Конституционная монархия: примеры стран. Страны с конституционной монархией: список. Примеры парламентской монархии в современном мире


Специфика существования монархической формы правления в наши дни

Существование различных форм правления в современном мире обусловлено историческими особенностями развития государств в разных частях света. Специфические события, происходившие в судьбе каждого народа, провоцировали изменения в политическом строе и в отношении к правительству страны. Так, развивались формы правления, в которых решения принимало своего рода народное собрание или любое другое объединение нескольких людей. А в некоторых государствах авторитетом и полной властью обладал лишь один человек, такой тип власти называется монархией.

Монархия – это форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному человеку и, чаще всего, передаётся по наследству. Единоличного правителя называют монархом, а в разных культурных традициях он приобретает различные именования – царь, король, князь, император, султан, фараон и т.д.

Признаки классической монархии

Ключевыми особенностями монархического строя являются:

  • Наличие единоличного монарха, правящего в государстве пожизненно;
  • Передача власти по наследству;
  • Монарх представляет своё государство на международной арене, а также является лицом и символом нации;
  • Власть монарха часто признаётся священной.

Виды монархии

В современной науке выделяется несколько разновидностей монархической власти. Основным принципом классификации понятия выступает степень ограничения власти монарха. Если царь, император или какой-либо другой единоличный правитель обладает неограниченной властью, а все органы власти ему подотчётны и полностью подчиняются, то такая монархия называется абсолютной.

Если же монарх является лишь представительным лицом, а его власть ограничена конституцией, полномочиями парламента или культурной традицией, то такая монархия называется конституционной.

Конституционная монархия, в свою очередь, делится на две ветви. Первый вид – парламентарная монархия – предполагает только представительную функцию монарха и полное отсутствие у него власти. А при дуалистической монархии глава государства имеет право принимать любые решения о судьбе страны, но только в рамках одобренной народом конституции и других законов.

Монархия в современном мире

В наши дни ещё многие страны сохраняют монархическую форму правления. Одним из самых ярких примеров парламентарной монархии является Великобритания, где монарх выступает в роли представительного лица могущественной страны.

Традиционный вариант монархии, или абсолютная монархия, сохраняется в некоторых государствах Африки, например, в Гане, Нигерии, Уганде или ЮАР.

Дуалистическая монархия сохранилась в таких странах, как Марокко, Иордания, Кувейт, Монако и Лихтенштейн. В последних двух государствах дуалистическая монархия представлена не в чистом виде, а с некоторыми специфическими особенностями.

histerl.ru

Парламентская монархия и ее признаки. Путь к парламентской монархии :: BusinessMan.ru

Парламентская монархия – один из видов конституционной формы правления. Данная политическая система в настоящее время является самой распространенной среди государств монархического типа. Чем же обусловлена эта распространенность? Давайте выясним, что представляет собой конституционная парламентская монархия, и какой путь прошли отдельные страны для её установления.

Сущность

Парламентская монархия – форма правления, при которой номинальной главой государства является монарх (король, князь, император и т. д.), но фактически функции управления страной выполняет парламент и сформированный им кабинет министров. Таким образом, зачастую номинальный правитель играет декоративную роль.

С другой стороны, монарх может выполнять представительские функции за рубежом, и даже в экстренных ситуациях брать всю полноту власти в свои руки. Правда, последних случаев, хотя они теоретически возможны, история ещё не знала.

Признаки

Из всего вышесказанного можно сформулировать основные признаки парламентской монархии.

Главный критерий, который отличает данную форму правления от остальных систем, заключается в том, что монарх царствует, но не правит. Другие признаки заключаются в том, что правительство страны формирует парламент. В зависимости от того, насколько сильна конкретная партия в последнем, она может единолично сформировать правительство или в коалиции с другими силами. При этом кабинет министров несет ответственность не перед монархом, а перед законодательным органом. Как правило, лидер победившей на выборах в парламент партии получает должность премьер-министра, то есть становится фактическим главой государства.

Монарх подписывает законы, принятые в парламенте, но практически никакого влияния на исполнительную, законодательную или судебную власть не имеет.

Вот такие главные признаки парламентской монархии.

Сравнение с другими формами правления

Парламентская монархия и парламентская республика имеют очень много общих черт. Схожего между ними гораздо больше, чем между первой из них и другими формами монархии.

Главной чертой, объединяющей парламентские монархию и республику, является то, что у обеих форм источником законодательной власти служит выборный парламент. Он же формирует исполнительный орган власти – кабинет министров во главе с премьер-министром. Парламент имеет право роспуска правительства. Для сравнения: в абсолютной монархии решения обо всех назначениях принимает лично монарх. При президентско-парламентской республике кабинет министров назначается президентом, но при условии утверждения его парламентом.

Впрочем, зачастую в парламентской монархии тоже требуется утверждение решения законодательного органа о назначении правительства монархом. Но в большинстве случаев оно носит чисто формальный характер.

Как видим, абсолютная и парламентская монархия имеют мало общих точек соприкосновения, кроме того, что в обоих случаях главной государства считается монарх. Но во втором случае он фактически не правит страной, а только царствует.

Государства с парламентской монархией

В настоящее время во многих государствах мира практикуется использование такой формы правления как парламентская монархия. Страны с подобным способом устройства имеются в Европе, Азии, Австралии и Океании, Северной Америке и Африке.

Наиболее типичный пример государства с парламентской монархией – Великобритания. В настоящее время королевой этой страны является Елизавета II. Наименование её должности стало крылатым выражением, обозначающим руководителя, который фактически ничем не управляет. Хотя в отношении самой Елизаветы данный фразеологизм верен только отчасти. Она, хотя и не вмешивается в политические дела, но тем не менее принимает активное участие в жизни общества. Кроме Великобритании Елизавета считается главой ещё 15 стран Содружества, которые ранее входили в состав Британской империи, в том числе Канады, Австралии и Новой Зеландии.

Существуют и другие европейские государства парламентской монархии. Среди них можно выделить Нидерланды, Бельгию, Испанию, Данию, Швецию, Норвегию, а также некоторые карликовые страны.

Подобную форму правления имеет и ряд государств Азии, а именно Япония, Камбоджа и Малайзия. Среди африканских стран парламентской монархией является Лесото.

Зарождение парламентаризма

Путь к парламентской монархии у большинства стран был долог и сложен, он лежал через эпохи средневековья и абсолютизма. Поворот к парламентаризму в одних странах происходил сравнительно спокойно, а в других был последствием кровавых революций.

Одним из старейших парламентов мира является законодательный орган Великобритании. Правда, он далеко не сразу получил те функции и права, которыми обладает сейчас, а обрел их в долгой борьбе с абсолютизмом. Только после завершения этой борьбы о Великобритании можно было говорить как о парламентской монархии.

Начало действия английского парламента связано с нежеланием феодалов терпеть поборы короля, который стремился за счет них увеличить поступления в казну. Это, естественно, не нравилось представителям знати, которые не раз поднимали восстание. В 1215 году им удалось добиться от короля подписания Великой хартии вольностей, которая гарантировала ряд важных прав феодалам. В частности король не мог назначать новых налогов без согласия специального совета, который стал прообразом парламента.

В 1264 году началось новое восстание знати против короля. Монарх даже был схвачен и заключен под стражу. Был организован совет из девяти крупнейших феодалов, который фактически стал управлять страной. В помощь этому парламенту глава мятежа и фактический правитель Англии Симон де Монфор собрал парламент, куда кроме рыцарей и других феодалов входили представители высшего духовенства.

Так, с 1265 года стал функционировать английский парламент, но до полноценной парламентской монархии было ещё очень далеко.

Дальнейшее развитие

Позже парламент собирался в основном когда королю требовалось введение новых налогов для обеспечения жизнедеятельности государства, ведения войн и т. д. Несмотря на то что король Эдуард I победил де Монфора, он понимал, что если введет налоги в единоличном порядке, не спрашивая согласия у представителей высшей знати, то это вызовет новое восстание. С 1295 года он стал регулярно созывать парламент.

Со временем полномочия парламента все больше расширялись. С 1322 года его представители стали обсуждать не только финансовые дела, но и вопросы престолонаследия.

По причине того, что в парламент стали приниматься новые сословия, он разделился на две палаты: лордов и общин. В Палате лордов было представлено высшее духовенство и феодалы. Их называли пэрами. Членство в Палате лордов было пожизненным и передавалось по наследству. Представители в Палату общин избирались от каждого графства страны в заранее предусмотренном количестве. Вначале избранными могли быть в основном мелкие рыцари, но затем в доступ парламент получили и представители зарождающейся буржуазии.

С приходом к власти династии Тюдоров королевская власть в Англии значительно укрепилась, а это означало ослабление влияния парламента на государственные дела. Монарх был настолько силен, что мог в единоличном порядке принимать практически все решения. Парламенту отводилась в основном совещательная функция. Но вместе с тем король не спешил отнимать те привилегии, которые получил парламент в предыдущие века. В своих действиях он опирался на Палату общин против ослабевшей аристократии. Наступила пора абсолютизма.

Но, как показала история, это ослабление роли парламента было временным.

Усиление

После прекращения династии Тюдоров и восшествия на престол Стюартов роль парламента в стране значительно возросла.

Вначале Стюарты пытались править единолично, значительно ограничив парламентариев в правах. Король Карл I даже предпринял попытку полностью распустить законодательный орган. Но эффективно управлять страной и собирать налоги без парламента уже не получалось.

В 1640 году Карлом, которому нужны были деньги для восстановления контроля над Шотландией, поднявшей мятеж, был созван так называемый Длинный парламент. Было принято решение, которое заключалось в том, что данный орган не может быть распущен королем или другим лицом. Роспуск был возможен только с согласия самих парламентариев. Ими же была упразднена Палата лордов.

Король вступил в открытую конфронтацию с представителями парламента, которая в конце концов вылилась в Гражданскую войну. В ходе этого противостояния Карл потерпел поражение и был казнен.

В Англии провозгласили республику, а один из лидеров революции, Оливер Кромвель, который фактически стал диктатором, распустил парламент в 1653 году, но уже в следующем году был вынужден созвать новый. Впрочем, это не разрешило внутренних противоречий нового строя, и Кромвель ещё несколько раз распускал и созывал данный орган.

В 1660 году, после смерти Кромвеля, произошла Реставрация Стюартов. Тогда же была снова возобновлена работа Палаты лордов.

Установление парламентской монархии

Тем временем назрело новое противостояние короля из династии Стюартов и парламента. Оно было вызвано желанием короля накладывать вето на решения законодательного органа. Это противостояние вылилось в так называемую Славную революцию.

В 1688 году династия Стюартов была вновь смещена, а королем стал Вильгельм Оранский, женившийся на дочери предыдущего правителя. Уже через год был издан Билль о правах, который существенно расширял полномочия парламента. Именно от него ведет отсчет парламентская монархия в Англии. Теперь король не мог ограничивать действия законов, принятых этим законодательным органом страны.

В 1707 году произошло окончательное объединение Англии и Шотландии в государство под названием Великобритания, что привело к созданию общего парламента. К середине XVIII века роль короля в управлении государством была сведена к минимуму, что говорило о том, что парламентская монархия полностью сформировалась. Практически в неизменном виде она существует в Великобритании до нашего времени.

Современный этап парламентаризма

В настоящее время парламентская монархия в Великобритании является своеобразным эталоном данной формы власти. Королева в этой стране практически не вмешивается в политику, а государством управляет двухпалатный парламент, состоящий из Палаты лордов и Палаты общин.

Право находиться в Палате лордов передается по наследству, но роль этой части парламента в управлении государством в настоящее время существенно ограничена.

Депутаты в Палату общин избираются всенародным демократическим голосованием. Именно победившая на выборах партия получает право формировать правительство страны.

Парламентская монархия в других странах мира

Формирование парламентских монархий в других странах мира имело свои нюансы.

Предтечей современного парламента во Франции стали Генеральные штаты, впервые созванные королем в 1302 году. В 1791-м, после буржуазной революции, предпринята попытка создания конституционной парламентской монархии, но она потерпела крах. Было ещё несколько более успешных попыток идти данным путем развития, но в конце концов народ Франции выбрал республиканскую форму правления.

Но далеко не всегда установление парламентской монархии было следствием войны или революции. Вполне бескровно парламентаризм сменил абсолютизм в Швеции, Дании, Норвегии и во многих других странах мира.

Значение парламентской монархии

Парламентская монархия является своеобразным компромиссом между веками существующими традициями и демократической формой развития. Вернее, данная форма правления помогает объединить эти, казалось бы, несовместимые вещи в одно целое. Монарх продолжает царствовать, но основными процессами в государстве управляет демократически избранное правительство.

Именно это объясняет тот факт, что парламентская монархия как форма правления не теряет свою актуальность даже в наши дни.

businessman.ru

примеры стран. Страны с конституционной монархией: список

Какие формы правления государством существуют в современном мире? Где на планете странами до сих пор управляют короли и султаны? Ответы на эти вопросы ищите в нашей статье. Кроме того, вы узнаете, что такое конституционная монархия. Примеры стран этой формы правления вы также найдете в данной публикации.

Основные формы правления в современном мире

На сегодняшний день известно о двух основных моделях государственного управления: монархической и республиканской. Под монархией подразумевают такую форму правления, при которой власть принадлежит одной личности. Это может быть король, император, эмир, князь, султан и т. п. Вторая отличительная черта монархического строя - процесс передачи этой власти по наследству (а не по результатам всенародных выборов).

абсолютная и конституционная монархия

Сегодня существуют абсолютные, теократические и конституционные монархии. Республики (вторая форма правления) более распространены в современном мире: их около 70%. Республиканская модель управления государством предполагает выборность верховных органов власти - парламента и (или) президента.

Самые известные монархии планеты: Великобритания, Дания, Норвегия, Япония, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ). Примеры стран-республик: Польша, Россия, Франция, Мексика, Украина. Однако в этой статье нас интересуют лишь страны с конституционной монархией (список этих государств вы найдете ниже).

Монархия: абсолютная, теократическая, конституционная

Монархические страны (всего в мире их около 40) бывают трех типов. Это может быть теократическая, абсолютная и конституционная монархия. Рассмотрим вкратце особенности каждой из них, и более детально остановимся на последней.

В абсолютных монархиях вся полнота власти сосредоточена в руках одного человека. Он принимает абсолютно все решения, реализуя внутреннюю и внешнюю политику своей страны. Ярчайшим примером такой монархии можно назвать Саудовскую Аравию.

В теократической монархии власть принадлежит высшему церковному (духовному) служителю. Единственным примером такой страны является Ватикан, где абсолютным авторитетом для населения выступает Папа Римский. Правда, некоторые исследователи относят к теократическим монархиям Бруней и даже Великую Британию. Ведь не секрет, что английская королева одновременно является и главой церкви.

Конституционная монархия - это...

Конституционной монархией является та модель государственного правления, при которой власть монарха существенно ограничена.

Иногда он может быть и вовсе лишен верховных полномочий. В таком случае монарх является лишь формальной фигурой, неким символом государства (как, например, в Великобритании).

конституционной монархией является

Все эти правовые ограничения власти монарха, как правило, отображены в конституции конкретного государства (откуда и название данной формы государственного правления).

Типы конституционной монархии

Современные конституционные монархии могут быть парламентскими или же дуалистическими. В первых правительство формируется парламентом страны, перед которым оно и отчитывается. В дуалистических конституционных монархиях министров назначает (и снимает) сам монарх. За парламентом остается лишь право некоторых вето.

Стоит отметить, что разделение стран на республики и монархии иногда оказывается несколько условным. Ведь даже в самых демократических государствах могут наблюдаться отдельные аспекты преемственности власти (назначении на важные государственные посты родственников и друзей). Это касается России, Украины и даже США.

Конституционная монархия: примеры стран

На сегодняшний день к конституционным монархиям можно отнести 31 государство мира. Третья часть их расположена в Западной и Северной Европе. Около 80 % всех конституционных монархий в современном мире являются парламентскими, и лишь семь - дуалистическими.

конституционные монархии республики

Ниже перечислены все страны с конституционной монархией (список). В скобках указан регион, в котором расположено государство:

  1. Люксембург (Западная Европа).
  2. Лихтенштейн (Западная Европа).
  3. Княжество Монако (Западная Европа).
  4. Великая Британия (Западная Европа).
  5. Нидерланды (Западная Европа).
  6. Бельгия (Западная Европа).
  7. Дания (Западная Европа).
  8. Норвегия (Западная Европа).
  9. Швеция (Западная Европа).
  10. Испания (Западная Европа).
  11. Андорра (Западная Европа).
  12. Кувейт (Ближний Восток).
  13. ОАЭ (Ближний Восток).
  14. Иордания (Ближний Восток).
  15. Япония (Восточная Азия).
  16. Камбоджа (Юго-Восточная Азия).
  17. Таиланд (Юго-Восточная Азия).
  18. Бутан (Юго-Восточная Азия).
  19. Австралия (Австралия и Океания).
  20. Новая Зеландия (Австралия и Океания).
  21. Папуа - Новая Гвинея (Австралия и Океания).
  22. Тонга (Австралия и Океания).
  23. Соломоновы Острова (Австралия и Океания).
  24. Канада (Северная Америка).
  25. Марокко (Северная Африка).
  26. Лесото (Южная Африка).
  27. Гренада (Карибский регион).
  28. Ямайка (Карибский регион).
  29. Сент-Люсия (Карибский регион).
  30. Сент-Китс и Невис (Карибский регион).
  31. Сент-Винсент и Гренадины (Карибский регион).

На карте ниже все эти страны отмечены зеленым цветом.

конституционные монархии мира

Конституционная монархия - идеальная форма правления?

Существует мнение, что конституционная монархия является залогом стабильности и благосостояния страны. Так ли это?

Конечно, конституционная монархия не способна автоматически решить все проблемы, которые возникают перед государством. Однако она готова предложить обществу определенную политическую стабильность. Ведь в таких странах постоянная борьба за власть (мнимая или же реальная) отсутствует a priori.

Конституционно-монархическая модель имеет ряд и других преимуществ. Как показывает практика, именно в таких государствах удалось построить лучшие в мире системы социального обеспечения граждан. И речь здесь идет не только о странах Скандинавского полуострова.

Можно взять, к примеру, те же страны Персидского залива (ОАЭ, Кувейт). Нефти у них гораздо меньше, чем в той же России. Однако за несколько десятилетий, из бедных стран, население которых занималось исключительно выпасом скота в оазисах, они смогли превратиться в успешные, благополучные и вполне состоявшиеся государства.

страны с конституционной монархией список

Самые известные конституционные монархии мира: Великобритания, Норвегия, Кувейт

Великая Британия - одна из известнейших парламентских монархий на планете. Главой государства (а также формально еще 15 стран Содружества) выступает королева Елизавета Вторая. Однако не стоит думать, что она является фигурой чисто символической. Британская королева имеет весомое право на роспуск парламента. Кроме того, именно она является главнокомандующим британских войск.

Норвежский король также является главой своего государства, согласно Конституции, которая действует с 1814 года. Если процитировать этот документ, то Норвегия является "свободным монархическим государством с ограниченной и наследственной формой правления". Причем первоначально король имел более широкие полномочия, которые постепенно сужались.

конституционная монархия примеры стран

Еще одной парламентской монархией с 1962 года является Кувейт. Роль главы государства здесь играет эмир, который имеет широкие полномочия: он распускает парламент, подписывает законы, назначает руководителя правительства; он же командует войсками Кувейта. Любопытно, что в этой удивительной стране женщины абсолютно равны в своих политических правах с мужчинами, что вовсе нетипично для государств арабского мира.

В заключение

Теперь вы знаете, что такое конституционная монархия. Примеры стран этой формы государственного правления присутствуют на всех континентах планеты, кроме Антарктиды. Это и седоволосые зажиточные государства старушки-Европы, и молодые богатейшие страны Ближнего Востока.

Можно ли говорить, что самой оптимальной формой правления в мире является именно конституционная монархия? Примеры стран - успешных и высокоразвитых - вполне подтверждают данное предположение.

fb.ru

Виды монархии и их реализация в современном мире

Как и множество других понятий, монархия имеет греческую этимологию и означает единовластие. При монархической форме устройства государства власть принадлежит одному человеку и передается ему по наследству. Однако существует несколько вариантов правления по монархическому типу, которые отличаются между собой степенью полномочий монарха, а также наличием либо отсутствием дополнительных независимых органов власти.

Монархия и ее виды по традиционному устройству

Древневосточная. Это не только самая первая форма монархии, но и вообще государственного правления. Здесь власть правителей контролировалась знатными сословиями или народными собраниями, которые могли влиять на решения, принятые монархом.

Феодальная. Ее также называют средневековой. При этой форме распространена политика, акцентирующая внимание на сельскохозяйственном производстве, а общество делится на две группы: феодалов и крестьян. Она имела несколько этапов своего развития, последний из которых является основным видом монархии – абсолютной.

Теократическая. Здесь глава церкви получает полнейшую власть, также возможно правление просто религиозным лидером. Духовенство в этом случае играет важнейшую роль в обществе, а аргументы тех или иных действий главы сводятся к их изначальному божественному происхождению: знаки, откровения и законы, которые послал Бог.

Помимо этих трех видов, монархию различают по степени ограничений: абсолютная, конституционная, парламентская, дуалистическая.

Виды монархии: абсолютная

Здесь проявляется безусловность правления монарха, в его руках фактически сосредоточена вся власть: судебная, законодательная и исполнительная, а также в ряде случаев религиозная. В 17-18 веках в Западной Европе был расцвет абсолютизма, что со временем перестало быть актуальным.

Здесь интересно само обоснование абсолютной монархии: глава, его предшественники и наследники имеют якобы божественное происхождение, которое на земле сопровождалось возвеличиванием и демонстрацией этого с помощью пышных дворцов и этикета. Монархов поддерживали дворяне, которые были на ступень ниже, однако на самой низкой были рабы или крестьяне, задача которых была жить в нищете и подчиняться. За это король им позволял жить.

Виды монархии: конституционная

При этой форме правления власть монарха несколько ограничена не только юридически, но и фактически. Он разделяет ее с парламентом, и в зависимости от того, за кем остается исполнительная, различают дуалистическую и парламентарную монархию.

Виды монархии: парламентарная

Здесь правительство обладает большими полномочиями, чем монарх, оно отвечает за свои действия в первую очередь перед парламентом. Монарх при этом играет исключительно церемониальную роль и фактически не обладает исполнительной и законодательной властью, которые разделяются между парламентом и правительством.

Виды монархии: дуалистическая

При этой форме правления монарх является ответственным властным лицом, правительственные действия которого ограничиваются конституционными пунктами. Монарх может распускать парламент и формировать правительство, поэтому, по сути, его власть сохранена, но разделена с парламентом по формальному принципу: монарх реализует исполнительную, а парламент законодательную.

Виды монархий в современном мире

В настоящее время существуют государства, в которых царит монархический строй. Абсолютный вид реализован в Саудовской Аравии, Катаре, Брунее и Омане.

Конституционная дуалистическая представлена в Марокко, Лихтенштейне, ОАЭ, Люксембурге, Кувейте, Монако и Иордании.

Конституционная парламентарная проявлена в Невисе, Сент-Китсе, Гренадинах, Сент-Винсенте, Ямайке, Тонге, Новой Зеландии, Великобритании, Бельгии, Камбоджа, Японии, Дании, Таиланде, Норвегии, Канаде, Швеции, Бутане, Испании, Андорре и др.

Таким образом, монархия является достаточно распространенным явлением в наши дни, однако тенденция к преобладанию ее более демократической формы говорит о том, что она больше воспринимается как дань традиции, чем эффективная форма правления в ее классическом значении.

fb.ru

18. Парламентарная монархия, ее основные признаки и особенности в различных зарубежных странах.

Монархия (в переводе с древнегреческого — власть одного). Общим для всех разновидностей монархий является то, что пост главы государства (монарха), как правило, наследственный и пожиз­ненный. Монарх обладает принадлежащим только ему почетным ти­тулом (король, император, султан, эмир, великий князь и т. д.). Монархия — наиболее древняя по времени происхождения форма правления, через которую прошли практически все страны мира, но и в настоящее время немалое число стран являются монархиями. Монархии, в свою очередь, подразделяются на абсолютные (неогра­ниченные) и ограниченные. Наибольшее распространение в современном мире имеют парламент­ские монархии. Родиной этой формы правления является Великобрита­ния. При парламентской монархии вся полнота законодательной власти принадлежит избираемому населением парламенту. Монарху принад­лежит лишь небольшая часть исполнительной власти, или же он не осуществляет эту власть вообще, а является лишь представителем го­сударства, символом нации. Решающая роль в исполнительной вла­сти и в политической жизни страны принадлежит правительству как коллегиальному органу исполнительной власти, и особенно его главе (как правило, премьер-министру). В настоящее время 10 из 45 стран Европы являются именно парла­ментскими монархиями (Королевство Швеция, Королевство Норвегия, Королевство Дания, Королевство Нидерланды, Королевство Бельгия, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Ко­ролевство Испания, Княжество Лихтенштейн, Княжество Монако, Ко­ролевство Норвегия). На азиатском континенте крупной парламент­ской монархией является Япония, глава государства в которой император. Для этих монархий характерна юридическая неответствен­ность монарха, обязательность скрепления актов монарха подписью премьер-министра или соответствующего министра (контрассигнатура), которые и несут ответственность за действие этих актов. В одних парламентских монархиях это установлено прецедентом или обычаем (Великобритания), а в других — конституцией (например Дания). Современные парламентские монархии являются вполне демокра­тическими государствами. При этом такая страна, как Великобрита­ния, является старейшим в мире демократическим государством с раз­витой системой разделения властей. Все это свидетельствует о том, что институт монархии вовсе не следует считать изжившим себя атри­бутом прошлого. Традиционно парламентскими монархиями считаются и доминионы Великобритании — Австралия, Канада, Новая Зеландия и некоторые другие. Английское слово «dominion» буквально означает «владение, владычество, власть». Британские доминионы — это бывшие колонии, фактически независимые государства. Главой доминионов официаль­но считается английская королева, представленная назначаемым ею ге­нерал-губернатором. Во всех этих странах действуют собственные пар­ламенты и ответственные перед ними правительства, возглавляемые премьер-министрами. В этих странах номинальной является не только власть королевы, но и ее представителя — генерал-губернатора. Сами же британские доминионы в отдельности представляют собой обычные парламентские республики, в которых пост генерал-губернатора анало­гичен посту президента в подобных республиках. Парламентская монархия как форма правления весьма схожа с пар­ламентской республикой, за тем исключением, что в парламентской республике место монарха занимает президент. Эти две формы прав­ления можно объединить понятием парламентского правления.

studfiles.net

Виды монархий в современном мире

В теоретическом осмыслении государства особое место занимает форма правления, поскольку именно она определяет, кто и как осуществляет государственную власть в государственно организованном обществе. В современном мире актуальность темы обусловлена постоянным развитием общества, переходом его от одной ступени развития к другой. Все больше стран стремятся к демократическому правовому государству, а его функционирование невозможно без четко отлаженной структуры формирования и осуществления государственной власти.

Объектом исследования в данном случае выступает государство как особая политическая, структурная и территориальная организация общества. Предметом исследования являются различные формы правления в зависимости от исторических, правовых и национальных предпосылок в современном обществе.

Целью является выявление наиболее актуальной на сегодняшний день формы правления для большинства государств.

В связи с этим можно выделить несколько основных задач: формы правления, существующие на сегодняшнем этапе развития общества, история и причина их возникновения и развития,

Уже Аристотель, вслед за Платоном, столкнувшись с самыми разными формами организации и осуществления государственной власти в древнем мире, попытался разработать классификацию государств по критерию, кто и как правит в этих государствах, т.е. по форме правления.

Со времен Платона и Аристотеля теоретическая политико-правовая мысль пыталась выявить причины, определяли те или иные формы правления. На протяжении многих столетий выдающиеся люди стремились выделить самое основное в формах государства и по возможности спрогнозировать их развитие. В трудах Августина, Гоббса, Монтескье, Руссо, Радищева и многих других были сделаны попытки обобщить и систематизировать знание о формах правления, нащупать самые глубинные начала их возникновения и развития. Чаще всего форму правления пытались определить в ее связи с типом государства, классовой структурой, экономическим направлением развития общества и т.д. И забывали о таких факторах, влияющих на форму правления, как исторические традиции, национальная психология, религиозность, культурная среда, географическое положение и многое другое.

Современная теория государства удерживает все то позитивное, что было накоплено на предыдущих этапах и вместе с тем учитывает то, чему раньше не придавалось существенного значения. Попробуем рассмотреть формы правления и ее разновидности с современной точки зрения.

1 Формы правления в современном мире

1.1 Понятие формы правления

Термин Влформа правленияВ» (реже тАУ Влформа государственного правленияВ») содержится во многих конституциях стран мира (Бразилии 1988 г., Иордании 1952 г., Казахстана 1995 г., Мексики 1917 г., Эфиопии 1994 г. и др.). Почти всегда говорится о том, является государство монархией или республикой (исключениями являются Израиль и Камбоджа до 1993 г., где использовались просто название ВлгосударствоВ», например ВлГосударство ИзраильВ»).

В научной литературе существуют различные подходы к понятию формы правления. Сторонники узкой трактовки этого понятия связывают форму правления только или, прежде всего, с правовым положением главы государства. Приверженцы широкой трактовки включают в это понятие отношения высших органов государственной власти с центрами экономической и политической власти и даже политическую среду. Узкая трактовка недостаточно учитывает роль других государственных органов, в том числе парламента, правительства, широкая придает понятию формы несвойственный ей характер.

Форма правления традиционно определяется как характеристика структуры и взаимоотношений высших органов государства. Нередко перечень этих органов ограничивают главой государства, парламентом и правительством. Такой подход делает акцент на органах, играющих решающую роль в управлении государством. Однако если понимать государственное управление в более широком смысле, то стоит учитывать и роль судебной власти, особое значение органов конституционного контроля.

В управлении государством участие принимают также местные органы государства (советы в социалистическом государстве, назначенные представители государственной власти в других странах). Наконец, само управление предполагает не только прямые, но и обратные связи органов государственной власти с населением.

Форму правления нельзя отождествлять с управление государством. Последнее - гораздо более широкое понятие. Кроме того, название существующей формы правления не всегда дает правильное представление о способе управления. Великобритания или Япония тАУ монархии, но монарх фактически не обладает властными полномочиями и отнюдь не управляет государством. Под формой правления понимается способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношений ее органов, степень участия населения в их формировании[1].

1.2 Основные разновидности формы правления

С давних времен различаются две основные формы правления: монархия и республика. Монархия преобладала в государствах древнего мира и в средние века. Республика стала господствующей формой правления в Новое время. Ныне подавляющее количество государств мира являются республиками, хотя и монархическая форма правления вовсе не исчезла. Главное различие между ними состоит в условиях замещения поста главы государства и его ответственности. Монарх (царь, император, король, султан и т.д.) занимает свой пост по наследству и пожизненно, он является неприкосновенной особой, никакой ответственности не подлежит и, как правило, не может быть смещен со своего поста. В республике глава государства избирается из среды граждан на определенный срок, он может быть досрочно смещен (например, в порядке импичмента).

В развитых странах (Европа, Япония, а также Канада, Австралия и др., где монарх представлен генерал-губернатором) различия между монархией и республикой практически не имеют значения: по степени демократичности порядка управления монархия Испания мало чем отличается от соседней республики Португалии. В развивающихся странах различия между монархией и республикой могут иметь весьма существенное значение для демократизации политического строя. Монарх в этой группе стран обладает весьма реальными властными полномочиями, подданство (гражданство) рассматривается как личная верность монарху, он направляет работу парламента и даже распускает его на многие годы и правит без него. Поэтому, например, в тех арабских странах, где существует монархия, их политический строй существенно отличается от республик, хотя во всех этих странах применяются, правда в разной степени, принципы шариата (для сравнения: абсолютная монархия в Саудовской Аравии, где запрещены все партии, а парламента нет, и президентская республика в Египте, где существует многопартийность, довольно активно действует парламент, но в рамках Влценностей египетского обществаВ»).[2]

Хотя разделение государств на монархии и республики продолжает оставаться основным при классификациях форм правления, иногда возникают смешанные, гибридные формы. В монархиях появляются отдельные республиканские черты (например, периодические выборы монарха раз в 5 лет в Малайзии или Влколлегиальная монархияВ» в ОАЭ), в республиках к власти приходят, по существу, монархические (пожизненные) президенты. В некоторых случаях появляется и наследственность: сын пожизненного президента Ким Ир Сена в КНДР еще до смерти последнего (1984 г.) был объявлен будущим руководителем правящей партии и государства.

Отсутствие достаточных различий в политическом строе европейских монархий и республик, черты гибридности и некоторые другие факторы иногда ведут к попыткам замены понятий монархии и республики иными категориями (парламентская или иная форма правления). Однако для анализа именно формы правления утвердившееся на протяжении веков различие существенно.

2. Монархическая форма правления

2.1 Признаки монархии и особенности современной монархии

Ранее мною уже упоминалось, что основными признаками монархии являются наследственный порядок замещения посты государства и его неответственность. Лишь в Малайзии монарх переизбирается раз в 5 лет султанами субъектов федерации и только из их числа. Монарх занимает свой пост в персональном качестве, не бывает вице-монарха в отличие от вице-президента (правда, иногда в колониях Великобритании губернатор именовался вице-королем). Лишь в ОАЭ существует Влколлегиальная монархияВ»: полномочия главы государства принадлежат Совету эмиров семи эмиратов федерации.[3]

Монарх не несет политической, уголовной, административной или иной юридической ответственности. Он может оставить престол лишь в порядке отречения от него, хотя в некоторых странах в революционные эпохи применялась и уголовная ответственность, и казнь королей (Великобритания, Франция).

Современные монархии претерпели существенные модификации, которые отличают их от монархий прошлого. Общая тенденция связана с ограничением власти монарха. В развитых странах монарх везде стал безвластным институтом. В развивающихся странах монархию стремятся украсить некоторыми современными терминами. В конституциях говорится о Влдемократической и социальнойВ» монархии (Конституция Марокко 1972 г.), о Влконституционно-монархическомВ» королевстве (Конституция Непала 1980 г.), монархии даруют конституции там, где их раньше не было (Саудовская Аравия 1992 г., Оман 1996 г.), создают подобие парламентских институтов (Национальное собрание в ОАЭ).

В целом институт монархии тАУ это феодальный пережиток, а для некоторых стран тАУ пережиток еще более давних времен, но использование данной формы правления в той или иной стране имеет конкретный характер. Как отмечалось, в ряде стран эта форма не сказывается практически на характере политического строя, в других часто имеет определяющее значение для него. Сам монарх может выступать и с реакционных позиций, и с позиций защиты демократического строя, как это сделал король Испании в 1981 г., когда он, будучи по конституции главнокомандующим, использовал эту "спящую" конституционную норму для ликвидации путча правых офицеров, стремившихся восстановить фашистские порядки.

Процесс развития современного мира свидетельствует о сокращении числа монархических государств. После Второй мировой войны в ранее монархических Албании, Болгарии, Румынии, Венгрии, Греции провозглашены республики. Однако этот процесс развивается с зигзагами. Восстановлена монархия в Испании, Камбодже, в 90-х годах исламским эмиратом объявлен Афганистан. В Албании и Бразилии в 90-х годах проводились референдумы о возможности восстановления монархии (результат был отрицательным), такой референдум был назначен и в Болгарии (отменен парламентом). Небольшие группы населения выступают за восстановления монархии в России и Румынии.

Сторонники монархии достоинством данной формы правления считают прочность поста главы государства, который не зависит от политических перемен и, следовательно, стабильности государственной власти. К числу достоинств также относят беспартийность монарха, а значит теоретически его беспристрастность, который вследствие этого может быть подлинным арбитром в обществе. Эти доводы несостоятельны для развитых государств, где монарх безвластен (хотя и может в определенных ситуациях использовать свои ВлспящиеВ» прерогативы), и не отвечают условиям развивающихся стран, где монарх властвует, а если он и арбитр, то отнюдь не безвластный.

В развитых странах (Бельгии, Великобритании, Дании, Испании, Японии) сколько-нибудь заметного движения за ликвидацию монархии и замену ее республикой не существует: монарх скорее лишь почетная должность, он не влияет существенно на управление страной. В развивающихся странах есть силы, стремящиеся к ликвидации монархии, их организации являются чаще всего тайными, подпольными. Во многих из этих стран такие организации создавались военными и привели к установлению республики (Египет, Ливия, Эфиопия).[4]

2.2 Разновидности монархической формы правления

В современном мире существует три вида монархии: абсолютная (по внешним признакам в связи с принятием конституции она становится полуабсолютной), дуалистическая и парламентарная.

Абсолютная монархия в ее чистом ВлвидеВ» характеризуется полновластием монарха, конституция и парламент отсутствуют. В настоящее время таких монархий уже нет: в последней из них султанате Омане в 1996 г. монарх даровал конституцию. Правда, нет конституции в королевстве Бутан, но там есть закон о национальном собрании, и этот своеобразно формируемый парламент собирается на сессии, хотя выполняет на деле лишь совещательные функции. Абсолютные монархии теперь ВлобшитыВ» конституционной или парламентской оболочкой. По существу, монарх властвует безраздельно, даже в некоторых конституциях говорится, что вся власть исходит от монарха (а не народа), он имеет право абсолютного вето по отношению к законодательным актам своеобразного парламента: их решения не вступают в силу без согласия монарха, но по форме в такой монархии есть признаки ограниченной монархии. В некоторых конституциях (Бахрейн, Кувейт) даже говорится об ответственности правительства перед парламентом (по традиции правительство возглавляет сын, брат или другой близкий родственник правящего монарха). К тому же, например в Брунее, в парламенте численно преобладают лица, являющиеся его членами по должности, то есть назначенные монархом. Парламент по существу рассматривается как особая форма мусульманского института аш-шура тАУ совещания правителя с авторитетными людьми. Да и конституция, хотя документ называется таким образом, не является основным законом. Подлинной же конституцией считаются две священные мусульманские книги тАУ Коран и сунна (особенно первый). Учитывая указанные обстоятельства, все же правильнее называть сохранившиеся монархии полуабсолютными.

Большинство из рассматриваемых монархий имеют теократические черты. В наиболее отчетливой форме они выражены в арабских монархиях, в султанате Бруней. Это тАУ теократические полуабсолютные по форме и абсолютные по существу монархии. Особую роль в полуабсолютной теократической монархии играет семейный совет. Он, в частности, определяет преемника монарха (это не обязательно старший сын монарха), может заставить отречься монарха от престола. Связи органов государства с населением своеобразны. Во-первых, они определяются религиозными догмами. Во-вторых, они персональны, основываются на верности монарху и принадлежности к общине правоверных (умме). В-третьих, они, по существу, односторонни. Хотя существует маджилис (право любого правоверного члена уммы прийти на прием к монарху, что на практике не всегда осуществляется), эти связи имеют характер повиновения. В-четвертых, такие связи осуществляются в значительной степени через авторитетных лиц в общине правоверных. Назначаемые местные органы государства состоят из членов королевской семьи (губернаторы) и других приближенных к монарху лиц. В связях с населением они выступают не столько как представители государства, сколько как олицетворение монаршего дома.

Особое место среди полуабсолютных теократических монархий занимают ОАЭ. В этом государстве вся полнота власти принадлежит, как говорилось ранее, коллегиальному органу тАУ совету эмиров семи объединившихся эмиратов. Национальное собрание (назначаемый эмирами своего рода парламент) состоит даже не при этом Совете, а при правительстве, которое тоже назначается эмирами. Хотя решение совет принимает коллегиально, определяющие позиции принадлежат эмиру крупнейшего эмирата Абу-Даби, занимающего 86% территории ОАЭ. Его глава периодически преризбирается Советом эмиров его председателем.

В дуалистической монархии (от латинского слова ВлдваВ») законы принимает только парламент, а управляет страной монарх через назначаемое им и ответственное только перед ним правительство.

Появление такой формы правления в Европе связано с выступлением широких слоев населения в XVIII-XIX вв. против абсолютизма, за ограничение прав монарха. Дуалистическая монархия стала воплощением компромисса между растущей буржуазией и еще сильным дворянством. По идее монарх должен был представлять интересы дворянства, а парламент тАУ прежде всего интересы буржуазии и в определенной степени других слоев населения (для участия в выборах в парламент существовал имущественный и иные цензы). Полномочия монарха были очень сильными: хотя он не мог издавать законы, он мог своими указами (декретами и др.) регулировать многие сферы жизни общества, такие указы не нуждались в одобрении парламента. Кроме того, король имел право вето (правда, отлагательного) по отношению к законам парламента (оно могло быть последним преодалено), право роспуска парламента (с назначением даты новых выборов).

Дуалистическая монархия существовала в Германии, Турции, Таиланде, Непале, во многих других странах. Россия после 1905 г. тоже имела определенные черты дуалистической монархии.[5]В настоящее время с точки зрения норм конституционного права в ВлчистомВ» виде такой формы правления практически уже нет (ближе всего с позиций права к ней стоят Бутан, Бруней и Тонга). Если судить по нормам конституции, дуалистическая монархия была упразднена в 1980 г. поправкой к конституции в Непале и в 1991 г. в Иордании. Конституции некоторых стран теперь предусматривают смешанные формы дуалистической и парламентарной монархии с преобладанием элементов либо первой, либо второй. По нормам конституции это полудуалистические, полупарламентарные монархии. На деле же, с точки зрения фактических отношений между органами государств, их прямых и обратных связей с населением, Иордания, Марокко, Непал являются в своей основе дуалистическими монархиями.

В связях органов государства с населением персональный элемент при данной форме правления выражен слабее, но идея монарха тАУ отца нации еще присутствует. На местах назначенные монархом чиновники тоже внедряют эту идею. Однако при этой форме устанавливается новый вид связей тАУ через представительный орган (парламент), в форме правления впервые возникают по существу не только прямые, но и обратные связи по поводу государственной власти.

Парламентская монархия по тексту конституций существует практически во всех монархических государствах Европы (кроме Монако), в Японии, Малайзии, Таиланде, в тех государства тАУ членах британского Содружества (Австралия, Канада, Ямайка и др.), в которых британский монарх представлен генерал-губернатором. В парламентарной монархии правительство формируется парламентом (его формирует партия или коалиция партий, получившая большинство на выборах в нижнюю палату парламента или в однопалатный парламент)[6]. Таким образом, страной правит партия или коалиция партий, имеющих большинство мандатов в парламенте. Правительство нуждается в доверии парламента. Если против доверия голосует большинство парламентариев, оно обязано уйти в отставку (или глава государства по рекомендации правительства может распустить парламент с назначением даты новых выборов). Монарх царствует, но не правит. Часто монарх тАУ лишь символ нации. Он издает акты о назначении министров или о роспуске парламента, но делает это он, выполняя волю парламента или правительства. Монарх даже не имеет право вето по отношению к законам, принимаемым парламентом (Норвегия, Швеция, Япония), или столетия не принимает его, в связи с чем сложилась обычно-правовая норма конституционного права о неприменении права вето (Великобритания). Лишь в условиях, когда ни одной партии или коалиции партий не удается создать правительство, монарх может сам назначить премьер-министра (так бывало в Великобритании).

Во многих странах у монарха есть Влкоролевская прерогативаВ» - полномочия, не производные от парламента, а принадлежащие ему вследствие королевского достоинства (например, право войны и мира, управление королевскими владениями и т.д.), но фактически он ею не пользуется. Эти полномочия осуществляет парламент или правительство. В парламентарной монархии правит партия, имеющая большинство в парламенте (нижней палате).

Подобно абсолютной и дуалистической монархиям парламентская монархия может иметь свои разновидности. Как уже говорилось, в Малайзии существует Влвыборная монархияВ», в Таиланде большую роль в парламенте (особенно в сенате, пользующимся значительными полномочиями) играют военные, они, по существу, управляют страной, используя в том числе имя монарха (милитарно-парламентская монархия), в тех странах британского Содружества, где нет президентов, это опосредованная парламентская монархия, по существу возглавляемая генерал-губернатором как представителем монарха.

В связях органов государства с населением персональный элемент практически утрачивается, исчезает повиновение монарху. Он и его семья могут пользоваться уважением (как в Великобритании или в Японии), но в данном случае государственные связи основываются только на традициях. Главное значение приобретает роль представительного органа тАУ парламента, деятельность его членов, в том числе в избирательных кругах, возможность подачи в парламент индивидуальных и коллективных петиций, повседневное освещение его работы в средствах массовой информации, деятельность правительства, роль премьер-министра, критика деятельности правительства оппозицией.

3. Республиканская форма правления

3.1 Основные признаки республиканской формы правления

Республиканская форма правления использовалась в древнем мире (демократическая республика в Афинах и аристократическая тАУ в Риме) и средние века (города-республики), но наиболее широкое распространение эта форма правления получила в Новое время. Подавляющее большинство государств ныне имеют республиканскую форму правления.[7]

В республике главой государства является президент, избираемый разными способами, но из среды граждан государства. В данном случае нет династического престолонаследия. Президентом может стать любой гражданин, удовлетворяющий установленным в конституциях (в некоторых странах тАУ законах о выборах президента) условиям: рождение от граждан данного государства (натурализованный гражданин во многих странах президентом быть не может), достижение определенного возраста (обычно 35-40 лет, в единичных странах тАУ 45-50 лет), обладание полными гражданскими и политическими правами, иногда тАУ обладание необходимыми цензами для избрания в парламент.

В отличие от монарха президент по общему правилу избирается только на определенный срок (обычно с 4 до 7 лет, в Латвии тАУ на 3 года)[8]. На практике президентами избирались не только мужчины, но и женщины (в Аргентине, Ирландии, Исландии и т.д.). переизбрание на очередной срок в некоторых странах (Египет, Франция) допустимо без каких-либо ограничений, но чаще всего одно и то же лицо может быть избрано президентом только на два срока (США, Россия). В отдельных странах второй срок президентства сокращен (в Аргентине не 4, а только 2 года), в Мексике и некоторых других странах президент не может быть избран на следующий срок, а иногда на протяжении всей своей жизни не может быть более избран президентом. Способы избрания президента различны, но всегда в республике (кроме экстремальных ситуаций), в отличие от монархии, глава государства выборный, им может быть избран любой гражданин, отвечающий установленным в законе цензам. Президент в отличие от монарха тАУ лицо ответственное, хотя его ответственность осуществляется в особых формах.

3.2 Разновидности республиканской формы правления

Ранее было принято различать две формы республики тАУ президентскую и парламентскую, но в настоящее время все более широкое распространение получает смешанная форма правления, соединяющая черты этих двух форм. Ее принято называть полупризидентской (или полупризидентской, полупарламентской) республикой.[9]

В большинстве республик мира принята форма президентской республики (США, Бразилия, Мексика и др.). Подавляющее большинство стран Латинской Америки тАУ президентские республики. В Африке до 90-х гг. совсем не было парламентарных республик. В условиях данной формы осуществляется жесткое разделение законодательной и исполнительной власти: законодательствует парламент, а страной управляет президент через подчиненных ему министров. Иногда министры образуют Совет министров во главе с административным премьер-министром, но и в этом случае фактическим (а часто и юридическим) главой правительства остается президент. Зачастую же (США, многие страны Латинской Америки) министры не образуют особого органа тАУ правительства, они составляют кабинет президента, его совещательный орган. В президентской республике президент избирается непосредственно гражданами. Он получает свой мандат от народа и не зависит от парламента (кроме случаев импичмента).

Министры (премьер-министр и Совет министров, там, где он есть) назначаются президентом по своему усмотрению. Министры не нуждаются в доверии парламента (нижней палаты), и такого рода голосования не проводятся. В президентской республике страной управляет та партия, которая победила на президентских выборах, а не на выборах в парламент, в ее руках исполнительная власть, хотя в некоторых странах, особенно в США, велика и роль парламента. Законы принимает только парламент, но президент имеет право отлагательного вето и часто его использует, особенно, когда имеют место условия Влразделенного правленияВ», когда в парламенте имеет большинство другая партия, чем та, к которой принадлежит президент. Министры ответственны только перед президентом, парламент не может уволить их в отставку путем вотума недоверия. Существует независимый орган конституционного контроля, независимые суды, как, впрочем, и в парламентских республиках.

В настоящее время президентская республика классического типа подвергается модификациям. Возникает президентская республика с некоторыми чертами парламентской формы. Во-первых, в некоторых странах учреждается должность премьер-министра, создается Совет министров. Министры в каких-то отношениях становятся подчиненными премьер-министрам, а не только президенту, что несколько ослабляет принцип президентского правления. Во-вторых, при сохранении основной ответственности министров перед президентом устанавливается ограниченная ответственность министров перед парламентом, что совсем несвойственно для президентской республики, а в некоторых странах тАУ и ответственность премьер-министра и всего Совета министров. Правда, эта ответственность затруднена и, в конечном счете, вопрос решается президентом, но возможны такие ситуации, когда он должен отправить министра или правительство в отставку в результате недоверия парламента. На деле недоверие правительству при ВлсильномВ» президенте не выносится. Президент сам меняет правительство, если он имеет такую необходимость и соответствующее отношение к правительству со стороны парламента.

Наряду с определенным смягчением принципа президентциализма в президентской республике появились и такие ее формы, которые свидетельствуют о возрастании всевластия президента, о превращении его по существу в единственный институт государственной, а то и партийно-государственной власти. В прошлом к таким президентско-монократическим республикам можно отнести Гвинею, Заир, Уганда и др., где президент возглавлял и государственный аппарат, и единственную разрешенную партию. Учитывая особую роль президента и слабость парламента в некоторых странах Латинской Америки, в Сирии их нередко называют суперпрезидентскими республиками. Свои особенности имеет республиканская форма в условиях военных режимов, когда высшим органом государства является созданный в результате переворота военный (революционный и т.д.) совет, избирающий своего руководителя президентом (или и.о. президента, или временным президентом). Это тАУ милитарно-президентская республика. Это временная форма, но в некоторых странах до перехода к гражданскому режиму она существовала более 10 лет (Алжир, Нигерия, Эфиопия и др.)

В различных видах президентской республики прямые и обратные связи органов государства с населением имеют свои особенности. В милитарно-призидентской республике по существу имеют место только прямые связи путем командного метода управления (на места также назначаются коменданты-офицеры). Связи, основанные главным образом на принуждении, хотя и в меньшей степени, характерны также для суперпрезидентской республики. В президентско-монократической республике для таких связей используется единственная огосударствленная партия, но все эти связи приобретают, в конечном счете, персональный характер и направлены на укрепление власти пожизненного президента тАУ идеолога государства.

В традиционной президентской республике центром связей, с одной стороны, является президент, но в данном случае его деятельность более открыта для населения (иногда тАУ вплоть до интимных сторон жизни, как это имело место в США в связи с обсуждением в 1998 г. правоохранительными органами некоторых вопросов о сексуальных отношениях президента Клинтона), с другой тАУ парламент. На местах нередко в качестве представителей государства назначаются лица, избранные населением, что является одной из форм для установления и прямых, и обратных связей[10].

Парламентская республика (Болгария, Венгрия, Индия, Италия, Германия и др.), особенно в ее ВлчистомВ» виде, распространена гораздо меньше, чем президентская, хотя в последние годы эта форма появилась и в некоторых странах Африки. В парламентской республике президент обычно избирается таким образом, чтобы он не получал свой мандат непосредственно от граждан-избирателей, не мог противопоставлять себя парламенту, т.е. непрямыми выборами (парламентом, особой коллегией и т.д.), хотя есть парламентские республики, где президент избирается гражданами (Болгария)[11]. Поэтому способ выборов президента не является решающим критерием отличия парламентской республики от президентской. Главное состоит в способе формирования правительства и его политической ответственности. В парламентской республике эта схема аналогична парламентской монархии, но место главы государства занимает президент. Формально правительство в парламентской республике назначает президент: подобно монарху в парламентской монархии он издает указ. Но выбор его не свободен, указ лишь оформляет фактическое положение. В отличие от президентской республики, где президент сам подбирает себе министров, президент парламентской республики главой правительства вынужден назначить человека, который вызывает доверие у парламента (чаще всего лидера партии большинства или коалиции партий), а затем, по его предложению - министров. Иначе правительство не получит вотума доверия парламента, что особенно важно в таком типе республики, и правительство не будет сформировано. Лишь в исключительных случаях (например, при утрате правительственной партией большинства в парламенте, например, при массовом переходе членов партии в другую партию, что маловероятно, но возможно), президент может сам назначить премьер-министра, и по его рекомендации утвердить министров.

В парламентской республике правительство несет ответственность только перед парламентом (обычно перед его нижней палатой), но не перед президентом. В случае выражения вотума недоверия, правительство вынуждено подать в отставку. В таком случае президент может не принять отставку, а распустить парламент (нижнюю палату) с назначением даты новых выборов. Фактически это происходит в соответствии с желанием правительства. Президент также может по рекомендации правительства распустить нижнюю палату парламента (без предварительного предъявления вотума недоверия правительству), и этот совет, а в действительности тАУ указание, президент обязан выполнить. Правительство часто пользуется таким приемом, если чувствует, что досрочные выборы, укрепят его позицию в парламенте (количество мандатов его партии в нижней палате). Такие случаи характерны не только для парламентской республики, но и для полупрезидентской, и для парламентской монархии. Но здесь главное не ошибиться в прогнозах, так как бывали случаи, когда ожидания не оправдывались. Так бывало в Великобритании, во Франции, в некоторых других странах.

Вопросы судебной власти, конституционного контроля могут решаться в парламентской республике так же, как и в парламентской монархии и президентской республике. Аналогично могут решаться вопросы прямой и обратной связи с населением, хотя роль президента в этих контактах, в парламентской республике и монархии выражена меньше, а приоритет принадлежит в данном случае премьер-министру.

Парламентская республика тоже имеет свои разновидности, что связано с внедрением идеи Влрационализированного парламентаризмаВ». Для этого все чаще применяется Влконструктивный вотум недоверияВ», когда недоверие главе правительство может быть принято только при одновременном назначении другого главы правительства. Кроме того, вотум недоверия не может быть выражен отдельным министрам. Наконец, министров парламент не утверждает, а только назначает (избирает) главу правительства, который в свою очередь формирует правительство. Такой порядок отношений президента, парламента, правительства, главы правительства существенно отличает традиционную парламентскую республику от рационализированной парламентской республики.

С целью преодоления недостатков парламентской и президентской форм и соединения их плюсов в современных условиях все чаще прибегают к созданию смешанной, полупрезидентской, полупарламентской республики.

ВаВпервые полупрезидентская, полупарламентская республика была введена во Франции в 1958 г. по инициативе де Голля, который стремился к сильной президентской власти, но учитывал длительные традиции парламентаризма в стране.[12]Название "полупрезидентская" не означает слабой власти президента, напротив, она является реальной в отличие от парламентской республики, но эта власть все же слабее, чем в президентской республике. Она соединяет определенные достоинства и стремится устранить недостатки обеих форм.

Как и в президентской, в полупрезидентской республике действует достаточно жесткое разделение властей, но оно все же смягчено: президент по конституции не является главой исполнительской власти, он только глава государства, исполнительная власть по конституции принадлежит правительству, которое несет основную ответственность перед президентом, и ограниченную тАУ перед парламентом. Двойная ответственность правительства тАУ специфическая черта в модели разделения властей при данной форме правления.

В полупрезидентской республике имеются следующие черты, присущие президентской формой правления:

1. Президент избирается непосредственно народом, что делает его независимым от парламента и дает ему возможность противопоставить себя парламенту. Но в данном случае есть риск обострения отношений между президентом и парламентом, а также вследствие этого тАУ между президентом и избирателями, в связи с чем, например, де Голль ушел в отставку с поста президента, когда на референдуме была отвергнута его реформа верхней палаты парламента тАУ Сената. В тоже время при слабом парламенте республика, будучи по конституции полупрезидентской, на деле превращается в президентскую.

2. Вице-премьеров и министров президент может назначить по своему усмотрению, независимо от партийной расстановки сил в парламенте. Премьер-ми

Вместе с этим смотрят:

Выявление основных проблем молодежной политики КПРФ и поиск путей их решения

Громадянсько-правовий вимiр полiтичноi системи Польщi

Грузино-абхазский тупик

Евроскептицизм в структуре европейской внутренней политики

Западные трактовки социальной справедливости



www.yurii.ru

понятия и классические признаки :: BusinessMan.ru

Что такое монархия? Чаще всего это слово вызывает у людей ассоциации с чем-то пышным, величественным и абсолютным. В данной статье мы рассмотрим не только общее понятие, но и виды монархии, ее предназначение и цели как во многовековой истории человечества, так и в настоящий момент. Если кратко обозначить тему статьи, то ее можно сформулировать так: «Монархия: понятие, признаки, виды».

Какой вид правления называют монархией?

Монархия – это один из видов правления, который предполагает единоличное руководство страной. Другими словами, это такое политическое устройство, когда вся власть находится в руках одного человека. Такой правитель называется монархом, но в разных странах можно услышать иные титулы, а именно: император, шах, король или королева – все они монархи, независимо от того, как их называют на родине. Еще одним важным признаком монархической власти является то, что она передается по наследству без каких-либо голосований и выборов. Естественно, если прямых наследников не существует, то в силу вступают законы, которые контролируют престолонаследие в монархических странах. Таким образом, власть чаще всего, переходит к ближайшему родственнику, но мировая история знает много иных вариантов.

Вообще, форма правления в государстве определяет структуру высшей власти в стране, а также распределение функций, ответственности и обязанностей высших законодательных органов. Что касается монархии, то, как уже говорилось, вся власть принадлежит единому правителю. Монарх получает ее пожизненно, и к тому же не несет никакой юридической ответственности за свои решения, хотя именно он определяет, как государство должно поступить в той или иной ситуации.

Как отличить монархическую форму правления?

Вне зависимости от того, что разные виды монархии имеют свои отличия, существуют также и основные признаки, общие для всех. Подобные характеристики помогают быстро и точно определить, что мы имеем дело действительно с монархической властью. Итак, к основным характеристикам относятся следующие:

  1. Существует единоличный правитель, который является главой государства.
  2. Монарх пользуется своей властью от момента вступления в должность и до смерти.
  3. Передача власти происходит по родству, что называется наследованием.
  4. У монарха есть полное право управлять государством на свое усмотрение, его решения не обсуждаются и не подвергаются сомнениям.
  5. Монарх неподвластен юридической ответственности за свои действия или решения.

О видах монархии

Как и другие виды правления, монархия – понятие достаточно широкое, поэтому определяются еще и ее подвиды с отдельными признаками. Практически все виды и формы монархии можно сгруппировать в следующий список:

  1. Деспотия.
  2. Абсолютная монархия.
  3. Конституционная монархия (дуалистическая и парламентарная).
  4. Сословно-представительская монархия.

Для всех этих форм правления сохраняются основные признаки монархии, но они имеют свои уникальные нюансы, которые и создают различия между ними. Далее, стоит подробнее обсудить какие бывают виды монархии и их признаки.

О деспотии

Деспотия – это вариант монархии, где власть правителя вообще ничем не ограничивается. В таком случае монарха называют деспотом. Как правило, его власть исходит от военно-бюрократического аппарата. Иными словами, он контролирует подчиненных благодаря силе, которая в основном выражается в поддержке войск или других силовых структур.

Так как абсолютно вся власть находится в руках деспота, то закон, который им устанавливается, никак не ограничивает его права или возможности. Таким образом, монарх и его приближенные могут безнаказанно делать все, что считают нужным, и это не будет иметь для них никаких негативных последствий в юридическом контексте.

Интересный факт: великий древнегреческий философ Аристотель упоминал в одном из своих сочинений деспотию. Он отметил, что такая форма правления очень похожа на ситуацию с хозяином и его властью над рабами, где хозяин – это аналог монарха-деспота, а рабы – это подданные правителя.

Об абсолютной монархии

Виды монархии включают и понятие абсолютизма. Здесь главный признак – это принадлежность всей власти исключительно одному человеку. Такое устройство власти в случае с абсолютной монархией продиктовано законом. Также стоит заметить, что абсолютизм и диктатура – очень похожие виды власти.

Монархия абсолютная указывает на то, что в государстве все сферы жизни единолично управляются правителем. То есть он контролирует законодательную, исполнительную, судебную и военную отрасль. Часто даже религиозная или духовная власть находится всецело в его руках.

Рассматривая подробнее этот вопрос, можно сказать, что довольно неоднозначно мнение о таком виде правления, как абсолютная монархия. Понятие и виды руководства государствами довольно широки, но касаемо деспотии и абсолютизма, стоит отметить, что лучшим вариантом все-таки является второй. Если в тоталитарной стране под руководством деспота контролируется буквально все, уничтожается свобода мысли и уничижаются многие гражданские права, то абсолютная монархия может быть весьма благоприятна для народа. Примером способен выступить благополучный Люксембург, уровень жизни народа в котором наивысший на территории Европы. Кроме того, на данный момент мы можем наблюдать виды абсолютной монархии в таких странах, как Саудовская Аравия, Объединённые Арабские Эмираты, Оман и Катар.

О конституционной монархии

Отличие такого вида правления – ограниченность власти монарха, установленная конституцией, традициями или иногда даже неписаным правом. Здесь монарх не обладает приоритетом в сфере государственной власти. Важным является и то, что ограничения не просто записаны в законе, но действительно исполняются.

Виды конституционных монархий:

  1. Дуалистическая монархия. Здесь власть монарха ограничивается следующим образом: все решения, принятые монархом, должны быть подтверждены специально назначенным министром. Без его резолюции ни одно решение правителя не вступит в действие. Еще одно из отличий дуалистической монархии – вся исполнительная власть остается за монархом.
  2. Парламентарная монархия. Также ограничивает власть монарха, причем до такой степени, что, по сути, он выполняет только церемониальную или представительскую роль. Реальной власти у правителя в парламентарной монархии практически не остается. Здесь вся исполнительная власть принадлежит правительству, которое, в свою очередь, отвечает перед парламентом.

О сословно-представительской монархии

В такой форме монархии участвуют сословные представители, которые непосредственно задействованы в составлении законов и управлении государством вообще. Здесь также ограничивается власть монарха, и происходит это в основном по причине развития денежно-товарных отношений. Это положило конец стабильности натурального хозяйства, которое тогда было замкнутым. Таким образом, возникло понятие централизации власти в политическом контексте.

Такой вид монархии был характерен для стран Европы в период с ХІІ по ХІV век. Примерами можно считать парламент в Англии, кортесы и Испании, Генеральные штаты во Франции. В России же это были Земские соборы в период с XVІ по XVII век.

Примеры монархического правления в современном мире

Помимо указанных стран, абсолютная монархия установлена в Брунее и Ватикане. Стоит заметить, что Объединённые Арабские Эмираты – по сути, федеративное государство, но каждый из семи эмиратов в этом объединении – это часть абсолютной монархии.

Ярчайший пример парламентской монархии – Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. Также сюда иногда относят и Голландию.

К конституционной монархии принадлежат много стран, среди которых выделим следующие: Испания, Бельгия, Монако, Япония, Андорра, Камбоджа, Таиланд, Марокко и еще много других.

Что касается дуалистической монархии, то здесь стоит упомянуть три основных примера: Иордания, Марокко и Кувейт. Стоит заметить, что последний иногда относят к абсолютной монархии.

Слабости монархии

Монархия, понятие и виды которой были рассмотрены выше – это политическое устройство, которое, естественно, имеет определенные недостатки.

Главная проблема – правитель и народ слишком далеки друг от друга за счет своеобразной прослойки, именно здесь имеет слабое место монархия, как форма правления. Виды монархий все без исключения отличаются данным недостатком. Правитель практически полностью изолирован от своего народа, что негативно влияет и на взаимоотношения, и на понимание монархом реальной ситуации, а соответственно, и на принятие важных решений. Это малая доля неприятных моментов, которые провоцируются таким положением вещей.

Очевиден и тот факт, что, когда страна управляется в соответствии с предпочтениями и моральными устоями только одного человека, то это привносит некий субъективизм. Монарх – всего лишь человек и также, как обычные граждане подвержен приступам гордости и самоуверенности, которые проистекают от упоения неограниченной властью. Если к этому прибавить еще и безнаказанность правителя, то наблюдается достаточно характерная картина.

Еще один не совсем удачный момент монархической системы – это передача титула по наследству. Даже если рассматривать виды ограниченной монархии, то этот аспект все равно присутствует. Беда в том, что следующие по закону наследники не всегда оказываются достойными людьми. Это касается как общих и организаторских характеристик будущего монарха (например, не все достаточно решительны или мудры для того, чтобы управлять страной), так и его здоровья (чаще всего психического). Так, власть может перейти в руки психически неуравновешенного и глупого старшего брата, хотя в царствующей семье имеется более мудрый, и полностью адекватный младший наследник.

Виды монархии: плюсы и минусы

История показывает, что чаще всего в монархической форме правления народ недолюбливал аристократию. Проблема была в том, что люди, принадлежащие к высшим слоям общества финансово и интеллектуально отличались от большинства, соответственно, это сеяло естественную вражду и порождало взаимную неприязнь. Но стоит заметить, что если при дворе монарха вводилась политика, которая ослабляла позиции аристократии, то ее место прочно занимала бюрократия. Естественно, подобное положение вещей было еще хуже.

Что касается пожизненной власти монарха, то – это неоднозначный аспект. С одной стороны, имея возможность принимать решения длительный срок, монарх мог работать на перспективу. То есть, рассчитывая на то, что он будет править несколько десятилетий, правитель постепенно и последовательно внедрял свою политику. Это неплохо для страны, в случае если вектор развития государства выбран правильно и во благо народа. С другой стороны, занимать пост монарха не одно десятилетие, неся на своих плечах бремя государственных забот – довольно утомительно, что может впоследствии сказаться на эффективности работы.

Подытоживая, можем сказать, что монархия хороша следующим:

  1. Четко установленное престолонаследование помогает удерживать страну в относительно стабильном состоянии.
  2. Монарх, который правит пожизненно, способен сделать больше, чем ограниченный во времени правитель.
  3. Все аспекты жизни страны контролируются одним человеком, поэтому он может очень четко видеть всю картину.

Из недостатков стоит подчеркнуть следующее:

  1. Наследственная власть могла обречь страну на жизнь под управлением человека, который просто не способен быть правителем по той или иной причине.
  2. Расстояние между простым народом и монархами несоизмеримо. Существование аристократии очень остро разделяет народ на социальные слои.

Недостатки во благо

Достаточно часто достоинства монархии оказывались проблемой в той или иной ситуации. Но иногда все случалось наоборот: казалось-бы недопустимый недостаток монархии неожиданно помогал и действовал во благо народа.

В данном разделе мы затронем тему несправедливости монархии. Бесспорно, многих политиков, желающий прийти к власти, не устраивает тот факт, что титул правителя страны передается по наследству. Народ, в свою очередь, часто недоволен четким и неумолимым расслоением общества по классовому признаку. Но с другой стороны – наследственная власть монарха стабилизирует многие политические, социальные и экономические процессы в государстве. Неизбежное наследование властных рычагов предотвращает неконструктивное соревнование между огромным количеством кандидатов, претендующих на пост правителя. Конкуренция между претендентами на право управления страной может вести к нестабильности в государстве и даже военному разрешению конфликтов. А поскольку все предрешено – достигается мир и благосостояние в регионе.

Республика

Существует еще один важный момент, который стоит обсудить – это виды монархий и республик. Так как о монархии было сказано много, то обратимся к альтернативному виду управления страной. Республикой называют такую форму правления, где все органы государственной власти формируются за счет выборов и существуют в таком составе ограниченный срок. Это важно понимать, чтобы видеть принципиальную разницу между данными видами руководства: монархической властью, где народу не предоставлен выбор и республикой, руководящих представителей которой избирают сами люди на определенный срок. Избранные кандидаты составляют парламент, фактически управляющий страной. Другими словами, главой республиканского государства становятся избранные гражданами претенденты, а не наследники монархической династии.

Республика – наиболее популярная форма правления в мировой практике, неоднократно доказавшая свою эффективность. Интересный факт: большинство государств современного мира официально являются республиками. Если говорить о цифрах, то состоянием на 2006 год существовало 190 государств, из которых 140 были республиками.

Виды республик и их главные характеристики

Не только монархия, понятия и виды которой мы рассматривали, делится на структурные части. К примеру, основная классификация такой формы правления, как республика, состоит из четырех типов:

  1. Парламентская республика. Исходя из названия можно понять, что здесь большая часть власти находится в руках парламента. Именно этот законодательный орган является правительством страны с такой формой правления.
  2. Президентская республика. Здесь основные рычаги власти сосредоточены в руках президента. Также его задачей является координация действий и отношений между всеми руководящими ветвями власти.
  3. Смешанная республика. Ее еще называют полупрезидентской. Основная характеристика такой формы власти – это двойная ответственность правительства, которое подчинено как парламенту, так и президенту.
  4. Теократическая республика. В такой формации власть большей частью или даже полностью принадлежит церковной иерархии.

Заключение

Знания о том, какие виды монархии можно встретить в современном мире, помогают более глубоко понять особенности управления государствами. Изучая историю, мы можем наблюдать торжество или крах стран, которыми правили монархи. Этот вид государственной власти был одной из ступеней на пути к тем формам правления, которые преобладают в наше время. Поэтому знать, что такое монархия, понятие и виды которой мы подробно обсудили, очень важно людям, интересующимся политическими процессами, происходящими на мировой арене.

businessman.ru