Понятие административного правонарушения и преступления несовершеннолетних. Правонарушения несовершеннолетних


Правонарушения несовершеннолетних

За последние годы в России отмечен значительный рост правонарушений, которые совершены несовершеннолетними. Данная проблема очень опасна. Она связывается со многими составляющими, и необходимо развитие путей ее разрешения. Немаловажным, а возможно и приоритетным способом разрешения данной проблемы, является использование органами внутренних дел мер педагогической профилактики, выраженной в применении педагогических методов в пресечении правонарушений несовершеннолетних.

Как известно в превентивной педагогике разработаны специальные меры, которые направлены на профилактику правонарушений, которые совершаются несовершеннолетними.

Правонарушения, совершаемые несовершеннолетними

Данные статистики показывают неутешительные данные. Так, среди несовершеннолетних весьма часто встречаются следующие виды правонарушений:

  • мелкое хищение;
  • мелкое хулиганство;
  • распитие алкогольной продукции в общественных местах;
  • вандализм;
  • управление транспортным средством без права управления;
  • появление в общественных местах в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения;
  • незаконный оборот наркотических и других запрещенных к обороту средств;
  • занятие проституцией.

Статья 2.1 КоАП РФ регламентирует определение административного правонарушения. Административное правонарушение - противоправное, виновное действие либо бездействие физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях устанавливается административная ответственность.

Как известно, к административной ответственности может быть привлечено лицо, которое к моменту правонарушения достигло возраста шестнадцати лет (статья 2.3 КоАП РФ).

Рассмотрение правонарушений

Органом, который рассматривает административные правонарушения несовершеннолетних является комиссия по делам несовершеннолетних.

В действующем законодательстве оговорены особенности наказания и установления ответственности за правонарушения несовершеннолетних. Так, правонарушитель за свои поступки обязан принести публичные или иные извинения потерпевшему.

Несовершеннолетнему может быть вынесено предупреждение либо же если у правонарушителя есть самостоятельный заработок, выписан штраф. Возможно принуждение несовершеннолетнего собственным трудом устранить негативные последствия своих действий.

Замечание 1

В качестве крайней меры возможно отправление несовершеннолетнего правонарушителя в детский дом или спецшколу. В случае наличия у несовершеннолетнего законных представителей в определенных ситуациях не обязательно их согласие. К таким ситуациям, например, относится пребывание в тюрьме. Данное решение принимается комиссией по делам несовершеннолетних при обязательном участии прокурора.

Распространение правонарушений, которые совершены несовершеннолетними, должно привлечь пристальное внимание Законодателя и общественности. Для того чтобы пресечь их совершение, необходимы целенаправленные, энергичные и решительные меры. Первостепенная задача состоит в том, чтобы снизить уровень правонарушений, которые совершены несовершеннолетними, а также в пресечении негативного влияния, которое на них может быть оказано.

Замечание 2

Представляется актуальным усовершенствование профилактики совершения правонарушений несовершеннолетними представителям со стороны государства и образовательных учреждений. Благоприятный результат принесут также встречи с представителями несовершеннолетних с целью определения, оказывается ли должное внимание несовершеннолетним.

spravochnick.ru

Причины совершения правонарушений несовершеннолетними

Среди причин и условий правонарушений несовершеннолетних - ряд общественно неблагоприятных явлений и процессов, которые в статье анализируются автором. Так же говорится о том,что своевременное профилактическое воздействие на правонарушения несовершеннолетних чрезвычайно важно, поскольку позволяет предотвращать не только правонарушения, но и пограничные с ними преступления.

Одна из самых злободневных и социально значимых задач сегодня - поиск путей снижения роста правонарушений, преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Негативные тенденции в динамике преступности несовершеннолетних обусловлены множественными факторами, и, в том числе, тем, что органы и учреждения системы профилактики правонарушений несовершеннолетних с запозданием реагируют на нужды детей, оставшихся без родительского попечения, не принимают экстренных мер по устройству детей и подростков, лишившихся семьи, ушедших от пьющих и истязающих их родителей.

С другой стороны, большое количество несовершеннолетних становятся жертвами преступлений и правонарушений. Отсутствие у детей элементарных правовых знаний, недооценка со стороны взрослых имеющихся в отношении детей угроз зачастую приводит к негативным последствиям[1].

В настоящее время противоправные деяния среди подростков обусловливаются неблагоприятными условиями нравственного формирования личности, являющимися главной причиной формирования антиобщественных взглядов, недостатками в воспитании и ненадлежащей организацией их досуга, ошибками в деятельности школы, общественных организаций и других субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Каковы основные причины правонарушений детей и подростков?

Несомненно, негативное влияние семьи. Именно в семье формируется личность подростка. Однако семья не всегда служит благоприятным фоном для развития ребенка. Распад семей или просто их отсутствие нередко сопровождают жизнь ребенка с самого его рождения. Ежегодно более полумиллиона детей в возрасте до 18 лет остаются без одного из родителей и воспитываются в неполной семье. Число детей, оставшихся вообще без попечения родителей, также непрерывно растет и порождает сложные психологические и иные проблемы адаптации к новой для ребенка среде общения, воспитания и обучения. Это, в свою очередь, стимулирует проявление различных форм противоправного поведения.

Возрастает количество исков о лишении родительских прав, удовлетворенных судами. Увеличивается число родителей, для которых установлено ограничение в правах в отношении своих детей. Несовершеннолетние, чьи родители лишены родительских прав, вынуждены проживать в крайне неблагополучной семейной обстановке.

Статистика правоохранительных органов также фиксирует, что 25-26 тысяч несовершеннолетних ежегодно становятся жертвами различных преступных посягательств насильственного характера вне семьи. Из-за этого около 2 тыс. детей погибают, 8-9 тыс. получают телесные повреждения. Последствия такого разгула насилия очевидны - это различного рода изменения в физическом и психическом развитии детей. Именно насилие во многом определяет характер их поведения и образ жизни на все последующие годы.

В рассматриваемой сфере можно выделить следующие причины:

  • снижение позитивного влияния семьи и ее способностей охранять ребенка от негативного влияния, обеспечить надлежащий уровень его умственного и нравственного развития;
  • увеличение количества разводов и неблагополучных семей;
  • снижение уровня материального благосостояния семьи;
  • отказы от детей;
  • деформация нравственных и правовых установок у детей;
  • распространение алкоголизма и наркомании в семьях[2].

Злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психотропными веществами – это одна из острейших проблем нашего времени. На протяжении последних лет в нашей стране наблюдается резкий рост злоупотребления наркотиками, при этом большинством потребителей их и больных наркоманией являются подростки и молодежь. В связи с доступностью наркотиков определенный процент несовершеннолетних оказывается восприимчивым к идее получения приятных ощущений от наркотиков и готов привлечь к этому других подростков. По данным социологических исследований, периодически принимают наркотики 10% несовершеннолетних, 2% регулярно принимают, а 21% пробовали употреблять наркотические вещества. При этом 24% несовершеннолетних признались, что впервые попробовали наркотики в возрасте до 16 лет[3].

Среди причин совершения противоправных деяний несовершеннолетними и отрицательное влияние асоциальной группы подростков. Особенно часто под такое влияние попадают несовершеннолетние, которые недостаточно дисциплинированы, плохо успевают, а потому не способны установить правильные взаимоотношения с одноклассниками и учителями.

Низкий жизненный уровень значительной части населения, осложненный распространением наркотизации и алкоголизации, также способствует совершению подростками противоправных деяний. Очень часто подросткам из малообеспеченных семей приходится совершать правонарушения для того, чтобы просто выжить.

Недостатки досуговой сферы - слабая организация сети кружков, клубов, спортивных секций - негативно влияют на подростков и их асоциальное поведение. Усугубляется ситуация и вследствие коммерциализации образовательных, культурных, оздоровительных учреждений, которые стали недоступны детям из семей с низким достатком.

Круг несовершеннолетних правонарушителей пополняется за счет подростков, бросивших школу, отстающих. Недостатки учебно-воспитательной работы образовательных учреждений (формализм, отказ от индивидуального подхода и т.д.) являются одной из причин совершения подростками противоправных деяний. Не реализуется на должном уровне задача формирования чувства гражданской ответственности учащихся, управления своим поведением. Подобные обстоятельства приводят к ослаблению и утрате социальных связей. Для этой ситуации характерно: отсутствие достаточного стимулирования к обучению; непрофессионализм учителей, их неумение компенсировать недостатки семейного воспитания; неблагополучная социальная атмосфера в школе (курение, сквернословие и пр.)

Влияют на противоправное поведение подростков и недостаточная организация профориентационной работы, и отсутствие поддержки работающих несовершеннолетних.

Такие явления как вовлечение подростков взрослыми преступниками в пьянство, употребление наркотических средств, азартные игры, внедрение в молодежную среду стереотипов поведения, которые не совместимы с общественными ценностями: культивирование половой распущенности, жестокости и насилия, употребление психоактивных веществ, к сожалению, нередки и ведут к проявлениям различных форм противоправного поведения. Немаловажная роль в этом принадлежит Интернету и средствам массовой информации.

Большинство современных исследований, направленных на изучение правонарушений среди несовершеннолетних в России, не учитывает всех аспектов этой проблемы, зачастую сводя все к кризису института семьи либо к экономическому кризису. Но кризис института семьи и упадок экономики страны – это лишь одна часть общего национального кризиса, охватывающего в первую очередь все сферы духовного бытия человека и общества. По нашему мнению, рост безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних в большей части спровоцирован потерей устойчивых ценностных ориентиров. Причины правонарушения среди несовершеннолетних в России связаны с социальными, психологическими и другими особенностями несовершеннолетних, попадающих в ситуации риска; обстоятельствами, способствующими совершению правонарушений, структурой преступности, которые относятся к различным социальным и нравственно-психологическим сферам общественной жизни.

Своевременное профилактическое воздействие на такие правонарушения чрезвычайно важно, поскольку позволяет предотвращать не только правонарушения, но и пограничные с ними преступления. Следует отметить, что проведение профилактических мероприятий должно улучшать «возможности семейного, школьного, трудового воспитания несовершеннолетних, их досуга, в которых выделяется ориентация на смягчение, нейтрализацию, устранение тех недостатков и пробелов в общей системе социального воспитания, условиях жизни несовершеннолетних, которые наиболее часто продуцируют преступления в среде подрастающего поколения или способствуют им [4].

novainfo.ru

Проблема правонарушения среди несовершеннолетних

Введение

     Тема  данной курсовой работы - «Проблема правонарушений среди несовершеннолетних» - актуальна в силу того, что, во-первых, проблема правонарушений и ответственности за них, на сегодняшний день, является одной из острейших проблем, как в юридической науке, так и в юридической практике, во-вторых, с каждым годом число правонарушений в Российской Федерации увеличивается, появляются новые виды деятельности преступников, а следовательно, и новые виды правонарушений. Это связанно с большим числом различных факторов:  исторических, культурных и социальных. В-третьих, детальное рассмотрение теоретических знаний о правонарушениях и мерах борьбы с ними в лице юридической ответственности, поможет достичь практической цели: разработать и осуществить такие научно обоснованные мероприятия, которые помогли бы снизить влияние таких социально-отрицательных, можно даже сказать, социально-опасных явлений как правонарушения.

     Объектом  исследования является – отношения, возникающие при совершении правонарушений несовершеннолетними.

     Предмет - правонарушения несовершеннолетних, как социальная проблема.

     Методы  исследования: анализ теоретических  положений по проблеме правонарушений среди несовершеннолетних; анализ научной, учебно-методической литературы и Нормативных правовых актов Российской Федерации.

     Цель исследования – проанализировать особенности правонарушений несовершеннолетних.

     Задачи:

  1. Раскрыть понятия, признаки и виды правонарушений.
  2. Выявить отличительные черты несовершеннолетнего преступника.
  3. Дать понятие судимости.
  4. Выявить факторы, влияющие на погашение судимости
  5. Изучить профилактическую работу с несовершеннолетними преступниками.
  6. Раскрыть понятие комиссии по делам несовершеннолетних и определить ее основные задачи.

     Одной из самых актуальных и социально  значимых задач, стоящих перед нашим  обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышения эффективности  их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена  не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная  криминогенная обстановка, но, прежде всего тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних; криминальными  группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления, и число их неуклонно растет. Преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер, а такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального  равновесия и благополучия.

     В России на протяжении последних 10-15 лет  отмечается тенденция к социальной и нравственной деградации молодого поколения – рост подростковой и  молодежной преступности. Чтобы преодолеть эту негативную тенденцию важно  определить первопричину асоциальных  проявлений, создать перспективные  направления воспитания и социализации человека, разработать и реализовать  с учетом этих направлений систему  работы с несовершеннолетними правонарушителями.

     Качественные  характеристики преступности несовершеннолетних претерпевают существенные изменения. Доля преступлений, относящихся к  категории тяжких, в структуре  преступности несовершеннолетних существенно  возросла по сравнению с предшествующими  десятилетиями, что соответствует тенденции роста доли тяжких преступлений в структуре преступности в России в целом.

     Спецификой  социального статуса несовершеннолетних обусловлен довольно ограниченный круг их преступных деяний. Кражи, грабежи, разбои, изнасилования, завладение транспортными  средствами без цели хищения исчерпывают  перечень наиболее часто совершаемых  подростками противоправных деяний.

     Специфику структуры и характера преступности несовершеннолетних, а также возрастные и психические особенности несовершеннолетних преступников необходимо учитывать, определяя  приоритетные направления и формы  профилактики этого явления.

     И здесь одним из путей совершенствования  системы профилактической работы является взаимодействие образовательных учреждений с субъектами и институтами пенитенциарной системы, взаимодействие нацеленного  на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого  процесса.

     Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Во введении показана актуальность проблемы, обозначены цель, задачи, предмет и объект. В первой главе подробно раскрыто понятие правонарушения, выделена преступность, как социальная проблема, также описываются отличительные черты личности несовершеннолетнего преступника. Во второй главе рассмотрена система профилактической работы с несовершеннолетними. В заключении приводятся выводы по исследованной проблеме.

     Проблемы  правонарушений среди несовершеннолетних в современной литературе представлены: в Нормативно правовых актах (Конституция РФ; Уголовный Кодекс РФ; Уголовно – исполнительный кодекс РФ и др.) так же и в Учебных пособиях таких авторов как: Бакаев А.А.; Тюрина Э.Ю.; Василькова Ю.В. и др. 

Глава 1. Общая характеристика правонарушений

1.1 Понятие, признаки  и виды правонарушения

       Правонарушение - виновное, противоправное действие (бездействие) лица, причиняющее вред обществу, государству или отдельным лицам. Правонарушение представляет собой виновное, противоправное, наносящее вред обществу деяние праводееспособного лица или лиц, влекущее за собой юридическую ответственность.

     Любое правонарушение имеет ряд весьма характерных признаков и черт, которые выделяют его среди других юридических явлений и отражающих их понятий. В их числе можно указать  на следующие. Любое правонарушение - это всегда определенное деяние, находящееся  под постоянным контролем воли и  разума человека. Это волевое, осознанное деяние, выражающееся в действии или  бездействии человека. Не могут рассматриваться  в качестве признаков правонарушения, например, черты характера, образ  мыслей или личные качества человека. Однако если они проявляются в  конкретных противоправных деяниях - действиях  или бездействии, наступают юридические  последствия.

     Противоправность  - следующий важный признак правонарушения. Не всякое деяние - действие или бездействие - является правонарушением, а лишь то, которое совершается вопреки правовым велениям, нарушает закон1. Конкретным выражением противоправности деяния могут служить либо нарушение запрета, прямо установленного в законе или в любом ином нормативно-правовом акте, либо невыполнение обязательств, возложенных на субъекты права законом или заключенным на его основе договором. Одним из важнейших признаков правонарушения является наличие вины.

     Все правонарушения принято подразделять на две группы проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения). Проступок - действие, либо бездействие, посягающее на установленные законами или подзаконными актами общественные отношения, отличающееся небольшой общественной опасностью. Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими (деликтными).

     Под преступлениями понимают, как правило, уголовные преступления, то есть деяния, нарушающие уголовный закон. Они могут различаться по категории тяжести. В странах англо-саксонской правовой семьи распространено деление преступлений дополнительно на мисдиминоры и фелонии. В зависимости от вида правонарушения выделяют соответствующую ответственность - уголовную, административную, гражданскую.  

     1.2. Преступность несовершеннолетних как социальная проблема

     Преступность  несовершеннолетних означает совокупность всех фактически совершенных противоправных деяний на определенной территории за определенный отрезок времени, за каждое из которых предусмотрено уголовное наказание.

     Согласно  российскому уголовному законодательству общий возраст наступления уголовно-правовой дееспособности – 16 лет, а в отношении  преступлений, обладающих высокой степенью общественной опасности – 14 лет. К  криминологическим особенностям преступности несовершеннолетних можно отнести: ярко выраженный групповой характер (примерно 2/3), высокий удельный вес  преступников мужского пола (более 90%), латентность, преимущественно корыстную  и корыстно-насильственную направленность и др.

     Преступность  несовершеннолетних во всем мире является одной из самых актуальных социальных проблем. Рост такой преступности характерен, прежде всего, для развитых капиталистических  стран. К основным причинам преступности несовершеннолетних относят безработицу, неуверенность молодых людей  в будущем, неудовлетворенность  современным способом управления обществом.

     В целом рост подростковой преступности является симптомом, предвестником  нарастающих социальных катаклизмов  в стране.

     Экономическое положение играет роль социального  катализатора, который может усиливать  или замедлять рост преступности среди несовершеннолетних. Так же преступность среди несовершеннолетних,  является следствием глобального «социального аутсайдерства», когда молодежь и дети отказываются вне существующего общества, выталкиваются из него. Это происходит в результате дефектности социализации, которая стала носить стихийный, неуправляемый характер. Российское общество утрачивает систему социального контроля над процессом становления подрастающего поколения, многие традиционные институты социализации, такие как семья, школа, детские и молодежные организации, теряют свое значение, а на смену им, кроме «института улицы и подворотни», ничего не пришло.

     Отмеченные  негативные социальные процессы создают  предпосылки для резкого роста  преступности несовершеннолетних.

     В настоящее время нет ни одного субъекта РФ, в которых были бы учреждения всех уровней профилактики. Широкий  и разноплановый характер деятельности по предупреждению правонарушении и  преступлений несовершеннолетних, вовлечения в нее учреждений разных ведомств и органов управления этими учреждениями разного уровня определяет чрезвычайную важность задачи координации их усилий. Единственным путем решения этой проблемы является разработка государственной  политики предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних, основные положения которых должны быть закреплены законодательно.

     Василькова  Ю.В.2 выделяет следующие виды правонарушений.

     По  областям регулируемых отношений правонарушения различаются:

  1. гражданские - правонарушения в области гражданского законодательства.
  2. трудовые - правонарушения по поводу выполнения трудового законодательства.
  3. уголовные - правонарушения, подводящиеся под уголовную ответственность
  4. административные - правонарушения, за которые настоящим Кодексом или законами, субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность.
  5. процессуальные

     По  общественной опасности правонарушения принято делить на:

  1. преступления
  2. иные правонарушения (проступки, деликты) - административные, дисциплинарные, гражданско-правовые.

     Существует  также классификация правонарушений на основе наличия экономических, социальных, политический отношений общества. В  связи с этим различают три  вида правонарушений:

  • в области экономических отношений (собственность, труд, распределение, и другие)
  • в области социально - бытовых отношений (семья, быт, общественный порядок)
  • в сфере управления (деятельность государственного аппарата, общегражданские обязанности).

     Можно также различать правонарушения, посягающие на:

  • духовные или материальные блага
  • общественные или личные интересы

     Причины роста преступности несовершеннолетних, как и преступности в целом, связаны  с противоречиями общественного  развития. Системный кризис, переживаемый в стране с начала радикальных  преобразований в экономике, сопровождается возникновением новых и обострением  ранее имевшихся противоречий.

     Неблагоприятная социальная среда воздействует, прежде всего, на личность, не способную по своим свойствам ей противостоять. Незанятость как определенное состояние, интегрирующее многие негативные стороны  действительности, заключает в себе сильный криминогенный заряд. С  незанятостью в значительной степени  связан наблюдаемый рост правонарушающего поведения среди несовершеннолетних. Незанятость как одна из форм изолированности  от общества выполняет для определенной части подростков и молодежи функции  объединяющего начала. Связанные  с возрастом психологические  особенности не позволяют подросткам, попавшим в отвергнутое положение, находиться в изоляции, вызывают стремление найти равные по социальному статусу  лиц и объединиться с ними.

stud24.ru

Правонарушения среди несовершеннолетних лиц как социальная проблема и способы борьбы с ними в Республике Бурятия

 

В статье рассматриваются проблема подростковой преступности, причины делинкветного поведения несовершеннолетних. Показана необходимость применений социальных технологий в рамках реализации целевых программ и акций, направленных на профилактику и борьбу с преступностью среди несовершеннолетних.

Ключевые слова: подростки, правонарушение, профилактика, социальная технология, «ювенальная технология»

 

Одной из самых актуальных проблем современного общества являются правонарушения среди молодежи и детей подросткового возраста. На преступное поведение очень сильно влияют такие факторы как семья с асоциальным поведением, изменение нравственных и моральных установок и ценностей, уход от жизненных проблем с помощью употребления алкоголя и наркотических веществ, легкомыслие, эгоизм, корысть, которые приводят к совершению противоправных действий. Социальные науки рассматривают правонарушение в качестве социального явления, которое носит деструктивный характер для общества. Это устойчивая и распространенная форма девиантного поведения, которая достигает уровня общественной опасности. Понятие правонарушения среди несовершеннолетних связано с возрастом 13–17 лет, хотя такая тенденция имеет место и в младших возрастных группах. [4, с.287]

В Бурятии с начала 2015 года в территориальные органы внутренних дел было доставлено 2 274 несовершеннолетних, в том числе, находившихся в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей и (или) лиц, их заменяющих. Выявлено 17 фактов вовлечения несовершеннолетних в преступную и антиобщественную деятельность. По итогам первого полугодия 2015 года удельный вес подростковой преступности в общей массе раскрытых преступлений, снизился и составил 6,7 %. Рост подростковой преступности отмечается на территории Железнодорожного, Октябрьского районов Улан-Удэ, Баргузинского, Заиграевского, Кабанского, Муйского, Мухоршибирского, Северобайкальского и Тункинского районов.

Количество правонарушений несовершеннолетних растет непропорционально быстро. Преступность среди несовершеннолетних за 10 лет выросла приблизительно в два раза. А подростковое население уменьшилось на 15-20 %. Это по данным нашей несовершенной и необъективной статистики. Фактически более точные данные получить значительно трудно, поскольку в подростковой преступности высок уровень когда правонарушение совершено, но правоохранительным органам об этом неизвестно. Например, не все жертвы вымогательства, карманных и квартирных краж, мошенничества заявляют о совершенном на них факте противоправного действия. Причины разные, которые зависят от характера совершенного правонарушения, так действует ложный стыд; нежелание обнародовать о себе компрометирующие сведения; чувство неловкости, испытываемое жертвой перед следователем (большинство из которых равнодушны). При вымогательстве, карманных кражах, мошенничестве действуют и другие причины. Очень часто это неверие в возможности полиции изловить и привлечь к уголовной ответственности преступников или банальное нежелание вступать в судебные тяжбы.

На сегодняшний день, в среднем по стране, каждое десятое преступление совершается малолетним. По не которым регионам каждое четвертое. Отмечается значительный рост преступности среди детей до 14 лет. Как правило, такие дети растут в неблагополучных семьях, где один из родителей, а иногда и оба лишены родительских прав. Проблемы в семьях, плохие отношения с отчимом, бедность, отсутствие занятости выталкивают детей на улицу. Кто-то отнимает у слабых одежду или различные гаджеты, кто-то занимается воровством. Многие малолетние правонарушители попадаются по нескольку раз. После возвращения домой, при отсутствии положительной обстановки в семье, они вновь принимаются за противоправное деяние Обычно. 13-14-летние дети, которые заканчивают 5-6 классов не имеют дальнейшего желания учиться, их манит свобода улиц и отсутствие контроля. На сегодняшний день проблема правонарушений несовершеннолетних остается весьма сложной и актуальной. [3]

Основную роль в реабилитационной и коррекционной работе с несовершеннолетними правонарушителями играет комплексное изучение личности подростка и анализ его социально-психологических характеристик. [2, с. 84]

Характеристика несовершеннолетних правонарушителей во многом обусловлена особенностями подросткового возраста, с которым связаны определенные биологические, психологические изменения в структуре личности. Ранний переход к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма делают подростка боле уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды. Однако эти особенности не являются обязательным условием противоправного поведения несовершеннолетнего. Поэтому для предотвращения формирования противоправного поведения подростков основной акцент необходимо делать на процесс их воспитание.

Несмотря на преобладание среди правонарушителей лиц мужского пола, наблюдается расширение круга и количества правонарушений, которые совершают девочки-подростки. И это не случайно. Увеличивается число подростков женского пола, которые занимаются проституцией, пьянствуют, ведут аморальный образ жизни, неизбежным следствием чего является противоправное поведение.

Можно сделать вывод, что несовершеннолетний правонарушитель это молодой человек в возрасте от 12 до 18 лет с завышенной или заниженной самооценкой из неполной и (или) неблагополучной семьи. В большинстве случаев он бросил учебу в связи с различными трудностями в школе и дома. У таких детей отмечается узкий кругозор, отсутствие навыков трудовой деятельности, интересов и увлечений, безразличие к планам на будущее. Для них характерно недостаточное развитие духовных чувств и эмоций, недисциплинированность, грубость, агрессия, лживость и лень. Волевые усилия у них направлены на достижение узких, примитивных, эгоистичных целей, удовлетворение сиюминутных неизменных потребностей. Их привлекает лишь то, что не требует целенаправленного, систематического умственного или физического напряжения, что носит легкий, развлекательный характер, вызывает острые ощущения.

Основной проблемой профилактики преступности несовершеннолетних в современных условиях является нахождение правильных, эффективных методов изменения поведения несовершеннолетних правонарушителей. Для результативной борьбы с подростковыми правонарушениями необходим чёткий план мероприятий направленный на профилактику первичных и рецидивных совершений правонарушений среди несовершеннолетних.

На сегодняшний день, в Бурятии активно применяются и расширяются социальные технологии по упреждению правонарушения среди несовершеннолетних. К сожалению, просматривается их низкая эффективность из-за недостаточного межведомственного взаимодействия. При этом они являются основными мерами, применяемыми в профилактике правонарушений несовершеннолетних.

Первоочередной мерой является диагностическая работа. Диагностическая работа позволяет получить данные о психическом, физическом состоянии ребенка, о его социальном и индивидуальном развитии. Эти данные ведутся во всех образовательных учреждениях, и помогают выявить детей, находящихся в «группе риска». Воспитательная часть включает в себя комплекс мер, направленных на адаптацию ребенка, развитие личностных качеств, коммуникативных связей между сверстниками. Психологическая помощь — изучение детьми правовых норм, формирование правосознания помогают отличить правильные поступки от неправильных. Деятельностный подход заключается в организации общественно-полезных мероприятий (субботники, озеленение улиц, волонтерство), кружков, секций. Реабилитационные меры направлены для помощи детям уже совершившим преступное деяние. [1, с. 86]

Немаловажное значение отводится социально-правовому направлению, которое предусматривает выполнение сотрудниками социальных служб двух основных функций: защита законных прав и интересов детей, в том числе детей, оставшихся без попечения или лишенных родительских прав родителей; сотрудничество с различными организациями, способствующих дальнейшему семейному жизнеустройству подростка, их трудовому определению.

В 2010 году, в качестве эксперимента, в судебное производство были введены элементы «ювенальной технологии». Для этого были выбраны районные суды нескольких крупных районов Бурятии. Под «ювенальными технологиями» подразумевают специальную организацию правосудия в отношении несовершеннолетних, совершивших противоправное деяние, основанная на комплексном знании возрастных особенностей несовершеннолетних, применении специальных восстановительных методов и способов, устраняющих возможное дальнейшее противоправное поведение несовершеннолетнего, направленные на предупреждение рецидива и обеспечение безопасности общества.

В Бурятии успешно была освоена Республиканская программа по организации деятельности с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом «Знай ты не один!». По итогам федерального конкурса «Дружественное детям правосудие», объявленного Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, этот проект вошел в числе 4-х программ субъектов Российской Федерации, получавших в течение трех лет софинансирование Фонда. К каждому районному суду был прикреплен социальный работник. Он собирал информацию о подростке и его семье с момента поступления уголовного дела в суд, вел карту социального сопровождения и представлял все эти сведения суду. Число занятых социальных работников в судах насчитывалось семь человек.

За минимальный период реализации программа показала положительную тенденцию — только в Октябрьском районном суде из 62 несовершеннолетних осужденных, к которым применялись ювенальные технологии, повторно преступили закон лишь трое. Но после завершения федерального гранта из-за отсутствия бюджетных средств на финансирование труда социальных работников при судебных органах Бурятии с успехом функционирующая система официально прекратила свою деятельность.

Несмотря на отсутствие финансирования, в некоторых районах республики работа с несовершеннолетними правонарушителями, в рамках программы, была все же продолжена. Этот вопрос стал предметом обсуждения на круглом столе, проведенном 20 мая 2015 года в Улан-Удэ. В его ходе было предложено определить в каждом районном отделе социальной защиты населения координатора данной работы. Он обеспечит не только тесную связь с судом, но и взаимодействие со всеми структурами профилактики детской и подростковой преступности. Кроме того, к процессу будут подключены специалисты-психологи всех социально — реабилитационных центров республики. Все они будут выполнять функции ранее действующих при судах социальных работников — собирать наиболее полную информацию о характере, особенностях личности, окружения несовершеннолетнего для предоставления её суду.

Учитывая тот факт, что основное количество правонарушений совершается детьми, оказавшимися в трудном положении, периодически объявляются межведомственные акции, условно называемые «Безнадзорные дети», «Беспризорник», «Школьник».

Акция «Безнадзорные дети» направлена на выявление и установление личности беспризорников, возвращение их в места жительства или отправление в специализированные учреждения. Кроме этого, проводятся мероприятия по нахождению причин ухода подростков из дома и меры по устранению этих причин. Акция проводится совместно с сотрудниками полиции, соцзащиты, опеки и попечительства, образования и здравоохранения.

Акция «Беспризорник» является аналогичной по своему содержанию с акцией «Безнадзорные дети». Отличием является направленность на профилактические меры. В рамках акции осуществляется выявление неблагополучных семей или тех, кто находится в социально опасном положении, профилактика насилия в семье, оказание помощи в трудоустройстве несовершеннолетних и поступлении выпускников 9-х и 11-х классов в высшие и средне-специальные образовательные учреждения.

Акция «Школьник» проводится органами социальной защиты в целях благотворительной помощи детям, оказавшимся в трудной ситуации в подготовке к школе.

Эти акции, наряду с их основными целями по предотвращению и упреждению правонарушений, призваны скоординировать задействованные ведомства, усилить их взаимодействие и повысить эффективность выполняемых функций, в том числе и правовую защищенность несовершеннолетних. [5]

В целях исследования состояния, проводимых мер по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, был проведен опрос среди действующих инспекторов ПДН Советского района, являющиеся экспертами в данном направлении.

В ходе опроса были выявлены основные проблемы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. Большинство опрошенных указывает на несовершенство законодательства и низкое межведомственное взаимодействие. Также существует необходимость в финансовом стимулировании социальной работы и проектов профилактических мероприятий. Отсутствие применения каких-либо новейших технологий в работе заставляет организовывать деятельность ПДН более доступными средствами, которые нуждаются в обновлении и усовершенствовании. Вопросы расширения штата и координация между субъектами профилактики, в данный момент, значатся для инспекторов наиболее важными в решении.

Исходя из вышеизложенного, особое внимание должно быть уделено в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и поиске эффективных методов борьбы с растущей подростковой преступностью. Назрела необходимость применения новых социальных технологии, в частности, применение ювенальных систем судебного производства.

 

Литература:

 

  1.              Алмазов Б. Н. Психологические основы педагогической реабилитации [Книга]. — Москва : ВЛАДОС, 2010. — учебное пособие.
  2.              Батлук Ю. В. Профилактика безнадзорности и рискованного поведения несовершеннолетних : рабочая книг / ред. Роджерс Дж.. — СПб : Бранко, 2011. — Everychild, Врачи детям : стр. 84. — метод. Пособие
  3.              В Бурятии снизился удельный вес подростковой преступности [электронный ресурс] — 2015. — Режим доступа –URL: http://03.mvd.ru/news/item/6211020/ (дата обращения: 15.01.2016)
  4.              Клейберг Ю.А. Практикум по девиантологии. — СПб : Речь, 2011. — 3 : с. 287.
  5.              Отчет о выполнении Министерством социальной защиты населения Республики Бурятия мероприятий Сводного плана мероприятий по реализации в 2011 — 2015 годах Концепции демографического развития Республики Бурятия на период до 2025 года за 1 полугодие 2015 года [электронный ресурс] — 2015. — Режим доступа –URL: http://minsoc-buryatia.ru/document.php?ELEMENT_ID=10453 (дата обращения: 17.01.2016)

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, подростковая преступность, профилактика правонарушений, правонарушение, Бурятия, акция, подростковый возраст, диагностическая работа, противоправное деяние, противоправное поведение.

moluch.ru

Понятие административного правонарушения и преступления несовершеннолетних.

Поиск Лекций

Административная ответственность несовершеннолетних (как и подобная ответственность родителей) определяется как форма реагирования государства на административные правонарушения, выраженная в применении к этим субъектам административного принуждения в виде конкретных административных наказаний, предусмотренных санкциями нарушенных норм, и одновременно как их специфическая обязанность нести неблагоприятные последствия, связанные с применением указанных мер.

Проблема административной ответственности несовершеннолетних в последнее время приобрела острый характер не только по причине реформирования в нашей стране действующего законодательства по вопросам ювенальной политики, но и по причинам реального увеличения правонарушений, совершенных подростками.

Вопросы административной ответственности несовершеннолетних и родителей должны рассматриваться комплексно, поскольку возникает необходимость определения рамок ответственности каждого из указанных субъектов за нарушения правопорядка несовершеннолетними.

Административная ответственность родителей предусмотрена законодательством в связи с совершением подростками таких нарушений правопорядка, за которые сами несовершеннолетние не несут юридической ответственности, но подвергаются иным мерам правового принуждения. Поэтому указанные правонарушения подростков являются одновременно и частью основания для применения административной ответственности к родителям, и самостоятельным основанием для применения принудительных средств к ним самим.

Административную ответственность родителей (как компонент их правового статуса) нельзя рассматривать в отрыве от правовых обязанностей по воспитанию детей и надзору за ними. В теории это ведет к неразрешенным спорам по поводу оснований ответственности, в законодательстве - к нечетким формулировкам диспозиций правовых норм, ее устанавливающих, на практике - к возложению ответственности на тех родителей, которые виновно юридических обязанностей не нарушали. Таким образом, когда в создании условий для совершения подростками административных правонарушений окажутся виновными родители, они также должны нести административную ответственность.

В отношении несовершеннолетних действующее законодательство предусматривает общее правило, согласно которому к лицам в возрасте от 16 до 18 лет, совершившим административные правонарушения, применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г. Именно комиссиям по делам несовершеннолетних и принадлежит преимущественное право рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними. Но в ч. 2 ст. 23.2 КоАП РФ делается следующее исключение: дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 11.18 КоАП, а также дела об административных правонарушениях в области дорожного движения рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение указанной комиссии.

Комиссии рассматривают дела в отношении родителей несовершеннолетних или лиц, их заменяющих, об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.35 КоАП, а также за нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренных ст. 5.36 КоАП.

К составам, непосредственно направленным на охрану прав и законных интересов несовершеннолетних, относятся следующие статьи КоАП: ст. 6.7 - нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения; ст. 6.10 - вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ; ст. 6.13 - пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров; ст. 20.22 - появление несовершеннолетних в состоянии опьянения, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах.

Комиссии в соответствии со ст. 17 Положения могут принимать к производству дело о любом ином антиобщественном поступке несовершеннолетнего.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ч. 3 ст. 29.5 КоАП).

Административное наказание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а за нарушения при длящемся правонарушении - не позднее двух месяцев со дня его обнаружения (ст. 4.5 КоАП).

Необходимо отметить, что применяемые административные наказания к несовершеннолетним, совершившим правонарушения, преследуют, прежде всего, цель - восстановление социальной справедливости, а также исправление и предупреждение совершения новых правонарушений и преступлений.

Высшие судебные инстанции постоянно обращают внимание на то, что административное наказание в отношении указанных лиц должно быть подчинено, прежде всего, этим целям. Это, конечно, не означает, что административное наказание помимо цели исправления, заключающегося в выработке у подростка стойкого неприятия всего, что связано с антиобщественной деятельностью, а тем более неправомерным поведением, не преследует чисто воспитательных целей, например привития уважительного отношения к личности другого человека, к результатам его труда и т.п.

Цели административных наказаний, применяемых к несовершеннолетним, в определенной мере обусловливают и меньший объем, степень лишения или ограничения прав и свобод таких лиц, которые при прочих равных условиях должны нести более мягкую ответственность, чем в схожих ситуациях взрослые, совершившие административные правонарушения.

КоАП РФ не предусматривает специальных видов административных наказаний, применяемых только к несовершеннолетним, но существуют особенности при применении некоторых видов административных наказаний.

Штраф может назначаться как мера наказания, как правило, при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка или имущества. При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей (ст. 32.2 КоАП).

При определении административного наказания, назначаемого несовершеннолетнему, должны учитываться его возрастные, психические и индивидуальные особенности, с тем чтобы обеспечить с помощью административного наказания и надлежащего процесса его исполнения формирование у подростка стойкого неприятия антиобщественных, аморальных тенденций.

Основаниями для применения мер воздействия к подросткам, совершившим правонарушения, служат характер совершенных правонарушений, их общественная опасность и тяжесть последствий, причины и условия, способствующие их совершению, условия семейной жизни и воспитания, окружающая подростка среда, возраст и уровень интеллектуального развития правонарушителя, его поведение в прошлом и отношение к совершенному правонарушению.

Анализ административно-правовых норм, касающихся ответственности несовершеннолетних, свидетельствует о необходимости совершенствования действующего административного законодательства по следующим направлениям:

выделение норм, касающихся административной ответственности несовершеннолетних, в отдельную главу, в которую необходимо включить понятие административной ответственности несовершеннолетних, виды административных наказаний и порядок их применения к несовершеннолетним; определить специфические меры наказания для подростков, в частности арест на несколько часов при условии его отбывания в помещении органа внутренних дел, а также домашний арест на один-два дня; освобождение от административной ответственности несовершеннолетних; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность несовершеннолетних;

дополнение ст. 2.3 КоАП "Возраст, по достижении которого наступает ответственность" оговоркой относительно оценки психического состояния несовершеннолетнего, совершившего административно-правовой проступок, указанием о том, что лицо, достигшее возраста, предусмотренного данной статьей, но из-за отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения административного правонарушения не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, не подлежит административной ответственности;

разработка мер воздействия принудительно-воспитательного характера для несовершеннолетних и включение их в КоАП РФ, т.к. меры, применяемые к несовершеннолетним, должны преследовать, прежде всего, цель исправления и предупреждения совершения новых административных правонарушений и преступлений;

принятие нового Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, т.к. в настоящее время действует документ, принятый 3 июня 1967 г., нуждающийся в новом осмыслении;

расширение полномочий комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на применение административных наказаний, предоставление им права применять иные кроме штрафа административные наказания, предусмотренные санкциями нарушенных норм;

разработка гарантий защиты прав несовершеннолетних, совершивших административные правонарушения;

закрепление в КоАП порядка обжалования незаконных постановлений по делам несовершеннолетних.

 

 

  1. Организация и содержание работы комиссий и инспекций по делам несовершеннолетних.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав являются необходимой и функционально значимой частью действующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также защиты их прав, имеют стратегически важное значение в процессах нейтрализации ряда ключевых социально-опасных явлений, таких как беспризорность, безнадзорность, ранняя криминализация подростков, приобщение последних к алкоголю, наркотикам и т.д.

Деятельность Комиссии основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

Основными задачами Отдела являются:

1. Осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

2. Содействие несовершеннолетним в реализации и защите их прав и законных интересов.

3. Выявление и анализ причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, совершению правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, определению мер по устранению указанных причин и условий.

Основными функциями Отдела являются:

1. Организация в пределах своей компетенции контроля за условиями воспитания, обучения и содержания несовершеннолетних в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также контроля за обращением с несовершеннолетними в указанных учреждениях.

2 Организация работы по выявлению и социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, установлению родителей или законных представителей, которые не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию несовершеннолетних, охране их жизни и здоровья, а также отрицательно влияют на поведение несовершеннолетних или жестоко обращаются с ними.

3. Рассмотрение жалоб и заявлений несовершеннолетних, их родителей или законных представителей и других лиц, связанных с нарушением или ограничением прав и законных интересов несовершеннолетних.

4. Принятие мер по обеспечению защиты несовершеннолетних от физического или психического насилия, от всех форм дискриминации, сексуальной и иной эксплуатации, а также от вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий.

5. Организационное обеспечение деятельности Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (подготовка и проведение заседаний комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав).

6. Взаимодействие со средствами массовой информации.

 

  1. Деятельность детских приёмников-распределителей и приютов.

Приемники-распределители для несовершеннолетних - специальные учреждения для несовершеннолетних, органов внутренних дел, предназначенные для временного содержания отдельных категорий несовершеннолетних (от 11 лет), которых необходимо изолировать. В приемниках-распределителях дети находятся до одного месяца, пока работники проверяют их место жительства и наличие числящихся за ними уголовных дел или побегов из детских воспитательных и исправительных учреждений. После этого детей либо доставляют домой, либо оформляют в детские дома. Порядок содержания детей, помещенных в приемники-распределители, определяется правилами внутреннего распорядка приемника-распределителя, утвержденными Министерством внутренних дел. Внутренний распорядок в приемнике-распределителе регламентирует время подъема и отхода ко сну, приема пищи, занятий в группах, мастерских, прогулок, массовых мероприятий.

3.1. В приемник-распределитель могут быть помещены несовершеннолетние:

3.1.1. Подкинутые.

3.1.2. Заблудившиеся.

3.1.3. Оставшиеся в возрасте до 16 лет без попечения родителей или лиц их заменяющих, в случае необходимости оказания им помощи со стороны государства и общества.

3.1.4. Направляемые в специальные общеобразовательные школы для детей и подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания.

3.1.5. Направляемые в специальные профессионально-технические училища.

3.1.6. Самовольно оставившие семью в возрасте до 16 лет.

3.1.7. Самовольно оставившие семью в возрасте от 16 до 18 лет, личность которых не установлена и нуждающихся в надзоре и помощи.

3.1.8. Самовольно ушедшие из специальных школ, специальных профессионально-технических училищ, а также из других детских учреждений.

3.1.9. Совершившие в возрасте от 11 до 14 лет общественно-опасные действия при необходимости немедленной изоляции.

3.2. Не подлежат помещению в приемник-распределитель несовершеннолетние, находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, психически больные с выраженными симптомами болезни, совершившие преступления и достигшие установленного законом возраста для привлечения к уголовной

ответственности, а также малолетние не достигшие трехлетнего возраста.

5.1. Профилактическая и воспитательная работа с несовершеннолетними, содержащимися в приемнике-распределителе, осуществляется с учетом возраста, степени педагогической запущенности, общественной опасности ранее совершенных правонарушений, а также других обстоятельств, имеющих значение для

применения эффективных мер профилактического воздействия, и продолжается вплоть до их передачи родителям или лицам их заменяющих, либо устройства в учебно-воспитательные либо другие детские учреждения.

5.2. В целях предупреждения безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, выявления и устранения причин и условий, им способствующих, должностные лица приемника-распределителя:

5.2.1. Устанавливают условия жизни и воспитания несовершеннолетних в семье; их личные качества, интересы, причины самовольного прекращения работы, учебы, ухода из семьи, учебного заведения; недостатки в деятельности предприятий, учреждений и учебных заведений, способствующие совершению преступлений, факты

совершения преступлений, лиц, принимавших в них участие, находящихся в розыске, пропавших без вести, места сбыта похищенного; случаи вовлечения несовершеннолетних в преступную антиобщественную деятельность.

5.2.2. Немедленно направляют в соответствующие аппараты и органы внутренних дел сообщения о выявлении лиц, совершивших преступления или иных обстоятельствах, имеющих значение для их раскрытия.

5.2.3. Проводят индивидуальные воспитательные мероприятия с несовершеннолетними, содержащимися в приемнике-распределителе, обращая особое внимание на развитие положительных склонностей и интересов, устранение недостатков в поведении, приобщение к учебе и труду.

5.2.4. Информируют заинтересованные государственные органы и общественные организации о причинах безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, вносят предложения об устранении этих причин и условий, а также по вопросам организации общеобразовательного обучения и воспитания и трудового воспитания детей и подростков, содержащихся в приемнике-распределителе, оказания им помощи в бытовом и трудовом устройстве.

5.3. С детьми дошкольного возраста, содержащимися в приемнике-распределителе, воспитательная работа организуется в соответствии с методическими указаниями Министерства народного образования для дошкольных учреждений.

5.4. В случае доставления в приемник-распределитель лиц, не способных сообщить о себе каких-либо сведений в силу возраста, болезненного состояния или по другим причинам, должностные лица приемника-распределителя принимают меры к установлению личности доставленных, по имеющимся у несовершеннолетних документам, во время проведения индивидуальной, профилактической и воспитательной работы, путем направления запросов в горрайорганы внутренних дел, другие организации, предприятия, учреждения и учебные заведения, а также

путем проведения других поисковых мероприятий. В этих целях должностные лица приемника-распределителя:

5.4.1. Выявляют обстоятельства задержания подростков, путь их следования, вид транспорта, место проживания, источники и средствасуществования, а также иные обстоятельства, имеющие значение для установления личности несовершеннолетних, и содержат лиц, скрывающих свои биографические данные, под усиленным наблюдением.

5.4.2. Составляют описание внешности по методу словесного портрета, организуют фотографирование несовершеннолетних (фас, обапрофиля), а также составляют описание одежды и других имеющихся у них вещей.

5.4.3. Направляют для установления возраста на судебно-медицинскую экспертизу в учреждения здравоохранения по месту расположения приемника-распределителя несовершеннолетних, личность которых в течение 20 суток не установлена. После заключения судебно-медицинской экспертизы несовершеннолетние помещаются в соответствующие детские учреждения. В случае, если судмедэкспертизой установлено, что несовершеннолетний достиг 18 лет, он немедленно передается дежурному по горрайоргану внутренних дел по месту дислокации приемника-распределителя для решения вопроса о его помещении в приемник-распределитель для взрослых лиц, задержанных за бродяжничество или попрошайничество, либо для принятия к задержанному иных мер, предусмотренных законом.

5.4.4. В течение суток после установления личности несовершеннолетнего администрация приемника-распределителя направляет сведения о месте его нахождения в территориальные органы внутренних дел по месту жительства несовершеннолетнего, родителям или лицам их заменяющим, а также в заинтересованные органы и

общественные организации.

5.4.5. Высылают учетную карточку несовершеннолетнего, потерявшего связь с родителями или лицами их заменяющими, в паспортные аппараты горрайорганов внутренних дел по месту устройства несовершеннолетнего, а также в орган по розыску Союза обществ Красного Креста для осуществления мер по розыску родителей или лиц

их заменяющих.

1. В приемнике-распределителе организуется здравпункт, работа которого проводится в соответствии с планом, утвержденным начальником приемника-распределителя после согласования с местным органом здравоохранения.

В плане предусматривается:

- лечебно-профилактическая;

- санитарно-гигиеническая, противоэпидемическая и санитарно-просветительская работа, повышение квалификации

медицинских кадров, медицинское снабжение.

3. Помещенные в дисциплинарную комнату несовершеннолетние:

3.1. Содержаться под усиленным наблюдением должностных лиц приемников-распределителей, которые проводят с ними индивидуальную профилактическую работу.

3.2. Мальчики и девочки размещаются отдельно.

3.3. Должны быть одеты в повседневное обмундирование.

3.4. Могут получать книги, журналы, газеты.

3.5. Питаются по общим нормам, установленным для несовершеннолетних, содержащихся в приемнике-распределителе.

3.6. Имеют право на ежедневную прогулку продолжительностью до 2 часов под наблюдением должностных лиц приемника-распределителя.

4. Начальник приемника-распределителя и медицинский работник обязаны ежедневно проверять условия содержания несовершеннолетнего в дисциплинарной комнате, беседовать с ним, рассматривать жалобы, заявления и принимать по ним необходимые меры.

Детей снабжают всем необходимым из городского бюджета.

Детский дом — воспитательное учреждение для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также детей, нуждающихся в помощи и защите государства.

 

  1. Охрана здоровья и жизни ребёнка в семье, школе, на улице.

Состояние здоровья современных школьников вызывает тревогу родителей, педагогов, медицинских работников. От первого к выпускному классу увеличивается число учащихся с хроническими заболеваниями. Растет число школьно-зависимых болезней: близорукости, нарушений осанки, сколиозов. Большой объем необходимых для усвоения знаний определяют высокую степень занятости учащихся учебной деятельностью. Повышенные учебные нагрузки в школе, значительный объем домашних заданий приводят к увеличению «рабочего времени» в режиме дня школьников, ограничению двигательной активности, сокращению продолжительности ночного сна, что часто вызывает психо-эмоциональную нестабильность современных школьников, способствует истощению защитных сил организма и резерва здоровья. Одна из причин сложившейся ситуации заключается в том, что родители детей и школа не занимаются надлежащим образом воспитанием мотивационно-смысловой основы здорового образа жизни, формирующей у учащихся потребность в поведении, обеспечивающем сохранение и укрепление здоровья. Поведение и культура – это те составляющие здоровья, которые могут служить или стимулятором биологического проявления здоровья или тормозом, в зависимости от конкретных условий жизнедеятельности и «здоровьеобеспечивающих» форм поведения.

Гигиеническое воспитание и обучение, валеологическая практика должны быть непрерывными и последовательными, начиная с дошкольного образовательного учреждения. На протяжении всего периода обучения школа является гарантом организации гигиенических условий обучения, направленных на профилактику заболеваний, устранение перегрузки и переутомления, охрану здоровья, а семья ребенка должна стать интегрирующим звеном в образовании и в формировании физических, нравственных, эстетических качеств, полезных для здоровья и социального развития. Здоровый образ жизни должен служить созданию оптимальных условий жизнедеятельности ребенка на разных этапах его развития.

Система организации учебной и воспитательной деятельности в образовательных учреждениях и в семье имеет первостепенное значение для сохранения и развития здоровых детей. К основным гигиеническим принципам организации образовательного процесса относятся:

создание здоровьесберегающего образовательного пространства;

профессиональная готовность педагогов и воспитателей по вопросам здоровьесберегающих педагогических технологий;

паспортизация здоровья, мониторинговые (длительные) наблюдения за показателями здоровья в динамике периода обучения;

работа с ослабленными детьми по повышению неспецифической резистентности организма;

оптимизация двигательного режима учащихся;

создание условий для положительных эмоций;

создание условий для развития индивидуальных творческих возможностей и способностей школьников;

оказание помощи детям, имеющим трудности в обучении и социализации.

Здоровьесберегающее образовательное пространство создается через четко отработанную систему соблюдения режима дня с обязательным пребыванием на свежем воздухе, составление расписания занятий в комплексе с блоком оздоровительных и коррекционных мероприятий, соблюдение гигиенических требований к организации урока, перемен (в школе) и самоподготовки (в домашних условиях), планирование внешкольных познавательно-воспитательных мероприятий (экскурсии, досуг, праздники, оздоровительные физкультурные мероприятия и т.д.).

Одной из причин ухудшения здоровья учащихся является ограничение их двигательной активности в современных условиях обучения. Снижение двигательной активности ведет к задержке развития, затруднению освоения необходимых двигательных навыков, снижению функционального состояния вегетативных функций. В системе непрерывного воспитания и обучения правилам здорового образа жизни и культуре здоровья необходимы знания и убеждение в том, что двигательная активность выполняет важнейшие ключевые функции в развитии организма: побудительную, стимулирующую, тренирующую, моторную, корректирующую, терморегуляционную, биоритмологическую, защитную, речеобразующую, творческую. Двигательная активность обеспечивает взаимодействие организма с окружающей средой, стимулирует развитие физической и умственной работоспособности, повышает иммунитет.

Образование ценой здоровья учащихся приводит к резкому снижению иммунной резистентности организма, увеличению количества невротических расстройств, соматических и психосоматических болезней, порождает различные формы дезадаптивного поведения. Известно, что здоровье и успешность учебной деятельности определяется состоянием систем регуляции. Ведущее значение при этом имеет духовное и психическое развитие и состояние нервно-психической регуляции. Гуманистические ориентиры современной школы требуют создания здоровьесберегающих педагогических технологий, направленных на построение индивидуальной образовательной траектории для каждого учащегося, адекватно психофизиологическим особенностям и возможностям, способа восприятия и обработки информации. Задача психологов, медицинских работников, социальных педагогов – осуществление совместных коррекционных медико-психологических и медико-социальных программ, включающих обучение детей и подростков рациональному использованию психических ресурсов своего организма, реальной оценке своих возможностей. С младшего школьного возраста необходимо формировать знания и умения познавать себя и в дальнейшем использовать знания для саморазвития, самореализации, самовыражения.

Важным условием профилактики и оздоровления является охрана детей и подростков от здоровьеразрушающего образа жизни, вредных привычек, в том числе курения, употребления наркотиков, алкоголя, токсических веществ, рискованного сексуального поведения. Взаимодействие родителей и педагогов образовательного учреждения в решении данной проблемы может быть только при едином взгляде на проблему, общей стратегии деятельности и совместных, согласованных действиях. Особую значимость в работе специалистов по реабилитации имеет высокий уровень культуры наблюдения, уровень сбора и анализа информации, выявления причин и видение целостной картины индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Охрана здоровья ребенка: советы родителям

Совет 1: Старайтесь активно участвовать в охране здоровья ребенка и оздоровлении его организма. Не только рассказывайте ему, что нужно делать, чтобы не болеть, но и личным примером показывайте, как полезны для здоровья выполнение правил личной гигиены, утренняя зарядка, закаливание, правильное питание.

Совет 2: Научите ребенка неукоснительно соблюдать гигиенические требования к чистоте тела, белья, одежды, жилища, так как все это является очень важными элементами охраны здоровья ребенка.

Совет 3: Приучайте ребенка строить свой день, чередуя труд и отдых. Ничто так не вредит нервной системе ребенка, как отсутствие режима дня. Ритм жизни, предусматривающий занятия физическими упражнениями и спортом, прогулки на свежем воздухе, а также полноценное питание и крепкий сон — лучшая профилактика утомления и болезней.

Совет 4: Помогите ребенку овладеть навыками самоконтроля за здоровьем, особенно при выполнении физических упражнений. Для этого заведите дневник наблюдений и записывайте вместе с ребенком данные о его физическом состоянии: вес (массу тела), рост, частоту пульса, самочувствие (сон, аппетит и т. д.).

Совет 5: Научите ребенка правильно пользоваться естественными оздоровительными факторами — солнцем, воздухом и водой. Воспитывайте у ребенка стремление и привычку к закаливанию организма и оздоровлению.

Совет 6: Помните, что в движении — жизнь. Занимайтесь вместе с ребенком спортом, больше гуляйте, играйте на свежем воздухе. Здоровый образ жизни, культивируемый в семье, — залог здоровья ребенка.

Совет 7: Для охраны здоровья ребенка очень важно организовать ребенку правильное питание и воспитывать положительное отношение к соблюдению режима питания. Ребенок должен знать, какие продукты полезны, а какие вредны для здоровья.

Совет 8: Научите ребенка элементарным правилам профилактики инфекционных заболеваний: держаться подальше от тех, кто кашляет и чихает; не пользоваться чужой посудой или зубной щеткой; не надевать обувь или головные уборы других детей. Если ребенок болен сам, чихает и кашляет, он должен знать, что надо прикрывать рот и нос маской или платком, не играть с друзьями, выполнять назначения врача.

Совет 9: Познакомьте ребенка с правилами безопасного поведения в доме, на улице, на отдыхе и учите его выполнять эти правила, чтобы избегать ситуаций, опасных для здоровья и жизни.

Совет 10: Читайте научно-популярную литературу о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка, о том, как научить его охранять и укреплять свое здоровье.

poisk-ru.ru

Административная ответственность несовершеннолетних - Летидор

К административной ответственности по российскому законодательству несовершеннолетний может быть привлечен с 16 лет. При этом 16 лет должно исполниться на момент совершения правонарушения.

Предусмотрено много видов административных наказаний. К несовершеннолетним правонарушителям применяется в основном предупреждение либо штраф. Штраф, в силу отсутствия у несовершеннолетнего лица источника самостоятельного дохода, является не самым действенным видом наказания, однако большинство статей Кодекса об административных правонарушениях предусматривают наказание именно в виде штрафа. А вот наказание в виде административного ареста не может применяться к лицам, не достигшим возраста 18 лет.

Срок давностиСуществует общее правило, в соответствии с которым постановление об административном правонарушении не может быть вынесено позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения. Из этого правила есть исключения, увеличивающие этот срок, но все они едва ли могут быть применены по отношению к несовершеннолетним, слишком уж специфичны те нарушения, по которым  срок давности увеличен. Если срок истек, то дело об административном правонарушении подлежит прекращению. Очень часто нарушители пытаются искусственно затянуть рассмотрение дела, и часто им это удается.

За что?Какие правонарушения наиболее часто встречаются среди несовершеннолетних? Помимо кражи («мелкое хищение» статья 7.27 КоАП) и хулиганства («мелкое хулиганство» ст. 20.1 КоАП), наиболее распространенными правонарушениями являются распитие пива и алкогольной продукции в общественных местах, в общественном транспорте, в организациях культуры и спортивных сооружениях, а также потребление наркотических и психотропных веществ, и появление в состоянии опьянения в общественных местах (статьи 20.20 и 20.21 КоАП).

Также традиционно среди молодежи высок уровень проявления вандализма. Вандализм обоснованно считается уделом именно молодых людей в возрасте от 11 до 25 лет. К проявлениям вандализма относятся повреждение подвижного состава общественного транспорта, порча имущества, нанесение на стены домов различного рода надписей,  рисунков.  При этом следует учитывать, что ввиду высокой общественной опасности вандализма, за совершение подобных действий также установлена и уголовная ответственность, причем возраст, с которого допускается привлечение несовершеннолетних к ответственности, снижен законодателем до 14 лет, а грань между уголовным преступлением и административным правонарушением здесь весьма условна.

Для несовершеннолетних мужского пола предусмотрены специальные составы административных правонарушений. Это неисполнение обязанностей по воинскому учету, уклонение от медицинского обследования, умышленные порча или утрата документов воинского учета (статьи 21.5, 21.6, 21.7 КоАП).

А судьи кто?Органами, уполномоченными рассматривать дела об административном правонарушении, являются судьи (федеральные и мировые), комиссии по делам несовершеннолетних, органы внутренних дел. Этот перечень не полный, в нем указаны наиболее актуальные органы и должностные лица.

Защитники и сочувствующиеДела об административных правонарушениях рассматриваются в открытом режиме, за исключением нескольких случаев, не имеющих отношение к теме нашей статьи. Открытый режим означает, что при рассмотрении дела может присутствовать не только сам «виновник» слушания, но и его родители, иные родственники, друзья и т.д. На практике ни суд, ни любой другой орган, рассматривающий такие дела, не приветствует присутствие в зале заседания посторонних лиц, поэтому следует ограничиться минимальным составом группы поддержки – родителей или иных ближайших родственников будет вполне достаточно. И уж тем более присутствующим не следует высказывать свою позицию по рассматриваемому вопросу. Если очень хочется высказаться – попросите на это разрешения, а еще лучше, чтобы вас допросили в качестве свидетеля.

При этом следует знать, что в отношении несовершеннолетних их родители, будучи  законными представителями своих детей, могут осуществлять их защиту. То есть быть своего рода адвокатами. Для подтверждения полномочий достаточно паспорта родителя и свидетельства о рождении ребенка. Присутствие такого законного представителя при рассмотрении дела может быть признано обязательным. При этом защиту совместно с законным представителем может осуществлять и адвокат.Также при рассмотрении дела в отношении несовершеннолетнего лица может принимать участие прокурор. Прокурора обязаны известить о месте и времени такого рассмотрения.

Возможно ли применение силы?Существуют следующие виды принудительного воздействия на лицо, которое подозревается в совершении административного правонарушения. Доставление – принудительное препровождение лица в целях составления протокола, если составление обязательно, но составить протокол на месте по каким-то причинам невозможно (например, при массовых драках или иных беспорядках).

Административное задержание (не путать с арестом) – кратковременно ограничение свободы, может быть применено в исключительных случаях. Срок задержания по общему правилу не может превышать 3 часов. О задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке должны быть уведомлены его родители или иные законные представители. О доставлении и административном задержании составляются соответствующие отдельные протоколы.

Также может быть проведен личный досмотр и досмотр вещей. Досмотр производится в присутствии  двух понятых. О досмотре составляется отдельный протокол либо делается отметка в протоколе о доставлении или задержании.

Документальное оформлениеСледует различать протокол об административном правонарушении и постановление по делу об административном правонарушении. Протокол фиксирует сам факт совершения правонарушения и обстоятельства совершения, а постановление является итоговым документом, аналогом приговора в рамках уголовного дела.

Протокол об административном правонарушении должен быть составлен немедленно после выявления самого правонарушения. Законом допускаются случаи увеличения этого срока. Протокол составляется не всегда. В случае, если за совершение административного правонарушения назначается наказание в виде предупреждения или штрафа, то сразу выносится постановление по делу, в котором отражается назначение наказания в виде предупреждения либо штрафа.

Как показывает практика, зачастую оформление документов дела, в частности протокола об административном правонарушении, происходит с нарушениями требований закона. Такие формальные недостатки становятся либо причиной прекращения дела при его рассмотрении по существу, либо причиной отмены ранее вынесенного постановления при рассмотрении жалобы.

Совет. Форма протокола об административном правонарушении предусматривает краткое изложение позиции лица, в отношении которого составляется протокол. Буквально в две-три строчки. Эту позицию обязательно следует заполнять собственноручно, вам не могут отказать в этом. Не оставляйте эту графу протокола пустой! И тем более нельзя ставить роспись под пустыми строками! В противном случае там может оказаться краткое слово «согласен», написанное рукой лица, составившего протокол, и подпись виновного лица, а доказать, что на самом деле никакого согласия не было, будет невозможно. На практике подобное встречается часто.

Если не согласны с решениемВынесенное по делу постановление может быть обжаловано. Жалоба не облагается государственной пошлиной. Жалоба может быть подана в течении 10 дней со дня вручения или получения копии постановления. Важный момент - отсчет срока начинается не от даты вынесения постановления, а от даты, когда лицу вручили это постановление.

Не в первый разНекоторые составы административных правонарушений предусматривают более суровое наказание, если это правонарушение совершено тем же лицом повторно. Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, составляет один год со дня исполнения постановления о назначении административного наказания. Обратите внимание – не со дня вынесения постановления, а со дня его исполнения, т.е. если был назначен штраф – то со дня его уплаты. По истечении годичного срока нельзя указывать, что правонарушение совершено повторно.

Репутация дорожеНа практике все факты привлечения к административной ответственности негласно принимаются во внимание как обстоятельства, характеризующие личность, и если уже в несовершеннолетнем возрасте человек привлекался к административной ответственности, то это может так или иначе осложнить его жизнь в дальнейшем.

letidor.ru

Правонарушения среди несовершеннолетних и ее предотвращение

Правонарушение это форма общественного поведения людей, которая нарушает нормальное функционирование общественного организма. Однако эти нарушения могут быть и аморальными поступки. Среди причин и условий правонарушений несовершеннолетних необходимо назвать общественно неблагоприятные явления и процессы. Круг несовершеннолетних правонарушителей пополняется за счет подростков, оставивших школу, второгодников, отстающих. Указанные обстоятельства приводят к тем же последствиям, что и безнадзорность в семье: ослабляются и разрываются социальные связи, облегчается контакт с источниками отрицательных влияний. Важность изучения преступности несовершеннолетних обусловливается тем, что она является резервом всей преступности.

Предупреждение правонарушений всегда являлась многоуровневой системой мер государственного, общественного характера, удаляющих причины и условия правонарушения либо их устраняющих, тем самым обеспечивающих значительное уменьшение, а возможно и искоренение правонарушений, в том числе и среди несовершеннолетних.

В России предотвращению правонарушений несовершеннолетних уделяется большое внимание. С этой целью создана целая система мер борьбы с правонарушениями малолетних.

Правонарушение это форма общественного поведения людей, которая нарушает нормальное функционирование общественного организма. Однако эти нарушения могут быть и аморальными поступки. Из всех нарушений правонарушения наиболее опасна для общества. Кроме того, правонарушения - общественноправовое явление [2].

Среди причин и условий правонарушений несовершеннолетних необходимо назвать общественно неблагоприятные явления и процессы. Более того, возрастные характеристики личности входят и действуют в механизме отклоняющегося поведения, не автоматически, а когда присутствие данных особенностей не берутся во внимание при воспитании и контроле несовершеннолетних, что в итоге приводит к возникновению безнадзорности, конфликтам. Но, тем не менее, большая часть правонарушений малолетних трактуется обществом как проявление возрастной неподготовленностью, неопытностью и даже озорством. Это мелкое хищение, хулиганские действия в кругу подростков, отнимание денег у младших. В следствии этого, большое количество правонарушений не доходят до правоохранительных органов, следовательно, увеличивается скрытость правонарушений несовершеннолетних.

В осуществлении правонарушения несовершеннолетних играет важную роль:

  • негативное влияние семьи;
  • негативное воздействие в ближайшем окружении в бытовом, учебном процессе;
  • инспирация со стороны взрослых правонарушителей;
  • отсутствие определенных хобби у несовершеннолетних, бросивших учебу;
  • беспризорность будущих несовершеннолетних;
  • отклонения учебно-воспитательной работы;
  • отклонения в организации трудоустройства и воспитания;
  • недостатки в организации времяпровождения несовершеннолетних [3].

Борьба с правонарушениями в среде несовершеннолетних - это одно из главных направлений всей борьбы с правонарушениями. Эффективное предотвращение правонарушений несовершеннолетних является условием охраны моральности растущего поколения, входящего в самостоятельную жизнь.

Преступление для несовершеннолетних чаще всего, просто акт решительности, в котором осуществляется стремление самовыразиться, покрасоваться перед сверстниками.

Большинство несовершеннолетних правонарушителей обладают консервативными привычками и шаблонами противообщественного поведения: увлечение опьяняющими напитками, одурманивающими веществами, бродяжничество, уходы из дома и воспитательных учреждений. Это имеет сходство с привлечением несовершеннолетнего в совершение правонарушений (ст. 151 УК). Его особенность состоит в том, что несовершеннолетний вовлекается в противообщественное поведение, к которому закон относит: а) периодическое употребление опьяняющих напитков, наркотических веществ; б) девиантное поведение; в) бродяжничество/попрошайничество [1].

Сегодня становиться необходимостью обеспечить применение такого уголовно-правового средства предупреждения правонарушений подростков, как ответственность за неисполнение или ненадлежащее использование обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителями или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а ровно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения (ст. 156 УК).

Круг несовершеннолетних правонарушителей пополняется за счет подростков, оставивших школу, второгодников, отстающих. Указанные обстоятельства приводят к тем же последствиям, что и безнадзорность в семье: ослабляются и разрываются социальные связи, облегчается контакт с источниками отрицательных влияний. Кроме того, низкий общеобразовательный уровень большей частью влечет за собой слабый самоконтроль за деятельностью подростков и искажает их самооценку, что ведет к недостатку в организации досуга, например слабое развитие сети клубов, кружков, спортивных секций, отсутствие заботы о вовлечении и закреплении в них несовершеннолетних, находящихся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания[1].

Таким образом, в качестве актуальных проблем совершенствования профилактики правонарушающего поведения несовершеннолетних могут быть выделены такие, как совершенствование нормативной базы, координации и взаимодействия субъектов профилактики, рационализация распределения функций между ними, кадровое обеспечение, криминологическая и психолого-педагогическая подготовка лиц, участвующих в предупредительной деятельности. Важность изучения преступности несовершеннолетних обусловливается тем, что она является резервом всей преступности. Установлено, что чем в более раннем возрасте человек совершил преступление, тем выше вероятность того, что он совершит новое преступление.

novainfo.ru