Быстрое чтение: как религия влияет на поведение и моральные качества людей. Примеры религиозности человека


Религиозность - это... Что такое Религиозность?

Рели́гия (от лат. religio — составное латинское слово. Лига - союз, соединение, ре - приставка, означающая возвратный характер действия. Все вместе - "воссоединение") — одна из форм общественного сознания, обусловленная верой в существование сверхъестественного (в сверхъестественную силу или личность).[1] Эта вера — основной признак и элемент любой религии, которую представляют верующие.

Другие определения религии:

  • образ жизни.
  • поклонение человека высшим силам, в реальность которых он верит так же, как в возможность взаимодействовать с ними путём молитв, жертвоприношений и других различных форм культа[2]
  • система символов, моральных правил, обрядов и культовых действий, исходящая из представления об общем порядке бытия[3]

Религиозная система представления мира (мировоззрение) опирается на веру или мистический опыт, а не на данные, проверяемые научным экспериментом.

Виды религий

С археологическими находками согласуется точка зрения о том, что религии предшествовал простой супранатурализм — вера в магию, сверхъестественное — дологический мистицизм. Атеизм зарождение религии связывает с такими практиками, как фетишизм, зоолатрия, тотемизм, анимизм, культ предков, шаманизм, пантеизм.

Для религий Древнего Египта, Индии, Греции, ацтеков, майя, древних германцев, древней Руси характерно было многобожие — политеизм.

Иерархическая организация божественного пантеона и понимание того, что все боги суть проявления единой синкретической сущности вело к появлению единобожия — монотеизма,[4] характерного для таких религий как иудаизм, христианство, ислам и зороастризм. С точки зрения верующих, верящих в вышеперечисленные религии, появление их стало следствием Божественного действия.

Существуют также религии без бога — вера в абстрактный идеал: буддизм, джайнизм[5].

Адепты одних религий могут классифицировать другие как языческие, еретические или сектантские.

Религия как социальное явление: основные черты

Религия включает в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий, а также объединения людей в организации (церковь, религиозную общину).[6]

Основы религиозных представлений большинства мировых религий, как правило, записаны людьми в священных текстах, по убеждению сторонников религии либо продиктованных или вдохновленных непосредственно богами, либо написанных людьми, достигшими с точки зрения данной религии высшего уровня духовного развития, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми и т. д. и т. п.. Большинство религий поддерживаются профессиональными священнослужителями.

Религиозная система представления мира (религиозное мировоззрение), в большинстве случаев, опирается на веру или личный духовный или мистический опыт, далеко не всегда на данные, проверяемые научным экспериментальным путём.

В социологии в структуре религии выделяют следующие компоненты:

  • религиозное сознание, которое может быть обыденным (личное отношение) и концептуальным (учение о Боге, нормы образа жизни и т. п.),
  • религиозная деятельность, которая подразделяется на культовую и внекультовую,
  • религиозные отношения (культовые, внекультовые),
  • религиозные организации.

Попытки научного осмысления религиозного опыта

Религиозно-мистический опыт может быть вынесен из симптоматики эпилептических и других приступов, шизоидных расстройств, деменций, опыта терминальных состояний или употребления галлюциногенов.[7] Эксперименты психиатра Станислава Грофа с применением ЛСД показывают, что некое подобие ярких переживаний мистического и религиозного плана могут быть достаточно надёжно получены в лабораторных условиях[8], и, по-видимому, имеют глубокие корни в человеческой психике. Галлюцинации могут вызываться также переутомлением, высокой температурой, постом, и другими событиями.[9]

Основные функции религии

  • Мировоззренческая — религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом.
  • Компенсаторная, или утешительная, психотерапевтическая, также связана с её мировоззренческой функцией и обрядовой частью: суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью.
  • Коммуникативная — общение верующих между собой, «общение» с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности.
  • Регулятивная — осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей.
  • Интегративная — позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.
  • Политическая — лидеры различных общностей и государств используют религию для оправдания своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях.
  • Культурная — религия содействует распространению культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.)
  • Дезинтегрирующая — религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы.

Возникновение религии

Для каждой из религий её возниконовение является следствием либо прямого божественного вмешательства или участия, или же какого-либо момента откровения знаний, и в большинстве религий соответсвует по их представлениям началу существования всего.

Религия как явление, присущее человеческому обществу на протяжении значительной части его истории и религиозные убеждения характерны до настоящего времени для подавляющей части населения земного шара.

В религии можно рассматривать две стороны: внешнюю — как она представляется постороннему наблюдателю, и внутреннюю, которая открывается верующему, живущему в соответствии с духовными и нравственными принципами данной религии.

С внешней стороны, религия представляет собой, прежде всего, мировоззрение, включающее в себя ряд положений (истин), без которых (хотя бы без одного из них) она теряет самое себя, вырождаясь или в колдовство, оккультизм и подобные псевдорелигиозные формы, являющиеся лишь продуктами её распада, извращения, или в религиозно-философскую систему мысли, мало затрагивающую практическую жизнь человека. Религиозное мировоззрение всегда имеет общественный характер и выражает себя в более или менее развитой организации (церкви) с определённой структурой, моралью, правилами жизни своих последователей, культом и т. д.

С внутренней стороны, религия — это непосредственное переживание религиозного опыта.

Предварительное понимание религии даёт и этимология данного слова.

Исследование вопроса возникновения религии ведется в рамках различных отраслей научного знания.

В различных направлениях философской мысли даются разные ответы на вопрос о происхождении религии.

С точки зрения известного эволюциониста и популяризатора научного атеизма Р.Докинза, изложенной в книге «Иллюзия бога», религия представляется как побочный продукт какого-то социально-полезного явления, обладающий признаками «психического вируса» — мема.

В марксизме считается [10], что корнем религии является реальное практическое бессилие человека, проявляющееся в его повседневной жизни, выражающееся в том что он не может самостоятельно обеспечить успеха своей деятельности. Известно выражение марксистов о том, что «религия — опиум для народа».

Согласно представлениям концепции «дорелигиозного периода», в истории человечества существовал период, когда не было никаких религиозных представлений. Впоследствии в силу тех или иных причин у людей возникли религиозные верования. Но идея «дорелигиозного периода» ещё не объясняет, как же всё-таки возникли религиозные представления у людей. Со времён Античности и до наших дней некоторые атеистически настроенные мыслители высказывали мнение о происхождение религиозных представлений. Например, утверждалось, что вера человека в сверхъестественные силы возникла в результате страха перед природными стихиями, или в результате обмана одних людей другими, или обожествления реальных царей и героев древности. Но реального научного обоснования эти идеи не имеют.

С точки зрения теории прамонотеизма, религия в человеческом обществе существовала изначально, то есть с момента появления человека. Впервые как научно обоснованная концепция прамонотеизма была сформулирована шотландским учёныи и литератором Э. Лэнгом, впоследствие получила свое развитие в 12-томном труде католического священника и учёного-этнографа В. Шмидта «Происхождение идеи Бога». Согласно данной теории, во всем многообразии существующих и существовавших религий можно обнаружить отголоски древнейшей, изначальной веры в Единого Бога-Творца, которая предшествовала всем известным религиям.

Религия и общество

Согласно исследованиям почетного профессора психологии Ульстерского Университета Ричарда Линна в Великобритании доля верующих среди образованных людей значительно меньше, чем среди необразованных [1]. По мнению почетного профессора психологии Ричард Линна, спад религиозности в обществе за последнее столетие объясняется повышением уровня образования.

Религия и преступность

Существует оспариваемое мнение о том, что религия служит фактором, снижающим уровень преступности. По данным ФСИН темп прироста верующих заключенных почти вдвое превышает темп роста общей численности осужденных[11]. В соответствии с данными ФСИН и Левада-Центра, доля верующих среди заключенных выше доли верующих в целом по России, заключенные значительно чаще посещают церковные службы.[12][13]

Религия и мораль

Религия и политика

Часто религия используется политическими деятелями для достижения собственных целей. Особенно это касается харизматических политических лидеров, склонных становиться народными идолами. Явление, когда светские власти имеют чрезмерное влияние на церковь, называется цезаро-папизмом. Обратное явление, когда патриархи церкви имеют возможность управлять делами светского правительства, называют папо-цезаризмом. Последний имел место в Средневековье, когда католическая церковь во многом определяла политическую ситуацию в Европе. Что касается цезаро-папизма, то он был характерен для Византии, России и фашистской Италии.

Религии и верования мира

Архаические верования и обряды

Магия

В основе магии лежит вера в сверхъестественную силу, от которой зависит результат человеческих действий, то есть, жизнь человека и желание человека стремится любым способом воздействовать на эту силу, чтобы отвратить от себя неудачи и получить желаемое.

Тотемизм

Тотемизм многие атеистически настроенные исследователи рассматривают как одну из древнейших и универсальных религий первобытного человечества. Следы тотемизма можно найти во всех религиях и даже в обрядах, в сказках и мифах.

Анимизм

В основе находится вера в духов и потусторонние существа, в одушевленность всех окружающих человека предметов и вещей.

Фетишизм

Вера в предметы, обладающие различными сверхъестественными силами.

Религиозный синкретизм античного мира

Религия Древнего Египта

Религия древних египтян зародилась в первобытнородовых общинах и прошла за 3000 лет длительный путь развития до сложных теологических систем Востока: от фетишизма и тотемизма, до политеизма и монотеистическоого мышления — признание единого культа бога Атона, появились теогония и космогония, культ, разнообразные мифы, представления о загробной жизни, организации клира (жречество) и его положения в обществе,обожествление фараона и т. д.[14]

В Египте была впервые сформулирована концепция единобожия во время правления фараона Эхнатона. Этот фараон предпринял попытку религиозной реформы, целью которой было централизовать египетские культы вокруг бога Солнца, Атона. Идея не прижилась, во многом по причине неудачного правления Эхнатона.

Религии Древней Греции и Рима

Одной из самых сложных и тщательно разработанных систем политеистического мировоззрения была религия древней Греции и древнего Рима.

У древних греков существовал многочисленный, но строго очерченный пантеон человекоподобных богов (Зевс, Аполлон, Афродита и т. д.) и полубогов (героев), и внутри этого пантеона существовала жёсткая иерархия. Древнегреческие боги и полубоги ведут себя так же, как ведут себя люди, и, в зависимости от их поступков, происходят те или иные события.

Антропоморфная сущность богов естественным образом предполагает, что добиться их благосклонности можно материальными средствами — подарками (в том числе человеческими и иными жертвами), уговорами (то есть обратиться к ним с молитвой, которая, в том числе, может иметь характер самовосхваления или даже обмана) или особыми поступками.

В священных книгах монотеистических религий также содержатся подробные рекомендации о порядке жертвоприношения; а также описывается поведение бога, основанное на эмоциях. Первоисточники монотеистических религий указывают и на существование других богов.

Из современных религий к политеистическим относятся синтоизм и ряд направлений в индуизме.

Авраамические религии

Авраам, согласно Пятикнижию, считается основателем этой традиции, отраженной в иудаизме, христианстве и исламе.

Иудаизм включает в религиозную сферу все стороны жизни человека. Иудей — это одновременно и религиозная, и национальная принадлежность, и обязательство следовать своду предписаний, которые определяют всю повседневную жизнь человека (Галаха). Иудаизм лишён некоторых необходимых для мировой религии черт: подавляющее большинство верующих принадлежит к нему от рождения, но в иудаизм можно перейти, для этого достаточно пройти гиюр. То же самое можно сказать и относительно некоторых других религий (например, зороастризма), однако при определении статуса того или иного учения необходимо учитывать всю совокупность его характеристик, в том числе и пройденный ею исторический путь. Так, тот же зороастризм когда-то (может быть, ещё полторы тысячи лет назад) был открыт для людей любой национальности.

Христианство, которое изначально считалось сектой внутри иудаизма, со временем, отходя от своих истоков, отделило собственно религию от сопутствующих культурных факторов (традиции), и, таким образом, превратилось из одного из направлений иудаизма в самостоятельную религию, ознаменовав новый этап развития религиозного мышления — космополитическое. Для христианства «нет ни эллина, ни иудея», в том смысле, что христианином может быть любой, вне зависимости от его национальной принадлежности. Потому, в отличие от иудаизма, являющегося национальной религией, христианство стало мировой религией. Нет в нём и никаких санитарно-гигиенических предписаний, типа кашрута. Взяв из иудаизма лишь то, что касается непосредственно религии, христианство, тем самым, сняло со своих последователей множество ограничений.

Одним из самых важных нововведений христианства следует считать изменение концепции служения Богу с более формальной идеи принесения жертвоприношений на идею личной жертвенности. Иисус из Назарета в христианстве отождествляется с жертвенным агнцем, традиционно приносимым на алтарь в Храме.

Ислам возник на Аравийском полуострове, где в ту пору царствовало язычество. Многие религиоведы (см. Люксенберг, Кристоф) склонны утверждать, что Мухаммад многое позаимствовал из иудаизма и христианства. Хотя к VII веку нашей эры христианство уже распространилось на огромную территорию, включая и южное побережье Средиземного моря, на территории Аравийского полуострова его последователи были не очень многочисленны. Единственное христианское царство — Йемен — которым на момент рождения Мухаммада правили эфиопы-монофизиты, и то в период становления ислама перешло под власть персов-маздеанцев. Впрочем, кланы и племена Аравии жили бок о бок с евреями и христианами на протяжении нескольких веков, и были хорошо знакомы с идеей монотеизма. Так, Варака, двоюродный брат Хадиджи, жены Мухаммада, был христианином. Монотеисты или люди с монотеистическими наклонностями были известны как «ханифы». Считалось, что они следуют религии Авраама.

Ислам признаёт в качестве пророков основателей всех предыдущих монотеистических религий, впервые вводя концепцию прогрессирующего Откровения:

Скажите: «Мы уверовали в Бога и в то, что ниспослано нам, и что ниспослано Аврааму, Исмаилу, Исааку, Иакову и коленам, и что было даровано Моисею, Иисусу и Пророками от Господа их; мы не различаем между кем-либо из них, и Ему мы предаёмся» (сура II, 130). Мы отправили к каждому народу Посланника, изрёкшего: «Служите Богу своему и сторонитесь идолов». Были среди них те, кого Бог повёл прямым путём, a были те, кому оказалось суждено заблуждение (сура XVI, 38).

В исламе дополнительно введён запрет на потребление спиртных напитков, азартных игр и нормы, направленные против внебрачных половых связей.

Дхармические религии

Религии, основной концепцией которых является вера в дхарму — универсальный закон бытия. Практически все дхармические религии (за исключением сикхизма) принимают за базовую концепцию кармическую череду перерождений. К древнейшим и известнейшим дхармическим религиям относятся:

Мировые религии

Под мировыми религиями принято понимать буддизм, христианство и ислам (указаны в порядке древности). Чтобы религия считалась мировой, она должна иметь весомое число последователей по всему миру и при этом не должна ассоциироваться с какой-либо национальной или государственной общностью.

Распределение численности последователей по конфессиям

По данным на 2005 год более 54 % верующих людей на Земле являются приверженцами одной из авраамических религий. 33 % из них — христиане, 21 % — мусульмане, 0,2 % — иудеи. 14 % жителей планеты исповедуют индуизм, 6 % — буддисты, 6 % исповедуют традиционные китайские религии, 0,37 % — сикхи, 7 % — приверженцы других верований.

Направления в основных религиях

Направления в христианстве
Направления в исламе
Направления в буддизме
Направления в индуизме и близкие им вероучения
Религии Восточной Азии

Другие национальные религии и традиции

Исторические (язычество)

Синкретические учения

Религии, появившиеся в XIX веке

Религии, появившиеся в XX веке

Движение Нью-Эйдж

Эти религии некоторые считают сестринскими религиями эпохи Нью-Эйдж. Эти религии (кроме двух последних) поддерживают между собой тесное экуменическое общение.[15].

Атеизм как религия

Среди определённой части людей распространено убеждение, что, несмотря на противопоставление атеизма религии, атеизм является лишь одной из разновидностей религии, так как любое мировоззрение, согласно их мнению, предполагает опору на недоказуемые аксиомы. Многие атеисты в свою очередь считают, что это вызвано непониманием терминов «религия» и «религиозная вера».[16][17] Согласно этой точке зрения, «атеисты не верят в Бога, следовательно, они верят в отсутствие Бога».[18] Атеисты пародируют такую логику фразой «некурящий не курит табак, следовательно, он курит отсутствие табака».[19] Близкой к этой точке зрения является убеждение, что атеизм можно считать разновидностью религии в тех случаях, когда атеист в своих взглядах опирается на предубеждения («меня учили, что бога нет»), а не приходит к отрицанию религии опираясь на логику и факты.

Примечания

См. также

Литература

Критика

Апологетика

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви

    1. Что такое религия?    В Библии термин «религия» используется для подчёркивания внешней стороны поклонения Богу.   Деяния 17:15-16, 22 «Сопровождавшие Павла проводили его до Афин и, получив приказание к Силе и Тимофею, чтобы они скорее пришли к нему, отправились. В ожидании их в Афинах Павел возмутился духом при виде этого города, полного идолов... И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны».   Деяния 26:4-5 «Жизнь мою от юности моей, которую сначала проводил я среди народа моего в Иерусалиме, знают все Иудеи; они издавна знают обо мне, если захотят свидетельствовать, что я жил фарисеем по строжайшему в нашем вероисповедании [религии] учению».   Колоссянам 2:18 «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением [религией] Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом». Пример религиозности: самовольное смиренномудрие и поклонение ангелам.

    2. Пример религиозных людей в Библии:    Фарисеи являются яркими представителями религиозных людей. Обратимся к Священному Писанию и посмотрим, как о них отзывался Иисус:   Матфея 23:13-33 «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.   Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен. Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото? Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен. Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар? Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем; и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем; и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!   Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.   Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших. Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?»

uspenie-kamishin.prihod.ru

Типы религиозности

Сознание

(ценности)

поведение

(нормы)

+

+

традиционное представление о верующем, сочетание внешнего (поведения) и внутреннего (сознания)

+

верующий человек, не придерживающийся канонов и обрядности какой-либо определенной конфессии; положительно относится к различным религиозным объединениям и вероучениям, но не присоединяется ни к одному из них, полагая, что отношение к Богу, божественному началу - интимное дело каждого человека (индивидуалист)

+

религиозные конформисты, ритуалисты: посещение церкви для них является традиционным действием, потерявшим внутреннюю ценность и смысл (так надо, чтобы быть как все)

атеисты, индифферентные

+

+

верующий, не принимающий формы религиозного поведения и учения традиционных религий, предлагающий собственный вариант (основатели сект, религиозные революционеры)

5. Основные тенденции изменения религии и религиозного сознания в современном обществе.

Многочисленные исследования динамики религиозности показали, что на просторах всего постсоветского пространства проявляется бурный рост религиозности («религиозный ренессанс») и столь же интенсивное разрушение атеизма. Наиболее рельефно это проявляется в быстром росте числа религиозных объединений. Религиозные символы и сюжеты широко эксплуатируются для создания привлекательного имиджа и придания респектабельности. Религия все чаще рассматривается как фундамент подлинной морали, незаменимое средство морально-нравственного возрождения России, реабилитационное средство в условиях социально-экономического кризиса и нестабильности. В сложившейся социально-психологической ситуации быстро нарастает уровень доверия к церкви, к религиозным организациям, происходит процесс переориентации значительных масс населения с атеистического мировоззрения на религиозное или эклектическое, соединяющее в себе элементы веры и безверия. Чаще всего данный процесс связан не с глубоким осознанием «новыми верующими» сущности религиозных учений (они, как правило, их не знают), а с принятием внешних, нередко показных форм религиозной атрибутики (ношение крестиков, приобретение религиозных книг, икон, венчание, крещение детей, отпевание умерших и т.п.).

Среди причин роста религиозности в России есть временные, преходящие, связанные с особенностями переходного состояния общества, но и есть и глубинные, обусловливающие устойчивое воспроизводство религиозности на довольно высоком уровне. К числу первых можно отнести эффект психологического отталкивания от всего, что навязывалось советской системой в качестве «обязательных» убеждений и вызванную этим эффектом моду на религию («маятниковый эффект»). Многочисленная социальная база для «религиозного ренессанса» возникла вследствие массовой депривации населения, оказавшегося в результате радикальных социально-экономических преобразований «выбитым» из своих привычных социальных ячеек и не сумевшим эффективно вписаться в новую социальную реальность.

На рост числа верующих повлияла и легитимизация религии и церкви, что позволило открыто признаваться в своей религиозности людям, которые по разным мотивам раньше предпочитали это скрывать.

Наиболее интенсивно растет количество приверженцев нетрадиционных для России религиозных объединений и организаций: неохристианства, ориентализма (восточные религии), сциентизма и др. Наиболее активный интерес к нетрадиционным религиям проявляет молодежь в возрасте до 25 лет, главным образом учащиеся, студенты, а также научно-техническая, художественная интеллигенция, т.е. наиболее продвинутые группы общества, которые быстрее и тоньше других улавливают происходящие социальные перемены. Суть этих изменений состоит в переходе от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, связанному с существенной индивидуализацией бытия человека. Требования же к верующим, предъявляемые традиционной церковью, не вполне согласуются с новой социальной и технологической реальностью. Поэтому сознанию современного образованного верующего наиболее адекватными оказываются индивидуализированные формы религий, которые предлагаются нетрадиционными вероучениями.

К сожалению, наряду с формами, апеллирующими к индивидуальному сознанию и опыту верующих, все большее распространение получают религиозные секты тоталитарного типа, чьи вероучения и особенно культовая (обрядовая) деятельность направлены на подавление в человеке индивидуального начала, растворение его сознания в коллективном сознании секты и в конечном итоге - полное подчинение личности верующего руководителям и вождям секты. Очевидно, рост численности такого рода организаций можно объяснить тем обстоятельством, что в современном обществе, наряду с процессом индивидуализации бытия человека, действует и контртенденция массовизации социальной жизни, которая может превращаться в крайние формы коммунальности, позволяющие пренебречь человеком как индивидуальностью. Социальную базу подобных религиозных организаций составляют представители маргинальных групп, не сумевшие найти своего места в новой социальной реальности. Секрет успешности тоталитарных сект усматривают в умелом манипулировании основными потребностями человека: потребностью в общности, структурированности и значимости для окружающих. На развитие какого их этих двух начал - индивидуального или коммунального – в большей степени ориентирован конкретный индивид, зависит в конечном счете от множества факторов: национальных традиций, социальной микросреды, условий первичной социализации, влияния религии и т.п.

Можно согласиться с выводом американского социолога Н. Смелзера о том, что сегодня в развитых странах с христианской традицией наблюдается одно и то же явление: отчетливо возрастающий интерес к христианству и его конфессиональным разновидностям; как правило, он проявляется на уровне увлечения религиозной символикой и церковной атрибутикой, т.е. увлечение формой. В то же время на уровне содержания, т.е. вероучения, особенностей догматики такой интерес не является характерным. Наоборот, здесь пальма первенства у нетрадиционных форм религиозных организаций.

Говоря о качестве религиозности, отметим, во-первых, что под воздействием ситуации появляется категория примкнувших, «зачисливших» себя в религию под влиянием моды, которые поступили так потому, что это сейчас принято. В результате того, что слово «верующий» становится все более респектабельным, а слово «атеист» - неприличным, мы можем наблюдать, как атеизм очищается от тех, кто считал себя атеистом скорее из конформистских соображений, а вера замутняется, ибо к ней примыкают не только в связи с изменившимся мировоззрением, но и следуя новой моде.

Качество религиозности проявляется и в том, что религия понимается не столько в «религиозном» смысле, сколько в социально-гуманитарном, как средство поддержания культуры и морали. Многие верующие концентрируют внимание на том, что религия полезна для общества, для поддержания нравственности, что говорит скорее о их приверженности идеям гуманизма, чем о настоящей, искренней и глубокой религиозной вере.

Наметился разрыв между личной верой в Бога как состоянием сознания и культовым поведением как выражением этой веры. По результатам социологических исследований, свою приверженность религии декларировали 40% россиян, при этом регулярно посещали богослужения не более 8%. Эти процессы отдаления верующих от религиозных институтов не в последнюю очередь связаны с многочисленными скандалами и чересчур активным участием церкви в мирских делах.

Опираясь на перечисленные выше тенденции и процессы, некоторые ученые и представители духовенства делают выводы о кризисе религии как социального института. Нам представляется, что правильнее говорить о модернизации религии под воздействием тех радикальных изменений, которые произошли при переходе от традиционного к постиндустриальному и информационному типу общества.

Вопросы для самоконтроля:

  1. В чем состоит специфика социологического подхода к изучению религии?

  2. Какие функции в обществе выполняет религия?

  3. Каковы основные типы религиозных организаций?

  4. Что такое уровень и степень религиозности? Критерии религиозности.

  5. В чем причины роста интереса к религии в России?

  6. Почему альтернативные религиозные организации оказываются более привлекательными, по сравнению с традиционными церквями?

Литература:

  1. Воронцова Л.М., Филатов С.Б., Фурман Д.Е. Религия в современном массовом сознании//Социс.1995 №11

  2. Гараджа В.И. Социология религии. М. 1996.

  3. Кеначаев С.А. Религиозная ситуация в постсоветской России: особенности процесса секуляризации //Трансформация идентификационных структур в современной России. М. 2001.

  4. Кублицкая Е.А. Традиционная и нетрадиционная религиозность: опыт социологического изучения //Социс. 1990. № 5.

  5. Митрохин Л.Н. Религиозная ситуация в современной России // Социс. 1995. №11.

  6. Мчедлов М.П. О религиозности российской молодежи // Социс. 1998. № 6.

  7. Новикова Л.Г. Основные характеристики динамики религиозности населения // Социс. 1998. №9.

  8. Синелина Ю.Ю. О критериях определения религиозности населения // Социс. 2001. №7.

  9. Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек. М. 2001.

studfiles.net

Религиозный человек – каким он должен быть?

К сожалению, в современном обществе отношение к религии у многих людей весьма настороженное, говоря, что «Религия – это опиум для народа», которая делает людей безвольными и легко управляемыми, являясь одним из главных источников многих конфликтов, часто ассоциируя религиозную направленность человека с сектантством.

Из-за чего же у людей сложилось такое мнение относительно религии, целями которой вроде бы должны выступать культивирование в людях сострадания и любви, скромности и отсутствия гордости, терпимости и прощения, и многих других положительных черт характера. Я попытаюсь рассказать, по каким причинам много людей с опасением относятся к религии, и ответить на вопрос, каким должен быть религиозный человек.

Когда начинаешь разговор о религии, у многих на уме возникает слова секта. Наверное, это все потому, что большинство сект являются именно религиозными. Но люди часто делают поспешные выводы, одно дело — выслушать человека, и выяснить по какому пути он идет, и совсем другое — не вникая, категорично запретить углубляться в это знание. Люди, находящиеся в секте, становятся на ложный путь, они отчуждаются от общества, следуя принципам, противоречащим принятым религиозным течениям и писаниям, что нарушает этические и моральные нормы — именно об этих людях можно сказать, что «Религия – опиум для народа». Также под эту категорию попадают люди, не обладающие глубоким пониманием, становясь безвольными, и когда приходят страдания, они бездействуют, говоря, что на все воля божья, не задаваясь вопросом, почему такова воля божья, или занимаются самоистязанием, вместо того, чтобы работать над улучшением своего характера. Приведу несколько характеристик того, каким должен быть религиозный человек.

Не фанатик

Многие люди, вставая на духовный путь, становятся религиозными фанатиками. Они начинают ставить принципы выше людей, то есть соблюдают определенные принципы ради самих же принципов. Именно по причине фанатизма, у многих и создается неблагоприятное впечатление о религиозных людях. Путь духовной практики означает становиться более строгим по отношению к себе, и более смиренным по отношению к окружающим, уважительно относиться к другим вероисповеданиям, а именно обратное, и порождает религиозные войны, когда человек начинает считать, что его вера лучше. Если определенная религия оказалась не по душе для одного человека, это не означает, что от нее нет пользы остальным людям. Приведу известную притчу о том, когда принципы ставятся выше людей.

Притча «Храм»

Жил-был один простой человек. Случилось так, что стало жить ему невыносимо, пришел в храм.

И тут к нему подходит один человек:

— Не так руки держишь!

Вторая подбегает:

— Совсем не так одет!

Сзади одергивают:

— Неправильно крестишься!

В конце концов, подошла одна женщина и поучает:

— Знаете, что, вышли бы из храма, купили себе книжку о том, как себя здесь вести надо, потом бы и заходили!

Вышел человек из храма, сел на лавку и горько заплакал.

И подходит к нему Христос:

— Что ты, чадо, плачешь?

Поворачивает человек свое заплаканное лицо и говорит:

— Господи! Меня в храм не пускают!

Обнял его Господь и тихо говорит:

— Ты не плачь, они и Меня давно туда не пускают.

Не впадает в крайности

Вставая на путь духовного развития, часто люди начинают бросаться в крайности. Не следует забывать о том, что материальные ценности так же важны в нашей жизни, а также не стоит забывать о выполнении своих обязанностей перед близкими людьми. Религиозная жизнь — внутренняя жизнь, но это не означает отстранение от людей, лучшее приложение сил — вкладывать их в окружающих людей. Многим людям свойственно впадать в крайности, одни склонны полностью погружаться в материальную жизнь, не думая о духовном росте, другие же наоборот, но во всем должна быть золотая середина. Правильное расставление приоритетов в данном случае означает, что в жизни должны больше культивироваться духовные ценности и меньше материальные, тогда и жизнь становится гармоничной и счастливой.

Правдивый

Религиозный человек обладает правдивостью — способностью говорить человеку ту правду, которая идет ему во благо, которую он способен принять и следовать ей. Но часто, обладая каким-то знанием, люди начинают поучать других людей, как им стоило бы жить, вместо того, чтобы самим следовать этому знанию, что в конечном счете заканчивается еще большими бедами. Нахватавшись знания, люди часто не замечают, как их желание помочь близкому человеку перерастает в осуждение.

Терпеливый

Религиозный человек должен быть терпеливым — то есть не копить гнев внутри себя и прощать окружающих людей, не отвечать злом на зло. Но это не значит, что мы должны молча уступать и принимать все, что бы ни делали люди по отношению к нам, или что нам вообще не следует решительно действовать, встречаясь с несправедливостью. Не нужно пытаться держать гнев внутри себя, если он начинает накапливаться, в первую очередь необходимо признать, что он есть, и затем, безопасными, не эмоциональными методами попытаться рассказать об имеющейся обиде, освободившись от агрессии.

Скромный

По мере накопления знания, гордость сама собой становится частью нашего характера, поэтому необходимо замечать любые ее проявления и бороться с ней, не выставлять свои познания на показ, не кичиться, не быть надменным и смиренно доносить до людей знание из желания помочь, не критикуя и не осуждая их.

Обладает глубоким пониманием

Действительно религиозным человеком нас делают искренние усилия изменить себя в духовном плане. Религия не ограничивается посещением храмов и церквей, некоторые же думают, что достаточно исповедаться, покаяться и можно дальше грешить – Бог все простит. Чтобы наша вера была сильна, необходимо обладать глубоким пониманием, но, к сожалению, многие религиозные люди не могут ответить на вопросы «Зачем» и «Почему», связанных с религиозной деятельностью и нашей жизнью ни себе, ни окружающим людям.

Вывод

Необходимо применять знание в личной жизни, мы же склонны использовать его для усиления собственной эгоистической позиции. От религии нет пользы, если мы пренебрегаем ее наставлениями в повседневной жизни. Своим собственным примером мы должны вдохновлять людей к исправлению — таким должен быть религиозный человек, не проявляя насилия по отношению к окружающим. Будем надеяться, что все те люди, которые настроены фанатично и не обладают достаточно глубоким пониманием, со временем вырастут духовно, а нам пока стоит делать выводы, глядя на людей, идущих уже по правильному пути и в правильном направлении, мы же не судим взрослых людей по тому, какими они были не разумными в раннем детстве.

P.S. Читая статьи, где упоминалась религия, я столкнулся с тем, что у многих людей сложилось негативное или же поверхностное понимание религии, и мне крайне сильно захотелось написать статью в ее защиту, поделиться своим видением, описать поведение религиозного человека, которое можно было бы назвать образцовым. В этой статье, написанной 14 августа 2012 года, я постарался кратко осветить основные аспекты, опираясь на те знания, которые у меня были в то время.

Следующую же статью подобного характера под названием «Религия. Размышления» я написал спустя пол года, где я уже более подробно отразил эту тему. Получилась она очень большой в связи с накопленным опытом и знаниями, а также наличием в ней большого количества афоризм и притч, наглядно показывающих и подтверждающих написанные мной слова. Ее я разделил на 5 частей:

burmatovi.ru

Качество личности Религиозность Религиозный | Что такое Религиозность Религиозный

В каждой религии религиозный человек есть исключение.

(Просмотров 1 всего, 1 сегодня)

Автор афоризма: Ницше Ф.

Религиозный человек обладает правдивостью — способностью говорить человеку

ту правду, которая идет ему во благо, которую он способен принять и следовать ей.

(Просмотров 1 всего, 1 сегодня)

Автор афоризма: Бурматов Вячеслав

Для истинной веры не нужно ни храмов, ни пения. Наоборот.

 Она входит в сердце всегда в тишине и в уединении.

(Просмотров 1 всего, 1 сегодня)

Автор афоризма: Толстой Л. Н.

         Религиозность  как качество личности – способность быть последовательным приверженцем одной из духовных традиций.

       Истинная религиозность – это не механическое соблюдение условностей при богослужении, это – жизнь, как будто Бог каждую секунду у тебя за спиной, это ежедневное  следование принципам и заповедям своей духовной традиции.

       Жил-был один простой человек. Случилось так, что стало жить ему невыносимо, пришел в храм. И тут к нему подходит один человек: — Не так руки держишь! Вторая подбегает: — Совсем не так одет! Сзади одергивают: — Неправильно крестишься! В конце концов, подошла одна женщина и поучает: — Знаете, что, вышли бы из храма, купили себе книжку о том, как себя здесь вести надо, потом бы и заходили! Вышел человек из храма, сел на лавку и горько заплакал. И подходит к нему Христос: — Что ты, чадо, плачешь? Поворачивает человек свое заплаканное лицо и говорит: — Господи! Меня в храм не пускают! Обнял его Господь и тихо говорит: — Ты не плачь, они и Меня давно туда не пускают.

       Далай – лама XIV говорит: «Большинство из живущих на земле могут заявить о своей принадлежности к той или иной религиозной традиции, но все же влияние религии на человеческие жизни в основном незначительно. Очень мало тех, кто честно старается ежедневно следовать принципам и заповедям своей веры».

      Истинно религиозный человек не воспринимает Бога, как заведующего складом, у которого можно выпросить удовольствия, он благодарит Бога за всё, что имеет и хочет преданно служить Богу через служение людям – слугам Бога.

      Франсуа Мориак пишет: «Многие люди смотрят на Господа Бога как на слугу, который должен сделать за них всю грязную работу». Нужно доверять Богу. А не сваливать на него ответственность за свою жизнь. Олег Торсунов как-то сказал очень хорошую молитву за себя: «Господь, дай мне, пожалуйста, возможность служить другим людям. Господь, дай мне, пожалуйста, возможность думать больше о других, чем о себе».

      В раю было два ангела. Один всегда отдыхал на облаке, а другой летал от земли к Богу. Отдыхающий ангел спросил другого: — Что же ты летаешь туда-сюда? — Я ношу Богу послания, которые начинаются — «Помоги Господи…» А почему ты всегда отдыхаешь? — Я должен носить Господу послания, которые начинаются — «Благодарю тебя, Господи…»

      Религиозный человек считает: главное, чтобы человек шёл к Богу, и несущественно, как он Его величает. Истинно религиозному человеку всё равно, каким путём другие люди идут к Богу. Бог – один, поэтому прекрасны все духовные традиции к Нему ведущие.

    Радханатха Свами пишет: «Собака узнает своего хозяина в любой одежде. Хозяин может быть в халате, в костюме и галстуке или вообще не одет, но собака всегда его узнает. Если мы не способны узнать Бога, нашего возлюбленного хозяина, когда Он облачен в другие одежды — одежды из другой религии, — то мы хуже собаки».

       Иными словами, истинная духовная традиция не является конкурентом или соперником другим религиям. Она хочет  мирно и дружелюбно  общаться с теми, кто также идёт к Абсолютной Истине. Вместо того, чтобы они стали атеистами, наркоманами, пьяницами и развратниками, пусть лучше  другой дорогой, но всё равно идут к Богу.

      Богослов Вячеслав Бурматов пишет: «Те люди, которые творят беззаконие, которые убивают за религию, на самом деле от нее далеки, так как религия в жизни человека должна выступать как закон морали и нравственности, это путь любви, и любовь в первую очередь проявляется в отдаче и служении. Для многих и любовь сейчас – это желание наслаждаться, многие не умеют любить по-настоящему, продолжая эксплуатировать близких людей в своих корыстных целях. Часто люди прикрываются религией верша зло, но бороться та нужно не с самой религией, проблема в людях, сама религия не призывает к вражде и насилию. Есть люди, к которым если подойти и сказать, что ты атеист, к сожалению, могут отреагировать на это крайне негативно — такие люди далеки от Бога, так как в Библии написано: «Кто говорит: ‘я люблю Бога’, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?»»

   Один человек как-то сказал: «Бог думает о нас постоянно, а люди вспоминают о Нем только когда им тяжело». При этом не осознают, кто их истинный духовный Отец, не понимают, что сами являются вечными духовными сущностями.

    В американском аэропорту Кеннеди журналист проводил опрос на тему: «Что, по вашему мнению, является самым отвратительным на свете?» Люди отвечали разное: война, бедность, предательство, болезни. В это время в зале находился дзэнский монах Сунг Сан. Журналист, увидев буддийское одеяние, задал вопрос монаху. А монах задал встречный вопрос: — Кто вы? — Я, Джон Смит. — Нет, это имя, но кто Вы? — Я телерепортёр такой-то компании. — Нет. Это профессия, но кто Вы? — Я человек, в конце концов! — Нет, это Ваш биологический вид, но кто вы? Репортёр, наконец, понял, что имел в виду монах и застыл с открытым ртом, так как ничего не мог сказать. Монах заметил: — Вот это и есть самое отвратительное на свете — не знать, кто ты есть.

     Словом, религиозный человек цивилизован. Цивилизованность – это способность видеть общее в единичном, различном. Цивилизованный человек в совершенстве владеет языком сердца. Его религия – это религия любви. Любая духовная традиция – это религия любви. Сектанты и религиозные фанатики считают, что их Бог самый лучший. Кто так не считает, подлежит уничтожению. Бог один, имён у него тысячи. Если человек идёт к Богу, для цивилизованного человека безразлично, какой дорогой он к Нему идёт.

     Зачастую человек думает, что идёт к Богу, на самом деле, став религиозным фанатиком, он идёт в противоположную от Бога сторону. Фанатизм нельзя смешивать с религиозностью. Дело не в религии, а в том, как человек верит. Фанатик, в отличие от верующего, говорит: «Мой Бог лучше» и агрессивно относится к представителям других духовных традиций. Религия его не учит ненависти к инаковерующим. Если учит, значит, это не религия, а секта. Вспомните подпоручика из «Бесов» Достоевского: он разбил все иконы, затушил все свечки и тут же вывесил в красном углу портреты философов-атеистов и… снова благоговейно зажег свечи.

      Религиозный человек скромен, терпелив. Он не впадает в крайности. Например, он не сможет бросить жену и детей, заявив: — Всё, надоели вы мне, ухожу в монастырь, буду служить Богу. Религиозность предполагает выполнение своего долга: долга мужа, отца, брата, сына, гражданина. То есть, религиозность заставляет человека расставить приоритеты.

      Религиозный человек – человек глубокой Веры.

     Одна деревенская индийская девушка проходила по полю, где религиозный человек возносил свои молитвы. Закон религии не позволяет пересекать такое место. Когда девушка шла обратно, религиозный человек сказал: – Как ты грубо поступила, о девушка, ведь это грех – проходить по тому месту, где человек возносит молитвы. Она остановилась и спросила:  – Что вы имеете в виду под молитвами? – Молитвами? – воскликнул он. – Ты что, не знаешь, что они означают? Возносить молитвы – это думать о Боге. Девушка спросила: – Как же вы увидели меня, если думали о Боге? Когда я проходила здесь, я думала о своем молодом человеке и поэтому не заметила вас.

     Люди привыкли смотреть лишь на то, что лежит на поверхности, не видя, и даже не пытаясь понять глубины своей духовной традиции.

    Встретились как-то неофит-христианин и его друг атеист. — Ты говоришь, что стал христианином? — спросил неофита атеист. — Тогда ты должен много знать о Христе. Скажи, в какой стране он родился? — Не знаю, — ответил христианин. — В каком возрасте он умер? — продолжал экзаменовать своего друга атеист. — Не знаю, — пожимал плечами тот. — А сколько у него было проповедей? — Тоже не знаю. — Ты знаешь очень мало для человека, обращённого в веру Христа! — заключил атеист. — Ты прав, — ответил христианин. — Мне стыдно, что я так мало знаю о нём. Зато я знаю вот что: три года назад я был алкоголиком. Я был весь в долгах. У меня разваливалась семья. Жена и дети боялись моего прихода домой. Теперь я больше не пью. Мы вернули все долги. И всё это благодаря Христу. Вот сколько я о нём знаю!

Петр Ковалев 2016 годДругие статьи автора: https://podskazki.info/karta-statej/

 

(Просмотров 188 всего, 1 сегодня)

podskazki.info

Религиозность | Понятия и категории

РЕЛИГИОЗНОСТЬ — качество индивида или группы, проявляющееся в вере и поклонении священному и/или сверхъестественному на уровне сознания, поведения и отношений как в религиозных, так и нерелигиозной сферах.

Эмпирическое исследование религиозности проводится с учетом трех ее компонентов: когнитивного, поведенческого и эмоционального. Чтобы получить достаточно полное представление не только о внешней религиозности, которая фиксируется с помощью количественных методов, но и о внутренней, «невидимой» религиозности, необходимо использование качественных методов. Для этого используется также понятие значимости религии для индивида, которая измеряется с помощью показателей внутренней религ. ориентации, как то: 1) важность религии в сравнении с другими аспектами жизни опрашиваемого; 2) ее роль в принятии жизненно важных решений; 3) осмысленность жизни без религии. 

Степень религиозности определяется в зависимости от наличия или отсутствия корреляции между религиозным сознанием и религиозным поведением индивида; от силы и глубины влияния религии на различные сферы человеческой деятельности, на мотивацию индивида в повседневной жизни. При составлении типологических схем и классификации религиозности используются такие показатели, как: 1) самоидентификация индивида; 2) его формальная принадлежность к определенной религиозной конфессии; 3) содержание и сила религиозной веры; 4) характер религиозной практики; 5) религиозный опыт; 6) влияние религиозной мотивации на поведение человека в повседневной жизни и др. Сегодня некоторые отечественные исследователи для определения степени религиозности православных верующих используют термин «воцерковленность», которая измеряется частотой посещения храма, исповеди, причащения, наличием в доме богослужебной и святоотеческой литературы, участием в жизни храма. Для определения степени, уровня и характера религиозности используют различные показатели религиозного сознания, религиозного поведения, действий индивида или группы в процессе нерелигиозной деятельности. Степень религиозности указывает на силу влияния религии на отдельного человека; уровень религиозности показывает соотношение религиозного и нерелигиозного населения определенного региона, группы и т.д. Характер религиозности выявляет специфику и отличия религиозности тех или иных конфессий или религиозности группы. Вышеуказанные характеристики религиозности позволяют судить о «состоянии религиозности» государства, нации, общества или общности.

Е.Д. Руткевич

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 389-390.

Литература:

Гараджа В. И. Соц-я религии. М., 1996; Гос-во, религия, церковь в России и за рубежом. 1997. № 1;

Чеснокова В.Ф. Тесным путем: процесс воцерковления населения России в кон. 20 в. М., 2005.

ponjatija.ru

как религия влияет на поведение и моральные качества людей

Нравственность часто считают синонимом религиозности, хотя ученые утверждают, что никакой разницы между моральными качествами верующих и атеистов нет. The Conversation разобрал несколько исследований о таких стереотипах. «Теории и практики» пересказывают главное.

Предрассудки по отношению к атеистам встречаются у людей по всему миру. К такому выводу в ходе исследования пришел психолог Уилл Джервейс. Жители всех континентов предполагают, что аморальные поступки (включая даже серийные убийства) чаще совершаются неверующими. По данным опросов, американцы доверяют атеистам меньше, чем представителям любой другой социальной группы. Поэтому для большинства политиков поход в церковь — это отличный способ обеспечить себе народную поддержку на выборах, а заявление о том, что ты неверующий, может разрушить карьеру. И, конечно, неслучайно в Конгрессе США нет ни одного открытого атеиста.

Несомненно, в основных мировых религиях значительное внимание уделяется нравственности. Отсюда многие делают вывод о том, что религиозные убеждения — это признак добродетели. Другие вообще утверждают, что без религии не существует и морали. Однако оба эти утверждения можно поставить под вопрос.

Во-первых, этические убеждения одного течения могут быть неприемлемыми с точки зрения другого. Так, в XIX веке мормоны считали полигамию своим моральным долгом, в то время как для католиков она была смертным грехом. Более того, нравственное поведение членов определенной группы часто включает агрессию по отношению к другим. Скажем, в 1543 году один из основателей протестантизма Мартин Лютер опубликовал трактат «О евреях и их лжи», в котором излагались антисемитские идеи, популярные среди представителей различных течений на протяжении столетий. Эти примеры также доказывают, что религиозная мораль должна меняться с течением времени. И она действительно меняется: например, относительно недавно Англиканская церковь разрешила контрацепцию и венчание однополых пар, появились женщины-епископы.

В любом случае, религиозность лишь отдаленно соотносится с теологией. То есть убеждения и поведение верующих людей не всегда полностью соответствуют официальной религиозной доктрине. Например, официально буддизм — это религия без Бога, но большинство исповедующих его относятся к Будде как к божеству. Католическая церковь активно выступает против контрацепции, но большинство католиков все равно предохраняются. И подобные отклонения от доктрины скорее норма, чем исключение.

Кадр из фильма «Сомнение». 2008 год

Кадр из фильма «Сомнение». 2008 год

Ученые провели исследование, в ходе которого участникам предложили оценить собственный характер и поведение. Результаты опроса показали, что религиозные респонденты считают себя более самоотверженными, участливыми, честными, милосердными, чем атеисты. Такая динамика сохранялась даже в случае близнецов, один из которых более религиозен, чем другой. Но если посмотреть на реальное поведение, оказывается, что никаких различий не существует.

Об этом свидетельствует, например, классический эксперимент «Добрый самаритянин», в ходе которого исследователи отслеживали, кто из прохожих остановится, чтобы помочь раненому человеку на улице. Ученые пришли к выводу, что религиозность не играла никакой роли в поведении участников. Интересно, что некоторые из них как раз шли на выступление на тему этой притчи, но это также никак не повлияло на их действия.

С другой стороны, на поведение человека могут влиять различные традиции и сигналы, связанные с религией. Например, исследования американских христиан показали, что по воскресеньям они жертвуют больше денег на благотворительность и смотрят меньше порно. Однако в остальные дни недели они компенсируют ситуацию по обоим пунктам, так что в усредненных результатах религиозных людей и атеистов никакой разницы нет.

К тому же разные религии по-разному воздействуют на тех, кто их придерживается. Например, если люди считают, что их Бог дает какие-то моральные установки и карает за несоблюдение правил, то они стараются быть более справедливыми и даже реже мошенничают при заключении сделок. Это результаты международного исследования. То есть если человек верит в то, что все его помыслы известны Богу, который наказывает грешников, то он пытается лучше себя вести.

Но нужно отметить, что к более нравственному поведению может привести не только религия, но и вера в силу закона, честный суд и надежную полицию. И, как правило, если законы строго соблюдаются, то религия уже не так влияет на людей и недоверие по отношению к атеистам тоже снижается.

theoryandpractice.ru