25.Исполнительная власть, ее признаки. Система исполнительных органов в России. Полномочия исполнительная власть


1.5. Исполнительная власть: понятие и признаки

Государственная власть – исходящая от государства возможность и способность оказывать определенное воздействие на поведение людей с помощью определенных средств.

   Разделяют следующие ветви (виды) государственной власти: законодательная; исполнительная и судебная.

   Исполнительная власть – ветвь государственной власти, деятельность по управлению делами государства и общества, осуществляемая системой государственных органов, которые наделены исполнительно-распорядительными полномочиями и подконтрольны органам законодательной и судебной власти.

   Признаки исполнительной власти:

   • является самостоятельной ветвью единой государственной власти;

   • выступает в качестве подзаконной по отношению к представительной (законодательной) власти;

   • осуществляется органами исполнительной власти, которые являются органами государственного управления;

   • обладает предметно-функциональной самостоятельностью;

   • обладает единством, т. е. осуществляется на всей территории Российской Федерации;

   • организуется и осуществляется на началах федерализма при разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Федерации;

   • ее деятельность носит исполнительно-распорядительный характер;

   • носит универсальный характер, т. е. осуществляется постоянно и непрерывно;

   • имеет в своем распоряжении определенные средства (ресурсы) для осуществления принудительных функций.

1.6. Цели, функции и уровни исполнительной власти

   Цели исполнительной власти:

   1) обеспечение безопасности личности, общества, государства;

   2) создание условий, способствующих благополучию личности, общества, государства;

   3) создание условий для реализации субъектами социальных отношений их прав, свобод, законных интересов;

   4) защита человека от противоправных посягательств. Функции исполнительной власти:

   1) исполнительная (правоприменительная) – исполнение Конституции, федеральных законов и законов субъектов РФ;

   2) правозащитная – функция соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;

   3) социально-экономическая (обеспечительная) – создание условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления;

   4) обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране;

   5) регулирующая – осуществление руководства, контроля, координации, планирования, учета, прогнозирования и т. д.;

   6) нормотворческая – осуществление в установленном порядке деятельности по принятию нормативных правовых актов;

   7) охранительная (юрисдикционная) – применение к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства.

   Существуют два уровня исполнительной власти: федеральная исполнительная власть и исполнительная власть субъектов РФ.

Тема 2. Административное право как отрасль права

2.1. Понятие и признаки отрасли административного права

Административное право – отрасль российского права, система юридических норм, регулирующая общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации задач и функций органов государственной власти, местного самоуправления при осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности, а также отношения внутриорганизационного характера на предприятиях, в учреждениях, организациях.

   Признаки отрасли административного права:

   • является одной из основополагающих отраслей публичного права;

   • представляет собой совокупность юридических норм;

   • имеет обособленный предмет правового регулирования – управленческие отношения, возникающие как в сфере государственного управления, так и в других сферах;

   • имеет свой метод правового регулирования;

   • обладает внутренней согласованностью, состоит из определенных элементов;

   • имеет внешнее выражение, т. е. закрепляется в определенных формах-источниках.

   Критерии (основания) деления права на отрасли составляют предмет, метод, наличие обособленной нормативной правовой базы.

studfiles.net

Исполнительная власть - это... Функции исполнительной власти. Органы исполнительной власти РФ :: SYL.ru

Законодательно исполнительная власть регламентируется Конституцией (статьями 125, 112, 85, 78 и 77), федеральными конституционными, государственными правовыми и региональными нормативными актами. При этом в юридической литературе используются различные термины, относящиеся в той или иной мере к данному институту. Рассмотрим далее, что собой представляет структура исполнительной власти в России.

Нормативная база

Одним из основных в вопросе регулирования рассматриваемой сферы выступает ФЗ, регламентирующий общие принципы организации представительных и исполнительных органов госвласти субъектов. В нем речь ведется о региональных представительствах. В отечественном законодательстве используется несколько терминов, которыми, по сути, обозначают органы исполнительной власти РФ. В ч. 3 преамбулы указанного выше ФЗ установлено, что все определения в нормах применяются в одном значении.

Органы исполнительной власти РФ: понятие

Эти части общей системы представляют собой государственные организации. Они учреждаются на высшем уровне. В функции исполнительной власти входят:

  1. Обеспечение реализации принятых нормативно-правовых актов федерального, регионального и территориального уровня.
  2. Выполнение государственных управленческих задач во всех областях жизни общества и страны.

Данные функции исполнительной власти реализуются посредством использования особых методов и форм осуществления административных действий. Рассматриваемый институт обладает определенными полномочиями, компетенцией, штатом госслужащих. Этот институт отличается также своей специфической структурой.

Основные признаки

Государственно-правовое начало исполнительных органов обуславливается конституционным разделением власти на несколько ветвей. Присутствие в общей системе рассматриваемого института, таким образом, выступает как следствие закрепления этого принципа. Исполнительная власть - это система, которая реализуется посредством учреждения специальных подразделений, служб и ведомств. Они формируются для практической реализации поставленных перед институтом задач. С их помощью осуществляется госуправление в административно-политической, социально-культурной и экономической сферах жизни.

Основополагающие принципы

Деятельность исполнительной власти формируется на основании:

  1. Государственной и территориальной целостности страны.
  2. Распространения суверенитета в пределах границ России.
  3. Верховенства Конституции и ФЗ на всей территории государства.
  4. Единства системы госвласти.
  5. Разделения общей системы на представительное, судебное и исполнительное направления для обеспечения сбалансированности имеющихся у институтов полномочий и предотвращения сосредоточения их всех либо большей их части в ведении одного госоргана или должностного лица.
  6. Разграничения сфер влияния между федеральными и региональными институтами.
  7. Самостоятельной реализации исполнительными органами субъектов полномочий, вверенных им.
  8. Обеспечения самостоятельной работы территориальными подразделениями. Местная исполнительная власть напрямую подчиняется региональной.

Специфика работы

Исполнительная власть - это система, направленная на реализацию действующих норм. Эта задача выступает в качестве основной. Кроме того, уполномоченные подразделения, управления и прочие службы обеспечивают реализацию нормативных положений всеми субъектами на территории государства. Исполнительная власть - это институт, работа которого обладает распорядительным, контролирующим, организующим, управленческим характером. Наиболее эффективной реализации задач способствует наличие государственных должностей в подразделениях. Замещения каждого поста осуществляется госслужащими. Все они имеют соответствующий специальный административно-юридический статус. К нему относят полномочия, ограничения, ответственность, обязанности, права и пр. В совокупности должности формируют штат исполнительного органа.

Компетенция

Органы исполнительной власти обладают особым статусом. Государство наделяет их специальными полномочиями, реализация которых осуществляется в специфических правовых формах. Они имеют существенные отличия от приемов и методов, которые применяются в других направлениях власти. Компетенция подразделений и должностных лиц устанавливается в разных нормативных актах (Конституции, положениях, приказах, уставах и так далее). В нее обычно включаются такие компоненты, как ответственность, задачи, обязанности и права, а также полномочия. В рамках своей компетенции органы исполнительной власти принимают и утверждают управленческие акты, а также обеспечивают их надлежащую реализацию.

Пределы полномочий

Исполнительная власть - это такая система, в рамках которой осуществляется работа в нескольких направлениях:

  1. Контрольно-надзорном.
  2. Исполнительно-распорядительном.
  3. Нормотворческом.
  4. Правоохранительном.

Кроме этого, структуры, входящие в систему, осуществляют юридические действия, принимают решения, которые вызывают правовые последствия. Подразделения, управления, службы и прочие организации работают в пределах конкретной территории России.

Нормотворчество

Исполнительные органы обладают правом издавать административные (управленческие) акты. Посредством этих документов осуществляется реализация соответствующих задач в пределах их компетенции. В специальных правовых актах и законах формулируются порядок принятия, формы, особенности государственной регистрации, обнародования, действия, оспаривания указанных административных решений. Юридические документы исполнительных органов, с одной стороны, выступают важнейшей правовой формы управленческой работы. Вместе с этим они являются результатом административного нормотворчества в рамках системы госуправления. Эти документы входят в категорию подзаконных актов. Это означает, что при их издании должны в обязательном порядке соблюдаться конституционные, федеральные и региональные требования и положения. Подзаконные акты принимаются во исполнение для их развития и обеспечения решения административных дел и споров, которые возникают в сфере управления.

Дополнительно

В законодательстве определяется порядок, в соответствии с которым производится образование, реорганизация, формирование и ликвидация исполнительных органов. Для каждого подразделения предусматривается свое наименование. В федеральных и региональных законодательных актах установлена ответственность исполнительных органов, а также служащих, занимающих те или иные должности в них. Каждое подразделение имеет свою гербовую печать. Выступая как юридическое лицо, оно может иметь и статус участника гражданско-правовых отношений. Финансирование исполнительного органа осуществляется из средств федерального либо регионального бюджета по отдельной статье расходов.

Правовой статус

Он характеризуется тем, что исполнительные органы отличаются независимостью и самостоятельностью в реализации вверенных им полномочий. Превышение пределов установленной компетенции не допускается и является нарушением правовых норм. Независимость исполнительных органов формулируется в соответствии с Конституцией, ФЗ, актами правительства и президента, а также иными законодательными и подзаконными документами.

Штат

Организационная структура исполнительных органов формируется посредством разработки и утверждения штатного расписания. Оно представлено в виде перечня подразделений (с наименованиями), должностей и их числа, а также окладов служащих. Выплата денежного содержания должностным лицам осуществляется в соответствии с тарифным размером, установленным в штатном расписании. Этот документ, таким образом, выступает в качестве основы для формирования организационной структуры исполнительного института, объем финансирования, который необходим для содержания и обеспечения реализации вверенных полномочий. Порядок, по которому производится составление и утверждение штатного расписания, находится под контролем вышестоящих подразделений исполнительного органа. Эти документы подлежат обязательной регистрации в финансовых организациях.

www.syl.ru

5. Исполнительная власть: система и функции

Система органов исполнительной властиосуществляетисполнительно-распорядительную дея­тельность.

Исполнительнаядеятельность органов государственно­го управления проявляется в том, что они выступают как непосред­ственные исполнители требований, содержащихся в актах органов государственной власти и вышестоящих органов государственного управления.

Распорядительнаядеятельность этих органов выра­жается в том, что они принимают меры и обеспечивают путем из­дания своих собственных актов (распоряжений) выполнение подчи­ненными им органами и организациями данных требований. Всю свою деятельность органы государственного управления должны осуществлять на основе законов и во исполнение законов.

В пределах своей компетенции органы государственного управ­ления наделяются необходимой для их нормального функциониро­вания оперативной самостоятельностью. На них возлагаются весьма ответственные задачи по правовому регулированию и руководству различными сферами жизнедеятельности общества и государства.

В подавляющем большинстве стран глава государствавыступает носителем высшей исполнительной власти.

Президент Российской Федерации, будучи главой государства, является верховным представителем Российской Федерации и внутри страны, и в международной жизни. На него возложены выполнения задач, связанных с гарантией осуществления Конституции, прав и свобод, охраной суверинетета, независимости и целостности государства. В этих условиях он наделен необходимыми полномочиями и прерогативами.

Президент РФ обладает довольно широкими полномочиями в сфере государственного управления. Он назначает Председателя Правительства и по его представлению заместителей председателя и федеральных министров, принимает решение об отставки правительства. Для ограничения Президентского влияния на Правительство введены ряд сдержек.

Но государственную работу вершит не один Президент. Ее осуществляют все ветви власти, каждая из которых действует в пределах своего ведения и свойственными ей методами. Президент должен обеспечить координацию и согласованность деятельности всех органов власти. Президент действует не как указующая инстанция, а совместно с другими ветвями власти, принимая в той или иной степени участие в каждой из них.

Ведущую роль в системе органов государственного управле­ния выполняют правительства. Они являются высшими исполни­тельными и распорядительными органами государств и возглавля­ют всю систему органов государственного управления. В соответст­вии с конституционными и иными актами на правительство возла­гаются задачи «по общему руководству экономикой и социально-культурным хозяйством страны, разработке и осуществлению го­сударственных бюджетов, по защите интересов государства, охра­не собственности и общественного порядка, по обеспечению и за­щите прав и свобод граждан, обеспечению государственной безо­пасности, осуществлению общего руководства строительством воо­руженных сил и др»1.

Единую систему исполнительной власти в Российской Федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, образуют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации

Система федеральных органов исполнительной власти Российской Федерацииустановлена Указом Президента Российской Федерации «О системе федеральных органов исполнительной власти» от 14.08.96 N 1176.

В соответствии с этим Указом в систему федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации входят министерства Российской Федерации (федеральные министерства) и иные федеральные органы исполнительной власти: государственные комитеты Российской Федерации, федеральные комиссии России, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России, а также Управление делами Президента Российской Федерации2.

Структура центральных органов федеральной исполнительной властив последнее время систематически подвергалась реорганизации и перестройке. Последние изменения были произведены Указом Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 17.05.20003.

В результате многие ранее действовавшие органы государственной власти были упразднены, объединены, переименованы, либо была передана часть функций от одного органа другому. Это было осуществлено, «в целях формирования эффективной структуры федеральных органов исполнительной власти, в соответствии со статьей 112 Конституции Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации"».

В настоящее время в соответствии с Указом Президента РФ от 17.05.2000 в структуру федеральных органов исполнительной власти РФ входят:

  • Правительство Российской Федерации;

  • 20 федеральных министерств;

  • 4 государственных комитета Российской Федерации;

  • 2 федеральные комиссии России;

  • 9 федеральных служб;

  • 8 российских агентств;

  • 2 федеральных надзора России;

  • иные федеральные органы исполнительной власти - Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации, Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации, Управление делами Президента Российской Федерации.

Система исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерацииустанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и Федеральным законом от 06.10.99 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации1.

В соответствии с Конституцией РФ (гл.15.1 и 16) в систему органов исполнительной власти республики в составе Российской Федерации входят:

1. Глава исполнительной власти (Президент) республики в составе Российской Федерации;

2. Совет Министров республики в составе Российской Федерации;

3. Местные органы управления республики, система которых определяется Конституцией республики с учетом конкретных национальных особенностей, исторических и местных традиций.

Глава исполнительной власти республики в составе Российской Федерации является высшим должностным лицом республики и главной исполнительной власти в республике в составе Российской Федерации. Он входит в единую систему исполнительной власти Российской Федерации и выступает гарантом прав и свобод личности, соблюдения Конституции и законов Российской Федерации, Конституций и законов республики в составе Российской Федерации, защищает суверенитет, экономические и политические интересы Российской Федерации и республики в составе Российской Федерации (ст. 132.2 Конституции РФ).

Согласно Конституции РФ (ст.136.3) исполнительным органом края, области, автономной области, автономного округа, города федерального значения является соответственно краевая, областная администрации, администрация автономной области, автономного округа, городов федерального значения, которая подотчетна соответствующему Совету народных депутатов и вышестоящим исполнительным органам.

Деятельностью краевой, областной администрации, администрации автономной области, автономного округа, города федерального значения руководит на основе принципа единоначалия глава администрации (ст. 136.5 часть 1 Конституции РФ).

Полномочия, порядок формирования, организации и деятельности краевой, областной администрации, администрации автономной области, автономного округа и города федерального значения устанавливаются законом Российской Федерации. Акты краевой, областной администрации, администраций автономной области, автономного округа, города федерального значения, противоречащие законодательству, могут быть отменены соответствующим Советом народных депутатов, вышестоящим исполнительным органом или судом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

studfiles.net

структура и функции — Мегаобучалка

Исполнительная власть — один из видов самостоятельной независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Основное назначение исполнительной власти в России — организация практического исполнения Конституции РФ и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

Функции исполнительной власти

-подзаконодательное регулирование;

-осуществление управленческой деятельности, направленной на исполнение законов и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества;

-административное правоприменение;

-осуществление политики государства по лицензированию, регистрации и сертификации;

-административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил;

-охрана правопорядка, то есть непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества;

-информационное обеспечение органов государственной власти

Структура фед.органов исполнительной власти (ФОИВ) утверждена Указом Президента РФ.

1.Федеральное министерство – ФОИВ, осуществляющий функции по выработке гос.политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента и Правительства сфере деятельности. Полномочия: осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении фед.служб и фед.агенств., правовое регулирование в установленной сфере деятельности.

2.Федеральная служба – ФОИВ, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, спец.функции в области обороны, гос.безопасности, защиты и охраны гос.границы, борьбы преступностью, общественной безопасности. Полномочия: издает правовые акты на основании Конституции, фед.законов, нормативно-правовы актов фед.министерства.

3.Федеральное агентство – ФОИВ, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию гос.услуг, по управлению гос.имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по надзору и контролю. Полномочия: ведет реестры, регистры, кадастры.

Особую разновидность органов исполнительной власти представляют органы, учреждаемые в установленном законодательством РФ порядке для непосредственного обеспечения функционирования государственных органов, устанавливаемых Конституцией и фед.законами.

К этой группе относятся: администрация Президента РФ, аппараты палат Фед.Собрания РФ, Правительства РФ, аппараты Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного суда РФ.

Исполнительная власть на местах осуществляется органами местного самоуправления.

 

Судебная власть: структура и функции.

Судебная власть - специфическая независимая ветвь государственной власти, осуществляемая путем гласного, состязательного, как правило, коллегиального рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве.

Суд – это орган государства, осуществляющий правосудие в форме разрешения уголовных, гражданских и т.д. в установленном законами процессуальном порядке.

В зависимости от правовой сферы, на которую распространяются полномочия, различают:

Суды общей юрисдикции (общегражданские суды) – рассматривают гражданские, трудовые, семейные споры дела об административных правонарушениях и уголовные дела.

Суды специальной юрисдикции (специализированные суды) – рассматривают дела, судопроизводство по которым имеет свою специфику (напр, арбитражный суд).

Административные суды – в основном рассматривают жалобы граждан на превышение гос.служащими своих полномочий.

Суд руководствуется след.принципами:

- равенство всех перед законом,

- состязательность,

- участие присяжных заседателей,

- право обвиняемого на защиту,

- гласность судопроизводства.

Судебная система РФ охватывает 3 разновидности органов судебной власти:

1.Конституционный суд РФ – разрешает дела о соответствии Конституции, издаваемых нормативных правовых актов в РФ, споры о компетенции нормативных актов между федеральными органами гос.власти, рассматривает вопросы, связанные с охраной Конституции и дает ее толкование.

2.Верховный суд РФ – высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Он осуществляет судебный надзор и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

3.Высший Арбитражный суд РФ – высший судебный орган по разъяснению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арб.судами, осуществляет судебный надзор и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

И Конституционный суд РФ, и суды общей юрисдикции, и арбитражные суды представляют собой три абсолютно независимых друг от друга части общей судебной системы. Все они имеют общие задачи по охране конституционного строя, политической экономической систем, обеспечению законности и правопорядка, защите прав и интересов граждан.

Система судов общей юрисдикциисостоит: Верховного Суда РФ, Верховных судов республик в составе РФ, краевых, областных судов, судов автономных округов и автономной области, городских судов Москвы и Санкт-Петербурга, районных (городских) судов. В систему судов общей юрисдикции входят военные суды, действующие в Вооруженных Силах: военные суды гарнизонов, флотилий, армий, флотов и т. д. К ней так же относятся и мировые судьи.

Система арбитражных судоввключает: Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик,краев, областей и других субъектов Российской Федерации. Возглавляется она Высшим Арбитражным Судом РФ.

Суды общей юрисдикции, как общие, так и военные, подразделяются на три звена.Первое звено общих судов составляют районные (городские) суды. Второе звено образуют Верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и автономных округов. Первым звеном военных судов являются военные суды армий, флотилий, гарнизонов. Вторым-военные суды видов вооруженных сил, военных округов, флотов, групп войск. Высшим третьим звеном как общих, так и для военных судов является Верховный Суд РФ, в составе которого действует Военная коллегия.

Суды разделяются на суды первой, второй (кассационной) и надзорной инстанции. Так, мировой судья осуществляет только одну функцию - суда первой инстанции, а областной - сразу три: суда первой, второй и надзорной инстанций. Если суд первой инстанции рассматривает дела по существу, то суд второй или надзорной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции.

В суде первой инстанциидело слушается по существу, исследуются доказательства и выносится решение именем государства. Может быть любой суд, входящий в систему этих судов, как районный, так и Верховный Суд РФ.

Суд второй (кассационной) инстанциипроверяет не вступившие в законную силу приговоры и решения судов первой инстанции на основании жалоб заинтересованных лиц или протеста прокурора. В системе судов общей юрисдикции областные, краевые и иные равные им суды являются кассационной инстанцией по отношению к районным судам, а Верховный Суд РФ - к судам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним. Если же суд второй инстанции выносит определение, то оно вступает в законную силу немедленно и не подлежит ни обжалованию, ни опротестованию в кассационном порядке, однако может быть опротестовано в порядке судебного надзора.

Суд надзорной инстанциипроверяет приговоры и решения судов первой инстанции, вступившие в законную силу, а также решения кассационной инстанции и нижестоящей надзорной инстанции. Верховный Суд РФ также является и кассационной, и высшей надзорной инстанцией. Протест в порядке надзора в пределах своей компетенции могут принести: председатели областных и соответствующих судов, председатели Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и их заместители, прокуроры республик, краев, областей. Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители.

 

 

megaobuchalka.ru

25.Исполнительная власть, ее признаки. Система исполнительных органов в России.

Исполнительная власть — один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия.

Основное назначение исполнительной власти в Российской Федерации - организация практического исполнения Конституции России и законов РФ в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путём реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

Признаки исполнительной власти:

• является самостоятельной ветвью единой государственной власти;

• выступает в качестве подзаконной по отношению к представительной (законодательной) власти;

• осуществляется органами исполнительной власти, которые являются органами государственного управления;

• обладает предметно-функциональной самостоятельностью;

• обладает единством, т. е. осуществляется на всей территории Российской Федерации;

• организуется и осуществляется на началах федерализма при разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Федерации;

• ее деятельность носит исполнительно-распорядительный характер;

• носит универсальный характер, т. е. осуществляется постоянно и непрерывно;

• имеет в своем распоряжении определенные средства (ресурсы) для осуществления принудительных функций.

Система исполнительной власти в РФ

Одна из трех ветвей. Совмещает в себе функции всех трех. Монополия в сфере государственного принуждения, управление финансовыми потоками и наименее подконтрольна. Система исполнительной власти в Российской Федерации (РФ).

=> исполнительная власть чрезвычайно сильно влияет на иные ветви государственной власти.

В Конституции из всех трех ветвей власти исполнительная власть "прописана" хуже всего. Конституция в силу специфики политического момента, в который она принималась, не смогла предложить развернутую систему регулирования исполнительной власти. Наличие правительства и косвенное упоминание федеральных министерств.

Система исполнительной власти в РФ строится на след.принципах:

1) Принцип дуализма. Т.к. президент не входит в исполнительную ветвь власти и не является её главой – вопрос о соотношении полномочий президента и правительства. Полномочия по руководству системы исполнительной власти оказались распределены между президентом и правительством РФ. (правовая позиция). Это четко видно в Указе президента РФ «Вопросы системы структуры ФОИВ». => органы, подведомственные президенту и подведомственные правительству. Правительство организационно президенту не подчинено. В результате система исполнительной власти – заложник политических в/отношений между президентом и правительством. При этом по Конституции президент не является руководителем каким-либо ОИВ. => КСуд сказал, что президент осуществляет руководство органами, т.к. он главнокомандующий и кто-то там ещё.

2) + 3) Принцип единства системы исполнительной власти и принцип разграничения предметов ведения и полномочий (принцип федерализма). В унитарном государстве нет смысла провозглашать принцип единства, а в федеративных важно на разных уровнях государственной власти, которые не соподчинены друг другу, обеспечить единство подходов к государственной политике. Но обеспечение единства гос.политики – принцип разграничения предметов ведения. Так или иначе, это баланс. Работают через призму друг друга. По отдельности значения не имеют.

3 вида предметов ведения:

исключительное ведение РФ

совместные предметы ведения,

исключительный предмет ведения субъектов РФ.

В каждой группе предметов ведения принцип единства определяется по-разному.

В рамках исключительных предметов ведения РФ только ФОИВ принимают НА, а исполняют их и ФОИВ (центральные и территориальные), и органы исполнительной власти субъектов.

=> по предметам ведения РФ образуется вертикальная структура.

В сфере совместного ведения ОИВ РФ и ОИВ субъектов формально и фактически не соподчинены друг другу.

=> Каждый из этих органов в рамках своей компетенции принимает акты и их исполняет.

Сфера совместного ведения – ФОИВ и ОИВ СРФ формально и фактически не соподчинены друг другу. Каждая группа органов принимает свои акты и их исполняет

3 Схемы разграничения полномочий в сферах совместного ведения:

 Управление осуществляется 2 не соподчинёнными друг другу органами ИВ РФ и субъекта. Разграничение полномочий может осуществляться по схемам:

– Общее регулирование – детальное регулирование (редко)

– Прямое распределение полномочий между уровнями власти федеральным законом

 Управление осуществляет ОИВ СРФ, которому федеральный орган делегировал свои полномочия

 Полномочия осуществляет территориальный орган ФОИВ, которому субъект РФ делегировал свои полномочия (сейчас не встречается)

По предметам исключительного ведения субъектов – ОИВ субъектов не входят в единую систему ФОИВ РФ.

Система и структура федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации до сих пор подвергается изменениям (т.н. административная реформа). Утверждение структуры ФОИВ осуществляется через Указы Президента РФ.

Подробную детализированную структуру ФОИВ с учетом подведомственности Президенту и Председателю Правительства можно посмотреть на официальном сайте Правительства РФ.

Система федеральных органов исполнительной власти:

1) Министерства. 2) Федеральные службы 3) Федеральные агентства.

В зависимости от направления деятельности ФОИВ определяется кому они подведомственны, Президенту или Правительству. Так, к примеру, Министерство Обороны, МВД, ФСБ, МИД всегда (в новой истории Росси) были подведомственны Президенту; а Министерство Финансов, Министерство регионального развития, министерство транспорта подведомственны Правительству РФ (Председателю Правительства РФ).

На уровне субъектов можно представить обобщенную структуру, характерную для всех субъектов:

Высшее должностное лицо субъекта (Президент республики, губернатор области и др.)

Высший исполнительный орган власти (Правительство или др.; в зависимости от субъекта)

Центральные органы исполнительной власти субъекта специальной компетенции

Территориальные органы специальной компетенции

studfiles.net

Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Новые рефераты:

  • Основные направления в развитии социологической теории ХХ века.
  • Колебательные реакции.
  • Предмет формальной логики.
  • Роль и значение времени в управлении.
  • Античная философия.
  • Социальная поддержка многодетных семей (на примере Архангельской области).
  • Рыночные структуры.
  • Причины и типология кризисов в социально-экономических системах.
  • Этапы реинжиниринга бизнес-процессов. Роль творчества в процессе реинжиниринга.
  • Теоретические аспекты аудиторской проверки материалов.
  • Теоретические основы аудита производственных запасов.

    Главная » Основы государственного управления » Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

    Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
    Юридическую основу органов исполнительной власти субъектов Федерации наряду с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами составляют Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», иные федеральные законы, а также конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Система органов исполнительной власти субъектов РФ устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, закрепленными федеральным законом. Система органов исполнительной власти в субъектах РФ устанавливается во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, осуществляющим свою деятельность на постоянной основе. В рамках предоставленных полномочий высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа субъекта РФ): определяет структуру исполнительных органов государственной власти субъекта РФ; представляет субъект РФ в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, подписывает договоры и соглашения от имени субъекта РФ; обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо отклоняет принятые законодательным (представительным) органом государственной власти законы субъекта РФ; формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в соответствии с законодательством субъекта РФ и принимает решение об отставке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ; обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти субъек- та РФ с иными органами государственной власти и в соответствии с законодательством Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями; осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим. Его наименование, структура, порядок формирования устанавливаются конституцией (уставом) и законами субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций. Финансирование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ и возглавляемых им органов исполнительной власти осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ. К основным полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ относятся разработка и реализация мер по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта РФ, участие в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии. Кроме того, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ: 1) осуществляет в пределах своих полномочий меры по защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью; 2) осуществляет в пределах своих полномочий меры по обеспечению государственных гарантий равенства прав, свобод и законных интересов человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств; предотвращению ограничения прав и дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; сохранению и развитию этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, проживающих на территории субъекта РФ, их языков и культуры; защите прав национальных меньшинств, социальной и культурной адаптации мигрантов; профилактике межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечению межнационального и межконфессионального согласия; 3) разрабатывает для представления высшим должностным лицом субъекта РФ в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ проект бюджета субъекта РФ, а также проекты программ социально-экономического развития субъекта РФ; 4) обеспечивает исполнение бюджета субъекта РФ и готовит отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития субъекта РФ для представления их высшим должностным лицом субъекта РФ в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ; 5) формирует иные органы исполнительной власти субъекта РФ; 6) управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ, а также федеральной собственностью, переданной в управление субъекту РФ в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; 7) вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством России изданные ими право- вые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам субъекта РФ, а также вправе по этому поводу обратиться в суд; 8) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными ст. 78 Конституции РФ. Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, конституции (устава) и законов субъекта РФ издает указы (постановления) и распоряжения. Акты высшего должностного лица субъекта РФ и акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению в субъекте РФ. При характеристике полномочий органов исполнительной власти субъектов РФ необходимо учитывать особенности их финансового обеспечения. Полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам ведения субъектов РФ осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций). Полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, установленным Конституцией РФ, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), хотя возможно дополнительное финансирование за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. К полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относятся вопросы, урегулированные п. 2 ст. 263 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Такой круг вопросов является исчерпывающим, он не может быть изменен иначе как путем внесения изменении или дополнении в названный пункт Федерального закона. По этим вопросам органы государственной власти субъекта РФ имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов РФ, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих данное право. До принятия федеральных законов по предметам совместного ведения, а также по вопросам совместного ведения, не урегулированным федеральными законами, законами субъекта РФ, могут устанавливаться не указанные В п. 2 ст. 26' названного Закона ПОЛНОМОЧИЯ органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет и в пределах средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам. Федеральные законы, предусматривающие передачу отдельных полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения органам государственной власти субъектов РФ, должны содержать положения, определяющие: 1) права и обязанности высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) по осуществлению соответствующих полномочий, в том числе право по определению структуры органов исполнительной власти субъекта РФ, реализующих указанные полномочия, и назначению руководителей таких органов; 2) порядок представления высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) органам государственной власти субъекта РФ отчетности по установленной форме об осуществлении переданных полномочий, в том числе о достижении целевых прогнозных показателей и расходовании субвенций из федерального бюджета; 3) права и обязанности федеральных органов исполнительной власти по осуществлению указанных полномочий органами государственной власти субъекта РФ; 4) полномочия федеральных органов исполнительной власти по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти субъектов РФ соответствующих полномочий, а также основания и порядок отмены актов органов государственной власти субъектов РФ и основания и порядок изъятия соответствующих полномочий у органов исполнительной власти субъекта РФ, возмещения субвенций, предоставленных бюджету субъекта РФ для осуществления соответствующих полномочий; 5) способ (методика) и (или) федеральные стандарты расчета нормативов для определения общего объема субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов РФ для осуществления соответствующих полномочий. Правительство РФ может устанавливать прогнозные показатели и критерии оценки эффективности деятельности органов государственной власти субъектов РФ, а также передавать в пользование и управление либо в собственность субъекта РФ материальные объекты, необходимые для осуществления соответствующих полномочий. Органы государственной власти субъекта РФ имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им полномочий в порядке, установленном законом субъекта РФ. Органы исполнительной власти субъектов РФ, на которые возложено управление конкретными областями, сочетают в себе те же принципы и подходы к организации и функционированию, что и федеральные органы исполнительной власти, хотя имеются и некоторые организационные различия. Например, в Республике Хакасия систему органов исполнительной власти образуют: министерства (возглавляемые министрами), проводящие государственную политику и осуществляющие управление в установленной сфере деятельности, а также координирующие деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти Республики Хакасия; государственные комитеты (возглавляемые председателями), осуществляющие, в том числе и на коллегиальной основе, межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности; комитеты при Правительстве Республики Хакасия; управления; государственные инспекции (возглавляемые председателями, начальниками, руководителями соответственно), осуществляющие специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах ведения. Кроме того, в систему органов исполнительной власти входят аппарат Правительства Республики Хакасия, а также постоянное представительство Республики Хакасия (возглавляемое министром), обеспечивающие осуществление оперативной связи от имени Республики Хакасия с федеральными органами государственной власти, научными и общественными организациями Российской Федерации, а также стран СНГ в г. Москве. В Алтайском крае систему органов исполнительной власти Алтайского края составляют Администрация Алтайского края и иные органы исполнительной власти, образуемые Администрацией Алтайского края. Такие органы создаются в форме главных управлений и инспекций Алтайского края. Система органов исполнительной власти Москвы представлена департаментами, комитетами, главными управлениями, управлениями, инспекциями, а также территориальными органами — префектурами административных округов, префектурами и управами.   Лекция, реферат. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

    Оглавление книги открыть закрыть

     

     

referatwork.ru

Исполнительная власть - это... Что такое Исполнительная власть?

Исполнительная власть — один из видов самостоятельной и независимой[1] публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Основное назначение исполнительной власти в России — организация практического исполнения Конституции РФ и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

Структура исполнительной власти

  • органы исполнительной власти;
  • государственные служащие;
  • юридическая (правовая) структура — система норм, определяющая степень компетенции органов власти и должностных лиц.

Признаки исполнительной власти

  • является ограниченной и относительно самостоятельной ветвью государственной власти;
  • является проводником государственной политики в жизнь;
  • подзаконна по своему характеру и задачам;
  • объективирована в виде хорошо организованной системы органов исполнительной власти;
  • её деятельность является исполнительно-распорядительной и носит постоянный, непрерывный во времени характер;
  • является исключительным обладателем материальных ресурсов и властных полномочий принудительного характера.

Функции исполнительной власти

  • подзаконодательное регулирование;
  • осуществление управленческой деятельности, направленной на исполнение законов и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества;
  • административное правоприменение;
  • осуществление политики государства по лицензированию, регистрации и сертификации;
  • административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил;
  • охрана правопорядка, то есть непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества;
  • информационное обеспечение органов государственной власти

В различных государствах

Империя Инков

Система государственного управления хозяйством в Империи инков (реконструкция — А.Скромницкий).

В Империи инков была своеобразная структура исполнительной власти: наличие диархии, секретариата, института заместителей, ревизоров, комиссаров, управленцев различных уровней.

Примечания

  1. ↑ Но при этом, исполнительная власть подзаконна, то есть зависит от законов.

Ссылки

См. также

med.academic.ru