Примеры естественных монополий в России. Пример естественная монополия


Естественная монополия: примеры :: BusinessMan.ru

В экономике РФ и многих других стран мира значительную роль играют естественные монополии. Эти предприятия чаще всего представлены масштабными бизнесами, являющимися ведущими в своём сегменте. Они имеют возможность осваивать крупные рынки, включая зарубежные, становиться носителями уникальных технологий. В чём специфика формирования естественных монополий? Какую роль они могут играть в экономике государства?

Что понимается под естественной монополией?

Естественная монополия — это фирма, которая имеет производственную модель, в силу некоторых причин существенно более эффективную, чем у других игроков рынка. Например, это может быть компания, имеющая доступ к дешёвому источнику сырья или электроэнергии. Она будет иметь низкие издержки, связанные с их закупкой, как результат — выставлять более низкие цены или работать с большей прибылью и динамичнее развиваться.

К естественным монополиям относятся предприятия, что имеют возможность осуществлять монетизацию ресурса, которого нет у конкурирующих компаний. Это реально, например, когда фирма имеет в собственности платную автомобильную магистраль. В этом случае, если иные транспортные пути между объектами, которые она связывает, отсутствуют или не столь качественны, предприятие сможет на монопольных началах получать прибыль за счёт взимания платы за проезд.

Классификация

Естественная монополия — предприятие, которое может представлять одну или несколько отраслей. Поэтому один из ключевых критериев классификации бизнесов соответствующего типа — принадлежность к той или иной сфере экономики. В национальном хозяйстве РФ монополии чаще всего ведут деятельность в таких отраслях: транспорт, топливно-энергетический комплекс, связь, коммунальные услуги, атомная промышленность, предоставление почтовых сервисов.

Ещё один критерий классификации фирм, о которых идёт речь, — то, в чьём владении находятся субъекты естественных монополий. Они могут являться государственными, муниципальными структурами, частными лицами и корпорациями, зарубежными инвесторами. Следующий критерий классификации естественных монополий — организационно-правовая форма. Чаще всего монополия представлена публичным акционерным обществом, но их функционирование будет также возможным, к примеру, в виде государственных корпораций или унитарных предприятий.

Причины возникновения естественных монополий

С чем связано появление естественных монополий в национальном хозяйстве? Причины тому могут быть самые разные. Одним из ключевых факторов, под влиянием которого сформировалась сфера естественных монополий в России, стал механизм трансформации советских предприятий. Изначально они были адаптированы к плановой экономике и занимали в силу отсутствия конкуренции лидирующие позиции в том или ином сегменте. На их базе образовались фирмы, функционирующие по рыночным принципам в условиях современной экономики РФ.

Можно отметить, что советские предприятия, монопольно функционировавшие в национальном хозяйстве, в целом сохранили свои позиции и в условиях свободного рынка. Их владельцем в большинстве случаев осталось государство, но к инвестициям в капитал были привлечены и частные лица.

Другая причина возникновения естественных монополий актуальная в том числе и для России — высокий инвестиционный порог входа в ту или иную отрасль. Для того чтобы начать бизнес, к примеру, в транспортной сфере, необходимы огромные капиталы. Их владелец будет заинтересован в том, чтобы окупить свои вложения и учредить фирму, которая сможет осуществлять деятельность в условиях минимальной конкуренции. Поэтому инвестор приобретает, потратив большой капитал, основной объём тех ресурсов, благодаря которым фирма собирается извлекать прибыль в дальнейшем. Например, строит платную магистраль, причём спроектировав её так, что любая альтернативная, скорее всего, будет менее эффективной за счёт большей протяжённости или меньшей ширины. Конкуренция естественных монополий — явление крайне редкое во многом в силу того, что соответствующего типа предприятия намеренно учреждаются в тех сферах, где несовпадение интересов бизнесов, скорее всего, наблюдаться не будет.

Ещё один механизм формирования естественных монополий — наличие административных барьеров на регистрацию и вход на рынок новых предприятий. Они могут выражаться в чрезмерно высоких требованиях по сертификации, лицензиям и иными разрешительным документам, в необходимости соответствия проектов очень большому количеству ГОСТов, стандартов и норм. В результате инвестору проще выбрать бизнес в той сфере, в которую, с точки зрения бюрократических барьеров, войти проще. В свою очередь, в том сегменте, в котором инвестор отказывается от участия, начинают вести деятельность те предприниматели, что в силу тех или иных причин могут обходить или легко преодолевать административные барьеры.

Какие в РФ есть естественные монополии?

Деятельность естественных монополий занимает значимую долю в российской экономике. К предприятиям соответствующего типа в РФ принято относить «Интер РАО», «Газпром», РЖД, «Росатом», «Почту России».

Все они имеют признаки, которыми характеризуется типичная естественная монополия. Примеры предприятий соответствующего типа можно найти в самых разных сегментах экономики РФ. В каждом из них возможно потенциальное проявление тех факторов, о которых мы сказали выше.

Со стороны государства осуществляется регулирование естественных монополий, направленное на стимулирование выполнения ими позитивной рыночной роли. Кроме того, инициативы властей могут быть связаны со стремлением повысить экономическую эффективность компаний соответствующего типа. Далее в статье мы рассмотрим соответствующий аспект подробнее.

Реестры монополий

Можно отметить, что в России компетентные органы власти ведут учёт предприятий, которые можно отнести к естественным монополиям. Как правило, этим занимается, в частности, Федеральная служба по тарифам. Учреждение ведёт собственный реестр естественных монополий. В нём представлены фирмы самых разных сегментов.

Реестр естественных монополий, сформированный ФСТ, включает предприятия таких отраслей, как водоснабжение в сфере коммунального хозяйства, транспортировка природного газа по трубопроводам, железнодорожный, воздушный, морской транспорт, телекоммуникации, атомная энергетика, транспортировка нефти. Есть и другие органы власти, осуществляющие учёт предприятий рассматриваемого типа. Так, реестр субъектов естественных монополий ведёт Федеральная антимонопольная служба.

Государственные контракты

Можно отметить, что в национальном хозяйстве РФ могут быть фирмы, которые фактически имеют признаки естественных монополий, но не включены в соответствующий реестр. В этом случае в силу особенностей положения ФЗ № 44 от 5.04.2013 г. может быть осложнено приобретение услуг у соответствующей фирмы государственными и муниципальными органами. Дело в том, что в тех случаях, когда поставщик того или иного сервиса является единственным на рынке, то госструктуры вправе заключать с ним контракты, только если он будет внесён в реестр субъектов естественных монополий. В этом смысле в интересах предприятия — как можно более оперативно попасть в соответствующий список, чтобы иметь возможность заключать контракты с бюджетными структурами.

Роль естественных монополий на рынке

Как правило, фирмы, о которых идёт речь, являются очень крупными бизнесами. Следовательно, естественная монополия — это, прежде всего, крупнейший работодатель и налогоплательщик. Поэтому государство заинтересовано в эффективности фирм соответствующего типа, поскольку их деятельность может быть фактором наполнения денежными средствами бюджета, а также обеспечения занятости населения — важнейшей социальной задачи. Это обуславливает тот факт, что регулирование естественных монополий государством осуществляется таким образом, чтобы текущие рыночные позиции предприятий соответствующего типа сохранялись, а сокращений рабочих мест и падения выручки на них не происходило. Соответственно, обеспечивается и социальная стабильность в тех регионах, в которых работают предприятия рассматриваемого типа.

Иногда услуги естественных монополий настолько востребованы, что у фирм соответствующего типа нет проблем с выручкой и рентабельностью. В этом случае вмешательство государства в деятельность предприятий может быть сведено к минимуму. Главное, чтобы фирма своевременно исполняла свои обязательства перед бюджетом страны. Говоря о роли государства в работе естественных монополий, полезно будет более подробно рассмотреть аспект регулирования деятельности предприятий рассматриваемого типа.

Регулирование монополий

Деятельность субъектов естественных монополий может регулироваться посредством следующих основных методов: издание государством нормативных источников — отраслевых, или же имеющих статус федеральных НПА, которые непосредственно определяют приоритеты в управлении предприятиями соответствующего типа. Или же утверждение других нормативно-правовых актов, влияющих на ценообразование в том или ином сегменте. Первый механизм регулирования применяется в отношении предприятий, владельцем которых является государство. Второй начинает «работать» в тех случаях, когда фирма принадлежит преимущественно частным лицам или иностранным компаниям.

Значимый аспект государственного регулирования естественных монополий — правоприменительная практика. Важно не только содержание НПА, издаваемых органами власти, но также и реализация их положений в условиях рынка. Практическая необходимость вмешательства государства в сферу естественных монополий может быть обусловлена разными причинами.

Например, работа предприятий соответствующего типа может перестать удовлетворять объективным критериям конкурентоспособности, когда выпускаемая им продукция начинает уступать в качестве зарубежной, вследствие чего её всё труднее становится продавать за рубежом. Следовательно, снижается валютная выручка государства, уменьшаются поступления в бюджет. Государство может быть заинтересовано в скорейшем стимулировании необходимой модернизации производства своих монополий или тех, которые принадлежат частным лицам, в целях повышения конкурентоспособности выпускаемой ими продукции.

Помощь монополиям от государства

Активность компетентных органов власти в части регулирования деятельности монополий может быть связана с необходимостью защиты национального рынка от развёртывания, в свою очередь, зарубежных монополий. Соответствующего типа бизнесы в других странах, как и в России, могут иметь большие финансовые возможности, иметь доступ к уникальным ресурсам, позволяющим обеспечивать присутствие на большом количестве национальных рынков.

В некоторых случаях государство напрямую содействует решению возможных сложностей в функционировании бизнес-модели естественных монополий. Это может быть выражено, к примеру, в предоставлении компаниям соответствующего типа кредитов в первоочередном порядке и на льготных условиях с высокой вероятностью последующего списания их части. Помощь государства фирмам, о которых идёт речь, может выражаться в поддержке их активностей за рубежом, поскольку субъекты естественных монополий часто работают с международными рынками и их устойчивость во многом зависит от уровня спроса в зарубежных странах.

Предприятия рассматриваемого типа могут иметь доступ к уникальным технологиям и даже разрабатывать их, имея в наличии достаточные объёмы капиталов. Поэтому в ряде случаев государство может быть заинтересовано не только в финансовой устойчивости фирм соответствующего типа, но также и в том, чтобы та или иная естественная монополия продолжала быть единственным или одним из немногих субъектов, обладающих редкой технологией. Это обстоятельство может положительным образом сказаться на конкурентоспособности экономики страны, положении дел в иных отраслях, в которых соответствующая технология может быть задействована.

Отметим, что для государства может быть существенно более предпочтительным лидерство компаний, зарегистрированных в нём, а не зарубежных в том или ином сегменте. Это связано, прежде всего, с тем, что выручка от бизнеса фирмы, имеющей прописку в конкретной стране, с высокой вероятностью будет оставаться в ней же. Это, в свою очередь, способствует общей капитализации экономики. Зарубежные фирмы часто стремятся как можно более оперативно выводить выручку за пределы государства, хотя даже при этом могут перечислять существенные объёмы налоговых платежей в бюджет страны, в которой работают.

Резюме

Итак, естественные монополии в России являются значительной частью национального хозяйства. Во многом это обусловлено тем, что крупнейшие предприятия соответствующего типа были основаны в СССР в условиях отсутствия рыночной конкуренции, изначально имели лидирующее положение на рынке и доступ к тем ресурсам, которые были недоступны потенциальным конкурентам. РЖД, «Почта России», «Газпром» — каждая из этих корпораций, основанных в СССР, может быть рассмотрена как естественная монополия. Примеры фирм соответствующего типа, безусловно, есть и во многих других отраслях. Естественные монополии — субъекты бизнеса, которые являются крупнейшими налогоплательщиками и работодателями. Поэтому государство заинтересовано в стабильности их работы и в меру возможностей содействует этому. Вместе с тем в ряде случаев власти могут осуществлять вмешательство в деятельность естественных монополий в силу необходимости модернизации того или иного сегмента рынка.

Предприятия, о которых идёт речь, с одной стороны, являются мощной опорой экономики, поскольку аккумулируют в себе значительные объёмы капиталов, обладают способностью инвестировать в различные инновационные производства и становиться конкурентоспособными на международной арене. А это способствует повышению инвестиционной привлекательности национального хозяйства страны в целом. С другой стороны, отсутствие конкуренций в тех сегментах рынка, в которых естественные монополии ведут деятельность, может привести к формированию консервативных приоритетов у менеджеров соответствующих бизнесов, как следствие — к противоположному результату, когда конкурентоспособность продукции снижается. Поэтому властям страны важно осуществлять мониторинг тех процессов, что происходят в сфере естественных монополий, и содействовать их эффективному развитию, соблюдая баланс между интересами государства и частных инвесторов.

businessman.ru

Что такое естественная монополия?

Монополией в экономике называют отрасль, в которой по каким-либо причинам нет конкуренции. Она может быть ограничена законодательно с помощью юридического акта или патента, конкуренция может отсутствовать в новой отрасли, которой занимается только один производитель.

Понятие и сферы существования естественной монополии

Виды монополий: схематически Если говорить языком экономической науки, естественная монополия – это такое состояние рынка, когда его максимальная эффективность возможна только при полном отсутствии конкуренции. Товары, которые производятся в данных отраслях производства, невозможно заменить никакими аналогами, а спрос на них максимально неэластичен. Даже если цена на продукцию естественных монополий будет значительно увеличена, спрос останется прежним, и покупатели начнут экономить на приобретении товаров других групп. Естественная монополия в отрасли возможна только в том случае, если издержки на производство товаров и услуг одной фирмой будут ниже, чем если бы этим делом занимались две организации. Если же число производителей увеличится, объем производства для каждой из них станет меньше, а издержки будут только расти. В России, как и в других странах, сегодня существует несколько отраслей, в которых сформировалась ситуация естественной монополии: Транспортировка нефти и нефтепродуктов, а также природного газа по магистральным трубопроводам. Работа такой транспортной сети будет максимально эффективной и прибыльной, если этим занимается только одна компания. Железнодорожные перевозки. Примером естественной монополии в России является компания «Российские железные дороги» — это единственное предприятие, занимающееся железнодорожными перевозками, оно же владеет всей транспортной сетью по всей территории России. Услуги по транспортировке электричества и тепловой энергии. Аналогичным образом в данной отрасли ни одна организация не сможет стать серьезным конкурентом монополистам. Работа транспортных терминалов: аэропортов, морских и речных портов и т. д. Услуги водоснабжения городов, обеспечение работы коммунальных сетей. Назначение платы за коммунальные услуги находится под постоянным контролем государства, тарифы формируются с учетом целого ряда факторов. При этом у конечного потребителя нет альтернативы, ему приходится оплачивать водоснабжение канализацию, теплоснабжение и другие услуги по назначенным тарифам, и он не может перейти к другому поставщику. Почтовая связь. В России естественным монополистом в отрасли почтовой связи и пересылки корреспонденции является ФГУП «Почта России». Хотя в стране действует несколько региональных операторов, их доля в общем количестве оказываемых услуг уже более 10 лет составляет меньше 1%, и никаких изменений в ближайшее время не предвидится. Все перечисленные отрасли являются исключительными, и на них не распространяется действие антимонопольного законодательства. Это связано с тем, что они призваны оградить отрасль от некачественной конкуренции, и во всех случаях их деятельность регламентируется и контролируется государством. ГЛАВНЫЕ ПРИЗНАКИ МОНОПОЛИИ В ЭКОНОМИКЕ

Любая монополия в экономике имеет ряд специфических черт, которые отличаются ее от всех видов конкуренции и объясняют ее особое положение на рынке. Монополия может быть естественной или искусственной, но в любом случае она должна соответствовать нескольким особым признакам:

Существование только одной компании, поставляющей на рынок товары или услуги. Эта компания может сформироваться с помощью больших вложений капитала на протяжении длительного промежутка времени, как, например, сеть железных дорог в России. Естественно, никакая новая организация не сможет вложить столько же, чтобы стать сильнее монополиста и быстро покрыть все затраты. Товар или услуга является настолько специфическим, что для него не существует никаких аналогов. Потребителю остается только соглашать на условия, выставляемые монополистом или вообще отказываться от предлагаемого им блага. Монополист имеет возможность самостоятельно устанавливать цену. В условиях конкуренции цена формируется за счет соответствия спроса и предложения, поэтому она быстро меняется. Компания-монополист в любое время может диктовать свои условия, в естественных монополиях в ценообразовании большую роль играет государство. Монополист сам контролирует весь объем услуг или товаров, предоставляемых в данной отрасли. То есть он формирует не только цену, но и предложение, регулируя их соотношение по своему усмотрению.

ПРИЧИНЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИСКУССТВЕННОЙ И ЕСТЕСТВЕННОЙ МОНОПОЛИИ

Такая форма организации отрасли, как монополия, существует очень давно, сам термин появился еще в античные времена. Самые первые организации возникали в результате объединения усилий нескольких производителей, которые захватывали весь рынок и могли самостоятельно назначать цены на свое усмотрение. Практически во всех цивилизованных странах сегодня действует антимонопольное законодательство, регулирующее ситуацию на рынке и не допускающее захвата одной компанией целой отрасли. Однако необходимо различать искусственную монополию, являющуюся результатом договора между производителями и объединения компаний, и естественную, возникающую по объективным причинам. Она не только не будет препятствовать развитию экономики, но и являются для нее более выгодной и эффективной формой существования. Ситуация естественной монополии формируется по нескольким причинам: Одна фирма производит продукцию или услуги с меньшими средними затратами благодаря увеличенным объемам производства. Это позволяет уменьшить цену на конечный продукт, и для конечного потребителя такая ситуация оказывается намного более выгодной. В пример можно привести систему городского метрополитена или железных дорог: если в одном и том же направлении будут работать два перевозчика, доход каждого из них станет вдвое ниже, и из-за этого придется в два раза увеличить плату за проезд. Сложность входа на рынок нового предприятия с аналогичным предложением. К примеру, чтобы ввести еще одно предприятие, занимающееся водоснабжением города, придется прокладывать дополнительную водопроводную сеть. Это не только крайне затратно, но и бесполезно, так как получаемая прибыль даже в далеком будущем не окупит вложения. Ограниченный рыночный спрос. Товар некоторых поставщиков настолько специфичен, что для него более чем достаточно одного производителя. Если их станет больше, общая прибыль останется той же. В качестве примера можно назвать производство военной техники или атомных ледоколов: спрос на такую продукцию полностью зависит от государства, и в этой отрасли большее число производителей просто не выживет. Естественная монополия является максимально устойчивой: если искусственное монополистическое объединение может со временем распасться на несколько конкурирующих фирм, то отрасль естественной монополии будет очень долго оставаться неизменной. Перелом в ее работе может возникнуть только при появлении новых технологических решений или резком изменении спроса на рынке.

studfiles.net

Что такое естественная монополия, и каковы ее главные признаки?

Юридическая консультация > Предпринимательная деятельность > Что такое естественная монополия, и каковы ее главные признаки?

Монополией в экономике называют отрасль, в которой по каким-либо причинам нет конкуренции. Она может быть ограничена законодательно с помощью юридического акта или патента, конкуренция может отсутствовать в новой отрасли, которой занимается только один производитель.

Однако существует совершенно особый вид: естественная монополия – это отрасль, в которой нуждается максимальное количество потребителей и которая использует уникальные природные ресурсы. Если обычная монополия ограничивает создание свободного рынка, то естественная является наиболее выгодным вариантом существования данной отрасли.

Понятие и сферы существования естественной монополии

естественная монополия

Виды монополий: схематически

Если говорить языком экономической науки, естественная монополия – это такое состояние рынка, когда его максимальная эффективность возможна только при полном отсутствии конкуренции. Товары, которые производятся в данных отраслях производства, невозможно заменить никакими аналогами, а спрос на них максимально неэластичен.

Даже если цена на продукцию естественных монополий будет значительно увеличена, спрос останется прежним, и покупатели начнут экономить на приобретении товаров других групп. Естественная монополия в отрасли возможна только в том случае, если издержки на производство товаров и услуг одной фирмой будут ниже, чем если бы этим делом занимались две организации. Если же число производителей увеличится, объем производства для каждой из них станет меньше, а издержки будут только расти.

В России, как и в других странах, сегодня существует несколько отраслей, в которых сформировалась ситуация естественной монополии:

  • Транспортировка нефти и нефтепродуктов, а также природного газа по магистральным трубопроводам. Работа такой транспортной сети будет максимально эффективной и прибыльной, если этим занимается только одна компания.
  • Железнодорожные перевозки. Примером естественной монополии в России является компания «Российские железные дороги» — это единственное предприятие, занимающееся железнодорожными перевозками, оно же владеет всей транспортной сетью по всей территории России.
  • Услуги по транспортировке электричества и тепловой энергии. Аналогичным образом в данной отрасли ни одна организация не сможет стать серьезным конкурентом монополистам.
  • Работа транспортных терминалов: аэропортов, морских и речных портов и т. д.
  • Услуги водоснабжения городов, обеспечение работы коммунальных сетей. Назначение платы за коммунальные услуги находится под постоянным контролем государства, тарифы формируются с учетом целого ряда факторов. При этом у конечного потребителя нет альтернативы, ему приходится оплачивать водоснабжение канализацию, теплоснабжение и другие услуги по назначенным тарифам, и он не может перейти к другому поставщику.
  • Почтовая связь. В России естественным монополистом в отрасли почтовой связи и пересылки корреспонденции является ФГУП «Почта России». Хотя в стране действует несколько региональных операторов, их доля в общем количестве оказываемых услуг уже более 10 лет составляет меньше 1%, и никаких изменений в ближайшее время не предвидится.

Все перечисленные отрасли являются исключительными, и на них не распространяется действие антимонопольного законодательства. Это связано с тем, что они призваны оградить отрасль от некачественной конкуренции, и во всех случаях их деятельность регламентируется и контролируется государством.

Главные признаки монополии в экономике

естественная монополия

Товары естественной монополии незаменимы

Любая монополия в экономике имеет ряд специфических черт, которые отличаются ее от всех видов конкуренции и объясняют ее особое положение на рынке. Монополия может быть естественной или искусственной, но в любом случае она должна соответствовать нескольким особым признакам:

  • Существование только одной компании, поставляющей на рынок товары или услуги. Эта компания может сформироваться с помощью больших вложений капитала на протяжении длительного промежутка времени, как, например, сеть железных дорог в России. Естественно, никакая новая организация не сможет вложить столько же, чтобы стать сильнее монополиста и быстро покрыть все затраты.
  • Товар или услуга является настолько специфическим, что для него не существует никаких аналогов. Потребителю остается только соглашать на условия, выставляемые монополистом или вообще отказываться от предлагаемого им блага. Монополист имеет возможность самостоятельно устанавливать цену.
  • В условиях конкуренции цена формируется за счет соответствия спроса и предложения, поэтому она быстро меняется. Компания-монополист в любое время может диктовать свои условия, в естественных монополиях в ценообразовании большую роль играет государство. Монополист сам контролирует весь объем услуг или товаров, предоставляемых в данной отрасли. То есть он формирует не только цену, но и предложение, регулируя их соотношение по своему усмотрению.

Причины формирования искусственной и естественной монополии

естественная монополия

Понятие естественной монополии появилось еще в античные времена

Такая форма организации отрасли, как монополия, существует очень давно, сам термин появился еще в античные времена. Самые первые организации возникали в результате объединения усилий нескольких производителей, которые захватывали весь рынок и могли самостоятельно назначать цены на свое усмотрение.

Практически во всех цивилизованных странах сегодня действует антимонопольное законодательство, регулирующее ситуацию на рынке и не допускающее захвата одной компанией целой отрасли. Однако необходимо различать искусственную монополию, являющуюся результатом договора между производителями и объединения компаний, и естественную, возникающую по объективным причинам.

Она не только не будет препятствовать развитию экономики, но и являются для нее более выгодной и эффективной формой существования. Ситуация естественной монополии формируется по нескольким причинам:

  • Одна фирма производит продукцию или услуги с меньшими средними затратами благодаря увеличенным объемам производства. Это позволяет уменьшить цену на конечный продукт, и для конечного потребителя такая ситуация оказывается намного более выгодной. В пример можно привести систему городского метрополитена или железных дорог: если в одном и том же направлении будут работать два перевозчика, доход каждого из них станет вдвое ниже, и из-за этого придется в два раза увеличить плату за проезд.
  • Сложность входа на рынок нового предприятия с аналогичным предложением. К примеру, чтобы ввести еще одно предприятие, занимающееся водоснабжением города, придется прокладывать дополнительную водопроводную сеть. Это не только крайне затратно, но и бесполезно, так как получаемая прибыль даже в далеком будущем не окупит вложения.
  • Ограниченный рыночный спрос. Товар некоторых поставщиков настолько специфичен, что для него более чем достаточно одного производителя. Если их станет больше, общая прибыль останется той же. В качестве примера можно назвать производство военной техники или атомных ледоколов: спрос на такую продукцию полностью зависит от государства, и в этой отрасли большее число производителей просто не выживет.
  • Естественная монополия является максимально устойчивой: если искусственное монополистическое объединение может со временем распасться на несколько конкурирующих фирм, то отрасль естественной монополии будет очень долго оставаться неизменной. Перелом в ее работе может возникнуть только при появлении новых технологических решений или резком изменении спроса на рынке.

Пример работы естественной монополии

естественная монополия

Естественная монополия защищается государством

Рассмотрим принцип работы компании «РЖД» — одной из самых крупных монополистических организаций в России. Сегодня это единственный продавец, предоставляющий возможность транспортировки грузов и перевозки пассажиров по железным дорогам.

Даже если другая компания приобретет собственные локомотивы, она будет вынуждена пользоваться существующей транспортной сетью и согласовывать каждое свое действие с «РЖД».

Сама организация включает в себя многочисленные дочерние предприятия, делающие ее полностью независимой. Это собственные конструкторские институты, ремонтные заводы, торговые организации и многое другое, что должно обеспечивать жизнедеятельность компании-гиганта. Из-за огромных масштабов конкуренции в этой отрасли нет и не предвидится.

При этом уникальность предлагаемых услуг сегодня остается спорной, так как кроме железнодорожного можно пользоваться автомобильным, воздушным и водным транспортом. Однако железнодорожные перевозки являются самыми надежными и самыми безопасными, кроме того, они дают возможность перевозить крупные партии грузов, а значит, полноценной альтернативы у них также нет. Другим компаниям на этот рынок вход закрыт из-за огромных затрат на строительство собственной транспортной сети.

Положение монополии защищается государством, которое является единственным акционером компании и полностью контролирует ее руководство.

Организация «РЖД» самостоятельно формирует цены, и они мало зависят от колебаний спроса. По всем этим признакам можно с уверенностью заявить, что компания «Российские железные дороги» является естественным монополистом в своей сфере, и на данный момент это самый выгодный для потребителя вариант работы данной отрасли.

Естественная монополия – это положение на рынке, которое не препятствует развитию отрасли, а наоборот, делает ее более выгодной и эффективной. Существование таких монополий зависит от целого ряда факторов, и их появление обусловлено естественными объективными причинами.

Естественные монополии: национализировать нельзя приватизировать — тема видеоматериала:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Поделиться

ВКонтакте

Класс

WhatsApp

Telegram

    

juristpomog.com

Естественная монополия — это ... Что такое естественная монополия: эффективность, равновесие, виды

Добавлено в закладки: 0

Что такое естественная монополия? Описание и определение понятия.

Естественная монополия – это отрасль производства, занятая предприятиями, которая способна нормально функционировать лишь в отсутствии конкуренции. Когда в области появляется конкурент, то издержки перестают быть наименьшими, тем самым уменьшается число прибыли. А это влечёт, в свою очередь, увеличение цен на услуги или товары. Естественная монополия является важным аргументом в пользу национализации важных экономически для общества и государства отраслей. Таких, как, к примеру, железнодорожное хозяйство.

Монопо́лия (от греч. μονο — один и πωλέω — продаю) — это большое капиталистическое предприятие, контролируют сбыт и производство одного или нескольких типов продукции; это такая структура, при которой на рынке нет конкуренции и функционирует одна фирма. Она производит уникальный продукт, который не имеет аналогов, и защищена от вхождения новых фирм на рынок. Первые монополии в истории создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давали привилегированное право торговли определенным товаром.

Факторы монополизации

Причины появления монополий:

  1. Высокая доля постоянных издержек, которые потребуют крупных одномоментных вложений создания бизнеса и при появлении конкуренции не окупаются;
  2. Желание получать монополистическую прибыль — прибыль больше средней, возможную в итоге того, что у потребителя нет альтернативы;
  3. Внешнеэкономическая политика. Она направляется на защиту рынка от иностранной конкуренции для поддержки отечественных субъектов. Включает: (ограничение ввоза или запрет, обложение пошлинами иностранных товаров,).
  4. Законодательные барьеры для осуществления деятельности; (сертификация, лицензирование)
  5. Запугивание конкурентов. Угрожая, к примеру, физической расправой или воздействуя физически на руководство (персонал) фирмы, можно добиться закрытия фирмы конкурента и её ухода с рынка.
  6. Слияние и поглощение фирм (когда более крупная покупает более мелкую фирму, устраняя на рынке конкуренцию).

Виды монополий

  • Естественная монополия (системы водоснабжения, железная дорога) — предприятия, которые объединены единой сбытовой организацией, состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на данном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции ввиду технологических особенностей производства (ввиду существенного понижения издержек производства на единицу товара по мере увеличения объёма производства), а товары, которые производятся субъектами естественной монополии, нельзя заменить в потреблении другими товарами, ввиду этого спрос на этом товарном рынке на товары, которые производятся субъектами естественных монополий, зависит в меньшей степени от изменения цены на данный товар, чем спрос на другие типы товаров. При этом, может быть ситуация, когда у услуг компании есть аналоги, но такая компания по общепризнанным нормам считается всё равно монополией (к примеру, пассажироперевозки ж/д транспортом конкурируют с авиационными перевозками, но некоторые железнодорожные компании считаются всё равно монополией).
  • Государственная (закрытая) монополия — монополия, которая создана силой законодательных барьеров, которые определяют товарные границы субъекта монополии (монополиста), монопольного рынка, формы регулирования и контроля его деятельности, компетенцию контролирующего органа.
  • Открытая монополия — временная ситуация, которая существует в результате появления нового продукта или технологии в период, пока конкуренты не освоили еще эту технологию и производство этого продукта.

Другие типы экономических субъектов с привилегированным положением на рынке

  • Конгломерат, Концерн (в юридической практике — группа лиц) — несколько финансово интегрированных, но отрасле-разнородных субъектов (например, в России — ЗАО «Газметалл»).
  • Чистая монополия — это ситуация, когда на рынке есть только один поставщик этого типа товаров и услуг.
  • Синдикат — это сбыт продукции, распределение заказов производится централизованно (к примеру, «Единая торговая компания» на рынке каустической соды).
  • Картель — это договоренность (в том числе неформальная) о единой сбытовой политике.

Равновесие в краткосрочном периоде фирмы чистой монополии

Значение естественной монополии. Фирма-монополист, чтобы сделать как можно больше прибыль, устанавливает для себя оптимальный объём производства. Для этого применяет те же способы, что и в абсолютной конкуренции, т.е сопоставляет общие издержки и доходы (TR и TC) и предельные издержки и доходы (MC и MR). В то же время применение второго метода обладает своими особенностями. В отличие от абсолютного конкурента у фирмы монополиста динамика спроса на продукцию фирмы совпадает с динамикой спроса на продукцию отрасли. Ввиду того, что различное количество продукции фирма будет продавать по различным ценам, то граничный доход не будет константой. Он будет по мере увеличения объёма продаж уменьшаться. Знания о динамике изменения спроса позволяют изменять динамику MR. Когда фирма не будет практиковать дискриминацию цен, увеличение объёма продаж будет сопровождаться уменьшением цен и сокращении MR более быстрыми темпами, нежели уменьшение цены.

Равновесие в долгосрочном периоде фирмы чистой монополии

Учитывая факторы монополизации, монополия в большинстве случаев защищена от конкуренции и её поведение в долгосрочном периоде не будет отличаться от краткосрочного. Но для ситуации с открытой и естественной монополией могут появляться добавочные обстоятельства, которые приводят к изменению поведения фирмы. Особенность естественных монополий — высокие AC. Достижение ACmin при этом не имеет экономического смысла для фирмы, так как она не будет при этом получать прибыль или будет нести убытки. Поэтому оптимальный объём фирмы выберут в диапазоне, когда есть прибыль. Для открытой монополии есть опасность вхождения новых фирм на рынок. Чтобы этого не произошло, первая вошедшая фирма на рынке создает условия, которые схожи с условиями естественных монополий (то есть устанавливает цену меньше оптимального, обеспечивая низкую окупаемость затрат).

Эффективность и монополии

В целом сложно говорить о какой-нибудь общественной пользе, которая приносится монополиями. Монополист, стараясь увеличить свою прибыль, поднимает цены на свою продукцию до возможного максимально уровня, оставляя при этом число произведенного товара на уровне максимизации прибыли (P>MR=MC), что вызывает неэффективность распределения ресурсов («мертвый груз», eng. «Deadweight Loss»), когда товара произведено намного меньше, нежели необходимо для установления равновесия на рынке, будь он абсолютно конкурентным. То есть провоцируется по факту ещё и дефицит производимого товара.

Помимо несправедливого распределения дохода, монополии и другими методами способствуют уменьшению экономической эффективности, не применяют всех доступных производственных ресурсов, не так активно, как конкурирующие с другими фирмы уменьшают производственные издержки и не пытаются использовать достижения научно-технического прогресса.

Мы коротко рассмотрели естественную монополию: эффективность, равновесие, виды. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

biznes-prost.ru

Примеры естественных монополий в России

Сложившиеся в Российской Федерации естественные монополии - Российское акционерное общество “ЕЭС России”, Российское акционерное общество “Газпром”, акционерная компания “Транснефть”, железнодорожный транспорт Российской Федерации, составляют основу производственного комплекса страны, в определенном смысле являясь гарантом экономической стабильности и целостности Российского государства. Эти естественные монополии даже в условиях всеобщего экономического кризиса, остановки и несостоятельности большинства промышленных предприятий доказали свою жизнеспособность и высокий уровень экономической эффективности. Именно они определяют лицо России в мировом экономическом хозяйстве.

Сложность регулирования деятельности акционерных обществ в отраслях естественных монополий - РАО “ЕЭС России”, ОАО “Газпром”, заключается в том, что, с одной стороны, они, как и любой другой хозяйствующий субъект имеют целью своей деятельности получение прибыли. С другой стороны, их монопольное положение на рынке и стратегическая значимость для экономики и интересов безопасности государства требуют проведения такой политики, приоритетами которой являются интересы государства и населения. Эта двойственность требует разработки особого подхода к регулированию деятельности субъектов естественных монополий и предопределяет необходимость подкрепления государственного регулирования значительной долей государства в акционерном капитале этих обществ.

На сегодня доля государства в акционерном капитале РАО “ЕЭС России” - составляет 53%, в РАО “Газпром” - 40%. В то же время пакет акций, находящийся у иностранных акционеров РАО “ЕЭС России” увеличивался до последнего времени достаточно быстрыми темпами и составил на сегодня 30,8%. Нетрудно догадаться, что стихийное развитие данных процессов могло бы привести к потере государственного контроля в этих обществах и к возрастающему влиянию на их политику иностранных акционеров. Дальнейшее увеличение доли акций иностранных акционеров в РАО “ЕЭС России” и снижение доли государства поставило бы под угрозу самостоятельность РАО “ЕЭС России” и приоритет национальных интересов в политике РАО. Печальный опыт Казахстана, где значительная доля акций энергокомплекса принадлежит иностранцам, подтвердил необходимость проведения политики ограничения доли акций, принадлежащих иностранцам в отраслях естественных монополий, имеющих стратегическое значение, и установление предельной доли акций, находящихся в государственной собственности. Можно продолжить перечисление: приватизация Российского нефтегазового комплекса, его раздробление на ряд самостоятельных компаний способствовало тому, что в условиях падения мировых цен на нефть, они не смогли проводить единую экспортную и ценовую политику. Никакие соображения о необходимости пополнения федерального бюджета за счет продажи части акций из государственного пакета, нельзя назвать экономически целесообразными. Национальные стратегические интересы государства выходят за рамки решения сиюминутных проблем федерального бюджета, но носят долгосрочный характер, базируются на интересах развития национальной промышленности и сельского хозяйства, в каждой единице товарной продукции которых заложена цена энергии, сохранения единства и целостности России.

Государственное регулирование означает приоритетность интересов государства в экономической политике данных обществ, включая вопросы сбыта, ценообразования, расчетных отношений, экспортной политики. Очевидно, что государственные интересы следует понимать шире, чем интересы федерального центра: поскольку деятельность естественных монополий прямо и непосредственно затрагивает состояние экономик всех регионов России, постольку интересы субъектов Российской Федерации должны находить свое отражение в политике субъектов естественных монополий. Наконец, государственное регулирование и контроль деятельности естественных монополий предполагают выражение интересов государства и общества внутри самих естественных монополий. Это предполагает, с одной стороны, установление контроля закона за деятельностью естественных монополий, дабы не допустить действий исполнительной власти, по Конституции управляющей федеральной собственностью, в интересах самой исполнительной власти и ее отдельных представителей. О возможности таких действий свидетельствует опыт проведения приватизации в России.

В который раз Россия сталкивается с проблемой отставания законодательного процесса от процессов и потребностей хозяйственного развития. В условиях отсутствия базового закона, регулирующего деятельность акционерных обществ со значительной долей государства в отраслях естественных монополий, значительной долей государства, для решения необходимых и неотложных, отмеченных выше проблем. Законодательный процесс стал развиваться по пути принятия частичных законов и внесения изменений и дополнений в уже действующие законодательные акты. Наиболее “продвинутым” обществом с точки зрения законодательного обеспечения стало РАО “ЕЭС России”.

С этой целью был разработан и принят федеральный закон “Об особенностях распоряжения акциями Российского акционерного общества энергетики и электрификации РАО ЕЭС России и акциями других акционерных обществ электроэнергетики, находящихся в Федеральной собственности”. Этот закон был принят через преодоление вета Президента, что отражает высокий накал противоречий различных интересов вокруг проблем, решаемых этим законодательным актом.

1. Прежде всего, закон устанавливает, что контрольный пакет РАО “ЕЭС России” и других акционерных обществ электроэнергетики должен находиться у государства, то есть доля акций государства (федеральный пакет) в акционерном капитале РАО “ЕЭС России” и других обществ электроэнергетики должна составлять 51% .

2. Закон разрешает противоречие между федеральным характером контрольного пакета акций РАО “ЕЭС России” и необходимостью учета интересов субъектов Российской Федерации в деятельности данного общества через передачу 33 процентов голосов по акциям РАО, находящимся в федеральной собственности, субъектам Российской Федерации пропорционально потребляемой электроэнергии.

3. Закон вводит ограничения (до 25 %) на объем акций РАО “ЕЭС России”, который может находиться в собственности иностранных институтов, юридических, физических и аффинированных российских юридических лиц.

Нельзя не видеть несовершенство данного закона, которое “тянет” за собой необходимость внесения изменений и дополнений в целую серию законодательных актов и самого закона.

Прежде всего, жесткое закрепление за государством пакета акций в 51 процент вряд ли целесообразно, поскольку при изменении экономической ситуации могут возникнуть условия, в том числе финансовые, для расширения государственного пакета акций. Более того, представляется, что наиболее оптимальным, с точки зрения интересов государства, был бы 75 процентный пакет акций в руках государства, чтобы исключить блокирование решений государства в органах управления РАО. Поэтому целесообразно было бы в законе установить, что не менее 51 % акций РАО ЕЭС России должно находиться в руках государства, тем более что уже сегодня пакет акций государства составляет 53 %, и подталкивание к его сокращению нецелесообразно. В этом и состоит экономический смысл поправки к названному закону, предложенной Советом Федерации.

Далее, принятие половинчатого решения о передаче голосов по акциям из федерального пакета субъектам Российской Федерации предполагает следующий шаг - законодательное закрепление права на консолидацию голосов субъектов федерации и связанный с этим механизм (право) пропорционального представительства в органах управления РАО “ЕЭС России”. Понятно, что такая консолидация голосов может быть осуществлена только на добровольной основе. В связи с этим, Совет Федерации выступил с законодательной инициативой: внести соответствующую поправку в федеральный закон “О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества”.

Наконец, ограничение участия иностранных акционеров в акционерном капитале РАО “ЕЭС России” долей ниже, чем ее реальный фактический уровень, как это имело место в принятом законе, вряд ли целесообразно и приведет к тому, что данная норма либо не будет работать, либо ее действие приведет к нарушению прав акционеров. Действительно, добиться уменьшения доли иностранных акционеров можно двумя путями: либо через покупку государством требуемого количества акций по рыночному курсу; либо через проведение процедуры дополнительной эмиссии, по сути означающей “разводнение капитала”. И то и другое нежелательно, поскольку покупка государством акций РАО “ЕЭС” требует дополнительных затрат федерального бюджета; “разводнение же капитала” приведет к изменению пропорций распределения акций у акционеров, что безусловно, нарушает их права. Пытаясь найти выход в сложившейся ситуации, когда необходимо, с одной стороны, иметь ограничения на допустимую долю акций, находящуюся в собственноcти иностранных акционеров, а с, другой стороны, не создавать прецедента нарушения прав акционеров, Комитет по вопросам экономической политики выступил с инициативой ввести в закон поправку, суть которой состоит в ограничении объема акций, находящихся в собственности иностранных акционеров уже имеющейся долей, то есть 30 процентов, не допуская ее дальнейшего роста. Совет Федерации не согласился с предложенной поправкой Комитета по вопросам экономической политики, хотя она представляла собой разумный компромисс. Изменение политической ситуации в России, поставило вопрос о смене экономического курса и вопрос об уровне ограничений на владение акциями иностранных акционеров через какое-то время станет опять актуальным.

Представляется целесообразным принять аналогичные законодательные акты - содержащие нормы, определяющие долю государства в пакете акций, передающие голоса по акциям, находящимся в федеральной собственности субъектам Российской Федерации, вводящие ограничения на долю акций, могущих находиться в собственности иностранных акционеров, в отношении других акционерных обществ в отраслях естественных монополий - таких как ОАО “Газпром”.

На сохранение и защиту естественных монополий направлена законодательная инициатива Комитета по вопросам экономической политики, поддержанная Советом Федерации - “О внесении изменений и дополнений в статью 15 Федерального закона “Об акционерных обществах”, суть которой состоит в том, что реорганизация обществ в отраслях естественных монополий должна совершаться исключительно на основании федерального закона. Поводом для разработки данной поправки послужили нападки на таких как РАО “Газпром” и стремление законодательно защитить его от расчленения на отдельные звенья.

 

ФАС России

stydopedia.ru

МОНОПОЛИЯ

Глава 12. МОНОПОЛИЯ.

"Вмешательство монополий без всяких к тому

оснований ведет к сокращению производства... Монополия принадлежит к тем вещам, против которых настроено большинство людей".

(Пол Самуэльсон "Экономика")

Изучаемые вопросы

Цели, средства и ограничения фирмы, работающей на рынке несовершенной конкуренции.

Природа монополии. Виды монополий. Естественные монополии. Причины возникновения монополий. Монополии в СССР и России. Пути демонополизации российской экономики.

Математическая модель монополии. Монопольная прибыль. Социальная цена монополии.

Поведение монополии. Ценовая дискриминация.

====================================================================

Цели, средства и ограничения фирмы на рынках несовершенной конкуренции. Цена и объем производства несовершенного конкурента связаны между собой: чем больше производится товаров, тем ниже их цена. То есть кривая спроса на продукцию фирмы имеет отрицательный наклон, а несовершенный конкурент является ценоустановителем (ценоискателем).

Первый фактор, влияющий на выбор цены - это эластичность спроса на продукцию фирмы. Чем больше эластичность спроса на продукцию фирмы, то есть чем сильнее зависит потенциальный объем продаж от изменений цены, тем меньше рыночная власть фирмы. И наоборот, если эластичность спроса на продукцию фирмы невелики, то фирма обладает большой рыночной властью. Это вполне согласуется со здравым смыслом, так как эластичность спроса отражает доступность заменителей: чем больше заменителей, тем эластичнее спрос.

Второй фактор – это затраты, а именно переменные затраты. Чем они выше, тем больше приходится поднимать цену.

Природа монополии. Фирму принято считать монополистом, если она выступает в качестве единственного продавца товара, не имеющего близкого заменителя. При этом часто доступ других производителей на рынок этого товара сильно затруднен. Это может быть связано с патентом, дающим исключительное право производства его владельцу, или со значительными финансовыми затратами.

Несмотря на четкое определение понятие монополии противоречиво. С одной стороны, в реальном мире практически нет чистых монополий, то есть ситуаций, когда вся отрасль состоит из одной фирмы. С другой стороны, монопольная власть на рынке встречается на каждом шагу. В городе может быть одна электростанция, одна железная дорога, одна больница. Более пяти процентов всех товаров и услуг, производимых американской экономикой, производится на рынках близких к монополии.

Монополия как массовое явление в современном мире связано не только и не столько с естественным развитием отрасли, когда экономически сильный конкурент вытесняет или поглощает слабого. Таких монополий относительно немного. Кого же можно назвать монополистом? Само слово "монополия", происходящее от двух греческих слов ("моно" - единственный, "полис" - продаю), дает достаточно точный ответ на поставленный вопрос. Например, продавец ночного магазина, единственного на всю округу, торгует по повышенным ценам, реализуя свое монопольное положение в ночное время. Или цена вообще не объявляется и продавец ночного магазина, глядя вам в глаза, осуществляет ценовую дискриминацию, то есть устанавливает наиболее выгодную для себя цену в зависимости от ситуации.

Виды монополий - это конкурентная монополия, технологическая монополия, искусственная монополия естественная монополия. Точной границы между ними нет.

Конкурентная монополия возникает в ходе конкурентной борьбы. Она представлена обычно крупными предприятиями с наивысшей производительностью и наименьшими затратами. Монополии такого рода носят переходящий характер в силу все той же конкуренции.

Технологические монополии. Фирмы, лидирующие в тех или иных областях научно-технического прогресса, обладают технологической монополией. В отличие от фирмы-монополиста, обладающего патентом на относительно простое изобретение типа клеющейся бумаги, разработанной фирмой 3М, технологические монополии занимают устойчивое положение. Например, можно обладать всеми патентами и лицензиями на производство одной из моделей КБ «Сухой», но производить все новые и новые отличные модели самолетов, скорее всего, сможет только само КБ.

Искусственные (легальные) монополии создаются государством. Искусственная монополия отличается стабильностью, так как поддерживается внеэкономически. Она не обязательно представлена передовыми в техническом отношении фирмами. Таким монополиям предоставляются привилегии, закрепляющие их преимущественные права на природные и иные ресурсы. Тем самым государство разрешает одним и запрещает другим. Таковы были монополия на водку в России или привилегии Ост-Индийской компании на продажу чая в колониях, предоставленная ей Великобританией в 1773 году, что послужило поводом для начала американской революции.

Естественные монополии. Местная система энергоснабжения, телефонная станция или линия метро - все это примеры монополий. Действительно трудно представить себе две параллельные линии метро или дублирующие друг друга телефонные сети. Это примеры так называемой естественной монополии, которая в некоторых случаях неизбежна, так как позволяет обществу наилучшим образом использовать ограниченные ресурсы.

Естественные монополии возникают там, где конкуренция невозможна или экономически нецелесообразна, то есть там, где конкуренция менее эффективно использует ресурсы общества.

Естественная монополия – это ситуация, когда при производстве некоторого вида продукции крупное предприятие оказывается более эффективным по сравнению с несколькими мелкими, которые все вместе могли бы выпустить такой же объем продукции, как и данное предприятие, но при этом их средние издержки будут значительно выше, чем у данной фирмы. Например, невозможно одну шахту эксплуатировать двумя фирмами и нецелесообразно иметь дублирующие линии метро или энергосистемы.

Как правило, спрос на продукцию или услуги естественных монополий в гораздо меньшей степени зависит от изменения цены, поскольку их трудно заменить в употреблении другими товарами и услугами. Предположим, повышение цены на автомобили потребитель может перенести. Он просто откажется на время от покупки собственной машины. Но даже значительное повышение цены на электроэнергию вряд ли заставит его отказаться от ее потребления. В результате у естественного монополиста появляется возможность устанавливать цены значительно выше своих фактических затрат на производство. Чтобы этого не происходило, государство должно защитить интересы потребителя и закрепить эту функцию на уровне закона. Действительно, крайне нежелательно допустить такую ситуацию, чтобы энергетическая компания требовала повышения платы угрожая отключением электричества. Она может обосновывать необходимость повышения тарифов увеличением затрат, но никак не использовать силу. Конечно, ее услуги можно заменить, но никак не в краткосрочном периоде. Поэтому государство выступает посредником в отношениях между потребителем и естественной монополией, регулируя цены и объемы продаж, а также давая дотации потребителям.

ПРИМЕР 12-1. ЗАКОН "О ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЯХ".

В разных странах существует практика регулирования естественных монополистов специальными независимыми агентствами, деятельность которых опирается на законодательные акты. Например, в США предприятия телефонной связи регулируются Федеральной комиссией по связям, в Великобритании - Офисом по регулированию телекоммуникаций, в Канаде - Канадской комиссией по телевидению и телекоммуникациям. Эти агентства обязаны, с одной стороны, обеспечивать доступность для потребителя продукции естественных монополий, с другой - устанавливать и поддерживать такие цены на эту продукцию, которые обеспечивали бы дальнейшее развитие самих монополий.

Российский перечень естественных монополий включает транспортировку нефти по магистральным трубопроводам; транспортировку газа по трубопроводам; производство электроэнергии и предоставление услуг по ее передаче; железнодорожные перевозки; перевозки в труднодоступные районы и в их пределах; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; отдельные виды электрической и почтовой связи; услуги водопроводно-канализационного хозяйства; управление воздушным движением.

Статистические данные свидетельствуют о неэффективности управления отраслевыми министерствами естественными монополиями. Отмечено, что динамика роста цен в отраслях естественных монополий постоянно значительно опережает рост цен промышленности. По данным Госкомстата России, сводный индекс оптовых цен по отраслям промышленности с января 1993 г. по январь 1994 г. вырос в 8 раз, а тарифы на электроэнергию за это же время повысились в 14 раз. Тарифы на теплоэнергию - в среднем в 15 раз. Тарифы на железнодорожном транспорте - в 19 раз.

Ориентированный на затратный механизм ценообразования позволял включать в тарифы такие расходы, как плата за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ, налог на заработную плату сверх установленных пределов и даже штрафы. В итоге фактическая рентабельность в энергетике составляла свыше 40% к себестоимости и позволяет около половины чистой прибыли использовать на потребление, выплату дивидендов, приобретение акций коммерческих банков.

[Источник: Известия 16.07.94]

Монополии не вечны. Они разрушаются и вновь возникают в результате научно-технического и экономического прогресса. В начале ХХ века сложилась телефонная сеть как естественная монополия. Сегодня с развитием средств телефонной связи это уже олигополия. Одни монополии более устойчивы, другие менее.

Причины возникновения монополий. Все чаще монопольная власть на рынке определяется входными барьерами для вступления на рынок, то есть условиями, которые затрудняют вступление "фирм-новичков" в отрасль, где господствуют "фирмы-старожилы". Кроме того, существенным фактором создания монополий являются слияния. Рассмотрим подробнее причины возникновения монополий.

1. Естественная монополия возникает вследствие положительного эффекта масштаба: чем больше объем производства, тем ниже средние затраты. Это означает, что средние затраты в долгосрочной перспективе будут минимальны, если отрасль представлена только одной, а не несколькими конкурирующими фирмами.

2. Правительство наделяет фирму исключительными правами (выдача лицензий, например, на кабельное телевидение, перевозки в условиях севера, почтовые услуги и тому подобные виды деятельности). На это оно идет довольно часто для того, чтобы ограничить конкуренцию в отраслях, где обществу выгоднее допустить монополию (это ситуация естественной монополии). В краткосрочной перспективе такая искусственная монополия может дать эффект, но в долгосрочной перспективе конкуренция незаменима.

3. Собственность на невосполнимые и редкие ресурсы тоже является сильным входным барьером. Классическим примером является рыночная власть компании "Де Бирс" на рынке алмазов. Возможен вариант передачи в долгосрочную аренду месторождений полезных ископаемых частным компаниям. К этому же типу рыночных барьеров относится и обладание уникальными человеческими дарованиями (выдающиеся артисты, спортсмены и даже талантливые предприниматели - все они обладают монопольной властью в своей сфере деятельности).

4. Авторские права и патенты. Фирма, чья деятельность защищена патентом, обладает исключительным правом на продажу лицензий на эту деятельность, например в регионах или на рынках, определенных иным способом. Автор, владеющий патентом, может продать права на использование своего изобретения или использовать его сам. В любом случае на рынке сохраняется в том, или ином виде монопольная власть. Такой тип монополии иногда называют закрытой монополией, в отличие от открытой монополии, не имеющей защиты от конкурентов в виде патентов или преимуществ естественной монополии.

5. Стоимость вхождения в отрасль, где господствует открытая монополия или рынок делят несколько крупных фирм, получающих преимущество массового производства с уже осуществленными значительными капиталовложениями, является серьезным барьером для входа в отрасль. Внедрению на рынок автомобилей или самолетов мешает помимо проблем с правительствами и патентами еще и гигантские затраты на достижение конкурентоспособности нового предприятия.

6. Нелегальные методы борьбы с потенциальными конкурентами часто препятствуют входу на рынок новых фирм. К сожалению, и в России это имеет место.

7. Объединения фирм. Слияние фирм - это основной вид объединения для создания монополий или доминирующих фирм. Например, в 1997 году слияние авиагигантов “Боинг” и “МакДональд - Дуглас” привело к созданию доминирующей фирмы на мировом рынке авиатехники.

Слияние компаний может быть: горизонтальным, вертикальным или конгломератным.

  • Горизонтальное слияние приводит к соединению двух или более компаний, выпускающие аналогичные товары или оказывающих близкие услуги, например, слияние двух издательств.

  • Вертикальное слияние приводит к соединению компаний, которые осуществляют различные стадии одного производственного процесса. Примером вертикального слияния может быть ситуация, при которой нефтяная компания приобретает нефтеперегонный завод для производства собственного бензина.

  • Конгломератное слияние приводит к соединению двух или более совершенно не связанных между собой компаний. Примером может служить приобретение некоторое время назад автомобильным концерном “Вольво” крупной сети супермаркетов. Конгломераты позволяют диверсифицировать производство, но затрудняют управление. Они не всегда приводят к успеху. Тот же “Вольво” в 1997 году вновь стал чисто автомобильным, продав сеть супермаркетов.

Слияние происходит по нескольким причинам. Некоторые компании приобретают другие фирмы для изменения или расширения ассортимента продукции. Изменение продукции компании позволяет ей “снизить степень риска” или, другими словами, обезопасить себя от возможности уменьшения спроса на одни товары за счёт добавления новых производств. Другие фирмы сливаются с целью увеличения объёма производства и, соответственно, доли рынка. Третьи же - для сокращения затрат и ради осуществления внутренних структурных изменений. Четвёртые объединяются для реализации совместных проектов. Такие слияния выгодны и компаниям, и потребителям. Правда и то, что в некоторых случаях слияние является способом уменьшения или устранения конкуренции. Антимонопольное законодательство направлено на то, чтобы помешать подобным слияниям, разрешая при этом те, которые способствуют эффективности производства и действию эффекта масштаба.

В качестве альтернативы слиянию некоторые компании создают совместные предприятия. В совместном предприятии две компании соединяют часть своих ресурсов, сохраняя в то же время свою юридическую и экономическую самостоятельность. С начала перестройки стали очень распространёнными совместные предприятия между российскими и иностранными компаниями. Хотя совместные предприятия могут быть образованы и российскими предприятиями.

Монополии в СССР. В условиях административно-командной экономики бывшего Советского Союза монополии были распространённым явлением. Их можно назвать административными монополиями. Этот факт еще долгое время будет оказывать влияние на нашу экономику. российские предприятия в среднем довольно крупные и среди них не мало предприятий-гигантов. Более половины советских отраслей имели высокий уровень монополизации, так как в каждой из этих отраслей доля четырёх крупнейших предприятий (это так называемый коэффициент концентрации) составляла свыше 60% общего отраслевого объёма производства. Масса продукции производилась на одном - единственном предприятии.

В том, что касается численности рабочих, средний размер промышленных предприятий был почти в десять раз выше, чем у таких же предприятий в странах с развитой рыночной экономикой. В 1987 году крупнейшие советские предприятия (с численностью 10000 рабочих и более) производили 20,2 процента от общего объёма промышленного производства.

Данные, представленные в таблице 12 -1 иллюстрируют высокий уровень концентрации, который был характерен для советской экономики. В действительности, очень большая часть советских предприятий были единственными производителями своей продукции. Это особенно имело место в машиностроительном секторе, где 87 процентов предприятий в указанный период были единственными производителями своей продукции.

Экономика “осажденного лагеря” породила особый тип монополии. Основным видом монополии в советской экономике была не монополия на конечный продукт, а монополия на полуфабрикат или передел.

Таблица 12 -1. Распределение объема производства в

СССР по числу производителей в 1988 г.

Количество

Произведенная продукция в процентах по секторам

производите-

лей

Машино-

Строение

Металлур-

гия

Химическая

и лесная

промышленность

Строи-

тельство

Сфера

социального

обслуживания

1

87,0

27,9

46,7

30,0

44,9

2-3

7,8

28,4

27,6

28,9

20,7

4-6

2,7

20,7

13,1

12,2

12,9

7 и более

2,5

23,0

12,6

28,9

21,5

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Около 2000 предприятий были единственными производителями некоторых видов продуктов. По данным Госкомстата СССР в 1989 году из 340 групп промышленной продукции 209 производились на одном предприятии, а 109 - на предприятиях, контролировавших 90 и более процентов союзного рынка. Казалось бы, более неблагоприятную рыночную структуру трудно представить. Но это еще не все.

Сравнительный анализ монополизации российской экономики. Сопоставим количества крупных, средних и мелких предприятий в США и России. В США предприятия с числом занятых до 250 человек составляют примерно 98% от общего числа предприятий и на них занято 27% работающих. В России ситуация принципиально иная: 53% и 8,5%, соответственно.

Таблица 12-2. Распределение числа фирм по числу работников в

обрабатывающей промышленности в России и США, 1993 год.

Малые

(до 250)

Средние

(250-999)

Крупные

(1000-99990

Очень крупные

(свыше 10000)

РОССИЯ

Число фирм

% от общего числа

10374

46,1

7651

34,0

4292

19,1

188

0,8

США

Число фирм

% от общего числа

299666

97,6

5530

1,8

1657

0,5

267

0,1

По многим отраслям США и Россия имеют сходные коэффициенты концентрации, но количество малых фирм в США намного выше. В России в обычной отрасли остальной объём продукции производится на нескольких средних предприятиях, а в США - на бесчисленных мелких фирмах. Именно малые предприятия обеспечивают в США поиск оптимальных путей научно-технического прогресса и прирост новых рабочих мест. структура унаследована от СССР и меняется она пока не столь быстро. В России даже после первых десяти лет рыночной экономики ощущалась “острая недостаточность” малых предприятий.

Регионально-отраслевая сегментация рынка. В наследство от СССР России достался высокий уровень сегментации рынка. Исторически сложившаяся система торговли (тогда это называлось распределением) во главе с Госснабом и отраслевыми министерствами такова. За каждой торгово-снабженческой структурой закреплялись регион и набор предприятий. Поэтому на каждом территориально-отраслевом сегменте и сейчас ещё мало серьёзных конкурентов. Новым оптовым фирмам трудно стать вровень с осколками старых монополистов. Укрепление оптового звена есть один из реальных путей преодоления высокой монополизации российской экономики.

Высокий уровень сегментации рынка в каждом регионе дополняется наличием перевозчика - монополиста. Это железные дороги. Их доля в транспортировке грузов в России составляла в 1993 году 96% (в тонно-километрах без учёта трубопроводов), тогда как в США - 50%, а в Западной Европе - 30%. Конечно это объясняется и огромной территорией нашей страны, но не только. Низкое качество и нехватка дорог привели к тому, что более 17% объёма перевозок на железных дорогах приходится на маршруты протяжённостью 100 км.

Монополии в России. Российская экономика унаследовала и до некоторой степени сохранила многие черты советской экономики, включая и высокую концентрацию производства во многих секторах. Хотя монополизация в России значительна, но она ни чуть не выше, например, чем в Чехии или Венгрии. Реальная рыночная власть российского монополиста ограничена не столько потенциальными конкурентами и товарами - заменителями, сколько низкими доходами предприятий и граждан.

Пути демонополизации российской экономики. Чтобы изменить ситуацию, необходимо, конечно, увеличить число независимых предприятий, работающих на рынке. Добиться этого можно, работая в трёх направлениях:

  • Экономика должна быть открытой для иностранной конкуренции. Если это условие соблюдено, количество предприятий внутри России не имеет большого значения. Например, Фиат и Оливетти - крупнейшие в Италии компании по производству автомобилей и компьютеров, соответственно, но они не считаются монополиями. Эти компании испытывают на себе влияние международной конкуренции и не могут действовать как монополисты.

  • Там, где это экономически целесообразно, необходимо разделить чрезмерно крупные предприятия на ряд более мелких фирм. Хорошим примером являются авиационные компании. Советская авиакомпания Аэрофлот была крупнейшей в мире, но при этом работала очень неэффективно, а её услуги пользовались печальной известностью. После приватизации она была разделена на несколько компаний. Некоторые из них, такие как Трансаэро, отреагировали на давление конкурентов тем, что стали предлагать услуги международного уровня по разумным ценам.

  • Необходимо создать условия для образования большого количества новых предприятий. Работая на конкурентных рынках, эти предприятия смогут более полно удовлетворять спрос потребителей.

Монопольная прибыль. Монополист, как правило, получает экономическую прибыль или сверхприбыль, которую в экономической теории именуют монопольной прибылью, за счет сокращения производства и превышения монопольной цены над ценой при совершенной конкуренции, если бы она по каким-либо причинам возникла на рынке данного товара. Эта разница действительно может рассматриваться как монопольная прибыль, то есть как прибыль, полученная вследствие преимуществ фирмы-монополиста над конкурентной фирмой. Так как нормальная прибыль включена в издержки, то экономическая прибыль конкурентной фирмы в долгосрочном периоде равна нулю, в то время как сверхприбыль, то есть монопольная прибыль, положительна. Поэтому экономисты считают это одной из преград для рынка, эффективно распределяющего ресурсы, а монопольную прибыль рассматривают как потери общества от монополии.

Вместе с тем, современная наука смотрит на монополию достаточно спокойно. Одна из причин заключается в достаточно распространенном мнении, что монополия относительна и часто неизбежна. К тому же зачастую искусственное разрушение монополии нередко нерационально, поскольку обходится дороже, чем выигрыш от конкурентного рынка. Другая причина состоит в том, что монополии часто являются носителями научно-технического прогресса. Кроме того, во многих случаях сверхприбыль невелика и потому не столь уж велики общественные потери от монополии.

PМонопольная прибыль

MC AC

PM M1

ACM M2 О

PC

D - кривая спроса

MR

Q

QМ QС

Рис.12-1. Монопольная прибыль и сравнение равновесия на рынке совершенной конкуренции (PC, QС) и на монопольном рынке (PM, QM) при неизменности средних и предельных затрат.

Как сравнить монополию и совершенную конкуренцию? Ведь если на рынке властвует монополист, то трудно представить себе, чтобы завтра там была совершенная конкуренция. Тем не менее, именно это предполагает экономическая теория. То есть умозрительно предполагается, что мгновенно монополия распадается на множество предприятий, возникает совершенная конкуренция, а средние и предельные затраты остаются неизменными. В этом случае цена на монопольном рынке выше, а объем продаж меньше, чем на рынке совершенной конкуренции (см. рис. 12-1). Обратите внимание, что последнее предположение о неизменности АС и МС сомнительно, так как, как правило, на крупных предприятиях затраты ниже, чем на мелких.

Монопольная прибыль определяется разницей между TR и TC в точке равенства MR=MC. На рисунке монопольная прибыль равна площади прямоугольника M1,M2, Рм, АСм. Краткое пояснение к этому непростой модели состоит в следующем. Максимум прибыли для любой фирмы на любом рынке достигается в точке, где MR=MC. Значит наилучший выпуск монополиста составляет Qм. При этом средние затраты будут АСм, а цена достигнет Рм. По сравнению с нулевой прибылью конкурентной фирмы, получаемой в точке О, монополист имеет прирост в

Пм = (Рм - АСм)Qм. (12.1)

Это и есть монопольная прибыль (см. рис. 12-1).

studfiles.net

Естественная монополия

Вступление.

1. Причины естественной монополии.

2. Пути регулирования естественной монополии.

Выводы.

Список использованной литературы.

Вступление

Слово "монополия" является результатом сложения двух греческих слов: monoz ("один") и pwlew ("продаю") = и буквально означает "один продавец". Но в разговорной речи монополией часто называют исключительное право на что-либо.

Монополией называется ситуация в отрасли, при которой 1) в отрасли существует только одна фирма, 2) благо, которое она производит, не имеет близких заменителей, 3) отсутствует возможность появления в отрасли других фирм.

Такая фирма, не имеющая "соседей" по отрасли, является полным хозяином положения на рынке своего блага. Выпуск этой фирмы является выпуском всей отрасли, и предложение этой фирмы является предложением всей отрасли.

Таким образом, монополист (так называют фирму, не имеющую конкурентов) обладает уникальной возможностью выбирать, сколько будет производить ВСЯ отрасль.

Более того, единственная фирма на рынке может выбирать цену блага. Монополист не должен принимать решения в условиях заданной цены (в отличие от фирмы, действующей в условиях конкуренции). Для него задана рыночная кривая спроса на его продукцию, положение которой определяется не зависящими от него обстоятельствами (предпочтениями и доходами потребителей). Таким образом, монополист выбирает и цену своего продукта, и объем его предложения.

1. Причины естественной монополии

Существует несколько возможных причин появления монополии (отрасли с единственной фирмой), в зависимости от которых монополии делят условно на естественные и искусственные.

Естественной монополией называется ситуация, когда одна большая фирма в отрасли будет производить благо с более низкими средними затратами, чем несколько небольших фирм.

Причиной такого положения может быть экономия от масштаба производства (чем больше выпуск продукта, тем ниже средние затраты на его производство). Большая фирма может обеспечивать гораздо меньшие средние затраты, чем фирма маленькая. Следовательно, цена на ее продукт может быть ниже, чем у маленькой фирмы.

Эта экономия от масштаба может объясняться особенностями технологических условий производства.

Одним из лучших примеров такой естественной монополии является транспорт. Некоторые из видов транспорта требуют существования определенных "линий" (совокупности рельсов, проводов, туннелей или еще чего-либо), по которым движутся вагоны с пассажирами или грузом. Например, метро, трамваи или троллейбусы. Для этих отраслей существование двух фирм, конкурирующих за одних и тех же потребителей, оказывается весьма неэффективно. Представьте себе, что в городе два троллейбусных парка конкурируют на одном и том же маршруте! Или одни и те же маршруты обслуживают сразу три метрополитена с переплетающимися тоннелями!

Сама возможность существования такой "дорогой" фирмы, как метрополитен, объясняется большим потоком пассажиров, каждый из которых платит невысокую плату, но при большом количестве пассажиров этой платы хватает на покрытие затрат. Что будет, если появятся два метрополитена и этот поток пассажиров разделится на две части? Для покрытия расходов "своего" метрополитена каждый пассажир должен будет платить почти в два раза больше.

То же самое можно сказать и про городские коммунальные службы (водопровод, канализацию, электричество, телефон, радио и=т.=д.)== экономия от масштаба производства делает выгодным существование всех этих систем в единственном экземпляре.

Но естественная монополия может быть вызвана не только техническими условиями, но и относительно небольшим объемом рыночного спроса. Представьте себе лодочника на переправе между двумя небольшими населенными пунктами, который перевозит десяток пассажиров в день, причем полученных денег едва хватает на покрытие его затрат. Зачем на этой переправе два лодочника? Или производство атомных ледоколов: если их нужно производить всего 2 или 3 в год, сколько фирм может быть в этой отрасли?

Так как причины, обусловливающую подобную монополию, не зависят от действия людей, такая монополия и называется естественной. Но монополия может возникать и исключительно благодаря усилиям отдельных действующих лиц хозяйства.

Фирма, средние затраты длительного периода которой снижаются на всем диапазоне спроса вследствие возрастающей отдачи от масштаба, является естественной монополией. Таким образом, одна фирма может удовлетворить весь рыночный спрос на товар с меньшими средними затратами, чем те, которые были бы возможны, если бы две или несколько конкурирующих фирм пос

e-works.com.ua