Изучение правоведения в школе (стр. 1 из 7). Право в школе


Изучение правоведения в школе

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

РЕФЕРАТ

По дисциплине «Теория и методика обучения праву».

Тема: «Изучение правоведения в школе».

Выполнила: студентка курса

Группа

Липунова Светлана Александровна

Проверил(а):

Г.Трехгорный

2008г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3

Глава I. Методики и основные принципы преподавания права в школе…………………..5

1.1. Методика обучения праву как педагогическая наука…………………………5

1.2.Применение традиционных и инновационных технологий на уроке права…10

1.3. Игровые технологии в обучении праву…………………………………………11

1.4 Дискуссионные методы правового обучения…………………………………..14

Глава II. Практическая часть. Разработки уроков по праву………………………………..18

2.1. «Практикум «Защити свои права» ……………………………………………..18

2.2. Урок по курсу «Обществознание» с применением дискуссионного метода по теме: «Нарушение прав человека и их защита……………………………………………….19

Заключение……………………………………………………………………………………23

Список литературы……………………………………………………………………………24

Введение.

Формирование гражданского общества в России невозможно без воспитания молодежи в духе современных правовых идей, взглядов, представлений. Между тем, состояние правовой культуры в обществе оставляет желать лучшего. При этом речь идет не только о незнании норм действующего законодательства, а именно о непризнании права реальной социальной силой, о неуважении к нему, об отсутствии должных представлений о важнейших юридических принципах. Об этом свидетельствуют, в частности, опубликованные в печати результаты исследования, проведенного Российским фондом правовых реформ. Опросы показали, что общий уровень знаний законодательства, как гражданами, так и чиновниками, чрезвычайно низок, а уровень доверия населения к государству, как говорят юристы, “ниже низшего предела”. Например, к праву на участие в выборах, одному из базовых прав в демократическом обществе, граждане России относятся следующим образом: 68% – ничего не знают о содержании действующего законодательства о выборах; 26% – вообще не слышали о том, что такие законы существуют; лишь 19% опрошенных уверены, что в России нужно сохранить многопартийную систему и выборы; 5% – назвали право участвовать в выборах в числе тех главных и необходимых прав, которые должно гарантировать государство.

Являясь одним из основных институтов социализации личности, школа играет особую роль в процессе правовой социализации, т.е. именно она призвана целенаправленно формировать полноценного члена общества, способного ориентироваться в правовой среде и действовать с полным осознанием ответственности за свои решения и действия. Процесс обучения праву должен способствовать воспитанию социально-активной личности, способной решать общественно-значимые задачи, опираясь на приоритет права.

К сожалению, до сих пор преподавание правоведения находится не на должном уровне. Более того, в настоящее время в России отсутствует единая концепция правового образования, в частности, в средней школе. Право представляет собой многогранное явление. Как отмечает известный ученый-правовед С.С.Алексеев, право имеет три образа, в которых оно выступает перед людьми, являясь к ним в виде:

– общеобязательных норм, законов, деятельности судебных и иных юридических учреждений, – юридических реалий, с которыми человек сталкивается в жизни;

– особого, сложного социального образования, своеобразной подсистемы в обществе, имеющей свою природу и логику, – такой же подсистемы, как государство, искусство, мораль;

– явления мирозданческого порядка – одного из начал и проявлений жизни разумных существ, людей.

Формирование навыков правомерного поведения невозможно без правовой информированности. К сожалению, доступ к правовой информации у школьников ограничен в силу определенной сложности учебной литературы по данной тематике для взрослых и отсутствия популярных изданий для учащихся. Не используются должным образом современные информационные технологии преподавания права.

Назрела необходимость создать систему преподавания права, которая должна быть сконструирована таким образом, чтобы, учитывая психолого-возрастные особенности обучаемых, а также объективные материально-технические возможности школы, обеспечить целостный, непрерывный, поэтапный процесс правового образования школьников, базирующийся на принципах дозирования правовой информации, последовательного включения учащихся в круг правовых проблем, опоры на собственный правовой опыт детей, использования интерактивных методов обучения, комплексного характера контроля за усвоением учебного материала и выработкой навыков правомерного поведения.

Сфера ценностных ориентаций способствует формированию самоуважения учащихся, уважения интересов других людей, чувства ответственности за сохранение окружающей среды, уважения принципов демократии и мира и готовности работать в более справедливом мире, критического отношения к различным источникам информации, желания участвовать в решении общественно значимых проблем; формирует умения критически оценивать различные вопросы, использовать многодисциплинарный подход к решению проблем, эффективно работать в малых и больших социальных группах для достижения общей цели, свободно и уверенно общаться с различными людьми, избегая агрессивности, которая нарушает права других индивидов, а также пассивности, которая лишает человека его собственных прав, желания и способности влиять на принятие решений.[1] Немаловажную роль в преподавании права на современном этапе играет соблюдение принципов преподавания права в школе.

Преподавание правовых знании в современной школе основывается на совокупности целого ряда принципов, таких как: единство правового обучения и воспитания, научность, доступность, связь с жизнью, личным опытом учащихся, обеспечение межпредметных связей, принцип юридической точности и определенности правовых знаний.

Мой реферат посвящен рассмотрению основных принципов преподавания права в школе и рассмотрение проблем, связанных с преподаванием права в школе.

Глава I. Методика обучения праву в практике школ.

1.1. Методика обучения праву как педагогическая наука.

Преподавание правовых знании в современной школе основывается на совокупности целого ряда принципов, таких как: единство правового обучения и воспитания, научность, доступность, связь с жизнью, личным опытом учащихся, обеспечение межпредметных связей, принцип юридической точности и определенности правовых знаний.

Принцип единства правового обучения и воспитания является принципом воспитывающего обучения, в соответствии с которым правовое обучение организуется преимущественно во имя решения задач воспитания. Общеизвестно, что наряду с функциями регулирования общественных отношений право выполняет воспитательную роль, проявляющуюся в том, что закон помимо государственного принуждения опирается и на убеждение. Право призвано развивать в людях чувство справедливости, правды, гуманности. Право неотделимо от справедливости, которая, по существу, есть его сердцевина. Сущность права состоит в том, что оно есть способ установления справедливого соотношения интересов всех и каждого. Единство права и справедливости зафиксировано в формулах римского права: «Право есть искусство добра и справедливости»; «Предписания права следующие: честно жить, другого не обижать, каждому воздавать должное».

Принцип научности предполагает соответствие учебного материала новейшим достижениям юридической науки; приоритет научных знаний: не идеология определяет отбор знаний, а научные знания позволяют делать идеологические выводы. Понимание данной позиции важно в силу того, что право имеет политическую природу, являясь по своей сути нормативной формой согласования воли и интересов больших социальных групп. Право может служить формой выражения и осуществления политики лишь до тех пор, пока сама эта политика строится на исходных началах права и справедливости. Принцип научности преподавания правовых знаний требует ознакомления учащихся с различными точками зрения на изучаемые правовые проблемы.

Принцип доступности заключается в переходе от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Таким образом, предполагается, что обучение находится в зоне ближайшего развития.

В преподавании права учителю важно опираться на жизненные факты, близкие ученикам, тем самым реализуется принцип связи с жизнью, личным опытом учащихся, который предполагает расширение, углубление и обогащение правовых знаний учащихся и одновременно избавление учеников от ошибочных правовых представлений, стереотипов и установок.

Особенность преподавания права состоит в том, что при объяснении правовой информации учитель пользуется конструкциями и формулами закона, сложными для восприятия учеников, у которых абстрактное мышление еще недостаточно развито. Тем не менее, недопустимо изучение отраслевого права заменять общими рассуждениями и приблизительными трактовками правовых положений. Таково требование принципа юридической точности и определенности правовых знаний. Любые юридические конструкции, в отличие от понятийного аппарата других учебных дисциплин, предполагают строгость и четкость формулировок. Недопустимо непрофессиональное адаптирование материала, такое упрощение, которое искажает смысл понятия, нормы.

Принцип обеспечения межпредметных связей состоит в выявлении взаимосвязей между компонентами учебного процесса, выделяемыми по предметному признаку. Согласование учебных предметов, как правило, обусловлено их содержанием. В процессе реализации межпредметных связей обеспечивается последовательность в формировании научных взглядов, мировоззрения учащихся, понимания закономерностей развития.

mirznanii.com

Права ребенка в школе

права ребенка в школеОбразование – это необходимая часть жизни в обществе, которая является основой гармоничного личностного роста и развития. Каждый ребенок обязан посещать школу, потому у родителей возникает ряд переживаний и вопросов в течение всех лет обучения. Прежде всего, нужно знать какие есть права ребенка в школе. Их необходимо в доступной форме объяснить даже первокласснику.

Права ребенка в школах России и Украины

Дети защищаются на законодательном уровне, а ущемление прав ребенка в школе является наказуемым. И российские, и украинские школьники имеют одинаковые права:

  • самостоятельно выбрать то учебное учреждение, в котором ему хочется обучаться, то есть никто не может запретить ребенку обучаться в школе, которая находится далеко от района проживания ученика;
  • на уважение со стороны всех работников школы, включая не только педагогический состав, но и уборщиков, вахтеров, администрацию, поваров;
  • на то, что обучение будет организовано с соблюдением всех правил техники безопасности. Например, школьник может отказаться выполнять нормативы, если снаряды в спортзале не надежны;
  • получать любую нужную книгу в библиотеке учреждения;
  • участвовать в благоустройстве территории, но исключительно по собственной инициативе, то есть ребенок не обязан убирать листья во дворе или сдавать денежные средства;
  • обучаться бесплатно, без дополнительных материальных взносов;
  • посещать кружки и секции в учреждении, независимо от наличия способностей;
  • при согласии родителей ученик может перевестись в другую школу в любое время, даже в середине или конце учебного года;
  • рассчитывать на помощь школьного психолога;
  • посещать дополнительные мероприятия и занятия, которые не входят в учебную программу только добровольно;
  • на выражение взглядов, но лишь в корректной форме;
  • время каникул тратить на отдых и развлечения, соответствующие возрасту;
  • быть предупрежденным обо всех мероприятиях, направленных на контроль и проверку знаний, заранее;
  • получать четкие ответы на вопросы относительно выставленной оценки;
  • получать образование на родном языке.

Некоторых мам интересует вопрос прав ребенка инвалида в школе. По закону и согласно Конвенции ООН, дети, у которых есть инвалидность, могут посещать образовательные учреждения наравне с другими учениками. При наличии медицинских показаний и согласия родителей, ребенок-инвалид имеет право обучаться в специализированных учреждениях (коррекционные школы). В таких заведениях работа направлена на занятия с детьми, имеющими определенные нарушения, а преподаватели обладают необходимыми знаниями и навыками.

Защита прав ребенка в школе

Чем младше ученик, тем сложнее ему самостоятельно отстаивать свои интересы. Потому права ребенка в школе, как в России, так и Украине, защищать призваны, прежде всего, родители. Конечно, некоторые конфликты можно решить непосредственно с классным руководителем, но иногда приходится обращаться к директору или в другие инстанции.

Следует знать, что нарушением прав ребенка в школе считается и физическое, и психологическое насилие.

Под физическим насилием понимают ситуации, когда к школьнику были применена физическая сила. К сожалению, точного определения психического насилия нет. Но к его формам принято относить следующие факты:

  • бойкотирование учащегося;
  • систематическая критика, которая способствует душевным расстройствам ребенка;
  • оскорбления;
  • защита прав ребенка в школепредъявление требований, которые заведомо не соответствуют возрасту;
  • угрозы;
  • показательная демонстрация негативного отношения к ученику.

Если ситуация действительно серьезная и ее разрешение невозможно на уровне классного руководителя, то выходом может быть перевод в другое учебное заведение. Но родители имеют право отстаивать интересы своего ребенка и обратиться к директору, с требованием разобраться в ситуации. Если результат их не удовлетворит, то они могут написать заявление в милицию или прокуратуру.

 

womanadvice.ru

Преподавание права в школе

Введение

Педагогическая практика является связующим звеном между теоретической подготовкой студентов и их самостоятельной работой в образовательных учреждениях. В период педагогической практики студент под руководством учителей и методистов реально осуществляет педагогическую деятельность, взаимодействуя со всеми участниками педагогического процесса. Именно в ходе педагогической практики студент учится системному подходу в педагогической деятельности, обеспечению целостности педагогического процесса. В процессе осуществления педагогической деятельности развиваются педагогические способности и профессионально значимые качества личности.

Я, ___________________________, проходила педагогическую практику в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №163, с 03.09.07. по 23.11.07 года.

В ходе педагогической практики осуществляла функции педагога – преподавателя обществознания (с элементами экономики и права), участвовала в образовательной деятельности школы.

I этап педагогической практики – ознакомительный, где познакомилась с образовательным учреждением, изучила учебно-программную документацию, познакомилась с педагогическим и ученическим коллективами (Приложение 1, 2, 3).

II этап содержал подготовку к самостоятельной деятельности педагога, в течение которого:

изучила индивидуально-психологические особенности учащихся 10 класса.

посетила 10 уроков теоретического обучения;

подготовила и провела 4 самостоятельных урока;

подготовила и провела 3 внеклассных мероприятия;

ознакомилась с методами и формами ведения уроков в школе.

Подготовка к уроку заключалась в изучении материала параграфа учебника, документов приведенных в учебнике, в дополнительной литературе, затем при необходимости составлялся план-конспект и листы с опорными сигналами (наглядными пособиями).

Большую помощь в подготовке к проведению уроков мне оказала преподаватель «Обществознания» и классный руководитель 10 «б» класса.

Занятия проходили в 10‑х классах в первую смену (с 8:00). Уроки проходили один раз в неделю.

1. Паспорт общеобразовательного учреждения

Тип и вид образовательного учреждения – Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №163 (п. Октябрьский).

Адрес – 663690, Россия, г. Зеленогорск (п. Октябрьский) Красноярского края, ул. Диктатуры пролетариата, 20.

Первая школа в пос. Октябрьский открыта решением Исполнительного комитета Рыбинского Совета депутатов трудящихся (г. Заозерный) №278 от 12.08.57 г. как четырехкомплектная начальная школа в поселке предприятия почтового ящика №89. В связи с организацией района Красноярск‑45 и выделением его из состава Красноярского края принто решение о передаче неполной средней школы №89 с 01.10.59 г. в ведение исполкома Красноярска‑45, а школе присвоен номер 163. С 01.09.87 г. Школа №163 – средняя общеобразовательная школа №163.

Школа в своей деятельности руководствуется Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении в Российской Федерации, Уставом школы, санитарными нормами и правилами СаНПина 2.4.2–1178–02, Законом Красноярского края «Об образовании», приказом МОПО РФ №1235 от 19.05.1998 г. «Об утверждении обязательного минимума содержания начального общего образования», приказом МОПО РФ №1244/14–12 от 18.08.1998 г., №1235 от 19.05.1998 г., №1236 от19.05.1998 г. «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования», Положением о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений №1327 от 22.01.1998 г. и другими нормативными документами в области образования.

Директор школы – Степанова Ирина Георгиевна. Телефон – 4–45–80

Е-mail: [email protected]

В настоящее время в школе – 40 классов, где обучается около 900 учеников.

Школа полностью укомплектована кадрами.

Средний возраст педагогических работников школы – 45 лет.

Высшее образование имеют 30 человек – 81%.

Высшую квалификационную категорию имеют 15 человек – 41%

Первую квалификационную категорию имеют 12 человек – 32%

Вторую квалификационную категорию имеют 5 человек – 14%

10 разряд имеет 3 человека – 8%

9 разряд имеет 1 человек – 3%

8 разряд 1 человек – 3%.

Звание «Почётный работник общего образования» имеют 5 человек.

Повышение квалификации учителей осуществляется через обучение на курсах по графику, на проблемных курсах, самообразование, работу в творческих группах по психолого-педагогическим проблемам, школу прогрессивного опыта, педсоветы.

Кадровый потенциал МОУ СОШ №163 характеризуется высоким профессиональным уровнем, готов решать задачи, поставленные школой.

Профиль работы

Школа реализует общеобразовательные программы начального, основного, среднего (полного) общего образования, программы профильного обучения по индивидуальным учебным планам на ступени среднего (полного) общего образования; дополнительные образовательные программы физкультурно-спортивной, художественно-эстетической направленности, содержание и воспитание обучающихся в Школе полного дня

Кружки Эстетическое направление: вокальный кружок «Соло», Юный натуралист, Оригами (3 группы (ШПД)), резьбы по дереву, судовое моделирование, «Азбука вежливости» (3 группы (ШПД)), телестудия «ТРБ».

Секции физкультурно-оздоровительного направления: плавание, ((16 групп (ШПД)), спортивные игры, спортивный туризм, бокс, пластика движений ((8 групп (ШПД)), танцевальный кружок ((3 группы ШПД)).

Приоритетные направления работы школы

1. Реализация инновационной программы «Начальная школа XXI века».

2. Участие в городском эксперименте по профильному обучению.

3. Обеспечение реализации краевого проекта по ИСО.

4. Формирование социально значимых позиций в воспитании учащихся.

5. Своевременное повышение квалификации педагогов.

Особенности управления школой

Административное управление осуществляет директор и его заместители.

Основной функцией директора школы является координация усилий всех участников образовательного процесса через Совет школы, педагогический совет, методический совет, общешкольную конференцию.

Заместители директора реализуют, прежде всего, оперативное управление образовательным процессом и осуществляют мотивационную, информационно-аналитическую, планово-прогностическую, организационно-исполнительную, контрольно-регулировочную и оценочно-результативную функции.

Школа осуществляет общеобразовательную подготовку учащихся 1–11 классов.

В начальной школе, наряду с традиционными целями формирования базовых знаний и навыков, выдвигается как отдельная и приоритетная цель формирования истинной познавательной мотивации учения, навыков самостоятельного планирования и контроля познавательной деятельности, культуры общения и самопознания.

Реализация этих целей осуществляется за счёт использования системы развивающего обучения, введения в учебный план таких предметов, как «Детская экономика», «Логика и речь», «Риторика», «Правовая культура», «Интеллектуальные игры», «Театральные игры», «Информатика в играх и задачах».

На II ступени обучения (5–9 классы), кроме общеобразовательных, организованы гимназические (5–7) и лицейские (8–9) классы, реализующие идею общего, интеллектуального, нравственного развития личности средствами гуманитаризации содержания образования.

В предпрофильных классах (8–9), так как они являются переходными к профильному обучению, вводятся дополнительные курсы (по выбору учащихся), обеспечивающие этот переход. Их задачей является подготовка учащихся к предварительному самоопределению в отношении профилирующего направления учебной деятельности. Занятия проводятся после уроков.

Управляющие советы

- Положение о выборах в УС МОУ СОШ №163

- Положение об УС школы №163

- Регламент работы УС школы

Дополнительные сведения

Школа занимает типовое школьное здание общей площадью 5064 кв. метра. Здание оборудовано системой вентиляции. Площадь учебных помещений 1320 кв. метров. Набор, планировка и оборудование учебных кабинетов соответствуют профилю и наполняемости классов.

Школа имеет буфет на 80 посадочных мест.

Спортзал площадью 302 кв. метра, оборудованный современным спортивным инвентарём, позволяет проводить работу по общей физической подготовке и работу различных спортивных секций. Имеет соответствующие санитарным нормам раздевалки и туалетные комнаты. Имеется тренажёрный зал. На школьной территории размещены баскетбольная, футбольная площадки и теннисные корты с грунтовым покрытием. Рядом со школой располагается муниципальная хоккейная площадка.

В школе работает медицинский кабинет со штатной медицинской сестрой. Школа заключила договор о медицинском обслуживании с детской поликлиникой.

Актовый зал площадью 110 кв. метров оснащён современным акустическим оборудованием и техникой для организации и проведения дискотек.

Школа оборудована 20 компьютерами, объединёнными в локальную сеть. Все компьютеры имеют выход в Интернет.

Библиотека школы имеет в своём фонде необходимые учебники и учебные пособия, а также художественную литературу.

В школе работает круглосуточная охрана.

2. Социальный паспорт класса

Социальный портрет класса составлен на основе анализа классного журнала, личных дел, дневников учащихся, личного наблюдения и бесед с учащимися.

В классе учатся 25 учеников: 15 девочек и 10 мальчиков.

Большинство детей в классе из полных, благополучных семей.

Дети, проживающие с бабушками и с дедушками – нет, единственные дети в семье – нет, дети, находящиеся на опеке – нет.

Жилищные условия: все проживают в индивидуальных домах и в квартирах.

Успеваемость хорошая: 13 учатся на «4» и «5», 9 человек на «3» и «4», 3 – на «отлично».

Ребята многосторонне развиты, посещают различные кружки и секции.

Большинство учащихся по состоянию здоровья находятся в основной группе (Список учеников в приложении 4).

mirznanii.com

ЗНАЙ СВОИ ПРАВА. Права учащихся в школе...

 ЗНАЙ СВОИ ПРАВА

СДАВАТЬ ЛИ ДЕНЬГИ?

Каждый имеет право на образование – эти слова из Конституции известны всем. И в Конституции, и в Законе «Об образовании» говорится о том, что школьное образование является бесплатным. Это значит, что если ребёнок учится не в частной, а в обычной школе, то  имеет полное право не сдавать никаких денег.

 Вносить ли деньги в фонд школы или класса, на новые компьютеры или ремонт крыши, на охрану или учебные пособия – это может решить только ваша семья. Школа не имеет права приказывать сдавать деньги. Она может только об этом просить. А вы решаете – пойти навстречу просьбе школы или нет.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

В каждой школе есть учебный план. В нём записано, какие предметы изучает ваш класс и сколько на эти предметы уделяется времени. Все дополнительные занятия, такие как кружки или факультативы, могут быть только добровольными. Если в учебном плане нет «геометрии в задачах» как обязательного предмета, то дети могут на этот спецкурс не ходить.

 Что касается использования знаний, полученных на спецкурсе, при сдаче экзамена по основному предмету, например, геометрии – это только пойдёт  на пользу. Любой преподаватель высоко оценит ученика, который имеет дополнительные знания. Но при этом на уроке геометрии вам должны дать все необходимые знания для того, чтобы ребята  смогли успешно сдать экзамен по этому предмету.

ТРУД ПОД ЗАПРЕТОМ?

Статья 37 Конституции России гласит: «Принудительный труд запрещён». То же самое записано и в статье 50 Закона «Об образовании»: «Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается».

 Это означает, что школа не имела права приказывать девушкам 9-11 классов брать тряпки в руки и отправляться вытирать лужи в школьных коридорах. Обратите внимание на жёсткую формулировку закона «Об образовании». Школа должна получить не только согласие самих учеников на помощь школе своим трудом, но и согласие их родителей. Если следовать букве закона, то даже если бы сами ученики стояли с тряпками в руках и умоляли бы разрешить им спасать школу, то директор не смог бы им этого позволить, пока они не принесут письменное согласие родителей.

 Как же поступать школе в этих условиях? Если школе действительно требуется экстренная помощь, то, конечно же, она обратится к ученикам. Но это должна быть именно просьба, а не приказ. Школьники вправе самостоятельно решить, откликнуться на просьбу школы или нет.

 При этом школа должна учитывать, что даже если ребёнок трудится на благо школы по своему собственному желанию, родители могут быть с этим не согласны. В этом случае у родителей будут все основания жаловаться на школу или даже подать в суд. Поэтому школе полезно заранее, не дожидаясь потопа, выяснить позицию родителей по вопросу привлечения их детей к труду. Это относится не только к экстренным случаям, но и к обычным дежурствам, генеральным уборкам и прочим «трудовым десантам».

 А КАК С ДИСЦИПЛИНОЙ?

Казалось бы, всем ясно, что учитель не имеет права не пускать ученика на урок или выгонять его из класса. Но почему-то такие случаи происходят снова и снова.

У учителя нет права произвольно решать: пускать или не пускать ученика на урок. Если ученик пришёл в нетрезвом виде или начал громить школьную мебель – тогда учитель обязан реагировать: вызывать администрацию школы, милицию и других специалистов, которые из рук в руки примут ученика у педагога и продолжат с ним работать. Но когда поведение школьника не представляет никакой опасности, учитель обязан пустить его в класс. Извините, это его обязанность, работа, за которую ему платит деньги государство.

Ученик опоздал. Накажите его за опоздание. Как наказать? Почитайте устав  школы, и увидите, какие меры наказания разрешены в вашем учебном заведении. Но на урок ребёнка обязаны пустить. Нет такого наказания – отстранение от урока, и быть не может.

Как поступать ученику, если его по той или иной причине не пустили на урок или выгнали с урока? Напишите жалобу директору школы. Если после этого ситуация не изменится, подайте жалобу в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования.

Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» даёт ученикам право ходатайствовать перед администрацией школы о проведении дисциплинарного расследования по фактам нарушения прав ребёнка.

www.newtime.su

Права ребенка в школе

права ребенка в школеКаждый человек в соответствии с Конституцией имеет право на образование. Именно образование является неотъемлемой частью гармоничного и полноценного развития личности. Каждый ребенок в современном мире обязан посещать школу, чтобы получать новые знания и умения и совершенствовать уже известные.

Между тем, далеко не всегда обучение детей в образовательном учреждении проходит гладко и спокойно. Некоторые родители сталкиваются с ситуацией, когда права их ребенка в школе ущемляются. Чтобы этого не случилось, начиная с первого класса, вы должны в доступной форме донести до своего сына или дочери, на что именно он имеет право.

В данной статье мы расскажем вам, какие существуют права ребенка в школе в России и Украине, и что нужно делать, чтобы защитить свое чадо от произвола.

Какие права есть у ребенка в школах России и Украины?

Права школьников, как в России, так и в Украине ничем не различаются. Каждый ребенок защищен законодательством, и нарушение его прав в школе обязательно должно быть пресечено и наказано. Украинские и российские школьники имеют следующие права:

  • самостоятельно выбрать образовательную программу, а также школу, в которой ребенок будет учиться;
  • учиться в безопасных условиях;
  • на уважение своей личности со стороны всего персонала образовательного учреждения;
  • на предоставление необходимой учебной базы, то есть учебников, рабочих тетрадей и так далее;
  • получить среднее образование и аттестат абсолютно бесплатно;
  • получать необходимую художественную и учебную литературу в школьной библиотеке;
  • добровольно участвовать в работах по благоустройству школы и пришкольной территории;
  • при желании получить дополнительные услуги, в том числе на коммерческой основе;
  • при необходимости получать квалифицированную помощь профессионального психолога;
  • в любое время года ученик, с согласия собственных родителей, имеет право перевестись в другое учебное заведение аналогичного типа;
  • получать образование на своем родном языке, а также выбрать дополнительный язык для изучения;
  • после 15 лет, при согласии родителей или опекунов, школьник имеет право прекратить обучение;
  • посещать любые школьные мероприятия;
  • открыто выражать свое мнение и выслушивать мнение других.

Что делать в случае ущемления прав ребенка в школе?

Поскольку любой школьник – такой же гражданин своего государства, как и все остальные, ущемление его прав во время обучения в учебном заведении не допускается и должно быть наказано. В том числе, это касается и прав ребенка-инвалида. При наличии определенных медицинских показаний и согласия родителей или опекунов, такие детки могут обучаться в специализированных учреждениях. Между тем, если малыш по состоянию здоровья может учиться в общеобразовательной школе, права ребенка-инвалида абсолютно ничем не должны отличаться от прав здоровых детей.

Права школьников могут быть нарушены в случае проявления в их сторону, как физического, так и психологического насилия. При этом, если все дети и родители прекрасно понимают, что применение к ребенку физической силы недопустимо, то некоторые формы психологического насилия могут остаться без должного внимания.

Так, нарушение прав ребенка в школе с психологической точки зрения может выражаться в следующем:

  • угрозы и оскорбления;
  • временная изоляция от других учеников;
  • предъявление требований, которые ребенок заведомо не может выполнить в силу своего возраста или физических возможностей;
  • нарушение прав ребенка в школе

  • необоснованная критика, доведение до слез;
  • демонстрация негативизма по отношению к конкретному ученику со стороны педагога.

В случае любого проявления насилия со стороны преподавателя, родители могут обратиться к директору с требованием о защите прав своего ребенка в школе. Если высшее руководство учебного заведения отказывается разбираться в ситуации, мамы и папы, а также опекуны имеют право подать заявление в прокуратуру.

 

www.my-sunshine.ru

Права ребенка в школе. Права детей-сирот и детей-инвалидов в школе :: SYL.ru

Задача родителей – воспитывать и защищать своих детей. Сам же ребёнок не всегда способен правильно поступить в сложных ситуациях и отстоять свои права. Если речь идёт о школьниках, обязанности отстаивать основные права ребёнка ложатся не только на родителей, но и на учебное заведение.

Нормативно-правовые акты

Основные права ребёнка в школе регламентируются законами «Об образовании» и «О защите прав ребёнка». Естественно, что в каждом общеобразовательном заведении существует свой устав. В таком статуте может быть прописано, какие права имеет ребёнок, учащийся конкретно в этом заведении, а также каковы его обязанности как ученика. Создавая устав школы, необходимо придерживаться Конституции и законов государства.

Откуда ребёнок узнаёт о своих правах

Ознакомить школьника с его правами – это задача учебного заведения, но и участие родителей является обязательным. Если после проведения тематических классных часов ученик что-то недопонимает, на все вопросы отец или мать должны уметь ответить.

Классный час и сопутствующие мероприятия, объясняющие, какие права имеет ребёнок, можно начинать проводить уже в начальной школе. В четвёртом-пятом классе дети способны адекватно воспринимать информацию подобного рода. В целях ознакомления устав школы обязательно должен быть вывешен на всеобщее обозрение.

Основные права ребёнка, посещающего общеобразовательное учебное заведение

  • Самостоятельно выбирать школу, в которой он хочет учиться.
  • Получить бесплатное полное среднее образование (11 классов).
  • Право на перевод в другую школу с его согласия и с согласия родителей, вне зависимости от направленности школы и даже в ходе учебного года.
  • Учиться в условиях, которые не угрожают его личной безопасности.
  • По желанию посещать дополнительные занятия, секции и кружки.
  • Право на получение знаний от учителей.
  • Должно обеспечиваться уважение и непредвзятое отношение к ребёнку со стороны учителей и остальных работников школы.
  • Посещение школьных мероприятий (концерты, экскурсии).
  • Добровольно и только по собственному желанию школьник может помогать в благоустройстве учебного заведения.
  • Получать книги из школьной библиотеки.
  • В случае надобности получать помощь школьного психолога.
  • Если возникло такое желание или необходимость, школьники могут изучать определённый предмет по ускоренной программе.

Иногда бывают сложности в реализации прав учащихся. Например, при переводе из одной школы в другую требуют окончания учебного года или согласия директора, субботники, организованные для облагораживания территории школы, преподносятся как обязательные мероприятия. Недофинансирование школ также стало причиной тому, что бесплатное образование превратилось в условно бесплатное. Библиотечные фонды не обеспечивают всех учеников необходимыми учебниками, и родители вынуждены покупать их за свои деньги. Всё это - не что иное, как нарушение прав ребёнка в школе.

Обязанности школьника

  • Бережно относиться к школьному имуществу, мебели, учебной литературе.
  • Регулярно посещать занятия согласно расписанию.
  • Придерживаться устава школы. Соблюдать правила школьного статута.
  • Доброжелательно относиться к другим учащимся, учителям и работникам школы. Уважать их достоинство и честь.
  • Исполнять требования администрации учебного заведения в пределах его статута.

Задачей родителей на этом этапе становится донесение до ребёнка важности выполнения правил и норм школьного устава.

Добросовестно исполняя свои обязанности в пределах школы, ученик может надеяться, что его права тоже будут соблюдены.

В каких формах может выражаться нарушение прав школьника

В стенах учебного заведения школьники могут столкнуться с физическим или психологическим насилием. Это нарушение прав ребёнка в школе. Родители должны интересоваться школьной жизнью ученика, только тогда появляется возможность предупредить возникновение таких проблем или вовремя их устранить.

Права ребёнка в школе могут нарушаться посредством применения к нему физического насилия. Школа должна контролировать поведение детей, находящихся на её территории во время учебного процесса и внешкольных мероприятий, так как она в первую очередь несёт ответственность за жизнь и здоровье учащихся. Иногда школьники сталкиваются с применением к ним физической силы со стороны учителей в так называемых воспитательных целях.

Психологическое насилие над ребёнком — понятие более туманное и размытое. Самыми распространёнными его проявлениями могут быть завышенные требования, угрозы в адрес ребёнка, беспричинная критика, демонстрация негативного отношения.

Одной из актуальных проблем является вопрос религии. Школа не имеет никакого права навязывать кому-то из своих учеников те или иные религиозные взгляды. Если учебное заведение открыто заявляет о своей принадлежности к определённой религии, проводит или участвует в религиозных мероприятиях, собирает пожертвования для религиозных организаций – это всё неправомерные действия, требующие немедленного вмешательства.

Одним из проявлений психологического насилия может выступать гендерная дискриминация. Это те случаи, когда детей делят по половому признаку при выполнении каких-либо заданий или поручений. Например, мальчик может чувствовать угнетение, если на дежурство необоснованно оставили только мальчиков, а девочек отпустили домой.

И физическое, и моральное давление одинаково негативно влияют на школьников. Иногда деструктивное психологическое воздействие со стороны одноклассников или учителей может быть неявным, но оно тоже способно отражаться на настроении, самочувствии и успеваемости ребёнка.

Защита прав ребёнка в школе. Как поступать родителям

Все мамы и папы надеются, что пока их чадо находится в школе, оно в полной безопасности. Но что же делать, если всё же происходит нарушение прав ребёнка и на него осуществляется неправомерное физическое или психологическое влияние?

Если инцидент не носит серьёзных последствий, достаточно прояснить все моменты с ребёнком, классным руководителем, всеми участниками событий. При этом нужно выяснить причину возникшей спорной ситуации и составить план поведения на будущее, чтобы исключить повторение подобного.

Когда же вы имеете дело с серьёзными происшествиями или повторяющимися событиями, влияющими на физическое или психологическое самочувствие ребёнка, здесь надо принимать серьёзные меры. Первое, что нужно сделать, - это пройти медицинскую экспертизу, в случае с физическим насилием над школьником, и освидетельствование у детского психолога, если речь идет о моральном давлении. Далее необходимо определить свидетелей события, которые в дальнейшем помогут выяснить все спорные моменты.

О случившемся обязательно должен узнать директор школы. Лучше, если родители напишут официальный запрос на его имя. Директор в кратчайшие сроки должен ознакомиться с подробностями произошедшего инцидента и помочь в решении вопроса.

Если разбирательство на местном уровне не принесёт результата, родители имеют право обратиться в органы полиции, прокуратуры или суд, чтобы с их помощью защитить права ребёнка в школе.

Иногда как альтернатива решения вопроса при повторяющихся инцидентах возможен перевод ребёнка в другую школу.

Права детей-инвалидов

Каковы права ребёнка-инвалида в школе? Имеют ли дети с ограниченными возможностями и физическими дефектами возможность посещать общеобразовательное учебное заведение? Что может ограничить права ребёнка в школе?

Россия – страна, где дети-инвалиды имеют право получить полное среднее образование в школе, если этому нет медицинских противопоказаний. Никаких ограничений со стороны учебного заведения для таких детей быть не может.

Естественно, что для обучения детей-инвалидов иногда приходится создавать специальные организационно-технические условия.

Ребёнок-инвалид имеет право на:

  • приоритетное зачисление в учебное заведение при подаче стандартного пакета документов;
  • свободный выбор школы, более подходящей для обучения по территориальному расположению либо рекомендованной медико-педагогической экспертизой;
  • отчисление в случае неспособности усваивать школьный курс по состоянию здоровья или нарушения устава школы;
  • обязательное участие Комиссии по делам несовершеннолетних в вопросах отчисления из школы и подбора нового учебного заведения.

Как происходит сдача Единого государственного экзамена ребёнком-инвалидом

При сдаче ЕГЭ дети-инвалиды имеют некоторые привилегии. Бывают случаи, когда прохождение экзаменов может быть запрещено медико-педагогической экспертизой. Тогда школьник получает справку или аттестат о среднем образовании без сдачи ЕГЭ.

Также ребёнок-инвалид имеет право на некоторые уступки в процессе прохождения тестирования. Это может быть дополнительное время на выполнение заданий, возможность принять необходимые лекарства или сделать перерыв в процессе проверки знаний.

Обеспечение защиты прав детей-сирот в образовательных учреждениях

Дети, оставшиеся без попечения родителей, - наиболее незащищённая категория, но они, как и все, имеют право на образование. Это продиктовано законом «Об образовании в РФ».

Контролировать получение детьми-сиротами качественного среднего образования – задача государства. В этих целях ведётся постоянная работа над усовершенствованием условий их обучения.

Дети-сироты, не имеющие попечительства других родственников, получают среднее образование в специализированных школах-интернатах. Администрация таких учебных заведений обязана обеспечивать:

  • соблюдение полноценного и непрерывного педагогического процесса;
  • возможность регулярного посещения занятий учениками;
  • наличие всей необходимой учебной литературы и пособий;
  • благоприятный психологический климат в коллективе и позитивное взаимоотношение воспитанников и педагогов;
  • возможность для каждого ученика получить квалифицированную помощь в проблемных ситуациях.

Контроль соблюдения прав и свобод детей-сирот в учебных заведениях обеспечивает государственный мониторинг.

Что можно сказать в завершение

Права ребёнка в школе и их защита – вопрос, несомненно, важный и требующий внимания. Это должны понимать как родители, так и представители учебного заведения. Органы местного самоуправления также обязаны способствовать тому, чтобы права ребёнка в начальной школе и старших классах были гарантированно защищены.

www.syl.ru

Права ребенка в школе

 

В Конституции сказано, что наши дети (да и мы сами) имеют право на бесплатное образование. Звучит как нельзя хорошо, но вот стоит отметить, что с образовательными учреждениями у многих возникают серьезные проблемы. Опытные родители прекрасно знают, что учителя и администрация школы часто нарушают права ребят, оказывают на них давление и так далее. Защита прав детей в школе просто необходима. Важно, чтобы индивид не был ущемлен там, где получает знания.

Права ребенка в школе

Ребенок вместе со своими родителями вправе выбирать образовательное учреждение, а также ту программу, по которой его будут обучать. Он имеет право на получение образования, которое соответствует принятым в стране стандартам. В школе он не должен подвергаться никакой опасности, учителя не должны оказывать на него давление, а также они просто обязаны следить, чтобы это давление не оказывал кто-то другой.

Принцип уважения человеческого достоинства – это то, чем обязан руководствоваться весь школьный персонал. Процесс обучения должен осуществляться только на современной материальной базе. Ребенок имеет право пользоваться книгами из школьного библиотечного фонда. Сотрудники школы не могут выбирать, кому дать хорошие экземпляры книг и учебников, а кому плохие.

Дети имеют право получать дополнительные услуги, которые могут быть и бесплатными, и платными. Они могут рассчитывать на психолого-педагогическую, а также на социально-педагогическую помощь в сложной учебной или жизненной ситуации.

Права ребенка в школе включают в себя и право на выбор языка для изучения (если альтернативы имеются). Основное обучение должно осуществляться на родном языке индивида.

Подростки старше 15-ти лет имеют право не продолжать обучение (согласие родителей либо же законных опекунов необходимо).

Права ребенка в школе подразумевают возможность участия детей в опосредованном или неопосредованном управлении учреждением. В данном случае это определяется Уставом общеобразовательного учреждения. Он должен быть доступен для ознакомления.

Посещение мероприятий в свободное от занятий время, выражение собственного мнения – это также права ребенка в школе.

Родители могут требовать, чтобы общеобразовательное учреждение прошло проверку на соответствие тем или иным государственным стандартам. Речь не только о стандартах обучения, но и питания, гигиены и так далее.

Соблюдение и защита прав детей важна, но не стоит забывать о том, что в школе должна поддерживаться дисциплина. Значимость ее велика, однако, не стоит забывать, что при ее наведении не должны ущемляться ничьи права, ничье достоинство не должно пострадать. Психическое и физическое насилие – недопустимые способы наведения порядка.

Под насилием психическим понимаются угрозы, изоляция от общества, унижение личности, оскорбление ее достоинства, отрицательная характеристика (особенно, если она ничем не обоснована), демонстративное негативное отношение и так далее.

Ситуация с правами ребенка в школе на сегодняшний день является сложной. Дело в том, что в некоторых странах родители только и думают о том, как засудить образовательное учреждение. В суд они могут обратиться по любому поводу. Что в итоге? Школы теряют финансовые средства, которые могли бы потратить на свое развитие, а их персонал начинает оставлять безнаказанными даже серьезные выходки ребят.

Права детей в школе необходимо защищать, но не стоит перегибать палку, так как это может негативным образом сказаться на процессе обучения. Советуем быть внимательными, так как только внимательность поможет определить ту ситуацию, которая действительно требует незамедлительного вмешательства.

 

fb.ru