§ 1.2. Создание и развитие института помощника судьи. Помощники судей


Нужны ли помощники судей? — АДВОКАТСКИЕ ТАЙНЫ

Вся страна озабочена борьбой с коррупцией. И сокращением государственного аппарата. И вроде бы, должны действовать экспертизы на коррупционность законов и других нормативных актов.

И в этих условиях, когда В.В.Путин, будучи тогда Президентом РФ, по событиям в Беслане еще 4 сентября 2004 года констатировал: «…Мы…позволили коррупции поразить судебную и правоохранительную сферы», продолжает действовать институт помощников судей. В то время как всегда хватало секретарей…

Так может эти помощники обладают какими-то эксклюзивными функциями, которыми не было раньше?

Смотрим нормативную базу.

Помощник судьи:

-участвует в рассмотрении обращений граждан Российской Федерации, поступивших в производство судье и в устной (письменной) форме докладывает судье о существе обращения с проектом ответа;

-изготавливает проекты процессуальных и иных документов, связанные с осуществлением профессиональной деятельности судьи.

-оказывает помощь судье в подготовке проектов процессуальных документов и проектов судебных актов по делам, находящимся в производстве судьи;

-готовит в письменной форме предварительное заключение по делу (материалу), жалобе в рамках уголовного судопроизводства, делу об административных правонарушениях, жалобе по нему, находящимся в производстве судьи;

-составляет проекты процессуальных документов.

Все это предусмотрено разделом 5 Типового должностного Регламента помощника председателя суда (судьи) районного и гарнизонного военного суда, утвержденного Приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 06.12.2010 №272.

Для начала вспомним, что институт помощников судей функционирует в историческом плане непродолжительное время, до этого всегда обходились двумя процессуальными фигурами — судьи и секретаря. Тогда может быть со временем функций стало очень много и они изменились по характеру, что и потребовало появления помощников судей?

Отнюдь.

Все, то же самое.

Более того, с появлением повсеместной компьютеризации судов, оснащенностью компьютеров правовыми электронными системами, когда, как в прошлом, не надо собирать вырезки из законов и бюллетеней судебной практики, а достаточно нажать кнопку на клавиатуре компьютера для получения нужной информации; когда давно уже сменилось поколение судей и появилось то, которое свободно владеет этой техникой; когда не надо писать ручкой процессуальные документы, шаблоны которых опять-таки заложены в ПК, и достаточно одним кликом их вызвать, проставить новые реквизиты и считать работу законченной, вся указанная в этом Регламенте «помощь» судьям выглядит более, чем сомнительной…

Ну, а если судья в силу возраста, или каких иных причин, не может овладеть новой техникой, то значит, пора на заслуженный отдых. А то ведь до ста лет пробивают себе возможность сидеть на месте. Но и честь, господа, пора бы знать. Молодым дорогу…

А если еще учесть, что помощники судей, как правило, недоучившиеся студенты, или доучившиеся, но малоопытные и столь же малознающие юристы, то их «помощь» судье, является нередко просто вредной для дела и прав граждан. Особенно, когда судьи, отучившись работать при таких «помощниках», бездумно подписывают представленные им проекты документов. Особенно, когда речь идет о приговорах, состоящих из переписанных обвинительных заключений, с анализом показаний лиц, которые в нем значатся, но …не допрашивались в суде. Как ни печально, такие факты известны. А ведь речь идет о вреде, причиненном не покупкой бракованного малоценного товара, а о браке в документе, ломающем судьбу человека…

Подобные факты, к сожалению, не являются единичными. Квалификационным коллегиям судей они хорошо известны. Речь в данном случае, как раз, о составлении проектов документов вот такими «юристами».

Полно ведь у нас юридических факультетов при заводах железобетонных изделий. А выпускников надо куда-то девать…

И потом, что, речь идет о применении в работе формул высшей математики, или законов ядерной физики, или только с появлением помощников судей последние стали заниматься жалобами, составлять процессуальные документы?

Они всегда этим занимались. И справлялись. И, заметим, за очень кромную зарплату.

Мне могут возразить: а откуда резерв пополнения судей черпать? Да из секретарей суда, выполняющих технические функции и пополняющих при этом свои знания и приобретающих опыт. Как всегда это и было. Проверено ведь практикой.

Более того, перечисленные функции помощников способны только развращать судей. Не царское это, мол, дело, решение по жалобе готовить… А ведь давно известно, что чем меньше сам делаешь, тем меньше знаешь и умеешь. Если голова не работает, то превращается в рудиментарный орган…

Словом, нет разумного объяснения существования помощников судей с точки зрения нормального функционирования судебной системы. Убрать этот институт надо, а фонд зарплаты частично перераспределить между секретарями. На «худой конец», если работы становится слишком много, то надо идти на увеличение числа не помощников, а судей и секретарей.

Вот и решение всех задач, обозначенных мной в начале статьи.

В том числе и в очень важной части, связанной с борьбой с коррупцией в судах.

Криминалистам очень хорошо известно, что при наличии посредника доказывание получения взятки должностным лицом имеет гораздо больше сложностей, чем, как если бы речь велась о даче-получении взятки, как говорится, напрямую.

Поскольку судебная сфера, по признанию руководства страной, давно поражена коррупцией, зачем же осложнять борьбу с ней наличием посредников во взяточничестве в лице помощников судей? Более того, общеизвестно, что они нередко не только передают судьям, но и сами не прочь под судей взять… Когда последние, как говорится, ни ухом, ни…

То есть, с появлением в штате судов помощников судей, созданы реальные условия, как для появления в судах новых субъектов дел о коррупционных преступлениях, так и для осложненного мздоимства, совершаемого судьями при их соучастии…

Что ни говори, а наличие в суде помимо судей лишь секретарей, выполняющих технические функции, к появлению новых субъектов преступлений, предусмотренных ст.290 УК РФ, не ведет.

Об этом сказано в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. №6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе», согласно которому не являются субъектами получения взятки работники государственных органов, государственных учреждений, исполняющие в них технические обязанности, которые не относятся к организационно-распорядительным или административно-хозяйственным функциям.

И с другой стороны, помощники судьи относятся к субъектам этих преступлений в соответствии пунктом 4 указанного постановления Пленума.

Таким образом, хотели, как лучше, а получилось, — как всегда…

И сомнительную «помощь» судьям и государственному бюджету оказали, и получили при этом в суде дополнительного субъекта получения взятки. И это, заметьте, в условиях, когда руководством страны еще 7 лет (!) назад признано поражение коррупцией судебной сферы…

В общем, куда ни кинь, а меры — вот они, на поверхности. Упразднить надо институт помощников судей. А в судьи набирать людей, не только желающих быть таковыми, но способных к такого рода деятельности.

И не нужно для этого никаких мудреных исследований ведомственных НИИ, координационных совещаний и прочей бюрократической канители…

Или я не прав?

Московский адвокат Назаров Олег Вениаминович

Рекомендую прочитать

advokat-ko.ru

Помощник судьи. Секретарь судебного заседания

Энциклопедия МИП » Арбитраж » Общие положения » Помощник судьи. Секретарь судебного заседания

Полномочия, права и обязанности секретаря судебного заседания определяются Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

Иные участники арбитражного процесса, помогающие суду в осуществлении возложенных на них полномочий

Под такими иными участниками процесса, помогающими суду осуществлять все возложенные на него законом полномочия, подразумеваются помощник судьи и секретарь судебного заседания. Секретарем заседания является должностное лицо, уполномоченное на ведение протокола в ходе рассмотрения дела.

При выполнении возложенных на него функций, он должен правильно и полно излагать в составляемом им документе действия, которые были совершены в ходе проведения разбирательства, а также все решения суда, принятые по результатам рассмотрения дела. Стоит отметить, что секретарь заседания – это не работник канцелярии. При проведении процесса он осуществляет также и удостоверительную функцию, ведь составляемый им протокол – разновидность доказательства. Помощник судьи – это участник судопроизводства, оказывающий помощь судье в осуществлении подготовки материалов дела к его рассмотрению, а также непосредственно в процессе заседания. Арбитражный процессуальный кодекс РФ отдельно акцентирует внимание на том, что такой субъект не имеет права выполнять функции, которые прямо или косвенно направлены на осуществление правосудия.

Помощник судьи. Его правовой статус и возложенные на него функции

Арбитражный процессуальный кодекс РФ, равно как и все принятые на его основании федеральные законы, рассматривают помощника судьи в качестве лица, которое принимает непосредственное участие в процессе. Соответственно, данные лица имеют определенный правовой статус и специальные функции. В соответствии с требованиями нормативно-правовых актов, касающихся регулирования процесса судопроизводства, все специфические обязанности, направленные на ведение протокола судебного заседания и совершения определенных действий могут осуществляться судьей вплоть до того момента, как будет назначен помощник судьи.

В свою очередь, помощник судьи должен выполнять такие функции непосредственно до назначения секретаря заседания.

Выделяется еще ряд функций, которые могут быть возложены на помощника судьи:

  • по поручению судьи он может принимать участие в подготовке дела к предстоящему судебному разбирательству;
  • в функции помощника судьи входит помощь судье в организации процесса, его планировании, планировании предстоящего собеседования, предварительного заседания;
  • информирует судью о наличии определенных доказательств;
  • извещает судью о наличии заявлений и ходатайств, поданных лицами, принимающими участие в судопроизводстве по рассматриваемому делу;
  • информирует всех лиц, принимающих участие в деле, их законных представителей о реквизитах арбитражного суда, в котором будет проходить рассмотрение дела, об информационных ресурсах, где можно будет почерпнуть всю необходимую информацию.

Отдельно стоит отметить тот факт, что в соответствии с нормами, содержащимися в Арбитражном процессуальном кодексе РФ, помощник судьи не имеет права осуществлять выполнение функций:

  • направленных на осуществление правосудия;
  • направленных на совершение определенных действий, которое влекут за собой изменение прав и обязанностей лиц, принимающих участие в рассмотрении дела и прочих участников судопроизводства.

Несмотря на то, что помощник судьи не может оказать своими действиями никакого влияния на исход дела, равно как и на материально-правовые отношения между сторонами, ему также может быть заявлен отвод. Отвод может быть заявлен в случаях, когда у одного из участников арбитражного процесса появится доказательство того, что помощник судьи заинтересован в результатах рассмотрения дела. Помощник судьи, также как непосредственно сам судья и секретарь заседания, имеет право заявить самоотвод.

Полномочия, права и обязанности, которыми обладает секретарь судебного заседания

Несмотря на то, что фактически секретарь судебного заседания не занимается разрешением дела, он может повлиять на объективность, так как отражает в протоколе заседания ход арбитражного процесса. Составляя протокол заседания, секретарь, так или иначе, излагает свое видение процесса. Именно по этой причине в качестве секретаря должно выступать незаинтересованное лицо – это является основным требованием для участия секретаря в рассматриваемом процессе. При выявлении до судебного разбирательства или в его ходе обстоятельств, которые могут указывать на заинтересованность данного участника процесса в исходе дела, ему должен быть заявлен отвод. Сам секретарь также имеет право заявить самоотвод.

Полномочия, права и обязанности секретаря судебного заседания определяются Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

Согласно данному нормативному акту секретарь судебного заседания обязан осуществлять следующие функции:

  • проверять явку в зал заседания всех лиц, принимающих участие в деле, после чего доложить об этом судье;
  • максимально полно и грамотно изложить в протоколе судебного заседания все действия и принятые решения суда, действия, совершенные каждым отдельным участником процесса;
  • в установленные на уровне законодательства сроки изготовить протокол заседания, подписать его вместе с председательствующим судьей.

Если между председательствующим судьей и секретарем возникли разногласия по поводу содержания протокола, последний имеет право приложить к составленному им протоколу свои замечания, которые впоследствии будут рассмотрены составом суда. Арбитражный процессуальный кодекс РФ отдельно выделяет перечень лиц, которые не могут осуществлять деятельность в качестве секретарей судебного заседания. К ним относятся:

  • лица, которые прямо или косвенно заинтересованы в исходе рассматриваемого дела;
  • лица, принимавшие участие в его рассмотрении, вне зависимости от того, в качестве кого они принимали такое участие. Исключение составляют только случаи, когда в предыдущем рассмотрении данного дела, это лицо принимало в нем участие в качестве секретаря;
  • лица, родственники которых принимают участие в рассмотрении дела.

При выявлении одного из вышеперечисленных обстоятельств секретарь заседания должен заявить о самоотводе. Если секретарь не выполняет такой обязанности, отвод ему может заявить любой из участников рассматриваемого дела.

Окончательное решение касательно отвода секретаря может быть принято только судьей, на основании рассмотрения им поданного ходатайства.

В отдельных случаях участникам судопроизводства требуется получить копию определения, вынесенного арбитражным судом по результатам судебного разбирательства. Подготовкой такой копии занимается секретарь заседания или помощник судьи. Стоит отметить, что все данные копии обязательно должны быть заверены подписями судьи, секретаря, а также на документе должна стоять печать арбитражного суда. Если копия определения состоит из нескольких листов, секретарь обязательно должен пронумеровать их, прошнуровать и скрепить печатью.

Вопрос-ответ

Справочный лист по гражданскому делу

Здравствуйте.Скажите пожалуйста что должен содержать справочный лист по гражданскому делу

Эля20.08.2018 16:22

Добрый день!Справочный лист должен содержать следующее: Справочный лист по судебным делам (Форма N 8)

СПРАВОЧНЫЙ ЛИСТ ПО СУДЕБНЫМ ДЕЛАМ

Дата

Какие действия произведены

Подпись

Примечание

1

2

3

4

Федорова Любовь Петровна20.08.2018 22:27

Задать дополнительный вопрос

Эля20.08.2018 21:26

А форма 19 для чего? И какие именно действия подразумеваются?

Добрый день! Форма 19 - уведомления о заключении трудового договора происходит в тех случаях, когда предприятие или организация принимает на работу гражданина иностранного государства.Как уже было сказано, согласно Приказу Судебного департамента при ВС РФ "Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде" пп.3.17 п.3 "Регистрации и учет уголовных,гражданских,административных дел" : Отмечаются все действия суда, произведенные по делу (направление повесток, копии искового административного искового заявления, копии приговора, решения, истребование документов )

Сайботалов Вадим Владимирович21.08.2018 16:42

Задать дополнительный вопрос

Эля22.08.2018 08:17

дЗдравствуйте. Можно уточнить что содержит справочный лист .какие именно действия ?

Добрый день! Согласно Приказу Судебного департамента при ВС РФ "Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде" пп.3.17 п.3 "Регистрации и учет уголовных,гражданских,административных дел"  : Отмечаются все действия суда, произведенные по делу (направление повесток, копии искового административного искового заявления, копии приговора, решения, истребование документов и др.)

Пастухов Сергей Станиславович21.08.2018 12:31

Задать дополнительный вопрос

Я полностью согласен с коллегой

Шафир Михаил Семенович21.08.2018 00:00

Задать дополнительный вопрос

advokat-malov.ru

Полномочия судьи прекращены - прощай, помощник?

(Абдрахманова Н. В.) ("Юрист", 2012, N 1) Текст документа

ПОЛНОМОЧИЯ СУДЬИ ПРЕКРАЩЕНЫ - ПРОЩАЙ, ПОМОЩНИК? <*>

Н. В. АБДРАХМАНОВА

-------------------------------- <*> Abdrakhmanova N. V. Powers of a judge are terminated - good bye assistant?

Абдрахманова Н. В., аспирантка кафедры государственного и административного права БАГСУ, помощник мирового судьи судебного участка N 2 по Советскому району г. Уфы Республики Башкортостан.

Статья посвящена анализу правовых проблем, возникающих при заключении срочных служебных контрактов с помощниками судей. Актуальность статьи обусловлена в том числе тем, что в Федеральном законе "О государственной гражданской службе Российской Федерации" отсутствуют специальные нормы, обеспечивающие социальные гарантии для помощников судей. Выводы, изложенные автором, могут быть использованы в правоприменительной практике.

Ключевые слова: судебная система, государственная гражданская служба, помощник судьи.

The article is devoted to analysis of legal problems arising in conclusion of term official contracts with judge's assistants. Topicality of the article is conditioned inter alias by the fact that Federal Law "On State Civil Service of the Russian Federation" lacks special norms ensuring social guarantees for judge's assistants. The conclusions made by the author can be used in law-application practice.

Key words: judicial system, state civil service, judge's assistant.

В настоящее время все больше возрастают роль и значение суда, куда обращаются граждане за урегулированием спорных ситуаций. В свою очередь, качество работы судебной системы во многом связано не только с уровнем профессиональной подготовки и материального обеспечения судей, но и с тем, насколько эффективно функционирует аппарат суда. В соответствии со статьями 30 и 32 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" <1> аппарат суда осуществляет обеспечение работы суда, работники аппарата суда являются государственными служащими. -------------------------------- <1> См.: Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации" // СЗ РФ. 1997. N 1.

Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <2> предусматривает, что реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утверждается указом Президента Российской Федерации (часть 1 статьи 10). -------------------------------- <2> См.: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.

Реестр состоит из разделов, содержащих перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, которые классифицированы по государственным органам, категориям, группам и не содержит указания о том, какой вид служебного контракта (служебный контракт на неопределенный срок или срочный служебный контракт) должен заключаться с федеральным государственным служащим при замещении им той или иной должности. При классификации должностей гражданской службы по категориям они подразделяются на должности руководителей, помощников (советников), специалистов, обеспечивающих специалистов (статья 9 Федерального закона). Должности категории "помощники (советники)" согласно данной статье учреждаются для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей. Пунктом 1 части 4 статьи 25 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" определено, что срочный служебный контракт заключается в случае замещения должностей гражданской службы категории "руководители", а также должностей гражданской службы категории "помощники (советники)". При более подробном рассмотрении ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" были выявлены существенные пробелы и противоречия по вопросам, связанным с заключением срочного служебного контракта с работниками, замещающими должности категории "руководители" и "помощники (советники)". Так, с одной стороны, пунктом 1 части 4 статьи 25 Закона установлена необходимость заключения срочного служебного контракта для замещения лишь отдельных должностей гражданской службы категории "руководители", а также должностей гражданской службы категории "помощники (советники)". К сожалению, Закон не только не определяет точный перечень руководителей и помощников (советников), с которыми должен быть заключен срочный служебный контракт, но даже не называет каких-либо правовых условий, характеристик и т. п. для их дифференциации. С другой стороны, пункты 1 и 2 части 2 статьи 9 Закона не только не снимают данную проблему, но и порождают еще больше вопросов: 1) руководители - должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также - подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий; 2) помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц и руководителей. Вместе с тем с позиции языкового толкования правовых норм разделительный союз "или" в пункте 1 части 2 статьи 9 Закона дает основание предполагать (в противоречии с пунктом 1 части 4 статьи 25 Закона), что не с отдельными, а со всеми руководителями может быть заключен как срочный служебный контракт, так и служебный контракт на неопределенный срок. Следовательно, остается неразрешенным вопрос и с помощниками (советниками). Согласно пункту 2 части 2 статьи 9 Закона с ними заключается служебный контракт на определенный срок, "ограниченный сроком полномочий" руководителей. Однако в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 9 Закона с руководителями может быть заключен не только срочный служебный контракт, но и служебный контракт "без ограничения полномочий". Предлагаю непосредственно в федеральном законе, а не в подзаконных актах установить исчерпывающий перечень должностей руководителей (соответственно и помощников (советников)), с которыми можно заключать срочный служебный контракт. Такое правовое решение будет соответствовать части 3 статьи 55 Конституции РФ: "права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом". В качестве возможного аналога можно назвать статью 59 ТК РФ: "...срочный трудовой договор может заключаться по инициативе работодателя либо работника... с руководителями, заместителями руководителей и главными бухгалтерами организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности" <3>. -------------------------------- <3> См.: Ершова Е. Ограничить использование договоров о найме на определенный срок случаями, когда, учитывая характер предстоящей работы, условия ее выполнения или интересы трудящегося, эти трудовые отношения не могут устанавливаться на неопределенный срок // Управление персоналом. 2006. N 5.

Нужно сказать, что положения Закона о заключении с помощниками судей срочного служебного контракта прошли все судебные инстанции, включая Конституционный Суд Российской Федерации. Позиция Конституционного Суда Российской Федерации по данному вопросу состоит в том, что согласно статье 32 (часть 4) Конституции России граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе. Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы России установлены Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации", который в статье 25 закрепил основания заключения срочного служебного контракта. Истечение срока действия срочного служебного контракта является одним из оснований его прекращения, освобождения гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы. Такое правовое регулирование не может рассматриваться как нарушающее права государственных гражданских служащих; гражданин, давая согласие на заключение служебного контракта на определенный срок в установленных законодательством случаях, знает о его прекращении по истечении заранее оговоренного временного периода <4>. -------------------------------- <4> См.: Определение Конституционного Суда РФ от 23 сентября 2010 г. N 1140-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Яковлева Александра Викторовича на нарушение его конституционных прав пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".

Однако установленные законодателем нормы о заключении с помощниками судей срочного служебного контракта представляются нам не совсем справедливыми. Почему помощник ставится в зависимость от срока полномочий судьи? Например, помощник, занимая свою должность и нарабатывая необходимый юридический стаж для сдачи квалификационного экзамена на должность судьи, вынужден уйти со своей должности, в связи с тем что полномочия судьи прекращены. Действительно, как было отмечено Конституционным Судом Российской Федерации, при заключении срочного служебного контракта помощник судьи заранее знает о прекращении срока его действия по истечении оговоренного временного периода. В свою очередь, Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" не содержит каких-либо социальных гарантий для данной категории государственных гражданских служащих, в случае если полномочия судьи прекращаются досрочно. Данный вопрос также обойден вниманием Конституционного Суда Российской Федерации. Как поступить в сложившийся ситуации, разъясняется лишь в письме Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 27 июня 2008 г. N СД-НК/1273, которое адресовано начальникам управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах России, где указано, что в случае долговременного отсутствия или досрочного прекращения полномочий судьи председателя суда его помощник по решению представителя нанимателя в установленном порядке может быть назначен к другому судье, при этом допускается наличие двух помощников у одного судьи. Заключение с помощниками судей срочных договоров не ограничивает закрепленные статьей 37 (часть 1) Конституции России свободу труда и право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, поскольку срочный трудовой договор с помощниками может быть заключен лишь по соглашению сторон, т. е. на добровольной основе, а сторонам трудового договора предоставлена свобода выбора вида договора: по взаимной договоренности договор может быть заключен как на определенный, так и на неопределенный срок. Если следовать этой логике, то никакие иные изъятия из общих правил и норм также не могут ограничивать названные конституционные права - ведь в основе любого трудового договора лежит соглашение сторон относительно его условий и самого факта заключения. Но какова на самом деле степень свободы работника при определении условий приема на работу? В сложившейся практике между работником и работодателем заключаются срочные трудовые договоры де-юре "по соглашению сторон", а де-факто - под давлением последнего. Трудовые договоры практически превращаются в сделки "присоединения" (ст. 428 Гражданского кодекса РФ) или "кабальные сделки" (ст. 179 ГК РФ). "Собственное желание" работника на заключение срочного трудового договора, как правило, отсутствует. Работодатель заранее ставит определенные условия, на которые соискатель не может повлиять. Установление длительных трудовых отношений, возможность работать на постоянной основе имеют особую значимость для реализации гражданами права на труд и защиту от безработицы, осуществления ими иных прав и свобод, гарантированных Конституцией России. Ограничивая применение срочных трудовых договоров, Трудовой кодекс Российской Федерации в качестве общего правила предусматривает, что такие договоры заключаются в тех случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения. На необходимость закрепления гарантий от использования при приеме на работу срочных трудовых договоров, ставящих работников в жесткую зависимость от работодателя, и ограничения применения таких договоров именно подобными случаями обращает внимание в своих документах и Международная организация труда (Рекомендация МОТ 1982 г. N 166 "О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя"). Поскольку срочный трудовой договор заключается по соглашению сторон, т. е. на основе добровольного согласия работника и работодателя, в случае когда согласие на заключение договора было дано работником вынужденно, он вправе оспорить правомерность заключения с ним срочного трудового договора в суд общей юрисдикции. Если судом на основе исследования и оценки всех фактических обстоятельств дела будет установлено, что согласие работника на заключение такого договора не является добровольным, суд применяет правила договора, заключенного на неопределенный срок. И хотя работник - помощник судьи вправе впоследствии оспорить в судебном порядке правомерность заключения с ним срочного трудового договора, ссылаясь на то, что он заключал его вынужденно, доказать в суде данный факт очень сложно, тем более что какие-либо критерии оценки применительно к таким случаям не выработаны в судебной практике. Так, в статье А. В. Потеевой, О. В. Прешпективых "О проблемах формирования корпуса помощников судей" <5>, оправдывая заключение с помощниками судей срочного служебного контракта, указывается, что в процессе работы может обнаружиться, например, психологическая несовместимость судьи и помощника. Или помощник не может приспособиться к интенсивному ритму работы судьи, и не потому, что он не хочет работать, а в силу своего более медлительного характера. Или интеллектуальный потенциал, на который возлагались надежды, оказывается ниже, чем требуется для помощника. В таких случаях возможность прекратить трудовой договор в одностороннем порядке, не прибегая к крайним мерам в виде наложения дисциплинарного наказания, отсутствует. -------------------------------- <5> См.: Потеева А. В., Прешпективых О. В. О проблемах формирования корпуса помощников судей // Закон. 2009. N 9. С. 155 - 162.

С данным высказыванием трудно согласиться, так как данная ситуация есть не что иное, как отсутствие конкурсного порядка отбора кандидатов на должности помощников судей. В настоящее время ситуация осложняется отсутствием сформированной и четкой кадровой политики, основанной на профессиональном подходе к назначению кадров. Данное обстоятельство в будущем негативно отражается на нормальном функционировании суда. Руководитель организации при приеме на работу в аппарат суда в первую очередь должен обеспечить, чтобы эти должности занимали люди, способные профессионально, грамотно, справедливо, всесторонне, полно, добросовестно и честно осуществлять свою деятельность. Достижению данной цели должна содействовать, в частности, система особых защитных средств, гарантирующих от проникновения в корпус некомпетентных и безнравственных людей, а равно дающая возможность своевременно и обоснованно "очищать" этот корпус от тех, кто попал в него случайно либо оказался неспособным достойно нести звание государственного служащего <6>. -------------------------------- <6> См.: Ершов В. В. Во многих субъектах Российской Федерации большинство претендентов на должности судей не могут сдать квалификационный экзамен // Трудовое право. 2008. N 10. С. 9 - 13.

Поэтому руководитель должен изучать не знания выпускника-юриста, а его умение анализировать судебную практику, международное и российское право, вырабатывать самостоятельные предложения в случае коллизий и пробелов в праве. В приказе председателя суда о назначении на должность гражданской службы и служебном контракте сторонами может быть предусмотрено испытание гражданского служащего в целях проверки его соответствия замещаемой должности гражданской службы. Срок испытания устанавливается продолжительностью от трех месяцев до одного года. Так какой смысл устанавливать требования о заключении срочного служебного контракта, если уже на начальном этапе работы помощником судьи, за время испытания государственного служащего, можно определить потенциал работника, его квалификационные характеристики и способность выдерживать непрерывный ритм работы на должности помощника судьи? На основании статьи 35 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" при расторжении срочного служебного контракта гражданский служащий должен быть предупрежден об этом в письменной форме не позднее чем за семь дней до дня освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы. Истечение установленного срока полномочий гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории "руководители" или "помощники (советники)", т. е. истечение срока действия служебного контракта с этими категориями гражданских служащих, не всегда влечет за собой увольнение их с гражданской службы, в некоторых случаях гражданский служащий может быть назначен на ранее замещаемую им должность или иную должность гражданской службы, за исключением случая совершения им виновных действий, если данное условие предусмотрено срочным служебным контрактом. Безусловно, из конституционных норм и принципов не вытекает право гражданина занимать избранную им определенную должность, выполнять конкретную работу, как и обязанность кого бы то ни было предоставить гражданину такую работу на удобных для него условиях. Вместе с тем, как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации, закрепление в Конституции России принципа свободы труда, права каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию предполагает обеспечение каждому возможности на равных с другими гражданами условиях и без какой-либо дискриминации вступать в трудовые отношения, реализуя свои способности к труду, и предопределяет обязанность государства обеспечивать баланс конституционных прав и свобод сторон трудового договора, справедливые условия найма и увольнения, в том числе надлежащую защиту прав и законных интересов работника как экономически более слабой стороны в трудовом правоотношении, что согласуется с основными целями правового регулирования труда в России как социальном правовом государстве (Постановления Конституционного Суда РФ от 27 декабря 1999 г. N 19-П, от 15 марта 2005 г. N 3-П и др.). Учитывая изложенное, в сложившейся ситуации важно усиление социальных гарантий помощников судей с учетом процессуального статуса помощника судьи в системе правосудия и значимости возложенных на него функций, в связи с чем предлагается закрепить в законодательных актах требования, что с помощниками судей должны заключаться служебные контракты на неопределенный срок. В результате это не повлечет за собой возникновения трудового спора между работодателем и работником (помощником судьи), поскольку интересы последнего будут максимально учтены на этапе заключения договора.

------------------------------------------------------------------

Название документа

www.center-bereg.ru

§ 2. Роль помощника судьи в управлении движением дела

В 2000 году в арбитражных судах были введены помощники судей. Появление этих должностей было обусловлено необходимостью освободить судей от технической работы и дать им возможность сосредоточиться на осуществлении основной функции – отправлении правосудия.72

За 2000-2002 годы в большинстве арбитражных судов появились эти работники. Сначала лишь как сотрудники аппарата, а с введением в действие нового АПК РФ в сентябре 2002 года – и как процессуальные фигуры.

В соответствии с принятой в теории арбитражного процессуального права классификацией участников процесса помощник судьи отнесен к разряду лиц, содействующих осуществлению правосудия (ст.54 АПК РФ), поскольку не имеет никакой юридической заинтересованности в процессе. Более того, если помощник судьи является родственником участвующих в деле лиц, лично прямо или косвенно заинтересован в исходе дела либо имеются иные обстоятельства, позволяющие сомневаться в его беспристрастности, а также если он находился или находится в служебной или иной зависимости от лица, участвующего в деле, или его представителя, либо он делал публичные заявления по рассматриваемому делу, по вопросам, связанным с делом, то помощник должен быть отведен из процесса (ст.ст.21, 23, 24 АПК РФ). Таким образом, требования к объективности помощника предъявляются практически такие же, как и к судье, что повышает значимость данной процессуальной фигуры.

В соответствии со ст.58 АПК РФ помощник судьи оказывает помощь судье в подготовке и организации судебного процесса и не может выполнять функции по осуществлению правосудия, а также совершать действия, влекущие за собой возникновение, изменение и прекращение прав или обязанностей лиц, участвующих в деле, и других участников арбитражного процесса.

Вместе с тем ряд специалистов не без основательно утверждают, что его статус недостаточно регламентирован законом, и что на помощника судьи можно было бы возложить больше обязанностей с целью оказания судье реальной помощи в освобождении его от рутины судебных дел73. Обоснованность отнесения помощника судьи и секретаря судебного заседания к разряду лиц, содействующих осуществлению правосудия, по АПК РФ оспаривается рядом специалистов, поскольку помощники и секретари находятся по другую сторону процесса – на стороне суда как субъекта процессуального правоотношения74. Предлагается помощников судей выделить в качестве отдельной группы (отдельного субъекта) либо причислить их к группе такого субъекта, как арбитражные судьи75. В подтверждение этого предложения Е.А.Трещева указывает, что помощники судей, а также секретари судебных заседаний в арбитражных судах как государственные служащие, обеспечивающие исполнение полномочий арбитражных судов, не могут быть отнесены к участникам процесса, находящимся с арбитражным судом в процессуальных правоотношениях. Арбитражный суд, его должностные лица, работники аппарата арбитражного суда – это такие субъекты арбитражных отношений, которые либо осуществляют правосудие (суды, отдельные судьи), либо обеспечивают исполнение полномочий судей (помощники судей, секретари судебных заседаний)76.

В ходе проведения исследования были изучены Положение о помощнике арбитражного судьи, разработанного ВАС РФ, и действующие должностные инструкции помощника судьи ряда арбитражных судов различных уровней. В соответствии с разработанным ВАС РФ Положением лица, претендующие на должность помощника судьи, должны иметь высшее юридическое образование и соответствовать требованиям, предусмотренным ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»77, назначение на должность производится председателем арбитражного суда и при этом может устанавливаться испытательный срок до 6 месяцев. В круг обязанностей помощника судьи включены следующие:

1) изучение поступивших судье заявлений, в том числе исковых, жалоб, представлений и внесение предложений по их рассмотрению;

2) участие в решении задач подготовки дела к судебному разбирательству, включая:

- подборку законов и иных нормативных правовых актов, материалов судебной практики, необходимых для рассмотрения дела;

- подготовку заключений по сложным и спорным вопросам применения норм материального права;

- определение круга лиц, участвующих в деле, и оказание им содействия в представлении необходимых доказательств;

- принятие мер к примирению сторон;

3) участие в организации подготовки и проведении судебного заседания, включая:

- контроль за изготовлением и своевременным направлением копий судебного акта, которым извещаются или вызываются участники процесса;

- подготовку судье информации о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, причинах их неявки в судебное заседание;

- ведение при отсутствии секретаря судебного заседания протокола ;

4) осуществление контроля по заявлениям, в том числе исковым, и жалобам, оставленным без движения, по делам, где отложено рассмотрение или приостановлено производство;

5) контроль за работой специалистов:

- по формированию материалов дела;

- по своевременному направлению участвующим в деле лицам и их представителям копий судебных актов и исполнительных листов;

- по заполнению карточек первичного учета;

6) подготовка статистических отчетов судье;

7) подготовка данных и материалов, необходимых судье для обобщений, докладов, выступлений;

8) подготовка проектов ответов на обращения и запросы по делам, находящимся в производстве судьи.

При анализе перечисленных полномочий их можно объединить в следующие группы:

1) подготовительная и аналитическая работа с нормативными, статистическими материалами и судебной практикой;

2) подготовка проектов процессуальных документов, ответов по поступающим обращениям и запросам, подписываемых судьей;

3) аналитическая работа по поступившим заявлениям и жалобам;

4) проводимая самостоятельная работа по поручению судьи по оказанию помощи сторонам, по примирению сторон;

5) контроль как за движением дела, так и за работой специалиста.

Таким образом, если рассматривать полномочия помощника судьи сквозь призму прохождением дела, то он

- изначально анализирует заявление, в том числе исковое, и может самостоятельно или после консультации с судьей определить по какому режиму пойдет движение дела, и согласовать этот вопрос с администратором суда;

- согласовывает с участниками процесса время возможных собеседований, которые по поручению судьи может проводить самостоятельно;

- контролирует заявления, оставленные без движения, приостановленные производством и отложенные дела;

- контролирует поступление необходимых материалов и доказательств от лиц, участвующих в деле, оказывая им при этом помощь, подготовкой запроса, судебного поручения, разъяснением о необходимости представления доказательств;

- обеспечивает по согласованию с администратором суда предоставление зала судебных заседаний на необходимое время, а также согласовывает с участниками процесса поступившие ходатайства о возможности и целесообразности проведения выездного судебного заседания;

-контролирует имеющиеся у специалиста и администратора данные о поступлении по делу документов, ходатайств, жалоб, иных материалов;

- принимает меры к примирению сторон при установлении перспективности использования данного института.

На первом этапе функционирования помощника судьи в арбитражных судах круг его полномочий определен как арбитражным процессуальным законодательством, так и соответствующим Положением ВАС РФ, должностными инструкциями помощника судьи арбитражных судов различных уровней. Однако в будущем перечень обязанностей помощника может быть расширен за счет предоставления ему права вести «календарь» организации движения дела, не только фиксируя поступающую информацию, но и планируя по согласованию с судьей, сторонами, представителями, арбитражными заседателями сроки проведения предварительного заседания, судебного заседания, а также представления недостающих доказательств. На помощника вполне могут быть возложены обязанности по решению вопросов в стадии возбуждения производства по делу, разъяснению сторонам и участвующим в деле лицам их процессуальных прав и обязанностей, оказанию содействия сторонам по истребованию необходимых доказательств, а также добровольному урегулированию споров во время подготовки дела к судебному разбирательству (функции посредника).

Представляется, что подобные изменения позволят значительно расширить и позитивно использовать потенциал такого процессуального субъекта, как помощник судьи, и таким образом повысить уровень организации в деятельности арбитражных судов и облегчить нагрузку на самих арбитражных судей. Дальнейшее расширение полномочий помощника судьи во многом приблизит его правовой статус к статусу и значению аналогичных сотрудников суда в зарубежных судебных системах.

Особо следует остановиться на участии помощника судьи в мирном урегулировании спора. По статистическим данным и по результатам опроса судей заключением мирового соглашения или отказом от иска заканчиваются порядка 3% дел. Это очень незначительное количество. В этом вопросе следует воспринимать положительный опыт других стран, таких как Великобритания или США, где около 87% возбужденных дел заканчивается примирением сторон.78

Подобное положение дел объясняется тем, что в судебных системах этих стран очень важное значение придается уделяется реализации примирительных процедур, и главенствующую роль в этом играет судья. Законодательством этих стран предусмотрены различные способы урегулирования спора, к ним относятся посредничество, досудебные совещания, досудебный арбитраж, предварительная независимая оценка обстоятельств дела и некоторые другие.

Определенные меры по расширению использования примирительных процедур сделаны новым АПК РФ, в который включена самостоятельная глава, посвященная примирительным процедурам и мировому соглашению. При этом устанавливается обязанность суда содействовать сторонам в урегулировании спора и право сторон заключить мировое соглашение или использовать другие примирительные процедуры (ст.138 АПК РФ).

Привлекательной для сторон новеллой нового кодекса стало положение о возврате из федерального бюджета половины суммы уплаченной государственной пошлины, если мировое соглашение заключено до возбуждения исполнительного производства (п.3 ч.7 ст.141 АПК РФ).

Помощь сторонам в достижении мирового соглашения может быть оказана помощником судьи уже в рамках подготовки дела к судебному разбирательству. Этому способствует предусмотренное арбитражным процессуальным законодательством правило об обязанности каждого лица, участвующего в деле, раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими участвующими в деле лицами до начала судебного заседания, в противном случае установлен запрет использования доказательств, с которыми другие лица не были ознакомлены заблаговременно (ч.3.4 ст.65 АПК РФ). Таким образом, стороны должны уже в стадии подготовки дела к слушанию представить в суд все имеющиеся у них доказательства, а противная сторона может с ними ознакомиться. Это позволяет идти в процесс «с открытым забралом» без припрятанных на особый случай доказательств, поэтому уже на стадии подготовки стороны могут совершенно объективно оценить свои правовые перспективы выиграть процесс.

На этом основана возможность самого судьи или помощника судьи (по поручению) объяснить сторонам, каковы их реальные позиции, в чем существует преимущества мирного урегулирования спора, и таким образом, как раз и принять меры для примирения сторон. Судьи и помощники должны быть обучены необходимым методам этой деятельности в порядке известных «процедур альтернативного урегулирования споров»(ADR).

studfiles.net

§ 1.2. Создание и развитие института помощника судьи

в аппарате арбитражных судов

Помощник судьи, равно как и любой другой работник судебной системы, приступая к выполнению своих служебных обязанностей, должен знать не только действующее законодательство и вопросы организации работы, но и историю судебной системы в целом, занимаемой им должности как правового института в частности. Эти знания - важная часть профессиональной квалификации, верный признак образованности и широты кругозора государственного служащего, залог успешности всей его карьеры.

Появление института помощника судьи арбитражного суда было обусловлено проводимой судебной реформой, концепция которой была утверждена Постановлением Верховного Совета РСФСР от 24.10.1991 N 1801-1 <21>.

--------------------------------

<21> Постановление ВС РСФСР от 24.10.1991 N 1801-1 "О Концепции судебной реформы в РСФСР" // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 44. Ст. 1435.

Введение должности помощника судьи преследовало своей целью создание эффективной системы подготовки судейских кадров и освобождение судьи от технической работы.

Вопрос о необходимости организации целенаправленной подготовки претендентов на должность судьи и повышения роли аппарата суда в процессе осуществления правосудия неоднократно обсуждался в монографической <22> и периодической <23> литературе, а также находился в центре внимания Президента Российской Федерации <24>.

--------------------------------

<22> См., например: Радченко В.И. Судебная реформа в Российской Федерации. Некоторые теоретические и практические проблемы. М., 1999. С. 56; Аппарат суда: Организация работы в современных условиях. М., 1998. С. 136.

<23> См., например: Как преодолеть кризис правосудия // Российская юстиция. 1999. N 2. С. 4; Клеандров М.И. Целесообразно личное поручительство для кандидата в судьи // Российский судья. 2000. N 4. С. 3 - 5; Радченко В.И. Судебная власть - в центре правовой реформы // Российская юстиция. 1999. N 10. С. 3 - 4.

<24> Суд - это власть. Власть огромная и ко многому обязывающая. Из выступления В.В. Путина перед руководителями судов 24.01.2002 // Российская юстиция. 2000. N 3. С. 1.

На официальном уровне о необходимости введения должности помощника (стажера) судьи впервые упоминается в Приказе ВАС РФ от 18.09.1997 N 14, которым была утверждена Программа повышения эффективности деятельности арбитражных судов в Российской Федерации в 1997 - 2000 годах <25>. Программой предусматривалась необходимость проведения мероприятий по совершенствованию законодательства, обеспечению единства судебно-арбитражной практики рассмотрения дел на основе анализа и обобщения этой практики и выработки соответствующих рекомендаций, кадровое и организационное обеспечение арбитражных судов, повышения квалификации судей и работников аппаратов арбитражных судов, информатизация системы арбитражных судов.

--------------------------------

<25> Сайт "Бизнес России": www.allbusiness.ru/BPravo.

При этом определяющим фактором в повышении эффективности деятельности судебно-арбитражной системы был признан кадровый состав арбитражных судов. Планом программы предусматривалось принятие определенных мер, связанных с введением института помощника (стажера) судьи, предложена возможность, используя опыт бывших государственных арбитражей, формировать резерв кадров, который использовался бы в двух направлениях: для выдвижения лица на должность судьи, а также для назначения в качестве помощника (стажера) судьи; было обращено внимание на повышение квалификации судебных кадров.

Указами Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 года N 981 и от 29 января 1998 года N 110 в Перечень государственных должностей федеральной государственной службы категории "Б" была включена должность помощника судьи. Согласно перечню государственных должностей федеральной государственной службы должность помощника судьи отнесена к должностям категории "Б", учреждаемым для непосредственного исполнения полномочий судьи арбитражных судов.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21.02.2000 N 428 "Об увеличении штатной численности судей и работников аппаратов арбитражных судов в Российской Федерации" был принят Федеральный закон от 28.05.2001 N 61-ФЗ "Об увеличении штатной численности судей и работников аппаратов арбитражных судов в Российской Федерации", которым было предусмотрено: установить в 2001 году штатную численность помощников судей арбитражных судов - 1000 единиц, из них помощников судей ВАС РФ - 50 единиц; увеличить в 2002 году штатную численность помощников судей арбитражных судов на 1000 единиц, из них помощников судей ВАС РФ на 40 единиц.

В целях проведения судебной реформы, повышения эффективности деятельности судебной власти в Российской Федерации, оптимального организационно-правового и материально-технического обеспечения судебной системы в Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2001 N 805 была утверждена Федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России на 2002 - 2006 годы" <26>. В данной Программе было обращено внимание на острую нехватку судей и работников аппаратов судов, рост числа поступающих в суды исковых заявлений, жалоб и обращений о разрешении споров, повышение сложности и трудоемкости рассматриваемых дел, что как следствие приводит к перегрузке судей и работников аппаратов судов. В качестве одной из основных задач программы предусматривалось кадровое обеспечение судебной системы. Введение должности помощника судьи арбитражного суда, по мнению авторов программы, должно было позволить освободить судей от технической работы и дать им возможность сосредоточиться на осуществлении основной функции - отправлении правосудия.

--------------------------------

<26> Собрание законодательства Рос. Федерации. 2001. N 49. Ст. 4623.

Впервые помощники судей появились в качестве сотрудников арбитражного суда в 2000 году. На первом этапе своей деятельности помощники судей в своей работе руководствовались Инструкцией по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации, утвержденной Приказом Председателя ВАС РФ от 26.03.1996 N 7 и должностной инструкцией, разрабатываемой самостоятельно арбитражными судами.

Как уже упоминалось в параграфе 1.1, с введением в действие АПК РФ 2002 года должность помощника судьи получила процессуальное закрепление. Упоминание о помощнике судьи нашло отражение в нескольких статьях Кодекса: 21, 23, 24, 25, 54, 58, 60 и 155. Роль и место помощника судьи в арбитражном процессе определены в статьях 54 и 58 Кодекса.

Приказом Председателя ВАС РФ от 04.12.2002 N 61 было утверждено Положение "О помощнике судьи арбитражного суда".

Согласно данным статистических отчетов о работе арбитражных судов Российской Федерации в 2008 - 2010 годах, опубликованным на сайте ВАС РФ, начиная с 2008 года наблюдается тенденция значительного возрастания поступающих в арбитражные суды дел, так, в 2008 году в суды поступило на рассмотрение 1078481 исков и заявлений, что на 13,2% больше, чем в 2007 году, в 2009 году в суды поступило на рассмотрение 1563315 исков и заявлений, что на 45% больше, чем в 2008 году. В 2010 году в суды поступило на рассмотрение 1208737 исков и заявлений, что также превышает показатели 2008 года <27>. Увеличение количества дел напрямую связано с увеличением нагрузки на судей.

--------------------------------

<27> Http://www.arbitr.ru

В целях снижения нагрузки на судей арбитражных судов ВАС РФ подготовил законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с необходимостью оптимизации нагрузки на судей", заключающий в себе положения, которые коренным образом расширяют и конкретизируют полномочия помощников судей арбитражных судов. Данный проект Президиум ВАС РФ обсудил 12 мая 2011 года.

Предполагается, что помощник судьи на стадии подготовки дела к судебному разбирательству будет проводить со сторонами и их представителями собеседование по существу требований и возражений, предлагать раскрыть доказательства, их подтверждающие, и представить при необходимости дополнительные доказательства в определенный срок; разъяснять сторонам их права и обязанности, последствия совершения или несовершения процессуальных действий в установленный срок; определять по согласованию со сторонами сроки представления необходимых доказательств и проведения предварительного судебного заседания; оказывать сторонам содействие в урегулировании спора, принимать меры для заключения сторонами мирового соглашения, разъяснять сторонам их право на рассмотрение дела с участием арбитражных заседателей, право передать спор на разрешение третейского суда, право обратиться на любой стадии арбитражного процесса в целях урегулирования спора за содействием к посреднику, в том числе к медиатору, в порядке, установленном федеральным законом, и последствия совершения таких действий. Также законопроектом предусмотрено, что помощник судьи по поручению судьи может совершать иные процессуальные действия в случаях и в порядке, которые предусмотрены АПК РФ. Также предлагается процессуально закрепить обязанности помощника официально готовить для судей проекты судебных актов.

Как показывает многолетняя практика, квалификация помощников судей значительно повысилась с момента их появления в арбитражных судах. Помощник судьи изучает назначенные к рассмотрению дела и поступившие апелляционные и кассационные жалобы, с учетом позиции сторон и иных участвующих в деле лиц составляет соответствующие заключения для судьи, подготавливает проекты судебных актов, обращая внимание судьи на проблемные и спорные вопросы, осуществляет подбор законов и иных нормативно-правовых актов, материалов судебной практики, необходимых для каждого конкретного дела, и выполняет иные функции, требующие высокой квалификации, работоспособности и отдачи.

За время работы происходит изучение помощника судьи не только с точки зрения его профессиональных качеств, таких как уровень квалификации, исполнительность, творческий подход к делу, умение работать в коллективе, но и человеческих, моральных и нравственных.

Все это обусловливает обоснованное мнение, сложившееся в арбитражных судах, о том, что помощник судьи имеет высокие шансы стать судьей. Подтверждение тому находим в пункте 6 Положения о помощнике судьи арбитражного суда, где указывается на то, что помощники судей наряду с другими лицами могут рассматриваться как резерв для формирования судейского корпуса арбитражных судов.

Е.М.Карелова,

судья Четвертого арбитражного

апелляционного суда

О.Б.Бабуева

руководитель аппарата суда - администратор

Четвертого арбитражного апелляционного суда

studfiles.net