Понятие, сущность, признаки и виды власти. Особенности государственной власти. Понятие государственной власти и виды


1. Понятие, признаки и виды органов государственной власти

Орган государства – это звено государственного аппарата, реализующее то иное направление государственной деятельности и наделённое в этой связи властными полномочиями. Государственные органы являются одним из каналов, через который народ, согласно Конституции РФ (ст. 3), осуществляет свою власть.

Признаки органа государства:

Во-первых, это самостоятельный элемент механизма государства, неотъемлемая часть единого государственного организма;

Во-вторых, действует от имени государства и по его поручению;

В-третьих, он образован и функционирует на основе нормативно-правовых документов;

В-четвертых, выполняет свойственные только ему задачи и функции, используя соответствующие формы и методы;

В-пятых, он состоит из государственных служащих и подразделений, скрепленных единством целей;

В-шестых, действует на определенной территории.

Государственные органы многообразны. Они могут подразделяться следующим образом:

Во-первых, по порядку образования – на органы, избираемые непосредственно народом, и органы, формируемые другими государственными органами;

Во-вторых, по форме реализации государственной деятельности – на законодательные, исполнительно-распорядительные, судебные, контрольно-надзорные органы.

Согласно принципу разделения государственной власти органы государства подразделяются на законодательные, исполнительные, судебные. В соответствии с иерархией различают органы федеральные, республиканские, местные. В зависимости от характера подчинённости существуют органы исключительно «вертикального» подчинения и органы «двойного», «вертикально-горизонтального» подчинения.

Таким образом, существует большое количество классификаций государственных органов, каждая из которых позволяет познать определённую группу подобных органов, а также всю их систему в целом.

Государственные органы Российской Федерации образуют единую систему. Она образуется и функционирует на основе общих принципов, под которыми понимаются исходные идеи, руководящие положения, определяющие основные подходы к формированию и функционированию системы государственных органов.

Главное, определяющее качество системы государственных органов РФ – её единство. Оно обусловлено тем, что эта система основывается на государственной целостности Российской Федерации, на единстве системы государственной власти. Единство системы государственных органов России проявляется:

Во-первых, в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти её субъектов;

Во-вторых, в том, что все органы этой системы действуют совместно, находятся во взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости; в рамках, установленных государством, одни органы единой системы властвования избираются или назначаются другими органами, одни из них руководят другими, одни подконтрольны или подотчётны другим; между всеми органами государственной власти существует тесная организационно-правовая связь.

СЛАЙД 54

studfiles.net

понятие и особенности, формы и методы осуществления.

Власть – это одна из форм управления социальными процессами, при которой согласованность совместной деятельности многих людей достигается путем подчинения их единому руководящему началу. Это способность, возможность одного субъекта влиять, доминировать, руководить, управлять другим с помощью авторитета, права, насилия и др.

Выделяют простые и сложные формы власти.

Простые – это когда власть осуществляется непосредственно субъектом управления без помощи аппарата управления. Сложные – когда власть осуществляется посредством специально созданного административного, управленческого, бюрократического аппарата. Это гос. власть.

Государственная власть качественно иная форма власти отличается от других тем, что :

1. Выражает интересы общ-ва в целом, т.е. h наиболее широкую социальную базу.

2. Осуществляется посредством специально созданного административно управленченского аппарата, включающего в себя разветвленную систему гос-ых органов. Осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками)

3. Концертирует max-ум всевозможных ресурсов общ-ва.

4. Является наиболее действенной формой власти, обеспечивающей управляемость социальными процессами. - Опирается на государственное принуждение.

Формы: 1) Правовые - непосредственно связаны с приня¬тием различного рода нормативных и право¬применитель¬ных актов, они непосредственно влекут за собой юри¬ди¬ческие последствия (правотворческая деятельность, правоприменительная деятельность, правоохрани¬тельная деятельность). 2) Организационные - это сложив¬шиеся на практике спо¬собы осу¬ществления государственной деятельности, непосред¬ст¬венно не связанные с правом (деятельность по подбору кадров на ту или иную должность в государст¬венном аппарате, процедура подготовки и согласования различных документов, подготовки заседаний тех или иных органов, разъяс¬нительная работа, взаимодействие со средствами массовой информации, бухгалтерский учет).

Мето¬ды: 1) убеждения - когда властные предписания признаются и добровольно выполняются субъектами общественной жизни, осознающими, что государство действует в их об¬щих интересах;

2) принужде¬ния - ко¬гда гос. реше¬ния проводятся вопреки воле управляемых посредством подавления или наси¬лия.

Помимо методов, характеризующих властное со¬держа¬ние функций, государст¬вом используются ме¬тоды, свой¬ственные любой организационной дея¬тельности: плани-рование, прогнозирование, моде¬лирование, стимулирова¬ние и др.

10. Понятие, признаки и сущность государства.

Государство – это политическая организация всего общества в целом, это важнейший социальный институт, закономерно возникший на определенной стадии человеческой эволюции вследствие распада родоплеменной организации общества и представляющий собой политически и территориально целостную организационную форму моно или полинациональной общности, закрепляющую посредством установления публичной суверенной власти, единого для всего населения страны нормативного юридического порядка, поддерживаемого и охраняемого при помощи монопольно и законодательно фиксированного права на социальное управление при помощи специального административного аппарата управления, использующего методы убеждения и принуждения.

Признаки государства – его качественные черты, выражающие особенности гос-ва по сравнению с другими организациями, осуществляющими властно-распорядительные функции в обществе.

Выделяют 1) Генетические – это признаки развития, которые отличают гос. от других догосударственных форм жизнеорганизации общества (к ним относят наличие публичной власти, т.е. гос-во представлено выделенной из общ-ва частью людей гос-ми служ-щими, кот-ые выступают от именимгос-ва выполняют задачи и f-ии гос-ва; дифференциация общества по политико-территориальному признаку; образование единой системы органов управления и принуждения; установление единого нормативного правового порядка; единая система налогообложения и т.д.

2) Институциональные признаки – это те признаки, которые отличают государство от других субъектов осуществляющих властно-управленченчкие f-ции в рамках гос-ва, это государственный суверенитет - это самостоятельность, независимость гос-ва, гос. власти от каких-либо внутренних и внешних источников влияния в реализации функций и достижения целей гос-ва).

Гос-ый суверенитет не беспределен с точки зрения *внутренних источников власти гос.сув-тет ограничивается сув-тетом народа посреством форм демократии. (прямая – референдум, выборы, митинги, шествия, демонстрация. Представительная – волю народа выражает выбранный им гос.орган или должн.лицо.)

* с точки зрения внешних источников гос.сув-тет ограничивается сув-том др.гос-ств.

территория гос-ва, т.е. пространство, на которое распространяется гос. власть и в пределах которой действует суверенитет.

Задачи гос-ва – это выражающие сущность и социальное назначение гос.вл-ти, ее основные цели, кот-ые гос-во ставит перед собой и решает в процессе властного управления общ-вом.(задачами явл-ся – обеспечение безопасности, поддержание правопорядка, м/днраодное сотрудничество, создание условий для экном-ого, культ-ного развития общ-ва)

F-ции гос-ва – основные направления деят-ти гос-ва, направленные на реализацию стоящую перед гос.вл-стью задач. (внутренние, внешние)

Сущность гос-ва – это то, чью волю, волю каких социальных субъектов выражает гос-во. Это воля гражданского общества, направленная на организацию и поддержание властного управления обществом в целом с целью обеспечения его единства и согласованием интересов его различных социальных групп. 3 подхода: 1. Общесоциальный - т.е. гос-во выражает интересы всего общества в целом, всех без исключения социальных групп, индивидов путем компромисса между ними. 2. Дуалистический подход. Согласует противоположности классового и общесоциального подходов. Гос-во, с одной стороны, это организация господствующего класса, с другой, оно неизбежно реализует общесоциальные цели, действуя в интересах всего общества в целом. 3. Классовый подход. Гос-во выражает интересы экономически господствующего класса.

studfiles.net

Понятие государственной власти.

Количество просмотров публикации Понятие государственной власти. - 1229

 

Государственная власть - это особая разновидность социальной власти, которая, в отличие от других ее видов (отцовской, власти в рамках различных корпоративных организаций т.д.), опирается на возможность публичного принуждения с применением специальных средств. Государственная власть реализуется через государственное управление - целœенаправленное воздействие государства, его органов на общество в целом, на те или иные его сферы (экономическую, социальную, духовную) на базе познанных объективных законов для выполнения стоящих перед обществом задач.

. Понятие и признаки демократического политического режим
025. Понятие и признаки демократического политического режима. Демократический режим. (народовластие) Признаки демократического режима: 1. провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина 2.решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства 3.предполагается существование правового государства и гражданского общества. 4.выборность и сменяемость центральных и местных органов гос.власти, их подотчетность избирателям. 5.силовые структуры (вооруженные силы, милиция) 6.доминируют методы убеждения и компромисса 7.политический плюрализм (любой дееспособный гражданин может организовать или быть участником любой полит партии), в т.ч. многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции. 8.гласность средства массовой информации свободны от цензуры. 9.реальное осуществление принципа разделœения властей на законодательную (принимающую законы), исполнительную (осуществляющую принятые законы), судебную (разрешающую споры, и т.д.). Различаются прямая (непосредственная) и представительная форма демократии: Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников, которая проводится в жизнь через институты народовластия: референдумы, собрания граждан, выборы, митинги, демонстрации. Выборы, референдумы регламентированы нормативными актами, носят обязательный характер и не нуждаются в санкции гос.структур, остальные институты народовластия носят консультативный характер. Размещено на реф.рфПри этом независимо от юридической природы различных институтов прямой формы демократии их влияние на механизм принятия полит. решений трудно переоценить, так как в них находит выражение воля народа. К положительным моментам прямой демократии можно отнести то, что она дает больше возможностей для выражения интересов граждан и их участия в полит. процессе, обеспечивает легитимизацию власти, контроль за полит. элитой. Недостатками прямой демократии является отсутствие стойкого желания у большинства населœения заниматься данной управленческой деятельностью, низкая эффективность принимаемых решений вследствие непрофессионализма большинства. Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа - депутатам, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, полит. партий и общественных организаций. Сильная сторона представительной демократии состоит по сути в том, что она дает больше возможностей для принятия эффективных решений, поскольку в данном процессе участвуют профессионалы, компетентные лица. К недостаткам представительной демократии относят: возможно неограниченное развитие бюрократии и коррупции, отрыв представителœей власти от избирателœей, принятие решений в интересах не большинства граждан.
Правовое государство: понятие, признаки, принципы. Мес
036. Правовое государство: понятие, признаки, принципы. Место и роль органов юстиции в механизме правового государства Правовое государство можно определить, как государство, деятельность которого подчинœена праву и в котором признаются, уважаются и защищаются права и свободы человека и гражданина. Признаки правового государства: - приоритет права -правовая защищенность человека и гражданина -взаимная ответственность государства и личности -высокая правовая культура граждан -ограниченность деятельности государственных органов правом. -наличие развитого гражданского общества -провозглашение и действие принципа разделœения властей. -единство права и закона. -возвышение роли суда как гаранта прав человека и гражданина. -верховенство закона в системе нормативных актов Принципы правового государства: 1. Наиболее полное обеспечения прав и свобод человека и гражданина (социальная сторона) Данный принцип нашел свое конституционное закрепление в ст. 2 Конституции РФ, где сказано, что права и свободы человека являются высшей ценностью. Правовое государство должно гарантировать каждому возможность всœестороннего развития личности. Права человека первичны, возможность осуществления функций гос-ой власти вторичны. 2.Последовательное связывание посредством права политической власти, формирования для государственных структур режима правового ограничения (формально-юридическая сторона.) Второй способ воплощается в жизнь с использованием прежде всœего следующих способов и средств: 1. наиболее полное обеспечения прав и свобод человека, ᴛ.ᴇ. реальное осуществление первого принципа. 2.разделœения властей на законодательную, исполнительную, судебную. 3. Федерализм также вносит свой вклад в дело ограничения гос.власти. 4. верховенство закона и его господство в общественной жизни. 5. Взаимная ответственность государства и личности 6. высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе 7. наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всœеми субъектами права.

Российское государство можно понимать в 2 смыслах: 1) как определœенное территориальное образование, в пределах которого осуществляется суверенная власть многонационального народа России; 2) как специальный аппарат государственной власти, который распространяет свое влияние на определœенную государственными границами территорию.

Конституция РФ устанавливает основные характеристики российского государства:

1) РФ – демократическое государство; 2) РФ – правовое государство; 3) высшая ценность РФ – права и свободы человека и гражданина; 4) форма правления РФ – республика.

Демократическая природа РФ складывается из: 1) народовластия – как непосредственного, так и представительного; 2) федеративного устройства на базе равенства субъектов РФ; 3) политического и идеологического многообразия.

Народовластие – осуществление власти народа посредством принятия решения непосредственно (на референдуме) либо путем избрания законодательной (представительной) власти и через органы местного самоуправления. Народовластие в РФ осуществляется исходя из воли большинства при уважении воли и прав меньшинства. Территория всœей РФ является совокупностью территорий ее отдельных субъектов, которые равны перед РФ.

Федеративное устройство России строится на принципах территориальной целостности и единства российского государства.

Правовое государство - ϶ᴛᴏ государство, в котором во всœех сферах жизнедеятельности общества обеспечивается верховенство закона.

Правовое государство подразумевает, что в нем господствует общество над государством, а не наоборот, т. е. РФ имеет социальный характер.

В таком государстве право является объективным следствием исторических процессов, оно закрепляет необходимые рамки свободы и справедливости, обеспечивается государственным аппаратом и выражается в международных нормах, в Конституции РФ, в законах, подзаконных актах и практике реализации прав и свобод человека, демократии, рыночного хозяйства и т. п.

Правовое государство предполагает наличие светского характера государства, т. е. в РФ не должна быть объявлено в качестве обязательного ни одно из вероисповеданий, никто не должна быть принужден к принятию или отказу от религии, церковные должностные лица и иерархи не вправе занимать какие-либо государственные должности, запрещается дискриминация по признаку принадлежности к какой-либо религии и т. д.

Гарантированность прав и свобод личности в РФ обеспечивает реализацию принципов демократии в РФ, так как только государство, в котором признаются и гарантируются права человека, может утверждать, что в нем установлена власть народа.

Республиканская форма правления рФ означает, что: 1) во главе государства стоят: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ (Государственная Дума и Совет Федерации) и Правительство РФ; 2) органы государственной власти являются в России выборными или назначаемыми, но не наследственными; 3) срок полномочий органов власти устанавливается федеральными законами и не должна быть пожизненным. РФ - ϶ᴛᴏ смешанная республика, т. е. власть Президента РФ и исполнительной власти уравновешивается деятельностью Федерального Собрания РФ.

referatwork.ru

Понятие, сущность, признаки и виды власти. Особенности государственной власти

Рассмотрим понятие, сущность, признаки и виды власти, а также изучим особенности государственной власти.

Власть отражает способность некоего субъекта (индивида, коллектива, организации) подчинять себе волю и поведение иного субъекта для реализации собственных интересов или интересов других лиц.

Власть характеризуется совокупностью важных признаков.

Во-первых, власть – это явление социальное, то есть общественное.

Во-вторых, она является неотъемлемым признаком общества на всех этапах его развития.

Общество представляет собой сложноорганизованную систему в виде социального организма, которая постоянно нуждается в управлении и упорядочении, направленном на поддержание системы в нормальном состоянии.

С точки зрения генезиса именно необходимость управления обществом предопределяет появление такого феномена, который описывается понятием «власть».

При этом следует отметить, что она выступает средством именно социального управления, поскольку управление может быть не только социальным, но и, например, техническим, то есть управлением технической системой (например, мотоциклом). Таким образом, понятие «управление» – явление более широкое, нежели понятие «власть», которая представляет собой исключительно социальный феномен.

В-третьих, сущность власти проявляется в том, что она может функционировать только в рамках общественного отношения, то есть отношения между людьми и их коллективами.

В-четвертых, её реализация представляет собой интеллектуально-волевой процесс, когда властный импульс от властвующего субъекта должен быть осознан подвластным, прежде чем определить его волю и поведение.

В-пятых, властные общественные отношения являются разновидностью общественных отношений и имеют название властеотношений. Властеотношение – это двустороннее отношение, один из субъектов которого является властным (властвующим) субъектом, а другой – подвластным.

В-шестых, важнейшим признаком власти является её опора на силу. Именно наличие силы предопределяет положение субъекта в качестве властвующего. Её сила может иметь разнообразные источники: физическая сила, сила оружия, интеллекта, авторитета, убеждения, красоты и т. п.

В-седьмых, сознательное подчинение является условием её наличия в определенном отношении над определенным субъектом.

Существуют различные подходы и основания для классификации и выделения отдельных видов власти.

В зависимости от социального уровня власти различают следующие виды власти: власть в масштабе всего общества; власть внутри определенного коллектива; власть в отношении между двумя индивидами.

В зависимости от масштаба возможного воздействия власть можно подразделить на следующие виды: политическую и неполитическую. Политическая власть может выступить средством решения политических задач и защиты интересов больших социальных групп. Разновидностями политической силы являются:

– власть одной социальной группы над другой;

– государственная власть;

– власть партийная, а также иных политических организаций и движений;

– власть политических лидеров.

В зависимости от способа организации и реализации власть может быть двух видов: демократической или недемократической.

К особенностям государственной власти следует отнести следующие обстоятельства:

– государственная сила опирается на специальный аппарат;

– она имеет публичную сущность;

– осуществляется специальным профессиональным аппаратом, который отделен от общества;

– она является суверенной;

– она является универсальной;

– она принимает общеобязательные юридические нормы.

Таким образом, власть представляет собой специфическое общественное явление, обладающее набором характерных признаков.

lecu.ru

2.1 Понятие и признаки государственной власти. Государственная власть: понятие, признаки и виды

Похожие главы из других работ:

Государственная власть

1.2 Признаки государственной власти

Государственная власть имеет политический характер, но не всякая политическая власть является государственной...

Государственная власть

1.1 Признаки государственной власти

1. Важнейший признак государственной власти заключается в ее политической природе. Она изначально возникла как публичная власть, несовпадающая с обществом, но выступающая от его имени...

Государственная власть и государственное управление

1.1 Понятие и признаки государственной власти и её соотношение с государством

Прежде чем говорить о понятии и признаках государственной власти следует разобраться в том, что же вообще понимается под понятием власть...

Государственная власть и формы ее осуществления

1.2 Признаки государственной власти

В специальной юридической и философской литературе наряду с признанием одними авторами тождества понятий политической и государственной власти другие авторы выступают за различение этих категорий...

Государственная власть, её свойства и формы осуществления

2.3 Признаки государственной власти

...

Государственная власть, её свойства и формы осуществления

Признаки государственной власти:

является властью публичной (официально управляет делами всего общества в целом) и политической, т.е. она регулирует отношения между большими и малыми социальными группами и...

Государственная власть, её свойства и формы осуществления

3.1 Понятие и признаки органа государственной власти

Государство осуществляет свои функции при помощи государственного аппарата, определенной совокупности органов государственной власти...

Государственная власть: понятие и виды

2. Понятие, признаки, компоненты государственной власти

...

Государственная власть: понятие и виды

2.1 Понятие и признаки государственной власти

Власть - это возможность и способность осуществлять волю властвующего даже вопреки сопротивлению другой стороны. Особое значение в человеческом обществе имеет не индивидуальная власть...

Государственная власть: понятие и признаки

1.2 Понятие и признаки государственной власти

Будучи разновидностью социальной власти, государственная власть обладает всеми признаками последней. Вместе с тем она имеет немало качественных особенностей...

Государственная власть: понятие, признаки, структура

§ 1 Признаки государственной власти

В государственной власти имеются свои отличительные черты- признаки. Во-первых, государственная власть, как и любая власть, - это способность или возможность при помощи каких-либо средств воздействовать на чье-то поведение...

Государственная власть: понятие, функции и свойства

2. Признаки государственной власти

Для более полного и глубокого анализа государственной власти необходимо выделить ее характерные черты и особенности. Государственная власть - это суверенная власть, то есть автономная, самостоятельная, независимая и высшая, верховная власть...

Классификация органов государства

Глава 1. Понятие и признаки государственного органа. Принципы организации и деятельности органов государственной власти

...

Органы государственной власти в России

1.3 Признаки органов государственной власти

Подробно о каждом признаке: 1) Представляет собой самостоятельный элемент механизма государства. Орган государства всегда является частью (элементом) механизма государства, т.е. взаимосвязан с иными органами...

Уголовно-правовая характеристика преступлений против государственной власти

§1.1 Понятие, виды и признаки государственной власти

Государственная власть возникает одновременно с государством и является его неотъемлемым атрибутом...

pravo.bobrodobro.ru

Власть и ее виды. Понятие государственной власти.

Количество просмотров публикации Власть и ее виды. Понятие государственной власти. - 152

Социальная власть существует в любой устойчивой и целœенаправленной общности людей. Она присуща и роду, и семье, и общественной организации, и партии, и государству, и обществу в целом. Это - важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов, существенный элемент любой организации социальной жизни.

Власть придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Под воздействием власти общественные отношения становятся целœенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей делается организованной и упорядоченной.

Принято выделять следующие признаки социальной власти:

1. Власть - ϶ᴛᴏ явление социальное (общественное).

2. Власть существует в рамках особых общественных отношений – властеотношений. Субъектами таких отношений бывают только люди, а не вещи либо животные.

3. Осуществление власти представляет собой интеллектуально-волевой процесс. В связи с этим лица с пороками в сознании и воле не бывают субъектами властеотношений.

4. Власть воплощается в разнообразных социальных учреждениях и институтах.

5. Власть должна обладать собственными ресурсами, осуществляться специфическими методами и в соответствующих формах.

Сложность и многоаспектный характер власти порождают множество подходов к ее определœению (теологический, антропологический, психологический, поведенческий, системно-функциональный и др.). В юридической литературе власть принято трактовать как возможность одного субъекта оказывать воздействие на поведение других, используя различные методы и средства.

Власть можно классифицировать по различным основаниям. По социальному уровню различают: a) власть в масштабе всœего общества; б) власть внутри коллектива; в) власть в отношениях между индивидами. Вместе с тем, власть подразделяется на политическую (государственная, партийная) и неполитическую (родительская, власть в трудовом коллективе). Учитывая зависимость отметодов осуществления и способа организации власть можно подразделить на демократическую и недемократическую.

Государственная власть является разновидностью политической власти. При этом отдельные ученые отождествляют понятия политическая и государственная власть (проф. М.И. Байтин). Более верным, на наш взгляд, представляется разграничение этих понятий, поскольку государственная власть обладает рядом специфических, только ей присущих признаков.

Государственная власть:

1) Публична, то есть осуществляется специальным аппаратом управления. Решения власти обеспечиваются наличием специального аппарата принуждения.

2) Суверенна, что означает ее независимость на международной арене и верховенство внутри страны.

3) Универсальна, поскольку распространяет свою силу на всю территорию и на всœе населœение.

4) Обладает монополией на издание общеобязательных актов юридического характера.

5) Характеризуется легитимностью и легальностью.

Легитимность и легальность власти - понятия не совпадающие. В случае если легальность означает юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам, что выступает ее юридической характеристикой, то легитимность - это доверие и оправдание власти, что выступает ее нравственной характеристикой.

referatwork.ru