Лекция № 3. Социальное государство и социальные институты План. Понятие социальное государство


Социальное государство: понятие, признаки, функции, типы.

Социальное государство - особый тип современного высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности. Социальное государство является итогом сближения целей и гармонизации отношений государственных институтов и общества.

Понятие“социальное государство” было выдвинуто немецким государствоведом и экономистом Лоренцем фон Штейном (1815—1890) под влиянием философии Гегеля, французских социалистических доктрин и в результате анализа развития капитализма в Германии.

Признаки социального государства

  1. Закрепление государством общечеловеческих ценностей, утверждение в обществе принципов социальной справедливости, социальной направленности государственной политики, обеспечивающей каждому гражданину достойные условия существования, социальную защищенность, равные стартовые возможности.

  2. Высокий нравственный уровень граждан, должностных лиц; "человеческое измерение".

  3. Существование развитого гражданского общества.

  4. Высокий уровень демократии в обществе.

  5. Развитую экономическую базу, позволяющую осуществлять меры по перераспределению доходов и социально-ориентированную структуру экономики.

  6. Связь (связанность) государства с правом, наличие у него качеств правового государства; существование развитого действующего социального законодательства.

  7. Неотъемлемым элементом социального государства является парламент, в котором равноправно должны быть представлены все социальные группы, проживающие на данной территории.

Функции социального государства

Социальному государству присущи все традиционные функции, обусловленные природой государства как такового. Вместе с тем, в функциях социального государства выделяется его социальное назначение:

  1. поддержка социально незащищенных категорий населения;

  2. утверждение принципа социального выравнивания путем перераспределения доходов между различными слоями и группами населения через специальные, социальные программы;

  3. охрана труда и здоровья людей;

  4. поддержка семьи, материнства и детства;

  5. финансирование фундаментальных научных исследований и культурных программ;

  6. обеспечение трудовой занятости населения;

  7. необходимый баланс между свободной рыночной экономикой и мерой государственного воздействия в этой сфере;

  8. участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ;

  9. поиск решения глобальных проблем человечества; забота о сохранении мира, согласия в обществе.

Выполняет социальное государство и целый ряд традиционных регулятивных и охранительных функций: поддержание общественного порядка, воспитание и исправление преступников, разрешение споров и конфликтов, защита от нападения извне и др. Однако соотношение функций охранительных и регулятивных по сравнению с классовым государством меняется в сторону расширения регулятивных и сокращения охранительных.

Типы социального государства:

1.Либеральное (или ограниченное) социальное государство. Государство через бюджет финансирует «источники существования» (пособия) малообеспеченной части населения. Правила предоставления пособий достаточно строги, пособие невелико, а трудоспособных получателей власти стараются трудоустроить — перевести с пособия на заработную плату. Традиционный пример — США, в недавнем прошлом — Великобритания,Канада и Австралия.

  1. Консервативное (или корпоративное) социальное государство. Гарантом социального обеспечения выступает государство, а финансируется оно через разнообразные страховые фонды. Уровень социального обеспечения зависит от стажа работы, уровня заработной платы и т. д. Особенно важная для государства работа; например, госслужба,нередко вознаграждается определенными льготами, чаще всего по пенсионному и медицинскому обеспечению. Классический пример - Германия. В целом это наиболее распространенный в Европе тип социального государства.

  2. Социал-демократическое социальное государство. Его правовая основа — равное социальное обеспечение всех граждан. Важной частью политики государства является политика полной занятости. Если система соцобеспечения достаточна для поддержания благосостояния граждан, то она весьма дорогостоящая.Поэтому либо приходится держать на очень высоком уровне налоги, как в Швеции, либо создавать двухуровневую систему, при которой минимальный уровень благосостояния обеспечивается государством,а сверх этого может быть пенсия или пособие из страхового фонда или другого источника.

studfiles.net

Понятие социального государства и история его становления в России



В Конституции РФ Россия провозглашена социальным государством. В данной статье мы определимся с юридической природой понятия социального государства, с историей его происхождения в России. А также определимся, что значит в настоящее время данное понятие для России, является ли де-факто Россия социальным государством или это только де-юре закрепленная в Конституции декларативная норма.

В действующем законодательстве понятие социальное государство нигде не закреплено, что является существенным минусом. Поэтому данное понятие остается объектом дискуссий ученых, которые по-разному определяют данное понятие.

Как отмечают многие ученые, впервые понятие социальное государство употребил в 1850 г. немецкий ученый Лоренц фон Штейн. Он включил в перечень функций государства поддержание абсолютного равенства в правах для всех различных общественных классов, для отдельной частной самоопределяющейся личности. Государство, согласно Штейну, обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого и именно в этом смысле говорится о социальном государстве. Отсюда социальное государство Лоренц фон Штейном понимается как государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия. Иначе, политическая система должна перераспределять материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий (конфликтов) и помощи нуждающимся [2. с. 63].

Зачастую выделяют понятие социального государства в широком и узком смысле.

Социальное государство в наиболее узком его понимании осуществляет в своей деятельности выплату пособий населению, предоставление услуг обществу и обеспечение вопросов, связанных с жилищным обеспечением. В широком смысле социальное государство реализует не только большое количество программ, направленных непосредственно на поддержку населения, но и меры, направленные на управление и организацию экономики, включая вопросы, связанные с трудоустройством, а также осуществляет всеобъемлющее управление макроэкономикой [1. с. 9].

Или, «Социальное государство» — особый тип государства, появление которого обусловлено необходимостью предотвратить социальные потрясения, порождаемые чрезмерным социально-экономическим неравенством. Социальное государство призвано обеспечить высокий уровень социальной защищенности населения за счет проведения соответствующей политики, предусматривающей адресную поддержку малоимущих, безработных, многодетных семей, инвалидов, а также практическую реализацию принципов социального партнерства как во взаимоотношениях государства и гражданского общества, так и во взаимоотношениях различных групп и слоев самого общества. Важнейшей задачей социального государства является утверждение в обществе принципов социальной справедливости и солидарности, предотвращение острых социальных конфликтов [6. с. 79].

Социальное государство- это правовое демократическое государство, которое провозглашает высшей ценностью человека и создает условия для обеспечения его достойной жизни и свободного развития [4. с. 3].

Таким образом, можно констатировать, что существует множество мнений ученых, о понятие социальное государство, но из данных определений, можно выделить общие признаки такого государства:

– демократическое общество;

– верховенство права;

– высокоразвитая экономика страны, направленная на реализацию социальных программ;

– реализация принципа социальной справедливости;

– человек и его права являются высшей ценностью такого государства;

– правовая культура населения;

– морально-нравственные устои общества и др.

В Конституции РФ Россия провозглашена социальным государством, деятельность которого направлена на обеспечение достойной жизни и свободного развития человека. В качестве социальных прав в Конституции РФ закреплены следующие права: право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; трудовые права, в том числе и право на отдых; право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; право на жилище; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением; право на образование право на свободу творчества; право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям; право на свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Данное провозглашение России социальным государством произошло лишь с принятием в 1993 году Конституции РФ. Но интересно обратится к истории становления социального государства в России.

Следует отметить, что Россия имеет достаточно большой опыт становления социального государства. Впервые движения за социальные права появились в конце 19 века, было образовано Министерство государственного призрения, приняты законы по регулированию условий труда заводских рабочих, женщин, малолетних работников, в 1886 г.- закон о медицинском страховании рабочих, в 1893 г. — об охране труда, в 1903 г.- о компенсации увечий от несчастных случаев на производстве. В 1906 г. первая в отечественной истории Государственная дума приступает к правовому оформлению основ социальной политики. В 1912 г. она принимает законы по страхованию от несчастных случаев, об оплачиваемых «больничных листах» [6. с. 79–80].

В СССР был накоплен богатый опыт государственного социального регулирования. Советское государство не провозглашалось как социальное, но социальная ориентация, забота о гражданах сразу была объявлена одной из главнейших задач этого государства.

Также следует отметить, что не маловажным периодом становления социального государства является период управления государством Хрущевым Н. С., Брежневым Л. И. Так Руденкин В. Н., в своей научной статье отмечает, что «важными шагами в строительстве советского социального государства стали «хрущевская оттепель» и «брежневский застой». В результате развернутого Н. С. Хрущевым массового жилищного строительства миллионы советских граждан получили отдельные квартиры и впервые получили возможность индивидуальной личной жизни. В хрущевский период в Советском Союзе стало формироваться «общество потребления»: появились кооперативные квартиры, телевидение, можно было записаться в очередь на автомобиль. Если при И. В. Сталине люди жили в коммунальных квартирах и практически не имели собственности, то теперь в стране начался настоящий «потребительский бум»: люди покупали автомашины, холодильники, пылесосы, магнитофоны, мебель. Та же политика, направленная на построение «общества потребления», была продолжена и при Л. И. Брежневе [6. с. 84–85].

Следует отметить, что именно в Советские времена можно говорить о полноценном социальном государстве, но это государство было основано на односторонних отношениях, а именно государство потребления, государство которое регулировало и защищало все потребности общества. Но чтобы обеспечивать все потребности общества, необходима достаточная материальная основа. Следует согласиться с мнением большинства ученых, что одной из главных причин распада СССР, является недостаточность материальной основы советского социального государства.

Конституции РФ 1993 г. отражает либеральную модель социального государства, предусматривающую личную ответственность каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи. Данная модель исходит из минимизации социальных функций государства, резкое сокращение его социальных расходов: предполагается, что финансирование социальных программ должно осуществляться в первую очередь за счет частных сбережений и частного страхования. Государству же вменяется стимулирование роста личных доходов граждан [6. с. 87].

Следует отметить, что наиболее важными проблемами принятия такой формы социального государства стали огромные демографические потери (высока смертность, низкая рождаемость и др.), а также падение доходов, нарастание масштабов бедности, высокий уровень безработицы.

В настоящее время Россия, как социальное государство имеет положительные показатели, а именно сокращение смертности, рост рождаемости и продолжительности жизни, повышение реальных доходов населения и др., но в тоже время острота социальных проблем не становится меньше. Людей по-прежнему беспокоят: рост цен на товары и услуги, бедность, инфляция, резкое расслоение на богатых и бедных, несправедливое распределение доходов, недоступность многих видов медицинского обслуживания, неравенство перед законом, безработица, коррупция и т. д. [6. с. 91].

Следует согласиться с мнением автора, т. к. на поверхности, по средним показателям на первый взгляд кажется, что все хорошо, но если копнуть глубже, то понимаешь, что благами социального государства пользуются, только определенная часть населения и показатели это всего лишь показатели, которые не отражают реальное положение дел в стране.

Является ли Россия социальным государством? Ответ на этот вопрос остается неоднозначным и дискуссионным.

Многие ученые считают, что на сегодняшний день конституционное положение о том, что Россия является социальным правовым государством, больше отражает стремление, цель, задачу стать таким государством, нежели уже достигнутую реальность.

Социальным государством Россия в полной мере может стать лишь в будущем, но прежде она должна стать правовым государством. Чиновники и государственный аппарат в целом должны прежде всего сами жить по законам, уважать и чтить общепринятые моральные ценности и нормы. Тогда, умерив свои аппетиты, «власть» найдет те самые излишки и будет возможность распределять социальные блага, а не социальные тяготы и нужды как сегодня [3. с. 573].

Как было отмечено выше, одним из критериев социального государства является закрепление социальных прав в Конституции, а значит принятие государством на себя обязанностей по их обеспечению. Гарантиями социальных прав являются социальные стандарты жизнедеятельности.

Именно социальные стандарты переводят абстрактные понятия «достойная жизнь» и «свободное развитие человека», провозглашенные в Конституции РФ в качестве целей общественного развития, на понятный для всех язык цифр и конкретных экономических показателей. К социальным стандартам, ориентированным на обеспечение минимальных социальных гарантий граждан, традиционно относят: прожиточный минимум отдельных категорий населения; минимальный размер оплаты труда; минимальный размер пенсий; минимальный размер ряда социальных пособий; нормы обеспечения бесплатным образованием и медицинскими услугами; нормативы социального обслуживания инвалидов, престарелых, детей, оставшихся без попечения родителей, и др. лиц; нормативы обеспечения жильем и его доступность; форма типового контракта для молодежи и профессионалов. К сожалению, установленные на сегодняшний день в РФ социальные стандарты не соответствуют целям социального государства, т. к. не могут обеспечить ни «достойную жизнь», ни «свободное развитие человека» [5. с. 3].

Подведя итоги, можно сказать, что на сегодняшний день говорить о России как о сложившемся социальном государстве рано. Россия станет социальным государством тогда, когда будут всецело реализованы на практике в жизни конституционные нормы, которые определяют социально-экономические права человека в России. Становлению социального государства в России препятствует ряд факторов, а именно отсутствие правового государства, не сформированы основные институты гражданского общества, отсутствие действующих социальных программ, морально-нравственные устои имеют отрицательную деформацию и др.

Литература:
  1. Аристов Е. В. «Социальное государство в конституционном праве: к вопросу о дискуссии относительно понятия»// Вестник Пермского университета. 2015. выпуск 3(29) С.8–14;
  2. Донцова Т. К., Донцов Е. М. «Еще раз о социальном государстве России глазами юристов-лозунг или реальность»// Проблемы в российском законодательстве. 2013. № 4. С. 63–67;
  3. Дреманова М. А. «Россия — социальное государство?»// Теория и практика общественного развития. 2012. C. 573–574;
  4. Косенко О. И. «Основные тенденции современного этапа становления в России социального государства»// Труд и социальные отношения. 2012. № 6. С.3–13;
  5. Кочеткова Л. Н. «Актуальные проблемы социального государства в России (к 20-летию принятия Конституции РФ)»// Электронный научный журнал «ГосРег».2013.№ 2. С.1–7;
  6. Руденко В. Н. «Социальное государство в России: конституционный принцип и практическая реализация»// Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2013. № 1.С. 79–93.

Основные термины (генерируются автоматически): социальное государство, Россия, Конституция РФ, государство, социальная справедливость, потребность общества, достойная жизнь, гражданское общество, советское социальное государство, правовое государство.

moluch.ru

Тема 2. Социальное государство: понятие, признаки

Определение социального государства. Понятие социальной справедливости. Признаки социального государства. Критерии эффективности социального государства. Опыт реализации идеи социального государства.

Социальное государство (нем. Sozialstaat; государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) – система государственного регулирования общественных отношений при которой материальные блага распределяются (перераспределяются) в соответствии с принципом социальной справедливости в целях обеспечения каждому достойного уровня жизни и минимальных возможностей для самореализации, устранения социальных противоречий и конфликтов, помощи нуждающимся.

Впервые понятие «социальное государство» сформулировал в середине XIX в. Лоренц фон Штейн. Он включил в перечень функций государства обеспечение абсолютного равенства в правах как для всех общественных классов и групп, так и для каждой личности в отдельности. Государство, согласно Штейну, обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счёте развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве.

Стремление к социальному государству является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов. Упоминание о социальном государстве содержится в конституциях и других высших законодательных актах многих стран. Теория государства всеобщего благоденствия предполагает, что социальные гарантии обеспечиваются путём государственного регулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и налоговой политикой.

В качестве основной категории в определении социального государства выступает понятие социальной справедливости, под которой понимается как понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния. В частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоёв, групп и индивидов в жизни

общества и их социального положения в нём; в экономической науке.

( Мамут Л.С. Социальное государство с точки зрения права // Государство и право. – 2001. – № 7. – С. 5 – 14.)

………………….

продукта. Уполномоченным на такое распределение и является социальное государство, выполняющее в обществе функции системы обеспечения социальной справедливости. Таким образом, реализация этой функции представляется главным признаком социального государства.

К другим признакам социального государства могут быть причислены следующие признаки:

1. Социальное государство должно быть правовым государством, где право определяет не только бытие общества и личности, но и функционирование государства, его внутреннюю организацию и устройство.

2. Стержнем внутренней политики социального государства являются его социальные функции, механизм реализации которых должен быть эффективным.

3. Современная теория социального государства исходит из того, что в экономике основная роль должна отводиться государству как гаранту справедливого распределения национального продукта и материальных

благ.

4. Социальное государство должно иметь эффективное социальное законодательство в качестве нормативной основы проведения социальной политики (по сути, характеристика национального законодательства и результатов его применения позволяет судить о степени «социальности» государства и проводимой им политики).

В качестве количественных показателей эффективности социального государства часто используются:

− уровень бедности;

− относительный эффект социальных программ на уровень бедности;

− доля ВВП на расходы, связанные с социальными программами;

− детская смертность;

− уровень безработицы.

Среди современных примеров реализации идеала социального

государства обычно приводят страны Скандинавского полуострова

(т.е. «шведская модель»), Финляндию, Нидерланды, Канаду, Швейцарию, Германию, Бельгию, а также иногда Великобританию, Францию, Австрию, Новую Зеландию, Австралию, США, Италию, Грецию, Португалию,Японию, Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Эстонию, Литву, Латвию,страны Персидского залива, Ливию и другие страны.

Начало широкой реализации идей социального государства как правило связывают с провозглашением в США (1964 г.) кампании по борьбе с бедностью как части программы построения «Великого общества»

(Great Society). 16 марта 1964 г. Л. Джонсон направил в конгресс специальное послание «О войне с бедностью», на основании которого 20 августа был принят закон об экономических возможностях (Economic Opportunitiy

Act). Он включал четыре вида мероприятий по борьбе с бедностью: профессиональная подготовка и обучение, программы так называемых «общинных действий», осуществляемых под эгидой местных властей, специальные программы помощи для сельской местности и мелкого бизнеса, а также деятельность организации «Добровольцы на службе Америки»

(Volu№teers i№ Service to America, VISTA).

В соответствии с этим законом учреждалось федеральное Управление экономических возможностей (Оffice of Economic Opportunity). В области медицинского обслуживания в 1965 г. была введена специальная программа «Медикейд» для наиболее нуждающихся и «Медикэр» для пенсионеров. В 1964 г. была также начата федеральная программа субсидирования части расходов малообеспеченных граждан на продукты питания в виде

продовольственных купонов. Кроме того, во второй половине 1960-х гг.были приняты некоторые меры по оказанию помощи малообеспеченным семьям в аренде квартир в частных жилых домах и по расширению программ федерального финансирования строительства дешёвых жилищ в рамках законов о жилищном строительстве и городском развитии.

Темы и вопросы для обсуждения

1. Дайте определение и сформулируйте признаки социального государства.

2. Что отличает социальное государство от других государств?

3. Раскройте содержание понятия «социальная справедливость».

4. Как определить степень эффективности социальной политики?

Рекомендуемая литература

1. Габрелян, Э.В. О правовом и социальном государстве / Э.В. Габрелян // Российская юстиция. – 2011. – № 5. – С. 32 – 34.

2. Гриценко Н.Н. Основы социального государства : учебник для вузов / Н.Н. Гриценко, Ф.И. Шарков. – М., 2004.

3. Гончарова, С.Г. Социально-правовой и теоретический аспекты защиты прав человека в правовом государстве / С.Г. Гончарова // Конституционное и муниципальное право. – 2011. – № 5. – С. 8 – 11.

4. Мамут, Л.С. Социальное государство с точки зрения права /Л.С. Мамут // Государство и право. – 2001. – № 7. – С. 5 – 14.

5. Социальная справедливость: философские концепции и российская ситуация: монография / Г.Ю. Канарш. – М., 2011. – 236 с.

studfiles.net

Лекция № 3. Социальное государство и социальные институты План

1. Понятие и сущность социального государства.

2. Принципы и функции социального государства.

3. Социальный институт: понятие, признаки.

4. Виды, функции и дисфункции социальных институтов.

1. Понятие и сущность социального государства

Ключевым словом в терминах, раскрывающих составляющий компонент общественных отношений является понятие «социальное». «Социальное» - это интегрированная в совместной деятельности совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений данного общества между индивидами или группами индивидов в конкретных условиях, места и времени в отношениях людей друг к другу, своему положению в обществе, явлениям, процессам общественной жизни.

Социальное характеризуется рядом признаков:

- осознанием целеполагающей общественной деятельности каждым индивидом, социальной группой, общностью;

- утверждение социального статуса, господствующего в социальной иерархии;

- развитие и утверждение принципа справедливого распределения материальных и духовных благ;

- совершенствование и внедрение действительных правовых демократических основ гражданского общества, воплощение в жизнь принципов свободы, равенства, братства.

Термин «социальное» является основой для образования словосочетаний (понятий) типа социальная политика, социальные связи, социальные институты, социальное государство.

Понятие «социальное государство» впервые появилось в научной литературе в середине XIX века в трудах немецких ученых под влия­нием философии Г.В.Ф. Гегеля и в результате анализа развития капитализ­ма и классовой борьбы в Германии. Для ученого социальное государство – это государство (общество), в котором материальные и духовные блага распределяются среди его членов посредством социальной справедливости.

Один из основных разработчи­ков теории социального государства государствовед и экономист Ло­ренц фон Штейн считал, что задача государства заключается в ста­новлении общественного равенства и личной свободы, в поднятии низших, обездоленных классов до уровня богатых и сильных, что государство должно осуществлять экономический и общественный прогресс всех своих членов, при котором развитие одного является условием и следствием развития другого.

В конституция стран понятие «социальное государство» стало появляться после Второй мировой войны, в частности в Основном законе в ФРГ в 1949 г., Конституции Франции в 1958 г. Государственными деятелями и учеными ставилась задача найти и определить место и роль государства в урегулировании справедливого распределения дохода между трудом и капиталом, в восстановлении равенства и свободы граждан и др.

Многие зарубежные и отечественные исследователи наряду с понятием «социальное государство» в качестве синонимов используют также термины как «государство всеобщего благоденствия», «государство благосостояния». К таким ученым можно отнести Дж. Кейнса, обосновавшего необходимость активного вмешательства государства в экономическую жизнь общества. Привержен­цы концепции государства всеобщего благоденствия связывают свои надежды с перспективами развития смешанной экономики, сочета­нием частного и государственного секторов. В этой концепции госу­дарству отводится роль нейтральной, «надклассовой» силы, способ­ной удовлетворить интересы всех социальных слоев путем установ­ления принципа справедливого распределения и обеспечения благо­состояния всех членов общества, перераспределения доходов, унич­тожив таким образом неравенство.

Некоторые принципы социального государства разрабатывались российскими политическими деятелями и учеными в конце XIX - в начале XX века. Профессор Московского университета Б.Н. Чиче­рин, отрицая роль государства в перераспределении благ, не исклю­чал необходимости оказания поддержки нуждающимся, источником которой, по его мнению, должна быть благотворительность, а только потом - государство.

Сегодня различные авторы по разному трактуют понятие «соци­альное государство».

Социальное государство - это такая форма организации обще­ства которая, во-первых, обеспечивает правовые и законодательные предпосылки для наиболее эффективного экономического развития общества в целях максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и духовных потребностей общества, во-вторых, обеспечивает максимальное соответствие между естественным пра­вами и обязанностями члена общества, и его материальным вознаг­раждением, т. е. создает в обществе наиболее благоприятный соци­альный климат»

Социальное государство - правовое демократическое государство, проводящее сильную социальную политику и развивающее отече­ственную социальную рыночную экономику, направленную на ста­бильное обеспечение высокого жизненного уровня и занятости населения, реальное осуществление прав и свобод граждан, создание сво­евременных и доступных всем гражданам систем образования, здра­воохранения, культуры, социального обеспечения и обслуживания, поддержание неимущих и малоимущих слоев населения»2.

«Социальное государство-государство, политика которого направ­лена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и сво­бодное развитие человека.

Социальным «называется государство, которое берет на себя обя­занность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности».

Социальное государство – понятие призванное подчеркнуть, что социальные проблемы входят в состав приоритетных для данного государства.

Таким образом, следует отметить, что ученые по-разному интерпретируют сущность социального государства и многие связываю понятия социальное и демократическое. Однако это не равнозначные понятия. Поскольку социальным может являться и тоталитарное, и авторитарное государство.

Социальное государство обладает рядом признаков, к которым относятся:

а) системная правовая основа соци­альной политики;

б) наличие эффективной системы социального страхования;

в) существование бюджетных социальных выплат;

г) существование самодостаточных государственных систем социаль­ной защиты, социального обеспечения и обеспечения занятости;

д) доступность социальной поддержки всем без исключения нужда­ющимся членам общества;

е) принятие государством на себя ответственности за уровень благосостояния граждан;

ж) существование институтов гражданского общества - субъектов участия осуществле­ния эффективной социальной политики;

з) наличие и развитие соци­альной рыночной экономики. Социальное государство призвано: со­здавать и поддерживать законодательно-правовые предпосылки для функционирования эффективной экономической системы в целях мак­симального удовлетворения материальных и духовных потребностей членов общества; обеспечивать соответствие между естественными правами и обязанностями члена общества и его вознаграждением

studfiles.net

ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА | sibac.info

ПОНЯТИЕ  СОЦИАЛЬНОГО  ГОСУДАРСТВА

Желева  Ольга  Викторовна

студент  5  курса  Юридического  института  Томского  государственного  университета,  РФ,  г.  Томск

E-mail: 

Парфенов  Александр  Сергеевич

научный  руководитель,  ст.  преподаватель  Юридического  института  Томского  государственного  университета,  РФ,  г.  Томск

 

Процесс  возникновения  и  становления  социального  государства  довольно  сложен.  В  настоящее  время  данное  понятие  можно  рассматривать  в  нескольких  плоскостях:  в  научной  –  как  определенную  идею  и  концепцию;  в  нормативной  —  как  принцип,  закрепленный  в  конституциях  развитых  стран  мира;  в  эмпирической  —  как  проявление  деятельности  ряда  государственных  институтов  по  решению  социальных  проблем  общества. 

Впервые  термин  «социальное  государство»  был  употреблен  в  1850  году  немецким  ученым  Лоренцом  фон  Штейном,  который  включил  в  перечень  функций  государства  обеспечение  абсолютного  равенства  в  правах  как  для  всех  общественных  классов  и  групп,  так  и  для  каждой  личности  в  отдельности.  Государство,  согласно  Штейну,  обязано  способствовать  экономическому  и  общественному  прогрессу  всех  своих  граждан,  ибо  в  конечном  счёте  развитие  одного  выступает  условием  развития  другого,  и  именно  в  этом  смысле  говорится  о  социальном  государстве  [1,  с.  127].  В  1930  году  немецким  ученым  Г.  Геллером  было  предложено  понятие  «социальное  правовое  государство»  и  дана  его  трактовка.  Ключевым  звеном  такого  государства  становятся  права  гражданина  и  гарантии,  которые  предоставляются  государством.  Немецкий  правовед  К.  Хессе,  освещая  деятельность  социального  государства,  практически  полностью  уподобляет  социальное  государство  социалистическому,  которое  осуществляет  контроль  над  материальной  и  духовной  сторонами  жизни  общества. 

Появление  термина  «социальное  государство»  связано  с  объективными  социально-экономическими  процессами,  происходящими  в  буржуазном  обществе  на  рубеже  XIX—XX  веков.  В  то  время  необходимо  было  определить  роль  государства  в  социальной  сфере  общества,  распределении  доходов,  установлении  равенства  и  свободы  человека  и  гражданина.  В  связи  с  многочисленными  революционными  социальными  потрясениями  государство  было  вынуждено  отказаться  от  роли  «ночного  сторожа»  и  занять  активную  позицию  в  предоставлении  каждому  необходимых  гарантий  для  реализации  своих  прав  и  свобод.

В  учебнике  «Государственное  право  Германии»  приводятся  три  подхода  к  решению  вопроса  о  сущности  социального  государства.

Первый  подразумевает  под  термином  «социальный»  —  связанный  с  обществом,  то  есть  государство  в  этом  смысле  ответственно  за  существование  самого  общества.

Второй  подход  заключается  в  толковании  слова  «социальное»  как  указывающего  связь  статуса  человека  с  обществом,  то  есть  термин  «социальное  государство»  указывает  на  наличие  обязанностей  индивидов  и  общества  по  отношению  друг  к  другу.

Третий  подход  наиболее  полно  раскрывает  суть  социального  государства,  понимая  под  ним  организацию,  помогающую  слабо  защищенным  слоям  населения,  способствующая  справедливому  распределению  материальных  благ  и  тем  самым,  обеспечивающая  достойной  уровень  жизни  каждого  члена  общества.  Таким  образом,  третий  подход  воспринял  идеи  и  первого,  и  второго.

В  качестве  же  основных  элементов  социальной  государственности  немецкие  исследователи  выделяют:  достойный  человека  прожиточный  минимум;  смягчение  и  устранение  социального  неравенства;  развитое  социальное  обеспечение;  общий  подъем  благосостояния  [3,  c.  157].

Германия  стала  первым  государством,  провозгласившим  себя  в  Основном  законе  1949  года  социальным,  что  означает  активное  устремление  государства  гарантировать  обеспечение  достойного  человека  уровня  жизни,  а  также  удовлетворения  базовых  потребностей  всех  слоев  общества  согласно  существующим  стандартам  [2,  с.  2—7].

Аналогичные  процессы  происходили  и  в  англоязычных  странах,  где  в  научный  оборот  было  введено  понятие  “Welfare  State”  —  «государство  благоденствия».  В  1977  г.  английские  ученые  Фернис  Норман  и  Тилтон  Тимоти  в  своей  работе,  вышедшей  в  Лондоне,  «Состояние  государства  благоденствия.  От  социальной  безопасности  к  социальному  равенству»  выделили  3  разновидности  «государства  благоденствия»  [4,  с.  25].  Первую  разновидность  они  назвали  «позитивное  государство  социальной  защиты»,  основанное  на  либеральных  идеях  и  гарантии  корпоративных  интересов.  Прототипом  этой  модели,  по  их  мнению,  являются  США.  Вторая  разновидность  —  «государство  социальной  безопасности»,  которое  обеспечивает  формальное  равенство  граждан,  а  не  фактическое  (материальное),  так  каждому  предоставляются  равные  возможности  для  самореализации.  Его  прототип  —  Великобритания.  Третья  разновидность  получила  название  «социальное  государство  всеобщего  благоденствия»,  которое  уделяет  большое  внимание  социальной  политике,  способствует  реализации  принципов  свободы,  равенства,  солидарности.  Этому  типу  соответствует  Швеция.

В  целом,  при  таких  различных  зарубежных  подходах  к  пониманию  социального  государства  можно  выделить  его  типичные  характеристики  и  функции.

Признаки  и  условия  существования  социального  государства:

1.  Демократический  режим 

2.  Высокий  нравственный  уровень  граждан  и  должностных  лиц  государства,  то  есть  высокий  уровень  правосознания  и  правовой  культуры  всех  членов  общества

3.  Мощный  экономический  потенциал,  позволяющий  справедливому  перераспределению  доходов

4.  Социально  ориентированная  структура  экономики,  что  проявляется  в  существовании  различных  форм  собственности  со  значительной  долей  собственности  в  государстве  в  нужных  областях  хозяйства

5.  Наличие  правового  государства

6.  Существование  гражданского  общества,  способствующее  становлению  и  развитию  социальной  политики

7.  Наличие  социальных  программ,  ориентированных  на  менее  защищенные  слои  общества

8.  Стремление  государства  к  установлению  всеобщего  блага,  обеспечению  достойного  уровня  жизни  всех  членов  общества,  установление  справедливости  в  системе  общественных  отношений 

9.  Наличие  развитого  эффективного  социального  законодательства,  о  социальной  защите  населения.  Например,  в  Германии  имеется  Социальный  кодекс.

В  качестве  целей  и  задач,  которые  выполняет  социальное  государство  можно  выделить  следующие:

1.  Помощь  социально  незащищенным  слоям  населения  посредством  установления  величины  прожиточного  минимума,  государственных  пособий,  пенсий  и  иных  гарантий  социальной  защиты,  развития  системы  социальных  служб.

2.  Обеспечение  равенства  посредством  стирания  различий  в  уровнях  благосостояния. 

3.  Обеспечение  государственной  поддержки  лицам,  оказавшимся  в  трудных  жизненных  ситуациях.

Таким  образом,  определение  государства  как  социального  относится  к  конституционно-правовому  статусу  государства,  предполагающее  конституционное  закрепление  и  гарантирование  экономических,  социальных  прав  и  свобод  человека  и  гражданина  и  соответствующие  обязанности  государства.  Это  означает,  что  государство  служит  обществу  и  стремится  свести  к  минимуму  неопределенные  социальные  различия.

То  есть  такое  государство  формирует  новый  тип  социальных  связей  в  обществе,  основанный  на  гарантии  принципов  социальной  справедливости,  социального  мира,  гражданского  согласия.  С  другой  стороны,  социальное  государство  не  ставит  своей  целью  достижение  абсолютного  равенства  и  социальной  справедливости  и  не  порождает  своими  действиями  социальное  иждивенчество  и  паразитирование.  Речь  идет  о  том,  что  государство  обязуется  поддерживать  стабильное  социально-экономическое  положение  своих  граждан,  гарантирует  им  равные  возможности  для  самореализации.

Таким  образом,  социальное  государство  —  это  государство,  отдающее  приоритет  реализации  социальных  функций,  способствующее  развитию  каждого  гражданина  путем  обеспечения  достойного  уровня  жизни  ему  и  его  семье,  такое  государство,  прежде  всего,  является  новым  этапом  развития  правового.

 

Список  литературы:

1.Балюшина  Ю.Л.  Социальное  государство  в  России:  история  и  современность  //Вестник  КГУ  им.  Н.А.  Некрасова.  —  2010.  —  №  1.  —  С.  126—129.

2.Краснолуцкий  Г.Н.  Правовое  и  социальное  государство:  политологические  исследования  и  пути  становления  //  Политика  и  правовое  государство.  —  2011.  —  №  5.  —  С.  1—14.

3.Кочеткова  Л.Н.  Социальное  государство:  опыт  философского  исследования.  М.:  Книжный  дом  «ЛИБРОКОМ»,  2009.  —  160  с.

4.Скуратов  Ю.И.  Социальное  государство  как  институт  гражданского  общества  и  конституционного  права  //Российский  юридический  журнал.  —  2008.  —  №  2.  —  С.  24—34.

sibac.info

Понятие социального государства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Социальное государство, несмотря на специфические особенности, всегда оставалось и остается государством, которое не отождествляется и не растворяется в обществе или системе других общеполитических организаций, оно помимо своих собственных, специфических признаков и черт, обладает, как и любое иное государство общеродовыми признаками и чертами.

Государство — это сложное и многогранное явление. В понимание государства, его сути, назначении и роли в жизни общества отсутствует единая точка зрения, потому что государство «полиструктурно и полифункционально». Это является причиной того, что существует множество его определений. В соответствии с целью диссертационного исследования целесообразно рассмотрение государства с позиций его функциональных свойств и роли, выполняемой в жизни общества. [1]

Государство — это общественное явление, и предпосылки его возникновения имеют социально-историческую природу. Возникает государство повсеместно в период смены родоплеменных связей людей в обществе вещными, обменными отношениями, поэтому можно предположить, что факторы, разлагавшие первобытно-общинный строй, были одновременно и предпосылками формирования государства.

Объективная потребность новой социальной организации в общественной силе, которая способна была решать общие дела или объединять население для их решения, и породила государство и публичную власть.

Возникающее государство не могло не быть властью, потому что после распада родового строя потребность в решении общих дел не имела иных механизмов сомообеспечения, и государство становится силой, стоящей над населением.

Государство есть союз людей, организованных на началах права, объединенный господством над единой территорией и подчинением единой власти. Русские юристы XIX — начала XX вв. существенным признаком государства считали государственный порядок, который заключается в запрещении применения принуждения частными лицами, в монополизации принудительного властвования государством. [2]

По мнению В. В. Лазарева, «Государство — это особая организация публичной, политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил, всего народа), располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая, представляя общество, осуществляет и руководство этим обществом, и обеспечивает его интеграцию». [3]

В настоящее время выделяют три основных подхода к определению государства: классический, согласно которому государство есть совокупность народа, территории и власти; юридический, где государство есть правовая организация и деятельность власти; социологический, в соответствии с которым, государство — это разделенное на классы, политически организованное общество.

В соответствии с философскими представлениями сущность, т. е. главная определяющая характеристика любого предмета, явления, процесса, обычно связывается с его назначением, со способностью удовлетворять те или иные потребности человека. С этих позиций сущность государства состоит в его социальном назначении, а именно, регулировать общественные отношения, управлять обществом.

По отношению к человеку социальные качества государства раскрываются как его ценностные свойства.

Ценность — положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, класса, группы, общества в целом — определяется не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений. Социальная ценность государства не может сводиться к его отдельным социальным качествам и свойствам, а также не может быть их простой суммой — это «системная, интегративная характеристика, выражающая меру соответствия явления социальным потребностям людей». [4]

По своей сущности и ценности государство как правовое явление и понятие — это организационно-властная форма выражения, конкретизации и реализации принципа формального равенства, его смысла и требований, всеобщая форма нормативного и институционально-властного выражения свободы людей.

Очевидно, что правовая сущность и ценность государства и представленное в нем правовое начало (принцип формального равенства свободных людей, признание их правосубъектности и государство субъектности) в том или ином виде проявляются во всех исторических типах и формах государства, во всех аспектах и направлениях организации и функционирования государственной власти. Степень развитости государства (его сущности, организационных форм, функциональных проявлений) определяется мерой развитости воплощенного и реализованного в нем принципа формального равенства людей.

Социально-исторические этапы развития государства — это прогрессирующие ступени осуществления начал формального равенства, свободы и справедливости в человеческих отношениях.

Появление идеи и концепции «социализации» государства и права, формирование «социально ориентированной» политики было связано с индустриализацией и бурным развитием рыночной экономики.

Существует несколько концепций, связанных с идеей социального государства. Наиболее обоснованными в теоретическом плане и реализуемыми в той или иной мере на практике являются умеренно консервативная, социал-демократическая, марксистская и неомарксистская концепции социального государства. Так как от специфики понимания сути социального государства зависит нормативное обеспечение социальных прав и интересов людей, необходимо остановиться на содержании этих концепций.

С точки зрения теоретиков консерватизма, социальное государство призвано решать проблемы, которые не способны решить и снять рыночные отношения. Это проблемы обеспеченности в старости, при заболевании, нищете, проблемы обеспеченности качественным жильем, возможности получить образование и др.

Практически всеми политическими силами современного общества, существующими теоретическими концепциями государственного устройства, признается, что возникновение социального государства — это исторически закономерный процесс, связанный с логикой общественного развития, определенным уровнем развития производственных сил, демократизацией общественной жизни, повышением уровня правовой культуры граждан, постепенным утверждением нормами права принципов формального равенства, свободы и справедливости. Немаловажную роль в создании концепции социального государства сыграла и борьба трудящихся за свои права. [5]

Необходимо подчеркнуть, что идее «социального государства» предшествовала идея и практика «правового государства». Концепция правового государства была связана с появлением и признанием прав человека «первого поколения», а теория и практика «социального государства» непосредственно связана с появлением и признанием «второго поколения» прав человека — социальных и экономических. При этом, в основе теории и практики «правовой государственности» были принципы верховенства права и закона, демократии, индивидуальной свободы, гражданских и политических прав, а основой концепции «социальной государственности» являются принципы гуманности и социальной справедливости, «верховенства общей солидарности всех групп общества, неприятие неравенства и торжество социального равенства, признание и государственное гарантирование защиты социальных прав». [6]

Между правовым и социальным государством есть существенные различия, и они заключаются в том, что правовое государство есть «форма ограничения власти правами и свободами человека», тогда как «социальное государство» — это форма обременения власти правами и свободами человека. Социальное государство по определению не может не вмешиваться в жизнь общества, не обеспечивать своими властными методами его социальную стабильность, не гарантировать и не защищать жизненно важные права его членов, особенно социально уязвимых и нуждающихся. Социальное государство обязано, в силу своего назначения, всей своей административной и правовой политикой стремиться максимально влиять на распределение экономических благ в духе справедливости для обеспечения каждому человеку достойного существования. Регулируя рыночные процессы, содействуя развитию свободного рынка, государство в то же время должно брать на себя и функции социальной защиты населения, устанавливая сбалансированную систему налогов и перераспределяя часть государственного бюджета.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что до сих пор нет единого понимания «социального государства», но во всех определениях социального государства первым признаком является признание, соблюдение и защита жизненно важных для каждого человека прав — социальных прав. Государство является социальным, если в нем разработаны и нормативно закреплены механизмы реализации социальных прав граждан, а также функционирует развитое гражданское общество, способное контролировать государственную власть.

Сущность современного понимания социального государства во многом определяется синтезом либерально-демократических идей и ценностей прошлого и современности и социалистического опыта.

Обобщая различные взгляды и мнения о сущности социального государства можно предложить следующее определение социального государства. Социальное государство есть политико-правовая организация, основанная на принципах формального равенства, свободы и социальной справедливости, на социальных правах и свободах человека и гражданина, законодательно закрепляемых, обеспечиваемых и гарантируемых, прежде всего, юридическими гарантиями.

 

Литература:

 

1.                  Мамут Л. С. Социальное государство с точки зрения права //Государство и право. 2011. № 7.- С. 5.

2.                  Левашов В. К. Социализация государства -процесс, идущий через века //Социалогия. 2014. № 5. — С. 51.

3.                  Лазарев В. В. Права человека: идеи, нормы, реальность. — М.: Юридлит., 2011. — С. 56.

4.                  Тиксовский А. А. Государство правовое и социальное //Вопросы философии. 2014. № 6. — С. 141.

5.                  Каменецкий В. А. Патрикеев В. П. Проблемы становления социального государства. — М.: Волтерс Клувер, 2011. — С. 115.

6.                  Бочаров М. П. От социальных ценностей к социальному государству. — М.: Луч, 2007. — С. 76.

moluch.ru