К вопросу о правовом статусе участкового уполномоченного полиции в Российской Федерации. Полномочия участковых уполномоченных полиции


Права и обязанности участкового по закону

Участковый уполномоченный полиции, что это за должность? Какие у участкового права? Что должен делать участковый?

Это сотрудник полиции, за которым закреплен определенный территориальный участок города или поселения, где он отвечает за правопорядок, законность и охрану общественного порядка.

В России деятельность участкового по закону регламентируется ФЗ "О полиции" ; приказом МВД РФ от 31 декабря 2012 года No1166 " Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции".

Подчиняется участковый уполномоченный непосредственно начальнику подразделения участковых уполномоченных полиции.

Согласно возложенным на участкового обязанностям, рассмотрим ниже что должен делать участковый:

  1. Охранять общественный порядок на вверенном ему участке
  2. Выявлять правонарушения и преступления на своем участке
  3. Владеть информацией о криминогенной обстановке на своем участке, вести учет ранее судимых лиц, прошивающих в районе.
  4. Владеть информацией об адресах хранения огнестрельного оружия на обслуживаемом им районе (имеются ввиду выданные разрешения на ношение и хранение огнестрельного оружия).
  5. Сотрудничать с местными органами самоуправления, административными органами, общественными деятелями с целью охраны правопорядка.
  6. Принимать сообщения, заявления о противоправных деяниях, совершенных преступлениях, проводить проверку и выносить соответствующее решение по материалу.

Деятельность участкового по закону предполагает всего спектра действий для сбора информации относительно общественной жизни вверенного ему участка, проверки любой подозрительной информации, профилактические меры по предупреждению административных и уголовных противоправных деяний.

права обязанности участкового по закону участковый ответственность

Какие права у участкового?

Задаваясь вопросом какие права у участкового, необходимо рассматривать деятельность участкового по закону, согласно должностных обязанностей.

Участковый уполномоченный, исполняя свои обязанности по закону, имеет право:

  1. Проверить соответствие условий хранения огнестрельного оружия по месту жительства гражданина, на которого оно зарегистрировано.
  2. Остановить транспортное средство, передвигающееся на обслуживаемом им участке для проверки документов ТС и водителя.
  3. Проверить документы, удостоверяющие личность лица, передвигающегося на территории обслуживаемого им участка.
  4. При обращении, государственных служб (органы опеки, служба судебных приставов исполнителей), когда имеются законные основания, организовать вскрытие двери жилого помещения, административного здания, если это необходимо в целях охраны общественного порядка и сохранения законности.
  5. Осуществлять все виды проверки, если имеется сообщение о нарушении правопорядка.

С целью выявления административных правонарушений, с учетом требований действующего законодательства, осуществлять проверку деятельности коммерческих организаций на обслуживаемом им участке. Включая наличие разрешительной документации на осуществление деятельности, качество реализуемой продукции и т.д.

Какая ответственность у участкового?

Какая ответственность у участкового определяется его должностными обязанностями.

В первую очередь, участковый уполномоченный несет ответственность за добросовестное исполнение своих должностных обязанностей.

Также, задаваясь вопросом какая ответственность у участкового, можно говорить о сохранности табельного оружия, как сотрудник полиции, он обязан соблюдать регламент по ношению, хранению и использованию табельного оружия.

права обязанности участкового по закону участковый ответственность

Участковый уполномоченный несет ответственность за общую криминогенную обстановку в пределах района, где он закреплен.

Какая еще ответственность у участкового? Организация соблюдения законности и охраны общественного порядка на всех проводимых общественных массовых мероприятиях в пределах обслуживаемого им района. При согласовании проведения каких-либо мероприятий, органы самоуправления, администрация, общественные организации и т.д. уведомляют о проведении таковых участкового.

Что еще должен делать участковый?

Участковый уполномоченный, с целью выявления административных правонарушений, фактов нарушения общественного порядка, обнаружения преступных деяний и т.д. должен проводить дневные, иногда ночные рейды по вверенному ему участку, самостоятельно или вместе с сотрудниками патрульно-постовой службы, кинологической службы.

Говоря о том, какая ответственность у участкового, нужно отметить, что за криминогенную статистику на обслуживаемом районе отвечает участковый.

Кроме того, деятельность участкового по закону предусматривает проведение ряда мероприятий по учету ранее осужденных, условно-досрочно освобожденных лиц. Они должны приходить и отмечаться на участковом посту милиции. Участковый должен владеть полной информацией об образе жизни ранее осужденных, проживающих на его участке.

Какая еще ответственность у участкового? Что должен делать участковый?

Следить за охраной правопорядка на территории образовательных учреждений, детских домов, интернатов, расположенных на вверенной ему территории.

Совместно с инспекторами по делам несовершеннолетних, возвращаясь к вопросу какая ответственность у участкового, он должен владеть исчерпывающей информацией о состоящих на учете, трудных подростках, проживающих у него на районе.

Какая ответственность у участкового в сфере предупреждения преступлений? Что должен делать участковый?

Проводить профилактические беседы с трудными подростками, лицами ведущими аморальный образ жизни. Владеть исчерпывающей информацией о неблагополучных, малоимущих семьях на территории района, который он обслуживает. Вести учет лиц склонных к употреблению спиртного, наркотических средств.

На участковом уполномоченном лежит обязанность взаимодействия со всеми службами полиции в части общественного порядка обслуживаемого им района.

Кроме того, для исполнения деятельности участкового по закону, он должен взаимодействовать с руководителями ТСЖ, представителями федеральной миграционной службы, старшими по дому.

права обязанности участкового по закону участковый ответственность

Взаимодействие происходит с целью сбора информации о жителях района, учета вновь прибывших граждан, предупреждения преступлений и правонарушений.

При проведении различного рода мероприятий по выявлению преступлений , работники розыска, подразделения по делам несовершеннолетних, работники федеральной миграционной службы согласовывают их с участковым уполномоченным касаемо его рабочей территории и привлекают для участия.

Помимо прямых должностных обязанностей какая ответственность у участкового? Что должен делать участковый?

Также, как и другие сотрудники милиции, при проведении массовых мероприятий, участковый может быть задействован для работы вне пределов обслуживаемого им района.

Еще одна обязанность участкового - суточное дежурство для выезда на место совершения правонарушения, преступления во всех районах города в числе следственно-оперативной группы, сбор материала, опрос граждан и т.д.

Наряду с другими сотрудниками полиции, участковый может быть направлен в командировку для исполнения поставленных перед ним задач.

Действующий уголовно-процессуальный кодекс позволяет участковому уполномоченному осуществлять самостоятельно сбор первичного материала проверки, на основании которого впоследствии будет возбуждено уголовное дело.

Какие права у участкового в этом случае?

В пределах своей компетенции он имеет право выехать на место совершения преступления, произвести осмотр места происшествия, составить протокол, привлечь, если это необходимо эксперта и кинолога. Опросить свидетелей, потерпевших и подозреваемого, взяв письменное объяснение. После чего, на основании заявления потерпевшего лица или собственного рапорта зарегистрировать материал проверки и направить его в органы дознания или следствия для возбуждения уголовного дела.

Также, участковый уполномоченный имеет право собрать административный материал в полном объеме, составить соответствующий протокол и соблюдая требования действующего законодательства, направить его для рассмотрения в суд.

Что должен делать участковый по административному материалу?

Помимо сбора административного материала, участковый сопровождает задержанное лицо в суд до момента вынесения решения по материалу.

Закон позволяет участковому на основании собственного рапорта, без заявления потерпевшей стороны, зарегистрировать сообщение об административном правонарушении или уголовном преступлении.

При проведении мероприятий по осмотру помещений, предметов преступной деятельности, составлении протоколов о нарушении общественного порядка, закон обязывает участкового привлекать для участия в процессе независимых понятых.

Какая ответственность у участкового относительно граждан проживающих у него на районе?

При возникшей необходимости, наряду со старшей по дому, участковый дает на граждан, проживающих на его территории характеристику. К примеру , когда лицо устраивается на работу в полицию или привлекается к уголовной ответственности. В зависимости от образа жизни гражданина она будет положительной или отрицательной.

В больших городах, в пределах района на одном участковом пункте милиции обычно трудится несколько работников. В маленьких поселениях есть опорные пункты милиции, где один участковый обслуживает несколько небольших населенных пунктов. Обычно это населенные пункты где нет отделов полиции. Отдел полиции в таких случаях расположен в районном центре.

Важно! По всем вопросам о правоохранительных органах, если не знаете, что делать и куда обращаться:

Звоните 8-800-777-32-63.

Юристы по гражданским вопросам, и адвокаты, кто зарегистрирован на Российском Юридическом Портале, постараются Вам помочь с практической точки зрения в сложившемся вопросе и проконсультируют Вас по всем интересующим вопросам.

права обязанности участкового по закону участковый ответственность

jur24pro.ru

Каковы права и обязанности участкового?

За участковым уполномоченным полиции приказом начальника территориального органа МВД России на районном уровне закрепляется определенный административный участок (п. 10 Наставления, утв. Приказом МВД России от 31.12.2012 N 1166).

Деятельность участкового достаточно обширна и направлена на (п. 4 Наставления):

  • защиту личности, общества, государства от противоправных посягательств;
  • предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
  • выявление и раскрытие преступлений;
  • производство по делам об административных правонарушениях.

При этом участковый, в частности, принимает участие (п. 5 Наставления):

  • в обеспечении правопорядка в общественных местах;
  • розыске лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении;
  • розыске несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей;
  • контроле за соблюдением законодательства РФ в области оборота оружия;
  • обеспечении безопасности дорожного движения.

Наиболее вероятной причиной появления участкового на вашем пороге является профилактический обход своего административного участка. Такой обход включает в том числе ознакомление с жильцами квартир (жилых домов, комнат) (п. 41 Наставления).

Порядок профилактического обхода

Участковый может проводить профилактический обход только в форменной одежде. При посещении квартиры (жилого дома, комнаты) участковый обязан (п. п. 42, 44 Наставления):

  • представиться, назвать свою должность, звание, фамилию;
  • предъявить по требованию гражданина в развернутом виде служебное удостоверение;
  • сообщить цель посещения, вручить визитную карточку;
  • проинформировать о местонахождении участкового пункта полиции, комнаты приема населения, днях и часах приема граждан.

Участковый не вправе входить в жилые помещения помимо воли проживающих в них граждан, за исключением ряда случаев, предусмотренных законом (ч. 2 ст. 15 Закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ).

Основания проникновения полиции в жилище граждан помимо их воли

В исключительных случаях, не терпящих отлагательства, сотрудники полиции могут, в частности (ч. 5 ст. 165 УПК РФ; ч. 2 ст. 15 Закона N 3-ФЗ; ст. 8 Закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ):

  • осмотреть жилище, обыскать его и изъять искомые предметы на основании постановления следователя или дознавателя без получения судебного решения;
  • войти в жилище в случаях, которые могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность.

Кроме того, сотрудники полиции вправе войти в жилое помещение без согласия жильцов в следующих случаях (ч. 3 ст. 15 Закона N 3-ФЗ):

  • для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;
  • для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;
  • для пресечения преступления;
  • для установления обстоятельств несчастного случая.

При проникновении в жилые помещения в указанных случаях сотрудник полиции вправе при необходимости взломать (разрушить) запирающее устройство, элементы и конструкции, препятствующие проникновению в указанные помещения (ч. 4 ст. 15 Закона N 3-ФЗ).

В остальных случаях сотрудники полиции вправе осмотреть квартиру (жилой дом, комнату) только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения, а обыскать жилище и изъять искомые предметы — только на основании судебного решения (ст. 12 УПК РФ).

Обязанности сотрудника полиции при проникновении в жилище

При проникновении в жилище сотрудник полиции обязан (ч. 5, 6, 7 ст. 15 Закона N 3-ФЗ):

  • перед тем как войти в жилое помещение, уведомить находящихся там граждан об основаниях вхождения, за исключением случаев, когда промедление создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции или может повлечь иные тяжкие последствия;
  • при проникновении в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан использовать безопасные способы и средства, с уважением относиться к чести, достоинству, жизни и здоровью граждан, не допускать без необходимости причинения ущерба их имуществу;
  • не разглашать ставшие известными ему в связи с проникновением в жилое помещение факты частной жизни находящихся там граждан;
  • проинформировать не позднее 24 часов с момента проникновения в жилище собственника и (или) проживающих там граждан, если проникновение осуществлено в их отсутствие.

Также необходимо отметить, что осмотр жилого помещения, обыск или выемка в ночное время (с 22 до 6 часов) не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства (п. 21 ст. 5, ч. 3 ст. 164 УПК РФ).

Подготовлено на основе материала

адвоката Богаткова С.А.

zakonius.ru

Полномочия участкового полиции

Как действовать, если участковый превышает должностные полномочия?

Ситуация такая:на меня написала заявление женщина, у которой я ранее одолжала деньги. Деньги были мной возвращены, а вот расписку я не забрала,поверила, что она ее уничтожила. Спустя несколько месяцев она решила ею воспользоваться и снова получить...

20 Мая 2018, 17:12, вопрос №2000980 Людмила, г. Орша

Законны ли действия участкового инспектора?

Работодатель незаконно меня уволил, что бы подтвердить незаконность увольнения я начал собирать доказательства и искать людей готовых свидетельствовать за меня в суде. Что бы пресечь мои законные действия работодатель написал заявление в полицию о...

13 Апреля 2018, 11:34, вопрос №1965986 Вадим Казанцев, г. Жигулевск

Получите совет юриста за 15 минут!

Получить ответ

736 юристов готовы ответить сейчас Ответ за 15 минут

Могу ли я не пускать сотрудника полиции на территорию хостела?

Здравствуйте. Проконсультируйте, пожалуйста, по следующему вопросу: арендую помещение для хостела. Почти каждый день без предварительного звонка к нам приходит участковый, проверяет документы мои и гостей, обосновывая это тем, что имеет право...

16 Июня 2017, 18:12, вопрос №1669614 Константин, г. Москва

Все услуги юристов в Москве

Гарантия лучшей цены – мы договариваемсяс юристами в каждом городе о лучшей цене.

Кто может возбудить дело, кроме участкового?

За последнее время против меня было совершено несколько деяний, содержащих признаки преступления. Мне угрожали расправой, на меня натравили собак, наконец, меня избили в подъезде собственного дома. Деяния были совершены группой ранее судимых лиц,...

22 Апреля 2017, 22:44, вопрос №1617708 Кузнецов Александр Анатолиьевич, г. Москва

Кто уполномочен рассматривать заявления о рейдерском захвате земель?

сообщили в областное УВД о рейдерском захвате территории СНТ, УВД передали заявление в БЭП иПК, а те в свою очередь передали в районный отдел полиции, сейчас начал проводить проверку участковый. Мне кажется, что это экономическое преступление....

21 Апреля 2017, 20:11, вопрос №1616745 Лариса, г. Нижняя Тавда

Ведёт ли уголовные дела участковый?

Здравствуйте, если дело по статье 116 ведёт участковый, то это скорее 6.1.1 статья? Первое нарушение у гражданина. И кто вообще определяет по материалу дела статью?

14 Апреля 2017, 22:46, вопрос №1609053 Алина, г. Оренбург

Должен ли представитель полиции уведомлять обвиняемого об отказе в возбуждении уголовного дела?

Скажите пожалуйста, должен ли представитель полиции уведомлять в письменном виде обвиняемого о решении СК об отказе в возбуждении уголовного дела?

08 Апреля 2017, 23:02, вопрос №1602112 Ольга, г. Челябинск

Правомерны ли действия участкового полиции?

Добрый вечер! я сдаю квартиру в Москве. составила договор на 11 месяцев с квартиросъемщиками от 1 мая 2016г. за это время они 2 раза съезжали и заселялись. сейчас живут месяц, после перерыва в 2 месяца. на днях пришел участковый, жилец открыл ему...

30 Ноября 2016, 19:06, вопрос №1458534 Виктория, г. Москва

389 стоимостьвопроса

вопрос решен

Злоупотребил ли участковый должностными полномочиями, вынеся отказное постановление по заявлению об избиении?

Здравствуйте! Соседка по коммунальной квартире в 24-й раз избила меня, с причинением телесных повреждений. Я сняла побои в травпункте, получила справку о причиненных мне телесных повреждениях. Я подала в отдел полиции заявление о нанесении мне...

17 Октября 2016, 09:29, вопрос №1410092 Надежда Николаевна

Какая ответственность возможна за неявку по вызову участкового?

Три дня назад,жена из-за меня позвонила в полицию,там сказали что на следующий день придет участковый,но так никто не пришел.Сегодня участковый просит прийти писать объяснительную,хотя заявление никто не писал.С женой давно помирились.Участковый...

02 Октября 2016, 17:17, вопрос №1394786 Алексей, г. Печора

Может ли обычный сотрудник полиции выполнять обязанности ИДПС?

Здравствуйте, подскажите пожалуйста, может ли сотрудник полиции на должности участкового, исполнять обязанности инспектора ДПС? Прописано ли это в каком либо ФЗ, либо в других положениях?

15 Июля 2016, 22:37, вопрос №1316138 Дмитрий, г. Нижний Новгород

Где указано, что участковый имеет право налагать штраф?

Здравствуйте! Каким законодательным актом Уполномоченный участковый способен налагать штраф или протоколировать его за выгул собак в неположенном месте? С ссылкой на закон пожалуйста. Где закреплено его право налагать штраф на этот случай?

01 Июля 2016, 08:43, вопрос №1301321 Артем, г. Новосибирск

Может ли начальни ОВД назначать штраф?

Здравсвуйте! Может ли начальник ОВД налагать административные штрафы? Ссылка на правовые акты. Спасибо!

07 Мая 2016, 09:39, вопрос №1244400 Роман, г. Нижний Тагил

400 стоимостьвопроса

вопрос решен

Угрозы и давление от участкового без оснований

Ко мне подошел участковый без формы, забрал меня отдел и начал запугивать, мол если твой начальник не приедит то мы на тебя что нибудь найдем, или подсыпим, повестку официальную ему высылать не хотят, подсылают на работу алкашей и наркоманов,...

19 Апреля 2016, 12:19, вопрос №1225730 иван, г. Ижевск

Наделен ли участковый полномочиями по возбуждению уголовного дела при об обнаружении трупа?

В районное отделение полиции поступило сообщение об обнаружении в лесу трупа мужчины. Участковый уполномоченный, выехав на место, обнаружил на трупе множественные ножевые ранения в области шеи и грудной клетки. О данном факте участковый...

04 Апреля 2016, 18:01, вопрос №1207550 Виктория, г. Киров

pravoved.ru

Участковые уполномоченные полиции: новое в деятельности

Автор: Иванова С.И.

участковый полиции

Контроль за лицами, освобожденными условно-досрочно предусмотрен ст. 183 УИК РФ, который, как указано в данном кодексе, осуществляется в соответствии с законодательством РФ и нормативно-правовыми актами.

Такой контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания, выходит за рамки отношений, регулируемых нормами уголовно-исполнительного права, поэтому указанная статья лишь в общей форме закрепляет его применение, а подробная правовая регламентация предполагается в отдельном федеральном законе. В настоящее время контроль за отдельными категориями лиц, освобожденных от отбывания наказания и имеющих судимость, предусмотрен федеральными законами и ведомственными нормативными правовыми актами.

Участковый уполномоченный полиции при несении службы на закрепленной части территории муниципального образования, обслуживаемой территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне, выполняет задачи по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, по противодействию преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечению общественной безопасности [2].

Эффективная индивидуальная профилактическая работа УУП возможна при условии, что он обладает достаточными полномочиями, правовыми и организационными средствами профилактического воздействия в отношении подучетных лиц. С этой точки зрения регулятивных норм существующих нормативных правовых актов явно не достаточно, в силу этого образуется разрыв между уголовно-правовыми и административно-правовыми мерами воздействия, неподкрепленность правовых средств воздействия воспитательным и общественным влиянием [1, с. 474].

В настоящее время правовая регламентация деятельности УУП претерпела значительные изменения, в том числе в части осуществления контроля за лицами, условно-досрочно освобожденными. Это связано с передачей большей части полномочий подразделениям ФСИН России. В связи с чем, возникла необходимость определения правового статуса УУП и определения его прав и обязанности в осуществлении контроля за лицами, условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания.

В соответствии со ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом [3].

Так, согласно ч. 6 ст. 79 УК РФ предусмотрен контроль за поведением лица, освобожденного условно-досрочно, в течение неотбытой части срока. Такой контроль осуществляется в отношении военнослужащих командованием воинских частей и учреждений, а в отношении других освобожденных - уголовно-исполнительными инспекциями (далее − УИИ), находящимися в ведении Минюста России (ч. 5, 13 ст. 16 УИК РФ) [4] и службой по организации деятельности участковых уполномоченных полиции, находящейся в ведении МВД России (п. 80 приказа МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции»)[2].

Применяя условно-досрочное освобождение, как указано в ч. 2 ст. 79 УК РФ, суд может возложить на осужденного обязанности, предусмотренные ч. 5 ст. 73 УК РФ. В этом случае орган, осуществляющий контроль за освобожденным, должен следить за исполнением данным лицом возложенных на него обязанностей, информировать суд о фактах их неисполнения.

Главная цель контроля - помочь освобожденному адаптироваться в новых для него условиях, оказать содействие в решении возникающих вопросов, предотвратить рецидив, который чаще всего наблюдается в первое время после освобождения.

Срок контроля за условно-досрочно освобожденным равен неотбытой части основного и дополнительного срока наказания.

Правовой основой деятельности УУП в сфере контроля за такими лицами выступает прежде всего Федеральный закон РФ от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» [5], который в п. 27 ст. 12 возлагает на полицию обязанность «осуществлять контроль (надзор) за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом в соответствии с федеральным законом запретов и ограничений...»; Приказ МВД России от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений»[4], который возлагает на Территориальные органы МВД России на районном уровне обязанность осуществлять контроль (надзор) за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них в соответствии с законом запретов и ограничений, а также приказ МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции»[2], который определяет порядок учета таких лиц и обязанность осуществлять взаимодействие с уголовно-исполнительными инспекциями ФСИН России (далее УИИ).

Общие права и обязанности в отношении лиц, освободившихся условно-досрочно определены в Федеральном законе «О полиции». УУП обязан осуществлять контроль (надзор) за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом в соответствии с федеральным законом запретов и ограничений. В свою очередь он имеет право применять в процессе контроля (надзора), осуществляемого в соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 12 о Федерального закона «О полиции», предусмотренные федеральным законом меры наблюдения за ходом социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы.

В соответствие с п. 80 Наставления по организации деятельности участковых уполномоченных полиции (далее Наставление) УУП взаимодействует с сотрудниками территориальных органов и УИИ в целях предупреждения совершения преступлений и других правонарушений условно-досрочно освобожденных из мест лишения свободы.

Согласно Приказа Минюста России № 190, МВД России № 912 от 04.10.2012 г. «Об утверждении Регламента взаимодействия ФСИН России и МВД России по предупреждению совершения лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, преступлений и других правонарушений» [9] ОВД в порядке взаимодействия:

  1. рассматривают поступившую из УИИ информацию об осужденных;
  2. обеспечивают направление в УИИ информации о возбуждении органами предварительного следствия и дознания ОВД уголовных дел в отношении осужденных;
  3. принимают участие в осуществлении контроля за поведением осужденных;
  4. при совершении осужденным административного правонарушения или преступления, а также при выявлении фактов неисполнения возложенных обязанностей и установленных ограничений в течение 3-х рабочих дней направляют в УИИ информацию о данных фактах.

Перечень обязанностей УУП в отношении совершеннолетних лиц, условно-досрочно освобожденных от наказания, в соответствии с приказом от 31 декабря 2012 г. № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» значительно сужен, поскольку обусловлен лишь необходимостью взаимодействовать с сотрудниками территориальных органов и уголовно-исполнительных инспекций ФСИН России в целях предупреждения совершения преступлений и других правонарушений со стороны условно-досрочно освобожденных из мест лишения свободы.

Таким образом, самостоятельными полномочиями в отношении рассматриваемой категории лиц УУП не наделен. Обязанности по постановке на учет и проведению индивидуальной профилактической работы на УУП не возложены. Соответственно постепенно основные полномочия по контролю за условно-досрочно освобожденными перейдут на соответствующие подразделений ФСИН России. В настоящее время осуществление контроля за лицами условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания по инициативе ОВД со стороны УУП следует рассматривать как превышение должностных полномочий.

УУП как сотрудник ОВД в соответствии с Приказом Минюста России № 190, МВД России № 912 от 04.10.2012 г. «Об утверждении Регламента взаимодействия ФСИН России и МВД России по предупреждению совершения лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, преступлений и других правонарушений»[9] лишь принимает участие в осуществлении контроля за поведением осужденных, а при совершении ими административного правонарушения или преступления, а также при выявлении фактов неисполнения возложенных обязанностей и установленных ограничений в течение 3-х рабочих дней УУП обязан направить в УИИ информацию о данных фактах.

Если условно-досрочно освобожденный скрылся от контроля уголовно-исполнительных инспекций участковый обязан оказывать в пределах компетенции содействие сотрудникам подразделений территориального органа МВД России, других федеральных органов исполнительной власти в установлении на административном участке местонахождения лиц, находящихся в розыске, а именно проводит первоначальные мероприятия по установлению местонахождения условно-досрочно освобожденного, уклоняющегося от исполнения возложенных на него судом обязанностей как в отношении лиц.

В частности:

  • проводит опрос родственников, соседей и других граждан, которым могут быть известны сведения о вероятном его местонахождении либо иные данные, которые могут способствовать розыску;
  • устанавливает через территориальные органы ФМС России о его снятии с регистрационного учета по месту жительства, а также через адресно-справочное бюро, по домовой книге, адресно-справочной картотеке ОВД, через военный комиссариат сведения о его возможном местонахождении;
  • осуществляет проверку по учетам ОВД с целью выявления скрывшегося среди задержанных, арестованных, подсудимых и ранее числившихся в розыске, а также по учетам медицинских учреждений, моргов и бюро регистрации несчастных случаев.

В отношении несовершеннолетних условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания полномочия ОВД сохранены в полном объеме. Деятельность УУП в отношении несовершеннолетних, освобожденных условно досрочно регламентируется ст. 5 Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»[6]; Указом Президиума ВС РСФСР от 03.06.1967 (ред. от 25.02.1993) «Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних» [8] и Приказом МВД РФ от 26.05.2000 № 569 (ред. от 06.04.2007) «Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел» [7]; Приказом Минюста России № 190, МВД России № 912 от 04.10.2012 г. «Об утверждении Регламента взаимодействия ФСИН России и МВД России по предупреждению совершения лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, преступлений и других правонарушений».

Так, в соответствии Приказом Минюста России № 190, МВД России № 912 от 04.10.2012 г. «Об утверждении Регламента взаимодействия ФСИН России и МВД России по предупреждению совершения лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, преступлений и других правонарушений» подразделения по делам несовершеннолетних ОВД:

  1. при поступлении из УИИ с копией приговора (определения, постановления) суда информации о постановке на учет несовершеннолетнего осужденного в течение 5-и рабочих дней ставят его на учет;
  2. принимают участие в контроле за несовершеннолетними осужденными в общественных местах, по месту их жительства, учебы или работы, проводят с ними профилактическую работу с целью предупреждения нарушений общественного порядка. Не реже одного раза в полугодие представляют в УИИ справку о проведенной индивидуально-профилактической работе в отношении каждого осужденного;
  3. при совершении несовершеннолетними осужденными преступлений и (или) административных правонарушений, а также при выявлении фактов неисполнения возложенных судом обязанностей и установленных ограничений в течение 3-х рабочих дней после рассмотрения административного протокола, возбуждения уголовного дела и рассмотрения инициативного рапорта руководством ОВД информируют УИИ (с приложением копий объяснений несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей) ;
  4. принимают участие в подготовке материалов, направляемых УИИ в суд для решения вопроса о замене наказания, отмене условного осуждения или отсрочки отбывания наказания;
  5. по запросу УИИ представляют сведения, характеризующие поведение несовершеннолетнего осужденного по месту жительства, учебы или работы;
  6. при получении информации о том, что несовершеннолетний осужденный изменил место жительства без уведомления об этом УИИ, оказывают содействие УИИ в проведении мероприятий по установлению его местонахождения и выявлению причин уклонения от отбывания наказания;
  7. совместно с сотрудниками УИИ не реже одного раза в полугодие проводят обследование семейно-бытовых условий несовершеннолетних осужденных с составлением акта обследования, оригинал которого приобщается к учетно-профилактическому делу, копия - к личному делу осужденного в УИИ;
  8. при достижении состоящими на учете несовершеннолетними осужденными восемнадцатилетнего возраста направляют в УИИ обобщенную справку о результатах проведения с ними профилактической работы.

В свою очередь УУП в соответствии с п. 64 Наставления, участвует в пределах своей компетенции в осуществлении контроля за поведением несовершеннолетних, состоящих на учете в ПДН. А именно, результаты проведения профилактической работы с несовершеннолетним условно-досрочно освобожденным отражаются в листе учета профилактических мероприятий участковым инспектором – ежеквартально (Приложение 9 к Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел).

Таким образом, деятельность УУП по проведению профилактической работы с лицами, условно-досрочно освободившимися от отбывания наказания можно разбить на следующие три основных этапа:

1. Предварительный этап: рассматривают поступившую из УИИ и ПДН информацию об осужденных; заносит информацию о таких лицах (Ф.И.О., дата, место рождения, адрес, место работы, контактные телефоны, данные о судимости, статья УК, дата освобождения) в паспорт на административный участок в VII раздел «Лица, представляющие профилактический интерес» как лицо, ранее судимое (п. 21).

2. Профилактический этап включает:

  • проведение профилактических бесед с лицами, состоящими на профилактическом учете в ПДН и УИИ.
  • наблюдение за поведением лиц, условно-досрочно освобожденных, их образом жизни, кругом общения.
  • опрос родственников таких лиц, их соседей и других лиц.
  • применение мер административного принуждения к лицам, нарушающим законодательство Российской Федерации.

3. Этап взаимодействия с ФСИН России и ПДН.

Участковые уполномоченные в рамках взаимодействия:

  • обеспечивают направление в УИИ информации о возбуждении органами предварительного следствия и дознания ОВД уголовных дел в отношении осужденных;
  • при совершении осужденным административного правонарушения или преступления, а также при выявлении фактов неисполнения возложенных обязанностей и установленных ограничений в течение 3-х рабочих дней направляют в УИИ информацию о данных фактах;
  • ежеквартально отражают в листе учета профилактических мероприятий результаты проведения профилактической работы с несовершеннолетним.

Литература

  1. Аргунов Е.А. Участковый уполномоченный милиции – основное звено государственной системы профилактики правонарушений // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2007. № 3. С. 473-474.
  2. Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции: приказ МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 // Российская газета, № 65, 27.03.2013.
  3. Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // Рос. газ. 1993. 25 дек. № 237.
  4. О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений: Приказ МВД России от 17 января 2006 г. №19 (ред. от 30.12.2011) / Приказ официально не опубликован [электронный ресурс] // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=LAW;n=129872. Дата обращения 01.03.2013 г.
  5. О полиции: федер. закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ: ред. от 25 июня

advokatsidorov.ru

К вопросу о правовом статусе участкового уполномоченного полиции в Российской Федерации

     Служба участковых уполномоченных полиции занимает одно из центральных мест в системе органов внутренних дел и данная служба является гарантией защиты граждан от преступных посягательств по месту жительства. По итогам работы участковых, оценивается деятельность целиком всей системы органов внутренних дел, на основании чего строится доверие российских граждан к органам правопорядка.

     Перечень обязанностей возложенных на участковых уполномоченных полиции весьма обширен. Вот лишь некоторые из них: защита жизни и здоровья от преступных посягательств; социальная реабилитация лиц, нуждающихся в помощи; работа с молодежью и подростками; разносторонняя деятельность, направленная на создание благоприятной обстановки для реализации законных прав, свобод и интересов граждан.

     Участковые уполномоченные на всех этапах развития этой службы являются главным связующим звеном полиции с населением.

     Участковый уполномоченный (старший участковый уполномоченный) полиции является сотрудником полиции, осуществляет оперативно-служебную деятельность на должности среднего или старшего начальствующего состава.

     Участковый уполномоченный полиции при несении службы на закрепленной части территории муниципального образования, обслуживаемой территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне, выполняет задачи по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, по противодействию преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечению общественной безопасности [4].

     Полномочия участкового уполномоченного полиции закреплены в приказе Министра внутренних дел Российской Федерации № 1166, от 31 декабря 2012 года, «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции». Участковый уполномоченный полиции наделен широкими полномочиями (перечень полномочий содержит около 90 пунктов) практически во всех направлениях деятельности органов внутренних дел. Также участковые уполномоченные полиции являются дознавателями в уголовном процессе, но на практике предварительным расследованием преступлений занимаются соответствующие подразделения, а участковые уполномоченные полиции участвуют в уголовном процессе лишь на стадии возбуждения уголовного дела [4].

     Отдельные полномочия участковых уполномоченных полиции по назначению административных наказаний закреплены в Кодексе Российской Федерации (России) об административных правонарушениях (Ст.23.3, ч.2, п.9) [2].

     Участковый уполномоченный полиции как и любой сотрудник МВД наделен правами и обязанностями, которые предусмотрены приказом МВД России от 31.12.2012 № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» и Федеральным Законом «О Полиции».

     Обязанности участкового уполномоченного полиции.

     В целях успешного выполнения поставленных перед участковым уполномоченным задач, он наделен широким кругом обязанностей:

     -Знать и соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, составляющих правовую основу деятельности участкового уполномоченного полиции;

     -Знать и использовать формы и методы предупреждения преступлений и иных правонарушений, порядок производства и оформления неотложных следственных действий, производства по делам об административных правонарушениях;

     - Владеть информацией о задействованных на административном участке в охране общественного порядка: силах и средствах территориальных органов МВД России, представителях общественных объединений правоохранительной направленности, работниках предприятий, осуществляющих частную (негосударственную) охранную деятельность. Знать дислокацию стационарных и передвижных постов патрульно-постовой службы полиции территориального органа МВД России, нарядов вневедомственной охраны полиции, дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции;

     - Знать территорию административного участка, его особенности, систему дорог, расположение и режим работы организаций, учреждений, предприятий независимо от форм собственности, объектов хранения культурных ценностей, места массового отдыха граждан, баз, складов, иных мест хранения товарно-материальных ценностей и денежных средств, места стоянок автотранспорта и порядок их охраны;

     - Владеть информацией о местах хранения огнестрельного оружия и взрывчатых материалов, аптеках, других местах хранения и оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, иных объектах хранения предметов (веществ), изъятых из гражданского оборота либо оборот которых ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации;

     -Участвовать в инструктаже представителей общественных объединений правоохранительной направленности перед их выходом на мероприятия по охране общественного порядка на административном участке [5];

     - А так же другие обязанности предусмотренные главой IV приказа МВД России от 31.12.2012 № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции».

     Права участкового уполномоченного полиции при несении службы.

     Участковый уполномоченный полиции для выполнения возложенных на него обязанностей пользуется правами, предусмотренными пунктами 1 - 5, 7, 8, 11, 13, 14, 16, 18, 20, 21, 34, 36, 37 части 1 статьи 13, частью 2 статьи 14, частью 3 статьи 15, частью 1 статьи 17, частью 1 статьи 18 Федерального закона "О полиции" [6], а также другими правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах компетенции [5].

     Организация деятельности участковых уполномоченных полиции.

     Участковые уполномоченные осуществляют свою служебную деятельность в отделах обеспечения деятельности участковых уполномоченных полиции. Должности предусмотренные данными отделами:

     -участковый уполномоченный полиции;

     -помощник участкового уполномоченного полиции;

     -старший участковый уполномоченный полиции;

     -заместитель начальника отделения обеспечения деятельности участковых уполномоченных полиции;

     -начальник отделения обеспечения деятельности участковых уполномоченных полиции.

     Каждый отдел уполномочен нести службу на конкретной административной зоне. Административные участки включены в административные зоны, т.е. несколько участков в одной зоне. За деятельность участковых уполномоченных полиции определенной административной зоны несет ответственность старший участковый уполномоченный полиции. Кроме того  старший участковый уполномоченный осуществляет координацию  деятельности сотрудников находящихся у него в подчинении, проводит обучение новых кадров и в случае отсутствия по каким либо причинам участкового уполномоченного полиции, исполняет его обязанности.

     Служебная деятельность участкового уполномоченного полиции весьма многообразна. Однако как часто это бывает, основным показателем работы являются конкретные цифры, которыми выражаются количество составленных протоколов, раскрытых преступлений и другие результаты работы участкового, зафиксированные документально. Подобная система выполнения конкретного плана в совокупностью с постоянной отчетностью, в органах внутренних дел, подвергается постоянной и справедливой критике. Главным показателем работы участкового уполномоченного полиции является соотношение полученных результатов с аналогичным периодом прошлого года . То есть если при отчете предоставляется цифра ниже, чем за прошлый год, то деятельность оценивается неудовлетворительно, а представление цифры выше — удовлетворительно. Таким образом, работа ведется исключительно для получения требуемой цифры, что существенно снижает эффективность выполнения службой участковых уполномоченных  возложенных на нее задач. Кроме того следует отметить что зачастую сотрудники боятся перевыполнить эту самую требуемую цифру, потому что кроме премии они так же получат новый план, который будет соответствовать последним результатам. Ввиду всего вышеописанного сотрудники предпочитают достичь требуемого результата и остановиться на нем, что как уже было отмечено снижает эффективность работы.

     Кроме всего прочего, в малонаселенных пунктах участковый уполномоченный часто  является единственным представителем власти на обширной территории.

     Основными направлениями деятельности участкового уполномоченного полиции являются:

     -  Производство по делам об административных правонарушениях.

     - Защита личности, общества, государства от противоправных посягательств.

     - Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений. Выявление и раскрытие преступлений. Розыск граждан в случаях предусмотренных законодательством (совершивших преступление, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления; несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей и др.).

     - Обеспечение безопасности дорожного движения.

     -Участковый обязан документировать каждый случай смерти человека на территории своего участка вне лечебного учреждения. Процедура вызова участкового и осмотра им тела обязательна при каждой смерти на дому [5].

     На сегодняшний день сформировалась не очень хорошая практика, поручения участковому уполномоченному выполнения различного рода задач, не всегда напрямую связанных с служебными обязанностями, одной из целей таких поручений является разгрузка других подразделений. Так в подразделения участковых уполномоченных полиции передаются для рассмотрения материалы, не относящиеся к предмету деятельности полиции общественной безопасности. Зачастую участковых отправляют в оцепление на спортивные и другие мероприятия, организованные не на их участке. В связи с вышерассмотренным участковые уполномоченные полиции в шутку называют себя «универсальными солдатами».

     Так же одной из проблем в деятельности участкового является большое количество заявлений и сообщений, которые не позволяют участковому проводить профилактические мероприятия среди населения, что в следствии приводит к росту преступности.

     Опросы населения показывают, что доверие к участковым уполномоченным и их необходимость не снижается. Так в 1998г.  около 70% граждан предпочитало бы обращаться именно к участковому уполномоченному милиции [3.C.54] По результатам опроса 2008г. 89% ответивших считают необходимым сохранить эту должность, но улучшить работу участковых (лишь 5% настаивают на упразднении участковых уполномоченных). Столько же (88%) полагают необходимыми постоянные контакты участкового с жителями подведомственного ему участка, 52% видели бы в таких контактах внимание и поддержку со стороны органов внутренних дел. Это обусловлено территориальной близостью и возможностью быстрого реагирования, то есть оперативного решения вопросов, связанных с обеспечением правопорядка.

     Однако так же есть результаты опросов, которые показывают, что ситуация выглядит не столь оптимистично. 60% россиян вовсе не знают своих участковых, чаще среднего его знают в Москве (45%) и на селе (59%) [1].

     Служба участковых уполномоченных, как по объему, так и по важности задач, поставленных перед органами внутренних дел, по той роли, которую они играют в охране правопорядка, занимает одно из ведущих мест в системе органов внутренних дел.

     Участковый уполномоченный является главным представителем полиции на определенном участке территории, он находится в непосредственной близости к населению, выполняет задачи и функции, относящиеся к компетенции практически всех служб, подразделений, аппаратов органов внутренних дел. Такое должностное положение во многом предопределяет универсальный характер его деятельности, требует высокого профессионализма, знания оперативной обстановки на участке, умения использовать в своей работе не только арсенал полицейских средств и методов, но и психолого-педагогических навыков.

     Участковые уполномоченные находятся на главных, передовых рубежах охраны общественного порядка и борьбы с преступностью, и составляют одну из самых многочисленных служб органов внутренних дел, в связи с чем им принадлежит пожалуй самая важная роль в решении задач возложенных на полицию. Поэтому службы участковых уполномоченных должны укомплектовываться лучшими сотрудниками полиции, имеющими достаточный опыт службы в полиции. Но к сожалению, сегодня служба участковых уполномоченных не может быть укомплектована должным образом из-за недостатка кадров.

pravozashitnik.net

Участковый уполномоченный полиции — WiKi

Участко́вый уполномо́ченный поли́ции — должностное лицо полиции Российской Федерации, осуществляющее служебную деятельность, которая направлена на защиту прав граждан, проживающих на соответствующем административно-территориальном участке, а также граждан, пострадавших от преступных посягательств на указанной территории.

Форма обращения Должность появилась
Участковый уполномоченный полиции
Товарищ полицейский
1819

Должности участковых уполномоченных полиции являются должностями среднего начальствующего состава и старшего начальствующего состава (старшие участковые уполномоченные полиции) органов внутренних дел. Также предусматривается должность младшего начальствующего состава органов внутренних дел — «помощник участкового уполномоченного полиции», но в большинстве территориальных органов внутренних дел такие должности по штату отсутствуют.

Основные положения, регулирующие организацию деятельности участковых уполномоченных полиции, закреплены в приказе министра внутренних дел Российской Федерации № 1166 от 31 декабря 2012 года.

Участковые уполномоченные проходят службу в отделах (группах, отделениях, управлениях) обеспечения деятельности участковых уполномоченных полиции (ООДУУП), где предусмотрены должности:

  • участковый уполномоченный полиции,
  • помощник участкового уполномоченного полиции,
  • старший участковый уполномоченный полиции,
  • заместитель начальника отделения обеспечения деятельности участковых уполномоченных полиции,
  • начальник отделения обеспечения деятельности участковых уполномоченных полиции.

Территория обслуживания органа внутренних дел делится на административные участки, каждый из которых имеет свой номер и закреплён за участковым уполномоченным полиции. За участковым уполномоченным полиции приказом начальника территориального органа МВД России на срок не менее одного года закрепляется административный участок: в городах — исходя из численности проживающего населения и граждан, состоящих на профилактическом учёте, в сельской местности — в границах одного или нескольких объединённых общей территорией сельских населённых пунктов, на территории закрытого административно-территориального образования — в границах контролируемой зоны, в соответствии с установленными нормативами их штатной численности.

Административные участки объединены в административные зоны, обычно по 3-5 участков в одной зоне. За деятельность участковых уполномоченных полиции конкретной административной зоны отвечает старший участковый уполномоченный полиции. Старший участковый уполномоченный координирует деятельность подчинённых сотрудников, обучает недавно поступивших на службу и в случае открытия вакансии, выхода в отпуск или на больничный участкового уполномоченного полиции, исполняет его обязанности.

Служебная деятельность участкового уполномоченного полиции крайне разнообразна по своему содержанию. Вместе с тем, основные показатели работы обычно сводятся к конкретной цифре, отражающей количество составленных протоколов, раскрытых преступлений и прочее. Система отчётности в органах внутренних дел подвергается постоянной критике ввиду её явного противоречия принципам организации деятельности органов внутренних дел в целом и полиции, в частности. Основным смыслом показателей работы органов внутренних дел в настоящее время является соотношение полученных результатов с аналогичным периодом прошлого года (АППГ, система АППГ+1, иногда неофициально называется палочной системой). То есть сотрудник, подразделение, представившее цифру ниже, чем за АППГ, получает неудовлетворительную оценку деятельности, а представившее цифру выше — удовлетворительную[1][2][3]. В связи с этим, работа ведётся исключительно для получения требуемой цифры, что существенно снижает эффективность выполнения полицией возложенных на неё задач.

В сельской местности зачастую участковый является единственным представителем власти на обширной территории.

Основными направлениями деятельности участкового уполномоченного полиции являются:

  • административная практика — составление протоколов об административном правонарушении;
  • выявление и раскрытие преступлений по линии ООП, — это преступления небольшой и средней тяжести, среди которых преступления, предусмотренные ст. 115 (умышленное причинение лёгкого вреда здоровью), 116 (побои), 112 (причинение средней тяжести вреда здоровью) 118 (причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности), 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью), 158 (кража), 159 (мошенничество), 167 (умышленное повреждение чужого имущества) УК РФ и др.;
  • рассмотрение сообщений о преступлениях в порядке ст. 144 — 145 УПК РФ, а также иных обращений граждан, зарегистрированных в книгу учёта сообщений о преступлениях и происшествиях;
  • раскрытие тяжких и особо тяжких преступлений против жизни и здоровья на обслуживаемом участке, для поддержания общественного порядка при массовом скоплении граждан, а также для выполнения иных задач;
  • оформление документов по каждому случаю смерти человека на территории своего участка вне лечебного учреждения. Процедура вызова участкового и осмотра им тела обязательна при каждой смерти на дому.

На настоящий момент сложилась такая практика, что участковым уполномоченным полиции поручают выполнение различного рода задач, не всегда напрямую связанных с их служебными обязанностями (а иногда и не связанными задачами: например, розыск призывников для военкомата, работа с судебными приставами или вместо судебных приставов и т.д.), в том числе для разгрузки других подразделений в подразделения участковых уполномоченных полиции передаются для рассмотрения материалы, не относящиеся к предмету деятельности полиции общественной безопасности, в связи с чем участковые уполномоченные полиции в шутку называют себя «универсальными солдатами».

Большое количество заявлений и сообщений не позволяют участковому проводить профилактические мероприятия среди населения, а это влечёт за собой рост преступности.

ru-wiki.org

Участковый уполномоченный полиции - это... Что такое Участковый уполномоченный полиции?

Участковый уполномоченный полиции — должностное лицо полиции Российской Федерации, осуществляющее служебную деятельность, которая направлена на защиту прав граждан, проживающих на соответствующем административном участке, а также граждан, пострадавших от преступных посягательств на указанной территории.

Должности участковых уполномоченных полиции являются должностями среднего начальствующего состава и старшего начальствующего состава (старшие участковые уполномоченные полиции) органов внутренних дел. Также предусматривается должность «помощник участкового уполномоченного полиции» младшего начальствующего состава органов внутренних дел, но по каким-то причинам в большинстве территориальных органов внутренних дел такие должности по штату отсутствуют.

Ранее в СССР и в Российской Федерации до 2000 года эта должность называлась участковый инспектор милиции. В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2000 года № 163-ФЗ должность участкового инспектора милиции переименована в участкового уполномоченного милиции. Прежнее название сохранилось на Украине, в Белоруссии и других странах бывшего Советского Союза. С вступлением в силу Федерального закона «О полиции» в 2011 году, должность вновь изменила своё название.

В официальных документах принято сокращенное название должности участкового уполномоченного полиции — УУП, ранее — УУМ,УИМ.

Права участкового уполномоченного полиции

Полномочия участкового уполномоченного полиции закреплены в приказе Министерства внутренних дел Российской Федерации № 900 от 16 сентября 2002 года «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции». Участковый уполномоченный полиции наделен широкими полномочиями (перечень полномочий содержит около 90 пунктов) практически во всех направлениях деятельности органов внутренних дел. Также участковые уполномоченные полиции являются дознавателями в уголовном процессе, но на практике предварительным расследованием преступлений занимаются соответствующие подразделения, а участковые уполномоченные полиции участвуют в уголовном процессе лишь на стадии возбуждения уголовного дела.

Отдельные полномочия участковых уполномоченных полиции по назначению административных наказаний закреплены в Кодексе РФ об административных правонарушениях.

Организация деятельности участковых уполномоченных полиции

Основные положения, регулирующие организацию деятельности участковых уполномоченных полиции закреплены в приказе № 900-02 Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Участковые уполномоченные проходят службу в отделах (группах, отделениях, управлениях) обеспечения деятельности участковых уполномоченных полиции (ООДУУП). В ООДУУП предусмотрены должности

  • участковый уполномоченный полиции
  • помощник участкового уполномоченного полиции
  • старший участковый уполномоченный полиции
  • заместитель начальника отделения обеспечения деятельности участковых уполномоченных полиции
  • начальник отделения обеспечения деятельности участковых уполномоченных полиции

Территория обслуживания органа внутренних дел делится на административные участки, каждый из которых имеет свой номер и закреплён за участковым уполномоченным полиции. Согласно требованиям законодательства, население административного участка не должно быть более 3500 человек.

Административные участки объединены в административные зоны, обычно по 3-5 участков в одной зоне. За деятельность участковых уполномоченных полиции конкретной административной зоны отвечает старший участковый уполномоченный полиции. Вместе с тем, население административного участка, закреплённого за старшим участковым уполномоченным полиции, не может превышать 1500 человек. Старший участковый уполномоченный координирует деятельность подчиненных сотрудников, обучает недавно поступивших на службу и в случае открытия вакансии, выхода в отпуск или на больничный участкового уполномоченного полиции, исполняет его обязанности.

Служебная деятельность участкового уполномоченного полиции крайне разнообразна по своему содержанию. Вместе с тем, основные показатели работы обычно сводятся к конкретной цифре, отражающей количество составленных протоколов, раскрытых преступлений и пр. Система отчетности в органах внутренних дел подвергается постоянной критике ввиду ее явного противоречия принципам организации деятельности органов внутренних дел в целом и полиции в частности. Основным смыслом показателей работы органов внутренних дел в настоящее время является соотношение полученных результатов с аналогичным периодом прошлого года (АППГ). То есть сотрудник, подразделение, представившее цифру ниже, чем за АППГ, получает неудовлетворительную оценку деятельности, а представившее цифру выше — удовлетворительную. В связи с этим, работа ведется исключительно для получения требуемой цифры, что существенно снижает эффективность выполнения полицией возложенных на нее задач.

В сельской местности зачастую участковый является единственным представителем власти на обширной территории.

Основными направлениями деятельности участкового уполномоченного полиции являются:

  • Административная практика — составление протоколов об административном правонарушении.
  • Выявление и раскрытие преступлений по линии МОБ, — это преступления небольшой и средней тяжести, среди которых преступления, предусмотренные ст. 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью), 116 (побои), 112 (причинение средней тяжести вреда здоровью) 118 (причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности), 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью), 158 (кража), 159 (мошенничество), 167 (умышленное повреждение чужого имущества) УК РФ и др.
  • Рассмотрение сообщений о преступлениях в порядке ст. 144—145 УПК РФ, а также иных обращений граждан, не зарегистрированных в книгу учета сообщений о преступлениях.
  • Также участковые уполномоченные привлекаются для раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений против жизни и здоровья на обслуживаемом участке, для поддержания общественного порядка при массовом скоплении граждан, а также для выполнения иных задач.
  • Участковый обязан документировать каждый случай смерти человека на территории своего участка вне лечебного учреждения. Процедура вызова участкового и осмотра им тела обязательна при каждой смерти на дому.

На настоящий момент сложилась такая практика, что участковым уполномоченным полиции поручают выполнение различного рода задач, не всегда напрямую связанных с их служебными обязанностями, в том числе для разгрузки других подразделений в подразделения участковых уполномоченных полиции передаются для рассмотрения материалы, не относящиеся к предмету деятельности полиции общественной безопасности, в связи с чем участковые уполномоченные полиции в шутку называют себя «универсальными солдатами». Большое количество заявлений и сообщений не позволяют участковому проводить профилактические мероприятия среди населения, а это влечёт за собой рост преступности.

В культуре

Кинематограф

Известный положительный образ советского участкового был создан актёром Михаилом Жаровым, сыгравшим милиционера Фёдора Ивановича Анискина в фильмах «Деревенский детектив» (1968), «Анискин и Фантомас» (1974) и «И снова Анискин» (1978).

Современный положительный образ участкового милиционера был создан актёром Сергеем Безруковым в телесериале «Участок» (2003), а также актёром Игорем Ознобихиным в сериале "Реальные пацаны"(2011).

Современный положительный образ женщины-участковой был создан актрисой Марией Звонарёвой в телесериале «Участковая» (2009). (сайт сериала).

Памятники

В Пензе существует единственный в России памятник участковому милиционеру, прототипом которого был городской участковый 1950-1960-х годов, капитан милиции Г. А. Шелков.

Ссылки

См. также

dic.academic.ru