Порядок и сроки рассмотрения дела по существу в арбитражном суде. Порядок рассмотрения дел


Порядок рассмотрения дела в суде

Порядок рассмотрения дела в суде предусмотрена подразделом II Гражданского процессуального Кодекса РФ.Вначале необходимо подать исковое заявление в суд в письменной форме.Исковое заявление подписывается истцом или его представителем при наличии у него полномочий на подписание заявления и предъявление его в суд.

К исковому заявлению прилагаются:его копии в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц;документ, подтверждающий уплату государственной пошлины. Требования о защите прав потребителей государственной пошлиной не облагаются;доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия представителя истца;документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, копии этих документов для ответчиков и третьих лиц, если копии у них отсутствуют;текст опубликованного нормативного правового акта в случае его оспаривания;доказательство, подтверждающее выполнение обязательного досудебного порядка урегулирования спора, если такой порядок предусмотрен федеральным законом или договором;расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы, подписанный истцом, его представителем, с копиями в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц.Судья в течение пяти дней со дня поступления искового заявления в суд обязан рассмотреть вопрос о его принятии к производству суда. О принятии заявления к производству суда судья выносит определение, на основании которого возбуждается гражданское дело в суде первой инстанции.Гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд, если иные сроки рассмотрения и разрешения дел не установлены настоящим Кодексом, а мировым судьей до истечения месяца со дня принятия заявления к производству.После принятия заявления судья выносит определение о подготовке дела к судебному разбирательству и указывает действия, которые следует совершить сторонам, другим лицам, участвующим в деле, и сроки совершения этих действий для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дела.Подготовка к судебному разбирательству является обязательной по каждому гражданскому делу и проводится судьей с участием сторон, других лиц, участвующих в деле, их представителей.При подготовке дела к судебному разбирательству истец или его представитель:1) передает ответчику копии доказательств, обосновывающих фактические основания иска;2) заявляет перед судьей ходатайства об истребовании доказательств, которые он не может получить самостоятельно без помощи суда.Ответчик или его представитель:1) уточняет исковые требования истца и фактические основания этих требований;2) представляет истцу или его представителю и суду возражения в письменной форме относительно исковых требований;3) передает истцу или его представителю и судье доказательства, обосновывающие возражения относительно иска;4) заявляет перед судьей ходатайства об истребовании доказательств, которые он не может получить самостоятельно без помощи суда.При подготовке дела к судебному разбирательству судья:1) разъясняет сторонам их процессуальные права и обязанности;2) опрашивает истца или его представителя по существу заявленных требований и предлагает, если это необходимо, представить дополнительные доказательства в определенный срок;3) опрашивает ответчика по обстоятельствам дела, выясняет, какие имеются возражения относительно иска и какими доказательствами эти возражения могут быть подтверждены;4) разрешает вопрос о вступлении в дело соистцов, соответчиков и третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора, а также разрешает вопросы о замене ненадлежащего ответчика, соединении и разъединении исковых требований;5) принимает меры по заключению сторонами мирового соглашения и разъясняет сторонам их право обратиться за разрешением спора в третейский суд и последствия таких действий;6) извещает о времени и месте разбирательства дела заинтересованных в его исходе граждан или организации;7) разрешает вопрос о вызове свидетелей;8) назначает экспертизу и эксперта для ее проведения, а также разрешает вопрос о привлечении к участию в процессе специалиста, переводчика;9) по ходатайству сторон, других лиц, участвующих в деле, их представителей истребует от организаций или граждан доказательства, которые стороны или их представители не могут получить самостоятельно;10) в случаях, не терпящих отлагательства, проводит с извещением лиц, участвующих в деле, осмотр на месте письменных и вещественных доказательств;11) направляет судебные поручения;12) принимает меры по обеспечению иска;13) в случаях, предусмотренных статьей 152 настоящего Кодекса, разрешает вопрос о проведении предварительного судебного заседания, его времени и месте;14) совершает иные необходимые процессуальные действия.Судья направляет или вручает ответчику копии заявления и приложенных к нему документов, обосновывающих требование истца, и предлагает представить в установленный им срок доказательства в обоснование своих возражений. Судья разъясняет, что непредставление ответчиком доказательств и возражений в установленный судьей срок не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.Далее назначается предварительное судебное заседание.Предварительное судебное заседание имеет своей целью процессуальное закрепление распорядительных действий сторон, совершенных при подготовке дела к судебному разбирательству, определение обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, определение достаточности доказательств по делу, исследование фактов пропуска сроков обращения в суд и сроков исковой давности.Предварительное судебное заседание проводится судьей единолично. Стороны извещаются о времени и месте предварительного судебного заседания. Стороны в предварительном судебном заседании имеют право представлять доказательства, приводить доводы, заявлять ходатайства.В предварительном судебном заседании может рассматриваться возражение ответчика относительно пропуска истцом без уважительных причин срока исковой давности для защиты права и установленного федеральным законом срока обращения в суд.При установлении факта пропуска без уважительных причин срока исковой давности или срока обращения в суд судья принимает решение об отказе в иске без исследования иных фактических обстоятельств по делу. Решение суда может быть обжаловано в апелляционном или кассационном порядке.Судья, признав дело подготовленным, выносит определение о назначении его к разбирательству в судебном заседании, извещает стороны, других лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела, вызывает других участников процесса.Разбирательство гражданского дела происходит в судебном заседании с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте заседания.В назначенное для разбирательства дела время председательствующий открывает судебное заседание и объявляет, какое гражданское дело подлежит рассмотрению.Рассмотрение дела по существу начинается докладом председательствующего или кого-либо из судей. Затем председательствующий выясняет, поддерживает ли истец свои требования, признает ли ответчик требования истца и не желают ли стороны закончить дело заключением мирового соглашения.После доклада дела суд заслушивает объяснения истца и участвующего на его стороне третьего лица, ответчика и участвующего на его стороне третьего лица, а затем других лиц, участвующих в деле. Прокурор, представители государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, граждане, обратившиеся в суд за защитой прав и законных интересов других лиц, дают объяснения первыми. Лица, участвующие в деле, вправе задавать друг другу вопросы. Судьи вправе задавать вопросы лицам, участвующим в деле, в любой момент дачи ими объяснений.Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и учитывая их мнения, устанавливает последовательность исследования доказательств.Письменные доказательства или протоколы их осмотра оглашаются в судебном заседании и предъявляются лицам, участвующим в деле, их представителям, а в необходимых случаях свидетелям, экспертам, специалистам. После этого лица, участвующие в деле, могут дать объяснения.После исследования всех доказательств председательствующий выясняет у других лиц, участвующих в деле, их представителей, не желают ли они выступить с дополнительными объяснениями. При отсутствии таких заявлений председательствующий объявляет рассмотрение дела по существу законченным и суд переходит к судебным прениям.Судебные прения состоят из речей лиц, участвующих в деле, их представителей. В судебных прениях первым выступает истец, его представитель, затем - ответчик, его представитель.Третье лицо, заявившее самостоятельное требование относительно предмета спора в начатом процессе, и его представитель в судебных прениях выступают после сторон, их представителей. Третье лицо, не заявившее самостоятельных требований относительно предмета спора, и его представитель в судебных прениях выступают после истца или ответчика, на стороне одного из которых третье лицо участвует в деле.После произнесения речей всеми лицами, участвующими в деле, их представителями они могут выступить с репликами в связи со сказанным. Право последней реплики всегда принадлежит ответчику, его представителю.После судебных прений суд удаляется в совещательную комнату для принятия решения, о чем председательствующий объявляет присутствующим в зале судебного заседания.После принятия и подписания решения суд возвращается в зал заседания, где председательствующий или один из судей объявляет решение суда. Затем председательствующий устно разъясняет содержание решения суда, порядок и срок его обжалования.При объявлении только резолютивной части решения суда председательствующий обязан разъяснить, когда лица, участвующие в деле, их представители могут ознакомиться с мотивированным решением суда.

arealaw.ru

Общий порядок рассмотрения уголовного дела

Общий порядок рассмотрения уголовного дела в суде предполагает полное и непосредственное исследование собранных по делу доказательств в ходе проведения судебного следствия. В этом случае в зависимости от выбранной позиции представляются доказательства защиты и опровергаются доказательства обвинения. Само понятие общего порядка уже говорит о том, что рассмотрение дела будет происходить в полном объеме без сокращенной процедуры, которая предусмотрена особым порядком.

Начало судебного процесса

Начало судебного процесса по уголовному делу происходит следующим образом:

  1. судья объявляет, какое дело подлежит рассмотрению, то есть называется ФИО подсудимого и статьи УК РФ, по которым предъявлено обвинение;
  2. секретарь судебного заседания докладывает о том, кто явился в суд и каковы причины неявки других лиц;
  3. если подсудимый не владеет русским языком, то судья разъясняет переводчику его права;
  4. свидетели, которые явились в суд, удаляются из зала, чтобы в последующем их допрашивать по очереди;
  5. устанавливается личность подсудимого и дата вручения ему копии обвинительного заключения;
  6. объявляется, каким судьей рассматривается дело, кто является участниками суда, то есть секретарем судебного заседания, прокурором, защитником, потерпевшим, экспертом и т.д.;
  7. разъясняется право отвода судье или участникам процесса;
  8. подсудимому и другим участникам процесса (кроме прокурора, защитника, секретаря судебного заседания) разъясняются их права;
  9. судья выясняет, есть ли ходатайства у сторон обвинения и защиты;
  10. разрешается вопрос о возможности начать рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Начальная стадия уголовного разбирательства имеет важное значение для защиты, поскольку здесь закладывается основа для дальнейшего судебного разбирательства. Поэтому уже на этой стадии должна быть четкая концепция, позволяющая в дальнейшем реализовать свою тактику защиты на судебном следствии. Еще до судебного заседания нужно обсудить с подзащитным порядок представления доказательств, возможные отводы, ходатайства, порядок допроса свидетелей и т.д.

Порядок судебного следствия

Порядок судебного следствия может меняться в зависимости от ходатайства сторон, но в основном состоит в следующем:

  1. прокурор излагает сущность обвинения;
  2. выясняется, понятно ли обвинение подсудимому, признает ли он себя виновным и желает ли он или защитник выразить свое отношение к обвинению;
  3. определяется очередность представления доказательств сторонами обвинения и защиты, но первым представляет доказательства прокурор;
  4. допрашивается подсудимый с его согласия, так как он имеет право давать показания в любой момент суда. Допрос подсудимого осуществляет защитник и только потом ему могут задавать вопросы другие участники процесса. Последним вопросы задает судья;
  5. потерпевшего, свидетелей, экспертов, специалистов первым допрашивает прокурор, если они были заявлены с его стороны;
  6. дальше доказательства представляет сторона защиты в заявленном ею порядке;
  7.  по ходатайству сторон назначается судебная экспертиза, проводится осмотр места происшествия, опознание, освидетельствование и т.д.;
  8. оглашаются материалы дела, которые были собраны на следствии, как со стороны обвинения, так и защиты, а также приобщаются новые документы;
  9. если у сторон обвинения и защиты больше нет ходатайств о дополнении судебного следствия, то судья объявляет о его окончании.

Судебное следствие позволяет непосредственно исследовать собранные на предварительном следствии доказательства и представить свои, еще неизвестные стороне обвинения. Так, например, показания свидетелей при допросе у следователя могут существенно отличаться от тех, которые будут даны в суде. Те обстоятельства, которые не выяснил следователь, могут быть выяснены в процессе. Кроме того, свидетелю могут быть представлены документы, которые опровергают его показания, и эти разногласия он обязан разъяснить.

Напротив, стороной защиты могут быть вызваны свидетели, которые не допрашивались на следствии, но показания которых имеют важное значение.

На этой стадии судебного разбирательства имеется возможность повторно заявить ходатайства, в которых было необоснованно отказано на следствии, в том числе об исключении доказательств, а также собраны все материалы, доказывающие невинность подсудимого. Их анализ в дальнейшем и будет положен в основу судебных прений, где подводится итог требований защиты.

Прения и реплики сторон

Первым в прениях выступает прокурор. Он поддерживает обвинение, приводит доказательства, дает их анализ, квалифицирует действия подсудимого и выражает мнение о наказании. Потерпевший также вправе выступить в прениях после речи прокурора. Последними выступают подсудимый и его защитник. Подсудимый может отказаться от выступления, указав, что речь в его защиту произнесет его адвокат.

После выступления участников процесса в прениях они имеют право на одну реплику. Последними реплики произносят также подсудимый и защитник.

В своей практике выступлений в прениях, особенно касающихся сложных уголовных дел, содержащих большой объем доказательств или количество эпизодов, я всегда готовлю речь в письменном виде. В ней я подробно излагаю точку зрения защиты, касающуюся квалификации преступления, представляю анализ доказательств, а также стараюсь опровергнуть доводы, представленные стороной обвинения.

Более того, свою письменную речь я прошу приобщить к материалам уголовного дела. Это нужно, чтобы при принятии решения в совещательной комнате, суд видел доводы защиты в письменном структурированном виде, чтобы каждому из них была дана надлежащая оценка. Кроме того, не всегда в протоколе судебного заседания отражается речь защитника дословно и поэтому дальше будет трудно доказать, что тот или иной довод был изложен суду.

Правом реплики я пользуюсь только в том случае, если ею воспользовалась сторона обвинения. Если этого не произошло, то не вижу смысла фактически дополнять свое выступление, если его не опровергли в реплике.

Последнее слово подсудимого

Последнее слово всегда остается за подсудимым. При этом во время произнесения последнего слова никто из участников процесса не может задавать подсудимому вопросы. Продолжительность последнего слова не может быть ограничена судом, кроме случаев, когда подсудимый говорит о том, что не относится к делу. Но, как правило, суд никогда не перебивает подсудимого в его последнем слове.

Обычно в последнем слове повторяются доводы, изложенные в прениях. Я бы не рекомендовал повторяться. Считаю, что последнее слово должно быть умеренно эмоциональным и по существу. В нем следует сделать упор на чисто человеческие понятия, например, на несправедливость озвученного прокурором наказания или недоказанность обвинения, на наличие смягчающих вину обстоятельств, а в случае признания вины – раскаяние в содеянном.

Возобновление судебного следствия

Если в процессе прений, а также последнего слова подсудимого суд узнает о новых фактах или доказательствах, которые имеют значение для дела, суд может возобновить судебное следствие и проверить эти данные. После этого прения, реплики и последнее слово произносятся заново.

Возобновление судебного следствия не такое и редкое явление. Особенно это происходит после выступления в прениях стороны защиты, где ставятся под сомнения представленные доказательства обвинения. Противоречия в доказательствах, которые суд не может разрешить в приговоре, он вынужден проверять на возобновленном судебном следствии.

Оглашение судебного решения

После последнего слова подсудимого суд удаляется в совещательную комнату, по возвращении из которой зачитывает принятое решение.

Решение должно быть оглашено полностью. Суд выясняет, понятно ли оно подсудимому. С этого момента для защиты начинается десятидневный срок обжалования.

Считаю, что именно судебное разбирательство предоставляет большие возможности для качественной защиты подсудимого, конечно, если ей предшествовала тщательная работа на предварительном следствии.

advokathelpvrn.ru

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении кратко :: BusinessMan.ru

Правонарушения в нашем государстве совершаются гораздо чаще, чем преступления. Существует ли какой-то особый порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях? Ответ на этот вопрос будет предоставлен в статье.

Подготовка к рассмотрению дела

Рассмотрение дела о нарушении закона является основной стадией в судопроизводстве. Деятельность государственных органов носит здесь комплексный характер, который определяется необходимостью верно установить предмет административного нарушения. Подготовка к порядку рассмотрения дела об административном правонарушении фиксируется в статье 29.1 КоАП РФ. Эта статья содержит положения:

  • о компетенции суда, судьи, отдельного органа или должностного лица в установленной сфере;
  • о наличии обстоятельств, которые могли бы исключать сам факт рассмотрения дела судьей;
  • о правильности составленного административного протокола;
  • о наличии обстоятельств, смягчающих, отягчающих или исключающих производство;
  • о наличии отводов и ходатайств.

Здесь же могут быть выделены и многие другие обстоятельства по делу.

Процессуальные основания для рассмотрения дела

Процессуальная база для рассмотрения дела о правонарушении зафиксирована в статье 28.7 КоАП РФ. Основанием здесь является надлежащим образом оформленный протокол о нарушении права. Составляется такой документ уполномоченным должностным лицом. Выносится решение прокурора о возбуждении административного производства.

Прокурорский протокол направляется судье или другому лицу, в чьи обязанности входит рассмотрение дела. Максимальный срок передачи документа - трое суток.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении включает в себя судебное заключение. После передачи протокола в судебную инстанцию судья выносит решение об административном аресте, выдворении, штрафе или любом другом виде санкции.

Рассмотрение дела

При непосредственном рассмотрении дела наиболее полно и ярко раскрывается все содержание правоприменительной процедуры. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении обусловлен целенаправленностью задач и предметностью.

Что служит непосредственным предметом правоприменения в административном производстве? Согласно заключениям юристов, это конкретный случай. Здесь проявляется нормативно-правовая урегулированность общественных отношений и действенность юридических гарантий. Необходимо это для четкого и неукоснительного соблюдения законных интересов и прав граждан.

Что является целью рассмотрения дела? Согласно закону, это установление конкретных обстоятельств нарушения закона. Должны быть выяснены факты с последующим их оцениванием. В конечном итоге к виновному лицу применяются меры административного взыскания.

Согласно статьям 29.7-29.13 КоАП РФ, процессуальный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях включает в себя слушание дела, установление явки субъектов производства, проведение экспертизы (судебно-медицинской, лингвистической или другой) и вынесение соответствующего определения.

О материалах дела

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении в суде состоит из множества различных этапов. Каждый этап подлежит обязательной регламентации. Большую роль играет процедура разъяснения участникам производства их обязанностей и прав. Обязательному рассмотрению подлежат ходатайства и отводы, поданные различными заявителями.

Нередко в ходе судопроизводства принимается заявление об отводе или самоотводе. Речь идет о ситуациях, когда судья или иное должностное лицо решает приостановить производство на определенный срок. Надо сказать, что причины для отвода должны быть очень веские. В противном случае появится риск неправильного вынесения постановления.

Порядок рассмотрения судом дел об административных правонарушениях включает в себя огромный бюрократический пласт. Разные бумаги формируются и регистрируются почти на каждом этапе судопроизводства. Однако самую важную роль играет конечный документ. Именно о нем будет рассказано далее.

Постановление по делу

Согласно КоАП, порядок рассмотрения дела об административном правонарушении завершается вынесением постановления. Это нормативный акт, который обладает высшей правовой силой для всех участников судопроизводства. Нормы постановления императивны, то есть обладают обязательным характером. Существуют две основные формы постановления:

  • о прекращении делопроизводства;
  • о назначении наказания в виде административной санкции.

Постановление должно выноситься в следующих случаях:

  • появление исключающих вину факторов;
  • объявление устного замечания и освобождение привлеченного к ответственности лица;
  • передача дел прокурору, следственному органу, дознавателю или любому другому лицу, в чьи обязанности входит поиск признаков преступления.

По окончании делопроизводства постановление должно быть немедленно оглашено участникам судебного процесса. Копия документа передается ответчику.

Определение по делу

По результатам рассмотрения административного дела может быть вынесено определение. Это специальный документ, указывающий на некомпетентность судьи или иного должностного лица в отношении ответчика. Самый частый пример - порядок рассмотрения дела об административном правонарушении мировым судьей. В процессе судопроизводства раскрывается все больше новых обстоятельств. Суд понимает, что ответчик совершил гораздо больше преступных деяний, чем указано в протоколе. Следовательно, и санкции за нарушения должны быть установлены более строгие. Компетенция представителей мирового суда не содержит вынесения наказания в виде ареста сроком более чем 3 года. Именно поэтому выносится определение - документ, указывающий на передачу делопроизводства другому органу. Нередко представленный документ выносится коллегиальным органом путем голосования. По итогу определение подписывается судьей.

Определение, постановление, протокол о нарушении - список итоговых судебных документов на этом не исчерпывается. Стоит также выделить представление - нормативный акт, в котором указываются условия и причины выявленного правонарушения. По сути, представление необходимо для дальнейшей профилактики преступлений закона. Часто документ выносится и при нарушении порядка рассмотрения дела об административном правонарушении.

Исключающие обстоятельства

Нередко судебные заседания заканчиваются вынесением постановления о самоотводе. Немалую роль в этом играют исключающие обстоятельства. Судья, члены коллегии, различные должностные лица не имеют возможности продолжить рассмотрение дела в случае обнаружения фактов следующего характера:

  • наличие косвенного, прямого или личного интереса в разрешении дела;
  • судья или какой-то работник судебного органа является родственником ответчика.

Как только представленные обстоятельства были обнаружены, дело передается в другую инстанцию. Сам судья или какое-то из должностных лиц принимают решение об отводе от дела.

О сроках рассмотрения дела

Официально установленный срок административного делопроизводства - 15 суток. Отсчет этого срока начинается в момент получения судьей протокола по делу и дополнительных материалов.

Столь краткий порядок рассмотрения дела об административного правонарушения может быть продлен. Однако решение о продлении должен принять сам судья, но только при наличии действительно веских причин. Выносится мотивированное определение судебного органа, в котором указываются требования к продлению срока не более чем на месяц.

Существует конституционная норма (статья 22), в которой указывается срок задержания лица за административное нарушение. Так, до вынесения судебного постановления гражданин не может находиться под административным задержанием сроком более чем 48 часов.

О стадиях расследования

Каков порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях? Здесь все зависит от того, в какой общественной сфере было допущено нарушение закона и какая установлена степень тяжести. Решение о возбуждении делопроизводства принимается должностным лицом. Составляется протокол согласно статье 28.3 КоАП РФ. Исключение лишь составляют ситуации, когда дело возбуждается прокурором. В таком случае выносится постановление.

Сразу после возбуждения дела проводится расследование. Оно включает в себя экспертизу или иное процессуальное действие. Согласно закону, экспертиза реализуется далеко не всегда. В статье 28.7 КоАП РФ закреплены основные общественные сферы, в которых она необходима. Это экспортный надзор, валютное производство, охрана здоровья, налоговые или тарифные сборы, таможенное дело и многое другое.

Само расследование должно проводиться по месту совершения правонарушения. Максимальный срок расследования - один месяц. Все данные о проведенных работах вносятся в протокол, а в дальнейшем и в постановление.

Где рассматривается дело?

Предположим, что гражданин, официально проживающий в Московской области, совершает правонарушение в Калининграде. Где именно провинившегося гражданина будут судить? Согласно КоАП РФ, рассмотрение правонарушения допускается лишь в месте его совершения. Однако сам гражданин может подать ходатайство с прошением о проведении судебного заседания по месту жительства.

А что делать российским судам, если правонарушение совершил иностранный гражданин? В этом случае стоит руководствоваться международным договором, в котором указывается возможность рассматривать нарушения закона на территории чужого государства. Однако все представленные правила не распространяются на несовершеннолетних лиц. Об этом указано в статьях 20.22 и 6.10 административного Кодекса.

Продление срока изучения дела

Выше уже было указано, что срок административного правонарушения может быть продлен. Но какие на то должны быть причины? Закон говорит о случае, когда участники судопроизводство подают ходатайство о пересмотре дела. Это самый распространенный сценарий продления производства. Еще одна причина заключается в появлении новых обстоятельств. В таких случаях необходимо проведение дополнительного расследования сроком не более, чем на месяц.

Таким образом, безосновательное продления сроков запрещается. В Российской Федерации действует презумпция невиновности, согласно которой человек, чья вина не доказана в судебном порядке, считается невиновным. А невиновному человеку не очень хочется пребывать в заточении. Поэтому обязательно должны быть основания для продления делопроизводства, и касаться они должны самого ответчика.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении в ГИБДД

Самая частая форма административного правонарушения связана с транспортом и правилами дорожного движения. Протоколы о нарушении составляются инспекторами ГАИ, после чего направляются либо в ГИБДД, либо в суд. Каков порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях по ПДД?

Составленный инспектором протокол передается в региональное отделение ГИБДД, где должностные лица проводят объективное расследование. По итогу на водителя накладываются санкции: это, как правило, штраф или лишение профессионального права (вождение автомобилем). Нередко дело передается в мировой суд. В этой инстанции может быть вынесено решение об исправительных работах или административном аресте.

О правилах общения с сотрудниками ГАИ и защите своих прав составлено немало материалов. ПДД - довольно обширный сборник, который является, к тому же, частью КоАП. Если водитель уверен в своей правоте и не желает получать санкции, то он может обратиться к специалисту в области права.

businessman.ru

Порядок рассмотрения административных дел — Мегаобучалка

В соответствии со ст. 29.7 КоАП Российской Федерации установлен следующий порядок рассмотрения дела об административном правонарушении:

1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;

2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;

3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;

4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;

5) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;

6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;

7) выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае:

а) поступления заявления о самоотводе или об отводе мирового судьи, рассматривающего дело, если его отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;

8) выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, в соответствии с частью 3 статьи 29.4 КоАП Российской Федерации;

9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со статьей 29.5 КоАП Российской Федерации.

При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с КоАП Российской Федерации.

Если по делу участвуют обе стороны, то судебное заседание завершается прением сторон. Сначала в прениях предоставляется слово представителю органа, составившего протокол, потерпевшему, гражданскому истцу, их представителям, а затем лицу, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, его защитнику.

После выступления в прениях участникам процесса в том же порядке предоставляется право на реплику. Право на последнюю реплику имеет лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении.

В случае необходимости во время рассмотрения мировым судьей дела об административном правонарушении секретарем судебного заседания ведется протокол.

В протоколе о рассмотрении дела об административном правонарушении указываются:

1) дата и место рассмотрения дела;

2) фамилия и инициалы мирового судьи, секретаря судебного заседания, необходимые сведения об иных участниках процесса;

3) сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, об извещении отсутствующих лиц в установленном порядке;

4) факт разъяснения прав и обязанностей участникам процесса;

5) отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения;

6) объяснения, показания, пояснения и заключения соответствующих лиц, участвующих в рассмотрении дела;

7) документы, исследованные при рассмотрении дела.

Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении подписывается мировым судьей и секретарем судебного заседания.

Ведение протокола по делу об административном правонарушении необходимо:

1) когда лицо, привлекаемое к административной ответственности, не признает своей вины, желает дать по существу подробные и развернутые показания, которые потом станут предметом апелляционного и кассационного исследования;

2) когда в деле помимо лица, привлекаемого к административной ответственности, принимают участие другие лица и процессуальные позиции сторон при этом не совпадают.

Участники процесса вправе знакомиться с содержанием протокола судебного заседания и приносить на него свои замечания.

Замечания на протокол судебного заседания рассматриваются мировым судьей по правилам процессуальной аналогии.

Разрешение дела об административном правонарушении выражается в вынесении мировым судьей постановления по делу.

Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.

Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Копия вынесенного судьей постановления по делу об административном правонарушении направляется должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

 

megaobuchalka.ru

§ 5. Процессуальный порядок рассмотрения дел

о банкротстве

Принятие заявления о признании должника банкротом производится судьей арбитражного суда единолично, руководствуясь при этом положениями ст. 127 АПК РФ и ст. 42 Закона о банкротстве. В частности, в течение пяти дней после поступления заявления судья должен вынести определение о принятии заявления, в котором могут быть также предусмотрены меры по обеспечению требований кредиторов (п. 7 ст. 42, ст. 46). В отличие от обеспечительных мер, называемых в ст. 91 АПК РФ, Закон о банкротстве, кроме того, предусматривает, что арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, может запретить совершать без согласия арбитражного управляющего сделки, не предусмотренные п. 2 ст. 64 Закона о банкротстве. В определении арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом указывается саморегулируемая организация, из числа членов которой арбитражный суд утверждает временного управляющего (п. 3 ст. 42).

В качестве такой организации имеется в виду некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами Российской Федерации, включена в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих (ст. 2 Закона о банкротстве).

Важная роль отводится в Законе о банкротстве наблюдению, которое является не только процедурой банкротства, как определено в Законе, но в то же время может рассматриваться в качестве меры по обеспечению заявленного требования и исполнения решения. Оно вводится в целях обеспечения сохранности имущества должника, проводится под контролем временного управляющего, утверждаемого арбитражным судом (гл. IV Закона о банкротстве).

Об утверждении временного управляющего указывается в определении (п. 2 ст. 65 Закона о банкротстве).

Суд может отказать в принятии заявления о признании должника банкротом по основаниям, предусмотренным в ст. 43 Закона о банкротстве.

Так, в соответствии со ст. 43 Закона о банкротстве судья отказывает в принятии заявления, если не соблюдены условия, предусмотренные п. 2 ст. 33 этого Закона, о том, например, что требования к должнику в совокупности должны составлять определенную сумму и задолженность должна существовать не менее трех месяцев.

Следует заметить, что АПК РФ не предусматривает в настоящее время института отказа в принятии искового заявления, тогда как Закон о банкротстве его использует.

Заявление о признании должника банкротом может быть оставлено без движения в соответствии со ст. 128 АПК РФ, а также возвращено при наличии оснований, предусмотренных в ст. 129 АПК РФ и в ст. 44 Закона о банкротстве.

Так, ст. 44 Закона о банкротстве предусматривает возвращение заявления, если не соблюдены требования к нему, предусмотренные ст. ст. 37 - 41. Если обращение в арбитражный суд с заявлением должника является обязательным (ст. 9 Закона о банкротстве), но к указанному заявлению приложены не все документы, предусмотренные ст. 38 Закона о банкротстве, это обстоятельство не является основанием для возвращения заявления. Судья истребует недостающие документы при подготовке дела о банкротстве к судебному разбирательству (абз. 2 п. 1 ст. 42). Аналогично должен бы решаться вопрос и в случаях, когда есть возможность устранить недостатки заявления.

Закон о банкротстве (ст. 47) предусматривает и такое процессуальное правило, как установление положения о праве должника направить в суд, заявителю, иным лицам, участвующим в деле, в 10-дневный срок с момента получения определения отзыв на заявление о признании банкротом. При этом отсутствие отзыва должника не препятствует рассмотрению дела о банкротстве. Аналогичное положение содержится и в ч. 1 ст. 156 АПК РФ, хотя из содержания ст. 131 АПК РФ и следует, что ответчик должен направить отзыв на исковое заявление.

Большое значение в процессе рассмотрения дела о банкротстве отводится подготовке дела к судебному разбирательству, которая осуществляется по правилам гл. 14 АПК РФ, но при этом имеет и важные особенности. В частности, в отличие от правила, установленного в ст. 136 АПК РФ, Закон о банкротстве не предусматривает проведение предварительного судебного заседания. Вместе с тем при подготовке дела о банкротстве к рассмотрению арбитражный суд в специальном заседании решает, например, вопрос об обоснованности требований заявителя-кредитора или уполномоченного органа (ст. 48 Закона о банкротстве), в заседаниях определяется размер требований кредиторов, проверяются возражения по ним, рассматриваются заявления, жалобы и ходатайства лиц, участвующих в деле. Таким образом, в ходе подготовки суд фактически проводит несколько предварительных заседаний. Кроме того, в ходе подготовки по ходатайству лиц, участвующих в деле, суд может назначить экспертизу в целях выявления признаков фиктивного или преднамеренного банкротства (ст. 50 Закона о банкротстве), совершает иные действия.

Дело о банкротстве согласно ст. 51 Закона о банкротстве должно быть рассмотрено в срок, не превышающий семи месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд.

В соответствии со ст. 152 АПК РФ установлен месячный срок для рассмотрения дел в порядке искового производства, однако он исчисляется со дня вынесения определения суда о назначении дела к судебному разбирательству, которым заканчивается 2-месячная подготовка дела к разбирательству. Таким образом, сроки рассмотрения дел о банкротстве значительно превышают сроки, установленные для рассмотрения дел искового производства.

Другая важная особенность рассмотрения дел о банкротстве состоит в том, что согласно ч. 3 ст. 223 АПК РФ определения, выносимые при рассмотрении дел о банкротстве, обжалование которых предусмотрено Кодексом или федеральным законом, могут быть обжалованы в течение десяти дней со дня вынесения. При этом, в отличие от правила, установленного в ст. 188 АПК РФ, согласно которому могут быть обжалованы определения, возможность обжалования которых предусмотрена Кодексом, а также определения, препятствующие дальнейшему движению дела, Закон о банкротстве значительно расширил возможности обжалования промежуточных судебных актов, принимаемых в рамках рассмотрения дела о банкротстве. В соответствии с п. 3 ст. 61 Закона о банкротстве допускается обжалование любых определений, принимаемых арбитражным судом в деле о банкротстве. При этом установлены различные сроки и порядок обжалования определений, например, определения, в отношении которых ничего не сказано о возможности обжалования, могут быть обжалованы в суд апелляционной инстанции в 14-дневный срок с момента принятия. Обращая внимание на эту особенность, Пленум ВАС РФ в п. 19 Постановления от 15 декабря 2004 г. N 29 указал, что определение о принятии заявления о признании должника банкротом (п. 2 ст. 42 Закона о банкротстве) как соответствующее условиям, предусмотренным п. 3 ст. 61 этого Закона, может быть обжаловано в апелляционном порядке не позднее 14 дней со дня его вынесения.

Решение арбитражного суда, принятое по результатам рассмотрения дела о банкротстве, должно соответствовать требованиям, установленным в ст. 170 АПК РФ. В решении о признании банкротом в соответствии с п. 2 ст. 53 Закона о банкротстве должны содержаться указания о признании должника банкротом, об открытии конкурсного производства.

Такое решение подлежит немедленному исполнению, если иное не установлено Законом о банкротстве (п. 2 ст. 52).

Закон о банкротстве (ст. ст. 28, 54) предусматривает публикацию сведений о судебных актах, вынесенных арбитражным судом, в официальном издании, определяемом Правительством Российской Федерации, что также является важной особенностью рассмотрения данной категории дел и гарантией защиты прав лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

studfiles.net

Порядок рассмотрения арбитражных дел

Арбитражный суд Москвы

Общий порядок рассмотрения судебного дела в арбитражном суде

Первая инстанция:

Арбитражный суд субъекта Российский Федерации, в котором стороны по сделке договорились рассматривать споры по договору. (Как правило, это арбитражный суд области, но случается, что нам приходится представлять интересы одной из сторон в областных (краевых) центрах).

Срок рассмотрения дела и принятия решения в суде 1-ой инстанции — не более 3-х месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству (ст. 152 АПК РФ). Иногда этот срок выходит за рамки, установленные кодексом, но это зависит от случаев, которые оговорены арбитражным законодательством.

Принятое в суде 1-ой инстанции решение вступает в силу по истечении 1 месяца с момента его принятия, если оно не было обжаловано в арбитражный апелляционный суд.

Апелляционная инстанция (вторая):

Арбитражный апелляционный суд соответствующего субъекта Российской Федерации рассматривает апелляционные жалобы на решения и определения арбитражного суда первой инстанции. (Как правило, это Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск).

Срок подачи апелляционной жалобы — 1 месяц с момента принятия обжалуемого решения (определения) Арбитражного суда 1-ой инстанции.

Срок рассмотрения и принятия постановления — не более 2-х месяцев со дня поступления жалобы в арбитражный суд апелляционной инстанции, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие судебного акта. Этот срок нарушается крайне редко.

Принятое постановление (определение, которым окончено рассмотрение дела по существу) вступает в силу с момента его принятия.

Кассационная инстанция:

Федеральный арбитражный суд округа Российской Федерации рассматривает кассационные жалобы на решения и определения арбитражного суда первой инстанции и постановления и определения арбитражного суда апелляционной инстанции. (Как правило, это Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г.Тюмень).

Срок подачи кассационной жалобы — 2 месяца с момента вступления в силу обжалуемого решения Арбитражного суда субъекта Российской Федерации, постановления Арбитражного апелляционного суда.

Срок рассмотрения и принятия постановления — 1 месяц со дня поступления жалобы вместе с делом в арбитражный суд кассационной инстанции, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие судебного акта.

Принятое постановление (определение, которым окончено рассмотрение дела по существу) вступает в силу с момента его принятия.

Надзорная инстанция:

Высший арбитражный суд Российской Федерации рассматривает заявления и представления о пересмотре судебных актов первых 3-х инстанций в срок не превышающий 1 месяца со дня поступления заявления или представления в Высший арбитражный суд.

Срок подачи надзорной жалобы — 3 месяца с момента вступления в силу последнего оспариваемого судебного акта, принятого по делу.

При рассмотрении заявления или представления Высший арбитражный суд определяет, имеются ли основания для пересмотра оспариваемого судебного акта.

При наличии таких оснований суд выносит определение о передаче дела для пересмотра в порядке надзора и в 5-тидневный срок со дня вынесения определения направляет его в Президиум Высшего арбитражного суда Российской Федерации.

Президиум ВАС РФ рассматривает дела в порядке очередности их поступления в Президиум в срок, не превышающий 3-х месяцев со дня вынесения определения о передаче дела в Президиум.

Судебное разбирательство может быть отложено на любой стадии на срок, не превышающий 1 месяц. Отложение прерывает течение процессуальных сроков рассмотрения дел.

Рассмотрение дела может быть приостановлено на любой стадии арбитражного процесса в соответствии со статьями 143, 144 АПК РФ. Приостановление рассмотрения дела приостанавливает течение процессуальных сроков.

Указанные здесь сроки и этапы, предусмотренные АПК РФ для общего искового производства, и не указаны особенные условия производства по отдельным категориям дел, в том числе по делам, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

Справочно: Возмещение и взыскание расходов на юриста в арбитражном суде.

lastworldnews.ru

Порядок и сроки рассмотрения дела по существу в арбитражном суде.

Рассмотрение дела по существу - эта часть судебного разбирательства призвана, уточнив позиции сторон, обеспечить всестороннее, полное и объективное исследование имеющихся по делу доказательств с целью установления фактических обстоятельств дела. Для решения стоящих в этой части задач арбитражный суд должен:

1) выяснить, поддерживает ли истец иск, не изменил ли он свои требования, признает ли иск ответчик, не хотят ли стороны закончить дело миром, что фиксируется в протоколе; 2) определить с учетом мнений участвующих в деле лиц последовательность проведения процессуальных действий, в первую очередь, последовательность исследования доказательств. Затем, в соответствии с установленным порядком проводится исследование письменных, вещественных доказательств, допрос свидетелей, при этом непосредственно перед допросом свидетель предупреждается арбитражным судом об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложный показаний.

В рамках рассмотрения дела по существу участвующее в деле лицо вправе обратиться с заявлением о фальсификации доказательства, представленного другим лицом. В этом случае арбитражный суд:

  • разъясняет уголовно-правовые последствия подобного заявления; согласия представившего оспоренное доказательство - исключает оспоренное доказательство из числа доказательств по делу с согласия лица, его представившего;

  • проверяет обоснованность заявления о фальсификации доказательства при наличии возражений лица, его представившего, об исключении его из числа доказательств.

При этом может быть назначена экспертиза, истребованы другие дополнительные доказательства, приняты иные меры. Результаты рассмотрения заявления о фальсификации доказательства заносятся в протокол судебного заседания.

Рассмотрение дела по существу завершается объявлением председательствующего об окончании исследования доказательств.

Судебные прения - это речи лиц, участвующих в деле, и их представителей. В этой части все участвующие в деле лица и их представители вправе в устной форме подвести итоги процесса, для чего на основе анализа исследованных доказательств с учетом требований материального закона высказать свое окончательное отношение к заявленному требованию и предложить свой вариант разрешения спора. В прениях все выступают по очереди после предоставления им слова председательствующим в процессе. Начинаются прения с истца, но если в деле участвует прокурор или представитель государственного органа, органа местного самоуправления или иного органа, обратившегося в арбитражный суд, то они выступают в прениях первыми. Все выступления заносятся в протокол. Если по ходу прений возникает необходимость продолжить исследование доказательств, то арбитражный суд объявляет о возобновлении исследования доказательств, после чего прения повторяются снова.

После выступления всех участвующих в деле лиц каждый из них имеет право на реплику, как на повторное выступление в прениях, если у лица после заслушивания выступлений других участников процесса возникла необходимость опровергнуть, дополнить, уточнить услышанное, согласиться, высказать замечание и др.

Дело должно быть рассмотрено арбитражным судом первой инстанции и решение принято в срок, не превышающий месяца со дня вынесения определения суда о назначении дела к судебному разбирательству. Таким образом, срок рассмотрения дела и окончания его вынесением решения исчисляется с момента окончания подготовки дела к судебному разбирательству, на которое отводится два месяца. Следовательно, при нормальном движении дела оно находится в производстве с момента поступления заявления до вынесения решения три месяца.

studfiles.net