Демократия: понятие, принципы, виды и формы. Признаки демократии. Понятие демократии и виды


понятие, принципы, виды и формы. Признаки демократии

Достаточно давно в литературе многократно высказывается мысль о том, что последствием развития государственности закономерно и неизбежно станет демократия. Понятие трактовалось как естественное состояние, которое наступит немедленно на определенном этапе вне зависимости от содействия либо сопротивления отдельных индивидуумов или их объединений. Самыми первыми стали использовать термин древнегреческие мыслители. Рассмотрим далее подробно, что такое демократия (основные понятия). демократия понятие

Терминология

Демократия – понятие, введенное в практику древними греками. Дословно оно означает "власть народа". Является формой государственного правления, которая предполагает участие в нем граждан, их равенство перед нормами законодательства, предоставление индивиду определенных политических свобод и прав. В классификации, предложенной Аристотелем, это состояние социума выражало "власть всех", чем отличалось от аристократии и монархии.

Демократия: понятие, виды и формы

Данное состояние социума рассматривается в нескольких значениях. Так, демократия – понятие, выражающее способ организации и работы госорганов и негосударственных организаций. Ею также именуют установившийся правовой режим и тип государства. Когда говорят, что страна демократическая, имеют в виду присутствие всех этих значений. Государство при этом имеет ряд отличительных признаков. К ним относят:

  1. Признание народа в качестве высшего источника власти.
  2. Выборность ключевых госорганов.
  3. Равноправие граждан, в первую очередь, в процессе реализации ими их избирательных прав.
  4. Подчинение меньшинства большинству в ходе принятия решений.

Демократия (понятие, виды и формы этого института) исследовались разными учеными. В результате анализа теоретических положений и практического опыта мыслители пришли к выводу, что это состояние социума не может существовать без государства. В литературе выделяют понятие прямой демократии. Она предполагает осуществление воли народом через выборные органы. Ими являются, в частности, местные структуры власти, парламенты и пр. Понятие непосредственной демократии предполагает реализацию воли населения или конкретных социальных объединений через выборы, референдумы, собрания. В этом случае граждане самостоятельно решают те или иные вопросы. Однако это далеко не все внешние проявления, которыми характеризуется демократия. Понятие и виды института могут рассматриваться в контексте тех или иных сфер жизни: социальной, экономической, культурной и так далее.

Государственный характер

Многие авторы, разъясняя, что такое демократия, понятие, признаки этого института характеризуют по определенной системе. В первую очередь, указывают на принадлежность к государственному режиму. Это проявляется в делегировании населением своих полномочий госорганам. Граждане участвуют в управлении делами непосредственно или через выборные структуры. Население не может реализовывать самостоятельно всю власть, которая ему принадлежит. Поэтому часть своих полномочий оно передает госорганам. Выборность уполномоченных структур – еще одно проявление государственного характера демократии. Кроме этого, он выражается в способности власти влиять на деятельность и поведение граждан, подчинять их для управления социальной сферой. понятие представительная демократия

Понятие политической демократии

Этот институт, как и рыночная экономика, не может существовать без конкуренции. В данном случае речь ведется о плюралистической системе и оппозиции. Проявляется это в том, что демократия, понятие и формы института, в частности, ложатся в основу программ партий в их борьбе за государственную власть. При таком состоянии социума учитывается многообразие существующих мнений, идеологических подходов к решению насущных вопросов. При демократии исключены государственная цензура и диктат. В законодательстве закреплены положения, гарантирующие плюрализм. К ним относят право выбора, тайное голосование и пр. Понятие, принципы демократии базируются, в первую очередь, на равенстве избирательных прав граждан. Оно дает возможность выбора между разными вариантами, направлениями развития.

Гарантия реализации прав

Понятие демократии в обществе связывается с закрепленными на законодательном уровне юридическими возможностями каждого гражданина в разных сферах жизни. В частности, речь идет об экономических, социальных, гражданских, культурных и прочих правах. Вместе с этим устанавливаются и обязанности для граждан. Законность выступает в качестве режима социально-политической жизни. Она проявляется в установлении требований ко всем субъектам, в первую очередь, к госорганам. Последние должны создаваться и действовать на основании неуклонного и строгого исполнения существующих норм. У каждого госоргана, должностного лица должен быть только необходимый объем полномочий. Демократия – понятие, которое связано с обоюдной ответственностью граждан и государства. Она предполагает установление требования воздерживаться от действий, которыми нарушаются свободы и права, создаются препятствия для исполнения обязанностей участниками системы.

Функции

Разъясняя понятие демократии, отдельно необходимо сказать о задачах, которые реализует данный институт. Функциями выступают ключевые направления воздействия на социальные отношения. Их целью выступает повышение активности населения в управлении государственными делами. Понятие демократии связывается не со статическим, а с динамическим состоянием социума. В этой связи, функции института в те или иные периоды исторического развития претерпевали определенные изменения. В настоящее время исследователи разделяют их на две группы. Первые раскрывают связь с социальными отношениями, вторые – выражают внутренние задачи государства. Среди наиболее значимых функций института следует выделить:

  1. Организационно-политическую.
  2. Регулятивно-компромиссную.
  3. Общественно-стимулирующую.
  4. Учредительную.
  5. Контрольную.
  6. Охранительную. понятие непосредственной демократии

Социальные отношения

Связь с ними отражают три первые функции, указанные выше. Политическая власть в государстве организуется на демократических началах. В рамках этой деятельности предусматривается самоорганизация населения (самоуправление). Она выступает как источник госвласти и выражается в наличии соответствующих связей между субъектами. Регулятивно-компромиссная функция заключается в обеспечении плюрализма деятельности участников отношений в рамках сотрудничества, консолидации и концентрации вокруг интересов населения и государства разных сил. В качестве правового средства обеспечения этой функции выступает урегулированность юридических статусов субъектов. В процессе разработки и принятия решений социально-стимулирующее влияние на государство может оказать только демократия. Понятие и формы этого института обеспечивают оптимальное служение власти населению, учет и применение общественного мнения, активности граждан. Это проявляется, в частности, в возможности граждан участвовать в референдумах, направлять письма, заявления и так далее.

Государственные задачи

Понятие "представительная демократия" связывается с возможностью населения формировать органы госвласти и территориального самоуправления. Это осуществляется путем проведения голосования. Выборы в демократическом государстве тайные, всеобщие, равные и прямые. Обеспечение работы госорганов в рамках их компетенции в соответствии с предписаниями законодательства осуществляется посредством реализации контрольной функции. Она также предполагает подотчетность всех звеньев аппарата управления страной. Одной из ключевых считается охранительная функция демократии. Она предполагает обеспечение госорганами безопасности, защиты достоинства и чести, свобод и прав личности, форм собственности, пресечение и предупреждение нарушений закона.

Исходные требования

Они представляют собой те принципы, на которых базируется демократический режим. Признание их международным сообществом обуславливается стремлением укрепить антитоталитарную позицию. В качестве ключевых принципов выступают:

  1. Свобода выбора социального строя и способа правления. Народ имеет право изменять и определять конституционный строй. Первичное значение имеет свобода.
  2. Равноправие граждан. Оно означает, что у всех людей есть обязанности соблюдать закон, права и интересы других. Все несут ответственность за нарушения, имеют право на защиту в суде. Конституция гарантирует соблюдение равноправия. Нормами запрещены привилегии или ограничения по расовым, половым признакам, религиозным, политическим убеждениям, социальному, имущественному статусу, месту проживания, происхождения, языку и так далее.
  3. Выборность госорганов и постоянное их взаимодействие с населением. Этот принцип предполагает формирование структур власти и территориального самоуправления посредством народного волеизъявления. Он обеспечивает сменяемость, подконтрольность, равную возможность для каждого гражданина реализовать свое избирательное право.
  4. Разделение властей. Оно предполагает взаимную зависимость и ограничение разных направлений: судебного, исполнительного, законодательного. Это препятствует превращению власти в инструмент подавления равенства и свободы.
  5. Принятие решений волей большинства при соблюдении прав меньшинства.
  6. Плюрализм. Он означает многообразие социальных явлений. Плюрализм способствует расширению круга политического выбора. Он предполагает множественность партий, объединений, мнений. демократия основные понятия

Способы реализации воли населения

Функции демократии осуществляются через ее институты и формы. Последних существует достаточно много. Формы демократии рассматриваются как ее внешнее выражение. К ключевым из них относят:

  1. Участие граждан в управлении социальными и государственными делами. Оно реализуется через представительную демократию. В этом случае власть осуществляется посредством выявления воли уполномоченных народом лиц в выборных органах. Граждане могут участвовать в управлении и непосредственно (через референдум, например).
  2. Создание и работа системы госорганов на базе гласности, законности, сменяемости, выборности, разделении полномочий. Эти принципы предупреждают злоупотребление социальным авторитетом и служебным положением.
  3. Юридическое, в первую очередь, конституционное закрепление системы свобод, обязанностей и прав гражданина и человека, обеспечение их охраны в соответствии с установленными международными стандартами.

Институты

Они представляют собой легальные и легитимные компоненты системы, непосредственно формирующие демократический режим через реализацию исходных требований. В качестве предпосылки для законности любого института выступает его юридическое оформление. Легитимность обеспечивается признанием общественности и организационной структурой. Институты могут различаться по исходному назначению при решении актуальных государственных задач. В частности, выделяют:

  1. Структурные учреждения. К ним относят депутатские комиссии, парламентские сессии и пр.
  2. Функциональные институты. Ими являются наказы избирателей, общественное мнение и пр.

В зависимости от юридической значимости, выделяют институты:

  1. Императивные. Они обладают общеобязательным, окончательным значением для должностных лиц, госорганов, граждан. Такими институтами являются законодательные и конституционные референдумы, избирательные наказы, выборы и так далее.
  2. Консультативные. Они обладают совещательным значением для политических структур. Такими институтами выступают консультативный референдум, всенародное обсуждение, анкетирование, митинги и пр. демократия понятие признаки

Самоуправление

Оно основывается на самостоятельном регулировании, организации и деятельности участников гражданских отношений. Население устанавливает определенные правила и нормы поведения, осуществляет организационные действия. Народ обладает правом принимать решения и реализовывать их. В рамках самоуправления субъект и объект деятельности совпадают. Это означает, что участники признают власть только собственного объединения. Самоуправление базируется на принципах равенства, свободы, участия в администрировании. Этот термин, как правило, используется относительно нескольких уровней объединения людей:

  1. Ко всему социуму в целом. В этом случае говорят об общественном самоуправлении.
  2. К отдельным территориям. В этом случае имеет место местное и региональное самоуправление.
  3. К конкретным производствам.
  4. К общественным объединениям.

Власть народа как социальная ценность

Демократия во все времена понималась и трактовалась различными способами. Однако несомненно, что как правовая и политическая ценность она стала неотъемлемым компонентом организации мира. Между тем, отсутствует такая ее конечная стадия, при которой все ее субъекты были бы удовлетворены. Человек, который испытывает ограничения, вступает в спор с государством, не обнаруживая в законодательстве справедливость. Конфликт возникает, когда во внимание не принимается неравенство заслуг и природных способностей, отсутствует признание в зависимости от опыта, умения, зрелости и пр. Стремление к справедливости не может быть полностью удовлетворено. В обществе должно происходить постоянное пробуждение воли, развитие желания выражать свое мнение, взгляды, проявлять активность. понятие политической демократии Собственная ценность демократии выражается через ее общественное значение. Оно, в свою очередь, заключается в службе на пользу личности, государству, социуму. Демократия способствует установлению соответствия между реально действующими и формально провозглашенными принципами равенства, свободы, справедливости. Она обеспечивает их воплощение в государственной и социальной жизни. В системе демократии сочетаются общественные и властные начала. Она способствует формированию атмосферы гармонии интересов государства и личности, достижению компромисса между субъектами. При демократическом режиме участники отношений осознают преимущества партнерства и солидарности, согласия и мира. Инструментальная ценность института проявляется через его функциональное назначение. Демократия – способ решения государственных и общественных дел. Она позволяет участвовать в создании госорганов и местных структур власти, самостоятельно организовывать движения, профсоюзы, партии, обеспечивать охрану от противоправных действий. Демократия предполагает контроль деятельности выборных институтов и прочих субъектов системы. Личностная ценность института выражается через признание индивидуальных прав. Они формально закрепляются в нормативных актах, реально обеспечиваются посредством формирования материальных, духовных, юридических и прочих гарантий. понятие принципы демократии В рамках демократического режима предусматривается ответственность за невыполнение обязанностей. Демократия не выступает как средство достижения личных честолюбивых целей за счет ущемления свобод, интересов, прав других лиц. Тому народу, который готов признавать автономию индивида и его ответственность, этот институт формирует наилучшие возможности реализации существующих гуманистических ценностей: социального творчества, справедливости, равноправия и свободы. При этом несомненую важность имеет и участие государства в процессе обеспечения гарантий, защиты интересов населения. В этом состоит его основная функция в демократическом обществе.

fb.ru

16. Понятие демократии, ее признаки и классификация

Понятие демократии как особой формы государственно-политического устройства: (народовластие) – форма государства, характеризующаяся рядом признаков: источник власти – народ; свободные выборы как способ формирования властных институтов; равноправие граждан; гарантия прав и свобод личности и т.д.

В ХХ веке слово «демократия» стало, пожалуй, самым популярным у народов и политиков всего мира. Сегодня нет ни одного влиятельного политического движения, которое не претендовало бы на осуществление демократии, не использовало этот термин в своих, часто далеких от подлинной демократии, целей. Что же представляет собой демократия и в чем причины ее популярности?

Этимологические определения демократии. В современном языке слово «демократия» имеет несколько значений. Его первое, основополагающее, значение связано с этимологией, т.е. с происхождением этого термина. «Демократия» переводится с древнегреческого как «народовластие» или, используя расшифровку определения американским президентом Линкольном, «правление народа, избранное народом для народа».

Производным от этимологического понимания является более широкая вторая трактовка демократии как формы устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении. В этом смысле говорится о партийной, профсоюзной, производственной и даже семейной демократии. Понимая демократию в широком значении, она может существовать всюду, где есть организация, власть и управление.

С этимологическим пониманием демократии связаны также и другие – третье и четвертое – значения этого термина. В третьем значении демократия рассматривается как основанный на определенной системе ценностей идеал общественного устройства и соответствующее ему мировоззрение. К числу составляющих этот идеал ценностей относятся свобода, равенство, права человека, народный суверенитет и некоторые другие.

В четвертом значении демократия рассматривается как социальное и политическое движение за народовластие, осуществление демократических целей и идеалов. Это движение возникло в Европе под флагом борьбы с абсолютизмом за освобождение и равноправие третьего сословия и в ходе истории постепенно расширяет диапазон своих целей и участников. Современные демократические движения чрезвычайно разнообразны. Это социал-демократы, христианские демократы, либералы, новые социальные и другие движения.

Понятие демократии как народовластия (и другие производные от него трактовки демократии) является нормативным, поскольку базируется на нормативном подходе к этому феномену, предполагающем посторонние категории исходя из человеческих идеалов, ценностей и пожеланий. Демократия характеризуется в этом случае как идеал, основанный на таких основополагающих ценностях, как свобода, равенство, уважение человеческого достоинства, солидарность. В первую очередь именно такому ценностному содержанию демократия обязана своей популярности в современном мире.

Конституирующие признаки демократии. Учитывая взаимосвязь нормативных определений демократии как формы государственного правления, можно выделить ее следующие характерные черты.

1. Юридическое признание и институциональное выражение суверенитета, верховной власти народа. Именно народ, а не монарх, аристократия, бюрократия или духовенство выступают официальным источником власти. Суверенитет народа выражается в том, что именно ему принадлежит учредительная, конституционная власть, что он выбирает своих представителей и может периодически сменять их, а во многих странах имеет также право непосредственно участвовать в разработке и принятии законов с помощью народных инициатив и референдумов.

2. Периодическая выборность основных органов государства. Демократией может считаться лишь то государство, в котором лица, осуществляющие верховную власть, избираются, причем избираются на определенный, ограниченный срок. В древности многие народы нередко выбирали себе царей, которые затем имели право на пожизненное правление и даже передачу этого права по наследству. (У древних греков выборная монархия называлась «эсимнетия».) Однако в этом случае демократии еще не было.

3. Равенство прав граждан на участие в управлении государством. Этот принцип требует как минимум равенства избирательных прав. А в современной, сложно организованной политической системе он предполагает также свободу создавать политические партии и другие объединения для выражения воли граждан, свободу мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.

4. Принятие решений по большинству и подчинение меньшинства большинству при их осуществлении.

Эти требования являются минимальными условиями, позволяющими говорить о наличии демократической формы правления в той или иной стране. Однако реальные политический системы, основанные на общих принципах демократии, весьма существенно отличаются друг от друга, например, античная и современная демократии, американская и швейцарская политические системы и т.д.

Названные общие принципы демократии дают возможность выделить основные критерии, позволяющие различать и классифицировать многочисленные теории и практические демократические модели и как бы измерять их.

Прямая, плебисцитарная и представительная демократии. Суверенитет народа – важнейший конституирующий признак демократии, служащий основанием ее оценки не только с точки зрения понимания самого этого субъекта, но также по форме осуществления им власти. В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую, плебисцитарную и представительную (репрезентативную).

В прямых формах народовластия граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая форма участия доминировала в античных демократиях. Практически она возможна в сравнительно небольших коллективах (на производственных предприятиях, в общинах, городах и т.п.), причем в тех случаях, когда принимаемые решения достаточно просты и участие в их подготовке и обсуждении не требует специальной квалификации. В современном мире прямая демократия встречается главным образом на уровне местного самоуправления, например, в американских и швейцарских общинах, в израильских кибуцах (поселения коммунистического типа) и т.п. Распространенность прямых форм демократии прямо зависит от того, насколько удается децентрализовать процесс вынесения решений и передать право их принятия сравнительно небольшим, локальным коллективам.

К прямой демократии обычно относят так называемый императивный мандат, предполагающий обязанность выборных представителей голосовать строго в соответствии с наказом избирателей, их волей. Так, характер императивного мандата имеет коллегия выборщиков президента США, обязанных отдать свой голос за кандидата, победившего в соответствующих штатах. Императивный мандат как бы консервирует волю избирателей, не позволяя его носителям участвовать в обсуждении и принятии компромиссных вариантов решений.

Важным (вторым) каналом участия граждан в осуществлении власти является плебисцитарная демократия. Различие между ней и прямой демократией проводится не всегда, поскольку обе эти формы участия включают непосредственное волеизъявление народа, однако оно существует. Суть его состоит в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса (в подготовке, принятии политических решений и в контроле за их осуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены. Им предоставляется право посредством голосования одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона или другого решения, который обычно готовится президентом, правительством, партией или инициативной группой. Возможности участия основной массы населения в подготовке таких проектов очень невелики даже в тех случаях, когда непосредственно самим гражданам предоставляется право подготавливать и выносить их на рассмотрение законодательных органов или на всенародное голосование.

Плебисцитарные институты нередко используются в целях манипулирования волей граждан, достигаемого, в частности, с помощью двусмысленных формулировок вопросов, выносимых на голосование. Они, особенно референдумы и опросы, достаточно широко применяются на различных уровнях управления: в общинах, городах, областях, в масштабах всего государства.

Третьей ведущей в современных государствах формой политического управления является представительная демократия. Ее суть – в опосредованном участии граждан в принятии решений, в выборе ими в органы власти своих представителей, призванных выражать их интересы, принимать законы и отдавать распоряжения. Представительная демократия необходима особенно тогда, когда из-за больших территорий или вследствие других причин затруднено регулярное непосредственное участие граждан в голосованиях, а также когда принимаются сложные решения, труднодоступные для понимания неспециалистов.

studfiles.net

Формы и виды демократии :: BusinessMan.ru

Во всем мире уже давно обсуждается такое понятие, как демократия. Почти все страны стараются соблюдать ее принципы. В этой статье мы рассмотрим такую тему «Демократия: понятие и виды». Кроме того, вы узнаете о принципах, формах и признаках этого политического режима.

Основное понятие

Итак, виды демократии рассмотрим несколько позже. Сначала следует разобраться с самим термином. Это специфическая форма государственного правления, которая заключается во всестороннем участии граждан страны в ее руководстве. Она предусматривает не только наличие необходимых прав и свобод, но и всеобщее равенство перед законами.

В демократичном обществе должно быть максимально развито народовластие. То есть все полномочия не обязаны сосредотачиваться в руках одного человека или группы людей. Правительство, которое выбирает народ, должно быть максимально открытым перед людьми, отчитываться перед ними о своей деятельности, стремиться к развитию государства.

Основные признаки демократии

Без них данная форма правления не может существовать. Итак, ее характерные черты:

  1. Демократия имеет политический и государственный характер.
  2. Эта форма правления предполагает гарантирование и фактическое проявление всех гражданских прав.
  3. Соблюдение установленных законов, взаимная ответственность государства и народа за посягательства на права и свободы людей.

Как видите, эти признаки не присущи некоторым другим формам осуществления власти, например, диктатуре.

Принципы

Виды демократии являются очень важным вопросом не только для политиков, но и для обычных людей. Однако не менее интересно узнать о ее принципах:

  1. Признание верховной власти народа, юридическое закрепление суверенитета. То есть именно общество обязано иметь возможность создавать законы, формировать конституцию, выбирать представителей.
  2. Выборность органов власти. Она является периодической. Кроме того, практически все виды демократии предусматривают возможность народа свободно выбирать и переизбирать органы власти. Человек, который является представителем народа, не имеет права узурпировать власть или оставаться на своей должности дольше назначенного времени.
  3. Каждый гражданин может участвовать в управлении страной, независимо от его вероисповедания, социального положения или пола.
  4. Принятие и осуществление тех решений, которые были приняты большинством.
  5. Политическая свобода, которая позволяет людям выбирать подходящий государственный строй, направленный на защиту их прав.
  6. Разделение властей. То есть каждая ветвь управления государством имеет ограниченный круг полномочий. На сегодняшний день существует судебная, исполнительная и законодательная власть.
  7. Разнообразие общественных явлений – плюрализм. Он предусматривает большое количество и свободный выбор политических партий, общественных организаций, которые действуют в рамках конституции.

Функции демократии

Теперь разберемся, что именно должна осуществлять представленная форма правления. Итак, существуют такие функции демократии:

  • Охранительная. Она предусматривает обеспечение безопасности, достоинства и чести каждого гражданина. Она способствует сбережению прав и свобод человека от посягательств третьих лиц.
  • Учредительная. Здесь предусматривается формирование государственного аппарата из органов власти и местного самоуправления путем выборов или конкурсного отбора.
  • Организационно-политическая. Эта функция предполагает народ как источник власти.
  • Регулятивная. Она предусматривает работу всех субъектов демократичного общества, которые обязаны объединить свои усилия и интересы для сохранения свобод и прав граждан.

  • Контрольная. Она обеспечивает наблюдение за органами власти, которые должны действовать в рамках своих полномочий и компетенции.
  • Стимулирующая. Она предусматривает максимальное обеспечение работы государства на благо общества. При этом мнение народа должно быть обязательно учтено. Поощряется активность граждан в общественной жизни.

Это может обеспечить только демократия. Виды и формы этого режима вы рассмотрите далее.

Формы

Итак, их всего две:

  1. Прямая, или непосредственная. Она характеризуется тем, что вся власть осуществляется самим народом, например, существуют такие виды непосредственной демократии, как выборы, референдум. Эта форма имеет определенные недостатки. Например, она предусматривает учет мнения не только большинства, но и меньшинства, а это усложняет принятие согласованного решения. Причем оно не всегда бывает правильным, так как не все граждане хорошо осведомлены в юриспруденции, законодательстве и других нюансах власти. А еще есть люди, которые могут умело манипулировать общественным мнением в свою пользу.
  2. Непрямая, или представительная. Функция руководства государством осуществляется выбранными центральными представителями, а также органами местного самоуправления. Здесь тоже есть свои минусы. Например, народный контроль может быть ослаблен, лоббируются интересы некоторых групп, имеет место бюрократизм.

Как видите, само понятие того, что такое демократия, виды и формы ее нужно знать каждому гражданину. Любой человек имеет определенные права и свободы, которые защищаются государством.

Виды демократии

Теперь нужно рассмотреть еще один важный вопрос. Существуют такие виды демократии:

  • Конституционная. Она сочетает в себе не только демократические принципы, но и некоторые признаки либерализма.
  • Консервативная. Она характерна для некоторых стран, в которых значительную роль играют давние традиции. Такая форма правления осуществляется в Великобритании.
  • Анархистская. Оно основана на том популистском ореоле, который создают правители.
  • Полиархическая. Ее характерной особенностью является наличие большого количества политических центров, которые могут принимать решения. То есть власть рассредоточена.
  • Консенсусная. Она еще только разрабатывается, однако ее главной целью является отказ от принципа большинства. Такая форма правления должна существовать на взаимном партнерстве, согласии, достижении компромисса.

Теперь вы знаете, что такое демократия, понятие, виды и формы этого режима.

businessman.ru

32.Понятие и формы осуществления Демократии.Виды демократ. Режимов.

Демократический государственный режим присущ современным развитым государствам, где существует так называемый средний класс – значительная часть населения, имеющая определенную собственность. Хотя высокая профессиональная квалификация, тоже определяет человека как средний класс.

Признаки:

  1. Источник власти – народ;

  2. Высшие органы власти избираются;

  3. Провозглашаются и обеспечиваются основные права и свободы;

  4. Установленный на конституционной основе принцип разделения властей, а также существует система сдержек и противовесов;

  5. Присутствует политическая оппозиция (многопартийность) и идеологический плюрализм;

  6. Развитая система местного самоуправления;

  7. Развитое гражданское общество.

В таких государствах методы принуждения строго ограничены законом, а массовое или социальное насилие в отношении населения исключается вообще. Государственная власть используется только в интересах общества, никоим образом не в интересах какой-либо группы.

К таким государствам можно отнести США, Великобританию, Германию, а по существу – все государства Европы, Канада, Австралия и др. Для них государство и право не является чем-то чуждым. Граждане рассматривают государство и право как благо, т.к. они направлены на всеобщее благо. Чиновники – люди, которые работают на общество в целом, они не реализуют только свои корыстные интересы.

Демократия бывает двух видов:

  1. Прямая демократия - форма политической организации и устройства общества, при которой основные решения инициируются, принимаются и исполняются непосредственно гражданами; прямое осуществление принятия решений самим населением общего и местного характера; непосредственное правотворчество народа;

  2. Представительная демократия - политический режим, при котором основным источником власти признается народ, но управление государством делегируется различным представительным органам, члены которых избираются гражданами.

Основное различие здесь в том, что при прямой демократии все решения принимаются самим населением, что влечет учет интересов населения, но в то же время такие процедуры затратные и длительные. При представительной же избираются представители, которые решают вопросы в интересах избирателей, вот только не факт, что представления избранного об интересах избирателей соответствует их реальным интересам. С другой стороны, представительная демократия гораздо более динамична, дешева и в ней выше профессиональный уровень. В результате используются комбинации обоих видов демократии.

Демократический режим бывает двух видов:

Либеральный - своей целью имеет обеспечение максимально возможной свободы общества во всех сферах его жизни, в первую очередь в экономической. Либерализм – идеологическое и общественное течение, объединяющее сторонников парламентского строя, прав и свобод человека и свободы предпринимательства (Парфенов).Экономическую основу либерализма составляет частная собственность. Отстаивается ценность индивидуализма, гос-во не вмешивается в экономич. жизнь людей, только устанавливает рамки свободной конкуренции м/у производителями. Провозглашается   свобода   слова,   мнений. Соотношение личности и государства – приоритет за личностью. Допускается существование оппозиции. Характерен плюрализм и многопартийность. Власть формируется путем выборов, исход ктрх зависит не только от мнения народа, но и от финансовых возможностей партий, необходимых для проведения избирательной компании. Свободы  личности не только закрепляются в конституции,  но  и  становятся  осуществимыми  на практике.

Гуманистический режим - основное назначение в том, чтобы обеспечить социальную благополучность и социальную стабильность, сглаживание социальных противоречий. Этого можно добиться через механизм социального обеспечения слоев незащищенных и слабозащищенных, и соответственно перераспределение налогового бремени – прогрессивных налогов. Это приводит к сглаживанию социальных противоречий, социальной стабильности, однако в экономической сфере к снижению темпов экономического роста, замедлению развития экономики, обвалу, стагнации экономики (решает большинство, но мнение меньшинства учитывается).

Недостатки демократии: чрезмерное социальное расслоение общества, своеобразная диктатура демократии, в нектрх случаях этот режим ведет к ослаблению власти, нарушениям порядка.

  1. демократический режим появляется в тех гос-вах, где социальная борьба достигает высокого накала и правящая элита вынуждена идти на уступку народу, другим социальным силам.

В целом, основными отличительными особенностями демократий является реальная возможность народа участвовать в управлении государством (прямо или косвенно), а за личностью признается максимальное количество прав и свобод.

studfiles.net

Понятие и правовые формы демократии.

Исторически первой формой демократии была рабовладельческая Греция. Демократию необходимо отличать от охлократии (власть толпы). Она противостоит государственным институтам, подменяет принцип гражданской свободы принципом произвола, вольности.

Демократия может использоваться с различными смысловыми оттенками: форма организации государственной власти, форма устройства организации, мировоззрение, социальное движение (как форму воплощения в жизнь идеалов демократии). Но всегда демократия связана с таким понятием как власть, потому что демократия – это способ организации власти. При этом демократия может быть политической и неполитической.

Принципы демократии:

  1. Признание народа высшим источником власти

  2. Выборность основных органов государства

  3. Подчинение меньшинства большинству

Демократия – власть (kratos) народа (demos) , является общесоциальной категорией и чтобы дать определение этому понятию необходимо учитывать ее многогранность:

  1. демократия охватывает область отношений личности, общества, государства.

  2. Демократия охватывает взаимодействие государства и общественных отношений.

  3. Важна характеристика демократии во взаимосвязи с государством.

Демократия характеризуется как форма государства и соответствует государственно-правовому режиму.

Демократический режим – это разновидность либерального (liberalis) режима, основанного на признании принципа равенства и свобод всех людей, участии народа в управлении государством.

Основные характеристики демократического режима:

  1. конституционное закрепление народа как источника власти,

  2. политические права и свободы граждан очерчены законом

  3. действует принцип подчинения меньшинства большинству, что приводит к слабой защищенности меньшинства

  4. граждане и их объединения участвуют в управлении делами государства

  5. принцип разделения властей

  6. на выбор демократического режима влияют исторические традиции, национальная психология, религиозное сознание, культурная среда

  7. демократия склонная к перерождению в анархию и тоталитаризм.

Государственно-правовыми формами демократии являются:

Непосредственная демократия – управление государственными делами осуществляется непосредственно народом через референдумы (всенародное голосование по наиболее важным вопросам), плебисциты, демонстрации, митинги, собрания, индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы.

Представительная демократия – управление делами государства народом через избранных представителей. Представительные органы избираются народом, состоят из его полномочных представителей. Осуществляется путем проведения всеобщего, свободного и прямого голосования.

Любое государство строится на принципе сочетания представительной и непосредственной демократии.

Лекции: Демократия является общесоциальным институтом, может характеризовать все сферы жизни общества. В переводе на русский язык: народ и власть. Д. Возникла с 1-х шагов организации жизни общества, порождена творчеством народа. Как научное понятие Д. В полном объеме характеризуется в единстве с государством.

Д – это гос-правовой режим, характеризуется наличием закрепленных в конституции политических прав и свобод как со стороны государства, так и со стороны членов общества (наличием реальных условий осуществления этих прав и свобод).

Следует особо подчеркнуть, что Демократия есть мера политических прав и свобод, очерченная и охраняемая законом, т.е. Д. Не мыслима без ее правового оформления.

Д. Имеет отрицательную черту – внутренне склонна к появлению анархических тенденций, что ведет к жесткому повороту – тоталитаризму.

Д. Законами не вводится. Для того, чтобы Д функционировала в обществе необходим целый пласт, сформированный в обществе демократический, культурный.

Д характеризуется внутренним механизмом принятия решений, опирается на количественные характеристики, т.е. меньшинство должно подчиняться большинству. В рамках современной демократии не стоит абсолютизировать роль общества. Меньшинство обязано подчиняться большинству, только если полностью защищены его законные интересы. В современный период Д характеризуется качественной характеристикой. В 1-ю очередь, это отсутствие узурпации власти, т.е. в рамках Д действует только легальная власть.

Абсентеизм – явление игнорирования институтов непосредственной Д.

Связь д с государством получает закрепление государственно-правовой формы д.

Формы:

Непосредственная и представительная. В единстве эти формы раскрывают этот сложный политический институт в действии.

Непосредственная – где наиболее ярко проявляется, что народ – это источник власти: 1) наличие избирательного права, закон об избирательном праве;

2) закон о референдуме.

Юридически реализуется требование конституции об источнике власти. Эта форма демократии функционирует периодически, вступает в действие через определенные промежутки времени или по мере необходимости на основании закона. Наиболее редко используемое средство – референдум. К референдуму надо прибегать только при наличии реальной необходимости, т.к.:

  1. на референдум надо выставлять вопрос, который больше никогда не возникнет;

  2. сама технология референдума очень сложна, начиная с постановления вопроса. Он должен быть поставлен так, чтобы у населения не возникло 2-хсмысленности в понимании.

Представительная носит не первичный, а производный характер от непосредственной демократии. Эта форма демократии функционирует на постоянной основе, т.к. основная работа по управлению делами общества осуществляется представительной демократии. В процессе функционирования представительной демократии формируется профессионализм, опыт управления делами общества. Необходима специальная подготовка управленцев. Непосредственная и представительная демократия, раскрывая систему функционирования этого режима, подчеркивает значение и роль каждой формы, ее внутренние резервы. Они развиваются и существуют параллельно и не должны вытеснять друг друга.

Основные институты демократической формы.

Демократические государства всегда характеризуются назначением представительного коллегиального органа государственной власти. Функционирование этих органов основано на реализации принципа разделения властей. Демократическое государство имеет главу государства (монарх или президент). Характеризуется наличием местного самоуправления. Но местное самоуправление отделено от государства. На местах всегда есть представители центральной власти (представители президента). Наличие силовых министерств и органов (армия, охрана общественного порядка). Если это федеративная форма государственного устройства оно характеризуется наличием власти: в рамках субъектов федерации есть губернаторы и представительные органы власти.

Недостатки представительной демократии:

  1. фактическое отстранение народа от власти в промежутке между выборами

  2. сложная иерархическая система управления, следовательно, бюрократизация

  3. приоритетное влияние на политику более сильных групп

  4. нарастание авторитарных тенденций вследствие оттеснения законодателей исполнительной властью

  5. слабая легитимация из-за отстранения народа

  6. ущемление политического равенства, возможностей равного учасьтия граждан в политическом процессе

  7. широкие возможности манипулирования из-за сложной системы власти

Связь демократии с законом: демократия это мера свободы. Демократия как демократически-правовой режим немыслима без закона. Но демократию в обществе нельзя ввести законом, потому что демократия – это отражение политической культуры в обществе.

Наиболее демократичной формой считается республика., итак как наиболее демократично организованы все механизмы государственной власти. Идеалом развития демократии является народовластие. Самоуправление – идеальное воплощение демократии. Это утопично.

studfiles.net

ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ ДЕМОКРАТИИ

ТОП 10:

Государство и право познаются не только "через самих себя" - через их сущность, содержание, социальную роль и назначение, но и через систему взаимосвязей и взаимодействий с другими, примыкающими к ним явлениями, институтами и учреждениями. Среди них особое значе­ние имеет демократия.

Отечественными и зарубежными авторами написаны в течение сто­летий целые горы книг и статей по проблемам демократии, высказаны сотни, если не тысячи различных точек зрения и суждений о том, что есть демократия, а что не является таковой, каков ее характер связи с государством, правом и обществом. Однако вопрос о демократии и по сей день является весьма спорным и до конца нерешенным.

Пытаясь определить, что собой представляет демократия, многие западные исследователи, например, считают, что демократия - это: а) прямое или косвенное (через выборных представителей) управление страной самими людьми; б) государство, страна, сообщество, имеющие демократическое правительство; в) правление большинства; г) воспри­ятие и реализация принципа равенства прав и свобод граждан, а также их возможностей1. Исходным в подобных определениях и суждениях является тезис о том, что первоначально демократия в современном ее понимании, зародившись в Греции, дословно означала "народовластие" (от demos - народ и kratos - власть). Этот же смысл вкладывается в данный термин и понятие и поныне2.

В отечественной научной литературе при рассмотрении понятия и содержания демократии исходят, так же как и в западных источниках, из традиционного представления о ней как о народовластии. Но в отли­чие от последних основной акцент при ее определении зачастую ставит­ся не на правах и свободах граждан или на других ее атрибутах, таких, как участие граждан в управлении делами общества и государства, а на особом характере формы государства. Демократия, говорится в связи с этим в Энциклопедическом словаре, - это не что иное, как "форма го­сударства, основанная на признании народа источником власти, его права участвовать в решении государственных дел, в сочетании с широ­ким кругом гражданских прав и свобод"3.

1 Webster's New Universal Unabridged Dictionary. N.Y., 1993. P. 483.

2 См., напр.: Holden В. The Nature of Democracy. L., 1974; Sinclair R. Democracy and Participation in Athens. Cambridge, 1989.

3 Советский Энциклопедический словарь. М., 1980. С. 378.

Это не означает, разумеется, что из поля зрения отечественных ис­следователей выпадают другие стороны и проявления демократии. Рас­сматривая ее под разными углами зрения и с позиций различных наук — философии, социологии, истории, политологии и др., многие авторы, например, определяют демократию как особый политический режим, как некий "атрибут государства", характеризующийся "принадлеж­ностью народу всей полноты власти, реальной возможностью трудящих­ся управлять обществом и государством через созданные и контроли­руемые ими государственные и общественные организации..."1.

Существуют и другие подходы и представления о демократии, отра­жающие те или иные ее стороны и отдельные аспекты ее проявления. Каждый из них по-своему раскрывает понятие демократии и каждый заслуживает к себе определенного внимания.

У такого сложного, многостороннего и нередко внутренне противо­речивого явления и понятия, как демократия, по-видимому, нет и не может быть простого и к тому же "единственно правильного" определе­ния и представления. Исходное же определение демократии как народо­властия или, скажем, как формы государства не может в полной мере удовлетворить ни теоретические (интеллектуальные) потребности обще­ства или его отдельных представителей, ни их практические запросы. Ибо представление о демократии как о форме государства является весьма односторонним, а представление о ней как о народовластии -слишком общим, непременно требующим определенной детализации и "расшифровки".

К тому же нельзя упускать из поля зрения тот немаловажный факт, что среди авторов, занимающихся проблемами демократии, нет четко согласующегося с реальной .действительностью представления ни о "демосе" - носителе власти, ни о "кратосе" - понятии, содержании и основных признаках самой власти. Все это не может не затруднить, с одной стороны, глубокое разностороннее понимание демократии как реально существующего в той или иной стране явления, а с другой -проведение грани и соответственно избежание смешения демократии как научного феномена с демократией, а точнее, псевдодемократией как идеологического и пропагандистского феномена.

В самом деле, можно ли свести к единому, удовлетворяющему всех пониманию и толкованию демократии как народовластия, если одно из его слагаемых - "народ" - в условиях рабовладельческого строя "исклю­чал", согласно официальному о нем представлению, из своего состава такую огромную часть населения, как рабы? В условиях феодального строя из него "исключались" крепостные крестьяне. В современных же условиях в соответствии, например, с широко распространенным в ми-

Корельский В.М. Теоретические проблемы социалистической государст­венной власти и демократии. Свердловск, 1972. С. 27.

17-6343

ре марксистским пониманием "народа" из его состава исключаются господствующие в обществе "эксплуататорские группы и классы". По­нятием "народ" при таком подходе охватываются лишь те социальные слои, группы и классы, "которые по своему объективному положению способны участвовать в решении задач прогрессивного развития обще­ства". Это главным образом "трудящиеся массы - творец истории, ве­дущая сила коренных общественных преобразований"1.

Аналогично дело обстоит и со второй составной частью демократии как народовластия - с "властью", которая в одних случаях сводится главным образом только к государственному феномену (государствен­ная власть, законодательная, исполнительная, судебная). В других слу­чаях - к более широкому, политическому феномену (политическая власть в обществе). А в третьих случаях власть, а вместе с ней и демо­кратия ассоциируются со всем обществом, со всей общественной, а точнее, общественно-политической властью.

Отсутствие единого или хотя бы достаточно общего представления о демократии - ее понятии, сущности и содержании - открывает огром­ные возможности для произвольного ее толкования и наименования де­мократическими всех тех государств, правящих режимов и политиче­ских систем, которые, по сути, никогда не были таковыми. Чтобы убе­диться в этом, достаточно сказать, что в современную эпоху, именуе­мую эпохой демократии, не было и нет такого государства или правя­щего режима, которые не причисляли бы себя к народным, демократи­ческим, действующим от имени всех своих граждан и в интересах всех.

Это говорит о многом и прежде всего о том, что во избежание зло­употребления "демократией" и в целях ее более рационального и эф­фективного использования, не имея ее единого определения, весьма важным является выработать о ней хотя бы общее представление. По­следнее может складываться не иначе как из выработанных веками и подтвержденных самой жизнью ее признаков и черт. Среди них необхо­димо выделить прежде всего следующие.

1. Демократия всегда ассоциируется с народом, его волей и интере­сами - с народовластием. Понятиенарода, власти, а следовательно, и демократии имеетпреходящий, исторический характер2.По мере раз­вития общества, государства и права меняются не только представления о народе и власти, но и об ассоциирующейся с ними демократии, а также о ее идеологах и сторонниках - демократах.

Небезынтересно в этом плане сравнить современное представление о демократии и о демократах или тех, кто называет себя таковыми, с пер­воначальным представлением о ней и об этих людях.

Прежде всего следует отметить, что в ранних источниках о демокра­тии демократами рекомендовалось называть "не тех людей, кто старает-

Советский Энциклопедический словарь. М., 1980. С. 378. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993. С. 10-16.

ся быть причастным к государственным делам после того, как дело на­рода победило, а таких, которые пожелали подвергнуться опасности ради вас тогда, когда государство претерпело несчастье" (Исократ, XVIII)1.

В наше время, в особенности в постсоветской России, все выглядит несколько иначе. А именно у государственного руля оказываются в зна­чительном количестве люди, ставшие "причастными к государственным делам" лишь после того, как "дело народа победило".

Далее. В соответствии с теми же ранними источниками любой при­верженец демократии должен обладать следующими качествами. Во-первых, он должен быть человеком "хорошего происхождения и со сто­роны отца, и со стороны матери". При этом не поясняется, что значит быть человеком "хорошего происхождения", а лишь констатируется, что такой человек не может враждебно относиться к законам, охра­няющим демократический строй.

Во-вторых, у истинного демократа "должны быть предки, совершив­шие что-либо хорошее для народа или уж во всяком случае не питав­шие к народу вражды".

В-третьих, он должен быть "рассудительным и скромным в своей повседневной жизни". Это необходимо для того, чтобы "из-за безудерж­ной расточительности не брать взяток и не действовать вопреки интере­сам народа".

В-четвертых, демократ должен быть "благоразумным человеком и искусным оратором, ибо хорошо, когда рассудительность оратора помо­гает ему выбирать наилучшие решения, а его образованность и красно­речие убеждают слушателей".

И, в-пятых, настоящий демократ должен быть человеком храброй души, чтобы не покинуть страну или "город в период бедствий и опас­ностей" (Эсхин, III)2.

Истинные демократы во всех отношениях противопоставляются лже­демократам. Последние "из бедняков быстро превратились в богачей; занимают много должностей, но не дают отчета ни по одной; вместо согласия они возбудили между гражданами взаимные подозрения; вме­сто мира объявили гражданскую войну; из-за войны потеряли" в глазах других людей, в частности, эллинов, - констатировал в одной из своих речей Аисий .

2. Демократия в реальной жизни выступает как сложное и много­гранное явление, материализующееся в самых различных сферах жизни и имеющее бесчисленные пути и способы своего проявления.Она от­нюдь не сводится лишь к политической сфере жизни общества или го-

1 Исократ. Речи: XVIII // Вестник древней истории. 1968. № 2. С. 68.

2 Античная демократия в свидетельствах современников / Изд. подгот. А.П. Маринович и Г.А. Кошеленко М., 1996. С. 186-187.

3 Там же. С. 196.

сударства, как это иногда трактуется в литературе, а распространяется также и на другие сферы - экономическую, социальную, культурную, научную, идеологическую. В зависимости от того, в каких сферах жиз­ни общества и деятельности государства проявляется демократия, обыч­но говорят и о соответствующих видах демократии.Например, если демократические принципы, нормы и идеи реализуются в политической сфере жизни общества и государства, то, несомненно, в данном случае речь идет о политической демократии. Когда же они проявляются в сфере экономики, социальной сфере жизни общества или же в области идеологии, то соответственно имеется в виду экономическая, социальная и "идеологическая" демократия.

Демократияне может быть сведена только к какой-либо одной из сфер жизни общества, точно так же как она не может рассматривать­ся исключительно лишь в каком-либо одном из своих проявлений.Она не может проявляться, например, только в качестве особого поли­тического и государственного режима, т.е. совокупности методов осу­ществления власти или в качестве формы организации государства и отдельного государственного или общественно-политического институ­та. Она выступает в самых различных своих качествах и проявлениях. В частности, по отношению к субъектугосударственной и общественной власти - народу демократия выступает как максимальное проявление его воли, устремлений и интересов, их характеристика. Применительно к непосредственным носителям этой власти- государственным, пар­тийным и общественным органам и организациям демократия выступает как их соответствующая форма или принцип организации. По отноше­нию к процессу осуществления государственной и общественной вла­стидемократия проявляется как совокупность соответствующих мето­дов и способов властвования, т.е. как соответствующий режим. Нако­нец, по отношению к объекту проявления власти -отдельным гражда­нам, юридическим лицам, социальным слоям, группам, классам, ассо­циациям и организациям демократия выступает в виде их соответст­вующего статуса, режима их жизнедеятельности, широкого круга кон­ституционно закрепленных прав и свобод.

К сказанному следует добавить, что политический и идеологический плюрализм, многопартийность, признание принципа разделения властей, решение вопросов большинством голосов, выборность, сменяемость и подотчетность государственных органов народа и многое другое в таком же духе - это все также есть не что иное, как пути и способы проявле­ния всего того, что именуется демократией.

3. Исходя из взаимосвязи и взаимодействия различных сфер "приложения" демократии, а также ее различных путей, форм и спосо­бов проявления, о демократиикак явлении в каждой отдельно взятой стране можно говоритьне как о случайном наборе демократических проявлений, институтов и учреждений, а как о некой их системе.

Составными частями или структурными элементами такой системы в зависимости от аспекта исследования, а также от уровня (своего рода "среза") рассматриваемой системы могут выступать, например, отдель­ные разновидности демократии - демократия внутрипартийная, государ­ственная, профсоюзная и т.д. Они проявляются как первичные (по сво­ему объему, содержанию, месту в системе и социальному назначению) элементы, непосредственно образующие общую систему демократии и выступающие, в свою очередь, по отношению к ней как подсистемы.

Кроме выделения первичных элементов общей системы демократии возможно также выделение и ее вторичных элементов, которые непо­средственно образуют в результате своей взаимосвязи и взаимодействия частные системы (подсистемы) демократии. В качестве такого рода вто­ричных элементов общей системы демократии можно назвать, напри­мер, на уровне рассмотрения форм внутренней организации и внешнего проявления демократии различные демократические (партийные, госу­дарственные и общественные) институты и учреждения; на уровне со­держания демократии - соответственно ее различные принципы (выбор­ность, подотчетность, гласность, сменяемость, коллективность руково­дства и др.), традиции демократии, различные социальные нормы, кон­ституирующие демократические институты и учреждения и содержащие в себе демократические права и свободы граждан. Используя аналогию с другими социальными системами (и в частности, с политической сис­темой, теория которой считается более или менее разработанной в ли­тературе), в общей системе демократии можно выделить в качестве са­мостоятельных элементов также и взаимодействие субъектов демокра­тии, их общественно-политическую активность и фактические отноше­ния, возникающие между ними в процессе реализации их прав и свобод, при проведении в жизнь принципов демократии.

Помимо выделения структурных элементов системное исследование демократии предполагает также установление всего многообразия сис­темообразующих (т.е. "стягивающих" различные элементы в единую систему) связей, возникающих соответственно между первичными и вторичными элементами; определение уровня структурной и функцио­нальной целостности исследуемой системы на том или ином этапе ее развития; разграничение промежуточных и конечных целей ее функ­ционирования; определение окружающей среды системы демократии и установление характера ее взаимодействия с жономическими, полити­ческими, идеологическими и иными условиями жизни, непосредственно окружающими ее.

Системное исследование демократии позволяет глубже проникнуть в суть данного явления, лучше понять механизм его функционирования и многочисленные способы его проявления. Однако при этом следует иметь в виду, что существование общей системы демократии, а следова­тельно, и ее соответствующее рассмотрение возможны далеко не в каж-

дом обществе. Это возможно лишь в тех общественных и политических системах, где нет глубокого, объективно непреодолимого материального и любого иного, производного от него, разрыва между различными слоями общества.

Там же, где такой разрыв существует, там, где у разных слоев и классов доминируют несопоставимые друг с другом материальные и иные цели и интересы, там нет и не может быть общей системы демо­кратии. У,каждой из этих сторон существуют свое собственное, обу­словленное объективными условиями их жизни и их интересами пред­ставление о демократии, своя собственная система ценностей и своя система (подсистема) демократии. Ибо у рабовладельца, помещика и современного работодателя объективно существует своя система ценно­стей и интересов, а следовательно, свое представление о демократии, а у раба, крепостного и современного работника по найму, работополуча-теля - свое.

4. В реальной действительности у разделяющих различные, а тем бо­лее несовместимые друг с другом ценности и интересы слоев общества нет и не может быть общих для всех идеалов демократии. У каждого из них свои идеалы, свое представление о демосе и кратосе, о гуманизме и справедливости в установлении и осуществлении власти, о "подлинной" демократии.

И было бы "ужаснее всего, - отмечалось одним из идеологов антич­ной демократии, — если бы в демократическом государстве не все имели одинаковые права, если бы, оставив за собой государственные должно­сти, мы в то же время в судебных делах отказались бы от того, что нам положено по закону, и, погибая в борьбе за наш государственный строй, при голосовании отдавали бы первенство людям, имеющим много .иму­щества" (Исократ, XX)1.

Иными словами, было бы губительным для общества и государства, именуемыми демократическими, если бы не было для всех хотя бы формального равенства, если бы открыто доминировали во время фор­мирования государственных органов и их деятельности люди, "имеющие много имущества". Для поддержания единства общества и государства не только принудительными, но и поощрительными, идеологическими мерами, раньше и особенно в современных условиях, требуется хотя бы иллюзия равноправия всех социальных слоев и классов, иллюзия одина­кового их доступа к создаваемому всем обществом богатству и к рыча­гам управления государством.

На самом же деле все обстоит далеко не так. Доминирующую роль в ранних и современных обществах, во всех когда-либо существовавших демократиях неизменно играли и продолжают играть лишь высоко-

1 Античная демократия в свидетельствах современников / Изд. подгот. А.П. Маринович и Г.А. Кошеленко М., 1996. С. 318.

обеспеченные, богатые слои населения и классы, монополизирующие доступ к власти, о которых еще Аристотель в своей "Риторике" писал, что они "высокомерны и надменны", "склонны к роскоши и хвастовст­ву", "настроены так, как будто обладают всеми благами". Богатые от­личаются еще и тем, замечал великий мыслитель, что "считают себя достойными властвовать, потому что, по их мнению, они обладают тем, что делает людей достойными власти". И вообще, обобщал автор, ха­рактер, сообщаемый богатством, "есть характер человека неразумного и хвастливого. Характер у людей, недавно разбогатевших, и у людей, дав­но богатых, различен именно тем, что люди, недавно разбогатевшие, обладают пороками в большей и худшей степени потому, что быть вновь разбогатевшим значит как бы быть невоспитанным богачом. И несправедливые поступки, которые они совершают, порождаются не злобой, но высокомерием и невоздержанностью, как, например, побои и прелюбодеяния".

Имея прямой доступ к власти и обладая надежными рычагами кон­троля за ее осуществлением, господствующие круги в любом современ­ном обществе пытаются широко использовать в процессе ее формиро­вания и функционирования также представителей других слоев населе­ния. Тем самым создается устойчивая, веками внедряемая в сознание и подсознание масс иллюзия всеобщей доступности власти в демократи­ческом обществе и государстве, ее "народности", всеобщей справедли­вости и универсальности.

В реальной действительности такого образцово-показательного, чис­то народного строя никогда не было и нет. То, что именуется в общест­ве, состоящем из классов и слоев с диаметрально противоположными ценностями и интересами, демократией, точнее и честнее было бы на­звать, как это делал еще Платон, олигархией1.

Что же касается "чистой", самой совершенной, "настоящей", "под­линной" и т.п. демократии, народовластия всех слоев населения в инте­ресах всех, то это скорее некая идеальная теоретическая конструкция, образец для подражания в развитии общества и государства. Этот идеал и теоретическая конструкция находятся в тесной связи и взаимодейст­вии с другими аналогичными идеалами и конструкциями, такими, на­пример, как "государство всеобщего благоденствия", "открытое общест­во", "развитое социалистическое" и "коммунистическое общество", "общенародное государство" и др.

Они нередко абсолютизируются одними слоями общества и отра­жающими их интересы авторами и критикуются другими.

Одним из таких критиков в России был К.П. Победоносцев (1827 -1907) - обер-прокурор Св. Синода, преподававший наряду с выполнени­ем своих служебных обязанностей законоведение трем цесаревичам,

1 Платон. Государство. Соч. В 3 т. Т. 3. Ч. 1. М., 1971.

поскольку кроме него, по его скромному замечанию, нельзя было "положиться нравственно хотя бы на одного из нынешних - увы! гни­лых - юристов в России"1.

В одной из своих "записок"-конспектов по законоведению автор, не отягощенный теоретическими изысканиями, тем не менее рассуждал по поводу демократии. В древнем мире, писал он, демократия была про­стая, непосредственная. Народное правление состояло "из целого наро­да. В новом мире - иная форма, сложная". Народное правление состоит из представителей народа, выбранных лиц, правящих во имя народа. "Чистая демократия возможна разве на малых территориях, ограничен­ных горами или морем. Притом необходимое для нее условие - сущест­вование рабства, которое в древнем мире давало возможность всем сво­бодным гражданам заниматься политикой правления".

Самый явственный пример чистой демократии - Афинская респуб­лика, продолжал автор. Правит - все народное собрание, куда собира­ются все граждане с 20-летнего возраста, еженедельно. Все дела внут­ренней и внешней политики, суд и законодательство - все здесь сосре­доточено.

Однако это правление, называемое чистой демократией, по мнению К.П. Победоносцева, является ничем иным, как правлением толпы. А толпа "не может рассуждать". Она действует по увлечению, следуя ре­чам ораторов-демагогов. Воля народная выражается большинством. Ста­рый не имеет преимущества перед молодым. "Из слепой страсти к чис­ленному равенству все должности замещаются даже не по выбору, а по жребию и подлежат частой смене по прихоти собрания, не стесняюще­гося и своими законами. При разгуле демократии тяжко становится всем честным и самостоятельньш людям. Все возвышающееся над тол-

л

пой ненавистно толпе. Отсюда — остракизм" .

Таким образом, "чистая", доведенная до своего логического конца демократия ассоциируется у данного автора, так же как и у ряда других авторов, с властью толпы. Демократия в данном случае рассматривается как синоним "толпократии".

Идеи чистой демократии подвергаются критике и с других позиций.



infopedia.su

понятие, принципы, виды и формы. Признаки демократии

Образование 30 июня 2016

Достаточно давно в литературе многократно высказывается мысль о том, что последствием развития государственности закономерно и неизбежно станет демократия. Понятие трактовалось как естественное состояние, которое наступит немедленно на определенном этапе вне зависимости от содействия либо сопротивления отдельных индивидуумов или их объединений. Самыми первыми стали использовать термин древнегреческие мыслители. Рассмотрим далее подробно, что такое демократия (основные понятия). демократия понятие

Терминология

Демократия – понятие, введенное в практику древними греками. Дословно оно означает "власть народа". Является формой государственного правления, которая предполагает участие в нем граждан, их равенство перед нормами законодательства, предоставление индивиду определенных политических свобод и прав. В классификации, предложенной Аристотелем, это состояние социума выражало "власть всех", чем отличалось от аристократии и монархии.

Демократия: понятие, виды и формы

Данное состояние социума рассматривается в нескольких значениях. Так, демократия – понятие, выражающее способ организации и работы госорганов и негосударственных организаций. Ею также именуют установившийся правовой режим и тип государства. Когда говорят, что страна демократическая, имеют в виду присутствие всех этих значений. Государство при этом имеет ряд отличительных признаков. К ним относят:

  1. Признание народа в качестве высшего источника власти.
  2. Выборность ключевых госорганов.
  3. Равноправие граждан, в первую очередь, в процессе реализации ими их избирательных прав.
  4. Подчинение меньшинства большинству в ходе принятия решений.

Демократия (понятие, виды и формы этого института) исследовались разными учеными. В результате анализа теоретических положений и практического опыта мыслители пришли к выводу, что это состояние социума не может существовать без государства. В литературе выделяют понятие прямой демократии. Она предполагает осуществление воли народом через выборные органы. Ими являются, в частности, местные структуры власти, парламенты и пр. Понятие непосредственной демократии предполагает реализацию воли населения или конкретных социальных объединений через выборы, референдумы, собрания. В этом случае граждане самостоятельно решают те или иные вопросы. Однако это далеко не все внешние проявления, которыми характеризуется демократия. Понятие и виды института могут рассматриваться в контексте тех или иных сфер жизни: социальной, экономической, культурной и так далее.

Видео по теме

Государственный характер

Многие авторы, разъясняя, что такое демократия, понятие, признаки этого института характеризуют по определенной системе. В первую очередь, указывают на принадлежность к государственному режиму. Это проявляется в делегировании населением своих полномочий госорганам. Граждане участвуют в управлении делами непосредственно или через выборные структуры. Население не может реализовывать самостоятельно всю власть, которая ему принадлежит. Поэтому часть своих полномочий оно передает госорганам. Выборность уполномоченных структур – еще одно проявление государственного характера демократии. Кроме этого, он выражается в способности власти влиять на деятельность и поведение граждан, подчинять их для управления социальной сферой. понятие представительная демократия

Понятие политической демократии

Этот институт, как и рыночная экономика, не может существовать без конкуренции. В данном случае речь ведется о плюралистической системе и оппозиции. Проявляется это в том, что демократия, понятие и формы института, в частности, ложатся в основу программ партий в их борьбе за государственную власть. При таком состоянии социума учитывается многообразие существующих мнений, идеологических подходов к решению насущных вопросов. При демократии исключены государственная цензура и диктат. В законодательстве закреплены положения, гарантирующие плюрализм. К ним относят право выбора, тайное голосование и пр. Понятие, принципы демократии базируются, в первую очередь, на равенстве избирательных прав граждан. Оно дает возможность выбора между разными вариантами, направлениями развития.

Гарантия реализации прав

Понятие демократии в обществе связывается с закрепленными на законодательном уровне юридическими возможностями каждого гражданина в разных сферах жизни. В частности, речь идет об экономических, социальных, гражданских, культурных и прочих правах. Вместе с этим устанавливаются и обязанности для граждан. Законность выступает в качестве режима социально-политической жизни. Она проявляется в установлении требований ко всем субъектам, в первую очередь, к госорганам. Последние должны создаваться и действовать на основании неуклонного и строгого исполнения существующих норм. У каждого госоргана, должностного лица должен быть только необходимый объем полномочий. Демократия – понятие, которое связано с обоюдной ответственностью граждан и государства. Она предполагает установление требования воздерживаться от действий, которыми нарушаются свободы и права, создаются препятствия для исполнения обязанностей участниками системы.

Функции

Разъясняя понятие демократии, отдельно необходимо сказать о задачах, которые реализует данный институт. Функциями выступают ключевые направления воздействия на социальные отношения. Их целью выступает повышение активности населения в управлении государственными делами. Понятие демократии связывается не со статическим, а с динамическим состоянием социума. В этой связи, функции института в те или иные периоды исторического развития претерпевали определенные изменения. В настоящее время исследователи разделяют их на две группы. Первые раскрывают связь с социальными отношениями, вторые – выражают внутренние задачи государства. Среди наиболее значимых функций института следует выделить:

  1. Организационно-политическую.
  2. Регулятивно-компромиссную.
  3. Общественно-стимулирующую.
  4. Учредительную.
  5. Контрольную.
  6. Охранительную. понятие непосредственной демократии

Социальные отношения

Связь с ними отражают три первые функции, указанные выше. Политическая власть в государстве организуется на демократических началах. В рамках этой деятельности предусматривается самоорганизация населения (самоуправление). Она выступает как источник госвласти и выражается в наличии соответствующих связей между субъектами. Регулятивно-компромиссная функция заключается в обеспечении плюрализма деятельности участников отношений в рамках сотрудничества, консолидации и концентрации вокруг интересов населения и государства разных сил. В качестве правового средства обеспечения этой функции выступает урегулированность юридических статусов субъектов. В процессе разработки и принятия решений социально-стимулирующее влияние на государство может оказать только демократия. Понятие и формы этого института обеспечивают оптимальное служение власти населению, учет и применение общественного мнения, активности граждан. Это проявляется, в частности, в возможности граждан участвовать в референдумах, направлять письма, заявления и так далее.

Государственные задачи

Понятие "представительная демократия" связывается с возможностью населения формировать органы госвласти и территориального самоуправления. Это осуществляется путем проведения голосования. Выборы в демократическом государстве тайные, всеобщие, равные и прямые. Обеспечение работы госорганов в рамках их компетенции в соответствии с предписаниями законодательства осуществляется посредством реализации контрольной функции. Она также предполагает подотчетность всех звеньев аппарата управления страной. Одной из ключевых считается охранительная функция демократии. Она предполагает обеспечение госорганами безопасности, защиты достоинства и чести, свобод и прав личности, форм собственности, пресечение и предупреждение нарушений закона.

Исходные требования

Они представляют собой те принципы, на которых базируется демократический режим. Признание их международным сообществом обуславливается стремлением укрепить антитоталитарную позицию. В качестве ключевых принципов выступают:

  1. Свобода выбора социального строя и способа правления. Народ имеет право изменять и определять конституционный строй. Первичное значение имеет свобода.
  2. Равноправие граждан. Оно означает, что у всех людей есть обязанности соблюдать закон, права и интересы других. Все несут ответственность за нарушения, имеют право на защиту в суде. Конституция гарантирует соблюдение равноправия. Нормами запрещены привилегии или ограничения по расовым, половым признакам, религиозным, политическим убеждениям, социальному, имущественному статусу, месту проживания, происхождения, языку и так далее.
  3. Выборность госорганов и постоянное их взаимодействие с населением. Этот принцип предполагает формирование структур власти и территориального самоуправления посредством народного волеизъявления. Он обеспечивает сменяемость, подконтрольность, равную возможность для каждого гражданина реализовать свое избирательное право.
  4. Разделение властей. Оно предполагает взаимную зависимость и ограничение разных направлений: судебного, исполнительного, законодательного. Это препятствует превращению власти в инструмент подавления равенства и свободы.
  5. Принятие решений волей большинства при соблюдении прав меньшинства.
  6. Плюрализм. Он означает многообразие социальных явлений. Плюрализм способствует расширению круга политического выбора. Он предполагает множественность партий, объединений, мнений. демократия основные понятия

Способы реализации воли населения

Функции демократии осуществляются через ее институты и формы. Последних существует достаточно много. Формы демократии рассматриваются как ее внешнее выражение. К ключевым из них относят:

  1. Участие граждан в управлении социальными и государственными делами. Оно реализуется через представительную демократию. В этом случае власть осуществляется посредством выявления воли уполномоченных народом лиц в выборных органах. Граждане могут участвовать в управлении и непосредственно (через референдум, например).
  2. Создание и работа системы госорганов на базе гласности, законности, сменяемости, выборности, разделении полномочий. Эти принципы предупреждают злоупотребление социальным авторитетом и служебным положением.
  3. Юридическое, в первую очередь, конституционное закрепление системы свобод, обязанностей и прав гражданина и человека, обеспечение их охраны в соответствии с установленными международными стандартами.

Институты

Они представляют собой легальные и легитимные компоненты системы, непосредственно формирующие демократический режим через реализацию исходных требований. В качестве предпосылки для законности любого института выступает его юридическое оформление. Легитимность обеспечивается признанием общественности и организационной структурой. Институты могут различаться по исходному назначению при решении актуальных государственных задач. В частности, выделяют:

  1. Структурные учреждения. К ним относят депутатские комиссии, парламентские сессии и пр.
  2. Функциональные институты. Ими являются наказы избирателей, общественное мнение и пр.

В зависимости от юридической значимости, выделяют институты:

  1. Императивные. Они обладают общеобязательным, окончательным значением для должностных лиц, госорганов, граждан. Такими институтами являются законодательные и конституционные референдумы, избирательные наказы, выборы и так далее.
  2. Консультативные. Они обладают совещательным значением для политических структур. Такими институтами выступают консультативный референдум, всенародное обсуждение, анкетирование, митинги и пр. демократия понятие признаки

Самоуправление

Оно основывается на самостоятельном регулировании, организации и деятельности участников гражданских отношений. Население устанавливает определенные правила и нормы поведения, осуществляет организационные действия. Народ обладает правом принимать решения и реализовывать их. В рамках самоуправления субъект и объект деятельности совпадают. Это означает, что участники признают власть только собственного объединения. Самоуправление базируется на принципах равенства, свободы, участия в администрировании. Этот термин, как правило, используется относительно нескольких уровней объединения людей:

  1. Ко всему социуму в целом. В этом случае говорят об общественном самоуправлении.
  2. К отдельным территориям. В этом случае имеет место местное и региональное самоуправление.
  3. К конкретным производствам.
  4. К общественным объединениям.

Власть народа как социальная ценность

Демократия во все времена понималась и трактовалась различными способами. Однако несомненно, что как правовая и политическая ценность она стала неотъемлемым компонентом организации мира. Между тем, отсутствует такая ее конечная стадия, при которой все ее субъекты были бы удовлетворены. Человек, который испытывает ограничения, вступает в спор с государством, не обнаруживая в законодательстве справедливость. Конфликт возникает, когда во внимание не принимается неравенство заслуг и природных способностей, отсутствует признание в зависимости от опыта, умения, зрелости и пр. Стремление к справедливости не может быть полностью удовлетворено. В обществе должно происходить постоянное пробуждение воли, развитие желания выражать свое мнение, взгляды, проявлять активность. понятие политической демократии Собственная ценность демократии выражается через ее общественное значение. Оно, в свою очередь, заключается в службе на пользу личности, государству, социуму. Демократия способствует установлению соответствия между реально действующими и формально провозглашенными принципами равенства, свободы, справедливости. Она обеспечивает их воплощение в государственной и социальной жизни. В системе демократии сочетаются общественные и властные начала. Она способствует формированию атмосферы гармонии интересов государства и личности, достижению компромисса между субъектами. При демократическом режиме участники отношений осознают преимущества партнерства и солидарности, согласия и мира. Инструментальная ценность института проявляется через его функциональное назначение. Демократия – способ решения государственных и общественных дел. Она позволяет участвовать в создании госорганов и местных структур власти, самостоятельно организовывать движения, профсоюзы, партии, обеспечивать охрану от противоправных действий. Демократия предполагает контроль деятельности выборных институтов и прочих субъектов системы. Личностная ценность института выражается через признание индивидуальных прав. Они формально закрепляются в нормативных актах, реально обеспечиваются посредством формирования материальных, духовных, юридических и прочих гарантий. понятие принципы демократии В рамках демократического режима предусматривается ответственность за невыполнение обязанностей. Демократия не выступает как средство достижения личных честолюбивых целей за счет ущемления свобод, интересов, прав других лиц. Тому народу, который готов признавать автономию индивида и его ответственность, этот институт формирует наилучшие возможности реализации существующих гуманистических ценностей: социального творчества, справедливости, равноправия и свободы. При этом несомненую важность имеет и участие государства в процессе обеспечения гарантий, защиты интересов населения. В этом состоит его основная функция в демократическом обществе.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Международное сотрудничество - это... Понятие, принципы, основные виды и формыНовости и общество Международное сотрудничество - это... Понятие, принципы, основные виды и формы

Торговля и войны между странами сопутствовали всей истории человечества, как только появились первые древние государства. Долгое время основной формой международного сотрудничества и были торговля и военные союзы. С р...

Форма сделки. Понятие, виды и формы сделокЗакон Форма сделки. Понятие, виды и формы сделок

Понятие, виды и формы сделок устанавливаются Гражданским кодексом РФ. Законодательством определено, что сделки могут быть устными либо письменными. Письменные, в свою очередь, подразделяются: простая письменная форма ...

Коллективные инвестиции: понятие, виды и формы, преимущества и недостаткиФинансы Коллективные инвестиции: понятие, виды и формы, преимущества и недостатки

Коллективные инвестиции — вид доверительного управления с невысоким порогом вхождения, позволяющий мелким инвесторам вкладывать деньги в фондовый рынок, рынок недвижимости, драгоценные металлы и другие, получая ...

Самодельный полуавтомат сварочный своими руками: изготовление устройства, принцип работы, виды и формыДомашний уют Самодельный полуавтомат сварочный своими руками: изготовление устройства, принцип работы, виды и формы

Каждый рачительный хозяин считает необходимым иметь у себя в мастерской, гараже или на загородном участке сварочное полуавтоматическое оборудование, с помощью которого можно отремонтировать ограду, изготовить различны...

Виды и формы бизнеса. Предпринимательская деятельностьБизнес Виды и формы бизнеса. Предпринимательская деятельность

Все виды и формы бизнеса представляют собой взаимоотношения между всеми участниками рынка касательно их совместной деятельности, направленной на извлечение прибыли от использования собственного капитала. Сам по себе б...

Тресты - это что? Виды и формы производственных объединенийБизнес Тресты - это что? Виды и формы производственных объединений

В условиях рыночной экономики самостоятельное существование отдельных мелких промышленных предприятий продолжается, как правило, не дольше 3-5 лет. Для выживания в условиях конкуренции создаются разнообразные объедине...

Что такое ВЭД и каковы ее основные виды и формы?Бизнес Что такое ВЭД и каковы ее основные виды и формы?

Развитие любой современной экономики трудно представить без активизации ее связей с другими странами. С 1991 года Россия отказалась от государственной монополии на внешнюю торговлю, а значит, все фирмы теперь знают о ...

Виды и формы безработицыБизнес Виды и формы безработицы

Безработица является неизбежным спутником рыночной экономики и существует в любой стране. Наряду с инфляцией, она представляет собой важнейший фактор, снижающий уровень жизни населения. Что же это за явление? Б...

Социальное обслуживание на дому - виды и формы оказания социальных услугБизнес Социальное обслуживание на дому - виды и формы оказания социальных услуг

Социальное обслуживание на дому необходимо людям в трудной жизненной ситуации. Согласно Государственным стандартам социального обслуживания, трудной жизненной ситуацией считаются обстоятельства, которые объективно нар...

Содержание воспитания: понятие, принципы, цели и методыДом и семья Содержание воспитания: понятие, принципы, цели и методы

Содержание воспитания - это набор целей, видов деятельности, методов, направлений и прочих параметров, которые характеризуют целенаправленное воздействие на личность ребенка. При этом учитывается воздействие внешних ф...

monateka.com