Правоприменительный акт: понятие, разновидности, специфика (стр. 1 из 4). Правоприменительных актов примеры


виды и структура :: BusinessMan.ru

Процедура введения правоприменительных актов является важнейшей функцией компетентных государственных органов. Выносятся правовые предписания, имеющие конкретно-индивидуальный характер. Речь идет об очень сложном юридическом процессе, который будет подробно рассмотрен в этой статье.

Применение права: что это за процесс?

В правовой науке применением права называют особую деятельность компетентных инстанций по реализации юридических норм. Осуществляется эта деятельность путем вынесения отдельных государственных предписаний.

Далеко не все властные структуры наделены возможностью правоприменения. Не применяет юридические нормы и гражданин - за исключением разве что случаев самозащиты. Так кто же занимается деятельностью правоприменительного характера? Закон указывает на правоохранительные органы. Это инстанции по внутренним делам, полиция, судебные приставы, ФСКН и ФСИН, таможни и т. д. Основными формами правоприменения являются законное насилие и принуждение. Реализуются эти формы непосредственно. Основной их целью является предотвращение правонарушения или преступления.

Ярким примером применения права является деятельность судебных инстанций. Именно эти органы выносят решения по гражданским делам, реализуя свои властные полномочия.

Правоприменительный акт

Особую роль в системе применения правовых норм играет документ правоприменительного характера. Это специальный документ, имеющий официальный правовой характер. Акт содержит в себе индивидуальное властное предписание компетентной инстанции, выносимое по итогу юридического дела.

Акты правоприменения призваны обеспечивать действие закона, то есть претворять его в жизнь. Такие документы являются важнейшими элементами юридической государственной системы. Стоит также дополнить, что правоприменительный акт определяет отсутствие или наличие юридических обязанностей или субъективных прав. Документ позволяет обнаружить меру воздействия полномочий и функций того или иного лица.

Признаки актов правоприменения

Первым признаком правоприменительного акта или правового акта является властный характер, обеспечиваемый принудительной государственной силой. Все закрепленные в документе предписания должны обладать обязательным для всех значением. Простой пример - судебное постановление. Человеку возвращается изъятое ранее имущество. За нарушение этой нормы на соответствующее лицо будет возложена ответственность.

Второй признак - это индивидуальность правоприменительного акта. В отличие от сборников законов, акты применения норм направлены на конкретных лиц и на конкретные случаи.

Третий и, наверное, самый очевидный признак - это законность. Выносимое постановление не должно противоречить установленным правовым нормам. Здесь же стоит выделить и четвертый признак, в котором говорится о необходимости издавать акты правоприменения в установленной законом форме с точным наименованием.

Структура правоприменительного акта

Как должен быть оформлен акт применения права? Суды, органы прокуратуры, приставы и прочие правоохранительные инстанции должны издавать документы, в которых содержались бы следующие элементы:

  • Введение. Здесь указывается наименование акта и издавшего его органа, место, время, адресат и прочие общие положения.
  • Описание. Тут излагаются факты по делу, что являются предметом рассмотрения. Фиксируется, когда, кем и как были совершены те или иные действия.
  • Мотивировочные положения. Здесь предоставляются обоснования принимаемого решения, анализируются доказательства, подтверждающие отсутствие или наличие выявленных фактов.
  • Результативная часть. Тут приводится содержание решения.

Таким образом, документы применения права должны состоять из четырех конкретных частей. Акты, составленные в иных формах, не будут признаваться правоприменительными.

Разновидности актов

Специалисты в области юриспруденции разработали огромное количество классификаций, по которым можно определить разновидности актов правоприменения. При этом большинство таких актов представляют собой классические документы, в которых есть текст, четко установленная структура, юридическая терминология и правовые конструкции. Могут также выделяться типизированные формуляры актов. Они упорядочивают юридическую работу, вносят некоторую определенность и строгость. Виды и примеры правоприменительных актов целиков зависят от того, в какой именно сфере такие бумаги были составлены. Например, гражданской, уголовной, административной и т. д.

Стоит отметить, что нормативно-правовые и правоприменительные акты - это совершенно разные группы документов. В группу нормативных актов могут входить, например, указы. Их необходимо отличать от актов правоприменения. Основным же отличием правоприменительных документов является их направленность на конкретных индивидов. Простые же нормативные документы всегда имеют общий характер, так как адресованы группам лиц, общественным объединениям или даже всему населению.

Первая группа классификаций

Специалисты в области юриспруденции разработали немалое количество классификаций, отражающих основные виды правоприменительных актов. Первая и самая распространенная классификация повествует об актах по областям воздействия. Так, документы могут существовать во времени в виде актов однократного (штрафы) и продолжительного (зачисление в университет) воздействия. Есть также акты в пространстве. Определяются они в зависимости от того, где именно было совершено рассматриваемое должностными лицами деяние. Такие акты могут работать как в кругу лиц, так и применяться к отдельным индивидуумам.

Вторая классификация связана с тем, какие именно субъекты формируют акты правоприменения. Это могут быть контрольно-надзорные органы, а также исполнительные или законодательные инстанции.

Третья классификация определяет виды актов в зависимости от их названия. Это могут быть президентские указы, протоколы, резолюции, представления, приказы, постановления и т. д.

Вторая группа классификаций

Акты применения права делятся также на разновидности в зависимости от отраслевой принадлежности. Здесь стоит выделить уголовное право (судебный приговор), гражданскую сферу (постановление об изъятии имущества), и другие правовые отрасли.

Следующая классификация связана с функциональными признаками нормативных и правоприменительных актов. Документы бывают регламентирующими, правообеспечительными и правонаделительными.

На коллегиальные и единоначальные делятся документы по классификации, связанной со способами принятия актов. Коллегиальный документ применения права - это, например, постановление нижней палаты Парламента о формировании комиссии согласительного характера. Самый распространенный тип единоначального документа - это приказ директора о принятии на рабочее место нового сотрудника.

По способу выражения документы делятся на акты в виде символов, действий и простых документов. По характеру содержания документы бывают управомочивающими (поощрительными), обязывающими и запрещающими.

Третья группа классификаций

Само понятие правоприменительного акта предполагает регулирование общественных отношений. При этом содержание таких отношений может иметь различный характер. Так, акты могут выполнять функции юридического регулирования следующего рода:

  • охранительные - издаются в связи с совершением правонарушения;
  • регулятивные - устанавливают обязанности и права граждан.

Все акты обладают особым юридическим значением. В данном случае документы делятся на вспомогательные и основные. Основными актами именуют документы, содержащие в себе веление. Как правило, это приговор - соответствующее судебное решение. Вспомогательные документы содержат предписания, которые готовят издание основных актов.

Последняя классификация связана с правовыми последствиями применения актов. Последствия бывают правопрекращающие, правообразующие или правоизменяющие. При этом подобное деление несколько условно: один акт может отражать в себе все представленные последствия.

Требования к правовому акту

Первым и основным требованием к актам правоприменительного характера является законность. При разрешении конкретной ситуации правоохранительная инстанция должна основываться на определенной правовой норме или же их совокупности. Действовать государственные органы обязаны в строжайших рамках своей компетенции. Законность включает в себя четыре требования:

  • соблюдение норм процессуального характера;
  • вынесение решение по делу в соответствии с законными санкциями;
  • соблюдение органами требований подсудности, подведомственности и т. д.;
  • применение верной юридической квалификации.

Обоснованность и целесообразность также являются требованиями. В случае с обоснованностью все просто: выявленные факты должны относиться к рассматриваемому делу. Целесообразность же предполагает выражение воли народа - прямой или опосредованной, а также точное определение необходимых с точки зрения законодателя требований.

businessman.ru

3.3. Понятие правоприменительного акта и его виды.

Правоприменительный акт – это государственно-властный индивидуально-определенный акт, совершаемый компетентным субъектом по конкретному юридическому делу с целью определения наличия или отсутствия субъективных прав или юридических обязанностей и определения их меры на основе соответствующих правовых норм и в интересах их осуществления.

Правоприменительные акты представляют самостоятельную ценность поскольку выполняют особую роль в механизме правового регулирования общественных отношений, реализуют определенные социальные цели одновременно с нормативными правовыми актами.

Признаки акта применения права:

  1. Государственное решение властного субъекта по конкретному юридическому делу компетентного органа государственной власти ли должностного лица.

  2. Содержит властное волеизъявление, обязательное для соблюдения и исполнения теми субъектами права, кому оно адресовано.

  3. Исполнение акта обеспечивается государственным принуждением.

  4. Имеет процессуальную форму выражения (приговор, решение, и т. д.).

  5. Носит персонифицированный характер и регулирует конкретные общественные отношения.

Различают следующие виды правоприменительных актов.

  1. По субъектам, осуществляющим применение права, выделяют акты:

• федеральных органов государственной власти.

• органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

• органов местного самоуправления.

• органов судебной власти.

• органов исполнительной власти.

• издаваемые администрацией предприятий, учреждений, организаций.

  1. По предмету правового регулирования, то есть по отраслям применяемых норм, различают акты:

• конституционно-правовые.

• гражданско-правовые.

• административно-правовые.

• уголовно-правовые.

• процессуально-правовые.

  1. По форме правоприменительной деятельности выделяют акты:

• регулятивные, связанные с реализацией диспозиции правовых норм.

• правоохранительные, связанные с реализацией правовых санкций за

совершенное правонарушение, а также с применением мер по их

предупреждению.

3.4.Структура правоприменительного акта

Правоприменительный акт обычно включает четыре части – вводную, описательную, мотивировочную и резолютивную.

Вводная часть содержит наименование акта (приказ, решение, приговор, постановление, определение, распоряжение и т.д.), место и дату его принятия, наименование властного органа или уполномоченного лица, принявшего решение.

В описательной части приводятся факты, являющиеся предметом исследования, рассматриваются обстоятельства и способы совершения определенных действий, т.е. когда, где и кем они совершены.

В мотивировочной части излагается анализ доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие фактических обстоятельств юридического дела, обоснование данной правовая квалификация, официальное разъяснение применяемого нормативно-правового акта и процессуальные нормы, которыми руководствовался уполномоченный субъект.

Резолютивная часть содержит принятое решение по конкретному юридическому делу (формулируются права и обязанности сторон, мера юридической ответственности).

studfiles.net

Особенности правоприменительных актов. Формы реализации права

Похожие главы из других работ:

Законодательное регулирование производства по делам, возникающим из публичных правоотношений

Глава 2. ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

...

Исполнение решения арбитражных судов по имущественному взысканию

2. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ СУДЕБНЫХ АКТОВ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ

...

Исполнительное производство в Российской Федерации

2.3 Особенности исполнения юрисдикционных актов в отношении организаций

Согласно ГК юридические лица в Российской Федерации могут существовать только в определенных законом организационно-правовых формах. Все юридические лица в Российской Федерации классифицируются на коммерческие и некоммерческие...

Источники (формы) права

2. Виды нормативно-правовых актов и их особенности как источников права

Нормативный правовой акт - это официальный, письменный документ, изданный органом государства, в пределах установленной компетенции, направленный на введение в действие правовых норм, на изменение существующих, либо их отмену...

Конституция как основной нормативно-правовой акт

1. Понятие нормативных актов. основные особенности нормативно-правовых актов

...

Нормативно-правовые акты в сфере административно-договорного производства

Глава 1. Понятие, особенности и классификация нормативных правовых актов

...

Правоприменительный акт: понятие, разновидности, специфика

1. ПОНЯТИЕ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫХ АКТОВ, ИХ СПЕЦИФИКА

Применение права - это деятельность компетентных органов по реализации правовых норм путем вынесения индивидуально-конкретных предписаний. Лазарев В. В. Липень С. В. Теория государства и права: Учебник для вузов М...

Правоприменительный акт: понятие, разновидности, специфика

2. РАЗНОВИДНОСТИ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫХ АКТОВ

Большинство актов применения права являются актами - документами. В них есть текст, который составляется в соответствии с требованиями использования юридической терминологии, четких юридических конструкций...

Применение права

№4. Приведите примеры правоприменительных актов:

...

Применение права

1.1 Понятие правоприменительных отношений

Как правовая деятельность, применение права осуществляется в рамках особой разновидности правовых отношений - правоприменительных. В настоящее время отсутствуют специальные исследования по проблеме правоприменительных отношений...

Применение права

1.2 Субъектный состав и юридическое содержание правоприменительных отношений

Правоприменительные отношения характеризуются определенной спецификой субъектного состава. Эта специфика заключается в том, что их можно довольно четко разграничить на две группы: 2) участники этих отношений...

Применение права

1.3 Юридическая природа правоприменительных отношений

Повышенный интерес теоретиков права вызывает юридическая природа правоприменительных правоотношений. Обычно правоприменительные отношения приравнивают к процессуальным отношениям. По мнению же И. А. Галаган и А. В. Василенко...

Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части

3. Особенности судебного решения по делам об оспаривании нормативных правовых актов

По итогам судебного разбирательства дела об оспаривании нормативно-правового акта суд вправе вынести одно из двух решений. Во-первых...

Толкование уголовного закона

3. Формы, юридическая сила и сфера применения правоприменительных актов.

...

Толкования норм права

2.1 Понятие, особенности и виды актов толкования права

Все правовые акты, издаваемые в Российской Федерации, подразделяются в науке на четыре группы: а) нормативные акты...

pravo.bobrodobro.ru

Правоприменительный акт: понятие, разновидности, специфика

просмотр и скачивание документа - внизу страницы

ГОУ ВПО «БАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»

Кафедра теории и истории государства и права

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине:

«Теория государства и права»

Тема: «Правоприменительный акт: понятие, разновидности, специфика»

Уфа – 2008

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Понятие правоприменительных актов, их специфика

2. Разновидности правоприменительных актов

3. Эффективность и требования, предъявляемые к правоприменительным актам

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Высокая роль права в обществе побуждает открывать в нем новые грани и искать пути эффективного влияния на поведение людей и общественные процессы.

Давно используется понятие реализации права как сложного механизма его осуществления в реальной практике. Большинство ученых – юристов к формам реализации права относят соблюдение, использование и применение, другие широко трактуют понятие применения. Реализация понимается как завершающая стадия правового регулирования и результат и как процесс претворения в жизнь правовых предписаний путем осуществления субъективных прав и обязанностей.

Результатом применения правовой нормы является принятие специального акта, содержащего юридическую оценку данного случая, и проистекающие из него выводы. Правоприменительный акт является юридическим фактом, порождающим определенные правовые последствия. Он должен быть принят управомоченным государственным органом или должностным лицом в установленном для этого процессуальном порядке и соответствовать ряду процессуальных требований.

В условиях строгой законности применение норм права является единственным каналом осуществления государственного принуждения, что само по себе говорит о его важности. В условиях же процесса построения правового государства, эта деятельность приобретает еще большую значимость.

Целью применения права является удовлетворение потребностей и интересов всего общества, а так как потребности людей постоянно меняются в соответствии с изменчивыми условиями жизни, то и правоприменители должны в своей деятельности учитывать все то новое, что необходимо для результативного регулирования различных сфер общественной жизни.

Таким образом, можно сделать вывод, что вопрос изучения правоприменительных актов, их специфики и структуры является на сегодняшний день очень актуальным как для юристов - теоретиков, так и для юристов – практиков.

Степень разработанности темы. Акты применения права многообразны и могут быть классифицированы по различным основаниям. Однако, на сегодняшний день отсутствует единая классификация правоприменительных актов.

В теории государства и права мало квалифицированных работ, в которых были бы исследованы правовые проблемы правоприменительных актов. В то же время исследуемая проблема заслуживает большого внимания со стороны юристов-практиков и теоретиков. Таким образом, исследование имеет как теоретическое, так и важное практическое значение, что свидетельствует об актуальности темы настоящего исследования.

Цель исследования состоит в комплексном изучении правоприменительных актов.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

· изучить и обобщить современную научную литературу по обозначенной теме, сосредоточив внимание на нерешенных и дискуссионных вопросах;

· проанализировать понятие, основные признаки правоприменительных актов;

· рассмотреть разновидности правоприменительных актов;

· изучить критерии эффективности правоприменительных актов;

· проанализировать основные требования, предъявляемые к правоприменительным актам, изучить их функциональные характеристики.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Отдельные теоретические материалы и выводы работы могут быть использованы в дальнейших исследованиях специфики правоприменительных актов, в научной и учебной литературе. Данная работа будет полезна при изучении курса «Теория государства и права».

Структура работы. Работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка использованной литературы.

1. ПОНЯТИЕ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫХ АКТОВ, ИХ СПЕЦИФИКА

Применение права – это деятельность компетентных органов по реализации правовых норм путем вынесения индивидуально-конкретных предписаний.[1]

Право применяют лишь те структуры, должностные лица, которые имеют властные полномочия. Гражданин право не применяет, хотя в некоторых случаях наделяется правомочиями активно препятствовать противоправному поведению другого лица. Например, в ситуации так называемой необходимой обороны, когда под непосредственной угрозой оказывается жизнь, здоровье обороняющегося лица, его близких.

Но, как правило, применяют право органы государства, представители власти, т.е. те, кто наделен специальной компетенцией, либо те лица, чья работа связана с правоохранительной деятельностью. Формой правоприменения может быть принуждение, насилие над личностью, однако основанное на законе. Принуждение может осуществляться непосредственно, например, для предотвращения преступления, либо в четко установленной процессуальной форме. Последняя предполагает издание соответствующим государственным органом так называемых правоприменительных актов, в которых и реализуются их властные полномочия. Применение права осуществляется в отношении гражданина и, как правило, затрагивает его права и свободы.

Роль и значение применения права столь велико в жизни права, что многие ученые выделяют эту форму реализации права в самостоятельную, полагая, что правоприменение, как и правотворчество, - это два особых направления функционирования правовой системы. Соответственно различают правоприменительные и правотворческие акты.

Яркий пример правоприменения – деятельность судов. Вынося приговор или приняв судебное решение по гражданскому делу, суд осуществляет применение права, реализует свои властные полномочия, вторгается в сферу прав и обязанностей гражданина или соответствующего структурного образования, словом, создает правоприменительный акт, на основе которого может осуществляться прямое принуждение, насилие. Такое же применение права осуществляет работник ГИБДД, когда наказывает (штрафует) нарушителя правил дорожного движения.

Вот почему применение права можно определить как властную правовую деятельность органов государства (или иных органов по уполномочию государства), а также их должностных лиц, наделенных специальными полномочиями по организации или обеспечению социальной упорядоченности, стабильности в жизни общества, по пресечению нарушений в этой сфере.

Порядок, стабильность, устойчивое социальное равновесие - это, может быть, самые значительные общественные ценности, и их защита является важнейшей функцией права.

Но правоприменение — это не только борьба с нарушителями общественного порядка, это еще и властная организация самого порядка, отношений участвующих в социальной жизни субъектов.

Призыв в армию, зачисление в вуз, назначение на должность, награждение орденом - это все правоприменительная деятельность. Поэтому в теории права выделяют правоохранительную и оперативно-исполнительную функции правоприменения. По сути, речь идет о реализации в форме правоприменения различных правосодержащих, нормативно-правовых актов - законов, постановлений, инструкций и т. п.

Издаваемые при том правоприменительные акты имеют индивидуальный, а не общий характер, они как бы «сгибают под ярмо закона» тех конкретных граждан, которые не хотят добровольно и самостоятельно соблюдать, исполнять право, а также тех участников общественных отношений, на которых падает выбор конкретного правоприменителя для организации соответствующего порядка, стабильности, деятельности, направлений социального развития. Таким образом, правоприменитель обладает возможностью принудительно и организационно обеспечивать исполнение, соблюдение права, его действие.

Субъектами правоприменения - правоприменителями - являются органы исполнительной, судебной власти, администрация предприятий, различные инспекции, прокуратура, общественные организации (при делегировании им полномочий) и т. п.

Все эти теоретические положения (о субъектах правоприменения, об их полномочиях, функциях и т. п.) имеют важное значение. Действительно, если кого-либо штрафует тот или иной представитель власти или осуществляет другие санкции (например, увозит со стоянки автомобиль якобы за нарушение правил пользования стоянкой, да еще при этом требует возмещения расходов по буксировке автомобиля, его перевозке), то сразу возникает вопрос - а имеет ли он на это властные полномочия, имеет ли он право так поступать, а тот ли это случай, когда должен действовать (осуществляться) соответствующий закон, правовые требования?

Этот же вопрос возникает каждый раз и в деятельности суда, прокуратуры, органов МВД, которые специально создаются государством, обществом для правоприменительной и тем самым правоохранительной деятельности.

Так что основные теоретические положения о применении права должен знать каждый юрист, чтобы в своей практической работе не допускать ошибок, которые могут стать гибельными для конкретных лиц, разрушительными для организаций.[2]

Деятельность компетентных органов завершается изданием акта применения нормы права. Он фиксирует принятое решение, придает ему официальное значение и властный характер.

Эти акты теория разграничивает с нормативно-правовыми актами. Действительно, они имеют своим адресатом индивидуального, персонифицированного субъекта. У них специальные внешние атрибуты, свидетельствующие о том, какой правоприменитель и когда их принял. Эти акты имеют внешние, формальные реквизиты – печати, штампы, подписи, подтверждающие их юридическое значение. Как правило, это письменные документы, хотя с использованием ЭВМ появились и так называемые машинные документы на технических носителях информации. Однако следует учитывать, что правоприменительные акты независимо от их носителей являются официальными, т.е. принятыми в соответствии с компетенцией того или иного органа, в соответствии с полномочиями должностного лица. [3]

mirznanii.com

виды, формы и отличия от нормативных правовых актов — Мегаобучалка

Каждая форма реализации права воплощается в определенном результате. Об актах реализации права можно говорить и по отношению к процессу реализации, и по отношению к его результату. Отсюда условно можно выделить акты соблюдения, исполнения, использования и применения права. Формы их многообразны: одни совершаются в письменной форме, для других свойственны знаковые действия, для третьих — это просто ничем не примечательное правомерное поведение, выраженное в бездействии. Выделяют так называемые конклюдентные действия — действия лица, выражающие его волю что-то совершить но не в форме устного или письменного волеизъявления, а поведением, по которому можно сделать заключение о таком намерении.

 

Наибольшее внимание уделяется актам применения права. Здесь решение дела, как своеобразный интеллектуальный процесс выведения определённого заключения из соотнесения фактических обстоятельств и юридических норм, вызревает постепенно. Оно не ограничивается формальным подведением жизненных обстоятельств под общие условия нормы. Это творческая деятельность.

 

Правоприменительные акты занимают подчинённое положение по отношению к актам правотворчества, основываются на правовых нормах и издаются с целью индивидуального поднормативного воздействия на процесс реализации права.

 

Правоприменительный акт — это государственно-властный индивидуально-компетентный акт, совершаемый компетентным субъектом по конкретному юридическому делу с целью установления наличия или отсутствия субъективных прав или юридических обязанностей и определения их меры на основе соответствующих правовых норм.

Виды:Правоприменительные акты могут быть классифицированы по самым различным основаниям.

В зависимости от субъектов, применяющих право, они подразделяются на акты органов законодательной власти, акты органов исполнительной власти, акты органов правосудия, акты контрольно-надзорных органов.

По отраслевой принадлежности выделяют акты применения норм административного права, акты применения норм гражданского права, акты применения норм уголовного права и т. д.

По характеру решения правоприменительные акты подразделяются на запрещающие, обязывающие, управомочивающие (поощрительные, удостоверительные).

По значению в правоприменительном процессе они подразделяются на основные (например, приговор суда) и вспомогательные (например, постановление об избрании меры пресечения обвиняемому).

По целям правоприменения выделяют правоустановигель- ные акты (например, разрешение на право хранения и ношения охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия) и правоохранительные акты (например, постановление по делу об административном правонарушении).

По способу выражения выделяют правоприменительные акты-документы, акты-действия и акты-символы

Формы:

приказы;

постановления;

указания;

представления;

резолюции;

протоколы;

решения;

разрешения;

предупреждения;

приговоры;

определения;

распоряжения

и др.

 

Понятие пробела в праве. Виды пробелов в праве. Способы восполнения и преодоления пробелов в праве. Институт аналогии: аналогия закона и аналогия права. Субсидиарное применение права.

О пробелах в праве можно говорить преимущественно в переносном значении как об одном из несовершенств права, отсутствии в нем того, что должно быть необходимым его компонентом. Некоторые юристы выделяют в праве «преднамеренные» пробелы, т. е. употребляют этот термин в прямом смысле. Но выделение «преднамеренных», «умышленных» пробелов запутывает проблематику, так как одним понятием объединялись бы разные явления.

 

Постановка вопроса о пробелах в праве возвращает нас к пониманию права, к источникам права. Естественное право не имеет пробелов. «Природа вещей» или воля Бога всегда содержит ответ на любой вопрос. Не возникает вопроса о пробелах и при «реалистических» взглядах на право, поскольку считается, что право творит сам судья или чиновник. Проблема встает во весь рост там, где правом признаются нормы заранее зафиксированные, преимущественно письменно или в иной строго установленной форме. Поэтому речь идет о пробелах в позитивном праве.

 

Пробел в позитивном праве — это тот случай, когда нет ни закона, ни подзаконного акта, ни обычая, ни прецедента.

 

Пробел в нормативно-правовом регулировании — отсутствие норм закона и норм подзаконных актов.

 

Пробел в законодательстве (в узком и точном смысле этого слова) — отсутствие закона (акта высшего органа власти) вообще.

 

Пробел в законе — неполное урегулирование вопроса в данном законе. Подобно этому, можно говорить о пробелах в иных нормативных актах, обычаях, прецедентах. Как правило, отсутствие или неполнота нормы в данном акте есть и его пробел, и пробел права в целом.

Пробел существует в двух видах — в виде полного отсутствия какого-либо регулирования вопроса и в виде неполноты имеющегося регулирования. Те и другие пробелы являются настоящими, те и другие требуют апелляции к нормотворческим органам на предмет принятия новых норм.

 

Нельзя путать пробелы в законодательстве с так называемым квалифицированным молчанием законодателя, когда он знает о каких-то отношениях, но намеренно оставляет вопрос открытым, намеренно воздерживается от принятия норм, показывая тем самым нежелание их принимать, относя решение дела за пределы законодательной сферы. Состояние пробельности в законах отличается также и от тех случаев, когда законодатель отдает решение вопросов на усмотрение правоприменителя, когда он рассчитывает, что его законодательная воля будет конкретизирована иными правовыми актами.

 

В практических шагах по преодолению пробелов в праве во избежание произвольных решений недопустимо смешение пробела с «ошибкой в праве». Правоприменителю не позволено заниматься исправлением ошибок законодателя.

 

Он должен следовать праву вплоть до изменения правового регулирования в установленном законом порядке В любом деле, и в особенности в таком сложном, как правотворчество, трудно избежать возможных ошибок. «Ошибка в праве» означает в общем неверную оценку объективно существующих условий и проявление на этой основе не той законодательной воли, какую следовало бы отразить в нормативных актах.

 

Пробелы в позитивном праве всегда означают отсутствие норм в отношении фактов и социальных связей, находящихся в сфере правового регулирования.

 

Границы правового регулирования и рамки действующих нормативных актов перекрещиваются, но не совпадают. Всегда имеется какая-то часть общественных отношений, жизненных ситуации и обстоятельств, которые, находясь в сфере правового регулирования, не регламентированы нормами права и, наоборот, предусмотрены нормами, но выходят за пределы правовой сферы.

 

В зависимости от того, когда появляется необходимость в правовом регулировании, пробелы подразделяются на первоначальные и последующие. Если такого рода необходимость существовала в момент подготовки и прохождения законопроекта в парламенте, а законодатель по небрежности ее не заметил, пробел именуется «непростительным». «Непростительным» пробел будет и тогда, когда при издании акта игнорируются правила законодательной техники, вследствие чего известная потребность в правовом регулировании оказывается охваченной нормами неполно.

В юриспруденции выделяют три способа преодоления(восполнения) пробелов:

аналогия закона;

субсидиарное применение права;

аналогия права.

При наличии пробела в законе правоприменителю предписывается законодателем разное поведение. В уголовном праве действует принцип: «нет преступления и нет проступка, нет наказания и нет взыскания без закона». Естественным выходом для практика в такой ситуации является отказ в возбуждении производства по делу, вынесение оправдательного приговора.

 

В отношениях, не связанных с признанием деяния преступлением или административным проступком, действует другой порядок. Гражданское законодательство допускает возникновение гражданских прав и обязанностей непосредственно из общих начал и смысла гражданского законодательства. Таким образом, ссылаясь на отсутствие конкретного закона, нельзя отказать в правосудии. Средствами преодоления пробела здесь являются аналогия закона и аналогия права.

 

Аналогия закона означает решение дела на основе закона, регулирующего отношения, сходные с рассматриваемыми. Если такие отношения окажутся за пределами данной отрасли и будет использован закон из другой отрасли права, пойдет речь о субсидиарном применении права.

 

Аналогия права — это принятие решения, исходя из общих начал и смысла законодательства.

 

Режим законности диктует ряд требований к использованию аналогии:

 

1) решение дела по аналогии допустимо только в случае отсутствия или неполноты правовых норм;

 

2) сходство анализируемых обстоятельств и обстоятельств, предусмотренных имеющейся нормой, должно быть в существенных и равнозначных в правовом отношении признаках;

 

3) решение по аналогии недопустимо, если она прямо запрещена законом или если закон связывает наступление юридических последствий с наличием конкретных норм;

 

4) исключительные нормы и изъятия из общих правил могут приниматься во внимание только тогда, когда рассматриваемые обстоятельства также являются исключительными;

 

5) выработанное в ходе использования аналогии правоположение не должно противоречить ни одному из действующих предписаний закона;

 

6) решение по аналогии предполагает поиск нормы сначала в актах той же отрасли права, и только за неимением таковой возможно обращение к другой отрасли и законодательству в целом.

Субсидиарное действие закона означает применение положений закона, относящегося к одной отрасли, для регулирования отношений, входящих в предмет иной отрасли. Например, применение норм гражданского кодекса РФ для регулирования семейных, земельно-правовых, трудовых правоотношений... . Межотраслевая аналогия закона отличается от субсидиарного применения правовых норм следующим:

во-первых, субсидиарное применение в ряде случаев может носить не временный характер, как разновидность аналогии закона, при преодолении пробела в законодательстве, а стабильный, непосредственно установленный законодателем в целях достижения единства в правовом регулировании общественных отношений;

во-вторых, субсидиарное применение норм осуществляется непосредственно по воле законодателя, который в соответствующей правовой норме вводит специальные отсылки к другим нормам, регулирующим сходные отношения.

megaobuchalka.ru