Тема 1. Понятие, предмет, метод, система права социального обеспечения. Право на социальное обеспечение граждан


Право на социальное обеспечение (ст. 39 Конституции России)

Конституция России, закрепляя право на социальное обеспечение, связывает его возникновение с достижением определенного возраста, болезнью, инвалидностью, потерей кормильца, воспитанием детей и другими подобными обстоятельствами, обусловленными различными социальными рисками, утратой заработка или его недостаточностью для жизнеобеспечения человека.

Право на социальное обеспечение означает обязательное участие государства в содержании тех своих граждан, которые из-за нетрудо­способности либо других независящих от них причин не имеют доста­точных средств к существованию. Социальное обеспечение — одна из наиболее важных конституционных форм социальной защиты населе­ния.

Конституционными формами социального обеспечения выступа­ют государственные пенсии и социальные пособия. В то же время иные формы социального обеспечения могут устанавливаться законом.

К сожалению, в Конституции России не закрепляются требования и нормативы определения минимальных размеров социального обе­спечения, что в определенной мере снижает ценность права на соци­альное обеспечение.

Право на трудовую пенсию при на­личии других предусмотренных за­конодательством условий у женщин возникает по достижении 55 лет, а у мужчин — по достижении 60 лет. В случае если размер пенсионного обеспечения гражданина состав­ляет величину, меньшую величины прожиточного минимума пенсионе­ра, то соответствующая разница ему выплачивается в виде социальной доплаты к пенсии.

Наряду с этим Конституцией Российской Федерации предусматри­вается поощрение добровольного социального страхования, создание дополнительных форм социального обеспечения, а также благотвори­тельность. Тем самым государство оказывает поддержку негосудар­ственным формам материального обеспечения людей, то есть созда­нию частных пенсионных фондов, личному страхованию и др.

Основные законодательные акты:

  • Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования»;
  • Федеральный закон «О государственной социальной помощи».

01.xn--b1aew.xn--p1ai

Вопрос №17 Право граждан на социальное обеспечение в Конституции рф.

В действующей Конституции закреплен правовой статус граждан в области социального обеспечения. Характеризуя Конституцию РФ как основной источник права социального обеспечения, следует подробно раскрыть содержание ст. 7, 18, 33, 38, 39,41,45,46 и 53. Особо следует подчеркнуть, что Конституция РФ каждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Устанавливаются законодателем государственные пенсии и социальные пособия.

Статья 7(Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.)

Статья 18 (Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием)

Статья 33(Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления)

Статья 38(Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях)

Статься 39(Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность)

Статья 41 Конституции РФ предоставляет каждому право на ох­рану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Статья 45 (Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом)

Статья 46 (Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты)

Статья 53 (Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц)

studfiles.net

Тема 1. Понятие, предмет, метод, система права социального обеспечения.

1. Право граждан на социальное обеспечение и роль государства в реализации этого права.

Право на Социальное Обеспечение - одно из основных трудовых прав работников (ч.3 ст.2 КЗоТ). Оно означает гарантированную государством возможность получения определенных видов денежного дохода и социальных услуг за счет средств государственного социального страхования в случае болезни, старости, инвалидности и в других установленных законом случаях. Средства государственного социального страхования образуются за счет средств обязательных страховых взносов работодателей. На пенсионное страхованиевзносы удерживаются из личного заработка работника. Система государственного социального страхования распространяется на всех работников и представляет определенный уровень социальной защиты от всех случаев утраты (снижения) заработка по объективным причинам. С моментапоступленияна работу работник считается застрахованным и имеет право наобеспечениев случаях и на условиях, установленных законодательством. Основными видами социального обеспечения по этой системе являются пенсии, пособия иуслуги, связанные с охраной здоровья. За счет средств социального страхования работники обеспечиваются пенсиями по старости, по инвалидности, а некоторыекатегории- пенсиями за выслугу лет. В случае смерти работника пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным членам его семьи. При болезни, трудовом или иномувечье, в том числе при бытовой травме, при уходе за больным членом семьи, карантине и протезировании выдаетсяпособие по временной нетрудоспособности. В порядке социального страхования работники получают ряд пособий, в которых выражается материальная поддержка государством материнства, отцовства и детства, -пособиепо беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. В случае смерти работника или члена его семьи выдается пособие на погребение. Средства государственного социального страхования используются также на оплату санаторно-курортного лечения и отдыха работников и членов их семей. При потере рабочего места застрахованному оказываются услуги по трудоустройству, профессиональной подготовке (переподготовке), повышению квалификации и предоставляется материальное обеспечение в виде пособия по безработице, стипендии и т.д. Вкомплексправ по социальному страхованию входит право на бесплатную медицинскую помощь определенного объема и качества. Право насоциальное обеспечениеявляется конституционным правом граждан (ст.39 Конституции РФ). Оно гарантируется не только системой государственного социального страхования, но и посредством предоставления денежных выплат и услуг в порядке государственного социального обеспечения, т.е. за счет средств государственных бюджетов разного уровня.

Социальное обеспечение— форма выражениясоциальной политикигосударства, направленная на материальное обеспечение определённой категориигражданиз средствгосударственного бюджетаи специальныхвнебюджетных фондовв случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравниваниясоциального положенияграждан по сравнению с остальными членами общества.

studfiles.net

конституционно-правовой аспект (Сагандыков М.С., Шафиков А.М.)

Все статьи > Права граждан на социальную защиту и социальное обеспечение: конституционно-правовой аспект (Сагандыков М.С., Шафиков А.М.)

Права граждан на социальную защиту и социальное обеспечение: конституционно-правовой аспект (Сагандыков М.С., Шафиков А.М.)

Введение

Конституционное законодательство определяет основополагающие права и свободы человека и гражданина, принципы их осуществления и защиты. К таковым относятся конституционные права на социальную защиту и социальное обеспечение.Конституция РФ содержит немалое число правовых норм, содержащих словосочетания "социальная защита" и "социальное обеспечение". Однако однозначного понимания содержания данных правовых категорий Конституция не предлагает.Наиболее сложными являются вопросы о соотношении понятий "социальная защита" и "социальное обеспечение", а также об их содержании.Корень указанных проблем кроется в самой Конституции РФ. Конституционные нормы о социальной защите и социальном обеспечении разбросаны по многим статьям глав 1 и 2 Конституции РФ, они не выстроены в систему, не показано их соотношение и взаимодействие, и, наконец, остается неясным правовое наполнение этих понятий.

Понятие социальной защиты: точки зрения и подходы

Многие авторы, например В.П. Галаганов, рассматривают социальную защиту и социальное обеспечение как внешние проявления социального государства и как основные элементы его содержания [2, с. 14].С этим нельзя не согласиться, но Конституция РФ, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, в ч. 2 ст. 7 указывает на различного рода гарантии, предоставляемые гражданам, обобщая их все единым понятием "социальная защита". При этом основополагающее понятие "социальное обеспечение" в статье не только не раскрыто, но даже не названо.Несмотря на то что в Конституции РФ нет четкого закрепления понятия социальной защиты, представление о его содержании сделать можно.Как мы уже отмечали, социальная защита непосредственно связана с одной из основ конституционного строя Российской Федерации, провозглашающей нашу страну социальным государством.Социальное государство как принцип функционирования Российского государства проявляется в установлении ряда гарантий, указанных в ч. 2 ст. 7 Конституции РФ: "В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты".Взаимосвязь социального государства и социальной защиты очевидна, но объем последнего понятия так и остается неопределенным, в том числе ввиду несовершенства формулировки самой ст. 7 Конституции РФ.Как понимать положение ч. 2 ст. 7 Конституции РФ? Социальная защита относится только к государственным пенсиям и пособиям или охватывает все указанные в норме гарантии?В науке права социального обеспечения существуют "узкий" и "широкий" подходы к понятию социальной защиты [10, с. 21 - 22].В целом социальную защиту можно рассматривать и как законодательно закрепленное обязательство государства предоставлять всем слоям населения условия для поддержания их жизнедеятельности и благосостояния не ниже принятого минимального уровня по стране и сглаживать крайние проявления социального неравенства [7, с. 128]. Данные обязательства проистекают из ст. 7 Конституции РФ и выражены во многих нормах главы 2 Конституции РФ.В данном случае социальная защита совпадает с разветвленной системой социальных гарантий, обеспечивающих каждому гражданину соблюдение конституционных прав личности. К важнейшим гарантиям социальной защиты Конституция РФ относит: охрану труда и здоровья граждан; минимальный размер оплаты труда; государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства; государственную поддержку инвалидов и пожилых людей; установление пенсий и пособий [3, с. 283 - 284].Из смысла положений Конституции РФ следует, что государство несет ответственность за обеспечение достойной жизни людей в стране, их свободное и полноценное развитие. Вместе с тем это вовсе не означает государственное попечительство над каждым гражданином, а предполагает создание таких экономических, правовых, организационных, социальных и иных возможностей, при которых каждый человек способен собственными усилиями обеспечить себе и своей семье достойный уровень жизни, материальное благополучие. Н.А. Горелов, таким образом, определяет социальную защиту как особую деятельность государства, направленную на предоставление социально значимых благ и услуг всем его гражданам без каких-либо условий и ограничений (трудового вклада, наличия детей и др.) [3, с. 283 - 284].Такой подход к социальной защите представлен и в международном сообществе. Западные ученые представляют социальную защиту как выполнение государством комплекса функций, направленных на обеспечение основных социальных потребностей всех граждан [13, с. 1020].

Социальная поддержка как форма социальной защиты

Формирование современной системы социальной защиты населения обусловило появление и развитие некоторых ее форм, которые также нашли отражение в Конституции РФ.К числу таковых можно отнести социальную поддержку.По мнению В.Ш. Шайхатдинова, в содержание социальной поддержки включаются "меры по предоставлению помощи лицам (семьям), имеющим доход не ниже прожиточного минимума, но нуждающимся в дополнительной поддержке в связи с трудной жизненной ситуацией" [9, с. 62].В системе социальной поддержки отдельных категорий населения в наибольшей степени проявляется специфика учета и компенсации социального риска.Это позволяет утверждать, что социальная поддержка является дополнительной формой социальной защиты отдельных категорий населения. Следует подчеркнуть, что предоставление мер социальной поддержки не обусловлено проверкой нуждаемости в них гражданина, оценкой уровня доходов в соотношении с прожиточным минимумом, как это требуется, например, для оказания государственной социальной помощи малообеспеченным гражданам по законодательству субъектов РФ. Здесь действует своеобразная "презумпция нуждаемости", основанная на принадлежности гражданина к определенной категории лиц, которым требуется дополнительная социальная защита с учетом тех или иных обстоятельств [11, с. 53].Ответ на вопрос о том, охватывает ли конституционное право на социальное обеспечение право на получение мер социальной поддержки, вытекающий из приведенных выше рассуждений, может основываться на толковании ст. 39 Конституции РФ в ее взаимосвязи с положениями п. "ж" ч. 1 ст. 72 и ст. 7, а также с учетом международно-правовых стандартов социального обеспечения. С этих позиций конституционное право на социальное обеспечение не охватывает право на получение мер социальной поддержки, которые представляют собой дополнительные меры социальной защиты, устанавливаемые по категориальному признаку [11, с. 54].Содержание названного конституционного права самой Конституцией РФ не устанавливается, а определяется в текущем законодательстве.

Конституционно-правовое содержание социальной защиты

Итак, анализ Конституции РФ и мнений ученых о содержании понятия социальной защиты позволяет заключить: социальная защита должна пониматься широко, включает различные меры обеспечения государством достойного уровня жизни человека.Сегодня в промышленно развитых странах пересматриваются системы социальной защиты в свете увеличения количества факторов, влияющих на благополучие населения, таких, как бедность, высокий уровень безработицы, старение, большая мобильность и растущие социальные ожидания [12, с. 20]. Можно предположить, что социальная защита выражена во многих конституционных правах и свободах человека и гражданина, причем связанных не только с пенсиями и пособиями.Буквальное прочтение ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, а также систематический анализ ст. 7 и положений главы 2 Конституции РФ позволяет сделать вывод о включении в состав социальной защиты и таких государственных мер, которые не связаны с предоставлением материального обеспечения в рамках какого-либо социального риска.Так, ч. 3 ст. 37 Конституции РФ гарантирует каждому минимальный размер оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. В этих положениях выражены социальная функция трудового права, которая проявляется в установлении стандартов прав и свобод работников, тех пределов, ниже которых не могут гарантировать ни органы государственной власти при регулировании трудовых отношений, ни работодатель, устанавливая условия труда работников.Конституция РФ в ряде статей использует термин "защита" для формулирования содержания некоторых прав и свобод. Применение данного способа в отношении социальных прав наталкивает на мысль, что указанные права можно считать проявлением конституционного права на социальную защиту.Так, в социальную защиту можно включить установленное ч. 3 ст. 37 Конституции РФ право на защиту от безработицы, а также государственную защиту материнства и детства (ч. 1 ст. 38 Конституции РФ).Вместе с тем если считать социальную защиту основополагающим элементом конституционного принципа, провозглашающего Россию социальным государством, то социальная защита должна проявляться в создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Эти условия должны создаваться и гарантироваться государством. В этой связи к социальной защите относятся многие конституционные социальные права в различных сферах общественной жизни, поскольку именно социальные права связаны с формированием достойного жизненного уровня человека. Это трудовые, жилищные, семейные и экологические права, а также право на социальное обеспечение, социальную поддержку и обязательное социальное страхование. Все эти права вытекают из предусмотренной ст. 7 Конституции РФ обязанности государства обеспечить достойный жизненный уровень и свободное развитие человека.

Конституционное право гражданина на социальное обеспечение

Одним из основных элементов социальной защиты является социальное обеспечение.Конституция РФ какую-то характеристику социальному обеспечению дает только в ст. 39. При этом в статье уточняются некоторые социальные риски и основные меры социального обеспечения.Анализируя указанную норму, Ю.В Васильева отмечает, что "формулировка этой конституционной статьи позволяет сделать вывод о том, что реальных гарантий осуществления права на социальное обеспечение, не говоря уже о более широком понятии права на социальную защиту, в ней не содержится". Пункт 1 статьи 39 даже сформулирован таким образом, что в нем отсутствуют слова "право на социальное обеспечение" [1, с. 179 - 180].Понятие и содержание социального обеспечения, а самое главное "права граждан на социальное обеспечение" в статье не закреплены, что создает неопределенность и в вопросе о месте социального обеспечения в системе социальной защиты граждан.Единство по вопросу о понятии социального обеспечения в юридической науке не достигнуто до сих пор, на что указывают, в частности, Э.Г. Тучкова и М.Л. Захаров [4, с. 29].Не добавляет ясности в определение социального обеспечения и анализ ст. 39 Конституции РФ. Фактически конституционная норма содержит открытый перечень социальных рисков, являющихся основаниями для предоставления социального обеспечения: "Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом". В части 2 статьи 39 Конституции РФ предусматривается: "Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом". Можно предположить, что основными видами социального обеспечения являются пенсии и пособия. При таком подходе меры социальной поддержки не могут рассматриваться как вид социального обеспечения в узком смысле слова [2, с. 14].Т.К. Миронова также отмечает, что в ст. 39 Конституции РФ недостаточно закрепить только право на социальное обеспечение, должно быть закреплено и право на различные его виды. Ведь право социального обеспечения регулирует отношения, возникающие в результате предоставления гражданам отдельных видов обеспечения. Поэтому "право на социальное обеспечение" не может быть единым как статутное право человека и гражданина [1, с. 180].Остается неясным вопрос о соотношении понятий "социальная защита" и "социальное обеспечение".Соотношение социальной защиты и социального обеспечения можно более объективно выявить на базе международного опыта правового регулирования обеих этих общественных категорий. Возьмем, к примеру, Конвенцию МОТ N 102 "О минимальных нормах социального обеспечения" [6], в которой дается перечень девяти видов социальной защиты: медицинское обслуживание, пособие по безработице, пенсии по старости, пособия по производственному травматизму, пособия по беременности и родам, пособия по болезни, семейные пособия [5, с. 5]. Здесь МОТ устанавливает виды социальной защиты в зависимости от разновидности социальных и несоциальных факторов. Из этого можно сделать вывод, что, во-первых, социальная защита и социальное обеспечение - все же различные категории и, во-вторых, социальная защита может иметь своим объектом и общественные отношения, не связанные с социальным обеспечением. Все институты права социального обеспечения направлены на защиту различных слоев населения от социальных рисков [8, с. 16].В конституционно-правовом смысле понятие социальной защиты также является более широким по сравнению с социальным обеспечением. Такой вывод в том числе можно сделать на основе анализа п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, в котором к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов относится "социальная защита, включая социальное обеспечение".

Выводы

Таким образом, в соответствии с Конституцией РФ социальная защита человека и гражданина является непосредственным выражением конституционного принципа, определяющего Российскую Федерацию социальным государством.Социальная защита как правовое явление должна пониматься в широком смысле, в связи с чем имеет сложную правовую природу.В Конституции РФ социальная защита выражена в комплексе конституционных прав и свобод человека и гражданина, направленных на обеспечение достойного уровня жизни и свободное развитие человека. К таковым относятся конституционные права и свободы в области труда, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, охраны здоровья, обеспечения благополучной окружающей среды, социального обеспечения, социального страхования и социальной поддержки отдельных категорий граждан.

Библиографический список

1. Васильева Ю.В. Об отражении в законодательстве о социальном обеспечении положений Конституции РФ // Вестник Пермского Университета. Сер.: Юридические науки. 2010. Вып. 1(7). С. 179 - 184.2. Галаганов В.П. Право социального обеспечения. М.: Академия, 2012. 415 с.3. Горелов Н.А. Политика доходов и качество жизни населения / Под ред. Н.А. Горелова. СПб.: Питер, 2003. 656 с.4. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. М., 2004. 608 с.5. О минимальных нормах социального обеспечения: Конвенция МОТ N 102 // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 - 1956. Женева, 1991. Т. I. С. 1772.6. Можаева В. Правовые основы социальной защиты трудящихся // Социальная защита. 1995. N 1. С. 3 - 11.7. Петрова Л.Р. Социальная защита населения как фактор регулирования дифференциации общества (региональный аспект): Дис. ... канд. социол. наук. Уфа, 2000. 165 с.8. Право социального обеспечения России: Учебник / М.О. Буянова, К.Н. Гусов и др.; Под ред. К.Н. Гусова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ТК "Велби"; Изд-во "Проспект", 2004. 488 с.9. Социальная защита населения в регионе: Учеб. пособие / Под общ. ред. В.Г. Попова. Екатеринбург: УрАГС, 1999. 352 с.10. Шарин В.И. Социальная защита населения: теоретические основы // Соц. обеспечение. 2005. N 14. С. 21 - 24.11. Шафиков А.М. Социальная защита граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча. Челябинск: Полиграф-Мастер, 2013. 190 с.12. Garcia A. Bonilla, Gruat J.V. Social protection. Geneva, 2003. 57 p.13. Webster's Desk Dictionary of English Language. N.Y., 1990. 1078 p. Цит. по: Роик В.Д. Социальная модель государства: опыт стран Европы и выбор современной России // Гос. власть и местное самоуправление. 2006. N 10. С. 27 - 38.

xn----7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai

Конституция РФ о праве граждан на социальное обеспечение | Право социального обеспечения

Статья 7

1. РФ — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 18

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статья 33

Граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Статья 38

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Статья 39

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Статья 41

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В РФ финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с ФЗ.

Статья 45

1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется.

2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Статья 46

1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

www.shpora.su