2.2.5. Порядок задержания правонарушителей, правила применения оружия. Порядок задержания


Порядок и основания для задержания :: BusinessMan.ru

Фактический захват лица или просто задержание - комплекс мероприятий, осуществляемый правоохранительными органами, полицией в том числе. Человек при этом лишается возможности свободно передвигаться.

Что такое задержание?

Задержание - термин, имеющий множество трактовок.

Во-первых, задержание можно охарактеризовать, как следственное действие неотложного характера. Это ограничение свободы лица сроком не более чем на 72 часа. Основания для задержания, в данном случае, подозрения в совершении преступления. Захват лица вправе осуществлять следователь или орган дознания.

Во-вторых, задержание может являться административной мерой, которую предусматривает статья 240 УК РФ. Лицо, совершившее административное нарушение, подвергается захвату сроком не более чем на 3 часа.

В-третьих, на обычном бытовом языке задержание - любая форма ограничения личной свободы человека. Захват осуществляется одним из способов: насильственным и ненасильственным.

В-четвертых, захват понимается как действие лица, направленное на физическое удержание правонарушителя с целью доставки его в правоохранительные органы или орган власти для разъяснения всех обстоятельств.

Подозреваемые содержатся в специальном помещении под пристальным наблюдением охраны в условиях отсутствия угрозы для здоровья и жизни. Согласно правилам содержания подозреваемых, установленных правительством России, назначаются нормы питания, медицинского обслуживания.

Цели задержания

Основания задержания лица имеют определенные цели и к ним относится следующее:

  • пресечение возможности подозреваемого лица продолжать свою преступную деятельность и воспрепятствовать установлению истинных причин преступления согласно уголовному делу;
  • пресечение возможности уклонения подозреваемого от уголовной ответственности;
  • пресечение скрытия.

То есть задержание помогает выяснить, причастен ли человек к определенному преступлению. Кроме того, оно помогает решить вопрос о мере пресечения для подозреваемого лица.

Задержание и основания

Основания для задержания гражданина должны быть, конечно, аргументированными. Захват лица возможен, если имеются сведения о фактах, накладывающих подозрения на гражданина. Статья 91 часть 1 Уголовного кодекса РФ состоит из перечня ситуаций, по которым определенный гражданин может быть задержан.

К ситуациям относятся:

  • факт обнаружения человека на месте преступления или во время его совершения;
  • установление личности подозреваемого со слов и описания очевидцев или потерпевших;
  • обнаружение следов преступления на теле или одежде подозреваемого во время обыска.

Согласно статье 91 части 2 УК РФ, захват гражданина возможен, если имеются иные основания процессуального задержания, которые свидетельствуют о том, что подозреваемый имеет прямое отношение к преступлению. Кроме того, скрытие, уклонение от ответственности также могут являться основанием для задержания.

Задержание лица возможно лишь тогда, когда за совершенное преступление может быть назначен определенный срок. Правильная классификация преступления - законность насильного захвата гражданина.

Кто осуществляет задержание?

Основанием для задержания являются ситуации, при которых гражданин подозревается в совершении преступления. Захват осуществляют только лица, имеющие право производить его.

основанием для задержания подозреваемого является преступление

Задержание может быть осуществлено:

  1. Сотрудниками полиции, даже в случаях, когда преступление носит административный характер. Полицейские вправе составлять протокол задержания.
  2. Сотрудниками охранных структур, которые осуществляют надзор за хозяйственными, образовательными, финансовыми и прочими предприятиями.
  3. Сотрудниками военной автоинспекции, когда нарушаются требования ПДД. Чаще всего нарушение носит административный характер.
  4. Сотрудниками пограничной службы, если лицо пытается незаконно проникнуть на территорию Российской Федерации, обойдя таможенные процедуры.
  5. Сотрудниками Государственного наркоконтроля, когда дело касается незаконного оборота наркотических или психотропных веществ.
  6. Судебными приставами.

Процессуальный порядок задержания подозреваемых

Основанием для задержания подозреваемого является факт причастности к определенному преступлению. Данный гражданин задерживается и доставляется в орган дознания. С ним работает дознаватель, который составляет протокол. Процессуальное задержание не должно длиться более 3 часов. Акт захвата подозреваемого состоит из нескольких пунктов, в которых указываются личные данные человека, информация о дознавателе от фамилии до мелких деталей биографии. Также в акте прописывается информация о преступлении, мотивах подозреваемого, рассказах очевидцев. Задержанное лицо знакомится со своими правами, которые прописаны в статье 46 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Для подтверждения протокола необходимы подписи двух сторон. Основания для задержания излагаются с указанием источников, благодаря которым стала известна личность подозреваемого.

Если подобными источниками служат материалы из оперативной и розыскной деятельности, то можно указать сообщение, поступившее от оперативной службы, выяснившей обстоятельства преступления. О задержании информируется прокурор. Доклад доставляется только в письменном виде не позднее 12 часов после задержания.

Срок задержания

Существуют временные периоды задержания. Например, максимальный срок составляет 48 часов. Срок может быть продлен по решению суда до 72 часов, это помимо 48 часов основного времени.

Всем известно, что судебные тяжбы - это долгий процесс. В судебном порядке срок задержания подозреваемого лица может быть продлен, если необходима явка защитника, без которого не может обойтись ни одно судебное слушание.

Неформальные правила

Неформальные правила помогают справиться со стрессом и исключить сложности во время задержания.

основания для задержания гражданина

Необходимо четко соблюдать ряд правил.

Ничего и никогда не нужно объяснять сотрудникам полиции, приставам или следователям самолично или самостоятельно. Все эти перечисленные лица являются вашими противниками, как бы грубо это ни звучало. Не давайте никаких комментариев, пока на вашу защиту не встанет профессионал - адвокат.

Нельзя соглашаться на услуги адвокатов, предложенных прокурором или следователем.

Показания лучше давать после подробной консультации адвоката, который посоветует, что и как говорить.

Показания менять ни в коем случае нельзя - создается нехорошее впечатление у судей.

Адвокат должен быть один на весь судебный процесс, смена защитника - плохое решение.

Нельзя отступать от линии защиты, которую помогает выстроить адвокат, следуйте ей во что бы то ни стало.

Важно помнить, что существует конституционное право не свидетельствовать против себя самого или родных людей, даже если вы просто свидетель по уголовному делу. Опасные вопросы можно игнорировать или просто отказаться на них отвечать.

Задержание несовершеннолетних граждан

Рассмотрим основание и порядок задержания лиц, не достигших 18-летнего возраста. Задержание возможно лишь после информирования родителей или опекунов. Кроме того, составление протокола задержания возможно лишь в присутствии перечисленных лиц. Несовершеннолетние граждане не могут самостоятельно принимать решения, это вправе делать только родители.

Основания для задержания несовершеннолетних граждан такие же, как в случае со взрослым населением. Содержатся подозреваемые, не достигшие 18-летнего возраста, отдельно от взрослых. Все остальные детали захвата осуществляются по общим правилам.

Применение уголовно-процессуальных мер по отношению к несовершеннолетнему обвиняемому или подозреваемому имеет определенную специфику. Эта специфика предопределяется правовым статусом несовершеннолетнего гражданина и совокупностью процессуальных и уголовных норм, которые регламентируют особенности производства дел.

businessman.ru

О порядке задержания граждан.

Фактическое задержание и доставление лица.

Фактическое задержание (захват) лица - это проводимый правоохранительными органами, в частности полицией, ком­плекс мероприятий, в результате которых человек лишается фактической возможности свободно передвигаться, а правоо­хранительные органы, наоборот, получают фактическую воз­можность принудительно доставить его в орган дознания или к следователю.

Говоря о захвате, следует обратить внимание, что это действие само по себе является лишь самым первым актом, обуславливающим задержание подозреваемого в совершении преступления. Захват как таковой не реализует всех целей задержания. Однако посредством это­го сугубо обеспечительного мероприятия решаются две важнейшие организационно-правовые задачи: пресекается дальнейшая преступ­ная деятельность задержанного и обеспечивается возможность его до­ставления в орган дознания или к следователю.

Поэтому очевидно, что возможностью проводить фактическое за­держание (захват) наделен весьма широкий круг сотрудников правоо­хранительных органов. Это любые должностные лица, имеющие право доставлять задержанных для дальнейшего разбирательства в орган до­знания или к следователю. Например, согласно п. 13 ст. 13 закона «О по­лиции» таким правом обладает любой сотрудник полиции, действующий в пределах своих полномочий (сотрудник патрульно-постовой службы, инспектор ГИБДД, сотрудник ОМОН и т.д.). Аналогичные права имеют со­трудники ФСБ России, ФСКН России и пр.

Доставление - это деятельность правоохранительных органов по принудительному перемещению задержанного от места захвата к месту производства предварительного расследования. Итогом доставления является передача задер­жанного должностному лицу органа дознания или следователю, уполномоченному вынести процессуальное решение о задержании. Срок, затраченный на доставление лица к месту производства предварительного расследования, включается в общий срок задержания.

При этом сотрудники полиции и иных правоохранительных орга­нов должны обеспечить доставление задержанного в кратчайшие сро­ки с тем, чтобы он находился в подобном юридически незакрепленном статусе минимальное время.

 

Права граждан при задержании: бесконфликтное поведение при фактическом задержании и доставлении в орган дознания или к следователю.

 

Бесконфликтный захват выражается в полном подчинении задер­жанного требованиям сотрудника полиции (иного правоохранительного органа) проследовать вместе с ним в соответствующий орган дознания или к следователю. Подобное поведение человека в большинстве случа­ев представляется наиболее рациональным и грамотным. Особую важ­ность это поведение приобретает в ситуациях, когда он считает действия сотрудников правоохранительных органов явно необоснованными.

Бесконфликтный захват позволяет в достаточно спокойной обста­новке прямо на месте разрешить целый комплекс важнейших вопросов, которые впоследствии возможно сыграют ключевую роль в исходе дан­ного дела и соответственно в судьбе задержанного человека.

Так, во-первых, бесконфликтная ситуация позволит сотруднику по­лиции (иного правоохранительного органа) на месте в достаточно спо­койной обстановке объяснить человеку мотивы задержания (например, то, что он похож по приметам на разыскиваемого преступника, или что он управляет автомобилем, находящимся в розыске и т.д.) Следовательно, задержанный уже с самого начала сможет дать какие-то пояснения по по­воду случившегося, предпринять какие-либо действия, чтобы как можно скорее избавиться от возможно надуманных подозрений в свой адрес.

В противном случае при воз­никновении кон­фликта вопрос об освобождении задержанного за­тянулся бы на го­раздо более дли­тельное время.

Во-вторых, бесконфликтная ситуация позволя­ет избежать при­менения к задержанному физической силы, специальных средств или даже огнестрельного оружия. Так, согласно гл. 5 закона «О полиции» сотрудники полиции в определенных ситуациях, в том числе связанных с доставлением, имеют право применять физическую силу, в частности боевые приемы борьбы, специальные средства (резиновые палки, на­ручники, служебных собак и т.д.), а также огнестрельное оружие.

Особенно остро эта проблема возникает в ситуациях, связанных с «несанкционированными» шествиями, пикетами и демонстрациями, а также в местах массового скопления народа в праздники и дни народ­ных гуляний.

Ну и наконец, в-третьих, бесконфликтная ситуация позволит в определенной мере составить сотрудникам правоохранительных ор­ганов некий «психологический портрет» задержанного, охарактеризо­вать его личность. А зачастую, особенно в сложных и неопределенных ситуациях, это позволяет проверить и оценить имеющиеся в уголовном деле доказательства и таким образом принять в отношении задержан­ного правильное решение.

Конечно, далеко не любая ситуация может быть разрешена в бес­конфликтной обстановке. Безусловно, в практике возникает достаточно много случаев, где конфликт между задержанным и сотрудником пра­воохранительного органа неизбежен или, по крайней мере, весьма ве­роятен. Но даже здесь на конфликт следует идти взвешенно, осмыслен­но, после четкого понимания всех «за» и «против». И при этом в любом случае необходимо избегать излишней эмоциональности и уж, конечно, применения физической силы. Даже если конфликт и неизбежен, он дол­жен протекать в спокойной обстановке. Все вышеуказанные рекоменда­ции можно также отнести и к процедуре принудительного доставления задержанного в орган дознания или к следователю.

 Права граждан с момента фактического задержания.

Фактическое задержание и доставление лица в орган дознания или к следователю сами по себе не являются уголовно-процессуальным ак­тами. Как мы уже отмечали выше, эти действия имеют исключительно организационно-обеспечительный характер. Следовательно, по прави­лам российского уголовно-процессуального законодательства с момен­та фактического задержания лицо еще не приобретает полноценный статус подозреваемого. Таковым оно становится лишь после вынесения полномочным органом дознания или следователем соответствующего процессуального акта - протокола задержания подозреваемого, о чем речь пойдет далее.

Однако сами по себе фактическое задержание и доставление суще­ственным образом ограничивают его право на свободу и личную непри­косновенность. Поэтому некоторые права подозреваемого, предусмо­тренные ст. 46 УПК РФ, закон предоставляет ему с момента фактического задержания, а именно:

1. Право на защитника

Защитник - это участник уголовного судопроизводства, который в установленном порядке осуществляет защиту прав и интересов подо­зреваемых и обвиняемых, а также оказывает им юридическую помощь при производстве по уголовному делу (ч. 1 ст. 49 УПК РФ). Право на за­щитника на самом концептуальном уровне вытекает из международно-правых стандартов обеспечения прав и свобод личности. Ч. 1 ст. 48 Конституции РФ гарантирует каждому лицу право на получение ква­лифицированной юридической помощи. И наконец, право на участие в уголовном деле защитника является составляющей частью одного из принципов современного российского уголовного процесса (ст. 16 УПК РФ).

Согласно ч. 2 ст. 49 УПК РФ, в качестве защитника подозреваемого, в том числе задержанного по уголовному делу, допускаются исключи­тельно адвокаты.

Так, адвокатами являются лица, получившие в установленном по­рядке соответствующий статус и имеющие право заниматься адвокатской деятельностью (ч. 1 ст. 2 закона «Об адвокатской деятельности и ад­вокатуре»). Адвокат допускается к участию в уголовном деле в качестве защитника по предъявлении своего адвокатского удостоверения и ор­дера. Удостоверение адвоката является документом, подтверждающим статус адвоката, и выдается органами юстиции РФ (ч. 1-3 ст. 15 закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре»). Тем самым государство в лице органов юстиции как бы гарантирует надлежащую квалификацию адвоката для выполнения им, в том числе функций защитника по уголов­ному делу. В свою очередь ордер выдается соответствующим адвокат­ским образованием (коллегией адвокатов, адвокатским кабинетом и т.д.) и подтверждает право адвоката на участие в данном уголовном деле (ч. 2 ст. б закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре»).

Действующее уголовно-процессуальное законодательство преду­сматривает две формы (два порядка) обеспечения защитника:

- приглашение защитника;

- назначение защитника.

Приглашение подразумевает частно-правовой порядок обеспече­ния защитника посредством заключения с ним соответствующего со­глашения об оказании юридической помощи и последующей выплаты доверителем денежного вознаграждения (ч. 1-2 ст. 25 Закона «Об адво­катской деятельности и адвокатуре»). Поскольку данная форма обеспе­чения защитника является свободным волеизъявлением частных лиц, то законодатель допускает возможность приглашения одновремен­но нескольких защитников. В соответствии с ч. 1 ст. 50 УПК РФ правом приглашения защитника обладают: сами подозреваемые (в том числе задержанные), законные представители несовершеннолетних или не­дееспособных подозреваемых, а также другие лица по поручению или с согласия подозреваемых (их законных представителей).

Из смысла сказанного становится очевидным, что хотя право на за­щитника у задержанного появляется непосредственно с момента фак­тического задержания, его практическая реализация возможна лишь через определенное время. Так задержанный вначале должен изве­стить своих близких родственников, либо каких-то иных доверенных лиц, либо непосредственно адвоката о факте задержания. В этой связи в течение 3 часов ему должно быть предоставлено право на телефон­ный звонок или он может попросить сделать такой звонок сотрудника правоохранительного органа.

Далее с адвокатом должно быть заключено соответствующее со­глашение, выдан ордер. Все указанные процедуры тоже требуют опре­деленных временных затрат. В частности, большинство граждан РФ не имеют так называемого постоянного адвоката, к которому можно безотлагательно обратиться за помощью в любое время. Поэтому, как пра­вило, после уведомления о задержании доверенные лица начинают поиски адвоката. Процедура заключения соглашения и получения орде­ра также занимает определенное время. Таким образом, в реальности адвокат получает полноценную возможность прибыть к задержанному и включиться в дело минимум через несколько часов. Особенно болез­ненно эта проблема ощущается при задержании человека в вечернее время. В подобных ситуациях приглашенный адвокат может приступить к делу лишь на следующий день.

Возникновение данных проблем обусловлено противоречивостью российского законодательства. С одной стороны, закон предоставляет право на защитника с момента фактического задержания, а с другой - не закрепляет механизмов реализации этого права. Поэтому полностью эти проблемы, которые, к великому сожалению, приводят к ограниче­нию конституционных прав личности, на практике исключить нельзя. Однако их можно несколько минимизировать. В частности, человек мо­жет иметь своего постоянного адвоката, чтобы обратиться к нему непо­средственно после задержания. Это позволит существенным образом сократить сроки прибытия адвоката и начала осуществления им своих функций по защите задержанного.

Назначение подразумевает публично-правовой порядок обеспече­ния защитника-адвоката посредством государственно-властного требо­вания дознавателя и следователя. Данная форма обеспечения участия защитника должна быть применена в тех случаях, когда задержанный самостоятельно не может или не хочет принять меры по его приглаше­нию. Назначение защитника необходимо и тогда, когда не может явиться приглашенный защитник.

Наличие подобной процедуры обусловлено установленной Конституцией Российской Феде­рации гарантией на получение каждым квали­фицированной юридической помощи (незави­симо от финансовых или иных возможностей).

Поэтому назначение защитника предполагает полное освобождение задержанного (его близких) от поиска защитника и от бремени оплаты его труда. Расходы на оплату назначенного защитника компенсируются за счет средств федерального бюджета (ч.5 ст. 50 УПК РФ и ч.8 ст. 25 закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре»). Таким образом, данная процедура в ряде случаев оказывается более эффективной, нежели приглашение защитника.

Но, тем не менее, она также имеет ряд недостатков. Во-первых, за­держанный лишается права выбора защитника; ему будет предоставлен тот адвокат, которого направит для его дела соответствующее адвокат­ское образование. Данный адвокат может его не устроить, у них может не возникнуть взаимопонимания и т.д.

И, во-вторых, современная уголовно-процессуальная практика складывается таким образом, что вопросы назначения защитника ре­шает уже следователь или дознаватель после составления протокола задержания лица по подозрению в совершении преступления. Иными словами сотрудники полиции или иных правоохранительных органов до передачи задержанного следователю самостоятельно не будут пред­принимать никаких действий по назначению защитника. Формально в обосновании этого лежат нормы возлагающие обязанность по назначе­нию защитника только на дознавателя, следователя и суд, но никак не на должностных лиц, осуществляющих фактическое задержание и достав­ление. Таким образом, налицо еще одно законодательное противоречие. Право на защитника появляется у человека с момента фактического за­держания. Более того, сотрудники, осуществляющие задержание, обя­заны разъяснить ему это право. Однако полномочиями по реализации данного права они не наделены.

2. Право давать или не давать объяснения

Объяснения - сведения, сообщенные лицом сотруднику правоохра­нительного органа по существу заданных им вопросов. Нередко после осуществления фактического задержания, с человека требуют объясне­ния, например, в целях решения вопроса о возможности возбуждения уголовного дела, в целях получения быстрой и оперативной информа­ции о причинах его нахождения в данном месте, о возможных соучаст­никах, месте их нахождения и т.д.

Объяснения имеют предварительный характер и в большинстве случаев предшествуют аналогичным процессуальным действиям - до­просам. Основное различие состоит в том, что получение объяснений в отличие от допроса не урегулировано нормами УПК РФ, проводится вне процессуальной процедуры и, следовательно, не может обуславли­вать формирование доказательств по уголовному делу. Тогда как допрос направлен именно на формирование доказательств - соответствующих показаний.

Следовательно, результаты объяснений не имеют юридически важ­ного значения для разрешения уголовного дела по существу, не могут быть положены в основу обвинения и как следствие - использованы при постановлении приговора. Однако при этом их нельзя оставлять без надлежащего внимания. Так, например, на основании первоначальных объяснений в совокупности с другими предварительными материалами следователь или дознаватель решают вопросы о возбуждении уголов­ного дела, о необходимости составления протокола задержания лица по подозрению в совершении преступления и т.д. В связи с этим человек, подвергшийся фактическому задержанию, должен очень серьезно и обдуманно отнестись к содержанию той первоначальной информации, которую он сообщает сотрудникам правоохранительных органов в сво­их объяснениях.

Задержанный в принципе может отказаться от дачи каких-либо объяснений (полностью или в части) с из­ложением причин подобного отказа или без такового, то есть вообще хранить молчание. Более того, он также имеет право давать объяснения, содержащие недостоверные сведения, не неся за это никакой ответственности. Ну и конечно, задержан­ный вправе полноценно и достоверно изложить все те обстоя­тельства, которые он считает существенными. Причем если человек считает, что он задержан необоснованно, наиболее рациональной линией его поведения должны быть именно полно­ценные и правдивые объяснения.

При получении объяснений задержанный имеет право написать их собственноручно, отразив все необходимые, по его мнению, обстоя­тельства. Если же объяснения записывает сам сотрудник полиции (иного правоохранительного органа), то после прочтения человек вправе соб­ственноручно вписать какие-либо уточнения, дополнения или иные све­дения. Подобное право позволяет минимизировать допускаемые ошиб­ки и неточности, а также противостоять возможным злоупотреблениям.

И в завершении необходимо отметить о нежелательности отказа от подписания соответствующих объяснений, поскольку данный факт не имеет существенного юридического значения.

3. Право пользоваться родным языком, любым другим языком. Право на переводчика.

Уголовное судопроизводство как один из видов государственной правоохранительной деятельности осуществляется на русском языке. В республиках, входящих в состав РФ, оно может вестись на их государ­ственных языках (ч. 1 ст. 18 УПК РФ).

Вместе с тем государство гарантирует каждому человеку, находяще­муся на территории РФ, право на пользование родным языком, на сво­бодный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ч. 2 ст. 26 Конституции). В частности, все народы РФ праве сохранять родной язык, создавать условия для его изучения и развития (ч. 3 ст. 68 Консти­туции РФ). Поэтому лицам, не владеющим или недостаточно владеющим языком уголовного судопроизводства, должно быть разъяснено и обе­спечено право участвовать в уголовно-процессуальных отношениях на родном языке или другом языке, которым они владеют. В частности, им бесплатно должен быть предоставлен переводчик.

Переводчик - это лицо, свободно владеющее языком, знание которого необходимо для перевода (п. 7. ст. 59 УПК РФ). При этом следует отметить, что право на переводчика не следует расценивать как возможность для злоупотреблений. Оно мо­жет и должно быть реализовано лишь при реальной надобно­сти оказания задержанному помощи в обеспечении перевода.

В связи с этим Конституционный Суд РФ в одном из своих решений обратил внимание, что ходатайство об обеспечении тому или иному участнику судопроизводства помощи переводчика может быть отклоне­но, если материалами дела будет подтверждаться, что такое ходатайство явилось результатом злоупотребления.

4. Право на обжалование действий, бездействия или решений сотрудников полиции или иных правоохранительных органов

Возможность обжалования уголовно-процессуальных действий (бездействия) и решений является одной из важнейших гарантий защи­ты прав и свобод человека в уголовном судопроизводстве.

  

Информация подготовлена

с использованием материалов

общероссийской организации

«Ассоциация юристов России»

29.xn--b1aew.xn--p1ai

это что такое? Понятие, основания для задержания, порядок и правила процесса

Задержание – это одна из наиболее распространенных процессуальных мер принуждения. Она используется для обеспечения явки лица, подозреваемого в преступлении, в органы, осуществляющие расследование или судебное разбирательство. Порядок задержания регламентируется главой 12 УПК. Рассмотрим эту меру подробнее.

задержание это

Общие сведения

Суть применения рассматриваемой меры в отношении подозреваемого заключается в обеспечении кратковременного содержания гражданина под стражей без получения разрешения суда. Задержание, согласно 11 пункту 5 статьи УПК, как процессуальная мера принуждения применяется дознавателем, органом дознания или следователем. Законодательство четко регламентирует срок, в течение которого субъект может быть задержан. В исключительных случаях продолжительность содержания под стражей может быть увеличена.

Специфика

Задержание – это неотложное процессуальное действие. С одной стороны, оно не считается обязательным и обладает в большей степени факультативным характером. Вместе с тем задержание – это необходимое условие соблюдения правил предварительного расследования в неотложных ситуациях. Ими, в свою очередь, следует признавать такие обстоятельства, которые четко указывают на признаки уголовного деяния. Для задержания у сотрудников правоохранительных органов должны быть основания считать, что промедление может привести к:

  1. Утере следов преступления.
  2. Потере возможности возместить ущерб.
  3. Сокрытию лиц, причастных к деянию.

Сложности применения норм

По мнению ряда юристов, необходимо осуществлять задержание после возбуждения дела. Специалисты отмечают, что применение этой меры начинается с оформления специального процессуального документа, на основании которого гражданин направляется в помещение для задержанных. Данные действия сопровождаются обыском и составлением протокола. Согласно положениям УПК, ключевое условие такого задержания – уголовное дело, открытое в отношении конкретного лица.

Вместе с тем ВС РФ указывает на законность применения процессуальной меры и до открытия производства. Инстанция аргументирует свое мнение тем, что УПК не ставит задержание в зависимость от наличия возбужденного дела. Такие разные подходы создают на практике немало проблем. В момент задержания до открытия дела протокол не оформляется или составляется, но при этом дата на постановлении о возбуждении производства указывается произвольно.

Если уполномоченный служащий отказывает в открытии дела, протоколы, оформленные по результатам уже совершенных следственных мероприятий, превращаются в материалы проверки заявления о преступлении. К примеру, документ, составленный в ходе допроса свидетеля, трансформируется в "опрос" очевидца. При этом нередко протоколы задержаний, осуществленных незаконно, просто уничтожаются.

Следует также отметить, что решение об отказе в открытии производства лишает задержанного ряда прав, в том числе возможности требовать реабилитации и компенсации ущерба.

срок задержания

Общие условия применения меры

Основанием задержания признается наличие подозрения в совершении деяния, за которое гражданину может быть вменено лишение свободы.

Чтобы применение меры принуждения было законным, необходимо соблюсти процессуальную форму. В частности, должен существовать надлежащий объект задержания – это гражданин, подозреваемый в посягательстве. Кроме этого, должны быть четко сформулированы цели и основания применения меры. Обязательным является соблюдение правил задержания.

Субъект, применяющий процессуальную меру, должен иметь соответствующие полномочия, принять дело к производству или исполнять постановление другого компетентного органа.

Задержание обвиняемого

Применить процессуальную меру можно не только к подозреваемому. Задержать можно и обвиняемого, и уже осужденного, но укрывающегося от отбывания наказания. В последнем случае речь идет, в частности, о лицах, находящихся за границей, но приговоренных к лишению свободы российскими судами. Задержание таких граждан осуществляется в рамках сотрудничества отечественных и зарубежных правоохранительных органов. Как правило, эти субъекты объявлены в международный розыск. После поимки при соблюдении международных уголовно-правовых принципов такие граждане доставляются в российский суд.

Задержание обвиняемого также считается неотложной процессуальной мерой. Ее суть заключается в кратковременном содержании субъекта под стражей для незамедлительного доставления в судебную инстанцию. Наличие в УПК норм, регламентирующих основания задержания обвиняемого, обусловлено необходимостью не допустить заочного помещения гражданина под стражу.

Нюансы

Уголовно-процессуальное задержание необходимо отличать от фактического и административного задержания, а также ограничения физической свободы осужденного на срок до 1 мес., в связи с уклонением от исполнения вмененного ему наказания.

В законодательстве, кроме общих правил, закреплен специальный порядок применения меры принуждения к отдельным категориям должностных лиц, имеющих служебный иммунитет. Так, депутат Госдумы, мировой/федеральный судья, член СФ, прокурор и ряд иных лиц, задержанные по подозрению в преступлении, освобождаются сразу же после установления их личности. Исключением являются случаи поимки указанных служащих на месте совершения деяния.

Цели применения меры

Задержание полицией или служащими иных правоохранительных органов осуществляется для определения:

  1. Причастности субъекта к деянию.
  2. Необходимости помещения лица под стражу.

Если указанные обстоятельства выяснены, рассматриваемая мера принуждения не применяется. Средства задержания должны быть законными. Не допускается физическое ограничение свободы субъекта для получения от него признательных показаний.

задержание российских судов

Основания применения меры

Они приводятся в 91 статье УПК. Согласно норме, уполномоченный служащий может применить процессуальную меру, если:

  1. Гражданин пойман непосредственно на месте преступления. К примеру, это может быть задержание за взятку, кражу, убийство и пр.
  2. Лицо поймано непосредственно после совершения деяния.
  3. Очевидцы или потерпевший указали на данного гражданина как на причастного к преступлению.
  4. На этом субъекте, его одежде, в его жилище были обнаружены следы преступления. К примеру, это могут быть капли крови, имущество, украденное у потерпевшего, и пр.

Для осуществления задержания достаточно хотя бы одного из указанных условий.

При наличии информации, указывающей на возможную причастность субъекта к преступлению, он может быть задержан, если:

  • пытался скрыться;
  • у него нет постоянного места проживания;
  • его личность не установлена;
  • следователем (по согласию начальника следственного подразделения) или дознавателем (с разрешения прокурора) в судебную инстанцию направлено ходатайство о заключении лица под стражу.

Местом проживания следует считать жилой дом, квартиру, служебное помещение, специализированное учреждение (гостиницу, приют и пр.). или иное помещение, в котором субъект преимущественно или постоянно живет в качестве собственника, нанимателя, арендатора или на иных основаниях, закрепленных федеральным законом.

Личность гражданина признается неустановленной, если у него отсутствуют документы или в них присутствуют подчистки либо следы подделки.

Приведенный выше перечень оснований считается исчерпывающим.

Этапы задержания

Условно процедуру разделяют на несколько стадий:

  1. Фактическое задержание.
  2. Доставление в отделение и составление протокола.
  3. Свидание с адвокатом.
  4. Допрос.
  5. Уведомление о задержании прокурора и иных лиц.
  6. Освобождение гражданина или передача уполномоченному органу для избрания меры пресечения.

В законодательстве упоминается 2 вида задержания: процессуальное и фактическое. Последнее представляет собой захват, непосредственное лишение субъекта физической свободы. Фактическое задержание предшествует процессуальному. Его цель заключается в пресечении противоправной деятельности гражданина или выяснении его причастности к преступлению.

задержание сотрудников

Особенности фактического задержания

Как правило, физическое лишение лица свободы перемещения производится в рамках административно-правовой деятельности и оперативно-розыскных мероприятий уполномоченными служащими. Иными словами, эта процедура осуществляется вне уголовного судопроизводства. Однако, несмотря на это, отсчет 48-часового срока задержания начинается именно с момента фактического захвата лица.

После лишения свободы передвижения гражданин принудительно доставляется к следователю либо в орган дознания для составления протокола. Необходимо подчеркнуть, что полномочием осуществлять процессуальное задержание наделяются только субъекты, осуществляющие досудебное производство. К ним относят орган дознания, дознавателя и следователя.

Личный обыск

Законодательство допускает личный осмотр задержанного лица. Для осуществления обыска нет необходимости выносить постановление и получать судебное решение.

Вместе с тем уполномоченный служащий обязан соблюсти процессуальные правила выполнения личного досмотра. Они закреплены в статьях 182 и 184 УПК.

Личный обыск гражданина осуществляется служащим одного с ним пола и в присутствии специалистов и понятых этого же пола (если они привлечены к производству этого следственного мероприятия). Ход и итоги обыска отражаются в протоколе.

Процедурные моменты

После доставления гражданина к следователю или дознавателю в течение трех часов должен быть оформлен протокол. Этот документ фиксирует факт задержания. В протоколе должна присутствовать отметка о том, что лицу были разъяснены права, закрепленные в 46 статье УПК. Кроме этого, указываются время и дата составления документа, место, дата, время, основания, мотивы задержания, результаты проведенного обыска и иных следственных действий.

Протокол подписывает служащий, его составивший, а также сам задержанный.

Свидание с защитником

По просьбе задержанного до начала допроса организуется первая встреча с адвокатом. Свидание должно проходить конфиденциально и в отсутствии сотрудников правоохранительных органов.

При необходимости привлечения задержанного к выполнению процессуальных мероприятий длительность встречи свыше двух часов может ограничиваться дознавателем/следователем. О соответствующем решении подозреваемый и его защитник должны быть извещены заранее. При этом в любом случае длительность встречи не может быть меньше двух часов.

момент задержания

При возникновении необходимости провести оперативно-розыскные мероприятия разрешены встречи дознавателя с подозреваемым с разрешения сотрудника, в производстве которого находится дело.

Задержанный должен быть допрошен согласно требованиям 2 части 46 статьи, а также положениям ст. 189, 190 УПК.

Уведомления

Согласно требованиям 96 статьи УПК, о задержании лица необходимо известить лиц, перечень которых определен законом.

В течение 12 часов следователь, дознаватель, орган дознания уведомляет прокурора о выполненном процессуальном действии. Извещение направляется в письменном виде. Кроме этого, также до истечения 12 часов с момента задержания уведомляются близкие родственники подозреваемого. Закон допускает предоставление задержанному возможности самостоятельно известить близких. Уведомление составляется в письменной форме и приобщается к материалам дела.

Важные моменты

В законодательстве прописаны специальные правила задержания сотрудников ОВД, члена наблюдательной комиссии, военнослужащего. О факте произведенных действий должны быть уведомлены секретарь Общественной палаты и наблюдательная комиссия, начальник в/ч, в которой лицо проходит службу, или руководитель органа, в штате которого находится задержанный.

Если субъект является подданным либо гражданином другой страны, не позднее 12 часов уведомление о применении меры принуждения направляется в консульство или посольство. При этом в законе не предусмотрена обязанность служащих извещать родственников о задержании таких лиц.

На практике может возникнуть необходимость сохранить в тайне факт задержания в интересах предварительного следствия. В таких ситуациях уведомление по согласованию с прокурором может не осуществляться. Исключение составляют случаи, когда задержанным является несовершеннолетний. При применении процессуальной меры к лицу, не достигшему 18 лет, об этом незамедлительно уведомляются законные представители этого лица.

Согласно положениям 7 части 14 статьи ФЗ № 3, задержанный не позднее трех часов с момента его задержания, если другое не закреплено в федеральном законодательстве, может совершить один телефонный разговор для сообщения родственникам о факте задержания и месте своего нахождения. Данное уведомление по просьбе гражданина может сделать и сотрудник правоохранительного органа.

Срок задержания начинается с момента реального лишения гражданина свободы перемещения. При захвате его время указывается в протоколе. В соответствии с положениями 2 части 128 статьи УПК, нерабочее время не прерывает течение срока уголовно-процессуального задержания.

Основания для освобождения гражданина

Они закреплены в 94 статье УПК. Согласно норме, подозреваемый должен быть освобожден по постановлению следователя или дознавателя, если:

  1. Подозрение в причастности лица к преступлению не подтвердилось. В такой ситуации прекращается уголовное преследование, а лицо приобретает право на реабилитацию.
  2. Задержание было осуществлено с нарушением положений 91 статьи УПК. К примеру, следователем были искусственно созданы условия для лишения гражданина свободы перемещения посредством квалификации его действий "с запасом", завышена тяжесть посягательства до такой степени, что стало возможным назначение лицу наказания в виде тюремного заключения. Данное основание для освобождения считается проявлением признания ничтожности незаконных решений и актов. Оно влечет их отмену и юридическую недействительность результатов противоправных процессуальных действий. Гражданин, освобожденный по этому основанию, вправе требовать компенсацию вреда, причиненного незаконным задержанием. Вместе с тем, за ним сохраняется статус подозреваемого до прекращения уголовного преследования.

Бывает и так, что основания для заключения субъекта под стражу отсутствуют. В таком случае подозрение с гражданина не снимается. Как правило, оно трансформируется в обвинение. Соответственно, в отношении лица выносится постановление о привлечении его к производству в статусе обвиняемого, а также об избрании иной меры пресечения (к примеру, взятие подписки о невыезде).

По истечении двух суток с момента фактического задержания лицо должно быть освобождено, если оно не было заключено под стражу или судом не был продлен срок его задержания по правилам, закрепленным пунктом 3 части 7 статьи 108 УПК. Судебная инстанция может увеличить продолжительность лишения субъекта свободы перемещения до трех суток для предоставления участниками производства дополнительных доказательств необоснованности или обоснованности помещения лица под стражу. В соответствующем постановлении должны быть указаны время и дата, до которых осуществляется продление.

средства задержания

Дополнительно

Если судебное постановление о заключении подозреваемого под стражу либо увеличении срока его задержания не поступит до истечения двух суток с момента фактического лишения свободы перемещения, гражданин подлежит незамедлительному освобождению. Об этом руководитель учреждения, в котором содержится субъект, уведомляет следователя или орган дознания, открывший уголовное производство, а также прокурора.

Если есть судебный акт об отказе в удовлетворении ходатайства следователя/дознавателя о заключении лица под стражу, то его копия передается подозреваемому при освобождении.

Лицо, освобожденное по любому из приведенных выше оснований, получает справку, в которой отражаются сведения о дате, времени, месте, основаниях задержания, должностном лице, времени, дате и основаниях освобождения. Гражданин также получает свои вещи, документы и деньги.

При необходимости администрация учреждения, в котором находился субъект, обеспечивает освобожденного возможностью бесплатно добраться к месту своего проживания (водным, автомобильным или железнодорожным транспортом), одеждой в соответствии с сезоном, денежными средствами и питанием.

Заключение

Задержание является одной из важнейших процессуальных мер, применяемых в рамках предварительного расследования. Оно влечет реальное лишение лица свободы перемещения на определенный срок.

задержание полицией

По общим правилам, задержание может производиться после возбуждения уголовного производства. Однако на практике нередки случаи физического захвата граждан и до открытия дела.

Задержание – неотложная процессуальная мера. Она позволяет быстро доставить подозреваемого в орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность.

fb.ru

2. Основания, процессуальный порядок задержания подозреваемого

Задержание может производиться гласным или оперативно-розыскным путем. Последнее, как правило, имеет место, если известно или предполагается, что преступление совершает организованная преступная группа. При этом важно, чтобы сообщники до определенного времени не знали об этом.

Необходимо для захвата лица определиться со временем и местом проведения задержания, составом группы захвата, их техническим оснащением и вооружением, а также определиться с тактическими приемами задержания.

Во всех случаях задержания важно обеспечить внезапность действий, учитывать возможность в вооруженном сопротивлении. В группу захвата включают сотрудников спецназа с оружием и средствами индивидуальной защиты. Иногда целесообразно использование световых и шумовых гранат, слезоточивого газа, служебно-розыскной собаки и др.

При задержании с поличным, в целях собирания доказательств, эффективно использовать для фиксации видеосъемку.

Органы уголовного преследования вправе задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления, только при наличии хотя бы одного из следующих оснований, предусмотренных ст.132 УПК РК:

1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

2) когда очевидцы, в том числе потерпевшие, прямо укажут на данное лицо как на совершившее преступление либо задержат это лицо в порядке, предусмотренном статьей 133 УПК РК;

3) когда на задерживаемом или на его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления;

4) когда в полученных в соответствии с законом материалах оперативно-розыскной деятельности в отношении лица имеются достоверные данные о совершенном или готовящемся им тяжком или особо тяжком преступлении.

Согласно ч. 3 ст. 132 Уголовно-процессуального кодекса РК основаниями для задержания подозреваемого могут быть наличие иных данных. Они могут быть получены в результате допроса свидетелей, потерпевших, производства иных следственных действий, материалов экспертизы и ревизий и т.п. Сами по себе эти данные еще не дают оснований для задержания подозреваемого, так как они по сравнению с основаниями, указанными в ч. 2 ст. 132 УПК РК, менее очевидны и достоверны. Поэтому их в уголовно-процессуальном праве называют иными данными, а не основаниями.

Этими иными данными являются:

а) покушение лица на побег;

б) отсутствие у лица постоянного места жительства;

в) неустановление личности подозреваемого.

Кроме этого, законом предусмотрены условия, при которых может быть задержан подозреваемый в совершении преступления:

- задержание производится только по возбужденному уголовному делу;

- если за совершенное преступление предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет, а в исключительных случаях не свыше двух лет;

- оно может быть произведено только на основании имеющихся в деле фактических данных о причастности лица к преступлению.

Из смысла уголовно-процессуального закона под мотивированностью задержания понимаются конкретные данные, обосновывающие необходимость задержания, то есть достижение цели задержания. Согласно ч. 1 ст. 132 УПК РК задержание применяется с целью выяснения причастности лица к совершению преступления и разрешения вопроса о применении к нему меры пресечения в виде ареста.

Таким образом, мотивами задержания будут являться:

- невозможность иными мерами предотвратить готовящееся или пресечь совершаемое преступление;

- характер преступления или обстоятельства его совершения, а также данные о личности подозреваемого, свидетельствующие о том, что, оставшись на свободе, он (подозреваемый) примет меры к сокрытию следов преступления или помешает установлению истины по делу;

- основания полагать, что подозреваемый может скрыться от следствия и суда.

О всяком случае задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, следователь, орган дознания обязан составить протокол о задержании с указанием основания и мотива, часа, минут и дня, месяца и года, места задержания, объяснений задержанного, и в течение 24 часов письменно сообщить об этом прокурору, осуществляющему надзор за следствием и дознанием, а также уведомить близкого родственника или лица его заменяющего (ст. 138 УПК РК).

При исключительных обстоятельствах, когда это диктуется особым характером дела (например, для сохранения конфиденциальности полученных по делу сведений или в оперативно-розыскных целях и др.), с санкции прокурора либо его заместителя уведомление может не производиться в течение 72 часов с момента задержания, кроме случаев, когда подозреваемый является несовершеннолетним.

Если задержанный является гражданином другого государства, то в указанный срок уведомляется посольство, консульство или иное представительство этого государства, а также прокурор, осуществляющий надзор за следствием и дознанием.

Протокол задержания подписывается следователем и задержанным лицом, а по делам дознания - дознавателем и утверждается начальником органа дознания или его первым заместителем. В течение 48 часов с момента получения сообщения о произведенном задержании прокурор имеет право санкционировать арест этого лица либо освободить задержанного из-под стражи. В случае освобождения задержанного в интересах расследования к нему могут быть применены другие виды мер пресечения, не связанные с лишением свободы.

При составлении протокола задержания участие понятых не предусмотрено (п. 2 ч. 3 ст. 233 УПК РК), однако в случае, если производится личный обыск и есть подозрения, что при задержанном могут быть веши, документы либо предметы, могущие иметь доказательственное значение для дела, необходимо пригласить понятых или использовать технические средства фиксации (фотографирование, аудиозапись, видеозапись).

С составлением протокола задержания лицо, подозреваемое в совершении преступления, ставится в положение подозреваемого. Тем самым оно приобретает права и несет обязанности участника уголовного процесса (ст. 68 УПК РК).

Порядок и условия содержания под стражей подозреваемых предусмотрен Законом РК «О порядке и условиях содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 30 марта 1999 г.

Лица, задержанные по подозрению в совершении преступления, имеют право:

- ходатайствовать о приглашении защитника с момента задержания;

- знать, в чем они подозреваются;

- требовать проверки прокурором правомерности их задержания;

- обжаловать действия дознавателя, органа дознания или прокурора;

- давать объяснения и заявлять ходатайства либо отказаться отдачи показаний.

В течение 24 часов с момента задержания подозреваемый может иметь свидание с защитником наедине и конфиденциально до первого его допроса.

Подозреваемый может быть освобожден из-под стражи при наличии следующих оснований, если:

a) не подтвердилась причастность задержанного к преступлению;

b) отсутствует необходимость применения к задержанному меры пресечения - арест;

c) истек установленный законом срок задержания.

Освобождение задержанного производится по основаниям, указанным в ст. 136 УПК РК, начальником места содержания задержанных (ИВС) по мотивированному постановлению дознавателя, следователя или прокурора, причем немедленно.

studfiles.net

Ст. 92 УПК РФ с Комментариями 2017-2018 года (новая редакция с последними изменениями)

1. После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены права, предусмотренные статьей 46 настоящего Кодекса.

1.1. В случае, если защитник участвует в производстве по уголовному делу с момента фактического задержания подозреваемого, его участие в составлении протокола задержания обязательно.

2. В протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым.

3. О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого.

4. Подозреваемый должен быть допрошен в соответствии с требованиями части второй статьи 46, статей 189 и 190 настоящего Кодекса. До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально. В случае необходимости производства процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания свыше 2 часов может быть ограничена дознавателем, следователем с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника. В любом случае продолжительность свидания не может быть менее 2 часов.

Комментарий к Ст. 92 УПК РФ

1. Моментом задержания подозреваемого следует считать официальное объявление управомоченного должностного лица гражданину о том, что он задерживается по подозрению в конкретном преступлении. Именно с этого момента между сотрудником правоохранительного органа государства и гражданином возникает правоотношение, глубинный смысл которого заключается в том, что гражданин утрачивает свободу; он заключается под стражу, побег откуда пресекается силой, вплоть до применения оружия и спецсредств. Гражданин обязан подчиниться официальному объявлению о том, что он задержан, а неподчинение и сопротивление также пресекаются силой с соблюдением правил уголовно-правовых институтов необходимой обороны, крайней необходимости и правомерности вреда, причиненного при задержании. Протокол же задержания, которое в наше остроконфликтное время все чаще приобретает характер вооруженного захвата лица, представляющего значительную опасность, составляется, естественно, не сразу, а после доставления задержанного в помещение правоохранительного органа.

2. Согласно части второй комментируемой статьи в протоколе наряду с датой, местом, основаниями и мотивами задержания указываются и другие обстоятельства, под которыми, в частности, подразумеваются сведения о поведении подозреваемого в момент задержания (полное подчинение требованиям задерживающего или, наоборот, активное сопротивление), о наличии у задерживаемого оружия и его применении, о попытке к бегству и уничтожении улик, о применении при задержании физической силы, оружия или спецсредств, о наличии (причинении) у задержанного телесных повреждений и оказании медицинской помощи и т.д. и т.п. Следственный протокол задержания с подробными сведениями является не только процессуальным документом, фиксирующим факт применения меры процессуального принуждения, но и ценнейшим документальным доказательством (статья 83 УПК), полученным по горячим следам и несущим обвинительные или оправдательные фактические данные, логически связанные с определенным элементом предмета доказывания, установленного статьей 73 УПК. В формировании обвинительного следственного материала эти данные в совокупности с показаниями подозреваемого на первом же допросе подчас приобретают судьбоносное значение для уголовного дела. Именно поэтому незаконное насилие, допущенное при задержании подозреваемого, порочит не только протокол задержания, но и результаты последующих следственных действий, в частности допроса подозреваемого, и, таким образом, ставит под угрозу состоятельность всей обвинительной версии (см.: Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ по делу Флегонтова // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. N 11. С. 20).

3. Содержание части четвертой комментируемой статьи выходит за рамки ее названия и открывает, по сути дела, другую тему — о допросе задержанного, который должен быть произведен не позднее 24 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в преступлении (пункт 2 части второй статьи 46 УПК). Тем самым задержанному предоставляется срочная возможность опровергнуть подозрение и оправдаться, причем предварительно посовещавшись со своим защитником в конфиденциальной обстановке. Вместе с тем закон устанавливает своеобразную правовую гарантию против недобросовестного использования стороной защиты права на неограниченные свидания адвоката-защитника с подзащитным-задержанным, предоставляя лицу, производящему расследование, преимущественное право самому распределять время таких свиданий и время производства неотложных следственных действий с участием подозреваемого.

4. Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» (он упомянут в предисловии к данному изданию) говорится, в частности, что полиция имеет право задерживать лиц, подозреваемых в совершении преступления (подпункт 1 пункта 2 статьи 14). Однако определения понятия «полиция» в Законе не приводится, и какое содержание вкладывается в него в контексте вышеприведенной нормы, неясно. Словом, вопрос о том, кто из сотрудников полиции вправе, применив норму уголовно-процессуального закона, задержать лицо по подозрению в совершении преступления, остается без ответа. А это значит, что, столкнувшись с преступлением и обнаружив подозреваемого в его совершении, полицейские сотрудники самых различных служб и должностей по-прежнему не имеют четкого представления о том, как надлежит действовать. Эта ситуация выглядит особенно проблемной в свете того факта, что действующий УПК из всех полицейских служб и должностей право задержания по подозрению в совершении преступления предоставляет только дознавателю, причем только по уголовному делу, находящемуся в его производстве (а также прямым начальникам дознавателя).

stupkrf.ru

2.2.5. Порядок задержания правонарушителей, правила применения оружия.

Задержание нарушителей.

Работники охраны имеют право производить задержание и доставлять в служебное помещение охраны или в милицию лиц, совершивших правонарушения, связанные с посягательством на охраняемые объекты, другое государственное или общественное имущество, а также нарушителей пропускного и внутриобъектового режима в целях пресечения правонарушения, установления личности нарушителей и составления протокола о правонарушении.

Подлежат задержанию лица в случаях:

  • попыток несанкционированного проникновения на объекты и в воздушные суда, сданные под охрану или находящиеся под ответственностью АТБ (ИАС) или летного состава;

  • преднамеренных действий по захвату или угону воздушного судна;

  • хищения материальных ценностей или попыток вывезти (вынести) ценности через КПП, ограждение и т. п. без материальных пропусков;

  • прохода или проезда без надлежащего разрешения на территорию аэропорта (кроме аэровокзала) аэродрома, объектов авиатопливообеспечения, управления воздушным движением или светотехнического обеспечения полетов;

  • умышленного блокирования воздушных судов, ВПП, РД, перрона или при совершении иных незаконных действий, препятствующих бесперебойной и устойчивой работе воздушного транспорта.

Административное задержание доставленных в служебное помещение охраны лиц может производиться старшим в месте расположения охраняемого объекта должностным лицом охраны и длиться не более трех часов. О каждом случае задержания составляется протокол.

При наличии достаточных данных о совершении лицом правонарушения, связанного с посягательством на охраняемый объект, другое государственное или общественное имущество, незаконное нахождение на территории аэропорта, старшему в месте расположения охраняемого объекта должностному лицу охраны предоставляется право производить личный досмотр вещей, а также изъятие вещей и документов у этого лица.

О фактах задержания нарушителей и передаче их в органы милиции начальник караула вносит запись в журнал учета, а один экземпляр протокола о задержании вместе с постовой ведомостью сдает администрации после сдачи дежурства.

Порядок применения оружия.

Всех лиц, приближающихся к посту или к границе поста, обозначенной указателями "Запретная зона поста", на расстояние, указанное в табеле постам, кроме начальника караула, его помощника и караульных очередной смены, заступающих на пост по постовой марке, постовой останавливает окриком "Стой, назад", или "Стой, обойти вправо (влево)".

При невыполнении приближающихся к посту или к запретной границе этого требования постовой предупреждает нарушителя окриком "Стой, стрелять буду" и немедленно вызывает начальника караула.

Если нарушитель не выполнит этого требования, постовой досылает патрон в патронник и производит предупредительный выстрел вверх, проявляя осмотрительность, чтобы не поразить находящиеся в воздухе самолеты (вертолеты). При невыполнении нарушителем этого требования и попытке его проникнуть на пост постовой применяет по нему оружие.

В условиях плохой видимости, когда с расстояния, указанного в Табеле постам, нельзя рассмотреть лиц, приближающихся к границе поста, постовой останавливает их окриком "Стой, кто идет?". Если ответа не последовало, то постовой предупреждает: "Стой, стрелять буду!" - и задерживает нарушителя, о чем немедленно сообщает. В караульное помещение и, не ослабляя внимания, продолжает охранять порученный ему объект и следит за поведением нарушителя.

Если нарушитель не останавливается и пытается проникнуть к охраняемому объекту (на пост), то постовой производит предупредительный выстрел вверх. При невыполнении нарушителем и этого требования постовой применяет по нему оружие.

Когда на окрик постового последует ответ: "Идет начальник караула (помощник начальника караула, караульный очередной смены) Иванов", постовой приказывает: "Начальник караула (помощник начальника караула, караульный), ко мне, остальные на месте"; если необходимо, постовой требует, чтобы приближающийся к нему осветил свое лицо.

Убедившись, что назвавшийся действительно является начальником караула, (помощником начальника караула, караульным очередной смены), постовой допускает к себе всех прибывших лиц.

Если же назвавшийся начальником караула (помощником начальника караула, караульным очередной смены) окажется неизвестным или находящиеся с ним лица не выполняют требования постового оставаться на месте, то постовой предупреждает нарушителей окриком "Стой, стрелять буду". При невыполнении нарушителями этого требования постовой применяет по нему оружие.

При необходимости вступить в рукопашную схватку для защиты себя или охраняемого объекта постовой должен смело действовать штыком или прикладом.

В крайних, не терпящих отлагательства, случаях постовой может вызывать на пост начальника караула или его помощника выстрелом вверх.

При пожаре на посту или вблизи него постовой немедленно сообщает об этом в караульное помещение и, не прекращая наблюдения за охраняемым объектом, принимает меры к тушению пожара.

Особые обязанности постовых применительно к условиям охраны и обороны каждого объекта, а также особенности применения оружия на каждом посту, указываются в табеле пестам.

Понятие о пределах необходимой обороны и крайней необходимости.

Для выполнения служебного долга по защите охраняемых объектов, другого государственного и общественного имущества от посягательств сотрудникам охраны предоставляется право в исключительных случаях, в качестве крайней меры, применять оружие:

а) для отражения вооруженного нападения на охраняемые объекты, когда все иные меры по пресечению нападения оказались безрезультатными;

б) для отражения нападения на сотрудника охраны при исполнении им служебных обязанностей, когда его жизнь подвергается непосредственной опасности;

в) при задержании оказывающего вооруженное сопротивление лица, совершившего преступление на территории объекта или застигнутого на месте преступления, когда другими способами и средствами задержать его оказалось невозможно.

Запрещается применение оружия:

  • при отражении правонарушителей, когда от этого могут пострадать посторонние лица;

  • против несовершеннолетних и женщин, за исключением случаев вооруженного нападения с их стороны;

  • против лиц, нарушивших пропускной или внутриобъектовый режим (вне границ постов) и пытающихся скрыться от преследования работниками охраны.

В каждом случае применения оружия начальник караула и начальник подразделения охраны обязаны:

  • при ранении нарушителя оказать ему медицинскую помощь, соблюдая меры предосторожности на случай внезапного нападения;

  • при наступлении смерти нарушителя обеспечить охрану тела до прибытия представителей прокуратуры или органов милиции;

  • немедленно доложить о происшествии по команде с указанием когда, где, против кого применялось оружие, обстоятельства и исход его применения, количество израсходованных патронов.

98

studfiles.net

Статья 92. Порядок задержания подозреваемого // Комментарий к УПК РФ / Под ред. А.В. Смирнова. СПб., 2003

Смирнов А.В. Калиновский К.Б. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.В. Смирнова. СПб.: Питер, 2003. 1008 с.

Статья 92. Порядок задержания подозреваемого

1. После доставления подозреваемого в орган дознания, к следователю или прокурору в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены права, предусмотренные статьей 46 настоящего Кодекса.

2. В протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым.

3. О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого.

4. Подозреваемый должен быть допрошен в соответствии с требованиями части второй статьи 46, статей 189 и 190 настоящего Кодекса. До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально. В случае необходимости производства процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания может быть ограничена дознавателем, следователем с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника. В любом случае продолжительность свидания не может быть менее 2 часов. (В редакции Закона РФ от 24.07.02 г. № 98-ФЗ)

1. Порядок задержания подозреваемого различается в зависимости от того, произведено ли фактическое задержание до или после возбуждения уголовного дела.

2. Фактическое задержание производится после возбуждения уголовного дела по постановлению следователя (п. 4 ч.2 ст. 38 УПК РФ) и является частью уголовно-процессуального задержания.

Срок задержания исчисляется с момента фактического задержания (ч. 3 ст. 128 УПК), при этом в отличие от ст. 103 УПК РСФСР тот час, которым начинается течение срока, учитывается (см. комментарий к ст. 128 УПК). Поэтому исчисление срока начинается с начала соответствующего часа (неиспользованные для задержания минуты засчитываются в пользу подозреваемого). Например, если подозреваемый был задержан в 11 часов 37 минут, то срок задержания исчисляется с 11 часов 00 минут.

С момента фактического задержания к участию в деле допускается защитник (п. 3 ч. 3 ст. 49 УПК). В течение 3 часов после доставления задержанного должен быть составлен протокол задержания. Не позднее 12 часов с момента фактического задержания уведомляется прокурор.

3. Фактическое задержание производится до возбуждения уголовного дела в силу внезапности возникновения оснований задержания. В этом случае уголовно-процессуальные правоотношения возникают с момента доставления задержанного. После доставления появляется повод к возбуждению уголовного дела (рапорт, заявление). Уголовно-процессуальное задержание производится только после возбуждения уголовного дела. Решение о возбуждении дела принимается одновременно с решением о задержании, но может быть оформлено позже.

При фактическом задержании до возбуждения дела ряд норм УПК РФ требует ограничительного толкования. Согласно п. 15 ст. 5 УПК РФ: «Момент фактического задержания - момент фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления, производимого в порядке, установленном настоящим кодексом (курсив наш – К.К.)». В связи с этим фактическим задержанием (ограничительно) следует считать тот момент, когда задержанный был передан органам уголовного преследования (следователю, прокурору, органу дознания), что может совпасть с моментом доставления. Захват лица частными лицами (очевидцами, потерпевшим) в этой связи не является моментом фактического задержания. Частные лица не обязаны обеспечить допуск защитника к захваченному лицу. Частные лица могут допустить промедление с доставлением захваченного в милицию (вплоть до незаконного лишения свободы). Лишь с момента передачи захваченного правоохранительным органам появляется возможность допуска защитника, и следовало бы исчислять срок задержания.

В то же время нельзя считать моментом фактического задержания – момент принятия решения о задержании. Это противоречит официальному толкованию Конституции РФ и международно-правовых актов, данному Конституционным Судом РФ (Постановление от 27.06.2000 г. № 11-П).

4. Буквальное толкование содержания ст. 146 и 91, 92 приводит к выводу, что в течение 3 часов с момента доставления задержанного следователь или дознаватель должен получить согласие прокурора на возбуждение уголовного дела (заверенную печатью подпись прокурора на постановлении о возбуждении дела – приложение № 8 к УПК). За этот же срок следователь должен собрать достаточные данные для возбуждения дела и для задержания. Однако такое толкование объективно противоречит неотложному характеру задержания (задержание всегда производится без предварительного разрешения). Дача согласия прокурором на возбуждение дела уже после фактического задержания по существу будет означать и его согласие на процессуальное задержание, поэтому правило об уведомлении прокурора о задержании не позднее 12 часов с момента задержания (ч. 3 ст. 92) теряет смысл.

Выходом из данной ситуации может быть ограничительное толкование содержания ст. 146 УПК. Уголовное дело следует считать возбужденным после вынесения постановления следователем или дознавателем. Согласие прокурора на возбуждение дела можно получить уже при его уведомлении о задержании (в течение 12 часов) или даже после этого. Так, при возбуждении дела капитаном судна, находящимся в дальнем плавании, прокурор лишь уведомляется о начатом расследовании. Постановление о возбуждении дела и материалы передаются прокурору при появлении для этого реальной возможности (ч. 4 ст. 146 УПК), то есть после возбуждения дела и процессуального задержания. Подробнее об этом см. комментарий к ст. 146 УПК.

5. Протокол задержания является основанием для помещения подозреваемого под стражу (Ст. 5 Федерального закона РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07.95 г.).

6. Протокол задержания должен соответствовать требованиям ст. 166 УПК РФ. В отличие от УПК РСФСР (ст. 88) протокол задержания прямо не назван в числе доказательств (ст. 83 УПК РФ). Само задержание УПК РФ не относит к следственным действиям. Однако процессуальный закон не исключает доказательственного значения протокола задержания. Доказательственное значение могут иметь: место и время задержания, объяснения задержанного и объяснения очевидцев, если они указаны в протоколе. Согласно ст. 285 УПК РФ протокол задержания может быть оглашен в судебном следствии.

7. Мотивами задержания признаются основания для применения мер пресечения (ст. 97 УПК РФ). Мотивами задержания являются опасения, что лицо, подозреваемое в совершении преступления, может воспрепятствовать производству по делу: скрыться, продолжить преступную деятельность или помешать установлению истины (угрожать свидетелю, иным участникам процесса, уничтожить доказательства). Эти опасения могут возникнуть не обязательно на основе доказательств, но и на основе непроцессуальной информации, или даже ее отсутствии. По существу, действует презумпция наличия мотивов задержания, пока она не опровергнута. Это следствие неотложного характера задержания.

В официальном бланке протокола задержания (приложение № 12 к УПК) законом от 29.05.02 г. № 58-ФЗ необходимость указания мотивов задержания исключена. Это изменение прямо противоречит тексту комментируемой статьи и не должно применяться на практике.

8. При решении вопроса о задержании следует учитывать тяжесть подозрения, данные о личности подозреваемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства (ст. 99 УПК РФ). Таким образом, задержание обеспечивает будущее заключение под стражу. Отсутствие мотивов задержания исключает необходимость заключения под стражу (тяжкая болезнь подозреваемого), следовательно, и само задержание. Применение задержания, как и избрание меры пресечения в виде заключения под стражу должны носить исключительный характер (когда другие средства не могут обеспечить надлежащее поведение подозреваемого).

9. К другим обстоятельствам задержания, которые целесообразно отразить в протоколе, относятся состояние задержанного (опьянение, наличие травм, состояние одежды, присутствовавшие при задержании лица и т.д.).

10. Копия протокола задержания вручается подозреваемому по его просьбе (п. 1 ч. 4 ст. 46 УПК РФ).

11. Не позднее 24 часов с момента фактического задержания подозреваемому должна быть предоставлена возможность дать показания в присутствии защитника, если он добровольно от него не отказался (ч. 2 ст. 46 УПК РФ). Это соответствует Своду принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, принятых резолюцией № 43/173 Генеральной Ассамблеей ООН  9 декабря 1988 года: «Лицо не может находиться в задержании без предоставления эффективной возможности быть в срочном порядке заслушанным судебным или иным органом» (принцип 11). То есть допрос должен быть проведен немедленно после задержания – так скоро, как это представится возможным. При отказе подозреваемого от дачи показаний должен быть составлен протокол допроса, как фиксирующий факт предоставления ему возможности дать показания.

12. Законом РФ от 24.07.02 г. № 98-ФЗ прямо предусмотрено право подозреваемого до начала допроса на свидание с защитником продолжительностью не менее 2 часов. Ограничение продолжительности свидания должно быть обосновано необходимостью производства процессуальных действий с участием подозреваемого в силу неотложной ситуации (о ней см. комментарий к ст. 157 УПК). Это могут быть такие следственные действия, в которых физическое тело подозреваемого выступает «объектом» исследования (предъявление его для опознания, его освидетельствование, получение образцов для сравнительного исследования). Не допускается ограничение продолжительности свидания для производства тех следственных действий, которые основаны на показаниях подозреваемого (его допрос, проверка его показаний на месте, предъявление для опознания потерпевшего, когда опознающим является сам подозреваемый). Это объясняется правом подозреваемого отказаться от дачи показаний, в том числе для того, чтобы завершить свидание с защитником.

Решение следователя, дознавателя об ограничении продолжительности свидания целесообразно оформлять отдельным постановлением.

kalinovsky-k.narod.ru