Примеры составления дерева целей. Примеры дерева целей


Примеры составления дерева целей.

1. Пример.Цель - получить контракт.

Ресурсы: имидж, большой опыт работы, финансовая устойчивость и т.п. Вероятность: высокая - конкуренты слабые, удачные переговоры, подключены нужные связи…

Подцели:

1. Проанализировать ресурсы, высвободить средства, зарезервировать финансирование, заключить опционы с поставщиками и т.п.

2. Искать весомых холдеров, привлечь грамотный персонал, получить ноу-хау на эксклюзивную технологию и т.п.

2. Пример.Цель - стать студентом ВУЗа.

Ресурсы: хорошее образование (специализированная школа, репетиторы), обеспеченные родители и т.п.

Оценка вероятности - высокая: золотая медаль, дядя - преподаватель этого ВУЗа и т.п.

Подцели:

1. Продолжать дополнительное образование и занятие с репетитором, устроиться на работу (накопить денег), переговорить с банком о кредите и т.п.

2. Переговорить с дядей о помощи, пойти на подготовительные курсы, и т.д.

Подцели могут рождать более мелкие цели и т.д.

 

4. Почему при составлении плана жизни к числу важнейших ресурсов относятся личностные качества? Что такое персональные компетенции? Каким образом они формируются и на основе чего оцениваются?

Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.

Если понятие индивида включает в себя общие качества homo sapiens - представителя человеческого рода как биологического вида, то понятие личности связано с понятием индивидуальности - с творческим преломлением в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отношений конкретного человека к миру, с его индивидуальными способностями социального взаимодействия.

Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностью его сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества. В свойствах личности проявляются возможности данного человека к участию в общественных отношениях.

Существенной стороной личности является ее отношение к обществу, к отдельным людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям.

Личность характеризуется уровнем осознанности своих отношений и их устойчивостью.

В личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития творческих возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.

Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т.п. Эти свойства формируются при жизни человека, но на определенной природной основе.

Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов.

В биологической организации человека, в его природе заложены возможности будущего его психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря социальной наследственности - благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры, в системе общественных отношений.

Природные стороны человека не следует противопоставлять его социальной его сущности. Сама природа человека является продуктом не только биологической эволюции, но и продуктом истории. Биологическое в человеке нельзя понимать как наличие в нем какой-то "животной" стороны. Все природные биологические задатки человека являются человечески- ми, а не животными задатками.

Но становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения.

То, что на первый взгляд представляется естественными качествами человека (например, черты его характера), в действительности является закреплением в личности общественных требований к ее поведению.

Движущей силой развития личности являются внутренние противоречия между постоянно растущими общественно обусловленными потребностями и возможностями их удовлетворения. Развитие личности - это постоянное расширение ее возможностей и формирование новых потребностей.

Уровень развития личности определяется характерными для нее отношениями. Низкие уровни развития личности характеризуются тем, что ее отношения обусловлены в основном утилитарными, меркантильными интересами. Наиболее высокий уровень развития личности характеризуется преобладанием общественно значимых отношений. Регулируя свою жизнедеятельность в обществе, каждый индивид решает сложные жизненные задачи. Личность проявляется в том, как она решает эти задачи. Одни и те же трудности, коллизии преодолеваются различными людьми разными способами (вплоть до преступных).

Понять личность - это значит понять, какие жизненные задачи и каким способом она решает, какими исходными принципами решения этих задач она вооружена.

Различаются личности социализированные - адаптированные к условиям своего социального бытия, десоциализированные - девиантные, отклоняющиеся от основных социальных требований (крайние формы этого отклонения - маргинальность) и психически аномальные личности (психопаты, невротики, лица с задержками психического развития и с личностными акцентуациями - "слабыми местами" в психической саморегуляции).

Можно выделить ряд особенностей социализированной личности, находящейся в пределах психической нормы.

Наряду с социальной приспособленностью развитая личность обладает личностной автономией, утверждением своей индивидуальности. В критических ситуациях такая личность сохраняет свою жизненную стратегию, остается приверженной своим позициям и ценностным ориентациям (целостность личности). Возможные психические срывы в экстремальных ситуациях она предупреждает системой средств психологической защиты (рационализацией, вытеснением, переоценкой ценностей и др.).

Личность в норме находится в состоянии своего непрерывного развития, самоусовершенствования и самореализации, постоянно открывая для себя новые горизонты на своем человеческом пути, испытывает "радость завтрашнего дня", изыскивает возможности актуализации своих способностей. В трудных условиях - толерантна, способна к адекватным действиям.

Психически уравновешенный индивид устанавливает доброжелательные отношения с другими людьми, проявляет чуткость к их потребностям и интересам.

В построении своих жизненных планов стабильная личность исходит из реальных возможностей, избегает завышенных притязаний. Развитая личность обладает высокоразвитым чувством справедливости, совести и чести. Она решительна и настойчива в достижении объективно значимых целей, но не ригидна - способна к коррекции своего поведения. На сложные требования жизни она способна реагировать тактической лабильностью без психических надломов. Источником своих удач и неудач она считает себя, а не внешние обстоятельства. В сложных условиях жизни она способна взять ответственность на себя и пойти на оправданный риск. Наряду с эмоциональной устойчивостью, она постоянно сохраняет эмоциональную реактивность, высокую чувствительность к прекрасному и возвышенному. Обладая развитым чувством самоуважения, она способна посмотреть на себя со стороны, не лишена чувства юмора и философского скепсиса.

Сознание своей обособленности позволяет индивиду быть свободным от произвольных преходящих социальных условий, диктата власти, не терять самообладание в условиях социальной дестабилизации и тоталитарных репрессий. Ядро личности связано с ее высшим психическим качеством - духовностью. Духовность - высшее проявление сущности человека, его внутренняя приверженность человеческому, нравственному долгу, подчиненность человека высшему смыслу его бытия. Духовность личности - ее сверхсознание, неугасимая потребность стойкого отвержения всего низменного, беззаветная преданность возвышенным идеалам.

Автономность личности - это ее обособленность от недостойных побуждений, сиюминутной престижности и псевдосоциальной активности.

Персональная(индивидуальная)компетентность– 1. набор личностных свойств, приобретенных и закрепленных индивидуумом (работником) в ходе учебной и/или трудовой деятельности; 2. требуемый для каждой должности набор знаний, умений и способностей.

Объекты персональных компетенций – сотрудники, должности. Такие компетенции (ключевые квалификации, soft skills) сотрудников, как правило, являются логическим следствием ключевых компетенций компании, бизнес-стратегии и обеспечивающих их реализацию бизнес-процессов.

Иначе, персональная компетенция - готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию.

Персональные компетенции охватывают личностные качества, такие, как самостоятельность, самоуважение, надежность, осознанная ответственность, чувство долга, развитие самоосознанной ориентации на ценности.

персональные компетенции должны стать эффективным инструментом актуализации личностного потенциала. Эти компетенции являются личностно-значимыми и определяющими в становлении полноценного и востребованного в обществе индивида.

Совет Европы определяет персональную компетенцию следующим образом: это «готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию»

Формирование персональных компетенций предполагает определение набора навыков, способностей и умений, которыми должен обладать выпускник для реализации тех функций и задач, которых требует его должность. При разработке моделей персональных компетенций за основу берутся ключевые профессиональные, а также обеспечивающие их реализацию общеуниверсальные компетенции. При этом учитывается потребность человека в образовании, обогащающем возможности человека; формируются стратегии личностного развития. Результат достигается путем решения следующих задач: мотивирование личностного развития; формирование профессиональной компетентности; освоение социально-коммуникативных, общепрофессиональных и специальных компетенций; формирование индивидуального стиля личности; проектирование альтернативных сценариев своего будущего.

Таким образом, персональные компетенции должны стать способностью и готовностью личности выявлять, осмысливать и оценивать шансы своего развития; проявлять собственные возможности; разрабатывать и развивать свои жизненные планы.

Формирование персональных компетенций играет важную роль в качественной подготовке специалистов сферы сервиса, поскольку они учат индивида быть самостоятельным, надежным, ответственным, ценностно-ориентированным. Персональные компетенции помогут выпускнику в решении стоящих перед ним задач, в том числе крайне специфических, дадут возможность активно участвовать в дальнейшем политическом и культурном развитии общества, а также позволят ему быть постоянно востребованным на рынке труда. Прежде всего, такой подход будет осуществляться через учебный процесс, в котором следует уделять внимание знаниям, выходящим за рамки одного предмета, опоре на уже имеющиеся знания и опыт, на самостоятельную работу и личную ответственность студентов.

 

 

5. При каких условиях анализ возможных препятствий на пути к намеченным целям приобретает конструктивный характер? Какие существуют типы реакций на внезапно возникающие затруднения при реализации жизненно важных намерений и какие варианты реагирования обеспечивают наилучшие возможности для успешной реализации человеком своих замыслов?

Стоит наметить цель - сразу появляется уйма препятствий или причин не делать задуманное.На самом деле препятствия незаметны тому, кто твёрдо решил добиться нужного результата - такой человек просто сметёт препятствия, пройдёт сквозь них. Однако есть множество людей, которые не умеют так ясно видеть перед собой цель, что бы не замечать препятствий. Такие люди концентрируются на препятствиях, упираясь в них. Для борьбы с этим нужно выяснит, что на самом деле представляют собой препятствия.

Делятся такие препятствия на два вида - субъективные и объективные.

Субъективные бывают надуманные и реальные.

Надуманные субъективные препятствия - это, как правило, отмазки, причины "не делать". То есть если такое препятствие рассмотреть пристально - то становиться ясно, что оно не просто не мешает нам, так ещё и не существует. Трудность с этим видом препятствий в нашем желании их найти, что бы прекратить напрягаться. Именно борьба с такими "препятствиями" и делает нас самим себе хозяевами.

Реальные субъективные - это просто показатель того, что мы открыли глаза пошире (что бы увидеть свою цель) и заодно заметили снова те проблемы, которые ранее "откладывали на потом". Как на пример можно обратить внимание на повальное наплевательское отношение подростков к собственному здоровью. Понятно, что здоровье само о себе заявит в зрелом возрасте. А если до этого молодой человек решит заняться спортом, или ещё каким занятием, требующим здоровья?

Объективные препятствия - это действительно новые и реально возникшие на нашем пути препятствия, которых мы не могли предвидеть. Как пример - потеря слуха Бетховином. Или потеря подвижности Хокингом. Возникают такие препятствия не известно по какой причине (в смысле спонтанно или закономерно, но независимо, как кажется, от нашей цели) - но понятно как их можно использовать. Они - индикатор нашей уверенности и важности цели для нас. Если вдруг что-то остановит нас - значит не очень то и хотим. Только мы сами можем решить - тварь мы дрожащая, не умеющая добиваться целей или уверенно идущий вперёд человек.

Интересно заметить, что есть мнение, будто появление объективного препятствия на пути - это указание нам судьбой на то, что цель нам не нужна на самом деле. Потрясающая отмазка, чтобы расслабиться и ничего не делать. На самом деле это мнение не столько спорно, сколь надумано. Очень мало свидетельств, что преодолевая препятствия и добившись цели человек жалел об этом. И, наоборот, очень много свидетельств, что преодолев препятствия и достигнув цели человек становился лучше, выше. И в общем-то никогда не жалел. И совершенно очевидно, что те, кто отказался от достижения цели из-за препятствия переживают от этого очень долго. Именно такие люди, как правило, и имеют вышеозначенное мнение, кстати.

Следует сказать, что по мере достижения цели есть ещё и, так сказать, остановки... Если представить процесс достижения цели как график - то они предстанут этакими "плато" на графике. Периоды застоя многих пугают. В такие моменты кажется, что как бы ты не бился - эффекта нет, все усилия пропадают втуне. На самом деле это просто "рабочий момент" каждого процесса развития. В такие периоды укладывается фундамент для дальнейшего роста. Если прекратить усилия - роста не случиться. Если, несмотря на кажущуюся безрезультативность действий, продолжать прикладывать силы - рост будет быстрым.

Ситуации, предъявляющие к людям требования, которые превышают их обычный адаптивный потенциал, описываются в разных терминах: жизненные трудности, критические ситуации, негативные жизненные события, стрессовые жизненные события, травматические события, нежелательные события, жизненные кризисы, экономическая депривация, бедствия, катастрофы.

Каждая из этих ситуаций таит в себе либо вызов, либо угрозу жизнедеятельности человека, а то и вызывает невосполнимые потери. Каждая из этих ситуаций ограничивает активность индивида, предъявляет ему требования, зачастую превышающие его способности, моральные и материальные ресурсы. Словом, эти ситуации объединяет то, что все они выступают в качестве стрессоров, т. е. факторов, вызывающих стресс.

Понятие стресс обозначает комплекс ответных реакций человека при столкновении с ситуацией, подвергающей опасности его благополучие. Эти отклики индивида могут протекать на физиологическом, когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях. Под стрессом иногда понимают также ситуацию высоких требований и ограниченных ресурсов. Последняя трактовка стресса описывает скорее некую чрезвычайную ситуацию, чем ответные реакции человека на неблагоприятные жизненные события.

Негативные жизненные события (жизненные трудности) - это инциденты, происшествия, нарушающие нормальное течение жизни и являющиеся причиной физической или психологической боли. Если же событие оказывается неожиданным и ошеломляющим, насильственным и опасным для жизни человека, то его определяют как травматическое событие. Такие острые, ошеломляющие, неожиданные, не поддающиеся контролю и управлению ситуации называют кризисами. Кризисы считаются наиболее сложной формой стрессора, так как несут в себе оттенок чрезвычайности, угрозы и необходимости безотлагательного действия.

Естественно, что кризисы тоже переживаются человеком как негативные события. Самой же серьезной и драматической формой кризиса являются бедствия. Бедствие является событием, которое нарушает жизненные функции общества. Оно влияет на систему биологического выживания (питание, кровь, здоровье, воспроизводство), систему порядка (разделение труда, модели власти, культурные нормы, социальные роли), систему значений (ценности, общее определение реальности, механизмы коммуникации) и на мотивацию людей в пределах всех этих систем".

Негативные жизненные события порой именуют катастрофическими, если интенсивность их влияния и скорость наступления настолько велики, что перемены, вызванные такими событиями, выходят за пределы обычных изменений среды, а последствия их воспринимаются как драматические.

Все эти события влекут за собой жизненные трудности. Все они создают для общества или индивида препятствия, преодоление которых требует значительных усилий, трудовых затрат и чрезмерного напряжения. Трудности эти бывают острыми, хроническими, разнообразными, наслаивающимися одна на другую, кумулятивными.

Виды стрессоров

Стрессоры классифицируются 1) по типу жизненных событий или по типу трудностей (финансовые, служебные, межличностные, связанные со здоровьем, со смертью близкого и т.п.), 2) по интенсивности (острые, средние, умеренные), 3) по величине потерь или угрозы, 4) по длительности (хронические, краткосрочные), 5) по степени управляемости событий (контролируемые, неконтролируемые), 6) по уровню влияния (макро- и микрострессоры).

Выделенные типы и характеристики стрессоров важны прежде всего потому, что на их основе выбирается стратегия совладания с негативными жизненными событиями, мобилизуются индивидуальные и коллективные ресурсы. Характер и интенсивность переживания однотипных обстоятельств варьируются в зависимости от значения, приписанного этим обстоятельствам. Оценки стрессовых ситуаций включают, например, оценки ущерба или потерь, угрозы или вызова. Потеря фиксирует ущерб (убытки, оскорбления, раны), который уже нанесён. Угроза определяется как потенциал для ущерба или потерь. Когда надвигается угроза, неизвестно, повлечет ли она потери. Вызов отличается от первых двух характеристик событий своими позитивными возможностями, хотя и в данной ситуации необходимы значительные усилия индивида, чтобы преодолеть требования обстоятельств.

Понятно, что потери часто становятся острыми стрессорами, тогда как вызов и угроза могут быть краткосрочными или хроническими. Жизненные события вообще являются дискретной величиной. Они конечны, возникают и завершаются в определённое время. Однако хронические стрессоры являются непрерывными и существуют весьма продолжительный период.

Понятие "совладание с жизненными трудностями"

В обычных жизненных ситуациях реакции людей рутинны, осуществляются в основном автоматически, без особого старания и напряжения. Но в стрессовой ситуации нужно принимать неординарные решения, прилагать необычные усилия, чтобы совладать с угрозой или вызовом, потерей или ущербом. Совладание с жизненными трудностями, как утверждают Лазарус и Фолкман, есть "постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида с целью управления специфическими внешними и (или) внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы". Это означает следующее: требования ситуации необычны; они подвергают индивида испытанию; требования ситуации превышают ресурсы индивида; им предпринимаются когнитивные и поведенческие усилия, чтобы справиться с требованиями ситуации. Однако авторы этого определения говорят лишь о попытках, об усилиях человека, т.е. о самом процессе совладания с жизненными трудностями. При этом усилия могут быть успешными, а могут и не дать желаемого результата. Как бы то ни было, задача совладания с негативными жизненными обстоятельствами состоит в том, чтобы либо 1) преодолеть трудности, либо 2) уменьшить их отрицательные последствия, либо 3) избежать этих трудностей, либо 4) просто терпеть их присутствие.

Очевидно, само понятие "совладание с жизненными трудностями" имеет разные значения. Прежде всего, это постоянно изменяющийся процесс. Как считают Уиллс и Шифман, в данном процессе можно выделить три. Первая стадия - предупреждающая. Деятельность на этом этапе совладания с негативными жизненными событиями помогает человеку подготовиться к преодолению надвигающихся затруднений (например, когнитивное усилие для иной интерпретации ситуации). Вторая стадия - непосредственно совладание с проблемой. Здесь осуществляются когнитивные и поведенческие усилия для решения конкретных задач. На третьей, последней стадии человек имеет дело с последствиями критического события. Цель данного этапа - ограничить размеры ущерба, быстрее вернуться в прежнее нормальное состояние. Этовосстанавливающая стадия.

Согласно другой трактовке, совладание с жизненными трудностями представляет собой исключительно реакцию индивида на стресс. Это значит, что когнитивные и поведенческие попытки совладания с проблемной ситуацией делаются только тогда, когда человек переживает стресс. Хотя такой подход позволяет отличить обычное, рутинное поведение субъекта в повседневной, привычной обстановке от его усилий совладать с негативными жизненными событиями, он не учитывает ряд обстоятельств. Например, данный подход исключает возможность избегания стресса индивидом. Кроме того, по этому принципу поведение человека до наступления стрессовой реакции не может быть рассмотрено как попытка совладания с жизненными трудностями.

Порой стремятся разделить усилия совладать с нежелательными событиями и результаты подобной деятельности. Такой подход помогает избежать заведомого суждения относительно ценности любой попытки совладать с проблемной ситуацией. С другой стороны, процесс как бы делится на две части: деятельность по совладанию с жизненными трудностями и результаты такой деятельности.

Иногда понятие "совладание с жизненными трудностями" прямо связывают с индивидуальными различиями. Считается, что личностные [и индивидуальные] характеристики серьезно влияют как на процесс отбора и использования стратегии совладания с неблагоприятным событием, так и на результаты подобной деятельности. Отсюда и трактовка понятия "совладание с жизненными трудностями" как одного из свойств личности.

Наконец, следует отметить, что это понятие интерпретируется также как процесс управления ресурсами. Предполагается, что процесс совладания с жизненными трудностями есть по сути процесс мобилизации личностных ресурсов и ресурсов среды и процесс оптимального их использования.

Похожие статьи:

poznayka.org

S.M.A.R.T. цели и Дерево Целей

СМАРТ цели – это метод постановки и проверки состоятельности цели. Дерево целей – это метод планирования и визуальной наглядности в достижении цели. А что если эти два мощнейших метода совместить?

Прежде, чем продолжить:

По ссылкам выше, соответственный материл о этих методах.

Общий шаблон – пример для S.M.A.R.T. и Дерево Целей

Увеличить: клик мышкой по изображению

По сути, это поэтапное дробление цели по критериям:

Цель – то, что мы хотим в итоге. Это наша, возможно, стратегическая или глобальная цель. Ответ на вопрос: Что мы хотим достигнуть? (или чтоб было и т.п.)

Измеримость №1…№3 – показатели цели или ее характеристика. Как мы поймем, что цель достигнута? В чем это отобразится?

Достижение  – согласно измеряемым показателям цели, ответ на вопрос: Как мы это будем достигать? Благодаря чему? Обладаем ли мы нужными ресурсами для этого?

Задача №1… или Схема: Цели/Задачи – это конкретные цели и задачи, распланированные по времени. Это ответ на вопрос: Что нужно конкретно в каждом из случаев сделать (или делать постоянно)? На данном этапе также принято проверить наши возможности в реализации этих подцелей.

В зависимости от целей, это дерево может изменятся. Для большей наглядности и понимания, ниже пример дерева целей в смарт интерпретации.

Пример Дерева Целей и СМАРТ. Цель: Похудеть за 10 месяцев, улучшить свою физическую форму

В целом, что мы имеем в конкретном случае в виде дерева целей с применением СМАРТ критериев:

Похудеть и улучшить физическую форму – что это значит? Это значит, что мои физические данные улучшаться, работа сердца нормализуется, я буду хорошо себя чувствовать.

Физические данные измерять буду в размере талии и веса (60см и 58 кг жаланные), для этого буду выполнять: пресс, обруч…

И так далее. Чем описывать, проще увидеть на схеме выше. Вот в чем и преимущество построения дерева целей с применением СМАРТ критериев…

www.iaim.ru

Дерево целей

Дерево целей

Дерево целей – понятие довольно распространенное среди менеджеров и владельцев своего дела. Это один из самых эффективных методов планирования. Он не представляет собой ничего сверхъестественного, и является отражением всех общих принципов планирования.

Дерево целей человека почти всегда имеет одну и ту же структуру – главная цель является стволом, из которого «растут» подцели, а на каждой «ветке» подцелей могут вырасти и задачи. Как правило, при планировании достижений с помощью этого графического метода, дерево целей в конечном результате имеет перевернутый вид, т.е. стволом вверх и кроной вниз.

Как построить дерево целей?

Методика построения дерева целей была предложена в 1957 году американскими исследователями Р. Акоффом и Ч. Черчменом. Она помогает человека привести свои планы в порядок, увидеть в графическом виде все свои цели и ежедневные задачи на пути их достижения. Также составление дерева целей помогает выявить возможные комбинации в процессе целеполагания, чтобы получить от результата наибольшую отдачу. На сегодняшний день метод дерева целей используется в прогнозировании различных направлений науки и техники, а также для составления личных целей или при планировании будущей деятельности какой-либо организации или компании.

Правила построения дерева целей достаточно просты: главная, или как ее принято называть, генеральная цель должна являться вершиной дерева. Ветвями становятся локальные цели, которые помогают в достижении целей верхнего уровня. Главное правило – это полнота описанных целей. Каждая цель должна быть представлена в виде подцелей следующего уровня. Таким образом, объединение всех целей должно полностью характеризовать главную, генеральную цель. Чтобы стало более понятно, как этот метод применяется на практике, рассмотрим пример построения дерева целей.

Допустим, что крупный производитель детского питания собирается выпустить новый вид товара. Главная цель компании – увеличить свои объемы продаж. В графическом виде она будет стволом нашего дерева. Если начинать выпуск нового товара, то при этом придется снизить объем тех товаров что производились ранее, а значит и прибыль сократится. На дереве целей этот факт будет просто очевиден. Однако цель можно подкорректировать, тем самым увеличив объемы продаж. К примеру, прежде чем ввести в продажу новый вид товара, нужно сделать анализ прибыльности уже имеющихся видов. И те, товары, которые дают наименьшую прибыль, следует заменить новыми.

Как строить дерево целей

Можно привести еще один, более простой пример построения дерева целей. Допустим ваша главная цель – стать студентом. При этом вы обладаете некими ресурсами. Например, хорошим образованием и обеспеченными родителями. При этом вы оцениваете вероятность вашего поступления как высокую – золотая медаль, связи в ВУЗе и т.д. Подцелями в этом случае будут занятия с репетиторами, взятие кредита в банке, трудоустройство, либо общение со знакомыми из ВУЗа с целью попросить о помощи в поступлении.

Виды деревьев целей зависят от того, что насколько сложной и многоуровневой будет процесс реализации задуманных планов. Однако вне зависимости от сложности планирования, общими остаются принципы построения дерева целей:

  1. В самом начале цель формулируется в виде нескольких предложений, которые должны отвечать на вопрос «что?». Что вы увидите, когда цель будет достигнута, что будет представлять собой компания, что будут готовить люди и т.д.
  2. Определение понятия цели должно помочь установить критерии, по которым в будущем можно будет убедиться есть ли прогресс в движении к намеченным результатам. Чем жестче удастся определить понятие целей тем проще будет установить к ним критерии и ограничения. Важным этапом целеполагания является определение стратегической цели. Он обеспечивает такое качество как конкретность и измеримость цели.
  3. Стратегическая цель является отнесенной в достаточно далекое будущее и отличается от того, что есть в настоящем. Поэтому на вопрос какие события будут разворачиваться между настоящим и будущем должна дать декомпозиция стратегической цели на подцели.

Зная как строить дерево целей, можно уверенно смотреть в будущее и планировать к чему приведет то, или иное действие. Чтобы добиваться успеха нужно уметь четко формулировать свои цели. Они должны быть конкретными, измеримыми различными сроками и достижимыми. Реализовать можно только ту цель, которая вам по силам и соответствует вашим способностям. Все остальное – лишь пустая трата времени.

kak-bog.ru

Пример Дерева Целей по Херри Алдеру

Это один  из примеров древовидного представления целей, наглядно отображающее как менее значимые цели подчинены более обширным глобальным целям.

Пример дерева целей взят из книги Херри Алдера «Современные психотехнологии»,  для каждого человека он может существенно отличаться.

Доктор Херри Адлер — один из ведущих специалистов в НЛП (нейро лингвистического программирования)  в области бизнеса, управления и обучения персонала.

Суть примера по Х. Алдеру:

1. Цели низкого уровня подчинены целям более высокого уровня.

2. В самом верху большая жизненная цель, внизу – конкретная задача к ее реализации.

3. Каждая микро цель или задача способствует реализации более крупной цели, а та в свою очередь в реализации цели по иерархии выше.

4. Низкоуровневые это уже не цели, а по сути задачи — конкретные спланированные действия.

5. Высокие цели – менее осязаемые.

6. Цели, связанные с работой и личные цели – приходиться совмещать, но так чтоб не было конфликта и противоречий между ними. Что на практике осуществить довольно трудно. (По чему и рекомендуют работать не там где нужно, а там где хочется, выбирать деятельность по душе)

Практическое применение данного дерева целей:

Это начальный шаблон – ваша задача выстроить свой шаблон, иногда стоит заменить всего несколько ячеек – и он уже будет соответствовать вашим целям в жизни.

Построить свое дерево целей поэтапно расписано, как самому построить иерархию жизненных целей и задач.

www.iaim.ru

Пример дерева целей и принцип его построения

Бизнес 31 января 2014

Любой пример дерева целей демонстрирует построение его по методу дедуктивной логики с использованием эвристической процедуры. Оно представлено графическим изображением связи между целями и средствами, необходимыми для их достижения.

Пример дерева целей

Данное дерево позволит увидеть полную картину взаимодействия некоторых событий в ближайшем будущем до формирования перечня задач с получением информации об их важности. Оно способствует обеспечению работы по доведению до исполнителей целей с помощью сопоставления организационной структуры и перечня задач.

Свойства дерева целей

Пример дерева целей демонстрирует наличие следующих свойств:

  1. Соподчиненность, которая обусловлена определенным построением производственных иерархий по важности и времени. При этом задачи таких производственных подразделений определены направленностью деятельности организации, краткосрочные – долгосрочными, а тактические – стратегическими.
  2. Развертываемость заключается в делении каждой цели конкретного уровня на подцели низшего уровня. Пример дерева целей такого типа – развертывание задач промышленного предприятия в цеховые цели и ниже по следующим структурным подразделениям данного субъекта хозяйствования.
  3. Соотносительность в важности задач, которая заключается в их различии на одном уровне для достижения их аналога высшего уровня. Данное свойство позволяет осуществлять ранжировку задач по степени значимости с количественным определением соотносительной важности с помощью соответствующего коэффициента.дерево целей организации пример

Построение дерева целей

Пример дерева целей показывает построение, первым этапом которого является формирование основной цели. Каждая отдельная цель высшего уровня может быть представлена в форме самостоятельной системы, включающей подцели в качестве ее элементов. При этом должна быть установлена полная картина задач низшего уровня, которые, в свою очередь, могут быть разделены на аналоги другого низшего уровня.

В качестве признака завершения построения дерева целей, пример которого может иметь заключительную формулировку, показывающую невозможность их дальнейшего расчленения, может быть рассмотрена возможность получить конечный результат.

Методы формирования дерева целей используются при разработке определенных программ, направленных на решение проблем с иерархической структурой.

Видео по теме

Дерево целей организации: примерпостроения дерева целей пример

Основной задачей субъекта хозяйствования является увеличение прибыли. Основываясь на простой логике, отметим, что рост прибыли может быть достигнут двумя методами: увеличением доходов либо снижением расходов. Принимая во внимание эти две стратегии, укажем, что дерево целей может выглядеть таким образом:

- увеличение прибыли предприятия;

- рост доходной части;

- сокращение издержек.

Данный пример дерева целей должен использовать конкретные методы увеличения доходов и сокращения расходов с ориентированием именно на рассматриваемый бизнес определенной компании. Иначе пользы от него будет не больше, чем от любого тематического учебника.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Что такое типтроник и принцип его действияАвтомобили Что такое типтроник и принцип его действия

При покупке первого автомобиля многие из нас сталкиваются с дилеммой о том, какую выбрать коробку передач, типтроник или автомат. Множество начинающих водителей не знает, что на самом деле упомянутые термины означают ...

Организационная структура компании. Основные законы и принципы ее построенияБизнес Организационная структура компании. Основные законы и принципы ее построения

Эффективность и конкурентоспособность любой фирмы будет в той или иной мере определяться особенностями ее построения. Организационная структура компании должна учитывать следующие законы: соответствие ...

Скиммер для бассейна и принцип его работыДом и семья Скиммер для бассейна и принцип его работы

Скиммер - это элемент водоочистки и водозабора в бассейне. В последнее время скиммерные искусственные водоемы получили большую популярность. Связано это с тем, что строительство их значительно дешевле, чем традиционны...

Дизайн участка перед домом и особенности его построенияДомашний уют Дизайн участка перед домом и особенности его построения

Красивый ландшафтный дизайн является совокупностью идей по планировке и обустройству участка. Он позволяет воплотить в реальность даже самые смелые идеи и желания хозяина. Внести разнообразие в приусадебный участок мо...

Клапан соленоидный и принципы его работыДомашний уют Клапан соленоидный и принципы его работы

Соленоидный (электромагнитный) клапан замечателен тем, что может управляться электрическим сигналом, приходящим по проводам. Время срабатывания не превышает полсекунды, что позволяет использовать подобные устройства в...

Регулирующий клапан и принцип его действияДомашний уют Регулирующий клапан и принцип его действия

Регулирующий клапан представляет собой один из видов арматуры, который находит самое широкое применение во всевозможных отраслях промышленности. Данное устройство может использоваться в качестве простого регулятора те...

Цели и принципы стандартизации в механизме реализации стратегии инновационного развитияЗакон Цели и принципы стандартизации в механизме реализации стратегии инновационного развития

Недооценка роли патентных и маркетинговых служб в выработке и реализации стратегии инновационного развития отрицательно сказывается на конкурентоспособности и расширении рынков товаров и услуг, приводит к потерям валю...

Локальные компьютерные сети и принципы их построенияКомпьютеры Локальные компьютерные сети и принципы их построения

Локальные компьютерные сети обычно организовывают в пределах одного предприятия. Обычно это абоненты, расположенные на малом расстоянии. Таким расстоянием принято считать отрезки около 10-15 км. Монтаж локальных компь...

Двухполупериодный выпрямитель и принцип его работыТехнологии Двухполупериодный выпрямитель и принцип его работы

 Выпрямителем называют преобразователи электрической энергии, представляющие собой полупроводниковые или электровакуумные устройства, преобразовывающие переменный входной ток в постоянный выходной. Двухпол...

Вулканизатор для ремонта шин и принцип его работыАвтомобили Вулканизатор для ремонта шин и принцип его работы

Для ремонта покрышек, а также пневматических камер применяются специальные устройства – вулканизаторы. Это оборудование работает по принципу соединения резиновых деталей под давлением, при воздействии высоких те...

monateka.com

Дерево целей



Примером целевого управления является управление на основе древовидного разомкнутого графа, который не имеет циклов, т.е. замкнутых целей. На практике применяются графы, получившие название «дерево целей».

Дерево целей - это графическое изображение связи между целями и средствами их достижения, построенное по принципу дедуктивной логики и с применением эвристических процедур.

Дерево целей позволяет представить полную картину взаимосвязей будущих событий вплоть до получения перечня конкретных задач и получить информацию об их относительной важности. Оно обеспечивает работу по доведению целей до непосредственных исполнителей путем построения соответствия между организационной структурой управления и структурой целей.

При построении дерева целей используются такие их свойства, как соподчиненность, развертываемость и соотносительная важность.

  • Соподчиненность целей обусловливается иерархическим построением производственных систем, а также наличием иерархии по времени и важности (значимости). Цели производственных подразделений определяются целями предприятия, тактические цели - стратегическими, а краткосрочные - долгосрочными.
  • Развертываемость состоит в том, что каждая цель данного уровня делится на подцели более низкого уровня. Например, цели промышленного предприятия развертываются в цели цехов и других подразделений, цели цеха — в цели участков.
  • Соотносительная важность целей заключается в том, что цели одного и того же уровня имеют различное значение для достижения цели более высокого уровня. Это позволяет ранжировать цели по степени важности, количественно определять их соотносительную важность через коэффициент значимости.

Построение дерева целей начинается с формирования главной цели. Каждую цель более высокого уровня можно представить как самостоятельную систему, включающую в себя цели более низкого уровня (подцели) как ее элементы. При этом необходимо установить полный состав подцелей. Цель второго уровня может быть расчленена на цели третьего и последующих уровней.

Признаком завершения построения дерева целей является формулировка таких целей, которые дальше не расчленяются и дают конечные результаты, определенные главной целью.

Для формулировки целей и оценки их значимости широко используются экспертные методы. Важность целей по отношению друг к другу оценивается на втором и последующих уровнях с помощью метода ранжирования и взвешивания. При ранжировании каждой цели приписывается порядковый номер, показывающий ее относительную важность для достижения цели более высокого уровня. При взвешивании устанавливается коэффициент значимости каждой цели в долях единицы или в процентах по отношению к цели более высокого уровня и по отношению к главной цели. При определении коэффициентов значимости вопрос ставится так: на сколько будет достигнута главная цель (цель 1), если удастся полностью достигнуть цели 1.1. Возможный ответ - на половину (0,5), т, е. на 50 %. Сумма коэффициентов значимости целей каждого уровня должна быть равной 1, или 100%.

Для определения коэффициентов значимости по отношению к главной цели необходимо последовательно перемножить коэффициенты значимости данной цели на коэффициенты значимости по всей цепочке целей более высокого уровня. В приведенном на рис. 1 примере коэффициент значимости цели 1.1.1 по отношению к главной цели равен произведению веса цели вышележащего над ней уровня (1.1) на ее вес на данном уровне, т. е.q” 1.1.1 = q 1.1 * q 1.1.1 = 0,5 * 0,4 = 0,2.Это означает, что достижением цели 1.1.1 будет обеспечено достижение главной цели на 20 %.

Взвешивание целей дает ориентиры для распределения ресурсов в зависимости от степени важности цели.

Метод построения дерева целей применяется для разработки целевых программ и решения проблем, имеющих иерархическую структуру.

Менеджер в системе целевого управления выступает по отношению к подчиненным преимущественно в роли консультанта, регулярно встречается с ними для промежуточной оценки (если цель годовая, то ежеквартально), которая проводится путем сопоставления достигнутых результатов с положениями Декларации и целями организации. Это может осуществляться, например, с помощью план-графика, где отражается план и фактическое выполнение работ.

Рис. 1 Определение коэффициентов значимости целей:q – коэффициент значимости цели по отношению к вышележащей;q”- коэффициент значимости цели по отношению к главной цели.

Для того, чтобы цели реально повышали трудовую активность персонала, они должны соответствовать основным принципам и методам работы, принятым в организации, интересам людей, быть достаточно трудными и увлекательными, пробуждать азарт и стремление проявить себя.

infomanagement.ru