концепцию одновременности в метафизичности, так как она не учитывает единства противоположностей («быть до» и «быть одновременно»), как пытался сделать философ из ГДР Кребер в рецензии на книгу А. И. Уемова, тоже несостоятельна, так как автор выделяет не те полярности. Противоположностями являются не «до» и «одновременно», а «До» и «После». Если мы хотим быть диалектиками, то мы и должны допустить (да и спросит ли нас Природа?!) одновременное бытие отношений «до» и «после» у причины и следствия: причина и следствие существуют одновременно. Ведь «одновременность» – это то третье, которое содержит в себе, снимает в себя полярности «до» и «после». Существовать «до» и «после» значит существовать одновременно. Диалектиком оказывается Уемов, а не Кребер.

  10. В. Н. Сагатовский в ряде работ пытается предложить паллиативное решение: причина может существовать и до следствия, и иногда одновременно со следствием. Перед нами эклектика чистейшей воды. Причина ее проста: а) неопровержимые факты одновременности причины и следствия заставляют Сагатовского признать случаи (именно как случаи только) одновременности; б) с другой стороны, ряд конкретных фактов сам Сагатовский не может интерпретировать в духе монизма концепции («одновременность») и поэтому «недостатки собственного ума превращает в клевету против природы» (Бэкон). Нет примеров разновременности, если не отождествлять причину и условия, причину и повод, причину и явление, причину достаточную и необходимую.

Итак, причина и следствие существуют одновременно. Между ними отношение эквивалентности:

есть причина – есть следствие;

нет причины – нет следствия;

есть следствие – есть причина;

нет следствия – нет причины.

Вроде бы терминологический спор (чем является причина до появления следствия; как назвать отца до появления сына…), но это «кажимость». Речь о содержательном понимании отношения (связи и отграниченности) причины и следствия, и доказать существенность концепции одновременности можно обращением к прикладным выводам.

Тогда проблема «пережитков прошлого» при социализме (алкоголизм, преступность, религиозность, тунеядство, волокита, формализм, бюрократизм, взяточничество и пр. и пр.) снимается, ибо в своей философской сути эта проблема – отношение причины и следствия (может ли следствие существовать после причины?). Да: алкоголизм и пр. у нас причин не имеют, причины – в прошлом, в царской России, в капитализме. Но как же тогда бороться с данными негативными явлениями, если они – «пережитки прошлого», «родимые пятна капитализма», «проклятое наследие царской России» и т. п.? Ведь для устранения каких-то явлений необходимо устранить их причины. Чтобы уничтожить алкоголизм, надо уничтожить его причины. А причины в прошлом. А время необратимо. Значит, мы бессильны в борьбе с негативными явлениями именно потому, что они «пережитки», а не потому, что причины их в прошлом.

Это недеятельная, пассивная позиция. Самое большое, что остается делать, – бороться не с причинами и, значит, не с самим негативным явлением как сущностью и целостностью, а с его носителями. Вот и начинается борьба с алкоголиками, а не с алкоголизмом; с преступниками, а не с преступностью; с верующими, а не с религиозностью; с тунеядцами, а не с тунеядством. Но если корни, причины остались в прошлом, то вершки, следствия, не уничтожить никогда.

Совсем иное, революционное, активное, действенное отношение рождается из концепции одновременности. Если причина и следствие существуют одновременно, значит, сейчас, в нашей действительности есть реальные причины алкоголизма, преступности, тунеядства, взяточничества и т.д. Значит, мы можем: а) их исследовать и б) их уничтожить. Тогда не будет и негативных явлений. Устремляемся на исследование негативных явлений с точки зрения причин их появления и существования. Находим эти причины (например, исследование Л.А.Зеленова о причинах алкоголизма с выявлением шести основных причин) и намечаем соответствующие средства борьбы с ними (у него 6 причин – 6 средств борьбы). Это диалектико-материалистический, а не идеалистический и метафизический подход (идеализм: причина негативных явлений – в недостатках идейно-воспитательной работы; метафизика: причина существует до следствия, это пережитки и родимые пятна). Наконец, и терминологически надо быть строгим. И это уже становится явью нашей жизни. Мы все чаще пишем и говорим о «негативных явлениях», «социальных пороках», «девиантном поведении», «отклоняющемся поведении», «нарушении норм социалистической морали» и т.д. и т.п., а не о «пережитках» и прочем. Это практический пример.

А вот теория. Распространенным является постулирование отставания и опережения сознанием бытия. Это заблуждение. Что значит с методологической точки зрения отставание и опережение? Это значит отказ от принципа детерминизма в целом, это значит провозглашение: причина (бытие) до следствия (сознание), сознание (следствие) до бытия (причина). Абсурдно, но так все пишут.

Сознание может как отставать от бытия, так и опережать его. Примеров море, в частности, те самые пережитки прошлого, о которых мы уже сказали. Ошибка та же. Если бытие определяет сознание, если сознание есть отражение бытия, то никакого отставания или опережения быть не может в принципе: все, что есть в сознании, обусловлено бытием, есть отраженное бытие. Просто само бытие надо понимать диалектически, многозначно: в нем есть отсталое и передовое, хорошее и плохое, негативное и позитивное, ценное и неценное, прогрессивное и регрессивное, а наше сознание как отражение бытия содержит тоже и положительное, и отрицательное; и передовое, и отсталое; и революционное, и реакционное. Поэтому противоречивость бытия отражается в противоречивости сознания. Вот диалектика! И никакого отставания или опережения (метафизика и эклектика).

Новое, прогрессивное, в сознании по отношению к старому, реакционному, в бытии – «опережение». Старое, реакционное, в сознании по отношению к новому, прогрессивному, в бытии – «отставание». Но сознание в целом не отстает и не опережает, а отражает. Сознание – модель бытия. Целостность сознания – отражение, модель целостного бытия.

Множество иных следствий, выводов, приложений следует из положения об одновременности причины и следствия.

Кстати, эта проблема – блестящий ввод в будущую «Практическую (или прикладную) философию». Ее надо создавать.

textarchive.ru

Принцип - объективность - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Принцип - объективность

Cтраница 1

Принцип объективности обеспечивается посредством строгого соблюдения порядка рассмотрения таких дел, установления фактических обстоятельств дела и оценки имеющихся в материалах дела доказательств.  [1]

Принцип объективности рассматривает существование объективной реальности, предметов и явлений независимо от наших чувственных восприятий и субъективных отношений. Принцип объективности означает, что все предметы и явления оказывают на нас воздействие, что позволяет изучать их свойства, пути и формы развития, взаимодействие и взаимовлияние. Существенным признаком этого принципа является рассмотрение объективности времени и пространства, включая оперирование абстрактными понятиями пространства и диалектику конечного и бесконечного. Принцип объективности теснейшим образом связан с оценкой субъективного, что весьма существенно важно для рассмотрения личных свойств и субъективной роли студентов и преподавателей в учебном процессе.  [2]

Принцип объективности конкретизируется в нескольких требованиях. Так, недопустимо приписывать своему оппоненту какие-либо иные положения, кроме тех, которые он выдвинул. Нельзя замалчивать, обходить его аргументы, особенно основные, самые главные из них. Паскаля: Если хотите спорить не втуне и переубедить собеседника, прежде всего уясните себе, с какой стороны он подходит к предмету спора, ибо эту сторону он обычно видит правильно. Признайте его правоту и тут же покажите, что если подойти с другой стороны, он окажется не прав.  [3]

Принцип объективности дополняется другими принципами, прежде всего - принципом системности.  [4]

Принцип объективности заключается в адекватном описании исходных параметров работника. Это главный принцип оценки, он обусловливает обязательность использования научных методов, дающих максимально возможную объективную оценку. Принципы своевременной комплексности и результативности требуют того, чтобы исходные параметры и показатели ( оценки), используемые при решении той или иной кадровой задачи, были своевременно и в полном объеме представлены и обязательно использованы. Таким образом, для успешного управления в условиях рыночной экономики, когда каждое предприятие выступает как обособленный субъект, необходим профессионально подготовленный руководитель - менеджер, который должен обладать целым рядом качеств.  [5]

Принцип объективности гласит, что определяющие уравнения сохраняют свою форму при произвольном вращении и трансляции в пространстве и времени исследуемого тела как абсолютно твердого.  [6]

Принцип объективности и конкретности означает учет объективных правил и законов политической деятельности, принятие решений на основе глубокого анализа действительности, достоверной и научно обработанной информации, статистических данных. Объективность и конкретность несовместимы с поверхностностью, самотеком, стихийностью, субъективизмом. Суть субъективизма как раз и состоит в игнорировании объективных условий и закономерностей развития общества. Когда, например, кукуруза вместо того, чтобы процветать на Кубани, превращается в политическую культуру и начинает вытеснять рожь в Архангельской области, не принося никакой пользы.  [7]

Принцип объективности обязывает выявлять закономерности, определяющие процессы экономического, социально-политического и культурного развития, рассматривать историческую реальность во всей ее многогранности и противоречивости, независимо от нашего отношения к излагаемым фактам и событиям, не искажая и не подгоняя их под заранее заданные схемы и концепции.  [8]

Принцип объективности гласит, что определяющие уравнения сохраняют свой вид при произвольных вращении и трансляции в пространстве и времени исследуемого тела как абсолютно твердого. Смысл принципа локальности заключается в том, что значения активных переменных и эволюционные уравнения для внутренних параметров состояния системы в окрестности рассматриваемой точки определяются только значениями реактивных переменных в окрестности этой точки. Если отказаться от принципа локальности, то возможно построение более сложных, нелокальных моделей сплошной среды.  [9]

Принцип объективности обеспечивает объединение требований компетентности, независимости, технической оснащенности и наличия документации в организациях, выполняющих сертификационные работы.  [10]

Принцип объективности постулирует, что определяющие уравнения сохраняют свою форму при всех эквивалентных движениях сплошной среды. Два эквивалентных движения могут отличаться на произвольное вращение, трансляцию в пространстве и трансляцию во времени. Принцип объективности выражает тот факт, что по отношению к физическим законам все направления и точки пространства и все моменты времени являются равноправными.  [11]

Принцип объективности, полноты и оперативности информации является одним из исходных в социетальном управлении. На основе рационального использования различных источников и видов информации органы управления получают точную картину о положении дел на местах, в центре и каждой сфере управления. При этом всеобъемлющая и разносторонняя информация нужна как для органов власти и управления, так и для всех слоев общества, субъектов политической, экономической, социальной, духовной и культурной систем. Организация мониторинга основных параметров объекта управления позволяет, с одной стороны - не упускать главного в процессе управленческой деятельности, держа в поле зрения определяющие стратегические ориентиры, с другой, осуществлять постоянный анализ соотношения и значения того, что выбрано в качестве основных параметров, ориентиров и т.п. и своевременно пересматривать их иерархию и значимость, адаптируя к ним процесс управления.  [12]

На основе принципа объективности производится назначение должностных лиц для ведения производства о нарушении таможенных правил.  [13]

Таким образом, принцип объективности подтверждает, что внутренние силы изменяют направление так же, как и тело. Опыт показывает, что принцип объективности очевиден. Если сказать, что длина пружины увеличена вдвое, то никто не спросит, какое направление у этой пружины и куда ее перенесли, однако каждый скажет, что сила увеличилась вдвое.  [14]

Таким образом, принципы объективности, историзма, социального подхода, всесторонности изучения базируются на диалектико-материалистической методологии изучения исторических процессов.  [15]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

ПРИНЦИП ОБЪЕКТИВНОСТИ - это... Что такое ПРИНЦИП ОБЪЕКТИВНОСТИ?

 ПРИНЦИП ОБЪЕКТИВНОСТИ – научный принцип, который ориентирует исследователя на понимание определенной субъективности той информации, с которой ему приходится работать, умение оценить степень этой субъективности, умение и стремление минимизировать всякую субъективность, искажающую реальное положение дел. Это один из важнейших принципов научного анализа конфликтов. Он требует от конфликтолога минимизировать влияние личных и групповых интересов, установок, др. субъективных факторов на процесс и результаты исследования конфликтов. Изучая конфликты, необходимо видеть их такими, каковы они на самом деле, не приукрашивать сложившуюся ситуацию, не выдавать желаемое за действительное, не забегать вперед, трезво оценивать обстановку, учитывать как позитивные, так и негативные моменты в развитии событий. Только на основе знания реального положения дел можно принять верное решение, реально, не на словах, управлять людьми, конфликтами, организациями. Быть высоко профессионально подготовленным, чтобы понять суть вещей, увидеть и узнать правду, быть мужественным и честным конфликтологом, чтобы не отвернуться и не «закрыть глаза» на нее тогда, когда она горька и нелицеприятна, – в этом сегодня одно из главных требований объективного подхода к анализу конфликтов. Чем выше уровень конфликта, тем сложнее при его исследовании выполнять требования П. о.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

  • ПРИНЦИП НИРВАНЫ
  • принцип отражения

Смотреть что такое "ПРИНЦИП ОБЪЕКТИВНОСТИ" в других словарях:

  • дополнительности \(принцип\) —         ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ (ПРИНЦИП) один из важнейших методологических принципов науки, который касается описания сложных и несоразмерных обычному человеческому опыту явлений и реальности.         Этот принцип был предложен Н. Бором (1927 1928) с… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ — (от греч. metodos путь исследования, познания и logos учение) теория исторического познания. М. и. разрабатывает принципы и средства добывания знаний о прошлом, систематизации и истолкования полученных данных с целью выяснения сущности ист.… …   Советская историческая энциклопедия

  • Методология истории — Методология исторической науки (истории)  специальная историческая дисциплина, которая определяет предмет и объект исторической науки, цель научного исторического познания, изучает научный и социальный статус исторической науки, её… …   Википедия

  • АНТРОПОЛОГИЯ (ФИЛОСОФСКАЯ) — философия человека, выделяющая в качестве своего предмета сферу собственно человеческого бытия, собственной природы человека, человеческой индивидуальности, пытающаяся через антропологический принцип объяснить и самого человека и окружающий мир,… …   Современный философский словарь

  • ГЕНЕТИЧЕСКИЙ СТРУКТУРАЛИЗМ — постструктуралистская интегративная социологическая концепция, автором которой является Пьер Бурдье. Первые работы Бурдье связаны с этнологическими и антропологическими исследованиями, в частности, Социология Алжира (1961). Методологические… …   Современный философский словарь

  • Методы исследования в психологии — Экспериментальная психология область психологии, упорядочивающая знания об общих для большинства психологических направлений проблемах исследований и способах их решения. Экспериментальную психологию называют научной дисциплиной о методах… …   Википедия

  • Бухгалтерский учёт — Ключевые понятия Бухгалтер • Бухгалтерия Главная бухгалтерская книга Оборотно сальдовая ведомость Отч …   Википедия

  • Контроль — У этого термина существуют и другие значения, см. Контроль (значения). Контроль (фр. contrôle, от contrerôle список, ведущийся в двух экземплярах, от лат. contra против и rotulus свиток)  одна из основных функций системы управления …   Википедия

  • Принципы ЮП — К общенаучным и психологическим принципам, имеющими особое значение для ЮП, можно отнести: 1) принцип объективности обязывает строить систему научного знания строго в соответствии с объективной реальностью, отражать в ней только то, что… …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • Экспериментальная психология — Экспериментальная психология  общее обозначение всех видов научно психологических исследований, осуществляемых посредством различных экспериментальных методов. Экспериментальная психология представляет собой не какой то особый вид психологии …   Википедия

psychology_pedagogy.academic.ru

Объективность как исходный принцип научного исследования. — КиберПедия

Задача науки - выработка и систематизация истинного знания о действительности. С Нового времени - времени зарождения математического естествознания - синонимом истинности становится понятие объективности: истинное знание – это объективное знание. Вместе с тем это понятие вносит новый нюанс в понятие истинного знания. Истина, как известно, противопоставляется заблуждению, истинное знание - знанию ложному.

 

Однако причины заблуждения могут быть самые различные. Это может быть и то обстоятельство, что сущность в своем проявлении создает пелену видимости и недостаточности методологических средств и т.д. Понятие объективности подчеркивает особый аспект истины – ее свободу от привнесений в знание тех или иных свойств познающего субъекта, искажающих картину предмета познания. Объективное противопоставляется субъективному. Такое понимание восходит к науке и философии Нового времени. Объективная истина здесь понимается как такое знание, которое воспроизводит объект, каков он сам по себе, безотносительно к субъекту и акту познания. Но уже представители классической немецкой философии, начиная с И. Канта, показали, что такое знание в принципе невозможно. Знание есть продукт взаимодействия субъекта познания и его объекта. Следовательно, желание иметь знание об объекте безотносительно к субъекту познания и к познавательному акту как таковому - плод непонимания сущности познавательного отношения человека к действительности. В философской традиции, идущей от К. Маркса, был сформулирован принцип предметной деятельности. Согласно этому принципу, действительность осваивается – практически и духовно – в исторически выработанных формах предметной деятельности. Мир познается в той мере, в какой общественный человек его деятельно осваивает, изменяет, преобразует.

 

Следовательно, в свете принципа предметной деятельности (или иначе: деятельностного подхода) наука и философия Нового времени не учитывала происхождения знаний из деятельности, не учитывала того, что между объектом, каков он сам по себе и субъектом как таковым находится не “пустота”, а активность субъекта. Субъект не пассивно созерцает объект (а ведь подлинное познание есть постижение сущности объекта, а не его внешних характеристик), а воздействует на него и лишь потому вырабатывает знание о нем. Позиция науки и философии Нового времени получила название созерцательной, а позже (уже в ХХ в.) ее стали именовать объектной.

 

Открытие деятельностного подхода, выработка принципа предметной деятельности не отменило понятия объективности. Данное понятие получило конкретизацию, и более того, сформировался принцип объективности, ставший одним из важных эпистемологических регулятивов. В качестве одного из главных критериев истинности (объективности) знания была принята практика. Однако, во-первых, практика была взята не как действие или совокупность действий отдельного индивида. Была признана общественно-историческая практика. “Лишь практика общественного человечества, - писал известный философ Э.В. Ильенков, - т.е. совокупность исторически развивающихся форм реального взаимодействия общественного человека с природой, оказывается и основой и критерием истинности теоретического анализа и синтеза. Именно практика, в конечном счете, показывает, что в объекте принадлежит ему самому по себе, а что таковым не является, а лишь, кажется. Но и практика далеко не всегда может это обнаружить со всей достоверностью; поэтому она считается не абсолютным, а лишь относительным критерием истинности (объективности). Ничего абсолютного, претендующего на абсолютность не существует. Такова диалектика и самой действительности, и ее познания.

 

Принцип объективности является одним из основных принципов современного научного познания

Сущность научного исследования сводится к тому, чтобы создать условия для НТП, всестороннего развития личности, показать соответствие научных процессов объективным законам функционирования и развития общества. Строгое следование требованиям объективных закономерностей, учет имеющихся возможностей, действительного состояния мира составляют содержание важнейшего принципа научных исследований. Принцип объективности непосредственно проявляется в научной обоснованности и реалистичности задач. Особенностью научных исследований является то важное обстоятельство, что следование (или нет) принципу объективности предопределяет действенность и результативность самих научных исследований. Однако теория и практика, находясь в диалектическом единстве и противоречивых отношениях, не может находиться в состоянии тождества и слияния. Тезис - каждый шаг практической деятельности уже сам по себе является творческим развитием теории - односторонен и фактически неверен. В действительности теория - это познанная, осмысленная практика, направленная на выяснение закономерностей, ведущих тенденций повседневной действительности. Вот почему так существенны прикладные стороны научно исследовательской деятельности. Осуществлять научные исследования на базе принципа объективности означает опираться на достоверную научную информацию. Данный принцип позволяет субъектам научной деятельности использовать объективные законы для достижения поставленных целей. Он направлен против субъективизма и волюнтаризма, произвольных решений, поспешных действий, не учитывающих реальные ситуации и противоречивые процессы. Принцип объективности представляет собой конкретизацию методологических принципов диалектики, требующих изучения закономерностей, тенденций развития явлений и процессов, учета их места в сложной системе взаимодействий: их связей и отношений, динамики и противоречий повседневной деятельности.

Осуществлять научные исследования в соответствии с требованиями принципа объективности - это значит создавать условия, которые обеспечивают широкий диапазон взаимодействия науки и общества. Использование принципа объективности должно быть направлено на повышение эффективности и практической реализуемости научных знаний.

 

cyberpedia.su