2. Конституционные основы вето Президента РФ. Право вето президента


понятие и значение. Право вето :: BusinessMan.ru

Слышали ли вы хоть раз в новостях о том, что Президент наложил вето на законопроект, принятый парламентом? Наверняка фраза эта кажется многим исключительно знакомой, хотя и не всегда понятной. В целом ситуация ясна – депутаты что-то приняли, а главный человек в стране выразил несогласие с предложением. О том, что Президент обладает правом вето, рассказывают даже школьникам в средней школе. Но вот о том, как работает этот исключительно важный государственный механизм создания справедливых законов, известно далеко не всякому гражданину. Мало кто знает, на какие законы не распространяется вето Президента, каковы особенности наложения запрета, и как его можно снять.

Общая информация

Что такое вето Президента? Под этим термином скрывается право первого человека в государстве, декларированное действующей Конституцией. Распространяется оно на такую ситуацию, когда Федеральное Собрание постановило принять некоторый проект закона, а вот Президент считает, что проект подлежит доработке. В этой ситуации первый человек государства отклоняет проект и перенаправляет его в палаты, чтобы документ прошел дополнительные процедуры рассмотрения. Такой механизм вето Президента РФ прописан в действующих основополагающих правовых актах нашего государства.

Между прочим, терминология бывает различная. Если одни предпочитают называть эту возможность «право вето», другие считают более корректным использование термина «право негативного контроля». Впрочем, от выбора конкретной формулировки суть не меняется, влияние на законы одинаково, а именно, проект направляется на доработку и переработку.

Вето Президента на закон – это важно

Из Конституции и общего представления о правах, возможностях и обязанностях Президента следует, что именно вето представляет собой одну из наиболее значимых преференций в распоряжении главного человека в РФ, по крайней мере, с точки зрения процесса формирования законодательной правовой базы страны. При этом по закону возможно преодоление вето Президента, если выполняется ряд условий, декларированных положениями Конституции.

С точки зрения юридических наук, вето представляет собой шанс для главного государственного деятеля страны оценить, насколько качественно поработали законодательные органы, настолько эффективный, полезный, результативный продукт они представили на подпись. Президент оценивает, соответствует ли проект ожиданиям как юристов, специалистов права, так и простых граждан. Кроме того, первое лицо страны изучает юридическую форму, проверяя ее совершенство, и при нахождении недостатков может наложить вето.

Права и обязанности: все задекларировано

О том, как работает система прав и обязанностей Президента, можно узнать из 107-ой статьи Конституции нашей страны, описывающей, что представляет собой вето президента и повторное рассмотрение закона. Именно отсюда следует, что в нашем государстве у первого человека есть право суспензивного, отлагательного вето.

Запрет, накладываемый Президентом, распространяется только на такие федеральные законы, которые уже были приняты Думой и прошли процедуру получения одобрения членов Совета Федерации. В то же время наложить вето можно только до того момента, когда закон вступает в силу, но не после этого.

А если проще?

Что же такое вето Президента (понятие и значение)? Фактически, это право отклонить проект закона, уже принятого ответственными за законотворчество депутатами более низкого уровня. Из Конституции следует, что прибегнуть к данному праву можно на этапе, когда проект направляют на подписание, то есть на заключительном шаге.

Из 107-ой статьи также следует, что право это носит отлагательный характер. Если Президент использовал право вето, тогда Федеральное Собрание повторно начинает рассматривать проект документа. При этом депутаты могут по итогам мероприятия оставить проект без изменений. При наложении вето Президент формулирует определенные аргументы, декларируя, чем его не устраивает направленный проект. Депутаты более низкого уровня могут выразить несогласие с указанными аргументами, что и выразится в сохранении прежних формулировок.

Это интересно!

Между прочим, за период с 1993 года по 1999 практически треть всех проектов законов была «завернута» Президентом посредством права вето.

Законы, правила, порядки

Право вето Президента можно наложить в срок до 14 дней. Этот временной промежуток декларирован Конституцией. Отсчет начинается с того дня, когда проект закона поступил на рассмотрение. Известны случаи, когда за установленный временной промежуток Президент так и не определился с мнением по обозначенному вопросу. Из Конституции следует, что в такой ситуации проект направляется на публикацию в официальном порядке.

В 1996 году эта ситуация дополнительно привлекла внимание Конституционного суда, вследствие чего 22 апреля было принято постановление. В нем прямо указано, что решение об отклонении проекта закона, принято по истечении 14 дней, не является вето Президента и соответствующего последствия не имеет.

Закон «завернули»: что дальше?

Конечно, в идеальном варианте законопроект, направленный Президенту, без длительных размышлений подписывается, так как является юридически грамотным и правильным, справедливым по своей сути. Но эта идеальная ситуация на практике случается далеко не всегда, в силу чего вето Президента действительно актуально и позволяет в достаточно высокой степени гарантировать сохранение законности в нашем обществе, справедливости правовых нормативов.

Если Президент пользуется данным ему правом, тогда проект перенаправляют на повторное рассмотрение. Эта процедура довольно-таки сложная и имеет ряд юридических тонкостей. В частности, начинается она с речи представителя Президента. Его главная задача – сообщить депутатам, входящим в Парламент, по какой причине документ «завернули», какие коррективы в него необходимо внести. Основная цель представителя – внятно, четко, аргументированно сформулировать точку зрения первого человека в стране, чтобы доказать слушателям обоснованность «придирок».

А что дальше?

Когда Парламенту доходчиво объяснили, в чем состоит несовершенство проекта закона, а также предложили пути решения проблемы, стартует следующий этап – голосование. В качестве объекта рассмотрения представляют тот документ, который был составлен под личным контролем Президента, то есть переработанный проект закона с изменениями, правками, внесенными главным лицом государства.

Из результатов голосования становится ясно, потребуется ли дополнительная работа над документом или он подготовлен в достаточной степени, чтобы стать действующим федеральным законом. Решение принимают, проведя голосование в парламенте и подсчитав его результаты. Если за ту версию, которая была подготовлена Президентом, проголосует более половины парламентариев, значит, документ принят. Если число голосов «за» окажется меньше, необходимо будет продолжить работу над спорной бумагой.

Как это работает?

Депутаты, считающие, что версия Президента подходит в меньшей степени, нежели оригинальный текст документа, голосуют за этот вариант. Принятие проекта возможно в том случае, когда желающих наберется не менее двух третей от общего числа членов Думы. Из Совета Федерации за старую версию должны высказаться половина участников или больше.

Впрочем, указанный порядок распространяется на общие случаи принятия нормативных актов, но далеко не всякий потенциальный закон подходит под общие критерии. Довольно часто возникают специальные, особенные случаи. В частности, если речь идет о каких-либо вопросах, специально затрагиваемых действующей Конституцией, то применительно к этим законодательным актам в силу вступает особый порядок. Принимаемые по такой процедуре законы становятся федеральными конституционными. Их основная задача – гарантировать для Конституции стабильность посредством укрепления действующего в государстве строя. Принимать такие законы могут, в частности, если речь идет о чрезвычайном положении: его введении, прекращении. Кроме того, подобные законодательные акты принимаются, если вводится военное положение или в состав государства принимают новые регионы.

Сила: не за просто так

Федеральные конституционные законы страны обладают наибольшей юридической силой, именно их можно смело назвать самыми значимыми, основополагающими. Но подобная правовая мощь не дается просто так, процедура принятия подобных нормативов очень сложная, она существенно отличается от общего порядка.

Чтобы закон вступил в силу, проводят голосование. Из квалифицированных голосов в пользу проекта должны высказаться не менее 3/4 участников Совета Федерации. Госдума принимает проект 2/3 положительно настроенных голосов. Президент должен подписать этот документ также за 14 дней с момента его поступления для рассмотрения. Едва бумагу подписывают, запускают механизм обнародования принятого нормативного акта. Президент страны может выразить несогласие с предложенным актом, тем не менее, подписывает его, после чего официальный документ публикуется. О таком механизме говорит Конституция страны.

Вето: как это нельзя?

Из описанного выше следует, что в ситуации, когда встает вопрос о принятии Федерального конституционного закона, Президент лишается права вето. Действительно, это так. Наложить вето можно только на такой проект, который предполагает принятие простого федерального закона.

Что касается ФКЗ, то его необходимо подписать строго в той формулировке, которую разработали представители Совета Федерации, никакие изменения вносить в проект недопустимо, и сроки, данные в Конституции, предоставлены лишь на то, чтобы подписать и обнародовать бумагу, без дополнительных прений и сомнений. Основная идея такого механизма законотворчества заключается в том, что законодательные органы имеют прерогативы, распространяющиеся на решение общегосударственных вопросов.

Передача Президенту: а что происходит до этого?

О том, что такое право вето Президента, выше уже рассказано достаточно подробно. Но какие стадии и «мытарства» должна пройти бумага, чтобы попасть на стол к первому человеку нашей страны? Процедура довольно непростая. Сперва Госдума формирует документ и принимает решение относительно него, а затем перенаправляет дальше, и лишь при удачном стечении обстоятельств, нередко с правками, внесение которых длится годами и даже десятилетиями (да, известны и такие случаи!) попадает наконец к главному политику и депутату.

Когда члены Госдумы приняли проект закона, они должны направить его в Совет Федерации. По законам у них есть на это всего лишь пять рабочих дней. Как только бумага попала в СФ, начинается обратный отчет времени, выделяемого на рассмотрение документа. Правовые нормативы предполагают, что достаточно 14 дней для изучения и оценки предложенной бумаги. Впрочем, СФ может воздержаться от рассмотрения. Таковая ситуация приравнивается к рассмотрению с положительным исходом, то есть бумагу можно направить Президенту, рассчитывая получить его подпись.

Исключения: всегда есть

106-я статья Конституции накладывает определенные ограничения на те законы, которые могут направляться в адрес Президента без достаточного внимания Совета Федерации. Речь идет о том, что некоторые категории федеральных законов слишком важны, чтобы можно было допустить их «просачивание» сквозь бюрократическую систему.

Итак, специального подхода удостоились те потенциальные ФЗ, которые связаны с федеральным бюджетом, взиманием налогов, работой таможни и выпуском денежных знаков. Если РФ принимает участие в издании, ратифицировании действующих на международном уровне договоров, СФ обязан рассмотреть такой документ и сформулировать по нему свое мнение. Дополнительно особенного внимания заслуживают ФЗ, связанные с границей государства – ее статусом, мерами по защите. Конечно, военное и мирное положение – это также вопросы особенной важности, поэтому законы, связанные с декларированием таковых, всегда проходят через СФ с рассмотрением.

Не дошел: возможно ли?

Для любого проекта закона есть вероятность, что Совет Федерации посчитает документ слишком «сырым» и направит на доработку обратно в Госдуму. В этом случае бумага попадет на подпись первому лицу страны еще нескоро.

Разногласия, появившиеся в ходе работы над проектом закона между представителями Думы и участниками Совета Федераций, можно преодолеть разными способами. Например, формируют специальную согласительную комиссию. В нее включают представителей обеих инстанций. Основная задача комиссии – сформировать такой текст, который бы удовлетворил всех заинтересованных. Впрочем, альтернативный вариант – возврат к исходному тексту, для принятия которого придется собрать не менее 2/3 положительных голосов. Если удается этого добиться, закон признают принятым и перенаправляют сразу в адрес президента, в обход СФ.

Конечный этап

Итак, вне зависимости от того, дал ли Совет Федерации добро на представленный проект или же бумага прошла через повторное рассмотрение Думой и затем попала на стол Президента в обход СФ, следующий этап – получение подписи главного лица страны. На это по закону выделяется 14 дней, в течение которых депутат и политик вправе как принять и подписать проект, так и отложить его, то есть воспользоваться правом вето.

Повторное голосование помогает преодолеть вето. Для этого выразить свое мнение в пользу текста текущей версии должны большинство СФ либо участников Думы. Если СФ либо Дума повела себя таким образом, выбора не остается: придется подписать документ в срок до семи дней, опубликовать его, то есть ввести в законную силу. В некоторых случаях формируют согласительную комиссию, чтобы выработать такой текст закона, который в равной степени удовлетворит Президента и законотворческие органы государства.

businessman.ru

Вето

Вето – это наложение запрета (письменное или устное) на решение, принятое уполномоченным органом, но не совпадающее с мнением человека (структуры) наделенным подобным правом. Слово «вето» произошло от латинского «veto», что значит «запрещаю».

Вето в политике – это запрет одного политического органа (президента), реализовывать решение другого законодательного органа (парламента, сената).

Вето в государственном праве представляет собой акт, который останавливает действие или не дает вступить в силу другому подобному документу.

История появления права вето

 

По одной из легенд слово «вето» появилось еще в 494 году. События происходили в небольшом городе Рим, который столкнулся с рядом внутренних неурядиц. Несколько известных семей контролировали город, монополизировали в своих руках всю имеющуюся власть (в том числе и политическую).

Остальное население чувствовало себя ущербным. Людей не устраивало такое положение вещей. Как следствие, было принято решение отколоться от Рима и уйти из города. Все недовольные покинули населенный пункт и в нескольких милях от него начали строительство нового города. Под страхом потери власти над Римом патриции пошли договариваться с плебеями в надежде убедить их вернуться.

Для достижения своей целей переговорщикам пришлось пойти на уступки и дать определенные права плебеям. Было решено, что люди смогут голосовать за своих чиновников. При этом руководители на своем посту должны четко придерживаться интересов народа и не выпускать"вредительских" законов.

Такие чиновники носили название трибуны, а голосовать за них могли исключительно плебеи. Избранные руководители считались неприкосновенными, и к ним запрещено было применять силу. Одним из прав трибун было присутствие на заседания сената. Когда участники последнего (консулы или сенаторы) принимали законы, влияющие на ухудшение жизни людей, «народный» чиновник мог подняться и выкрикнуть: «Я запрещаю». При этом на латинском подобный выкрик звучал как «Veto». Этого было достаточно, чтобы закон не принимать. При этом права подачи апелляции не было.

Вето применяется и сегодня. К примеру, такое право имеют президенты некоторых стран (к примеру, США, России, Украины), а также некоторые участники совета безопасности ООН.

 

Виды право вето

Запрет на то или иное решение может различаться, в зависимости от своей политической силы:

1. Абсолютное (резолютивное) вето – это право президента отменить решение парламента (принятый им закон). Особенность абсолютного вето в том, что оно окончательное и безусловное (преодолеть большим количеством голосов нельзя). Само абсолютное право имеет исключительно «феодальные» корни, ведь глава государства  становится выше любого решения парламента. Юридически такое вето еще работает в некоторых странах, но реально нигде не применятся.

2. Относительное (отлагательное) вето – это наложение запрета главой государства на какое-то решение парламента. Но в этом случае вето носит временный характер. Парламент принимает закон и направляет его для подписи президенту. Последний должен в установленный срок принять одно из решений - подписать законопроект, санкционировать новый закон, отказать в санкциях или же наложить свое право вето. В последнем случае запрет имеет вид акта, в котором глава государства высказывает свое видение ситуации и перечисляет имеющиеся возражения.

В дальнейшем отклоненный законопроект попадает обратно к парламенту. У последнего есть две возможности:

- учесть рекомендации президента, изменить текст закона и вновь отправить его на подпись. Такая позиция парламента является его фактической капитуляцией;- отклонить предложение президента и принять законопроект уже минуя решение главы государства. Для этого необходимо набрать большинство голосов (как правило, требуется 2/3 всех голосов парламента). Но в истории преодолеть вето президента получается очень редко. Начиная с 1789 года, с момента вступления в силу Конституции, удалось преодолеть всего 6% вето.

Отлагательное вето является одним из основных инструментов в руках главы государства. С его помощью он, как глава исполнительной власти, может влиять на общий законодательный процесс. При этом в США сила вето президента настолько велика, что он может влиять на утверждение тех или иных законопроектов путем обычной угрозы наложить запрет.

Подобное право вето есть и в парламентских республиках, но здесь данное право имеет много меньшую силу. Более того, использовать имеющийся инструмент можно только в крайних случаях и с разрешения правительства.

3. Выборочное вето – это право главы государство одобрять или накладывать запрет на какие-то отдельные положения законопроекта, а не на весь документ в целом. Такое вето очень удобно, ведь президент (монарх) может внести лишь определенные поправки, а в целом утвердить новый закон. Выборочное вето является наиболее «молодым» и появилось только в 1669 году. Наибольшее распространение запрет получил в Конгрессе США.

Начиная с 80-х годов 20-го века подобное право было у многих губернаторов штатов. Что касается Президента США, то у него такое право выборочного вето появилось лишь 9 апреля 1996 года.

4. «Карманное» вето – один из самых необычных запретов. Он нашел свое применение в целом ряде стран, к примеру, США и Беларуси. В Америке такое право вызвано уходом Конгресса на каникулы. При этом Президенту США дается 10 дней на рассмотрение и подписание принятого закона. Если Конгресс США отправляет законопроект менее чем за десять дней до ухода в отпуск, то Президент имеет право применить "карманное" вето без объяснения причин своего поступка.

Таким образом, переданный Конгрессом документ остается неподписанным и продолжает пылиться в Администрации Президента. После выхода из каникул законодательный орган вынужден снова принимать законопроект и давать его на подпись Президенту в надежде, что он будет принят.

 

Право вето в истории США

За всю историю США было много интересных случаев, связанных с наложением вето. К примеру, 22-й президент Кливленд пробыл на своем кресле два года. За это время он успел получить прозвище «президент-вето». Причину легко объяснить – он воспользовался своим правом запрета почти шестьсот раз (584 вето).

Но были и президенты, которые не применяли свое право на вето. К примеру, Президент США Гарфильд за все время правления так и не наложил запрет ни на один законопроект, принятый Конгрессом. Но после него все последующие Президенты сполна пользовались своим правом.

Известны случаи в истории, когда пропрезидентские партии в Конгрессе специально тянули время слушания до нескольких последних дней сессии. Реализовать это было не сложно. В законодательстве США на то время были слабо прописаны условия выступления членов Конгресса. Последние могли подниматься на трибуну и зачитывать целые доклады.

Но даже такие хитрости некоторых партий были преодолены Конгрессом США. В 1973 году первый раз в истории законодательный орган был распущен. Таким способом основные законопроекты для главы государства были отложены. Целью было собраться за несколько дней до окончания сессии и передать законы президенту. После этого парламент открывал новую сессию уже по истечении 10-ти дневного срока на право вето.

За всю историю вето проявил себя как мощный инструмент в регулировании законодательной власти. Такое право президента удерживает парламент от грубых ошибок. Единственный минус в том, что «карманное» вето не доступно для Президента РФ. В последнее время стала слишком популярной практика принятия законов в последние несколько дней сессии. Если бы Президент имел право «карманного» вето, то подобные манипуляции можно исключить.

 

Право вето президента РФ

В России Президенту дается право отклонить принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации закон. Задача президентского вето – оказать сдерживающую силу и дать определенный противовес для реализации опыта разделения власти. Предоставление такого права дает главе государства дополнительные полномочия, как гаранту прав и свобод граждан, а также соблюдения требований Конституции страны.

Вето Президента РФ – не абсолютное. Оно может быть преодолено 2/3 голосов. В ситуации, когда Совет Федерации не рассматривал отправленный Президенту законопроект, а дал «добро» по умолчанию, то он обязуется внимательно его перечитать и внести свои правки. При этом дальнейшее право одобрения или неодобрения законодательной инициативы дается уже Совету Федерации.

Если Президент РФ наложил вето на законопроект, но он все равно был проголосован 2/3 голосов от всех депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, то документ принимается без внесения изменений. Таким способом преодолевается вето Президента РФ. В этом случае у главы государства есть два варианта – подписать закон в ошибочной (по его мнению) редакции или обратиться за разъяснениями в Конституционный суд Российской Федерации.

Часто после рассмотрения законопроекта Президент РФ вносит предложение переработать весь закон, внести в него определенные правки или не принимать вовсе. Чаще всего глава государства не соглашается при решении социальных вопросов, касающихся незащищенных слоев населения (инвалидов, пенсионеров) и особенностей их финансирования из государственного бюджета страны.

Иногда Президент РФ не накладывает вето на законопроект, но в устной форме дает понять, что не поддерживает его. В этом случае Парламенту рекомендовано заняться корректировкой документа и внесением определенных правок.

В Конституции РФ прописано, что возвращая законопроект, Президент обязуется разъяснить причины наложенного вето, перечислить имеющиеся мотивы поступка. Если Совет Федерации и Государственная Дума при повторном голосовании не преодолеют вето Президента (то есть не наберут больше 2/3 голосов), то дальнейшее рассмотрение возможно с учетом требований статьи 105 Конституции РФ.

Много дискуссий ведется по поводу возврата законопроекта и его неодобрения без рассмотрения Президентом. Сторонники этого права приводят следующую аргументацию:

- Президент РФ – это гарант Конституции РФ. Следовательно, его права как гаранта ничем не ограничены;- Президент РФ имеет обязательства и конституционное право подписывать федеральные законы (если они одобрены Советом Федерации и Госдумой).Следовательно, если Президент РФ усмотрел в действиях законодательных органов определенные нарушения (в том числе и нарушения процедуры принятия законов), то он может не подписывать его без объяснения причин.

Но у данного права Президента есть и противники, которые приводят свои контраргументы:

- Конституцией РФ главе государства дается право вето. При этом перечень оснований для отклонения законопроектов не ограничивается;- подписание главой государства закона – это не право, а его безусловная обязанность;- Федеральное собрание России по Конституции может самостоятельно определять распорядок работы;- Президент обязан четко следовать букве Конституции РФ и работать по принципу разрешено, что не закреплено в вышеупомянутом документе.

По закону Президенту РФ дается 14 дней на подписание документа. В этот период он может воспользоваться своим правом вето и внести предложения. Отклоненный законопроект передается в комитет Государственной Думы, которому дается 10 дней на рассмотрение замечаний. При этом Комитет может поступить следующим образом:

- принять предложения Президента РФ в его редакции;- согласиться с мнением главы государства и снять законопроект с рассмотрения;- создать специальную комиссию, которая бы занималась решением разногласий между исполнительным и законодательным органом;- одобрить закон в старой редакции, преодолев его вето.

Основания для наложения вето Президентом РФ могут быть следующие:

- нарушение конституционных основ федерального устройства;- внедрение в компетенцию субъектов Федерации;- нарушение прав и свобод граждан РФ;- несоответствие принятых решений нормам финансовой политики страны;- ограничения законом прав Правительства РФ и главы государства;- превышение полномочий Парламентом;- нарушение требований конституции;- внедрение в сферу влияния Правительства или Президента;- несоответствие нормам финансовой политики и так далее.

В последнее время Президент РФ все чаще пользуется правом вето, основываясь на политических причинах. В такой ситуации отказ Президента РФ проявляется в выявлении множества юридических и технических недостатков закона.

 

Вето в Совете Безопасности ООН

Право вето предоставляется и некоторым членам Совета Безопасности Организации Объединенных Наций. К таким привилегированным государствам можно отнести – Францию, Китай, СССР (позже в 1991 году это место заняла Россия), Великобритания и США. Причина такого права – ключевая роль этих стран в создание ООН, а также обеспечения мира и безопасности на планете.

Этим пяти странам предоставлен особый статус постоянного членства в Совете Безопасности, а также право голосования (в том числе и право вето). В статье 27 Устава ООН прописано, что решение по процедурным вопросам является принятым, если за него отдали голоса девять членов ООН. Что касается других решений, то должно быть одобрение девяти членов совета плюс голоса основных членов - Франции, Китая, РФ, Великобритании и США. При этом одна из сторон имеет право воздержаться от голосования (статься 52, пункт третий, глава 6).

Представители пяти стран в Совете ООН однажды уже применяли свои права вето. Если одна из стран не согласна с резолюцией, то она может воспользоваться своим правом и наложить запрет. Если же страна воздержится от голосования, то она дает возможность принять резолюцию, но уже без своего голоса. Но для этого должно быть девять голосов. За последние годы имели место вето по следующим вопросам.

utmagazine.ru

Вето Президента Российской Федерации - это... Что такое Вето Президента Российской Федерации?

 Вето Президента Российской Федерации

ВЕТО ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — закреплённое в Конституции РФ право Президента РФ отклонить принятый Федеральным Собранием федеральный закон и направить его палатам для повторного рассмотрения. Право вето, или так называемое право негативного контроля, — одна из важнейших прерогатив Президента в законодательном процессе. Оно означает юридическую возможность главы государства оценивать качество закона, его соответствие общественным ожиданиям, совершенство юридической формы. Конституция РФ (ст. 107) наделяет Президента РФ правом отлагательного, или так называемого суспензивного, вето в отношении принятых Государственной Думой и одобренных Советом Федерации, но не вступивших в силу федеральных законов. Право вето в этом значении есть право Президента отклонить закон, принятый Федеральным Собранием. При этом, по действующей Конституции Президент может воспользоваться таким правом исключительно на стадии подписания закона, которой завершается законодательный процесс. Из Конституции РФ (ст. 107) вытекает отлагательный характер вето Президента, поскольку Федеральное Собрание при повторном рассмотрении отклоненного Президентом закона может принять этот закон в его прежней редакции и таким образом «проигнорировать» (не согласиться) с аргументами главы государства. В период 1993—1999 гг.) из принятых Федеральным Собранием законов на почти 30% из них было наложено вето Президента.

Право Президента РФ наложить вето действует в течение предусмотренной Конституцией РФ срока — 14 дней с момента поступления федерального закона. Если в течение этого времени Президент не определит своей позиции по данному закону, то последний должен быть (по смыслу ст. 107 Конституции РФ) передан для официального опубликования. Конституционный Суд РФ в постановлении от 22 апреля 1996 г. указал, что решение главы государства об отклонении закона, заявленное по истечении 14-дневного срока, не имеет значения вето и не порождает предусмотренных Конституцией РФ соответствующих юридических последствий.

Элементарные начала общей теории права. — Право и закон, М.: КолосС. под общей ред. д-ра юрид. наук, проф. В. И. Червонюка. 2003.

  • Вето
  • Вещественные доказательства

Смотреть что такое "Вето Президента Российской Федерации" в других словарях:

  • ВЕТО ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — закрепленное в Конституции РФ право Президента РФ отклонить принятый Федеральным Собранием федеральный закон и направить его палатам для повторного рассмотрения. Право вето, или так называемое право негативного контроля, одна из важнейших… …   Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

  • ПРЕРОГАТИВЫ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ — предусмотренные Конституцией РФ исключительные права главы государства использовать конституционно правовые средства в законодательной деятельности. К числу таких прерогатив Конституцией РФ отнесены: право законодательной инициативы, в том числе… …   Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

  • Федеральный закон Российской Федерации — У этого термина существуют и другие значения, см. Федеральный закон. Основная статья: Законодательство Российской Федерации Федеральный закóн  федеральный законодательный акт Российской Федерации, принимаемый в соответствии с Конституцией… …   Википедия

  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА Российской Федерации — (полн. Государственная дума Федерального собрания Российской Федерации), законодательный орган, нижняя палата Федерального собрания (см. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ в России) Российской Федерации, формируется согласно Конституции Российской Федерации… …   Энциклопедический словарь

  • Правовая система Российской Федерации — Правовая система России  совокупность национальной системы права и международно правовых обязательств Российской Федерации, правовой культуры российского общества и правовой практики в России. Во второй половине 1980 х  первой половине… …   Википедия

  • Федеральный конституционный закон Российской Федерации — Основная статья: Законодательство Российской Федерации Федеральный конституционный закон Российской Федерации  разновидность федеральных законодательных актов, принимаемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации по вопросам,… …   Википедия

  • ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — глава Российского государства. Пост Президента был учрежден путем проведения референдума РСФСР 17 марта 1991 г. 24 апреля 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял Закон О Президенте РСФСР . Законом от 24 мая 1991 г. IV Съезд народных депутатов РСФСР… …   Энциклопедический словарь конституционного права

  • Государственная дума Федерального собрания Российской Федерации IV созыва — Государственная дума Российской Федерации 4 созыва  российский высший законодательный и представительный орган, палата Федерального собрания Российской Федерации. Полное официальное название: Государственная Дума Федерального Собрания… …   Википедия

  • Государственная дума Российской Федерации 4 созыва — Государственная дума России 4 созыва  российский высший законодательный и представительный орган, палата Федерального собрания Российской Федерации. Полное официальное название: Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации …   Википедия

  • КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — Основной Закон нашего государства. Действующая К. РФ принята путем всенародного голосования (референдума) 12 декабря 1993 г. В нем приняло участие 58 млн. 187 тыс. 755 зарегистрированных, или 54,8% внесенных в списки избирателей. За принятие… …   Энциклопедический словарь конституционного права

elementary_law.academic.ru

2.3 Право отлагательного вето

ВЕТО ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — закрепленное в Конституции РФ право Президента РФ отклонить принятый Федеральным Собранием федеральный закон и направить его палатам для повторного рассмотрения. Право вето, или так называемое право негативного контроля, — одна из важнейших прерогатив Президента в законодательном процессе. Оно означает юридическую возможность главы государства оценивать качество закона, его соответствие общественным ожиданиям, совершенство юридической формы. Конституция РФ (ст. 107) наделяет Президента РФ правом отлагательного, или так называемого суспензивного, вето в отношении принятых Государственной Думой и одобренных Советом Федерации, но не вступивших в силу федеральных законов. Право вето в этом значении есть право Президента отклонить закон, принятый Федеральным Собранием. При этом, по действующей Конституции, Президент может воспользоваться таким правом исключительно на стадии подписания закона, которой завершается законодательный процесс. Из Конституции РФ (ст. 107) вытекает отлагательный характер вето Президента, поскольку Федеральное Собрание при повторном рассмотрении отклоненного Президентом закона может принять этот закон в его прежней редакции и таким образом "проигнорировать" аргументы главы государства (не согласиться с ними). В период 1993—1999 гг. из принятых Федеральным Собранием законов почти на 30% из них было наложено вето Президента.

Право Президента РФ наложить вето действует в течение предусмотренного Конституцией РФ срока — 14 дней с момента поступления федерального закона. Если в течение этого времени Президент не определит своей позиции по данному закону, то последний должен быть (по смыслу ст. 107 Конституции РФ) передан для официального опубликования. Конституционный Суд РФ в постановлении от 22 апреля 1996 г. указал, что решение главы государства об отклонении закона, заявленное по истечении 14-дневного срока, не имеет значения вето и не порождает предусмотренных Конституцией РФ соответствующих юридических последствий.

2.4 Роспуск Государственной Думы

РОСПУСК ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ — досрочное прекращение полномочий Государственной Думы по решению Президента РФ и по основаниям, предусмотренным в Конституции РФ. При демократических режимах роспуск парламента предполагает два взаимосвязанных процесса: прекращение деятельности парламента и назначение новых выборов. Роспуск парламента вытекает из природы разделения властей и выступает одним из важных механизмов в системе сдержек и противовесов властей. В российской Конституции этот широко известный на Западе институт появился впервые. При этом, в отличие от западных конституций, не устанавливающих конкретных ситуаций, могущих стать основанием для роспуска, Конституция РФ определенно указывает на две такие ситуации: 1) конфликт между Президентом РФ и Государственной Думой при формировании Правительства (ст. 111 Конституции РФ), а именно после трехкратного отклонения Государственной Думой кандидатуры Председателя Правительства, предложенной Президентом РФ; 2) конфликт между Государственной Думой и Правительством, когда Президенту необходимо решать: либо отправить Правительство в отставку, либо распустить Государственную Думу (ст. 117). Конституцией (ч. 2 ст. 109) предусмотрена обязанность Президента в случае роспуска Государственной Думы назначить дату выборов нового ее состава. При этом проведение выборов должно пройти в такие сроки, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через 4 месяца с момента роспуска. Таким образом, Конституция РФ устанавливает гарантии непрерывности функционирования законодательной власти.

studfiles.net

ВЕТО ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - это... Что такое ВЕТО ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ?

 ВЕТО ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - закрепленное в Конституции РФ право Президента РФ отклонить принятый Федеральным Собранием федеральный закон и направить его палатам для повторного рассмотрения. Право вето, или так называемое право негативного контроля, - одна из важнейших прерогатив Президента в законодательном процессе. Оно означает юридическую возможность главы государства оценивать качество закона, его соответствие общественным ожиданиям, совершенство юридической формы. Конституция РФ (ст. 107) наделяет Президента РФ правом отлагательного, или так называемого суспензивного, вето в отношении принятых Государственной Думой и одобренных Советом Федерации, но не вступивших в силу федеральных законов. Право вето в этом значении есть право Президента отклонить закон, принятый Федеральным Собранием. При этом, по действующей Конституции, Президент может воспользоваться таким правом исключительно на стадии подписания закона, которой завершается законодательный процесс. Из Конституции РФ (ст. 107) вытекает отлагательный характер вето Президента, поскольку Федеральное Собрание при повторном рассмотрении отклоненного Президентом закона может принять этот закон в его прежней редакции и таким образом "проигнорировать" аргументы главы государства (не согласиться с ними). В период 1993-1999 гг. из принятых Федеральным Собранием законов почти на 30% из них было наложено вето Президента.

Право Президента РФ наложить вето действует в течение предусмотренного Конституцией РФ срока - 14 дней с момента поступления федерального закона. Если в течение этого времени Президент не определит своей позиции по данному закону, то последний должен быть (по смыслу ст. 107 Конституции РФ) передан для официального опубликования. Конституционный Суд РФ в постановлении от 22 апреля 1996 г. указал, что решение главы государства об отклонении закона, заявленное по истечении 14-дневного срока, не имеет значения вето и не порождает предусмотренных Конституцией РФ соответствующих юридических последствий.

(В.Ч.)

Энциклопедический словарь «Конституционное право России». — М.: Юридическая литература. В. И. Червонюк, И. В. Калинский, Г. И. Иванец. 2002.

  • ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • ВЕТО

Смотреть что такое "ВЕТО ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" в других словарях:

  • Вето Президента Российской Федерации — закреплённое в Конституции РФ право Президента РФ отклонить принятый Федеральным Собранием федеральный закон и направить его палатам для повторного рассмотрения. Право вето, или так называемое право негативного контроля, одна из важнейших… …   Элементарные начала общей теории права

  • ПРЕРОГАТИВЫ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ — предусмотренные Конституцией РФ исключительные права главы государства использовать конституционно правовые средства в законодательной деятельности. К числу таких прерогатив Конституцией РФ отнесены: право законодательной инициативы, в том числе… …   Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

  • Федеральный закон Российской Федерации — У этого термина существуют и другие значения, см. Федеральный закон. Основная статья: Законодательство Российской Федерации Федеральный закóн  федеральный законодательный акт Российской Федерации, принимаемый в соответствии с Конституцией… …   Википедия

  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА Российской Федерации — (полн. Государственная дума Федерального собрания Российской Федерации), законодательный орган, нижняя палата Федерального собрания (см. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ в России) Российской Федерации, формируется согласно Конституции Российской Федерации… …   Энциклопедический словарь

  • Правовая система Российской Федерации — Правовая система России  совокупность национальной системы права и международно правовых обязательств Российской Федерации, правовой культуры российского общества и правовой практики в России. Во второй половине 1980 х  первой половине… …   Википедия

  • Федеральный конституционный закон Российской Федерации — Основная статья: Законодательство Российской Федерации Федеральный конституционный закон Российской Федерации  разновидность федеральных законодательных актов, принимаемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации по вопросам,… …   Википедия

  • ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — глава Российского государства. Пост Президента был учрежден путем проведения референдума РСФСР 17 марта 1991 г. 24 апреля 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял Закон О Президенте РСФСР . Законом от 24 мая 1991 г. IV Съезд народных депутатов РСФСР… …   Энциклопедический словарь конституционного права

  • Государственная дума Федерального собрания Российской Федерации IV созыва — Государственная дума Российской Федерации 4 созыва  российский высший законодательный и представительный орган, палата Федерального собрания Российской Федерации. Полное официальное название: Государственная Дума Федерального Собрания… …   Википедия

  • Государственная дума Российской Федерации 4 созыва — Государственная дума России 4 созыва  российский высший законодательный и представительный орган, палата Федерального собрания Российской Федерации. Полное официальное название: Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации …   Википедия

  • КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — Основной Закон нашего государства. Действующая К. РФ принята путем всенародного голосования (референдума) 12 декабря 1993 г. В нем приняло участие 58 млн. 187 тыс. 755 зарегистрированных, или 54,8% внесенных в списки избирателей. За принятие… …   Энциклопедический словарь конституционного права

constitutional_law_russia.academic.ru

сильное и слабое вето, преодоление вето и карманное вето

Добавлено в закладки: 0

Что такое вето? Описание и определение термина.

Вето – это (лат., от veto– запрещаю) право, которым обладает лицо или группа лиц и дает им возможность на отмену в одностороннем порядке принятого уже решения. Выделяют абсолютное и относительное вето. Абсолютным вето называют право на полный и всеобъемлющий запрет принятия или исполнения какого-либо решения или действия. Что касается относительного вето, то оно бывает «слабым» и «сильным». Слабым вето называют право, которое дает возможность повторно пересматривать принятие решения, чтобы его утвердить будет достаточно согласия большинства. Чтобы преодолеть сильное вето нужно использовать квалифицированное большинство, при этом принятие решения должно проходить по усложненной процедуре.veto-300x300

Вето (от лат. veto — запрещаю) — это право, которое означает полномочие лица или группы лиц в блокировке в одностороннем порядке принятия того или иного решения.

Вето бывает абсолютным (например, Совет Безопасности ООН, постоянные члены которого  имеют право заблокировать любое решение, которое принято Советом), или суспензивным (отлагательным) (как Законодательная система США, где Палата представителей США и Сенат США имеют право собрав две трети голосов преодолеть вето Президента.)

Сильное и слабое вето

Относительным вето являются «сильное» и «слабое» вето.

Слабое вето подразумевает, что парламент обязуется повторно заняться рассмотрением законопроекта. Для его преодоления хватит такого же большинства, как и для того чтобы принять обычный закон. Так президенты Франции и Италии наделены слабым суспензивным вето.

Сильное вето можно преодолеть лишь квалифицированным большинством, порой придерживаясь усложнённой процедуры. Например у Президента США есть сильное вето. Стоить заметить, что вето дает возможность блокировать принятие решения и останавливать изменения, но его никак нельзя использовать для проведения каких-либо реформ. Вето – это механизм поддержания статуса-кво, а не возможность формировать политику.

Право вето в виде общественного института появилось в Древнем Риме. Римская республика славилась тем, что каждый из двух консулов имел право заблокировать принятое военное или гражданское решение другого консула. Кроме  того, каждый трибун обладал правом единолично отклонить закон, который был принят Сенатом.

Практика применять право вето очень пестрая и сложно поддается однозначной оценке, потому что она притерпевала многократные изменения в зависимости от политической ситуации и соотношения сил партий в государстве. Первые семь президентов США не использовали право вето вовсе. После же Дж.А.Гарфилда ни один Президент не отказал себе в удовольствии использовать свое конституционное право, некоторые из них и не по одному разу.

Право вето президента

В 60-70-х годах право вето президенты стали использовать намного реже, чем в 30-50-х годах, что, в целом, является отражением эволюции во взаимоотношениях Президента и Конгресса. Сейчас же глава государства все чаще стал заручаться предварительной поддержкой парламента прежде чем притворять в жизнь свои законодательные программы. Кроме того Конгресс старается ограничивать возможности Президенту пользоваться данным правом.

veto1Кроме уже упомянутого “наездника”, парламент иногда регулирует законодательный процесс таким образом, чтобы не дать Президенту возможности применить “карманное вето”.

Стоит отметить, что право вето – это очень эффективное средство, потому что Конгресс в итоге преодолевает всего только около 7%. Законопроекты, которые подверглись данной процедуре, часто подвергаются пересмотру парламентом и затем принимаются в варианте, который приемлем Президенту. Особенно эффективно использовать вето главы государства во время блокирования бюджетных инициатив Конгресса, именно поэтому в США парламент занимается приемом бюджетного закона дважды. Первый раз – билль, который санкционирует издание бюджетного закона, второй раз – закон об ассигнованиях. Это дает возможность президенту воспользоваться правом вето дважды.

Часто сама угроза применения вето может оказать на конгрессменов необходимое воздействие. Однако, по замечанию профессора А.А.Мишина, право вето – это прежде всего оборонительное, негативное оружие, при помощи которого глава государства может только сорвать законодательную инициативу Конгресса, однако не может реализовать свою. “Президенту, который имеет позитивную программу законодательных мер, право вето мало чем может помочь”. Поэтому “вето или даже угроза его применения это часть сложного процесса политических уступок, в котором Президент располагает существенными полномочиями”.

Право вето в Европе

В отличие от США Президент Германии не имеет право вето. Конституция наделяет его только правом оформления законов при помощи контрассигнации. Это нельзя назвать чисто техническим действием, потому как глава государства может проверить соответствует ли этот закон на Конституции. Но так как на Федеральный конституционный суд возложена роль за тем, чтобы следить, чтобы не нарушалась Конституция, необходимости чтобы реализовывать указанное право у Президента обычно не возникает. Но все таки, не имея права вето и возможности отклонить уже вступивший в силу закон, Президент Германии все же может предотвратить его действие применив отказ от оформления. Решиться на подобный шаг президента могут побудить весомые сомнения, грубые ошибки, которые содержатся в законе.

cardimage_9987088_2489229361392927963494Злоупотребления, которые могут исходить со стороны Президента, в данной ситуации исключены, потому что уже сам его отказ оформить закон проверяет Конституционный суд. Поэтому авторы немецкого курса государственного права назвали оформление закона Президентом ФРГ так называемым государственно-нотариальным действием, в котором глава государства засвидетельствует подлинность текста.

Во Франции Законы обнародуются  декретом Президента. Глава государства может потребовать  чтобы в течение 15 дней закон или его части были повторно обсуждены. Основанием для этого требования мугут быть технические причины или проявление политического несогласия.

На практике процедура повторного обсуждения закона в V Республике, в отличие от IV Республики, была применена лишь несколько раз. Правительство пытается решать спорные проблемы на стадии рассмотрения закона, а не промульгации. Президент Ф.Миттеран (1981-1995) лишь два раза использовал это право (Закон о Всемирной выставке 1989 года). Конституция предусматривает невозможность отказа Президента от подписания декрета о промульгациии после нового обсуждения закона или истечения 15-дневного срока.

Право вето в России

Президент России обладает правом вето, реализуемое им довольно часто. Около 30% общего количества законов попадают под вето главы государства. Если зарубежная практика во главу угла президентского вето ставит политические и экономические основания, то в России реализованы правовые. Так к примеру, Президент Ельцин обосновывал это те что законы имеют низкое юридическое качество, часто противоречат Конституции, федеральным законам, а также часто отсутствуют заключения правительства по законопроектам, которые требуют дополнительных ассигнований из федерального бюджета.

45757889Наряду с юридически-техническими огрехами и упущениями в принятых законах встречаются сложные правовые коллизии. Часто они затрагивают различные интерпретации Президента и парламента ключевых положений Конституции. Среди них принцип разделения властей, правовые основы организации государственной власти, полномочия федеральных органов законодательной и исполнительной властей.

Применение вето весьма противоречиво и непоследовательно. Отсутствие традиций разрешения споров политического характера заводит иногда процесс создания законов в тупик. Иногда причинами применения вето являются совершенно непонятные факторы, которые носят очень уж общий характер. И все таки, по мнению российских ученых, право вето может стимулировать повышение качества законов, которые принимаются, а его частое использование может быть оправдано на этапе становления профессионального парламента, когда остро недостает квалифицированных юристов.

Кроме отклонения закона с его последующим повторным рассмотрением в парламенте (это метод называют отлагательным вето), Президент России может возвратить закон в парламент не рассматривая его по существу, если нарушены требования Конституции к принятию таких актов. Это право не предусматривается Конституцией. Если Президент усмотрит в процессе принятия или одобрения федерального закона нарушение какого то условия или процедуры, он не подпишет его, а это автоматически сделает закон не принятым.

Преодоление вето

Вето Президента в России можно преодолеть в единичных случаях, это можно объяснить как необходимое условие нормального функционирования системы разделения властей. В случае когда процедура, которая действует может позволить парламенту с легкостью преодолеть возражения президента, то у депутатов может возникнуть соблазн, чтобы навязать ему свою волю.

547858Большинство законов, которые отклонил глава государства, дорабатывается с учетом его замечаний. Для достижения этой цели Государственная Дума создает специальные комиссии, в составе которых имеются и представители главы правительства. Российская практика знала случаи, когда Б.Ельцин, не имея желания обострять отношения с парламентом, все таки шел на поводу у парламента и  подписывал законы, которые, по его мнению, содержали положения, которые противоречили Конституции.

Стоит отметить, что конституционный механизм реализации права вето в России очень похож на американский, а не западноевропейский. Но при этом есть и свои особенности. Первое, политическая практика США не знает случаев неподписания или не опубликования законов главой государства, поскольку после преодоления президентского вето “законопроект становится законом”. В России такие случаи были, это бесспорно являлось явным нарушением Конституции (Закон о реституции ценностей). К сожалению, в Россия не обладает механизмом, обеспечивающим действие закона,который  не подписан Президентом.

Другая особенность – это отсутствие у российского Президента “карманного вето”. А если бы  глава государства был наделен подобным правом это было бы очень полезным для России, которая в последние дни сессий парламента принимает по несколько десятков законов в одно чтение. Это, бесспорно, не может не сказаться на их качество.

Карманное вето

Кажется, что наиболее совершенной конструкцией реализации права вето обладает Конституция Республики Беларусь, потому что глава государства обладает постатейным и “карманным” вето. Президент имеет право вернуть на повторное голосование не только весь законопроект со своими возражениями, но и отдельные части этого закона. В таком случае закон подписанный главой государства с оговоркой о несогласии с отдельными его частями и вступает в силу. Не вступают в силу лишь те положения по которым имеются возражения.

56789Реализация “карманного вето” имеет большие отличия от США. Глава Беларуси в таких случаях и после истечения 14-дневного срока принимает окончательное решение: либо подписывает закон, либо возвращает его, внеся свои возражения в Палату представителей, после этого он рассматривается, беря начало не с первого чтения, а придерживаясь особой процедуры рассмотрения возражений Президента . Эта практика является весьма позитивной, потому что позволяет добиться процессуальной экономии законодательной деятельности. К тому же законодательство Беларусь, в отличие от российского, налагает на главу государства обязательство подписать закон, который принят парламентом после преодоления президентского вето. Все это может способствовать более тесному сотрудничеству властей в законодательном процессе и исключать их конфронтацию.

Мы коротко рассмотрели понятие вето, виды вето, право на вето. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

biznes-prost.ru

2. Конституционные основы вето Президента РФ. Вето президента РФ и его роль в законодательном процессе

Похожие главы из других работ:

Возникновение и прекращение полномочий Президента РФ. Полномочные представители Президента РФ

1. Конституционные основы возникновения и прекращения полномочий Президента Российской Федерации

президент должностной конституционный полномочие Институт главы государства как высшего должностного лица страны существовал со времен возникновения первых государств...

Государственно-правовое регулирование свободы совести

§2 Конституционные основы свободы совести

Современное законодательство по правам человека в целом и о свободе совести и свободе вероисповедания граждан в частности представляет собой мноогоуровневую систему правовых актов, в состав которой входят Конституция РФ, международные акты...

Законодательный процесс в РФ

2.3 Прерогативы Президента в законодательном процессе. Вето Президента

В законодательном процессе право Президента РФ официально удостоверять - скреплять своей подписью - принятые Государственной Думой и одобренные Советом Федерации федеральные законы именуется стадией подписания закона...

Источники муниципального права

1. Конституционные основы местного самоуправления в РФ

Осуществление местного самоуправления в РФ обеспечивается рядом конституционных гарантий, представляющих собой правовые средства обеспечения деятельности местного самоуправления...

Конституционное и государственное право Франции

2.2 Конституционные основы политической системы

По форме правления Франция -- полупрезидентская, полупарламентская республика, по форме территориально-политического устройства -- сложное унитарное государство (Корсика -- политическая автономия...

Конституционные основы коммерческой деятельности

1. Конституционные основы коммерческой деятельности

Конституция - правовая основа развития торгового законодательства. В Конституции нашего государства заложен концептуальный подход к предпринимательской, в том числе и торговой деятельности, как к сфере господства частных интересов...

Конституционные основы судебной власти

1.1 Конституционные основы судоустройства

Конституционные основы судоустройства закреплены в ст. ст. 118, 126 (полномочия Конституционного Суда РФ), 127 (полномочия Верховного Суда РФ), 128 (полномочия Высшего Арбитражного Суда РФ) Конституции РФ и соответствующем законодательстве...

Конституционные основы судебной власти

1.2 Конституционные основы статуса судей

Конституционные основы статуса судей, закрепленные в ст. ст. 83, 102, 119, 120, 121, 122 и 128 Конституции РФ, определяющие особенности правового положения лиц, осуществляющих судебную власть от имени Российской Федерации...

Народовластие и особенности его реализации в Российской Федерации

1. Сущность и конституционные основы народовластия

общество народовластие демократия Народовластие - один из существенных элементов демократии в ее общепринятом понимании. Оно в основном тождественно более употребительному в конституционном праве понятию народного суверенитета...

Основы конституционного строя Египетской Республики

2. Конституционные основы общественного строя

Экономическая основа государства. Понятие экономического режима государства было впервые введено в Конституцию 1964 г. Ст. 9 Конституции гласит: "Экономическая основа государства - социалистический строй...

Правовые основы местного самоуправления

2.1 Конституционные основы местного самоуправления

Местное самоуправление относится к числу важнейших элементов государственного устройства России, предусматриваемого Конституцией Российской Федерации, принятой в 1993г. Основной закон России содержит ряд концептуальных положений...

Правовые основы местного самоуправления

2. Конституционные основы местного самоуправления

Конституция 1993 г. (ч. 2 ст. 3) впервые относит местное самоуправление к числу основ конституционного строя России и определяет его в качестве самостоятельной формы осуществления народом принадлежащей ему власти...

Правовые основы противодействия коррупции

1.2 Конституционные основы противодействия коррупции

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: 1) признание...

Президент РФ - функции и полномочия президента РФ

1.2 Конституционные полномочия президента РФ

В России на момент учреждения данного поста ясного представления о том, что должен представлять собой Президент РСФСР, не было. Предлагалось несколько моделей: Во-первых, президент - глава государства с чисто представительскими функциями...

Судебная система РФ

4.1. Конституционные основы

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом Российской Федерации и осуществляет надзор за судебной деятельностью всех судов РФ, кроме Конституционного Суда и арбитражных судов РФ...

pravo.bobrodobro.ru