Основные экономические показатели - критерии оценки деятельности предприятия. Показатели деятельности компании


Основные показатели деятельности предприятия, его стабильность и эффективность

Достаточное количество продукции, реализованной на рынке, покрывает расходы, затраченные на ее производство, иначе говоря, ее абсолютную себестоимость. Последующие продажи будут приносить прибыль. Размер прибыли будет зависеть от того, в каком соотношении находятся (по результатам анализа) условно-постоянные затраты, и изменяющиеся условно-переменные, в составе полной себестоимости. Когда проданное количество продукции дойдет до минимальной планки, достаточной для покрытия себестоимости, тогда прибыль начнет расти быстрее, чем растет объем затрат и появится возможность для развития и инвестиций.

Постоянный  анализ и определенные основные показатели деятельности предприятия дают верное представление о его доходности или убыточности. Если предприятие сокращает хозяйственную деятельность, то прибыль снижается, а убытки увеличиваются с опережением темпов уменьшения объема продаж.

Основные показатели деятельности предприятия – это его результативность. Произвести расчет можно по следующей формуле:

Пр = Впр – Зпр

В данном расчете: Пр – прибыль, полученная от продажи продукции.Впр – выручка, полученная от реализации продукции.Зпр – сумма издержек, затраченных на сбыт и производство продукции.

По показателям расчета будет виден экономический эффект, который характеризует бизнес, как приносящий прибыль и превышающий расходы. Показатель экономического эффекта сопоставляет уровень затрат и ресурсов, израсходованных на его достижение. Однако такой показатель, как доходность остается за рамками данного анализа и оценки деятельности.

Рентабельность, величина чистой прибыли, окупаемость затрат, экономическая эффективность - это основные показатели деятельности того или иного бизнеса. Рентабельность дает представление о том, насколько быстро окупятся затраты и предприятие будет приносить прибыль.

Расчет рентабельности:

  • Продукция: R п =отношение прибыли от продаж (реализации) / делить на полные затраты.
  • Активы: это R а = отношение прибыли (по отчетному периоду) / итог СБ. Где СБ - средний баланс. Расчет показывает, как использованы оборотные и основные средства, насколько эффективно и представляют ли интерес для финансовых и кредитных учреждений, для партнеров по бизнесу.
  • Основной капитал: R ок = балансовая прибыль / делить на ССОК. Где ССОК - средняя стоимость (основного капитала).
  • Собственный капитал: R ск = чистая прибыль/делить на среднюю стоимость ОС. Этот показатель характеризует, какая часть прибыли приходится на каждый рубль, вложенный собственником. ОС - основной капитал.
  • Окупаемость капитала: Т = капитал/чистая прибыль. Расчет показывает, как скоро окупятся средства, вложенные в предприятие, если условия финансово-хозяйственной деятельности не изменятся.  

Основные показатели деятельности предприятия формируют «точку безубыточного ведения деятельности», которая может быть сведена к ответу на вопрос: какое количество продукции нужно продать для покрытия расходов на ее производство и возмещение условно-переменных затрат. На основании анализа цена единицы продукции устанавливается в соответствии со всеми условно-переменными затратами, для того, чтобы полностью их покрыть и получать стабильную прибыль.

Показатели, в соответствии с требованиями рынка, можно соотнести с двумя группами:

•  Оценочные, которые характеризуют результаты той или иной деятельности и достигнутый уровень развития.

•  Затратные, которые отражают затраты на осуществление видов производства и деятельности.

Деление достаточно условное и характеризует относительные показатели деятельности предприятия. Вид и направленность анализа зависят от целей,  которые ставятся перед ним. Так, издержки производства могут рассматриваться как оценка достигнутого уровня затрат, но уровень может стать количеством, когда планируется производить не единицы продукции, а предоставлять услуги. То же самое можно сказать и о таком показателе, как прибыль, которая для арендодателя стоит не на первом месте, для него важнее движение и статистика ликвидности компании.

Поэтому оценка общих объемов продаж, валовой прибыли и чистой прибыли (после того, как уплачены налоги и проценты по кредитам и займам), экономической эффективности, оборот капитала - это основные показатели деятельности предприятия, характеризующие его положение на отчетный период. 

fb.ru

Основные экономические показатели - критерии оценки деятельности предприятия

 

В современных рыночных условиях постоянно существуют определенные риски в коммерческой, хозяйственной и производственной деятельности. Например, при производстве определенного изделия существует вероятность недостаточного спроса на него, а, следовательно, потеря прибыли и банкротство. При стремлении к максимальному снижению степени риска необходимо проводить тщательные экономические расчеты результатов деятельности субъекта хозяйствования на различных участках деятельности с последующим их анализом и оценкой. Основные экономические показатели предполагают наличие определенных критериев оценки, а также для их определения используются соответствующие методики расчета и обобщения.

Разнообразие показателей связано с таким же многообразием признаков и свойств коммерческой и производственной деятельности предприятия. При этом специалистами доказано, что основные экономические показатели не обладают абсолютной универсальностью, и могут использоваться только в комплексе. Именно поэтому в практической деятельности используется система таких критериев, которые связаны между собой и отображают многие стороны деятельности хозяйствующего субъекта.

Основные экономические показатели предприятия бывают общими, групповыми и индивидуальными. Исходя из целей анализа, данные параметры могут быть выражены в абсолютной, относительной или усредненной величине. Сам по себе показатель является таковым только в случае, когда имеет качественную определенность. Иначе – это простое число, ничего не обозначающее.

Двадцать лет назад в России были полностью сформированы основные экономические показатели со своей методикой расчета, но они были сориентированы на централизованную плановую хозяйственную систему. Уже в процессе политических преобразований в стране указанная система критериев стала претерпевать определенные изменения и адаптироваться под новые условия хозяйствования. Например, при плановом типе хозяйствования основные показатели эффективности заключались в анализе таких характеристик, как выпущенный объем продукции и выполнение плана. При рыночных условиях главными критериями успешности предприятия являются следующие: рентабельность, объем продаж и, конечно же, прибыль.

Основные экономические показатели исходят из требований рынка и подразделяются на:

- оценочные, которые дают характеристику достигнутого уровня развития предприятия;

- затратные, которые отражают величину затрат на осуществление основных видов деятельности субъекта.

Данную классификацию можно считать условной и зависящей от поставленных целей при проведении анализа. Например, критерий «издержки производства» можно рассматривать в качестве оценочного, характеризующего уровень затрат, а можно как затратный, так как позволяет установить величину затрат при оказании услуг.

Подобной точки зрения придерживаются ученые и при выстраивании показателей по значимости. Например, прибыль при своей важности для хозяйствующего субъекта может оставить абсолютно равнодушным к ней арендодателя, которого интересует в большей степени ликвидность компании. Акционеры же проявляют наибольший интерес к размеру дивидендов и курсу акций.

Исходя из изложенного, можно сформулировать такие основные экономические показатели:

- объем продаж предприятия;

- валовая и чистая прибыль;

- прибыль после уплаты различных процентов, начисленных по кредитам и прочим займам;

- чистая прибыль, полученная после всех вычетов в виде налогов и прочих дополнительных платежей;

- производительность предприятия как в целом, так и ее конкретных элементов;

- ликвидность активов.

 

fb.ru

Финансовые показатели оценки деятельности организаций и их недостатки

    Одним из главных атрибутов системы сбалансированных показателей являются финансовые показатели оценки деятельности организации, так как собственника всегда в первую очередь интересуют показатели финансовой отдачи на вложенные средства.

    Показатель - это признак, характеризующий какую-либо одну сторону явления, действия, их количественную или качественную характеристику (сторону) или степень выполнения определенной задачи. Они разрабатываются на основе приоритетов стратегического плана, в котором содержатся ключевые факторы развития бизнеса и критерии выбора наиболее интересных для менеджеров показателей.

    Совокупность показателей, характеризующих деятельность предприятия, разделяют на:

  • Масштабные показатели - иллюстрируют достигнутый уровень предприятия (основные и оборотные фонды, уставной капитал и т. п.).
  • Абсолютные показатели - итоговая величина за интервал времени (оборот, прибыль, затраты т. п.).
  • Относительные показатели - отношение двух показателей из первых двух групп.
  • Структурные показатели - доля отдельных элементов в итоговой сумме.
  • Приростные показатели - изменение показателей за период по отношению к начальному значению.

    Подавляющая часть финансовых показателей рассчитывается по данным баланса и отчета о прибылях и убытках; причем расчет может выполняться либо непосредственно по данным отчетности, либо при помощи агрегированного баланса.

    Выделяют следующие финансовые показатели оценки организации:

  • показатели имущественного положения;
  • показатели финансовой устойчивости;
  • показатели деловой активности;
  • показатели ликвидности;
  • показатели рентабельности.

    Единых нормативных критериев для оценки показателей деятельности предприятия не существует. Они зависят от многих факторов: отраслевой принадлежности, принципов кредитования, сложившейся структуры источников средств и др.

    Основными показателями, характеризующими имущественное положение организации являются актив и пассив. Финансовое положение может быть охарактеризовано как на краткосрочную, так и на долгосрочную перспективу. В первом случае говорят о ликвидности и платежеспособности коммерческой организации, во втором случае – о ее финансовой устойчивости. Показатели деловой активности используются для анализа текущей производственной и коммерческой деятельности предприятия. Для оценки уровня эффективности финансово-хозяйственной деятельности применяются показатели рентабельности, характеризующие прибыльность организации.

    Таким образом, практически всё финансовые показатели используют главный итоговый финансовый документ предприятия, которым является бухгалтерская отчетность. Именно на её основе можно практически полностью оценить финансовое состояние предприятия.

    Несмотря на большое количество преимуществ финансовых показателей, и то, что без них нельзя провести полноценный анализ организации, всё же они не достаточны. При всей своей важности они не всегда позволяют полно определить, насколько эффективно работает организация, ее подразделения, менеджеры или ключевые сотрудники.

    Успех бизнеса в традиционных областях часто основан на экономии за счет роста масштабов и/или объемов производства, и поэтому связан с эффективным распределением финансового и физического капитала, что хорошо поддается наблюдению и удачно контролируется с помощью финансовых показателей. Тем не менее, в наукоёмких отраслях всё важнее становится возможность мобилизовывать и эксплуатировать ресурсы, основанные на знаниях.

    Кроме того, установка на использование только финансовых показателей стимулирует достижение лишь краткосрочных результатов. Применение же ещё и нефинансовых показателей позволяет строить долгосрочные стратегии. Это означает, что финансовое будущее компании можно надежно прогнозировать, а ожиданиями инвестора – управлять досрочно, контролируя определенные нефинансовые индикаторы.

Ведь, рентабельность или прибыль компании не всегда свидетельствует о ее «здоровье» и успешности, т.к. финансовые показатели, базируясь на бухгалтерской отчетности, отражают эффективность деятельности компании в прошлом, не позволяя диагностировать и устранять проблемы в «режиме реального времени». Поэтому есть риск, что когда эти проблемы найдут свое отражение в финансовой отчетности, устранять их уже может быть поздно. То есть, ценность финансовых показателей для принятия стратегических управленческих решений значительно уменьшается.

    Кроме того, финансовые показатели позволяют оценить только те эффекты, которые можно выразить в денежном эквиваленте, то есть оценить непосредственный эффект. Однако не всегда существует возможность представить в денежном выражении абсолютно все преимущества, которые получает компания от реализации тех или иных мероприятий. К тому же финансовые показатели характеризуют лишь финансовые аспекты деятельности компании, но не позволяют раскрыть ряд других важных аспектов. Для оценки успеха и эффективности работы компании в условиях современного бизнеса также не менее важно знать степень лояльности клиентов и эффективность цепочки отношений с ними, определить инновационный потенциал компании и понимать, насколько квалифицированы и мотивированы сотрудники, а также многое другое.

Тем не менее, получение доходов остается главной целью любого частного бизнеса. Поэтому, очень важно выбрать правильные финансовые и нефинансовые показатели, касающиеся и клиентов, и процессов, и развития, а регулярные финансовые отчёты и финансовые показатели должны по-прежнему играть значительную роль, напоминая руководству компании, что улучшенные качество, сроки выполнения, производительность и развитие новых продуктов являются средством достижения поставленных целей, но не самоцелью. Это даст положительный эффект тогда, когда активы организации будут использоваться на очень эффективном уровне.

У уважением Молодой аналитик 

humeur.ru