Лекция 1. Понятие информации, ее виды и свойства. Классификация информации. Измерение информации. Понятия информационные


Лекция 1. Понятие информации, ее виды и свойства. Классификация информации. Измерение информации

1. Понятие информации, ее виды и свойства

В литературе можно найти достаточно много определений термина «информация», отражающих различные подходы к толкованию этого понятия. В Федеральном закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» дается следующее определение этого термина: «информация — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления». Толковый словарь русского языка Ожегова приводит 2 определения слова «информация»:

  1. Сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством.

  2. Сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-нибудь. (Научно-техническая и газетная информации, средства массовой информации — печать, радио, телевидение, кино).

Информация и ее свойства являются объектом исследования целого ряда научных дисциплин, таких как теория информации(математическая теория систем передачи информации),кибернетика(наука о связи и управлении в машинах и животных, а также в обществе и человеческих существах),семиотика(наука о знаках и знаковых системах),теория массовой коммуникации(исследование средств массовой информации и их влияния на общество),информатика(изучение процессов сбора, преобразования, хранения, защиты, поиска и передачи всех видов информации и средств их автоматизированной обработки) и ряде других.

В информатике наиболее часто используется следующее определение этого термина:

Информация — это осознанные сведения об окружающем мире, которые являются объектом хранения, преобразования, передачи и использования.

Сведения — это знания, выраженные в сигналах, сообщениях, известиях, уведомлениях и т. д. Каждого человека окружает информация различных видов.

Основные виды информации по ее форме представления, способам ее кодирования и хранения, что имеет наибольшее значение для информатики, это:

  • графическая или изобразительная— первый вид, для которого был реализован способ хранения информации об окружающем мире в виде наскальных рисунков, а позднее в виде картин, фотографий, схем, чертежей на бумаге, холсте, мраморе и др. материалах, изображающих картины реального мира;

  • звуковая— мир вокруг нас полон звуков и задача их хранения и тиражирования была решена с изобретение звукозаписывающих устройств в 1877 г.; ее разновидностью является музыкальная информация — для этого вида был изобретен способ кодирования с использованием специальных символов, что делает возможным хранение ее аналогично графической информации;

  • текстовая— способ кодирования речи человека специальными символами — буквами, причем разные народы имеют разные языки и используют различные наборы букв для отображения речи; особенно большое значение этот способ приобрел после изобретения бумаги и книгопечатания;

  • числовая— количественная мера объектов и их свойств в окружающем мире; особенно большое значение приобрела с развитием торговли, экономики и денежного обмена; аналогично текстовой информации для ее отображения используется метод кодирования специальными символами — цифрами, причем системы кодирования могут быть разными;

  • видеоинформация— способ сохранения «живых» картин окружающего мира, появившийся с изобретением кино.

Существуют также виды информации, для которых до сих пор не изобретено способов их кодирования и хранения — это тактильная информация, передаваемая ощущениями, органолептическая, передаваемая запахами и вкусами и др.

Для передачи информации на большие расстояния первоначально использовались кодированные световые сигналы, с изобретением электричества — передача закодированного определенным образом сигнала по проводам, позднее — с использованием радиоволн.

Создателем общей теории информации и основоположником цифровой связи считается Клод Шеннон (Claude Shannon). Всемирную известность ему принес фундаментальный труд 1948 года — «Математическая теория связи» (A Mathematical Theory of Communication), в котором впервые обосновывается возможность применения двоичного кода для передачи информации.

С появлением компьютеров вначале появилось средство для обработки числовой информации. Однако в дальнейшем, особенно после широкого распространения персональных компьютеров (ПК), компьютеры стали использоваться для хранения, обработки, передачи и поиска текстовой, числовой, изобразительной, звуковой и видеоинформации.

Хранение информации при использовании компьютеров осуществляется на магнитных дисках или лентах, на лазерных дисках (CD и DVD), специальных устройствах энергонезависимой памяти (флэш-память и пр.). Эти методы постоянно совершенствуются, изобретаются новые устройства и носители информации. Обработку информации (воспроизведение, преобразование, передача, запись на внешние носители) выполняет процессоркомпьютера. С помощью компьютера возможно создание и хранение новой информации любых видов, для чего служат специальные программы, используемые на компьютерах, и устройства ввода информации.

Особым видом информации в настоящее время можно считать информацию, представленную в глобальной сети Интернет. Здесь используются особые приемы хранения, обработки, поиска и передачи распределенной информации больших объемов и особые способы работы с различными видами информации.

studfiles.net

1.Подходы к определению понятия информации. Определение информации в российском законодательстве.

Термин "информация" имеет много определений. В широком смысле информация – отражение реального мира. Существует определение термина в узком смысле: информация – любые сведения, являющиеся объектом хранения, передачи и преобразования. Оба определения важны для понимания процессов функционирования вычислительной машины.

Несмотря на то, что понятие информации очень широко используется в науке, и в повседневной жизни, его строгого научного определения до последнего времени не существовало. По сей день разные научные дисциплины, вводят это понятие по-разному. Здесь можно выделить три возможных подхода: антропоцентрический, техноцентрический и недетерминированный.

Суть антропоцентрического подхода состоит в том, что информацию отождествляют со сведениями и фактами, которые теоретически могут быть получены и усвоены, то есть преобразованы в знания. Этот подход в настоящее время применяется наиболее широко. Его примеры мы можем наблюдать, в частности, в российском законодательстве.

«Под информацией понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления»

Суть технократического подхода состоит в том, что информацию отождествляют с данными. Этот подход нашел очень широкое распространение в технических дисциплинах. Например, нам часто встречаются упоминания о том, что «информация передается по компьютерным сетям», «информация обрабатывается компьютерами», «информация хранится в базах данных». Во всех этих случаях происходит подмена понятий.

Недетерминированный подход к понятию информации встречается также достаточно широко. Он состоит в отказе от определения информации на том основании, что оно является фундаментальным, как, например, материя и энергия. В частности, мы не найдем определения информации в «Законе о государственной тайне» и в «Законе о средствах массовой информации», хотя и в том и в другом правовом акте это понятие используется.

Федеральный закон об информации, информационных технологиях и о защите информации

информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;

Отсутствие определения использованного понятия это вовсе не недосмотр законодателя. Во многих случаях отказ от определения информации можно считать традиционным.

2.Понятие и виды информационных технологий. Этапы развития ит. Классификация ит.

Появление в конце 50 годов ЭВМ и стремительное совершенствование их эксплуатаци¬онных возможностей создало реальные предпосылки для автоматизации управленческого труда, формирования рынка информационных продуктов и услуг. Развитие АИТ шло парал¬лельно с появлением новых видов технических средств обработки и передачи информации, совершенствованием организационных форм использования ЭВМ, насыщением инфраструк¬туры новыми средствами коммуникаций. Эволюция АИТ представлена в таблице.

Эволюции автоматированных информационных технологий

Информационная технология — это процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. Цель информационной технологии — производство информации для ее .анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.

Внедрение персонального компьютера в информационную сферу и применение телекоммуникационных средств связи определили новый этап развития информационной технологии. Новая информационная технология — это информационная технология с «дружественным» интерфейсом работы пользователя, использующая персональные компьютеры и телекоммуникационные средства. Новая информационная технология базируется на следующих основных принципах.

Интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером.

Интегрированность с другими программными продуктами.

Гибкость процесса изменения данных и постановок задач.

В качестве инструментария информационной технологии используются распространенные виды программных продуктов: текстовые процессоры, издательские системы, электронные таблицы, системы управления базами данных, электронные календари, информационные системы функционального назначения.

К основным видам информационных технологий относятся следующие.

Информационная технология обработки данных предназначена для решения хорошо структурированных задач, алгоритмы решения которых хорошо известны и для решения которых имеются все необходимые входные данные. Эта технология применяется на уровне исполнительской деятельности персонала невысокой квалификации в целях автоматизации некоторых рутинных, постоянно повторяющихся операций управленческого труда.

Информационная технология управления предназначена для информационного обслуживания всех работников предприятий, связанных с принятием управленческих решений. Здесь информация обычно представляется в виде регулярных или специальных управленческих отчетов и содержит сведения о прошлом, настоящем и возможном будущем предприятия.

Информационная технология автоматизированного офиса призвана дополнить существующую систему связи персонала предприятия. Автоматизация офиса предполагает организацию и поддержку коммуникационных процессов как внутри фирмы, так и с внешней средой на базе компьютерных сетей и других современных средств передачи и работы с информацией.

Информационная технология поддержки принятия решений предназначена для выработки управленческого решения, происходящей в результате итерационного процесса, в котором участвуют система поддержки принятия решений (вычислительное звено и объект управления) и человек (управляющее звено, задающее входные данные и оценивающее полученный результат).

Информационная технология экспертных систем основана на использовании искусственного интеллекта. Экспертные системы дают возможность менеджерам получать консультации экспертов по любым проблемам, о которых в этих системах накоплены знания.

Различают следующую классификацию информационных технологий:

В соответствии с методами и средствами обработки данных:

1. Глобальные – технологии, которые включают модели, методы, средства информационной базы в обществе.

2. Базовые - информационные технологии, которые ориентируются на конкретную область применения.

3. Конкретные - технологии, которые обрабатывают данные в процессе выполнения реальных задач пользователя.

В соответствии с обслуживаемыми предметными областями:

1. Технологии с областью применения в бухгалтерском учете.

2. Информационные технологии, которые используются для обеспечения банковской деятельности.

3. Информационные технологии, область применения которых распространяется на налоговую деятельность.

4. Информационные технологии для обеспечения страхования.

5. Информационные технологии в области статистики.

В соответствии с видами обрабатываемой информации:

1. ИТ, обрабатывающие данные с помощью СУБД, алгоритмических языков, таблиц и процессоров.

2. ИТ, которые обрабатывают текст с помощью текстового процессора.

3. ИТ, обрабатывающие графические изображения с помощью графических процессоров.

4. ИТ, обрабатывающие знания с помощью экспортных систем.

5. ИТ, обрабатывающие объекты реального мира с помощью технологий «мультимедиа».

В соответствии с типами пользовательского интерфейса:

1. ИТ, обслуживающие прикладной интерфейс.

2. ИТ, обслуживающие системный интерфейс.

3. ИТ, обслуживающие командный интерфейс.

4. ИТ, обслуживающие WIMP - интерфейс.

5. ИТ, обслуживающие SILK – интерфейс.

studfiles.net

Понятие информации

Информация является одной из фундаментальных философских категорий, вместе с веществом, энергией, пространством и временем. Понятие информации имеет много разных определений, которые раскрывают все его грани. Философский словарь дает ей такое определение – во-первых, это совокупность каких-либо знаний, данных, некоторых сведений, а во-вторых, это одно из самых главных понятий в кибернетике.

В неживой природе информацию связывают с отражением, отображением, в быту – со сведениями, которые интересны для людей об окружающей действительности и протекающих в ней процессах, которые только способен воспринимать человек или созданные им устройства.

Человек воспринимает ее посредством имеющихся у него органов чувств. Понятие об информации у человека – знания, полученные им из разных источников. Лингвистика рассматривает ее не как любые сообщения, а как новые или полезные, то есть учитывает не объем сообщения, а его смысл.

В технике же информация - это все сообщения, которые передаются посредством знаков либо сигналов.

Для теории связи она означает последовательность символов, причем любую, не принимая в расчет ее смысл.

А в самой теории информации под ней понимается не любая последовательность символов, а только та, которая полностью снимает или уменьшает неопределенность, которая была до ее появления.

Понятие информации в кибернетике звучит следующим образом: это любая совокупность сигналов, сведений либо воздействий, воспринимаемая некоторой системой из окружающей среды, выдаваемая ею в окружающую среду или же сохраняемая внутри системы. Также ею является содержание любых сигнальных последовательностей, которые передаются куда-либо, то есть любой текст, как последовательность букв или звуков, которые рассматриваются как акустические либо графические сигналы. Средства вычислительных машин способны обрабатывать любую информацию, без участия человека и при этом не может идти речь ни о знании, ни о незнании. Такие агрегаты могут работать с искусственными, абстрактными, ложными данными, для которых нет объективного отражения ни в человеческом обществе, ни в природной среде.

Еще одно понятие информации – это продукт, полученный в результате взаимодействия данных с адекватными методами. Данными являются любые зарегистрированные сигналы. Но для того, чтобы извлечь из них сведения, нужны определенные методы.

Также существует такое понятие информации, как некоего ресурса, запаса некоторых характеристик объекта, но ресурса неистощимого, имеющего способности к обновлению и воспроизведению. И с этим ресурсом можно производить некие действия – информационные процессы. В структуре возможных операций с ним можно выделить несколько основных разновидностей.

Виды информационных процессов:

1) Поиск - извлечение информации из хранилищ.

2) Сбор – ее накопление для обеспечения полноты, достаточной чтобы принять решение.

3) Формализация – приведение всех ее видов в одинаковую форму для того, чтобы они стали сопоставимыми друг с другом.

4) Фильтрация – отсеивание данных, не нужных для принятия решения.

5) Сортировка – упорядочение всех данных по определенному признаку для более удобного использования, применяется для повышения ее доступности.

6) Архивация данных – организация процесса хранения информации в легкодоступной и удобной форме, благодаря этому процессу снижаются экономические затраты на хранение данных и повышается надежность.

7) Защита данных – это меры для предотвращения утраты, модификации или воспроизведения данных.

8) Транспортировка – передача и прием данных между участниками информационного процесса.

9) Преобразование – перевод данных в другую форму или в другую структуру.

Понятие информации сложно и многогранно, поэтому следует приложить усилия, чтобы изучить его.

fb.ru

История понятия "информаци"

Происхождение термина “информация”

Слово “информация” происходит от латинского information, которое переводится как разъяснение, изложение. В толковом словаре В.И. Даля нет слова “информация”. Термин “информация” вошел в употребление в русскую речь с середины ХХ века.

В наибольшей степени понятие информации обязано своим распространением двум научным направлениям: теории связи и кибернетике. Результатом развития теории связи стала теория информации, основателем которой является Клод Шеннон. Однако К.Шеннон не давал определения информации, в то же время, определяя количество информации. Теория информации посвящена решению проблемы измерения информации.

В науке кибернетике, основанной Норбертом Винером, понятие информации является центральным (см. “Кибернетика”). Принято считать, что именно Н.Винер ввел понятие информации в научное употребление. Тем не менее в своей первой книге, посвященной кибернетике, Н.Винер не дает определения информации. “Информация есть информация, а не материя и не энергия”[3], — писал Винер. Тем самым понятие информации, с одной стороны, противопоставляется понятиям материи и энергии, с другой — ставится в один ряд с этими понятиями по степени их общности и фундаментальности. Отсюда по крайней мере понятно, что информация — это то, что не может быть отнесено ни к материи, ни к энергии.

Информация в философии

Осмыслением информации как фундаментального понятия занимается наука философия. Согласно одной из философских концепций, информация является свойством всего сущего, всех материальных объектов мира. Такая концепция информации называется атрибутивной (информация — атрибут всех материальных объектов). Информация в мире возникла вместе со Вселенной. В этом смысле информация — это мера упорядоченности, структурированности любой материальной системы. Процессы развития мира от первоначального хаоса, наступившего после “Большого взрыва”, до образования неорганических систем, затем органических (живых) систем связаны с нарастанием информационного содержания. Это содержание объективно, не зависимо от человеческого сознания. В куске угля содержится информация о событиях, происходивших в далекие времена. Однако извлечь эту информацию способен лишь пытливый ум человека.

Другую философскую концепцию информации называют функциональной. Согласно функциональному подходу, информация появилась с возникновением жизни, так как связана с функционированием сложных самоорганизующихся систем, к которым относятся живые организмы и человеческое общество. Можно еще сказать так: информация — это атрибут, свойственный только живой природе. Это один из существенных признаков, отделяющих в природе живое от неживого.

Третья философская концепция информации — антропоцентрическая, согласно которой информация существует лишь в человеческом сознании, в человеческом восприятии. Информационная деятельность присуща только человеку, происходит в социальных системах. Создавая информационную технику, человек создает инструменты для своей информационной деятельности.

Можно сказать, что употребление понятия “информация” в повседневной жизни происходит в антропоцентрическом контексте. Для любого из нас естественно воспринимать информацию как сообщения, которыми обмениваются люди. Например, СМИ — средства массовой информации предназначены для распространения сообщений, новостей среди населения.

Информация в биологии

В ХХ веке понятие информации повсеместно проникает в науку. Информационные процессы в живой природе исследует биология. Нейрофизиология (раздел биологии) изучает механизмы нервной деятельности животного и человека. Эта наука строит модель информационных процессов, происходящих в организме. Поступающая извне информация превращается в сигналы электрохимической природы, которые от органов чувств передаются по нервным волокнам к нейронам (нервным клеткам) мозга. Мозг передает управляющую информацию в виде сигналов той же природы к мышечным тканям, управляя, таким образом, органами движения. Описанный механизм хорошо согласуется с кибернетической моделью Н.Винера (см. “Кибернетика”).

В другой биологической науке — генетике используется понятие наследственной информации, заложенной в структуре молекул ДНК, присутствующих в ядрах клеток живых организмов (растений, животных). Генетика доказала, что эта структура является своеобразным кодом, определяющим функционирование всего организма: его рост, развитие, патологии и пр. Через молекулы ДНК происходит передача наследственной информации от поколения к поколению.

Методические рекомендации

Изучая информатику в основной школе (базовый курс), не следует углубляться в сложности проблемы определения информации. Понятие информации дается в содержательном контексте:

Информация — это смысл, содержание сообщений, получаемых человеком из внешнего мира посредством его органов чувств.

Понятие информации раскрывается через цепочку:

сообщение — смысл — информация – знания

Сообщения человек воспринимает с помощью своих органов чувств (по большей части через зрение и слух). Если человеку понятен смысл, заключенный в сообщении, то можно сказать, что это сообщение несет человеку информацию. Например, сообщение на незнакомом языке не содержит информации для данного человека, а сообщение на родном языке понятно, поэтому информативно. Воспринятая и сохраненная в памяти информация пополняет знания человека. Наши знания — это систематизированная (связанная) информация в нашей памяти.

При раскрытии понятия информации с точки зрения содержательного подхода следует отталкиваться от интуитивных представлений об информации, имеющихся у детей. Целесообразно вести беседу в форме диалога, задавая ученикам вопросы, на которые они в состоянии ответить. Вопросы, например, можно задавать в следующем порядке.

— Расскажите, откуда вы получаете информацию?

Наверняка услышите в ответ:

— Из книг, радио и телепередач.

Дальше попросите учеников привести примеры какой-нибудь информации, которую они получили сегодня. Например, кто-нибудь ответит:

— Утром по радио я слышал прогноз погоды.

Ухватившись за такой ответ, учитель подводит учеников к окончательному выводу:

— Значит, вначале ты не знал, какая будет погода, а после прослушивания радио стал знать. Следовательно, получив информацию, ты получил новые знания!

Таким образом, учитель вместе с учениками приходит к определению: информация для человека — это сведения, пополняющие знания человека, которые он получает из различных источников. Далее на многочисленных знакомых детям примерах следует закрепить это определение.

Установив связь между информацией и знаниями людей, неизбежно приходишь к выводу, что информация — это содержимое нашей памяти, ибо человеческая память и есть средство хранения знаний. Разумно назвать такую информацию внутренней, оперативной информацией, которой обладает человек. Однако люди хранят информацию не только в собственной памяти, но и в записях на бумаге, на магнитных носителях и пр. Такую информацию можно назвать внешней (по отношению к человеку). Чтобы человек мог ей воспользоваться (например, приготовить блюдо по кулинарному рецепту), он должен сначала ее прочитать, т.е. обратить во внутреннюю форму, а затем уже производить какие-то действия.

Вопрос о классификации знаний (а стало быть, информации) очень сложный. В науке существуют различные подходы к нему. Особенно много занимаются этим вопросом специалисты в области искусственного интеллекта. В рамках базового курса достаточно ограничиться делением знаний на декларативные и процедурные. Описание декларативных знаний можно начинать со слов: “Я знаю, что…”. Описание процедурных знаний — со слов: “Я знаю, как…”. Нетрудно дать примеры на оба типа знаний и предложить детям придумать свои примеры.

Учитель должен хорошо понимать пропедевтическое значение обсуждения данных вопросов для будущего знакомства учеников с устройством и работой компьютера. У компьютера, подобно человеку, есть внутренняя — оперативная — память и внешняя — долговременная — память. Деление знаний на декларативные и процедурные в дальнейшем можно увязать с делением компьютерной информации на данные — декларативная информация и программы — процедурная информация. Использование дидактического приема аналогии между информационной функцией человека и компьютером позволит ученикам лучше понять суть устройства и работы ЭВМ.

Исходя из позиции “знания человека — это сохраненная информация”, учитель сообщает ученикам, что и запахи, и вкусы, и тактильные (осязательные) ощущения тоже несут информацию человеку. Обоснование этому очень простое: раз мы помним знакомые запахи и вкусы, узнаем на ощупь знакомые предметы, значит, эти ощущения хранятся в нашей памяти, а стало быть, являются информацией. Отсюда вывод: с помощью всех своих органов чувств человек получает информацию из внешнего мира.

Как с содержательной, так и с методической точки зрения очень важно различать смысл понятий “информация” и “данные”. К представлению информации в любой знаковой системе (в том числе используемой в компьютерах) следует применять термин “данные”. А информация — это смысл, заключенный в данных, заложенный в них человеком и понятный только человеку.

Компьютер работает с данными: получает входные данные, осуществляет их обработку, передает человеку выходные данные — результаты. Смысловую же интерпретацию данных осуществляет человек. Тем не менее в разговорной речи, в литературе часто говорят и пишут о том, что компьютер хранит, обрабатывает, передает и принимает информацию. Это справедливо, если компьютер не отрывать от человека, рассматривая его как инструмент, с помощью которого человек осуществляет информационные процессы.

1. Андреева Е.В., Босова Л.Л., Фалина И.Н. Математические основы информатики. Элективный курс. М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2005.

2. Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. Систематический курс. Учебник для 10-го класса. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001, 57 с.

3. Винер Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине. М.: Советское радио, 1968, 201 с.

4. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. Т. 1. М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2005.

5. Кузнецов А.А., Бешенков С.А., Ракитина Е.А., Матвеева Н.В., Милохина Л.В. Непрерывный курс информатики (концепция, система модулей, типовая программа). Информатика и образование, № 1, 2005.

6. Математический энциклопедический словарь. Раздел: “Словарь школьной информатики”. М.: Советская энциклопедия, 1988.

7. Фридланд А.Я. Информатика: процессы, системы, ресурсы. М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2003.

xn----7sbbfb7a7aej.xn--p1ai

Понятия «информации» и «информационных систем»

Систематизация и связи

Эволюционизм

Философская антропология

Философское творчество

«Давайте ОПРЕДЕЛЕНИЕ понятию ИНФОРМАЦИЯ и понятию СИСТЕМА.»

Алла

http://www.philosophystorm.org/chto-sut-prichina-i-sledstvie-2#comment-151880

 

1. Информация. Из статьи "Категории и сознание"

http://philosophystorm.org/article/vitalii-ivanov-kategorii-i-soznanie

1.1 Из главы "Категории"

Информация - атрибут объектов идеального мира; отражает - связи между объектами материального или идеального мира и являет собою движение установленных группой субъектов кодов понятий: характеристик, сторон, отношений, объектов идеального мира; средство отношений между идеальными мирами различных субъектов.

 То, что не определено субъектом как понятие, не может быть воспринято им как понятная информация.

 Все новые воздействия среды на субъекта группируются им в понятия, встраиваются в идеальный мир, получают свои коды. Все понятия и их коды в той или иной мере согласовываются с другими субъектами, что позволяет субъектам обмениваться информацией - передавать друг другу отдельные объекты и целые, крупные структуры идеального мира.

 

Более широко, безотносительно субъекта, под информацией (или ее передачей) можно понимать любые связи, установленные и устанавливаемые, между объектами материальными (все связи между любыми объектами - информационные связи) и любые следы этих связей (мир идеальный).

 

1.2 Из главы "Категория информации"

Структуру объекта материального мира принято характеризовать внутренней или структурной информацией. Под структурной информацией понимают степень организованности объекта или системы. Любая система содержит в себе столько информации, сколько ее надо было бы внести в систему, чтобы последняя могла перейти из некоторого первоначального беспорядочного состояния в данное организованное состояние. Или: любая система, состоящая из определенных элементов, объединенных между собою определенными связями, относительно этих элементов содержит в себе вполне определенное количество информации, равное числу связей между ними. Например, структурная информация, заключенная в человеческом организме, если в качестве элементов выбрать молекулы, равна числу связей между его молекулами (3 * 1026 бит). (или 3Е+26)

 

 С моей точки зрения, абсолютную (полную) структурную информацию материального объекта логично однозначно определять относительно некоторой условной материальной субстанции, непрерывно заполняющей вселенную, располагающей единичною структурною информацией, т.е. не имеющей структуры, пространства, времени и причинно-следственных связей. Субстанция - абстрактное первоначало, первооснова материи. Любой материи, во всех координатах бесконечной вселенной по пространству и времени. …

Относительная, или внешняя, информация - это информация об одном объекте, содержащаяся в другом объекте. В неорганическом мире - это изменения, вызванные в одном объекте другим объектом. Например, в результате соударения два объекта получают и хранят информацию друг о друге. Иногда весьма долго. И, вообще говоря, подобную "память" тоже можно назвать идеальным миром, одной из простейших предтеч или первооснов идеального мира жизни.

Передача информации - процесс, длящийся время взаимозависимости объектов. Если взаимозависимость длительная и постоянная, относительная информация являет собою устойчивую связь между объектами. (Например: атомную - электроны вокруг ядра; гравитационную - планетарные системы вокруг звезд.) Здесь атомные, гравитационные, биологические, социальные или другие связи несут в себе информацию об объектах - взаимообратную или типа передатчик-приемник. …

В идеальном мире субъекта можно также различать внутреннюю и относительную информацию.

Под внутренней понимаем абсолютную, полную информацию о структуре идеального мира субъекта относительно некоторой абстрактной идеальной субстанции, имеющей единичную структурную информацию (аналог субстанции материальной).

Под относительной информацией - внешнюю информацию, принимаемую извне и раскодируемую субъектом относительно собственного идеального мира с конкретными (уже обладающими конкретной структурною информацией) идеальными объектами - понятиями и конкретными связями между ними.

 

 Для внесения смысловой общности и ясности терминологии категорией информации, как внутренней, так и внешней, логично называть в материальном мире - сами отношения (связи) между объектами материальными, а в идеальном мире - коды, соответствующие понятиям об объектах и отношениях миров, материального или же идеального (части понятий идеального мира нет соответствия в мире материальном).

Изначальное кодирование и конечное раскодирование осуществляет субъект, располагающий идеальным миром. Для него информация - коды понятий, посредством которых осуществляется общение с другими субъектами, каждый из которых имеет свой идеальный мир со своими понятиями и связями между ними, своей структурой.  ….

Единицы информации - установленные между группой субъектов единые коды сходственных объектов их идеальных миров. При помощи информационного ряда, т.е. организованной последовательности кодов, субъекты передают друг другу картины идеального мира, в той или иной мере отвечающие миру материальному.  …

Полная внутренняя информация об объектах материального или идеального мира предполагает наличие некоторого абсолютного стороннего наблюдателя, которому известна структура объектов, начиная от субстанции. Для реального субъекта внутренняя информация - это абстракция, предел, к которому может стремиться его сознание в процессе познания. …

Исчерпывающая, или не избыточная, информация - это сумма (интеграл) типов существующих отношений между объектами материального мира; и в идеальном мире это, соответственно, сумма (интеграл) существующих кодов неповторяющихся, не дублирующих друг друга понятий. Исчерпывающая информация - интеграл качеств.

 

1.3 Из главы "Исчерпывающая информация"

Что такое исчерпывающая или не дублирующая информация? Выделим в пространстве атом водорода, изолированный от прочей материи. Его строение относительно некоторой первичной субстанции, располагающей единичным количеством информации, описывает вполне конкретное количество информации. Возьмем теперь два атома водорода. Оттого, что их два, количество исчерпывающей информации о выделенном участке пространства не удвоится, но останется тем же плюс количество атомов, т.е. то же количество кодов плюс один код понятия "два". Это - новое количество исчерпывающей информации.

 

 

2. Информационные системы

 

Любая информационная система - функция от трех аргументов: материального, идеального и активного.

В самом широком смысле информационными системами является всё, что можно выделить по условно замкнутым на себя высшим здесь взаимосвязям. Начиная от атома, до человека и человеческих общностей.

Вселенная - совокупность и суперпозиция взаимодействующих и вложенных друг в друга информационных систем.

 

2.1 Из статьи Философия развития"

http://philosophystorm.org/article/vitalii-ivanov-filosofiya-razvitiya

Из главы "Информационные системы"

 

Рождение и эволюция Вселенной - процесс прежде всего информационный, так же, как все процессы, происходящие в мире. Развитие, эволюция, строительство Вселенной, по существу, - глобальный способ творения и накопления исчерпывающей (не избыточной) информации в конечных участках бесконечной вселенной.

 

Любая информационная система (ИС) - функция от трех своих составляющих: материальной, идеальной, активной. Здесь мы будем иметь в виду только биологические информационные системы. Под активной их составляющей понимается "я" или некоторая, как еще говорят, "инстанция". Под материальной - все слагаемые материальные. И под идеальной - понятийный мир.

Будем разделять индивидуальные и объединенные информационные системы (ИС).

Индивидуальные ИС (ИИС) несут в себе одно "я" индивида . Их материальная часть - материальные структуры организма, идеальная - психика, сознание.

Объединенные ИС (ОИС) - это некоторая совокупность ИИС, располагающая неким общим идеальным миром, соответствующим некоему единому материальному прототипу. Т.е. идеальные миры всех ИИС имеют некоторые общие поля наложения, пересечения понятийных структур (общий язык, культура).

Будем называть глобальной информационной системой (ГИС), или нашей Вселенной, материальную сферу, ограничивающуюся объектами, значимыми для представителей всех видов жизни на Земле. ГИС - предельный случай ОИС.

 

2.2 Из статьи "Проект Вселенная"

http://www.philosophystorm.org/article/vitalii-ivanov-proekt-vselennaya

Из главы "Космические начала"

 

Мир троичен. Для облегчения его восприятия и ориентирования в нем, познания его и развития непрерывный, единый, но все более многообразный мир удобно разделять на три стороны или три ипостаси: материальную, идеальную и активную.

Под материальностью надо понимать саму плоть мира, в основе которой лежит субстанция, структура простейшая. Любой материальный объект состоит из субстанции и располагает структурной информацией численно превышающей единицу.

Под идеальной стороной я подразумеваю вложенную в материю информацию, объективно присутствующую (объективное идеальное) и субъективно воспринимаемую (субъективное идеальное). Абсолютное знание некоего абстрактного абсолютного субъекта (под которым можно понимать бога) - полное знание о всех структурах вселенной. Для абсолютного субъекта интеграл исчерпывающей информации его идеального мира (субъективное идеальное) тождественен интегралу исчерпывающей информации объективного мира материального (объективное идеальное) как по отношению к бесконечной вселенной, так и к любой конечной части ее. Абсолютное знание об объекте - знание, позволяющее разложить данный объект до субстанции и из нее создать его снова.

Активность - внутренне присущее материи (и, соответственно, отвечающей ей информации) качество всеобщего движения и взаимодействия, высшим уровнем развития которого ныне надо считать волю и деятельность человека разумного. Именно человек устанавливает между объектами связи наивысшего уровня - связи разумные.

 

 

2.3 Из статьи "Эволюция информационных систем"

http://philosophystorm.org/article/vitalii-ivanov-evolyutsiya-informatsionnykh-sistem

Из главы " Информационные системы, идеальный мир, понятия"

 

Будем называть Вселенную глобальной информационной системой (ГИС). Под локальной информационной системой или просто информационной системой (ИС) будем понимать выделенные по некоторым общим признакам фрагменты материального мира, достигшие определенного структурного уровня развития, а именно - биологического, начиная от простейших форм жизни до развитых организмов.

Информационная система - это некоторая часть материальной Вселенной, имеющая свой идеальный мир (идеальную Вселенную) и располагающая возможностями преобразования объектов и связей материального мира в объекты и связи идеального мира, и наоборот. Т.е. информационная система включает в себя материальный мир - материальные органы, из которых состоит организм индивида, и идеальный мир - его понятийные структуры, а также некоторое "я" (или, по-другому, "инстанцию"), осуществляющее связи между материальным и идеальным.

 Структура материального мира организма (ИС) включает в себя материальные структуры нижестоящих уровней и, обычно, среди них существует. Она располагает большей исчерпывающей внутренней информацией по отношению к материальной субстанции в сравнении с объектами неживой природы, ее окружающими.

Идеальный мир индивида вторичен по отношению к материальной Вселенной и строится на базе совокупности ее отражений. Так же, как и мир материальный, он имеет иерархически сетевую структуру, состоящую из объектов и связей различных уровней сложности и развития.

 

Ваша оценка: Нет

philosophystorm.org

Базовые понятия информатики. Информационные технологии определение. Классификация информации.

На этой страничке мы поговорим на такие темы, как: Базовые понятия информатики, Информационные технологии определение, Классификация информации.

Информационные технологии определение.

Информационные технологии (ИТ, от англ. information technology, IT) — наука непосредственно связанная с вычислительной техникой. Занимается изучением технологий управления и обработки данных, как с применением персонального компьютера, так и без применения вычислительной техники. В наше время очень сложно представить мир без Информационные технологии, компьютеров и других автоматизированных систем.

 

Сегодня, чаще понятие Информационные технологии, воспринимается как «Компьютерные технологии». Как правило, Информационные технологии непосредственно связаны с компьютером и программным обеспечением для передачи, хранения, обработки, редактирования и защиты информации.Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, Информационные технологии (ИТ) — это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин которые изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации, вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.

Базовые понятия информатики.

Информатика: дисциплина, основанная на использование компьютерной техники, изучающая структуру, общие свойства информации и все информационные процессы (information automatique).

Базовыми понятиями информатики и информационных технологий являются:

  • Информация.
  • Информационные процессы.
  • Технология.
  • Информационные ресурсы.
  • Информационная система.

Информация — происходит от слова information, сведенья, данных. Информация в понимание компьютера, это последовательность символов, несущая смысловую нагрузку, и представленная в понятном компьютеру виде.

Информационные процессы — действия, осуществляемые с информацией:

  • Сбор.
  • Получение.
  • Хранение.
  • Обработка.
  • Передача.

Технология — происходит от латинского (techne): искусство, умение, мастерство. Технология, это определенная совокупность действий, направленная на достижение поставленной цели.

Информационные технологии — совокупность программных, технических, документальных средств, для выполнения информационных процессов.

Информационная система — упорядоченная совокупность документированной информации, отвечающая определенным принципам (достоверность, точность, структурированность). Типичным примером информационной системы является база данных. Также в состав информационной системы входят: локальные сети, базы данных, глобальные сети и т.д.

Информационный ресурс — совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации. Типичным примером информационного ресурса является веб-сайт.

Классификация информации.

Любая классификация всегда относительна. Один и тот же объект может быть классифицирован по разным признакам или критериям. Часто встречаются ситуации, когда в зависимости от условий внешней среды объект может быть отнесен к разным классификационным группировкам. Эти рассуждения особенно актуальны при классификации видов информации, так как она часто может быть использована в разных условиях, разными потребителями, для разных целей.

 

Информацию можно классифицировать по нескольким признакам. По способу получения и передачи информация классифицируется на: визуальная (зрительная), аудиальная (звуковая), тактильная (ощущаемая), органолептическая (вкусовая). По способу представления и обработки информация классифицируется на: аналоговую (обычная телефонная линия) и дискретную (цифровая). По технологии обработки в компьютере информацию можно классифицироваться на: символьную, числовую, мультимедийную и графическую

На этом данную статью я заканчиваю, надеюсь, вы полностью разобрались с темами: Базовые понятия информатики, Информационные технологии определение, Классификация информации.

more-it.ru

Понятие информации

Термин «информация» происходит от латинского слова informatio, означающего разъяснение, изложение, осведомленность.

Информация — сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы.

Применительно к компьютерной обработке данных под информацией понимают некоторую последовательность символических обозначений (букв, цифр, закодированных графических образов и звуков и т. п.), несущую смысловую нагрузку н представленную в понятном компьютеру виде. Каждый новый символ в такой последовательности увеличивает информационный объем сообщения.

Информация в наиболее общем определении — это отражение предметного мира с помощью знаков и сигналов.

Сигналы отражают физические (физико-химические) характеристики различных процессов и объектов, но лишь для человека информация, получаемая из внешнего мира, может становиться сведениями, являющимися объектом осознанного хранения, обмена и преобразования. Человек воспринимает информацию с помощью органов чувств при непосредственном контакте с объектами внешнего мира, может хранить ее, обрабатывать, в итоге получать новую информацию и передавать ее другим людям, используя знаковую форму н различные инструментальные средства. Чтобы информация способствовала принятию на ее основе правильных решений, она должна характеризоваться такими свойствами, как достоверность, полнота, актуальность, полезность, понятность.

Достоверность. Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию неправильных решений.

Полнота. Информация полная, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Неполнота информации сдерживает принятие решений или может повлечь ошибки.

Полезность. Актуальность. Ценность информации зависит от того, какие задачи мы можем решить с ее помощью. Актуальную информацию важно иметь при работе в изменившихся условиях.

Понятность. Если ценная и актуальная информация выражена непонятными словами, она может стать бесполезной. Информация становится понятной, если она передается языком, на котором говорят те, кому предназначена эта информация.

Знаковая форма восприятия, хранения и передачи информации означает использование какого-либо языка. Языки делятся на разговорные (естественные) и формальные. Естественные языки носят национальный характер. Формальные языки чаше всего относятся к специальной области человеческой деятельности (например язык математики).

Информация передается в виде сообщений от некоторого источника информации к се приемнику посредством канала связи между ними. Источник посылает передаваемое сообщение, которое кодируется в передаваемый сигнал. Этот сигнал посылается по каналу связи. В результате в приемнике появляется принимаемый сигнал, который декодируется и становится принимаемым сообщением.

Обработка информации — получение одних информационных объектов из других информационных объектов путем выполнения некоторых алгоритмов.

Средства обработки информации — это разнообразные устройства и системы, созданные для преобразования информации, и в первую очередь, компьютер — универсальная машина для обработки информации.

Компьютеры обрабатывают информацию путем выполнения некоторых алгоритмов.

shkolo.ru