Потанин стипендия


О программе » Стипендиальная программа Владимира Потанина

Цели 

  • Развитие образовательной среды, поддерживающей ценности знания, профессионализма, творчества и добровольчества.
  • Формирование сообщества лидеров в различных областях знания, способных обеспечить положительные изменения в обществе и нести личную ответственность за результат.
  • Включение российского образовательного сообщества и будущих выпускников вузов в мультикультурный ландшафт.
  • Расширение отечественного рынка профессий будущего и системы подготовки востребованных профессионалов для этого рынка.
  • Укрепление партнерских связей между всеми участниками образовательного процесса для масштабирования совместных инициатив и повышения их эффективности.
  • Предоставление участникам условий и ресурсов для развития навыков, профессионального роста, реализации творческого и лидерского потенциала.

Задачи

  • Поиск и продвижение новаторских подходов в образовании и современных педагогических технологий, в том числе, практико-ориентированных и междисциплинарных.
  • Изучение и продвижение профессий будущего и навыков, необходимых для успешного научного, карьерного и личного роста выпускников.
  • Развитие у студентов и преподавателей интереса к социальной и общественно-значимой деятельности и навыков социального проектирования.
  • Поддержка академической мобильности студентов и преподавателей.
  • Создание условий для реализации образовательных возможностей студентов и развития их лидерского потенциала.
  • Стимулирование профессионального и творческого роста преподавателей.
  • Организация платформы для профессионального обмена, распространения лучших образовательных и социальных практик.

Ожидаемые результаты

Программа поможет российским вузам и их партнерам расширить спектр образовательных моделей и практик для студентов и преподавателей через поддержку междисциплинарных и межсекторных партнерств, академической мобильности, организацию профессионального диалога и гибким социальным навыкам, без которых невозможно развитие экономики будущего.

Разработки программы будут способствовать повышению статуса российских вузов и их эффективной интеграции в международное образовательное и общественное пространство. Для выпускников вузов откроются новые возможности научной и профессиональной реализации.

 

Основные целевые аудитории 

  • Сообщество студентов и преподавателей.
  • Сообщество российских вузов.
  • Организации из различных сфер, реализующие партнерские инициативы с вузами.
  • Научная и педагогическая общественность, заинтересованная в развитии российской системы образования.
  • Местные и профессиональные сообщества в регионах, заинтересованные в устойчивом развитии территорий.

Мероприятия программы

Программа использует разнообразные инструменты и методы работы, которые могут варьироваться для решения приоритетных задач и достижения оптимального результата. Программа может включать следующие компоненты:

  • Индивидуальная поддержка студентов и преподавателей – финансовая (стипендии и гранты), организационная, информационная и иная.  
  • Поддержка проектных групп и организаций – финансовая, экспертная, консультационная, организационная, информационная и иная.  
  • Поддержка институционализации социальных инициатив вузов (финансовая, экспертная организационная, информационная и другая).
  • Мониторинг поддержанных проектов в период реализации. Оценка результатов.
  • Образовательные мероприятия и мероприятия по развитию навыков и компетенций: тестирования, учебные курсы, семинары, вебинары, мастер-классы, лаборатории, деловые игры, хакатоны и др.
  • Выявление и анализ современных образовательных трендов, лучших практик, соответствующих целям программы – проведение исследований, изучение воздействия и др.
  • Измерение состояния образовательной среды: формирование «Рейтинга высших учебных заведений по версии Благотворительного фонда В. Потанина» – агрегированной экспертной оценки достижений участников программы за предшествующий год.
  • Площадки (очные и виртуальные) профессионального обмена и распространения опыта: форумы, конференции, дискуссии, круглые столы, школы, обменные инициативы, базы знаний и др.
  • Международные, межкультурные, межсекторные обмены, стажировки, практики для включения российских студентов и преподавателей в формирование профессий будущего и соответствующих им образовательных стандартов. 

 

www.stipendia.ru

Грантовый конкурс » Стипендиальная программа Владимира Потанина

Конкурс объявляется один раз в год, в начале учебного года для преподавателей магистратуры из 75 вузов.

В конкурсе могут принимать участие преподаватели магистерских программ, в том числе, академические и научные руководители магистерских программ, преподаватели отдельных дисциплин, специальных курсов и семинаров, работающие в вузе-участнике по основному месту работы, по совместительству или по гражданско-правовому договору.

Номинации конкурса

Новая магистерская программа

Разработка новой магистерской программы (включая междисциплинарные, практико-ориентированные, сетевые или партнерские). Программа должна не только давать слушателям новые знания в предметной области, но и формировать инновационное мышление, социальные компетенции, навыки самоорганизации. Заявителям необходимо обосновать новизну подхода, конкурентность предлагаемой программы и потенциальную востребованность ее выпускников на рынке труда. Программа может быть разработана как на русском, так и на иностранном языке.

Новый учебный курс/ новые учебные курсы

Разработка нового учебного курса/ учебных курсов в рамках действующей магистерской программы. Предлагаемые курсы должны логично дополнять содержание программы и включать инновационную составляющую. Например, охватывать ранее не изучаемые темы, рассматривать последние научные открытия и разработки, перспективы внедрения новейших технологий и методов, включать новые методы обучения, формы индивидуальной и групповой работы и др. Учебный курс/ курсы могут быть разработаны как на русском, так и на иностранном языке.

Новый онлайн–курс/новые онлайн - курсы

Разработка нового онлайн-курса/ новых онлайн-курсов в целях развития академической мобильности обучающихся. Разработка онлайн компонентов для читаемых традиционных (офлайн) курсов с использованием различных форматов (работа с wiki, блогами, форумами, видеоматериалами и др.). Внедрение сетевых онлайн инструментов для читаемых традиционных (офлайн) курсов, в том числе организация консультаций и контроль знаний в режиме реального времени (онлайн тестирование, использование форумов, пабликов, мессенджеров и пр.). Разработка методик и симуляторов для формирования компетенций по созданию, экспертизе, использованию онлайн-курсов. Заявителям необходимо обосновать новизну подхода в создании онлайн- курса/ курсов или в использовании онлайн инструментов. Онлайн - курс/ курсы либо онлайн компонент может быть разработан как на русском, так и на иностранном языке.

Новые методы и технологии в обучении

Внедрение новых методов обучения в рамках читаемых курсов и дисциплин: разработка задач, деловых игр, кейсов, включение проектного и производственного подходов (в том числе с участием других факультетов, вузов, партнерских организаций, бизнеса) и др. Разработка специальных курсов, направленных на формирование у студентов магистратуры дополнительных умений и навыков для достижения результатов (soft skills): инновационного, креативного, системного мышления, презентации и продвижения, междисциплинарного взаимодействия, формирования многопрофильных проектных групп, коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности (в том числе через создание малых инновационных предприятий, технопарков, стартапов), социального проектирования и др. Разработка может быть реализована как на русском, так и на иностранном языке.

УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ В ГРАНТОВОМ КОНКУРСЕ

График конкурса:

  • прием заявок: с 4 октября 2017 по 11 декабря 2017
  • экспертиза заявок: с 12 декабря 2017 по 15 марта 2018  
  • объявление победителей: не позднее 20 марта 2018.

График для победителей конкурса:

  • заключение договоров о гранте с победителями конкурса: до 30 сентября 2018 
  • выплата грантов: после подписания договора о гранте,  но не ранее 1 июня 2018
  • разработка образовательного продукта: один календарный год с даты подписания договора о гранте
  • предоставление отчетности в Фонд: в течение 30 дней по истечении срока реализации проекта.

Документы

Консультации по организации конкурса проводятся представителями Фонда социальных инвестиций (www.soc-invest.ru ), который выступает оператором конкурса в 2017/2018 году, по телефонам 8 929 531 2045, 8 929 508 6094 и электронному адресу [email protected]

График вебинаров по условиям участия в грантовом конкурсе

Запись вебинара, посвященного ответам на часто задаваемые вопросы

Участники о программе 

 Галина Янковская, доктор исторических наук, профессор кафедры новейшей истории России Пермского университета: «Это один из немногих грантовых конкурсов, поддерживающих содержательное обновление высшего образования. Эксперты Фонда открыты новым методологическим ориентирам и постановкам вопросов, а также готовы гибко реагировать на форс-мажорные обстоятельства, что важно для продвижения уникальных авторских курсов или координации действий большого коллектива преподавателей. В конкурсе минимум бюрократических процедур. Дружественная и оперативная дирекция конкурса создают ситуацию «дополнительного игрока» на поле, серьезно помогая реализации проекта».

 Олег Козадеров, кандидат химических наук, доцент Воронежского государственного университета: «Программы фонда Потанина в свое время привлекли меня необычным форматом, возможностью проявить себя и получить заряд креатива. Не последнюю роль сыграла, конечно, и материальная сторона вопроса. Конкурс захватил с самого начала: соискателю предлагалось не только обобщить свой научно-педагогический опыт, но и творчески подойти к составлению базового конкурсного «продукта». Конкурсы Фонда для меня – ступени лестницы самосовершенствования, позволяющего сформировать основательный фундамент для новых достижений, личностных и профессиональных».

 

 Ирина Носко, автор магистерской программы «Психолого-педагогическое и социальное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья», Школа педагогики Дальневосточного федерального университета: «Готова ли я рекомендовать участие в программах Фонда своим коллегам? Безусловно. Более того, настоятельно советую это делать. Участие в грантовом конкурсе — это возможность не просто обобщить свои идеи в проекте, но и воплотить их в реальности. Благодаря магистерской программе познакомиться с новой для себя сферой смогли воспитатели, учителя, руководители образовательных организаций Владивостока».

 

 Ольга Шабунина, доцент, ученый секретарь кафедры органической химии Химико-технологического института Уральского федерального университета: «Благодаря гранту фонда у меня появилась возможность разработать современный курс с использованием новейших тенденций как в профессиональной области, так и в образовании. В обучении используется мультимедийное и компьютерное оборудование, которое позволило визуализировать новый курс, сделать его понятным, «вкусным» для восприятия. Самое главное — у меня появилась реальная возможность изменить в лучшую сторону не только учебный процесс, но и себя, и мир вокруг!»

 

 

 

www.stipendia.ru

Кому и как назначается потанинская стипендия 🚩 Высшее образование

Стипендия – это финансовая помощь, которая назначается студентам высших учебных заведений при условии успешного прохождения обучения. Стипендия выплачивается поступившим в вуз на бюджетной основе.

Активных и целеустремленных студентов при этом поощряет не только сам вуз, но и различные благотворительные общества, а также государственные программы. Примером последних являются именные стипендии президента, правительства, коммерческих организаций, краевая именная стипендия, а также потанинская стипендия.

Программа по присвоению потанинских стипендий действует уже более десяти лет, и отбор студентов, претендующих на данный вид стипендии, проходит на конкурсной основе. Цель программы состоит в поддержке интеллектуальной элиты страны. Членами экспертной комиссии являются психологи, которые проводят тренинги и могут оценить способности претендентов справедливо.

Присвоение потанинских стипендий связано с деятельностью некоммерческой организации «Благотворительный фонд В. Потанина». Стипендия распространяется не только на студентов вузов, но и на учащихся средних учебных заведений РФ и их преподавателей. Студенты, участвующие в Стипендиальном конкурсе, могут рассчитывать на 15 000 в месяц до конца обучения в магистратуре.

Со списком вузов-участников Стипендиальной программы Владимира Потанина 2013/14 года можно ознакомиться на официальном сайте фонда. В их числе представлены «лучшие высшие учебные заведения России, от Калининграда до Камчатки».

Для того чтобы получить потанинскую стипендию, необходимо, во-первых, сдать две последние сессии только на «отлично». Во-вторых, пройти участие в особом конкурсе, целью которого является поиск талантливых молодых людей, умеющих нестандартно мыслить.

Конкурс состоит из двух этапов. На первом необходимо выполнить письменное задание, включающее упражнения на эрудицию. На выполнение отводится 40 минут. Второй тур представляет собой деловую игру, которая проводится в течение нескольких дней. В ходе нее студент должен продемонстрировать высокие организаторские и лидерские навыки.

Если первый тур испытания нацелен на интеллект, то второй проверяет применение знаний, умений и навыков учащихся на практике. Таким образом, студенты получают не только ежемесячные выплаты в течение года, но и приобретают интересный опыт для последующей работы.

www.kakprosto.ru

Маргарита Додохова: «Потанинская стипендия – это возможность стать лидером среди сильных»

Маргарита Додохова: «Потанинская стипендия – это возможность стать лидером среди сильных»

Победитель Стипендиальной программы Владимира Потанина, грантополучатель программы «Преподаватель онлайн».

Потанинскую стипендию я выиграла на пятом курсе лечебно-профилактического факультета Медицинского университета Ростова-на-Дону. Она была на порядок выше моей повышенной стипендии, и я никогда не забуду, как на собственные деньги купила первый мобильный телефон – это было такое чудо, элемент успеха…

Меня выбрали капитаном двадцатки «потанинцев» нашего университета. Мы готовили программу, в которой должны были представить наш город и университет. В то время студенческое самоуправление в нашем вузе только зарождалось, и наша группа, фактически, стала его прообразом. Мы много ездили по России, перезнакомились со стипендиатами Москвы, Питера, Краснодара, Ставрополя, Новочеркасска, Волгограда, Саратова - и до сих пор поддерживаем эти отношения. Непередаваемое чувство единения и сплоченности появилось именно там.

К тому времени я уже была сложившимся человеком, старостой курса и группы, профоргом факультета – мои лидерские качества были востребованы. Но одно дело, когда ты лидер среди слабых и средних, совсем другое – стать лидером среди сильных. И это была проба сил на другом уровне. Конкурентная, сильная, стимулирующая среда – пожалуй, главное, что дает сообщество потанинских стипендиатов. Иногда в обычной обстановке немножко теряешь планку – все получается слишком просто, и ты начинаешь думать, что ты самый классный и замечательный….. и останавливаешься в  росте. На всевозможных сборах потанинцев, школах, семинарах ты видишь людей более сильных, толковых, талантливых, и начинаешь к ним тянуться. Это расширяет твои возможности и придает сил для новых побед.

Стипендией моя «потанинская» история не ограничилась. Закончив университет, я защитила кандидатскую диссертацию и осталась работать на родном факультете.  Спустя десять лет, в 2010 году, уже получая второе высшее образование в Пятигорской фармацевтической академии, я выиграла грант конкурса Фонда «Преподаватель онлайн». К тому времени я уже работала доцентом кафедры общей и клинической биохимии. Я была довольно далека от создания электронных учебников и любых форм преподавания в интернете, но участие в зимней Школе фонда в Сочи открыло для меня возможности элементов дистанционного обучения. Школа стала для меня колоссальным опытом подачи материала для неподготовленной аудитории – мне необходимо было прочитать лекцию для студентов из самых разных вузов, объяснив сложные медицинские вещи простыми словами.  Это дало мне уверенность, а приемы, которые я там нашла чисто интуитивно, теперь использую сознательно.

По моему опыту, потанинская стипендия – большое подспорье для выявления настоящих лидеров: оглядываясь назад, могу подтвердить, что практически все из нашей двадцатки нашли свое «место под солнцем». Отбирая победителей, эксперты-психологи не ошиблись: заметили именно тех, кто реализовал свои лидерские качества после окончания университета. Например, один из капитанов стал деканом лечебно-профилактического факультета, и это самый молодой декан университета - 38 лет (Сафроненко Андрей Владимирович). Другие капитаны – также крупные фигуры среди молодых лидеров медицинского образования и здравоохранения в целом. 

Сейчас я начальник учебной части кафедры. У меня замечательные студенты, среди них очень много людей с лидерскими качествами.  Всем, кто имеет возможность подать заявку на Стипендиальную программу (наши студенты, к сожалению, эту возможность потеряли с изменением условий программы – она работает с магистрантами, а мы не перешли на болонскую систему, у нас по-прежнему специалитет), я желаю обязательно сделать это. Пробовать свои силы, приобрести уникальные навыки и новых друзей. Дорогу осилит идущий! Удачи и успехов!

www.stipendia.ru

Химия как жизнь » Стипендиальная программа Владимира Потанина

Организовать научный турнир для старшеклассников. Увлечь школьников химией и помочь осознанно выбрать профессию. Заставить учителей вспомнить увлекательные лабораторные работы, которые они когда-то умели проводить, но в будничной суете забыли. Три года подряд команда из Уральского федерального университета выигрывала гранты Школы фонда. Авторы идеи Анна Ординарцева и Вячеслав Карпов по-прежнему готовы на все, чтобы помочь детям полюбить химию – так, как любят ее они.

Ваши проекты трижды выигрывали гранты Школы фонда - они были разными или развивали одну и ту же идею?

В 2014 году мы первый раз стали стипендиатами и приехали на Школу. Готовой идеи не было, она родилась в ходе проектной работы. Первый проект был связан с развитием проектно-инженерного мышления у школьников. В следующем году мы решили вовлечь детей в изучение естественных наук. Третий грант мы получили в 2016 году на проект, связанный с переподготовкой учителей-естественников. Так что все проекты разные, но вращаются вокруг одной глобальной идеи – повышения качества преподавания естественных наук.

Почему вас волнует эта тема?

Все мы, члены проектной команды, так или иначе связаны с преподаванием. У нас классическое и техническое образование. Вячеслав Карпов преподает на физтехе общую химию, Ольга Шабунина – доцент кафедры органической и биомолекулярной химии, некоторые члены команды занимаются частной практикой, работают в дополнительном образовании. Одна девушка из нашей команды недавно стала школьным учителем. Естественно, нас волнует то, что происходит в этой сфере. Мы обратили внимание, что  90% студентов естественных факультетов не понимают, зачем они туда пришли. Как правило, потому, что родители выбрали. В том, как преподается химия в школе, тоже многое требует модернизации. Мы давно чувствовали, что надо что-то менять – и вот подвернулся шанс действительно это сделать. Мы не устраиваем революций, но какие-то наши идеи, если реализовать их грамотно, вполне могли бы помочь.

Можно сказать, что вы готовите идеальных студентов?

Нет, мы бы просто хотели, чтобы студенты приходили в вузы учить химию сознательно. Ребята хорошие, талантливые, многие с хорошими баллами ЕГЭ – но оценки и баллы никак не решают проблемы отсутствия понимания. У нас нет задачи набрать больше людей на химические специальности. Мы будем только рады, если человек в 10 классе поймет, что химия не для него, и пойдет в менеджмент, культурологию, медицину… Куда угодно, но это будет его собственный выбор. Вторая наша цель – мы искренне считаем, что на базовом уровне современный человек должен знать все предметы, химию, в том числе.

Вы начали с того, что предложили старшеклассникам формат турнира по химии. Чем он отличается от олимпиады?

Это научное состязание, где нужно решать задачи, на которые нет точного ответа. Довольно большая история: участники целый месяц изучают предложенные им задания из современной химии, решают, дискутируют друг с другом и с экспертами. Решения оценивает компетентное жюри, состоящее из профессионалов-практиков. Когда кто-то из участников понимает, что химия его увлекает, мы предлагаем ему обучаться в школе для старшеклассников, где есть семинарские и лабораторные занятия в университете. А еще мы ходим с ними на экскурсии на предприятия – как промышленные гиганты, так и в небольшие частные компании, выросшие из инновационных предприятий.  Показываем им научные институты.  Это очень важно вовремя сказать: «Смотри, на самом деле, химия – вот такая. Применяется она здесь и здесь. Ты хочешь так работать?» Одни ребята говорят: «Да, отлично, хотим». Другие уходят и никогда не возвращаются. И тот, и другой результат хорош.  

Как появились научные шоу, ставшие ядром второго проекта?

Турнир прошел успешно, и мы стали его расширять – в том смысле, что постарались сделать так, чтобы детям захотелось решать эти впечатляющие химические задачи. Так появилась идея научных шоу с элементами игры. Мы делали это для того, чтобы заинтересовать школьников, пробудить эмоции. Показывали красивые реакции, разрешили ребятам делать опыты своими руками, предложили собирать модели молекул. 

Понятно, откуда взялась идея третьего проекта – вы решили, что шоу должно быть в каждом классе, и взялись работать с учителями.

Да, в этом году у проекта появилась «пристройка» для учителей. Мы рассказываем школьным преподавателям химии, как можно заинтересовать школьников, делимся тем, что мы умеем, чтобы уроки не сводились к сухому пересказыванию формул, чтобы химию можно было посмотреть и потрогать. Создали методическое пособие, раздали учителям наборы для лабораторных работ – осталось только взять и сделать.

Учителям, наверно, было трудно воспринимать всерьез вас, студентов, учивших их делать их собственную работу…

Поначалу, конечно, скепсис был, но быстро прошел. Учителя сами понимают, что для них это важно. По сути, они находятся в замкнутой среде, часто не зная, что представляет собой современная химия. Педагоги загружены бумажной работой и часто успевают лишь заполнить бумажки, чтобы не получить «по шапке». Следить за тенденциями развития современной промышленности и преподавания они могут с трудом. У нас была гипотеза, что когда-то учителя все эти лабораторные работы умели делать и делали – например, в чудесное время расцвета советской педагогики. Потом финансирование свернулось, и все это заглохло. Сейчас они, может, и хотели бы к этому вернуться, но сделать это не так-то просто. В конце курса участники подтвердили нашу гипотезу: «Мы все это знали и умели, почему мы перестали этим заниматься? Как хорошо, что теперь у нас есть возможность снова показывать детям красивые опыты». Получается, что мы не учим, а помогаем вспомнить хорошо забытое. Проект помог учителям не чувствовать себя одинокими, а стать членами сообщества, где все увлечены похожими идеями. Наверное, это самый ценный итог. Всего подготовку прошли 45 учителей. В конце года мы расстались с ними как друзья и коллеги, которые вместе работают над качеством образования. 

Кто-нибудь помогает вам финансово, кроме фонда Потанина?

Несмотря на то, что проект идет уже три года, и мы сколотили хорошую команду, он по-прежнему остается в основном волонтерским. Нам помогает физико-технологический институт УрФУ – площадкой и оборудованием, которым мы безвозмездно пользуемся. Преподаватели помогают вести курсы. Постоянных источников финансирования нет, все держится на энтузиазме тех, кто разделяет нашу идею. Помог Информационный центр атомной энергетики – на его площадке прошло закрытие третьего проекта. Помощи от администрации или управления образования нет: власти на нас смотрят примерно так: «У вас все хорошо – вот и продолжайте».

Вы планируете развиваться, делать проект устойчивым?

Мы определили способы монетизации и начали это делать. Пока это только начало пути, но нам кажется, что у нас неплохо получается. А вообще турнир показывает устойчивый рост, в каком-то смысле, самовоспроизводится. Все те, кто в этом задействован – учителя, профессора, молодые ученые, студенты, школьники – продолжают эту работу, привлекают новых участников. Происходит естественная ротация.

Что бы вы пожелали тем, кто сейчас подает свои заявки на Школу фонда?

Не бояться. То, что мы делаем, называется предпринимательством, и иногда это сложновато, страшновато брать на себя ответственность. Но это очень интересно.

 

www.stipendia.ru