Крупные природные пожары в мире. Справка. Пожар пример


Крупные природные пожары в мире. Справка

12:3905.08.2010

(обновлено: 12:45 05.08.2010)

30026272

Крупнейший в истории человечества лесной пожар в сентябре 1982 г. охватил восточную часть индонезийского острова Калимантан (Борнео). Пожар продолжался 10 месяцев – по июль 1983 г.

В июле 2010 года, оказавшемся аномально жарким и засушливым, в многих регионах центральной части России начались лесные и торфяные пожары. К началу августа ситуация не улучшилась.

Крупнейший в истории человечества лесной пожар в сентябре 1982 г. охватил восточную часть индонезийского острова Калимантан (Борнео). Пожар продолжался 10 месяцев – по июль 1983 г. Выгорело около 8 тысяч кв. км леса, в целом от огня пострадало около 36 тысяч кв. км территории острова. Причиной пожара послужили длительная засуха и применяемые индонезийцами методы подготовки площадей к земледелию, т. е. поджоги леса. В результате пожара погибло несколько видов растений и животных, пострадали гиббоны, орангутанги, макаки, белки и птицы. Заметно изменились микроклимат и производительность сельского хозяйства.

Длительное горение привело к масштабному задымлению атмосферы. Частицы пыли – ядра конденсации влаги – вызвали обильные дожди. В обычно засушливых районах возникли сильнейшие наводнения, погибла значительная часть урожая, сотни деревень оказались под водой.

Жители даже не пытались бороться с пожарами и наводнением, отступая под их натиском.

Крупные лесные пожары регулярно происходят на Австралийском континенте. Сильнейшие пожары с трагическими последствиями происходили в 1851, 1898, 1926, 1939, 1983 гг.

В январе 1939 г. пожары в штате Виктория достигли площади 1,4 млн га. В лесных поселках было уничтожено 1300 домов. Погиб 71 человек.

В феврале 1983 г. температура воздуха, достигающая 43 градуса по Цельсию, в сочетании со скоростью ветра 100 км/ч, привели к ряду сильнейших лесных пожаров. В штате Южная Австралия огонь прошел 160 тысяч га и уничтожил 400 домов. В соседнем штате Виктория лесные пожары уничтожили несколько приморских поселков. Сгорело 2000 домов. Особенно трагичным оказалось 16 февраля, "пепельная среда", когда погибло 76 человек, включая 15 пожарных.

В декабре 2001- январе 2002 г. сильными лесными пожарами, вызванными мощными разрядами молний во время урагана, был охвачен австралийский штат Новый Южный Уэльс. В течение 24 дней тысячи пожарных и добровольцев вели борьбу с более 100 пожарами, бушевавшими в разных районах штата. Площадь пожаров составила более 500 тысяч гектаров земли, огнем были уничтожены 170 частных домов и зданий. В результате действия стихии серьезному ущербу подверглись крупнейшие национальные парки штата, на восстановление которых, по оценкам специалистов, потребуются десятилетия. Ущерб превысил 70 млн австралийских долларов (37 млн долларов США).

Справиться с пожарами помогли сильные проливные дожди, обрушившиеся на многие районы штата.

Крупнейшие в истории страны пожары бушевали в Австралии в феврале 2009 г. В огне погибло около 210 человек, 37 человек пропали без вести. Выгорело около 13 тысяч га лесополосы, уничтожено около 1,8 тыс домов. В борьбе с огнем участвовало более 3 тысяч пожарных. День 7 февраля, когда пламя начало быстро распространяться по южным штатам, австралийцы называют "черной субботой".

Ежегодные пожары, которые в последнее время приобрели масштабы национальной катастрофы, характерны для американского штата Калифорния.

Лесные пожары летом 2008 г. в Калифорнии стали самыми крупными в истории штата. Выжженная огнем за период с 21 июня по 14 июля площадь составила 1300 квадратных миль (почти 3,4 тысяч кв км). В результате более 1,7 тысяч лесных пожаров в огне были уничтожены более 250 тыс гектаров лесов, сгорели около 100 строений и погиб один человек.

Масштабные лесные пожары бушевали в штате Калифорния в мае 2009 года. Огонь бушевал на площади в 1,3 тысяч акров (526,09 гектара). Особенно пострадал пригород города Санта-Барбара. Огонь распространился на площадь в 33 кв. км, уничтожил 31 и причинил ущерб 47 домам. Около 30 тысяч человек были эвакуированы. В штате было объявлено чрезвычайное положение.

В августе 2007 г. крупные лесные пожары бушевали в Греции. В стране было введено чрезвычайное положение, в тушении участвовали около 9 тысяч пожарных, 500 солдат. К борьбе со стихией привлекли международные силы из 19 стран, включая российский самолет-амфибию Бе-200. В пожарах погибло 67 человек, пострадало 200 тысяч га леса, сгорело 1,5 тысячи домов.

В июле 2007 г. сильные пожары бушевали на принадлежащих Испании Канарских островах. На Гран-Канария, Тенерифе и Гомера было уничтожено более 35 тысяч га леса. Эвакуировано 14 тысяч человек.

По мнению экологов, пожар привел к экологической катастрофе, поставившей на грань уничтожения многие уникальные виды флоры и фауны. В результате пожаров погибли уникальные уголки канарской природы, в том числе заповедник Инагуа на острове Гран-Канарья

2005 г. стал рекордным по масштабам пожаров в Португалии.

Огнем было уничтожено около 135 тысяч га лесных массивов. По данным Еврокомиссии, страна заняла первое место в Европе по количеству выжженной пожарами земли. В тушении было задействовано 4,8 тысяч пожарных, а также 2,6 тысяч военнослужащих и 49 самолетов. Количество погибших, по разным данным, составило от 11 до 15 человек.

Крупные пожары в Португалии бушевали в 1985 г., в огне погибли более 300 человек.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

ria.ru

1.5. Примеры пожаров на воздушном транспорте

Пример – 1.

На ремонте в ангаре находился самолет ТУ-154 «А». Длина самолета 37,04 м, диаметр фюзеляжа 2,9 м, высота самолета 9,14 м. Основным конструкционным материалом самолета являются дюралюминиевые сплавы и частично – магниевые, которые при температуре 550 °С и более способны воспламеняться и гореть с выделением большого количества тепла.

Фюзеляж самолета разделяется вертикальными перегородками на три отсека: для экипажа, пассажиров и хвостовой. Пассажирский отсек, в свою очередь, раз­делен негерметической перегородкой на передний и задний салоны. Каждый отсек имеет входные двери, кроме этого, на случай аварии имеются четыре аварийных выхода из пассажирских салонов.

Внутри фюзеляж имеет термоизоляционную обшивку, в основном из горючих материалов (капроновая вата, волокно и др.). Между стенкой и обшивкой проходит множество различных трубопроводов гидросистем и электрических кабелей.

Внутренние помещения отделывают поролоном, по­винолом, другими материалами, которые при горении выделяют большое количество дыма и токсичных ве­ществ.

Двигатели расположены в мотогандолах, которые от­деляются от внутренней полости крыла и фюзеляжа стальными жаропрочными противопожарными перего­родками. В пространстве между двигателем и корпусом мотогандолы размещают трубопроводы систем топливной смазки, пневмопуска, электрической, датчики и распы­лители систем пожаротушения.

Пожар возник во втором салоне самолета во время проведения малярных работ. Огонь распространялся внутри фюзеляжа по свежеокрашенным поверхностям декоративно-отделочных материалов, креслам, термоизо­ляционной обшивке, электрическим проводам и кабелям с выделением большого количества дыма и токсичных веществ. В течение 8 мин с момента возникновения огонь охватил частично первый и второй салоны фюзеляжа самолета.

Пожар был обнаружен примерно в 15 ч работавшими в салоне малярами, которые покинули салон и сообщили о пожаре в самолете другим рабочим. Последние предприняли попытку тушения самолета, задействовав первичные средства пожаротушения и внутренние пожарные краны, однако это не дало положительного результата. И только через 8 мин сообщение о пожаре поступило на пункт связи охраны завода, а оттуда по прямому телефону в объектовую часть и на ЦУС гарнизона пожарной охраны.

Приняв сообщение о пожаре старший диспетчер ЦУС направил к месту вызова силы и средства, предусмотренные расписанием выезда № 3. Дежурный караул ВОХР на автоцистерне в составе 4 чел. в 15 ч 10 мин прибыл к месту пожара. К моменту прибытия первых подразделений огонь охватил полностью задний салон и часть первого салона самолета, находившегося внутри ремонтного корпуса. Начальник караула ВОХР (РТП-1) отдал распоряжение подать ствол СВП от автоцистерны на тушение пожара внутрь фюзеляжа горящего самолета. Помещение ангара было задымлено, но произведенной разведкой было установлено, что рядом с горящим самолетом установлен на ремонт еще один самолет ТУ-134 «А». Была предпринята попытка эвакуации этого самолета, так как он препятствовал эвакуации горевшего, однако из-за создавшейся паники и отсутствия взаимодействия с администрацией объекта самолет эвакуировать не удалось. В 15 ч 15 мин на тушение и охлаждение самолетов от двух прибывших автоцистерн были поданы 2 ствола СВП и лафетный ствол.

Рис. 1.12. Расстановка сил и средств на момент прибытия первых сил и средств

В 15 ч 16 мин на пожар прибыл дежурный караул ПЧ в составе двух отделений во главе со старшим инженером части, который принял на себя руководство тушением пожара. Произведя разведку и оценив обста­новку, РТП-2 отдал распоряжение администрации завода о сборе рабочих и ИТР для экстренной эвакуации самолетов и вспомогательного оборудования (лесов, домкратов, мостиков и др.). Одновременно с этим было отдано распоряжение личному составу прибывшего караула подать 2 СВП внутрь горящего самолета, а также двух стволов РС-70 на охлаждение наружной поверхности самолета и несущих конструкций здания цеха (рис.1.12).

В 15 ч 24 мин на пожар прибыла оперативная группа УГПС во главе с заместителем начальникаУГПС (РТП-З), который еще в пути объявил вызов № 4 и отдал распоряжение на сбор начальствующего состава гарнизона, к этому моменту были эвакуированы из ремонтного корпуса два самолета – горящий и ремонтируемый. Эвакуация негорящего самолета была проведена силами личного состава и рабочими вручную, а горящего – с использованием тягача. Одновременно с эвакуацией продолжались тушение горящего самолета и охлажде­ние горящего и ремонтируемого самолетов.

В момент завершения эвакуации в результате прогаров корпуса фюзеляжа и потери несущей способности конструкций хвостовая и средняя части фюзеляжа де­формировались. В обоих салонах продолжалось горе­ние внутреннего оборудования салона магниевого и алюминиевого сплавов. Имелась угроза взрыва балло­нов, находившихся в фюзеляже самолета, а также кессон-баков, размещенных в плоскости крыла. На тушение и охлаждение подавалось 8 стволов: 4 СВП и 4 ствола РС-70.

Оценив обстановку, РТП-З создал оперативные штаб пожаротушения и три боевых участка: БУ-1 – с задачей подать четыре ствола СВП-4 и один порошковый и ликвидировать горение фюзеляжа самолета; БУ-2 – с задачей двумя стволами РС-70 обеспечить охлаждение и защиту корпуса в носовой части фюзеляжа, крыла и шасси самолета, а также рядом стоящего самолета и здания; БУ-3 – с задачей пятью стволами РС-70 орга­низовать охлаждение хвостовой части фюзеляжа, двигательной установки и крыла горящего самолета с левой стороны, а также складов оборудования и красок, размещенных в надувном сооружении. Произведенная расстановка 23 отделений на основ­ных и специальных автомобилях позволила ликвидировать пожар и не допустить его распространения на соседние объекты. Необходимо отметить, что успешному тушению пожара в фюзеляже способствовали своевре­менная эвакуация горящего самолета и подача огнетушащего порошка от автомобиля комбинированного тушения с помощью порошкового ручного ствола. Всего на тушение были поданы четыре СВП-4, а на охлаждение и защиту – 10 стволов РС-70 (рис. 1.13). Израсходовано 98 м3 воды, 694 м3 пены и 1000 кг порошка ПСБ.

Рис. 1.13. Расстановка сил и средств на момент локализации пожара

Обстоятельства, способствующие развитию пожара-позднее сообщение; наличие в воздушном судне ЛВЖ ГЖ, легкосгораемых материалов и веществ, ядовитых газов, выделявшихся при горении синтетических мате­риалов.

Необходимо отмстить своевременную эвакуацию горя­щего и рядом стоящего самолетов из ремонтного кор­пуса, быстрое сосредоточение достаточного количества сил и средств, применение на тушение порошка, уме­лые и самоотверженные действия личного состава звеньев ГДЗС.

Пример – 2.

На взлетной, полосе международного аэропорта в Дуале утром сгорел пассажирский авиалайнер Камерунской национальной авиакомпании «Боинг-737», готовившийся подняться в воздух, чтобы взять курс в столицу Камеруна. Пожар, как это обычно бывает возник совершенно неожиданно. Выведя самолет на старт, командир корабля в ожидании разрешения на взлет произвел обычный форсаж моторов. И в этот момент в самолете раздался взрыв, и в салоне заклубился дым, поползли языки пламени. Среди пассажиров поднялась паника. В суматохе все бросились искать выход, отталкивая и давя друг друга. Не многим удалось остаться невредимым. Из 116 че­ловек, находившихся в самолете, трое погибли, а 90 было госпи­тализировано с ожогами различ­ной степени.

Официально причина катастрофы не названа. Появились две версии: взрыв в багажном отделении, либо возгорание про­сочившегося откуда-то топлива (в самолете его было 15 тонн). А вот оценка тушения однозначна: дезорганизованность и беспомощность тех, кому подолгу службы положено быть всегда наготове. Пожарные машины аэродромного агентства по обес­печению безопасности воздуш­ных сообщений прибыли к месту пожара с опозданием, неукомплектованные персоналом, не готовые к борьбе с огнем. В цистернах не было воды. Жар­кое пламя пожирало самолет, а пожарная техника бездейство­вала. Долго искали гидрант, а когда удалось к нему под­ключиться, то оказалось, что машина была не в состоянии обеспечить такой напор, чтобы струя воды доставала до очага пожара. К тушению смогли приступить только тогда, когда к месту катастрофы подогнали пожарные машины с соседней военно-воздушной базы. Но было уже поздно. Огонь сделал свое дело: от «Боинга-737» остался лишь обгорелый остов. Если бы противопожарная служба в аэропорту функционировала нормально, то самолет, возможно, удалось бы спасти от полного уничтожения. Беспомощность, проявленная агентством по обеспе­чению безопасности воздушных сообщений, которое не приняло незамедлительных мер по борьбе с огнем, привело к гибели людей и самолета.

Пример – 3.

Транспортный самолет «ДС-8», на борту которого находились контейнеры с радиоактивными веществами, потерпел катастрофу при взлете с аэродрома города Детройт (штат Мичиган). Экипаж погиб в результате взрыва, происшедшего в момент падения самолета, кон­тейнеры были разрушены, и создалась серьезная опасность радиоактивного заражения местности. Кроме того, большое количество воспламенившегося горючего, вылившегося из баков самолета, создало угрозу распро­странения пожара на весь круп­нейший аэропорт штата.

О масштабах угрозы радиоактивного заражения, нависшей над населением прилегающих к аэропорту районов, свидетельствует тот факт, что о катастрофе бы­ла срочно информирована феде­ральная комиссия по ядерному регулированию, которая немедленно высылает к месту происшествия специальную группу экспертов. Все пассажиры и персонал были срочно эвакуированы из района аэропорта.

Паника, охватившая официальных лиц, имеющих отношение к данному рейсу, и высокий уровень учреждений, принимающих участие в устранении последствий катастрофы, наводят на мысль, что на борту самолета могли находиться радиоактивные вещества, предназначенные не только для медицинских целей.

Пример – 4.

Ясная погода, чистый прозрачный воздух, четкая видимость – ничто не предвещало трагедии. Тем не менее самолет не «вписался» в посадочную полосу, шасси воткнулись в мягкий грунт, произошло опрокидывание корабля. Авиалайнер Туркменского управления гражданской авиации, на борту которого находились 127 пассажиров, раскололся пополам, четверо человек погибли при аварии, еще семеро скончались при доставке в ближайшую больницу, госпитализированы двенадцать. Остальные пассажиры не пострадали.

Людям была оказана необходимая помощь в размещении, отдыхе, питании, медицинском обслуживании. Нуждающимся выдано безвозмездно единовременное денежное пособие, всем предоставлена первоочередная возможность продолжить дальнейший путь в Ашхабад на любом виде транспорта. Создана правительственная комиссия по расследованию обстоятельств крушения воздушного корабля, оказанию помощи потерпевшим и их семьям.

Пример – 5.

В Саратове на одном из объектов по разработке и строительству военных самолетов произошел пожар в ангаре на одной из поточных линий.

Пожар возник в обеденный перерыв (около 12 час. 35 мин.) на самолете (СУ-25), находящемся на пятом этапе строительства. Он возник в кабине пилота в системе энергоснабжения слева – сзади от места расположения пилотского сидения по причине короткого замыкания в электропроводке. Наблюдение за летательным аппаратом в это время организованно не было.

Пожар заметила по выходящему дыму крановщица козлового крана с отметки + 18.0м в 12час.41мин. и голосом сообщила находящемуся на нулевой отметке вахтеру, который по прямому телефону сообщил в пожарную охрану, руководству цеха, а также включил сигнал тревоги (звонок) для сбора членов ДПД цеха (ангара). В 12час. 48 мин. лица из обслуживающего персонала, взяв из тележек, расположенных между строящимися самолетами, углекислотные огнетушители, поднялись по трапу на площадку лесов обслуживания к кабине пилота. Мастер участка успел к этому времени отключить энергопитание на летательный аппарат и рубильник питания штатного электрооборудования. Членам ДПД и ИТР удалось с помощь 8 огнетушителей ОУ – 25 и ОУ – 10 сбить пламя и охладить уже разогретые алюминиевые конструкции кабины пилота, но неясной оставалась обстановка за герметичной перегородкой спинки кабины, откуда выходили питающие кабели, т.к. герметичная проходка была выполнена из сгораемых пластмасс.

В 12.51 к месту пожара прибыло первое пожарное подразделение в составе двух отделений на АЦ и AHP. Автоцистерна через открытые ворота въехала в ангар на междоковую, автонасос был установлен на пожарный гидрант, расположенный в 60 м от створки ворот ангара. От автоцистерны была проложена магистральная рукавная линия, диаметром 77мм, с установкой разветвления и подан ствол РСК – 50 по рукаву, диаметром 51 мм и кратковременными (импульсными) струями ствольщик дотушил кабели, охладил нагретые конструкции, но продолжалось выделение дыма из-за газонепроницаемой перегородки. После консультации с администрацией ангара и специалистами, пожарным с помощью дисковой самолетной пилы пришлось вскрыть перегородку (отверстие было площадью около 80 см2) был введен водяной ствол и пожар был потушен.

Пример – 6.

В Воронеже на самолетостроительном заводе, охраняемом ОГПС № 37 ГУГПС МВД России, произошел пожар на бомбардировщике ТУ – 22, который находился в ангаре, размеры 184 X 86 X 22 м, и проходил послеполетную проверку и доводку.

Пожар возник во время проверки состояния кессонных топливных баков по причине нарушения правил безопасной эксплуатации электрооборудования в 15 час.43 мин. Сначала произошел локальный хлопок взрывоопасной паро-воздушной смеси, образовавшейся из-за разрушения кессон - бака в месте сварки одного из ребер и выхода паров наружу. Инженер - ремонтник получил ожоги лица и рук. На нем загорелась рабочая одежда; бросив прибор измерения, он сумел выскочить в один из отсеков фюзеляжа, и вышел наружу. Сообщив, при выходе, окружающим о пожаре и необходимости вызова пожарных подразделений. Проникнуть во внутрь фюзеляжа никто не решился.

К месту инцидента были вызваны пожарные подразделения, внештатный штаб цеха (ангара), руководство предприятия. Два отделения на АЦ прибыли к месту вызова в 15час.48 мин. Первое отделение установило автоцистерну у створки ворот снаружи цеха, второе отделение - на пожарный гидрант в 150 м от ангара. На тушение пожара были поданы три ствола РСК - 50 по двум магистральным линиям.

На момент введения первого ствола звеном ГДЗС в звено входило два газодымозащитника) площадь пожара уже составила около 8 м2. (коэффициент поверхности горения Кп.г.=3,6), горели: изоляция и обмотка электрокабелей, внутренняя отделка фюзеляжа, внутренняя отделка кессонного бака (резина) теплоизоляция, бумага и другие вещества и материалы. Звено вынуждено было работать в сильно задымленной среде, а температура на уровне настила составила около 60-70 °С, под потолком салона -около 300 С.

Имелась реальная угроза охвата огнем всего пространства внутри фюзеляжа, причем, объемного взрывного горения с переходом его на крыльевые топливные баки, по кабелям и трубопроводам с гидравлической жидкостью на двигатели, на органы приземления.

РТП - 1 (зам. начальника объектовой пожарной части), перед уходом в задымленную зону, (он возглавил звено) - отдал команду на эвакуацию рядом расположенных самолетов (с боков), на установку электрических переносных дымососов ДПЭ - 7, на отключение электроэнергии, питающий сам летательный аппарат и технологическое оборудование, на подготовку средств вскрытия фюзеляжа и ушел в разведку. Пост безопасности был выставлен у люка.

Через 4,5 минуты с момента входа в люк (15час.55мин.) поступило сообщение на пост безопасности по носимой радиостанции, что наблюдается очень сильное задымление и большая температура, продвигаться в замкнутом объеме очень сложно, передвигаемся ползком, попросил постового подтягивать рукавную линию для обеспечения продвижения и подать воду в рукавную линию, причем, давление на ствол обеспечить не более 15-20 м. вод. ст., чтобы не допускать излишнего пролива воды. Открытого горения пока не наблюдалось.

В 15.48 - поступило сообщение, что обнаружено место горения, и площадь пожара около 6 - 8м2, проводится тушение. Ликвидацию пожара РТП объявил 15час. 56 мин. Далее звено вышло наружу, перекрыв ствол; в это время был установлен дымосос ДПЭ - 7, на подачу воздуха и вновь скомплектованное звено (из лиц начсостава) ушло по рукавной линии внутрь, чтобы завершить дотушивание, проливку, охлаждение. В результате пожара повреждены кабели, испытательные стенды, оборудование, облицовка, документы на общей площади 16 м2. Удельный расход на тушение составил 40 л/м2. Время тушения 8 мин.

Пример – 7.

26 февраля произошел пожар в отдельном доке летно- ремонтной части ангара на летно-испытательной и доводочной базе г. Жуковский, охраняемой ОГПС № 7 УГПС№3 ГУГПС МВД России.

Пожар возник по халатности персонала на передней левой стойке шасси самолета ТУ - 154 AM. Из гидравлической системы (трубопроводов, приводов, аккумуляторов) была недостаточно качественно удалена гидравлическая жидкость АМГ - 10, которая, при отсоединении трубопроводов, во фланцевом соединении, истекала под собственным весом вниз и попала на лампочку освещения переносного светильника (напряжение 36 В) и воспламенилась. Горение быстро распространилось наверх в попутно потоке вентиляционной струи подогрева воздушной среды внутри фюзеляжа, так как работа ее не была своевременно прекращена.

Первый заметивший пожар забежал за сетчатую перегородку дока, взял ОУ - 25 и пытался потушить пожар, но должного эффекта достигнуто не было. Работник подбежал к телефону (находился в междоковом пространстве) и сообщил в пожарную охрану. Задержка с вызовом и неэффективные действия привели к тому, что на момент введения стволов первыми прибывшими подразделениями обстановка была следующей: горела жидкость на стойке шасси, резина колес, оплетка трубопроводов и пламя распространялось внутрь фюзеляжа, создалась угроза внутрифюзеляжного пожара.

РТП - 1 (начальник караула) отдал команду на подачу ствола СВП - 2 (ствол был оборудован перекрывной вставкой, что позволило эффективно тушить пожар). Тушение стойки шасси, по указанию РТП, осуществлялось со стороны носа самолета и сам он возглавил этот боевой участок. Командиру 1-го отделения РТП отдал команду, звеном включится в противогаз, подать ствол РСК - 50 от разветвления этой же магистрали внутрь фюзеляжа. Администратору и персоналу отдал команду на срочную эвакуацию из соседних доков 4-х самолетов (СУ - 25, ИЛ - 62, ТУ - 124, ТУ - 124М). Дал команду на отключение электроэнергии во всем здании, на повышение давления в сети водопровода, на срочный вызов тягачей, т.к. створки ворот примерзли и их открывание стало невозможным. Принятыми мерами удалось через 12 минут ликвидировать пожар. Было спасено четыре соседних летательных аппарата и сохранено здание ангара.

studfiles.net

ПОЖАРЫ В БЫТУ

ПАМЯТКА

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ПОЖАРАХ В БЫТУ

Пожар – это всегда беда. Однако не все знают элементарные правила поведения в случае пожара. И даже знакомое с детства - «звоните 01» - в панике забывается. Вот несколько самых простых советов, которые помогут вам в сложной ситуации. Главное правило – никогда не паниковать!

Безымянный555.jpg1.1. ПОЖАР В КВАРТИРЕ

Большинство пожаров происходит в жилых домах. Причины их практически всегда одинаковы - обветшавшие коммуникации, неисправная электропроводка, курение в неположенных местах и оставленные без присмотра электроприборы.

Если у вас или у ваших соседей случился пожар, главное - сразу же вызвать пожарную охрану. Если загорелся бытовой электроприбор, постарайтесь его обесточить, если телевизор - прежде всего, выдерните вилку из розетки или обесточьте квартиру через электрощит. Помните! Горящий телевизор выделяет множество токсических веществ, поэтому постарайтесь сразу же вывести из помещения людей. Накройте телевизор любой плотной тканью, чтобы прекратить доступ воздуха. Если это не поможет, через отверстие в задней стенке залейте телевизор водой. При этом старайтесь находиться сбоку: ведь кинескоп может взорваться. Проверьте, закрыты ли все окна и форточки, иначе доступ свежего воздуха прибавит огню силы. Если горят другие электрические приборы или проводка, то надо выключить рубильник, выключатель или электрические пробки, и после этого вызвать пожарных.

Если пожар возник и распространился в одной из комнат, не забудьте плотно закрыть двери горящей комнаты - это помешает огню распространиться по всей квартире и лестничной площадке. Уплотните дверь мокрыми тряпками, чтобы в остальные помещения дым не проникал. В сильно задымленном пространстве нужно двигаться ползком или пригнувшись.

Вопреки распространенному мнению, тушить огонь простой водой - неэффективно. Лучше всего пользоваться огнетушителем, а при его отсутствии - мокрой тканью, песком или даже землей из цветочного горшка.

Если вы видите, что ликвидировать возгорание своими силами не удается, немедленно уходите. Возьмите документы, деньги и покиньте квартиру через входную дверь. Если путь к входной двери отрезан огнем и дымом - спасайтесь через балкон. Кстати, самые безопасные места в горящей квартире - на балконе или возле окна. Здесь пожарные найдут вас быстрее! Только оденьтесь потеплее, если на улице холодно. Открывайте дверь на балкон осторожно, поскольку пламя от большого притока свежего воздуха может усилиться. Не забудьте плотно закрыть дверь балкона за собой.

Постарайтесь перейти на нижний этаж (с помощью балконного люка) или по смежному балкону к соседям. Но помните: крайне опасно спускаться по веревкам, простыням и водосточным трубам. Тем более не следует прыгать вниз!

Еще один путь спасения - через окно. Уплотните дверь в комнату тряпками. Как только убедитесь, что ваш призыв о помощи услышали, ложитесь на пол, где меньше дыма. Таким образом можно продержаться около получаса.

Поскольку огонь и дым распространяются снизу вверх, особенно осторожными должны быть жители верхних этажей.

Если вы случайно оказались в задымленном подъезде, двигайтесь к выходу, держась за стены (перила нередко ведут в тупик). Находясь в высотном доме, не бегите вниз сквозь пламя, а используйте возможность спастись на крыше здания, не забывайте использовать пожарную лестницу. Во время пожара запрещено пользоваться лифтом - его в любое время могут отключить. Кроме того, вы сами загоните себя в ловушку, так как можете «зависнуть» в лифте между горящими этажами и получить отравление угарным газом. Выбираясь из подъезда на улицу, как можно дольше задержите дыхание, а еще лучше - защитите нос и рот мокрым шарфом или платком.

1.2. ПОЖАР НА КУХНЕ ИЛИ НА БАЛКОНЕ

На кухне и балконе чаще всего происходят масштабные возгорания. Как от этого уберечься?

Помните, что опасно хранить на кухне и на балконе легковоспламеняющиеся вещества, различные тряпки. Ведь даже случайно залетевший на балкон окурок может стать причиной сильного пожара! Точно также и на кухне - развевающиеся от ветерка занавески могут вспыхнуть, если они висят в непосредственной близости от плиты. Поэтому не следует загромождать кухню и балкон ненужными вещами, старой мебелью, макулатурой и другими предметами, которые могут послужить «пищей» огню. Что делать?

Если загорелось масло (в кастрюле или на сковороде), то перекройте подачу газа и электроэнергии. Накройте сковороду или кастрюлю крышкой, мокрой тряпкой, чтобы затушить пламя, и пусть они так стоят до охлаждения масла - иначе огонь вспыхнет вновь. Тряпку из грубой ткани (такая всегда должна быть на кухне) накиньте на руки, предохраняя их от огня. После этого, чтобы перекрыть доступ воздуха к огню, осторожно накиньте ее на горящий предмет. При попадании горящего масла, жира на пол или стены используйте для тушения любой стиральный порошок (как порошковый огнетушитель), засыпая им огонь. При перегреве плиты сначала нужно отключить ее, а затем накрыть спираль мокрой тряпкой. На балконе следует хранить все предметы или под плотным кожухом, или в металлических ящиках. Пожарные также рекомендуют держать на балконе ведро с песком.

1.3. ПОЖАР В ЛИФТЕ

Безымянный666.jpgПричиной пожара в лифте чаще всего становятся непогашенные спички, окурки сигарет, брошенные на пол или в шахту лифта, или короткое замыкание электропроводки.

При первых же признаках возгорания или при появлении легкого дымка в кабине или шахте лифта немедленно сообщите об этом диспетчеру, нажав кнопку «вызов». Если лифт движется, не останавливайте его сами, а дождитесь остановки. Выйдя из кабины, заблокируйте двери первым попавшимся под руки предметом, чтобы никто не смог вызвать лифт снова и оказаться в ловушке. При тушении огня в кабину не входите, так как она может самопроизвольно начать двигаться. Кабина находится под напряжением, поэтому опасно тушить очаг возгорания водой - используйте плотную сухую ткань, углекислотный или порошковый огнетушитель, сухой песок.

Если в результате короткого замыкания проводов лифт остановился между этажами, а очаг возгорания находится вне кабины и потушить его невозможно, кричите, стучите по стенам кабины, зовите на помощь. Попытайтесь зонтом, ключами или другими предметами раздвинуть автоматические двери лифта и выбраться наружу, позвав на помощь соседей. В лифтах с неавтоматическими дверями можно (открыв внутренние двери) нажать на рычаг с роликом во внешней двери этажа и открыть ее изнутри. Будьте очень осторожны при выходе из лифта: не упадите в шахту. Если самостоятельно выйти из лифта невозможно, то до прибытия помощи закройте нос и рот носовым платком или рукавом одежды, смоченными водой, молоком или даже мочой.

1.4. ПОЖАР ВО ДВОРЕ

Не жгите во дворах старую мебель, мусор, тополиный пух. Если вывезти ненужные вещи и опавшие листья невозможно, то сожгите их на специально подготовленном месте, приготовив огнетушители, песок и поливочные шланги. Помните: место должно быть открытым и очищенным от травы!

При возгорании немедленно позвоните в пожарную охрану, сообщите о случившейся ситуации. Вместе с соседями постарайтесь локализовать очаг пожара, не дать огню перекинуться на деревянные постройки и автомобили. При отсутствии владельцев автомобилей переместите машины, если возможно, на безопасное расстояние и поливайте их для охлаждения водой, чтобы избежать взрыва баков с горючим.

Используйте для тушения поливочные шланги, ведра с водой, песок и огнетушители, но помните, что поливать водой горящий уголь и горючие жидкости - неэффективно. Уведите от огня детей, не забывайте о своей безопасности. Освободите дороги внутри двора для проезда пожарных машин. Попросите жителей закрыть окна и форточки, убрать белье с балконов.

1.5. ПОЖАР В ГАРАЖЕ

Безымянный777.jpgВ гараже нельзя курить, разводить костер, хранить масляную ветошь, баллоны с газом. Исключите попадание воды или топлива на электропроводку, приводящее к короткому замыканию при прогреве двигателя. Пожар в гараже потушить особенно сложно из-за того, что многие хранят там горючие материалы.

Если пожар все-таки произошел, немедленно вызывайте пожарных, зовите на помощь соседей и прохожих. Постарайтесь вместе с ними выкатить автомобиль из гаража вручную, так как двигатель может не завестись, и вы подвергнете себя опасности. Не дайте огню распространиться на другие гаражи, подобраться к канистрам с горючим или к газовым баллонам – в итоге возможен взрыв. Используйте для тушения огнетушители из соседних гаражей, песок, снег, воду, подручные средства.

Если ваш гараж застрахован, возьмите у пожарных заключение о причинах пожара для последующего оформления возмещения причиненного ущерба.

1.6. ЕСЛИ ГОРИТ АВТОМОБИЛЬ

Безымянный888.jpgБудьте внимательны: пожар в машине можно распознать практически сразу. Запах бензина или горелой резины в кабине, появление дыма из-под капота - все это факторы, предшествующие загоранию и пожару.

При тушении пролитого под машиной топлива воспользуйтесь огнетушителем, подавая пену или порошок в направлении от края к центру очага. При тушении возгорания под капотом постепенно и осторожно откройте его - желательно сбоку палкой или монтировкой, так как при этом возможен выброс пламени. Направляйте огнетушитель на очаг наиболее интенсивного горения или накройте пламя брезентом, забросайте песком, рыхлой землей, снегом, залейте водой. Не приступайте к тушению, если вы в промасленной одежде или ваши руки смочены бензином - это крайне опасно. При невозможности быстро ликвидировать возгорание отойдите от машины на безопасное расстояние, так как может взорваться топливный бак. Ни в коем случае не садитесь в горящий автомобиль, и не пытайтесь его завести. В радиусе опасной зоны (не менее 10 метров) не должно быть людей.

В ожидании пожарных поливайте водой стоящие рядом автомобили, чтобы огонь не перекинулся на них или откатите их в сторону с помощью прохожих и водителей. Если в кабине горящего автомобиля находится человек, а двери заклинило, то взломайте двери или выбейте стекло (монтировкой, камнем или ногами). Вытащите пострадавшего из машины, вызовите «скорую» и окажите ему первую медицинскую помощь или отправьте его в ближайший медпункт на первой же остановленной вами машине, запомнив или записав ее номер.

После ликвидации возгорания сообщите о случившемся в ближайшее отделение ГИБДД.

1.7. ЕСЛИ ГОРИТ ЧЕЛОВЕК

Такое бывает не только в боевиках. Чаще всего это случается на кухне при неосторожном обращении с огнем или в автоавариях.

Если на человеке горит одежда, надо как можно быстрее погасить огонь. А сделать это довольно трудно, так как от боли он теряет контроль над собой и начинает метаться, усиливая тем самым пламя. Первым делом горящего человека надо остановить любым способом: либо грозно окрикнуть, либо повалить наземь.

Воспламенившуюся одежду сорвите или погасите, заливая водой (зимой забросайте снегом). Если воды нет, набросьте на пострадавшего любую одежду или плотную ткань, не закрывая ему голову, чтобы он не получил ожога дыхательных путей и не отравился токсичными продуктами горения. Но имейте в виду: высокая температура воздействует на кожу тем губительнее, чем дольше и плотнее прижата к ней тлеющая одежда. Если ничего под рукой не оказалось, катайте горящего по земле, чтобы сбить пламя.

Потушив огонь, вынесите пострадавшего на свежий воздух, разрежьте тлеющую одежду и снимите ее, стараясь не повредить обожженную поверхность. Наложите на пораженные места повязку из бинта или чистой ткани. При обширных ожогах заверните пострадавшего в чистую простыню, срочно вызовите «скорую» или доставьте его в ближайшее лечебное заведение на носилках. Для уменьшения боли дайте таблетку анальгина, баралгина или аспирина. Если у пострадавшего нет рвоты, постоянно поите его водой.

При ожогах первой степени (когда кожа только покраснела) для уменьшения боли и предупреждения отека тканей применяют (в течение десяти минут) холодную воду, лед или снег, а затем смазывают пораженный участок водкой или одеколоном, но повязку не накладывают. Несколько раз в день обрабатывают противоожоговыми аэрозолями или наносят тонким слоем синтомициновую мазь.

При ожогах второй степени (когда образовались пузыри, причем некоторые из них лопнули) обрабатывать пораженные места водкой или одеколоном не следует, так как это вызовет сильную боль и жжение. На область ожога наложите стерильную повязку из бинта или проглаженной ткани. Обожженную кожу не следует смазывать жиром, зеленкой или марганцовкой. Облегчения это не приносит, а только затрудняет врачу определение степени поражения тканей. Хорошо помогают примочки из мочи – это старинное и безотказное народное средство.

Если одежда загорелась на вас, не вздумайте бежать - пламя разгорится еще сильнее. Постарайтесь быстро сбросить горящую одежду. Вам повезло, если рядом есть лужа или сугроб - ныряйте туда. Если их нет, падайте на землю и катайтесь, пока не собьете пламя.

ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ

При горении выделяются ядовитые газы: синильная кислота, фосген и другие, а содержание кислорода в воздухе падает. Вот почему опасен не только и даже не столько огонь, сколько дым и гарь от него. Надо учитывать и возможные реакции организма человека при увеличении концентрации продуктов горения:

угарного газа: 0,01% - слабые головные боли; 0,05% - головокружение; 0,1% - обморок; 0,2% - кома, быстрая смерть; 0,5% - мгновенная смерть;

углекислого газа: до 0,5% - не воздействует; от 0,5 до 7% - учащение сердечного ритма, начало паралича дыхательных центров; свыше 10% - паралич дыхательных центров и смерть.

61.mchs.gov.ru

· Действия в случаи пожара.. Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях

Похожие главы из других работ:

Аттестация рабочих мест и планы мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда на предприятии

6. Несчастные случаи на производстве, комитеты (комиссии) по охране труда

В организациях с численностью более 10 работников работодателями создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателей...

Безопасность жизнедеятельности

Глава 1. Несчастные случаи на воде

...

Безопасность жизнедеятельности

1.1 Несчастные случаи на воде. Утопление. Виды утоплений

Несчастный случай -- телесные повреждения или смерть, причиной которых явилось неожиданное стечение обстоятельств...

Борьба за живучесть судна

1.3 Действия по тушению пожара

Борьбой с пожаром на судне руководит его капитан или в его отсутствие другие уполномоченные лица. Основные действия при этом: 1. разведка пожара; 2. локализация; 3. предупреждение взрывов; 4. непосредственно ликвидация...

Изменение работоспособности в течение рабочего времени

7. Возраст, усталость, бдительность и несчастные случаи

работоспособность несчастный случай психологический С возрастом наблюдается общее снижение эффективности органов чувств. Эластичность хрусталика глаза начинает уменьшаться с самого раннего детства, но изменения остроты зрения...

Индивидуальные и коллективные средства защиты

4. Случаи травматизма по причинам, связанным с нарушением использования средств индивидуальной и коллективной защиты

Травматизм - совокупность травм, повторяющихся на определенной территории или у определенного контингента людей за определенный отрезок времени...

Обеспечение безопасности при обработке почвы

5. Несчастные случаи

Растениеводство - наиболее травмоопасная отрасль сельскохозяйственного производства...

Организация и тактика тушения пожаров на нефтепромысле г. Перми

4. Случаи пожаров на предприятиях нефтеперерабатывающей промышленности России. Статистика пожаров на нефтебазах

Резервуары для нефтепродуктов и нефти относятся к промышленным сооружениям повышенной пожарной опасности. Организационно-техническая готовность к тушению таких пожаров является одной из важных задач гарнизонов пожарной охраны...

Порядок расследования несчастных случаев на производстве

1.2 Случаи, которые бывают на производстве

Расследованию и учету подлежат все несчастные случаи, произошедшие на производстве с работниками и другими лицами, выполняющими работы по заданию организации или индивидуального предпринимателя, практикантами (студентами...

Порядок расследования, оформления и учёта травм, несчастных случаев и профессиональных заболеваний

1. Несчастные случаи на производстве

...

Порядок расследования, оформления и учёта травм, несчастных случаев и профессиональных заболеваний

1.1 Несчастные случаи на производстве, подлежащие расследованию

Несчастный случай - событие, в результате которого работниками или другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя, были получены увечья или иные телесные повреждения (травмы), в том числе причиненные другими лицами...

Правила поведения и действия населения при пожарах, авариях и катастрофах

1.3 Действия населения при возникновении лесного или торфяного пожара

Лесной пожар -- стихийное, неуправляемое распространение огня по лесным площадям. Причины возникновения пожаров в лесу принято делить на естественные и антропогенные...

Решение тактической задачи по тушению пожара на объекте

6. Расчет параметров пожара по установленному расчетом сил и средств повышенному рангу пожара

Определение параметров пожара на момент введения сил и средств вторым подразделением. Определение времени введения сил и средств вторым подразделением. вв.2.=св.+(сл.2 -сл.1) , [мин.] вв.2.=20.+(12-7)=25 [мин.] св.=д.с.+сб.+сл.1+б.р. [мин.] св.=6.+1.+7+6=20 [мин...

Статистическое исследование обстановки с пожарами и их последствиями

1. Случаи горения, подлежащие и не подлежащие официальному статистическому учёту, порядок учёта погибших и травмированных при пожаре людей

...

Статистическое исследование обстановки с пожарами и их последствиями

1.1 Случаи горения

Горение - одно из интереснейших и жизненно необходимых для людей явлений природы. Горение является полезным для человека до тех пор, пока оно не выходит из подчинения его разумной воле. В противном случае оно может привести к пожару...

trud.bobrodobro.ru

Пожары

Пожары и взрывы являются наиболее распространенными источниками ЧС техногенного характера. Вы удивитесь, но ежегодно в мире возникает семь-восемь миллионов пожаров. В результате этих пожаров погибает примерно 85-90 тысяч человек.

В таблице приведена статистика пожаров в двадцать первом веке.

Среднее число пожаров в год

Число стран

Страны

1,4 — 1,6 млн

1

США

100 — 600 тыс.

11

Великобритания, Франция, Аргентина, Россия, Польша, Китай, Индия, Бразилия, Италия, Мексика, Австралия

20 — 100 тыс.

25

Япония, Индонезия, Турция, Канада, ЮАР, Малайзия, Нидерланды, Украина, Испания, Иран и др.

10 — 20 тыс.

20

Таиланд, Алжир, Узбекистан, Румыния, Казахстан, Куба, Чехия, Бельгия, Сербия, Дания, Финляндия и др.

5 — 10 тыс.

15

Ирак, Шри-Ланка, Сирия, Тунис, Словакия, Грузия, Сингапур, Хорватия, Филиппины и др.

Явным лидером в этом списке является США, а со 2 по 12 место делят 11 стран, в числе которых Россия. Как вы видите, почти во всех странах, число пожаров в год измеряется в десятках или даже сотнях тысяч. Поэтому, изучение мер по предотвращению пожара крайне важно. Для большей убедительности приведем таблицу, в которой указано среднее число погибших при пожарах людей в год.

Число жертв пожаров в год

Число стран

Страны

Более 20 тыс.

1

Индия

10 — 20 тыс.

1

Россия

1 — 10 тыс.

6

США, Китай, Беларусь, Украина, ЮАР, Япония

200 — 1000

20

Великобритания, Германия, Индонезия, Бразилия, Мексика, Турция, Иран, Аргентина, Корея, Испания, Польша, Канада, Узбекистан, Румыния, Казахстан, Литва, Латвия, Филиппины и др.

100 — 200

13

КНДР, Австралия, Шри-Ланка, Чехия, Венгрия, Швеция, Болгария, Молдова и др.

Помимо человеческих жертв, пожары приносят немало других бед. Во-первых, они полностью  уничтожают материальные ценности, такие как промышленные или жилые здания, не говоря уже о музеях, в которых может храниться культурное наследие человечества. Кроме того, пожар может уничтожить огромные лесные массивы или урожаи на больших площадях. Как следствие уничтожения лесов, пожары также приводят к гибели многих животных.

История пожарной охраны России берет своё начало в XVII веке, когда был принят «наказ о градском благочинии». Именно это положило начало формированию профессиональной пожарной охраны (то есть, формировались целые отряды, в задачу которых входило патрулирование города и тушение пожаров). Это была оплачиваемая работа наряду с другими видами работ. Позднее Петром Первым были созданы первые действительно профессиональные пожарные команды, а при Адмиралтействе даже было построено пожарное депо. Пожарные уже тогда начинали использовать брандспойты.

Разумеется, чаще всего пожары возникают на пожароопасных объектах. К таким объектам можно отнести объекты нефтяной, химической, металлургической, газовой, текстильной, лесной, деревообрабатывающей и хлебопродуктовой промышленности.

Например, на Камском автомобильном заводе произошла одна из самых крупных техногенных катастроф в истории российской промышленности. Четырнадцатого апреля тысяча девятьсот девяносто третьего года пожар охватил завод по производству двигателей КАМАЗа, уничтожив не только основной производственный корпус, но и сложнейшее дорогостоящее оборудование. Несмотря на то, что на восстановление завода были брошены все силы, завод начал выпускать свою продукцию лишь в декабре девяносто третьего года.

Пожар – это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для здоровья и жизни людей. В свою очередь, горение – это физико-химический процесс превращения горящих веществ и материалов в продукты сгорания, сопровождающийся интенсивным выделением тепла, дыма и световым излучением. В основе процесса горения лежит химическая реакция окисления (подобные реакции более подробно изучают на уроках химии).

Чтобы начался процесс горения, необходимо наличие в одном и том же месте в одно и то же время горючего вещества, окислителя и источника воспламенения.

Под горючим веществом подразумеваются любые горючие материалы, такие как бумага, древесина, бензин, керосин, природный газ и так далее. Для реакции окисления чаще всего необходим кислород (реже – другие химические элементы могут выступить в роли окислителя). Как известно, пятую часть воздуха составляет кислород, поэтому именно воздух чаще всего выступает в роли окислителя. Также это могут быть и другие химические соединения, содержащие кислород. И, конечно, для процесса горения нужен сам источник воспламенения. Это может быть непогашенный окурок, пламя спички, костра или газовой горелки, а также – просто сноп искр. Конечно, все упомянутые источники воспламенения в большинстве случаев возникает из-за нарушения правил пожарной безопасности, неправильной эксплуатации электроприборов или просто небрежного обращения с огнем.

Поскольку при отсутствии хотя бы одного из трех элементов, возникновение пожара невозможно, существует несколько способов предупреждения пожара: либо устранение горючих материалов, либо устранение окислителя, либо устранение источника воспламенения. Поскольку в помещениях с людьми всегда есть воздух, устранить окислитель не представляется возможным. Источники воспламенения, как мы только что выяснили, в большинстве своем возникают по вине человека (а, значит, мы тоже не можем их устранить, поскольку рано или поздно происходят нарушения правил пожарной безопасности). Остается только делать здания из негорючих материалов. В связи с этим, вводится понятие огнестойкости материалов, из которых построены здания и сооружения.

Строительные и отделочные материалы имеют три степени огнестойкости: горючие материалы, трудногорючие материалы и негорючие материалы.

Горючие материалы довольно легко воспламеняются и тлеют даже после удаления огня. Примерами горючих материалов могут послужить бумага, пластмасса, древесина, рубероид, линолеум и так далее. Трудногорючие материалы под воздействием огня воспламеняются и тлеют, но после удаления огня процесс горения прекращается. В качестве примеров, можно привести деревоплиты различных видов. Наконец, негорючие материалы под действием огня не воспламеняются и не тлеют. К таким материалам относятся многие металлы, мрамор, гранит, бетон, кирпич и так далее.

В соответствии с современными правилами, жилые, общественные или производственные здания должны иметь конструкции из негорючих материалов, хотя отделка внутренних помещений может быть выполнена из трудногорючих материалов.

Например, в деревнях, пожары распространяются значительно быстрее, потому что все дома деревянные (то есть, сделаны из горючего материала). Пожар быстро перекидывается на соседние дома и может охватить значительную часть деревни, если вовремя не принять меры. В городских условиях, пожар, возникший в квартире, как правило, уничтожает все горючие материалы внутри (ковры, обои, мебель и так далее). Но вот стены пожар уничтожить не может, потому что они сделаны из негорючего материала – кирпича или бетона.

Пожары классифицируются по своей интенсивности и масштабу распространения на отдельные пожары, массовые пожары и огненные штормы.

Отдельными пожарами называют пожары, возникшие в отдельном здании или сооружении. Такие пожары, как правило, можно быстро ликвидировать при правильной организации.

Массовые пожары – это совокупность отдельных пожаров, охватывающих более четверти зданий на каком-либо участке застройки. В такой ситуации, в первую очередь, требуется локализация огня, поскольку ведение спасательных работ в зоне массового пожара почти невозможно даже при поддержке современной техники и пожарных подразделений.

Наконец, огненный шторм – это устойчивый пожар, охвативших более девяноста процентов зданий. Такая форма пожара характеризуется мощным столбом продуктов сгорания и раскаленного воздуха, восходящих вверх.

Чем характеризуются пожары в зданиях? В первую очередь, это, конечно, значительное и быстрое повышение температуры. Также, при пожарах возникает задымление помещений, образуются удушливые и ядовитые газы. Огонь распространяется открытым путем, и пожар часто сопровождается разрушением несущих конструкций.

Как бороться с пожаром? Конечно, нужно ликвидировать горение. Существует несколько способов. Первый и самый очевидный способ – это охлаждение, то есть, тушение огня водой (или другими специальными растворами, например – углекислотой). Еще один способ – это разбавить реагирующие в процессе горения вещества каким-нибудь негорючим газом (например, водяным паром, углекислым газом или азотом). Также с пожаром можно бороться, изолировав зону горения. Для этого обычно используются специальные пены, порошки или грунт, а также песок. В этом случае, в зону горения либо перестают поступать горючие вещества, либо перестает поступать воздух. Наконец, для борьбы с пожаром можно использовать различные химикаты, которые замедляют реакцию горения.

Выбор того или иного метода основывается на внешних условиях и обстановке, возникшей при пожаре, а также на наличии специальных подразделений и технического оснащения. К примеру, открытые пожары чаще всего тушатся охлаждением или изоляцией.

Наверное, вы нередко замечали, что мелкое возгорание люди часто тушат с помощью полотенца (или другой ткани). Этот метод можно отнести к методу изоляции: накрыв источник воспламенения тканью, вы не перекрываете доступ воздуха в зону горения, и горение прекращается.

Сложнее справиться с массовыми пожарами. Для тушения таких пожаров, в первую очередь, пожар разбивается на несколько участков. Скажем, таким участком может быть этаж здания, охваченный пожаром или же периметр здания. Или же, наглядным примером разделения на отдельные участки может послужить тушение лесного пожара. Для того чтобы остановить пожар роются специальные траншеи и уже потом тушится отдельный участок леса.

В случае возникновения пожара или возгорания, следует немедленно позвонить по телефону ноль один и до прибытия пожарных попытаться затушить или изолировать огонь (если, конечно, нет угрозы для жизни).

Следует отметить, что особое внимание нужно уделить своевременному оповещению людей о появлении признаков возгорания (например, дыма или едкого запаха). Сегодня во многих зданиях (особенно таких, как школы, больницы, кинотеатры и так далее) устанавливается пожарная сигнализация. Этот прибор правильно называется автономный пожарный извещатель. Работает он довольно просто: при выявлении признаков пожара, он оповещает всех людей, находящихся в здании мощным звуковым сигналом. Некоторые такие извещатели одновременно отправляют сигнал на пульт пожарной охраны. На сигнал о пожаре вы должны среагировать немедленно, но без паники. Просто быстро и организованно покинуть здание без лишних метаний и криков.

Итоги урока:

·         Пожар – это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для здоровья и жизни людей.

·         Горение – это физико-химический процесс превращения горящих веществ и материалов в продукты сгорания, сопровождающийся интенсивным выделением тепла, дыма и световым излучением.

·         Все материалы делятся на три группы по своей огнестойкости: горючие материалы, трудногорючие материалы и негорючие материалы.

·         На сегодняшний день, существуют правила, согласно которым, несущие конструкции зданий должны быть выполнены из негорючих материалов.

·         При обнаружении возгорания или его признаков, следует немедленно позвонить по телефону ноль один и попытаться бороться с огнем до приезда пожарных (если нет угрозы для жизни). Также, в случае звукового сигнала автономного пожарного извещателя, нужно немедленно предпринять меры по собственному спасению.

·         Бороться с огнем можно четырьмя способами: охлаждением  источника воспламенения, разбавлением реагирующих в процессе горения веществ, изоляцией зоны горения, а также с помощью торможения реакции горения, используя специальные химикаты.

·         Не имея специального оборудования и техники, чаще всего доступны способы: охлаждение или изоляция.

videouroki.net

Описание пожара

Возгорание в быту происходит из-за несоблюдения человеком правил пожарной безопасности. Нередки случаи, когда виновником становится ребенок, не знающий этих правил.

Высокую опасность на взрывопожароопасных объектах представляют производимые вещества. Также не менее опасными бывают халатные действия человека. Для предотвращения возгораний объекты обустраивают новейшими системами обнаружения возгорания и пожаротушения.

Пожар, как известно, наносит огромный материальный ущерб и вред здоровью граждан. Для учёта пожаров и более точного ведения статистики все возгорания классифицируют по видам и типам.

Профилактика пожаров в повседневной жизни среди населения помогает обеспечить безопасность здоровья и имущества граждан. В целях такой профилактики проводятся разъяснительные мероприятия по хранению горючих веществ дома, аккуратному обращению с огнём и много другое.

Оценка пожарного риска является эффективным инструментом для обеспечения полной безопасности людей. Все расчёты проводятся в соответствие с приведенными в законодательстве нормами.

Мы знаем, что огонь при пожаре очень опасен для человека. Но не только огонь может нанести непоправимый вред.

Пожары могут нанести не только большой вред человеческому здоровью, но и окружающей среде. Для подсчёта такого ущерба ведётся учёт возгораний.

Техногенные пожары — это не редкое явление в наши дни. Человеческий фактор, а также некоторые другие причины приводят к серьёзным экологическим и экономическим последствиям.

В любом пожаре можно проследить его динамику развития, а также определить категорию сложности. И в зависимости от степени сложности определяется количество необходимых пожарных расчётов для полной ликвидации возгорания.

protivpozhara.com

Что нужно делать при пожаре 🚩 как действовать при пожаре 🚩 Безопасность

При первых признаках пожара необходимо сразу уведомить об этом пожарную службу. Телефон единой службы спасения - 01.Четко назовите адрес, где произошло ЧП, степень угрозы людям, маршрут оптимального проезда, свою фамилию. Известно, что быстрому распространению огня в домах способствуют вентиляционные каналы, открытые двери, окна, через которые поступает дополнительный кислород, способствующий развитию пожара. Именно поэтому в горящем помещении не рекомендуется сразу разбивать стекла, распахивать двери в помещения рядом. Первые действия - отключить электроэнергию на щитке лестничной площадки и перекрыть газ.При сильном задымлении дышать надо, приложив к лицу мокрую ткань, а передвигаться, наклоняясь к полу (дыма больше вверху). Не бросайтесь к лифту: пользуйтесь только лестницами. Если путь на площадку отрезан, уходите в дальнее от огня помещение, закрывая за собой двери. Откройте окно и криками о помощи привлеките внимание прохожих. Что делать, если возгорание произошло у вас на глазах? К примеру, вспыхнул телевизор, и пожар еще не охватил комнату. Обесточьте прибор, залейте его водой через отверстия задней стенки или накройте плотной тканью. Выбросить телевизор через окно на улицу можно лишь при безопасности для окружающих. Даже если огонь вы потушили сразу, можно отравиться продуктами горения. Немедленно выведите из комнаты тех людей, что не заняты тушением и детей. Так же поступайте и при возгорании других электроприборов.Как быть, если возник локальный очаг пожара на балконе (лоджии)? При угрозе распространения огня сразу звоните 01, закройте все двери, чтобы не создать сквозняка. При минимальной угрозе тушите огонь подручными средствами (водой из ведра, стиральным порошком, мокрой тканью, землей из цветочных горшков). Предупредите соседей о произошедшем.Замечен дым в подъезде. Если задымление позволяет ориентироваться в пространстве, постарайтесь для сообщения в службу 01 определить место горения (квартира, мусоросборник, почтовый ящик и т.д.). Запах тоже может быть характерным (резина, горючие вещества, пластик, дерево, бумага). При мелком возгорании призовите на помощь соседей и потушите очаг. При масштабном происшествии оповестите о нем жильцов и пробуйте покинуть помещение по лестничным маршам, через пожарные лестницы балкона. Если придется двигаться через плотно задымленный коридор, следует накрыться плотной намоченной тканью и перемещаться, пригнувшись или ползком. Если угрожает огненный вал, важно избежать ожогов внутренних органов: упасть, закрыть голову тканью и задержать дыхание.Заметив пожар в подвале, никогда не пытайтесь сами попасть внутрь – вызывайте пожарную команду. Если проживаете на первом этаже, откройте окна (но не дверь в подъезд!), а затем покиньте жилище, оповестив о пожаре соседей.Что делать, если на человеке горит одежда? Ему нельзя бежать: пламя разгорится еще сильнее. Огонь нужно гасить накидыванием плотной ткани, земли, снега, обливанием водой, оставляя открытой голову. Если есть возможность помочь скинуть горящую одежду, сделайте это, но очень быстро. Окажите посильную медицинскую помощь. Помните: при горении многих веществ выделяются очень ядовитые газы: синильная кислота, фосген и другие. Таким образом, опасен может быть не только огонь, но и гарь от него. Угарный и углекислый газ дают реакции от слабых головных болей до обморока, комы, паралича дыхательных центров и летального исхода. Самое страшное при пожаре в местах со скоплением людей - паника. Сохраняйте хладнокровие. Двигаясь в толпе, детей держите впереди впереди себя, ведя их за плечи. Взрослых, что оцепенели от страха, приведите в чувство, похлопав ладонями по щекам. Разговаривайте с ними спокойно и мобилизующе. Выбравшись из горящего помещения, окажите помощь нуждающимся, вызовите скорую помощь.

www.kakprosto.ru