О предоставлении государственного имущества Томской области в аренду и безвозмездное пользование (с изменениями на 12 марта 2018 года). Предоставление в аренду государственного имущества


Сдача в аренду государственного имущества учреждениями. Аренда

Сдача в аренду государственного имущества учреждениями

В Российской Федерации, как Вы знаете, признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. В соответствии с гражданским законодательством государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации.

О сдаче в аренду государственного имущества учреждениями мы расскажем в этой статье.

Отметим, что юридические лица создаются в форме коммерческих и некоммерческих организаций, и если коммерческие организации преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, то некоммерческие организации не имеют в качестве цели деятельности извлечение прибыли и полученную прибыль между участниками не распределяют.

Некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, признается учреждением. Учреждение, согласно статье 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), может быть создано гражданином или юридическим лицом, так называемое частное учреждение, либо Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, соответственно, такие учреждения являются государственными и муниципальными.

Напомним читателям, что с 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее – Закон № 83-ФЗ).

В соответствии со статьей 6 названного Закона теперь все государственные и муниципальные учреждения делятся на три типа: автономные, бюджетные, казенные.

Правовое положение автономных учреждений определяет Федеральный закон от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ).

Особенности правового положения бюджетных учреждений установлены статьей 9.2, дополнившей Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ).

Особенности правового положения казенных учреждений установлены статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ).

Порядок заключения договора аренды.

Правоотношения сторон при сдаче имущества в аренду регулируются главой 34 «Аренда» ГК РФ. В соответствии со статьей 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Помимо этого, арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

Договор аренды государственного имущества может быть заключен в двустороннем порядке, то есть между собственником государственного имущества (арендодателем) и арендатором или между балансодержателем (конкретным учреждением или предприятием) имущества, обеспечивающим оперативное управление, и арендатором, но в этом случае балансодержатель является арендодателем.

Договор аренды может быть заключен и в трехстороннем порядке, то есть между арендодателем – собственником государственного имущества, балансодержателем имущества (конкретным учреждением или предприятием) и арендатором.

Обратите внимание!

Заключить договор аренды, предусматривающий переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества, закрепленного за государственным (муниципальным) бюджетным и казенным учреждением на праве оперативного управления, учреждение может только при условии проведения конкурса или аукциона. Такое требование установлено пунктом 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»).

Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, утверждены Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10 февраля 2010 года № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме аукциона».

Отметим, что государственные (муниципальные) бюджетные и казенные учреждения, которым предоставлены права владения и (или) пользования помещением, зданием, строением или сооружением, могут передать такие права в отношении части или частей помещения, здания, строения или сооружения третьим лицам с согласия собственника без проведения конкурсов или аукционов. При этом общая площадь передаваемых части или частей помещения, здания, строения или сооружения не может превышать десять процентов площади помещения, здания, строения или сооружения, права на которые предоставлены учреждению, и составлять более чем двадцать квадратных метров, что следует из пункта 4 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции».

Как учитывается учреждениями арендная плата за сдаваемое в аренду государственное имущество в целях налогообложения?

Порядок налогообложения доходов, полученных от сдачи в аренду государственного имущества, будет различен в зависимости от того, какой договор аренды заключен учреждением – двусторонний или трехсторонний.

Рассмотрим оба варианта.

Двусторонний договор.

Бюджетные и казенные учреждения, получающие доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, являются налогоплательщиками налога на прибыль организаций и определяют налоговую базу по этому налогу в порядке, установленном главой 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

Напомним, что с 1 января 2011 года статья 321.1 НК РФ, регулирующая особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями, утратила силу.

Следовательно, теперь бюджетные учреждения обязаны исчислять и уплачивать налог на прибыль в общеустановленном порядке в соответствии с главой 25 НК РФ.

Налоговая база по налогу на прибыль организаций определяется в соответствии со статьей 274 НК РФ. В целях налогообложения прибыли налоговой базой признается денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению. Прибылью для российских организаций, согласно статье 247 НК РФ, признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с главой 25 НК РФ.

Средства, полученные от сдачи в аренду имущества, на основании пункта 4 статьи 250 НК РФ включаются в состав внереализационных доходов, и, следовательно, подлежат учету бюджетными и казенными учреждениями при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Об этом сказано в Письме Минфина Российской Федерации от 11 января 2010 года № 03-03-06/4/1, а также в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 10 марта 2010 года по делу №А32-447/2008-13/10-56/182-2009-29/272.

Дата получения дохода от сдачи имущества в аренду определяется на последнее число отчетного периода (подпункт 3 пункта 4 статьи 271 НК РФ).

Объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее – НДС) признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, что установлено подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ.

Местом реализации работ (услуг) на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 148 НК РФ признается территория Российской Федерации, если работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом, находящимся на территории Российской Федерации. К таким услугам относятся, в частности, услуги по аренде.

Таким образом, предоставление государственного имущества в аренду является объектом налогообложения НДС.

Трехсторонний договор.

В трехстороннем договоре арендодателем, как было отмечено выше, является собственник государственного имущества. Следовательно, арендная плата поступает в бюджет, минуя счета учреждения или предприятия – балансодержателя государственного имущества, сдаваемого в аренду, на основании чего это учреждение не может быть в отношении дохода, полученного от сдачи в аренду государственного имущества, плательщиком налога на прибыль.

Как мы уже сказали, предоставление имущества в аренду является объектом обложения НДС. На основании пункта 3 статьи 161 НК РФ при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления и казенными учреждениями в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога.

При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества.

Напомним, что налоговыми агентами признаются лица, на которых согласно НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджетную систему Российской Федерации налогов, что следует из пункта 1 статьи 24 НК РФ.

В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества, поэтому они обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС, которую впоследствии могут принять к вычету (пункт 3 статьи 171 НК РФ).

Следует обратить внимание читателей, что до 1 января 2011 года арендатор признавался налоговым агентом по НДС, только если арендодателем недвижимости (здания, сооружения и тому подобное) являлся государственный орган или орган местного самоуправления (пункт 3 статьи 161 НК РФ).

С 1 января 2011 года арендатор признается налоговым агентом по НДС, если арендодателем является как государственный орган или орган местного самоуправления, так и казенное учреждение (пункт 3 статьи 161 НК РФ).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

econ.wikireading.ru

Аренда государственного имущества — Мегаобучалка

Аренда – форма имущественного договора, при которой собственность передаётся во временное владение и пользование (или только во временное пользование) арендатору за арендную плату.

Право сдачи федерального государственного имущества в аренду, за ис­ключением земельных участков, принадлежит исключительно Министерству государственного имущества. Оно вправе сдавать в аренду предприятия, струк­турные единицы предприятий, производства, цеха, иные подразделения пред­приятий, предприятия как единые имущественные комплексы, отдельные зда­ния, помещения, включая нежилые помещения в жилых домах и встроено-пристроенные помещения, сооружения, оборудование, транспортные средства, инвентарь, инструмент, другие материальные ценности, в том числе находя­щиеся на балансе государственных унитарных предприятий, государственных учреждений, государственных казенных предприятий.

Арендаторами государственного имущества могут выступать юридиче­ские лица и граждане РФ, совместные предприятия, международные объеди­нения и организации с участием российских и иностранных юридических лиц, а также иностранные юридические лица и граждане. Передача государ­ственного имущества в аренду осуществляется на бесконкурсной или кон­курсной основе. Передача государственного имущества в аренду на бескон­курсной основе осуществляется на основании распоряжения Минимущества по поручению Президента РФ, Правительства РФ. Передача государственно­го имущества в аренду на конкурсной основе осуществляется по итогам про­ведения конкурса (аукциона) на право аренды. Условия и порядок проведе­ния конкурса (аукциона), критерии выбора победителя, порядок создания и работы конкурсной комиссии определяет Минимущество.

За пользование государственным имуществом арендатор уплачивает арендную плату. Величина арендной платы рассчитывается в соответствии с методикой, утверждаемой Минимуществом. Базовые ставки арендной платы пересматриваются не чаще одного раза в год, при этом их ежегодное повы­шение не может превышать размера, установленного законодательством. Арендная плата, взимаемая за сдачу в аренду государственного имущества Российской Федерации, подлежит перечислению в федеральный бюджет. Фактическая передача госимущества в аренду осуществляется после заклю­чения договора аренды. Договор аренды, заключенный без участия Минимущества, является недействительным.

В договоре аренды должны быть от­ражены:

-состав арендуемого имущества;

- сроки, периодичность и условия выплаты арендной платы;

- величина арендной платы;

- условия взаимных расчетов и компенсаций;

- права и обязанности арендатора и арендодателя;

- условия оплаты коммунальных услуг и услуг по техническому обслу­живанию и эксплуатации арендованного имущества;

- ответственность за нарушение договора аренды, в том числе в случае несвоевременной или неполной выплаты арендных платежей;

- порядок расторжения договора аренды.

Не допускается установление льгот по арендной плате, имеющих инди­видуальный характер.

Арендатор, принимающий государственное имущество Российской Фе­дерации, заключает договор обязательного страхования или вносит задаток (гарантийное обеспечение) за пользование арендованным имуществом. Сред­ства гарантийного обеспечения хранятся на специальном счете Минимущест­ва и возвращаются арендатору по истечении срока договора аренды. Аренда­тор вправе сдавать государственное имущество в субаренду только по согла­сованию с Минимуществом.

По договору аренды государственного предприятия как имущественного комплекса арендатору передается движимое и недвижимое имущество, а также могут быть переданы имущественные права предприятия: право пользования землей, недрами, водными ресурсами, право на обозначения, индивидуализи­рующие деятельность предприятия, и другие исключительные права.

Договор аренды имущественного комплекса заключается на срок не менее 10 лет. По окончании срока договора Минимущество вправе принять решение о продаже имущества либо о продлении срока действия договора. При этом первоочередное право приобрести имущество и продлить срок действия договора имеет арендатор. По договору аренды предприятия как имущественного комплекса арендатору могут быть переведены долги предприятия при наличии письменного согласия кредиторов. В случае от­каза кредиторов на перевод долгов государственное предприятие может быть передано арендатору только после завершения расчетов с кредитора­ми. После заключения договора аренды предприятия как имущественного комплекса государственное предприятие утрачивает права юридического лица. Права и обязанности по отношению к работникам предприятия пере­ходят от государственного предприятия к арендатору в порядке, преду­смотренном законодательством РФ.

Имущественный комплекс передается арендатору по передаточному ак­ту. Подготовка комплекса к передаче осуществляется уполномоченными го­сударственными органами, принимающими решение о передаче имущест­венного комплекса в аренду. Расходы, связанные с подготовкой комплекса к передаче, поровну несут вышеуказанные органы и арендатор. Передаточный акт является неотъемлемой частью договора аренды. Договоры аренды госу­дарственного имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за государственными унитарными предприятиями, а также на праве оперативного управления за государственными казенными предприятиями, заключа­ются этими предприятиями с согласия Минимущества.

 

megaobuchalka.ru

О предоставлении государственного имущества Томской области в аренду и безвозмездное пользование (с изменениями на 12 марта 2018 года), Закон Томской области от 12 января 2004 года №9-ОЗ

О предоставлении государственного имущества Томской области в аренду и безвозмездное пользование

ЗАКОН ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

от 12 января 2004 года № 9-ОЗ

О предоставлении государственного имущества Томской области в аренду и безвозмездное пользование

(с изменениями на 12 марта 2018 года)

_______________________________________________________Документ с изменениями, внесенными Законом Томской области от 12 марта 2018 года № 19-ОЗ Законом Томской области от 12 марта 2018 года № 18-ОЗ

Законом Томской области от 29 декабря 2016 года № 169-ОЗ

Законом Томской области от 11 ноября 2016 года № 132-ОЗЗаконом Томской области от 12 июля 2016 года № 72-ОЗ

Законом Томской области от 12 августа 2013 года № 137-ОЗЗаконом Томской области от 10 июля 2013 года № 122-ОЗЗаконом Томской области от 9 ноября 2012 года № 200-ОЗ

Законом Томской области от 8 октября 2012 года № 176-ОЗ

Законом Томской области от 9 февраля 2012 года № 9-ОЗ

Законом Томской области от 12 мая 2011 года № 80-ОЗ

Законом Томской области от 16 февраля 2011 года № 25-ОЗ

Законом Томской области от 7 октября 2010 года № 212-ОЗ

Законом Томской области от 8 сентября 2009 года № 170-ОЗ

Законом Томской области от 7 июля 2009 года № 109-ОЗ

Законом Томской области от 6 апреля 2009 года № 45-ОЗ

Законом Томской области от 10 февраля 2009 года № 9-ОЗ

Законом Томской области от 16 июня 2008 года № 119-ОЗ

Законом Томской области от 9 августа 2007 года № 159-ОЗ

Законом Томской области от 10.10.06 г. N 228-ОЗЗаконом Томской области от 15.03.06 г. № 49- ОЗЗаконом Томской области от 15.07.05 г. № 108-ОЗ_______________________________________________________

Принят постановлением

Государственной ДумыТомской областиот 25.12.2003 № 974

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Законом

1. Предметом регулирования настоящего Закона являются отношения, возникающие в связи с предоставлением в аренду и безвозмездное пользование имущества, принадлежащего Томской области на праве собственности (далее - областное государственное имущество), включая объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации федерального, регионального и местного значения, в том числе вновь выявленные, которые находятся в государственной собственности Томской области, с учетом требований федерального законодательства в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.2. Действие настоящего Закона не распространяется на отношения:1) возникающие при передаче во временное владение и пользование или во временное пользование земельных участков, участков лесного фонда, водных объектов и участков недр, а также областного государственного имущества, переданного в доверительное управление;2) по предоставлению областного государственного имущества во владение и (или) в пользование на основании соглашений, заключенных в соответствии с Законом Томской области от 4 декабря 2008 года № 240-ОЗ "О государственно-частном партнерстве в Томской области".3) по предоставлению помещений, находящихся в областной государственной собственности, для проведения встреч депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и депутатов Законодательной Думы Томской области с избирателями.(пункт дополнительно введен с 30.03.2018 года Законом Томской области от 12 марта 2018 года № 18-ОЗ)3. Особенности порядка заключения договоров аренды и безвозмездного пользования областным государственным имуществом в целях защиты конкуренции устанавливаются федеральным законом. (Статья в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 6 апреля 2009 года № 45-ОЗ

Статья 2. Правовая основа предоставления в аренду и безвозмездное пользование областного государственного имущества

Предоставление в аренду и безвозмездное пользование областного государственного имущества осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом (Основным Законом) Томской области, настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Томской области.

Статья 3. Имущество, предоставляемое в аренду и безвозмездное пользование

В аренду или безвозмездное пользование может быть передано любое имущество, находящееся в областной государственной собственности, которое в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации может являться объектом аренды или безвозмездного пользования.

Статья 4. Полномочия органов государственной власти Томской области по вопросам, связанным с предоставлением областного государственного имущества в аренду и безвозмездное пользование

1. Законодательная Дума Томской области:1) устанавливает порядок предоставления в аренду и безвозмездное пользование областного государственного имущества, полномочия Администрации Томской области и уполномоченного областного органа по управлению областным государственным имуществом;2) осуществляет контроль за законностью и эффективностью предоставления областного государственного имущества в аренду и безвозмездное пользование;3) ежегодно утверждает по представлению Губернатора Томской области отчет об аренде и безвозмездном пользовании областным государственным имуществом;4) принимает решения в форме постановлений Государственной Думы Томской области о предоставлении областного государственного имущества, находящегося в Казне Томской области, в безвозмездное пользование, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 части 2, пунктом 1.1 части 4 настоящей статьи, либо об отказе в предоставлении такого имущества; 5) предварительно в форме постановлений Законодательной Думы Томской области согласовывает органам государственной власти иным государственным органам Томской области, областным государственным казенным учреждениям решения о передаче имущества в безвозмездное пользование, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 2 настоящей статьи;5.1) предварительно в форме постановлений Законодательной Думы Томской области согласовывает областным государственным бюджетным учреждениям решения о передаче в безвозмездное пользование особо ценного движимого имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления или приобретенного за счет средств, выделенных им собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4.1 части 2 настоящей статьи;5.2) предварительно в форме постановлений Законодательной Думы Томской области согласовывает областным государственным автономным учреждениям решения о передаче в безвозмездное пользование особо ценного движимого имущества, закрепленного за ними учредителем или приобретенного ими за счет средств, выделенных им учредителем на приобретение такого имущества, а также решения о передаче в безвозмездное пользование недвижимого имущества, закрепленного за ними учредителем или приобретенного ими за счет средств, выделенных им учредителем на приобретение такого имущества, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5 части 4 настоящей статьи;(пункт дополнительно введен с 09.01.2017 года Законом Томской области от 29 декабря 2016 года № 169-ОЗ)

6) осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.(Часть в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 12 мая 2011 года № 80-ОЗ1.1. Контрольно-счетная палата Томской области в рамках своих полномочий по осуществлению внешнего государственного финансового контроля:

1) осуществляет контроль за законностью предоставления в аренду и безвозмездное пользование областного государственного имущества, а также соблюдением условий использования предоставленного имущества;2) осуществляет оценку эффективности предоставления областного государственного имущества в аренду и безвозмездное пользование, а также оценку эффективности использования предоставленного имущества;3) дает заключения на отчеты об аренде и безвозмездном пользовании областным государственным имуществом, представленные Губернатором Томской области в Законодательную Думу Томской области.(Часть дополнительно введена Законом Томской области от 9 февраля 2012 года № 9-ОЗ) 2. Администрация Томской области:1) принимает решения в форме распоряжений Администрации Томской области о предоставлении областного государственного имущества, находящегося в Казне Томской области, в аренду, в случаях, когда в аренду передаются объекты недвижимого имущества, площадь которых превышает три тысячи квадратных метров, либо отказывает в предоставлении такого имущества;2) принимает решения в форме распоряжений Администрации Томской области, о предоставлении областного государственного имущества, находящегося в Казне Томской области, в безвозмездное пользование органам государственной власти, иным государственным органам Томской области, областным государственным учреждениям либо отказывает в предоставлении такого имущества;

3) предварительно в форме распоряжений Администрации Томской области согласовывает областным государственным автономным учреждениям решения о передаче недвижимого имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления или приобретенного этими учреждениями за счет средств, выделенных им собственником на приобретение такого имущества, в аренду в случаях, когда площадь передаваемых объектов превышает три тысячи квадратных метров; 3.1) предварительно в форме распоряжений Администрации Томской области согласовывает органам государственной власти, иным государственным органам Томской области, областным государственным бюджетным и казенным учреждениям решения о передаче недвижимого имущества в аренду в случаях, когда площадь передаваемых объектов превышает три тысячи квадратных метров;4) предварительно в форме распоряжений Администрации Томской области согласовывает органам государственной власти, иным государственным органам Томской области, областным государственным казенным учреждениям решения о передаче имущества в безвозмездное пользование областным государственным учреждениям, а также органам государственной власти, иным государственным органам Томской области, а в случаях передачи движимого имущества и объектов недвижимого имущества, площадь которых не превышает пятидесяти квадратных метров, - органам местного самоуправления и муниципальным учреждениям;(пункт в редакции, введенной в действие с 09.01.2017 года Законом Томской области от 29 декабря 2016 года № 169-ОЗ

4.1) предварительно в форме распоряжений Администрации Томской области согласовывает областным государственным бюджетным учреждениям решения о передаче в безвозмездное пользование особо ценного движимого имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления или приобретенного за счет средств, выделенных им собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества другим областным государственным учреждениям, а также органам государственной власти, иным государственным органам Томской области, а в случаях передачи особо ценного движимого имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления или приобретенного за счет средств, выделенных им собственником на приобретение такого имущества, и объектов недвижимого имущества, площадь которых не превышает пятидесяти квадратных метров, - органам местного самоуправления и муниципальным учреждениям;(пункт в редакции, введенной в действие с 09.01.2017 года Законом Томской области от 29 декабря 2016 года № 169-ОЗ5) принимает иные правовые акты и осуществляет другие полномочия по вопросам предоставления областного государственного имущества в аренду и безвозмездное пользование в соответствии с действующим законодательством.(Часть в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 12 мая 2011 года № 80-ОЗ3. Губернатор Томской области:1) ежегодно представляет в Государственную Думу Томской области одновременно с представлением отчета об исполнении областного бюджета отчет об аренде и безвозмездном пользовании областным государственным имуществом, который должен содержать сведения о количестве договоров аренды и безвозмездного пользования, действовавших в отчетный период, о количестве и составе переданных в аренду и безвозмездное пользование помещений, о доходах областного бюджета от арендной платы, о размере средней ставки арендной платы за отчетный период, об объеме претензионно-исковой работы по взысканию задолженности по арендной плате, проведенной в отчетный период;2) осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.4. Уполномоченный областной орган по управлению областным государственным имуществом:1) принимает решения в форме распоряжений уполномоченного органа по управлению областным государственным имуществом о предоставлении областного государственного имущества, находящегося в Казне Томской области, в аренду, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи, либо отказывает в предоставлении такого имущества;1.1) принимает решения в форме распоряжений уполномоченного органа по управлению областным государственным имуществом о предоставлении областного государственного имущества, находящегося в Казне Томской области, в безвозмездное пользование органам местного самоуправления до принятия Законодательной Думой Томской области, Администрацией Томской области решений об отчуждении либо отказе в отчуждении областного государственного имущества в муниципальную собственность в установленном законом порядке, но не более чем на три месяца в течение шести последовательных календарных месяцев при наличии письменного согласия органов местного самоуправления на принятие данного имущества в муниципальную собственность;2) предварительно в форме распоряжений уполномоченного органа по управлению областным государственным имуществом согласовывает областным государственным автономным учреждениям решения о передаче недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления или приобретенного этими учреждениями за счет средств, выделенных им собственником на приобретение такого имущества, в аренду, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 части 2 настоящей статьи; 2.1) предварительно в форме распоряжений уполномоченного органа по управлению областным государственным имуществом согласовывает областным государственным бюджетным учреждениям решения о передаче особо ценного движимого имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления или приобретенного этими учреждениями за счет средств, выделенных им собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества в аренду, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3.1 части 2 настоящей статьи;3) предварительно в форме распоряжений уполномоченного органа по управлению областным государственным имуществом согласовывает органам государственной власти, иным государственным органам Томской области, областным государственным казенным учреждениям решения о передаче имущества в аренду, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3.1 части 2 настоящей статьи;4) предварительно в форме распоряжений уполномоченного органа по управлению областным государственным имуществом согласовывает областным государственным унитарным предприятиям решения о передаче имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения, в аренду и безвозмездное пользование в случаях, предусмотренных действующим законодательством;5) предварительно в форме распоряжений уполномоченного органа по управлению областным государственным имуществом согласовывает областным государственным автономным учреждениям решения о передаче в безвозмездное пользование особо ценного движимого имущества, закрепленного за ними учредителем или приобретенного ими за счет средств, выделенных им учредителем на приобретение такого имущества, другим областным государственным учреждениям, органам государственной власти, иным государственным органам Томской области, органам местного самоуправления и муниципальным учреждениям, а также решения о передаче в безвозмездное пользование недвижимого имущества, закрепленного за ними учредителем или приобретенного ими за счет средств, выделенных им учредителем на приобретение такого имущества, другим областным государственным учреждениям, органам государственной власти, иным государственным органам Томской области, а если площадь такого недвижимого имущества не превышает пятидесяти квадратных метров, - также органам местного самоуправления и муниципальным учреждениям;(пункт в редакции, введенной в действие с 09.01.2017 года Законом Томской области от 29 декабря 2016 года № 169-ОЗ6) в установленном порядке вносит предложения, необходимые для реализации полномочий Администрации Томской области, установленных частью 2 настоящей статьи;7) осуществляет полномочия арендодателя и ссудодателя при передаче областного государственного имущества, находящегося в Казне Томской области, в аренду и безвозмездное пользование;8) обеспечивает проведение торгов на право заключения договоров аренды и безвозмездного пользования в отношении областного государственного имущества, находящегося в Казне Томской области;

9) осуществляет учет и контроль за исполнением условий договоров аренды, субаренды и безвозмездного пользования областным государственным имуществом, заключенных с его участием, а также договоров аренды, субаренды, безвозмездного пользования, заключенных в отношении областного государственного имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении областных государственных унитарных предприятий либо в оперативном управлении областных государственных учреждений; 10) осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.(Часть в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 12 мая 2011 года № 80-ОЗ5. В правовом акте органа государственной власти, иным государственным органам Томской области о принятии решения о предоставлении или о согласовании решения о передаче областного государственного имущества в аренду или безвозмездное пользование определяется порядок заключения договора, соответствующий законодательству Российской Федерации, а также срок пользования областным государственным имуществом.(Статья в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 10 июля 2013 года № 122-ОЗ

Глава 2. Предоставление областного государственного имущества в аренду

Статья 5. Цели и порядок предоставления областного государственного имущества в аренду

(Наименование в редакции, введенной в действие с 09.01.2017 года Законом Томской области от 29 декабря 2016 года № 169-ОЗ 1. Областное государственное имущество предоставляется в аренду в целях его эффективного использования, обеспечения деятельности органов государственной власти, иных государственных органов и органов местного самоуправления, а также в иных целях, предусмотренных законодательством Томской области.2. Договор аренды заключается по результатам проведения торгов, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации областное государственное имущество может быть предоставлено в аренду без проведения торгов. (Часть в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 12 мая 2011 года № 80-ОЗ3. Часть утратила силу с 09.01.2017 года - Закон Томской области от 29 декабря 2016 года № 169-ОЗ..

Статья 5(1). Основания для отказа в предоставлении областного государственного имущества в аренду без проведения торгов

В предоставлении областного государственного имущества в аренду без проведения торгов отказывается в случаях, если:заявитель находится в стадии ликвидации, в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, предусмотренных Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"; областное государственное имущество является объектом действующего договора аренды, безвозмездного пользования или доверительного управления;представленные документы не соответствуют требованиям, установленным нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы предоставления в аренду областного государственного имущества без проведения торгов;не представлены документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы предоставления в аренду областного государственного имущества без проведения торгов. В заключении на новый срок договора аренды областного государственного имущества без проведения торгов арендатору может быть отказано только в случаях, предусмотренных федеральным законом. (Статья в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 8 октября 2012 года № 176-ОЗ

Статья 6. Арендодатели

1. Передача в аренду областного государственного имущества осуществляется уполномоченным областным органом по управлению областным государственным имуществом, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.2. Областные государственные унитарные предприятия вправе передавать в аренду принадлежащее им на праве хозяйственного ведения имущество в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Законом Томской области "Об областных государственных унитарных предприятиях". При этом областные государственные унитарные предприятия обязаны предоставлять уполномоченному областному органу по управлению областным государственным имуществом копии заключенных договоров аренды, субаренды имущества в срок не позднее 10 календарных дней с момента их заключения.(Часть в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 8 сентября 2009 года № 170-ОЗ3. Областные государственные бюджетные и автономные учреждения вправе самостоятельно передавать в аренду имущество за исключением случаев, установленных действующим законодательством. В указанных случаях областные государственные бюджетные и автономные учреждения обязаны предоставлять уполномоченному областному органу по управлению областным государственным имуществом копии заключенных договоров аренды, субаренды в срок не позднее 10 календарных дней с момента их заключения.(Часть в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 12 мая 2011 года № 80-ОЗ4. Областные государственные казенные учреждения не вправе передавать в аренду имущество без согласия собственника.5. Областные государственные учреждения вправе в порядке, установленном действующим законодательством, передавать в аренду областное государственное имущество только в целях обеспечения более эффективной организации разрешенной учредительными документами деятельности и рационального использования такого имущества.Областные государственные учреждения, являющиеся владельцами объектов социальной инфраструктуры для детей, намеренные передавать в аренду закрепленное за ними имущество, обязаны предоставить результаты проведенной учредителем в соответствии с Законом Томской области от 26 августа 2002 года № 68-ОЗ "Об основных гарантиях прав ребенка на территории Томской области" экспертной оценки последствий договора аренды данного имущества для согласования Администрацией Томской области, уполномоченным органом по управлению областным государственным имуществом решения о передаче имущества в аренду. Непредставление областным государственным учреждением указанных результатов экспертной оценки или предоставление результатов экспертной оценки, устанавливающих возможность ухудшения условий образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, социальной защиты и социального обслуживания детей в результате заключения договора аренды имущества влечет отказ в согласовании решения о передаче имущества в аренду.(Часть в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 12 августа 2013 года № 137-ОЗ

Статья 7. Арендаторы

Областное государственное имущество может быть предоставлено в аренду любым физическим и юридическим лицам, включая органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации и Томской области.

Статья 8. Арендная плата, доходы от аренды

1. В случае заключения договора аренды на торгах размер арендной платы определяется по результатам их проведения. (Часть в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 8 сентября 2009 года № 170-ОЗ2. При передаче в аренду областного государственного имущества без проведения торгов величина арендной платы устанавливается равной рыночной стоимости арендной платы, указанной в отчете об оценке арендной платы, составленном в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.В случае передачи в аренду без проведения торгов областного государственного имущества, закрепленного на праве оперативного управления за органами государственной власти, иными государственными органами Томской области, областными государственными учреждениями, на условиях почасового использования такого имущества в пределах установленного срока аренды величина арендной платы рассчитывается по следующей формуле:АП=АПр/Кд х Кч/24, где:АП - величина арендной платы;

Апр - рыночная стоимость размера арендной платы (за месяц), указанная в отчете об оценке рыночной стоимости арендной платы, составленном в соответствии с законодательством об оценочной деятельности;Кд - количество календарных дней в месяце, в котором используется областное государственное имущество;Кч - количество часов использования областного государственного имущества в течение одного дня аренды в пределах установленного срока аренды.(Часть в редакции, введенной в действие с 09.01.2017 года Законом Томской области от 29 декабря 2016 года № 169-ОЗ3. При передаче областного государственного имущества в аренду территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, органам местного самоуправления, судебным органам, представительствам субъектов Российской Федерации, дипломатическим и торговым представительствам иностранных государств, некоммерческим организациям размер арендной платы определяется на основании ставок арендной платы, устанавливаемых Администрацией Томской области.(Часть утратила силу на основании Закона Томской области от 9 августа 2007 года № 159-ОЗ)3.1. Арендатор, вложивший свои средства в работы по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации, предусмотренные статьями 40 - 45 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", и обеспечивающий их выполнение в соответствии с указанным Федеральным законом, имеет право на льготную арендную плату.Льготы по уплате арендной платы предоставляются в виде освобождения от уплаты арендной платы за пользование данным объектом культурного наследия в размере вложенных средств.Порядок освобождения от уплаты арендной платы определяется Администрацией Томской области.(Пункт дополнительно введен Законом Томской области от 10.10.06 г. N 228-ОЗ)4. Арендная плата, поступающая от аренды областного государственного имущества, за исключением имущества областных государственных автономных и бюджетных учреждений и областных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных, подлежит зачислению в областной бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области.(Часть в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 12 мая 2011 года № 80-ОЗ

Статья 9. Пользование арендованным областным государственным имуществом

1. Арендатор в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, вправе с предварительного письменного согласия арендодателя и уполномоченного областного органа по управлению областным государственным имуществом передавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации.В указанных случаях, за исключением перенайма, ответственным за надлежащее исполнение договора аренды перед арендодателем остается арендатор.(Часть в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 9 ноября 2012 года № 200-ОЗ2. Договор субаренды не может быть заключен на срок, превышающий срок договора аренды.К договорам субаренды применяются правила о договорах аренды, установленные законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.3. Арендатор, которому областное государственное имущество передано во временное владение и пользование или во временное пользование на основании договора аренды по ставке арендной платы, устанавливаемой Администрацией Томской области, не вправе передавать арендованное имущество в субаренду.(Часть утратила силу на основании Закона Томской области от 9 августа 2007 года № 159-ОЗ)

Глава 3. Предоставление областного государственного имущества в безвозмездное пользование

Статья 10. Цели и порядок предоставления областного государственного имущества в безвозмездное пользование

(Наименование в редакции, введенной в действие с 09.01.2017 года Законом Томской области от 29 декабря 2016 года № 169-ОЗ 1. Областное государственное имущество предоставляется в безвозмездное пользование в целях решения социальных задач или обеспечения деятельности органов государственной власти, иные государственные органы Томской области либо областных государственных учреждений, а также в иных целях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Томской области.Областные государственные казенные и бюджетные учреждения, являющиеся владельцами объектов социальной инфраструктуры для детей, намеренные предоставлять закрепленное за ними имущество в безвозмездное пользование, обязаны предоставить результаты проведенной учредителем в соответствии с Законом Томской области от 26 августа 2002 года № 68-ОЗ "Об основных гарантиях прав ребенка на территории Томской области" экспертной оценки последствий договора безвозмездного пользования данного имущества для согласования Законодательной Думой Томской области, Администрацией Томской области решения о передаче имущества в безвозмездное пользование.Областные государственные автономные учреждения, являющиеся владельцами объектов социальной инфраструктуры для детей, намеренные предоставлять закрепленное за ними имущество в безвозмездное пользование, обязаны предоставить результаты проведенной учредителем в соответствии с Законом Томской области от 26 августа 2002 года № 68-ОЗ "Об основных гарантиях прав ребенка на территории Томской области" экспертной оценки последствий договора безвозмездного пользования данного имущества для согласования Законодательной Думой Томской области, уполномоченным областным органом по управлению областным государственным имуществом решения о передаче имущества в безвозмездное пользование.(абзац в редакции, введенной в действие с 09.01.2017 года Законом Томской области от 29 декабря 2016 года № 169-ОЗНепредставление областным государственным учреждением указанных результатов экспертной оценки или предоставление результатов экспертной оценки, устанавливающих возможность ухудшения условий образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, социальной защиты и социального обслуживания детей в результате заключения договора безвозмездного пользования имуществом влечет отказ в согласовании решения о передаче имущества в безвозмездное пользование.(Часть в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 12 августа 2013 года № 137-ОЗ2. Договор безвозмездного пользования заключается по результатам проведения торгов , за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации областное государственное имущество может быть предоставлено в безвозмездное пользование без проведения торгов. (Часть в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 12 мая 2011 года № 80-ОЗ3. Часть утратила силу с 09.01.2017 года - Законом Томской области от 29 декабря 2016 года № 169-ОЗ.. 4. Жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан предоставляются в безвозмездное пользование в порядке и на условиях, устанавливаемых Администрацией Томской области.(Статья в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 15.07.05 г. № 108-ОЗ.

Статья 11. Ссудодатели

1. Передача в безвозмездное пользование областного государственного имущества осуществляется уполномоченным областным органом по управлению областным государственным имуществом, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.2. Областные государственные унитарные предприятия вправе передавать в безвозмездное пользование принадлежащее им на праве хозяйственного ведения имущество в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Законом Томской области "Об областных государственных унитарных предприятиях". При этом областные государственные унитарные предприятия обязаны предоставлять уполномоченному областному органу по управлению областным государственным имуществом копии заключенных договоров безвозмездного пользования имуществом в срок не позднее 10 календарных дней с момента их заключения.(Часть в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 8 сентября 2009 года № 170-ОЗ3. Областные государственные бюджетные и автономные учреждения вправе самостоятельно передавать в безвозмездное пользование имущество, за исключением случаев, установленных действующим законодательством.Областные государственные автономные и бюджетные учреждения обязаны предоставлять уполномоченному областному органу по управлению областным государственным имуществом копии заключенных договоров безвозмездного пользования имуществом в срок не позднее 10 календарных дней с момента их заключения.(Часть в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 12 мая 2011 года № 80-ОЗ

4. Областные государственные казенные учреждения не вправе передавать в безвозмездное пользование имущество без согласия собственника.5. Областные государственные учреждения вправе в порядке, установленном действующим законодательством, передавать в безвозмездное пользование областное государственное имущество только в целях обеспечения более эффективной организации разрешенной учредительными документами деятельности и рационального использования такого имущества. (Части 4, 5 дополнительно введены Законом Томской области от 12 мая 2011 года № 80-ОЗ)

Статья 12. Ссудополучатели

Областное государственное имущество может быть предоставлено в безвозмездное пользование:органам государственной власти Томской области, иным государственным органам Томской области;областным государственным учреждениям;иным лицам, определенным настоящим Законом и постановлениями Законодательной Думы Томской области.(Статья в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 12 мая 2011 года № 80-ОЗ

Статья 13. Порядок пользования переданным в безвозмездное пользование областным государственным имуществом

Ссудополучатель не вправе передавать областное государственное имущество в аренду и передавать свои права и обязанности по договору безвозмездного пользования другому лицу, предоставлять имущество в безвозмездное пользование третьим лицам, а также отдавать свои права по договору безвозмездного пользования в залог, вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ, а также иным образом распоряжаться переданным ему в безвозмездное пользование областным государственным имуществом за исключением случаев, предусмотренных абзацами вторым - четвертым настоящей статьи.(абзац в редакции, введенной в действие с 30.03.2018 года Законом Томской области от 12 марта 2018 года № 19-ОЗСсудополучатель жилых помещений в общежитиях, которые включены в специализированный жилищный фонд Томской области, вправе передавать такие помещения по договорам найма жилого помещения в общежитии гражданам на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения при наличии оснований, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации.(абзац дополнительно введен с 01.08.2016 года Законом Томской области от 12 июля 2016 года № 72-ОЗ)Ссудополучатель вправе с письменного согласия ссудодателя передавать в аренду часть недвижимого имущества для размещения сетей связи на срок, не превышающий срока действия заключенного с таким ссудополучателем договора безвозмездного пользования, если договором безвозмездного пользования предусмотрена возможность передачи имущества в аренду, а также установлена обязанность ссудополучателя перечислять полученную им арендную плату в областной бюджет.(абзац дополнительно введен с 29.11.2016 года Законом Томской области от 11 ноября 2016 года № 132-ОЗ)Ссудополучатель жилого помещения, являющийся юридическим лицом, вправе с письменного согласия ссудодателя передавать такое жилое помещение в безвозмездное пользование для проживания в нем граждан.(абзац дополнительно введен с 30.03.2018 года Законом Томской области от 12 марта 2018 года № 19-ОЗ)

Глава 4. Заключительные положения

Статья 14. Порядок вступления в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.2. Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившим силу Закон Томской области от 07 декабря 1998 года N 33-ОЗ "О порядке передачи в аренду государственного имущества в Томской области" (Официальные ведомости Государственной Думы Томской области, 1998, № 8 (30), постановление от 23.10.98 № 169).3. Условия договоров аренды и безвозмездного пользования, действующих на дату вступления в силу настоящего Закона, сохраняют силу до окончания срока действия договоров.

Статья 15. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом

1. Администрации Томской области привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.2. Администрации Томской области принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию настоящего Закона.

Глава Администрации (Губернатор)Томской областиВ.М. Кресс

docs.cntd.ru

Аренда муниципального имущества

У многих предпринимателей самой емкой статьей расходов является аренда помещения под магазин (офис, склад). Поэтому в целях экономии продумываются все варианты съема помещений, имеющих низкую стоимость. Один из них – аренда муниципального имущества. Стоимость съема муниципальной площади в некоторых случаях не отличается от аренды по коммерческим предложениям. Однако большинство вариантов имеет смысл рассмотреть, хотя заключение договоров аренды такого типа – трудоемкий и затратный процесс.

Аренда муниципального имущества

Какое имущество относится к муниципальному

Аренда государственного и муниципального имущества в последнее время пользуется небывалой популярностью. Причиной тому – совершенствование законодательных требований и высокая стабильность договоров по сравнению с аналогичными сделками, проведенными с коммерческими структурами.

По правилам ст. 214 ГК РФ, государственная собственность в РФ – это имущество, которым государство владеет по праву собственности. Также к этой категории относится имущество, владельцем которой по праву собственности могут быть:

  • Автономный округ.
  • Республика.
  • Край.
  • Автономная область.
  • Города федерального значения.

К муниципальной собственности относится имущество, владельцами которого являются:

  • Сельские, городские поселения.
  • Другие муниципальные структуры.

Органы власти, придерживаясь требований законодательных нормативов, имеют право приобретать муниципальные площади, выступать от имени муниципальных структур в суде и выполнять обязанности и имущественные права (ст. 215 ГК РФ).

Как взять его в аренду

В соответствии с Законом № 135-ФЗ, ст. 17.1, при сдаче в аренду муниципального или государственного помещения в обязательном порядке заключается договор. Осуществить данную сделку возможно только после проведения торгов (конкурса, аукциона). Без торгов в аренду предоставляется собственность:

  • Для расположения на объектах сетей связи, почты.
  • Палат торгово-промышленного назначения.
  • На замену снесенного (реконструированного) сооружения.
  • Нотариальных или адвокатских контор.
  • Организациям, специализирующимся в направлении услуг образования.
  • Медицинским компаниям.
  • По международным договорам.
  • Политическим партиям, общественным движениям.
  • На срок до 30 суток в течение 6 следующих месяцев.

Чтобы арендовать имущество, принадлежащее государству, предпринимателю нужно обратиться в учреждение, за которым закреплен объект, или в управляющую компанию, курирующую данное помещение. Часто перечень площадей, предназначенных для предоставления в аренду, размещаются на сайтах государственных структур. Если интересующей информации нет, необходимо обратиться в соответствующий орган для подачи заявления лично.

У предпринимателя, неукоснительно выполнявшего свои обязанности на протяжении действия аренды, есть возможность заключить договор на новый срок с арендодателем без торгов.

Действуем по порядку

Предоставление площади муниципального назначения имеет установленный порядок и совершается после проведения торгов. Они могут проходить в электронном режиме или как официальное мероприятие. Форма проведения определяется ст. 448 ГК РФ и состоит из следующих пунктов:

  • Оповещение о проведении торгов.
  • Разработка документации.
  • Прием заявок от участников.
  • Проведение основного этапа торгов.
  • Завершающий тур торгов, определяющий победителя.
  • Оформление соглашения с выбранным лицом.

В соответствии с п. 2 вышеуказанной статьи участник должен отвечать требованиям, выдвинутым законодательством. Им может являться и юридическое, и физическое лицо, а также ИП, в интересах которого – выиграть торги и взять в аренду муниципальное (государственное) имущество.

Оформление договора

После проведения торгов победитель подписывает с организатором протокол о результатах (он имеет юридическую силу договора) и оформляет типовой договор. Правила заключения документа регламентированы ст. 447 ГК РФ. Образец документа можно посмотреть здесь.

Продление договора аренды возможно только в результате проведения нового конкурса (аукциона, торгов) на право заключения договора аренды муниципальной недвижимости (ст. 17.1 № 135-ФЗ). Однако у предпринимателя, неукоснительно выполнявшего свои обязанности на протяжении действия аренды, есть возможность заключить договор на новый срок с арендодателем без торгов, если будут соблюдены следующие требования:

  • Срок действия нового договора составляет не менее 3 лет. Он может быть уменьшен по заявлению арендатора.
  • Размер регулярной платы за аренду определяется после оценивания рыночной цены объекта, а оценка проведена по всем правилам законодательства, регулирующего оценочные мероприятия в РФ.

По правилам ст. 651 ГК РФ, в отношении недвижимого имущества, взятого в аренду на срок более 12 месяцев, должна применяться государственная регистрация. Договор аренды муниципальной недвижимости на срок до 1 года обязательно регистрируется в Комитете по управлению имуществом.

Как расторгать договоры

Законом установлено, что договор аренды муниципального имущества расторгается:

  • По соглашению сторон.
  • При невыполнении одного из партнеров условий договора, в результате чего другой партнер потерпел ущерб.
  • В других случаях, предусмотренных законодательством (вышел срок аренды, по требованию одной из сторон о досрочном прекращении отношений) (ст. 450 ГК РФ).

Расторжение происходит после составления соглашения об окончании арендных отношений, которое имеет форму, аналогичную договору аренды (ст. 452 ГК РФ).

Так как договоры об аренде муниципального имущества подлежат обязательной регистрации (если заключены на срок более 1 года), соглашение о завершении аренды площади также необходимо официально зарегистрировать. Кроме этого, обе стороны должны направить в орган, совершающий регистрацию прав на имущество, заявление, подтверждающее добровольное согласие об окончании арендных отношений. Если один из партнеров не согласен и уклоняется от расторжения, другая сторона обращается в суд с требованием об официальной регистрации данного соглашения.

Зная все тонкости этой задачи и выиграв торги, предприниматель может заключить договор об аренде муниципального имущества. Такой вариант считается выгодным, так как такие площади можно арендовать за приемлемую стоимость. Добросовестно выполняя все пункты договора и не нарушая условия аренды, пользоваться муниципальными помещениями можно в течение долгого срока.

zhazhda.biz

О Перечне государственного имущества Ульяновской области, предназначенного для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства (с изменениями на 30 октября 2017 года), Постановление Правительства Ульяновской области от 29 апреля 2009 года №185-п

О перечне государственного имущества Ульяновской области, предназначенного для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 апреля 2009 года N 185-П

(с изменениями на 30 октября 2017 года)

____________________________________________________________________Документ с изменениями, внесенными на основанииПостановления Правительства Ульяновской области от 29.06.2011 N 292-П Постановления Правительства Ульяновской области от 18.05.2012 N 228-ППостановления Правительства Ульяновской области от 25.09.2013 N 442-П Постановления Правительства Ульяновской области от 26.10.2015 N 543-ППостановления Правительства Ульяновской области от 30.10.2017 N 524-П ____________________________________________________________________

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", в целях оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, Правительство Ульяновской области постановляет:

1. Утвердить:1.1. Порядок формирования, ведения и обязательного опубликования Перечня государственного имущества Ульяновской области, предназначенного для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства (приложение N 1).1.2. Порядок и условия предоставления в аренду государственного имущества Ульяновской области, включенного в Перечень государственного имущества Ульяновской области, предназначенного для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства (приложение N 2).2. Утратил силу. - Постановление Правительства Ульяновской области от 26.10.2015 N 543-П.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области сформировать Перечень муниципального имущества, предназначенного для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства.4. Утратил силу. - Постановление Правительства Ульяновской области от 25.09.2013 N 442-П.

Исполняющий обязанностиГубернатора - ПредседателяПравительстваУльяновской областиВ.П.КОЗИН

Приложение N 1 к постановлению.Порядок формирования, ведения и обязательного опубликования перечня государственного имущества ульяновской области, предназначенного для предоставления в аренду

Приложение N 1к постановлениюПравительстваУльяновской областиот 29 апреля 2009 года N 185-П

1. Перечень государственного имущества Ульяновской области, предназначенного для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства (далее Перечень государственного имущества), формируется за счет государственного имущества Ульяновской области, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства).2. В Перечень государственного имущества, формируемый Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (далее - Агентство), могут включаться здания, строения, сооружения, нежилые помещения, оборудование, машины, механизмы, установки, транспортные средства и прочее имущество.3. В Перечень государственного имущества включается имущество с указанием следующих сведений: наименование имущества, адрес (местонахождение), площадь и иные сведения, позволяющие индивидуализировать его данные (характеристики имущества).4. Агентство направляет предварительно сформированный Перечень государственного имущества в Министерство экономического развития Ульяновской области. Министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области рассматривает и направляет рекомендации в Департамент не позднее 25 дней со дня поступления Перечня государственного имущества.5. Агентство при условии положительных рекомендаций Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области либо при отсутствии рекомендаций в установленный срок готовит проект постановления Правительства Ульяновской области об утверждении Перечня государственного имущества.6. Имущество, включенное в Перечень государственного имущества, может быть исключено из него при условии отсутствия заявок на предоставление имущества в аренду в течение шести месяцев со дня публикации предложения о сдаче в аренду.7. Имущество исключается из Перечня государственного имущества по инициативе Агентства по согласованию с Министерством развития конкуренции и экономики Ульяновской области.8. Перечень государственного имущества дополняется ежегодно до 1 ноября текущего года имуществом в порядке, предусмотренном пунктом 4 настоящего Порядка.9. Перечень государственного имущества ведется на бумажном и электронном носителях.10. Перечень государственного имущества подлежит обязательному опубликованию в газете "Ульяновская правда", а также размещению в сети "Интернет" на официальном сайте Агентства и на официальном сайте информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Приложение N 2 к постановлению. Порядок и условия предоставления в аренду государственного имущества ульяновской области, включенного в перечень государственного имущества ульяновской области,

Приложение N 2к постановлениюПравительстваУльяновской областиот 29 апреля 2009 года N 185-П

1. Арендаторами имущества, включенного в Перечень государственного имущества Ульяновской области, предназначенного для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства (далее - Перечень государственного имущества), могут быть:субъекты малого и среднего предпринимательства, отвечающие критериям отнесения к числу субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";организации, образующие инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства и осуществляющие деятельность в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".2. Арендная плата за пользование имуществом, включенным в Перечень государственного имущества, определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.3. Договор аренды имущества заключается на срок не менее пяти лет.4. Имущество, включенное в Перечень государственного имущества, субъектам малого и среднего предпринимательства предоставляется в аренду на долгосрочной основе по итогам торгов. 5. При предоставлении в аренду имущества, включенного в Перечень государственного имущества, субъектам малого и среднего предпринимательства, занимающимся социально значимыми видами деятельности и иными установленными государственными программами (подпрограммами) Ульяновской области приоритетными видами деятельности, применяется льготная арендная плата.Льгота по арендной плате устанавливается в первые три года пользования имуществом по договору аренды. Размер льготной арендной платы устанавливается от величины арендной платы, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности:в первый год аренды - 40 процентов;во второй год аренды - 60 процентов;в третий год аренды - 80 процентов;в четвертый год аренды и далее - 100 процентов.6. Субъекты малого и среднего предпринимательства, претендующие на льготную арендную плату, представляют в Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области заявление с указанием осуществляемых видов деятельности, относящихся к социально значимым и иным установленным государственными программами (подпрограммами) Ульяновской области приоритетным видам деятельности. Данное заявление должно быть согласовано с Министерством развития конкуренции и экономики Ульяновской области.7. В целях контроля за использованием имущества, переданного в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим социально значимые и иные установленные государственными программами (подпрограммами) Ульяновской области приоритетные виды деятельности, Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области осуществляет проверки не реже двух раз в год, о чем указывается в договоре аренды.8. Льготы по арендной плате отменяются, и арендная плата подлежит уплате в полном объеме с момента установления факта нарушения использования имущества либо момента уведомления арендатором об изменении вида деятельности.9. Торги на право заключения договора аренды проводятся в виде аукциона, открытого по форме подачи предложений о цене за право на заключение договора аренды.10. Предметом аукциона является право на заключение договора аренды.11. Начальная цена предмета аукциона - начальная цена права на заключение договора аренды устанавливается в размере месячной арендной платы. Шаг аукциона и срок аренды устанавливаются организатором аукциона самостоятельно. Шаг аукциона устанавливается не более 5 процентов от начальной цены права на заключение договора аренды.12. В качестве организатора аукциона выступает Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области.13. Для проведения аукциона Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области утверждается состав комиссии по проведению аукциона. В состав комиссии включается представитель исполнительного органа государственной власти Ульяновской области по вопросам развития малого и среднего предпринимательства.14. Проведение аукционов на право заключения договоров аренды осуществляется в соответствии с законодательством.

docs.cntd.ru