Васьковский Е.В. Учебник гражданского права. Право владение это


Право владения - это... Что такое Право владения?

 Право владения

Владение (фактическое обладание) — расположение вещи, затрудняющее пользование ею всеми людьми, кроме одного или нескольких лиц, называемых владельцами. Владение — одно из правомочий собственности.

Способы осуществления владения

Владение обычно осуществляется расположением вещи в жилище владельца, на принадлежащей ему территории, в принадлежащих ему других вещах, в одежде, на теле или в руках владельца, сокрытием в неизвестном для посторонних месте. Другие способы осуществления владения включают в себя огораживание, прикрепление, запирание на замок, охрану лично владельцем или привлеченными для этой цели людьми, нанесение или прикрепление надписей, меток, клеймение. Законное владение также охраняется государством. Законным является владение, возникшее на основе договора, закона, административного акта. Незаконным является владение в результате хищения или присвоения находки.

Литература

  • Щенникова Л. В. Вещные права в гражданском праве России. М.: Бек, 1996. С. 23.

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Право вето
  • Право військової сфери

Смотреть что такое "Право владения" в других словарях:

  • Право Владения — (chose in possession) Движимое имущество, которым владеет данное лицо. Примерами являются товары и т.д. Все активы могут быть разделены на право на иск (chose in action) и право владения. Бизнес. Толковый словарь. М.: ИНФРА М , Издательство Весь… …   Словарь бизнес-терминов

  • Право владения — предоставляемая законом возможность фактического обладания вещью и удержания ее в собственном владении. См. также: Право собственности Финансовый словарь Финам …   Финансовый словарь

  • право владения — (напр. недвижимостью) [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN title …   Справочник технического переводчика

  • ПРАВО ВЛАДЕНИЯ — предоставляемая законом возможность фактического обладания вещью и удержания ее в собственном владении …   Большой экономический словарь

  • ПРАВО ВЛАДЕНИЯ ЗЕМЛЕЙ — (estate in land) Срок, в течение которого участок земли остается в собственности; например, пожизненное владение означает, что со смертью владельца земли право собственности на данный участок земли утрачивается. См.: простое/безусловное… …   Словарь бизнес-терминов

  • ДОЛГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ЗА РУБЕЖОМ В ОБМЕН НА ПРАВО ВЛАДЕНИЯ АКТИВАМИ — В международных страховых операциях: способ, при помощи которого кредиторы, имеющие существенные суммы долговых обязательств в зарубежной стране (обычно развивающейся), могут уменьшить риск, связанный с их взысканием. Часть или вся сумма долговых …   Страхование и управление риском. Терминологический словарь

  • ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ — (ownership) Право на собственность, включающее право владения, право исключительного пользования, право уничтожения и проч. В соответствии с английским общим правом не существует прямого права пользования землей, так как вся земля принадлежит… …   Финансовый словарь

  • ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ — 1) в объективном смысле совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу ограниченных благ; 2) в субъективном смысле право собственности конкретных лиц. П.с. в последнем смысле составляют следующие правомочия: право владения, право… …   Юридическая энциклопедия

  • Право Собственности — (ownership) Право, включающее право владения, право исключительного пользования, право уничтожения и пр. В соответствии с английским общим правом не существует прямого права пользования землей, так как вся земля принадлежит Короне и дается во… …   Словарь бизнес-терминов

  • ПРАВО НА ИСК — (chose in action) Право подачи иска в суд с целью получения суммы денег или возмещения ущерба. Примерами такого права являются права в отношении получения страховой суммы, долга и права, вытекающие из контракта. Право на иск относится к разряду… …   Словарь бизнес-терминов

Книги

  • Земельное и имущественное право в странах общего права: Монография, О. И. Крассов. В монографии освещаются основные аспекты земельного и имущественного права, действующего в Англии, Уэльсе, Северной Ирландии, Британских заморских территориях, Зависимых территориях Короны,… Подробнее  Купить за 1592 грн (только Украина)
  • Земельное и имущественное право в странах общего права, О. И. Крассов. В монографии освещаются основные аспекты земельного и имущественного права, действующего в Англии, Уэльсе, Северной Ирландии, Британских заморских территориях, Зависимых территориях Короны,… Подробнее  Купить за 1592 грн (только Украина)
  • Русский язык: для подготовки к тестированию: на элементарный и базовый уровни владения русским языком: для приема в гражданство Российской Федерации: на получениеразрешения на право трудовой деятельности в Российской Федерации, Караванова Н.. Учебник предназначен для широкого круга лиц, изучающих русский язык. Его могут использовать как желающие изучать русский язык с нуля, так и учащиеся, которые уже имеют начальные знания по… Подробнее  Купить за 277 руб
Другие книги по запросу «Право владения» >>

dic.academic.ru

Право Владения - это... Что такое Право Владения?

 ПРАВО ВЛАДЕНИЯ (chose in possession) Движимое имущество, которым владеет данное лицо. Примерами являются товары и т.д. Все активы могут быть разделены на право на иск (chose in action) и право владения.

Бизнес. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Грэхэм Бетс, Барри Брайндли, С. Уильямс и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 1998.

Право Владения законодательно закрепленное право владения имуществом, вещью и право ее удержания во владении.

Словарь бизнес-терминов. Академик.ру. 2001.

  • Право Валютное
  • Право Выкупа

Смотреть что такое "Право Владения" в других словарях:

  • Право владения — предоставляемая законом возможность фактического обладания вещью и удержания ее в собственном владении. См. также: Право собственности Финансовый словарь Финам …   Финансовый словарь

  • право владения — (напр. недвижимостью) [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN title …   Справочник технического переводчика

  • Право владения — Владение (фактическое обладание) расположение вещи, затрудняющее пользование ею всеми людьми, кроме одного или нескольких лиц, называемых владельцами. Владение одно из правомочий собственности. Способы осуществления владения Владение обычно… …   Википедия

  • ПРАВО ВЛАДЕНИЯ — предоставляемая законом возможность фактического обладания вещью и удержания ее в собственном владении …   Большой экономический словарь

  • ПРАВО ВЛАДЕНИЯ ЗЕМЛЕЙ — (estate in land) Срок, в течение которого участок земли остается в собственности; например, пожизненное владение означает, что со смертью владельца земли право собственности на данный участок земли утрачивается. См.: простое/безусловное… …   Словарь бизнес-терминов

  • ДОЛГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ЗА РУБЕЖОМ В ОБМЕН НА ПРАВО ВЛАДЕНИЯ АКТИВАМИ — В международных страховых операциях: способ, при помощи которого кредиторы, имеющие существенные суммы долговых обязательств в зарубежной стране (обычно развивающейся), могут уменьшить риск, связанный с их взысканием. Часть или вся сумма долговых …   Страхование и управление риском. Терминологический словарь

  • ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ — (ownership) Право на собственность, включающее право владения, право исключительного пользования, право уничтожения и проч. В соответствии с английским общим правом не существует прямого права пользования землей, так как вся земля принадлежит… …   Финансовый словарь

  • ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ — 1) в объективном смысле совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу ограниченных благ; 2) в субъективном смысле право собственности конкретных лиц. П.с. в последнем смысле составляют следующие правомочия: право владения, право… …   Юридическая энциклопедия

  • Право Собственности — (ownership) Право, включающее право владения, право исключительного пользования, право уничтожения и пр. В соответствии с английским общим правом не существует прямого права пользования землей, так как вся земля принадлежит Короне и дается во… …   Словарь бизнес-терминов

  • ПРАВО НА ИСК — (chose in action) Право подачи иска в суд с целью получения суммы денег или возмещения ущерба. Примерами такого права являются права в отношении получения страховой суммы, долга и права, вытекающие из контракта. Право на иск относится к разряду… …   Словарь бизнес-терминов

Книги

  • Земельное и имущественное право в странах общего права: Монография, О. И. Крассов. В монографии освещаются основные аспекты земельного и имущественного права, действующего в Англии, Уэльсе, Северной Ирландии, Британских заморских территориях, Зависимых территориях Короны,… Подробнее  Купить за 1592 грн (только Украина)
  • Земельное и имущественное право в странах общего права, О. И. Крассов. В монографии освещаются основные аспекты земельного и имущественного права, действующего в Англии, Уэльсе, Северной Ирландии, Британских заморских территориях, Зависимых территориях Короны,… Подробнее  Купить за 1592 грн (только Украина)
  • Русский язык: для подготовки к тестированию: на элементарный и базовый уровни владения русским языком: для приема в гражданство Российской Федерации: на получениеразрешения на право трудовой деятельности в Российской Федерации, Караванова Н.. Учебник предназначен для широкого круга лиц, изучающих русский язык. Его могут использовать как желающие изучать русский язык с нуля, так и учащиеся, которые уже имеют начальные знания по… Подробнее  Купить за 277 руб
Другие книги по запросу «Право Владения» >>

dic.academic.ru

Право владения - это... Что такое Право владения?

 Право владения Право владения Право владения - предоставляемая законом возможность фактического обладания вещью и удержания ее в собственном владении.

Финансовый словарь Финам.

.

  • Правление акционерного общества
  • Право выкупа акций

Смотреть что такое "Право владения" в других словарях:

  • Право Владения — (chose in possession) Движимое имущество, которым владеет данное лицо. Примерами являются товары и т.д. Все активы могут быть разделены на право на иск (chose in action) и право владения. Бизнес. Толковый словарь. М.: ИНФРА М , Издательство Весь… …   Словарь бизнес-терминов

  • право владения — (напр. недвижимостью) [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN title …   Справочник технического переводчика

  • Право владения — Владение (фактическое обладание) расположение вещи, затрудняющее пользование ею всеми людьми, кроме одного или нескольких лиц, называемых владельцами. Владение одно из правомочий собственности. Способы осуществления владения Владение обычно… …   Википедия

  • ПРАВО ВЛАДЕНИЯ — предоставляемая законом возможность фактического обладания вещью и удержания ее в собственном владении …   Большой экономический словарь

  • ПРАВО ВЛАДЕНИЯ ЗЕМЛЕЙ — (estate in land) Срок, в течение которого участок земли остается в собственности; например, пожизненное владение означает, что со смертью владельца земли право собственности на данный участок земли утрачивается. См.: простое/безусловное… …   Словарь бизнес-терминов

  • ДОЛГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ЗА РУБЕЖОМ В ОБМЕН НА ПРАВО ВЛАДЕНИЯ АКТИВАМИ — В международных страховых операциях: способ, при помощи которого кредиторы, имеющие существенные суммы долговых обязательств в зарубежной стране (обычно развивающейся), могут уменьшить риск, связанный с их взысканием. Часть или вся сумма долговых …   Страхование и управление риском. Терминологический словарь

  • ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ — (ownership) Право на собственность, включающее право владения, право исключительного пользования, право уничтожения и проч. В соответствии с английским общим правом не существует прямого права пользования землей, так как вся земля принадлежит… …   Финансовый словарь

  • ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ — 1) в объективном смысле совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу ограниченных благ; 2) в субъективном смысле право собственности конкретных лиц. П.с. в последнем смысле составляют следующие правомочия: право владения, право… …   Юридическая энциклопедия

  • Право Собственности — (ownership) Право, включающее право владения, право исключительного пользования, право уничтожения и пр. В соответствии с английским общим правом не существует прямого права пользования землей, так как вся земля принадлежит Короне и дается во… …   Словарь бизнес-терминов

  • ПРАВО НА ИСК — (chose in action) Право подачи иска в суд с целью получения суммы денег или возмещения ущерба. Примерами такого права являются права в отношении получения страховой суммы, долга и права, вытекающие из контракта. Право на иск относится к разряду… …   Словарь бизнес-терминов

Книги

  • Земельное и имущественное право в странах общего права: Монография, О. И. Крассов. В монографии освещаются основные аспекты земельного и имущественного права, действующего в Англии, Уэльсе, Северной Ирландии, Британских заморских территориях, Зависимых территориях Короны,… Подробнее  Купить за 1592 грн (только Украина)
  • Земельное и имущественное право в странах общего права, О. И. Крассов. В монографии освещаются основные аспекты земельного и имущественного права, действующего в Англии, Уэльсе, Северной Ирландии, Британских заморских территориях, Зависимых территориях Короны,… Подробнее  Купить за 1592 грн (только Украина)
  • Русский язык: для подготовки к тестированию: на элементарный и базовый уровни владения русским языком: для приема в гражданство Российской Федерации: на получениеразрешения на право трудовой деятельности в Российской Федерации, Караванова Н.. Учебник предназначен для широкого круга лиц, изучающих русский язык. Его могут использовать как желающие изучать русский язык с нуля, так и учащиеся, которые уже имеют начальные знания по… Подробнее  Купить за 277 руб
Другие книги по запросу «Право владения» >>

dic.academic.ru

Васьковский Е.В. Учебник гражданского права \ КонсультантПлюс: Классика Российского Права

« Предыдущая |  Оглавление  | Следующая »

Что касается чисто фактических, не основанных ни на каком праве отношений человека к вещам, то с точки зрения гражданского права представляют интерес лишь те из них, которые связаны с гражданско-правовыми последствиями. Таковы: 1) владение и 2) недозволенные действия. Владение защищается, при известных условиях, от нарушения и ведет к приобретению вещных прав (права собственности по давности, завладению, отделению плодов). Ввиду этого оно рассматривается в вещном праве. Недозволенные действия влекут за собой обязанность вознаграждения за причиненный ими ущерб и потому исследуются в обязательственном праве.

Таким образом, настоящий отдел должен быть посвящен: 1) владению и 2) вещным правам.

А. Владение

1. Слово "владение" употребляется в обыденной жизни для обозначения фактического господства над предметами.

Владение, по объяснению академического словаря (I вып. 1891 г.), представляет собою "держание предмета в своей власти, обладание". Например, владение государством, владение землей. "Льва зверьми владеть поставила природа" (Крылов). Таков же обыденный смысл "владения" в иностранных языках (possessio, possession, possesso, Besitz)[121].

Но в юриспруденции под "владением" понимается не всякое обладание вещью, а только такое, которое само по себе имеет юридическое значение, т.е. охраняется законом от нарушения, независимо от своей правомерности. Всякое иное обладание, не снабженное юридической защитой, называется держанием (detentio, détention, Inhabung).

Таким образом, обладание, или владение в обыденном обширном смысле слова, разделяется с юридической точки зрения на владение в тесном смысле, или, иначе, юридическое владение, и держание, или естественное владение.

В последующем изложении термином "владение" будет обозначаться юридическое владение в противоположность держанию.

Прежде чем излагать учение о владении по действующему русскому праву, необходимо было бы дать очерк теории владения. К несчастию, несмотря на то, что ни один вопрос гражданского права не подвергался так часто исследованию и не вызвал столь обширной литературы, как вопрос о владении[122], наука не успела разрешить его окончательно. Без преувеличения можно сказать, что нет двух сколько-нибудь авторитетных современных ученых, которые были бы согласны между собой в главных пунктах учения о владении. Поэтому, в виду отсутствия установившейся и общепризнанной теории, остается представить сжатую характеристику главных направлений[123].

В теории владения наиболее важными вопросами являются следующие: 1) в чем состоит владение, 2) факт ли оно или право, 3) почему оно защищается законом и 4) что такое владение правами. Сообразно с этим теории владения будут изложены по четырем рубрикам: 1) понятие владения, 2) юридическая природа его, 3) основание защиты и 4) понятие владения правами.

§ 1. Понятие владения

Понятие владения еще не установлено наукой. На этот счет существуют три главные, наиболее распространенные теории.

1. Согласно одной владение представляет собой физическое господство над вещью, соединенное с намерением обладать ею, как своею, по образцу собственника (Савиньи, Пухта, Виндшейд, Ранда, Кунце). Понятие владения слагается по этой теории из двух элементов: материального, телесного (corpus possessionis), состоящего в физическом господстве человека над вещью, и идеального, духовного (animus possessionis), выражающегося в известном направлении воли, в намерении обращаться с вещью, как со своею собственностью.

Сообразно с этим владельцами будут: 1) истинный собственник вещи, 2) лицо, ошибочно считающее себя собственником (добросовестный владелец), и 3) лицо, умышленно выдающее себя за собственника (разбойник, вор, присвоитель). Напротив, не считаются владельцами лица, добросовестно и законно обладающие чужими вещами в силу какого-либо права, но не имеющие намерения присваивать себе роль собственников (арендаторы, залогодержатели, ссудополучатели, поклажехранители и пр.).

2. Вторая теория тоже признает владение физическим господством над вещью но не требует, чтобы владелец непременно хотел обладать вещью как своею собственностью, а считает достаточным, чтобы он вообще хотел обладать ею для себя, в свою пользу (Кирульф, Бекинг, Дернбург, Мандри).

Таким образом, вторая теория отличается от первой только тем, что придает воле владельца иное значение, понимая ее в более обширном смысле[125]. Кто обладает вещью как своею собственностью, тот, очевидно, обладает ею для себя, но не всякий обладающий ею для себя, в свою пользу, намеревается обладать ею, как своею собственностью. Другими словами, понятие "владение для себя" шире понятия "владение в виде собственности". А потому под первое подойдут все случаи, обнимаемые вторым (владение собственников настоящих и мнимых), и, сверх того, еще ряд других, именно владение лиц, обладающих чужими вещами в своем интересе, в свою пользу; каковы: арендаторы, наниматели, ссудополучатели. Не будут владельцами только те обладатели чужих вещей, которые обладают ими в интересе собственника, как-то: поверенные, поклажехранители.

3. Третья теория, оставляя в стороне вопрос о направлении воли владельца, переходит на экономическую точку зрения и определяет владение как хозяйственную связь вещи с лицом, т.е. как такое состояние вещи, в котором она служит потребностям своего обладателя (граф Пининьский, Колер, Ленель, Салейль).

Согласно этому определению, владельцем вещи должен считаться тот, кто извлекает из нее экономическую пользу, т.е., говоря короче, ее хозяин, все равно, имеет ли он на нее какое-либо право или не имеет.

4. Сверх указанных трех теорий существовало и существует много других.

Исходной точкой для построения понятия владения послужило римское право. Изучение его источников показало, что в Риме существовало два вида фактического обладания вещами: защищаемое путем особых исков и лишенное такой защиты. Первое они обыкновенно[126] называют владением, или юридическим владением (possessio, иногда possessio civilis), а второе - держанием, или естественным владением (possessio naturalis)[127]. Вследствие этого сам собою возник вопрос: чем же они руководствовались, проводя такое различие? Другими словами, каков принцип указанного деления и в чем состоит разница между владением и держанием? Дать ответ на этот вопрос пытались еще глоссаторы и комментаторы[128]. Их мнения сводятся в общем к тому, что владелец обладает вещью от своего собственного имени, а держатель - от чужого[129]. Но источники римского права решительно противоречат такому объяснению, так как признают владельцами многих лиц, обладающих вещами от чужого имени, как-то: залогодержателей, эмфитевтов, поверенных и др. Несмотря на явную несостоятельность, эта теория господствовала с разными несущественными видоизменениями в течение всех средних веков. Только в XVI в. она была переработана французской юриспруденцией и приняла другую форму. Французские юристы усмотрели различие между владением и держанием в характере воли обладателя. Согласно их мнению, владелец только тот, кто обладает вещью с намерением обращаться с нею, как со своею, по образцу собственника (cum affectu domini, dominantis)[130]. В таком виде понятие владения перешло в сочинения германских юристов XVII и XVIII вв.[131] и было заново воспроизведено и впервые теоретически объяснено[132] знаменитым основателем исторической школы - Савиньи. В своей монографии "Право владения" Савиньи развивает теорию владения следующим образом: "Все понимают под владением вещью такое состояние, в котором не только физически возможно собственное воздействие на вещь, но и невозможно никакое чужое воздействие. Так, корабельщик владеет своим кораблем, но не водою, по которой он плывет. Это состояние, называемое держанием, лежит в основе всего понятия владения: Так как собственность представляет собой юридическую возможность воздействовать по своему произволу на вещь и не допускать никого другого к пользованию ею, то в держании заключается осуществление права собственности, а потому держание есть естественное состояние, соответствующее собственности как состоянию юридическому[133]: Каждое держание, чтобы получить значение владения, должно быть намеренным, т.е. чтобы быть владельцем, необходимо, не только иметь держание, но и желать его иметь (animus possidendi): Если же держание представляет собой естественное состояние, соответствующее собственности как состоянию юридическому, то animus possidendi должен состоять в намерении осуществлять право собственности. Но обладатель может иметь намерение осуществлять либо чужое право собственности, либо свое. Если он имеет намерение осуществлять чужое, то в этом обстоятельстве нет такого animus possidendi, вследствие которого держание возвышалось бы до владения. Это положение, явно выставляемое римским правом, объясняется весьма естественным образом значением владельческих исков (как средство защиты личности владельца от насилия): Остается только второй случай, когда намерение обладателя направлено на осуществление своего права собственности"[134]. Таким образом, выходит, что разница между владением и держанием заключается в характере воли лица, обладающего вещью: владелец имеет намерение обладать вещью, как своею, по образцу собственника (animus domini), а держатель - намерение обладать ею, как чужою, от чужого имени (animus alieno nomine detinendi). Однако Савиньи не мог не заметить, что римское право признает владельцами несколько категорий лиц, не имеющих намерения обладать вещами от своего имени, как-то: залогодержателей, прекаристов, секвестрариев и пр. Видя, что эти случаи не подходят под выставленную им формулу, Савиньи объявил их исключениями и выработал для объяснения их теорию производного владения, заключающуюся в следующем. "Владение, - говорит он, - рассматривается как право и потому способно к отчуждению. Вследствие этого настоящий, первоначальный владелец может переносить право владения на того, кто за него осуществляет право собственности. Следовательно, кроме первоначального владения, покоящегося на держании и animus domini, существует еще и производное владение, основывающееся на первоначальном владении другого лица. Animus possidendi, который при первоначальном владении должен быть понимаем в смысле animus domini, направляется при производном владении на переданное прежним владельцем jus possessionis (право владеть)"[135]. Но если бы это было так, если бы римляне рассматривали владение как право, то владение подлежало бы свободной передаче от одного лица другому, подобно всякому праву. Другими словами, собственник вещи мог бы по своему желанию передавать владение кому угодно, так что производное владение устанавливалось бы и в случаях аренды, поклажи, ссуды и пр. Между тем римское право не допускает такой передачи и всегда признает арендаторов, нанимателей, ссудополучателей и пр. не владельцами, а держателями. Это ограничение Савиньи объясняет так: "Производное владение не должно быть понимаемо в том смысле, что его нужно допускать всякий раз, когда этого захочет владелец. Оно - отступление от основных принципов владения, а потому может быть допускаемо только в тех случаях, когда его явно устанавливает положительное право".

Монография Савиньи составила эпоху в науке и послужила основой для позднейших исследований. По словам Брунса, "все, что с тех пор было написано или говорено о владении, либо возникло под влиянием Савиньи, либо составляет оппозицию против него. Сочинение Савиньи содержит в себе первую важную попытку представить все учение о владении сперва в его внутреннем, естественном обосновании и развитии, а затем в данной ему положительным правом форме. Недостаток состоит только в том, что Савиньи не уяснил себе вполне этой двойственности задачи и потому постоянно смешивает философию[136] и положительное право ко вреду их обоих"[137].

Установленные Савиньи понятия первоначального и производного владения были приняты целым рядом ученых[138]. Но с начала двадцатых годов появляются попытки соединить оба этих понятия в одно. С этой целью некоторые старались отыскать animus domini у всех производных владельцев[139]; другие доказывали, что владелец может по своему произволу передавать свое право владения всем без исключения держателям[140]; третьи расширили понятие владения и, устранив animus domini, определили владение, как всякое отношение фактического господства, связанное с намерением обладать вещью для себя, в своем интересе (animus dominantis, possidendi, rem sibi habendi)[141]. Однако и теория Савиньи, в чистом своем виде, продолжала поддерживаться многими выдающимися учеными, причем некоторые старались дать ей философское обоснование. Особенно замечательна попытка Брунса. Последнюю главу своего исследования "О владении в средние века и новое время" он посвящает философии владения и начинает с опровержения общепринятого взгляда, по которому держание представляет собой "чисто физическое, телесное, отвлеченное от всякой воли отношение господства лица над вещью". По его словам, "можно на вещи стоять, лежать, сидеть без всякого участия души, но иметь, держать вещь можно, только обладая волею на это: Говорить о держании, совершенно устранив какую бы то ни было волю, просто нелепо и противно смыслу слов. Если я случайно остановлюсь на улице пред открытым и пустым домом, то я имею физически, фактически возможность исключительного распоряжения им, но было бы безумием назвать меня держателем дома: Простое физическое отношение господства может быть юридически принимаемо во внимание в том случае, если с ним связана воля[141]. Поэтому различие между держанием и владением следует полагать не в присутствии или отсутствии воли, а в ее свойстве и характере: Если держание с физической своей стороны состоит в возможности произвольно, т.е. всячески, воздействовать на вещь и устранять чужое воздействие, то естественно, что только тот держит вполне для себя, у кого содержание воли вполне соответствует факту держания, т.е. кто имеет волю предпринимать всякое воздействие на вещь, как ему будет угодно, и устранять всякое чужое воздействие, если оно ему не нравится: Такой держатель хочет обладать, как собственник, animo domini, а потому является настоящим, полным владельцем. Напротив, кто обладает вещью без этой воли, не как собственник, от чужого имени, тот является простым держателем"[142].

Тем не менее все указанные направления составляли в сущности одну школу, так как были согласны между собою в том, что владение состоит из двух элементов: 1) из физического господства над вещью (corpus poss) и 2) из воли или намерения владеть (animus poss). Впервые подверг сомнению правильность этого положения Иеринг. В своей монографии "Об основании защиты владения" он, между прочим, указал, что определение владения как "физического господства над вещью" верно только относительно движимых вещей, "которые обыкновенно всякий держит при себе или в своем доме"[143]. Но недвижимости, лежащие на открытом месте (поля, луга, озера), не поддаются такому господству. "Я владею отдаленным участком земли, но имею ли физическую власть над ним? Над этой властью смеются зайцы, уплетая капусту в моем огороде, и хохочут дети, валяясь в моем сене"[144]. Ввиду этого Иеринг предложил другое определение: владение есть фактическое осуществление собственности. "Под владением, - говорит он, - я разумею то состояние вещи, в котором она удовлетворяет своему экономическому назначению, назначению служить человеку. Состояние это, смотря по роду вещи, принимает различный внешний вид: для одних вещей оно совпадает с держанием, или физическим обладанием, для других - нет. Одни вещи принято держать под личным или реальным надзором, другие - принято оставлять без охраны и присмотра. Поселянин оставляет в открытом поле копны сена и снопы хлеба, архитектор - строительный материал на месте постройки, но никто не делает ничего подобного со своими ценностями, со своею мебелью и т.д.; всякий хранит их у себя в доме. Положение, для первых вещей нормальное, оказывается таким образом для вторых ненормальным, т.е. таким, в форме которого не принято выражать собственности на эти вещи. А потому вместо физического господства мы предлагаем более целесообразную точку зрения, именно то, что можно назвать фактическим засвидетельствованием собственнических притязаний. Тот становится владельцем, кто либо сам придаст, либо велит придать вещи такое положение, какое соответствует собственности, и тем заявит себя в качестве лица, притязающего на собственность[145]: Напротив, владение утрачивается, когда вещь попадает в такое положение, которое не мирится с обычными способами и формами, в каких собственник привык ею пользоваться"[146].

Мнение Иеринга нашло много приверженцев. Некоторые из них прямо приняли формулу Иеринга[147]. Другие видоизменили ее и, устранив параллель между владением и собственностью, определили владение как экономическую связь между лицом и вещью, как такое состояние вещи, в котором она служит потребностям данного лица[148]. Главный представитель этого экономического направления - гр. Пининьский, посвятивший два тома доказательству того, что оно не было чуждо римским юристам, выражается следующим образом: "владение представляет собой фактическое служение вещи определенному лицу. Фактическое хозяйственное употребление вещей и извлечение из них пользы предполагают длящееся отношение к вещи. Это отношение и есть владение[149]: Так как оно является известной связью между объектом и субъектом и так как цель этой связи хозяйственная, а существование и значение ее зависят от формы экономических отношений жизни, то наиболее подходящим для него выражением будет: хозяйственное соединение вещи с лицом"[150].

Однако большинство ученых отнеслись отрицательно к теории Иеринга[151] и продолжали держаться воззрения Савиньи, хотя принуждены были расширить понятие физического господства и подвести под него всякую, даже самую отдаленную возможность на вещь[152].

В 1889 г. Иеринг нанес господствующей теории второй удар, еще более сильный, чем был первый. В то время как в монографии "Об основании защиты владения" он коснулся вопроса о внешней стороне владения (corpus), в новом своем труде "Владельческая воля" он подверг глубокой и беспощадной критике учение о внутренней стороне владения (animus). Иеринг не ограничился исследованием источников римского права, хотя это составляло его главную и непосредственную цель[153], а рассмотрел вопрос со всех точек зрения: исторической, логической, дидактической, процессуальной и законодательной. Наиболее существенные и теоретически важные возражения его состоят в следующем: во-1-х, господствующая теория является результатом ошибочного обобщения отдельных случаев, указанных в источниках римского права. Именно римские юристы считают владельцами, с одной стороны, лиц, имеющих намерение обладать вещью, как своею (animus domini), а с другой - еще и многих других, у которых такого намерения нет, каковы, напр., залогодержатель, эмфитевт, прекарист и пр.; между тем Савиньи и его последователи обратили внимание только на владельцев первого рода и, имея в виду исключительно их, построили понятие владения. Когда же оказалось, что остальные случаи не подходят под это понятие, то они объявили их исключениями. Помимо того что римские источники вовсе не называют этих случаев исключениями, в данном случае даже не может быть речи ни о каком исключении. Дело в том, что правило допускает исключения, т.е. противоречия, но понятие не терпит их. Если animus domini выставлен, как необходимый элемент и даже ядро понятия владения, то владение без animus - логическая невозможность, абсурд. Прием, употребленный Савиньи, может быть наглядно изображен так. Положение: необходимый элемент понятия стола - четыре ножки. Возражение: существуют столы с большим и меньшим числом ножек. Ответ: это - исключения, вызванные случайными причинами[154]. Во-2-х, господствующая теория не может быть осуществлена на практике, в процессе. Следуя ей, каждый истец, предъявляющий иск о защите владения, должен доказать, что он владелец спорной вещи, т.е. что в его лице соединились два условия, требуемые для владения, именно corpus, или физическое обладание вещью, и animus, т.е. намерение обладать ею, как своей. Наличность первого условия можно доказать. Но каким образом судья удостоверится, что у истца действительно имелось и имеется второе - animus? Ведь animus представляет собой душевное состояние, а влезть в чужую душу нельзя. Правда, судебная практика нашла выход из этого затруднения: она стала заключать о намерении истца по его поступкам и выработала целый каталог "владельческих действий", в которых якобы выражается animus domini. Но это, в сущности, не выход из затруднительного положения, а обход его, так как по внешним фактам нельзя с полной достоверностью судить о воле. Так, напр., если истец докажет, что он в прошлом году сеял и собирал хлеб на спорной земле, то отсюда ничего ровно не следует: он мог это делать и в качестве собственника, и в качестве арендатора, т.е. имея animus domini и не имея его[155]. В 3-х, господствующая теория не может быть последовательно проведена и в законодательстве. Согласно ей, законодателю пришлось бы лишить владельческой защиты лиц, не имеющих animus domini, т.е. закладодержателей, арендаторов, эмфитевтов и пр. Между тем было бы крайне нецелесообразно и несправедливо оставить всех этих лиц без такой защиты, даруя ее в то же время ворам и присвоителям только потому, что последние имеют требуемый animus[156].

Примечания:

« Предыдущая |  Оглавление  | Следующая »

civil.consultant.ru

Владение (фактическое обладание) - это... Что такое Владение (фактическое обладание)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Владение.

Владение (фактическое обладание) — расположение вещи, затрудняющее пользование ею всеми людьми, кроме одного или нескольких лиц, называемых владельцами.

В вещном праве владение выступает, как одно из правомочий, составляющих право собственности (наряду с распоряжением и пользованием), а также, как самостоятельное вещное право. В последнем случае оно включает в себя, как правомочие владения, так и правомочие пользования.

В современной российской цивилистике право владение, как самостоятельное вещное право часто отрицается[1]. Тем не менее, оно существовало и существует в ряде правовых систем, включая и современное Российское право (например, см. ст.1181 ГК РФ).

В отличие от юридической терминологии, в русском разговорном языке слово «владение» обычно является синонимом слова «собственность», а слово «владелец» в быту обычно используется как синоним слова «собственник».

Способы осуществления владения

Владение обычно осуществляется расположением вещи в жилище владельца, на принадлежащей ему территории, в принадлежащих ему других вещах, в одежде, на теле или в руках владельца, сокрытием в неизвестном для посторонних месте. Другие способы осуществления владения включают в себя огораживание, прикрепление, запирание на замок, охрану лично владельцем или привлечёнными для этой цели лицами, нанесение или прикрепление надписей, меток, клеймение. Законное владение также охраняется государством.

В римском праве

По мнению представителей французской школы юриспруденции (Савиньи и др.), в законодательстве Древнего Рима различается просто владение (possessio) и «телесное» владение, то есть фактическое обладание (corpus possidendi). А именно, в древнеримском праве владение — это фактическое обладание плюс намерение пользоваться вещью как своей. В частности, человек, получивший вещь на временное хранение и фактически обладающий ею (например, заперший её на замок), является не владельцем (possessor), а только фактическим обладателем, держателем (detentor). Как только фактический обладатель решает присвоить вещь или хотя бы использовать её для себя, он превращается во владельца, причём в незаконного (считалось, что он совершил кражу). Однако, некоторые исследователи (например, Иеринг), считали, что в римском праве владение было эквивалентно фактическому обладанию.

Пожизненное (наследуемое) владение

Пожизненное (наследуемое) владение — вещное право, включающее правомочия владения и пользования имуществом. Широко использовалось в феодальных отношениях, когда сюзерен передавал во владение вассалу часть принадлежащего ему имущества взамен на обязательство военной службы вассала (а при наследуемой форме, — и потомством вассала) у сюзерена также пожизненно (см.Дворянство). В определенных случаях право пожизненного (наследуемого) владения могло включать также и правомочие распоряжения: вассал, одновременно являющийся сюзереном по отношению к своему вассалу также мог передавать последнему имущество на праве пожизненного (наследуемого) владения.

Простая пожизненная форма права владения отличается от наследуемой лишь тем, что соответствующее право может перейти к наследникам субъекта.

Право пожизненного наследуемого владения некоторое время присутствовало в Советском праве и в праве Российской Федерации в отношении прав на земельные участки. В Конституции СССР 1977 года (в редакции 1990 года) указано:

Для ведения крестьянского и личного подсобного хозяйства и других целей, предусмотренных законом, граждане вправе иметь земельные участки в пожизненном наследуемом владении, а также в пользовании.

— Конституция СССР 1977 года, часть 3 статьи 11

Согласно современному Земельному кодексу Российской Федерации право пожизненного наследуемого владения земельным участком, приобретенное гражданином до введения в действие кодекса, сохраняется, однако предоставление земельных участков на праве пожизненного наследуемого владения более не допускается (Ст.21 ЗК РФ).

Временное владение

Под временным владением понимается осуществление правомочия владения имуществом, не связанное с переходом права собственности. Временное владение возникает в связи с передачей вещи на хранение, сдачей в аренду (вместе с правомочием пользования), передачей в ссуду (безвозмездное пользование) — вместе с правомочием пользования, в результате вручения вещи перевозчику или экспедитору, либо по иным основаниям, включая залог имущества (если владение переходит к залогодержателю), а также в результате хранения чужой вещи, полученной по ошибке или иному случайному основанию (например: ответственное хранение).

Совладение

См. также

Примечания

  1. ↑ Скловский К. И. Применение гражданского законодательства о собственности и владении. Практические вопросы. — М.: Статут, 2004

Литература

  • Щенникова Л. В. Вещные права в гражданском праве России. М.: Бек, 1996. С. 23.

dic.academic.ru

ВЛАДЕНИЕ - это... Что такое ВЛАДЕНИЕ?

фактическое обладание вещью; совокупность действий лица, направленных на удержание В. и управление этой вещью.

В., наряду с пользованием и распоряжением, является одной из составных частей права собственности.

Под правомочием В. в ГК РФ (далее - ГК) понимаются установленные законом порядок и пределы возможных действий по В. имуществом.

В. начинается после вручения приобретателю вещи (ст. 224 ГК). В отношении недвижимости к таким действиям относят: вступление на участок, в дом, оседание, освоение, установку ограничительных (от соседних участков) знаков. К действиям по В. земельным участком относится возведение на нем зданий, сооружений (ст. 266 ГК).

Материальный характера. исключает возможность одновременного В. веек совокупностью предметов, представляющих собой сложную вещь (ст. 134 ГК). Поэтому несмотря на то, что право В. как реальная возможность совершения соответствующих действий принадлежит законному владельцу на всю совокупность предметов, сами действия владелец осуществляет последовательно в отношении каждого отдельного предмета, входящего в совокупность.

С другой стороны, при невозможности реализовать собственными действиями правомочие В. лицо может требовать соответствующей компенсации от других лиц, владеющих его имуществом (ст. 247, 303 ГК).

Действия по В. могут предшествовать праву В., а могут и противостоять ему. К числу первых в ГК отнесены, например, действия по обращению в собственность брошенных или утерянных вещей (ст. 226,228,231 ГК). Кчислу действий по неправомерному завладению ГК относит похищение имущества (ст. 302 ГК), самовольный захват земельного участка и самовольную постройку на нем (ст. 222 ГК). Закон охраняет добросовестного нетитульного владельца, предоставляя ему право на защиту своего В. (ст. 234 ГК).

Действия по В. включают в себя и усилия владельца, направленные на поддержание имущества в исправном состоянии, охрану и предотвращение случайной гибели или повреждения имущества, а также связанные с этим затраты (ст. 210, 211, 303 ГК).

Существует перечень объектов, изъятых из оборота. Такие объекты не могут находиться во В. граждан. К ним относятся природные ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны, памятники истории и культуры, радиоактивные материалы, военная техника и другие объекты, прямо указанные в законе (Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 "О недрах": Указ Президента РФ от 20 февраля 1995 г. № 176 "Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения").

Объекты такого рода, оказавшиеся в фактическом В. у граждан, изымаются и передаются государству в соответствии со ст. 301 ГК.

Не всякие действия, входящие в состав фактического В.. разрешены законом. Например, бесхозяйственное содержание культурных ценностей, негуманное обращение с домашним животным - основания прекратить права собственности (ст. 240,241 ГК).

Фактическое В. вещью может быть законным и незаконным. Законное В. порождает одноименное правомочие у владельца и называется титульным, т.е. имеющим правовое основание. К титульным владельцам относят собственника, нанимателя, хранителя, комиссионера и других лиц, у которых вещь находится во В. на основании договора или иных преду-\' смотренных законом основаниях.

Объем действий по завладению (отчуждению) имуществом различается в зависимости от субъекта права (ст. 212 ГК). Например, только РФ и ее субъекты могут завладевать имуществом путем изъятия (ст. 239 ГК), принудительного выкупа (ст. 240 ГК). реквизиции и конфискации (ст. 242, 243 ГК).

Характер действий по В.определяется титулом его владельца. Собственник может осуществлять В. в любое время по своему усмотрению. Хранитель или обладатель сервитута владеет имуществом только для выполнения определенных целей, предусмотренных содержанием договора.Общее время такого В. ограничено сроком действия договора и иными оговоренными в нем условиями (ст. 274, 904 ГК).

Действия по В. могут предшествовать праву В. К их числу отнесены действия по обращению в собственность брошенных или утерянных вещей (ст. 226, 228, 231 ГК).

Действия по неправомерному завладению - основание признать В. неза-конным. Такое В. не основано ни на каком титуле.

Незаконное В. может быть добросовестным и недобросовестным.

Владелец признается добросовестным, если он не знал и не должен был знать о незаконности своего В. (ст. 302 ГК). Например, владелец купленной на рынке краденой вещи считается добросовестным владельцем, если он не знал о том, что продавец не является титульным владельцем.

Владелец признается недобросовестным, если он знал или должен был знать, что его В. незаконно (ст. 303 ГК). Неправомерное В. возникает при покупке имущества, которое продавец не имел права отчуждать (ст. 302 ГК), самовольном захвате земельного участка и самовольной постройке на нем (ст. 222 ГК).

Закон охраняет добросовестного нетитульного владельца, предоставляя ему ограниченное право на защиту своего В. (ст. 234. 302 ГК).

Лицо, имеющее право В. источником повышенной опасности, но лишенное В. противоправными действиями других лиц, освобождается от ответственности за причинение вреда-этим источником.

Лит.: Бояркин Д. Д. Теория собственности. Новосибирск, 1994; Иоф-фе О.С. Вопросы теории права. М., 1964;

Новицкий И.Б. Право собственности. М., 1925; Рясенцев В.А. Защита субъективных гражданских прав. М., 1989; С у -ханов Е.А. Общие положения о праве собственности и других вещных правах/ / Хозяйство и право. 1995, № 6. С. 29-46;

Суханов Е.А. Право собственности и иные вещные права. Способы их защиты. Комментарий к новому ГК.М., 1996; Т о л -стой Ю.К. Проблемы гражданского права. Сб. ст. ЛГУ им. А. Жданова. Л.,1987;

Щенникова Л.В. Категория "собственность" в российском гражданском законодательстве и русской цивилистике//Государство и право, 1995, № 3. С. 96-103. Павлов В.П.

ВМЕНЯЕМОСТЬ - нормальное психическое состояние здорового человека, выражающееся в способности отдавать отчет в своих действиях и руководить ими. Вопрос о В. лица может возникать при решении вопроса о привлечении к уголовной или административной ответственности, так как В. является необходимым условием вины: только психически здоровый человек может быть ответственным за свое общественно опасное поведение. Способность руководить своими действиями свидетельствует о возможности ставить перед собой определенные цели и стремиться к их достижению или, наоборот, проявить свою волю для того, чтобы удержаться от необдуманных поступков или антиобщественного поведения. Законодательство не содержит определения В., так как и в уголовном, и в административном праве предполагается, что каждый гражданин (иностранный гражданин, лицо без гражданства) вменяем. Если в процессе следствия или суда по этому поводу возникают сомнения, назначается судебно-психиатрическая экспертиза, на разрешение которой ставится вопрос. является ли лицо вменяемым в отношении инкриминируемого ему деяния.Решение о В. или невменяемости субъекта административного правонарушения принимается органом или должностным лицом,уполномоченным рассматривать дела о данном административном проступке. Основанием для принятия такого решения может служить заключение экспертов-психиатров, привлекаемых в порядке, предусмотренном ст. 252 КоАП.

Согласно УК вменяемое лицо, которое во время совершения преступления в силу психического. расстройства не

могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, подлежит уголовной ответственности. Психическое расстройство, не исключающее В., учитывается судом при назначении наказания и может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера (ст. 22 УК),

Колодкин Л.М.

Энциклопедия юриста. 2005.

dic.academic.ru

Васьковский Е.В. Учебник гражданского права \ КонсультантПлюс: Классика Российского Права

« Предыдущая |  Оглавление  | Следующая »

Отвергнув господствующее учение о воле владельца, Иеринг выставил новое, согласно которому всякое фактическое обладание вещью, независимо от той или иной воли обладателя, считалось по римскому праву и должно быть вообще считаемо владением, если только законодатель, в силу каких-либо практических соображений, не объявил данного владельца держателем. Так, напр., арендатор в сущности владелец, и если он признавался в Риме держателем, то только потому, что римское право по некоторым веским причинам не могло даровать ему юридической защиты, какою пользовались владельцы. То же самое, по мнению Иеринга, следует сделать и современным законодательствам: они должны постановить в виде общего правила, что всякое фактическое обладание считается владением и подлежит защите владельческими исками, если закон не объявил его, по исключению, держанием. А объявить держанием необходимо следующие случаи обладания чужими вещами, случаи, которые нецелесообразно и несправедливо было бы снабдить владельческой защитой: 1) домашнее обладание (жены, детей, прислуги - вещами домохозяина), 2) представительное обладание (носильщика - чемоданом пассажира, конюха - лошадью путешественника) и 3) мгновенное обладание (зрителя - биноклем соседа, посетителя ресторана - газетой)[157].

Идеи Иеринга нашли приверженцев[158], но встретили и сильную оппозицию[159]. Таким образом, общего согласия по вопросу о понятии владения до сих пор в литературе не установилось. Мало того, сверх трех указанных выше главных и наиболее распространенных теорий существует масса особых индивидуальных воззрений. Так, напр., Либе говорит, что владение заключается "в идее господства, в душевном состоянии субъекта, находящегося в причинной связи с положением вещи в пространстве", по Козаку, владение представляет собою не действительное, а возможное господство над вещью; по Кинделю, владение есть несовершенное право обладания вещью; по Штинцингу, "владение есть отношение фактического господства не над вещью, а над другими людьми" и т.д.[160]

§ 2. Юридическая природа владения

По вопросу, что такое владение - право или факт, - в юридической литературе существуют три главные теории. Одни ученые считают владение правом (Ганс, Пухта, Иеринг, Ленц, Беккер, у нас: Кавелин, Муромцев), другие - фактом (Виндшейд, Унгер, Дернбург, Барон), третьи - и тем и другим вместе (Савиньи, Бринц, Бер).

Вопрос о юридической природе владения был впервые возбужден комментаторами, которые, однако, не только не разрешили его, но даже не дали ему надлежащей постановки, ограничиваясь тем, что "сопоставляли отдельные отношения, в которых проявляется фактическая или юридическая природа владения"[162]. Французские юристы XVII в. смотрели на владение, как на фактическое состояние. Этот взгляд перешел в голландскую и германскую литературу XVII в. и, несмотря на оппозицию со стороны многих ученых, стал в XVIII в. господствующим[163]. Савиньи высказал такое мнение: "Владение само по себе, по своему первоначальному понятию, простой факт; но так как с ним связаны юридические последствия, то оно является вместе и фактом и правом"[164]. Это значило не развязать узел, а разрубить его. Ответ Савиньи не соответствует вопросу. Его спрашивают: представляет ли владение чистый факт, т.е. фактическое состояние, не подлежащее защите со стороны закона, или же право, т.е. фактическое состояние, достойное само по себе этой защиты? Ответить, что владение вместе и факт и право[165] - значит сказать, что оно достойно юридической защиты и в то же время не заслуживает ее. Двойственный и страдающий внутренним противоречием ответ Савиньи хоть и нашел нескольких приверженцев[166], но не в состоянии был прекратить старого спора. По-прежнему в литературе продолжали существовать и существуют до настоящего времени оба взгляда на природу владения: по одному - владение факт[167], по другому - право[168].

Из новейших писателей, защищающих первое мнение, укажем на Виндшейда и Дернбурга. Виндшейд рассуждает так: "По смыслу, который соединяется обыденной речью со словами, римское слово "possessio", как и немецкое слово "владение", обозначает факт, и ничего более. Конечно, с этим фактом связаны юридические последствия; но вследствие этого владение не становится правом. Иначе нужно было бы называть правом договор и завещание"[169]. Нельзя не заметить, что между владением и договором или завещанием имеется существенная разница: договор и завещание представляют собой действия, и притом действия, совершаемые с целью произвести юридические последствия, а владение является длящимся состоянием, возникающим помимо всяких целей юридического свойства. Дернбург говорит: "Владение не право, как думают некоторые. Оно, скорее, явление, стоящее вне права, хотя с ним и связываются права. Если бы мы представили себе, - что практически невозможно, но само по себе мыслимо, - правовой порядок совершенно уничтоженным, то владение вследствие этого все-таки не было бы устранено. Фактическое господство человека над вещественными благами продолжало бы существовать, так как оно является условием обеспеченной жизни человека"[170].

Защитники второго воззрения, соглашаясь между собой в том, что владение - право, расходятся в вопросе, какое именно право. Большинство считает его вещным правом, причем одни - настоящим вещным, а другие - совсем особым[171]. Пухта относит владение к числу личных прав. "Признание факта владения правом, - говорит он, - основывается на том юридическом содержании, которое сообщается личностью владельца простому естественному подчинению вещи. Эта личность требует, чтобы владение было охраняемо до тех пор, пока не будет доказано чье-либо право на вещь: Владение есть подчинение вещи, находящейся под охраной или как бы под властью права личности". Но с такой точки зрения не только владение, но и держание должно быть признано правом, так как и держатель представляет собой правоспособную "личность", заслуживающую охраны.

К трем указанным основным воззрениям на природу владения примыкает ряд других, более или менее от них отличающихся. Так, по словам гр. Пининьского, "владение принадлежит к категории юридических волеизъявлений, а приобретение и потеря владения - к категории юридических действий[172]. Еще дальше идет Ленц, признающий владение "единственным правом на вещь" ввиду того, что только владелец "хочет и может иметь вещь и удерживать ее у себя"[173]. По Бирлингу, владение - факт, но оно становится юридическим отношением (вещным), если данное законодательство связывает с ним известные юридические последствия[174]. Иеринг высказал по рассматриваемому вопросу несколько друг другу противоречащих мнений. В одном сочинении он определил владение как "фактическое состояние, или реальность права собственности"[175]. В другом он назвал владение "юридически защищенным интересом"[176], а так как, по его мнению, субъективное право тоже представляет собой "юридически защищенный интерес, то оказывается, что владение - право[177]. Наконец, в третьем сочинении Иеринг обозначает владение как юридическое отношение"[178] и в то же время как "фактическое отношение, вызванное экономическим употреблением вещи"[179]. Что касается русских цивилистов, то Мейер и г. Победоносцев разделяют взгляд на владение как на чисто фактическое состояние[180], не приводя никаких новых доводов на этот счет. Напротив, защитники противоположного мнения поступают иначе. Так, Кавелин, выяснив, что владение по римскому законодательству было правом, доказывает, что оно по своей сущности, "само по себе" тоже право[181]. "Право собственности, - говорит он, - и юридическое владение суть только две различные формы признания и освящения в государстве одного и того же полного, всецелого обладания человека над вещью: Владение есть, в основном своем начале, справедливое отношение лица к вещи, признанное государством"[182]. Яснее и определеннее выражается г. Муромцев: "Если право, как юридическое отношение, есть естественное отношение, защищаемое авторитетом общественной власти против произвольного нарушения, то под это определение подходит и владение"[183]. Приблизительно такова же аргументация г. Делярова: "Всякое юридическое отношение (т.е. право) состоит из предположения ("если есть то-то") и последствия ("то надо делать то-то"), т.е. из бытовой стороны, факта, и юридической санкции, защиты. Так как владение подходит под эту формулу, то оно есть тоже право[184].

§ 3. Основание защиты владения

Еще более разноречивы ответы современных юристов на вопрос, почему право дает владению защиту. Все теории сводятся к двум группам: 1) теории абсолютные, по которым владение защищается ради него самого, и 2) относительные, которые видят основание защиты владения в правах и учреждениях, стоящих вне его. Согласно абсолютным теориям, владение защищается само по себе, либо потому, что представляет собой результат воли правоспособного лица (Ганс, Брунс, Пухта, Виндшейд, Ранда), либо в силу своего экономического значения (Сталь, Дернбург). Согласно относительным теориям, владение защищается не потому, что само по себе заслуживает охраны, а потому, что эта охрана необходима по другим соображениям: вследствие запрещения насилия (Савиньи), ради поддержания общественного порядка (Рудорф, Нейнер, Козак), по предполагаемой связи владения с правом собственности (Унтергольцнер, Тренделенбург, Гуфеланд) в видах лучшей защиты права собственности (Иеринг, Вермон, Муромцев).

Попытки объяснить защиту владения относятся еще ко временам глоссаторов. Но до XIX века успели выработаться и получить распространение только три теории. Согласно мнению одних юристов, владение вещью обыкновенно принадлежит собственнику ее, а потому оно должно быть защищаемо правом, в качестве вероятной или возможной собственности[186]. По мнению других, владение должно быть охраняемо от нарушений до тех пор, пока суд не разрешит, кому оно принадлежит по праву[187]. Третьи усматривали основание защиты владения в запрещении самоуправства[188]. К последнему мнению присоединился Савиньи и выразил его так: "когда владение нарушается силой, то в этом нарушении заключается правонарушение, так как каждое насилие незаконно; устранение этого незакония и является целью владельческого иска: Владение должно быть, следовательно, защищаемо в интересе совершенного над личностью насилия"[189]. Против этого можно сказать, что как римское право, так и другие законодательства защищают владение не только тогда, когда оно нарушается насилием, но и в тех случаях, когда ни о каком насилии нет речи, напр. при тайных нарушениях[190]. Мнение Савиньи было видоизменено Рудорфом, который заменил понятие "насилие над личностью" понятием "нарушение правового порядка", перенеся, таким образом, основание защиты владения из частного права в публичное[191]. Совсем иначе взглянули на вопрос Пухта, Ганс и Брунс. Первый поставил владение под охрану права личности и признал его личным правом (см. выше, стр. 223). Второй и третий, отрицая за владением характер права, основывали защиту владения на необходимости защиты воли владельца. "Воля сама в себе, по своей сущности, - говорит Брунс, - абсолютно свободна; именно признание и проведение этой свободы образует всю систему права. Принуждение и насилие против нее вообще и сами по себе, без отношения к ее правомерности, представляют незаконие, от которого она должна быть защищаема"[192]. Мнение Ганса и Брунса нашло многих последователей[193]. Сталь выдвинул экономическую точку зрения. Владение, подобно собственности, служит общей цели обладания: удовлетворению человеческих потребностей с помощью вещей. Поэтому следует и его снабдить юридической защитой, но только другого рода, чем защита собственности, именно не охраной самой вещи, направленной, следовательно, против каждого, у кого ни окажется вещь, но охраной фактического состояния, направленной лишь против того, кто нарушает это состояние (своим положительным поступком, т.е. преступлением). Цель владельца - сохранить "фактическое состояние вещей"[194]. Подобного же рода соображения высказывает Дернбург: "владение представляет собой фактический общественный порядок, наличное распределение общественных благ. Оно непосредственно предоставляет лицу орудие его деятельности, средство к удовлетворению его потребностей. Произвольное нарушение этого фактического отношения могло бы повлечь за собой невознаградимый ущерб. Неприкосновенность нашего фактического имущественного положения является одним из условий упорядоченного общежития. Она не менее необходима для поддержания гражданского общества, чем и защита права[195]. Иеринг принял и преобразовал старую теорию, приводившую защиту владения в связь с защитой права собственности. "Если бы не существовало владельческих исков, - так рассуждает Иеринг, - то собственник вещи, при каждом нарушении своего владения ею, должен был начинать процесс о праве собственности и приводить на суде доказательства этого права. Такой процесс сложен, труден и нередко продолжителен. Вдобавок во все время процесса владение собственника оставалось бы нарушенным, вследствие чего он не мог бы осуществлять своего права собственности. Все эти неудобства устраняются благодаря существованию владельческих исков, с помощью которых собственник в состоянии легко и быстро возвратить себе владение вещью, не начиная процесса о праве собственности. Таким образом, "владение - это позиция, передовое укрепление собственности. Оно воздвигнуто не ради самого себя, а ради собственности. Во владении собственник защищается от первых атак, направленных на его право. На этом пункте происходит не решительный бой о собственности, а простая стычка аванпостов, для которой не нужно тяжелого оружия, а достаточно легкого"[196]. Правда, воспользоваться владельческими исками может иной раз не собственник и даже не законный владелец (вор, присвоитель). Но во-1-х, это случается сравнительно редко, так как в громадном большинстве случаев владение вещами принадлежит их собственникам. А во-2-х, "нет возможности применить защиту владения к собственнику, не сделав в то же время причастным ей и несобственника. Ибо если доказывание собственности сводится на степень доказывания владения, то такое облегчение обращается в пользу всякого, кто докажет в своем лице это условие. Таким образом, владение, вместо того чтобы служить собственности, иногда может обращаться даже против нее. Это печальное, но неизбежное следствие: Защита владения введена ради честных людей, но, в силу необходимости, приходится наделять ею и людей нечестных"[197]. Взгляд Иеринга, высказанный им, собственно, по отношению к римскому праву, воспроизведен и теоретически разработан в нашей литературе проф. Муромцевым[198]. К такому же выводу пришли гораздо раньше и совершенно самостоятельно Кавелин и г. Победоносцев. Несколько туманные рассуждения Кавелина сводятся к тому, что государство, желая оказывать защиту справедливому владению, принуждено защищать и несправедливое, так как иногда нет внешних признаков, по которым можно было бы отличать одно от другого[199]. Если принять во внимание, что Кавелин определяет право собственности как "справедливость владения, признанную государством"[200], то выйдет, что владение защищается в качестве возможного или вероятного права собственности. Г. Победоносцев прямо говорит: "Владение предполагается основанным на праве собственности до тех пор, пока не будет доказано противное"[201].

Некоторые ученые усматривают не одно, а несколько оснований защиты владения. Так, напр., по Кунце, владение охраняется, во 1-х, с целью определения процессуальной роли сторон в процессе о праве на вещи, а во 2-х, в интересах поддержания правового порядка и устранения самоуправства[202]. Кольоло, соединяя все теории вместе, говорит, что владение защищается: 1) как самостоятельное экономическое отношение, 2) как предполагаемое право собственности, 3) как внешняя сторона собственности, 4) как проявление человеческой воли, 5) с целью охраны личности от насилия и 6) ради поддержания правового порядка[203].

§ 4. Владение правами

Владеть, собственно говоря, можно только телесною вещью. Но юриспруденция с давних пор распространила термин "владение" за пределы его естественного и точного смысла, допустив по аналогии с владением вещами владение правами, или квазивладение. Исходя из того что под владением понимается полное фактическое господство над вещью, соответствующее господству по праву собственности, юристы стали называть квазивладением частичное и ограниченное господство, которое составляет содержание какого-либо иного права. Другими словами, подобно тому как владение представляет собою фактическое осуществление содержания права собственности, квази-владение является фактическим осуществлением содержания иных прав. Так, напр., содержание сервитута прохода составляет проход через чужую землю, а потому тот, кто, имея этот сервитут или не имея его, фактически пользуется проходом, тот как бы владеет сервитутом прохода.

Понятие квазивладения (juris possessio, quasi possessio) выработано было еще римскими юристами применительно к сервитутам. Происхождение его объясняется следующим образом.

Содержание большинства сервитутов заключается в пользовании чужой вещью определенным образом, как, напр., проход через нее, прогон скота, проведение водостока и т.п. Само собой понятно, что подобное пользование всегда ограничивает в большей или меньшей степени права собственника. Поэтому если кто-либо в течение продолжительного времени фактически пользуется чужой вещью с ведома собственника, то в громадном большинстве случаев можно с уверенностью сказать, что он имеет на это право: иначе собственник не молчал бы так долго. Положим теперь, что безмолвствовавший собственник вместо того, чтобы предъявить иск об охране своего владения, начинает так или иначе препятствовать этому пользованию. Не будет ли справедливо и целесообразно установить для таких случаев, кроме вещного, сервитутного иска, еще другое, более легкое и быстрое, средство защиты, при помощи которого лицо, пользовавшееся чужою вещью, могло бы добиться восстановления фактического состояния впредь до разрешения вопроса о правомерности его? Другими словами, не следует ли ввести для сервитутов иск, аналогичный иску о восстановлении нарушенного владения? На этот вопрос можно ответить не иначе, как утвердительно. Так и поступило римское право. Не довольствуясь вещным иском о защите сервитутов (actio confessoria), оно распространило на сервитуты владельческие интердикты и создало по образцу их целый ряд специальных интердиктов (interd de cloacis, de itinere actuque privato, de aqua и пр.). Осуществлять последние мог всякий, кто в предшествующем предъявлению иска году фактически пользовался чужой вещью соответствующим образом, напр. не менее 30 раз проходил через нее или прогонял скот. Римские юристы стали на ту точку зрения, что лица, которые, имея право на чужую вещь или не имея его, фактически осуществляют его содержание, являются как бы владельцами этого права, а потому и должны пользоваться владельческими исками. Это объяснение было, по замечанию Иеринга, "одним из удачнейших технических приемов римской юриспруденции, так как посредством него нововведение, которое в своем сыром, фактическом виде противоречило установившейся теории владения, было приведено в согласие с нею"[205].

Примечания:

« Предыдущая |  Оглавление  | Следующая »

civil.consultant.ru