Гражданский процесс – ред. В.А.Мусина, Н.А.Чечиной, Д.М.Чечота. Полномочия суда надзорной инстанции в гражданском процессе


Тема 25. Производство в суде надзорной инстанции

Производство в порядке надзора – это самостоятельная и исключительная стадия гражданского процесса. Пересмотр в порядке надзора решений и определений, вступивших в законную силу, имеет большое значение для правильного, единообразного применения закона и исправления ошибок, допускаемых судами.

Надзорное производство – это исключительный способ проверки судебных постановлений, вступивших в законную силу.

Вступившие в законную силу судебные постановления, указанные в ч. 2 ст. 391.1, могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам лиц, участвующих в деле, и других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями.

В Президиум Верховного Суда Российской Федерации обжалуются:

1) вступившие в законную силу решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в ВС РФ;

2) вступившие в законную силу решения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в ВС РФ;

3) вступившие в законную силу решения и определения ВС РФ, принятые им по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;

4) определения Апелляционной коллегии ВС РФ;

5) определения Судебной коллегии по административным делам ВС РФ, определения Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ и определения Военной коллегии ВС РФ, вынесенные ими в апелляционном порядке;

6) определения Судебной коллегии по административным делам ВС РФ, определения Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ и определения Военной коллегии ВС РФ, вынесенные ими в кассационном порядке.

Правом на обращение в Президиум Верховного Суда РФ с представлением о пересмотре судебных постановлений, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют Генеральный прокурор РФ и его заместители.

Общий срок на обжалование в порядке надзора – три месяца. На подачу

жалобы на имя Председателя Верховного Суда РФ – 6 месяцев (ч. 2 ст. 391-11 ГПК РФ).

В отличие от кассационных и апелляционных жалоб, надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в Верховный Суд РФ.

Надзорные жалоба, представление, поданные в соответствии с требованиями закона, изучаются судьей Верховного Суда РФ.

Надзорные жалобы, представления изучаются по материалам, приложенным к жалобе, представлению, либо по материалам истребованного дела. В случае истребования дела может быть вынесено определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии просьбы об этом в надзорных жалобе, представлении прокурора или ином ходатайстве.

По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья Верховного Суда РФ выносит одно из следующих определений:

1) об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции;

2) о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Следует отметить, что Председатель ВС РФ, либо его заместитель вправе не согласиться с определением судьи ВС РФ об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ и вынести определение о его отмене и передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Надзорные жалоба, представление рассматриваются в Верховном Суде РФ не более чем два месяца, если дело не было истребовано, и не более чем три месяца, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в Верховный Суд РФ.

Следуем учитывать, что Председатель ВС либо его заместитель в случае истребования дела с учетом его сложности могут продлить срок рассмотрения надзорных жалобы, представления, но не более чем на два месяца.

Основанием для отмены судебных актов в порядке надзора может являться в принципе любое (исходя из дословного прочтения ст. 391-9 ГПК РФ) нарушение, в результате которого обжалуемым постановлением нарушаются:

1) права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;

2) права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;

3) единообразие в толковании и применении судами норм права.

Президиум ВС РФ принимает дело к рассмотрению на основании определения судьи ВС РФ о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения дела Президиумом ВС РФ по правилам, предусмотренным гл. 10 ГПК. Неявка лиц, участвующих в деле и извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела не препятствует рассмотрению дела в порядке надзора.

Надзорные жалоба, представление с делом рассматриваются Президиумом ВС РФ в судебном заседании не более чем два месяца со дня вынесения судьей определения.

В судебном заседании могут принимать участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорные жалобу, представление, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным постановлением.

В случае, если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании Президиума ВС РФ принимает участие Генеральный прокурор РФ или его заместитель.

Надзорные жалоба, представление с делом, рассматриваемые в порядке надзора в Президиуме ВС РФ, докладываются судьей ВС РФ.

Судья-докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы надзорных жалобы, представления, послужившие основаниями для передачи надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Лица, явившиеся в заседание Президиума, вправе дать объяснения по делу. Первым дает объяснения лицо, подавшее надзорные жалобу, представление.

По результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления с делом Президиум ВС РФ принимает постановление.

При рассмотрении надзорных жалобы, представления с делом в надзорном порядке все вопросы решаются большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела и против его пересмотра, надзорные жалоба, представление считаются отклоненными.

Председатель ВС РФ или его заместитель по жалобе заинтересованных лиц или по представлению прокурора вправе внести в Президиум ВС РФ представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в целях устранения фундаментальных нарушений норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на законность обжалуемых судебных постановлений и лишили участников спорных материальных или процессуальных правоотношений возможности осуществления прав, гарантированных ГПК, в том числе права на доступ к правосудию, права на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон, либо существенно ограничили эти права.

Необходимо отметить, что Председатель ВС РФ или его заместитель, внесший представление, не может участвовать в рассмотрении Президиумом ВС РФ дела, о пересмотре которого им внесено представление.

Президиум ВС РФ, рассмотрев надзорные жалобу, представление с делом в порядке надзора, вправе:

1) оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, надзорные жалобу, представление без удовлетворения;

2) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение Президиум ВС РФ может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей;

3) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;

4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;

5) отменить либо изменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права;

6) оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных ст. 391.4 ГПК.

При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум ВС РФ проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорных жалобы, представления. В интересах законности Президиум ВС РФ вправе выйти за пределы доводов надзорных жалобы, представления. При этом Президиум не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются.

Необходимо помнить, что при рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум ВС РФ не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Указания Президиума Верховного Суда РФ о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.

Постановление Президиума Верховного Суда РФ вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.

studfiles.net

19.4. Полномочия суда надзорной инстанции. Гражданский процесс

19.4. Полномочия суда надзорной инстанции

В соответствии со ст. 390 ГПК РФ суд, рассмотрев дело в порядке надзора, вправе:

1) оставить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции без изменения, надзорную жалобу или представление прокурора о пересмотре дела в порядке надзора без удовлетворения;

2) отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение;

3) отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;

4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;

5) отменить либо изменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело для нового рассмотрения, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права;

6) оставить надзорную жалобу или представление прокурора без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных ст. 379.1 ГПК РФ.

При рассмотрении дела в надзорном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорной жалобы или представления прокурора. В интересах законности суд надзорной инстанции вправе выйти за пределы доводов надзорной жалобы или представления прокурора. При этом суд надзорной инстанции не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются.

Как видно, полномочия суда надзорной инстанции в основном сходны с полномочиями суда второй инстанции. Различие сводится к тому, что надзорная инстанция может направить дело на новое кассационное рассмотрение, а также оставить в силе одно из ранее вынесенных по делу решений, определений или постановлений.

Согласно ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений нижестоящих судов в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Отмена или изменение судебного постановления в порядке надзора допустимы лишь в случае, если без устранения судебной ошибки, имевшей место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявшей на исход дела, невозможно восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защищаемых законом публичных интересов.

Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления. Иная точка зрения суда надзорной инстанции на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения судебного постановления нижестоящего суда.

В соответствии с ч. 1.1 ст. 390 ГПК РФ суд надзорной инстанции не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются. В то же время если обжалуемая часть решения обусловлена другой его частью, которая не обжалуется заявителем, то эта часть решения также подлежит проверке судом надзорной инстанции, независимо от наличия просьбы лица, подавшего жалобу.

В соответствии со ст. 391 ГПК определение или постановление суда надзорной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

law.wikireading.ru

Надзорное производство: понятие и порядок возбуждения - Гражданское процессуальное право

Надзорные жалоба, представление должны содержать (ст. 391.3 ГПК РФ):

  1. наименование суда, в который они подаются;
  2. наименование лица, подающего жалобу или представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле;
  3. наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;
  4. указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;
  5. указание на судебные постановления, которые обжалуются;
  6. указание на основания для пересмотра судебного постановления в порядке надзора с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований;
  7. просьбу лица, подающего жалобу или представление.

В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.

Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.

К надзорным жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу.

Надзорные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.

К надзорной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо судебное постановление о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.

jurkom74.ru

34.Пределы рассмотрения дела в порядке надзора в гражданском процессе.

35.Полномочия суда надзорной инстанции в гражданском про-цессе.

По результатам рассмотрения дела президиум суда надзорной инстанции принимает постановление, а Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации - определение.  Полномочия суда надзорной инстанции перечислены в 390 статье ГПК РФ. Эта инстанция вправе:

  1. оставить постановление нижестоящего суда без изменения, а жалобу (представление) без удовлетворения.

  2. отменить оспариваемый акт (полностью или в части) и направить его на новое рассмотрение.

  3. отменить оспариваемый акт (полностью или в части) и прекратить производство либо оставить иск без рассмотрения.

  4. оставить в силе одно из ранее вынесенных по делу постановлений.

  5. отменить либо изменить постановление нижестоящего суда и вынести новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права.

  1. оставить надзорную жалобу или представление прокурора без рассмотрения при наличии оснований для возвращения надзорной жалобы (надзорного представления) без рассмотрения по существу.

Причем, надзорный суд проверяет правильность применения и толкования нижестоящими судами норм материального и процессуального права, в пределах доводов надзорной жалобы или представления прокурора. В интересах законности суд надзорной инстанции может выйти за пределы доводов надзорной жалобы или представления, но при этом он не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются. Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.  Отменив судебный акт и направив дело на новое рассмотрение, надзорный суд вправе дать нижестоящему суду указания относительно толкования закона, подлежащего применению по этому делу. Данные указания обязательны для суда вновь рассматривающего дело. Постановления Президиума Верховного Суда РФ и определения Коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ, принятые в порядке надзора, публикуются в «Бюллетене Верховного Суда РФ». Эти акты имеют важное значение, поскольку выступают ориентиром в деятельности всех нижестоящих судов.

studfiles.net

51. Суд надзорной инстанции. Гражданское процессуальное право

51. Суд надзорной инстанции

В порядке надзора пересматриваютсярешения суда как апелляционной, так и кассационной инстанции, вступившие в законную силу. После вступления апелляционного решения или кассационного определения в законную силу оно может быть обжаловано в порядке надзора в течение 1 года. Правом на принесение жалобы или представления обладают лица, участвующие в деле, а также лица, не участвовавшие в деле, но считающие, что их права и законные интересы нарушены судебным постановлением.

Надзорная жалобы или представление прокурора должны содержать (ст. 378 ГПК РФ):

1) наименование суда, в который они адресуются;

2) наименование лица, подающего жалобу или представление, его местожительство или местонахождение и процессуальное положение в деле;

3) наименования других лиц, участвующих в деле, их местожительство или местонахождение;

4) указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной, кассационной или надзорной инстанции, и содержание принятых ими решений;

5) указание на решение, определение суда и постановление президиума суда надзорной инстанции, которые обжалуются;

6) указание на то, в чем заключается допущенное судами существенное нарушение закона;

7) просьбу лица, подающего жалобу или представление.

Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. Представление прокурора должно быть подписано прокурором.

При подаче надзорной жалобы или представления суд должен принять жалобу к производству. Суд не имеет права оставить жалобу или представление без движения, отказать в принятии жалобы или представления. Суд имеет право только возвратить надзорную жалобу или представление прокурора без рассмотрения по существу, если имеются основания, предусмотренные ст. 380 ГПК РФ.

В суде надзорной инстанции дело рассматривается и разрешается по существу в течение 1 месяца, за исключением Верховного Суда РФ. Верховным Судом РФ дело должно быть рассмотрено в течение 2 месяцев. Основанием для пересмотра судебных постановлений в надзорной инстанции является наличие существенных нарушений норм материального или процессуального права. После принятия надзорной жалобы или представления прокурора суд выносит определение о назначении судебного разбирательства с извещением лиц о месте и времени его проведения. При проведении судебного разбирательства судья—докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, мотивы надзорной жалобы или представления прокурора и определения о возбуждении надзорного производства.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

law.wikireading.ru

Гражданский процесс – ред. В.А.Мусина, Н.А.Чечиной, Д.М.Чечота.

Дискуссионное исследование действующего и перспективного законодательства

§5. Полномочия суда надзорной инстанции.

Главная >> Гражданское право >> Гражданский процесс – ред. В.А.Мусина, Н.А.Чечиной, Д.М.Чечота.
  • Аннотация
  • ПРЕДИСЛОВИЕ
  • Раздел 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
  • Глава I. Гражданский процесс, гражданское процессуальное право и процессуальная наука
  • §1. Гражданский процесс (гражданское судопроизводство)
  • §2. Стадии гражданского процесса и виды гражданского судопроизводства
  • §3. Гражданское процессуальное право. Его предмет и система
  • §4. Источники гражданского процессуального права
  • §5. Действие и толкование норм гражданского процессуального права
  • §6. Место гражданского процессуального права в системе российского права
  • §7. Процессуальная наука
  • Глава II. Принципы гражданско-процессуального права
  • §1. Понятие и система принципов гражданского процессуального права
  • §2. Конституционные принципы гражданского процессуального права
  • §3. Принципы зафиксированные гражданским процессуальным правом
  • Глава III. Гражданские процессуальные правоотношения
  • §1. Понятие и структура гражданских процессуальных правоотношений
  • §2. Предпосылки возникновения гражданских процессуальных отношений
  • §3. Особенности гражданских процессуальных правоотношений
  • Раздел 2. ИСКОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО
  • Глава IV. Лица, участвующие в деле
  • §1. Понятие лиц, участвующих в деле
  • §2. Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность
  • §3. Стороны
  • §4. Третьи лица
  • §5. Участие прокурора в гражданском процессе
  • §6. Участие органов государственного управления
  • Глава V. Представительство в гражданском процессе
  • §1. Понятие представительства в гражданском процессе
  • §2. Процессуальное положение представителя
  • §3. Виды представительства в суде
  • §4. Законное представительство родителей и усыновителей
  • §5. Полномочия судебных представителей и их оформление
  • §6. Представители общественности в гражданском судопроизводстве
  • Глава VI. Подведомственность дел, рассматриваемых в порядке гражданского судопроизводства
  • §1. Понятие и виды судебной подведомственности
  • §2. Круг дел, относимых к судебной подведомственности
  • Глава VII. Подсудность
  • §1. Понятие и виды подсудности
  • §2. Порядок разрешения вопросов о подсудности. Изменение подсудности
  • Глава VIII. Судебные расходы. Судебные штрафы
  • §1. Судебные расходы
  • §2. Судебные штрафы
  • Глава IX. Процессуальные сроки
  • Глава X. Иск
  • §1. Понятие иска
  • §2. Элементы иска
  • §3. Виды исков
  • §4. Право на иск
  • §5. Исковое заявление и порядок предъявления иска
  • §6. Обеспечение иска
  • §7. Защита интересов ответчика
  • §8. Распоряжение исковыми средствами защиты
  • Глава XII. Судебные доказательства
  • §1. Понятие судебных доказательств
  • §2. Классификация судебных доказательств
  • §3. Судебное доказывание и его субъекты
  • §4. Предмет доказывания
  • §5. Общие правила доказывания
  • §6. Процесс доказывания
  • §7. Средства доказывания
  • Глава XIII. Подготовка гражданских дел к судебному разбирательству
  • §1. Сущность, значение и задачи подготовки дела к судебному разбирательству
  • §2. Процессуальные действия по подготовке дела к судебному разбирательству
  • §3. Назначение дела к слушанию. Судебные извещения и вызовы
  • Глава XIV. Судебное разбирательство
  • §1. Значение судебного разбирательства. Порядок проведения судебного заседания
  • §2. Отложение разбирательства дела
  • §3. Приостановление производства по делу
  • §4. Окончание дела без вынесения судебного решения
  • §5. Протокол судебного заседания
  • Глава XV. Постановление суда первой инстанции
  • §1. Понятие и виды судебных постановлений, сущность и значение судебного решения
  • §2. Содержание судебного решения
  • §3. Заочное решение
  • §4. Требования, предъявляемые к судебному решению
  • §5. Немедленное исполнение решений. Отсрочка и рассрочка исполнения решений. Обеспечение исполнения
  • §6. Устранение недостатков судебного решения вынесшим его судом
  • §7. Законная сила судебного решения
  • §8. Определение суда первой инстанции
  • Раздел III НЕИСКОВЫЕ ПРОИЗВОДСТВА
  • Глава XVI. Производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений
  • §1. Правовое государство и административная юстиция
  • §2. Основные черты административной юстиции в современной России
  • §3. Процессуальный порядок рассмотрения дел, возникающих из административных правоотношений
  • §4. Процессуальный порядок рассмотрения дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащими закону
  • Глава XVII. Особое производство
  • §1. Понятие и сущность особого производства. Виды дел особого производства
  • §2. Установление фактов, имеющих юридическое значение
  • §3. Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление умершим
  • §4. Признание гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным
  • §5. Признание гражданина дееспособным
  • § 6. Признание имущества бесхозяйным
  • § 7. Установление неправильностей записей гражданского состояния
  • §8. Жалобы на нотариальные действия или на отказ в их совершении
  • §9. Восстановление прав по утраченным документам на предъявителя (вызывное производство)

xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai

§5. Полномочия суда надзорной инстанции : ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС

При рассмотрении дела в надзорном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и кассационной инстанций по имеющимся в деле материалам в пределах доводов протеста (ч. 1 ст. 327 ГПК).

В соответствии с ч. 2 ст. 327 ГПК суд надзорной инстанции может выйти за пределы протеста в интересах законности. В частности, если должностное лицо, принесшее протест, в ходе его рассмотрения высказывает иное, чем в протесте, мнение, оно может быть учтено судом при вынесении определения (постановления) по делу. Кроме того, независимо от доводов протеста, суд вправе проверить поступившие дополнительные материалы и доводы лиц, участвующих в деле, если суд первой или второй инстанции незаконно отказал в исследовании этих материалов и объяснений в качестве доказательств. Предусмотренное ст. 327 ГПК право суда при рассмотрении дела в порядке надзора проверить его в полном объеме, независимо от доводов протеста, не предоставляет однако суду надзорной инстанции права отменил, или изменить решение, определение или постановление по делу, приобщенному к рассматриваемому, если на решение, определение или постановление поэтому делу не был принесен протест.

Согласно ст.ст. 324 и 325 ГПК к протесту могут быть приложены письменные материалы, а лица, участвующие в деле, вправе представить непосредственно в суд объяснения и дополнительные материалы. Оче-

358

 

видно, что имеются ввиду такие материалы, в исследовании которых суд первой или второй инстанции отказал (ч. 2 ст. 50; ч. 3 ст. 286 ГПК).

Изменяя решение, определение и постановление либо вынося новое решение, суд должен исходить из обстоятельств дела, установленных судом первой инстанции. Суд, рассматривающий дело в порядке надзора, не вправе изменить решение или вынести новое решение на основании дополнительных материалов, которые не рассматривались судом первой инстанции. Вместе с тем эти материалы могут быть положены в основу отмены решения, определения и постановления. При наличии сомнений в правильности заключения эксперта, имевшего существенное значение для вынесения решения, суд рассматривающий дело в порядке надзора, отменяя это решение и направляя дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, вправе дать указание о необходимости назначения или проведения повторной экспертизы.

Согласно ст. 329 ГПК суд, рассмотрев дело в порядке надзора, своим определением или постановлением вправе:

1) оставить решение, определение или постановление без изменения, а протест — без удовлетворения;

2) отменить решение, определение или постановление полностью или в части направить дело на новое рассмотрение в суд первой или кассационной инстанции;

3) отменить решение, определение или постановление полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения;

4) оставить в силе одно из ранее вынесенных по делу решений, определений или постановлений;

5) отменить либо изменить решение суда первой, кассационной или надзорной инстанции и вынести новое решение, не передавая дела на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права.

Так, например, на новое кассационное рассмотрение дело может быть передано, если суд кассационной инстанции допустил существенные процессуальные нарушения, которые лишили его возможности надлежащим образом проверить законность и обоснованность решения и доводы жалобы или протеста (неизвещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела; рассмотрение дела судом в ненадлежащем составе и т.п.). Вместе с тем суд, рассматривающий дело

359

 

в порядке надзора, не должен направлять дело на новое кассационное рассмотрение, если он не согласен с выводами кассационной инстанции, повлекшими необоснованную отмену решения суда первой инстанции.

Суд, рассматривающий дело в порядке надзора, вправе прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения, если обстоятельства, влекущие принятие такого решения, не требуют проверки в суде первой инстанции.

В надзорной инстанции дело может пересматриваться несколько раз в зависимости от того, в отношении кого из лиц, участвующих в деле, принято постановление суда надзорной инстанции. Если суд надзорной инстанции по протесту принял решение лишь в отношении одного лица, то он вправе рассмотреть данное дело по протесту и в отношении других лиц, участвующих в этом деле, если в его определении или постановлении по предыдущему протесту не было указано о правильности решения, определения или постановления суда в отношении этих других лиц. Однако одна и та же надзорная инстанция не вправе вторично рассмотреть протест на то же решение и в отношении тех же лиц даже в том случае, когда протест внесен по другим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 331 ГПК указания супа, рассматривающего дело в порядке надзора, изложенные в определении о направлении дела на новое рассмотрение, обязательны для суда, вновь рассматривающего данное дело. Так, например, если суд, рассматривающий дело в порядке надзора, отменив полностью или в части решение, определение или постановление, вместе с тем приходит к выводу о наличии оснований для приостановления производства по делу, то в этом случае дело передается на новое рассмотрение в суд первой инстанции с указанием в мотивировочной части определения (постановления) на необходимость обсудить вопрос о приостановлении производства по делу.

Вместе с тем суд, рассматривающий дело в порядке надзора, не вправе предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, о преимуществе одних доказательств перед другими, а также о том, какое решение должно быть вынесено при новом рассмотрении дела (ч. 2 ст. 331 ГПК). Равным образом суд при рассмотрении дела в порядке судебного надзора, отменяя кассационное определение, не вправе предрешать выводы, которые могут быть сде-

360

 

даны кассационной инстанцией при вторичном рассмотрении дела (ч. 3 ст. 331 ГПК).

www.adhdportal.com