1.2 Понятие и правовое регулирование служебной тайны. Понятие служебной тайны в законодательстве рф


Служебная тайна. Конфиденциальная информация в трудовых отношениях

Служебная тайна

Служебная тайна была определена в ст. 139 ГК РФ через признаки: 1) когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, 2) к ней нет свободного доступа на законном основании, и, 3) обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами. С введением в действие Части четвертой ГК РФ ст. 139, как известно, утратила силу. В ТК РФ в связи с этим изменений не произошло. О служебной тайне говорится в Указе Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении сведений конфиденциального характера»: служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна). О порядке отнесения сведений к служебной (в частности) тайне сказано в законе «Об информации…»:

Статья 9. Ограничение доступа к информации. Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.

Еще одну разновидность конфиденциальной информации, которая могла быть отнесена к служебной тайне (если бы она имела четкие признаки определения), имеет в виду Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (в ред. от 29 марта 2008 г.) «О государственной гражданской службе Российской Федерации»,[32] в п. 7 ст. 15 которого в числе основных обязанностей госслужащего значится: не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство. К служебной тайне принято относить информацию о деятельности государственных органов (управления, контролирующих, правоохранительных и т. д.) и их служащих, представляющую не коммерческий, а государственный интерес. Руководитель государственного органа несет ответственность за охрану служебной тайны и устанавливает состав информации, доступ к которой ограничивается в интересах обеспечения реализации функций государственного органа.

Аналогичная обязанность есть и у муниципальных служащих: не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство (п. 6 ст. 12 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (ред. от 21.11.2011).[33] Руководителем муниципального органа определяется состав служебной тайны, ограничение распространения которой диктуется служебной необходимостью. Служебную тайну составляет несекретная информация, которая касается деятельности муниципального органа и доступ граждан к которой ограничивается в интересах обеспечения функций муниципальным органом.

Часть четвертая ГК РФ ввела новое понятие: служебный секрет производства. Согласно ст. 1470 Закона: 1. Исключительное право на секрет производства, созданный работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя (служебный секрет производства), принадлежит работодателю. 2. Гражданин, которому в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя стал известен секрет производства, обязан сохранять конфиденциальность полученных сведений до прекращения действия исключительного права на секрет производства.

Возникает неизбежный вопрос о соотношении служебной тайны и служебного секрета производства. Между этими понятиями есть общее. Как то, так и другое может быть содержанием трудовых обязанностей работника, заключившего трудовой договор с работодателем. И служебная тайна, и служебный секрет производства – конфиденциальные сведения, за разглашение которых наступает юридическая ответственность.

Однако, на наш взгляд, это разные понятия, и служебная тайна как таковая сохраняет свое значение для трудовых отношений.

В гражданском праве термин «служебный» применяется в ином, более широком смысле, когда в некоторых случаях «служебными» называются такие объекты, которые созданы в связи с трудовой функцией работника, хотя и вне рамок этой трудовой функции, считают некоторые специалисты в области гражданского права. Так, по трудовому праву авторские произведения (и исполнения) могут быть служебными, а изобретения служебными считать нельзя. Результаты трудовой деятельности относятся к «служебным» только в том случае, если работник обязан был создать их по трудовому договору. Иные результаты – в рамках трудового права – нельзя именовать «служебными», хотя они могут возникнуть в связи с выполнением работником его трудовой функции.[34]

В ст. 1295 ГК РФ предусмотрено, что авторские права на произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение), принадлежат автору, в то время как исключительное право на такое произведение принадлежит работодателю (если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное). Но исключительное право, в отличие от других авторских прав, с самого момента создания служебного произведения в соответствии с законом считается переданным работодателю (п. 3 ст. 1228 ГК РФ).[35]

Наконец, служебная тайна, в отличие от служебного секрета производства, может не иметь (и чаще всего не имеет) отношения к личности работника, достоянием которого она стала в силу занятия определенной должности, и он, как правило, дает подписку в той или иной форме о ее неразглашении.

В настоящее время имеются два наиболее известных законопроекта о служебной тайне, один из которых был разработан Минэкономразвития РФ и обсуждался в октябре 2003 г.,[36] другой представлен от имени группы депутатов Государственной Думы РФ и был внесен в Думу сначала в декабре 2004 г., затем в апреле 2006 г. Текст проекта Федерального закона «О служебной тайне» доступен в Справочной правовой системе «КонсультантПлюс» (проект № 124871–4).

Понятие служебной тайны в депутатском законопроекте хотя и недостаточно совершенно, все же отработано лучше: «Сведения, составляющие служебную тайну (служебная тайна), – конфиденциальные сведения, образующиеся в процессе управленческой деятельности органа или организации, распространение которых препятствует реализации органом или организацией предоставленных ему полномочий либо иным образом отрицательно сказывается на их реализации, а также конфиденциальные сведения, полученные органом или организацией в соответствии с их компетенцией в установленном законодательством порядке».

Законопроект Минэкономразвития РФ, в отличие от депутатского законопроекта устанавливает степени конфиденциальности сведений, отнесенных к служебной тайне (ст. 8): документам, содержащим сведения, составляющие служебную тайну, присваивается гриф «Конфиденциально» или «Для служебного пользования». Гриф «Конфиденциально» налагает на лица, получившие доступ к соответствующим документам, обязанность не ссылаться на них, не публиковать и не разглашать в иных формах, не комментировать их содержание и факт их существования. Правом доступа к документам с грифом «Конфиденциально» обладают все должностные лица органа государственной власти или органа местного самоуправления, где создан указанный документ, а также иные лица, получившие доступ к документу в соответствии с настоящим Федеральным законом. Гриф «Для служебного пользования» отличается тем, что правом доступа к документам с таким грифом пользуются только лица, определенные руководителем органа власти по представлению уполномоченного должностного лица.

Что касается положений обоих законопроектов о режиме передачи и доступа к служебной информации, а также общих норм о контроле и ответственности, то здесь значительной специфики и каких-либо особенно оригинальных положений не наблюдается.[37] Для трудового права соображения авторов законопроектов, конечно, интересны, однако нельзя не отметить, что данные законопроекты не рассчитаны на трудовые отношения.

Обобщая положения, содержащиеся в нормативных правовых актах, и стремясь выделить тайну как служебную, можно попытаться определить ее следующим образом. Служебная тайна – это конфиденциальные сведения, полученные в результате трудовой деятельности работника или ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство, в соответствии с нормативно определяемым перечнем, не относящиеся к государственной тайне, доступ к которым ограничен органами государственной власти федеральными законами.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

law.wikireading.ru

33.Понятие и режим служебной тайны

  • Постановление Правительства РФ от 03.11.1994 N 1233 «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти» (опубликовано 25.07.2005 г.)

Положение определяет общий порядок обращения со служебной информацией ограниченного распространения:

  • документами, содержащими служебную информацию в федеральных органах исполнительной власти, а также на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях

  • материальными носителями служебной информации ограниченного распространения (машинные носители информации и др.)

  • документами, содержащими несекретные сведения (т.е. не составляющие государственную тайну)

  • информацией, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью (т.е.)

  • в подготавливаемых в федеральных органах исполнительной власти проектах указов, постановлений и распоряжений Президента РФ, Правительства РФ и других служебных документов

  • Служебная тайна – конфиденциальность сведений несекретного характера, касающаяся деятельности федеральных органов исполнительной власти (в т.ч. подведомственных им предприятий, учреждений и организаций), содержащихся в проектах официальных документов, ограничения, на распространение которых диктуются служебной необходимостью

  • Конфиденциальность – состояние защищенности от третьих лиц (ограниченности распространения)

  • На документах (в необходимых случаях и на их проектах), содержащих служебную информацию ограниченного распространения, проставляется гриф (пометка) «Для служебного пользования» (ДСП)

  • Необходимость проставления грифа ДСП на документах и изданиях, содержащих служебную информацию, определяется исполнителем и должностным лицом, подписывающим или утверждающим документ.

Не может быть отнесена к служебной тайне информация:

  • акты законодательства, устанавливающие правовой статус граждан и государственных органов;

  • сведения о чрезвычайных ситуациях, экологическая, демографическая, санитарно-эпидемиологическая и другая информация, необходимая для обеспечения безопасного существования населенных пунктов, граждан и населения в целом, а также производственных объектов;

  • описание структуры органа исполнительной власти, его функций и форм деятельности, а также его адрес;

  • порядок рассмотрения и разрешения заявлений, а также обращений граждан и юридических лиц;

  • сведения об исполнении бюджета и использовании других государственных ресурсов, о состоянии экономики и потребностей населения;

  • документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах организаций, необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Руководитель федерального органа исполнительной власти в пределах своей компетенции определяет:

  • категории должностных лиц, уполномоченных относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения;

  • порядок передачи служебной информации ограниченного распространения другим органам и организациям;

  • порядок снятия грифа (пометки) "Для служебного пользования" с носителей информации ограниченного распространения;

  • организацию защиты служебной информации ограниченного распространения.

Должностные лица, принявшие решение об отнесении служебной информации к разряду ограниченного распространения, несут персональную ответственность за обоснованность принятого решения и за соблюдение ограничений, предусмотренных пунктом 1.3 настоящего Положения.

Служебная информация ограниченного распространения без санкции соответствующего должностного лица не подлежит разглашению (распространению).

Документы с грифом ДСП:

  • печатаются в машинописном бюро (МБ)

  • на обороте последнего листа каждого экземпляра документа машинистка должна указать количество отпечатанных экземпляров, фамилию исполнителя, свою фамилию и дату печатания документа

  • отпечатанные и подписанные документы вместе с черновиками и вариантами передаются для регистрации работнику, осуществляющему их учет

  • черновики и варианты уничтожаются этим работником с отражением факта уничтожения в учетных формах

  • учитываются отдельно от несекретной документации и передаются работникам подразделений под расписку

  • пересылаются сторонним организациям фельдъегерской связью, заказными или ценными почтовыми отправлениями

  • размножаются (тиражируются) только с письменного разрешения соответствующего руководителя

  • хранятся в надежно запираемых и опечатываемых шкафах (ящиках, хранилищах).

studfiles.net

1.2 Понятие и правовое регулирование служебной тайны. Правовая охрана и защита прав на служебную тайну

Похожие главы из других работ:

Административно-правовое регулирование

3. Правовое регулирование государственной тайны в РФ

В качестве государственной тайны выступают защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, контрразведывательной, экономической деятельности...

Административно-правовой статус общественных объединений

3. Правовое регулирование государственной тайны в РФ

В   качестве   государственной   тайны   выступают защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, контрразведывательной, экономической деятельности...

Материальное стимулирование служебной деятельности сотрудников ОВД

2.1 Правовое регулирование материального обеспечения и стимулирования служебной деятельности сотрудника ОВД

Рассмотрим нормативную базу, регулирующую систему материального стимулирования служебной деятельности сотрудников ОВД. Как следует из Конституции РФ, Россия - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий...

Организационно-правовые основы стимулирования служебной деятельности сотрудников УИС

1.3 Правовое регулирование материального обеспечения и стимулирования служебной деятельности сотрудника уголовно-исполнительной системы

Система нормативно правовых актов, регулирующих стимулирование служебной деятельности сотрудников УИС, является одним из важнейших направлений развития всей Федеральной службы исполнения наказания (далее ФСИН России)...

Ответственность государства перед гражданином в случае нарушения его прав. Право служебной тайны как гарантия неприкосновенности частной жизни

2.1 Понятие служебной тайны, виды служебной тайны, объекты и субъекты служебной тайны

В законодательстве однозначно не определено понятие служебной тайны. Вместе с тем анализ нормативных актов позволяет выявить содержание и основные признаки отнесения информации к служебной тайне. Попросту говоря...

Охрана конфиденциальности информации в рамках трудовых отношений

1.2 Правовое регулирование коммерческой тайны

Правовой институт служебной и коммерческой тайны - это один из старейших методов охраны интеллектуальной собственности. Несомненно...

Понятие государственной, коммерческой и служебной тайны

2.1 Понятие служебной тайны и её защита

В соответствии со ст. 139 ГК РФ "тайна" есть определенная неизвестная широкому кругу лиц информация. Строго говоря, "тайной" считается и такая информация, которая вообще никому неизвестна; в этом случае "тайна" есть нечто непознанное...

Понятие и правовое регулирование служебной дисциплины в системе государственной таможенной службы

Глава 1. Понятие и правовое регулирование служебной дисциплины в системе государственной таможенной службы

...

Понятие и правовое регулирование служебной дисциплины в системе государственной таможенной службы

1.2 Правовое регулирование служебной дисциплины в системе государственной таможенной службы

Служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов...

Понятие и правовое регулирование служебной дисциплины в системе государственной таможенной службы

Глава 2. Применение норм законодательства рф, обеспечивающих правовое регулирование служебной дисциплины в системе государственной таможенной службы

...

Понятие и правовое регулирование служебной дисциплины в системе государственной таможенной службы

2.2 Соблюдение норм законодательства Российской Федерации, обеспечивающих правовое регулирование служебной дисциплины в системе государственной таможенной службы (на примере Северо-Западного таможенного управления)

Таможенник - это представитель Российской Федерации и в своей служебной деятельности должен воздерживаться от поведения, которое, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении им своих служебных обязанностей. По культуре речи...

Правовая охрана и защита прав на служебную тайну

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЛУЖЕБНОЙ ТАЙНЫ КАК КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

...

Правовое регулирование банковской тайны в соответствии с современным российским законодательством. Перспективы и тенденции развития

2. Нормативно-правовое регулирование банковской тайны в Российской Федерации

...

Система и совершенствование стимулирования служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы

1.3 Правовое регулирование материального обеспечения и стимулирования служебной деятельности сотрудника уголовно-исполнительной системы

Система нормативно правовых актов, регулирующих стимулирование служебной деятельности сотрудников УИС, является одним из важнейших направлений развития всей Федеральной службы исполнения наказания (Далее ФСИН)...

Тайна переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений

3. Понятие и правовое регулирование права тайны переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений как принцип уголовного процесса;

...

pravo.bobrodobro.ru

О современном состоянии законодательства о служебной тайне (Камалова Г.Г.)

Все статьи > О современном состоянии законодательства о служебной тайне (Камалова Г.Г.)

О современном состоянии законодательства о служебной тайне (Камалова Г.Г.)

Совершенствование законодательства в последние десятилетия отражает важнейшие направления происходящих в стране преобразований. Особенно динамично развивается информационное законодательство. Однако остаются нерешенными вопросы регулирования сбора, создания, использования и предоставления служебной информации ограниченного доступа. В ходе легализации регулирования оборота государственно-значимой информации наибольший упор был сделан на правовой режим государственной тайны. Служебная тайна и ее правовой режим остались в тени.

Вместе с тем продолжают приниматься нормативно-правовые акты, в которых в том или ином аспекте фигурирует служебная тайна и регламентируется ее оборот. Так, например, Закон РФ "О космической деятельности" <1> определяет, что распространение информации о космической деятельности осуществляется с соблюдением требований охраны государственной, служебной и коммерческой тайны. Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <2> среди основных обязанностей государственного гражданского служащего называет обязанность не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.--------------------------------<1> Закон РФ от 20.08.1993 N 5663-1 "О космической деятельности" (ред. от 21.11.2011) // Российская газета. 1993. 6 окт.<2> Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (ред. от 02.04.2014) // Собрание законодательства РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.

На фоне десятков законов, содержащих подобные нормы, столь необходимый специализированный законодательный акт отсутствует. Потребность в правовом регулировании оборота служебной тайны приводит к принятию Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 1233 <3> (далее - Постановление Правительства N 1233).--------------------------------<3> Постановление Правительства РФ от 03.11.1994 N 1233 "Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти и уполномоченном органе управления использованием атомной энергии" (ред. от 20.07.2012) // Собрание законодательства РФ. 2005. N 30 (ч. II). Ст. 3165.

Положение нормативно подтвердило различие государственной и служебной тайны, ввело перечень сведений, которые не могут составлять последнюю. Согласно данному акту, к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью. В то же время принятое положение не решило и не могло решить существующих проблем регулирования служебной тайны. Положение и его нормы вызывают большое число вопросов и нареканий как по форме, так и по содержанию.Попытка 1996 г. законодательного закрепления понятия "служебная тайна" в гражданском законодательстве наряду с коммерческой тайной продемонстрировала желание законодателя придать служебной тайне институциональную стабильность. Правовая норма в данной части оказалась мертворожденной и внесла лишь дополнительную путаницу, так как не основывалась на глубоком знании закономерностей развития регулируемых публично-правовых отношений в процессе сбора, накопления, обработки и использования служебных сведений ограниченного доступа, понимания которых в условиях новой зарождающейся российской государственности в середине 1990-х гг. ожидать было рано.Утративший силу Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" <4> 1995 г. определил возможность разграничения государственных и негосударственных информационных ресурсов (п. 1 ст. 6), нахождение в собственности России и ее субъектов информационных ресурсов, создаваемых, приобретаемых, накапливаемых за счет средств бюджетов различных уровней, полученных иными законными способами, а также разделение информации по категориям доступа на общедоступную (открытую) и ограниченного доступа.--------------------------------<4> Федеральный закон от 20.02.1995 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (утратил силу) (ред. от 10.01.2003) // Собрание законодательства РФ. 1995. N 8. Ст. 609.

Следующим шагом явилось принятие перечня сведений конфиденциального характера <5>, которым служебная тайна была включена в состав такой информации и определена как служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с федеральными законами. Данная дефиниция оставляет открытыми ряд принципиальных вопросов: могут ли иные субъекты иметь служебную тайну (например, органы местного самоуправления, государственные структуры, не являющиеся органами власти), как соотносится служебная тайна и информация ограниченного распространения, регламентированная Постановлением Правительства РФ N 1233 и иные.--------------------------------<5> Указ Президента РФ от 06.03.1997 N 188 "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера" (ред. от 23.09.2005) // Собрание законодательства РФ. 1997. N 10. Ст. 1127.

Существенное изменение законодательства в области защиты информации ограниченного доступа принес 2006 г.Были приняты Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <6> и Федеральный закон "О персональных данных" <7>. Часть 4 ст. 8 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" устанавливает, что ограничение доступа к информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может быть только в режиме государственной или служебной тайны. Данным Законом было введено легальное определение профессиональной тайны. Ожидалось аналогичное определение и относительно служебной тайны. Однако этого в очередной раз не произошло. Закон в п. 4 ст. 9 указывает служебную тайну среди иных видов информации ограниченного доступа, признавая волю государства на сохранение и развитие специального правового режима служебной тайны.--------------------------------<6> Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3448.<7> Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (ред. от 21.12.2013) // Собрание законодательства РФ. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3451.

На наш взгляд, в существующих ныне проблемах в очередной раз выразилось отмечаемое теоретиками "противоречие между динамикой развития общественных отношений и стабильностью права... Право движется как бы "прерывисто", постоянно делая "остановки", большие или меньшие по времени, тем самым давая возможность регулируемым общественным отношениям периодически обгонять себя, уходить вперед. Сложное противоречие динамики общественной жизни и стабильности права является движущей силой его развития, имманентно ему присуще" <8>.--------------------------------<8> Халфина Р.О. Право как средство социального управления. М., 1988. С. 146 - 147.

Принятый в 2009 г. Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" <9> явился результатом развития информационного законодательства, регулирующего права и свободы граждан на доступ к информации. В нем введена необходимая совокупность понятий, таких как информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, пользователь информацией и другие. Однако действие Закона не распространяется на отношения, связанные с обеспечением доступа к персональным данным, порядком рассмотрения обращений граждан и предоставления информации в иные госорганы, органы местного самоуправления, то есть Закон охватывает не всю сферу создания и использования служебной информации. Кроме того, Закон не затронул вопросы регулирования оборота служебной информации ограниченного доступа (служебной тайны).--------------------------------<9> Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ. 2009. N 7. Ст. 776.

Следует согласиться с мнением А.А. Антопольского <10>, полагающего, что нормы действующего законодательства, регулирующего служебную тайну, не представляют собой единую систему. Нормы, регламентирующие правовой режим служебной тайны, а также содержащие отдельные ее упоминания, можно обнаружить в большом числе нормативно-правовых актов, и наблюдается тенденция к возрастанию их объема и количества.--------------------------------<10> См.: Антопольский А.А. Правовое регулирование информации ограниченного доступа в сфере государственного управления: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 25.

В настоящее время действует большое число ведомственных нормативно-правовых актов, регулирующих различные аспекты защиты служебной тайны. Анализ сотен ведомственных актов показывает, что нормы, направленные на сохранение конфиденциальности служебной информации, содержатся в нормативных ведомственных документах государственных органов, регулирующих следующие стороны их функционирования:- обеспечение доступа к служебной информации;- предоставление государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме;- межведомственный информационный обмен в традиционной и электронной форме;- документооборот, документоучет и специфику делопроизводства;- кадровое обеспечение государственных органов;- предотвращение конфликта интересов и борьбу с коррупцией;- разработка и использование информационных систем и технологий, официальных сайтов государственных органов;- взаимодействие с представителями средств массовой информации;- проведение контрольно-проверочных мероприятий в отношении подведомственных структур и контроль иных субъектов, согласно компетенции органа;- обеспечение информационной безопасности и защиту информации.В целях обеспечения конфиденциальности служебных сведений правительственные и ведомственные нормативно-правовые акты устанавливают нижеследующие правила (в различных их сочетаниях) при обращении со служебной информацией ограниченного доступа:- определение общих особенностей (характеристик) служебной информации ограниченного доступа;- возложение обеспечения доступа к сведениям о деятельности госоргана на определенные его подразделения и должностных лиц, с установлением их ответственности за содержание, полноту, достоверность и своевременность размещения;- установление требований к уровню подготовки кадров, включая необходимость знать порядок работы с информацией, содержащей сведения ограниченного доступа, и общие вопросы в области обеспечения информационной безопасности;- установление обязанности обеспечения конфиденциальности сведений, составляющих государственную, служебную или иную охраняемую законом тайну, и принятие мер защиты служебной информации ограниченного доступа, включая меры защиты персональных данных;- осуществление доступа к персональным данным в соответствии с утвержденным перечнем должностных лиц и сотрудников организации;- ограничение доступа к документам и материалам, содержащим служебную информацию ограниченного доступа;- ограничение (запрет) предоставления или передачи информации, содержащей служебную информацию ограниченного доступа;- определение перечня служебных сведений, предоставляемых по телефонам справочных служб государственных органов;- запрет (недопустимость) разглашения сведений, содержащих служебную или иную охраняемую законом тайну, в том числе передачу их третьим лицам. Аналогичная обязанность возлагается на привлеченных специалистов и экспертов;- ограничение свободного размещения служебной информации в СМИ;- запрет (недопустимость) размещения служебной информации ограниченного доступа и иных сведений, составляющих охраняемую законом тайну, на официальных сайтах в открытом доступе, на открытых интернет-ресурсах, а также открытых (общедоступных) информационных системах. При необходимости федеральный орган исполнительной власти может размещать реквизиты (дату и номер) документа;- возможность создания разделов официального сайта с регламентированным доступом;- запрет использовать служебную информацию ограниченного доступа в личных целях;- требование осуществления работы с документами, содержащими информацию ограниченного доступа, на основании специальных инструкций по делопроизводству, а также установление отдельных требований, таких как: запрет вскрытия конвертов, содержащих служебную информацию ограниченного доступа при первоначальной регистрационной обработке, хранение документов, содержащих служебную и иную охраняемую законом тайну 10 и более лет, требование соблюдения правил уничтожения служебных документов, содержащих информацию ограниченного доступа, и другие;- требование регистрации актов или их отдельных положений, содержащих сведения ограниченного доступа, персональные данные, а также иную служебную информацию;- требование присваивать документам и материалам, содержащим служебную информацию, гриф (пометку) "Для служебного пользования" или иную пометку ограничения доступа к документу;- требование обработки служебной информации ограниченного доступа и иной информации, доступ к которой ограничен федеральными законами, на защищенных автоматизированных рабочих местах, прошедших в установленном порядке аттестацию на соответствие требованиям безопасности информации;- запрет (недопустимость) использовать открытые каналы связи для передачи служебной информации ограниченного доступа, включая телеграфную и факсимильную связь, запрет передавать электронные сообщения, содержащие сведения "Для служебного пользования" и недопустимость пользования средствами связи, подключенными к информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым не ограничен;- обязанность отправки документов содержащих служебную информацию ограниченного доступа только фельдъегерской связью;- обязанность обеспечения безопасности используемых информационных систем и технологий, хранимых и передаваемых с их помощью данных, включая применение цифровой подписи, ведение электронных журналов учета операций, применение средств антивирусной защиты, ограничение доступа к техническим средствам и в служебные помещения, ежедневное резервирование информации, контроль за целостностью информации и ее защиту от несанкционированного изменения, копирования, уничтожения, модификации, блокирования доступа к ней и от иных неправомерных действий, использование криптозащиты;- запрет на осуществление аудио- и видеозаписи закрытых заседаний;- обязанность проверяемых лиц обеспечивать доступ к информации, включая сведения, составляющие государственную тайну и служебную информацию ограниченного распространения, государственных структур, осуществляющих правомерное взаимодействие в ходе решения различных вопросов;- право доступа во все помещения, хранилища, к информационным материалам и ресурсам, документам, информационным системам проверяемой, контролируемой организации и при проведении мониторинга;- установление обязанности предоставлять государственным органам документы и материалы, содержащие сведения ограниченного доступа, доступ в помещения для проведения проверочных и контрольных мероприятий, мониторинга;- установление обязанности проведения служебных проверок по фактам утечки информации ограниченного доступа в государственном органе;- возможность наступления ответственности за разглашение, нарушение конфиденциальности служебной информации ограниченного доступа.Таким образом, современное состояние законодательства о служебной тайне, сочетающее в себе большой массив ведомственных актов и практически полное отсутствие законодательных норм, требует совершенствования. Подводя итог, можно говорить о наличии в современном российском праве пробела.В.В. Лазарев писал <11>, что о пробелах в праве можно говорить как об одном из несовершенств права, отсутствии в нем того, что должно быть необходимым его компонентом. Отмечая относительность выделения пробелов в законе и пробелов в праве, он указывал, что пробелы в законе имеются там, где нормативный акт, регулируя общественные отношения в общей форме, оставляет какие-то аспекты этих отношений или сходных с ними без правового опосредствования, в то время как оно должно быть именно в этом нормативном акте. При полном отсутствии нормативного акта, то есть там, где даже в общей форме определенные отношения не получили своего закрепления правом, налицо пробел в праве.--------------------------------<11> См.: Лазарев В.В. Пробелы в праве и пути их устранения. М., 1974. С. 6, 8 - 9.

Требуется определение понятия "служебная тайна" и регулирование ее оборота на уровне федерального закона, аналогично с государственной тайной, с учетом требований времени и практики деятельности государственных органов. Если введение нормы-дефиниции для служебной тайны возможно путем внесения изменений и дополнений в уже существующие федеральные законы, то решение иных вопросов требует принятия специального акта.Следовательно, отсутствие легального, определенного законом понятия "служебная тайна" является пробелом в законе, отсутствие же закона, регулирующего даже в самой общей форме правоотношения, объектом которых является служебная информация ограниченного доступа, - пробелом в праве.В настоящее время в России происходит поиск наиболее оптимальных путей и форм управления обществом и государством, которое внешне выражается в реорганизации системы государственных органов, активном внедрении электронных форм взаимодействия и управления, повышении открытости и прозрачности деятельности государственных организаций. Установление режима сбора, производства, обработки и предоставления служебной информации ограниченного доступа является одной из сторон данного процесса, которое позволит создать четко определенные правила в области получения социально-значимой информации о деятельности государственных структур и избежать злоупотреблений со стороны их представителей.Принятие специального закона о служебной тайне создаст прозрачные правила формирования данной информации ограниченного доступа на основе баланса интересов общества, государства и личности, позволит унифицировать правила установления, прекращения правового режима служебной тайны, используемых мер по обеспечению конфиденциальности, установить возможность общественного и иного контроля и решить иные вопросы. Попытки принятия такого закона пока не увенчались успехом.Проблемы регулирования служебной информации ограниченного доступа (служебной тайны), одной из сложнейших по своему характеру и содержанию тайн, не могут быть решены лишь на основе принятия актов, легализирующих уже существующее положение дел. Указанное регулирование должно базироваться на модели информационного обеспечения деятельности государственных органов в целях реализации возложенных на них полномочий, с учетом баланса интересов различных субъектов, функционирующих в данной области, а также разнообразия видов и происхождения используемой в служебной деятельности государственных органов информации. Последнее возможно на основе проведения методологически выверенного исследования по вопросам регулирования служебной информации ограниченного доступа (служебной тайны).Потребности правового регулирования института служебной тайны и его доктринального развития обусловлены целым рядом факторов, среди которых:- отсутствие в современном законодательстве единого подхода к служебной информации ограниченного доступа;- возможность ограничения распространения (доступа) служебной информации по усмотрению руководителя государственного органа и органа местного самоуправления;- отсутствие целостного государственного механизма защиты информации ограниченного доступа граждан и организаций, поступающей в государственные органы и органы местного самоуправления и накапливаемой ими;- необходимость в одинаковых правилах введения, сохранения и прекращения конфиденциальности служебных сведений в государственных органах и органах местного самоуправления, применяемых с учетом особенности их компетенции и полномочий;- потребность в формировании позитивного имиджа государственных органов и органов местного самоуправления, российского государственного аппарата в целом;- наличие случаев незаконного распространения и неправомерного использования служебной информации государственных органов и органов местного самоуправления;- устранение причин, способствующих коррупции, и потребность борьбы с ней и др.Существующий пробел в праве может быть восполнен в несколько последовательных этапов: во-первых, путем принятия законодательного акта, систематизированно регулирующего информацию ограниченного доступа, используемую в деятельности различных субъектов с учетом баланса их интересов, определения места и роли каждого из таких видов информации и их соотношения между собой и, во-вторых, принятием на его основе федерального закона, регулирующего создание, использование и предоставление служебной тайны.

Библиография

1. Антопольский А.А. Правовое регулирование информации ограниченного доступа в сфере государственного управления: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. 29 с.2. Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: Учеб. СПб., 2001. 789 с.3. Гришанков М.И., Волчинская Е.К. Некоторые проблемы формирования института служебной тайны в Российской Федерации // Государственная служба. 2011. N 2. С. 39 - 44.4. Камалова Г.Г. О системе государственно-значимой информации ограниченного доступа // Современные проблемы организации деятельности публичной власти: Сб. науч. тр. по матер. науч.-практ. конф. Саратов, 2014. С. 119 - 122.5. Лазарев В.В. Пробелы в праве и пути их устранения. М., 1974. 184 с.6. Лопатин В.Н. Правовые основы информационной безопасности: Курс лекций. М., 2000. 356 с.7. Морозов А.В., Полякова Т.А. Организационно-правовое обеспечение информационной безопасности. М., 2013. 276 с.8. Павлов И.Ю. Современные проблемы правового регулирования государственной и служебной тайны в России // Ленинградский юридический журнал. 2013. N 1 (31). С. 29 - 37.9. Халфина Р.О. Право как средство социального управления. М., 1988. 256 с.10. Яковец Е.Н., Смирнова И.Н. Нормативное регулирование оборота сведений, составляющих служебную тайну // Информационное право. 2009. N 4. С. 16 - 20.

xn----7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai

Контрольно-курсовая работа по дисциплине

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Тульский государственный университет

Кафедра технологии полиграфического производства и защиты информации

«История и современная система защиты информации в России»

Нормативное регулирование Защиты информации составляющей служебную и профессиональную и личную тайну РФ.

Выполнил:

студент гр.632281

Клепас М.В.

Принял:

ассистент

Пальчун Е.Н.

Тула 2010

Содержание

Введение

3

Понятие служебной тайны и ее защита

4

Понятие профессиональной тайны и ее защита

9

Понятие личной тайны и ее защита

11

Заключение

15

Список использованной литературы

16

Введение

Рассматриваемые в данной работе тайны существовали всегда. А поскольку в настоящее время мы можем наблюдать недостаточное правовое регулирование защиты этих тайн, отсутствие общего и чёткого определения некоторых тайн, то соответственно существуют и проблемы, связанные с использованием информации, составляющей какую-либо тайну. Эти проблемы могут выражаться в продаже информации, составляющей тайну, предоставлении ложной информации, составляющей какую-либо из рассматриваемых нами тайн, укрытии информации. Необходимость изучения данного вопроса состоит в том, что хорошее правовое регулирование защиты рассматриваемых тайн, определённый понятийный аппарат, создание непротиворечащих друг другу нормативных актов, послужат развитию экономики страны, политических, внешнеполитических отношений, более лучшей организации безопасности Российской Федерации.

Опираясь на нормативно-правовые акты, такие как Федеральные Законы, Гражданский Кодекс, мы видим, что в законодательстве существуют некоторые нестыковки, противоречия. Из статей профессоров и кандидатов юридических наук мы замечаем, что они видят и говорят о проблемах, связанных с защитой коммерческой, государственной и служебной тайн, предлагают методы решения этих проблем.

Цели и задачи моей работы - во-первых, понять вообще, что такое служебная, профессиональная и личная тайна и какие различия существуют между ними, во-вторых, определить их роль в правовых отношениях, в-третьих, выявить и проанализировать проблемы, стоящие перед органами государственной службы, а также попытаться найти методы их решения.

1.Понятие служебной тайны и её защита

В соответствии со ст. 139 ГК РФ "тайна" есть определенная неизвестная широкому кругу лиц информация. Строго говоря, "тайной" считается и такая информация, которая вообще никому неизвестна; в этом случае "тайна" есть нечто непознанное. Но такая ("абсолютная") тайна здесь не рассматривается. В данном случае анализ ограничивается лишь такой информацией, которая стала известна одному лицу, но неизвестна другим лицам. Такая ("относительная") тайна имеет своего владельца - для него указанная информация не является тайной; но она остается тайной для других лиц.

Более сложно дать определение понятию "служебная тайна". Проще говоря, служебная тайна - это информация, доступ к которой ограничен органами государственной власти и федеральными законами (сведения об усыновлении, вкладах граждан в различного рода банки, характере заболеваний пациентов и т. д.). Согласно ст.139 ГК РФ информация составляет служебную или коммерческую тайну (в данном случае служебной тайне) в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности её третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель примет меры к охране её конфиденциальности.

Потенциальными носителями служебной тайны являются, как минимум, все служащие, которые работают в государственных органах, органах законодательной, исполнительной и судебной власти, а также в подведомственных им предприятиях, учреждениях и организациях. Сейчас актуальным становится защита конфиденциальной информации, функционирующей в режиме служебной тайны. Структура данного правового режима включает порядок документирование информации, установление права собственности на соответствующие информационные ресурсы, ограниченного доступа и правовую защиту. См. ст.ст. 2, 4, 10 ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» № 24 - ФЗ от 20.02.1995г. (в редакции от 10.02.2003г.) Таким образом, к числу основных обязанностей государственных служащих (ст.15, ч.ч. 1-7) относят запрет на разглашение сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе информации о частной жизни и здоровье граждан или затрагивающей их честь и достоинство. Аналогичная формулировка содержится и в иных федеральных законах, регулирующих отдельные виды государственной службы. Например, это п.7 ст.17 ФЗ от 21.07.1997г. № 144-ФЗ «О службе в таможенных органах» (в редакции от 01.12.2003г.) Тут существует несколько противоречий. Сведения о частной жизни и здоровье граждан не являются охраняемой законом тайной. Но эти сведения устанавливает Конституция (ст.23). Сведения, ставшие известны госслужащему в процессе его обязанностей, законодатель также не относит к охраняемой законом тайне. Режим тайны этих сведений устанавливает Федеральный Закон «О государственной гражданской службе» в ст.17, запрещая её разглашение. При этом режим их тайны сведений установлен, а конфиденциальность - нет.

Неопределённость понятия неизбежно порождает многообразие его толкования. Так, комментируя ст.139 ГК РФ, Л.А. Трахтенгерц Комментарий к ч.1 ГК РФ под общей ред. Садикова О.Н. КонсультантПлюс критически относится к распространению признаков коммерческой тайны на служебную, справедливо считая их разноплановыми понятиями. Поскольку информация, функционирующая в режиме служебной тайны, может не иметь действительной или потенциальной коммерческой ценности, и её обладатель принимает меры к охране конфиденциальности не столько в силу её ценности, сколько в силу служебной обязанности.

Правовая защита информации в режиме служебной тайны основана на системе уголовных и административных санкций за преступления и правонарушения, объектом которых оказывается обращение с этой информацией. Это касается не только распространения, но и других видов противоправных действий. Так, в Уголовном кодексе РФ Уголовный кодекс РФ № 63-ФЗ от 13.06.1996г. (в редакции 28.12.2004г.) имеются составы, которые устанавливают уголовную ответственность за непредоставление информации, в том числе и сведений, функционирующих в режиме служебной тайны. Ст.140 УК РФ - отказ гражданину предоставить информацию - охраняет положения ст.24 Конституции РФ - право на информацию, непосредственно затрагивающую законные права и интересы граждан. Нарушение этого права может проявляться не только в отказе, но и в предоставлении неполной или заведомо ложной информации. Часть 2 ст.287 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счётной Палате РФ лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или её субъекта. Объективная сторона может выражаться в неправомерном отказе, в уклонении от предоставления информации, в предоставлении заведомо ложной информации, неполной информации.

Другая группа составов предусматривает уголовную ответственность за нарушение режима функционирования информации в электронном виде. Это преступления в сфере компьютерной информации. Неправомерный доступ к ней со стороны (ст.272 УК РФ) может проявляться со стороны их сотрудников, органов исполнительной власти и может выражаться, например, в просмотре закрытой информации или даже внесении изменений в базу (банк) данных, в программное обеспечение.

Из-за отсутствия единого и четкого понятийного аппарата существуют некоторые негативные последствия. Во-первых, поскольку из УК РФ выведено само понятие «служебная тайна», то уголовные санкции в отношении должностных лиц могут быть применены за разглашение банковской, коммерческой, налоговой тайны, тайны усыновления, личной тайны. Таким образом, разглашение второй составляющей служебной тайны - служебной информации ограниченного доступа - уголовным деянием не считается. Во-вторых, применение административных санкций, предусмотренных ст.13.14 КоАП Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации. ФЗ от 30.12.2001г. №145-ФЗ (в редакции от 30.12.2004г.) РФ, также не представляется возможным. Норма предусматривает административную ответственность за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом. Служебная информация ограниченного пользования - информация о деятельности исполнительной власти - Законом о государственной гражданской службе конфиденциальной вообще не признаётся, и по логике ст.10 Закона об информации, являющегося базовым в сфере информационных правоотношений, не может относиться к информации ограниченного доступа.

Таким образом, приходится констатировать: законодатель, уделяя значительное внимание правовому регулированию вопросов технической и криптографической информации См. постановления Правительства от 15.06.2002г. №526, от 23.09.2002г. №691, утверждающие Положения о лицензировании деятельности по данным видам защиты информации. См. также ст.138 УК РФ, устанавливающую уголовную ответственность за деятельность по распространению средств технической защиты информации без соблюдения установленных лицензирующим органом требований., функционирующей в режиме служебной тайны, выводит из сферы действия административных и уголовных санкций исключительно значимую и объёмную её часть - служебную информацию ограниченного доступа. Это противоречит положениям Доктрины информационной безопасности Утверждена Президентом РФ от 09.09.2000г., которая в качестве одной из значимых целей определяет создание системы информационной безопасности информационных ресурсов и систем органов государственной власти.

studfiles.net

Соотношение государственной и служебной тайн - Право информационной безопасности

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

В соответствии со ст. 2 Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I "О государственной тайне" государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.

Носители сведений, составляющих государственную тайну, - материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов.

Система защиты государственной тайны - совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях.

Допуск к государственной тайне - процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну – совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.

Государственную тайну составляют (Раздел 2 закона):

  1. сведения в военной области;
  2. сведения в области экономики, науки и техники;
  3. сведения в области внешней политики и экономики:
  4. сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.

Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства РФ о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Сведения, не подлежащие отнесению к государственной тайне и засекречиванию:

  • о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
  • о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
  • о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
  • о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  • о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах РФ;
  • о состоянии здоровья высших должностных лиц РФ;
  • о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Должностные лица, принявшие решение о засекречивании перечисленных сведений либо о включении их в этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба. Граждане вправе обжаловать такие решения в суд.

Служебная тайна — защищаемая по закону конфиденциальная информация, ставшая известной в государственных органах и органах местного самоуправления только на законных основаниях и в силу исполнения их представителями служебных обязанностей, а также служебная информация о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен федеральным законом или в силу служебной необходимости. Однозначное определение понятия «служебная тайна» в действующем законодательстве РФ отсутствует.

Служебная тайна является одним из объектов гражданских прав по гражданскому законодательству РФ. Режим защиты служебной тайны в целом аналогичен режиму защиты коммерческой тайны. В ряде случаев за разглашение служебной тайны закон предусматривает уголовную ответственность (например, за разглашение тайны усыновления, или за разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, лицом, которому такие сведения стали известны по службе).

Потенциальными носителями служебной тайны являются, как минимум, все служащие, которые работают в государственных органах, органах законодательной, исполнительной и судебной власти, а также в подведомственных им предприятиях, учреждениях и организациях. Таким образом, можно сделать вывод, что «служебная тайна» является более широким понятием, чем «государственная тайна».

jurkom74.ru

Соотношение служебной и коммерческой тайн - Право информационной безопасности

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Служебная тайна — защищаемая по закону конфиденциальная информация, ставшая известной в государственных органах и органах местного самоуправления только на законных основаниях и в силу исполнения их представителями служебных обязанностей, а также служебная информация о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен федеральным законом или в силу служебной необходимости. Однозначное определение понятия «служебная тайна» в действующем законодательстве РФ отсутствует.

Служебная тайна является одним из объектов гражданских прав по гражданскому законодательству РФ. Режим защиты служебной тайны в целом аналогичен режиму защиты коммерческой тайны. В ряде случаев за разглашение служебной тайны закон предусматривает уголовную ответственность (например, за разглашение тайны усыновления, или за разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, лицом, которому такие сведения стали известны по службе)

Потенциальными носителями служебной тайны являются, как минимум, все служащие, которые работают в государственных органах, органах законодательной, исполнительной и судебной власти, а также в подведомственных им предприятиях, учреждениях и организациях.

В соответствии со ст. 3 Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" коммерческая тайна - режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Таким образом, можно сделать вывод, что «служебная тайна» является более широким понятием, чем «коммерческая тайна».

Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.

Информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными ГК РФ и другими законами.

Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки.Такая обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, или контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.

jurkom74.ru