Феномен научного мировоззрения (стр. 1 из 2). Примеры мировоззрения научного


Виды мировоззрения

Виды мировоззрения

Добрый день, дорогие друзья! На линии Андрей Пучков. Сегодня поговорим о новой теме: о том, что такое мировоззрение и о его видах.

Итак, мировоззрение это система представлений о мире, которая отражает представление о месте в нем человека и его отношению к этому миру.

Источниками мировоззрения может быть что угодно: знания, вера, религия, мифология, идеология, убеждения. 

Надо понимать, что мировоззрение – это целостное представление о мире. Недаром мы употребили термин «система» — то есть совокупность взаимосвязанных представлений и образуют мировоззрение.

Данная система представлений о мире формируется каждым индивидуально и добровольно. Как правило, это происходит до 20 – 25 –летнего возраста. И потом эта картина взглядов на мир либо уже не меняется, либо дополняется какими-то «апргрейдами» – обновлениями. Но, как правило, не пересматривается. Только какие-то кардинальные события в жизни человека способны полностью изменить его мировоззрение.

Разберем конкретные виды мировоззрения.

Обыденное мировоззрение

Это система взглядов на мир, вобравшая в себя наиболее массовое представление о реальности: физической, химической, биологической и социальной. Другими словами, человек смотрит на окружающий его мир, как и среднестатистический человек.

Бывает так, что такой обыватель начинает думать, что его мировоззрение наиболее объективно и тогда его поведение может стать совсем неадекватно реальности.

К примеру, в процессе преподавания я крайне часто фиксирую у студентов подмену научного мировоззрения обыденными представлениями о реальности.

Это выражается, например, в непонимании, что при проведении социологического опроса, нужно работать над формулировками вопросов. Студенты же уверены, что задав вопросы, как придется, они уже получат адекватную картину позиций респондентов.

В итоге так «вляпались» одни «умельцы». Они задали абитуриентам, которые пришли в вуз на день открытых дверей вопрос: «Ваши пожелания  по работе вуза», имея в виду то, что нужны предложения. На что респонденты им и ответили: «Мы желаем Вам процветания и пр.». Ошибка в том, что слово «пожелания» люди массового воспринимают иначе, чем это казалось горе-исследователям.

О религиозном мировоззрении  мы более детально говорили в статье по линку.

Также рекомендую прочесть статью об искусстве.

Japanese tea ceremony

Научное мировоззрение

Определяется тем, что оно опирается на факты, которые затем образуют базу для теорий познания. А теории познания вливаются в научную парадигму, которая господствует в данный период времени и может объяснить большинство фактов и явлений, которые происходят в мире.

Научное мировоззрение крайне прагматично и объективно. Человек, который его придерживается, обычно, сухой зануда, который гнет своё несмотря ни на что. Таких обычно называют «ботанами» и пр. Такие люди науки относятся безразлично к социальным благам.

Они могут жить в маленькой комнатушке общежития и делать грандиозные открытия, а затем отказываются от всякого признания. Потому что истина для них важнее всякой там мишуры. В общем, вспомните Будейко из сериала Универ, и это даст представление о научном мировоззрении 🙂 

Люди науки добывают знания в ходе познавательной деятельности. Подробнее читайте в статье про познание.

Мифологическое мировоззрение

Очень схоже с обыденным мировоззрением. Однако есть разница.

Миф – это древнее народное сказание, предание о легендарных героях древности. Мифологическое мировоззрение имеет свои специфические черты. Например, пространство воспринимается не так как обычно. Например, территория обитания людей, которые придерживаются данного мировоззрения, это территория порядка. А вне ее – расположен хаос.

Кстати, отдельные проявления мифологического пространства можно наблюдать в наших СМИ. Включите новости и Вы увидите, что они отобраны очень интересным образом: во всем мире будут катаклизмы, кризисы и прочие бедствия, а в России мелкие незначительные происшествия. Поэтому у обывателя может сложиться представление, что Россия – территория безопасности, а вокруг нее враждебный, чужой, другой непонятный мир.

Такое мифологическое представление о пространстве свойственно не только для россиян.

Посмотрите любой голливудский блокбастер. Например, Заложница с Лиамом Нисоном. После просмотра явно видно, что США – территория порядка, а внешний мир: Европа, Россия – территория хаоса. Забавно и печально одновременно!

Мифологическое мировоззрение по-иному воспринимает и время. Время здесь течет не от настоящего в будущее, а от из настоящего в прошлое!

Ведь все важные события в мифах происходят в прошлом, а не в настоящем. Настоящее лишь следствие прошлого. Так, в картине мира Гесиода был изначально век Богов, когда люди были богами. Затем был век золотой, затем серебряный, медный и, наконец, железный.

Вы не поверите, что обыденное мировоззрение и, следовательно, сознание, тоже мифологично воспринимает время. Спросите вашу бабушку, когда было хорошо ей жить. И она, как правило, ответит, что раньше было хорошо, а сейчас плохо! Раньше и трава была зеленее и небо «голубее» и вообще жизнь была полной чашей. Более того, также воспринимает время большинство людей.

Причина в том, что наш мозг устроен так, что отбирает в памяти только события, вызывающие положительные эмоции. Именно поэтому сознание большинство граждан мифологично. И мифы пронизывают нашу жизнь: то есть некие смысловые конструкты, которые принимаются на веру.

С уважением, Андрей Пучков

ege59.ru

Суть научного мировоззрения | Международная Научная школа устойчивого развития

Суть научного мировоззрения

Структура:

  1. Что такое научное мировоззрение?

  2. Отношение: научное и интуитивное мировоззрение.

  3. Общеобязательность выводов научного мировоззрения.

  4. Что такое знание и научное знание?

  5. Требования доказуемости и измеримости знания.

  6. О логике проектирования.

  7. О существовании универсальной основы и меры знания.

  8. О развитии научного мировоззрения.

1. Что такое научное мировоззрение?

В. И. Вернадский

«Это, прежде всего, отношение к окружающему миру, не противоречащее основным принципам научного поиска, опирающимся на многократно проверенные и подтвержденные истины.

Научное мировоззрение есть создание и выражение человеческого духа; наравне с интуитивным религиозным мировоззрением, искусством, общественной и личной работой, философской мыслью или созерцанием.

Научное мировоззрение не является синонимом истины точно так же, как не являются ею и интуитивное мировоззрение, религиозные и философские системы. Все они представляют лишь подходы к ней, различные проявления человеческого духа». (В. И. Вернадский).

В основе научного мировоззрения лежит метод. Он не является лишь орудием получения знаний, но это всегда то средство, которым знание подвергается проверке.

Что есть общего и в чем различие между научным и интуитивным мировоззрением? (рис. 1)

Очень кратко можно ответить так: «Интуитивное мировоззрение догадывается, а научное мировоззрение — доказывает, что жизнь есть космопланетарное явление». (В.Соловьев.)

Рис.1

Что является общим?

И то и другое является результатом мышления — духовной мыслительной деятельности.

В чем принципиальное отличие?

«Научное мировоззрение содержит истины общеобязательные для всех (в той части, где они не зависят от времени и субъективных точек зрения — совпадают с эмпирической реальностью)». (В.И.Вернадский.)

Принципы искусства, религии, обыденной жизни никогда не могут быть приведены к единству.

Бертран Артур Уильям Рассел (1872 —1970)

Приведем пример. Вот как описывал известный западный философ Бертран Рассел принципиальное различие между религиозным и научным мировоззрением:

«Прежде всего, это различие в размерах: христианский мир мал и кратковремен (за исключением рая и ада), в то время как для научного мира неизвестны начало и конец как во времени, так и в пространстве, и определенно он бесконечен и в пространстве, и во времени. В христианском мире все имеет цель и свое место; все четко и ясно, как на кухне у хорошей хозяйки. Другое отличие состоит в том, что христианский мир имеет центром Землю, в то время как научный мир не имеет такого центра вообще; в христианском мире Земля стоит на месте, а звезды вращаются вокруг нее, в то время как в научном мире все находится в движении».

Что же является целью науки?

Бертран Рассел продолжает свою мысль:

«Теперь перейдем к методу научного исследования. Цель науки состоит в открытии общих законов, и факты ее интересуют, в основном, в той мере, в какой они представляют собой свидетельства “за” или “против” этих законов. География и история изучают те факты, которые представляют для них интерес, но ни одна отрасль человеческого знания, по крайней мере до сих пор, не считается наукой, пока в ней не открыты какие-либо общие законы. Нужно понять, что мы могли бы жить в мире, где нет общих законов, в котором сегодня мы будем есть хлеб, а завтра — камни, в котором вода в Ниагаре иногда будет падать вверх, а не вниз, а вода в чайнике будет замерзать вместо того, чтобы закипеть. Все это будет представлять трудности, но такой мир не является логически невозможным. К счастью, наш мир иной. Поразмыслив, мы понимаем, что уже привыкли к определенного рода регулярностям, например, день и ночь, лето и зима, посевная и сбор урожая и т.п.

Постепенно пришли к точке зрения, что все природные явления управляются общими законами».

Однако не сразу открываемый общий закон становится достоянием науки и общеобязательным для всех.

Открытый закон проходит проверку временем и сохраняется в науке только тогда, когда ее выдерживает. Мы говорим о строгой логике фактов, о точности и универсальности научного знания, о проверке научных гипотез и утверждений экспериментальным путем, об их измерении, определении допустимых границ использования и возможных ошибках.

Научное мировоззрение является результатом именно такой работы человеческого мышления.

Однако далеко не все так просто.

Читать весь раздел в формате PDF

 

[назад]

 

xn--80adbkckdfac8cd1ahpld0f.xn--p1ai

Феномен научного мировоззрения

РЕФЕРАТ

Феномен научного мировоззрения

1. Исторические формы мировоззрения

Говоря об исторических формах мировоззрения, нельзя обойти также науку. Существует ли такой феномен, как "научное мировоззрение", и если да, то что оно означает? И можно ли говорить о нем как о "самой верной", высшей форме миропонимания?

Прежде всего нужно иметь в виду, что наука как духовное образование не ставит своей задачей производство мировоззренческого знания (в отличие от мифологии, философии и религии). Однако, исследуя разнообразные сферы реального мира, наука в силу самой логики научного познания неизбежно вырабатывает определенные мировоззренческие знания как побочный продукт. В истории цивилизации нередко случалось так, что те или иные научные открытия, обобщения, выводы приобретали в духовной культуре людей мировоззренческую значимость.

Например, создание в XVI—XVII вв. гелиоцентрической модели само по себе представляло собой специально-научную, сугубо астрономическую проблему. Вместе с тем, в силу сложившейся мировоззренческой традиции (что видно на примере религиозных текстов), вопрос этот оказывался напрямую связанным с вопросом о месте человека в мире. В XIX в. такую же мировоззренческую остроту приобрела другая естественнонаучная проблема — происхождение жизни и человека на нашей планете.

В нашем столетии мировоззренческую нагруженность имели многие открытия в физике, биологии, космологии, кибернетике, психологии. Глубокий метафизический интерес, Далеко выходящий за пределы научных кругов, вызвали выводы теории относительности о релятивности пространства и времени, исследования "последних кирпичиков мироздания" в квантовой физике, теория Большого взрыва и "антропный принцип" в космологии.

Большой резонанс в общественном сознании вызвали такие выдающиеся открытия, как открытие генетического кода, функциональной асимметрии правого и левого мозга, дискуссии по проблемам моделирования интеллекта, изучение неординарных состояний сознания, вызываемых приемом психоделических препаратов или применением нефармакологических методов глубинной психотерапии.

Ученый никогда не ставит перед собой задачу получить профессиональный ответ на ту или иную миро устроительную проблему. Это не входит в его компетенцию. Тем не менее научная практика и логика исследовательской деятельности так или иначе подводят ученых к необходимости выработки интегрального образа изучаемой реальности, научной картины мира, возникающей в результате синтеза знаний, получаемых в различных научных дисциплинах. Таким образом, наука, не занимаясь мировоззрением в целом, производит отдельные его блоки, такие, как картина мира и научный "образ человека".

2. Особенности научного мировоззрения

Для научного мировоззрения характерны следующие особенности:

- рациональная обоснованность;

- частичность;

- не универсальность.

Первая особенность вытекает из того, что научное мировоззрение является обобщением научных знаний. Производство же последних осуществляется на основе принципа научной рациональности. Указанный принцип регулирует специфические способы обоснования знания — эмпирические, логические, конвенциональные.

Эмпирическое обоснование опирается на фактуальную основу, оно связано с обращением к данным наблюдения, измерения, к экспериментальному контролю за получаемым знанием. Логическое обоснование есть выводимость по правилам логики одних знаний из других, истинность которых уже доказана. Конвенциональный аспект рациональности вытекает из условно принимаемых в данной научной теории исходных допущений и определений.

Частичность научного мировоззрения обусловлена тем обстоятельством, что оно включает в себя не все элементы мировоззренческого сознания, а лишь некоторые, например, "картину мира", но практически не предполагает смысловой жизненной тематики.

Что касается не универсальности, то речь идет о том, что никакая научная картина мира в принципе не может быть метафизической в том смысле, в каком этот термин употребляет Хайдеггер, т. е. быть моделью мира как целого, мира как Универсума. Чаще всего мы имеем дело с естественнонаучной картиной мира, отражающей и обобщающей конкретный уровень развития естествознания.

3. Становление научной картины мира

Античная и средневековая наука, накапливая специальные знания, вообще не претендовала навыработку какой бы то ни было модели Универсума. Естественнонаучная картина мира как результат междисциплинарного синтеза появляется лишь в Новое время. Исторически первой ее формой была механистическая картина мира.

Важно отметить, что в эпоху античности теоретическое знание было расколото на два существенно различных по своей структуре и содержанию слоя.

Первый слой, (конкретное, "рецептивное" знание), давший начало античной науке, был вплетен в практическую жизнь людей, служил интересам мореплавателя (астрономия), земледельца (геометрия), купца (арифметика) и др.

Второй слой знания по своим истокам носил чисто умозрительный характер. Аристотель называл такое знание учением о сущем, о всеобщих началах и причинах бытия. В силу того, что сущностный уровень бытия непосредственно не наблюдаем, он составляет "запредельный", умопостигаемый мир.

Поэтому опыт не может, как полагали древние философы, быть последней инстанцией для проверки всеобщих и высших истин. Только ум непосредственно созерцает высшие основоположения и непосредственно усматривает их истинность. Позднее этот слой знания был назван "метафизикой". В силу сказанного Античность знает только натурфилософскую модель мира.

В эпоху Средневековья мир умопостигаемого оказался по преимуществу объектом мировоззренческого осмысления со стороны теологии. Центральная идея богословской метафизики— идея иерархической структуры мироздания. Теологи разрабатывали эту идею применительно к потребностям религиозного миропонимания.

До тех пор, пока в истории цивилизации монопольное положение занимали мифология, философия и религия, а наука делала лишь первые шаги в своем становлении, господствовало убеждение, что объектом последней является прежде всего подлунный мир, а мир небес был той аренон, на которой научное знание признавалось недостаточным.

Важнейшей особенностью ньютонианской научной революции XVII века явилось то, что она рискнула сделать объектом точного научного исследования "мир в целом ". Впервые наука заявила о своем праве изучать и адекватно постигать всеобщие принципы бытия и "всемирные" законы (как, скажем, закон всемирного тяготения).

Дуализм наблюдаемого и умопостигаемого, подлунного и небесного, конечного и бесконечного преодолевается не на путях философского умозрения или богословских спекуляций, а на путях экспериментально контролируемых теоретических построений.

"Лишь после того, как удалось, исходя из общей точки зрения, одними и теми же законами объяснить и небесные и земные явления, появилась возможность и необходимость первой естественнонаучной картины мира — картины мира ньютоновской физики с характерной для нее абсолютизацией законов механики".

Наука XVII в. вырабатывает модель объяснения природного целого, в основе которой лежала идея причинной обусловленности всех физических процессов; главная цель познания — отыскание законов природы, при этом сам закон понимается как жестко фиксированное каузальное и однозначное соотношение явлений.

Следует заметить, что этот образец объяснения постепенно стал переноситься в другие области, вплоть до биологической и социальной. Убежденные в рациональном и поддающемся количественному анализу устройстве природы, естествоиспытатели считали, что в мире нет ничего, что не могло бы стать объектом научного познания; а все, что наука делает предметом своего анализа, в конечном счете может быть познано до конца, исчерпывающим образом и притом исключительно научными средствами. Эта убежденность ученых составляла важнейший элемент научной рациональности классического естествознания.

Использование методов и принципов конкретной науки в решении относимых раньше к "метафизике" проблем способствовали тому, что научные достижения XVII —XVIII вв. были быстро обобщены и организованы в стройную систему. В итоге завершивший ньютоновскую теорию П. Лаплас мог с гордостью утверждать, что его "система мира" не оставила нерешенной ни одной астрономической проблемы, а Ж. Лагранж с завистью отметил, что ученым дан всего один "Универсум" и И. Ньютон уже успел его объяснить.

Выработка целостного взгляда на природу на базе механистических представлений и формирование соответствующей парадигмы классического естествознания явились гигантским скачком вперед, триумфом синтезирующей функции науки. Здесь нужно, однако, обратить внимание на внутреннюю неоднородность и противоречивость методологических оснований формировавшегося в ту эпоху естествознания.

Очевидно, что по своей сущности ньютонианская программа выходила за рамки собственно механики и содержала в себе и естественнонаучные принципы и философские составляющие. Общие установки этой программы — исчерпывающая познаваемость реальности, объяснение природы из нее самой, требование "натурального" описания и отказ от "сверхприродных" причин, использование математического языка и обращение к эксперименту как "пробному камню" теории, имели направляющее и стимулирующее значение для развития естествознания, выходящее за рамки собственно механики и даже классической физики в целом.

Вместе с тем в ней были такие компоненты, которые на определенном этапе развития научной мысли достоинства превращали в недостатки, а именно — экстраполяция механистических представлений на всю природу, отрицание много качественности материи.

mirznanii.com