Школа – территория закона Права человека в школе Правозащитная газета Юниорского союза. Права человека в школе


Школа – территория закона Права человека в школе Правозащитная газета Юниорского союза

Школа – территория закона

Права человека в школе

Правозащитная газета Юниорского союза «Дорога»

№ 8, ноябрь 2003 г.

текстовая версия

Тема номера: Ученики протестуют

Готова ли школа пойти навстречу ученикам, которые решили защищать свои права? Разговор об этом мы начинаем письмом школьника, которое мы получили через Интернет.

Ученику дали срок. Испытательный

29 октября у нашей параллели десятых классов был спецкурс – начальная военная подготовка. Военрук собрал всю параллель, раздал лопаты и повел за школу – там лежала большая куча песка. Он сказал: «Как будущие солдаты, вы должны уметь работать. Вот и учитесь!» Подъехал грузовик, и преподаватель велел загружать его песком.

Первые 15 минут никто не возмущался. Потом один мой одноклассник сказал, что мы должны изучать противогазы, а не копать. Педагог объяснил, что у нашей школы – контракт с соседним детским садом: мы им песочницы делаем, а они помогают школе с организацией питания ребят. А раз нам так хочется одеть противогазы, он их сейчас принесет. И пошел в школу.

Вернувшись, военрук раздал всем противогазы и велел копать в них. Через 10 минут я первый снял противогаз и сказал: «Извините, я этим заниматься не буду!» Бросил лопату и пошел к директору.

Но классный руководитель вернул меня на спецкурс. Я работать отказался, поэтому учитель сказал классу: «Из-за Антона вы все сейчас пойдете грузить вторую кучу. Заставьте его работать как-нибудь!»

Но мои друзья тоже бросили лопаты, и мы всей толпой пошли к директору. У кабинета 10 человек вошли внутрь – я в том числе, – а остальные ждали нас за дверью. Директор наорала на нас, сказала, что мы сорвали урок и можем сорвать выгодный контракт с детским садом. За такое отвратительное поведение всем нам грозит исключение из гимназии.

Моим родителям – обоим! – пришло письмо от директора на адрес фирмы. В нем говорилось, что из-за отвратительного поведения, нарушающего Устав школы, я нахожусь на испытательном сроке. Если мое поведение не удовлетворит учителей, я буду исключен из гимназии.

В фирме папы письмо сначала прочитала секретарь, а затем отдала директору. Вопрос ставили на планерке, родителя отчитали, сказали, что он позорит фирму. Был крупный скандал на работе, папа думал даже уволиться.

Сейчас мои родители решают, что лучше: искать адвоката и подавать на школу в суд – с чем я абсолютно согласен – или просто перевести меня в другое учебное заведение. Ученик – не солдат и не раб

наш комментарий

Статья 45 Конституции России гласит: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.»

Ситуация, когда школа заставила учеников во время урока в противогазах загружать песок – это вопиющее нарушение прав человека и прав обучающегося. Конституция запрещает принудительный труд (статья 37). Закон Об образовании допускает привлечение учеников к труду только с добровольного согласия их самих и их родителей (статья 50, пункт 14).

Кроме того, заменив обучение принудительными работами, школа нарушила учебный план. Педагог получает зарплату за то, что он на уроке даёт ребятам новые знания по своему предмету. Вместо этого, он устроил обучение «солдатской жизни» и рабскому подчинению. Педагог не выполнил свои должностные обязанности и превысил свои полномочия. Он должен за это отвечать.

На наш взгляд, есть все основания говорить о нарушении статьи 32 Конвенции о правах ребенка: «Государства-участники признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования.» Школа использовала бесплатный труд ребят, чтобы получить некие выгоды по договору с другой организацией. Это и есть ни что иное, как экономическая эксплуатация.

Ученик поступил абсолютно верно, когда обратился за защитой своих нарушенных прав к директору школы. Директор был обязан защитить права ученика. Вместо этого, он собственными руками продолжил их нарушать.

Ученику стали угрожать исключением из гимназии. За что? За отказ выполнять незаконные распоряжения учителя. Директор не может не знать, что закон не позволяет исключить за это ученика из школы. Согласно закона Об образовании, исключение из школы учеников, достигших возраста 14 лет, допускается только «за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения». Таким образом, угроза исключения из школы являлась безосновательной и была способом давления на ученика. На наш взгляд, можно говорить о нарушении статьи 15 закона Об образовании, которая запрещает применение по отношению к ученикам методов психического насилия.

Школа также совершила грубое нарушение прав человека, разослав письма на работу родителям ученика. Речь идёт, прежде всего, о праве на неприкосновенность частной жизни. Статья 24 Конституции гласит: «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.» Школа не имеет права сообщать посторонним лицам информацию об особенностях здоровья, развития или поведения ребенка. Если у школы возникло желание отправить письмо родителям, то письмо должно быть выслано им по домашнему адресу. Начальство родителей и их коллеги не имеют никакого отношения к воспитанию ребенка, и предоставление им информации об этой теме – противозаконно. Родители имеют все основания обратиться в суд не только за защитой прав своего ребенка, но и за компенсацией морального вреда, нанесенного им самим. С большой долей вероятности можно предполагать, что школа этот суд проиграет.

Также можно прибегнуть к внесудебным способам защиты нарушенных прав: обратиться в орган управления образования с письменной жалобой на действия школы и требованием наказать виновных.

И еще один совет ученикам. Вы знаете, что в Государственной Думе обсуждается закон, по которому начальная военная подготовка в школе может стать обязательной. Но сейчас, пока этот закон не принят, она является добровольной. В законе Об образовании говорится: «Военная подготовка в гражданских образовательных учреждениях может проводиться только на факультативной основе с согласия обучающихся и (или) их родителей» (статья 14, пункт 7). Это означает, что у родителей каждого из вас школа была обязана спросить разрешение на привлечение вас к НВП. Попросите родителей написать заявление на имя директора школы примерно такого содержания:

Я, Петров Евгений Петрович, не даю своё согласие на обучение моего сына Петрова Ивана военной подготовке. Сообщаю Вам, что, на основании статьи 14, пункта 7 закона «Об образовании», мой сын Петров Иван с сегодняшнего дня прекращает посещать спецкурс «Начальная военная подготовка». После подачи этого заявления (не забудьте потребовать от школьного секретаря зарегистрировать заявление и поставить подпись на вашем экземпляре) вы перестаёте посещать НВП, независимо от того, что по этому поводу думает директор школы. Можете быть свободными от приятного общения с военруком – по крайней мере, до того момента, как Госдума России не сделает НВП обязательным предметом.

Я просто тихо жду мая

Я много читала в этой газете о том, как восстанавливаются нарушенные права. В наше школе ничего подобного никогда бы не произошло! Директор, он же преподаватель обществознания, в открытую нам говорит: «У нас нет и не будет демократии».

О чем еще можно вести речь? Единственный выход – выход с аттестатом или с документами. Если отдадут.

Бунт против бейджиков В конце первой четверти нам объявили, что в школе вводится необычное новшество. У школы возникли трудности: охранник не знает, кого можно пускать в школу, а кого нельзя. Система пропусков – раньше они были – уже устарела, и администрация придумала новое решение: после каникул все ученики должны будут приходить в школу с бейджиками.

На бейджике нужно красиво написать свою фамилию, имя и класс и постоянно носить. С начала второй четверти нам пришлось выполнить это указание. Наступили тяжелые времена – нарушать дисциплину на переменах стало опасно, так как по бейджику сразу определят фамилию и класс.

Первые два дня школа терпела, потом терпение кончилось. В среду несколько учеников старших классов устроили в вестибюле бунт. Они кричали: «Долой бейджики!», топтали их ногами… Вскоре к ним присоединились другие ученики. Охранник и дежурный администратор пытались разогнать школьников, но удалось им это только со вторым звонком на урок.

Организаторов протеста отвели к директору, им влепили выговор и вызвали родителей. Но бейджики в школе все-таки отменили.

Кричать и визжать – нет!

наш опрос Не всегда ученики готовы терпеть нарушения своих прав. Поэтому учителя сталкиваются с различными попытками школьников отстоять свои нарушенные права. Какими способами ученикам можно защищать свои права, а какими нет? И вообще, могут ли ребята защищать свои права в школе? Эти вопросы мы задавали учителям петрозаводских школ. Вы не знаете ни своих прав, ни обязанностей. А вообще, вы можете защищать свои права разумно, культурными формами.

Ольга Михайловна, учитель психологии Могут. Только так, чтобы это не противоречило уставу школы.

Евгения Николаевна, учитель иностранного языка Не могут! И отойди от меня.

учитель русского языка и литературы В школе есть совет лицея, вот там можно защитить свои права. А не могут объявлять бойкот, забастовку.

Алла Юрьевна, преподаватель обществознания

Конечно! Любой человек может защищать свои права. Чтобы защищать права, можно создать школьную правозащитную организацию, а если нет, то совет самоуправления. А нельзя, чтобы отвечали оскорблением на оскорбление, использовали силу…

Марина Александровна, преподаватель географии

Конечно, могут! Они могут обратиться к директору или завучу, чтобы защитить свои права. А кричать да визжать – нет.

Дмитрий Владимирович, преподаватель истории

Не только имеют, но и должны. Но прежде, чем защищать, они должны знать эти права и уметь совмещать их со своими обязанностями. Форму защиты пусть выбирают сами. Это зависит от того, насколько этот ученик культурен, образован, воспитан.

Елена Ивановна, преподаватель биологии

Это можно делать, но только тем, кто соблюдает свои обязанности. Пускай как хотят делают, главное, чтобы смирно себя вели.

Ольга Петровна, преподаватель алгебры

Итак, 90% учителей считают, что школьники могут защищать свои права. Общее пожелание учителей – чтобы ученики протестовали культурно, без нарушений дисциплины. Интересно, что учителя назвали только два способа защиты прав учеников: обратиться к школьной администрации, либо в органы школьного самоуправления. При этом часть учителей считает, что свои права могут защищать только те, кто выполняет все обязанности ученика. А таковых, как известно, очень и очень мало.

Невыдуманные истории Расписание – не бесплатный сыр!

Недавно я пошла к завучу спросить у нее расписание на завтрашний день, так как на стенде его не оказалось.

Когда я зашла в кабинет завуча, она дала мне в руки грязные чашки и сказала: «Пока ты чашки не помоешь, я на твой вопрос не отвечу.»

Делать было нечего. Когда через несколько минут я пришла с чистыми чашками к ней в кабинет, она мне ответила: «Расписания я не знаю, иди, спроси у директора!»

Но к директору я зайти побоялась. А вдруг и он расписание просто так не отдаст! Культура… чисто физическая

На физкультуре учитель нам объявил:

«Те, кто до сих пор не купил спортивную форму – выбирайте: или вы прогуливаете урок, и я в журнал вам ставлю «прогул», или вы приходите на урок, но тогда вы будете заниматься в одних трусах, иначе получите двойку.»

Следующий урок у нас будет через 2 дня, а спортивной формы нет у половины класса. Вот посмеемся!

Всем курсам спецкурс

Утро, перемена после первого урока. Приходит классный руководитель и говорит:

- У вас вместо 6 урока будет зачет по спецкурсу.

- По спецкурсу? Но у нас же алгебра! – говорят ребята.

- Ну и что?

Класс задрожал, у кого-то подкосились ноги, кто-то упал на стул…

Но почему? Спецкурс по геометрии в расписании даже не стоит. Тетради, чтобы повторить, нет. Вот так сюрприз выкинула школа!

День проходит. У кого-то начали сдавать нервы… И вот 6 урок! Пришел преподаватель и начал говорить о зачете. Ребята побелели. Понеслись разговоры, просьбы об отмене столь неожиданной проверки знаний.

Учитель оказался в хорошем настроении и смиловался. Зачет перенесли. Но урок алгебры, который стоял по расписанию, так и не начался. Вместо него шел все тот же спецкурс. А учитель алгебры смиренно сидел на задней парте.

Но почему он ничего не сделал? Спецкурс ведет директор, и этим все сказано… Но власть властью, а обязательный экзамен в конце 9 класса сдают по алгебре, а не по спецкурсу.

__________________ Школа – территория закона

Детская правозащитная газета

№8, ноябрь 2003

Интернет-версия:

http://doroga.karelia.ru/shkola/

E-mail: [email protected]

Детский правозащитный пресс-центр

Юниорский союз «Дорога» Печатная версия выпускается при поддержке проекта «Права человека начинаются в школе», финансируемого Канадским Фондом «Гражданское общество». Техническая поддержка: Проект ТАСИС «Электронная сеть Карельской молодёжи». Редакция: Денис Рогаткин, Валя Храпова, Саша Михайлё и другие.

Поделитесь с Вашими друзьями:

psihdocs.ru

Азбука преподавания прав человека в школе

Обращение Верховного комиссара ООН по правам человека

В настоящей брошюре «Азбука преподавания прав человека — Практическая деятельность в начальной и средней школе» говорится о нас, людях. Она посвящена процессу преподавания и познания значимости врожденного «достоинства и ценности человеческой личности», которые являются «основой свободы, справедливости и всеобщего мира» (Всеобщая декларация прав человека, преамбула). В ней также рассматриваются права, принадлежащие всем нам.

Речь идет не просто об уроках в классе, но об уроках жизни, имеющих непосредственное отношение к нашему повседневному существованию и опыту. В этом смысле обучение правам человека означает не только преподавание и познание предмета о правах человека, но и предмета, необходимого для утверждения этих прав человека: его основополагающая роль заключается в том, чтобы отдельные люди умели защищать свои собственные права и права других. Это умение является важным вкладом в будущее, призванным обеспечить построение справедливого общества, в котором ценятся и уважаются все права человека, всех людей без насилия.

Настоящая брошюра — это практический вклад моего Управления в Десятилетие образования в области прав человека Организации Объединенных Наций (1995–12004 годы), в ходе которого принимались особые меры для поощрения правительств, международных организаций, неправительственных организаций, профессиональных ассоциаций, всех слоев гражданского общества и частных лиц к установлению партнерства и концентрации усилий в целях образования в области прав человека. Это Десятилетие служит для нас общей глобальной основой для нашей совместной работы; действительно, осуществление прав человека является нашей общей обязанностью и ее выполнение всецело зависит от того вклада, который каждый из нас захочет внести. Надеюсь, что настоящая брошюра и другие связанные с ней инициативы подвигнут многих людей во всем мире, работающих преподавателями и учителями, стать важной движущей силой перемен.

Хочу выразить признательность отдельным людям и организациям, которые оказали поддержку моему Управлению в подготовке настоящей брошюры, в особенности Ральфу Петтману, подготовившему первое издание 1989 года; Нэнси Флауэрс, занимавшейся пересмотром и обновлением этого издания; а также Марго Браун, Фелиси Тиббитс и Отделу ЮНЕСКО по повышению качества образования, которые представили полезные замечания и предложения о совершенствовании работы.

Сержиу Виейру ди Меллу Верховный комиссар ООН по правам человека(2002–2003 гг.)

www.un.org

В ШКОЛЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА - стр.2

В ШКОЛЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

 

О ее создании и начале работы уже не раз сообщалось. О последних результатах и ближайших планах пермской Школы прав человека рассказывает руководитель Программы Андрей Суслов.

Школа прав человека действует при созданном пермским "Мемориалом" Центре поддержки демократических молодежных инициатив, она является своеобразным институтом, призванным создать систему преподавания прав человека в образовательных учреждениях Пермской области. Задача такой системы - формирование у молодых людей уважения прав личности.

Начиная программу "Школа прав человека", мы понимали, что без привлечения к работе школьных учителей нельзя сделать по-настоящему массовым преподавание прав человека. Поэтому в прошлом учебном году мы ориентировались на ознакомление учителей с предметом, а в этом году главной нашей задачей стала организация квалифицированной подготовки учителей к преподаванию этого нового для нашей страны предмета.

На первом этапе деятельности Школы прав человека в 1998-1999 учебном году были разработаны образовательные программы курса "Права человека" для средней школы. Осуществлена пилотная программа обучения правам человека в средних и старших классах школы и на историческом факультете педагогического университета.

В ходе реализации второго этапа программы (1999/2000 учебный год) удалось закончить в целом разработку методического комплекса по преподаванию прав человека и заложить основы формирования системы подготовки учительских кадров для преподавания в школе.

Важнейшей составляющей деятельности Школы прав человека оставалось непосредственное преподавание экспериментального курса "Права человека" в средней школе. Сейчас к работе методистов присоединяются все больше и больше учителей, обучавшихся на наших курсах и принимавших участие в наших семинарах. Для студентов истфака пермского педагогического университета второй год читается курс "Преподавание прав человека в школе" (24 часа).

В октябре 1999 года 12 пермских учителей прошли курсы "Методика преподавания прав человека в школе" (72 часа), им вручены свидетельства государственного образца. В декабре 1999 - январе 2000 гг. проведены курсы "Методика преподавания прав человека в школе" в Соликамске - для 50 человек (12 часов), Кунгуре - 28 человек (24 часа), Чайковском - 30 человек (24 часа). Занятия вели преподаватели-методисты Школы прав человека, историки - И.В. Бочаров, П.В. Миков и к.ю.н. А.Н. Цуканов. Курсы воспринимались учителями с интересом, они говорили, что собираются использовать полученные знания на своих занятиях. Большую практическую пользу принесло также проведение в январе 2000 года двухдневного семинара для пермских учителей "Использование активных, игровых методов в преподавании прав человека" с помощью специалистов московского Молодежного центра прав человека и правовой культуры.

Важно, что учителя-практики, приступившие к преподаванию прав человека в своих школах, могут обратиться к преподавателям проекта за методическими материалами и консультациями, а в случае необходимости методисты могут принять участие в их занятиях.

Силами Школы прав человека при поддержке пермского "Мемориала", Мемориального музея "Пермь-36", Пермского государственного педагогического университета, института русских исследований им. Дж. Кеннана (Вашингтон) в июне 1999 года была проведена научно-практическая конференция "Права человека в России: прошлое и настоящее". В конференции участвовали преподаватели прав человека в школе, ученые - историки, философы, правоведы, политологи, большая часть которых - это выпускники института им. Кеннана, а также видные российские правозащитники и бывшие узники политлагерей.

В мае 2000 года материалы конференции вышли из печати. Они распространяются среди ученых, преподавателей курса "Права человека", правозащитных организаций по каналам Школы прав человека, общества "Мемориал", института им. Кеннана, Московского молодежного центра прав человека, Агентства правозащитной литературы. Кроме того, книгу получат крупнейшие библиотеки страны.

Еще одним крупным мероприятием текущего учебного года стало совместное со школой №46 проведение творческих сборов для учащихся в весенние каникулы. Традиционная программа сборов была дополнена викториной, дискуссиями и деловыми играми по правам человека.

Без сомнения, большим подспорьем в продвижении нашей программы стала официальная поддержка ее Департаментом образования и науки при администрации Пермской области. Концепция преподавания курса на 1999/2000 гг. была одобрена научно-педагогическим советом Департамента, а в ноябре 1999 г. Департамент издал приказ об апробации методики преподавания прав человека в 23 школах Перми и области. По нашим впечатлениям, круг школ, где уже сейчас преподаются права человека значительно шире. Успешное завершение курсов для учителей позволяет надеяться, что в следующем учебном году число таких школ будет исчисляться десятками, а, может быть, перевалит и за сотню.

В мае этого года мы начали распространять второе издание пособия по преподаванию прав человека в средней школе. В этом пособии публикуются доработанные варианты программ "Права человека", описаны отдельные ролевые игры и т. д. Методические материалы будут бесплатно передаваться заинтересованным преподавателям средних школах и других учебных заведений Пермской области. Кроме того, все методические разработки будут высланы в Молодежный центр прав человека и правовой культуры (Москва) и в другие организации, занимающиеся подобной деятельностью, с целью распространения нашего опыта.

Наши ближайшие планы: продолжим проведение систематических учебных занятий в базовых классах средних школ и на историческом факультете педагогического университета, будет проведен "пилотный курс" сквозного преподавания прав человека с 1 по 11 класс в гимназии №1, организован полный курс занятий по дополнительной подготовке учителей в Перми. Также в наших планах проведение пяти выездных сессий (две - для учителей районов области и три - для учителей Кировской и Свердловской областей и Коми-Пермяцкого автономного округа). Кроме того, в ноябре мы намерены провести курсы по преподаванию прав человека для социальных педагогов, а в марте 2001 года принять участие в организации творческих сборов для учащихся Орджоникидзевского района. Для повышения интереса к предмету среди школьников и учителей г. Перми в 2000/2001 учебном году будет проведена олимпиада по правам человека среди учащихся 10-11 классов областного центра.

Помимо обучающих мероприятий предусматривается издание и распространение книги для чтения по правам человека для учащихся, методического пособия для социальных педагогов школ, пособия для родителей и пособия для учащихся.

Андрей Сусловруководитель программы Школа прав человека

Контактные данные Центра поддержки демократических молодежных инициатив:Адрес: ул. Крупской, 40; адрес для переписки: 614060, а/я 3566;Тел/факс: (3422) 48-35-96, 48-35-98; e-mail: [email protected]

Основная литература по преподавания прав человека:Азаров А.Я., Болотина Т. Права человека. Пособие для учителя. М., 1994.Краковский К.П., Ньютон Д., Роу Д. Ты и твое право. Ростов-на-Дону, 1998.Краковский К.П., Ньютон Д., Роу Д. Ты и твоя ответственность. Ростов-на-Дону, 1998.Краковский К., Романенко Н. Паспорт молодого гражданина. Ростов-на-Дону, 1996Мушинский В.О. Основы правоведения. М., 1997.Никитин А.Ф. Права человека. М., 1993.Обучение правам человека. М., 1990.Первые шаги. Лондон, 1997.Права человека: Книга для чтения. (5-9 класс). Ч.1. М., 1998.Права человека: Книга для чтения. (5-9 класс). Ч.2. М., 1999.Права человека в России: прошлое и настоящее. Пермь, 2000.Права человека: Методика преподавания в школе (9-11 класс). Изд. 2-е. Пермь, 2000.Права человека: Пособие с иллюстрациями для родителей и преподавателей. М., 1998.Преподавание прав человека в 5-9 классах средней школы. М., 1997.Сборник ООН для школьников младших классов. М., 1995.Сборник ООН для школьников средних классов. М., 1995.Сборник ООН для школьников старших классов. М., 1995.Свобода. Равенство. Права человека. М., 1997.Семина Л., Фесуненко И.,Черткова Ю. Право на каждый день. М., 1997.Соколов Я.В. Права человека. М., 1992.Соколов Я.В. Граждановедение. Учебник для 5 класса. М., 1997.Соколов Я.В. Граждановедение. Учебник для 6 класса. М., 1997.Соколов Я.В. Граждановедение. Учебник для 9 класса. М., 1997.Шабельник Е., Каширцева Е. Права на всякий случай. М., 1995.Шабельник Е. Права человека. Книга для школьников младших классов. М., 1997.Шнекендорф З.К. Младшим школьникам о правах человека. М., 1995.

Вернуться к содержанию

Годовой отчет

Петрозаводской городской детской общественной организации

Юниорский союз «Дорога»

за 2003 год

 

В 2003 году Петрозаводская городская детская общественная организация Юниорский союз «Дорога» вела работу в направлениях:

·        Просвещение молодёжи в области прав человека;

·        Развитие школьного ученического самоуправления;

·        Развитие общественной активности молодёжи;

·        Развитие программ восстановительного правосудия, направленных на профилактику правонарушающего поведения подростков;

·        Социальная адаптация детей-инвалидов.

 

В деятельности организации принимали участие на постоянной основе более 100 молодых людей. Численный состав структурных подразделений организации составлял:

·        Юниорский отряд «Восьмое чудо света» - 17 человек

·        Юниорский отряд на базе школы № 8 – 15 человек

·        Детский правозащитный пресс-центр – 9 человек

·        Студенческая группа по развитию восстановительного правосудия – 15 человек

·        Группа по правам человека на базе школы № 29 – 15 человек

·        Подготовительная программа развития общественной активности младших школьников – 45 человек

·        Театральная студия «Росток» - 23 человека

Членами организации в 2003 году являлись 13 человек. Остальные принимали участие в деятельности организации в статусе «участников» (кандидатов в члены организации) и «гостей» (начинающих).

Преимущественно, организация охватывала своими программами школьную молодёжь. Основную часть добровольческого актива организации составляли старшеклассники в возрасте 14-17 лет.

 

В 2003 году Юниорский союз «Дорога» вёл работу по нескольким проектам

Была завершена работа над проектом «Поддержка деятельности, способствующей развитию потенциала и ресурсов для образования в области прав человека в школах, колледжах и педагогических учебных заведениях Северо-западного региона РФ через проведение регионального школьного конкурса эссе на тему «Права человека в современном мире», осуществление которого было начато в 2002 году. Проект осуществлялся в рамках Программы «Региональные школьные конкурсы по правам человека» Проекта ООН «Содействие развитию образования в области прав человека». Наша организация являлась координатором программы «Региональные школьные конкурсы» по Северо-Западу Российской Федерации.

В 2003 году, в рамках этого проекта, было организовано участие делегации школьников Северо-Запада России в российском Финале Финалов конкурса «Права человека в современном мире», который состоялся 28 января - 4 февраля 2003 года в Москве. Член нашей организации, старшеклассница Валя Храпова заняла на конкурсе II место и получила благодарственное письмо Верховного Комиссара ООН по правам человека.

 

Была завершена работа над проектом «Организация одного трехдневного семинара для 25-30 педагогов-наставников по итогам регионального школьного конкурса по правам человека в Северо-западном регионе России в рамках проекта ООН «Содействие развитию образования в области прав человека», реализация которого началась в 2002 году. На завершающей стадии проекта, было осуществлено издание методического сборника «Образование в сфере прав человека в школе».

 

Была завершена работа по проекту «Путь к толерантной школе», финансировавшемуся Благотворительным Фондом поддержки инициатив гражданского общества «Точка опоры» в 2002 году (средства Фонда Ч.С. Мотта). На завершающей стадии проекта, был издан методический сборник «Учебник школьного ученического самоуправления».

 

В июне 2003 года Союз приступил к реализации партнёрского проекта «Права человека начинаются в школе». Проект финансируется Канадским Агентством международного развития через Канадский Фонд «Гражданское общество». Грантополучателем по проекту является Карельский союз защите детей. Проект нацелен на улучшение ситуации с соблюдением прав человека в школах города Петрозаводска и предполагает серию просветительских мероприятий, а также проведение мониторинга по правам человека в школе. Юниорский союз «Дорога», в рамках проекта, отвечает за организацию работы Молодёжного правозащитного пресс-центра, в том числе, издание газеты «Школа – территория закона» и производство телевизионных сюжетов, а также за проведение семинаров по правам человека для представителей ученических и педагогических активов. В рамках проекта, специалисты Юниорского союза «Дорога» участвуют в проведении мониторинга прав человека в школах Петрозаводска.

 

В августе 2003 года Союз осуществил проект «Летняя школа прав человека», финансировавшийся Отделом по делам молодёжи администрации города Петрозаводска. Подростки Петрозаводска прошли обучение правам человека в условиях выездного лагеря. Обучение велось на основе разработанных Союзом ролевых игр.

 

В августе 2003 года Союз приступил к реализации Проектов «Проведение конкурса творческих работ старшеклассников «Права человека в современном мире» в Северо-западном регионе РФ» и «Проведение финала конкурса творческих работ старшеклассников «Права человека в современном мире» в Северо-западном регионе РФ». Союз продолжил осуществлять координацию программы «Региональные школьные конкурсы по правам человека» Проекта ООН «Содействие развитию образования в области прав человека» по Северо-Западу Российской Федерации. В сотрудничестве с партнёрскими правозащитными организациями Северо-Запада России, в сентябре-ноябре 2003 года был проведен конкурс творческих работ старшеклассников по правам человека, на который поступило 210 сочинений. Работы, поступившие на конкурс, оценивало жюри, в состав которого входили известные российские эксперты: Валентин Гефтер, директор Института права человека (Москва), Александр Грачёв, директор Центрально-черноземного исследовательского центра по правам человека (Курск), София Иванова, руководитель Рязанской школы прав человека. Финал конкурса состоялся в Петрозаводске 26-28 ноября 2003 года в форме ролевой игры «Права человека и мы». Шестеро финалистов были награждены ценными призами и направлены для участия в российском Финале Финалов.

 

В ноябре 2003 года Юниорский союз «Дорога» приступил к реализации проекта «Организация одного трехдневного семинара для 25-30 педагогов-наставников по итогам регионального школьного конкурса по правам человека в Северо-западном регионе России в рамках проекта ООН «Содействие развитию образования в области прав человека». 12-14 декабря Союз провёл обучающий семинар для педагогов Северо-Запада России по тематике развития просветительской деятельности в области прав человека. Педагогам была передана методика разработанных Союзом ролевых игр по правам человека, проведено знакомство с молодёжными правозащитными проектами нашей организации. В рамках проекта, также был разработан и издан курс ролевых игр «Знакомство с правами человека».

 

В течение 2003 года Союз принимал участие в Проекте ТАСИС «Электронная сеть Карельской молодёжи». Лидеры организации приняли участие в серии семинаров, направленных на установление партнёрских отношений Карельских и Финляндских молодёжных организаций в Еврорегионе Карелия. Страничка нашей организации размещена на сайте проекта (http://youthnet.karelia.ru ) на русском, финском и английском языках. 25 ноября 2003 года состоялся визит Юниорского союза «Дорога» в город Йоенсуу (Финляндия), где проведены встречи с финскими молодёжными объединениями. В ходе работы по проекту, установлены партнёрские отношения с группой «Международной Амнистии», работающей в городе Йоенсуу.

 

Основные мероприятия, выполненные в 2003 году

28 января - 4 февраля. Союз организовал участие представителей Северо-Запада России в Финале Финалов конкурса «Права человека в современном мире» в г. Москва, в рамках Проекта ООН «Содействие развитию образования в области прав человека».

Февраль-март. Проведена городская историческая игра школьников «Оживший город Петрозаводск», посвященная 300-летию Петрозаводска.

6 марта. В администрации города Петрозаводска состоялась презентация учебника "Школьное ученическое самоуправление", разработанного Юниорским союзом «Дорога».

28-30 марта. Проведён выездной сбор Юниорского союза «Дорога» в м. Лососинное под Петрозаводском. Состоялись съемки детского реалити-шоу «Приключения в весеннем лесу». В мае три серии реалити-шоу были показаны по городскому телеканалу «Петронет».

17 мая. Детская театральная студия «Росток» Юниорского союза «Дорога» представила премьеру спектакля по сказке Андерсена «Дикие лебеди». Более половины актёрского состава – дети с проблемами здоровья и развития.

19-25 июля. Проведен исторический лагерь на острове Кижи. Проведены съёмки фильма «Чудо Кижских куполов».

1-10 августа. Проведена «Летняя школа прав человека» для подростков в м. Лучевое-1 в окрестностях Петрозаводска.

1 сентября – 28 ноября. Проведен конкурс творческих работ старшеклассников Северо-Запада России «Права человека в современном мире».

22 сентября. Открыт веб-сайт «Школа – территория закона» ( http://doroga.karelia.ru/shkola ). Детское правозащитное издание, которое Союз осуществляет с 2000 года, переведено в формат еженедельной Интернет-газеты. Также открыты электронные рассылки материалов газеты.

7 октября. Союз участвовал в проведении семинара «Права человека: новая реальность в стенах школы». Семинар проводился в рамках проекта «Права человека начинаются в школе».

Октябрь. Проведена городская игра школьников «Я и мои права».

30-31 октября. В городе Сортавала специалисты Союза провели семинар «Развитие школьного ученического самоуправления» для представителей ученических активов школ Сортавальского района.

1-3 ноября. Проведен выездной семинар для представителей школ города Петрозаводска в рамках проекта «Права человека начинаются в школе».

4-5 ноября. Сотрудники Союза Н.В. Никулина и Л.М. Кривошеева прошли обучение по правам человека на семинаре Московской Хельсинкской группы.

21-24 ноября. Состоялся визит Юниорского союза «Дорога» в город Йоенсуу (Финляндия). Визит был организован в рамках проекта «Электронная сеть Карельской молодёжи». Состоялись встречи и переговоры о сотрудничестве с финляндскими молодёжными объединениями.

12-14 декабря. Проведен семинар «Образование в сфере прав человека в школе» для педагогов Северо-Запада России.

 

refdb.ru

Права человека в школе — Точка зрения — Детская линия

05 марта 2015

Февраль 2015 года в сфере нарушения прав ребенка в образовании стал своеобразным отражением января 2014-го. Тогда учитель истории одной из школ Завьяловского района Удмуртии написала на лбу своего ученика слово «козёл» ‒ таким вот образом пережив эмоциональный стресс от детского непослушания.

В феврале 2015-го в одном из лицеев Ижевска результатом конфликта учитель-ученик, возникшим из-за нарушения дисциплины, учитель с легкостью обрезала волосы своей взрослеющей ученице, громко засмеявшейся на уроке обществознания! Происходили эти инциденты с «добровольного» согласия детей! А осуществляли эти действия преподаватели общественных дисциплин, которые на самом деле более других педагогов владеют или должны владеть пониманием сути и смысла прав человека. Во всяком случае, в каком-то сжатом виде они в соответствии с образовательной программой несут эти ценности детям.

Несмотря на то, что ученик обязан соблюдать правила школьной жизни и дисциплину, учитель для поддержания дисциплины на своем уроке не может унижать человеческое достоинство ребенка. Учитель должен различать свои полномочия в рамках правил (закона) и прав человека. Наступать на права человека ученика он не имеет права. Права ребенка в этих случаях нарушены – спору быть не может, потому что унижено его человеческое достоинство. И то, что совершали учителя, является ни чем иным как нарушением прав человека – прав ребенка. Ведь учитель в данном случае является представителем государства, которое обязано осуществлять и защищать права человека и права ребенка, соответственно.

Конвенция о правах ребенка (ст. 28, п. 2) обязывает государства-участники принимать все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка.

Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ст. 9. п.1) подчеркивается, что «при осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка».

Законом «Об образовании в РФ» (ст.34, п.9) защищается право обучающегося на «уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья».

Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ также содержат статьи за унижение человеческого достоинства.

В последнем случае, когда на уроке учитель обрезала старшекласснице волосы, родители заявили в полицию – и правильно. С другой стороны, это не разрешает сам конфликт, поэтому необходимо вступать в переговоры со школой – и с учителем, и с директором, и с самими детьми.

Школа – сложный институт, включающий множество интересов и потому решать такие вопросы только с помощью правоохранительных и судебных органов не эффективно и невыгодно, прежде всего, для конфликтующих сторон.

В школах сегодня возникают механизмы урегулирования споров и конфликтов – это школьные конфликтные комиссии, школьные службы примирения. Возможно, если учитель признает свою вину и публично извинится перед ребенком, это станет хорошим уроком – и для учителя, и для детей. Важно, чтобы в таких ситуациях была восстановлена справедливость – для растущего человека это очень важно!

linia.udm.net

Права ребенка в школе

 

В Конституции сказано, что наши дети (да и мы сами) имеют право на бесплатное образование. Звучит как нельзя хорошо, но вот стоит отметить, что с образовательными учреждениями у многих возникают серьезные проблемы. Опытные родители прекрасно знают, что учителя и администрация школы часто нарушают права ребят, оказывают на них давление и так далее. Защита прав детей в школе просто необходима. Важно, чтобы индивид не был ущемлен там, где получает знания.

Права ребенка в школе

Ребенок вместе со своими родителями вправе выбирать образовательное учреждение, а также ту программу, по которой его будут обучать. Он имеет право на получение образования, которое соответствует принятым в стране стандартам. В школе он не должен подвергаться никакой опасности, учителя не должны оказывать на него давление, а также они просто обязаны следить, чтобы это давление не оказывал кто-то другой.

Принцип уважения человеческого достоинства – это то, чем обязан руководствоваться весь школьный персонал. Процесс обучения должен осуществляться только на современной материальной базе. Ребенок имеет право пользоваться книгами из школьного библиотечного фонда. Сотрудники школы не могут выбирать, кому дать хорошие экземпляры книг и учебников, а кому плохие.

Дети имеют право получать дополнительные услуги, которые могут быть и бесплатными, и платными. Они могут рассчитывать на психолого-педагогическую, а также на социально-педагогическую помощь в сложной учебной или жизненной ситуации.

Права ребенка в школе включают в себя и право на выбор языка для изучения (если альтернативы имеются). Основное обучение должно осуществляться на родном языке индивида.

Подростки старше 15-ти лет имеют право не продолжать обучение (согласие родителей либо же законных опекунов необходимо).

Права ребенка в школе подразумевают возможность участия детей в опосредованном или неопосредованном управлении учреждением. В данном случае это определяется Уставом общеобразовательного учреждения. Он должен быть доступен для ознакомления.

Посещение мероприятий в свободное от занятий время, выражение собственного мнения – это также права ребенка в школе.

Родители могут требовать, чтобы общеобразовательное учреждение прошло проверку на соответствие тем или иным государственным стандартам. Речь не только о стандартах обучения, но и питания, гигиены и так далее.

Соблюдение и защита прав детей важна, но не стоит забывать о том, что в школе должна поддерживаться дисциплина. Значимость ее велика, однако, не стоит забывать, что при ее наведении не должны ущемляться ничьи права, ничье достоинство не должно пострадать. Психическое и физическое насилие – недопустимые способы наведения порядка.

Под насилием психическим понимаются угрозы, изоляция от общества, унижение личности, оскорбление ее достоинства, отрицательная характеристика (особенно, если она ничем не обоснована), демонстративное негативное отношение и так далее.

Ситуация с правами ребенка в школе на сегодняшний день является сложной. Дело в том, что в некоторых странах родители только и думают о том, как засудить образовательное учреждение. В суд они могут обратиться по любому поводу. Что в итоге? Школы теряют финансовые средства, которые могли бы потратить на свое развитие, а их персонал начинает оставлять безнаказанными даже серьезные выходки ребят.

Права детей в школе необходимо защищать, но не стоит перегибать палку, так как это может негативным образом сказаться на процессе обучения. Советуем быть внимательными, так как только внимательность поможет определить ту ситуацию, которая действительно требует незамедлительного вмешательства.

 

fb.ru

Основные принципы образования в области прав человека — Азбука преподавания прав человека в школе

Глава I Основные принципы образования в области прав человека

Процесс образования в области прав человека в школах

Устойчивая (в долгосрочном плане), всеобъемлющая и эффективная национальная стратегия включения образования в области прав человека в образовательные системы может включать следующие мероприятия:

  • учет вопросов образования в области прав человека в национальном законодательстве, регулирующем школьное образование;
  • пересмотр учебных программ и учебников;
  • подготовку преподавателей в учебных заведениях и в ходе профессиональной деятельности, включающую обучение правам человека и методологиям образования в области прав человека;
  • организацию внеучебных мероприятий как на базе школ, так и в рамках семьи и общины;
  • разработку учебных материалов;
  • создание сетей оказания помощи преподавателями и другими специалистами (из числа сотрудников правозащитных групп, профсоюзов преподавателей, неправительственных организаций или профессиональных союзов) и т.д.

Конкретные формы, которые примет этот процесс в каждой стране, зависят от местных особенностей систем образования, которые значительно отличаются друг от друга, и, не в последнюю очередь, от степени свободы действий преподавателей по установлению своих собственных целей обучения и их достижению. Вместе с тем преподаватель всегда будет оставаться ключевой фигурой в осуществлении новых начинаний. Поэтому на нем лежит большая ответственность за передачу смысла и содержания прав человека. Для этого существуют различные возможности: тематика прав человека может быть включена в существующие школьные дисциплины, такие, как история, основы гражданства и права, литература, искусство, география, языки и научные дисциплины или же она может преподаваться отдельным курсом, посвященным правам человека; образование в области прав человека может также осуществляться в менее формальной форме в школах и за ее пределами, например в рамках занятий после уроков, клубов и молодежных форумов.

В идеале культура прав человека должна пронизывать всю учебную программу (хотя на практике, в частности в средней школе, она обычно преподается урывками как часть установленной учебной программы по изучению социальных и экономических наук и гуманитарных предметов).

Для того чтобы принципы прав человека были понятны детям, образование в области прав человека в классе должно строиться с должным учетом уровня развития детей и их социальных и культурных условий. Например, образование в области прав человека для детей младшего возраста может быть направлено на формирование самоуважения и чувства сопереживания, а также такой культуры в классе, которая была бы восприимчива к принципам прав человека. Несмотря на то, что дети младшего возраста способны усвоить основополагающие принципы основных документов по правам человека, ознакомление с более сложным содержанием таких документов, видимо, больше подходит для учащихся более старшего возраста, обладающих бoльшими способностями для восприятия понятий и аналитического мышления. В таблице ниже представлена схема постепенного ознакомления детей с понятиями прав человека в зависимости от возраста. Эта схема носит рекомендательный характер и представляет собой лишь один из примеров, который был разработан и рассмотрен на совещании специалистов-практиков по вопросам образования в области прав человека в 1997 году в Женеве.

Ознакомление детей с понятиями прав человека — поэтапный подход >>

www.un.org