Урок 7Тема 7. Информационная модель объекта. Примеры модель объект


виды моделей, понятие и описание

Каждый современный человек ежедневно сталкивается с понятиями «объект» и «модель». Примерами объектов являются как предметы, доступные для осязания (книга, земля, стол, ручка, карандаш), так и недоступные (звезды, небо, метеориты), предметы художественного творчества и умственной деятельности (сочинение, стихотворение, решение задачи, картина, музыка и другие). Причем каждый объект человеком воспринимается только как единое целое.

модель виды моделей

Объект. Виды. Характеристики

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что объект является частью внешнего мира, которая может быть воспринята в качестве единого целого. Каждый предмет восприятия имеет свои индивидуальные характеристики, отличающие его от других (форма, сфера использования, цвет, запах, размер и так далее). Важнейшей характеристикой объекта является название, но для полного качественного его описания одного названия недостаточно. Чем более полно и подробно описан объект, тем легче процесс его распознавания.

Модели. Определение. Классификация

В своей деятельности (образовательной, научной, художественной, технологической) человек ежедневно использует уже существующие и создает новые модели внешнего мира. Они позволяют сформировать впечатление о процессах и объектах, недоступных для непосредственного восприятия (очень маленькие или, наоборот, очень большие, очень медленные или очень быстрые, очень далекие и так далее).модель это

Итак, модель – это некоторый объект, отражающий важнейшие особенности изучаемого явления, объекта либо процесса. Может существовать несколько вариаций моделей одного и того же объекта, также как несколько объектов могут быть описаны одной единственной моделью. Например, подобная ситуация возникает в механике, когда различные тела с материальной оболочкой могут быть выражены материальными точками, то есть одинаковой моделью (человек, автомобиль, поезд, самолет).

Важно помнить, что ни одна модель не способна полноценно заменить изображаемый объект, так как она отображает только некоторые из его свойств. Но порой при решении определенных задач различных научных и промышленных течений описание внешнего вида модели может быть не просто полезным, но единственной возможностью представить и изучить особенности характеристик объекта.

Сфера применения предметов моделирования

Модели играют важную роль в различных сферах жизни человека: в науке, образовании, торговле, проектировании и других. Например, без их применения невозможны проектирование и сборка технических устройств, механизмов, электрических цепей, машин, зданий и так далее, так как без предварительных расчетов и создания чертежа выпуск даже простейшей детали невозможен.

Часто используются модели в образовательных целях. Они носят названия наглядных. Например, из географии представление о Земле как о планете человек получает, изучая глобус. Также актуальными наглядные модели являются и в других науках (химии, физике, математике, биологии и других).виды моделей данных

В свою очередь, теоретические модели востребованы при изучении естественных и точных наук (биологии, химии, физики, геометрии). Они отражают свойства, поведение и строение объектов, подвергающихся изучению.

Моделирование как процесс

Моделирование – метод познавания, включающий в себя исследование существующих и создание новых моделей. Предметом познания данной науки является модель. Виды моделей ранжируются в зависимости от различных свойств. Как известно, любой объект имеет множество характеристик. При создании определенной модели выделяются лишь наиболее важные для решения поставленной задачи.

Процессом создания моделей является художественное творчество во всем своем разнообразии. В связи с этим фактически каждое художественное или литературное произведение можно рассматривать в качестве модели реального объекта. Например, картины являются моделями реальных пейзажей, натюрмортов, людей, литературные произведения – моделями человеческих жизней и так далее. Например, при создании модели самолета с целью изучения его аэродинамических качеств важно отразить в ней геометрические свойства оригинала, но абсолютно неважен его цвет.виды моделей

Одни и те же объекты различными науками изучаются с разных точек зрения, а соответственно, их виды моделей для изучения будут также отличаться. Например, физика изучает процессы и результаты взаимодействия объектов, химия – химический состав, биология – поведение и строение организмов.

Модель относительно временного фактора

Относительно времени модели делятся на два вида: статические и динамические. Примером первого вида является единоразовое обследование человека в клинике. Оно отображает картину его состояния здоровья на данный момент, в то время как его медицинская карта будет моделью динамической, отражающей изменения, происходящие в организме на протяжении определенного периода времени.

Модель. Виды моделей относительно формы

Как уже понятно, модели могут различаться по разным характеристикам. Так, все ныне известные виды моделей данных можно условно разделить на два основных класса: материальные (предметные) и информационные.

Первый вид передает физические, геометрические и иные свойства объектов в материальной форме (анатомический муляж, глобус, макет здания и так далее).

Виды информационных моделей разнятся по форме реализации: знаковая и образная. Образные модели (фотографии, рисунки и другое) являются зрительными реализациями объектов, зафиксированными на определенном носителе (фото-, кинопленке, бумажном или цифровом). описание внешнего вида модели Они широко применяются в образовательном процессе (плакаты), при изучении различных наук (ботаника, биология, палеонтология и других). Знаковые модели – это реализации объектов в виде символов одной из известных языковых систем. Они могут быть представлены в виде формул, текста, таблиц, схем и так далее. Существуют случаи, когда, создавая знаковую модель (виды моделей передают конкретно то содержание, которое требуется для изучения определенных характеристик объекта), используют сразу несколько известных языков. Примером в данном случае выступают различные графики, диаграммы, карты и подобное, где используются как графические символы, так и символы одной из языковых систем.

С целью отражения сведений из различных сфер жизни применяются три основных вида информационных моделей: сетевые, иерархические и табличные. Из них наиболее популярным является последний, применяемый для фиксации различных состояний объектов и характерных для них данных.

Табличная реализация модели

Данный вид информационной модели, как уже было сказано выше, является наиболее известным. Выглядит он следующим образом: это обычная, состоящая из строк и столбцов таблица прямоугольной формы, графы которой заполнены символами одного из известных знаковых языков мира. Применяются табличные модели с целью характеристики объектов, обладающих одинаковыми свойствами. виды моделей данныхС их помощью в различных научных сферах могут быть созданы как динамические, так и статические модели. Например, таблицы, содержащие математические функции, различные статистические данные, расписания поездов и так далее.

Математическая модель. Виды моделей

Отдельной разновидностью информационных моделей являются математические. Все виды математических моделей обычно состоят из уравнений, написанных на языке алгебры. Решение данных задач, как правило, основывается на процессе поиска равнозначных преобразований, которые способствуют выражению переменной величины в виде формулы. Существуют также для некоторых уравнений и точные решения (квадратные, линейные, тригонометрические и так далее). Как следствие, для их решения приходится применять методы решения с приближенной заданной точностью, иначе говоря, такие виды математических данных, как числовой (метод половинного деления), графический (построение графиков) и другие. Метод половинного деления целесообразно использовать лишь при условии, что известен отрезок, где функция при определенных значениях корня уравнения принимает полярные значения.

виды математических моделейА метод построения графика является унифицированным. Его можно использовать как в вышеописанном случае, так и в ситуации, когда решение может быть только приближенным, а не точным, в случае так называемого "грубого" решения уравнений.

fb.ru

Модели объектов

Цели: сформировать у учащихся понятие моделирования как метода поз­нания; рассмотреть различные классификации моделей; сформировать у учащихся понятие «информационная модель».

           Требования к знаниям и умениям:

Учащиеся должны знать:

основные понятия: «модель», «моделирование», «информационная модель»;

виды моделей;

Учащиеся должны уметь:

— приводить примеры различных моделей;

— классифицировать модели по различным признакам;

Тип урока: изучение нового материала.

Программно-дидактическое обеспечение урока: нет.

Проверка д/з.: на дом  было задание- составить план дома. Прохожу по классу и проверяю наличие домашнего задания в тетради.  Как вы думает,  для чего нам нужен  план дома?

I. Постановка целей урока:

1. Электромобиль на стенде выставки, макет здания, детская мягкая игрушка, мате­матическая формула, теория развития общества - это все модели.

Как же получается назвать такие разные понятия одним словом?

Существует огромное количество моделей.

Как разложить их «по полоч­кам»? Как классифицировать? Это все предстоит нам узнать на этом уроке.

II. Изложение нового материала

1.1 Введение понятия «модель»

В своей деятельности человек очень часто использует модели, то есть со­здает образ того объекта, явления или процесса, с которым ему предстоит иметь дело.

Модель - это некий новый упрошенный объект, который отражает су­щественные особенности реального объекта, процесса или явления.

Анализ модели и наблюдение за ней позволяют познать суть реально су­ществующего, более сложного объекта, процесса, явления, называемого прототипом или оригиналом.

У вас может возникнуть вопрос: почему бы ни исследовать сам оригинал, а не строить его модель?

Назовём несколько причин, по которым прибегают к построению моделей.

Попросить детей привести примеры указанных оригиналов.

В реальном времени оригинала может уже не существовать (теория гибели динозавров).

Оригинал может иметь много свойств и взаимосвязей. Чтобы изучить конкретное свойство нужно отказаться от других (карта мира).

Оригинал либо очень велик, либо очень мал (глобус, модель атома).

И так далее.

Моделирование- это процесс построения моделей для исследования и изучения объектов, процессов, явлений.

Что можно моделировать?

Моделировать можно:

1. Объекты

Назовем примеры моделей объектов:

— копии художественные произведения;

— наглядные пособия;

— модель атома водорода или солнечной системы;

— глобус;

— модель, демонстрирующая одежду;

— детские игрушки;

— и т.д.

2. Явления

Примеры моделей явлений:

— модели физических явлений: грозового разряда, магнитных и элект­рических сил...;

— геофизические модели: модель селевого потока, модель землетрясе­ния, модель оползней...

3. Процессы

Примеры моделей процессов:

— модель развития вселенной;

— модели экономических процессов;

— модели экологических процессов..

4. Поведение

При выполнении человеком какого-либо действии ему обычно предшествует возникновение в его сознании модели будущего поведения. Собирается  ли он строить дом или решать задачу, переходит улицу или - он непременно сначала представляет себе все это в уме.

Один и тот же объект в разных ситуациях, в разных науках может описываться различными моделями. Например, рассмотрим объект «человек», с точки зрения различных наук:

- в механике человек - это материальная точка;

- в биологии - это система, стремящаяся к самосохранению;

- и т.д.

С другой стороны, разные объекты могут описываться одной моделью. Например, в механике различные материальные объекты от песчинки до планеты рассматриваются как материальные точки.

Таким образом, совершенно неважно, какие объекты выбираются в ка­честве моделирующих. Важно лишь то, что с их помощью удается отразить наиболее существенные признаки изучаемого объекта, явления или про­цесса.

1.2 Модели материальные и модели информационные.

Все модели можно разбить на два больших класса: модели пред­метные (материальные) и модели информационные.

Пред­метные модели воспроизводят геометрические, физические и другие свойства объектов в материальной форме (глобус, модели кристаллических решеток, макеты зданий и сооружений и др.).

Информационные модели представляют объекты и про­цессы в образной или знаковой форме.

Образные модели (рисунки, фотографии и др.) представ­ляют собой зрительные образы объектов, зафиксированные на каком-либо носителе информации (бумаге, фото- и кино­пленке и др.). Широко используются образные информаци­онные модели в образовании (вспомните учебные плакаты по различным предметам) и науках, где требуется классифи­кация объектов по их внешним признакам (в ботанике, био­логии, палеонтологии и др.).

Приведите примеры образных моделей.

Знаковые информационные модели строятся с использо­ванием различных языков (знаковых систем). Знаковая ин­формационная модель может быть представлена в форме текста (например, программы на языке программирования), формулы, таб­лицы так далее.

Приведите примеры знаковых информационных моделей.

Иногда при построении знаковых информационных моде­лей используются одновременно несколько различных язы­ков. Примерами таких моделей могут служить географиче­ские карты, графики, диаграммы и пр. Во всех, этих моделях используются одновременно как язык графических элементов, так и символьный язык.

На протяжении своей истории человечество использовало различные способы и инструменты для создания информа­ционных моделей. Эти способы постоянно совершенствова­лись. Так, первые информационные модели создавались в форме наскальных рисунков, в настоящее же время инфор­мационные модели обычно строятся и исследуются с исполь­зованием современных компьютерных технологий.

Список учеников, которых нужно опросить:

Баранов, Батищева, Бубенцова, Есаков, Кумченко … .

Вывод: Для закрепления материала давайте повторим основные понятия, какие существуют модели?

Особо отличились ученики: ……………  они получают по …………

Также старались отвечать:……………….. .

Д/р: Закрепить пройденный материал. Привести 10 примеров материальных моделей и 20 примеров на информационную модель.  

До свиданья!

videouroki.net

Информационная модель объекта

Главная | Информатика и информационно-коммуникационные технологии | Планирование уроков и материалы к урокам | 8 классы | Планирование уроков на учебный год | Информационная модель объекта

Изучив эту тему, вы узнаете:

- что такое модель объекта и зачем она создается; - какие бывают модели; - какую роль играет информация при создании модели; - что такое информационная модель; - какие формы представления информационных моделей существуют.

7.1. Понятие модели

Объекты окружающего нас мира, даже те, которые кажутся самыми простыми, на самом деле необычайно сложны. Чтобы понять, как действует тот или иной объект, иногда приходится вместо реальных объектов рассматривать их упрощенные представления — модели. При построении модели сам объект часто называют оригиналом или прототипом.

Дети с младенчества окружены игрушками: куклами, зверушками, машинками. Каждая игрушка представляет реальный объект окружающего мира. Кукла не умеет дышать, двигаться. Эта игрушка отражает только одно свойство человека — внешний облик. Но это свойство настолько существенно, что никто не ошибается, называя куклу игрушечным человечком.

Вы, наверное, знаете, что такое робот. Он может быть совсем непохож на человека, но умеет выполнять некоторые свойственные человеку действия. Роботы не устают и могут заменять людей при выполнении утомительной физической работы. Роботы способны работать в опасных для жизни человека средах: в космосе, под водой на большой глубине. Робот-луноход собирал на Луне образцы грунта, исследовал рельеф, фотографировал и выполнял многое другое. Робот-художник, робот-футболист, робот-прислуга — это примеры моделей человека, которые отражают разные его функции и предназначены для разных целей. Любой робот — не человек, а лишь его аналог.

Для любого объекта может существовать множество моделей, различных по сложности и степени сходства с оригиналом. Таблица 7.1 показывает, что модели могут отражать некоторые характеристики объекта — свойства, действия, а иногда и среду.

Таблица 7.1. Объекты и их модели

Подводя итоги вышесказанному, определим, что такое модель.

    Модель — аналог (заместитель) оригинала, отражающий некоторые его характеристики.

Этот аналог служит для хранения и расширения знания об оригинале.

Разнообразие моделей определяется разнообразием целей, поставленных при их создании.

Цель создания детских игрушек — познание окружающего мира.

Вы никогда не задумывались, почему поигравший с плюшевым мишкой ребенок, впервые увидев в зоопарке настоящего медведя, узнает в нем прототип (оригинал) своей игрушки? 

Происходит удивительное: в образе живого медведя он видит знакомые «игрушечные» черты. Психологи считают, что умение распознавать образы, сопоставлять информацию и делать выводы формируется у детей до 3 лет. Так, играя с моделями реальных объектов и исследуя их, дети познают окружающий мир. При этом модели, как правило, усложняются и несут в себе новые черты исходного объекта.

Поступив в школу, вы изучаете на уроках разнообразные объекты с помощью их моделей. На уроках изобразительного искусства всевозможные муляжи позволяют исследовать форму, игру света и тени, фактуру прототипа, прежде чем его рисовать. Чучела птиц и зверей помогают вам представить и изучить облик животных, которых вы, возможно, не увидите в реальной жизни.

Рассмотрим несколько примеров моделей, созданных с разной целью:

◊   уменьшенная и упрощенная модель корабля, помещенная в бассейн, позволяет изучить его поведение при качке; ◊   велотренажер используется для тренировки; ◊   искусственное сердце спасает жизнь больного и помогает ему почувствовать себя полноценным членом общества.

Для рассмотренных здесь моделей характерно, что все они являются материальными объектами. Поэтому подобные модели называются материальными (предметными) моделями. Это одна из форм представления модели.

Моделью может быть не только материальный объект, передающий свойства и действия реального объекта, но и математическая формула, чертеж, таблица, текст и т. д. Это нематериальные (абстрактные) модели. В них используется другая форма представления.

Рассмотрим несколько примеров нематериальных моделей.

Представьте себе железнодорожного диспетчера. Сидя у пульта управления, он следит за перемещением на экране цветных прямоугольников, условно обозначающих поезда и вагоны. Это модель реальной железнодорожной сортировочной станции.

При решении задач по физике, химии, геометрии, биологии используются формулы. И это тоже модели. Они называются математическими. Например, уравнение S vt описывает способ нахождения расстояния при равномерном прямолинейном движении реального объекта.

Еще в древности было известно, что математическая модель незаменима при строительных работах. Например, в VI веке до н. э. античный архитектор Эвпалин построил водопровод на острове Самос, сохранившийся до наших дней. Ему необходимо было проложить тоннель длиной 1 км, шириной и высотой 2 м сквозь гору Кастро. Для решения этой задачи Эвпалин использовал чертеж и математические знания о подобии треугольников, на основе которых построил математическую модель.

Другой пример нематериальной модели из истории человечества связан с представлением о нашей планете и Солнечной системе. В древности люди считали, что Земля является плоской и окружена океаном. Древние поэты и философы сочинили об этом мифы. Именно такое описание объекта «Земля» является одной из первых дошедших до нас моделей. Во II веке н. э. древнегреческий ученый Птолемей разработал геоцентрическую модель Солнечной системы, согласно которой все планеты и Солнце вращаются вокруг неподвижной Земли. В 1543 году Коперник совершил открытие, изменившее наше представление о Солнечной системе. Он построил и доказал гелиоцентрическую модель мира, в ко торой планеты движутся вокруг Солнца по определенным орбитам. Эта модель позволила более точно вычислять движения планет по небесной сфере и объяснила многие астрономические явления. На основании этой модели было предсказано существование планеты Плутон, которая ранее не наблюдалась при помощи оптических приборов. Используя эту модель Солнечной системы, ученые сегодня вычисляют массы планет, изучают законы их движения и получают еще очень много важной информации.

Человеческое общество в зависимости от цели исследования тоже можно представить разными моделями.

Другая модель описывает ситуацию, когда племенем управляет совет старейшин, подчиняющийся вождю:

Например, изучая на уроках истории общинно-родовые отношения, вы представляли их в виде схем. Одна из возможных моделей отражает единоличное управление вождя племенем:

Как видно из примеров, человек постоянно создает модели объектов. Они помогают решать и житейские проблемы, и задачи любой сложности, изобретать новые объекты. Собираетесь ли вы строить дом, перейти дорогу или сделать покупки в магазине, вы непременно сначала представляете себе все это в уме и только потом действуете. То есть любой деятельности предшествует процесс создания мысленной модели.

Прежде чем построить и изучить модель, надо сначала собрать информацию об объекте. Поэтому особое место среди нематериальных моделей занимают информационные, содержащие существенные для исследователя сведения об объекте.

xn----7sbbfb7a7aej.xn--p1ai

Примеры моделирования - Информатика - Прочее

Тема урока:

Тема урока:

Тема урока: Можете ли вы полностью ответить на следующие вопросы: Знаете ли вы, что такое модель ? Что такое моделирование ? Что такое объект моделирования ? Знаете ли вы на какие виды делятся все модели ? Знаете ли вы, какие существуют формы представления информационных моделей ? Можете ли вы привести примеры форм представления информационных моделей ? Цели урока: Рассмотреть, что такое формы представления информационных моделей. Научиться приводить примеры форм представления информационных моделей.

Тема урока:

Можете ли вы полностью ответить на следующие вопросы:

  • Знаете ли вы, что такое модель ?
  • Что такое моделирование ?
  • Что такое объект моделирования ?
  • Знаете ли вы на какие виды делятся все модели ?
  • Знаете ли вы, какие существуют формы представления информационных моделей ?
  • Можете ли вы привести примеры форм представления информационных моделей ?

Цели урока:

  • Рассмотреть, что такое формы представления информационных моделей.
  • Научиться приводить примеры форм представления информационных моделей.
Заполните СХЕМУ КЛАССИФИКАЦИИ МОДЕЛЕЙ и пропуски в предложении: МОДЕЛИ Информационные (абстрактные) модели – строятся только на информации, характеризующей свойства и состояние объекта моделирования Материальные (предметные) модели воспроизводят геометрические, физические и другие свойства оригинала Смешанные модели – это таблицы, схемы, плакаты, фильмы Образные (наглядные) модели - это чертежи, графики, фотографии Знаковые (символьные) модели – это текст, формула, программа, описание ТП В основе метода моделирования лежит ______________ подход к изучению окружающей действительности. Предметом изучения информатики являются ___________________ модели. В основе метода моделирования лежит информационный подход к изучению окружающей действительности. Предметом изучения информатики являются информационные модели.

Заполните СХЕМУ КЛАССИФИКАЦИИ МОДЕЛЕЙ и пропуски в предложении:

МОДЕЛИ

Информационные (абстрактные) модели – строятся только на информации, характеризующей свойства и состояние объекта моделирования

Материальные (предметные) модели воспроизводят геометрические, физические и другие свойства оригинала

Смешанные модели – это таблицы, схемы, плакаты, фильмы

Образные (наглядные) модели - это чертежи, графики, фотографии

Знаковые (символьные) модели – это текст, формула, программа, описание ТП

В основе метода моделирования лежит ______________ подход к изучению окружающей действительности. Предметом изучения информатики являются ___________________ модели.

В основе метода моделирования лежит информационный подход к изучению окружающей действительности. Предметом изучения информатики являются информационные модели.

Цели моделирования Цели моделирования Информационное моделирование применяют для: • представления (описания) материальных предметов; • объяснения известных фактов; • построения гипотез; • получения новых знаний об исследуемых объектах; • прогнозирования; • управления.

Цели моделирования

Цели моделирования

Информационное

моделирование

применяют для:

• представления (описания) материальных предметов;

• объяснения известных фактов;

• построения гипотез;

• получения новых знаний об исследуемых объектах;

• прогнозирования;

• управления.

Разные науки исследуют объекты и процессы под разными углами зрения и строят различные типы моделей. Возьмем в качестве примера человека : в разных науках он исследуется в рамках различных моделей. В рамках механики его можно рассматривать как материальную точку, в химии — как объект, состоящий из различных химических веществ, в биологии — как систему, стремящуюся к самосохранению, и так далее. Один и тот же объект может иметь множество моделей, а разные объекты могут описываться одной моделью.

Разные науки исследуют объекты и процессы под разными углами зрения и строят различные типы моделей. Возьмем в качестве примера человека : в разных науках он исследуется в рамках различных моделей. В рамках механики его можно рассматривать как материальную точку, в химии — как объект, состоящий из различных химических веществ, в биологии — как систему, стремящуюся к самосохранению, и так далее.

Один и тот же объект может иметь множество моделей, а разные объекты могут описываться одной моделью.

Формы представления информационных моделей Информационные модели отражают различные типы систем объектов, в которых реализуются различные структуры взаимодействия и взаимосвязи между элементами системы.

Формы представления информационных моделей

Информационные модели отражают различные типы систем объектов, в которых реализуются различные структуры взаимодействия и взаимосвязи между элементами системы.

В настоящее время существуют следующие формы представления информационных моделей : описание, таблица, граф (дерево, сеть, блок – схема), рисунок, формула, чертеж, схема. Для отображения систем с различными структурами используются различные типы информационных моделей, основными из которых являются табличные, иерархические и сетевые .

В настоящее время существуют следующие формы представления информационных моделей :

  • описание,
  • таблица,
  • граф (дерево, сеть, блок – схема),
  • рисунок,
  • формула,
  • чертеж,
  • схема.

Для отображения систем с различными структурами используются различные типы информационных моделей, основными из которых являются табличные, иерархические и сетевые .

1. Описание Естественные языки используются для построения словесных, текстовых, описательных моделей. Описательные модели – это устные и письменные описания с использованием иллюстраций. Словесные модели могут описывать ситуации, события, происходящие в жизни, с целью их осмысления и использования опыта. Например, описание любого технологического процесса – это информационная описательная модель.

1. Описание

Естественные языки используются для построения словесных, текстовых, описательных моделей.

Описательные модели – это устные и письменные описания с использованием иллюстраций.

Словесные модели могут описывать ситуации, события, происходящие в жизни, с целью их осмысления и использования опыта.

Например, описание любого технологического процесса – это информационная описательная модель.

Со словесного описания начинается построение вообще любой модели, так как оно более или менее точно отражает оригинал. При создании словесной модели важно уметь ясно и понятно строить фразы, выделять ключевые моменты, правильно пользоваться терминологией, ссылаться на известные факты. Информационные модели, в том числе описательные, - это продукт творческой деятельности человека. Компьютер позволяет на качественно новом уровне перевести мысленную модель в знаковую форму.

Со словесного описания начинается построение вообще любой модели, так как оно более или менее точно отражает оригинал. При создании словесной модели важно уметь ясно и понятно строить фразы, выделять ключевые моменты, правильно пользоваться терминологией, ссылаться на известные факты.

Информационные модели, в том числе описательные, - это продукт творческой деятельности человека. Компьютер позволяет на качественно новом уровне перевести мысленную модель в знаковую форму.

2. Таблицы Одним из наиболее часто используемых типов информационных моделей является прямоугольная таблица . Такой тип моделей применяется для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств. Широко известно табличное представление математических функций, статистических данных, расписаний поездов и самолетов, уроков и так далее. Объект Параметры Название Действия Значения Среда

2. Таблицы

Одним из наиболее часто используемых типов информационных моделей является прямоугольная таблица .

Такой тип моделей применяется для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств.

Широко известно табличное представление математических функций, статистических данных, расписаний поездов и самолетов, уроков и так далее.

Объект

Параметры

Название

Действия

Значения

Среда

Табличная модель (таблица) – состоит из строк и столбцов. В верхней строке таблицы обычно располагаются заголовки столбцов. Пересечение строки и столбца образует ячейку .

Табличная модель (таблица) – состоит из строк и столбцов.

В верхней строке таблицы обычно располагаются заголовки столбцов. Пересечение строки и столбца образует ячейку .

Представление объектов и их свойств в форме таблицы часто используется в научных исследованиях. Так, на развитие химии и физики решающее влияние оказало создание Д. И. Менделеевым в конце XIX века периодической системы элементов , которая представляет собой табличную информационную модель.

Представление объектов и их свойств в форме таблицы часто используется в научных исследованиях.

Так, на развитие химии и физики решающее влияние оказало создание Д. И. Менделеевым в конце XIX века периодической системы элементов , которая представляет собой табличную информационную модель.

Практическое задание: В текстовом редакторе создать компьютерный текстовый документ, содержащий описательную и табличную модели на базе профессиональной информации.

Практическое задание:

В текстовом редакторе создать компьютерный текстовый документ, содержащий описательную и табличную модели на базе профессиональной информации.

Итоги урока: Мы рассмотрели формы представления информационных моделей – описание и таблицу. Научились приводить примеры форм представления информационных моделей. Продолжили совершенствовать навыки работы с тестом на компьютере. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Приведите примеры моделирования в вашей профессиональной деятельности. Как модели помогают определить нам качество продукта?

Итоги урока:

  • Мы рассмотрели формы представления информационных моделей – описание и таблицу.
  • Научились приводить примеры форм представления информационных моделей.
  • Продолжили совершенствовать навыки работы с тестом на компьютере.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Приведите примеры моделирования в вашей профессиональной деятельности.

Как модели помогают определить нам качество продукта?

multiurok.ru

Модель объект - свойство - отношение » СтудИзба

2. 2. ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ “ОБЪЕКТ — СВОЙСТВО — ОТНОШЕНИЕ”

 

Для описания ИЛМ используются как языки аналитического (описательного) типа, так и графические средства в дальнейшем применяется графический способ отображения модели “объект—свойство—отношение”. В предметной области в процессе ее обследования и анализа выделяют классы объектов. Классом объектов называют совокупность объектов, обладающих одинаковым набором свойств. Например, если в качестве предметной области рассмотреть вуз, то в ней можно выделить следующие классы объектов: учащиеся, преподаватели, аудитории и т. д. Объекты могут быть реальными, как названные выше, а могут быть и абстрактными, как, например, предметы, которые изучают студенты.

При отражении в информационной системе каждый объект представляется своим идентификатором, который отличает один объект класса от другого, а каждый класс объектов представляется именем этого класса. Так, для объектов класса “ИЗУЧАЕМЫЕ ПРЕДМЕТЫ” идентификатором каждого объекта будет “НАЗВАНИЕ ПРЕДМЕТА”. Идентификатор должен быть уникальным.

Каждый объект обладает определенным набором свойств. Для объектов одного класса набор этих свойств одинаков, а их значения, естественно, могут различаться. Например, для объектов класса “СТУДЕНТ” таким набором свойств, описывающим объекты класса, может быть “ГОД РОЖДЕНИЯ”, “ПОЛ” и др.

При описании предметной области надо изобразить каждый из существующих классов объектов и набор свойств, фиксируемый для объектов данного класса.

Будем использовать для отображения объектов и их свойств следующие обозначения (рис. 2. 3).

                       - объект 

 

                       - свойство 

 

Рис. 2.3 Обозначение объектов и их свойств

 

Каждому классу объектов в инфологической модели присваивается уникальное имя.

При построении инфологической модели желательно дать словесную интерпретацию каждой сущности, особенно если возможно неоднозначное толкование понятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.4 Изображение связи «объект - свойство»

 

При описании предметной области надо отразить связи между объектом и характеризующими его свойствами. Это изображается просто в виде линии, соединяющей обозначение объекта и его свойств.

Связь между объектом и его свойством может быть различной. Объект может обладать только одним значением какого-то свойства. Например, каждый человек может иметь только одну дату рождения. Назовем такие свойства единичными. Для других свойств возможно существование одновременно нескольких значений у одного объекта. Пусть, например, при описании “СОТРУДНИКА” фиксируется в качестве его свойства “ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК”, которым он владеет. Так как сотрудник может знать несколько иностранных языков, то такое свойство будем называть  множественным. При изображении связи между объектом и его свойствами для единичных свойств будем использовать одинарную стрелку, а для множественных свойств — двойную.

Кроме того, некоторые свойства являются постоянными, их значение не может измениться с течением времени. Назовем такие свойства   статическими, а те свойства, значение которых может изменяться со временем, будем называть динамическими.

Другой характеристикой связи между объектом и его свойством является признак того, присутствует ли это свойство у всех объектов данного класса либо отсутствует у некоторых объектов. Например, для отдельных служащих может иметь место свойство “УЧЕНАЯ СТЕПЕНЬ”, а другие объекты этого класса могут не обладать, указанным свойством. Назовем такие свойства условными.

При изображении связи условного свойства с объектом будем использовать пунктирную линию, а для обозначения динамических и статических свойств будем использовать буквы D и S над соответствующей линией.

Иногда в инфологической модели бывает полезно ввести понятие “составное свойство”. Примерами таких свойств могут быть “АДРЕС”, состоящий из “ГОРОДА”, “УЛИЦЫ”, “ДОМА” и “КВАРТИРЫ”, и “ДАТА РОЖДЕНИЯ”, состоящая из “ЧИСЛА”, “МЕСЯЦА” и “ГОДА”. Используем в ИЛМ для обозначения составного свойства квадрат, из которого исходят линии, соединяющие его с обозначениями составляющих его элементов (рис. 2. 4).

В инфологической модели отображаются не отдельные экземпляры объектов, а классы объектов. Когда в ИЛМ изображено обозначение объекта, то ясно, что речь идет о классе объектов, обладающих описанными свойствами. Поэтому в инфологическую модель в большинстве случаев можно в явном виде не вводить еще и обозначение для класса объектов. Явное изображение класса объектов необходимо только в том случае, если в ПО для данного класса объектов фиксируются не только характеристики, относящиеся к отдельным объектам этого класса, но и какие-то интегральные характеристики, относящиеся ко всему классу в целом. Например, если для класса объектов “СОТРУДНИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ” фиксируется не только возраст каждого из сотрудников, но и средний возраст всех сотрудников, то в инфологической модели необходимо отразить не только объект “СОТРУДНИК”, но и класс объектов “СОТРУДНИКИ”. Для отображения класса объектов можно использовать какое-то специфическое обозначение или такое же, которое используется для объектов (рис. 2. 5).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.5 Изображение класса объектов и интегральных характеристик класса.

 

Кроме связи между объектом и его свойствами, в инфологической модели фиксируются связи между объектами разных классов. Различают связи типа «один к одному» (1 : 1), «один ко многим» (1 : М), «многие к многим» (М: М). Иногда эти типы связей называются степенью связи.

Кроме степени связи в инфологической модели для характеристики связи между разными сущностями надо указывать так называемый “класс принадлежности”, который показывает, может ли отсутствовать связь объекта данного класса с каким-либо объектом другого класса. Класс принадлежности сущности должен быть либо обязательным, либо необязательным.

Объясним сказанное на конкретных примерах. Как указывалось выше, инфологическая модель строится не для отдельного объекта, а отображает классы объектов и связи между ними. Соответствующая диаграмма, отображающая это, называется диаграммой ER-типа (такое название обусловлено тем, что по-английски слово “сущность” пишется “Entity”, а связь—“Relationship”). Однако иногда, кроме диаграмм ER-типа, используются диаграммы ER-экземпляров.

Предположим, что в инфологической модели отображается связь между двумя классами объектов: “СОТРУДНИК” и “ЯЗЫК ИНОСТРАННЫЙ”.

Предположим, что предметной областью является завод, некоторые сотрудники которого знают иностранный язык, но ни один из них не владеет более чем одним языком. Естественно, что имеется много языков, которыми не владеет ни один из сотрудников, а также что некоторые из сотрудников владеют одним и тем же иностранным языком (рис. 2. 6).

 

 

с1.                        .я1

с2.                        .я2

с3.                        .я3

с4.                        .я4

с5.                        .я5

с6.                        .я6

с7.                        .я7

 

Рис. 2.6 Диаграмма ER - экземпляров

 

 

В этом случае диаграмма ER-экземпляров будет иметь вид, изображенный на рис. 2. 6, а диаграмма ER-типов—как на рис. 2. 7.

 

 

 

 

Рис. 2. 7. Диаграмма E—R типов

 

Предположим далее, что предметной областью является институт, а объект “ЛИЧНОСТЬ” отображает абитуриентов, поступающих в этот институт. Каждый из абитуриентов обязательно должен владеть каким-либо иностранным языком, но никто ни владеет более чем одним языком (рис. 2. 8). В этом случае диаграмма ER-экземпляров будет иметь вид, изображенный на рис. 2. 8, а диаграмма ER-типов—как на рис. 2. 9.

 

Личность     Язык

л1           я1

л2           я2

л3           я3

л4           я4

л5           я5

л6           я6

л7           я7

 

Рис. 2.8

 

 

 

Рис. 2.9

 

Как в первом, так и во втором рассмотренном случае между, сущностями наблюдается отношение М: 1. На диаграмме это отображено со стороны объекта “ЛИЧНОСТЬ” двойной стрелкой, а со стороны объекта “ЯЗЫК ИНОСТРАННЫЙ” — одинарной стрелкой на линии, изображающей связь между данными сущностями.

 

Разница в рассматриваемых ситуациях заключается в том, что в первом случае класс принадлежности является необязательным для обоих сущностей, а во втором—для сущности “ЛИЧНОСТЬ” класс принадлежности является обязательным. На диаграмме (рис. 2. 9) это отображено точкой в прямоугольнике, соответствующем объекту “ЛИЧНОСТЬ”.

Пусть предметная область будет та же, что и в предыдущем случае, но имеют место ситуации, что некоторые абитуриенты знают несколько иностранных языков. В этом случае связь между объектами будет иметь тип М: М.

Для такой предметной области диаграмма ER-экземпляров будет иметь вид, изображенный на рис. 2. 10, а диаграмма ER-типов—как на рис. 2. 11.

 

Личность     Язык

л1               я1

л2               я2

л3               я3

л4               я4

л5               я5

л6               я6

л7               я7

Рис. 2.10

 

 

 

 

 

Рис. 2.11

 

Предположим, что предметной областью является некоторый лингвистический институт, в котором каждый и: сотрудников обязательно знает несколько иностранных языков, и по каждому из известных науке языков в этом институте имеется хотя бы один специалист, владеющий им.

В этом случае связь между объектами будет М: М, и класс принадлежности обоих сущностей является обязательным.

(Пример можно было бы привести, но суть ясна).

Выше мы рассматривали объекты, не вникая в их сложность. На самом деле различают несколько разновидностей объектов.

Прежде всего это простые и сложные объекты. Объект называется простым, если он рассматривается как неделимый. Сложный объект представляет собой объединение других объектов, простых или сложных, также отображаемых в информационной системе. Понятие “простой” и “сложный” объект является относительным. В одном рассмотрении объект может считаться простым, а в другом этот же объект может рассматриваться как сложный. Например, объект “стул” в подсистеме учета материальных ценностей будет рассматриваться как простой объект, а для предприятия, производящего стулья, это будет составной объект (включающий “ножки”, “спинку”, “сиденье” и пр.).

Выделяют несколько разновидностей сложных объектов: составные объекты, обобщенные объекты и агрегированные объекты.

Составной объект соответствует отображению отношения “целое—часть”. Примерами составных объектов являются УЗЛЫ— ДЕТАЛИ, КЛАСС—УЧЕНИКИ и т. п.

Для отображения составных объектов в инфологической модели обычно не используются какие-либо специальные условные обозначения. Связь между составным и составляющими его объектами отображается так же, как это было описано выше. Причем характер связи тоже может быть разный: так, “ДЕТАЛИ” и “УЗЛЫ” связаны между собой отношением типа М: М, а “ГРУППА” и “СТУДЕНТЫ”—отношением 1: М.

Обобщенный объект отражает наличие связи “род—вид” между объектами предметной области. Например, объекты СТУДЕНТ, ШКОЛЬНИК, АСПИРАНТ, УЧАЩИЙСЯ ТЕХНИКУМА образуют обобщенный объект УЧАЩИЕСЯ. Объекты, составляющие обобщенный объект, называются его категориями.

Как “родовой” объект, так и “видовые” объекты могут обладать определенным набором свойств. Причем наблюдается так называемое наследование свойств, т. е. “видовой” объект обладает всеми теми свойствами, которыми обладает “родовой” объект, плюс свойствами, присущими только объектам этого вида.

Определение родо - видовых связей означает классификацию объектов предметной области по тем или иным признакам. Подклассы могут выделяться в инфологической модели в явном и неявном виде. В первом случае при графическом изображении вводится специальное обозначение для подкласса. На рис. 2. 14 изображен фрагмент инфологической модели, отражающий обобщенный объект “ЛИЧНОСТЬ” для высшего учебного заведения. Для него выделено несколько категорий: ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, СТУДЕНТ, АСПИРАНТ. Для обозначения подкласса в схеме использовался треугольник.

 

Естественно, что классификация может быть многоуровневой. Так, в рассматриваемом примере обобщенный объект “ЛИЧНОСТЬ” может быть разбит на два подкласса: СОТРУДНИК и УЧАЩИЙСЯ. СОТРУДНИКИ, в свою очередь, могут быть классифицированы на ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИИ СОСТАВ, АДМИНИСТРАЦИЯ и т. д.

 

Личность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.14 Изображение обобщенного объекта

 

Выделенные в предметной области классы объектов могут быть как пересекающимися, так и непересекающимися. Для отображения этих сведений в инфологической модели можно использовать граф пересечений, вершины которого соответствуют классам (подклассам) объектов, а ребра связывают пару вершин лишь в том случае, если соответствующие классы объектов являются пересекающимися. Для отображения степени пересечения можно воспользоваться взвешенным графом. При этом вес вершины будет обозначать мощность соответствующего множества объектов, а вес ребра — мощность множества, являющегося пересечением множеств, связанных этим ребром (рис. 2.15).

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.15 Граф пересечений

 

Граф пересечений содержит дополнительную информацию о предметной области и не относится к классу ER-моделей.

Агрегированные объекты соответствуют обычно какому-либо процессу, в который оказываются “вовлеченными” другие объекты. Например, агрегированный объект “ПОСТАВКА” объединяет в себе объекты “ПОСТАВЩИК”, который поставляет продукцию, “ПОТРЕБИТЕЛЬ”, который получает эту продукцию, а также саму поставляемую “ПРОДУКЦИЮ”. Своеобразным объектом является “ДАТА ПОСТАВКИ”. Агрегированный объект может, так же как и простой объект, иметь характеризующие его свойства. В рассматриваемом примере таким свойством может быть размер поставки.

Агрегированные объекты обычно называются отглагольными существительными (например, поставлять—поставка, выпускать— выпуск, продавать—продажа и т. д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.16 Изображение агрегированного объекта

 

Для отображения агрегированного объекта в инфологической модели будем использовать следующие условные обозначения:

сам агрегированный объект будем изображать ромбом, рядом с которым указывается имя соответствующего объекта. Этот ромб необходимо связать с условными обозначениями тех объектов, которые образуют этот агрегированный объект. Свойства агрегированного объекта изображаются так же, как и для простого объекта. На рис. 2.16 изображен агрегированный объект “ПОСТАВКА ПРОДУКЦИИ”.

 

 

studizba.com

Информационные модели управления объектами: примеры :: BusinessMan.ru

Информационные модели управления объектами представляют собой сумму определенных характеристик, в том числе и числовые и иные значения данных атрибутов. Системология понимает под информационной моделью сочетание определенных параметров, содержащих информацию о системе, явлении, процессе.

Цель создания информационной модели

Информационные модели управления объектами позволяют обрабатывать данные об объектах с учетом взаимосвязи между ними. Для создания автоматической обработки полученных результатов составляется для анализируемой модели формализованное описание, которое доступно компьютерной обработке.

Кодирование информации

У человека есть естественная потребность в обмене информацией с другими людьми. В основном используют тексты. К примеру, математическая запись 2 закона Ньютона в текстовой интерпретации звучит так: «Сила, действующая на тело, прямо пропорциональна произведению массы на ускорение свободного падения». Для составления такого текста используются буквы русского алфавита. Англоязычный текст предполагает применение английских символов. Мелодию можно записать (закодировать) с помощью нот. Математик в процессе составления математического текста применяет специальные символы.

Тексты вполне можно рассматривать как информационные модели управления объектами, способными хранить, а также передавать важную информацию.

Разновидности моделей

Языковые модели востребованы, оптимальны для коммуникации. Чтобы передавать их, не нужно прикладывать массу усилий, материальных ресурсов. Языковые модели, которые содержат специально отобранный материал, - информационные модели управления объектами. Умение анализировать информацию, важную для объекта, использовать ее для дальнейших исследований, считается важным фактором, гарантирующим сохранение ее адекватности.

Пример информационной модели

Оценивание знаний и навыков студентов можно считать неплохим примером информационной модели. Существенными характеристиками считают: фамилию студента, рассматриваемый предмет, балл. Между характеристиками и объектом существует обратная связь, создаваемая с помощью чисел, теста, знаков.

Информационная модель

Проанализируем некоторые фундаментальные понятия, характеризующие и информационные модели управления объектами. Конспект урока включает в себя: объект, атрибут, его значение.

Объектом считают предмет, существующий в реальности. Атрибут – характеристики рассматриваемого объекта. Значение атрибута – уточнение его признаков (детали).

Модели информационных систем

Понятие «компания» подразумевает структуру, в которой есть определенная совокупность взаимосвязей и сущностей. Управляемый объект не может быть обособленным, он подчиняется определенному набору правил. Именно информационная система характеризует правила и логику, организует и преобразует потоки информации, автоматизирует процесс обработки данных, представляет их визуально в форме отчетов. В процессе создания модели появляется «язык общения» разработчиков, консультантов, руководителей компаний, потенциальных пользователей. В итоге формируется корпоративная система управления, при которой управляющий и управляемый понимают свои возможности и обязанности. Бизнес-логика и правила определяют взаимодействие между отдельными элементами. Для информационной системы характерна обратная связь, создание осязаемого результата. Рассмотри основные параметры информационного проекта. Это:

  •  выявление целей бизнеса, достижение которых возможно при автоматизации процессов;
  •  определение участков, а также алгоритма внедрения;
  •  оценка сроков развертывания и полноценного запуска готовой системы;
  •  потребность в аппаратном и программном обеспечении;
  •  список команды;
  •  анализ соответствия выбранного программного обеспечения направлению деятельности компании.

Основа модели

Рассмотрим информационные модели управления объектами. Примеры их можно взять любые, но базовые компоненты всегда одинаковы:

  •  основные бизнес-функции, которые характеризуют специфику деятельности;
  •  управленческие, вспомогательные, основные процессы, характеризующие способ выполнения их данной компанией;
  •  организационно-функциональная структура, которая определяет место исполнения функций;
  •  последовательность (фазы) внедрения определенных этапов;
  •  распределение ролей: «хозяина», подчиненных;
  •  правила, которые определяют взаимодействие и связь между всеми параметрами

Простые информационные модели управления объектами (9 класс) помогают школьникам понять взаимосвязь между экономикой и наукой. После того как построена бизнес-модель, идет этап формирования модели проектирования, ее реализации, использования на практике.

Цикл информационных моделей

Практика разработки и использования информационных систем позволила выделить несколько основных этапов их существования («жизни»):

  • выявление требований к системе, анализ собранной информации;
  • проектирование подсистем, компонентов, продумывание полноценной взаимосвязи между ними;
  • разработка всех элементов системы, объединение отдельных частей в единое целое;
  • тестовые испытания для анализа функциональности системы, соответствия поставленным целям и задачам;
  • непосредственное внедрение: монтаж, установка, настройка, ввод в эксплуатацию;
  • штатная эксплуатация с учетом поставленных перед системой задач;
  • сопровождение, то есть создание требуемого штата для бесперебойной эксплуатации установленной информационной системы

На этапе определения требований к системе выполняется уточнение требований заказчика, согласование спорных вопросов. Именно в это время документируются все достигнутые с заказчиком соглашения. Фактически ищут ответ на вопрос о предназначении информационной системы, выявлении ее основных функций. При правильном подходе к данному этапу, конечный результат проекта будет успешным.

Системный анализ необходим для преобразования абстрактных, общих знаний о данной предметной сфере в четкие определения, полноценное описание всей системы. Именно в это время определяют и специфицируют:

  1.  внутренние и внешние условия функционирования информационной системы;
  2.  функциональную структуру;
  3.  распределяют функции между системой и людьми, анализируют интерфейсы;
  4.  определяют основные требования к информационным, техническим, программным элементам;
  5.  выявляют критерии безопасности и качества;
  6.  определяют условия эксплуатации и внедрения готовой системы.

Стадии ИС

Полноценное управление - это воздействие на эффективность работы компании, возможность повышения прибыли. Выделяют четыре стадии анализа ИС.

На первой стадии осуществляется структурный анализ компании. Проводят исследование организации системы управления, обследуют функциональную и информационную структуры управления, определяют реальных и потенциальных потребителей информации. Результаты, полученные на данном этапе, прорабатываются аналитиками. На их основе выстраивается обобщенная логическая модель начальной предметной сферы, отображающее структуру, специфику деятельности, а также свободное информационное пространство для работы. Аналитики на базе этого материала создают функциональную модель «как есть».

На второй стадии анализа, подразумевающей привлечение представителей заказчика, независимых экспертов, выявляются проблемы системы, способы их устранения.

Третья стадия анализа, которая содержит фрагменты проектирования, состоит в усовершенствовании обобщенной логической модели, с учетом конкретной предметной области.

На последней стадии разрабатываются «карты автоматизации», обозначены «границы» информационной системы.

На этапе анализа требования к разрабатываемой информационной системе вводят:

  •  классы потенциальных пользователей и диаграммы бизнес-транзакций;
  •  модели и перечни процессов прикладной направленности;
  •  классы объектов, которые отражают информационную модель рассматриваемой предметной сферы;
  •  топологию размещения пользователей и подразделений, которые должны обслуживаться информационной системой.

Главным документов, в котором отражают результативность первого этапа, является техническое задание на разработку. В нем есть информация об используемых ресурсах, сроках осуществления отдельных этапов, мероприятиях, связанных с защитой проектных материалов.

На этапе проектирования важно учесть все реальные условия, внести (при необходимости) корректировки.

Заключение

Успешность любого информационного проекта в том, чтобы в непосредственный момент запуска, а также на протяжении всего эксплуатационного периода все опции функционировали в штатном режиме. При правильном подходе к созданию ИС она проста в эксплуатации и обслуживании, удобна для пользователей, гарантирует безопасность данных пользователей. Именно надежность и производительность являются основными ее показателями. В противном случае все усилия, связанные с созданием информационной системы, будут напрасными.

businessman.ru