ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ. Предупреждение преступлений в отношении несовершеннолетних


Проблемы профилактики преступлений в отношении несовершеннолетних, жестокого обращения с детьми.

Защита прав и достоинства ребенка в семье

Защита прав и достоинства ребенка в семье Защита прав и достоинства ребенка в семье Поскольку ребенок воспитывается в семье, сразу вопрос: «Что такое семья?». «Семья группа живущих вместе родственников; объединение людей, сплоченных общими интересами.

Подробнее

Содержание положения о службе.

Содержание положения о службе. 4) Оказать помощь кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. 5) Содействовать развитию информационно-просветительской

Подробнее

Учебно-тематический план

Учебно-тематический план УТВЕРЖДАЮ Директор ГБУ «ЦССУ г. Бугульмы» Тульникова Г. А. 2015 г. п/п Программа Подготовки, лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей Учебно-тематический

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Программа семинара-практикума по теме: «Организация работы с семьей по формированию культуры здоровья и профилактике аддиктивного поведения среди несовершеннолетних общеобразовательных организаций» Пояснительная

Подробнее

Жестокое обращение с детьми

Жестокое обращение с детьми Жестокое обращение с детьми Во всем мире каждый четвертый взрослый в детстве подвергался физическому насилию Ответные действия сектора здравоохранения Что такое жестокое обращение с детьми? Речь идет о

Подробнее

Виды жестокого обращения с детьми

Виды жестокого обращения с детьми Консультация для родителей «ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ» Воспитание ребѐнка - главная задача родителей. Все хотят, чтобы их дети выросли умными, добрыми и хорошими людьми, но не все готовы дать соответствующее

Подробнее

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПМПк

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПМПк 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Психолого-медико-педагогический консилиум (далее ПМПк) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Пушкинский детский сад общеразвивающего вида» Омского муниципального

Подробнее

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН Зарегистрировано Министерством юстиции Республики Таджикистан 28 марта 2013 года 211 ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН О предупреждении насилия в семье от 19 марта 2013 года 954 Настоящий Закон регулирует общественные

Подробнее

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА 627 ИМЕНИ ГЕНЕРАЛА Д.Д. ЛЕЛЮШЕНКО» (ГБОУ ШКОЛА 627) 115054 г. Москва, ул. Дубининская,

Подробнее

ПРОГРАММА ШКОЛЫ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ

ПРОГРАММА ШКОЛЫ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ Государственное казенное стационарное учреждение социального обслуживания Свердловской области «ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ-ИНТЕРНАТ ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ» Утверждаю: Директор ЕДДИ Н..Г.Печеник

Подробнее

На 2015/2016 учебный год

На 2015/2016 учебный год На 2015/2016 учебный год органов исполнительной власти, внутренних дел, социальной защиты населения. 1.4.Совет профилактики создан в школе для работы по предупреждению негативных проявлений среди несовершеннолетних,

Подробнее

ПОЛОЖЕНИЕ. о социальной службе школы

ПОЛОЖЕНИЕ. о социальной службе школы 1. Общие положения ПОЛОЖЕНИЕ о социальной службе школы 1.1. Социальная служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как администрации, педагогических работников, обучающихся и

Подробнее

педагога психолога Шабаловой Т.А.

педагога психолога Шабаловой Т.А. Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад комбинированного вида 145» Отчёт о проделанной работе педагога психолога Шабаловой Т.А. 2013-2014г. Цель деятельности педагога-психолога

Подробнее

П Р И К А З _26 января Воронеж

П Р И К А З _26 января Воронеж Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области П Р И К А З _26 января 2012 33 Воронеж Об утверждении порядка организации постинтернатного сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся

Подробнее

Положение о классном руководстве

Положение о классном руководстве 1 Положение о классном руководстве 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29.12.12 года, Уставом

Подробнее

ЧТО ТАКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ?

ЧТО ТАКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ? Служба сопровождения ЧТО ТАКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ? Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Сопровождение

Подробнее

docplayer.ru

Вопросы профилактики преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних (Куликова О.Н.)

Все статьи > Вопросы профилактики преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних (Куликова О.Н.)

Вопросы профилактики преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних (Куликова О.Н.)

В ст. 38 Конституции Российской Федерации <1> закреплена обязанность государства по защите семьи, материнства и детства. Сохранение и поддержка института семьи, предотвращение попадания семьи в трудную жизненную ситуацию - эти тезисы провозглашены в качестве основных целей современной государственной политики России. Защита прав ребенка является одной из наиболее важных задач современного государства. Право жить и воспитываться в семье - неотъемлемое право каждого ребенка. Оно в полной мере признается российским законодательством и поддерживается на основе общепринятых норм и принципов международного права. Как справедливо указывает А.В. Борбат, "отсутствие собственной семьи у зрелого человека или наличие семьи, ведущей социально неодобряемый образ жизни, облегчает его становление на путь совершения преступлений, в том числе насильственной направленности" <2>.--------------------------------<1> Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 21.07.2014 опубликован на интернет-портале правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.<2> Борбат А.В. Неисполнение обязанности по воспитанию детей как элемент антиобщественного образа жизни // Российский следователь. 2014. N 22. С. 37.

Исходя из принципов прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции Российской Федерации, право и обязанность по защите интересов детей возложено на их родителей, законных представителей. Зачастую же защищать ребенка приходится от самих родителей, которые нарушают его права или не исполняют надлежащим образом возложенные на них обязанности. Указом Президента Российской Федерации N 761 от 1 июля 2012 г. утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей до 2017 г., которой и определены задачи и механизмы действия государственной политики в сфере защиты прав и законных интересов детей.Выступая на ежегодном заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, А.И. Бастрыкин в своем докладе обратил пристальное внимание на ситуацию, связанную с насилием в отношении детей, пояснив, что она остается очень серьезной. Приведенный статистический анализ показал, что в 2013 г. следственными органами Следственного комитета Российской Федерации расследовано свыше 17 тыс. (17 014) преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних. Из них 593 убийства, более полутора тысяч изнасилований (1645), почти четыре с половиной тысячи фактов насильственных действий сексуального характера (4396). А за 9 месяцев текущего года расследовано 12 тыс. преступлений в отношении детей (12 154), в том числе 378 убийств, 990 изнасилований, свыше 3 тыс. фактов других сексуальных преступлений (3358). От преступных посягательств погибло 1366 несовершеннолетних. Каждому факту насилия в отношении детей Следственный комитет Российской Федерации дает принципиальную оценку, немедленно проводятся проверки в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, и восстанавливается справедливость <3>.--------------------------------<3> Официальный сайт Следственного комитета Российской Федерации. URL: http://www.sledcom.ru.

Практика расследования преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних, со всей определенностью выявила проблемы во взаимодействии органов следствия с иными государственными органами, общественными и иными организациями по вопросам профилактики совершения преступлений, в непосредственной работе с несовершеннолетними и их родителями, а также последующей реабилитации жертв преступлений.При этом очевидно, что одним из условий эффективного противодействия преступлениям, совершаемым в отношении несовершеннолетних, а также оказания им своевременной и квалифицированной помощи, в том числе реабилитации таких детей, является организация единой системы накопления информации о фактах насилия над детьми и нахождения ребенка в трудной жизненной ситуации. Например, как указывает Ю.Р. Орлова, в 23% семей дети воспитываются без одного родителя, 70% отцов полностью или частично уклоняются от уплаты алиментов, 79% детей имеют проблемы со здоровьем по итогам диспансеризации, в 5 раз смертность подростков в России превышает аналогичные показатели большинства стран Европы, на 160% за последние 10 лет (в период с 2003 по 2012 г.) выросло число детей в возрасте до 14 лет, состоящих на учете в связи с алкоголизмом, 4-е место занимает Россия по распространению табакокурения среди подростков и 3-е место в мире по уровню подросткового суицида <4>. Указанная информация, как мы говорили ранее, должна накапливаться, анализироваться и предоставляться для ее использования правоохранительным и иным заинтересованным органам и лицам.--------------------------------<4> Орлова Ю.Р. Некоторые особенности латентной преступности несовершеннолетних и проблемы ее выявления в условиях трансформации российского общества // Российский следователь. 2014. N 8. С. 37.

В целях решения выявленных проблем Следственным комитетом Российской Федерации приняты меры и распространяется положительный опыт по созданию служб межведомственного взаимодействия по вопросу реабилитации и сопровождения несовершеннолетних <5>. Психологи службы участвуют в следственных действиях и проверочных мероприятиях с несовершеннолетними, дают заключения о состоянии несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения, которое в дальнейшем может быть использовано, в том числе при выборе тактики работы с несовершеннолетним. При необходимости специалисты решают вопрос о помещении детей в социальные приюты, оказывают пострадавшим несовершеннолетним и их семьям психологическую помощь на постоянной основе, не ограничиваясь стадией предварительного расследования. Распространяя данный положительный опыт по созданию специализированных служб, необходимо обращать внимание на соблюдение законодательства Российской Федерации о персональных данных, об оказании психиатрической и иной медицинской помощи, а также о порядке разглашения данных о частной жизни участников уголовного судопроизводства и других лиц.--------------------------------<5> См.: информационное письмо Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу. 2012.

Однако следует заметить, что вопросы взаимодействия и профилактики на протяжении долгих лет остаются актуальными. Так, 14 апреля 1995 г. А.Я. Сухарев, выступая на заседании ученого совета Научно-исследовательского института проблем укрепления законности и правопорядка по вопросам борьбы с преступностью, в своем докладе отметил, что "сегодня особую актуальность приобретает восстановление координационно-управленческих функций государства для обуздания преступности. Речь идет о взаимодействии специальных органов правоохраны, контрольных и других учреждений государства и общества, которые отражали бы возможности новых властных, юридических, социально-экономических и общественных структур в противодействии преступности". При этом акцентируя внимание коллег на том, что, по его мнению, особенно важно, и мы согласны с этим: "Ни одно, даже самое развитое и богатое государство, которое субсидировало крупные вложения в программы борьбы с преступностью лишь на базе оснащения судебных, полицейских органов, не имело бы успеха без поддержки населения" <6>.--------------------------------<6> Криминализация общества. Пути противодействия. Научная информация по вопросам борьбы с преступностью / Под ред. А.Я. Сухарева. М., 1995. N 155. С. 56.

Как мы видим, вопрос профилактики преступлений остается острым и связан он отчасти с несвоевременным принятием мер по выявлению, устранению обстоятельств, способствующих совершению преступлений в отношении несовершеннолетних, в порядке, установленном ч. 2 ст. 158 УПК РФ. Указанные полномочия не всегда реализуются следователями в полном объеме: представления вносятся не по всем делам указанной категории и зачастую носят формальный характер, по результатам их рассмотрения достаточные меры, направленные на устранение причин и условий, способствовавших совершению преступлений, не принимаются, должностные лица к ответственности не привлекаются.Так, в ходе расследования истязания несовершеннолетней М. приемной матерью Г. установлено, что до создания приемной семьи Г. ранее дважды привлекалась к уголовной ответственности за совершение умышленных преступлений (по ст. 119 и ст. 161 УК РФ). В связи с чем следователем в соответствии с ч. 2 ст. 158 УПК РФ в органы опеки и попечительства внесено представление, на которое получен формальный ответ, и должных мер реагирования со стороны органов опеки и попечительства принято не было. По результатам выявленных нарушений в отношении должностных лиц органов опеки и попечительства возбуждено уголовное дело по факту халатности (ч. 1 ст. 293 УК РФ). И, к сожалению, это не единственный пример, который наряду с другими требует немедленного реагирования и, безусловно, исправления.Данные проблемы и пути их решений нашли свое отражение в указании Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. N 1/211 "О мерах по предупреждению преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних".Так, согласно данным Следственного комитета Российской Федерации, за период с 2011 г. по 1-й квартал 2013 г. представления были внесены по 66% расследованных уголовных дел анализируемой категории, по результатам их рассмотрения только по 23% приняты решения о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности, по оставшимся 43% в действиях должностных лиц обстоятельств, способствовавших совершению преступления, установлено не было.Данная ситуация требует изменения. Мы считаем, что внесение следственными органами по уголовным делам в правоохранительные органы, учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, образовательные и иные учреждения представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению преступлений, является необходимостью, закрепленной в уголовно-процессуальном законодательстве и обязательным условием полного и объективного расследования уголовного дела. Также помимо внесения представлений, на наш взгляд, необходимо изменить процесс их рассмотрения, а именно привлекать должностных лиц органов, которыми было внесено представление, а также должностных лиц органов прокуратуры и иных субъектов, обязанных защищать интересы несовершеннолетних.По результатам обобщения следственной практики серьезную обеспокоенность вызывают факты беззакония, допускаемые родителями в отношении своих детей, а также бездействие органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, которые допускают нахождение детей в условиях, представляющих опасность их жизни и здоровью. Мы считаем: чтобы избежать подобных фактов, необходимо повысить эффективность надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и усилить его профилактическую направленность. При этом органам и учреждениям системы профилактики необходимо сосредоточить свое внимание в том числе и на своевременности оказания помощи детям, находящимся в социально опасном положении.На наш взгляд, участие следователей, прокуроров, иных заинтересованных должностных лиц в рассмотрении представлений о принятии мер по устранению нарушений сможет повлиять на полноту и качество рассмотренных представлений, что, несомненно, усилит профилактическую направленность, позволит в дальнейшем избежать упущений в организации работы правоохранительных органов по выявлению, пресечению, расследованию и раскрытию преступлений указанной категории, а также повысит уровень ведомственного контроля за лицами, совершившими нарушения, в адрес которых направлялось представление.Как справедливо заметил Д.С. Васильков, в новых условиях деятельности правоохранительных органов, с учетом имеющейся нормативной правовой базы на федеральном и областном уровнях, мы вправе ожидать и требовать от органов государственной власти поиска и применения новых форм профилактики преступности, эффективной реализации законов по профилактике правонарушений и преступлений <7>.--------------------------------<7> Васильков Д.С. Законодательные основы профилактики правонарушений // Законность. 2013. N 5. С. 37 - 40.

Все это говорит о том, что нам необходимо исключить формальный подход к данной работе и в ходе расследования рассматриваемых преступлений указанной категории, при выявлении нарушений, допущенных должностными лицами различных учреждений, в обязанности которых входит контроль за несовершеннолетними, в том числе в условиях семьи, необходимо давать принципиальную оценку действиям должностных лиц. Организовывать процессуальные проверки, а при наличии повода и оснований возбуждать уголовные дела и проводить расследование, поскольку профилактическая работа по преступлениям, совершенным в отношении несовершеннолетних, является одним из важных элементов следственной работы по защите законных прав и интересов детей и, бесспорно, одной из основных и приоритетных задач Следственного комитета Российской Федерации.

Литература

1. Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 21.07.2014, опубликован на интернет-портале правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.2. Борбат А.В. Неисполнение обязанности по воспитанию детей как элемент антиобщественного образа жизни // Российский следователь. 2014. N 22. С. 37.3. Официальный сайт Следственного комитета Российской Федерации. URL: http://www.sledcom.ru.4. Орлова Ю.Р. Некоторые особенности латентной преступности несовершеннолетних и проблемы ее выявления в условиях трансформации российского общества // Российский следователь. 2014. N 8. С. 37.5. Информационное письмо Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу. 2012.6. Криминализация общества. Пути противодействия. Научная информация по вопросам борьбы с преступностью / Под ред. А.Я. Сухарева. М., 1995. N 155. С. 56.7. Васильков Д.С. Законодательные основы профилактики правонарушений // Законность. 2013. N 5. С. 37 - 40.

xn----7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai

40 Предупреждение преступлений несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних

В связи с негативными тенденциями преступности несовершеннолетних в настоящее время разработан и реализуется комплекс дополнительных мер, направленных на:

- существенное улучшение здоровья детей и подростков, их физического, умственного, психического состояния;

- законодательное и иное нормативное выделение деятельности семьи, общества и государства по воспитанию подрастающего поколения в качестве особой сферы, требующей наибольших преимуществ и привилегий в сравнении с иными сферами производственной и социальной , инфраструктуры общества, на первоочередное и всемерное укрепление родительской семьи как наиболее важного и совершенного социального института;

- полную и своевременную компенсацию детям и подросткам через государственные и общественные институты социализации потерь, вызванных утратой родительской семьи или ее неблагополучием;

- преодоление безответственности за судьбы несовершеннолетних, искалеченных лицами, осуществляющими их воспитание;

- создание условий для сохранения, постоянного развития и полной реализации природных потребностей человека к творчеству, труду.

Предпринимаются меры и по существенному изменению работы с несовершеннолетними преступниками в условиях воспитательно-трудовых колоний, где они отбывают наказание.

Эффективные уголовно – правовые меры, применяемые к виновным лицам, посягающим на права и интересы подростков, могут реально способствовать предупреждению совершению преступлений и в то же время обеспечивать их исправление.

Также необходимо повышать воспитательное воздействие судебных процессов по делам о преступлениях против несовершеннолетних, уделяя особое внимание их профилактическому воздействию. Вместе с тем, нарушение прав подростков, прежде всего жестокое обращение с ними со стороны родителей, является основной причиной неполноценного воспитания несовершеннолетних, ведущей к росту преступности, например таких, как неисполнение обязанностей по воспитанию ребенка. В этом случае особенное значение имеет более полная защита прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях. Добиться этого можно только существенно повысив эффективность деятельности органов опеки и попечительства, которым необходимо дать реальные права для вмешательства в жизнь семьи в интересах детей.

41 Терроризм

Масштабы, направленность, тяжесть последствий терроризма обусловливают его высочайшую общественную опасность.

Данное обстоятельство предопределяет большую значимость глубокого криминологического анализа терроризма, разработки научно обоснованных предложений по совершенствованию борьбы с ним, его предупреждения.

Терроризм — это преступная деятельность, выражающаяся в устрашении населения и органов власти с целью достижения преступных намерений.

Одной из криминологических характеристик терроризма является его глобализация, выход на международную арену целого ряда транснациональных террористических организаций

В основе любых применяемых террористами средств лежит устрашение людей, общества в целом. Такое устрашение достигается в первую очередь использованием насилия, осуществляемого различными способами. Применяемые в настоящее время террористами средства насилия характеризуются увеличением посягательств на жизнь и здоровье людей при некотором сокращении доли посягательств на материальные объекты. Одновременно можно отметить усиление жестокости террористов, использование ими общеопасных средств, включая средства массового поражения. Весьма значительным средством достижения террористами своих целей в настоящее время является использование ими средств массовой информации в качестве своеобразного оружия массового поражения, нагнетание тем самым страха в обществе, пропаганда террористической деятельности.

К криминологическим особенностям терроризма относится и широкий спектр мотивов участников террористических действий. Широкое распространение в мотивации приобретают корысть, месть, экономическая и политическая конкуренция, самоутверждение и пр.

Немаловажное значение для криминологической характеристики терроризма и его предупреждения имеет сложный механизм совершения конкретных террористических действий. Их начальный этап предполагает особую организацию, привлечение значительных сил и средств, информационное, тактическое и ресурсное обеспечение. При этом важным условием успеха террористов служит эффект неожиданности их действий

Криминологическая характеристика терроризма немыслима без уяснения особенностей личности террориста. Как свидетельствуют результаты исследования, террористами становятся, как правило, мужчины молодого (до 30 лет) либо зрелого (от 30 до 50 лет) возраста, недостаточно образованные (лишь 54,3% из них имели среднее образование), зачастую (около 70%) не имеющие постоянного источника доходов. Достаточно высока среди них доля бывших спортсменов, а также в прошлом военнослужащих — участников боевых действий при ликвидации межнациональных и иных конфликтов. Личности террориста присущи черты насильственного преступника с эгоистически превалированием собственного значения, с пренебрежением к иным людям, их правам и законным интересам. В последние годы цивилизованное общество все чаще сталкивается с террористами-смертниками, которые готовятся в специальных лагерях, где подвергаются глубокой психологической обработке

Причины — противоречиями, существующими в различных сферах жизни общества.

  1. Политические противоречия:

  2. Противоречиями экономического характера

  3. К противоречиям в сфере социальных отношений, духовной

Выявление основных причин терроризма, их устранение, снижение их негативного влияния на общество лежит в основе общего предупреждения террористической деятельности. В целом такое предупреждение, требующее колоссальных материальных, людских, временных ресурсов, включает меры по стабилизации всех сторон жизни общества, противодействию в нем конфликтности, привитию гражданам положительных ценностных ориентаций, созданию для них жизненной перспективы.

Значительно легче реализовать меры специально-криминологического предупреждения терроризма, направленные в основном на устранение условий, способствующих этой преступной деятельности:

  1. постоянную антитеррористическую пропаганду;

  2. противодействие процессам, создающим почву для совершения террористических действий

  3. поддержание в постоянной готовности ведомственных систем противодействия терроризму

  4. психологическую и виктимологическую подготовку населения и его инструктаж о поведении в условиях совершения террористических действий

  5. подготовку и проведение контртеррористических операций.

studfiles.net

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

 

В 2010 году сохранилась тенденция к снижению подростковой преступности, улучшению ситуации в сфере выявления, предупреждения и раскрытия преступлений, совершенных несовершеннолетними.

По данным МВД России, анализ статистических данных за последние три года, характеризующих состояние оперативной обстановки по выявлению, предупреждению и раскрытию преступлений, совершенных несовершеннолетними, свидетельствует об улучшении криминальной ситуации в подростковой среде. В 2008 году было совершено 116 тыс. преступлений (-16,5%), в 2009 году – 94,7 тыс. преступлений (-18,4%), в 2010 году – 78,5 тыс. преступлений (-17,1%).

Удельный вес преступлений данной категории в общей структуре преступности имеет устойчивую тенденцию к снижению (2008 год – 6,8%, 2009 год – 5,7%, 2010 год – 5,5%).

Рост подростковой преступности по итогам 2010 года наблюдался на территории 5 субъектов Российской Федерации: республиках Карелия (+3,5%), Адыгея (+36,3%) и Тыва (+2,6%), Камчатском крае (+5,2%), Чукотском (+4,4%) автономном округе. Высокий удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, зарегистрирован в Забайкальском (9,8%) и Хабаровском (9,2%) краях, Ярославской (9,0%) и Амурской (9,2%) областях.

Структура преступности несовершеннолетних достаточно стабильна. В основном подростки совершают преступления против собственности (более 80%), против жизни и здоровья (9,1%), а также связанные с незаконным оборотом наркотических средств (менее 4%). Особенностью совершаемых лицами в возрасте от 14 до 18 лет насильственных преступлений нередко является бессмысленная жестокость. Появляются виды преступлений, ранее подросткам несвойственные, возрастает дерзость содеянного.

В то же время прослеживается устойчивая тенденция к снижению числа несовершеннолетних участников преступлений.

В 2010 году их число снизилось по сравнению с 2009 годом на 14,9%, по сравнению с 2008 годом - на 20,8%.

Всего в отчетном году участниками преступлений стали 72,7 тыс. несовершеннолетних (2008 год – 107,9 тыс.чел., 2009 год – 85,5 тыс. чел.).

Рост данного показателя по итогам 2010 года отмечался в 6 регионах: Чеченской Республике (+2%), Республике Адыгея (+34,8%), Республике Тыва (+3,3%), Камчатском крае (+16,3%), Ярославской области (+0,7%), Ненецком автономном округе (+6,3%).

Принятые меры по профилактике групповой преступности несовершеннолетних принесли положительные результаты.

В 2010 году число несовершеннолетних, совершивших преступления в составе группы лиц по предварительному сговору, составило 27,1 тыс. чел. и по сравнению с 2009 годом сократилось на 27,6%, по сравнению с 2008 годом - на 23,8 %.

Актуальной остается проблема преступности несовершеннолетних, имеющих опыт совершения преступных деяний. В целом по России число подростков, ранее совершавших преступления и вновь привлеченных к уголовной ответственности, в 2010 году сократилось в сравнении с 2009 годом на 11,9% (с 15795 чел. до 13913 чел.). Однако в 22 субъектах Российской Федерации зарегистрирован рост данного показателя. Несмотря на сокращение количества преступлений совершенных в отношении несовершеннолетних, данная проблема сохраняет свою актуальность.

В 2010 году в отношении детей совершено 97,1 тыс. преступлений, что на 8,2% меньше, чем в 2009 году (2009 год – 105,8 тыс. преступлений, 2008 год – 113,6 тыс. преступлений).

9,8% преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних, составляют преступления сексуального характера.

Органами внутренних дел ежегодно проводится профилактическая работа в отношении 250 тыс. родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих обязанностей по воспитанию детей. В 2010 году выявлено 90,4 тыс. таких родителей.

По состоянию на 1 января 2011 года на учете в подразделениях органов внутренних дел состоит 250,4 тыс. несовершеннолетних и свыше 159 тыс. родителей или иных законных представителей, не надлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию и содержанию детей.

Более 20 тыс. зарегистрированных преступлений насильственного характера в отношении несовершеннолетних совершено в квартирах и частных домах, порядка 4 тыс. преступлений совершены в отношении сыновей и дочерей.

Актуальным остается жестокое обращение с детьми, характеризующееся высокой латентностью. Нередко факты жестокого обращения с детьми скрываются родителями. Пострадавшие дети иногда не осознают всю неправомерность происходящего с ними, а, осознавая, не знают, куда обратиться за помощью.

Практически не снижается число детей, ушедших из дома и социозащитных учреждений. В 2010 году оно превысило 50 тысяч. По состоянию на 1 января 2011 года в розыске находились 2650 несовершеннолетних.

Сотрудниками органов внутренних дел проводится целенаправленная работа по выявлению неблагополучных семей, своевременному изъятию детей из асоциальной среды. В 2010 году только по материалам, подготовленным с участием органов внутренних дел, 25,7 тыс. родителей лишены родительских прав.

К административной ответственности привлечены почти 613,1 тыс. лиц данной категории, в том числе 452,6 тыс. лиц - за неисполнение обязанностей по воспитанию детей (статья 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), 3 тыс. лиц – за вовлечение их в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ (часть 3 статьи 6.10).

В 2010 году проводилась работа по совершенствованию законодательства, направленного на защиту прав и законных интересов детей. В частности, приняты федеральные законы от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», которым введены дополнительные меры по защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, в том числе при обороте информационной продукции; от 23 декабря 2010 г. № 387-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 221 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в соответствии с которым лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающие или подвергавшиеся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности, не допускаются к трудовой деятельности и государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних.

С учетом изложенного, главными задачами по обеспечению безопасности детей на 2011 год для МВД России определены:

реализация комплекса мер по совершенствованию государственной системы профилактики правонарушений, ее законодательной базы, ранней профилактики семейного неблагополучия, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, алкоголизма и наркомании, в том числе среди подростков;

расширение практики использования ресурса региональных комиссий по профилактике правонарушений и по делам несовершеннолетних и защите их прав в решении проблем предупреждения правонарушений, требующих комплексного подхода, в том числе усиления контроля за исправлением лиц, освобожденных из мест лишения свободы, снижения негативного влияния на образ жизни детей со стороны взрослых, обеспечения мероприятий по ресоциализации лиц, отбывших уголовное наказание;

реализация мероприятий по совершенствованию деятельности органов внутренних дел, задействованных в обеспечении правопорядка на улицах и в других общественных местах, повышение оперативности реагирования на сообщения о правонарушениях;

более оперативное внедрение в повседневную деятельность технических средств объективного контроля, создание ведомственных сегментов аппаратно-программных комплексов «Безопасный город»;

повышение эффективности участия граждан в обеспечении правопорядка, создание и совершенствование организационно-правовых основ функционирования общественных объединений правоохранительной направленности.

cyberpedia.su

ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ. Г. А. Гадаборшев

Транскрипт

1 Вестник ВГУ. Серия: Право УДК ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Г. А. Гадаборшев Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Республике Ингушетия Поступила в редакцию 30 ноября 2013 г. Аннотация: отражена профилактическая значимость и работа следственного управления, направленная на предупреждение преступлений в отношении несовершеннолетних, устранение причин и условий их порождающих и продуцирующих. Ключевые слова: площадка для профилактики преступления, субъекты профилактики, взаимодействие, консультативный совет, индивидуальное предупреждение, планирование профилактической деятельности, уполномоченный по правам ребенка в Республике Ингушетия, Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. Abstract: reflected the importance of prevention and the work of the Investigative Department aimed at preventing crimes against minors, eliminating the causes and conditions that give rise to producing it. Key words: playground for the prevention of crime, prevention actors, interaction, Advisory Board, individual prevention, planning prevention activities, authorized by the Child Rights in the Republic of Ingushetia, Commission on Juvenile Justice and protection of their rights Государству принадлежит важнейшая роль в осуществлении борьбы с преступлениями, совершаемыми в отношении несовершеннолетних, поскольку только в руках государства находятся средства, институты принуждения, и только оно определяет направления борьбы с преступностью. Вместе с тем усилия государства могут иметь успех только во взаимодействии всех институтов гражданского общества. Без всякого сомнения, правоохранительная система может быть эффективной только при условии эффективности каждого ее органа, работа каждого органа может быть эффективной лишь при условии эффективности системы в целом 1. Одним из инструментов, воздействующих на преступность в отношении несовершеннолетних, безусловно, является ее ранняя профилактика. Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Республике Ингушетия (далее следственное управление неспублики) занимает заметное место среди субъектов профилактической деятельности в процессе борьбы с преступлениями в отношении несовер- 1 Cм.: Евланова О. А. Некоторые вопросы взаимодействия частных и детективных предприятий и государственной правоохранительной системы в борьбе с преступностью // Стратегия борьбы с преступностью в современных условиях. М., С. 68. Гадаборшев Г. А., 2014

2 Уголовное право. Уголовный процесс. Криминалистика шеннолетних. Стратегическим направлением следственного управления, как предусмотрено организационно-распорядительными документами Председателя Следственного комитета Российской Федерации, является предупреждение преступлений в отношении несовершеннолетних, устранение или нейтрализация причин и условий, порождающих и продуцирующих их, а также создание условий, исключающих возникновение у неопределенного социального круга лиц противозаконных возможностей. Действенным инструментом для достижения этих целей является постоянное взаимодействие следственного управления Республики с иными субъектами профилактики, которое позволяет решать задачи и осуществлять функции, побуждающие виновных лиц к правомерному поведению. Такая профилактическая работа следственного управления Республики дала положительные результаты. Проведенные криминологические исследования весьма обоснованно показали: 78,5 % респондентов считают, что взаимодействие следственных органов с органами опеки и попечительства, образовательными организациями и социальными учреждениями приносит пользу и может быть эффективным только при условии их согласованности, а также построения отношений на основе объединения информационных и правовых ресурсов. Здесь уместно отразить распоряжение Следственного комитета РФ от 5 сентября 2011 г. 405/301р «О мерах по повышению эффективности работы по рассмотрению сообщений о преступлениях и расследованию уголовных дел о преступлениях, совершенных в отношении несовершеннолетних» и ряд организационно-распорядительных документов 2, которые дополнительно ориентируют органы следствия на согласованность совместных действий в противодействии преступности в отношении несовершеннолетних. Во исполнение требований, изложенных в этих документах, для реализации прав несовершеннолетних от преступных посягательств, в целях принятия эффективных упреждающих мер следственным управлением Республи- Г. А. Гадаборшев. Профилактика преступлений... 2 Об организации предварительного расследования в Следственном комитете Российской Федерации : приказ Следственного комитета РФ от 15 января 2011 г. 2 ; О дополнительных мерах по реагированию на сообщения о чрезвычайных происшествиях, жертвами которых стали дети : указание Следственного комитета РФ от 20 марта 2012 г ; О порядке взаимодействия следственных органов Следственного комитета Российской Федерации с подразделениями МВД России, государственными органами и другими организациями, средствами массовой информации при выявлении и расследовании преступлений, связанных с безвестным исчезновением несовершеннолетних (малолетних) граждан : решение коллегии Следственного комитета РФ от 29 ноября 2012 г. 11 ; О противодействии преступлениям, совершенным в отношении несовершеннолетних на территории Северо-Кавказского и Южного федеральных округов : решение коллегии Следственного комитета РФ от 23 мая 2013 г., а также О дополнительных мерах по повышению эффективности расследования уголовных дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, а также в отношении несовершеннолетних : указание руководителя следственного управления Республики Ингушетия 20/216 и О порядке рассмотрения сообщений о безвестном исчезновении несовершеннолетних : приказ руководителя следственного управления Республики Ингушетия 19/

3 Вестник ВГУ. Серия: Право ки осуществлена следующая работа, которая, безусловно, дала свои положительные результаты. Так, за девять месяцев 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. возросло на 25 % число оконченных производством уголовных дел о преступлениях, совершенных в отношении несовершеннолетних. Следственным управлением Республики в текущем году образован консультативный совет по вопросам оказания помощи детям-сиротам и детям, оказавшимся без попечения родителей. В состав консультативного совета включены Уполномоченный по правам ребенка при Главе Республики, представители общественности, МВД, профильных министерств и ведомств, председателем которого стал руководитель следственного управления. Уже проведено несколько заседаний консультативного совета, на которых обсуждены предложения, направленные на обеспечение успешной социальной адаптации детей-сирот и детей, оказавшихся без попечения родителей. Обсуждены также итоги работы министерства труда, занятости и социального развития Республики по организации и проведению летнего отдыха названной категории лиц. В ходе их обсуждения принят ряд решений, в том числе по организации выездов в летние лагеря отдыха для детей, проверке условий их содержания и проживания, о направлении обращения Председателю Правительства Республики об активизации выплат указанным лицам денежных сумм на приобретение жилья. Следует отметить, что в рамках данной работы проводится обсуждение выявленных в ходе расследования уголовных дел и проведения проверок по сообщениям о преступлениях в отношении детей-сирот и детей, оказавшихся без попечения родителей как детерминантов их насилия, так и причин их социальной дезадаптации. В рамках работы консультативного совета с Троицким домом-интернатом для умственно отсталых детей заключено соглашение о сотрудничестве в сфере социальной поддержки. Согласно данному соглашению следственное управление взяло шефство над воспитанниками детского дома, которым на постоянной основе силами сотрудников управления оказывается материальная помощь. Как следует из отчета руководителя Троицкого детского домаинтерната, благотворительная помощь направлена для приобретения одежды, спортивного инвентаря и иных необходимых для воспитанников указанного дома-интерната предметов быта и досуга. В качестве площадки для профилактики преступлений в отношении несовершеннолетних следственным управлением Республики активно действует координационное совещание по обеспечению правопорядка при Главе Республики. Перед постоянно действующим координационным совещанием при Главе Республики следственным управлением инициировано обсуждение вопроса, связанного с повышением эффективности межведомственного взаимодействия в области защиты прав несовершеннолетних с другими органами государственной власти и созданием регионального мониторингового центра помощи пропавшим и пострадавшим детям. В частности, отмечена необходимость создания соответствующего мониторингового центра при Правительстве Республики для координации всех органов системы профилактики правонарушений и безнадзорности

4 Уголовное право. Уголовный процесс. Криминалистика несовершеннолетних, усиления профилактической работы с подростками и их законными представителями со стороны комиссии по делам несовершеннолетних. Показаны целесообразность формирования единой базы данных о социально неустойчивых семьях и склонных к бродяжничеству несовершеннолетних, необходимость разъяснения норм закона об ответственности за посягательства на половую свободу и неприкосновенность несовершеннолетних. До участников совещания доведены также отмеченные на заседаниях консультативного совета недостатки в организации работы органов опеки и попечительства. Руководство следственного управления участвует в деятельности и заседаниях Республиканской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республики. В рамках этой работы проводится обсуждение вопросов организации летнего отдыха детей, профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения среди несовершеннолетних, а также антитеррористической защищенности общеобразовательных учреждений. В текущем году на ее заседании с участием руководства следственного управления было рассмотрено пять вопросов воспитательно-профилактического характера, в том числе итоги проведения летней оздоровительной кампании и представление прокуратуры Республики об устранении нарушений законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. На очередном заседании указанной комиссии рекомендовано компетентным органам ежемесячно обновлять списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; регулярно обеспечивать органами опеки и попечительства проверку регистрации и оформления домовладений, в которых проживают дети названной категории. Аналогичная работа проводится с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, действующими в районах и городах Республики. Они ориентируются на проведение индивидуальной профилактической работы, которая заключается в разъяснительных мероприятиях, осуществляемых в целях изменения антиобщественной направленности личности и закрепления ее положительной социальной ориентации, для преодоления и нейтрализации основных антиобщественных ориентаций, которые могут привести к совершению преступлений в отношении несовершеннолетних. Сотрудниками органов следственного управления дважды принято участие в заседаниях комиссии, на которых обсуждены вопросы детской преступности, беспризорности и профилактики преступлений, совершенных в отношении лиц, не достигших совершеннолетнего возраста. Доведена информация о необходимости применения разнообразных психологических и педагогических приемов воздействия на сознание, чувства и волю правонарушителей, установления над ними индивидуального шефства, стимулирования их участия в общественно полезной деятельности и т.д. В качестве площадки для профилактики указанных преступлений активно действуют межведомственные совещания. Всего органами следственного управления проведены четыре межведомственных совещания с участием представителей органов местного самоуправления. Очередное совещание, посвященное вопросам профилактики преступлений, совершаемых несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних, по Г. А. Гадаборшев. Профилактика преступлений

5 Вестник ВГУ. Серия: Право инициативе следственного управления состоялось в следственном отделе по Сунженскому району, в котором также приняли участие заместитель прокурора района, начальник отдела милиции, ректор Исламского института, диктор-корреспондент радио «Ангушт». Совещание носило целенаправленный и конструктивный характер, в ходе которого его участниками были озвучены проблемы субъективного и объективного характера: говорилось о создании в ряде населенных пунктов района дополнительных спортивных и иных учреждений, необходимых для развития молодежи; острому обсуждению была подвергнута проблема наркомании и алкоголизма среди несовершеннолетних. В связи с этим участниками совещания были выработаны предложения, направленные на недопущение вовлечения несовершеннолетних в употребление наркотических, иных психотропных веществ и спиртных напитков. Отмечено, что качественной профилактической мерой предупреждения преступлений среди несовершеннолетних должно стать введение на базе средних образовательных учреждений районов и городов различных технических, спортивных кружков и клубов (теннис, рисование и др.), что позволит также отвлечь их от бесцельного шатания по подворотням. Рекомендовано на постоянной основе проводить информационную работу, направленную на снижение как преступной угрозы в отношении несовершеннолетних, так и неправомерных действий с их стороны, а также принять муниципальные программы и проекты по устранению процессов детерминации и причинности преступности, воздействующих на население; на местах более гибко и взвешенно реагировать на изменения как общей социально-экономической и политической обстановки, так и криминогенной ситуации. Акцентировано внимание на трудоустройство лиц, освобожденных из мест лишения свободы, в целях снижения вероятности совершения ими повторных преступлений в отношении несовершеннолетних лиц. Таким образом, необходимо выделить работу, направленную на предупредительные действия не только со стороны преступника, но и со стороны жертвы. Речь идет об общей профилактике виктимологического характера, которая направлена на устранение ситуаций, чреватых возможностью причинения вреда потерпевшему. К примеру, следственным управлением совместно разработана памятка о правилах поведения детей в опасных ситуациях, предназначенная как для самих детей, так и для их родителей, об алгоритме действий лица, которое стало свидетелем преступления или которое располагает сведениями о готовящемся преступлении в отношении несовершеннолетнего. В ней отражены также действия специалиста в области возрастной и педагогической психологии, получившего информацию о преступлении от несовершеннолетнего. Данная памятка размещена на официальном сайте следственного управления Республики для широкого доступа посетителей, а также опубликована в ведущих региональных газетных изданиях «Ингушетия» и «Сердало». Наряду с этой работой проводятся разъяснительные беседы, извещения граждан о типичных действиях преступников, необходимых

6 Уголовное право. Уголовный процесс. Криминалистика мерах общей безопасности 3. Следует также выделить индивидуальную виктимологическую профилактику, проводимую следственным управлением в отношении потенциальных жертв несовершеннолетних, для того чтобы активизировать внутренние защитные возможности, обеспечить положительное воздействие микросреды на ее личность (жертвы). В связи с этим территориальными следственными отделами рекомендовано другим указанным выше субъектам профилактики осуществлять сбор и изучение сведений о лицах с повышенной виктимностью с целью их защиты от преступных посягательств, а также о лицах, совершающих такие посягательства. Криминологические исследования и материалы уголовных дел в отношении лиц, совершивших преступления против несовершеннолетних, дают основания говорить, что многие семьи таких преступников не были осведомлены о том, что их родственники совершают противоправные деяния в отношении несовершеннолетних. Так, близкие родственники гр. Г. З. Б., осужденного по ч. 3 ст. 30 и п. «д» ч. 2 ст. 126 УК РФ по факту совершения покушения на похищение несовершеннолетней П. А. Х, не знали о времяпрепровождении своего близкого родственника: с кем встречался и общался, где останавливался на время отдыха. Это свидетельствует, с одной стороны, об отсутствии эффективной предупредительной деятельности, а с другой о крайней необходимости ее осуществления в отношении профилактируемого лица. По нашему мнению, к помощи в осуществлении индивидуального предупреждения следует шире привлекать общественность, духовенство, население; необходимо получать сведения о неблагополучных семьях, лицах, имеющих контакты с преступной средой; проводить профилактические беседы, постоянно осуществлять общественный контроль за поведением профилактируемого лица и т.д. К лицам, которые имеют основания подозреваться в совершении указанных преступлений, необходимо применять методы убеждения. Исследование показывает, что среди лиц, совершивших преступления в отношении несовершеннолетних на территории Республики, нет ранее судимых. Вместе с тем такие субъекты могут в течение длительного времени вести противоправную деятельность, неоднократно совершая преступления в отношении несовершеннолетних. Источниками информации об указанных лицах, безусловно, должны служить данные оперативно-розыскной деятельности, в том числе осуществленные по конкретному уголовному делу: опросы населения, которые могли видеть преступника, материалы об административных правонарушениях, заявления и сообщения граждан. Эффективность такой работы существенно зависит от четкого планирования профилактической деятельности и последовательности применения выбранных методов воздействия. Речь идет о проверке личности профилактируемого и его близкой связи, именуемой микросредой (семья, место отдыха, близкие друзья). Выявление этих факторов позволит вы- Г. А. Гадаборшев. Профилактика преступлений Криминология : курс лекций / под ред. В. А. Лелекова [и др.]. Воронеж, С. 48.

7 Вестник ВГУ. Серия: Право брать наиболее действенные методы индивидуального предупреждения именно для конкретного лица; решить вопрос о привлечении конкретных субъектов профилактики, определить пределы их участия. В любом случае наличие информации о намерениях лица совершить преступление в отношении несовершеннолетнего не может оставаться вне поля зрения субъектов профилактической деятельности. Недооценка полученной информации может привести к тяжелым последствиям. На основании заключенного с администрацией г. Назрань соглашения следственным управлением активно используются возможности специалиста-психолога для оказания консультативной поддержки при проведении процессуальных и следственных действий с несовершеннолетними (малолетними). Налажено активное взаимодействие с Уполномоченным по правам ребенка в Республике, с которым заключено Соглашение о взаимодействии в сфере противодействия преступным деяниям в отношении детей и подростков, а также предупреждения преступности среди несовершеннолетних. Совместно с Уполномоченным по правам ребенка сотрудниками следственного управления было принято участие в проверке летних оздоровительных лагерей, расположенных как на территории Республики, так и за ее пределами, в том числе лагеря «Кавказ», расположенного в г. Нальчик Кабардино-Балкарской Республики, куда на отдых Правительством Республики было направлено 350 детей из числа учащихся школ и спортсменов Республики. Большинство отдыхающих детей были довольны питанием, отношением к себе и условиями проживания. В качестве упреждающей профилактической меры следственным управлением 7 августа 2013 г. направлено информационное письмо в адрес министра образования и науки Республики. В частности, обращено внимание на профессиональную подготовку кадров из числа преподавателей школ Республики, которые направляются в оздоровительные лагеря в качестве воспитателей, а также предложено разработать методические рекомендации и единые должностные инструкции по работе с детьми в оздоровительных лагерях. По инициативе Уполномоченного по правам ребенка в рамках работы консультативного совета планировалось также обсудить вопросы, связанные с медицинским сопровождением детей первого года жизни и принимаемые органами исполнительной власти Республики меры по обеспечению учащихся общеобразовательных учреждений учебной литературой и т.д. Определенные меры профилактического характера были приняты во взаимодействии с органами опеки и попечительства. Так, по инициативе следственного управления Правительством Республики поручено Министерству образования и науки Республики как уполномоченному исполнительному органу по опеке и попечительству создать соответствующий отдел для полноценной координации деятельности органов опеки и попечительства Республики. Безусловно, огромную роль в профилактической работе, направленной на снижение и пресечение преступлений, совершенных в отношении

8 Уголовное право. Уголовный процесс. Криминалистика несовершеннолетних, играют образовательные учреждения. Поэтому органы следственного управления активно взаимодействуют с дошкольными и иными образовательными учреждениями, расположенными на территории Республики. Такое взаимодействие претворяется в жизнь путем проведения совместных тематических бесед, организации классных часов и «круглых столов» с учащимися образовательных учреждений. К примеру, руководителями территориальных следственных отделов принято участие в проведении в общеобразовательных учреждениях Республики уроков, посвященных 20-летию Конституции Российской Федерации, приуроченных ко Дню знаний. В этот день с учащимися школ Республики проведены занятия, на которых разъяснены основные положения Конституции Российской Федерации; доведена информация о деятельности следственных органов; о субъектах, поведение и образ жизни которых свидетельствуют о реальной возможности совершения ими преступлений; о работе следователя; проведено обучение основам безопасности жизнедеятельности. Наряду с этой тематикой обсуждены иные вопросы, которые исходили от самих учащихся. Особое внимание обращено на необходимость воспитания молодежи в духе патриотизма и любви к своей стране, разъяснены такие неотъемлемые от общества понятия, как родина, братство народов, государство, защита отечества, Основной закон. В целом проведенные мероприятия с учащимися школ носили организационно-правовой и разъяснительный характер. В целях профилактики используются также традиционные возможности взаимодействия, связанные с направлением в соответствующие органы представлений в порядке ст. 158 УПК РФ о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступлений. По всем уголовным делам, жертвами преступлений которых стали несовершеннолетние, внесены представления. Таким образом, становится очевидным, что конечные результаты профилактической работы зависят не столько от отдельных элементов этой деятельности, сколько от комплексного, системного подхода к делу. Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Республике Ингушетия Гадаборшев Г. А., инспектор организационно-контрольного отделения Cледственного управления, член Российской криминологической ассоциации Тел.: Investigative Department Investigative Committee of Russian Federation in the Republic of Ingushetia Gadaborshev G. A., Inspector Organizational Control Branch of the Investigation Department, Member of the Russian Criminological Association Tel.:

docplayer.ru

Комплексный план по профилактике преступлений в отношении несовершеннолетних на территории мо «Камызякский район»

Наименование мероприятия Сроки проведения Ответственные
1. Обеспечение постоянного контроля за посещаемостью обучающимися занятий в образовательных учреждениях, проведение мониторинга численности детей и подростков, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в учебных заведениях. В течение учебного года Отдел образования, образовательные учреждения
2. Информирование КДН и ЗП об обучающихся, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в учебных заведениях для организации и проведения индивидуальной профилактической работы. В течение учебного года Образовательные учреждения
3. Информирование органов внутренних дел обо всех выявленных фактах преступных посягательств в отношении детей со стороны родителей (законных представителей), других взрослых лиц в соответствии с действующим законодательством В течении года Орган опеки и попечительства, орган социальной защиты населения, отдел образования, образовательные учреждения, орган здравоохранения,

КДН и ЗП, главы поселений

4 Незамедлительно информировать ОМВД о фактах поступления (обращения) детей и подростков с телесными повреждениями насильственного характера, с признаками насильственных преступлений, а также преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних В течении года Органы здравоохранения
5. Предоставление в КДН и ЗП сведений о количестве преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних, для принятия мер по защите прав детей Ежеквартально ОМВД
6. Осуществление мероприятий по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, организация их социальной реабилитации В течении года КДН и ЗП, ОМВД, орган опеки и попечительства, орган социальной защиты населения, орган здравоохранения,

главы поселений

7 Проведение обследований неблагополучных семей, где родители несовершеннолетних детей злоупотребляют спиртными напитками и оказывают на них отрицательное влияние. Выявление фактов жестокого обращения с детьми и вовлечения их в распитие спиртных напитков с последующим привлечением виновных взрослых лиц к уголовной ответственности В течении года КДН и ЗП, ОПДН, орган опеки и попечительства, органы социальной защиты населения, отдел образования, образовательные учреждения, органы здравоохранения, главы поселений
8 Проведение межведомственных профилактических рейдовых мероприятий, направленных на выявление детей и семей, находящихся в социально опасном положении, а также лиц, допускающих жестокое обращение с детьми с применением к этим лицам мер, предусмотренных законодательством В течении года ОМВД, КДН и ЗП, орган опеки и попечительства, органы социальной защиты населения, отдел образования, образовательные учреждения, органы здравоохранения, главы поселений
9 Формирование базы данных о семьях и детях, находящихся в социально опасном положении, а также о детях и семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной поддержке В течении года КДН и ЗП
10 Организация лечения родителей, имеющих несовершеннолетних детей, употребляющих спиртные напитки, наркотические вещества с целью предупреждения преступлений в отношении несовершеннолетних, фактов жестокого обращения с детьми. В течении года Органы здравоохранения, органы социальной защиты населения.
11 Организация индивидуальной профилактической работы по реабилитации несовершеннолетних, ставших жертвами насилия При выявлении фактов жестокого обращения КДН и ЗП, орган опеки и попечительства, органы социальной защиты населения, отдел образования, образовательные учреждения, органы здравоохранения, главы поселений
12 Размещение в образовательных учреждениях для детей и подростков информации о службах психологической помощи и «телефонах доверия» В течении года Отдел образования, образовательные учреждения, орган опеки и попечительства, органы социальной защиты населения
13 Организация семинаров, «круглых столов», форумов, родительских собраний по проблемам семьи и детства, защиты детей от преступных посягательств, профилактике совершения преступлений и правонарушений в отношении несовершеннолетних В течении года Отдел образования, образовательные учреждения, КДН и ЗП, ОПДН, органы здравоохранения, орган опеки и попечительства, органы социальной защиты населения
14 Организация и проведение лекций, бесед, диспутов для несовершеннолетних по вопросам защиты прав детей. В течении года Отдел образования, образовательные учреждения, ОПДН, органы здравоохранения, орган опеки и попечительства, органы социальной защиты населения
15 Проведение анализа причин и условий, способствующих совершению преступлений против личности несовершеннолетних с последующим принятием мер по их устранению По итогам полугодия и года КДН и ЗП, ОМВД

psihdocs.ru

Предупреждение преступности несовершеннолетних

Среди мер борьбы с преступностью несовершеннолетних первоочередная - это улучшение социально-экономической обстановки в стране, которое скажется на положении семьи и семейном воспитании, открывая возможности оказания помощи и всесторонней поддержки семье. Если повысится уровень материального благосостояния населения, то, естественно, улучшится и социально-экономическое положение наиболее бедных слоев населения. Государство должно уделять особое внимание укреплению семьи, нейтрализации кризисных брачно-семейных процессов и в первую очередь внутрисемейных конфликтов, особенно возникающих из-за материальной необеспеченности.

Необходимо поощрять семейный уклад жизни и ослаблять внешние неблагоприятные влияния, в том числе связанные с экономическими трудностями. Это потребует укрепления места семьи в обществе и бесперебойного осуществления семейных функций как важнейшего способа социализации подрастающего поколения. В то же время должно быть расширено сотрудничество семьи со всеми институтами государства и общества. В данном случае имеется в виду не только и не столько помощь семье: нужно, чтобы родители зарабатывали больше, чтобы семья, так сказать, сама по себе развивалась и материально, и духовно. Но некоторым семьям необходима и прямая помощь, особенно тем, которые нуждаются в ней, хотя я отнюдь не сторонник раздачи бедным имущества. Раздавать деньги или имущество нужно только тем, кто не в состоянии сам работать по причине младости, старости или болезни либо попал в особые экстремальные условия, например вышел на свободу после длительного тюремного заключения. Остальные должны работать и сами зарабатывать. Но вот детям, конечно, нужно помогать, и в том объеме, в котором это требуется, но все зависит от повышения материального благосостояния нашего общества в целом.

Важны меры по совершенствованию школьного обучения и воспитания, а также профессионального образования. Многие преступления совершаются подростками, которые не работают и не учатся. Естественно, что они должны быть вовлечены в общественно полезную деятельность. Отсутствие обязательного среднего образования не означает, что подростки могут выталкиваться из школы или училища, должно выйти на первый план улучшение профессионального и школьного образования. В связи с этим хотелось бы сказать, что упреки в адрес школ, училищ и техникумов раздавались и раньше, это, в общем-то, дежурная проблема. Но новое, что сейчас появилось, вселяет определенное беспокойство, о чем уже говорилось. Понятно, что далеко не все люди обладают равными способности. Одни могут продолжать учиться после школы, другим лучше начать работать. Но все-таки представляется, что подобный дифференцированный подход к обучению в школе или училище ни в коем случае не должен унижать достоинство подростка. При этом следует помнить, что для него престиж профессии гораздо важнее, чем для взрослого, даже если последнему нужно прокормить семью. Поэтому молодого человека надо обучать такой профессии, которая ему не просто пригодится потом в жизни, но и он не пожалеет о том, что получил именно эту профессию, а не какую-нибудь другую.

Одаренных детей необходимо поощрять, поскольку они - достояние нашей страны, но это следует делать так, чтобы не унижать человеческое достоинство других детей и не отбивать у них охоту учиться. Вообще для нашего общества весьма актуальна проблема утверждения уважительного отношения к детям и подросткам. Эта проблема досталась нам от тоталитарных времен и крайне болезненно проявляется, например, в том, что мы называем дедовщиной в армии. Это пережиток традиционного общества, извращений, отголосок древнейших обрядов инициации - посвящения во взрослые. Уважение к личности подростка должно лежать в основе профилактики преступности несовершеннолетних.

Еще одна группа мер профилактики преступности несовершеннолетних связана с активизацией работы общественных организаций и церкви. Сегодня общественные организации в России действуют в совсем других условиях, чем раньше. Значительно изменились требования к законности проведения профилактических мероприятий. Охрана прав личности приобрела первостепенное значение. Я, наверно, повторяю прописную истину. Но тем ни менее должен сказать, что по настоящему профилактика преступности несовершеннолетних, как и любая другая, возможна только при строжайшем соблюдении прав человека. А это очень трудно, особенно если вспомнить, что в советское время права подростков, в общем, практически не учитывались.

Следует иметь в виду, что подросткам даны очень большие права, и их всегда надо спрашивать, знакомы ли они с этими правами, находятся ли их пожелания или намерения в рамках закона. В новых социальных условиях должна быть перестроена работа общественных организаций, разумеется, не без ведома и сотрудников правоохранительных органов, особенно милиции.

Отдельно о церкви. Я не отношу себя к тем, кто полагает, что религиозное воспитание равнозначно нравственному. Хотя, конечно, известно, что религия сыграла исключительную роль в формировании нравственности. Изначально она сформировала у людей чувство вины, которое является первым шагом к формированию нравственности, поскольку вызывает у человека сомнения в правомерности его поступков. И тем не менее есть основания полагать, что в современном обществе, как и ранее, на церковь нельзя возлагать все надежды по предупреждению аморального, и тем более уголовно-наказуемого, поведения. Именем бога совершались и совершаются самые гнусные и кровавые преступления. В священных текстах любой религии, например в Коране и Библии, можно найти утверждения, призывающие и к насилию, и к добру и любви. И Христос, и Аллах нередко совершали кровавые и несправедливые деяния. Поэтому не следует возлагать надежды по воспитанию подростков только на религию и церковь, хотя она может многое здесь сделать, особенно для подростков-девочек, потому что женская психология в большей степени подвержена влиянию веры в бога.

Обеспечение разумного досуга подростков - весьма важный аспект работы по их моральному воспитанию. В определенной мере эта проблема смыкается с проблемой активизации работы общественных организаций и церкви. Мы прекрасно знаем, что большая часть свободного времени подростков уходит впустую. Грубо говоря, они просто бездельничают. Разумный подход заключается в том, чтобы подростки проводили время как хотят, но чтобы их досуг не граничил с совершением правонарушений и аморальных поступков. Для этого его надо наполнить разумным содержанием: спорт, художественное творчество, самодеятельность и т.д. Столь же важно осуществлять ненавязчивый и тактичный общественный контроль за досугом молодежи. Разумеется, это трудно, особенно в условиях крупных городов, таких мегаполисов как Москва. Крайне сложно проследить за действиями мальчишки или девчонки 16-17 лет, если он сел на электричку в Мытищах и через 2 025 мин оказался в Москве. Но тем не менее контроль за досугом подростков необходим.

Неотвратимость наказания как мера профилактики правонарушений несовершеннолетних не праздный вопрос. И раньше, и сейчас у нас стране и в других странах, прежде чем посадить постоянно совершающего правонарушения подростка в тюрьму, его многократно пытаются убедить в необходимости не совершать подобных действий. Нередко подросткам назначают условное наказание с отсрочкой исполнения. Их досрочно освобождают из мест лишения свободы, но, как ни печально, многие из них воспринимают это снисходительность, как признание, что ничего особенного они не совершили, и чуть ли ни как прощение и даже поощрение. При освобождении из мест лишения свободы зачастую имеют место грубые ошибки, например преступников освобождают от наказания только потому, что они в период его отбывания не нарушали режим. Так, X. 16 лет был осужден на 10 лет лишения свободы за изнасилование и убийство пятерых пожилых женщин, причем четверых он убил на кладбищах, куда они приходили на могилы своих близких. По прошествии семи лет X. был условно-досрочно освобожден. Через три месяца после освобождения он вновь стал насиловать и убивать пожилых женщин, причем опять на кладбищах. Судебно-психиатрическая экспертиза обнаружила у него шизофрению, он был признан невменяемым. Таким образом, в отношении X. была допущена грубая ошибка: несмотря на всю необычность его преступных и крайне опасных действий, он при освобождении не был освидетельствован психиатрами. На свободу вышел человек, которого следовало держать в строгой изоляции.

Здесь необходимо сказать и о другом. Многие подростки, побывавшие в местах лишения свободы, становятся «героями» в глазах ближайшего окружения. И даже просто посидевшие на скамье подсудимых тоже считают себя выдающимися людьми. И этот героизм надо развенчивать всегда и везде. Однажды, когда я еще преподавал в академии МВД, один бывший начальник колонии рассказал на семинаре, что освобождаемых из его колонии подростков провожали с цветами. А вот это чревато, поскольку они могут утвердиться в правильности содеянного ими и никогда не исправятся.

В воспитательных колониях, где отбывают наказание подростки, еще не сложилась действенная система исправления, при которой во избежание преступлений выявляют причины их совершения. Ведь это самое главное. Административный надзор в наше время фактически не осуществляется, поднадзорных контролируют от случая к случаю. В общем, они предоставлены сами себе, и последствия такого отношения к ним часто бывают самыми печальными.

Особого внимания заслуживают сироты и дети тех, кто лишен родительских прав. Здесь можно выделить несколько проблем, в том числе: постоянный надзор и контроль за такими подростками, шефство над ними; создание в учреждениях, где они живут, максимально теплой эмоциональной обстановки; оказание им медицинской, если нужно, психотерапевтической и психиатрической помощи; обеспечение образования и профессии; ограждение от антиобщественного влияния преступников; предупреждение побегов и бродяжничества.

В последние годы в России возникла относительно новая проблема - широкомасштабная детская беспризорность. Несмотря на принимаемые меры, вокзалы и рынки крупных городов остаются пристанищем тысяч беспризорников. При таком образе жизни эти дети и подростки обречены на негативные изменения психики, остановку в культурном и интеллектуальном развитии, утрату имеющихся знаний и навыков, дальнейшее отчуждение от позитивных социальных групп, в первую очередь от семьи и школы и их ценностей. Такие несовершеннолетние уже не стремятся к возвращению в семью, а формируют замкнутые сообщества, нацеленные на выживание в экстремальных социальных условиях. Ценой этого является их вовлечение в совершение преступлений, алкоголизация и наркотизация. В крупных городах проблема стоит особенно остро. Москве принадлежит печальный рекорд по количеству беспризорников, большая часть которых приезжает в столицу из других регионов.

Основная мера профилактики беспризорности - укрепление семьи и оздоровление ее нравственно-психологической обстановки, потому что дети бегут от психотравмирующих семейных условий, от семейных конфликтов, от нелюбящих и непонимающих родителей, от их жестокости или равнодушия. Однако необходимо учитывать, что некоторые семьи, особенно неполные, просто не способны обеспечить подростку необходимые условия. Кроме того, часто бегут из семьи и подростки, страдающие расстройствами психической деятельности и столь неадекватным способом реагирующие даже на мелкие семейные конфликты или школьные неудачи.

Важной задачей является учет беспризорных детей и подростков, сбор как можно более подробных сведений об их здоровье, и в том числе психическом, и здоровье их родственников. Такие сведения могут оказаться вопросом жизни и смерти для тех, кто серьезно болен. Сейчас учет беспризорников ведется только в регионах, да и то не во всех, а должен быть централизованным, не распыленным в органах внутренних дел, здравоохранения или социального обеспечения.

psyera.ru