Локальные нормативные правовые акты по охране труда. Правовые акты по охране труда


7.2. Государственные правовые акты по охране труда

В системе обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности основная роль принадлежит нормативным правовым актам по охране труда. Нормативные требо­вания по охране труда и их соблюдение по суще-ству являются фунда­ментом в создании здоровых и безопасных условий труда. Обеспе-чение единства таких требований — важная государственная задача. Поэтому статьей 3 Основ законодательства РФ об охране труда одним из основных направлений государ-ственной политики в области охраны труда предусмотрено установление единых нор-мативных требований для предприятий, учреждений и организаций всех форм собст-венности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчи-ненности.

Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 937 «О государственных нормативных требованиях по охране труда в РФ» обязывает все федеральные органы исполнительной власти, предпри­ятия, учреждения, организации всех форм собственности при проек­тировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда соблю­дать единые нормативные требования по охране труда, содержащиеся в нормативных актах, предусмотренных в прилагаемом к постановле­нию перечне. На правительственном уровне, пожалуй, впервые так поставлена задача.

Этим постановлением Правительства РФ предусматривается сис­тема формирования в Министерстве труда РФ банка данных действу­ющих государственных нормативных правовых актов по охране труда для использования их органами исполнительной власти субъектов РФ, а также предприятиями, учреждениями и организациями. Федеральные органы исполнительной власти, в том числе и указанные в прилагаемом к постановлению перечне Госстандарт России, Минстрой России, Госкомсанэпиднадзор России и другие федеральные органы надзора, должны представлять в Министерство труда РФ утвержденные ими нормативные правовые акты, содержащие требования по охране труда.

Таким образом, Министерство труда РФ становится координаци­онным центром нормативного обеспечения по охране труда, а создан­ная при этом Министерстве Федеральная инспекция труда (Рострудинспекция) согласно Положению об этой инспекции, утвержденному Указом Президента РФ, обязана обеспечить надзор и контроль за соблюдением нормативных требований по охране труда и за реализа­цией в целом постановления Правительства РФ, используя предостав­ленные инспекции полномочия.

Согласно постановлению Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 937 «О государственных нормативных требованиях по охране труда в РФ» нормативные правовые акты по охране труда подразделяются на следующие виды (табл. 7.1).

Таблица 7.1. Правовые акты по охране труда

Наименование нормативного правового акта

Органы, утверждающие нормативные правовые акты

полное

сокращенное

Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда

ГОСТ З

ССБТ

Госстандарт России, Минстрой России

Отраслевые стандарты системы стандар­тов безопасности

ОСТ ССБТ

Федеральные органы ис­полнительной власти

Санитарные правила

Санитарные нормы

Гигиенические нормативы

Санитарные правила и нормы

СП

СН

ГН

СаНПиН

Госкомсанэпиднадзор РФ

Строительные нормы и правила

СНиП

Минстрой РФ

Правила безопасности

Правила устройства и безопасной эксплуатации

Инструкции по безопасности

ПБ

ПУБЭ

ИБ

Федеральные органы надзора в соответствии с их компетенцией

Правила по охране труда межотраслевые

ПОТ М

Минтруд РФ

Межотраслевые организационно-методические документы (положения, методи­ческие указания, рекомендации)

Минтруд РФ, Федераль­ные органы надзора

Правила по охране труда отраслевые

ПОТ О

Федеральные органы исполнительной власти

Типовые отраслевые инструкции по охра­не труда

ТОИ

Федеральные органы исполнительной власти

Отраслевые организационно-методические документы (положения, методи­ческие указания, рекомендации)

»

Государственные стандарты по охране труда.В ГОСТ 1.26—77 установлен порядок разработки и согласования требований безопас­ности в стандартах и технических условиях. Задачей ССБТ является стандартизация требований безопасности труда и включение требова­ний безопасности труда в стандарты и технические условия.

Структура ССБТ включает пять подсистем стандартов (12.0—12.4).

0. Организационно-методические стандарты основ построения системы устанавливают структуру, задачи, цели и области распростране­ния ССБТ, терминологию в области безопасности труда, классифика­цию опасных и вредных производственных факторов, методы оценки безопасности труда.

1. Стандарты требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов устанавливают предельно допустимые значения нормируемых параметров (вид, характер действия, предельно допустимые значения, методы контроля), а также требования безопас­ности при работе с вредными веществами. Они содержат также стан­дарты на общие требования по обеспечению пожаро- и взрывобезо­пасности, электробезопасности, радиационной, вибрационной и био­логической безопасности, а также требования к защите от шума, инфра- и ультразвука, электромагнитных полей, вредных веществ. В этих стандартах рассмотрены требования к освещению и воздушной среде.

2. Стандарты требований безопасности к производственному обо­рудованию устанавливают общие требования безопасности по всем группам производственного оборудования, а также к отдельным груп­пам оборудования, обладающим повышенной опасностью (разрабаты­ваются в первую очередь). В них определены требования безопасности к конструкции оборудования в целом и его компонентам в отдельности, а также методы контроля выполнения требований безопасности.

3. Стандарты требований безопасности к производственным про­цессам устанавливают общие требования к производственным процес­сам и конкретные к отдельным группам технологических процессов, к размещению оборудования и организации рабочих мест, режимам работы технологического оборудования, рабочим местам и режимам труда, системам управления, требования к применению защитных средств, а также к методам контроля за выполнением требований безопасности.

4. Стандарты на требования к средствам защиты работающих классифицируют все средства защиты и устанавливают требования безопасности к эксплуатационным, конструктивным и гигиеническим показателям отдельных классов и видов защитных устройств, а также методам их контроля и оценки защиты. В эти стандарты входят требования к вспомогательным устройствам, защитным и предохрани­тельным ограждениям, блокировке, сигнализации, надежности и проч­ности, к средствам защиты рук, головы, органов дыхания и слуха и т. д., к цветам и знакам сигнализации и др.

Вопросы безопасности обязательно входят в технические условия, в которых в разделе «Требования безопасности» необходимо регламен­тировать следующие вопро-сы: требования безопасности к конструк­ции; требования по созданию санитарно-гигие-нических условий; требования электро-, пожаро- и взрывобезопасности; эргономиче-ские требования; требования к методам контроля опасных и вредных фак­торов.

Органы исполнительной власти субъектов РФ на основе государ­ственных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, разрабатывают и утверждают соответствующие норма­тивные правовые акты по охране труда.

Предприятия, учреждения и организации разрабатывают и утвер­ждают стандар-ты предприятия системы безопасности труда (СТП ССБТ), инструкции по охране труда для работников и на отдельные виды работ (ЙОТ) на основе государственных нормати-вных правовых актов и соответствующих нормативных правовых актов субъектов РФ. Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномочен-ные работниками представительные органы имеют право принимать участие в разра-ботке и согласовании нормативных правовых актов по охране труда.

Если Конституция РФ, Кодекс законов о труде РФ, содержащий главу X«Охрана труда», являются чисто правовыми нормативами охраны труда, то приведенные в перечне нормативы конкретизируют и детализируют требования этих актов к конкретным предприятиям, производственным процессам, среде, оборудованию, лицам, опреде­ляют обязанности, права и ответственность за нарушение требований законодательных и иных нормативных актов об охране труда.

Порядок разработки, учета, издания, распространения и отмены правил и ин-струкций по охране труда определен Положением о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда и Методическими указаниями по разработке пра-вил и инструкций по охране труда, утвержденными постановлением Министерства тру-да РФ от 1 июля 1993 года № 129, с последующими изменениями и дополне­ниями, ут-вержденными постановлением Министерства труда РФ от 28 марта 1994 года № 27.

В настоящее время действует около трех тысяч нормативных пра­вовых актов по охране труда. Процесс перехода к единым нормативным требованиям по охране труда, пересмотр действующих и создание новых нормативных правовых актов по охране труда длительный и требует значительных материальных средств для его реализации. Нор­мативные правовые акты по охране труда, утвержденные постановле­нием Министерства труда РФ, а также информация об утверждении и издании других нормативных правовых актов по охране труда направ­ляются министерством в федеральные органы исполнительной власти (министерства, государственные комитеты, комитеты, федеральные службы, федеральные надзоры) и органы исполнительной власти по труду субъектов РФ для руководства и доведения их до подведомст­венных предприятий, организаций.

Ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение законодательных и иных нормативных актов об охране труда опреде­лена статьей 26 Основ законодательства РФ об охране труда, Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (статьи 41,41-1,41-2, 41-3, 41-4), Уголовным кодексом РСФСР (статьи 30, 140), Кодексом законов о труде РФ (статья 249). Работодатели и должностные лица, виновные в нарушении законодательных и иных нормативных актов об охране труда, привлекаются к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности в порядке, установленном законода­тельством РФ и республик в составе РФ.

14 июня 1995 года Государственной Думой принят Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ, Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации», Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и Уголовный кодекс РСФСР». В соответствии со статьей 3 этого закона, изменяющей редакцию статьи 41 Кодекса РСФСР об административ­ных правонарушениях, нарушение должностным лицом предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности законо­дательства РФ о труде и законодательства РФ об охране труда влечет наложение штрафа в размере до ста минимальных размеров оплаты труда. В соответствии с измененной статьей 210 рассмотрение дел об административных правонарушениях и наложение административных взысканий возложено на государственную инспекцию труда.

Руководителям государственных инспекций труда предоставлено право налагать административное взыскание (штраф) в размере до ста минимальных размеров оплаты труда, а государственным инспекторам по охране труда и государственным правовым инспекторам — в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

В соответствии со статьей 4 этого федерального закона, дополня­ющей статью 30 Уголовного кодекса РСФСР, размер штрафа за существенное нарушение законодательства РФ о труде, а также за нарушение правил и норм по охране труда и производственной сани­тарии, повлекшие за собой несчастные случаи с людьми или иные тяжкие последствия, может быть увеличен до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

В соответствии с измененной редакцией статьи 140 Уголовного кодекса РСФСР нарушение правил и норм охраны труда и производ­ственной санитарии лицом, на которое в установленном порядке возложена обязанность по выполнению этих правил и норм на пред­приятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собствен­ности, если это нарушение могло повлечь за собой несчастные случаи с людьми или иные тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок до одного года, или исправительными работами на тот же срок, или штрафом в размере до пятисот минимальных размеров оплаты труда, или увольнением от должности с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной де­ятельностью на срок до пяти лет либо без такового.

Ответственность работников за нарушение требований законода­тельных и иных нормативных актов об охране труда определена статьей 27 Основ законодательства РФ об охране труда, в соответствии с которой работники предприятий привлекаются к дисциплинарной, а в соответствующих случаях и к материальной и уголовной ответствен­ности в порядке, установленном законодательством РФ и республик в составе РФ. Дисциплинарная ответственность заключается в наложе­нии на должностное лицо или работника одного из следующих дис­циплинарных взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение (статья 135 КЗоТ РФ). Материальная ответственность наступает в случае ущерба, нанесенного предприятию из-за несоблюдения работником требований и норм охраны труда.

Кроме ответственности работодателя и должностных лиц за нару­шение требований законодательных и иных нормативных актов об охране труда Основами законодательства РФ об охране труда предус­мотрена также ответственность предприятия. За невыполнение требо­ваний законодательства РФ об охране труда и предписаний органов государственного надзора и контроля за охраной труда по созданию здоровых и безопасных условий труда на предприятия налагаются штрафы. Размеры и порядок наложения штрафов устанавливаются законодательством РФ и республик в составе РФ.

Научно-исследовательские, технологические и проектно-конструкторские организации, разработавшие проекты средств производст­ва, а также внедрившие новые технологии, не отвечающие нормативным требованиям по охране труда, обязаны возместить за­казчику причиненный ущерб по устранению этих нарушений (статья 23 Основ.

Предприятия, выпускающие и поставляющие продукцию произ­водственно-технического назначения, не отвечающую нормативным требованиям по охране труда, возмещают потребителям нанесенный ущерб в соответствии с действующим законодательством (статья 23 Основ законодательства РФ).

studfiles.net

Текущие нормативно-правовые акты по охране труда

Правила охраны труда изложены в нормативно-правовых актах нашего государства. 

Предлагаем рассмотреть такие источники права более подробно. 

Здесь же можно бесплатно скачать законные и подзаконные акты, а также документы для внутреннего использования. 

Если у вас имеются дополнительные вопросы, то ответы на них можно найти на бесплатной консультации ведущих специалистов по охране труда. 

Бесплатная помощь оказывается после заполнения соответствующей онлайн заявки, размещенной на нашем сайте.

 

 

Виды нормативно-правовых актов по охране труда

 

Законодательство в данной области может приниматься как на федеральном, так и региональном уровне. Органы муниципальной власти также вправе принимать распорядительные правила по данной категории вопросов. 

1. Федеральное законодательство.

В области охраны труда представлено нормами, содержащимися в Конституции России, Трудовом кодексе РФ, федеральных законах и подзаконных актах. Органы законодательной и исполнительной власти, в пределах своих полномочий, принимают распорядительные акты и контролируют их исполнение.

Надзорные и контролирующие органы (такие как Ростехнадзор, Инспекция по охране труда, министерства и ведомства) вправе принимать дополнительные регламентирующие акты, такие как ГОСТы, технические условия, регламенты и другие. Такие правоустанавливающие акты также являются обязательными для применения, вне зависимости от организационно-правовой формы подотчетных организаций. 

2. Региональные и местные правовые акты по безопасности трудовых отношений.

Устанавливаются соответствующими региональными структурами законодательной и исполнительной власти.

Данные акты имеют свою юридическую силу исключительно на определяемой в документе территории. 

3. Внутренние локальные акты предприятия, организации или иного субъекта общественной жизни в нашей стране.

Такие приказы, инструкции по охране труда, положения и распоряжения действительны исключительно в границах этой организации и не распространяются на иных субъектов предпринимательской деятельности.

 

uristhome.ru

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ОБ ОХРАНЕ ТРУДА

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ОБ ОХРАНЕ ТРУДА — подзаконные акты, конкретизирующие в рамках действующего законодательства отдельные положения в области ОТ; устанавливают правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение здоровья и жизни работников в процессе трудовой деятельности. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда" регулируется порядок разработки и принятия нормативных правовых актов (НПА).

В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.04 № 321, к компетенции Минздравсоцразвития России отнесены подготовка и внесение в Правительство РФ проектов ФЗ, НПА Президента РФ и Правительства РФ и других документов по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральных служб и федеральных агентств. Министерство также самостоятельно принимает НПА в установленной сфере деятельности, включая межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда.

Отраслевые правила по ОТ разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минздравсоцразвития России. Правила и инструкции по безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, строительные и санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда, своды правил по проектированию и строительству в части государственных нормативных требований ОТ разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минздравсоцразвития России. Государственные нормативные требования ОТ, включаемые в указанные документы, не должны противоречить действующему законодательству по ОТ.

При изменении законодательства об ОТ, межотраслевых правил и типовых инструкций по ОТ, при внедрении новой техники и технологий, а также по результатам анализа производственного травматизма, профессиональных заболеваний, аварий и катастроф в РФ государственные нормативные требования ОТ подлежат пересмотру независимо от установленного срока их действия. При принятии НПА, содержащих государственные нормативные требования ОТ межотраслевого значения, отраслевые акты, содержащие требования ОТ к аналогичным технологическим процессам и видам работ, подлежат корректировке, пересмотру или отмене.

НПА, содержащие государственные нормативные требования ОТ, утверждаются на 5 лет и могут быть продлены не более чем на 2 срока. Решение о продлении срока действия или об отмене НПА, содержащих государственные нормативные требования ОТ, может быть принято не позднее чем за 9 месяцев до окончания срока их действия.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" НПА, в т. ч. содержащие государственные нормативные требования ОТ, согласованные федеральными органами исполнительной власти с Минздравсоцразвития России, продляются, изменяются, дополняются или признаются утратившими силу по согласованию с Минздравсоцразвития России.

labor_protection.academic.ru

Локальные нормативные правовые акты по охране труда

Одними из важнейших локальных нормативных правовых актов являются инструкции по охране труда. Инструкции включают только те требования, которые касаются безопасности труда и выполняются самим работником.

Требования инструкций являются обязательными для работников, а их невыполнение рассматривается как нарушение трудовой дисциплины. Наниматель обязан обеспечить всех работающих инструкциями по охране труда и организовать изучение их до начала выполнения трудо­вых обязанностей.

Разработка инструкций проводится на основании приказов и распоряжений руководства предприятия, в которых указываются исполнители и сроки выполнения работ.

Инструкции разрабатываются руководителями цехов, участков, отделов, лабораторий и других подразделений предприятия с участием профсоюзов.

Руководство разработкой инструкций возлагается на главного инженера или его заместителя. В необходимых случаях руководитель предприятия привлекает к разработке инструкций специалистов других подразделений.

Служба охраны труда предприятия осуществляет постоянный контроль за своевременной разработкой, проверкой и пересмотром инструкций.

Утверждение инструкции осуществляется приказом руководителя предприятия либо грифом утверждения, и она вводится в действие с момента утверждения либо со дня, указанного в приказе. О введении инструкции в действие в срок не позднее, чем за неделю, извещаются профсоюзные комитеты.

Инструкции должны быть введены в действие только после обучения работников и до внедрения соответствующего технологического процесса или ввода в эксплуатацию нового оборудования.

Каждой инструкции присваивается наименование и обозначение (регистрационный номер по предприятию). В наименовании указывается, для какой профессии или какого вида работ она.

Инструкция должна содержать следующие разделы:

- общие требования безопасности;

- требования безопасности перед началом работы;

- требования безопасности при выполнении работы;

- требования безопасности при аварийных ситуациях;

- требования безопасности по окончании работы. В необходимых случаях в инструкцию могут включаться дополнительные разделы.

Текст инструкции должен быть кратким, четким, не допускающим различных толкований.

Инструкции подвергаются периодической проверке для определения их соответствия действующим требованиям охраны труда. Проверка инструкций проводится не реже одного раза в пять лет, а инструкций для профессий и работ с повышенной опасностью - не реже одного раза в три года.

До истечения сроков, указанных выше, инструкции пересматриваются в следующих случаях:

- введения новых или пересмотра ранее действовавших правил и нормативов по охране труда;

- внедрения новой техники и технологии;

- возникновения аварийной ситуации или травмирования работника, вызвавших необходимость изменения инструкции;

- изменения технологического процесса или условий работы, а также при применении новых видов оборудования, материалов, аппаратуры и инструмента.

Порядок оформления, согласования и утверждения пересмотренных инструкций такой же, как и вновь разработанных.

10. Обязанности нанимателя по обеспечению ОТ. Основной закон, регулирующий правовые нормы ОТ − Конституция РБ, труд кодекс РБ, законы и постановления Совета Министров.

−обеспечить безопасность при эксплуатации производственных зданий, сооружений, тех оборудований, процессов, а так же эффективную эксплуатацию средств защиты;

−условия труда на каждом РМ, соответствие требованиям ТБ и производственной санитарии организацию в соответствии с установленными нормами санитарно-бытового обеспечения;

−мед и лечебно-профилактические обслуживания работников;

−режим труда и отдыха, установленный законодательством, коллективным договором, соглашением, труд. Договором;

−выдачу работникам, занятым на производстве с вредными и/или опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или выполняемых в неблагоприятных t-ых условиях, спец. одежды, спец обуви и др СИЗ соответствии с уст-ми нормами;

−постоянный контроль за соблюдением НПА по ОТ, контроль за уровнем опасных и вредных производственных факторов;

−проведение аттестации РМ по условиям труда;

−подготовку, инструктаж, повышение квалификации, проверку знаний работников ОТ;

−проведение обязательных предварительных и периодических мед осмотров работников;

−расследование и учет несчастных случаев на производстве, проф.заболев, аварий, разработку и реализацию мер по их профилактике;

−возмещение вреда, причинного жизни и здоровью работников, в т.ч. выплату единовременной мат. помощи, утратившему трудоспособность;

−пропаганду и внедрение мирового опыта безопасных методов и приемов труда;

−беспрепятственный доступ представителей соотв. органов, имеющих на то право, проведению проверки, предоставление сведений по ОТ

−назначение должности лиц, ответственных за организацию ОТ.

12. Обязанности работающего по ОТ. Основной закон, регулирующий правовые нормы ОТ − Конституция РБ, труд кодекс РБ, законы и постановления Совета Министров.

Соблюдать требования соответствующих инструкций, правил и др нормативных актов по ОТ, правил эксплуатации машин, оборудования, а также правил поведения на территории предприятия, производствах, вспомог. и быт. помещениях. Выполнять нормы и обязательствава по ОТ, предусмотренные коллективным договором, соглашением, труд. договором и правилами внутр труд. распорядка. Правильно использовать предоставленные ему ср-ва индив. защиты, а в случаях их отсутствия незамедлительно уведомлять об этом непосредственно руководителю. Проходить в установленном порядке предварительные и периодические мед. осмотры, обучение, инструктаж и проверку знаний по ОТ оказывать содействие и сотрудничество с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленно сообщать непосредственно руководителю о несчастных случаях, которые создают угрозу здоровью и жизни.

Права работающего по охране труда

Основной закон, регулирующий правовые нормы ОТ − Конституция РБ, труд кодекс РБ, законы и постановления Совета Министров.

−рабочее место, соответствующее правилам по ОТ, защищенное от воздействия опасных и вредных производственных факторов;

−обучение безопасным методам и приемам труда;

−обеспечение необходимыми ср-ми коллективной и индивидуальной защиты;

−получение от нанимателя или гос. и общественных органов достоверной информации о состоянии ТБ и условий труда на РМ, а также о принудительных мерах по их улучшению;

−проведение проверок по ОТ на его РМ соответствующими органами, имеющие на то право, в т.ч. по запросу работника и с его участием;

−отказ от выполнения порученной работы, в случаи возникновения непосредственной опасности д/жизни и здоровья его и окружающих до устранения этой опасности, а также при не предоставлении ему средств защиты.

Служба охраны труда

Всистеме управления охраной труда на предприятии важное место принадлежит службе охраны труда. На небольших предприятиях эти функции могут быть возложены приказом по предприятию на других работников наряду с выполнением ими других служебных обязанностей.

В качестве базовых нормативов, при которых вводится должность специалиста по охране труда, принимаются:

−в производственной сфере - численность работающих 100-250 чел.;

−в других отраслях- численность работающих 200-250 чел.

Служба охраны труда предприятия либо работник, на которого возложены эти обязанности, руководствуются следующими документами:

−типовым положением о службе охраны труда на предприятии

−квалификационными характеристикамидолжностей начальника отдела охраны труда и инженера по охране труда.

Указанные документы определяют правовую основу для деятельности службы охраны труда, основные ее задачи, права и ответственность.

Основными задачами службы охраны труда предприятия являются:

1) организация и координация работы по охране труда на предприятии;

2) совершенствование системы управления охраной труда, а также профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний и улучшению условий труда;

3) внедрение передового опыта и научных разработок по безопасности и гигиене труда, пропаганда охраны труда;

4) информирование и консультирование работодателя и работников организации по вопросам охраны труда;

5) осуществление контроля, в том числе еженедельного и ежеквартального.

Для выполнения этих задач обычно на службу охраны труда предприятия возлагаются следующие функции:

−выявление опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах;

−проведение анализа состояния условий и охраны труда;

−информирование работающих от лица работодателя о состоянии условий труда на рабочих местах;

−участие в подготовке документов на выплату возмещения вреда;

−проведение проверок;

−участие в работе комиссии по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения;

−разработка программы и проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми вновь принимаемыми на работу;

−составление отчетности по охране труда по установленным формам и в соответствующие сроки и др.

lektsia.com

Нормативные правовые акты об охране труда и ответственность за их выполнение

Количество просмотров публикации Нормативные правовые акты об охране труда и ответственность за их выполнение - 2478

Основные положения действующего законодательства Российской Федерации об охране труда

Основные законы, которыми должны руководствуются работодатели в части организации работы по охране труда:

- Конституция Российской Федерации;

- Трудовой кодекс Российской Федерации;

- Федеральный закон №181 ФЗ ʼʼОб основах охраны труда в РФʼʼ (1999)

- Федеральный закон ʼʼОб обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеванийʼʼ (1998 ᴦ.)

- Федеральный закон №116-ФЗ ʼʼО промышленной безопасности опасных производственных объектовʼʼ

Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (Трудовой кодекс).

Основные положения в этих законодательных актах следующие:

- обозначена сфера действия и основные направления государственной политики в области охраны труда;

- предусмотрено управление охраной труда как на государственном уровне, так и на уровне предприятий;

- определœены полномочия в области охраны труда органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления;

- установлены права и гарантии прав работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда;

- установлены обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда работников, а также обязанности работника по соблюдению требований охраны труда на предприятии;

- определœена ответственность работодателя за вред, причинœенный здоровью работника трудовым увечьем; предприятия за невыполнение требований по созданию здоровых и безопасных условий труда; работодателœей, должностных лиц и работников за нарушение законодательных и иных нормативных актов об охране труда;

- предусмотрено предоставление работникам компенсаций за тяжелые работы и работы с вредными и (или) опасными условиями труда;

- определœены основные функции и ответственность органов государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда;

- определœены органы, организации и лица, которые должны осуществлять общественный контроль за охраной труда;

- предусмотрена приостановка производственной деятельности предприятий или их закрытие за нарушение нормативных требований по охране труда.

В системе обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности основная роль принадлежит нормативным правовым актам по охране труда.

1. Межотраслевые правила по охране труда (ПОТ РМ), межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ РМ) (утверждает Минтруд России).

2. Отраслевые правила по охране труда (ПОТ РО), типовые инструкции по охране труда (ТИ РО) (утверждают Федеральные органы исполнительной власти).

3. Правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ) (Ростехнадзор России).

4. Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ) (Госстандарт России, Госстрой России).

5. Строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП) (Госстрой России).

6. Государственные санитарно- эпидемиологические правила и нормативы - санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПин), санитарные нормы (СН) (Минздрав России).

Ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение законодательных и иных нормативных актов об охране труда должна быть административной, материальной, дисциплинарной и уголовной.

Кроме ответственности работодателя и должностных лиц за нарушение требований законодательных и иных нормативных актов об охране труда предусмотрена также ответственность организации.

referatwork.ru

Нормативные правовые акты в области охраны труда

Beg_abc_Eng then texture the color with a fabric texture tool Subtitles are in a yellow font which is easily readable, and I didn notice any obvious errors while watching.marque de vetement new york Denim can extend to jackets, mini skirts, mini dresses and purses, too.ralph lauren equestrian vest .ceinture gucci cuir However, there were quite a number of instances of jumpiness and flicker that, while brief, were noticeable enough to interfere.joystick australia As a publicist you'll be writing press releases and marketing collateral for your client that will be sent out to magazines, newspapers and other media all over the world.viagra dosage for ed You can keep yourself abreast with the latest in fashion, click through Vogue's photos, get the latest dibs on parties, people, and what the gorgeous people are wearing, or share your opinion in fashion forums.kamagra 100mg review Gauging one's ear involves a tremendous amount of patience, using a cylindrical earring to stretch the pierce opening over time.next day delivery kamagra uk Any size or material will work.kamagra 100mg oral jelly buy When Americans suddenly realized how vulnerable they were to terrorism, the government rolled out some controversial new legislation designed to make everyone feel a little safer, even if they might have to let go of some personal freedoms along the way, like the right to communicate with other human beings privately, or the right not to have their genitals fondled in an airport by a GED candidate in a short sleeve button up.bet365 terms and conditions .problems with bovada Remember the people who really rule the fashion industry are those who dare to start trends by bucking old and tired ones.sports betting free . This is the start of a new series Brother Magnus that is set within the fictional Kingdom of Jogary in an alternate version of 15th century Europe. We buy the FGCC Preferred Members Card for $500 and the rounds cost us only $25.50 each with cart, a $2.00 premium over the other 4 FGCC courses. The Gap has a current PEG ratio of 1.29 with forecast earnings growth of 20.35% in 2012 and Guess? has a current PEG ratio of 0.60 with forecast earnings growth of 1.11% in 2012. But when you shop at CausewayMall, you will be able to supply your clothing retailer shop with designer and fashion apparel without sacrificing your profit. Limit my search to /r/femalefashionadviceuse the following search parameters to narrow your results:see the search faq for details. Omer work with a variety of fabrics, and what truly sets them apart is the innovative way he combine two or more textures in a single garment.. Wear dress shoes in black, dark blue, or brown. Place the chicken in the pan and brown on all sides, about 8 minutes..

eisot.rosmintrud.ru

Охрана труда. Нормативно - правовые акты

Нормативные правовые акты по охране труда

1.Международные договоры (Конвенции)

Международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы (п. 4 ст. 15 Конституции РФ). Причем если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Ратифицированные международные договоры (Конвенции)в области охраны труда приведены ниже.

Организация работы по охране труда

Ратифицированные международные договоры (Конвенции)

1.Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Нью-Йорк, 7 марта 1966 г., ратифицирована Указом Президиума ВС СССР от 22 января 1969 г. с оговоркой по статье 22, указом Президиума ВС СССР от 10 февраля 1989 г. № 10125-XI снята оговорка

2.Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Нью-Йорк

18 декабря 1979 г., ратифицирована Указом Президиума ВС СССР от 19 декабря 1980 г. № 3565-Х с оговоркой, указом Президиума ВС СССР от 10 февраля 1989 г. № 10125-XI снята оговорка

3.Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Рим, 4 ноября 1950 г., ратифицирована Федеральным законом от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ, с оговоркой и заявлениями

4.Конвенция о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных, Страсбург, 28 января 1981 г., ратифицирована Федеральным законом от 19 декабря 2005 г. № 160-ФЗ с заявлением

5.Конвенция Международной организации труда № 13 об использовании свинцовых

белил в малярном деле, Женева, 25 октября 1921 г., ратифицирована Постановлением ВС СССР от 2 июля 1991 г. № 2290-I

5.Конвенция Международной организации труда № 14 о еженедельном отдыхе на промышленных предприятиях, Женева, 25 октября 1921 г., ратифицирована РСФСР ратифицировала 22 сентября 1967 г.

6.Конвенция Международной организации труда № 29 о принудительном или обязательном труде, Женева, 28 июня 1930 г. Ратифицирована Президиумом ВС СССР

23 июня 1956 г.

7.Конвенция Международной организации труда № 69 о выдаче судовым поварам свидетельств о квалификации, Сиэтл, 27 июня 1946 г. РСФСР ратифицировала 4 ноября 1969 г.

8.Конвенция Международной организации труда № 73 о медицинском освидетельствовании моряков, Сиэтл, 29 июня 1946 г. РСФСР ратифицировала 4 ноября 1969 г.

9.Конвенция Международной организации труда № 77 о медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду в промышленности, Монреаль, 19 сентября 1946 г. РСФСР ратифицировала 10 августа 1956 г.

10.Конвенция Международной организации труда № 78 о медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду на непромышленных работах, Монреаль, 19 сентября 1946 г. РСФСР ратифицировала 10 августа 1956 г.

11.Конвенция Международной организации труда № 79 об ограничении ночного труда детей и подростков на непромышленных работах, Женева,9 октября 1946 г. РСФСР ратифицировала 10 августа 1956 г.

12.Конвенция Международной организации труда № 81 об инспекции труда в промышленности и торговле, Женева, 19 июня 1947 г., ратифицирована Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. № 58-ФЗ

13.Конвенция Международной организации труда № 87 о свободе ассоциации и защите права на организацию, Сан-Франциско, 9 июля 1948 г. РСФСР ратифицировала 10 августа 1956 г.

14.Конвенция Международной организации труда № 92 о помещениях для экипажа на борту судов, Женева, 8 июня 1949 г. РСФСР ратифицировала 4 ноября 1969 г.

15.Конвенция Международной организации труда № 95 об охране заработной платы, Женева,1 июля 1949 г. Ратифицирована Президиумом ВС СССР 31 января 1961 г.

16.Конвенция Международной организаций труда № 98 о применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров, Женева, 1 июля 1949 г. РСФСР ратифицировала 10 августа 1956 г.

17.Конвенция Международной организации труда№ 100 о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности, Женева, 29 июня 1951 г. РСФСР ратифицировала 30 апреля 1956 г.

18.Конвенция Международной организации труда № 103 об охране материнства, Женева, 28 июня 1952 г. РСФСР ратифицировала 10 августа 1956 г.

19.Конвенция Международной организации труда № 105 об упразднении принудительного труда, Женева, 25 июня 1957 г., ратифицирована Федеральным законом от 23 марта 1998 г. № 35-ФЗ

20.Конвенция Международной организации труда № 106 о еженедельном отдыхе в торговле и учреждениях, Женева, 5 июня 1957 г. РСФСР ратифицировала 22 сентября 1967 г.

21.Конвенция Международной организации труда № 108 о национальных удостоверениях личности моряков, Женева, 13 мая 1958 г. РСФСР ратифицировала 4 ноября 1969 г.

22..Конвенция Международной организации труда № 111 о дискриминации в области труда и занятий, Женева, 25 июня 1958 г. РСФСР ратифицировала 4 мая 1961 г.

23.Конвенция Международной организации труда № 113 о медицинском осмотре рыбаков, Женева, 19 июня 1959 г. РСФСР ратифицировала 4 ноября 1969 г.

24.Конвенция Международной организации труда № 115 о защите трудящихся от ионизирующей радиации, Женева, 22 июня 1960 г. РСФСР ратифицировала 22 сентября 1967 г.

25.Конвенция Международной организации труда № 119 о снабжении машин защитными приспособлениями, Женева, 25 июня 1963 г. РСФСР ратифицировала 4 ноября 1969 г.

26.Конвенция Международной организации труда № 120 о гигиене в торговле и учреждениях, Женева, 8 июля 1964 г. РСФСР ратифицировала 22 сентября 1967 г.

27.Конвенция Международной организации труда № 137 о социальных последствиях новых методов обработки грузов в портах, Женева, 25 июня 1973 г., ратифицирована Федеральный закон от 26 апреля 2004 г. № 27-ФЗ

28.Конвенция Международной организации труда № 138 о минимальном возрасте для приема на работу, Женева, 26 июня 1973 г., ратифицирована Указом Президиума ВС СССР от 5 марта 1979 г. № 8955-IX

29.Конвенция Международной организации труда № 142 о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов, Женева, 23 июня 1975 г., ратифицирована Указом Президиума ВС СССР от 5 марта 1979 г. № 8955-IX

30.Конвенция Международной организации труда № 147 о минимальных нормах на торговых судах, Женева, 29 октября 1976 г., ратифицирована Постановлением ВС СССР от 4 марта 1991 г. № 1991-I

31.Конвенция Международной организации труда № 148 о защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах, Женева, 20 июня 1977 г., ратифицирована Указом Президиума ВС СССР от 29 марта 1988 г. № 8694-XI

32.Конвенция Международной организации труда № 149 о занятости и условиях труда и жизни сестринского персонала, Женева, 21 июня 1977 г., ратифицирована Указом Президиума ВС СССР от 5 марта 1979 г. № 8955-IX

33.Конвенция Международной организации труда № 150 о регулировании вопросов труда: роль, функции и организация, Женева, 26 июня 1978 г., ратифицирована Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. № 58-ФЗ

34.Конвенция Международной организации труда № 152 о технике безопасности и гигиене труда на портовых работах, Женева, 25 июня 1979 г., ратифицирована Федеральным законом от 26 апреля 2004 г. № 28-ФЗ

35.Конвенция Международной организации труда № 155 о безопасности и гигиене труда и производственной среде, Женева, 3 июня 1981 г., ратифицирована Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. № 58-ФЗ

36.Конвенция Международной организации труда № 156 о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями, Женева, 3 июня 1981 г., ратифицирована Федеральным законом от 30 октября 1997 г. № 137-ФЗ

37.Конвенция Международной организации труда № 159 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов, Женева, 20 июня 1983 г., ратифицирована Указом Президиума ВС СССР от 29 марта 1988 г. № 8694-XI

38.Конвенция Международной организации труда № 160 о статистике труда, Женева, 25 июня 1985 г.. ратифицирована Постановлением ВС СССР от 23 мая 1990 г. № 1515-I

39.Конвенция Международной организации труда № 162 об охране труда при использовании асбеста, Женева, 4 июня 1986 г., ратифицирована Федеральным законом от 8 апреля 2000 г. № 50-ФЗ

40.Конвенция Международной организации труда № 163 о социально-бытовом обслуживании моряков в море и порту, Женева, 24 сентября 1987 г., ратифицирована

Федеральным законом от 3 июля 2006 г. № 95-ФЗ

41.Конвенция Международной организации труда № 179 о найме и трудоустройстве моряков, Женева, 22 октября 1996 г., ратифицирована Федеральным законом от 10 июля 2001 г. № 88-ФЗ

42.Конвенция Международной организации труда № 182 о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда, Женева, 17 июня 1999 г., ратифицирована Федеральным законом от 8 февраля 2003 г. № 23-ФЗ

2.Конституция РФ

Основные принципы законодательного регулирования охраны труда установлены в Конституции Российской Федерации. Согласно части 3 статьи 37 Конституции РФ, «каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены».

3.Трудовой кодекс РФ

В Трудовом кодексе охране труда посвящен раздел Х и отдельные нормы в других главах и разделах ТК РФ. Нормы ТК РФ по охране труда  приведены ниже:

обучение правилам оказания первой помощи (ст. 212, 214, 225, 228 ТК РФ);

доставка пострадавших (ст. 212, 223, 228 ТК РФ);

планирование расходов (ст. 226 ТК РФ);

обучение правилам охраны труда (ст. 76, 212, 214, 219, 225 ТК РФ);

аттестация рабочих мест (ст. 209; 2161 ТК РФ);

несчастный случай (ст. 2291, 2301 ТК РФ);

медосмотры (ст. 69, 76, 185, 212–214, 219, 266, 328 ТК РФ);

средства индивидуальной защиты (ст. 4, 209, 210, 212, 214, 215, 219–221, 2292, 357 ТК РФ);

льготные категории:

– женщины (ст. 253, 320 ТК РФ);

– подростки (ст. 94, 99, 122, 124, 126, 242, 265–271, 282, 298 ТК РФ);

– инвалиды (ст. 92, 94, 96, 99, 113, 128, 224 ТК РФ);

— льготы и компенсации (ст. 219, 2161 ТК РФ).

4.Федеральные законы

Ряд вопросов охраны труда регламентирован федеральными законами. Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самим законом не установлен другой порядок. (ст. 6 Федерального закона от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания»). Так, например, Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» вступил в силу со дня его официального опубликования (ст. 18 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ). А поправки в Трудовой кодекс, внесенные в него Федеральным законом от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ, вступили в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования.

Официальным опубликованием федерального закона считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации» (ст. 4 Федерального закона от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ).

                                   5.Постановления Правительства РФ

Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

На сегодняшний день перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, утвержден постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 399 и др.

                                   6.Правила и инструкции федеральных органов власти

Межотраслевые правила по охране труда

Межотраслевые правила по охране труда (ПОТ Р М), межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИРМ) утверждает  – Минтруд России. Например, постановлением Минтруда России от 17 июня 2003 г. № 36 утверждены Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (конвейерный, трубопроводный и другие транспортные средства непрерывного действия), постановлением Минтруда России от 2 июня 2003 г. № 30 утверждены Межотраслевые правила по охране труда при переработке пластмасс.

Отраслевые правила по охране труда

Отраслевые правила по охране труда (ПОТ Р О), типовые инструкции по охране труда (ТИ Р О) утверждают федеральные органы исполнительной власти. Так, постановлением Госстроя РФ от 8 января 2003 г. № 2 утвержден свод правил «Безопасность труда в строительстве. Отраслевые типовые инструкции по охране труда». Приказом Минтранса России от 22 мая 2003 г. № 137 утверждена типовая инструкция по охране труда для бортовых проводников  и т.д..

Правила безопасности

Правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБ), инструкции по безопасности (ИРБ) утверждают Госгортехнадзор и Госатомнадзор. Например, постановлением Госгортехнадзора России от 9 октября 2002 г. № 60 введены

в действие «Общие правила безопасности для металлургических и коксохимических предприятий и производств (ПБ 11-493-02)». Постановлением Госатомнадзора России № 2, Госгортехнадзора России № 99 от 19 июня 2003 г. утверждены и введены в действие федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, для объектов использования атомной энергии. НП-044-03».

Государственные стандарты

Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ) утверждают Госстандарт России, Госстрой России. Например, постановлением Госстандарта России от 19 сентября 2001 г. № 387-ст принят и введен в действие «ГОСТ Р 12.4.026-2001. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний».

Строительные нормы и правила

Строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП) должен принимать Госстрой России. Постановлением Госстроя России от 23 июля 2001 г. № 80 приняты Строительные нормы и правила Российской Федерации «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования. СНиП 12-03-2001». «Свод правил по проектированию и строительству. Механизация строительства. эксплуатация строительных машин в зимний период. СП 12-104-2002» одобрен постановлением Госстроя России от 27 февраля 2003 г. № 25.

Государственные санитарно-эпидемиологические правила

Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормативы (СанПин), санитарные нормативы) принимает Минздрав России.  Например Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 августа 2006 г. № 24 утверждены Гигиенические нормативы ГН 2.2.5.2100-06 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны (Дополнение № 2 К ГН 2.2.5.1313-03)».

7.Нормативные правовые акты субъектов РФ

8.Документы организации по охране труда

Какие документы нужно оформить в организации для подтверждения выполнения обязанностей работодателя по охране труда?

В организации можно  оформить  нормативные акты по охране труда в соответствии с перечнем. Скачать Примерный перечень документации по охране труда организации

Если информация оказалось полезной, оставляем комментарии, делимся ссылкой на эту статью в своих социальных сетях. Спасибо!

Еще статьи:

Правила по охране труда при хранении, транспортировании и реализации нефтепродуктов

Правила по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ

Правила по охране труда при производстве цемента

Правила по охране труда в сельском хозяйстве

Правила безопасности нефтегазоперерабатывающих производств

olgasofronova.ru