Понятие, сущность, признаки и виды власти. Особенности государственной власти. Понятие власти и виды государственной власти


Понятие, сущность, признаки и виды власти. Особенности государственной власти

Рассмотрим понятие, сущность, признаки и виды власти, а также изучим особенности государственной власти.

Власть отражает способность некоего субъекта (индивида, коллектива, организации) подчинять себе волю и поведение иного субъекта для реализации собственных интересов или интересов других лиц.

Власть характеризуется совокупностью важных признаков.

Во-первых, власть – это явление социальное, то есть общественное.

Во-вторых, она является неотъемлемым признаком общества на всех этапах его развития.

Общество представляет собой сложноорганизованную систему в виде социального организма, которая постоянно нуждается в управлении и упорядочении, направленном на поддержание системы в нормальном состоянии.

С точки зрения генезиса именно необходимость управления обществом предопределяет появление такого феномена, который описывается понятием «власть».

При этом следует отметить, что она выступает средством именно социального управления, поскольку управление может быть не только социальным, но и, например, техническим, то есть управлением технической системой (например, мотоциклом). Таким образом, понятие «управление» – явление более широкое, нежели понятие «власть», которая представляет собой исключительно социальный феномен.

В-третьих, сущность власти проявляется в том, что она может функционировать только в рамках общественного отношения, то есть отношения между людьми и их коллективами.

В-четвертых, её реализация представляет собой интеллектуально-волевой процесс, когда властный импульс от властвующего субъекта должен быть осознан подвластным, прежде чем определить его волю и поведение.

В-пятых, властные общественные отношения являются разновидностью общественных отношений и имеют название властеотношений. Властеотношение – это двустороннее отношение, один из субъектов которого является властным (властвующим) субъектом, а другой – подвластным.

В-шестых, важнейшим признаком власти является её опора на силу. Именно наличие силы предопределяет положение субъекта в качестве властвующего. Её сила может иметь разнообразные источники: физическая сила, сила оружия, интеллекта, авторитета, убеждения, красоты и т. п.

В-седьмых, сознательное подчинение является условием её наличия в определенном отношении над определенным субъектом.

Существуют различные подходы и основания для классификации и выделения отдельных видов власти.

В зависимости от социального уровня власти различают следующие виды власти: власть в масштабе всего общества; власть внутри определенного коллектива; власть в отношении между двумя индивидами.

В зависимости от масштаба возможного воздействия власть можно подразделить на следующие виды: политическую и неполитическую. Политическая власть может выступить средством решения политических задач и защиты интересов больших социальных групп. Разновидностями политической силы являются:

– власть одной социальной группы над другой;

– государственная власть;

– власть партийная, а также иных политических организаций и движений;

– власть политических лидеров.

В зависимости от способа организации и реализации власть может быть двух видов: демократической или недемократической.

К особенностям государственной власти следует отнести следующие обстоятельства:

– государственная сила опирается на специальный аппарат;

– она имеет публичную сущность;

– осуществляется специальным профессиональным аппаратом, который отделен от общества;

– она является суверенной;

– она является универсальной;

– она принимает общеобязательные юридические нормы.

Таким образом, власть представляет собой специфическое общественное явление, обладающее набором характерных признаков.

lecu.ru

понятие и особенности, формы и методы осуществления.

Власть – это одна из форм управления социальными процессами, при которой согласованность совместной деятельности многих людей достигается путем подчинения их единому руководящему началу. Это способность, возможность одного субъекта влиять, доминировать, руководить, управлять другим с помощью авторитета, права, насилия и др.

Выделяют простые и сложные формы власти.

Простые – это когда власть осуществляется непосредственно субъектом управления без помощи аппарата управления. Сложные – когда власть осуществляется посредством специально созданного административного, управленческого, бюрократического аппарата. Это гос. власть.

Государственная власть качественно иная форма власти отличается от других тем, что :

1. Выражает интересы общ-ва в целом, т.е. h наиболее широкую социальную базу.

2. Осуществляется посредством специально созданного административно управленченского аппарата, включающего в себя разветвленную систему гос-ых органов. Осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками)

3. Концертирует max-ум всевозможных ресурсов общ-ва.

4. Является наиболее действенной формой власти, обеспечивающей управляемость социальными процессами. - Опирается на государственное принуждение.

Формы: 1) Правовые - непосредственно связаны с приня¬тием различного рода нормативных и право¬применитель¬ных актов, они непосредственно влекут за собой юри¬ди¬ческие последствия (правотворческая деятельность, правоприменительная деятельность, правоохрани¬тельная деятельность). 2) Организационные - это сложив¬шиеся на практике спо¬собы осу¬ществления государственной деятельности, непосред¬ст¬венно не связанные с правом (деятельность по подбору кадров на ту или иную должность в государст¬венном аппарате, процедура подготовки и согласования различных документов, подготовки заседаний тех или иных органов, разъяс¬нительная работа, взаимодействие со средствами массовой информации, бухгалтерский учет).

Мето¬ды: 1) убеждения - когда властные предписания признаются и добровольно выполняются субъектами общественной жизни, осознающими, что государство действует в их об¬щих интересах;

2) принужде¬ния - ко¬гда гос. реше¬ния проводятся вопреки воле управляемых посредством подавления или наси¬лия.

Помимо методов, характеризующих властное со¬держа¬ние функций, государст¬вом используются ме¬тоды, свой¬ственные любой организационной дея¬тельности: плани-рование, прогнозирование, моде¬лирование, стимулирова¬ние и др.

10. Понятие, признаки и сущность государства.

Государство – это политическая организация всего общества в целом, это важнейший социальный институт, закономерно возникший на определенной стадии человеческой эволюции вследствие распада родоплеменной организации общества и представляющий собой политически и территориально целостную организационную форму моно или полинациональной общности, закрепляющую посредством установления публичной суверенной власти, единого для всего населения страны нормативного юридического порядка, поддерживаемого и охраняемого при помощи монопольно и законодательно фиксированного права на социальное управление при помощи специального административного аппарата управления, использующего методы убеждения и принуждения.

Признаки государства – его качественные черты, выражающие особенности гос-ва по сравнению с другими организациями, осуществляющими властно-распорядительные функции в обществе.

Выделяют 1) Генетические – это признаки развития, которые отличают гос. от других догосударственных форм жизнеорганизации общества (к ним относят наличие публичной власти, т.е. гос-во представлено выделенной из общ-ва частью людей гос-ми служ-щими, кот-ые выступают от именимгос-ва выполняют задачи и f-ии гос-ва; дифференциация общества по политико-территориальному признаку; образование единой системы органов управления и принуждения; установление единого нормативного правового порядка; единая система налогообложения и т.д.

2) Институциональные признаки – это те признаки, которые отличают государство от других субъектов осуществляющих властно-управленченчкие f-ции в рамках гос-ва, это государственный суверенитет - это самостоятельность, независимость гос-ва, гос. власти от каких-либо внутренних и внешних источников влияния в реализации функций и достижения целей гос-ва).

Гос-ый суверенитет не беспределен с точки зрения *внутренних источников власти гос.сув-тет ограничивается сув-тетом народа посреством форм демократии. (прямая – референдум, выборы, митинги, шествия, демонстрация. Представительная – волю народа выражает выбранный им гос.орган или должн.лицо.)

* с точки зрения внешних источников гос.сув-тет ограничивается сув-том др.гос-ств.

территория гос-ва, т.е. пространство, на которое распространяется гос. власть и в пределах которой действует суверенитет.

Задачи гос-ва – это выражающие сущность и социальное назначение гос.вл-ти, ее основные цели, кот-ые гос-во ставит перед собой и решает в процессе властного управления общ-вом.(задачами явл-ся – обеспечение безопасности, поддержание правопорядка, м/днраодное сотрудничество, создание условий для экном-ого, культ-ного развития общ-ва)

F-ции гос-ва – основные направления деят-ти гос-ва, направленные на реализацию стоящую перед гос.вл-стью задач. (внутренние, внешние)

Сущность гос-ва – это то, чью волю, волю каких социальных субъектов выражает гос-во. Это воля гражданского общества, направленная на организацию и поддержание властного управления обществом в целом с целью обеспечения его единства и согласованием интересов его различных социальных групп. 3 подхода: 1. Общесоциальный - т.е. гос-во выражает интересы всего общества в целом, всех без исключения социальных групп, индивидов путем компромисса между ними. 2. Дуалистический подход. Согласует противоположности классового и общесоциального подходов. Гос-во, с одной стороны, это организация господствующего класса, с другой, оно неизбежно реализует общесоциальные цели, действуя в интересах всего общества в целом. 3. Классовый подход. Гос-во выражает интересы экономически господствующего класса.

studfiles.net

1. Понятие, признаки и виды органов государственной власти

Орган государства – это звено государственного аппарата, реализующее то иное направление государственной деятельности и наделённое в этой связи властными полномочиями. Государственные органы являются одним из каналов, через который народ, согласно Конституции РФ (ст. 3), осуществляет свою власть.

Признаки органа государства:

Во-первых, это самостоятельный элемент механизма государства, неотъемлемая часть единого государственного организма;

Во-вторых, действует от имени государства и по его поручению;

В-третьих, он образован и функционирует на основе нормативно-правовых документов;

В-четвертых, выполняет свойственные только ему задачи и функции, используя соответствующие формы и методы;

В-пятых, он состоит из государственных служащих и подразделений, скрепленных единством целей;

В-шестых, действует на определенной территории.

Государственные органы многообразны. Они могут подразделяться следующим образом:

Во-первых, по порядку образования – на органы, избираемые непосредственно народом, и органы, формируемые другими государственными органами;

Во-вторых, по форме реализации государственной деятельности – на законодательные, исполнительно-распорядительные, судебные, контрольно-надзорные органы.

Согласно принципу разделения государственной власти органы государства подразделяются на законодательные, исполнительные, судебные. В соответствии с иерархией различают органы федеральные, республиканские, местные. В зависимости от характера подчинённости существуют органы исключительно «вертикального» подчинения и органы «двойного», «вертикально-горизонтального» подчинения.

Таким образом, существует большое количество классификаций государственных органов, каждая из которых позволяет познать определённую группу подобных органов, а также всю их систему в целом.

Государственные органы Российской Федерации образуют единую систему. Она образуется и функционирует на основе общих принципов, под которыми понимаются исходные идеи, руководящие положения, определяющие основные подходы к формированию и функционированию системы государственных органов.

Главное, определяющее качество системы государственных органов РФ – её единство. Оно обусловлено тем, что эта система основывается на государственной целостности Российской Федерации, на единстве системы государственной власти. Единство системы государственных органов России проявляется:

Во-первых, в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти её субъектов;

Во-вторых, в том, что все органы этой системы действуют совместно, находятся во взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости; в рамках, установленных государством, одни органы единой системы властвования избираются или назначаются другими органами, одни из них руководят другими, одни подконтрольны или подотчётны другим; между всеми органами государственной власти существует тесная организационно-правовая связь.

СЛАЙД 54

studfiles.net

Государственная власть: понятие, признаки и виды

В политической литературе правильным определением власти считается определение, данное известным ученым Максом Вебером, который полагал, что власть - это “возможность того, что одно лицо внутри социального отношения будет в состоянии осуществить свою волю, несмотря на сопротивление и независимо от того, на чем такая возможность основана”. В словаре по политологии дается определение власти как “волевого особого отношения субъекта к объекту этого отношения. Оно состоит в побуждении к действию, которое второй субъект должен совершить по желанию первого”. Власть, таким образом, рассматривается как особое отношение господства, как способ воздействия на кого-то, как “власть над”, как принуждение, как сила. По мере демократизации общества власть стала рассматриваться не только как господство, но и как отношение субъектов, основанное на убеждении, авторитете, как способность достигать соглашения, разрешать конфликты. Тем самым власть истолковывается и как символическое средство социальной коммуникации.

Сущность власти заключается в том, что это специфическое отношение субъекта к себе (власть над собой), между субъектами, которое предполагает определенное взаимодействие между ними (власть можно одобрять, терпеть или сопротивляться ей), в рамках которого властвующий субъект реализует свою волю и интересы. Власть, опирающаяся только на силу, по словам Б.Рассела, “голая власть”.

Легитимность является базовым элементом существования и функционирования государственной власти, а также закрепления её в обществе. Все в жизни общества имеет начало. Есть свое начало и у государственной власти, господствующей в той или иной стране. Как показывает исторический опыт, что от того, каким было это начало, многое зависит в дальнейшей ее судьбе. В большинстве случаев государственная власть может образоваться в результате свободных демократических выборов, но может и в результате военного переворота или политической революции, которая станет ужасной трагедией для многих слоев населения и унесет миллионы или более человеческих жизней и до основания может разрушить хозяйство страны.

-Со времен М. Вебера принято различать три "чистых" типа легитимации власти, которые могут быть применены и к легитимации государственной власти. Это - традиционная харизматическая и рациональная легитимация.

Традиционная легитимация представляет собой господство на основе традиционного авторитета, коренящееся в уважении обычаев, вере в их преемственность, в то, что власть "выражает дух народа", соответствует обычаям и традициям принятым в обществе в качестве стереотипов сознания и поведения. Традиции имеют огромное значение для укрепления власти монарха в мусульманских странах Персидского залива (Кувейт, Саудовская Аравия. Бахрейн и др. в Непале, Бутане, Брунее. Они определяют вопросы престолонаследия структуру органов государства. В тех мусульманских странах, где есть парламенты, они иногда создаются в соответствии с традициями аш-шуры (совещания при монархе) как консультативные парламенты. Традиции определяют принятие решений в парламенте Индонезии главным образом путем консенсуса. Вместе с религиозными догмами традиции во многом регулируют государственную жизнь в ряде развивающихся стран. Традиции имеют важное значение для легитимации государственной власти в странах, где действует система англосаксонского права. Судебный прецедент - одно из выражений силы традиций. Британский монарх по традиции является главой англиканской церкви (составная часть его титула - Защитник веры). Аналогичная ситуация имеет место и в некоторых других европейских странах, где одна из церквей объявлена государственной (например, лютеранство в Дании).

Харизматическая легитимация - это господство, основанное на вере в личные дарования вождя (реже - узкой правящей группировки), в исключительную миссию вождя. Харизматическая легитимация не связана с рациональными суждениями, а опирается на гамму чувств, это сенсорная по своей природе легитимация. Харизма, как правило, индивидуальна. Она создаст особый образ. В прошлом - это вера в "доброго царя", способного избавить народ от притеснений со стороны бояр и помещиков. В современных условиях харизматическая власть встречается гораздо реже, чем в прошлом, но она распространена в странах тоталитарного социализма, будучи связанной с определенной идеологией (Мао Цзе Дун. Ким Ир Сен, Хо Ши Мин и др.) В сравнительно либеральной Индии с харизмой связано занятие важнейшего государственного поста премьер-министра представителями семейства Ганди - Неру (отец. затем дочь, а после ее убийства - сын). Такое же поколение стояло и стоит у власти в Шри Ланке (отец Бандеранаикс, затем жена, ныне президент - их дочь, а мать-премьер-министр).

Для укрепления харизмы широко используются специальные обряды: факельные шествия демонстрации в поддержку власти в особой униформе, коронация монарха. Рациональная легитимация государственной власти основана на рациональной оценке связана с формированием убежденности в разумности существующего порядка, законов, привил, принятых в демократическом обществе для управления им. Этот вид легитимации относится к числу основных в современных условиях демократического правового государства.

Рациональная легитимация предполагает, что население поддерживает (или отвергает) государственную власть, исходя прежде всего из собственной оценки действий этой власти. Не лозунги и обещания (они имеют сравнительно кратковременный эффект), не имидж мудрого правителя, часто даже не справедливые законы (в современной России многие хорошие законы не исполняются), а прежде всего практическая деятельность органов государственной власти, должностных лиц, особенно высших, служит основой рациональной оценки.

Трагедии, тесно увязанные с установлением власти, народ не забывает и помнит. Проходят десятилетия, меняются поколения, но чувство недоверия народа к власти, незаконно возглавившей страну, остается неискоренимым, отношение между властвующими и народных масс держится, как правило, на страхе последних.

Иные отношения у народа к власти, изначально законной, официально признанной самим обществом и зарубежными государствами. Такое первоначальное правомочное становление власти способствует утверждению согласия в отношении общества и политической власти, признанию обществом, народом, ее права на управленческую роль. Надо отметить, что само по себе изначально законное установление власти не всегда есть гарантия того, что в дальнейшем эта политическая власть вполне оправдает доверие народа. Известны многочисленные примеры горького разочарования общества. Таких примеров можно очень много перечислить, в том числе и в истории России таких примеров очень много, особенно в последние годы.

Итак, признание обществом законности, правомерности официальной власти — это фундаментальная ее характеристика. Говоря о легитимности, необходимо обратить внимание на то, что речь идет об общественном признании власти, о доверии и поддержке, которые оказывают ей общество, народ, а не о правовом, юридическом закреплении политической власти в соответствующих государственных документах. Получить юридическую, правовую законность тем, кто взял в свои руки власть, несложно. Поэтому и цена такого формального признания власти не столь велика в сравнении с признанием государственной власти народом, т.е. легитимностью государственной власти. Соответственно, следует различать понятия "легитимность власти" (общественное признание ее законности) и "легальность власти" (правовое, формальное ее закрепление).

ГЛАВА 4. Единство государственной власти и разделение властей

Одной из важнейших проблем, относящихся к организации государственной власти, в течение нескольких столетий является вопрос о единстве и разделении властей.

Разделение власти — одно из принципиальных условий и основной механизм функционирования всех видов политической и неполитической власти.

Разделение власти исторически сложилось на самых ранних этапах формирования государства и вылилось в специализацию власти разных лиц и институтов, в которой рано обнаружились две устойчивые тенденции: концентрация власти в одних руках или в одном институте и потребность разделить власть, труд и ответственность. Отсюда и два следствия, вытекающие из этого двойственного отношения к власти: борьба за власть уже разделённых институтов и против её разделения, с одной стороны и стремление упорядочить отношения разделённых властей и избавить общество от столкновений между ними с другой.

Сама идея разделения законодательной, исполнительной и судебной властей сопровождает поиск человечеством идеального государства на протяжении многих веков. В зачаточном состоянии она присутствовала уже во взглядах древнегреческих философов (Аристотель, Полибий). Однако, как основополагающий принцип составного учения о демократическом государстве он был сформулирован Д. Локком и развит впоследствии Ш. Монтескье. При этом теоретическая база была подготовлена всем объективным ходом истории (о котором говорилось выше), а толчком к её оформлению послужили буржуазные революции в Англии (1640–1648гг.) и в последствии во Франции (1789–1794гг.).

В статье 10 Конституции Российской Федерации установлено: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны." [7]

Сама по себе концепция разделения властей призвана служить целям демократии в государственном управлении, взаимному контролю властей, препятствовать попыткам авторитаризма. Однако опыт большинства современных государств, где принята эта концепция, свидетельствует, что успешное функционирование ветвей власти невозможно без их взаимозависимости и взаимодействия. Поэтому современная концепция организационно-правовой структуры власти все чаще получает новое звучание: единство, разделение, взаимный контроль и взаимодействие властей. Такая постановка вопроса все чаще находит свое отражение в нормах новых конституций, хотя в качестве общего принципа она почти негде не зафиксирована в четкой формулировке.

mirznanii.com

Государственная власть: понятие, признаки и виды

Вместе с тем и в демократическом государственно-организованном обществе полного совпадения субъекта и объекта нет. Если демократическое развитие приведёт к такому (полному) совпадению, то государственная власть утратит политический характер, превратится в непосредственно общественную, без органов государства и государственного управления.

Государственная власть реализуется через государственное управление – целенаправленное воздействие государства, его органов на общество в целом, те или иные его сферы (экономическую, социальную, духовную) на основе познанных объективных законов для выполнения стоящих перед обществом задач и функций.

Ещё одна важнейшая особенность государственной власти состоит в том, что она проявляется в деятельности государственных органов и учреждений, образующий механизм (аппарат) этой власти. Она потому и называется государственной, что её практически олицетворяет, приводит в деятельности, претворяет в жизнь прежде всего механизм государства. Видимо, поэтому государственную власть часто отождествляют с органами государства, особенно высшими. С научной точки зрения такое отождествление недопустимо. Во-первых, государственную власть может реализовать сам властвующий субъект. Например, народ через референдум и другие институты непосредственной (прямой) демократии принимает важнейшие государственные решения. Во-вторых, политическая власть изначально принадлежит не государству, его органам, а либо элите, либо классу, либо народу. Властвующий субъект не предает органам государства сваю власть, а наделяет их властными полномочиями.

Государственная власть может быть слабой или сильной, но, лишенная организованной силы, она теряет качество государственной власти, так как становиться неспособной провести волю властвующего субъекта в жизнь, обеспечить законность и правопорядок в обществе. Государственную власть не без оснований называют центральной организацией силы. Правда, любая власть нуждается в силе авторитета: чем глубже и полнее власть выражает интересы народа, всех слоев общества, тем больше она опирается на силу авторитета, на добровольное и сознательное подчинение ей. Но пока существует государственная власть, будут у неё и предметно-материальные источники силы – вооруженные организации людей или силовые учреждения (армия, полиция, органы государственной безопасности), а также тюрьмы и другие принудительные вещественные придатки. Организованная сила обеспечивает государственной власти принудительную способность, является её гарантом. Но она должна направляться разумной и гуманной волей властвующего субъекта. Применение всей наличной сила имеет безусловное оправдание при отражении агрессии извне или пресечении преступности.

Таким образом, государственная власть есть концентрированное выражение воли и силы, мощи государства, воплощенное в государственных органах и учреждениях. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств путём использования различных методов, в том числе и государственного принуждения и военной силы.

Решая стоящие перед ней задачи, государственная власть непрерывно воздействует на общественные процессы и сама выражается в особом виде отношений – властеотношения, образующих своеобразную политико-правовую ткань общества.

Как и любые отношения, властеотношения имеют структуру. Сторонами данных отношений выступают субъект государственной власти и объект власти (подвластные), а содержание образуют единство передачи и подчинение (добровольное или принужденное) последних этой воле.

Субъектом государственной власти, как уже отмечалось, могут быть социальные и национальные общности, классы, народ, от имени которого действуют органы государства. Объектом власти являются индивиды, их объединения, слои и общности, классы, общество.

Суть властеотношений заключается в том, что одна сторона – властвующий – навязывает свою волю, обычно возведенную в закон и юридически обязательную, другой стороне – подвластным, направляет их поведение и действия в русло, определенное правовыми нормами.

Методы, обеспечивающие доминирование воли властвующего субъекта, зависят от интересов и волевой позиции сторон. Если интересы и воля властвующего субъекта и подвластных совпадают, что возможно в демократических государствах, то властеотношения не могут реализоваться, без внешнего воздействия. Если власть уважается народом, то используется метод убеждения, но если же интересы и воля сторон в чем-то расходятся, то уместны и эффективны методы убеждения, стимулирования, согласования (компромиссы). В тех же случаях, когда позиции властвующего и подвластных противоположны и непримиримы, используется метод государственного принуждения.

Государство для выполнения своих функций создает систему государственных органов (механизм государства), которые в совокупности всех органов образуют государственный аппарат. Он представляет собой надлежаще организованный, четко слаженный сложный политический механизм, который включает в свой состав многочисленные и разнообразные органы. Каждый из органов имеет определенную структуру, полномочия, задачи и цели, на достижение которых направлена их деятельность, и действует в строго определенных рамках.

В широком смысле государственный аппарат охватывает все органы государства, включая представительные органы, судебные и управленческие. В узком смысле под государственным аппаратом понимаются только органы государства, наделенные административной властью, то есть управленческие и исполнительные органы.

Для органов государства характерны следующие признаки, которые позволяют отличать их от других органов:

правовая основа деятельности, т.е. организация, структура, функции, задачи и цели, компетенция государственных органов определяется действующим законодательством; наличие властных полномочий, в том числе применения в необходимых случаях принуждения.

2.2 Виды государственной власти и их взаимосвязь.

Государственная власть отличается от иных видов социальной власти наличием двух отличительных черт (которые и предопределяют ее признаки):

1. Монополия на издание общеобязательных велений;

2. Монополия на применения государственного принуждения

Любое общество нуждается в управлении, согласовании деятельности разных людей и социальных групп ради достижения общих целей. Власть – одна их основных форм управления, которая отличается от других тем, что осуществляется путем подчинения одних людей другими. Подчинение связано с возможностью применения к управляемым принуждения как необходимого признака власти.

Власть – одна их форм управления социальными процессами, при которой согласованность совместной деятельности многих людей достигается путем подчинения их единому руководящему началу; путем определяющего, доминирующего значения воли одних людей (субъектов власти) для воли других людей (объектов власти).

Особенно актуальна проблема взаимодействия властей. Многие считают важнейшей среди всех властей экономическую власть, власть собственников средства производства и других общественных богатств. В рыночном обществе, где почти всё имеет цену и денежное выражение, подавляющее большинство СМИ принадлежит крупным собственникам. Деньги оказывают сильное влияние на проведение избирательных компаний и итоги выборов, широко используются для подкупа политиков. Концентрация экономической власти у крупных собственников создаёт опасность установления плутократии - прямого политического правления небольшой группы богатеев. В современных западных демократиях всевластие крупного капитала сдерживается конкуренцией между собственниками, политическим влиянием среднего класса, демократическим государством и общественностью.

Политическая власть, испытывая сильное воздействие власти экономической, достаточно самостоятельна и способна иметь над ней первенство, подчинять её своим целям. В определённых условиях доминирующее влияние на общество может оказывать власть информационная. Её монополизация определённой группировкой может обеспечить ей победу на выборах и длительное сохранение своего господства в обществе, невзирая на неэффективность экономической и иной политики.[4]

Во взаимодействии различных властей в обществе имеет место так называемый кумулятивный эффект - усиливающееся накопление власти. Он проявляется в том, что богатство повышает шансы на вхождение в политическую элиту и доступ к СМИ и образованию; высокая политическая должность способствует накоплению богатства, доступа к знаниям и информационного влияния; последние же, в свою очередь, улучшают возможности занятия лидирующих политических позиций и повышения дохода.

Законодательная власть основывается на принципах конституции и верховенства права, формируется путём свободных выборов. Законодательная власть вносит поправки в конституцию, определяет основы внутренней и внешней политики государства, утверждает госбюджет, принимает законы, контролирует их исполнение. Законы обязательны для всех исполнительных органов власти и граждан. Верховенство законодательной власти ограничено принципами права, конституцией, правами человека. Законодательные органы находятся под контролем избирателей посредством системы народного представительства и свободных демократических выборов и в системе с другими органами власти - судебными и исполнительными.

mirznanii.com