Глава 2. Предмет и структура экономической теории Учебные вопросы:. Предмет и объект экономической науки


1 Предмет, цели и функции экономической науки. Эволюция представлений о предмете экономической науки.

Предметом экономической теории является деятельность людей, использующих ограниченные ресурсы для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.При изучении предмета экономической теории с целью более четкого его осмысления целесообразно выделять: сферу исследования – экономическая жизнь или среда, в которой осуществляется хозяйственная деятельность;объект исследования – экономические явления; субъект исследования – человек, группа людей, государство. Основная задача экономической теории - дать не просто описание экономических явлений, а показать их взаимосвязь и взаимообусловленность, т.е. раскрыть систему экономических явлений, процессов и законов. Цели:1.формирование эконом.мышления;2.понимание эконом политики государств;3.понимание деятельности предприятий;4.умение принимать эконом решения;5.понимание международных отношений.

Функции экономической теории:1. познавательная или научная;2.практическая или прикладная; 3 прогностическая; 4.методологическая.

Как всякая наука, экономическая теория имеет дело с фактами, явлениями, условиями в сфере экономики. Описание, обобщение и объяснение экономических процессов составляют познавательную функцию экономической теории (например, уровень безработицы, инфляции). В этой функции экономическая теория изучает то, что есть в экономике, дает научные представления об экономических процессах. Но в отличие от естественных наук экономическая теория изучает процессы, которые реализуются через поведение людей в производстве, обмене, распределении и потреблении материальных благ. Отсюда другая - практическая функция экономической науки. Она обосновывает необходимость определенных действий, определенного экономического поведения людей, т. е. какие конкретные действия человека смогут обеспечить ему наилучший результат. Следовательно, в практической функции экономическая наука определяет не то, что есть, а то, что должно быть, т. е. какие конкретные условия экономики желательны или нежелательны для общества (например, уровень безработицы и инфляции следует сократить).Прогностическая функция экономической теории состоит в определении перспектив социально-экономического развития на будущее. Эта функция связана с разработкой перспективных критериев и показателей. Особое значение она имеет при разработке планов и прогнозов развития национальной экономики. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ Э.Т. состоит в том, что она есть методологической основой для других наук, в частности, отраслевых экономик Э.Т. является базой таких наук, как экономическая география, экономическая статистика, экономическое моделирование и т.д.Иногда выделяют воспитательную функцию, которая заключается в формировании экономического образа мышления. В ходе развития экономической теории как науки менялись и взгляды на ее предмет, причем здесь с известной степенью условности можно выделить три основных этапа (периода): экономия – как набор знаний по организации (ведению) хозяйства;

политическая экономия – как отражение появления систематизированного знания о сущности, целях и задачах экономической системы;

экономикс – как современный этап эволюционного развития экономической науки, учитывающий изменения в методологии исследований и подходах к анализу экономических процессов, явлений. В центре внимания – проблемы использования людьми ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей. Условные этапы: 1.Древняя Греция – её философия. (Платон, Аристотель…) Период рабовладения. Основная отрасль – сельское хозяйство/аграрное производство. Основной ресурс – земля. Раб – «говорящее орудие труда». Богатство ассоциируется с деньгами. Источник этого богатства – механизм его появления и роста – торговля (сфера обращения и обмена товара). Появляются понятия «торговля», «обмен», «деньги», «цена», «стоимость», «меновая стоимость товара» (Аристотель). Появляется понятие «экономика» (Ксенофон). «Законы ведения домашнего хозяйства» Аристотель.

2.Школа меркантилизма (итал. merkante – купец) = 16-17 века. Сформировалась в Италии. Наиболее известные имена: William Stattford, Мон-Кретьен, Польбери (Франция), Пасажков (Россия). Период формирования школ меркантилизма – разложение феодальных отношений и зарождения капитализма, «период первоначального накопления капитала» К.Маркса.

Социальная база – купеческий (торговый) класс. Италия  развитие внешней торговли. Ставится вопрос о механизации роста доходов. Богатство общества (государства, нации) – золото, деньги. Источник богатства – внешняя торговля. Приток богатства – за счёт активного торгового баланса (экспорт преобладает над импортом).

Обоснование идеи государственного регулирования внешней торговли и политики протекционизма (политика, ограничения экспорта/импорта  например, введение таможенных пошлин (барьеров) или запретов на ввоз или вывоз отдельных видов продукции  Для защиты от конкуренции зарубежных товаров от национальных производителей.) Затем появилась Free trade.

Приблизительно в 18 веке было введено понятие «политическая экономия» или «политэкономия» -- стало названием науки экономики.

3.Школа физиогратии. В переводе с греческого «гратос» -- власть, «физио» -- природа. Возникла во Франции, в 18в.

Разложение феодальных отношений, формирование буржуазного класса. Основная сфера хозяйства – сельское хозяйство и аграрный сектор экономики. Богатство общества – произведённые товары (продукты).

Источник роста богатства – труд. Использование свободного наёмного труда в сельском хозяйстве (фермерство). От сферы обращения  к сфере производства.  Школа физиогратии  источник богатства ищет не в сфере обращения, а в сфере производства.

studfiles.net

Глава 2. Предмет и структура экономической теории Учебные вопросы:

10

ЭТ.- 2005. – Глава 2

  1. Экономическая наука и экономическая теория: объект и предмет исследования.

  2. Эволюция предмета и основных направлений экономической теории.

1. Экономическая наука и экономическая теория: объект и предмет исследования

Прежде чем определить место экономической теории в экономической науке в целом, необходимо выявить общее соотношение таких понятий, как "наука" и "теория".

Наука — это система знаний о закономерностях и путях развития объективной реальности, либо отдельная отрасль таких знаний. Она предстает как важнейшая форма общественного сознания, а также как севера человеческой деятельности, в процессе которой осуществляется выработка и систематизация знаний о существующей действительности. Наука включает как деятельность по производству новых зна­ний, так и ее результат: определенный объем информации и сумму знаний, лежащие в основе научной картины мира.

Известно также, что теория — это высшая форма зна­ния научной картины мира, система наиболее общих основ­ных идей в той или иной отрасли познания. Она дает целост­ное представление о закономерностях и существенных связях действительности. Теория, таким образом, является не просто частью науки, а ее "тонким срезом", отражающим высший уровень обобщений, которые содержат характерис­тику выявленных законов развития реальности. Можно зак­лючить, что наука и теория не противоречат друг другу, они соотносятся как "целое" и "часть". При этом, однако, не нужно забывать, что теория всегда является основным итогом науч­ного поиска.

С точки зрения различных сфер человеческой деятель­ности, можно говорить о системе наук, которая условно со­стоит из естественных, общественных и технических наук. Естественные науки связаны с накоплением знаний и выяв­лением закономерностей развития природы, среды обитания человека. Здесь исследуются процессы, отражающие отно­шение человека к окружающей его, а также процессы, свя­занные с отношением людей друг с другом по поводу их воз­действия на природу. Общественные науки отражают объек­тивные процессы развития человеческого общества. Объек­том данных наук являются взаимосвязи и взаимодействия людей в политической, экономической, культурной и других сферах общественного бытия. Технические науки связаны с накоплением знаний о средствах производства и новых тех­нологиях, а также с выявлением тенденций их развития. Здесь исследуется отношение человека к традиционной и новой тех­нике, а также рассматриваются отношения людей друг с дру­гом по поводу техники и технологии создания благ.

В рамках естественных, общественных и технических наук следует различать фундаментальные и прикладные науки. Фундаментальные науки отражают наиболее общие законы и закономерности развития действительности. Уровень и ди­намика их развития непосредственно определяются качеством образования людей, их способностью познать сущность явле­ний природы и общественной жизни. Фундаментальные зна­ния составляются обобщений и выводов. Прикладные науки основывают свои положения на данных фундаментальных наук и реализуются в прикладных знаниях, которые выступают аргументацией практической деятельности человека. Эта де­ятельность, в свою очередь, служит эмпирическим, первич­ным материалом для развития фундаментальных наук, по­скольку является основой формирования новых выводов и умозаключений.

В этом контексте следует рассматривать соотношение экономической науки и экономической теории. Объектом эко­номической науки служит вся сфера человеческой деятельмм1ти по созданию и использованию требуемых личности и обществу благ. При этом предметом экономической науки выступает не вся сфера этой деятельности, а хозяйствование, осуществляемое в условиях рационального экономического выбора и отражающее взаимосвязь потребностей и ресурсов.

Экономическая теория является важнейшей составной Честью экономической науки. Объектом экономической теории и являются не все, а наиболее существенные связи, присущие различным экономическим процессам. Имеются в виду причинно-следственные связи, характеризующие развитие экономических систем, формирование и воспроизводство собственности, динамику способов производства, распределения, обмена и потребления благ и т. д. Теоретическое выражение этих и многих других объективных процессов происходит че­рез соответствующие экономические категории и законы.

Предметом экономической теории является самая "инт­ригующая" часть отмеченных существенных связей и отно­шений, которая заключается в сложной и противоречивой системе экономических отношений, возникающих между хозяйственными субъектами всех уровней, стремящимися к наиболее рациональному использованию своих ограниченных ресурсов. Поскольку предмет экономической теории связан с деятельностью людей, то экономическая теория является общественной наукой. Нетрудно заключить, что экономи­ческая теория предстает как фундаментальная экономичес­кая наука, или как фундаментальный "срез" экономической науки в целом. Другие ее "срезы" являются прикладными, отражающими конкретные, более поверхностные сферы хо­зяйствования.

Для выявления структуры предмета экономической тео­рии необходимо исследовать элементы, системы экономи­ческих отношений. Решить эту задачу помогут рассмотрен­ные ранее фазы воспроизводственного процесса.

На стадии производства благ хозяйственные субъекты вза­имодействуют с вещественными и невещественными факто­рами производства, а также вступают в отношения друг с другом по поводу их рационального использования. Здесь фор­мируется система производственно-экономических отношений, являющаяся предметом экономической теории ра­ционального использования ограниченных ресурсов. Эти от­ношения возникают как в рамках домохозяйств и отдельных предприятий (теория микроэкономики), так и в масштабе всего национального хозяйства (теория макроэкономики).

На стадии распределения, обмена и потребления благ возникают отношения между людьми по поводу определения доли каждого хозяйственного агента в созданном объеме благ. Кроме того, возникает необходимость правового, т. е. спра­ведливого обмена благами, созданными различными производителями в рамках разделения труда и творчества. В про­цессе потребления проявляется целевая функция производ­ства, его социальная направленность. Очевидно, что здесь экономические процессы непосредственно определяют содер­жание социальных отношений, "социальное" и "экономическое" выступает в единстве и взаимодействии. Таким образом, формируется и развивается система социально-экономи­ческих отношений, возникающих в связи с выявлением и обоснованием путей и механизмов социально справедливого распределения и обмена при активном влиянии социальных факторов на прогрессивное экономическое развитие обще­ства. Данная система отношений становится предметом само­стоятельной социально-экономической теории, призванной разработать и показать, с одной стороны, пути социально направленного экономического развития, а с другой — совершенствования системы социальных отношений. Социаль­но-экономическая теория исследует, прежде всего, вопросы собственности и связанные с ней экономические интересы людей, анализирует экономику как социально-экономическую систему, рассматривает экономический строй общества и конкретные модели экономики.

Производственно-экономические и социально-экономичес­кие отношения составляют как бы "жесткую" основу систе­мы экономических отношений. Однако названные отношения требуют регулирования и определенной координации, что внешне проявляется в организации и самоорганизации, уп­равлении и самоуправлении хозяйственных агентов. В итоге формируются и воспроизводятся различные институты в форме норм, правил, установок, а также институциональные устройства в форме организаций. Другими словами, объективно формируется система организационно-эконо­мических отношений, выступающая в качестве "мягкой" неновы экономических отношений в целом. Организационно-экономические отношения предстают в качестве основы ин­ституциональной экономической теории, которая исследует как отдельные институты, так и их систему, оказываю­щую влияние на все аспекты хозяйственной деятельности. Институциональная экономическая теория изучает формы развития производственно-экономических и социально-эконо­мических отношений хозяйственных субъектов.

Экономическим отношениям присущи свои особенности и закономерности развития. В основе всякого развития, как известно, лежат определенные противоречия. Познать про­тиворечия экономических отношений означает познать зако­ны их развития, которые позволяют научно, обоснованно выстраивать управление хозяйственной деятельностью.

Таким образом, экономическая теория — это фунда­ментальная общественная наука о законах развития эконо­мики и, прежде всего, системы экономических отношений. Экономическая теория тесно взаимодействует с другими об­щественными науками, что обусловливается сложностью и противоречиями развития личности и общества.

Важнейшей особенностью современной экономической теории является то, что в рамках ее предмета все более обособленной видится система отношений, возникающих по поводу создания интеллектуальных продуктов в форме новых знаний, инновационных технологий и других благ, создаваемых на основе использования воспроизводимых ресур­сов. В связи с этим формируется новая, или неоэкономичес­кая теория, изучающая законы развития такой системы экономических отношений, в которой все более значимую роль играют отношение сфере расширенного воспроизводства интеллектуальных продуктов. Теперь общую структуру эко­номической теории можно представить следующим образом (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Структура современной экономической теории.

Следует отметить, что системный взгляд на экономичес­кие отношения и законы их развития сформировался не сра­зу. В связи с этим нужно различать периоды предыстории и становления научной системы экономической теории, кото­рые характеризуют различными учениями, отражающими тот или иной этап развития экономических отношений.

studfiles.net

Объект и предмет исследования экономической науки

Стр 1 из 6Следующая ⇒

Объект и предмет исследования экономической науки

Современная экономика обычно рассматривается с двух точек зрения: как сфера хозяйственной деятельности людей, обеспечивающая их всем необходимым, и как наука, изучающая данную сферу.

Экономика – это совокупность средств, объектов, процессов, используемых людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей путём создания необходимых человеку благ, условий и средств существования с применением труда. Экономика как самостоятельная наука, представляющая собой систему экономических знаний, стала формироваться примерно в ХХ веке. Экономика– это наука о хозяйственной деятельности, способах её ведения, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров, закономерностях протекания хозяйственных процессов.

Современная экономическая наука в зависимости от своей предметной области традиционно подразделяется на два больших раздела: макроэкономику и микроэкономику.

Макроэкономика (macroeconomics) – раздел экономической науки, посвящённый изучению крупномасштабных экономических явлений и процессов, относящихся к экономике страны, её хозяйству в целом. Макроэкономика изучает народное хозяйство в целом, как единую интегрированную систему.

Микроэкономика (microeconomics)– область экономической науки, связанная с изучением относительно маломасштабных экономических процессов, субъектов, явлений, в основном предприятий, фирм, предпринимателей, потребителей, их хозяйственной деятельности, экономических отношений между ними, отдельных рынков. Микроэкономика имеет дело с такими субъектами экономики, как производители (продавцы) и потреби­тели (покупатели), объясняя их поведение, исследуя экономические отношения между ними по поводу про­изводства, обмена, распределения и потребления экономических благ.

Таким образом, объектами исследования экономикикак науки являются хозяйствующие субъекты (производители и потребители). В качестве предметапризнаются экономические отноше­ния между хозяйствующими субъектами по поводу эффективного использования ограниченных ресурсов; принятия решений отдельными субъектами экономики в условиях экономического выбора.

Как наука экономика выполняет определённые функции: познавательная; теоретическая; методологическая; аналитическая; прогностическая; практическая (прагматическая); идеологическая (воспитательная).

Изучение экономической науки происходит через познание её категорий и законов.Экономические категории – это важнейшие понятия экономической науки, отражающие наиболее общие и существенные стороны экономических явлений и процессов, например, деньги, стоимость, цена, труди т.д. Экономические категории носят объективный характер, отражают конкретные производственные отношения, историчны по своей природе.

Методология любой науки всегда включает в себя как общенаучные методы, используемые многими отраслями науки, так и специальные, используемые преимущественно данной наукой.

Общенаучными методами, используемыми экономической наукой, являются: индукция и дедукция, анализ и синтез, метод аналогии и другие (методы качественного и количественного анализа, логического и исторического анализа, метод научной абстракции, причинно-следственный (каузальный), эмпирический).

Основными специальными методами, используемыми экономической наукой, являются: позитивный и нормативный анализ, предельный анализ, функциональный анализ, равновесный подход, метод верифицируемости, моделирование и др.

Как правило, исследователями в области экономики рассмотренные методы применяются в сочетании друг с другом, успешно дополняя друг друга.

Рис. 2.1.1. Модель экономического кругооборота

Воспроизводство экономической системы

Внутри любой экономической системы протекает процесс постоянного производства благ из ресурсов для удовлетворения потребностей, а также воссоздание израсходованных факторов производства (природных ресурсов, рабочей силы, средств производства). Процесс воспроизводства - это непрерывно возобновляющийся процесс, включающий в себя производство благ, их обмен, распределение и потребление. Воспроизводственный цикл экономической системы включает в себя ряд этапов: производство, распределение, обмен, потребление.

Производство - это процесс использования рабочей силы, оборудования, природных ресурсов и материалов с целью изготовления определённых товаров и услуг. Производство осуществляется благодаря взаимодействию трёх элементов: труда человека, предмета труда и средств труда.

Распределение – установление определённых пропорций, в которых субъекты воспроизводственного процесса принимают участие в производстве продукции. В результате распределения устанавливается доля каждого из участников производственного процесса в произведённом продукте.

Обращение- обменпосредством купли-продажи, одна из форм движения ценностей в процессе их воспроизводства, охватывающая преимущественным образом торговую сферу. В результате обмена (обращения) осуществляется движение произведенных благ между субъектами, в результате которого каждый субъект получает конкретную форму продукта, нужного ему для удовлетворения его текущих потребностей.

Потребление– применение и использование материальных и иных благ в целях удовлетворения человеческих потребностей. Потребление может быть производственным и непроизводственным (собственно потреблением).

В зависимости от объёмов воспроизводства благ различают простое, суженное и расширенное воспроизводство экономической системы. Простое воспроизводство – процесс, при котором ежегодно производится неизменный объём продукта. При простом воспроизводстве почти весь произведённый продукт направляется на потребление. Простое воспроизводство было характерно для доиндустриального хозяйства, когда преобладало сельскохозяйственное и ремесленное производство, основанное на ручном труде. Суженное воспроизводство характеризуется постоянным уменьшением количества производимых материальных благ в результате сокращения используемых ресурсов, сужении потребностей. Оно проявляется в периоды кризисного состояния экономики, ситуации исчерпания невозобновимых ресурсов, войн, вооружённых конфликтов и т.д. Расширенное воспроизводство характеризуется постоянным увеличением объёма выпускаемой продукции. Оно типично для индустриального производства, основанного на непрерывном внедрении достижений научно-технического прогресса, осуществляется за счёт привлечения дополнительного количества ресурсов, базируется на качественном и количественном расширении потребностей.

Расширенноевоспроизводство может осуществляться двумя путями:

1. Экстенсивное расширенное воспроизводство осуществляется за счёт вовлечения дополнительных трудовых и природных ресурсов, средств производства без изменения их технической основы.

2. Интенсивное расширенное воспроизводство происходит на основе технического совершенствования средств производства и рабочей силы.

Процесс воспроизводства характеризует экономическую систему как сложный саморазвивающийся механизм, охватывающий процессы производства, распределения, обмена и потребления благ в конкретных общественно исторических условиях.

Рис. 2.4.1. Кривая производственных возможностей

 

Анализ кривой производственных возможностей позволяет сфор­мулировать ряд важнейших экономических положений.

1. При полном использовании ресурсов и неизменной технологии увеличение производства одного продукта приводит к сокращению производства другого.

2. Если производство находится левее КПВ (например, в точке N),это означает, что имеющиеся ресурсы используются не полностью.

3. Точка М при данных ресурсах и имеющейся технологии для про­изводства недостижима. Одновременное увеличение выпуска всех товаров возможно лишь при экономическом росте, т. е. увеличении экономического потенциала системы.

4. Любое производство является эффективным, если при данных ресурсах нельзя увеличить выпуск одного блага без снижения выпуска другого, следовательно, любая точка, лежащая на КПВ, является эффективной.

5. Издержки производства одного продукта могут быть выражены в количестве продукта, от производства которого приходится отказаться в связи с производством первого. Так, увеличение производства автомобилей с нуля до 2 шт. «обошлось» в 5 шт. мотоциклов, от производства которых пришлось отказаться. Можно сказать, что 2 автомобиля стоят 5 мотоциклов. В экономике такие издержки производства называются альтернативными (вменёнными). Альтернативные (вменённые) издержки про­изводства — это издержки производства товаров и услуг, измеряемые стоимостью наилучшей упущенной возможности использования затраченных на их создание факторов производства.

6. Равное, последовательное увеличение производства одного товара обходится всё дороже и дороже: первые 2 автомобиля стоили 5 мотоциклов; вторые 2 автомобиля — уже 7 мотоциклов; третьи 2 автомобиля — 10 мотоциклов и т.д. В этом проявляется действие закона убывающей отдачи, суть которого применительно к КПВ заключается в том, что в условиях полного использования ресурсов и неизменной технологии для получения каждой дополнительной единицы одного товара приходится отказываться от всё возрастающего количества других товаров. Таким образом, перемещение производственных ресурсов из одной сферы применения в другую обусловливает возрастание вменённых издержек производства.

 

Эластичность и её измерение

Спрос и предложение на товары и услуги могут изменяться под влиянием различных факторов. Степень реагирования спроса и предложения на изменение какого-либо фактора определяется их эластичностью.Эластичность– мера изменения одного показателя по отношению к изменению другого, от которого зависит первый.

Количественно эластичность можно измерить с помощью коэффициента эластичности.Коэффициент эластичности– показатель, характеризующий меру чувствительности экономической величины по отношению к факторам, от которых она зависит. Коэффициент эластичности показывает степень количественного изменения одного фактора (например, величины спроса или предложения) в ответ на изменение другого фактора (например, цены, доходов, издержек) на 1 %:

Коэффициент эластичности может принимать значения от нуля до бесконечности. В зависимости от значения модуля коэффициента ценовой эластичности спроса или предложения различают следующие виды эластичности:

§ ε = ∞, или абсолютная эластичность, когда незначительное изменение какого-либо параметра повышает (или понижает) объём спроса или предложения на неограниченную величину;

§ |ε| > 1, или эластичный спрос (предложение), когда спрос или предложение меняются более высокими темпами, чем изменяется влияющий на них фактор;

§ |ε| = 1, или единичная эластичность, когда спрос или предложение изменяются теми же темпами, что и воздействующий на них фактор;

§ |ε| < 1, или неэластичный спрос (предложение), спрос или предложение меняются гораздо медленнее, чем изменяется влияющий на них фактор;

§ ε = 0, или абсолютная неэластичность, когда изменение какого-либо параметра рыночной конъюнктуры не влияет на величину спроса или предложения.

§ На практике применяются точечный и дуговой методы расчёта коэффициента эластичности. Метод точечной эластичностииспользуется при оценке эластичности в точке при небольших изменениях цены, например, в окрестностях равновесной цены. При этом применяется формула точечной эластичности:

§ или

§ При расчётах может использоваться уравнение функциональной связи рассматриваемых факторов, при этом точечная эластичность характеризует относительное изменение объёма спроса при бесконечно малом изменении цены:

§

§ Графически точечная эластичность определяется путём проведения касательной к кривой спроса (предложения). Так, наклон кривой спроса определяется значением тангенса угла касательной с осью Х. Значение коэффициента точечной эластичности спроса по цене будет обратно пропорционально тангенсу угла наклона. Если кривая спроса задана линейной функцией, например QDi = ai – bPi, то её наклон будет равен dQi / dPi = -b, тогда:

§

§ Метод дуговой эластичности применяется, когда изменения цены довольно значительны, а практические наблюдения не позволяют выявить функциональную зависимость между интересующими показателями. Дуговая эластичность показывает чувствительность спроса или предложения к изменению какого-либо фактора, например, цены в некотором диапазоне: от значения Р1 до значения Р2. В этом случае оценивается эластичность между двумя точками на кривой спроса или кривой предложения (см. рис. 5.1.2).

§ В расчётах обычно используют средние значения цены и количества товаров:

§ или

Эластичность спроса по цене

§ Эластичность спроса по цене характеризует степень изменения величины спроса в ответ на изменение цен. Эластичность спроса по цене– характеристика степени изменения величины спроса в ответ на изменение цены. Количественно она измеряется с помощью коэффициента прямой эластичности спроса по цене.Коэффициент прямой эластичности спроса по цене( )показывает, процентное изменение величины спроса на потребительский товар в ответ на однопроцентное изменение цены на него. Он может рассчитываться с использованием формул как точечной, так и дуговой эластичности:

§ или

§ Перекрёстная ценовая эластичность спросахарактеризует уровень изменения величины спроса на один товар, причиной которого служит изменение цены на другой товар. Количественно она измеряется с помощью коэффициента перекрёстной эластичности спроса по цене.Коэффициент перекрёстной эластичности спроса по цене– показатель, выражающий отношение процентного изменения в объёме спрашиваемого блага к процентному изменению цены другого блага. Он показывает, на сколько процентов изменится спрос на товар А при изменении цены на товар В на 1 %:

§

§ Перекрёстная эластичность показывает наличие связи в потреблении между рассматриваемыми товарами. Знак перед коэффициентом перекрестной эластичности имеет большое значение.

§ Если εcross > 0, т. е. если с повышением цены на товар В возрастает спрос на товар А, то данные товары являются взаимозаменяемыми(товарами-субститутами). Например, подорожавший рис (или гречу) потребители вынуждены заменять более дешёвым картофелем.

§ Если εcross < 0, т. е. если с повышением цен на товар В уменьшается спрос на товар А, то данные товары являются взаимодополняющими(товарами-комплементами). Так, рост цен на картриджи уменьшает спрос на принтеры, а рост цен на бензин снижает спрос на крупногабаритные автомобили.

§ Необходимо отметить, что товары могут быть индифферентны друг к другу (εcross = 0), т. е. изменение цен на один из них ничего не меняет в количественном спросе на другой, например, растущие цены на молоко не влияют на количество покупаемых карандашей.

Объект и предмет исследования экономической науки

Современная экономика обычно рассматривается с двух точек зрения: как сфера хозяйственной деятельности людей, обеспечивающая их всем необходимым, и как наука, изучающая данную сферу.

Экономика – это совокупность средств, объектов, процессов, используемых людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей путём создания необходимых человеку благ, условий и средств существования с применением труда. Экономика как самостоятельная наука, представляющая собой систему экономических знаний, стала формироваться примерно в ХХ веке. Экономика– это наука о хозяйственной деятельности, способах её ведения, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров, закономерностях протекания хозяйственных процессов.

Современная экономическая наука в зависимости от своей предметной области традиционно подразделяется на два больших раздела: макроэкономику и микроэкономику.

Макроэкономика (macroeconomics) – раздел экономической науки, посвящённый изучению крупномасштабных экономических явлений и процессов, относящихся к экономике страны, её хозяйству в целом. Макроэкономика изучает народное хозяйство в целом, как единую интегрированную систему.

Микроэкономика (microeconomics)– область экономической науки, связанная с изучением относительно маломасштабных экономических процессов, субъектов, явлений, в основном предприятий, фирм, предпринимателей, потребителей, их хозяйственной деятельности, экономических отношений между ними, отдельных рынков. Микроэкономика имеет дело с такими субъектами экономики, как производители (продавцы) и потреби­тели (покупатели), объясняя их поведение, исследуя экономические отношения между ними по поводу про­изводства, обмена, распределения и потребления экономических благ.

Таким образом, объектами исследования экономикикак науки являются хозяйствующие субъекты (производители и потребители). В качестве предметапризнаются экономические отноше­ния между хозяйствующими субъектами по поводу эффективного использования ограниченных ресурсов; принятия решений отдельными субъектами экономики в условиях экономического выбора.

Как наука экономика выполняет определённые функции: познавательная; теоретическая; методологическая; аналитическая; прогностическая; практическая (прагматическая); идеологическая (воспитательная).

Изучение экономической науки происходит через познание её категорий и законов.Экономические категории – это важнейшие понятия экономической науки, отражающие наиболее общие и существенные стороны экономических явлений и процессов, например, деньги, стоимость, цена, труди т.д. Экономические категории носят объективный характер, отражают конкретные производственные отношения, историчны по своей природе.

Методология любой науки всегда включает в себя как общенаучные методы, используемые многими отраслями науки, так и специальные, используемые преимущественно данной наукой.

Общенаучными методами, используемыми экономической наукой, являются: индукция и дедукция, анализ и синтез, метод аналогии и другие (методы качественного и количественного анализа, логического и исторического анализа, метод научной абстракции, причинно-следственный (каузальный), эмпирический).

Основными специальными методами, используемыми экономической наукой, являются: позитивный и нормативный анализ, предельный анализ, функциональный анализ, равновесный подход, метод верифицируемости, моделирование и др.

Как правило, исследователями в области экономики рассмотренные методы применяются в сочетании друг с другом, успешно дополняя друг друга.

Читайте также:

lektsia.com

Предмет и метод экономической науки

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Эволюция предмета экономической науки

2. Методология и методы экономической науки

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Экономическая наука играет важную роль в функционировании и развитии общества. В процессе становления и эволюции экономика прошла достаточно много периодов, для того, чтобы выделиться в отдельную отрасль науки.

С давних времен люди пытались определить, от чего зависит развитие человеческого общества и выяснить законы развития экономики. На сегодняшний день знание и понимание предмета, а также методов познания экономической сферы общественных отношений являются необходимым условием успешного функционирования экономических систем. Все это обуславливает актуальность настоящей работы.

В соответствии с актуальностью сформулирована тема работы – предмет и метод экономической науки.

Объектом исследования являются причинно-следственные связи экономических явлений и процессов, возникающие в сфере экономической деятельности субъектов экономики в ретроспективе.

Предметом исследования являются базисные понятия экономической науки: предмет, методология, метод.

В соответствии с целью и актуальностью определена цель работы – изучить теоретические основы экономической науки, а также их развитие через призму истории экономических учений.

В соответствии с целью сформулированы следующие задачи: рассмотреть эволюцию понятия «предмет экономической науки» во взаимосвязи с развитием истории экономических учений; определить современный подход к изучению предмета экономической науки; изучить современные методологические подходы, а также методы экономической науки.

Изучение экономики как особой сферы жизнедеятельности людей требует комплексного подхода к рассмотрению. Экономика – это наука о хозяйстве и хозяйствовании, а также отношениях между людьми в процессе хозяйствования[1] . При этом к хозяйству относится все, что участвует в действиях людей, направленных на получение и использование средств существования, а также удовлетворение потребностей.

Корни представления о предмете экономической науки с одной стороны, берут свое начало в философии, а с другой – в спорах о насущных проблемах и трудностях. Первоначальное представление о предмете экономической науки связано с экономическим учением Древнего мира, определявшего экономику как науку о богатстве, об умении налаживать состояние и делать деньги. Мыслители Средневековья связывали предмет экономической науки с обсуждением конкретных проблем и их решением, при этом основное внимание уделялось сфере обращения.

Рождение экономики как науки связано с меркантилизмом (первой школой экономической теории), определяется школами меркантилистов, физиократов и классической английской школой. Меркантилисты выражали интересы торговцев эпохи первоначального накопления капитала, таким образом, предметом их научных исследований было богатство, источником которого была торговля. Источник богатства связывался не со сферами производства и накопления капитала, а с излишком экспорта.

Как науку о национальном богатстве экономику определила школа физиократов, а также перенесла ее предмет из сферы обращения в сферу производства. Единственным источником богатства, по мнению сторонников этой школы, являлось сельское хозяйство. Промышленников они называли «бесплодным классом», который не производил новое богатство, а лишь преобразовывал сельскохозяйственный продукт в иную форму. Здесь предмет изучения экономической науки был связан с изучением государственного хозяйства, управляемого абсолютными монархами; при этом государственная власть виделась отражением естественных законов, познанием которых занимается экономическая наука.

Представители классической английской школы расширили предмет экономической теории, включив в него исследования условий производства, накопления и распределения. Следствием классической политической экономии явились экономический романтизм, экономическое учение социалистов-утопистов, оптимистический либерализм, а также марксистская экономическая теория[2] .

Основной заслугой концепций, возникших в противовес классической системе экономического учения, явилось усиление социальной направленности экономической теории. Например, К. Маркс в качестве основной задачи экономической науки видел выяснение законов развития капитализма как исторически ограниченного общества. К. Марксом и Ф. Энгельсом была создана теоретическая концепция марксизма, связывавшего предмет изучения экономической науки с познанием объективных экономических отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Такие отношения, называемые производственными, реализуются путем взаимодействия с производительными силами общества, и проявляются как система объективных общественных законов, изучение которых, согласно марксизму, и является предметом экономической науки[3] .

Период открытия и разработки основополагающих теоретических принципов современной экономической науки связан с Венской, Лозаннской и Кембриджской школами. Основная заслуга этих школ состояла в осуществлении маржиналистской революции в форме элементарного анализа всех экономических актов на основе индивидуальных степеней предпочтения, а также в выделении проблемы частичного и всеобщего равновесия. В качестве основной цели экономической науки они видели исследование социальных законов, воздействие которых определяет индивидуально-психологические мотивы поведения экономического субъекта. При этом такие общественные законы проявляются как арифметическая сумма действий множества изолированных членов общества.

Современное углубление и расширение теоретических основ экономической науки начинается с обстоятельных исследований английского экономиста Дж.М. Кейнса. Экономическая наука определяется им уже не как наука о конкретных предприятиях и рынках (как ее определял маржинализм), а как наука о национальной экономике в целом. Согласно учению Кейнса, экономическая наука изучает вопрос о том, каким образом люди делают выбор в распределении редких, имеющих альтернативное использование ресурсов, в целях производства, обмена и потребления экономических благ для удовлетворения своих неограниченных потребностей[4] .

Становление и утверждение кейнсианских взглядов в экономической науке связано с формированием концепций современного либерализма в форме монетаризма, теории рационального ожидания, теории общественного выбора и институциональной теории. Монетаристами изучается, прежде всего, механизм воздействия на инфляционные процессы посредством изменения денежной массы и обращения денег. Предмет экономической теории связывается ими с изучением законов движения денежной массы, являющейся, по их мнению, первоосновой экономического развития. Теория рациональных ожиданий, в свою очередь, апеллирует к способностям субъектов адаптироваться к реальным условиям рыночного хозяйства. Теория общественного выбора стремится преодолеть недостатки регулирования экономики государством и рассматривает принцип индивидуализма как основу принятия общественных решений. Предметом изучения институциональной экономической теории являются преимущественно организационно-экономические отношения.

В настоящее время теоретики считают, что предметом исследования экономической науки являются сущность и закономерности развития экономических процессов в их взаимосвязи и взаимообусловленности в условиях ограниченности ресурсов[5] .

Таким образом, изучение становления и развития экономической науки как самостоятельной дисциплины позволяет выделить четыре основных подхода в определении ее предмета.

Первоначальное определение предмета экономической теории, господствовавшее до XVIII века, связывается с наукой о богатстве. Второе определение предмета экономической теории базируется на изучении общественного богатства; оно было сформулировано в XVIII веке и господствовало почти до середины XIX века. Третье определение предмета экономической теории, сформулированное в XIX веке, основано на изучении денежного или рыночного хозяйства. Четвертое, и наиболее распространенное, определение предмета экономической теории (конец XIX начало XX века) связано с изучением закономерностей рационального использования ограниченных ресурсов для удовлетворения конкурирующих целей; при этом в центре внимания находится проблема выбора направления использования редких благ.

Таким образом, изучение эволюции предмета экономической науки позволяет сделать вывод, что в своем развитии экономическая наука концентрирует внимание на определенной области экономической действительности, которая и получает статус ее предмета. Перейдем к рассмотрению метода экономической науки.

Каждая наука изучает свой предмет при помощи определенных методов; при этом под методом понимается способ познания, раскрытия сущности изучаемого объекта[6] . Начнем рассмотрение вопроса с более широкого понятия – методологии экономической науки. В самом общем смысле методология определяется как учение о принципах, методах формах и способах научного познания[7] . При этом следует четко различать основные методологические подходы как направления экономической методологии и конкретные инструменты, приемы и средства, с помощью которых исследуются аспекты экономической системы.

Наиболее распространенными и существенными методологическими подходами являются следующие: нормативный, позитивный, структурный, диалектический, синтетический[8] .

mirznanii.com